Эвдемонизм это в философии: Эвдемонизм как философская концепция смысла жизни

Эвдемонизм | Понятия и категории

ЕВДЕМОНИЗМ (от греч. εὐδαιμονία – счастье) – философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье; особый, в основе своей телеологический, способ обоснования морали и тип этической теории. По словам Аристотеля, счастье «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого» (EN, 1, 5, 1097в).

Tags: 

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. ευδαιμονία — счастье, блаженство), античные принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её независимости от внешнего мира.

Tags: 

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudamonia — счастье, блаженство) — этическая система, в основе которой лежит представление, что счастье является высшей ценностью, определяющей все поступки человека, цель его жизни. Счастье понималось различными представителями Э. по-разному, отсюда — определенная двойственность Э. Во всех случаях счастье — это полная удовлетворенность условиями своего бытия, ощущение полной реализации своего человеческого предназначения.

Tags: 

ЭВДЕМОНИЗМ (EUDEMONISME). Этическая система, в качестве высшего блага рассматривающая счастье (eudaimonia). Начиная с Сократа, этой идеи придерживались почти все античные школы философии, единодушно полагая, что каждый человек стремится к счастью и что эту же цель преследует философия. Это ни в коей мере не мешало мыслителям древности решительно спорить друг с другом, но не в вопросе цели, которую признавали все, а в вопросе ее содержания или необходимых условий ее достижения. Что делает человека счастливым?

Tags: 

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudaimonia — блаженство, счастье) — методологический принцип этики, близкий гедонизму. Наиболее полно проявился еще в этических теориях античного мира (Демокрит, Сократ, Аристотель). Главным критерием нравственности и основой морального поведения человека эвдемонизм считает стремление к счастью: личному — индивидуалистический, общественному — социальный эвдемонизм. Сторонниками эвдемонизма были и французские материалисты 18 века (Гельвеций, Дидро), объявившие счастье человека конечной целью всякого общества и всякой полезной человеческой деятельности.

Tags: 

Методология

Этика

ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. ευδαιμονία — счастье) — принцип построения этической теории, в которой утверждается, что основное стремление человека составляет его стремление к счастью. Соответственно, нравственные императивы, подчиненные данному принципу, формулируются для того, чтобы показать, что нужно делать для достижения максимального счастья. Э. близок к гедонизму.

Но, в отличие от последнего, он не связывает счастье однозначно с сильными чувственными удовольствиями.

Tags: 

что такое в Философской энциклопедии

(от греч. εὐδαιμονία – счастье, блаженство) – антич. принцип жизнепонимания, позднее в этике – методологич. принцип истолкования природы морали и обоснования ее требований. Предпосылкой антич. Э. является сократовская идея внутр. свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее независимости от внешнего мира. Хотя Э. возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувств. наслаждениям путем самоограничения, упражнения, аскезы, отрешения от привязанностей к внешнему миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели. Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека.

Антисфен отождествляет стремление к удовольствиям с сумасшествием; счастье не зависит от чего-либо внешнего – богатства, славы, образа жизни; для блаженства достаточно добродетели. «Только благодаря неразумию становишься ты несчастным», – говорит Диоген (Diog. L. VI, 71). «Судьбе противопоставляю я мужество, условности – природу, страсти – разум» (там же, VI, 38). Блаженство достигается не от владения вещами, а от преодоления в себе влечения к ним. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. По Гегесию, удовольствие и боль проистекают от тяготения к внешним вещам; нужно же «обнаруживать безразличие по отношению к тому, что доставляет нам удовольствие» (там же, II, 96). Стоики еще более конкретно описывают эту внутр. свободу, характеризуя ее как радостную покорность судьбе, ибо значение для человека имеет только то, что зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей судьбы.
По Эпиктету, счастье зависит не от вещей, а от наших взглядов на вещи, поэтому «не стремись к тому, чтобы события происходили так, как ты хочешь этого, но желай их, как они происходят; так будешь ты чувствовать себя хорошо» (Enchirid, 48,1). Отсюда жизненный принцип апатии – свободы от ложных, тщетных страстей, включаемый в более широкую установку «жить в согласии с природой» (Зенон, см. Diog. L. VII, 87). Т.о., в антич. Э. прослеживается внутр. дилемма: с одной стороны, счастье выставляется как естеств. предназначение человека, вытекающее из его единства с природой, с другой – оно есть преодоление непосредств. природности обыденных страстей и аффектов.

