Психодром: «Психодром» на Моховой – Москва 24, 26.11.2015

«Психодром» на Моховой – Москва 24, 26.11.2015

26 ноября 2015, 23:48

Свежий воздух

Фото: sistemafriend.ucoz.ru

Обозреватель M24.ru Алексей Байков рассказывает о самых знаковых местах тусовок молодежи в столице. На этот раз речь пойдет о так называемом Психодроме (или «Психе») на Моховой – садике рядом с главным корпусом старого здания МГУ (дом № 9, строение 1), в котором находится памятник М.В. Ломоносову.

Происхождение названия – по-видимому, из-за располагавшегося поблизости психологического факультета МГУ. Годы существования: 1967–1971–…


Культура хиппи проникала в СССР разными и очень окольными путями. Кто-то прочел статью в «Юности» или фельетон в «Крокодиле» и решил, что в этом что-то есть. Кто-то услышал один из альбомов The Beatles позднего периода, кто-то по ночам ловил BBC.

Кто-то, у кого родители имели доступ к главной советской нематериальной ценности – зарубежными поездкам – и могли брать с собой детей, мог увидеть настоящих «волосатых» своими глазами.

Вряд ли в Америке, но хиппи имелись и в странах народной демократии.

Фото: sistemafriend.ucoz.ru

Так или иначе, но во второй половине 60-х свои «дети цветов» появились и у нас. Понятно, что им приходилось тщательно мимикрировать под окружающую действительность – даже в те относительно либеральные времена. Путь человека, «прикинутого по-системному», в Москве, как правило, заканчивался в ближайшем отделении милиции.

Тем не менее, свой дресс-код (англ. dress code – кодекс одежды) все-таки был выработан: более склонные к конформизму одевались в джинсы и клетчатые рубахи-ковбойки, дополняя ансамбль по погоде выцветшей стройотрядовской спецовкой.

Фото: sistemafriend.ucoz.ru

Далее шел уже «стрем» по возрастающей шкале: длинные волосы, рубашка с разноцветными узорами, «клеша» (джинсы или любые другие брюки распарывались по шву и туда вшивалась треугольная вставка из вельвета, брезента или любой другой ткани) и т.д.

У девушек – длинные юбки-макси, обилие бус и браслетов, особый шик заключался в том, чтобы ходить босиком в подражание обложке битловского альбома Abbey Road.

Фото: sistemafriend.ucoz.ru

Изначально хиппи по стопам стиляг явились на «Бродвей», но там им не понравилось, и они переместились к МГУ, где можно было относительно безопасно смешаться с выходившими на перекур студентами и не привлекать к себе особого внимания.

По свидетельствам очевидцев, на «Психе» можно было встретить кого угодно – сектантов всех мастей, подпольных художников, буддистов, поэтов и, конечно же, сотрудников КГБ. Захаживал туда и совсем еще молодой Андрей Макаревич (лидер рок-группы «Машина времени»).

Неформальным лидером «Психодрома» считался Юрий Ильичев (Бураков) по прозвищу Солнце (именно он послужил прототипом для главного героя фильма Гарика Сукачева «Дом Солнца»).

Фото: sistemafriend.ucoz.ru

По некоторым сведениям, сын то ли крупного чиновника, то ли подпольного предпринимателя, добывавший себе средства к существованию валютными спекуляциями и фарцовкой. Позднее был арестован при перепродаже наркотиков. Умер в 43 года во время эпилептического припадка, который случился с ним прямо на улице.

По другой версии, многие представители старой «системы» считали его внештатным сотрудником КГБ и организатором знаменитой облавы 1 июня.

Конец «Психодрома» наступил 1 июня 1971 года. К этому моменту численность московских хиппи превысила тысячу человек, и было решено искоренить буржуазную заразу одним махом.

Представители КГБ предложили ребятам с «Психа» провести в День защиты детей митинг против агрессии США во Вьетнаме. Решив, что это означает начало легализации их движения, хиппи согласились и, одетые «по-системному», пришли на «Псих» и к американскому посольству с наивными самодельными плакатами.

Там их уже ждали сотрудники милиции и КГБ, а также специализировавшиеся по борьбе с неформалами комсомольцы из оперотряда «Березка».

Фото: sistemafriend.ucoz.ru

В тот день были арестованы около 500 человек. Несколько десятков из них были сразу же осуждены к различным срокам заключения или помещены в специальные психиатрические больницы, но большинство отпустили, предварительно занеся их личные данные в специальную папочку с пометкой «Хиппи».

Через полгода-год у всех взятых в тот день начались серьезные проблемы. Как правило, их исключали из институтов накануне призыва или выгоняли с работы. Призванных отправляли служить на советско-китайскую границу.

Фото: sistemafriend.ucoz.ru

После этого «Психодром» хоть и не прекратил свое существование, но перестал быть местом массового сбора. Первое поколение советских хиппи разбежалось по лесам и квартирам, а многие и вовсе забыли «систему» как страшный сон.

В память о дне облавы 1 июня до сих пор проводится ежегодный слет хиппи в Царицынском парке.

