Эйдотехника это – . , — .

Эйдетизм — Википедия

Эйдети́зм (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид;) — особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы и иные сенсорные модальности (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные).

Эйдетические образы отличаются от образов восприятия тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие.

Виктор Урбанчич[править | править код]

Считается, что одним из первых описал феномен эйдетизма сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году.

Марбургская психологическая школа[править | править код]

Теория, предметом которой была эйдетическая способность — особый вид образной памяти человека, — разрабатывалась на протяжении 1920—1940-х гг. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йенша. Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма[1]. После 1933 года в гитлеровской Германии Э. Йеншем и его единомышленниками стала развиваться «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная концепция, объединяющая эйдетику и национал-социалистические идеи и лозунги.

Советская психология[править | править код]

В СССР большое внимание эйдетике уделял Л. С. Выготский[2][3]. Также в СССР в 1920—1930-е гг. вопросами эйдетики занимались В. А. Артёмов, П. П. Блонский, Н. Ф. Добрынин, П. Л. Загоровский, М. П. Кононова[4], С. В. Кравков, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов, Б. М. Теплов, Г. С. Фейман, Л. М. Шварц, Ф. Н. Шемякин, Н. Д. Шрейдер, П. О. Эфрусси и другие. Помимо научных статей следует также отметить статьи об эйдетизме во втором и третьем изданиях Большой Советской Энциклопедии, в Философском энциклопедическом словаре и в психологических словарях.

Самые первые упоминания эйдетики встречаются в «Педологии» П. П. Блонского и «Очерках психологии» С. В. Кравкова, изданных в 1925 году. В этих работах прежде всего обращается внимание на большое теоретическое и практическое значение эйдетизма как особого, ранее не изучавшегося вида памяти. Первой советской работой, содержащей серьёзный теоретический анализ эйдетических идей, следует считать вышедшие в 1927 г. «Психологические очерки» П. П. Блонского. В этой книге содержится большое количество конкретной и точной информации: перечисляются основные проблемы и понятия эйдетики, приводятся результаты экспериментов, выдержки из протоколов, указываются и оцениваются первоисточники и т. д.

В 1933 г. вышел в свет 63‑й том Большой Советской Энциклопедии, где содержалась обширная статья А. Р. Лурия «Эйдетизм». Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком АПН СССР А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти»[5].

Следует сказать, что оценка эйдетики в СССР всегда зависела не столько от собственно научных факторов, сколько от идеологической обстановки в стране. В этом плане чётко выделяются два этапа. В 1920‑е — начале 1930-х годов требование критического отношения ко всей зарубежной психологии ещё не заслоняло и не заменяло собой полностью этапов изучения и усвоения. До превращения в нацистскую науку эйдетика воспринималась и оценивалась в советской психологии точно так же, как и другие современные зарубежные теории: фактология признавалась, а теоретические построения критиковались за несоответствие марксизму. При этом среди советских психологов существовал довольно широкий спектр мнений в оценках эйдетики

[6] — от заинтересованности, признания и согласия по многим вопросам в сочетании с обязательными критическими оценками (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Л. Загоровский, А. Р. Лурия, И. В. Страхов и другие) — до почти полного отрицания. Так, Л. М. Шварц в 1930 году писал: «В нашей психологической и педологической литературе учение Йенша не встретило должной критической оценки. Многие положения марбургской школы, воспринятые на веру нашими авторами, неприемлемы и открывают возможность проникновения через них явно идеалистических моментов в психологию».

Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в «интеграционную типологию», запрет в СССР в 1936 году педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в СССР были полностью свёрнуты.

Исторически и содержательно точная характеристика эйдетики подразумевает рассмотрение во взаимосвязи, преемственности и единстве трёх её сторон (уровней, проблемных областей):

  1. эйдетизм (эйдетические образы, Anschauungsbilder) как эмпирический и экспериментальный феномен, как особый вид памяти и, соответственно, эйдетика как частная научная теория, этот феномен объясняющая;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория, находящаяся на уровне общетеоретических, философских и методологических проблем психологии;
  3. «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная, расистская и фашистская по своей сути, псевдонаучная концепция, которая в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем и его единомышленниками после 1933 г. путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов.

