Эпигенетическая теория развития: Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона
16. Эпигенетическая теория развития Эриксона.
Эрик Эриксон (1902-1994) – выдающийся эго-психолог, был последователем З.Фрейда, хотя и отошел от классического психоанализа по некоторым вопросам.
Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания:
1.личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2.общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития (Зиглер и Хьелл).
Периоды психосоциального развития по Эриксону:
1) оральная стадия (0-1 год) – младенческий возраст.
Модус эго – модус впитывания (вбирания) в себя. Сначала ребенок психологически смотрит и впечатывает все, что видит вокруг себя, но это пока пассивное вбирание. Затем – активное вбирание (хватает разные предметы, исследует их).
Основная задача – формирование и развитие чувства доверия (недоверия) к окружающему миру. Важно взаимодействие матери и ребенка, т.е. чувство базового доверия, состоящее в том, что ребенок доверяет окружающему миру в лице взрослого (если будет плохо, то кто-то придет на помощь). Если нет должной заботы, формируется базовое недоверие к миру.
2) анальная стадия (1-3 года) – ранний возраст.
Модус эго преобразуется, для растущего организма становятся важным возможности регуляции удержания (выталкивания), т.е. выделительные процессы (приучение к горшку). Но это происходит не только на физиологическом, но и на психологическом уровне – «могу ли я быть автономным, самостоятельно управлять собой. Формируется либо автономия, либо чувство стыда и сомнения (связано с механизмом публичности).
Ребенок уже достаточно автономен в смысле активного передвижения. Нередко люди из ближайшего окружения могут стыдить ребенка за нечистоплотность, формируется представление о себе как о неспособном справляться с собой, т.е. как о человеке, ведущем себя постыдным образом – укореняется чувство стыда.
3) фаллическая стадия (3-6 лет) – возраст игры.
Модус эго – интрузия (проникновение куда-то). Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Важно, что это возраст игры.
Ребенок нарабатывает или инициативность, реализовывает себя, или инициатива подавляется, формируются узкие рамки ограничений и появляется чувство вины. Вина – это понимание себя как причины неправильных действий, зла, чьих-то потерь (оценка самого себя как виноватого). В этом возрасте активно формируется суперэго, т.к. появляется огромное количество запретов.
4) латентная стадия (6-12 лет) – индустриальная стадия.
На этой стадии проявляется трудолюбие, мастерство, овладение трудом, творчество. Возрастают способности ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способности взаимодействия со сверстниками в соответствии с правилами. Эго-идентичность – «Я – то, чему я научился».
Противоположный полюс – некомпетентность, несостоятельность, неспособность.
5) подростковый возраст (12-19 (20) лет).
Главная задача – формирование идентичности как чувства непрерывной самотождественности.
Первые 20 лет жизни человек тратит на то, чтобы войти в общество, в котором он живет, освоить знания, принять культуру, стать полноценным членом общества, т.е. должна сформироваться гармоничная «я-концепция» (эго-идентичность).
Помимо интереса подростков к межполовым отношениям (как у Фрейда), для Эриксона на этом этапе развития более важным является построение гармоничной иерархии своих ролей (сын, ученик, член компании). Если личность умеет гибко переходить от одной роли к другой, то формируется гармоничная идентичность.
6) Молодость (20 – 35 лет) – ранняя зрелость.
Главная задача – достижение близости с другими людьми. На этой стадии происходит поиск близких отношений, создание семьи. Для достижения близости нужно доверие. Если человек не сформировался сам, то не получится создать полноценную семью из-за неумения нести ответственность, доверять и т.д.
7) зрелость (35 лет – конец трудовой деятельности).
Главная задача – выбор между продуктивностью и инертностью. Это подразумевает генеративность, творчество, оказание влиянии на будущее поколение. Противоположный полюс – застой, т.е. личность мало что может сделать, отсутствует творчество, забота. На данный период приходится «кризис среднего возраста», который выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.
8) старость (от 60 и старше) – поздняя взрослость.
Период идентичности приходит к завершению. В этот период личность интегрирует события предыдущей жизни (достижение мудрости). Происходит принятие своей жизни со всеми успехами и неудачами и результат жизни оценивается как положительный, т. е. происходит эго-интеграция. Если личность не может позитивно осмыслить свой жизненный путь, то появляется отчаяние, разочарование, чувство горечи и сожаления, что влечет за собой депрессию, ипохондрию, озлобленность.
Эпигенетическая теория э. эриксона: основные принципы теории, особенности
Описание значения
Психосоциальная теория Эриксона широко и высоко ценится. Как и в любой концепции, у нее есть критики, но в целом она считается фундаментально значимой. Эриксон был психоаналитиком, а также гуманистом. Таким образом, его теория полезна далеко за пределами психоанализа — она является существенной для любого изучения, связанного с личным осознанием и развитием — себя или других.
Если рассматривать эпигенетическую теорию развития личности Эриксона кратко, то можно обнаружить заметный, но не значительный, фрейдистский элемент. Поклонники Фрейда сочтут это влияние полезным. Люди, которые несогласны с ним, и особенно его психосексуальной теорией, могут игнорировать фрейдистский аспект и все же находить идеи Эриксона лучшими. Его совокупность взглядов стоит особняком и не зависит от понятий его учителя и ценится за надежность и актуальность.
Помимо фрейдовского психоанализа, Эриксон разработал собственную теорию в основном из своих обширных практических полевых исследований, сначала с сообществами коренных американцев, а затем также из своей работы по клинической терапии, связанной с ведущими психиатрическими центрами и университетами. Он активно и скрупулезно проводил свою работу с конца 1940-х до 1990-х годов.
