Эмпатия у детей – Развитие эмпатии у ребенка: этапы и условия развития
Правильное развитие эмпатии у детей
Значение слова «эмпатия» очень обширно. Некоторые взрослые не знают, как проявляется эмпатия. Они считают, что это обозначение только сострадания или доброты. Но это ещё и осознанное сопереживание состоянию другого человека.
Эмпаты отличаются позитивностью, умением слушать, отсутствием склонности к осуждению других, они легко заводят дружеские отношения.
У работников учебных заведений, детских садов и школ нет задачи воспитывать в детях доброту и заботу к ближнему. Развитие эмпатии у ребёнка – ответственность родителей.
Каждый день мы контактируем с большим количеством людей: это могут быть консультанты в магазинах, водители маршруток, коллеги по работе, ближайшие родственники – со всеми мы вступаем в коммуникацию, и от её качества зависит наше настроение, а, следовательно, и наша жизнь.
Люди, которые умеют чувствовать внутреннее состояние собеседника, легко настраиваются на его волну, приспосабливаются к ситуации и ведут себя правильно. При необходимости и желании взрослый человек может научиться искусству эмпатии, однако в детском возрасте это качество усваивается проще.
Почему нужно развивать эмпатию у ребёнка?
Психологи утверждают, что эмпатию надо воспитывать, потому что данное качество оказывает влияние на развитие детей. Сопереживание – главный жизненный навык, на котором основывается развитие интеллекта, социальная адаптация и духовные качества.
Учёные изучили уровень эмпатии у детей и пришли к выводу, что успешные школьники с лидерскими качествами обладают высоким уровнем эмпатии.
Отличительные черты эмпатов – внимательность и понимание ситуации, умение избегать конфликтов. Это помогает детям быть успешными дома и в школе, добиваться хороших результатов в учёбе, легко общаться со сверстниками и строить стабильные отношения во взрослой жизни.
Родители должны сформировать у ребёнка эмпатию, потому что она дает множество преимуществ:
- позитивное отношение к жизни;
- отсутствие склонности к осуждению других;
- повышенная внимательность к людям и со стороны людей;
- умение слышать и слушать;
- отличные коммуникационные навыки;
- близкий контакт со сверстниками;
- формирование эмоционального интеллекта;
- ориентированность во взрослую жизнь.
Духовное и интеллектуальное начало ребёнка развивается благодаря эмпатии, она способствует тому, что малыш положительно приспосабливается к обществу.
Эмпатию важно развивать, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Это все те, с которыми мы непосредственно контактируем: члены семьи, коллеги, одноклассники в школе, товарищи по спортивной секции, кондуктор в автобусе и просто знакомые. Чем легче малыш дошкольного возраста будет чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем проще ему будет жить.
Эмпатия в разных возрастах
Особенности эмпатии у каждого ребёнка в каждом возрасте разные.
У детей младшего возраста (от рождения до 4 лет) начинается анализ своего настроения. Они пытаются понять, что чувствуют. Поэтому на начальном уровне он может понимать и предвидеть эмоции других. Младенец громко заплачет, если услышит плач другого. Как говорят специалисты, он «эмоционально заразится». После того, как крошка начал говорить и осваивать окружающий мир, можно предположить, что у него сформировалась некая интуиция на чувства других. Он понимает, когда родители радуются или огорчаются.
У детей старшего дошкольного возраста (4-7 лет) активно проявляется эмпатия к людям, которые его окружают. Даже если малыш не знает, как правильно утешить товарища, которому стыдно, или как правильно отреагировать на его счастливое событие, он все равно будет сопереживать ему.
Дети младшего школьного возраста (7-9 лет) могут не просто понять и оценить душевное состояние друга или родителей, но и поддержать, утешить словом, помочь советом. Они с пониманием относятся к людям, которые им дороги.
Японцы считают, что детей можно воспитать только до трёх лет, а дальше лишь скорректировать их поведение. Для них 10 лет – это уже ранний подростковый возраст. Поэтому они уверены, что до этого времени нужно развить у малыша эмпатию, иначе он вырастет эгоистом.
Формируем эмпатию у детей
Родители задаются вопросом, как развить эмпатию у ребёнка. Эмпатия у детей развивается через игру и чтение сказок. Спросите у ребёнка, что чувствовал волк, когда сидел у проруби и ловил хвостом рыбку, что думала при этом лиса? Какие качества характера отличают доктора Айболита и его сестру? Делитесь с ребёнком своими эмоциями, рассказывайте, как вы счастливы в предвкушении предстоящего отпуска или почему взгрустнулось в ненастный день.
Заведите привычку все ситуации, особенно конфликтные, разбирать с ребёнком на уровне эмоций: «Ты поругался с Петей, расскажи, что ты при этом чувствовал? Обиду, ненависть, негодование? Как ты думаешь, что чувствовал Петя?» Во время прогулки по походке и выражению лица угадывайте настроение проходящих людей. Подключайте фантазию, и вы увидите, насколько это занятие увлекательно.
По мнению психологов, развитие эмоционального интеллекта невозможно без эмпатии. С помощью эмоционального интеллекта мы понимаем и можем объяснить собственные эмоции и переживания, а также понимать чувства окружающих.
Высокоразвитый эмоциональный интеллект позволяет нам лучше понимать себя и других, быть надёжными друзьями, хорошими слушателями и наставниками.
Развитие эмпатии с помощью животных
Домашние животные помогают развитию эмпатии у детей. Обращайте внимание, как малыш общается с питомцем. Если это агрессивное поведение, объясняйте, что так делать нельзя, ласковое общение поощряйте.
Дети относятся к домашним животным, как к членам семьи, проявляя заботу о них. У малышей воспитывается чувство ответственности и внимания к ближнему, одним словом, высокий эмоциональный интеллект. Эмпатия дошкольников особенно чётко проявляется через заботу о питомце.
Если же ребёнок жесток с животными, то предложите ему игру. Пусть он представит себя каким-нибудь зверем и попробует почувствовать, что бы с ним было, если бы с ним плохо обращались. Например: «Паша, представь, что ты кот. У тебя есть красивый и пушистый хвост, который очень тебе нравится. А тут подходит негодный мальчишка и тянет тебя за хвост. Что ты чувствуешь? Тебе, наверное, больно? Неприятно? Ты хочешь, чтобы мальчик отпустил тебя?»
Психологи утверждают, что эмпатия – очень нужное качество. Если развивать его с ранних лет, то в дальнейшем оно может перерасти в сверхспособность – считывание эмоциональной информации, что позволяет перейти на абсолютно другой уровень общения.
7 практических советов ее развития
Многие родители часто спрашивают, что случилось с состраданием и душевностью в нашем обществе? Как успешно развить её с детских лет? Поговорим об эмпатии в этой статье. Эмпатия у детей и взрослых – это социальная эмоция, определяющая способность разделять переживания, сочувствовать другому человеку. Эмпатия помогает человеку осмыслить собственные чувства в той или иной ситуации.
Эмпатия у детей дошкольного возраста
Противоположностью эмпатии является эгоцентризм, с которым мы рождены. Совершенно естественно, что каждый ребенок эгоцентричен. Он ставит себя в центр мира и не понимает, что другие люди могут чувствовать себя иначе. Однако 3-летний ребенок начинает замечать чувства других людей. Например, мама плачет, когда малыш грубит, папа злится, если он царапает его машину, бабушка счастлива, когда получает подарок. Полностью ребенок избавляется от эгоцентризма в возрасте 6-7 лет, то есть, когда он идет в начальную школу. Именно в периоды раннего дошкольного детства формируется способность к проявлению эмпатии. Это связано с развитием мозга.
Эмпатия – это врожденная эмоция. Механизм эмпатии работает благодаря зеркальным нейронам. Поэтому, если человек в детстве получил физическую травму, эта часть его мозга может быть недостаточно развита. У психопатов, например, зеркальные нейроны не развиты, поэтому они не чувствуют эмоций относительно других.