Тренировка эйдетических способностей и эйдотехника[править | править код]

И. Шульц описал неоднократные случаи шизофрении с попытками самоубийств, возникшие в итоге неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетические образы. М. Зощенко описал ряд подобных случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».

В качестве лечения И. Шульц предложил вновь вызывать эйдетические образы, только делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в довоенной работе одного из сотрудников Шульца К.Томаса[7]. Подход оказался успешным.

Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил шахматных гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии.

Э. Йеншем[8] и его сотрудниками (в школу Э. Йенша входили его брат Вальтер Йенш, О. Кро, А. Рикель, Г. Фишер и др.) была разработана классификация степени выраженности эйдетизма:[1]

  • Нулевая степень (0): образуется только послеобраз с нормальными признаками, как правило непродолжительный, другого цвета (например, лампочка была белой, а блики в глазах стоят другого цвета и быстро исчезают).
  • Первая степень (1): для появления образа необходимо закрепление; послеобраз проявляет признаки зрительного образа (отклонение от закона Эммерта).
  • Вторая степень (2): фиксация необходима, слабые зрительные образы; отклонение от закона Эммерта, отклонение величины и формы зрительных образов при воздействии звуковым сигналом (свистком).
  • Третья степень (3): зрительные образы слабой и средней ясности появляются от несложных объектов без применения фиксации; от сложных объектов могут быть видны частные детали.
  • Четвёртая степень (4): ясные и полные зрительные образы формируются от сложных объектов.
  • Пятая степень (5): зрительные образы видны ясно и со всеми мелкими деталями (3).

На базе тех же исследований была предложена классификация людей, способных к эйдетическим представлениям:

  1. «Т-тип» эйдетиков («Tetanoider Type») — у них представления эйдетические весьма стойки и не пропадают даже после длительной посторонней стимуляции, иногда обретая характер навязчивости; название типа дано по аналогии с названием мышечных спазмов «tetanie»;
  2. «В-тип» («Basedowider») — другой тип эйдетиков — оказывается способным к произвольному пробуждению эйдетических представлений и сознательному вмешательству в их развёртывание соответственно своим намерениям.

Согласно В. Йеншу, эти типы эйдетиков базируются на конституциональных предпосылках и, выступая в единстве с определённым типом мимики и движений, с особенными гормональными процессами, предстают и как проявление типологии характеров

Люди, предположительно обладавшие выдающейся эйдетической памятью[править | править код]

  • Илон Маск
  • Джон фон Нейман
  • Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) — русский исследователь, путешественник, натуралист. Был наделён уникальной фотографической памятью, не раз выручавшей его на экзаменах, на съемках местности и в дальнейших исследованиях. Мог цитировать страницы слово в слово, при этом не забывая их годами.
  • Антонио Мальябеки (1633—1714) — итальянский библиофил и библиотекарь из Флоренции, знавший к концу жизни практически наизусть все прочитанные им книги из собственной библиотеки (40 тысяч книг и 10 тысяч рукописей).
  • Шерешевский, Соломон Вениаминович (1886—1958) — журналист, писатель. Его необычная память была выявлена главным редактором, посоветовавшим вскоре журналисту обратиться к психологу, которым оказался будущий академик А. Р. Лурия, написавший о последовавших десятилетиях изучения им этого явления ряд работ, наиболее известной из которых в широких читательских кругах является «Маленькая книжка о большой памяти» (М.: МГУ, 1968).
  • Рональд Рейган (1911—2004) — 40-й президент США. В детстве обладал уникальной зрительной памятью, позволявшей ему запоминать буквально с одного взгляда целые страницы текста[9].
  • Ким Пик (1951—2009) — читал со скоростью 4—5 секунд на страницу текста, к концу жизни практически наизусть знал 12 тысяч ранее прочитанных книг, помнил карты всех городов и автомагистралей США, оперировал днями недели в календаре за последние 2000 лет.
  • Горный, Юрий Гаврилович — артист оригинального жанра, воспроизвёл в усложнённом виде многие выступления Вольфа Мессинга, Соломона Шерешевского и других деятелей данного жанра.
  • Максим Горький — русский писатель. Обладал даром быстрого чтения и при этом необыкновенно хорошо запоминал прочитанное, что многократно было отмечено в воспоминаниях его современников.
  • Никола Тесла — изобретатель в области электротехники и радиотехники.
  • Таммет, Дениел — высокоодарённый савант с феноменальной эйдетической памятью.
  • Уилтшир, Стивен — британский архитектурный художник, отличающийся феноменальной способностью по памяти воспроизводить архитектурные пейзажи, увидев их лишь один раз.
  • Айвазовский, Иван Константинович — русско-армянский художник-маринист, баталист, обладал превосходной зрительной памятью, большинство из своих 6 тысяч полотен написал по памяти. Существует метод тренировки зрительной памяти, названный в его честь.