Истоки теории личности Эриксона
На становление теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона большое влияние оказали труды по психоанализу. Ученый принимал структуру личности, разработанную 3. Фрейдом, создав психоаналитическую концепцию отношений «Я» и общества
Особенное внимание он обращал на значение «Я», которое может являться ведущим в развитии личности. Эриксон полагал, что основы человеческого «Я» заложены в социальных особенностях организации общества
К этому выводу он пришел путем наблюдений за особыми типами личностных изменений, которые происходили с людьми в Америке после войны. Люди становились в то время более тревожными, жесткими, апатичными, смятенными
После принятия идеи неосознанной мотивации, ученый большое внимание в своих исследованиях стал уделять процессу социализации
Школьный возраст (6-12 лет)
«Я – то, чему я научился», – так идентифицирует себя ребёнок на этом этапе. У детей формируется трудолюбие и желание признания – ребёнок уже ощущает гордость за свои способности и достижения. В этом возрасте большинство детей стараются прилежно учиться, чтобы заявить таким образом о себе.
Также возникает чувство соревнования и здоровой конкуренции – многие дети хотят выделиться на фоне остальных, победить, показать лучший результат и т.д.
При наличии похвалы за активную деятельность у ребёнка возникает чувство компетентности и уверенности в своих силах. Если рассматривать трудовую деятельность ребёнка, как баловство и помеху учёбе в школе, то он начнёт сомневаться в своих способностях, может возникнуть комплекс неполноценности.
Развитие системы
Позже в своей жизни ученый стремился предостеречь от интерпретации своего труда в «шкале достижений», в которой стадии кризиса представляют собой единственное безопасное достижение или цель крайнего «позитивного» варианта, обеспеченного раз и навсегда. Это исключило бы ряд возможных ошибок с оценкой личности.
Э. Эриксон в эпигенетической теории с возрастными периодами отметил, что ни на одной стадии не может быть достигнуто добро, которое непроницаемо для новых конфликтов, и что верить в это опасно и неуместно.
Этапы кризиса не являются четко определенными шагами. Элементы имеют тенденцию перекрываться и смешиваться от одной ступени к другой и к предыдущим. Это широкая основа и концепция, а не математическая формула, которая точно воспроизводит всех людей и ситуации.
Эриксон в эпигенетической теории развития личности стремился указать, что переход между этапами перекрывается. Кризисные периоды соединяются друг с другом как переплетенные пальцы, а не как ряд аккуратно сложенных коробок. Люди не просыпаются внезапно однажды утром и не вступают в новую жизненную стадию. Изменения не происходят в регламентированных четких шагах. Они градуированные, смешанные и органические. В этом отношении ощущение модели аналогично другим гибким рамкам человеческого развития (например, «Цикл скорби» Элизабет Кюблер-Росс и «Иерархия потребностей Маслоу»).
Когда человек безуспешно проходит через стадию психосоциального кризиса, у него развивается тенденция к той или иной из противоборствующих сил (либо к синтонической, либо к дистонической, на языке Эриксона), которая затем становится поведенческой тенденцией или даже психической проблемой. Грубо говоря, можно назвать это «багажом» знаний.
Эриксон подчеркнул значение и «взаимности» и «порождаемости» в своей теории. Условия связаны между собой. Взаимность отражает влияние поколений друг на друга, особенно в семьях между родителями, детьми и внуками. Каждый потенциально влияет на опыт других, проходя через различные стадии кризиса. Генеративность, фактически названное расположение в пределах одной из стадий кризиса (генеративность против застоя, стадия седьмая), отражает значительную взаимосвязь между взрослыми и наилучшими интересами личностей — собственных детей и в некотором роде всех остальных, и даже следующего поколения.
Вклад в науку
Основная теория личности Эриксона объясняет существующие нормальные, адекватные состояния, а также поясняет патологические, нездоровые вариации возможных ситуаций. Доктрина этого исследователя — это учебное пособие для психологов, психотерапевтов и всех интересующихся вопросами психологии.
Идентичность — это центральное определение, по Эриксону. Идентичность личности — это совокупность черт или особенностей характера, помогающих человеку стать отличным от других членов общества, эти качества — «изюминка» личности.
Эго-идентичность — это присутствующее, но обманчивое ощущение целостности и независимости индивида, чувство постоянства и неизменчивости внутреннего Я.
Рекомендуем: Психология личности
Идентичность группы — ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются и развиваются в течение всей жизни человека.
Эриксон выделил основную возрастную периодизацию развития и формирования личности:
1. Младенчество (базовое доверие или его отсутствие): протекает от рождения и до года малыша. На самом раннем этапе развития закладываются основы доверия и чувства защищенности благодаря материнской заботе. Если же мать отвергает ребенка и плохо о нем заботится, то в малыше формируются страх и недоверие.
2. Очень раннее детство (независимость или чувство стыда и сомнения): протекает от года до трех. Формируется фундамент для самостоятельности малыша, расширяется кругозор, ребенок постепенно учится контролировать себя. При слишком сильной опеке или, наоборот, неоправданных ожиданиях родственников в малыше зарождаются неуверенность, чувство стыда или сомнения.
3. Игровой период (инициативность или вина): длится от трех до шести лет. В этот возрастной период ребенок активно познает мир, приобретает новые навыки. Социум ждет от него активности, у него возникают обязанности по отношению к себе, иногда – к младшим детям или домашним питомцам. Родители, поощряющие любознательность ребенка, тем самым помогают ему стать независимым. А те, кто ограничивает, формируют в нем пассивность и вину.
4. Школьный возраст (трудолюбие или неполноценность): длится от шести до двенадцати лет. В этот период дети обучаются дисциплине, системности, приобщаются к работе, расширяют свои знания и опыт. Если не поддерживать ребенка, в нем может развиться чувство неполноценности и неуверенности перед друзьями.
Рекомендуем: Подробнее про возрастные кризисы
5. Юность/постепенное созревание (эго-идентичность или смещение социальных ролей): основная стадия, по мнению Эриксона. Это период становления основной положительной эго-идентичности. Будущее человека приобретает более четкие очертания и становится реально осуществимым. Подростки осваивают новые социальные роли, но при неудачном их освоении происходит ролевое смещение.