«Московские тусовки» – цикл статей о знаковых местах столицы (). Все статьи цикла можно прочесть, переходя по ссылкам на интерактивной карте:

Сюжет: Городские байки Алексея Байкова

советские хиппи Алексей Байков тусовки МГУ свежий воздух читать

С Психодрома на Квадрат через улицу Любви: география московских хиппи

Эта история началась в 2008 году. Я работала в “Булгаковском доме”, и опытный коллега-экскурсовод, увидев фенечки на моей руке, спросил, не хочу ли я написать экскурсию про советских хиппи. Первичные адреса он даст и с контактами поможет, а дальше уж мне их проверять и собирать информацию. “А что, в Союзе были хиппи? И у них были свои места встреч? А в общем, давайте ваши адреса, я согласна!”

Я тогда не могла предположить, что эта история затянется лет на шесть и будет продолжаться уже просто в кайф и из любопытства. Что я встречусь с интересными и тонкими людьми, и появятся десятки страниц с расшифровками записанных разговоров. И уж тем более не думала, что в 2021 году Cozy Moscow предложит мне вспомнить все это и написать статью о хипповых местах в Москве, что я с удовольствием и сделала.

Я старалась быть максимально документальной и писать только о тех местах и историях, что собрала в личных беседах. Если вам есть, чем дополнить из своего опыта — пишите комментарии, составим эту виртуальную прогулку вместе!

Если погуглить информацию о хиппи в СССР, легко всплывут годы начала движения — конец 1960-х. И слово «Система» — сообщество, сеть из вписок, знакомств и общих друзей в разных городах. У них можно было остановиться, с ними общались, обменивались книгами, пластинками, публикациями по теме.

Однако как только я “вышла в поле”, все статьи из интернета померкли перед реальными людьми, которые совсем не были похожи на общие, если не сказать шаблонные, представления о хиппи. Чего стоила хотя бы встреча с Владимиром Теплышевым, Дзен-Баптистом. Представьте, что вам 19 лет, вы приходите на интервью в типовую школу с типовой вахтершей, вас отправляют в школьный музей. И на пороге вы видите высокого пожилого мужчину с длинными волосами и бородой, в самодельной одежде. Его спокойные глаза смотрят на вас строго и как будто видят насквозь. Параллельно с разговором он делает обувь. Говорит, что через создание одежды человек проявляет свой внутренний мир. Про расхожие штампы в духе “ты верил в гитару, “Битлов” и цветы” он даже слышать не хочет. Для него хиппизм — про дорогу, философию, чтение книг, созерцание, контакт с природой. А когда он начал рассказывать мне про место под названием «Психодром», я стала чуть больше понимать цену, которую приходилось платить за такой образ жизни.

Психодром: “экзамен на дурака”, подставной митинг и лекция про хиппизм.

“Психодром — это сквер у старого здания МГУ на Моховой. Умные и талантливые студенты шли в университет учиться, а мы сидели в это время на газонах. Там были хорошие лавочки, газоны, там можно было тихо, спокойно отдохнуть. И студенты про нас думали, что мы… Конечно, они видели, что мы инакомыслящие. Психи, короче говоря. Но точно неизвестно, кто психи. Мы – психи для них, но они – психи для нас. Потому что мы тоже были достаточно грамотные и талантливые люди, но мы просто принципиально бросили высшие учебные заведения и начали заниматься самообразованием… Мы сами себе придумывали программу. Это был суперуниверситет.

Потом, почему психи? Потому что в Советском Союзе невозможен был хиппизм. Это так говорили идеологи. Хиппизм типичен для капиталистического мира как загнивающей системы, как реакция на неё – протест в виде хиппизма. А у нас не капитализм, и поэтому у нас нет хиппи. А если есть – то это больные подражатели, их надо лечить. Помещали в психушку, и там надо было сдать последний государственный экзамен — “на дурака”. Он был приравнен нами ко второму крещению. И если ты сдавал его, тебе давали группу. То есть нет худа без добра – государство хоть мало, но платило пенсию, и поэтому мы были обеспечены: у нас было немного денег, чего нам хватало, но мы не были привязаны к социальным работам, занимались миросозерцанием, самообразованием, путешествиями”.

А еще с Психодромом связана история провокации 1971 года. Тогда сотрудники КГБ подошли к хиппам и предложили провести 1 июня мирную демонстрацию. Многие поверили в эту уловку и пришли на Психодром, в другие свои популярные места и к американскому посольству. В итоге около 500 человек задержали, отвезли в отделения и переписали поименно в папку с надписью “ХИПИ” с одной “п”. После чего они получили проблемы на работе и учебе, маленький или большой срок, путевку в армию или ту самую “дурку”. Эта история мелькала в художественном фильме Гарика Сукачева “Дом Солнца” (с 33:50), там же в кадре можно заметить Дзен-Баптиста (например, на 34:46).