Эмпатичный ли вы человек?
Чтобы воспитать ребенка, умеющего выражать свои чувства, родителям необходимо не только научиться принимать и понимать чувства своих детей, но и собственные чувства тоже.
Вы думаете, что вы эмпатичный человек? Пройдите тест и посмотрите, правы ли вы. Если вы не уверены в ответе на какой-либо из вопросов, обратитесь за помощью к родственникам. Их объективная оценка, безусловно, окажется полезной.
- Я чувствителен к беде другого человека.
- Я переживаю за других людей или животных.
- Я счастлив участвовать в деятельности на благо других.
- Я был активным или благотворительным, и это доставляет мне много радости.
- Я думаю, что понимаю, что чувствуют другие люди и почему.
- Я терпимый человек, у меня нет проблем с принятием того, что кто-то другой думает иначе.
- Мне нравится слушать, когда другие говорят о том, что они чувствуют.
- Я люблю советовать другим, люди быстро проникаются доверием ко мне.
- Иногда я знаю, как будет вести себя другой человек в данной ситуации.
Более 5 утвердительных ответов? Поздравляем, вы человек с высоким уровнем эмпатии, вы чувствительны, вы терпимы и добры к другим.
Зачем нужно развивать эмпатию в детях?
Эмпатия нужна, чтобы коммуницировать с миром, постоянно обновлять информацию о том, что происходит, и понимать, когда нужно оказать кому-то помощь. Если бы мы не чувствовали эмоций, каждый делал бы что, хотел. У нас не работали бы никакие социальные нормы или правила.
Человек – социальное существо. Мы не можем существовать отдельно, поэтому для нас важно чувствовать поддержку, заботу и понимание других. Существует теория привязанности, по которой так же, как маленький ребенок нуждается в опеке родителей, взрослый человек нуждается в поддержке других. А это может реализоваться именно благодаря эмпатии.
Итак, с рождения любому малышу необходима забота, внимание ласка близких людей. С ними у него формируется привязанность. Это самая главная потребность ребенка. Родители с трепетным чувством любви откликаются на потребности своего малыша в кормлении, общении, убаюкивании. Ребенок начинает понимать, что он значим для родителей. Он утешается исполнением своих потребностей. Младенец, способный проявлять свои потребности, становится малышом, умеющим выражать свои чувства.
Отсутствие эмпатии у ребенка
Ребенок может не чувствовать эмпатии из-за нарушения работы зеркальных нейронов, психопатии или сильной психологической травмы, приведшей к притуплению чувств. Например, если родители не достаточно заботились о ребенке – с большой вероятностью он вырастет не чутким.
Еще одной причиной может быть стресс. Например, если у ребенка отец-алкоголик, который постоянно бьет его и маму, его психика может сама себя ограничить в интенсивности переживаний и перестать различать чувства, поскольку они причиняют ему боль. Мозг подавляет чувства, создает фильтры, чтобы защититься от боли. Такой ребенок теряет способность чувствовать. От ребенка можно услышать: « А мне всё равно. Меня это не интересует».
Эмпатия может быть не совсем притупленной, а только в отдельных сферах. Например, когда ребенок пережил тяжелую потерю, он может больше не реагировать на смерть других – сочувствие, интерес и любознательность, относительно этой темы будут заблокированы, он не сможет никого поддержать. Но если же с ребенком взрослые будут переживать сложные моменты – тогда он сможет сочувствовать другим людям и поддерживать их.
Некоторые люди преднамеренно блокируют свою эмпатию и становятся жестче. Например, когда мы видим на улице бомжа, мы можем посочувствовать ему, но можем и пройти мимо. Если постоянно блокировать свои чувства и эмоции, они со временем притупляются.
Общение, развивающее эмпатию
Однажды одна мама рассказывала, что как-то, раз её малыш был сильно огорчен очередным походом в детский сад. И стал называть всё «дурацким». Мама расстроилась, и попросила перестать его выражаться. После непослушания она припугнула его запретом играть на телефоне неделю. В ответ на неприятное обещание сын ударил её.
Это пример неверного настроя матери к ребенку.
Давайте рассмотрим, какое общение мамы с малышом способствует развитию эмпатии, и какие ошибки делает родитель.
Крепкая тесная связь соединяет ребенка с мамой уже с рождения. Общение с ней позволяет ребенку познавать окружающий мир. Она учит его выражать и осознавать свои чувства и эмоции. Первые навыки общения с мамой, несомненно, оказывают влияние на общение ребенка с людьми в будущем и на развитие его уровня эмпатии. Это необходимо принимать во внимание, ведь самые главные эмоциональные навыки ребенок осваивает с малых лет.
(Посмотрите видео: 2 мин. 23 с.)
Как же относиться к ребенку?
Необходимо настроиться на ребенка. Настроиться – значит дать ребенку понять, что его эмоции встречают признание и их разделяют. Настроенность возникает без слов, как ритмическая составляющая взаимоотношений. Благодаря настроенности мамы дают понять своим малышам, что знают, что те чувствуют.
Как это выглядит в жизни?
- Ребенок, например, визжит от радости.
- Мать подтверждает эту радость мимикой и жестами.
- Она легонько подкидывает его, говоря с ним воркующим голосом.
- И напротив, если ребенок начинает плакать мама, изображая эмоцию грусти на своем лице пытается утешить своего малыша, давая понять что ему сейчас досадно.
Возвращаясь к ситуации с мальчиком, не желающим идти в детский сад, возможно так сказать: « Трудно вставать и собираться в садик в понедельник, ведь ты так весело играл с друзьями на выходных». Или: « Я понимаю, ты в плохом настроении, что теперь нужно идти в детский сад». Сопереживание такой сильной эмоции ребенка вероятно смягчило бы ее. Скорее всего ребенок смог бы осмыслить это чувство и выразить эмоцию более соответствующими словами.
Как вести себя нельзя?
Какова реакция мамы, когда ребенок плачет? «Прекрати! Ещё одна истерика и мы вернемся домой! Хватит ныть! Ты что как девочка! Ужасное поведение! Бессовестный!» Или еще лучше, некоторые мамы проявляют безразличие к чувствам ребенка так: «Пусть прокричится!» Дети в таких случаях ощущают себя отвергнутыми родителями. Даже самый близкий человек не пытается их понять! Что уже говорить о целом мире. Если на их эмоции выдают отрицательную реакцию или вообще никакой реакции не дают, то о какой эмпатии у ребенка может идти речь. Собственный мир переживаний ему далек, не говоря уже о мире другого человека.
Очень часто родители, во избежание вырастить плаксу, игнорируют, например, падения малыша, говоря ему, что ничего плохого не случилось. Тем самым они дают ему пример того, как нужно относиться к другим в подобных ситуациях. Ребенок просто не будет знать, что в таком случае нужна поддержка. Но если же он видит, что его обняли и успокоили, то с этим приходит осознание, что поступать нужно именно так – поддерживать в трудных ситуациях.
Как развивать эмпатию у ребенка?
Воспитывая чувство эмпатии, мы закладываем основу правильного, не потребительского, отношения к окружающей действительности. Это качество помогает оказывать поддержку другим людям, понимать и уметь принять их обиды и боль. Стоит ли говорить, как важно это умение среди близких людей, друзей и хороших знакомых. Эмпатичный ребенок может испытывать такие важные чувства, как жалость, скорбь, боль, соболезнование и так далее.
К эмпатически настроенным людям, как правило, тянутся. С ними хочется общаться и выстраивать близкие отношения. Поэтому очень важно развивать данную особенность не только в себе, но и помочь ребенку «настроиться» на волну других людей и услышать их.
Развитие эмпатии у детей происходит постепенно. На это может уйти много или мало времени. Но самое главное – это то, что помочь в этом ему должны родители. Есть несколько советов, которые можно использовать в работе с детьми для развития в них эмпатии.
