Экспериментальная психология в россии: 26. Развитие экспериментальной психологии в России.

26. Развитие экспериментальной психологии в России.

В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи – психиатры. В 80 – х гг. 19 в. ими были организованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках (в Казани, а затем в Петербурге – В. М. Бехтерев; Москве – Корсаков, Токарский; В Харькове – Ковалевский; Киеве – Сикорский и др.). В этих лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем, включая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, психиатрию. Темами экспериментально – психологических исследований были время протекания психических процессов, различные виды ощущений (зрительные, слуховые, мышечные, температурные, болевые), восприятия, двигательные реакции, внимание, память, явления гипнотизма, эмоции, влияние различных условий на умственную и мышечную работоспособность и др. Официальная психология в лице университетских профессоров не хотела замечать эту работу врачей.

Однако процесс внедрения эксперимента в психологию нельзя было остановить.

Первым психологом, создавшим собственно психологическую лабораторию, был Н. Н. Ланге, который внес огромный вклад в развитие экспериментальной психологии. Его исследования в области восприятия и внимания и основанная на них теория этих процессов – закон перцепции и теория волевого внимания – привели его к выводу о том, что самонаблюдение не может уловить стадии этих процессов, не позволяет вскрыть законы изучаемых процессов. Ланге развивал как главную мысль о том, что «к изучению психологических проблем необходимо приложить тот точный эксперимент, который дал столь блестящие результаты в области естествознания. В обстановке ожесточенных споров постепенно эксперимент входил в психологическую науку в России.

В поддержку эксперимента выступил влиятельный Н. Я. Грот. Он выдвинул задачу разработки собственно психологического эксперимента, который должен, в отличие от эксперимента в естествознании,

учитывать сознание, самосознание человека. Грот поддержал идею Ланге о необходимости учреждения психологических лабораторий при университетах.

В 1901 г. А. П. Нечаев организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Он развернул экспериментально – психологические исследования основ школьного дела. При психологической лаборатории Нечаева в 1904 г. были созданы педологические курсы.

Лазурский А. Ф. выступил за расширение области применения эксперимента, распространив его на исследование личности. В этих целях он разработал метод естественного эксперимента

. Естественный эксперимент подобен клиническому исследованию и заключается в наблюдении по специальной программе за испытуемым, например школьником, в естественных условиях, во время учебных занятий, в подвижных играх, чтении и т. п. Наряду с лабораторными приемами он позволяет исследовать личность человека, его интересы, характер.

Количественный подход к исследованию структуры личности с помощью тестов разработал Г. И. Россолимо, выдающийся детский невропатолог – клиницист. Свой метод экспериментального изучения личности он назвал методом психологических профилей. Он выдели 11 психических процессов (внимание, воля, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность), которые оценивал по 10 – балльной шкале. Методика явилась первым профильным изображением результатов измерения интеллектуальных способностей. Профиль имел диагностическое значение для определения дефектности личности, т. е. отсталости (значительная, средняя или слабая), а также характера отсталости (снижение памяти, недостатки высших психических процессов, слабость психического тонуса).

Крупнейшим событием в истории отечественной экспериментальной психологии явилось открытие Психологического института при историко-филологическом факультете Московского университета, основателем которого был Г. И. Челпанов. Задачу эксперимента он видел в том, чтобы сделать возможным точное самонаблюдение, т. е. подчинил его интроспекции. Челпанову принадлежит заслуга в

продуманной организации обучения психологов экспериментальным методам исследования, в основу которого был положен его учебник «Введение в экспериментальную психологию». Результаты научных исследований института публиковались.

Так в борьбе мнений развивалась и крепла организационно – экспериментальная и прикладная психология в России дореволюционного периода. В конце 19 – начале 20 в. производились психологические исследования прикладного характера также в области психологии труда. 50 лет существования психологии как самостоятельной науки явились свидетельством ее значительных успехов. Накоплена масса нового фактического материала. Психология обогатилась новыми методами и приемами исследования. Развитие прикладных областей привело к изменению статуса психологии в обществе. Однако эти позитивные процессы, которые явились результатом роста науки, вызвали к жизни и новые проблемы. Вступило несоответствие новых данных с прежним традиционным пониманием психики. Обнаружившиеся факты неадекватности метода эксперимента в применении к исследованию сложных явлений душевной жизни вызвали критическое отношение к нему, к его возможностям. В целом психология отставала от запросов практики, а теория развивалась независимо от нее.

В начале 10 – х годов психология вступила в новый период своего развития – период открытого кризиса.

Развитие отечественной экспериментальной психологии

   Психология стала полноправной наукой после внедрения в неё экспериментов.