Александр Иосифов, он же Саша Художник, рассказал мне другую историю, связанную с Психодромом. В 1988 году, во время перестройки, движением заинтересовались и организовали лекцию в старом здании Университета. “Была большая аудитория, и хиппи сидели в президиуме, нас было человек двенадцать, это было немного похоже на картину “Тайная вечеря”. А в зале сидели социологи, педагоги, представители разных организаций. Я принес туда слайды, мы на проекторе их показали, рассказали про хиппизм. А потом все общались и задавали друг другу вопросы. В какой-то момент Боб, Борис Волчек, спросил “Вот мы много говорим сегодня о духовности. А есть здесь философы?” Два человека поднялись. Он продолжил “А можете вы дать определение, что такое духовность?”. Они не смогли, а остальной зал даже зааплодировал такому повороту беседы. Некоторое время после этой лекции с нами плотно общались, но потом это сошло на нет. Кроме общества “Знание”. Одна женщина, которая там работала, пригласила нас читать лекции в разных городах по темам, которых в этом обществе еще не было”.

Саша, на самом деле, настоящий популяризатор и летописец движения. Если интересно больше узнать об истории хиппи, советую поискать в его видеозаписях пять выпусков “О юбилеях”.

Хипповый университет на Большой Садовой

Многие знают дом № 10 на Большой Садовой по “Мастеру и Маргарите” и другим произведениям Булгакова. По лестнице, которую поклонники писателя расписывали с 1970-х годов. Но с домом связана и хипповая история. Весной 1995 года в квартиру № 11 пришли киношники: режиссер Артур Аристакисян снимал фильм “Место на земле”, сюжет которого был связан с хиппи, странниками и бедняками. Кино снимали без специальных декораций, просто в реальных условиях: здесь образовалась коммуна хиппи. Правда, выглядела жилплощадь специфически: шестикомнатная расселенная коммуналка на верхнем этаже (вход в подъезд был с улицы, а не со двора), в потолке дыра. Ее, как могли, заделали, а летом использовали для выхода на крышу. На стенах постепенно появились рисунки и другой арт. Дверь туалета даже попала в музыкальный клип Юрия Морозова “Зал ожидания” (0:57). А вскоре здесь самоорганизовался Университет культуры хиппи, или «Хипповый университет».

В Университете было около двенадцати педагогов. Чтобы сделать там курс, было совсем необязательно иметь профильное образование, да и дисциплина, которую человек рассказывал, могла официально не существовать. Речь шла, скорее, об авторских курсах, а поэт Вилли Мельников ласково называл этот формат “вольный треп на заданную тему”. Он же рассказал мне о предметах и педагогах. Курс Вилли назывался “Апокрифы и стихоглифы”. Артур Аристакисян читал “Мифы и притчи”, Дзен-Баптист — “Эстетику бедности и философию странничества”. Поэт Сергей Жаворонков делал курс “Поэзия как богоявление”, Даша Бондарева, она же Ариадна, преподавала суфийские танцы, Наташа Докучаева по прозвищу Фенечка — фенечкоплетение, Ира Колонтаевская — “Алхимию и метафизику времени”. Умка (музыкант и поэт Анна Герасимова) прочитала несколько лекций про ОБЭРИУ, о которых писала диплом. Художник Александр Глущенко предложил курс “Безмолвный язык графики”. Тиль (Виталий Морозов) рассказывал про юродство и скоморошество. Позже, в начале 2000-х, у него был театр и школа скоморохов “Дом Сказок” по адресу Николоворобинский переулок, 12. Намного позже, когда здание уже разваливалось, на нем продолжал висеть их плакат.

“Еще к нам заходили культуролог Аркадий Ровнер и мой друг, поэт Дмитрий Авалиани… Вообще, большая роль артуровского сквота была в том, что это место подтянуло к себе тех ребят, девушек, которым во многом и психологически, и физически некуда было деваться”, — вспоминает Вилли. По его словам, все закончилось в ноябре 1996-го. Их к тому времени начали вытеснять разными способами. “Отразив очередную атаку, мы с Артуром вышли на нашу кухню, посмотрели друг на друга. Артур говорит: “Знаешь чего, я чувствую, что я, наверное, устал, придется нам отсюда…” — “Куда же ты пойдешь? Но, если что, я тебе всегда помогу с переездом”. Многие тогда остались без крыши над головой…”

Фильм “Место на земле” вышел в 2001 году, но у многих участников процесса он оставил смешанные чувства. Получился очень уж мрачным, что связано с авторским стилем режиссера. В любом случае, воспринимать его стоит как художественный, а не как документальный. Документальных съемок из квартиры № 11 мне пока не попадалось. А вот лестница булгаковского дома фигурирует в фильме “Стоит лишь тетиву натянуть” о неформалах 1980-х годов (с 3:35). И в фильме “Приближенье весны” (1994), связанном с творческой ассоциацией “Мехом наружу” и хиппи 1990-х (лестница в эпизоде с 43:55 до 47:00 и немного в 59:15). Фотографии Игоря Стомахина со съёмочной площадки фильма:

Пешкоф стрит, Гоголя, Арбат.

