Факторный личностный опросник кеттелла подростковый: Факторный личностный опросник Кеттелла HSPQ (подростковый). 10 опросников купить в интернет-магазине в Москве

Модель подростковой личности с шестью ортогональными факторами, полученная из HSPQ.

  • Э. Ховарт
  • Психология

  • 1976

Система личностных факторов Кэттейла не претерпела существенных изменений с тех пор, как он основал исследования «сферы личности» 30 лет назад, хотя исходные 12 факторов (от A до L) система была…

Конвергенция и дивергенция факторов высшего порядка двух различных систем личности: HSPQ Кеттелла и PRF Джексона.

Был сделан вывод, что ни один из инструментов не обеспечивает всестороннего картирования личностной области в широком смысле и более высоких измерений страты (HSPQ-PRF) Exvia-Восхождение, Суперэго Сила-Контроль импульсов, Cortertia-Эстетическая интеллектуальная ориентация и Зависимость- Социальный контакт оказался специфичным для инструмента.

Структура личности подростка, Q-данные, проверенные в личностном опроснике старшей школы.

Поскольку исследования развития и другие исследования личности основаны на структурированных измерениях, в которых Q-данные чаще всего используются из трех сред, проверка природы факторов, установленных настоящей теорией,…

Проверка структуры факторов второго порядка

  • T. W. Klein
  • Psychology

  • 1976

Был проведен факторный анализ HSPQ второго порядка с использованием метода promax с последующим вращением руки вслепую до простой структуры. Результаты, полученные как для самцов, так и для самок, хорошо воспроизводятся…

Справочник по шестнадцати опросникам личностных факторов (16 PF)

  • R. Cattell, H. Eber, M. Tatsuoka
  • Психология

  • 1970

Образование требует тщательного учета человеческого фактора. Кеттелл Р.Б., Эбер Х.В., Тацуока М.М. Справочник по опроснику шестнадцати личностных факторов. (16ПФ). *Sixteen Personality Factor…

Окончательный факторный анализ структуры личности детей старшего школьного возраста второго порядка.

Результаты подтвердили утверждение о том, что существуют сравнимые личностные факторы второго порядка между взрослыми и старшеклассниками, и, поскольку структура факторов была аналогична моделям, обнаруженным ранее, первичные факторы имеют тенденцию быть стабильными.

Надежность, однородность и конструктная валидность 16PF Кеттелла

  • P. Saville, S. Blinkhorn
  • Психология

  • 1981

Подтверждение первичных личностных факторов и уточнение

  • Р. Кеттелл
  • Психология, образование

    Психометрика

  • 1947

Факторизация дала одиннадцать факторов, из которых при «слепом» вращении оказалось, что 10 из тех, что для простой структуры, идентичны 9 предыдущее исследование.

Первичные факторы или коэффициенты второго порядка: критическое рассмотрение батареи Кеттелла 16 PF.

Был сделан вывод, что в собственных данных Кеттелла нет веских доказательств того, что первичные факторы вносят какой-либо независимый вклад в измерения, помимо факторов более высокого порядка.

Личность и академические достижения.

Согласно исследованию с использованием шкал, разработанных Айзенком и Кеттеллом, предполагается возрастной эффект, при котором успехи в учебе в начальной школе связаны со стабильной экстраверсией, а успехи в университете связаны с интроверсией.

Raymond Cattell — Psynso

Raymond Bernard Cattell

 

Raymond Bernard Cattell (20 марта 1905 – 2 февраля 1998) был британским и американским психологом, известным своими исследованиями во многих областях психологии. Эти области включали: основные параметры личности и темперамента, диапазон когнитивных способностей, динамические параметры мотивации и эмоций, клинические параметры личности, модели группового и социального поведения, применение исследований личности в психотерапии и теории обучения, предикторы. творчества и достижений, а также многие методы научных исследований для изучения и измерения этих областей. Кеттелл был известен своей продуктивностью на протяжении всей своей 9-летней карьеры.2 года, автор и соавтор более 50 книг и 500 статей, а также более 30 стандартизированных тестов. Согласно широко цитируемому рейтингу, он был 16-м самым влиятельным и выдающимся психологом 20 века.

Как психолог, Кеттелл был строго привержен научному методу. Он был одним из первых сторонников использования методов факторного анализа вместо того, что он называл «вербальным теоретизированием», для изучения основных аспектов личности, мотивации и когнитивных способностей. Одним из наиболее важных результатов применения Кеттеллом факторного анализа стало открытие им 16 факторов, лежащих в основе человеческой личности. Он назвал эти факторы «исходными чертами», потому что считал, что они обеспечивают основной источник поверхностного поведения, которое мы считаем личностью. Эта теория личностных факторов и инструмент, используемый для их измерения, известны соответственно как модель 16 личностных факторов и опросник 16PF.

