Эпигенетическая теория развития личности: Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона

Содержание

ВЫСТУПЛЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ШКОЛЫ. Тема «Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.» | Презентация к уроку (5 класс) по теме:

Слайд 1

ГБОУ СОШ №405 День открытых дверей

Слайд 2

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона (от греч. epi — после, поверх; genesis — происхождение, возникновение)

Слайд 3

Рассмотреть жизнь личности целиком , от рождения до смерти, как психологическую драму. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, но растягивается на весь жизненный цикл. Фрейд рассматривал стадии развития личности до периода полового созревания. Фрейд «выводил» жизненный сценарий человека из того, как у того складывалось детство. Эрик Эриксон З. Фрейд

Слайд 4

Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону

Слайд 5

1. Доверие или недоверие первый год жизни В этот период, считает Эриксон , развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Слайд 6

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы .

Слайд 7

Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и это недоверие он несет с собой в свою жизнь.

Слайд 8

Вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда, а возникает заново на каждой последующей стадии развития.

Слайд 9

Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям и может преодолеть первоначальную недоверчивость.

Слайд 10

Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием скажем, в случае развода родителей.

Слайд 11

2. Самостоятельность или нерешительность (уверенность в успешности результатов своих действий или стыд и сомнения) от 1 года до 3 лет

Слайд 12

На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д.

Слайд 13

Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.

Слайд 14

Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен , у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий, родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Слайд 15

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, и стыдливостью и неуверенностью, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Слайд 16

3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — неадекватность) от четырех до пяти лет Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия , а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон , развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом.

Слайд 17

От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость.

Слайд 19

Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Слайд 20

4. Умелость или неполноценность. (Творчество или комплекс неполноценности) от 6 до 11 лет В этот период у ребенка развивается способность к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, дети учатся как и где следует надо соблюдать очередность. Эта стадия характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.

Слайд 21

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить , приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; ребенку понятен энтузиазм и интерес к трудовым навыкам , с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия.

Слайд 22

от 6 до 11 лет Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца . Хвалят и награждают за результаты , тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству.

Слайд 23

Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполнценности .

Слайд 24

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома.

Слайд 25

Он не так туп, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе развивает у него чувство неполноценности.

Слайд 26

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

Слайд 27

5. Идентификация личности и путаница ролей 12-18 лет, кризис подросткового возраста Успешное решение этой проблемы зависит от того , найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Но существуют и другие проблемы . Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни.

Слайд 28

Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и обще­ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Слайд 29

Перед подростком, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, музыканте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

Слайд 30

Влияние родителей, в этом вопросе более косвенное. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.

Слайд 31

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

Слайд 33

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе.

Слайд 34

Подростковый бунт – пубертатный кризис Пубертатный кризис носит крайне сложный, определяясь как гормональной, так и коренной перестройкой психической сферы. Именно психика в пубертатном периоде наиболее ранима. Это определяется переходным характером ее развития, подросток внутренне уже не удовлетворяется пассивной ролью опекаемого ребенка, а внешнее окружение отрицает его право на принятие ответственных ролей взрослого, на каждом шагу давая ему почувствовать и его социальную незрелость, и экономическую зависимость.

Слайд 35

Отмечая неопределенность юридических граней перехода от детства к взрослости и еще большую неопределенность этих граней «в общественном мнении, которое зачастую и двадцатилетнего человека не считает за взрослого», И. С. Кон (1966) подчеркивает, что в современном обществе «правовая и моральная неопределенность юности отражает сдвиги в реальном положении вещей, и прежде всего удлинение периода юности за счет более позднего социального созревания».

Слайд 37

6. Близость или одиночество от конца юности до начало среднего возраста 18-25 лет Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.

Слайд 38

С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии.

Слайд 39

Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, оно распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия.

Слайд 40

Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона , уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона



План

1. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона………………………..3

2. Воспитание характера…………………………………………………………8

Список используемой литературы ………………….……………………..…………12

 

 

 

 


1Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона

1.Теория развития личности.

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона – одна из наиболее авторитетных, зарекомендовавших себя теорий развития личности. Важно при этом понять, какой подход она реализует, на какие вопросы она отвечает, а на какие – нет.

Развитие личности интересно не только для психологов. Развитие личности важно и для педагогов, развивающих личность детей разного возраста, развитие личности важно для бизнесменов, заинтересованных в развитии личности своих сотрудников, развитие личности важно и просто для людей, которые хотят развивать свою личность.