Мои “олдовые” собеседники (те, кто хипповал с 1970-х и ранее) говорили, что главным прогулочным маршрутом был Стрит, точнее, Пешкоф стрит. Догадаетесь, как на самом деле называлась эта улица? Конечно, улица Горького. Неформалы прогуливались по ней, например, от “Русских вин” до “Елисеевского”, по пути могли “нырнуть” на Квадрат — это квадратный сквер за памятником Юрию Долгорукому. Дзен-Баптист рассказывал про одну традицию, связанную с памятником, стоящим в этом сквере: “Там Ленин сидит, задумавшись, потому что научно-исследовательский институт там был… изучения философии Маркса и Ленина (Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС — авт.). И вот куда он смотрел, мы ставили пустую четвертинку от водки. И получалось, что Ленин сидит, задумавшись с утра, где бы опохмелиться — и мы то же самое. Вот это единственное с Лениным у нас было общее”.

Среди улиц, популярных у хиппи, были еще Арбат и Гоголя (с ударением на последний слог). Правда, мои собеседники про них говорили мало — то ли считали очевидными, то ли сами больше тусовались в других местах. Сергей Сольми рассказывал, как аскал (просил мелочь) на Гоголях, и познакомился там с Умкой, после чего они вместе пошли в гости к поэту Андрею Битову. У самой Умки есть статья “Как я играла на Арбате”, но лично с ней пообщаться мне не довелось. Уверена, читатели статьи добавят свои рассказы про эти два места. А я поделюсь историей от Саши Художника о выставке картин на Арбате в 1986 году. Там еще не было такой традиции, и выставка была, по сути, первой ласточкой. Правда, ее полет длился минут пять.

“Я опаздывал на открытие минут на восемь-десять, шел туда с большой картиной, которая еще не была доделана. На ней на асфальте сидит хиппи с антивоенным плакатом, рядом милиционеры… На Арбате я уже застал кордон, встретил своих, они говорят, что все уже закончилось. Мы пошли на Гоголя, я посадил позировать хиппа Энди и стал дописывать картину. Вокруг собралась толпа, один кто-то, представившись искусствоведом, стал придираться. “Что же вы, раз искусствовед, недописанную картину судите?”, — говорю я ему. Ну, в общем, вскоре и на Гоголя приехала милиция, меня забрали в отделение, спрашивали, почему у вас милиция изображена, и так далее, телеги на работу и на учебу отправили…” Чтобы не заканчивать на грустной ноте, добавлю что через год хиппи проведут первую официальную выставку, а через два будет та самая лекция в МГУ. И вообще есть ощущение, что с конца 1880-х и в 1990-е стало проще. Впрочем, у каждого времени свои трудности, герои, места и атмосфера.

На Гоголях празднуется хипповый Новый год, Hippie New Year. Это происходит 1 апреля каждый год, приходите посмотреть и поучаствовать. А 1 июня приходите в Царицыно — там на большой поляне происходит главная встреча тусовки, с музыкой, общением, песнями и плясками.

Кафе и кино.

Если говорить о досуговых местах тусовки, нельзя обойти вниманием кафе. Мне рассказывали, что на Стрите находились “Этажерка” и “Лира”, была точка встречи “У Александра Сергеевича”. Хотя на самом деле таких точек было две — вторая на Чистых прудах, у памятника Александру Грибоедову. Там же располагалось кафе “Джалтаранг”. На Никитском (тогда Суворовском) бульваре хипповым местом был “Аромат”, на Арбате — “Бублики”.

И снова вспомню слова Баптиста об одной традиции. Он рассказывал, что хиппи периодически ходили в храм святого Людовика, баптистский молитвенный дом и синагогу. В то время никого не смущало, что это разные конфессии, люди открыто относились к “волосатым”, приглашали на свои праздники. Наверное, потому, что верующих в принципе было не так уж много. “И всегда было приятно в воскресенье идти утром по Малой Лубянке мимо КГБ в католический храм, а потом опять мимо КГБ в 40-й гастроном (Большая Лубянка 12/1, дом общества “Динамо” — авт.) и там кофейку попить с бутербродами. Это такой ритуал был. Рядом пили кофе офицеры из КГБ, тоже вот прям в ста метрах. Ну, такое ощущение было при этом… Сейчас вот с труб прыгают заводских, с гор… Эти самые, как их называют… экстремалы. А это наш был экстрим”. Он же говорил, что, если хочешь разрушить, исказить и испортить что-нибудь, надо просто сделать это модным. Что и случалось, по его словам, с хипповыми кафе и не только с ними.

А еще Художник рассказывал, как они в 1970-х буквально охотились за культовым кино и за отрывками из “Битлов”. В «Иллюзионе» смотрели “Пролетая над гнездом кукушки”, на Большой Никитской, 23/9, где был Кинотеатр повторного фильма, смотрели “Райские яблочки” режиссёра Георгия Щукина, по рассказу финского писателя Мартти Ларни “Сократ в Хельсинки”. В фильме, кроме кадров с хиппи, звучала музыка рок-группы «T-REX». Еще тусовке нравилась “Легенда о Тиле” Алова и Наумова. В кинотеатр “Баррикады” ходили на мультфильм “Скамейка”, потому что там играют чуть ли не два куплета битловской “Can’t buy me love” (с 7:30).