6. Молодость/зрелость (интимность или изоляция): длится примерно с двадцати до двадцати шести лет. Под интимностью подразумевается ощущение близости, которую мы проявляем по отношению к родным и дорогим людям. При неудачных попытках контактирования или налаживания взаимоотношений возникают одиночество и обособленность.
7. Зрелость (работоспособность/активность или инертность): длится до 64 лет. В этот возрастной период люди проявляют заботу о младшем поколении, пытаются быть полезными. При ощущении ненужности или отсутствии объекта заботы формируется инертность и пассивность.
8. Старость (эго-целостность или отчаяние): от 65 лет. Возникает ряд новых проблем: болезни, отсутствие сил, постоянная усталость, боль. Приходится привыкать к новому ментальному состоянию. Размышления о приближающейся смерти. Происходит анализ прошлых стадий жизни. В старости приходит подлинная мудрость и понимание происходящего.
Рекомендуем: Френсис Гальтон (биография)
Практически на каждом жизненном этапе индивид сталкивается с различными кризисами, которые, по мнению Эриксона, необходимо успешно преодолеть.
Эрик Эриксон и его книги внесли огромный вклад в развитие психологии. В них люди могут найти в краткой или полной формулировке ответы на многие жизненные вопросы.
Этап 3: инициатива против вины
Третья стадия эпигенетической теории Э. Эриксона связана с развитием у детей чувства инициативности. С этого момента сверстники становятся более важными, так как маленькие личности начинают больше общаться с ними в их окрестностях или в классе. Дети начинают больше притворяться, что играют в игры и общаются, часто придумывая забавы и планируя занятия с подобными себе.
На этом этапе эпигенетической теории развития Эриксона для личности важно выносить суждения и планировать свои действия. Дети также начинают отстаивать больше власти и контроля над окружающим их миром
В этот период родители и опекуны должны побуждать их исследовать, а также принимать соответствующие решения.
Важные моменты об инициативе против чувства вины:
- Дети, которые успешно справляются с этой стадией, проявляют инициативу, а те, кто этого не делает, могут испытывать чувство вины.
- Добродетель в центре этой ступени — цель, или чувство, что они имеют контроль и власть над некоторыми вещами в мире.
Этап 6: близость против изоляции
Любовь и романтика являются одними из главных забот многих молодых людей, поэтому неудивительно, что шестая стадия эпигенетической теория личности Э. Эриксона сосредоточена именно на этой теме. Такой период начинается примерно с 18 и 19 лет и продолжается до 40 лет. Центральная тема этой стадии сосредоточена на формировании любовных, длительных и поддерживающих отношений с другими людьми
Эриксон полагал, что чувство самостоятельности, которое установилось на этапе смешения идентичности и роли, играет жизненно важное значение в способности устанавливать крепкие и любящие отношения
Успех в этот период развития приводит к прочным связям с другими, в то время как неудача может привести к чувству изоляции и одиночества.
Основная добродетель на этой стадии в эпигенетической теории личности Э. Эриксона — это любовь.
Старость (65 лет и старше)
Конфликт этого этапа – цельность и безнадёжность. В старости люди производят оценку своей жизни – чего я достиг? Имела ли моя жизнь какую-то ценность?
На последнем этапе психосоциального развития происходит принятие себя. Жизнь уже не получится прожить второй раз – это факт, и не стоит горевать об этом. Необходимо избавиться от гнетущих мыслей, что что-то не получилось или на что-то не хватило времени. Такими размышлениями прошлое не исправишь, а вот будущее испортишь без особого труда.
«Я – тот, кем я стал. Моя жизнь такова, какой я её прожил. Всё хорошо», – такие мысли говорят об успешном завершении психосоциального развития личности.
Надеемся, эта статья оказалась полезной для вас. А чтобы еще лучше узнать себя, предлагаем пройти наш курс «Самопознание». На этой онлайн-программе всего за 4 недели с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, чего действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.
Желаем успехов!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
- Социализация личности: коротко о главном
- Формирование самооценки у детей
- Тайм-менеджмент для младших школьников
- Факторы интеллектуального развития ребёнка
- Гленн Доман «Гармоничное развитие ребёнка» — краткое содержание
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Масару Ибука «После трёх уже поздно» — краткое содержание
- Развитие мелкой моторики у ребёнка
- Формирование самосознания
Ключевые слова:1Самопознание
2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона.
Возникновению теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона (1904–1994) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейда и создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества
Особое внимание он обратил на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества
К этому выводу он пришел, наблюдая за личностными изменениями, произошедшими с людьми в послевоенной Америке.
Люди стали более тревожными, жесткими, подверженными апатии, смятениюПриняв идею неосознанной мотивации, Эриксон в своих исследованиях особое внимание уделял процессам социализации
Работы Эриксона знаменуют собой начало нового метода исследования психики – психоисторического, который представляет собой применение психоанализа к изучению развития личности с учетом того исторического периода, в котором она живет. С помощью этого метода Эриксон проанализировал биографии Мартина Лютера, Махатмы Ганди, Бернарда Шоу, Томаса Джефферсона и других выдающихся людей, а также истории жизни современников – взрослых и детей. Психоисторический метод требует равного внимания как к психологии индивида, так и к характеру общества, в котором живет человек. Основная задача Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.
Проводя полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивая их с воспитанием детей в городских семьях США, Эриксон обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный. Однако, как подчеркивал Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит, – его племя, класс или каста. Каждой стадии развития соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – групповой идентичности и эго-идентичности.
Групповая идентичность основана на том, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу и на выработку присущего этой группе мироощущения.
Эго-идентичность формируется параллельно с групповой и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.