В массовой культуре[править | править код]

  • Главный герой сериала «Клиника (телесериал)» Джон Дориан является эйдетиком.
  • Главный герой фильма «Человек дождя», Рэймонд Бэббит имеет эйдетическую память и выдающиеся математические способности.
  • Герой сериала «Теория Большого взрыва» Шелдон Ли Купер имеет эйдетическую память.
  • Главный герой сериала «Форс-мажоры» («Suits») Майкл Росс обладает эйдетической памятью.
  • Главный герой фильма «Умница Уилл Хантинг» обладает феноменальным интеллектом и великолепной эйдетической памятью, при помощи которой ему с лёгкостью удаётся накапливать энциклопедические знания в огромных масштабах.
  • Один из главных героев сериала «Мыслить как преступник», Доктор Спенсер Рид, имеет эйдетическую память.
  • Один из героев сериала «Метод», Виталик. Имеет эйдетическую память, «Резервная копия» Меглина.
  • Одна из героинь сериала «Анатомия страсти» Лекси Грей имела эйдетическую память.
  • Героиня фильма «Девушка с татуировкой дракона» Лисбет Саландер обладала эйдетической памятью.
  • Главный герой сериала «Квантовый скачок», доктор Сэмюэл Беккет, обладает крайне высокими интеллектуальными способностями, в том числе великолепной фотографической памятью, что неоднократно упоминается в сериале.
  • Героиня аниме-сериала «Стальной алхимик» Ческа, обладая эйдетической памятью, помнила все книги, прочитанные ей в ходе работы в библиотеке, с помощью чего она дословно воспроизвела каждую после уничтожения самой библиотеки.
  • Изобретатель метапроптизола Лыжин в фильме «Вход в лабиринт» по роману братьев Вайнеров «Лекарство против страха».
  • Главный герой сериала «хороший доктор»
  • Главный герой сериала «Ганнибал» Уилл Грэмм
  • Один из героев романа «Замок», Варнава. С точностью слово в слово запоминал все поручения К.
  • Главный герой фильма «Доктор Стрендж» Стивен Стрендж
  • Anna Arnaudo (2000) «Eidetic Imagery: Raising More Questions than Answers» Biology-202, Second Web Report, Bryn Mawr College.
  • Haber R. N., Hershenson М. «The psychology of visual perception», N. Y., 1973.
  • Jaensch E.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925;
  • Jaensch E.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie, 1941
  • Jaspers K., Allgemaine Psychopatоlоgie. 2 Aufl. Berlin, 1920
  • Блонский П. П. Педология. М.: Работник просвещения, 1925.
  • Богданчиков С. А. Судьба эйдетики в советской психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2.
  • Выготский Л. С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». [Сб. ст.] М.- Л., 1930 (повт. изд: «Хрестоматия по ощущению и восприятию». М., 1975)
  • Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т. II. Вып. I. С. 83-92.
  • Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1929. № 1. С. 60-82.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: МГУ, 1968.
  • Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2 т. М.: Эйдос, 1994.
  • Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 2008. — ISBN 978-5-271-18770-4.
  • Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст. — М., 1935.
  • Эйдетизм — статья из Большой советской энциклопедии.

ru.wikipedia.org

Развитие образной памяти

Начать свою статью я решила с теста.

Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу. Оцените теперь себя по следующей шкале:

Не вижу ——————————————————-0

Еле заметны черты, которые быстро исчезают————-1

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый—————2

Устойчивый черно-белый образ——————————3

Устойчивый цветной образ————————————4

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами—5

Можете изменить его цвет, форму и т. д. ———————6

Вы согласитесь со мной, что в нас преобладает 1 – 2 уровень. Тогда я должна сказать парадоксальную вещь – все, что я сейчас буду рассказывать об образной памяти, будет или не понятно или даже не принято в себя. Так как у нас у взрослых преобладает словесно-логическая память, мы практически утратили возможность оперировать образной памятью. Но почему же все-таки “Образная память”?