Полезные советы о развитии эмпатии
Читайте также: Особенности сенсорного развития детей
- Изучайте эмоции.
Сколько эмоций знают дети? Как правило, самые основные – грусть, обида, страх, радость, скука.
Маленькому ребенку этого достаточно, чтобы описать свои ощущения. Но с возрастом спектр эмоций расширяется, ребенок по-новому чувствует мир, осознает в нем себя.
Расширить список известных ребенку эмоций просто. Можно вместе с ним выписать все знакомые положительные и негативные переживания и обсудить, что подразумевает каждое из них. Лучше будет даже нарисовать ту или иную эмоцию. Или рассказать историю, которая когда-то случилась и заставила родителей испытать определенные чувства. Дети запоминают образы, и ребенку легче будет ориентироваться, наблюдая за другими людьми.
- Говорите с ними о чувствах.
Многим взрослым очень сложно выразить словами свои чувства и переживания. А что говорить о ребенке. Что делать, если он не знает, как описать свои новые чувства? И тем более не имеет понятия, что именно может чувствовать другой человек. Он еще так мало видел в жизни. Поэтому с самого детства нужно разговаривать об этом.
- Очень хорошо поможет совместное прочтение сказок. При прочтении нужно обговаривать все эмоции героев сказки. Ребенок должен учиться их понимать и предугадывать.
- Обсуждайте эмоции с ребенком, например, «Я вижу, ты злишься, потому что твой друг забрал твою игрушку».
- Объясняйте эмоции окружающих: «Аня грустит, потому что ее котенок потерялся. Может, мы попытаемся его найти?» Перенося свои полученные знания на реальный мир, он начнет разбираться, что переживают люди в разных ситуациях.
Говорят, что дети – жестокий народ. По сути это потому, что они просто не понимают, что может обидеть другого человека. Он может задать обидный вопрос, даже об этом не подозревая. За это не стоит ругать кроху. Ведь он не хотел ничего плохого. Нужно просто поговорить с ребенком. Объяснить ему, что человека очень легко обидеть каким-либо необдуманным словом, вопросом или поступком. Не нужно негодовать, если ребенок не понял все с первого раза. Наука чувств очень сложна даже взрослым людям. Это постепенный процесс. К положительному результату можно прийти, только приложив достаточные усилия и терпение.
Ребенку должна открыться одна несложная истина. В нашем мире нет ничего одинакового, все люди очень разные, у каждого индивидуальный характер, свое собственное мировоззрение. И в этом вся прелесть нашего мира! Благодаря этому он так интересен! Но есть и то, что объединяет каждого из нас – боль и радость, смех и слезы, любовь и счастье. Мы не сможем понравиться всем и каждому. Также не понравится кто-то и нам. Но это не повод для того, чтобы обижать.
(Посмотрите видео: 24 мин. 19 с.)
- Показывайте пример.
Ребенок всегда ориентируется на родителей. Научить сопереживать можно только на собственном примере. Когда он видит, что в разговоре с ним родители демонстрируют дружелюбие, уважение, то ему легче будет настроиться на подобную волну и вести себя аналогичным образом.
Не стоит забывать и о психологическом комфорте в виде тактильного проявления положительных эмоций. Как известно, взрослым нужно порядка шести поцелуев в день, чтобы чувствовать себя защищенными. Детям же требуется минимум десять поцелуев, чтобы справиться с трудностями взросления.
Если в семье хватает тактильных средств проявления любви, то дома будет сохраняться дружелюбная атмосфера взаимоуважения, за счет чего родители и дети всегда смогут найти общий язык.
- Хвалите ребенка за добрые поступки.
При каждом удобном случае хвалите его за добросердечные дела. «Ты был так добр и внимателен, что помог этому мальчику». Таким образом, они начинают видеть себя не равнодушными людьми, и их поведение будет этому соответствовать.
- Сознавайтесь в своих ошибках.
Признание родителями собственных упущений в сочувствии на глазах у ребенка, производят на него сильное впечатление. Ваш малыш видит всё. И лучшим примером станет исправление досадного промаха.
- Избавляйтесь от негативных эмоций.
Всегда нужно говорить о своих эмоциях. Если что-то происходит не совсем так и вызывает раздражение, в конце концов, оно вырвется наружу и ранит близкого человека. Эмпатия здесь уже не поможет. Говорить необходимо именно о себе, использовать технику «Я — высказывание», а не давить на ребенка и выдвигать ему условия.
Например, честно признаться ребенку «Я не слышу, о чем говорят в новостях, потому что ты кричишь. Мне очень важно посмотреть этот выпуск». Конечно, вряд ли ребенок тут же перестанет шуметь, но он поймет, что можно спокойно высказать свои негативные эмоции, не переходя на крики или ультиматумы.
- Учите ребенка слушать.
Быть услышанным важно для любого человека. Прежде чем учить его слышать других, необходимо стараться слушать его самого. Ребенок должен знать, что родители всегда на его стороне и готовы выделить время, чтобы выслушать его эмоции и помочь разобраться с той или иной ситуацией.
Слушать нужно не механически, а стараться услышать, о чем человек говорит. Можно даже пересказывать его слова, повторять фразы, уточняя, что собеседник чувствует – это один из механизмов эмпатичной поддержки, который часто используют в психотерапии. Помните, что эмпатия – это отклик человека на эмоции другого, в данном случае на чувства своего ребенка.
- Сопереживая ребенку, вы прививаете ему навык сопереживания другим.
Может ли эмпатия принести вред?
Когда видим людей, которые сильно сочувствуют другим, мы можем ошибочно считать их очень хорошими и милосердными, думать, что они очень человечны. Но нужно понимать, что такой уровень сопереживания может быть чересчур деструктивным для этого человека. Когда эмпатии слишком много, мы не можем с ней справиться.
Если человека затягивает зыбучий песок, и мы подойдем слишком близко, чтобы попробовать вытянуть его, песок может затянуть и нас. Но эмпатия необязательно заставляет нас идти в зыбучие пески с человеком – лучше стать немного дальше и протянуть руку. Эмпатия без негативных последствий должна иметь четкую границу, за которую мы не переходим.
Есть очень яркий пример из жизни одного человека, у которого из-за травмы головы был поврежден участок мозга. Из-за этого он стал слишком эмпатичным. Этот человек не смог больше нормально работать, вести бизнес и обеспечивать семью, поскольку стал отдавать другим все свои средства и переживать очень сильные эмоциональные срывы, сопереживая людям.
Во многих случаях, избыточная эмпатия вредит жизни. Слишком эмпатичный руководитель не сможет нормально исполнять свои обязанности и руководить подчиненными. Человек, который постоянно включается в переживание эмоций других, рано или поздно придет к эмоциональному выгоранию.
По статистике, среди волонтеров – людей, которые помогают другим и постоянно сопереживают, – высокий уровень эмоционального выгорания. Это может происходить из-за того, что они носят в себе много личных переживаний, и помогают другим. Это хорошо для общества, но плохо для самих волонтеров, поскольку часто они не могут разобраться со своей болью и горем.
Также избыточная эмпатия может быть компенсаторным механизмом. Когда человеку самому недостает поддержки и эмпатии, он решает быть максимально сочувственным к другим, чтобы им не было так плохо, как ему.
(Посмотрите видео: 2 мин. 44 с.)
Высокий уровень эмпатии может быть признаком того, что человек переполнен собственными не прожитыми переживаниями, которые для него актуальны и до сих пор остаются открытыми. Когда человек вдруг сильно включается в переживание другого, вероятнее всего, срабатывает триггер для его собственных переживаний. Он старается с этим справиться и начинает помогать другим в то время, когда нужно помочь себе. Хотя есть и люди с завышенной чувственностью, которые действительно очень легко могут реагировать на переживания других.