Опираясь на свои труды, Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.
В табл. 2 представлены стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону.
Таблица 2.
Зрелось (25-65 лет)
Важным моментом этого этапа является творческая реализация. В зрелом возрасте человеку необходимо сделать выбор между генеративностью и стагнацией, между продуктивностью и инертностью.
На этом этапе человек сосредотачивается на карьере и семье. Успешное прохождение этого этапа приносит индивиду ощущение того, что он реализует собственный потенциал и вносит свой посильный вклад в развитие мира.
Но многие люди переживают ощущение бессмысленности, безнадёжности и разочарования – кризис среднего возраста.
Важными вопросами этого этапа являются:
- Какое значение имеет моя жизнь на сегодняшний день? Чего я добился? Чем я могу гордиться?
- Как мне следует провести остаток жизни? Что я должен успеть и что я способен успеть?
На этапе зрелости формируется забота, причём не только о семье, но и забота по отношению к себе. Не нужно обесценивать свои достижения и принижать себя.
Этап 1: доверие против недоверия
Мир безопасен и предсказуем, опасен и хаотичен. В эпигенетической теории Эриксона указано, что первая стадия психосоциального развития была сосредоточена на ответах, на эти важные вопросы.
Младенец входит в мир совершенно беспомощным и зависимым от попечителей
Эриксон считал, что в течение этих первых двух критических лет жизни важно, чтобы кроха узнал, что родителям (опекунам) можно доверять в удовлетворении всех потребностей. Когда о ребенке заботятся и его или ее нужды обеспечиваются должным образом, он развивает чувство, что миру можно доверять
Что происходит, если малышом пренебрегают или его, или ее потребности не удовлетворяются с какой-либо реальной последовательностью. При таком сценарии у него может развиться чувство недоверия к миру. Он может ощущаться как непредсказуемое место, и люди, которые должны любить и заботиться о ребенке, не могут быть надежными.
Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии доверия и недоверия:
- Если этот этап завершен успешно, ребенок появится с добродетелью надежды.
- Даже когда возникают проблемы, человек с таким качеством будет чувствовать, что он может обратиться к любимым за поддержкой и заботой.
- Те, кто не сможет обрести эту добродетель, будут испытывать страх. Когда возникает кризис, они могут чувствовать себя безнадежно, тревожно и неуверенно.
Жизненные кризисы личности по Э.Эриксону
Согласно теории Эриксона, человек переживает 8 основных жизненных кризисов, которые тесно связаны с процессом формирования эгоидентичности.
Первый кризис приходится на 1 год жизни. В это время у ребёнка закладывается доверие/недоверие к внешнему миру. Если малыш на первом году жизни получает достаточное количество ласки, любви и заботы, то он вырастает открытым и доверчивым. Если же, наоборот, ребёнок сталкивается с равнодушием, то в будущем он будет скрытным, застенчивым и несклонным доверять людям.
В возрасте 2–3 лет ребёнок переживает второй кризис, который влияет на становление самостоятельности/стыдливости. В это время происходит приучение к чистоплотности и родители помогают малышу самостоятельно справляться со своими естественными потребности, а ребёнок получает первый опыт автономии. Чрезмерный родительский контроль и наказание за промахи провоцируют развитие чувства стыда.
Примерно с 3 до 6 лет малыш переживает третий кризис связанный со становлением самостоятельности. Поощрение инициативы и похвала родителей стимулируют развитие самостоятельности и независимости. Напротив, властный контроль и сплошные запреты лишают ребёнка свободы мышления и инициативности во взрослой жизни.
Четвёртый кризис приходится на время младшей школы. Именно там ребёнок сталкивается с «групповой идентификацией» и стремится занять «своё» место среди сверстников. Этот кризис определяет развитие коммуникативности и навыков сотрудничества.
В подростковом возрасте человек переживает пятый центральный кризис, который сильно влияет на дальнейшую жизнь. В это время подростки «примеряют» роли значимых взрослых, копируют их поведение и ищут самих себя.
Шестой кризис припадает на годы молодости (20–35 лет), когда личность находится в поиске любимого человека, с которым можно было бы создать семью и воспитать детей. Если на этом этапе семьи не возникает, то человек переживает чувства одиночества и изоляции.
Седьмой кризис припадает на возраст 40 лет. В этот период происходит переосмысление жизненных ценностей, появляется интерес к обучению молодого поколения и стремление поделится своим опытом с детьми.
Восьмой кризис – завершающий жизненный кризис, связанный с переживанием старения. На этом этапе человек подбивает итоги уходящей жизни и осознает неизбежность смерти. Если личность не может простить своих прошлых ошибок и не принимает свою смертность, то человек доживает последние дни в страхе и тревоге
Что такое интеграция эго?
Ощущение эго-интеграции представляет собой чувство целостности своего «Я». Дети до 3 лет не обладают своим «Я», они отождествляют себя с окружающим миром.
Когда человек ощущает себя комфортно в мире, когда мир становится местом для удовлетворения всех потребностей человека — это и есть интеграция. Т. е. интеграция — самая высокая степень приспособленности.
Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона, интеграция эго проявляется в пожилом возрасте при условии, что человек узнал на собственном опыте мгновения радости и горечь поражений, воодушевлял других. Такую личность не страшит смерть, т. к. она сумела оставить след после себя (в творческих достижениях или своих потомках), тем самым обретя бессмертие.
Эго-идентичность
Эго-идентичность
Эриксон уделял особое внимание развитию эго-идентичности. Эго-идентичность — осознанное ощущение себя, которое человек развивает через социальное взаимодействие, и оно становится «центром» на стадии психосоциального развития идентификации личности и путаницы ролей. Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими
Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.