Хотя Кеттелл больше всего известен определением параметров личности, он также изучал основные параметры других областей: интеллекта, мотивации и профессиональных интересов. Кеттелл предположил существование текучего и кристаллизованного интеллекта, чтобы объяснить когнитивные способности человека, и разработал тест интеллекта, основанный на культуре, чтобы свести к минимуму предвзятость письменного языка и культурного фона при тестировании интеллекта.

 

Инновации и достижения

Основные достижения Кеттелла касались личности, интеллекта и статистики. Что касается личности, его лучше всего помнят за его 16-факторную модель личности, аргументируя это более простой 3-факторной моделью Айзенка и разрабатывая тесты для измерения его основных факторов в форме опросника 16PF. Он первым предложил иерархическую, многоуровневую модель личности с основными первичными факторами на первом уровне и более широкими, «второпорядковыми» или глобальными чертами личности на более высоком уровне организации личности (Cattell, 19).43). Эти пять глобальных черт теперь отождествляются с широко используемой моделью личности Большой пятерки. Его исследования привели к дополнительным концептуальным достижениям — например, к различению состояния и измерения черт личности: немедленные, преходящие состояния по сравнению с долгосрочными, устойчивыми уровнями черт таких черт, как тревога. В области интеллекта Кеттелла лучше всего отождествлять с различением текучего и кристаллизованного интеллекта: текущих, абстрактных, адаптивных интеллектуальных способностей по сравнению с прикладными или кристаллизованными знаниями. В качестве теоретического обоснования этого различия Кеттелл разработал инвестиционную модель способностей, утверждая, что кристаллизованные способности возникли в результате вложения изменчивых способностей в область знаний.

Таким образом, он внес свой вклад в когнитивную эпидемиологию, утверждая, что кристаллизованное знание, хотя изначально отстает от способности к жидкости, может поддерживаться или даже увеличиваться после того, как способность к жидкости начала снижаться, — концепция, воплощенная в Национальном тесте чтения для взрослых (NART). Кеттелл разработал свой собственный тест способностей, Шкалы интеллекта «Справедливая культура», призванные свести к минимуму влияние культурного или образовательного фона и предоставить полностью невербальную меру интеллекта, подобную той, что сейчас наблюдается у Ворона.

В области статистики он основал Общество многомерной экспериментальной психологии (1960) и его журнал «Многомерные поведенческие исследования». Он был одним из первых и часто использовал факторный анализ и разработал улучшения для этого процесса, такие как тест осыпи, в котором использовалась кривая скрытых корней для оценки наилучшего количества факторов, получаемых в результате факторного анализа.

Он также разработал новое вращение факторного анализа, вращение «Прокруста», предназначенное для проверки соответствия данных ранее выдвинутой факторной структуре. Дополнительные вклады включают Коэффициент сходства профилей (с учетом формы, разброса и уровня двух профилей оценок), Динамическое исчисление для оценки интересов и мотивации, факторный анализ P-техники для матрицы событий по переменным, программу Таксонома для установления количества и содержания кластеров в наборе данных, блока взаимосвязей основных данных (оценка размеров экспериментальных планов), выборки переменных в отличие от выборки людей или в сочетании с ней; конструкт групповой синтальности: «личность» группы; факторизация или повторные измерения отдельных людей для изучения флуктуирующих состояний личности, а также множественный абстрактный дисперсионный анализ (MAVA) с «уравнениями спецификации», включающими генетические и экологические переменные и их взаимодействия.

 

Многомерное исследование

Вместо того, чтобы проводить «одномерный» исследовательский подход в психологии, изучайте влияние, которое одна переменная (такая как «доминирование») может оказывать на другую переменную (такую ​​как «принятие решений» ), Кеттелл впервые применил многомерный подход к психологии. Он считал, что поведенческие измерения слишком сложны и интерактивны, чтобы полностью понять одно измерение в отдельности. Классический одномерный подход требовал помещения человека в искусственную лабораторную ситуацию и измерения влияния одной конкретной переменной на другую, тогда как многомерный подход позволял психологам изучать человека в целом и его уникальное сочетание черт в естественной среде. Многофакторный анализ позволил изучить реальные ситуации (например, депрессию, развод, утрату), которыми нельзя было управлять в лаборатории.

Кеттелл применил многомерное исследование к трем областям: черты личности или темперамента, мотивационные или динамические черты и различные аспекты способностей. Он думал, что в каждой из этих областей должно быть конечное число основных единых элементов, которые можно было бы идентифицировать. Он провел сравнение между этими фундаментальными, основополагающими чертами с основными элементами физического мира, которые были открыты и представлены в периодической таблице элементов.