Из вышесказанного, целесообразно учить ребенка, со школьного возраста, здоровой эмпатии. Пусть дети учатся сопереживать частично, а не полностью. Как разделять переживания с другим человеком? Это значит не только грустить с ним, но и поддержать, помочь ему конкретными действиями. Очень важно при этом сохранять свое собственное спокойное состояние. Зачастую бывает такое, что сочувствуя другому человеку, мы сами погружаемся в глубокую депрессию, нас охватывают чувства отчаяния и боли. Это недопустимо, иначе помощник сам станет потерпевшим и окажется в беде.
Проявляйте эмпатию к своему ребенку и не пасуйте перед встречающимися трудностями – это залог успеха! И ваш ребенок вырастет достойным человеком, который способен помогать другим, поддерживать их и проявлять заботу. Не забывайте, что воспитание – это непрерывный и весьма трудоемкий процесс. Но, поверьте, он того стоит!
Post Views: 0
tchild.ru
Что такое детская эмпатия
Часто апелляции к эмпатии (а точнее, упреки в «неэмпатичности») возникают в неожиданных местах – на детской площадке в момент детской ссоры, или когда малыш в истерике ведёт себя агрессивно, или когда толкает маму или бабушку под руку, чтобы привлечь их внимание к себе. То есть в тех ситуациях, когда малыш что-то делает, не просчитав последствия своих действий (имеются в виду негативные последствия для других людей). Иногда в неэмпатичности упрекают ребенка, который не хочет поступиться своими интересами ради блага другого человека.
Эмпатия буквально означает «сочувствование»: мы как бы присоединяемся к чужому переживанию и понимаем, что ощущает другой. В ней может совсем не быть предугадывания или предвосхищения, особенно если речь идет о маленьких детях.
Эмпатия – это способность сопереживать, разделять чувства другого человека, не теряя при этом контакт с самим собой. Хотя в литературе встречаются полярные трактовки от полного погружения в эмоции другого человека до логического отстраненного понимания чужих чувств. Поскольку эмпатия – процесс эмоциональный и чувственный, то её развитие начинается в раннем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст очень плотно насыщен переживаниями, и именно в этот период закладывается база для развития эмоциональной компетентности.
Психолог Лиана Натрошвили говорит, что формирование эмпатии зависит как от врожденных факторов, обусловленных строением мозга ребенка, так и от средовых – то есть от того, как удовлетворяются потребности ребенка, насколько он вовлечён в общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми.
«Считается, что за эмпатию и сопереживание у человека отвечают зеркальные нейроны. Система зеркальных нейронов позволяет через совокупность наблюдаемых состояний и признаков отобразить ощущения другого человека. Особенно явно это происходит при сильных впечатлениях – когда кого-то бьют у нас на глазах, когда кому-то становится нехорошо, – рассказывает Натрошвили. – Эмпатийные предпосылки в работе головного мозга регистрируются у детей начиная с года. На втором году жизни мы видим примитивную форму эмпатии – имитацию. Ребёнок активно подражает родителям. Поднимаясь далее по уровням, мы переходим к таким более сложным эмпатическим проявлениям, как способность поставить себя на место другого в пространстве и в эмоциях. Далее эмпатия становится более логичной, ее подкрепляет мышление».
Есть и неспособные к эмпатии дети. По словам психолога, обычно это дети с расстройством аутичного спектра, дети с психопатией, а также некоторые из детей, у которых был ранний опыт заброшенности, запущенности или плохого обращения.
Существенное влияние на развитие эмоциональной компетентности ребёнка оказывают родители. Для того чтобы ребёнок смог стать эмпатичным, ему важно сперва начать узнавать и понимать свои эмоции. А это происходит только в контакте со значимыми взрослыми, которые отвечают на проявления малыша и помогают ему лучше узнать себя.
Дебора Макнамара в книге «Покой, игра, развитие» выделяет пять шагов к эмоциональной зрелости ребенка:
Выражение эмоций. Создание таких условий для ребенка, в которых он может свободно и безопасно выражать все, что происходит внутри. Это непросто, так как мы все сталкиваемся с неприятием чувств, и часто нам тяжело выносить сильные чувства наших детей.
Называние. Способность родителей или других взрослых понять, что чувствует ребенок, и дать этому имя. Например, когда малыш кричит, мама может предположить, что он зол или обижен, и дать ребенку название для этого переживания.
Чувствование. Когда ребенок уже в состоянии сам понять, что с ним происходит. Он уже не ждет взрослых, чтобы получить от них интерпретацию, он сам понимает, что ему грустно, тревожно или стыдно.
Смешивание. По мере развития мозга дети начинают испытывать более сложные чувства, многокомпонентные. Если маленький ребенок может вместить только одно чувство за раз, то ребенок более зрелый может смешивать разнонаправленные импульсы.
Рефлексия. Способность смотреть внутрь себя, понимание своих импульсов и способность подчинить их намерению.
Предупредительная вежливость – не эмпатия. Вежливость может быть вызвана эмпатией («старушке трудно стоять, жалко старушку, пусть сядет, а я постою»). Но может быть и просто результатом воспитания – старушкам уступают место чаще не потому, что сочувствуют им, а потому, что так принято. Эмпатия – это когда сочувствие идет изнутри, переживается ребенком как свое чувство или своя эмоция, а не потому, что в ребенке сформированы правила хорошего поведения.
Умение просчитывать, какие чувства вызовут результаты своего поведения, и «не делать плохо» (не толкать маму в бок, когда она пьет чай, чтобы привлечь ее внимание). «Я не хочу делать ей больно», – это может быть вызвано эмпатией, но у эмоционально зрелого осознанного человека, не у ребенка.
Отказ от своего удобства ради чужого комфорта. Такое поведение может быть оправдано в особых случаях, когда человеку нужна помощь (мать не спит у постели больного ребенка, дочь забирает к себе стареющих родителей, чтобы заботиться о них, отдавая им свою спальню, а свою постель перенося в общую комнату). Но это не может быть нормой жизни. К сожалению, очень часто требование проявить эмпатию сопровождают продавливанием личных границ человека. Принуждение ребенка к жертвам ради другого человека никакого отношения к формированию эмпатии у ребенка не имеет.
Чаще всего у малышей эмпатия проявляется в «заражении эмоциями» (один плачет — и другим надо, все смеются — и мне надо) и в жалости.
Важно, чтобы ребёнок проявлял сочувствие по собственному побуждению, а не из страха или научения, что так правильно. Мы часто просим детей извиняться или сочувствовать другим («пожалей киску», «смотри как ляле больно»), но если ребенок еще не способен сопереживать, это может сместить его фокус контроля вовне, и в дальнейшем он будет опираться не на собственные чувства и оценки, а на внешние.
chips-journal.ru
Воспитание эмпатии у детей. Почему это важно?
Как воспитание эмпатии влияет на формирование и развитие вашего ребенка? Почему эмпатию лучше развивать в раннем возрасте?
Читайте прямо сейчас!
1. Что дает воспитание эмпатии у детей?
2. Научные исследования уровня эмпатии у детей!
3. Почему так важно развивать эмпатию?
4. Как учить детей эмпатии?
5. Как связаны эмпатия и эмоциональный интеллект?
6. Развитие эмпатии с помощью животных!
7. Если ребенок жестоко обращается с животными?
Что дает воспитание эмпатии у детей?
Воспитание эмпатии¹ у ребенка — это одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями. Почему? Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию.
Люди с развитой эмпатией:
- более позитивны,
- не склонны осуждать других,
- более внимательны к людям,
- умеют слушать,
- прекрасно налаживают связи и строят отношения.
Школа и младшие дошкольные учреждения не обязаны учить детей состраданию, доброте, готовности помочь и другим высоким моральным качествам. У них совсем другие функции. Поэтому воспитание эмпатии у детей задача родителей и близких родственников.
Научные исследования уровня эмпатии у детей!
Недавние исследования, проведенные среди школьников, показали, что преуспевающие ученики, школьные лидеры, а также дети, активно участвующие в общественной жизни, обладают уровнем эмпатии выше среднего!