Согласно Эриксону, эго-идентичность личности постоянно меняется из-за нового опыта и информации, которую люди получают в результате ежедневных взаимодействий с другими. Личная идентичность дает интегрированное и связное чувство себя, которое сохраняется в жизни человека. Чувство личной идентичности формируется за счет жизненного опыта и взаимодействия с другими, и эта идентичность помогает человеку направлять действия, убеждения и поведение с возрастом.
Эпигенез
Эпигенез — теория, согласно которой каждый человек развивается через последовательность этапов, возникающих в естественном, заранее установленном порядке. Стадии являются последовательными, но они не иерархичны. На каждом этапе человек сталкивается с кризисом или проблемой, которая особенно важна в то время жизни и должна быть решена
Социальное окружение человека оказывает чрезвычайно важное влияние на то, как разрешается каждый кризис, но оно также не определяет порядок появления стадий
Стадии по Эриксону, постулированные в эпигенетической теории общественного развития, связаны с кризисом, который должен быть удовлетворительно разрешен, чтобы развить у человека такие качества, как доверие, автономию и инициативу и т. д. В то время как нездоровые или неудовлетворительные разрешения приводят к недоверию, стыду и сомнению, вине и т. д., что может сделать человека психологически обеспокоенным.
Теория развития личности Эрика Эриксона среди других подходов
Эрик Эриксон
Теория Эриксона непосредственно не стремится достичь обучающих, развивающих и педагогических целей; концепция описывает существующее положение как норму и выделяет нежелательные пути развития. Данную теорию можно рассматривать как руководство для психотерапевтической деятельности, отнюдь не для профессионалов по формированию личности.
Создание этапов
Рассматривая кратко эпигенетическую теорию Эриксона можно определить преобразование структуры его научного труда для оценки личности. Успешное прохождение через каждый кризис предполагает достижение здорового соотношения или баланса между двумя противоположными диспозициями.
Например, здоровый подход на первой стадии формирования (доверие против недоверия) можно охарактеризовать как переживание и рост через кризис «Доверие» (людей, жизни и будущего развития), а также прохождение и развитие подходящей способности для «Недоверия», где это уместно, чтобы не быть безнадежно нереалистичным или легковерным.
Или переживать и расти на второй стадии (автономия против стыда и сомнения), чтобы быть, по сути, «Автономным» (быть собственной личностью, а не бессмысленным или трепетным последователем), но обладать достаточной способностью для «Стыда и Сомнения», чтобы обрести свободомыслие и независимость, а также этичность, внимательность и ответственность.
Эриксон назвал эти успешные сбалансированные результаты «Основными добродетелями» или «Основными преимуществами». Он определил одно конкретное слово, которое представляет их силу, приобретенную на каждом этапе, что обычно встречается в диаграммах психоаналитика и письменной теории, а также в других объяснениях его работы.
Эриксон также определил второе поддерживающее слово «сила» на каждой стадии, которое наряду с основной добродетелью подчеркивало здоровый результат на каждой ступени и помогало передать простое значение в резюме и диаграммах. Примерами основных достоинств и поддерживающих сильных слов являются «Надежда и стремление» (с первого этапа доверие против недоверия) и «Сила воли и самоконтроль» (со второго этапа автономия против стыда и сомнения).
Ученый использовал слово «достижения» в контексте успешных результатов, потому что оно подразумевало получение чего-то четкого и постоянного. Психосоциальное развитие не является завершенным и необратимым: любой предыдущий кризис может эффективно вернуться к любому, хотя и в другом облике, с успешными или неудачными результатами. Возможно, это помогает объяснить, как преуспевающие могут падать от благодати и как безнадежные неудачники могут в итоге достичь великих целей. Никто не должен успокаиваться, и у всех есть надежда.
Часть I. Детство и модальности социальной жизни.
Глава 1. Релевантность и релятивность в истории болезни.
В каждой сфере деятельности есть несколько очень простых, но крайне неудобных вопросов, поскольку непрекращающиеся вокруг них споры ведут лишь к нескончаемым неудачам и с завидным постоянством ставят в глупое положение большинство специалистов. В психопатологии такие вопросы всегда касались локализации и причины невротического нарушения. Имеет ли оно видимое начало? Находится ли его причина в теле или в душе, в индивидууме или в обществе?
На протяжении веков этот вопрос помещался в центре церковных дискуссий о происхождении безумия. Было ли причиной безумия вселение дьявола или острое воспаление мозга? Такое простое противоположение теперь кажется давно устаревшим. В последние годы мы пришли к выводу, что невроз оказывается психосоматическим, психосоциальным, да еще и интерперсональным явлением.
Однако дискуссия чаще всего показывает, что эти новые определения представляют собой всего лишь различные комбинации таких самостоятельных понятий, как психика и сома, индивидуум и группа. Сейчас мы говорим “и” вместо исключающего “или”, но сохраняем, по крайней мере, семантическое допущение, что душа есть “вещь”, отделимая от тела, а общество – “вещь” вне индивидуума.
Психопатология – это порождение медицины, которое имело своим знаменитым источником поиск местонахождения и причинной обусловленности болезни. Наше ученое сообщество предано этому поиску, который и в тех, кто страдает, и в тех, кто лечит, вселяет магическую уверенность, происходящую от научной традиции и престижа. Такой подход убеждает считать невроз болезнью, так как невроз якобы причиняет боль. Действительно, невроз часто сопровождается очерченным (поддающимся локализации) телесным страданием, а мы располагаем четко определенными подходами к болезням, как на индивидном, так и на эпидемиологическом уровне. И эти подходы привели к резкому снижению одних заболеваний и сокращению смертности от других.
Однако происходит что-то странное. Когда мы пытаемся думать о неврозах как о болезнях, то постепенно приходим к пересмотру проблемы болезни в целом. Вместо приближения к более точному определению невроза мы обнаруживаем, что некоторые широко распространенные симптомы, такие как боли в сердце и желудке, приобретают новое значение, когда их считают невротическими симптомами или, по крайней мере, симптомами центральных, а не периферических нарушений в изолированных органах.