А на “Спорт! Спорт! Спорт!” ходили вообще ради двух секунд «Битлов» (0:31). “Эти две секунды для нас были как полжизни, ходили на весь фильм по нескольку раз ради них, приводили знакомых хиппанов, чтобы те тоже посмотрели. Но, к сожалению, с каждым разом почему-то укорачивались эти две секунды. Когда я привёл на этот фильм хиппов в 1978 году, они потом на меня косо смотрели ещё долго, потому что в фильме уже не было “Битлз”… Как мне сказали другие уже люди, сами кинооператоры, которые сидели там в будке, вырезали те кадры, где “Битлы”, и потом гордились: “Вот видишь, у меня “Битлы” есть!” И поэтому в конце концов кадры закончились”, — вспоминал Художник.

В поисках улицы Любви.

Последняя глава нашей прогулки по хипповой географии будет про улицу, которой в городе не было, но которая связала много людей и историй — Love Street.

Когда молодому художнику Сергею Сольми пришла в голову идея назвать одну из улиц Москвы улицей Любви, он начал с письма-манифеста, который отправил в
журнал “Юность”. Манифест опубликовали, правда, в сокращённом варианте. Сам же Сольми в это время жил как перекати-поле: ночевал на дружественных флэтах и вписках, у него даже паспорта не было — сделал из него коллаж. Зато были друзья и новые знакомства. Например, с ним стала общаться режиссёр Евгения Головня, которая захотела снять фильм про хиппов вообще и Улицу Любви в частности. А ещё тогда же в Советский Союз приехал американец Пол с вырезанным из американской газеты интервью с Сольми (когда он умудрился дать его зарубежным журналистам). Пол, прочитав эту статью у себя на родине, захотел познакомиться с героем интервью. Купил билеты на самолёт, прилетел в Москву, вышел на Арбат, развернул то самое интервью и стал всех людей неформальной внешности спрашивать, не знают ли они Сольми.

1 июня 1990 года эти люди со своими друзьями вышли к памятнику Юрию Долгорукому и провели хэппенинг, собирая подписи за переименование одной из улиц Москвы. Это была полная импровизация, и когда к толпе хиппи, размахивающих белым флагом с красным сердцем, подошли сотрудники милиции, от пресечения акции их спасла только Головня, показавшая бумажки о съёмках фильма. Его можно посмотреть вот здесь.

Именно там Сольми впервые познакомился с Ольгой Арефьевой, которую привела Головня. Ольга села рядом с памятником Долгорукому и стала петь, а подруга Сольми, балерина, не смогла устоять под музыку и стала подтанцовывать. Когда импровизированная акция закончилась, компания пошла гулять по городу, петь во двориках, показывать Полу булгаковский подъезд на Большой Садовой. Закончилась прогулка концертом на крыше. На видео на 11:43 Ольга сначала в камеру говорит Полу, чтобы он писал им письма. “Свердловск, главпочтамт, Арефьевой Ольге. Даже так дойдет”, на 16:30 поет “Цветок на ветру”, на 18:40 — “Поколение на коленях”. “И тут, слушая Арефьеву на крыше, я понял, с кем мне предстоит дружить, — вспоминает Сольми, — это было так сильно… Мы потом много общались, я её вписывал куда-то…”

Улица Любви в Москве так и не появилась. Зато стали проходить выставки, которые назывались Love Street. Первая была в выставочном зале Пролетарского района, вторая — на 20-м этаже издательства “Молодая гвардия”. Там под мероприятие было отдано всё большое фойе, и за ним — небольшой зал, где проходили концерты, играл Армен Григорян и многие другие музыканты. Про этот Лавстрит мне рассказал музыкант, писатель Роман Шебалин (Арси). Его туда привела первая любовь. Правда, девушка была невзаимно влюблена в Сольми, и затащила Арси на эту выставку “за компанию”. Миф о любовном треугольнике держался на тусовке долго. А Роман стал общаться с Сольми и даже вошёл в инициативную группу следующих Лавстритов. “Эта дружба была полуантагонична и карнавальна: Сольми такой сияющий, в белой кружевной рубахе, а я такой мрачный, в чёрной… Помню, на следующем Лавстрите, который в 1990-м году был фойе ДК ЗИЛ, висел мой коллаж. И все белоснежные стены были в красных сердечках. Чтобы досадить Сольми, я повесил рядом с моей работой огромного чёрного паука на стену. Сольми хмыкнул и рядом с этим пауком на другую сторону повесил красное сердечко и сказал: “Вот как хорошо, когда, так сказать, всё дружно: чёрный паук и красное сердце, вау!”.

Выставка в ЗИЛе продержалась почти месяц, было показано около сотни картин. Плюс постоянно проходили концерты и творческие перформансы. Например, художник Саша Гусев по прозвищу Сэндвич делал фотографии-силуэты на белой простыне.