Подробнее об уровнях эмпатии вы можете узнать здесь >>>
Эмпаты успешны в школе и дома, они внимательные, понимающие, отлично ориентируются в ситуации и умеют избегать конфликтов!
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обладал всеми этими качествами — то воспитание эмпатии должно стать неотъемлемой частью воспитания.
Дар эмпатии (умение чувствовать людей) обеспечит ребенку:
- отличные результаты в школе,
- поможет в общении со сверстниками,
- станет отличным ориентиром при построении отношений во взрослой жизни!
Почему так важно развивать эмпатию?
Ежедневно всем нам приходится общаться с большим количеством людей, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Это наши родственники, близкие, друзья, просто знакомые, соседи, коллеги, водители, продавцы в магазинах и еще масса людей, с которыми мы контактируем.
И если взрослый человек уже адаптировался к этому, то ребенок еще не всегда может правильно оценивать ситуацию.
Чем лучше ребенок будет чувствовать других людей, их состояние и настроение, тем легче ему будет приспособиться и научиться вести себя так, как нужно. Дети непосредственны, но иногда из-за этого им приходится страдать. Как результат — во взрослой жизни у них появляется куча блоков и комплексов.
Навыки эмпатии могут улучшить ваши отношения с ребенком и помочь ему ориентироваться в отношениях с окружающими!
Как учить детей эмпатии?
Развивать эмпатию у детей лучше всего с помощью игры и в процессе обычного общения.
Просите ребенка описать ваши чувства в той или иной ситуации, спрашивайте, что, по его мнению, чувствуют другие люди. Больше говорите о своих эмоциях — о том, когда вы счастливы, когда вам плохо и грустно.
Если, к примеру, ребенок не поделил что-то со сверстниками, разберите с ним ситуацию на уровне эмоций. Спросите, что он чувствовал во время конфликта — обиду, раздражение или злость? Затем пусть он попробует описать состояние других участников конфликта.
Можно идти вместе по улице и угадывать настроение прохожих… Стоит лишь подключить фантазию!
Как связаны эмпатия и эмоциональный интеллект?
Психологи утверждают, что способность к эмпатии является важной частью эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект (EI) позволяет нам понимать наши личные эмоции и то, как их воспринимают окружающие. Также, благодаря ему, мы можем воспринимать других людей, их чувства и мысли.
Те, кто обладает высоко развитым эмоциональным интеллектом, лучше понимают себя и других, они отличные и надежные друзья, прекрасные слушатели и наставники. Они мастерски умеют управлять своими эмоциями и помогают в этом окружающим.
Развитие эмпатии с помощью животных!
Как показала практика, наиболее эффективным методом развития эмпатии у детей является их контакт с животными. Он особенно рекомендуется тем детям, у которых замечены вспышки раздражительности и агрессии.
Важно обращать внимание на то, как ребенок контактирует с животным. Если это жестокое поведение, его следует немедленно пресекать, если же ребенок ласков и внимателен, то такое поведение следует всячески поощрять и стимулировать.
Ребенок с развитым чувством эмпатии воспринимает домашнее животное, как своего социального друга и члена семьи. Такие дети рано учатся ответственности, они умеют считаться с потребностями и желаниями окружающих.
Согласно исследованиям, дети, которые живут вместе с животными, более чуткие и внимательные, у них высокий уровень эмоционального интеллекта, отличные навыки общения с людьми и правильные социальные ценности.
Если ребенок жестоко обращается с животными?
Можно предложить ему игру. Пусть он представит себя каким-то животным и подумает, что он мог бы почувствовать, если бы с ним плохо обращались.
Научите ребенка проявлять доброту и заботу по отношению к животному, поощряйте его в стремлении ухаживать за ним.
Если ребенок проявляет жестокость по отношению к животным, то важно объяснить ему, что у животного тоже есть чувства, оно также чувствует обиду и боль.
И помните!
В основном, дети перенимают модель поведения у родителей, поэтому стоит показывать правильный пример, проявляя любовь и заботу к домашним питомцам и людям вообще. Важно с раннего детства прививать ребенку правильные моральные ценности, так как ими он будет руководствоваться в своей взрослой жизни.
К воспитанию эмпатии стоит подойти со всей серьезностью и ответственностью. Высокий уровень эмпатии со временем может перерасти в сверхспособность считавать информацию, которая обеспечит вашему ребенку совершенно иной уровень жизни и откроет перед ним колоссальные возможности.
Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала
¹ Эмпатия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Эмпат — это человек с развитой способностью к эмпатии (Википедия).
omkling.com
Как развить эмпатию у ребёнка? Полезные советы и рекомендации
«Сыну три года. Меня очень беспокоит его поведение. Может дёрнуть за хвост кошку или ударить сестрёнку, отнять у неё игрушку. Он ещё совсем маленький, и мне кажется, что он не понимает, что делает другим больно. Что мне делать? Как развить у сына чувство сопереживания?»
Воспитание эмпатии, умения сочувствовать, способности понимания проблем и эмоций окружающих людей, развитие эмоционального интеллекта — один из важнейших моментов психологического воспитания детей. Уровень эмпатии у каждого ребёнка отличается — если один ребёнок способен пожалеть и посочувствовать, то другой в той же самой ситуации может остаться равнодушным или даже позлорадствовать. И это тревожный знак для родителей. В этой статье мы расскажем вам о том, как развить у детей эмпатию.
Как развить эмпатию у ребёнка?Что такое эмпатия?
Эмпатия — это способность узнавать, понимать чувства других людей и сопереживать им. Склонный к эмпатии человек реагирует на чувства и эмоции окружающих, при этом, человек как бы «влезает» внутрь другого человека и переживает его эмоции как свои собственные. Не всегда эмпатия означает, что будут предприняты какие-либо действия, оказана помощь тому, кому сопереживают. Чаще всего проявление эмпатии остаётся на уровне понимания чувств, эмоций и их глубины.
Различают несколько видов эмпатии:
- когнитивная эмпатия — восприятие чувств других людей происходит осмысленно, интеллектуально, с помощью обращения к примерам, аналогиям, проведения параллелей.
- эмоциональная эмпатия — при таком виде эмпатии человек сопереживает другому и распознаёт его эмоции, основываясь на проекции его чувств на себя и подражая его реакциям.
- действенная эмпатия — характеризуется не только сопереживанием, но и активным содействием, помощью другому человеку.
Ребёнок не сопереживает: как проявляется отсутствие эмпатии у ребёнка?
Иногда кажется, что эмпатия свойственна всем разумным существам от рождения, однако давайте разберемся, так ли это.
Итак, первое, что нужно понять: эмпатия — не врождённая способность. Новорожденный ребёнок не способен к эмпатии, сопереживанию и распознаванию чувств других людей. Главной его задачей является выжить, а не распознавать, насколько больно окружающим. При этом он, возможно, кому-то сделал больно или доставил неудобства. Даже далеко не все взрослые склонны к эмпатии, что уж говорить о детях и, особенно, о маленьких детях. Эмпатия должна развиваться по мере взаимодействия ребёнка со взрослым миром, и, конечно, в первую очередь, со значимыми взрослыми, вместе с опытом социального взаимодействия и по мере взросления ребенка.
Очень часто родители замечают, что малыши не проявляют эмпатию по отношению ни к сверстникам, ни к животным, ни к взрослым. Для маленьких детей естественно схватить кота хвост, нос или ударить, толкнуть другого ребенка за «место в песочнице». Они совершенно не понимают, что эти действия могут причинить кому-то боль, но могут распознать свою собственную боль или свои негативные переживания, и ставят их на первое место.
Даже более старшие дети с неразвитой эмпатией не понимают, почему нужно пожалеть бабушку или маленького ребёнка, или помочь незнакомому человеку. Ребенок не сопереживает другому, не понимает эмоций, которые испытывает и сам он и другой человек, и не может дать адекватный ответ на эти эмоции.