Что такое эпигенетика? Ответ на спор о природе и воспитании
Инфографика
Скачать PDF
Для получения дополнительной информации об эпигенетике прокрутите вниз инфографику.
Просмотрите полный текст рисунка ниже.Новое научное исследование показывает, что влияние окружающей среды может влиять на то, экспрессируются ли гены и как. На самом деле ученые обнаружили, что ранний опыт может определять, как включаются и выключаются гены и даже экспрессируются ли некоторые из них вообще. Таким образом, были опровергнуты старые представления о том, что гены «высечены в камне» или что только они определяют развитие. Природа против воспитания больше не является спором — это почти всегда и то, и другое!
Дополнительная информация об эпигенетике
Глубокое погружение: взаимодействие генов и окружающей среды
Узнайте больше о физических и химических процессах, происходящих при создании эпигенома.Рабочий документ 10: Ранний опыт может изменить экспрессию генов и повлиять на долгосрочное развитие
В этом подробном рабочем документе объясняется, как взаимодействуют гены и окружающая среда, и даются рекомендации о том, как лица, осуществляющие уход, и политики могут эффективно реагировать на научные данные.
Во время развития ДНК, из которой состоят наши гены, накапливает химические метки, определяющие степень экспрессии генов. Этот набор химических меток известен как «эпигеном». Различный опыт детей перестраивает эти химические метки. Это объясняет, почему генетически идентичные близнецы могут демонстрировать разное поведение, навыки, здоровье и достижения.
Исправление распространенных заблуждений о науке
До недавнего времени считалось, что влияние генов установлено, а влияние детского опыта и окружающей среды на архитектуру мозга и долгосрочные результаты физического и психического здоровья оставались загадкой. Это непонимание привело к нескольким вводящим в заблуждение выводам о степени, в которой негативные и позитивные факторы и опыт окружающей среды могут влиять на развивающийся плод и маленького ребенка. Следующие заблуждения особенно важно исправить.
- Вопреки распространенному мнению, гены, унаследованные от родителей, не определяют будущее развитие ребенка.
Различия в последовательностях ДНК у разных людей, безусловно, влияют на способ экспрессии генов и на то, как будут функционировать белки, кодируемые этими генами. Но это только часть истории: среда, в которой человек развивается до и вскоре после рождения, дает мощный опыт, который химически модифицирует определенные гены, которые, в свою очередь, определяют, в какой степени и когда они проявляются. Таким образом, в то время как генетические факторы оказывают мощное влияние, факторы окружающей среды обладают способностью изменять унаследованные гены. - Несмотря на то, что неблагоприятные переживания плода и раннего детства часто понимают неправильно, они могут привести и приводят к физическим и химическим изменениям в мозге, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни.
Вредные переживания, такие как недоедание, воздействие химических токсинов или наркотиков и токсический стресс до рождения или в раннем детстве, не «забываются», а скорее встраиваются в архитектуру развивающегося мозга посредством эпигенома. «Биологические воспоминания», связанные с этими эпигенетическими изменениями, могут воздействовать на многие системы органов и повышать риск не только ухудшения физического и психического здоровья, но и ухудшения способности к обучению и поведения в будущем. - Несмотря на некоторые маркетинговые заявления об обратном, способность так называемых программ обогащения улучшать развитие мозга, которое в остальном было бы здоровым, неизвестна.
Хотя родители и политики могут надеяться, что прослушивание записей Моцарта для новорожденных вызовет эпигенетические изменения, которые улучшат когнитивное развитие, нет абсолютно никаких научных доказательств того, что такое воздействие сформирует эпигеном или улучшит работу мозга. Исследования показали, что специфические эпигенетические модификации действительно происходят в клетках мозга по мере развития когнитивных навыков, таких как обучение и память, и что повторная активация мозговых цепей, предназначенных для обучения и памяти, посредством взаимодействия с окружающей средой, такого как взаимное взаимодействие «обслуживание и возврат». у взрослых способствует этим позитивным эпигенетическим модификациям. Мы также знаем, что здоровое питание матери и плода в сочетании с положительной социально-эмоциональной поддержкой детей в их семье и обществе снизит вероятность негативных эпигенетических модификаций, которые повышают риск последующих нарушений физического и психического здоровья.
На эпигеном могут влиять положительный опыт, такой как поддерживающие отношения и возможности для обучения, или негативные влияния, такие как токсины окружающей среды или стрессовые жизненные обстоятельства, которые оставляют уникальную эпигенетическую «подпись» на генах. Эти сигнатуры могут быть временными или постоянными, и оба типа влияют на то, насколько легко включаются или выключаются гены. Недавние исследования показывают, что могут быть способы обратить вспять определенные негативные изменения и восстановить здоровое функционирование, но это требует гораздо больше усилий, может не привести к изменению всех аспектов сигнатур и дорого стоит. Таким образом, самая лучшая стратегия состоит в том, чтобы поддерживать отзывчивые отношения и снижать стресс, чтобы с самого начала развивать сильный мозг, помогая детям вырасти здоровыми и продуктивными членами общества.
Для получения дополнительной информации: Ранний опыт может изменить экспрессию генов и повлиять на долгосрочное развитие: рабочий документ № 10.
Полный текст рисунка
«Эпигенетика» — это новая область научных исследований, которая показывает, как влияние окружающей среды — детский опыт — на самом деле влияет на экспрессию их генов.
Это означает, что старая идея о том, что гены «высечены в камне», опровергнута. Природа против воспитания больше не дискуссия. Почти всегда и то, и другое!
Во время развития ДНК, из которой состоят наши гены, накапливает химические метки, определяющие, насколько экспрессированы гены. Этот набор химических меток известен как «эпигеном». Различный опыт детей перестраивает эти химические метки. Это объясняет, почему генетически идентичные близнецы могут демонстрировать разное поведение, навыки, здоровье и достижения.