Концепция Эриксона почти полностью находится в психологическом поле, в малой степени ориентируясь на педагогические запросы.

Как писал А.В.Петровский: «Следует различать собственно психологический подход к развитию личности и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов и собственно педагогический подход к последовательному вычленению социально обусловленных задач формирования личности на этапах онтогенеза»1.

В своей психологии Эриксон основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение ребенком восьми стадий развития.

С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию.

Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности человека.

Развитие Эго неизбежно связано с социокультурным контекстом и охватывает все жизненное пространство от рождения до смерти.

Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего человечества стадий, восемь возрастов.

Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни человека, возникающим как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости.

Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий человека к личностному росту и преодолению жизненных препятствий.

На очередной фазе жизненного цикла личность решает специфичную для данного этапа развития эволюционную задачу. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты.

Основные стадии развития личности:

      Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни.

В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.

      Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма — самостоятельность (автономия) и нерешительность (стыд и сомнения). В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать — у него появляется самостоятельность.

Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.

      Третья стадия – предприимчивость (инициативность) и чувство вины (в другом переводе — неадекватность) обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать, ему фантазировать и затевать игры.

Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.

      Четвертая стадия (умелость и неполноценность творчество и комплекс неполноценности) — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой.

Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.

Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность.

      Пятая стадия (идентификация личности и путаница ролей).

При переходе на эту стадию (12-18 лет, кризис подросткового возраста) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей.

Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.

Благоприятное разрешение этого конфликта — верность.

      Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Благоприятное разрешение этого конфликта — любовь.

      Седьмая стадия — зрелый возраст (появление чувства репродуктивности и застой), то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

Благоприятное разрешение этого конфликта — забота.

      Восьмая стадия — в ней по классификации Эриксона приходится период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Благоприятное разрешение этого конфликта — мудрость.

Обществу и человеку придается равное значение в формировании личности на всем протяжении жизни.

Результаты первых четырех стадий развития практически полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутренних факторов.


2 ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА

В переводе с греческого языка характер означает – «чеканка, отпечаток».

В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер формируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном

возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться

привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются, прежде всего, в игре, особенно в сюжетных коллективных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок первые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание.

Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать, и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Каковы же пути воспитания характера?

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов.

Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

Эпигенетика | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Эпигенетика — это исследование того, как окружающая среда и другие факторы могут изменить способ экспрессии генов. Хотя эпигенетические изменения не изменяют последовательность генетического кода человека, они могут играть важную роль в развитии. Ученые, работающие в области эпигенетики, изучают механизмы, влияющие на активность генов.

Содержимое
  • Эпигенетика и генетика
  • Эпигенетика и психология

Эпигенетика и генетика

ДНК каждого человека закладывает основу для развития физических и психологических характеристик, предоставляя сложные инструкции по созданию белков и других молекул.

Но способ использования этих инструкций может быть изменен различными факторами. Химические модификации, которые таким образом влияют на активность генов, в совокупности называются эпигеномом.

Эти модификации происходят естественным образом и помогают управлять развитием — например, они позволяют клеткам мозга и других частей тела выполнять особые роли, основанные на одном и том же основном генетическом коде. Но эпигеном также подвержен влиянию токсинов и других факторов окружающей среды.

В чем разница между генетикой и эпигенетикой?

Генетика — это наука о генах — элементах генетического кода человека, состоящих из ДНК, — и чертах, на которые они влияют. Эпигенетика фокусируется на физических изменениях, влияющих на «экспрессию» генов — например, на то, активен ли конкретный ген или нет, и, следовательно, производятся ли определенные белки.

Как эпигенетические изменения влияют на экспрессию генов?

Эпигенетические изменения на самом деле не изменяют основную последовательность ДНК генов. Вместо этого они связаны с присоединением химических соединений к ДНК. (Приставка «эпи-» означает «над» или «над».) Один из основных типов эпигенетических механизмов, называемый метилированием ДНК, происходит, когда молекулы, называемые метильными группами, прикрепляются к определенным фрагментам ДНК. Это может сделать ген неактивным, препятствуя созданию белков на основе гена, путем физического блокирования ДНК и другими, менее прямыми эффектами. Метилирование также может активировать гены. Эпигенетические изменения также включают модификации гистоновых белков, вокруг которых намотаны молекулы ДНК, наряду с другими видами изменений.