Объем памяти.

Измерить объем памяти пока никому не удалось. Ученые полагают, что он соизмерим с объемом информации, которая хранится в государственной библиотеке им. В. И. Ленина. По мнению американского исследователя С. Коэна: “мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг работает лишь на ничтожную часть своей мощности. Психологи все чаще высказывают мысль, что возможности людей, которых мы называем талантами, гениями – не аномалия, а норма. Задача заключается в том, чтобы раскрепостить мышление каждого, повысить его КПД, начать использовать, наконец, колоссальный кредит, отпущенный нам природой. Очевидно, чтобы справиться с такой задачей, первым делом нужна хорошая память.

Понятие образной памяти.

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Вырабатывалась самая лучшая форма запоминания: память на звуки, запахи, цвета и т. д. Причем, память яркая, четкая – человек этим жил. Т. о, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг: чтобы улучшалась память – надо все время специально учиться и тренироваться; для того чтобы учиться, нужна память.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, слова, буквы) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление – это схема. И образы вставляются в нее как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали.

Функциональная межполушарная асимметрия мозга.

Почему же так? Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое – образное полушарие, левое словесное. Правое – это эмоции, левое – разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть – в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ – модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом, не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно.

Но наша цивилизация вторглась и сюда. 90% информации подается в усеченном виде – голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т. д. В одном полушарии оно впечатывается, в другом — бесформенное пятно. Отсюда неконтролируемое забывание, дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие.

Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип: “Повторение – мать учения”. Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет.

А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Никаких стрессов, уверенность в себе, умственная работа становится творческой. Не тратишь время на зубрежку – оно освобождается для более продуктивной деятельности. Сумел вообразить – значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял – представил. Представил – уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества, восстанавливать целую картинку после беглого взгляда и т. д.

Межполушарная функциональная ассиметрия мозга явилась революцией в физиологии и психологии. Человек не рождается с ней. Активная умственная деятельность способствует специализации полушарий.

Различные авторы на основании результатов исследований приходят к выводу, что в первые годы жизни доминирует правое полушарие и только, начиная с 10-летнего возраста – левое. Если дети попадают в атмосферу разностороннего развития, когда активация левополушарных компонентов мышления уравновешивается стимуляцией образного мышления, они могут развить свой творческий потенциал очень высоко. Можно предполагать, что “аналитиками” дети становятся в результате особенностей воспитания дошкольного и раннего школьного. Стиль мышления, господствующий в семье, оказывает очень большое влияние на ребенка даже без всяких целенаправленных усилий со стороны родителей. А уже через 1 год посещения детского сада мышление становится логическим.

Итак, два пути развития образного мышления:

  • введение элементов образности в абстрактный материал и установление смысловых связей в разнородном конкретном материале;
  • целенаправленная работа по развитию как теоретического, так и образного мышления.

Однако приходится сожалеть, что в повседневной школьной практике не существует системы стимуляции воображения в обучении, тогда как развитию умения анализировать, абстрагировать, обобщать и т. д. посвящено многое (пример, описанный в книге К. Паустовского “Далекие годы”: У учителя географии Черпунова стояли на столе бутылки с желтоватой водой, залитые сургучом. На каждой бутылке была наклейка: “Вода из Нила”, “Вода из реки Лимпопо” … Старый учитель любил показывать эти бутылки на уроке. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира. “Смотрите, — он взбалтывал бутылку, - сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта”. Через несколько лет гимназисты узнали, что в бутылках была обыкновенная водопроводная вода. ) Черпунов придумал эти бутылки с наклейками, считая, что таким путем он дает толчок развитию воображению гимназистов.

Как развивать память.

До появления в свет книги Лурия А. Р. “Маленькая книжка о большой памяти” все приемы укрепления памяти назывались “мнемотехникой”. Лурия впервые ввел разделение на мнемотехнику и эйдотехнику (от слова “эйдос” с греческого – образ). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти.

Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Во многих зарубежных школах учат, как правильно запоминать. Опыт школы “Эйдетики” убеждает, что запоминать мы и так умеем, надо учить не запоминать, а

urok.1sept.ru

Статья (1, 2 класс) по теме: Статья. Технологии развития памяти в начальной школе 1 – 2 классах.

Статья для районной конференции.

Мастер класс. Технологии развития памяти в начальной школе 1 – 2 классах.

Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Зимина Анна Анатольевна, я, преподаватель дополнительного образования ГБОУ школы 102. Работаю по программе «Совершенная память. Технологии развития». Второе название программы, отражающее её содержание и направление, «Игротренинг по развитию памяти».  

Поэтому я предлагаю вам перейти к делу. Мы начнём с главного этапа работы, настройки. Не секрет, что дети попадают на внеурочную деятельность уже уставшие, иногда не с лучшим настроением после учебного дня, и моя задача быстро их перезагрузить, если говорить образным языком. С другой стороны, нам предстоит серьёзная умственная работа, и каждый педагог знает, что гибкость ума – это гибкость рук!

Итак, разминка.

Погреем ладони. Важно, чтобы подушечки пальцев были соединены и хорошо активизировались.

Растираем кисти рук вокруг с усилием – задача максимально активизировать энергетические точки рук.

Растираем запястья рук тоже прикладывая значительное усилие.

Сейчас важно дать почувствовать прилив энергии к кончикам пальцев. Для этого руки опускаем вниз. Если есть возможность опустить руки в низ сидя на стуле, делаем это сидя, если это невозможно, делаем стоя. Стоя наиболее продуктивно.

Максимально высоко поднимаем плечи вверх, стараемся достать уши и резко роняем их в низ. Делаем не менее трёх раз.

Для полноты ощущений закрываем глаза и прислушиваемся к тому, что происходит в наших пальцах.

Мы очень простыми, доступными упражнениями активизировали и прилив энергии к коре головного мозга, и сняли напряжение с плечевого пояса.

 Ещё один важный момент – настройка внимания и самоуправления, то чего нашим воспитанникам очень не хватает.

Гимнастика для пальцев:

Соедините пожалуйста большие и указательные пальцы на обеих руках. Отлично. Теперь меняем позиции пальцев поочерёдно соединяя их с большим пальцем от указательного до мизинца и обратно.

Мы начали собирать своё внимание, а теперь этап самоуправления:

На правой руке мы соединяем большой палец и указательный, а на левой – большой палец и мизинец,

Даём команду нашим замечательным пальцам двигаться навстречу друг другу. Я вижу ваши улыбки, как ощущения?

Всё предельно просто, при этом максимум эффективности.

Теперь можно перейти и к теоретической части.

Память — это накопление прошлого опыта, сохранение и последующее воспроизведение полученной информации.

В зависимости от того, каким путем была воспринята информация, различают:

— зрительную,

— слуховую,

— кинестетическую (тактильную, обонятельную, осязательную и другие) память.

        Современная наука выделяет несколько разновидностей памяти.

        Природная память – непосредственная, кратковременная, непроизвольная. Генетическая способность запечатлевать информацию.

        Культурная память — опосредованная, долговременная, произвольная – мнемотехника. Механическое запоминание с помощью различных средств.

Логическая память – рациотехника. Рациональное задействование мыслительных процессов.

Образная память – эйдотехника. Видение предмета вне зоны восприятия.

Мы знаем, что каждый человек обладает всеми видами памяти. А потенциальные возможности информационной памяти мозга безграничны!

Это утверждение и будем считать отправной точкой.

Остановимся только на наиболее интересных, передовых техниках, способных усилить творческий потенциал учащихся.

И это потрясающая гимнастика для ума! 

Ключевая фраза – девиз программы:

«Я укрепляю свою замечательную память каждый день». Рассмотрим два варианта её запоминания.

Первый метод – эйдотехника.

Эйдотехника – образная память – происходит замена реального предмета на воображаемый. В полной мере эта техника работает  при оживлении всего спектра ощущений: тактильных, мышечных, зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений. Другими словами, выработка навыка оживлять воображаемый образ и стирать его по мере необходимости. И это первое правило работы с нашей памятью.

Для запоминания нашей фразы на каждую первую букву мы придумываем слово-образ.