В 1992-м и 1993-м Лавстриты проходили в Доме детского творчества в Милютинском парке. Там же у Романа состоялся первый музыкальный концерт. Ведущий долго пытался выговорить название, придуманное для группы. А называлась она, ни много ни мало, “Common place that hippy Raserection, или Навь”. Запнулся несколько раз и сказал, чтобы ребята сами себя назвали. Правда, сыграть они успели только одну песню. У Ромы есть архивная аудиозапись с той выставки. “Мы сыграли одну песню о таких славных хипповских временах, блюз в подражание Юрию Наумову, после чего слышен голос ведущего, который говорит “Извините, концерт мы вынуждены прервать, потому что сейчас пришли гопники, они собрались всех нас бить”.

Впрочем, Лавстриты продолжились в виде фестивалей в 2010-х годах. Но это, наверное, уже несколько другая история.

Послесловие.

Как-то раз во время нашей беседы Дзен-Баптист посетовал на то, что хиппи стали модными, появилось много подражателей, “прихиппованных”, как их называли. “И сейчас они говорят: “Мы тоже были хиппи”. И это их выдает. Потому что хиппи можно быть только всегда”. Возможно, мой собеседник был слишком строг к тем, кого эта культура задела лишь “по касательной”. Но я вспоминала эту фразу каждый раз при встрече с новым собеседником, которого просила рассказать о Системе, тусовочных местах и событиях. Сколько бы им ни было лет и чем бы они ни занимались, что-то общее, свободное и легкое было в каждом. И если кто-то из читателей сейчас вспоминает свои длинные волосы, феньки, гитару и свои места тусовок — значит, наша прогулка удалась!

Автор текста — Светлана Кондратьева.

Фотографии — заглавное фото Игорь Пальмин (1975 год), остальные — sistemafriend. ucoz.ru, из архива Александра Иосифова и Романа Шебалина, а также — https://pastvu.com/.

Психодром (аудиорассказ) | ТАРДИС

Психодром был первым рассказом в аудио-антологии Пятый Доктор Бокс-сет , выпущенной Big Finish Productions. Он был написан Джонатаном Моррисом и показал Питера Дэвисона в роли Пятого Доктора, Мэтью Уотерхауса в роли Адрика, Сары Саттон в роли Ниссы и Джанет Филдинг в роли Теган Джованка.

Содержание

  • 1 Резюме издателя
  • 2 Участок
    • 2.1 Часть первая
    • 2.2 Часть вторая
    • 2.3 Часть третья
    • 2.4 Часть четвертая
  • 3 Литой
  • 4 Каталожные номера
  • 5 Примечания
  • 6 Непрерывность
  • 7 Внешние ссылки

Резюме издателя[]

Вскоре после того, как он пережил опасности Логополиса, Кастровальвы и махинации Мастера Тремаса, нового Доктора и его новую команду можно простить за то, что они хотели сделать передышку во время путешествия по галактике. Но когда ТАРДИС приземляется в странном и тревожном месте, желание исследовать становится непреодолимым… и беда уже в нескольких шагах.

Мир, в котором они оказались, населен самыми разными и самыми странными людьми, которых только можно вообразить: здесь разбившийся космический корабль, там монастырь и даже королевский двор. И не все, кого они встречают, имеют в сердце свои интересы.

С украденной ТАРДИС и самой окружающей средой, пытающейся забрать их, путешественники сталкиваются с чрезвычайно личной угрозой. Им придется работать в команде, если они хотят выбраться живыми… но можно ли доверять тому, кого вы едва знаете?

Участок[]

Часть первая[]

будет добавлено

Часть вторая[]

будет добавлено

Часть третья[]

будет добавлено

Часть четвертая[]

будет добавлено

В ролях[]

  • Доктор — Питер Дэвисон
  • Теган Йованка — Джанет Филдинг
  • Нисса — Сара Саттон
  • Адрик — Мэтью Уотерхаус
  • Профессор Рикетт / Король Магус / Деникс — Роберт Уайтлок
  • Сорока / Расчет / Принц Эрдос — Фил Малрин
  • Пердития / Дженесса / Зария — Камилла Пауэр
  • Джавон / Пирра / Королева Антигона — Бетан Уокер

Ссылки[]

  • Тиган жила на скотоводческой ферме, когда была маленькой.
  • Теган сравнивает Цитадель Короля Мага и Королевы Антигоны с чем-то из Франкенштейна .
  • Доктор говорит Тигану, что боится далеков, киберлюдей и дантистов.
  • Теган сравнивает Адрика с Ловким Плутом.
  • Ванесса, тетя Тигана, всегда говорила: «Если тебе нечего сказать, держи рот на замке». Адрик говорит, что она, должно быть, часто говорила это Тиган.
  • Адрик описывает Четвертого Доктора как «непредсказуемого, пугающего и загадочного, но гениального».

Примечания[]

Бестекстовые обложки, образующие увеличенное изображение.