Какие факторы внешней среды влияют на эпигенетику?

Эпигенетические изменения могут быть вызваны факторами, связанными со здоровьем, такими как диета, физические упражнения, курение или употребление наркотиков, а также ранним стрессом. Например, исследования показывают, что пренатальное воздействие голода может уменьшить метилирование гена, связанного с ростом. Различия в метилировании ДНК также были исследованы у людей, которые испытали другие формы невзгод в раннем возрасте, такие как детская травма. Такие эпигенетические различия, если они действительно вызваны тяжелым ранним опытом, потенциально могут сыграть роль в объяснении повышенной уязвимости к физическим и психическим заболеваниям.

Можно ли изменить свой эпигеном?

Факторы образа жизни во взрослом возрасте, такие как физические упражнения и употребление психоактивных веществ, связаны с эпигенетическими изменениями. А эпигенетические изменения, связанные с вредным поведением, не всегда могут быть постоянными. Ученые обнаружили, например, что специфическое эпигенетическое изменение, связанное с курением, можно обратить вспять после того, как человек бросит курить. Исследования физических упражнений, психотерапии, антидепрессантов и других вмешательств показали возможность того, что они оказывают положительное влияние на самочувствие частично за счет изменения эпигенома.

Эпигенетика и психология

На все характеристики человека, в том числе и психологические, в той или иной степени влияет генетика. Поскольку эпигеном модулирует эффекты генома человека — и поскольку на него могут влиять внешние факторы — он, естественно, является основной областью исследований для тех, кто хочет понять, как формируются индивидуальные различия, психические заболевания и другие аспекты когнитивной жизни.

Поведенческие генетики и поведенческие эпигенетики — это ученые, которые исследуют, могут ли эпигенетические изменения объяснить уязвимость к определенным формам психических заболеваний. Другая возможность, которая привлекла внимание в последние годы, заключается в том, что эпигенетические изменения, возникающие в результате травматического опыта, могут передаваться от одного поколения к другому, что иногда называют межпоколенческой передачей травмы.

Как эпигенетика связана с психическими заболеваниями?

Доказательства того, что эпигенетические различия связаны с психическими заболеваниями, были обнаружены для депрессии, шизофрении, биполярного расстройства и других состояний.

Например, участники исследования с депрессией показали различия — по сравнению с теми, у кого нет депрессии — в уровнях метилирования гена, ответственного за выработку белка, называемого мозговым нейротрофическим фактором, или BDNF. (BDNF играет ключевую роль в развитии нервной системы.) Остается определить, важны ли подобные эпигенетические различия для развития этих психических расстройств, но в любом случае они могут служить биомаркерами состояний.

Как стресс влияет на эпигенетику?

Согласно некоторым исследованиям, сильный стресс в раннем возрасте может привести к эпигенетическим изменениям, которые способствуют длительному усилению физиологической реакции на стресс. Такой эффект может отражать механизм адаптации к угрожающей среде, основанный на раннем опыте. Но когда источник стресса, такой как жестокое обращение в раннем возрасте, не существует бесконечно, усиленная реакция на стресс может оказаться вредной в долгосрочной перспективе.

(Исследования на грызунах составляют большую часть исследований ранних невзгод и эпигенетики.)

Могут ли эпигенетические изменения, вызванные травмой, передаваться детям?

Некоторые ученые предполагают, что травма может иметь последствия для разных поколений, основываясь на эпигенетике. Предполагается, что это эпигенетическое наследие травмы проявляется через эпигенетическое воздействие материнской травмы на ребенка в утробе матери или в младенчестве, а также через наследование эпигенетических изменений родителей ребенком. Однако доказательства передачи эпигенетических изменений, связанных с травмой, от родителей к потомству все еще очень ограничены, и необходимы дальнейшие исследования, чтобы установить, происходит ли это и как это происходит.

Что такое эпигенетические часы?

Эпигенетические часы — это то, что исследователи называют измерением эпигенетических изменений, связанных со старением. «Часы», отражающие уровень метилирования ДНК в клетках человека, связаны не только с числовым возрастом; исследования также показывают, что это измерение позволяет прогнозировать ожидаемую продолжительность жизни. Поэтому эти эпигенетические изменения считаются маркером биологического возраста, или степени развития возрастных биологических процессов в организме человека (а не количества прожитых лет). Ученые также выявили другие эпигенетические признаки старения, в том числе укорочение теломер — сегментов ДНК на концах хромосом.