В России первые психологические эксперименты начали проводиться в конце 19-го века в следующих лабораториях:

— в Новороссийском университете (Н. Н. Ланге),

— в Московском университете (А. А. Токарский),

— в Юрьевском университете (В.

В. Чиж),

— в Харьковском университете (П. И. Ковалевский),

— в Казанском университете (В. М. Бехтерев).

В 1893 г. Бехтерев из Казани переехал в Петербург, где занял кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Бехтерев искал пути комплексного и объективного изучения человеческого мозга. На него большое влияние оказали идеи Сеченова и передовых русских философов о целостности человека как существа природного и духовного. Бехтерев стремился объединить различные науки (сам при этом вёл исследования во всех указанных областях):

— морфологию нервной системы (НС),

— гистологию НС,

— патологию НС,

— эмбриологию НС,

— психофизиологию,

— психиатрию и др.

В одной из созданных Бехтеревым лабораторий психологии работал А. Ф. Лазурский (1874-1917), который, опираясь на эксперименты, разработал характерологию как учение об индивидуальных различиях. Эти различия, по Лазурскому, объясняются двумя кругами причин: эндопсихическим (прирождённая основа личности) и экзосферой (система отношений личности к окружающему миру). Лазурский разработал одну из первых экспериментально обоснованных систему классификации личностей.

Лазурский предлагал не останавливаться лишь на лабораторно-экспериментальных методах. Он разработал план естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Естественный эксперимент позволяет изучать не отдельные функции, а личность в целом.

Главным центром экспериментальной психологии в России скоро стал созданный в Москве Челпановым Институт экспериментальной психологии. Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было. Челпанов занялся обучением экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии. Высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Челпанова исследований оказала сильнейшее влияние на развитие всей отечественной психологии. Однако, продолжая идеи интроспекции, Челпанов отстаивал как единственно допустимую в психологии разновидность эксперимента, при которой испытуемый занимается самонаблюдением.

В целом экспериментальная психология в СССР, в отличие от западных школ, особенно бихевиоризма, отличалась большей ориентированностью на системное рассмотрение психики человека, утверждение принципа активности поведения, ключевого влияния сознательной деятельности.

 


Экспериментальная психология
Направление в общей психологии, занимающееся разработкой теории психологического эксперимента, новых экспериментальных методов, а также нахождением общепсихологических закономерностей, экспериментальных фактов.

История психологии

  • Алкмеон Кротонский
  • Анаксагор
  • Анамнесис
  • Аристотель
  • Блонский и психология развития ребенка
  • Бэкон, Френсис
  • Вивес, Хуан Луис
  • Гартли, Давид
  • Гераклит
  • Гиппократ
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

Экспериментальная психология (Россия) — О

[Экспериментальная психология]

WoS

‘; для (var i = 0; i

Экспериментальная психология (Россия) публикует результаты экспериментальных и прикладных исследований по общей, дифференциальной и прикладной психологии, а также работы по теории и методике психологического эксперимента.

Журнал входит в Web of Science Индекс цитирования новых источников (ESCI).

Publisher: Moscow State University of Psychology and Education
Mass Media Registration Certificate: PI № FS77-51248, registry date 20.09.2012
ISSN (print): 2072-7593
ISSN (online ): 2311-7036
Подписной индекс «Роспечати»: 47174
Периодичность: ежеквартально
Выходит с 2008
Полнотекстовая электронная версия доступна по адресу https://psyjournals. ru

Плата за подачу и публикацию не взимается.

Журнал открытого доступа
Это журнал открытого доступа. Весь контент доступен для некоммерческих целей бесплатно для пользователя или его/ее учреждения. Пользователям разрешается читать, загружать, копировать, распространять, распечатывать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их для любых других законных целей со ссылкой на источник. Это соответствует определению открытого доступа BOAI.

Условия лицензии:
Все материалы в этом журнале распространяются по лицензии Creative Commons Attribution-Non-Commercial 4.0 International License: пользователи могут свободно копировать и распространять материал на любом носителе или в любом формате, микшировать, преобразовывать и основываться на материале, если они дают соответствующие ссылки, предоставляют ссылку на лицензию и указывают, были ли внесены изменения. Пользователи не могут использовать материалы в коммерческих целях.

 


Экспериментальная психология (Россия) — зарегистрированный рецензируемый научный журнал.

В журнале публикуются оригинальные статьи, научные обзоры и комментарии.

Процесс рецензирования: Каждая представленная статья, соответствующая нашим общим требованиям, проходит процедуру двойного слепого рецензирования. Все рецензенты являются признанными экспертами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 3 лет. Редакция направляет рецензии на присланные материалы авторам в электронном виде.