Предлагаем вспомнить и оживить в своей памяти якорь. Описываем его внешний вид, Представляем какой он на ощупь, как может пахнуть и звучать.

Укрепляю – укроп. Описываем его внешний вид, Представляем как он пахнет, какой на вкус, на ощупь, как может звучать.

Свою – сапоги. Описываем их внешний вид, Представляем как они выглядят, звучат, пахнут, какие на ощупь.

Замечательную – звезда. Описываем внешний вид звезды, Представляем, как она звучат, пахнет, какая на ощупь.

Память – парашют. Представляем как он выглядит, звучит, пахнет, какой на ощупь.

Каждый – клоун. Представляем как он выглядит, как двигается, звучит, какой на ощупь.

День – дорога. Описываем внешний вид, представляем, как она звучат, пахнет, какая на ощупь.

Переключаем внимание на другой вид деятельности.

Гимнастика для пальцев.

Просим назвать все слова-образы по порядку. Сопровождаем ответы картинками.

Второй метод мнемотехника, известный еще от римлян и назван в честь богини памяти Мнемозины.

Давайте немного изменим фразу, пусть будет: «Я укрепляю свою память каждый день»

Образы берём фруктов и овощей. Яблоко, бананы, укроп, свёкла, помидоры, картошка, дыня.

По первому правилу работы с памятью включаем «Яркий образ» — описываем все слова. И применяем второе правило «Метод знакомого пути», берущий своё начало от «Римской комнаты». Раскладываем все предметы по порядку в данном помещении, двигаясь по часовой стрелке.

Коллективная работа всей аудитории.

Запоминание словарных слов.

В таких словах, как, КОЛБАСА, ВОРОНА, КОРОВА, ставим ударение, определяем орфограмму и «включаем яркий образ». Как выглядит колбаса, пахнет, кто какую больше любит. Предлагаю представить, как отрезают кусок, и спрашиваю на что похож срез колбасы? Рисуем цветными карандашами в слове букву О в виде среза колбасы.

Ворона – рисуем гнездо, корова – чашку.

Следующая группа слов: КОМНАТА, ПЕТУХ, МЕДВЕДЬ, ТРОЛЛЕЙБУС.

Делим слово на слоги или на узнаваемые по ассоциациям части.

КОМ —  НА — ТА. Ком чего? Из чего, куда катится? Просим придумать слово, начинающееся на ТА. Придумываем историю: ком на тачке въехал в комнату. Записываем фразу, цветными карандашами выделяем буквы из словарного слова и их же в тексте.

ПЕТ — УХ. Ищем подходящее слово для первой части слова.

Зачитаю детские варианты. ПЕТя УХватил петуха за хвост.

ПЕТя УХодил из школы с петухом.

ПЕТербург УХом слышит петуха.

ПЕТь петух готов на УХ.

ТРОЛ  — ЛЕЙ  — БУС. ТРОЛь ЛЕЙкой поливал БУСы.

Числительно буквенный код. ЧБК.

Это один из наиболее эффективных методов запоминания числовой информации. Он соединяет в себе абстрактно-логический и ассоциативный методы. На основе ассоциативности каждая цифра прочно связывается с определенными буквами (числительно — буквенный код) Все десять цифр нужно обозначить согласными буквами русского алфавита и подобрать однокоренное слово.

0-Н               нос            5-П               пар

1-К               кок            6-Ш              шелк

2-Л               лес             7-С               слон

3-Т               торт           8-В               волк

4-Ч               час             9-Д               дом                  

Зашифруем дату, памятную для нашего города, его день рождения. 27.05.1703. Придумываем слова, используя буквы кода.

2 – Л.   Л . С – Лось, лес, ласточка, лист.

7 – С.

0 – Н.   Н . П – напильник, Нептун, напёрсток.

5 – П

1 – К.   К , С – кость, косуля, каска.

7 – С.

О – Н.  ноты, антенна, нитки

3 –Т.

Придумываем фразу. ЛоСь НаПильником КоСил НоТы.

ЛоСь НаПал на КоСулю, Напуганную Тенью.

В заключении можно сказать, что система мнемотехник представляет собой наиболее быстрый способ максимального использования ресурсов собственной памяти.

Сейчас я прошу вас одним словом охарактеризовать свои впечатления от нашей короткой встречи. Можно с места, а можно дать слово слушателя с первого ряда.