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

какое влияние это оказывает на нашу психологию?

В битве между природой и воспитанием у воспитания появился новый рекрут: эпигенетика, взятая из молекулярной биологии, чтобы придать научную значимость аргументу о том, что гены не являются судьбой. Неопровержимые данные о генетическом влиянии на наши психологические черты вызывают у многих людей фаталистическое видение, в котором мы являемся рабами своей биологии, не контролируя свою собственную психику и собственное поведение. Эпигенетика, механизм регуляции экспрессии генов, кажется, предлагает уйти от генетического детерминизма, средство преодолеть наши врожденные предрасположенности и изменить себя.

Эту точку зрения хорошо представляют Дипак Чопра, доктор медицины, и Рудольф Танци, доктор медицины, профессор неврологии Гарвардской медицинской школы, которые пишут:

Каждый день приносит новые доказательства того, что связь между разумом и телом связана с активностью наших генов. То, как эта деятельность меняется в ответ на наш жизненный опыт, называется «эпигенетикой». Независимо от природы генов, которые мы унаследовали от родителей, динамические изменения на этом уровне позволяют нам практически безгранично влиять на свою судьбу.

Эта надежда связана с исследованием, которое предполагает, что определенные типы опыта у животных действительно могут привести к прикреплению эпигенетической метки к определенным генам с долгосрочными последствиями для поведения. Таким образом, эпигенетика придает некоторые механистические подтверждения идее о том, что мы можем переопределить или перезаписать гены, которые в противном случае диктовали бы наши врожденные черты и предрасположенности.

Однако этой идее присуще внутреннее противоречие, заключающееся в том, что механизм, придающий отзывчивость на опыт, должен в то же время фиксировать результирующие изменения. Есть даже исследования, предполагающие, что такие эпигенетические метки могут передаваться от родителей их детям и даже внукам, заставляя их вести себя определенным образом в ответ на опыт, который был у их предков. Это иронически детерминистская идея — что поведение человека будет так сильно зависеть от опыта его предков — особенно для механизма, который должен обеспечивать неограниченную поведенческую гибкость.

Чтобы оценить утверждения о том, что эпигенетика может освободить нас от предопределенных психологических черт, нам нужно подробно рассмотреть, как наши гены влияют на эти черты, и что на самом деле влечет за собой эпигенетика.

Все мы закодировали в своем геноме программу создания человека с человеческим мозгом, которая придает нам общую человеческую природу. Но эта программа различается у разных людей из-за многих миллионов генетических различий, которые мы все несем. Так что программа для изготовления моего мозга отличается от программы для изготовления вашего. И то, как именно работает программа, варьируется от запуска к запуску, поэтому результат различается даже между генетически идентичными близнецами. Так что наша индивидуальная природа — это уникальная вариация на общую тему.

Мы устроены по-разному: врожденные предрасположенности влияют на наш интеллект, личность, сексуальность и даже на то, как мы воспринимаем мир. Эти врожденные психологические черты не обязательно определяют наше поведение от момента к моменту, но они влияют на него как в любой данный момент, так и направляя развитие наших привычек и появление других аспектов нашего характера на протяжении всей жизни. . Но может ли эпигенетика действительно переписать эти генетические эффекты на нашу психологию?

В молекулярной биологии эпигенетика относится к клеточному механизму контроля экспрессии генов. Это особенно важно для образования различных типов клеток во время эмбрионального развития. Все наши клетки содержат один и тот же геном, содержащий около 20 000 генов, каждый из которых кодирует определенный белок, такой как коллаген, ферменты печени или рецепторы нейротрансмиттеров. Разным типам клеток для выполнения своей работы требуется разное подмножество этих белков. Итак, в каждом типе клеток некоторые гены «включаются», то есть ген транскрибируется ферментом в матричную РНК, которая затем транслируется в соответствующий белок. Другие «выключены», так что этот фрагмент ДНК просто сидит там, а белок на самом деле не производится.