В новое время этот идеал внутр. свободы развивали мн. философы, в особенности Спиноза, к-рый с исключит. остротой поставил антитезу разумного познания и чувств, страстей (см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 149) и выдвинул чисто интеллектуальное понимание блаженства (amor dei intellectualis). «… Именно познание вызывает любовь. .. В этом… единственно состоит наше блаженство» (там же, с. 154). Аналогичные мотивы обнаруживаются у Гассенди:» «…Достаточное условие указанного абсолютного блага человека – это покой тела и духа» (Соч., т. 1, М., 1966, с. 317). Блаженство зависит от умения довольствоваться тем, что есть. «… Даже подвергнутый ужасной пытке, мудрец останется счастливым» (там же, с. 306). Гассенди уже не противопоставляет счастье удовольствиям, понимая их как умение наслаждаться тем, что дано в силу внешних обстоятельств.

Франц. материалисты (Гельвеций, Гольбах и др.) придают понятию счастья откровенно гедоннстич. характер; отныне в Э. явно преобладают натуралистич. мотивы. Стремление к счастью трактуется как данное человеку от природы и вместе с тем как нравств. принцип, конечная цель всякого общества и полезной деятельности человека. По этому пути идет и англ. утилитаризм с его принципом максимального счастья для наибольшего числа людей (Бентам). Эта линия в развитии Э. наталкивается на характерное затруднение: в обществе частных интересов стремление к счастью так или иначе ведет к эгоизму.

Отсюда попытки определить «подлинное», «разумное» счастье, достижение к-рого не противоречило бы общему благу. Здесь принцип Э. приводит в конце концов к логич. кругу: счастье – основание морали, но само оно обосновывается с помощью моральных критериев, с т. зр. того, что следует признать должным; провозглашенное «естественным», человеч. стремление оказывается, т.о., на деле нравств. императивом.

В совр. бурж. этике чаще всего можно встретить лишь отд. элементы Э. (Дрейк, Сантаяна, поздний Рассел, Дж. Маккей, М. Шлик). Знаменательна судьба принципа Э. в «фелицитологии» (от лат. felicitas – счастье) Нейрата. Счастье трактуется здесь как естеств. стремление человека, а этика – как наука о путях его достижения. Нейрат лишает понятие счастья к.-л. нормативного смысла, в результате чего оно обнаруживает свою бессодержательность: не важно, какие конкретно цели преследуют люди и каких результатов они достигают, важно лишь ощущение счастья. Это ощущение можно поэтому просто внушить людям, а этика и оказывается учением о методах такого внушения.

Осн. проблема Э. – проблема счастья – сводится тем самым к вопросу о нахождении путей психологич. манипулирования массовым сознанием, что вполне отвечает одной из идеологич. тенденций позднебурж. общества.

Материалистич. этика считает невозможным исходить в теории нравственности из к.-л. изначальных стремлений отд. индивида. Она рассматривает все определения человека (в т.ч. и его побудит. мотивы, напр. стремление к счастью) как продукт историч. развития, момент, обусловленный всей системой обществ. практики, с анализа к-рой и следует начинать исследование оснований нравственности.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 418–21; Аристотель, Этика, СПБ, 1908, кн. 1, § 3–6; Гельвеций К. Α., О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938, с. 75–78, 93–99, 274–336; Гольбах П. Α., Избр. произв., т. 1, М., 1963, С. 308–50; Кант И., Соч., т. 4, М., 1965, с. 230–57, 340–483; Левитов П., Мораль Э. перед судом общечеловеч. нравств. сознания, X.

, 1903; Материалисты Древней Греции, М., 1955, с. 153–87, 233–36; Ρf1еidеrеr Е., Eudämonismus und Egoismus, Lpz., 1880; Ηeinze M., Der Eudämonismus in der griechischen Philosophie, Lpz., 1883; Neurath O., Foundations of the social sciences, Chi., [1944].

Т. Кузьмина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

Что такое эвдемонизм? — EVE Le Blog

Быть счастливым, хорошо себя чувствовать и иметь здоровые отношения с окружающими — это основа личного развития и позитивной психологии. И у этого сгустка добра есть имя: эвдемонизм. Редакция веб-журнала EVE хотела узнать больше об этой философской доктрине , которая призывает людей быть счастливыми на благо всех .

 

Рациональное счастье

Этимология эвдемонизма восходит к древнегреческому термину εὐδαιμονία, означающему «блаженство». Так в чем же разница между этим и гедонизмом — от греческого ἡδονή, означающего «удовольствие»?

Оба явно связаны со счастьем. Но гедонизм — это наслаждение удовольствием и избавление себя от страданий, а эвдемонизм — это подлинное удовлетворение, которое может принести жизнь. Эвдемонизм — это счастье со смыслом, цель и потенциал достижения .