Эпигенетика объясняет, как ранний опыт может иметь последствия на всю жизнь.
Гены, которые дети наследуют от своих биологических родителей, предоставляют информацию, которая направляет их развитие. Например, какого роста они могли бы в конечном итоге стать или какой темперамент у них мог бы быть.
Когда события во время развития изменяют эпигенетические метки, управляющие экспрессией генов, они могут изменить то, высвобождают ли гены информацию, которую они несут, и как.
Таким образом, на эпигеном могут воздействовать положительный опыт, такой как поддерживающие отношения и возможности для обучения, или негативные влияния, такие как токсины окружающей среды или
стрессовые жизненные обстоятельства, которые оставляют уникальную эпигенетическую «подпись» на генах. Эти сигнатуры могут быть временными или постоянными, и оба типа влияют на то, насколько легко включаются или выключаются гены. Недавние исследования показывают, что могут быть способы обратить вспять определенные негативные изменения и восстановить здоровое функционирование. Но самая лучшая стратегия — поддерживать отзывчивые отношения и снижать стресс, чтобы с самого начала укрепить мозги.
Молодой мозг особенно чувствителен к эпигенетическим изменениям.
Опыт в самом начале жизни, когда мозг развивается наиболее быстро, вызывает эпигенетическую адаптацию, влияющую на то, выдают ли, когда и как гены свои инструкции для создания будущих возможностей для здоровья, навыков и устойчивости. Вот почему так важно обеспечить поддержку и заботу о маленьких детях в самые ранние годы.
Такие услуги, как высококачественное медицинское обслуживание для всех беременных женщин, младенцев и детей ясельного возраста, а также поддержка молодых родителей и опекунов, могут — в буквальном смысле — влиять на химический состав генов детей. Поддерживающие отношения и богатый опыт обучения генерируют положительные эпигенетические сигнатуры, которые активируют генетический потенциал.
Подпишитесь на нашу рассылку Запросите разрешение на повторную публикацию этого ресурса
Просмотр связанных ресурсов
Что такое эпигенетика? | CDC
Ваши гены играют важную роль в вашем здоровье, но не меньшее значение имеют ваше поведение и окружающая среда, например, что вы едите и насколько вы физически активны. Эпигенетика — это исследование того, как ваше поведение и окружающая среда могут вызывать изменения, влияющие на работу ваших генов. В отличие от генетических изменений, эпигенетические изменения обратимы и не меняют последовательность вашей ДНК, но они могут изменить то, как ваше тело читает последовательность ДНК.
Экспрессия генов относится к тому, как часто или когда белки создаются в соответствии с инструкциями ваших генов. В то время как генетические изменения могут изменить состав белка, эпигенетические изменения влияют на экспрессию генов, включая и выключая гены. Поскольку ваше окружение и поведение, такое как диета и физические упражнения, могут привести к эпигенетическим изменениям, легко увидеть связь между вашими генами, вашим поведением и окружающей средой.
Как работает эпигенетика?
Эпигенетические изменения по-разному влияют на экспрессию генов. Типы эпигенетических изменений включают:
Метилирование ДНК
Метилирование ДНК работает путем добавления химической группы к ДНК. Как правило, эта группа добавляется в определенные места ДНК, где она блокирует белки, которые прикрепляются к ДНК, чтобы «читать» ген. Эта химическая группа может быть удалена с помощью процесса, называемого деметилированием. Как правило, метилирование «выключает» гены, а деметилирование «включает» гены.
Модификация гистонов
ДНК оборачивается вокруг белков, называемых гистонами. Когда гистоны плотно упакованы вместе, белки, которые «считывают» ген, не могут так же легко получить доступ к ДНК, поэтому ген «выключается». Когда гистоны упакованы неплотно, больше ДНК открыто или не обернуто вокруг гистона, и к ним могут получить доступ белки, которые «считывают» ген, поэтому ген «включается». Химические группы могут быть добавлены или удалены из гистонов, чтобы сделать гистоны более плотно или рыхло упакованными, включая или выключая гены.
Некодирующая РНК
Ваша ДНК используется в качестве инструкции по созданию кодирующей и некодирующей РНК. Кодирующая РНК используется для производства белков. Некодирующая РНК помогает контролировать экспрессию генов, присоединяясь к кодирующей РНК вместе с определенными белками, чтобы разрушить кодирующую РНК, чтобы ее нельзя было использовать для создания белков. Некодирующие РНК могут также привлекать белки для модификации гистонов, чтобы включать или выключать гены.
Как может измениться ваша эпигенетика?
Ваша эпигенетика меняется с возрастом, как в рамках нормального развития и старения, так и в ответ на ваше поведение и окружающую среду.
- Эпигенетика и развитие
Эпигенетические изменения начинаются еще до вашего рождения. Все ваши клетки имеют одни и те же гены, но выглядят и действуют по-разному. По мере вашего роста и развития эпигенетика помогает определить, какую функцию будет выполнять клетка, например, станет ли она клеткой сердца, нервной клеткой или клеткой кожи.
Пример: нервная клетка против мышечной клетки
Ваши мышечные и нервные клетки имеют одинаковую ДНК, но работают по-разному. Нервная клетка передает информацию другим клеткам вашего тела. Мышечная клетка имеет структуру, которая помогает вашему телу двигаться. Эпигенетика позволяет мышечной клетке «включать» гены, чтобы сделать белки важными для своей работы, и «выключать» гены, важные для работы нервной клетки.
- Эпигенетика и возраст
Эпигенетика меняется на протяжении всей жизни. Ваша эпигенетика при рождении отличается от вашей эпигенетики в детстве или взрослой жизни.