Сайт журнала: Тезисы, ключевые слова и информация об авторах находятся в открытом доступе на русском и английском языках для всех опубликованных материалов. Также доступны полные тексты всех статей. На сайте также представлена ​​информация об Издателе (см. Издательство), Главном редакторе, Редакционной коллегии (см. Редколлегия), Редакционном совете, целях и сфере деятельности, а также контактная информация на русском и английском языках.

Официальный сайт журнала: https://psyjournals.ru/index.shtml

РИНЦ: Журнал зарегистрирован в РИНЦ (см. Публикации в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию о статьях, опубликованных в этом индексе. Двухлетний импакт-фактор публикации в РИНЦ — 0,469 (дата обращения: 07.02.2015).

Редколлегия/Совет: В состав Редколлегии и Редакционного совета журнала входят 32 специалиста с различными учеными степенями (кандидат наук, доктор наук, кандидат наук или приравненная к ним квалификация), занимающихся научной или преподавательской деятельностью в высшей школе. Список членов редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере журнала и на его официальном сайте на русском и английском языках с указанием их ученых степеней.

Издательские стандарты: Все публикуемые материалы содержат информацию об авторах, месте их работы и контактные данные. Ключевые слова и аннотации на английском и русском языках обязательны при публикации научных статей на русском языке. Все публикуемые статьи должны иметь списки литературы, составленные в соответствии с правилами публикации, исходя из требований, указанных в действующих стандартах. Правила подачи, рецензирования и публикации рукописей доступны на официальном сайте журнала.

Журнал рекомендован ВАК Министерства образования Российской Федерации для публикации результатов докторских исследований.

Журнал также включен в различные российские и международные базы индексации:

  • Индекс цитирования новых источников Web of Science (ESCI)

  • Академический поиск EBSCO

  • Справочник периодических изданий Ульриха

  • Справочник журналов открытого доступа (DOAJ)

  • Европейский справочный индекс по гуманитарным наукам (ERIH PLUS)

  • Журнал научных показателей

  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)

  • База данных ВИНИТИ РАН

  • Google Scolar

  • Индекс Коперника

  • Вид на восток

Область применения журнала (по перечню научных направлений) :

  • Общая психология, психология личности, история психологии (19. 00.01)

  • Психофизиология (19.00.02)

  • Инженерная психология, эргономика (19.00.03)

Сертификат регистрации средств массовой информации:

Название: Экспериментальная психология
Сертификат регистрации средств массовой информации: PI № FS77-51248, дата 20.012

. Россия 127051
Журнальные рубрики: научных статей по экспериментальным, эмпирическим и теоретическим исследованиям, научная информация; реклама не более 40%

Форма распределения: ПЕРИОСКАЯ, Журнал
Языки: Российская
Территория распространения: Российская федерация, зарубежные страны
Основатель: Государственный университет Государственного государства Москва и опубликованные.

  • Руководство по отправке

  •  Процесс проверки

Список 5 лучших вузов россии, предлагающих магистерскую программу экспериментальной психологии

Университет

Программы Pathway

Страна

Плата за туша

Австралия

Австрия

Бельгия

Болгария

Канада

Кипр

Чехия

Дания

finland

france

georgia

germany

hungary

iceland

ireland

italy

latvia

lithuania

malaysia

netherlands

norway

poland

romania

russia

сербия

испания

швеция

швейцария

турция

оаэ

великобритания

сша

в долларах США 9 в год0003

До 10 000

До 20 000

До 30 000

До 40 000

До 50 000

До 60 000

Стоимость жизни (в год в долларах США)

До 10 000

До 20 000

До 30 000

До 40 000

До 50 000

До 60,000

Продолжительность обучения

1 Год

1,5 Год

2 Год

2,5 Год

3 Год

3,5 года

4 года

4,5 года

Рейтинг

NO. Предпочтение

Ранг

Sortby

QS Рейтинг [High-Low]

]

Стоимость жизни [низкий-высокий]

Название университета [a-z]

1 Электронная почта готова

Сортировать по: Рейтинг QS [высокий-низкий] Рейтинг [высокий-низкий] Плата за обучение [низкий-высокий] Стоимость проживания [низкий-высокий] Название университета [a-z]

  • Курс: экспериментальная психология
  • Страна: Россия.

Национальные исследования Томски Государственный университет

Человеческое развитие: генетика, нейронаукция и психология

Национальные исследования Высшая школа экономики

. Прикладная социальная психология

Национальные исследования. УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Лингвистическая теория и описание языка

Урал Федеральный университет, названный в честь первого президента России B N ​​Yeltsin

Когнитивные неврологии

0 Электронная почта готова к отправке

Часто задаваемые вопросы

.