Спасибо за обратную связь.

Список литературы:

  1. Локанова И.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.,2001.
  2. Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. М., 2000.
  3. А. С. Валявский. Как понять ребенка. «Фолио пресс». С-Пб 1998.
  4. Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч.2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. /Гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2003
  5. Мюллер С. Развитие суперпамяти и мышления у детей. Быть отличником просто. – Питер, 2010
  6. Матюгин И.Ю. Конфликты в семье и на работе, Суперпамять, Быстрочтение и мнемотехника и Приемы Эффективного общения. – М.: Рипол Классик, 2003-2008
  7. Матюгин И.Ю. Развитие памяти внимания. – М.:Рипол Классик, 2009
  8. Сунцова А. В. Развиваем память. – М.: Эксмо, 2010

nsportal.ru

💣эйдотехника ✔️



Главная

Loading…


ТЭГИ


приколы видео орел и решка черногория русские молодые политика спорт музыка события факты звёзды Дота 2 женщины альтернатива КВН драки война мультики актёры кино онлайн масяня приколы наруто видеоклипы видеобитва машины видеореклама вконтакте однокласники видеоролик дня видеоролики 2018 видеоролики без смс казино АТО ДНР ополчение смешное видео youtube приколы дом2 драки стоп хам драки я приколы видео дом2 серии дорогой ты где был русские детективные сериалы бэк ту скул пранки над друзьями новые видеоклипы, Поздравления

РЕКЛАМА



ПАРТНЁРЫ


Сообщество


эйдотехника .

Инструктор Школы Эйдотехники Горовая Светлана

Нажми для просмотра
Использова ние приемов и методов мнемотехни ки при запоминани и текстов и публичных выступлени й в базовом…
 
 
 
Тэги:
 
Занятия мнемотехники в Школе Эйдотехники

Нажми для просмотра
Курпель Андрей знакомится с другом Яворским Георгием.
 
 
 
Тэги:
 
Инструктор Школы Эйдотехники Лина Белоус

Нажми для просмотра
Инструктор Школы Эйдотехник и Лина Белоус.
 
 
 
Тэги:
 
Лисенко Оксана инструктор «Школы эйдотехники» о составе числа

Нажми для просмотра
Лисенко Оксана инструктор «Школы эйдотехник и» о составе числа.
 
 
 
Тэги:
 
Изучение состава числа (образовательная мнемотехника)

Нажми для просмотра
Учебно-раз ивающий комплекс методическ их разработок «Числа и их тайны». Серия «Образоват ельная мнемотехн.. .
 
 
 
Тэги:
 
СТВ Светлана Герего

Нажми для просмотра
Эйдотехник а: авторские интерактив ные игры для работы с детьми с общим недоразвит ием речи.
 
 
 
Тэги:
 
Открытие класса Школы Эйдотехники в СОШ № 26

Нажми для просмотра
Выступлени е Геннадия Чепурного на тему «Мнемоте хника» на Днепр Пост.
 
 
 
Тэги:
 
Выступление Геннадия Чепурного на тему «Мнемотехника» на Днепр Пост

Нажми для просмотра
Тризна Петр Николаевич о эйдотехник е.
 
 
 
Тэги:
 
Тризна Петр Николаевич о эйдотехнике

Нажми для просмотра
Инструктор Школи Эйдотехник и проводит урок в своем классе.
 
 
 
Тэги:
 
Инна МИСЮРА Видео урока

Нажми для просмотра
На общероссий ском портале завуч.инфо состоялась презентаци я проекта «Образов ательная мнемотехни ка. Десят…
 
 
 
Тэги:
 
МНЕМОТЕХНИКА на портале Завуч инфо

Нажми для просмотра
Засновнико м центру освітніх технологій Школи Ейдотехнік и є Чепурний Геннадій Анатолійов ич, психолог,…
 
 
 
Тэги:
 
Школа Ейдотехніки на початку розвитку

Нажми для просмотра
из опыта работы воспитател ей.
 