 

Эвдемонизм: назад к древним

Платонические идеалы «демонического» и добродетельного счастья

Все началось, когда Платон стал рупором для Сократа. Родоначальник западной философии считал, что эвдемонизм есть «демоническое» счастье, то есть оно выходит за пределы людей и приближает их к Богу, когда они стремятся быть мудрыми и добродетельными. «Нежные и добрые мужчины и женщины тоже счастливы» он объясняет в Gorgias , «а несправедливые и злые несчастны».

Гедонисты того времени смеялись над его идеями, точно так же, как те, кто сегодня насмехается над политкорректным движением: как печально, что счастье должно требовать такой высокой морали! Удовольствия далеко не всегда моральны.

 

Аристотелевский интеллектуальный эвдемонизм утверждает, что счастье можно найти в истине

Трепет мгновенного наслаждения и того, что иногда может быть названо порочным удовольствием, едва ли поддерживается в аристотелевской трактовке эвдемонизма: бродячий философ считал, что счастье нужно искать в истине и внутри себя. Ключ к обретению этого счастья: истина заключается в равновесии, даже в умеренности, а также в разуме.

Счастливые поклонники Аристотеля не стремятся удовлетворить свои потребности и уж тем более не стремятся составить мнение. Они живут своей жизнью, используя свой «образованный ум», обращая внимание на внешний мир, но независимо от внешних влияний, которые могут испортить глубокий внутренний поиск истины . Ух ты. В этом мало удовольствия. Но давайте попробуем развязать эти интеллектуальные узлы и начнем находить хоть немного этого истинного вызываемого счастья.

 

Сенсуалистический эпикуризм: вовлечение тела в поиски счастья

Дела начинают несколько улучшаться у Эпикура, для которого счастье подобно жидкости, перетекающей из тела в разум и из духа в тело, при условии, что вы осознаете, насколько вам повезло (и знаете, как найти в своей жизни то, что французы называют кифами), хорошо питаться, комфортно спать, дышать чистым воздухом, чувствовать тепло солнца или легкого ветерка, иметь свои потребности встретились и ваши желания исполнились.

Итак, чувство разочарования или неспособность довольствоваться тем, что у нас есть, не является истинным страданием. По сути, мы могли бы сказать, что счастье — это когда стакан наполовину полон, пока вода чистая и безопасная для питья .

 

Стоическое счастье: этика внутреннего

Для мыслителя-стоика Зенона счастье — это тоже жидкость, точнее «хороший поток жизни». И эта жидкость может течь плавно, если мы разумно живем в гармонии с природой и окружающей средой в целом. Нет ничего непреодолимого: ни голод, ни бедность, ни одиночество, ни бедствия… Мы можем продолжать искать способы защитить себя, но нет ничего определенного: случайное событие, несчастный случай или злой умысел другого человека могут все разрушить наши усилия построить безопасное будущее.

То, что не зависит от нас самих, не может быть изменено и должно быть принято путем работы над тем, что зависит от нас самих: наших мыслей, наших суждений и нашей воли . Целостность дает нам силы работать над созданием «внутренней цитадели», непроницаемой частной личности, которая дает нам контроль над нашей способностью чувствовать счастье. Меня могут посадить в тюрьму, изнасиловать или подвергнуть пыткам, но я все равно останусь собой и смогу использовать свои сильные личные ресурсы, чтобы противостоять этим нарушениям.

Эвдемонизм и теории помолвки

Спиноза: жить счастливой и занятой жизнью

моральный кодекс радости. Желанию отводилась центральная роль. Способность определить, чего вы действительно хотите, что движет вами вперед и мотивирует ваши действия (очевидно, у свободных и автономных личностей), — это путь к счастью!

И это счастье будет излучаться, потому что оно сближает вас с другими и растет по мере вашего взаимодействия с ними. Если вы хотите быть счастливыми, вы должны делать счастливыми и других. Идея состоит в том, чтобы перераспределить богатство (радость от пожертвований, как говорят некоторые благотворительные организации), поделиться, вовлечь.

 

Эвдемонизм и утилитаризм: общий интерес к значимым причинам душу к этому делу. Ничто не сравнится с человеком, который глубоко мотивирован на то, чтобы выкладываться по максимуму.