Но ведь есть люди, с которыми никто специально не занимался, и они выросли прекрасными и эмпатийными взрослыми — скажете вы. Конечно, к эмпатии, как и к любой другой способности человека, может быть врожденная предрасположенность. Я бы назвала это интуитивным научением. Эта способность проявляется так же, как способность к языкам, математике и пр. Ребёнок «считывает» реакции окружающих людей на то или иное действие и повторяет его. Но даже в этом случае нужен пример перед глазами (родители, значимые взрослые с высокой степенью эмпатии). Всё воспитание и обучение детей строится на повторении действий, реакций обучающего (значимого) взрослого.
Окружающая обстановка оказывает большое влияние на развитие способности к эмпатии. Даже при наличии задатков к эмпатийному поведению, человек, взрослея, способен утрачивать их, если семья и окружающее общество не способствовали их развитию.
Отсутствие эмпатии у детей проявляется так же, как и у взрослых — ребёнок не жалеет другое существо если ему больно, плохо. Он не сопереживает и не высказывает сочувствие или желание помочь более старшим людям (бабушке, дедушке и пр.). Несколько пренебрежительно может относиться к игрушкам (на игрушках всегда проявляются первые эпизоды повторения ролевых сценариев для маленьких детей). Если эмпатия не проявляется у ребёнка 1,5-2 лет, то мы можем говорить о варианте нормы. К 3-м годам дети уже понимают, что такое сделать больно другому человеку, пожалеть кого-то, могут высказать участие.
Малыши могут «заражаться» эмоциями окружающихСовсем малыши, которые ещё не обучены эмпатии, могут заражаться эмоциями окружения — например, когда плачут или смеются несколько детей, то они также начинают плакать или смеяться.
К возрасту 5 лет дети уже умеют эмоционально реагировать на чувства других людей и проявлять сопереживание. Ближе к школьному возрасту дети сопереживают взрослым, если видят, что они огорчаются или радуются.
В 7-11 лет эмпатия у детей проявляется дифференцированно. Больше всего сочувствия у младших школьников вызывают пожилые люди, затем сверстники и животные.
В сложном подростком возрасте очень важно, что бы у ребёнка были новые знакомства и контакты. В этом возрасте обучение эмпатии идет через контакт со сверстниками. Дети мало испытывают сопереживание по отношению к другому человеку, но они проявляют эмпатию в виде сочувствия.
Почему важно учить ребёнка эмпатии?
Почему нужно учить детей сопереживанию? Научить ребенка эмпатии очень важно. В последние годы чрезвычайно популярно и развито стало направление — эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и понимать эмоции других людей. Открылось очень много различных курсов и тренингов по развитию эмоционального интеллекта. Очевидно, что в основе эмоционального интеллекта лежит эмпатия. Для чего это нужно — развивать эмпатию и эмоциональный интеллект?
При развитой эмпатии у детей повышается чувствительность к другому человеку и мотивам его поведения. Развитие эмпатии у подростков оказывает благоприятное воздействие на их взаимодействие с окружающим миром. В частности: способствует развитию коммуникативных навыков, снижает вероятность отклонений от общепринятых норм поведения, повышая чуткость восприятия происходящего вокруг.
Ведь, ещё раз — что такое эмпатия? Это отождествление себя с другим человеком. Если кто-то плачет, то эмпатийный человек тоже будет плакать, если кому-то больно, то эмпатийный человек тоже почувствует боль. Но, если кто-то пытается обмануть, то человек с высокой степенью эмпатии почувствует и это тоже.
Высокоразвитая способность распознавать чувства и эмоции других людей помогает: избежать обмана, избежать вовлечения себя в противоправные или асоциальные действия, помогает в установлении социальных контактов и развитии навыков общения, улучшает взаимодействие и понимание с окружающими.
В более зрелом возрасте люди, которые обладают высокоразвитыми навыками эмпатии и распознавания эмоций других людей, легче и быстрее строят карьеру, добиваются более высоких показателей в работе, особенно связанной с контактами с людьми. Очень важны эти качества для людей сферы продаж, закупок, работы с населением, руководителей.
Эмпаты умеют устранять конфликты или не допускать их. Они очень чутко чувствуют границы конфликтных зон и умеют предотвращать их нарушения.
Как мы видим, причин для развития эмпатии у детей более чем предостаточно.
Эмпаты умеют устранять конфликты и не допускать ихСоветы для развития эмпатии у детей. Как помочь ребёнку развить способности к сопереживанию?
Как родителям научить ребенка эмпатии? Может ли наблюдаться полное отсутствие эмпатии у ребенка?
Если у ребёнка нет каких либо заболеваний неврологического и психического спектра, то развить эмпатию у него, конечно, можно. Исключения составляют дети, с такими расстройствами, как аутизм, психопатия.
В первую очередь, воспитание эмпатии у детей начинается с проявления эмпатии взрослыми, его окружающими. Формирование эмпатии можно начинать с самых первых дней жизни крохи. Взрослым нужно открыто проявлять свои эмоции и называть их при этом. Открыто проявляя эмоции, взрослый показывает малышу, что не нужно бояться или скрывать свои эмоции, а нужно выражать их открыто. Называя эмоции, взрослый помогает ребенку осознать и узнать названия эмоций. Например, мама смотрит на ребёнка, улыбается и говорит: «Я очень рада, что ты у меня есть, мне очень приятно видеть тебя».
Следующим этапом развития эмпатии является называние эмоций, проживаемых ребёнком. Например, взрослый говорит плачущему ребенку: «ты расстроен, ты сейчас плачешь». Если ребенок ударился — «тебе больно» и т.д. Если мама оставляет ребёнка в детском саду или с няней/бабушкой и ребёнок сильно плачет, то правильным поведением мамы будет проговорить эту ситуацию: «Я вижу, что ты расстроен, мне тоже очень грустно оставлять тебя, но, к сожалению, мне нужно идти по делам. Я обязательно к тебе вернусь через некоторое время, и мы почитаем с тобой книжку (поиграем/погуляем).» Слова мамы помогут малышу осознать, что он чувствует, покажут, что открытое проявление эмоций помогает получить обратную связь и наладить контакт.
Далее ребенок уже учится чувствовать и воспринимать свои ощущения, чувства и эмоции самостоятельно, без интерпретации их названий взрослыми. На этом этапе взрослому нужно чаще спрашивать ребёнка (что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя настроение и т.д).
После того, как ребёнок научился понимать и называть свои собственные эмоции, нужно обращать его внимание на эмоции и чувства других людей, животных и даже книжных персонажей. «Как ты думаешь, что сейчас чувствует этот человек? это животное? герой этой сказки?» Предлагайте ребенку сначала варианты названий чувств и эмоций, а впоследствии побуждайте его высказывать свои соображение.
Приводите пример на основе увиденного. Например — на прогулке вы видите, как упал и заплакал другой ребенок. Вы озвучиваете своему малышу – «Смотри! Малыш упал, ему больно и поэтому он плачет». После нескольких таких пояснений ваш малыш сможет самостоятельно делать выводы о причинах слёз и чувствах других людей.
Вы можете научить своего ребёнка не просто эмпатии, а действенной эмпатии. Подскажите малышу, что в ситуации, когда другому ребёнку плохо (больно, грустно), он может ему помочь. Например, на площадке один мальчик отобрал у другого игрушку. Ребёнок без игрушки, конечно, плачет. Объясните своему малышу — «Посмотри — мальчик плачет, потому что у него отобрали игрушку и он очень расстроился. Как думаешь, если мы предложим ему поиграть с нами, это сможет его утешить?» Здесь главное чётко обозначать факты, называть эмоции и предлагать простые пути решения, такие, которые будут понятны малышу в силу его возраста. Если ребёнок в какой-то момент не готов поделиться игрушкой, пригласить поиграть или просто проявить эмпатию, не нужно на него давить, и тем более говорить, что он плохой, раз не жалеет другого. Проявите терпение. Ребёнок воспитывается не словами, а поступками, и если вы сами будете проявлять эмпатию и помогать ребенку распознавать чувства и эмоции (и свои, и окружающих), то вы, конечно, поможете ребенку развить способности к сопереживанию.