  • Происходит почти сразу после Кастровальва , это означает, что в хронологическом порядке это самая ранняя аудиодрама с участием Пятого Доктора.
  • Это первая звуковая драма «Большой финал», в которой Мэтью Уотерхаус повторяет свою роль Адрика. Кроме того, он впервые играет этого персонажа с Пещеры Андрозани в 1984 году.
  • Эта история была записана 31 июля и 1 августа 2013 года в The Moat Studios.
  • Это первая звуковая драма, в которой Пятый Доктор использует звуковую отвертку.
  • Утверждается, что комната Теган раньше принадлежала Романе, несмотря на то, что комната Романы якобы была выброшена, чтобы позволить ТАРДИС покинуть гравитационный пузырь в ТВ: Логополис .

Continuity[]

  • Теган говорит Адрику, что ей нужно успеть на рейс в аэропорту Хитроу 28 февраля 1981 года. (ТВ: Логополис )
  • Адрик напоминает Теган, что ранее она заблудилась в ТАРДИС. (ТВ: Логополис ) Он упоминает, что помада Теган все еще высыхает на стенах ТАРДИС. (ТВ:
    Кастровальва
    )
  • Адрик сообщает Тиган, что Романа недавно покинула ТАРДИС. (ТВ: Ворота воинов )
  • Теган ссылается на регенерацию Четвертого Доктора. (ТВ: Логополис )
  • Теган ссылается на тот факт, что Адрик создал Кастровальву, будучи пленником Хозяина Тремаса. (ТВ: Кастровальва )
  • Нисса сочувствует Теган из-за смерти ее тети Ванессы двумя днями ранее, в то время как Теган сочувствует Ниссе из-за разрушения Тракена. (ТВ: Логополис )
  • Доктор ссылается на тот факт, что Адрик спрятался на борту ТАРДИС. (ТВ: Полный круг , Состояние распада )
  • Доктор говорит: «Когда я скажу «беги», беги». (ТВ: Гробница киберлюдей , Кастровальва )
  • Адрик говорит Зарии, что он восстал против своего общества на Альзариусе. (ТВ:
    Полный круг
    )
  • Теган ссылается на то, что Мастер использовал Устранитель компрессии тканей на своей тете Ванессе и логополитах. (ТВ: Логополис )
  • Адрик сравнивает космический корабль с террадонским звездолетом на Альзариусе, (ТВ: Полный круг ) Стражей соблюдения с логополитами, (ТВ: Логополис ) Цитадель со зданием суда на Тракене (ТВ: Хранитель Тракен ) и гигантских пауков Болотным Паукам и Болотным Людям на Альзариусе, (ТВ: Полный Круг ) Троим Правящим и Великому Вампиру. (ТВ: Состояние разложения )
  • Перед смертью Джавон говорит: «Мой папа говорил, что «если» — самое мощное слово в английском языке». (ТВ: Кастровальва )
  • Профессор Рикетт говорит: «Это конец, но момент…» (ТВ: Логополис )
  • Адрик ссылается на свой значок за превосходство в математике. (ТВ: Полный круг )
  • Теган замечает, что, похоже, половину своей жизни она носит с собой мужчин без сознания. (ТВ: Кастровальва )
  • Тиган снова восклицает: «Кролики!» (ТВ: Логополис )
  • Нисса создала Короля Магуса из своих воспоминаний о Докторе, своем отце Тремасе, Наблюдателе и Мастере. (ТВ: Хранитель Тракена , Логополис , Кастровальва )
  • Адрик рассказывает Тегану о своем бывшем попутчике К9. (ТВ: Full Circle , State of Decay , Warriors’ Gate )
  • Адрик вспоминает, что Болотники использовали ТАРДИС в качестве тарана. (ТВ: Полный круг )
  • Доктор впервые говорит «храброе сердце, Теган». Тиган просит его больше так не делать, думая, что это глупо. Позже он делал это неоднократно. (ТВ: Землетрясение , Воины глубин )
  • Размышляя о том, что она последняя из представителей своего вида, Нисса говорит Доктору, что надеется, что он никогда не узнает, каково это быть одному во Вселенной. Хотя позже Доктор провёл период своей жизни, считая себя последним из Повелителей Времени (ТВ: Конец Света и др.), позже он обнаружил, что это не так. (ТВ: День Доктора )
  • Доктор предлагает отвести Адрика, Ниссу и Теган к Оку Ориона. (ТВ: Пять Докторов )
  • Король Магус ссылается на смерть Тремаса. (ТВ: Хранитель Тракена )
  • Принц Эрдос ссылается на смерть брата Адрика Варша, (ТВ: Полный круг ) каперов, (ТВ: Ворота воинов ) логополитов и тракенитов. (ТВ: Логополис )
  • Адрик ссылается на то, что Доктор предотвратил тепловую смерть Вселенной. (ТВ: Логополис )
  • Принц Эрдос спрашивает Адрика, сколько времени пройдет, прежде чем его убьют во время путешествия с Доктором. (ТВ: Землетрясение )
  • Прежде чем прекратить свое существование, Король Магус спрашивает: «Это смерть?» Позже Пятый Доктор сказал это, когда не был уверен, сможет ли он регенерировать после заражения Spectrox Toxaemia. (ТВ: Пещеры Андрозани )
  • Теган просит Доктора доставить ее в аэропорт Хитроу в 17:30 28 февраля 1981 года. Однако вместо этого ТАРДИС материализуется на корабле Монарха, хотя и в правильную дату. (ТВ: Четыре в Судный день )
  • Когда Тиган просит Доктора вернуть ее в Хитроу, Доктор риторически спрашивает: «Что может пойти не так?» (ТВ: От четырех до Судного дня , Посещение , et. al) Его десятое воплощение позже задаст этот вопрос своему компаньону после того, как последний предупредил его, чтобы он «был осторожен» во время поездки на автобусе-шаттле Crusader 50 по поверхности планеты Полночь. (ТВ: Полночь )
  • Король Магус предлагает Доктору и его друзьям «продолжение существования под моим руководством», потому что, как выразился Доктор, «альтернативой является уничтожение», прежде чем сказать Магусу, что он цитирует Мастера. (ТВ: Логополис )
  • Присутствие Доктора и его спутников позже повлияет на другую искусственную среду, снова создав элементы зла. (ПРОЗА: Странная Англия )
  • Теган сравнивает Адрика с Ловким Плутом. Во время своего шестого воплощения Доктор встретит 23-летнюю версию Искусного Плута в Стране Вымысла. (АУДИО: Legend of the Cybermen )