И идеи, лежащие в основе производительности, являются результатом этого: обеспечить благополучие на работе, прислушиваться к необходимости более высокой цели, чем обеспечение дохода, чтобы прокормить семью, убедиться, что сотрудники понимают смысл того, что они делают, все способствовать установлению хороших отношений между работником и работодателем. Первый не смотрит на часы, второй предоставляет пространство и время для создания ценности в соответствии с основной целью компании. И как знать, знания и опыт, приобретенные сотрудником, занимающимся экологией, благотворительностью или феминизмом, могут даже пригодиться!

Однако существует риск непонимания, даже конфликта лояльности: может ли сотрудник, который направляет энергию на личные убеждения и приобретает навыки и опыт в этих областях деятельности, однажды подняться против компании, если она не достаточно уважать окружающую среду или не практикует социальное разнообразие или профессиональное равенство?

Итак, поддержка дела неявно зависит от обоснования вклада в производительность : феминизм должен сосредоточиться на поощрении разнообразия как средства стимулирования инноваций; глубокое знание экологических проблем должно быть использовано для улучшения политики КСО или стратегии экосистемы компании, чувствительность к людям должна быть использована для обогащения понимания компанией своего рынка, помощи в выявлении нетипичных талантов и пользы для «человеческой стороны» организации.

 

Эвдемонизм и влияние: как можно совместить значение, благополучие и экономические и социальные показатели?

Позитивное лидерство: будьте здоровы, действуйте хорошо

Позитивная психология возродила идею эвдемонизма в 1990-х годах. Этот взгляд на личностное развитие заключается в создании сильных личностей с отточенными социальными навыками, которые затем будут положительно влиять на всех и все вокруг них . Модель PERMA, разработанная крестным отцом позитивной психологии Мартином Селигманом, симптоматична для этого видения: он рекомендует использовать положительные эмоции (П) для вовлечения (Э) в настоящее и на благо будущего и влиять на других, используя образцовое лидерство. основанный на Отношениях (R) и уважении потребности каждого человека в Смысле (M) и Достижении (A).

 

Этот подход получает поддержку, потому что он апеллирует к здравому смыслу: очевидно, что лучше иметь первопроходцев, уравновешенных, щедрых, открытых и уважительных.

Но затем позитивное лидерство сталкивается с фундаментальной проблемой: плохо продемонстрированной эффективностью принципа повторного выбора при внесении изменений. Другими словами, кто сказал, что человек с позитивным личным мировоззрением также положительно влияет на свое окружение? Каким образом убежденный эвдемонист может совмещать личную выгоду с выгодой других людей в своей семье, компании или кругах общения?

 

Счастье на работе: эвдемонизм в действии?

Директор по вопросам счастья: исследование эвдемонизма

И вдруг в деловом мире начинают появляться руководители по вопросам счастья! Их работа состоит в том, чтобы гарантировать, что каждый в компании извлекает выгоду из условий, улучшающих их благополучие, а также их личное удовлетворение или даже счастье.

Потому что «Счастливые сотрудники вдвое меньше болеют, в шесть раз реже отсутствуют на работе, в девять раз более лояльны, на 31 % более продуктивны и на 55 % более креативны», — говорит спикер конференции и основатель HappyPerformance Лоуренс Ванхе, опираясь на результаты различных исследований. из Массачусетского технологического института и Гарварда. И эти роли быстро растут в бизнесе: клуб, к которому они принадлежат во Франции, сообщает, что не менее чем в 200 крупных компаниях теперь есть CHO.

 

Можем ли мы действительно сделать других людей счастливыми?

Не нужно много времени, чтобы найти иронию в концепции: по самой своей сути счастье философично, сложно и бесплатно, так можно ли его действительно количественно определить с помощью набора KPI и измерить как фактор, влияющий на рентабельность? «Вместо того, чтобы признать, что счастье — это то, что происходит с нами или не происходит, в зависимости от параметров, которые иногда находятся вне нашего контроля, оно ошибочно представляется как цель, которая непосредственно достижима, доступна и основана на формулах», отмечают Николя Бузу и Жюлию де Фюнес в своей книге La Comédie (in)humane , опубликованный в сентябре 2018 года.

 

Должны ли компании создавать счастье или деньги?

Другие критикуют эту концепцию за взгляд на бизнес через розовые очки. Эксперт по изменениям Филипп Шляйтер, автор книги Management: le grand retour du réel (2017), считает, что «мужчины и женщины не хотят, чтобы их баловали, баловали или утешали на рабочем месте. Наоборот, они хотят, чтобы их считали автономными и ответственными существами, способными проявлять инициативу, принимать вызовы и своим упорным трудом вносить вклад в коллективные проекты, которые больше, чем они есть, и которыми они могут гордиться. Другими словами, если менеджеры хотят, чтобы их сотрудники были счастливы, лучший способ для них — выбрать страсть, а не сострадание».