В 19В 60 году он организовал международную встречу психологов, ориентированных на исследования, в результате которой было основано Общество многомерной экспериментальной психологии и его журнал «Многомерные поведенческие исследования». Он пригласил многих исследователей из Европы, Азии, Африки, Австралии и Южной Америки для работы в своей лаборатории в Университете Иллинойса. Многие из его книг были написаны в сотрудничестве с другими.

 

Факторный анализ

Кеттелл отметил, что в таких науках, как химия, физика, астрономия и медицина, исторически были широко распространены необоснованные теории, пока не были разработаны новые инструменты для улучшения научных наблюдений и измерений. В 19В 20-е годы Кеттелл учился у Чарльза Спирмена, который разрабатывал новую психометрическую технику факторного анализа, пытаясь понять основные параметры и структуру человеческих способностей. Факторный анализ стал мощным инструментом, помогающим раскрыть основные измерения, скрывающиеся за запутанным массивом поверхностных переменных в конкретной области.

Факторный анализ был основан на ранее разработанном коэффициенте корреляции, который измеряет степень, в которой две переменные связаны или имеют тенденцию идти вместе. Например, если бы «частота физических упражнений» и «уровень артериального давления» были измерены на большой группе людей, то взаимокорреляция этих двух переменных показала бы степень, в которой «упражнения» и «артериальное давление» напрямую связаны с каждым из них. другой. Факторный анализ выполняет сложные расчеты коэффициентов корреляции среди множества переменных в определенной области (например, способности или личность), чтобы определить основные, единые факторы, действующие за поверхностными переменными поведения, обнаруженными в этой области.

Работая в Лондонском университете со Спирманом, исследуя количество и природу человеческих способностей, Кеттел предположил, что факторный анализ может быть применен к другим областям, выходящим за рамки способностей. В частности, Кеттелла интересовало изучение основных аспектов и структуры человеческой личности.

Например, он считал, что если бы факторный анализ применялся к широкому кругу показателей межличностного функционирования, можно было бы определить основные параметры в области социального поведения. Таким образом, факторный анализ можно использовать для обнаружения фундаментальных аспектов большого количества видимых поверхностных явлений, а затем способствовать более эффективным исследованиям в этой области.

 

Теория личности

Чтобы применить факторный анализ к личности, Кеттелл считал необходимым отобрать как можно более широкий диапазон переменных. Он определил три типа данных для комплексной выборки, чтобы охватить весь спектр личностных аспектов:

  • Данные о жизни (или L-данные), которые включают сбор данных о естественном поведении человека в повседневной жизни, измерение их характерных моделей поведения в реальный мир. Это может варьироваться от количества дорожно-транспортных происшествий или количества вечеринок, посещаемых каждый месяц, до среднего балла в школе или количества болезней или разводов.
  • Экспериментальные данные (или Т-данные), которые включают реакции на стандартизированные экспериментальные ситуации, созданные в лаборатории, где можно объективно наблюдать и измерять поведение субъекта.
  • Данные анкеты (или Q-данные), которые включают ответы, основанные на самоанализе человека относительно его собственного поведения и чувств. Он обнаружил, что этот вид прямого опроса часто измерял тонкие внутренние состояния и точки зрения, которые было трудно увидеть или измерить во внешнем поведении.

Чтобы личностное измерение можно было назвать «фундаментальным и единым», Кеттелл считал, что его необходимо найти в факторном анализе данных из всех трех этих областей. Таким образом, Кеттелл построил личностные измерения широкого спектра черт в каждой среде. Затем он неоднократно проводил факторный анализ данных.

С помощью многих коллег факторно-аналитические исследования Кеттелла продолжались в течение нескольких десятилетий, в результате чего были получены 16 фундаментальных факторов, лежащих в основе человеческой личности. Он решил назвать эти черты буквами (A, B, C, D, E…), чтобы избежать неправильного названия этих недавно открытых измерений или вызвать путаницу с существующим словарем и понятиями. Факторно-аналитические исследования, проведенные многими исследователями в различных культурах по всему миру, подтвердили количество и значение этих черт.

Кеттелл приступил к разработке тестов для измерения этих черт в разных возрастных диапазонах, таких как «Опросник 16 личностных факторов» для взрослых, «Опросник личности подростков» и «Опросник личности детей».

С самого начала своего исследования Кеттелл пришел к выводу, что, как и в других научных областях, таких как интеллект, внутри личности может существовать дополнительный, более высокий уровень организации, который обеспечит структуру многих первичных черт. Когда он провел факторный анализ самих 16 основных черт, он обнаружил пять факторов «второго порядка», или глобальных факторов, которые теперь широко известны как «Большая пятерка». Эти черты второго порядка или глобальные черты представляли собой широкие, всеобъемлющие области поведения, которые придавали смысл и структуру первичным чертам. Например, глобальная черта Экстраверсия возникла в результате факторного анализа, состоящего из пяти основных черт, которые были в центре внимания межличностных отношений.