 
 
Тэги:
 
Мнемотехника в детском саду

Нажми для просмотра
Если хотите больше, вам сюда: Гениальный и удивляющий своей простотой метод, …
 
 
 
Тэги:
 
Мнемотехника. Мгновенное запоминание

Нажми для просмотра
А вы можете запомнить 1000 новых слов за день?! Егор Дубровин — мнемотехни к, певец, музыкант. Егор, один из немн…
 
 
 
Тэги:
 
Интервью с вице — чемпионом мира по мнемотехнике Егором Дубровиным. Проект «300 спартанцев».

Нажми для просмотра
Мнемотехні ка (від грец. mneme — пам’ять та techne — мистецтво) — це процес засвоєння нової інформації за допомогою.. .
 
 
 
Тэги:
 
Школа Эйдотехніки на початку розвитку

Нажми для просмотра
В СОШ№21 г.Винницы состоялся Научно-пра тический семинар ПЕРСПЕКТИВ Ы В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИ Я.
 
 
 
Тэги:
 
ПЕРСПЕКТИВЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Нажми для просмотра
Школа Эйдотехник и представля ет: При помощи мнемотехни ки дети изучили систему поздравлен ий мам с празд…
 
 
 
Тэги:
 
Мнемотехника в ДУЗ №12 г.Алупка

Нажми для просмотра
Максим с Донецка за две минуты запомнил цыфры.
 
 
 
Тэги:
 
Черкасы. Семинар мнемотехника.

Нажми для просмотра
г. Ялта г Родительск ий лекторий Чепурной Геннадий «МНЕМОТЕ ХНИКА» На передаче основатель Школы …
 
 
 
Тэги:
 
Чепурной Геннадий о мнемотехнике (Ялта 2012)

Нажми для просмотра
Изучение таблицы умножения в г. Ильичевск в рамках проекта «Образов ательная мнемотехни ка»
 
 
 
Тэги:
 
Мнемотехника: тренер: Парнивода Татьяна

Нажми для просмотра
Фрагмент открытого урока мнемохехни ки в УВК «Школа будущего&quo t; г. Ялта. в рамках тренинга с школой №51 Комсомо…
 
 
 
Тэги:
 
Изучение таблицы умножения . Мнемотехника» rel=»spf-prefetch

Нажми для просмотра
Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 
Фрагмент открытого урока мнемохехники в УВК «Школа будущего» г. Ялта» rel=»spf-prefetch

Нажми для просмотра
Описание отсутсвует
 
 
 
Тэги:
 

funer.ru

О методике Эйдетика

Эйдетика – запатентованная Игорем Юрьевичем Матюгиным в 1989 году методика по развитию памяти, основанная на принципах эйдетизма. 

Эйдетизм рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их.  

Многочисленные эксперименты показали, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти. Отсюда и название методики – «Эйдетика».


В настоящее время в эйдетике используются 27 основных методов развития внимания и памяти, многочисленные упражнения к ним. Эксперименты, международные соревнования (в Минске, Москве, Киеве, Виннице, Осаке, Риге и др.), отчёты талантливых учеников и инструкторов позволили либо открыть заново хорошо известные специалистам приёмы улучшения памяти, либо придумать новые (например, «изменённые модальности», «графические импровизации»). Иногда методы, отвергаемые другими авторами как не очень эффективные, на деле оказались очень полезными (такие, как «метод избыточности»). Вот эти методы.

Мнемотехника:

    • Логические закономерности
    • Последовательные ассоциации
    • Связанные ассоциации
    • Фонетические ассоциации
    • Автобиографические ассоциации
    • Цифро-буквенный код
    • ОГПУ
    • Рациональное повторение

Эйдотехника:

    • Оживление
    • Вхождение
    • Трансформация
    • Образные крючки
    • Соощущения
    • Графические импровизации
    • Трансформации
    • Регрессия
    • Избыточность
    • Метод Цицерона
    • Марка Твена
    • Изменённые модальности
    • Динамическое соответствие
    • Линкольна

Комбинированные методы:

    • Забывание ненужного
    • Фотографическая память
    • Развитие памяти во сне
    • Актера Филозова


Пик эйдетических способностей приходится на возраст от 11 до 16 лет. Существует мнение, что взрослые обладают этой способностью в меньшей степени, и очень немногие сохраняют ее на всю жизнь. Но! Эйдетические способности можно и нужно восстанавливать, можно и нужно развивать, можно и нужно становиться человеком, чьи интеллектуальные возможности расширяются день ото дня.

aksonia.ru