Его подход по-своему эвдемонистский, потому что речь идет о страсти, независимости и значении, но он призывает вернуться к традиционному лидерству, которое в основном связано с экономической прибыльностью и балуется только благополучием на работе в отношении рамки правовых положений , гарантирующих сотрудникам безопасность, физическую и психологическую неприкосновенность.

 

Эвдемонизм за неопатернализм?

В отличие от этой консервативной критики, авторы Happycratie (2018), Ева Иллоуз и Эдгар Кабанас, указывают на риск, связанный с неопатернализмом, который больше не довольствуется предоставлением сотрудникам спортивных сооружений и других развлечений, как и во время промышленной революции, но вторгается в их эмоции, даже в их частную жизнь, возможно, лишая их границ между их трудовой, общественной и личной жизнью… до такой степени, что их критический взгляд начинает устало опускаться. «Сегодня мы ведем бизнес, обещая счастье и поддерживая позитивные чувства в качестве стандарта. Если мы кому-то что-то обещаем, то мы обеспечиваем их лояльность. Обещание счастья дается при условии работы и преобразования себя. Работа над собой — это способ быть под контролем, », — говорит Ева Иллоуз в интервью Le Monde.

 

За усиление эвдемонизма и повышение ответственности противодействие карикатуре на настольный футбол как основной источник удовольствия на работе и подозрениям в скрытом авторитаризме, который может включать в себя «хэппикратия».

По мере развития представлений о счастье на рабочем месте задача состоит не в том, чтобы делать сотрудников счастливыми только ради производительности, а в том, чтобы расширить миссию компании как участника общества, включив ее ответственность в расширение возможностей ее сотрудников . Это направленное расширение прав и возможностей (через обучение и обучение, право на ошибку, возможность принять участие в программах внутрикорпоративного предпринимательства или других мероприятиях, в которых ценится инициатива) идет рука об руку с параллельным ожиданием расширения прав и возможностей сотрудников, особенно в отношении контроля над их профессиональный проект: Патерналистская компания отжила свой день, да здравствует разумное и автономное участие каждого отдельного человека .

 

Мари Донзел, для веб-журнала EVE. Перевод с французского Рут Симпсон.

Эвдемонизм | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эвдемонизм — это философия, которая определяет правильное действие как то, что ведет к «благополучию». Эта концепция берет свое начало в Никомаховой этике Аристотеля . У Аристотеля эвдемонизм означает, что все правильные действия ведут к большему благополучию отдельного человека. Расширяя благополучие от самых узких забот до самых больших, можно вывести все социальные правила. Августин Гиппопотам принял эту концепцию как beatitudo , и Фома Аквинский превратил его в христианскую этическую схему. Для Аквината благополучие в конечном счете заключается в непосредственном восприятии Бога или в полном блаженстве.

Слово eudaimonism происходит от греческого слова «счастье» ( eudaimonia ) и относится к любой этической концепции, которая ставит человеческое счастье и полноценную жизнь человека в центр этической заботы. Это исключительно технический термин и не имеет популярного эквивалента. Аристотель — образцовый эвдемонист и действительно основатель эвдемонизма. Напротив, заметьте, что экзистенциализм отвергает счастье как буржуазную фантазию и что даже стоицизм на самом деле отворачивается от эвдемонизма в аристотелевском смысле.

Другим отцом-основателем идеалов эвдемонизма является Платон, чьи примеры показывают, что даже люди, которых общество считает «злыми», будут чувствовать вину за то, что им легко сойдет с рук, потому что это неправильно и, следовательно, не может сделать их счастливыми. В этих сценариях сформулированные выше идеалы перевернуты — люди должны делать добро, потому что люди не могут быть счастливы, делая зло. Одним из примеров платонических теорий является его Кольцо Гигеса, которое делает владельца «невидимым» (освобождая человека от всякой вины в ассоциации или вины в действии) — возможно, упоминается в Властелин колец , а также многие другие вымышленные интерпретации. Большинство людей задаются вопросом, что бы они сделали, если бы стали невидимыми, однако Платон утверждает, что в конце концов тот, кто носит его, будет поступать правильно, потому что совершение неправильного, даже не опасаясь наказания, просто делает этого человека несчастным. В своем аргументе Платон теоретизирует, что человеческая душа состоит из трех частей:

  1. разум и суждение — наше созерцание
  2. дух, мужество и гордость
  3. и, наконец, наши аппетиты и желания.