Хорошим подспорьем в деле развития эмпатии являются детские сказки, различного рода художественная литература, детские спектакли и мультфильмы времён СССР.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.Упражнения и игры на развитие эмпатии
Как заложить в детях основы эмпатии? Родителям, интересующимся, как учить детей сопереживанию, помимо книг и мультфильмов пригодятся игры. Любое обучение в детском возрасте , и развитие эмпатии в том числе, лучше всего проходит и воспринимается в игре. Играть можно как в паре взрослый — ребёнок, так и пригласить других взрослых и детей к играм. Я опишу игры на примерах участников взрослый — ребенок, так как это наиболее распространённая ситуация.
«Обезьяна и зеркало». Ребёнок и взрослый садятся друг напротив друга. Один становится «зеркалом», а второй — «обезьянкой». Задача обезьянки показать определенные эмоции, а задача зеркала — как можно точнее повторить мимику обезьянки. После этого участники меняются ролями. В этой игре ребёнок учится распознавать мимические проявления той или иной эмоции, а также выражать их.
«Угадай чувство». Участники игры по очереди изображают то или иное чувство. Второй участник должен угадать, какое именно чувство было изображено. Для детей постарше можно написать названия задания — названия эмоций — на карточках. Участники постоянно меняются ролями.
«Телефон». Участники игры звонят по воображаемому или игрушечному телефону. Участник имитирует разговор с кем-либо, не называя его. Задача второго игрока — понять, с кем говорит первый (мама, бабушка, дочка, сестра и пр). Участники меняются ролями после каждого «разговора».
«Подарок другу». Один участник игры дарит «подарок» второму. При этом жестами, эмоциями, мимикой требуется передать своё отношение к имениннику. Задача «одариваемого» — понять, какие именно эмоции показывает «даритель».
«Привет ручки/ пока ручки». Два игрока садятся напротив друг друга и с помощью рук учатся выражать свои эмоции, а также воспринимать чувства другого через прикосновение. Это упражнение хорошо снимает телесные барьеры и учит выражать свои чувства с помощью языка тела. Игроки закрывают глаза и выполняют следующие действия:
— ручки знакомятся: игроки знакомятся друг с другом с помощью одних только рук.
— ручки ссорятся: игроки должны поссориться только одними руками.
— ручки мирятся: игроки должны помириться одними только руками.
После игры поговорите с ребенком: что он чувствовал во время выполнения упражнения, что ему понравилось, а что нет.
«Эмоции героев». Взрослый читает ребёнку сказку. Заранее нужно подготовить карточки с изображёнными на них эмоциями. В процессе чтения ребенок выкладывает карточки, по его мнению, характеризующие состояние героя. После сказки взрослый обсуждает с ребёнком его выбор. В этой игре сказка должна быть небольшой и красочно описывающей эмоции.
Игры и занятия с ребёнком помогут развить эмпатию«Что изменилось». Во время этой игры ребёнок учится чувствовать разницу в общении. Цель: заметить различия в ощущениях от общения в зависимости от позиции. Взрослый и ребёнок садятся друг напротив друга, лицом к лицу. Начинают разговор о чём-либо интересном им обоим. Примерные темы разговора: моё любимое животное, мой самый радостный день в прошлом месяце, мой самый лучший друг и пр. Сначала разговор идёт лицом к лицу, затем пара меняет положение — ребёнок сидит на стуле — взрослый стоит, затем ребёнок стоит, а взрослый сидит на стуле перед ним, после этого ребёнок и взрослый садятся спиной друг к другу. Всё это время они продолжают говорить. Можно поставить таймер на каждую позицию — например, по 2-3 минуты (чтобы ребёнок не устал).
После игры происходит обсуждение, что изменилось в ощущениях в зависимости от позиции ребёнка и взрослого. Ребёнок рассказывает, что ему понравилось, а что нет.
Рисование. Ребёнку предлагается под тихую спокойную музыку нарисовать самое доброе животное и рассказать о нём. Ребёнок должен придумать имя для животного и небольшой рассказ о нём и его характере. Эта игра учит ребёнка понимать, как проявляется характер другим человеком (существом).
В заключение, хочу еще раз отметить, что дети воспитываются не нотациями и правильными речами, а примерами перед глазами. Если родители проявляют эмпатию, то и ребёнок научится ее проявлять. Однако родителям нужно быть осторожными, и соблюдать, как и во всём, меру. Эмпатия при всей её положительности, может вызывать очень сильные чувства, вплоть до самоотречения. Нужно, вместе с привитием эмпатии, объяснять ребёнку, что есть граница между ним и другим человеком, и сопереживать тоже нужно в меру.
Берегите себя и своих детей. Любите их, и они ответят вам тем же.
Дипломированный психолог в области телесно-ориентированной психологии и психокоррекции с 2014 года. Ведёт психокоррекционные группы и занимается личной практикой. Прошла курсы повышения квалификации по программам: «Физиология центральной нервной системы», «Психодиагностика», «Нейролингвистическое программирование». В настоящее время обучается в магистратуре по профилю «Нейролингвистика» и на курсах МГУ «Нейрофизиология поведения», «Нейропсихология».
blog.cognifit.com
Развитие эмпатии у детей — Психология жизни
В развитии способности к сопереживанию и эмпатии можно выделить три необходимых условия:
- Получение собственного положительного опыта
- Осознание собственных эмоций и чувств
- Осознание того, что предположительно чувствует другой человек
Эти условия одновременно являются и этапами развития эмпатии.
Эмпатия — это прекраснейший жизненный опыт в познании себя и окружающих. Ребенок постепенно развивает чувствительность. Первые проявления эмпатии возникают еще с младенчества. Когда малыш начинает реагировать на плач и возгласы других детей.
Ребенок в возрасте двух — трех лет уже познает эмоции не только свои, но и окружающих. При этом ребенок не просто сопереживает, а уже может выражать сочувствие другому ребенку.
Развитие эмпатии продолжается вплоть до десяти лет. Уже в этом возрасте дети умеют сопереживать близким людям и могут встать на их место. Так ребенок получает собственный положительный опыт необходимый ему для развития эмпатии.
Следующий этап развития эмпатии у ребёнка – это осознание ребёнком собственных эмоций и чувств. Тот, кто может понимать, что с ним происходит, будет лучше впоследствии понимать чувства другого человека. Конечно, каждый ребёнок испытывает, например, ощущение боли при ожоге или расстраивается, когда мама уходит из дома. Но маленький ребёнок не может ещё осознать собственных чувств и выразить их. Поэтому важно, чтобы родители помогали ребёнку осознавать и выражать собственные переживания. Что такое эмоциональный интеллект человека?
И заключительный этап развития эмпатии – осознание того, что предположительно чувствует другой человек. Это уже переход собственно к эмпатии. Но сопереживание другому человеку невозможно без осознания того, что чувствует другой человек.
На этом этапе родителям важно беседовать с детьми, важно обсуждать различные ситуации, которые возникают в жизни. Для практики подходит все: реальные жизненные ситуации, которые произошли с вами или с другими людьми, ситуации, взятые из художественных произведений, фильмов или мультфильмов. Вы можете обсуждать как жизненные ситуации, участником которых являетесь вы или ребёнок, так и те ситуации, в которых вы – сторонний наблюдатель.
Судить о развитии эмпатии у детей можно, изучив, насколько она развита у родителей. Конечно, ее развитие будет еще зависеть и от психологической атмосферы, в которой воспитывается ребенок. В хорошей семье это проявление любви, тепла, доброты, ласки, нежности. Ну и этого недостаточно, развитие эмпатии полностью лежит на родителях.
Почему? Потому что сострадание и сочувствие — это не просто духовное развитие ребенка, а еще и изучение взаимоотношений между людьми. Дети начинают присматриваться к окружающим и уже пытаются проецировать их эмоции на себя, то есть искать в них схожие переживания со своими чувствами. Как правильно мечтать?