Во время развития эмбриона определенные клетки получают сигнал стать мышечными, нервными или кожными клетками. Этот сигнал индуцирует экспрессию одних генов и репрессию других. Но эти сигналы часто преходящи и не сохраняются после развития, в то время как клетки все еще должны оставаться мышечными, кожными или нервными клетками. Эпигенетические механизмы включают упаковку ДНК в активное или неактивное состояние, так что исходные профили экспрессии генов сохраняются в течение всей жизни клеток. Таким образом, он действует как своего рода клеточная память. Эпигенетическое состояние клетки может даже передаваться через клеточные деления.

Неверно истолковано

К сожалению, некоторые термины в этом описании могут быть неверно истолкованы. Во-первых, это сам термин «ген». Первоначальное значение этого слова пришло из науки о наследственности и относилось к какой-то физической вещи, которая передавалась от родителей к потомству и контролировала какую-то наблюдаемую черту. Теперь мы знаем, что гены в смысле наследственности на самом деле являются вариациями в последовательности ДНК, кодирующей некоторый белок. Например, «ген» серповидноклеточной анемии на самом деле является мутацией в гене, кодирующем белок гемоглобин. У всех нас одинаковый набор генов, просто разные их версии.

Во-вторых, когда мы говорим, что ген «экспрессируется», мы имеем в виду это с точки зрения молекулярной биологии. Может показаться, что речь идет о наследственности, как будто речь идет о влиянии генетической вариации на какой-либо признак, который либо очевиден, либо нет. Но это совсем не одно и то же. На самом деле связь между уровнями экспрессии любого данного гена и нашими чертами обычно очень сложна и косвенна.

В-третьих, термин «клеточная память» неизбежно предполагает, что эпигенетика может лежать в основе психологической памяти и, таким образом, формировать основу нашей реакции на опыт. Хотя для формирования воспоминаний необходимы динамические изменения в экспрессии генов, нет никаких доказательств того, что сами воспоминания хранятся в паттернах экспрессии генов. Вместо этого они воплощаются в изменениях силы связей между нервными клетками, опосредованных очень локальными, субклеточными изменениями в нейроанатомии.

Наконец, идея о том, что эпигенетические модификации ДНК могут «передаваться», предназначена для клеточного деления, но звучит так, будто эпигенетические реакции на опыт могут передаваться от организма к его потомству. Хотя такой механизм действительно существует у растений и нематод, нет убедительных доказательств того, что это имеет место у млекопитающих, особенно у людей.

Довольно причудливо

Рассмотрим простой пример. Если я проведу некоторое время на солнце, у меня появится загар. По сути, это эпигенетический процесс, включающий изменения в экспрессии генов, которые увеличивают выработку меланина в моей коже, что приводит к потемнению тона кожи. Здесь существует довольно простая, прямая и непосредственная связь между экспрессией соответствующих генов и признаком цвета кожи. Этот клеточный ответ на опыт длится от недель до месяцев, но не дольше. И это не будет передано моим детям или внукам.

Загар: одна вещь, на которую действительно влияет эпигенетика. ProStockStudio/Shutterstock

Существует несколько нейронных функций, в которых могут быть важны эпигенетические воздействия на небольшое количество генов, например, регуляция реакции на стресс и наркоманию. Но психологические черты, такие как интеллект и личность, не определяются постоянным действием нескольких генов.

Во-первых, эти черты вообще не детерминированы генетически — большая часть вариаций не имеет генетического происхождения. Кроме того, генетические эффекты возникают из-за вариаций тысяч генов, и эта вариация в основном влияет на процессы развития мозга. Эти эффекты возникают не потому, что наши гены экспрессируются определенным образом прямо сейчас, а потому, что они определенным образом экспрессировались во время развития.

Это привело к тому, что наш мозг был устроен определенным образом, так что наши различные нейронные цепи имеют тенденцию работать определенным образом, что приводит к различиям в когнитивных функциях и принятии решений в различных сценариях, проявляющихся в виде характерных моделей поведения. Это ужасно долгий и сложный путь от генов к психологическим чертам. Таким образом, идея о том, что мы можем изменить эти черты, изменив экспрессию некоторых генов у взрослых — например, получить загар — довольно фантастична.

Использование клеточного механизма эпигенетики не делает его менее причудливым. Также нет никаких реальных доказательств того, что такие переживания, как травма, вызывают эпигенетические изменения, которые влияют на детей или внуков пострадавшего, поведенческие или каким-либо другим образом.