Таким образом, глобальная экстраверсия фундаментально связана с первичными чертами, которые объединились в факторном анализе для определения экстраверсии, и, двигаясь в противоположном направлении, область экстраверсии придавала концептуальное значение и структуру этим первичным чертам, определяя их направленность и функцию в личности. Эти два уровня структуры личности могут быть использованы для комплексного понимания человека в целом, при этом общие черты дают общее представление о функционировании человека, а более конкретные оценки первичных черт дают более глубокое представление. , подробная картина уникальных комбинаций черт человека.

Исследование основных 16 черт показало, что они полезны для понимания и предсказания широкого спектра поведения в реальной жизни. Например, эти черты использовались в образовательных учреждениях для изучения и прогнозирования таких вещей, как мотивация достижения, стиль обучения или когнитивный стиль, креативность и совместимый выбор карьеры; в условиях работы или занятости для прогнозирования таких вещей, как стиль руководства, навыки межличностного общения, креативность, добросовестность, управление стрессом и склонность к несчастным случаям; в медицинских учреждениях, чтобы предсказать склонность к сердечным приступам, переменные обезболивания, вероятное соблюдение медицинских инструкций или характер восстановления после ожогов или трансплантации органов; в клинических условиях для прогнозирования самооценки, межличностных потребностей, устойчивости к фрустрации и открытости к изменениям; и в исследовательских условиях для прогнозирования широкого спектра параметров, таких как агрессия, конформизм и авторитаризм.

Программа исследований личности Кеттелла в 1940-х, 50-х и 60-х годах привела к появлению пяти книг, которые получили широкое признание как определяющие фундаментальные аспекты личности и их организационные принципы:

  1. Описание и измерение личности (1946)
  2. Личность: систематическое, теоретическое и фактическое исследование (1950)
  3. Структура и измерение личности и мотивации (1957)
  4. Научный анализ личности (1965)
  5. Личность и настроение по опроснику (1973)

В этих книгах подробно описана программа исследований, основанная на личностных данных, полученных в результате объективных поведенческих исследований, на данных самоотчетов или анкет, а также на оценках наблюдателей. Они представили теорию развития личности на протяжении всей жизни человека, включая влияние на поведение человека семейных, социальных, культурных, биологических и генетических влияний, а также влияние областей мотивации и способностей.

 

Критика и награда APA Lifetime Achievement Award

Уильям Х. Такер и Барри Мелер поссорились с Кеттеллом из-за его интереса к евгенике, эволюции и политическим системам. Они утверждают, что на протяжении всей своей жизни Кеттелл придерживался смеси евгеники и теологии, которую он в конце концов назвал Бейондизмом и предложил как «новую мораль от науки». Beyondism основан на предпосылке, что группы, как и отдельные люди, развиваются, основываясь на выживании наиболее приспособленных. Кеттелл утверждает, что для такой эволюции необходимо разнообразие «расокультурных» групп. Он приводит противоречивые аргументы в поддержку естественного группового отбора, поощряя не только разделение групп, но и предотвращая любую «внешнюю» помощь «неудачным» группам со стороны «успешных», а также призывая к процессу «гентаназии» в что первые будут «постепенно ликвидированы» вторыми посредством «образовательных мер и мер контроля над рождаемостью», то есть путем их изоляции и предотвращения их воспроизводства. Однако бывшие коллеги Кеттелла и другие сторонники утверждают, что, хотя некоторые взгляды Кеттелла противоречивы, Такер и Мелер преувеличили и исказили его, используя цитаты, вырванные из контекста и из устаревших работ.

В 1997 году 92-летний Кеттелл был выбран Американской психологической ассоциацией (АПА) для вручения «Золотой медали за заслуги в области психологии». Перед вручением медали Мелер начал рекламную кампанию против Кеттелла через свой некоммерческий фонд ISAR, обвинив Кеттелла в сочувствии расистским и фашистским идеям и заявив, что «недобросовестно чествовать этого человека, чья работа помогает возвеличивать самые разрушительные политические идеи двадцатый век». АПА созвала комитет с голубой лентой для расследования законности обвинений. Однако до того, как комитет принял решение, Кеттелл направил комитету открытое письмо, в котором говорилось: «Я ненавижу расизм и дискриминацию по расовому признаку. Любое другое убеждение противоречило бы работе всей моей жизни» и сказал, что «к сожалению, объявление АПА… принесло ошибочным заявлениям критиков широкую огласку».