Способы развития эмпатии у детей
Лучший опыт передается посредством игр. Прочтите с ребенком насыщенную эмоциями сказку, а потом обсудите с ним каждого героя, опишите их черты характера, сделайте вывод, найдите смысл сказки. Развитие творческих способностей ребёнка
Пофантазируйте с ребёнком.
Если бы умели говорить рыбки, которые живут в аквариуме, что бы они могли поведать? Что думали козлята, когда в их дом пробрался волк, они испугались или нет? Как ты думаешь, что почувствовала мама козлят? Сказкотерапия для детей
Через такие игры ребенок учится перевоплощаться, при этом развивает душевность и таким образом начинает разбираться в эмоциональном мире другого человека. Пусть ребенок придумает сказку от имени слона или жирафа, которые живут в зоопарке. Поговорите с ребенком о том, что чувствует листочек, когда его срывают с дерева?
Развитие эмпатии у подростков
Семья – это фундамент духовного развития ребенка. Эмпатия у подростков возможна лишь в том случае, когда у них хорошие, искренние взаимоотношения с родителями. Если этот контакт нарушен, в первую очередь страдает психика ребенка, что, конечно же, негативно будет сказываться на его развитии. Семейный Кодекс или правила создания благоприятной атмосферы в семье
Обладать эмпатией — значит уметь сопереживать и понимать эмоциональный душевный мир другого человека, будь то боль или радость. Поэтому жизненно важно дать подростку прочный, доверительный, дружеский фундамент.
psylive.com.ua
Что такое эмпатия. Как развить эмпатию и научить ей своих детей
Эмпатия — это сопереживание чужим эмоциям. Говоря простыми словами, эмпатия — способность сочувствовать окружающим, представлять себя на чужом месте.
В отличие от сострадания, эмпатия — это умение не только грустить, но и радоваться вместе с другими, «примерять на себя» иные чувства.
Развитая эмпатия не означает, что человек все принимает близко к сердцу. Это именно сознательная способность представлять, что чувствуют люди вокруг.
Пример эмпатии: По выражению лица и словам друга вы понимаете, что он разозлен. Сами вы не злитесь, но хорошо представляете, как он недоволен.
Порой говорят о «высокой эмпатии» и «низкой эмпатии», свойственной разным людям. Человека с развитой способностью к эмпатии называют эмпатом. Эмпат легко распознает чужие эмоции и разделяет их. А вот абсолютная неспособность к эмпатии — один из признаков психического расстройства. Например, абсолютно не способны к сопереживанию могут быть психопаты и социопаты.
Механизм эмпатии. Зеркальные нейроны
За эмпатию в мозге отвечают так называемые зеркальные нейроны, объясняют ученые. Это особые клетки коры больших полушарий, которые открыл итальянский нейрофизиолог Джакомо Риццолатти.
Зеркальные клетки работают не только когда мы совершаем определенное действие, но и когда видим, как его совершают другие. Таким образом человек может понять чужое поведение или чувства, «отразив» их у себя в голове. Глядя, как рабочий забивает гвозди молотком, вы представляете, какое усилие он прикладывает. А видя, как приятель скривился от отвращения, понимаете, насколько ему не понравился вкус еды.
Работа зеркальных нейронов обезьяны: детеныш показывает язык после того, как ему показал язык исследователь. Фото: Evolution of Neonatal Imitation. Gross L, PLoS Biology Vol. 4/9/2006
Проблемы с зеркальными нейронами затрудняют понимание окружающих. Именно нарушением работы этих клеток объясняют неумение аутистов правильно считывать и понимать чужие эмоции.
Тест на эмпатию. Как определить свой уровень сопереживания?
Эмпатия свойственна людям в разной мере. По данным психологов, около 3% населения обладают очень развитой эмпатией, еще 3% — очень слабой способностью к сопереживанию.
Уровень эмпатии измеряют с помощью специальных тестов. Наиболее современным считается опросник, разработанный в 2004 году Саймоном Бароном-Коэном и Салли Уилрайт. При желании вы можете пройти адаптированный Владимиром Косоноговым русский вариант теста — «Уровень сопереживания».
Развитие эмпатии у детей
Наличие зеркальных нейронов не значит, что эмпатии не нужно учиться. Наоборот, заниматься этим следует с младенчества, объяснила психолог Татьяна Карягина «Постнауке».
Когда малыш плачет или смеется, хорошая мать «зеркалит» его состояние — подражает его мимике, звукам. Она называет состояние ребенка и объясняет, что это такое: «Ой, ты испугался, что мама ушла». И, конечно же, утешает: «Мама вернулась, мама всегда будет возвращаться, мама с тобой». Тут важны не столько слова, сколько интонация, жесты, прикосновения. С их помощью мать дает ребенку первые уроки эмпатии, сочувствия людям.
Когда ребенок подрастает, важно разговаривать с ним о чувствах. Например, при чтении книг и просмотре мультиков обсуждать, что делают и чувствуют персонажи.
Ребенок должен проживать собственные чувства — поэтому родителям не стоит подавлять или запрещать «плохие» эмоции. Если говорить, что «плакс никто не любит» или «нельзя злиться на бабушку», ребенок не научится понимать себя и других, объясняет Татьяна Карягина.
Эмпатия — одна из составляющих эмоционального интеллекта, то есть способности распознавать свои и чужие чувства, управлять ими.
Depositphotos
Развитие эмпатии у взрослых
Развитая способность к эмпатии помогает и в отношениях с людьми, и в карьере. Особенно умение сопереживать важно для тех, кто работает с людьми — для учителей, воспитателей, врачей, руководителей, психологов и т.п.
Развивать свой эмоциональный интеллект можно и нужно всю жизнь. Вот некоторые базовые навыки, на которые специалисты советуют обратить внимание, если вы хотите повысить уровень эмпатии:
Умение распознавать и называть эмоции. Важно следить за своим эмоциональным состоянием и фиксировать его — например, записывать в дневник. Назовите свое чувство и попробуйте объяснить, почему или в каких обстоятельствах вы его испытываете. Например: «Я чувствую радость и умиротворение, когда мы всей семьей собираемся за столом».
Развивайте словарный запас, связанный с эмоциями. Злоба, досада, печаль, воодушевление, нежность, благодарность — все это разные чувства. Чем тоньше вы будете ощущать нюансы, тем лучше станете понимать себя и других.
Умение представлять себе чужие эмоции. Полезное упражнение — пытаться примерить на себя эмоции другого человека или вымышленного персонажа. Для этого можно анализировать увиденные фильмы и прочитанные книги, составлять диалоги между придуманными героями.
Умение говорить об эмоциях. Здесь работает та же формула, что и при назывании собственных чувств в дневнике: «Я чувствую…, когда…». Например: «Я чувствую себя любимой, когда ты говоришь комплименты», «Мне больно слышать, что тебя не взяли на эту работу».
Помните, что эмоции часто не противоречат друг другу. Незачем их противопоставлять («Я люблю тебя, но злюсь»), ведь они могут дополнять друг друга: «Я люблю тебя и злюсь, потому что мы не можем договориться».
Эмпатическое слушание — оно же активное слушание. Один из самых эффективных приемов наладить контакт с человеком — внимательно его слушать. Учитесь проявлять искренний интерес к людям. Задавайте открытые вопросы (не предполагающие короткого ответа вроде «да» или «нет»), которые помогут человеку передать свою мысль и эмоции. Уточняйте, правильно ли вы поняли слова и настроение собеседника: «Как я понял, тебе жутко не понравились манеры этого парня?». Проявите сочувствие: «Вижу, как тебя это огорчает. Мне ужасно неприятно, что с тобой так обошлись».
Эмпатия — то, чему не учат в школе. Именно поэтому так важно заниматься ее развитием самому и помогать своим детям.
www.anews.com