Пример: исследование новорожденных, 26-летних и 103-летних
Метилирование ДНК в миллионах участков было измерено у новорожденных, 26-летних и 103-летних. Уровень метилирования ДНК снижается с возрастом. У новорожденного был самый высокий уровень метилирования ДНК, у 103-летнего человека был самый низкий уровень метилирования ДНК, а у 26-летнего человека уровень метилирования ДНК был между новорожденным и 103-летним (1).
- Эпигенетика и обратимость
Не все эпигенетические изменения постоянны. Некоторые эпигенетические изменения могут быть добавлены или удалены в ответ на изменения в поведении или окружающей среде.
Пример: Курильщики, некурящие и бывшие курильщики
Курение может привести к эпигенетическим изменениям. Например, в определенных частях гена AHRR курильщики, как правило, имеют меньшее метилирование ДНК, чем некурящие. Разница больше для заядлых курильщиков и длительных курильщиков. После отказа от курения у бывших курильщиков может начаться повышенное метилирование ДНК в этом гене. В конце концов, они могут достичь уровня, аналогичного уровню некурящих. В некоторых случаях это может произойти менее чем за год, но продолжительность времени зависит от того, как долго и сколько человек курил до того, как бросить курить (2).
Эпигенетика и здоровье
Эпигенетические изменения могут по-разному влиять на ваше здоровье:
- Инфекции
Микробы могут изменить вашу эпигенетику, ослабив вашу иммунную систему. Это помогает микробу выжить.
Пример: Mycobacterium tuberculosis
Mycobacterium tuberculosis вызывает туберкулез. Инфекции этими микробами могут вызывать изменения гистонов в некоторых ваших иммунных клетках, что приводит к «отключению» ИЛ-12В ген. «Выключение» гена IL-12B ослабляет вашу иммунную систему и повышает выживаемость Mycobacterium tuberculosis (3).
- Рак
Определенные мутации повышают вероятность развития рака. Точно так же некоторые эпигенетические изменения увеличивают риск развития рака. Например, наличие мутации в гене BRCA1 , препятствующей его правильной работе, повышает вероятность развития рака молочной железы и других видов рака. Точно так же повышенное метилирование ДНК приводит к уменьшению 9Экспрессия гена 0008 BRCA1 повышает риск развития рака молочной железы и других видов рака (4). В то время как раковые клетки имеют повышенное метилирование ДНК в определенных генах, общий уровень метилирования ДНК в раковых клетках ниже, чем в нормальных клетках. Различные типы рака, которые выглядят одинаково, могут иметь разные модели метилирования ДНК. Эпигенетика может использоваться, чтобы помочь определить, какой тип рака у человека, или может помочь обнаружить рак, который трудно обнаружить раньше. Эпигенетика сама по себе не может диагностировать рак, и рак должен быть подтвержден дальнейшими скрининговыми тестами.
Пример: колоректальный рак
Колоректальный рак характеризуется аномальным метилированием участков ДНК рядом с определенными генами, что влияет на экспрессию этих генов. Некоторые коммерческие скрининговые тесты на колоректальный рак используют образцы стула для поиска аномальных уровней метилирования ДНК в одном или нескольких из этих участков ДНК. Важно знать, что если результат теста положительный или ненормальный, для завершения процесса скрининга необходимо провести колоноскопию (5).
- Питание во время беременности
Окружающая среда и поведение беременной женщины во время беременности, например, ест ли она здоровую пищу, могут изменить эпигенетику ребенка. Некоторые из этих изменений могут сохраняться десятилетиями и повышать вероятность развития у ребенка определенных заболеваний.
Пример: голландский голод Зимний голод (1944-1945)
Люди, чьи матери были беременны ими во время голода, были более склонны к развитию определенных заболеваний, таких как сердечные заболевания, шизофрения и диабет 2 типа (6). Примерно через 60 лет после голода исследователи изучили уровни метилирования у людей, чьи матери были беременны ими во время голода. У этих людей было повышенное метилирование одних генов и пониженное метилирование других генов по сравнению с их братьями и сестрами, которые не подвергались голоду до своего рождения (7)(8)(9). Эти различия в метилировании могут помочь объяснить, почему у этих людей была повышенная вероятность развития определенных заболеваний в более позднем возрасте (6)(9)(10)(11).
- Learn.Genetics: Учебный центр генетических наук при Университете штата Юта
содержит подробное объяснение и интерактивный учебник по эпигенетике Институт наук об окружающей среде: эпигенетика
содержит информацию об эпигенетике, эпигенетических исследованиях и видео об эпигенетике. Proc Natl Acad Sci U S A 2012; 109:10522-7
- Маккартни Д., Стивенсон А., Хиллари Р. и др., Эпигенетические признаки начала и отказа от курения. ЭБиоМедицина 2018; 37:214-220
- Чандран А. , Энтони С., Хосе Л. и др., Инфекция Mycobacterium Tuberculosis вызывает медикаментозное подавление экспрессии гена IL-12B в макрофагах с помощью HDAC1. Front Cell Infect Microbiol 2015; 5:90.
- Tang Q, Cheng J, Cao X и др., Метилирование ДНК в крови как биомаркер рака молочной железы: систематический обзор. Клин Эпигенетика 2016; 8: 115.
- Чан С.Х., Лян Д.К. Достижения в тестах для скрининга и диагностики колоректального рака. Expert Rev Mol Diagn 2022; 22: 449-460.
- Роузбум Т., Эпидемиологические данные об истоках здоровья и болезней, связанных с развитием: последствия пренатального недоедания у людей. J Эндокринол 2019. 242:T135-T144
- Heijmans B, Tobi E, Stein A, et al., Стойкие эпигенетические различия, связанные с внутриутробным воздействием голода у людей. Proc Natl Acad Sci U S A 2008; 105: 17046-17049.
- Тоби Э., Люми Л., Таленс Р. и др., Различия в метилировании ДНК после воздействия пренатального голода являются общими и зависят от времени и пола.