Внешние ссылки[]

  • Официальный Психодром страница на bigfinish.com

Психодром Саймона Хоука | Goodreads

Ну, все началось достаточно многообещающе, с рассказчиком-интровертом и миром, изобилующим забавными клише киберпанка: киборги-ниндзя, виртуальные игры, нуерал-чипы, одетые в лайкру нео-токийские малышки будущего-мотобайкеры и т. д.

Но быстро стало очевидно, что это не история, а просто роман резюме: неуклюжая, бесконечная экспозиция в виде посредственных размышлений рассказчика обо всем, от больших белых акул в космосе до настоящей любви. Эти повторяющиеся эпизоды будут продолжаться на страницах и страницах и представляют собой реальный эквивалент того, как я ем бутерброд с ветчиной, а затем пятнадцать минут думаю об истории сэндвичей с ветчиной (что, вероятно, было бы более интересным, если бы я сам так сказал). ). Затем идут длинные экспозиционные блоки диалога, в которых персонаж рассказывает о том, что происходит и что он собирается с этим делать, любому, кто готов его слушать: этому нет эквивалента в реальной жизни, кроме скучных [так в оригинале] встреч.

Вскоре я устал обдумывать каждую мелочь каждой ситуации с рассказчиком: я его читатель, а не его проклятый терапевт, и мне хотелось бы, чтобы было больше бессмысленных действий, чтобы история развивалась. Но также стало ясно, что автор выдумывал историю по мере продвижения вперед, и, помимо того, что ему платили за слово, он, вероятно, использовал длинные, мучительные повторения и абзацы построения мира, чтобы выиграть время, пока он не понял, что будет дальше. случиться дальше, как будто ему постоянно нужно было напоминать, что происходило и должно было произойти в его собственном романе.

Я люблю загадки в романах: вам не нужно вдаваться в подробности о том, как работает плавучая космическая база над чужой планетой, потому что 1) это не является неотъемлемой частью истории и 2) это не очень интересно. Может быть, если бы у автора были какие-то «новаторские» идеи или хороший стиль письма, я бы прочитал его мнения о виртуальной реальности или человеческой психологии, но, поскольку он способен только на набор клише и посредственное воображение, эта книга стала очень скучной. , захлебнувшийся и безжизненный. Очень часто я действительно боялся, что это сделает меня глупее.

Сравнивая это с последним прочитанным мною романом («Сбежать от звезд»), я пришел к очевидному выводу, что в отношении мякоти лучше меньше, да лучше. Но автор философии «Психодрома», похоже, считает, зачем использовать одно предложение для описания вещи, когда я могу сделать это в целом избыточном абзаце?

Вот пример, взятый почти наугад, в котором автор описывает то, что рассказчик видит чужими глазами с помощью психодромного чипа:

«Это было изображение, похожее на неподвижный кадр, увеличенное и улучшенное по сравнению с оригиналом, увиденное насквозь глаза купе-менеджера через улицу, у которого, вероятно, не было ничего лучше, чем сидеть у окна своей каморки и смотреть весь день на улицу, думая о том, как однажды он выстрелил и промахнулся. из него ничего, кроме воспоминаний о том, каким был его психодромный опыт, и биочипа, имплантированного в его мозг, полуорганического микрокомпьютера, который вырос вместе с его мозговым веществом, всегда являясь его частью, всегда отражая его потенциал. компьютерный интерфейс и сам запрограммировал знания, которые обеспечили бы ему новую, лучшую жизнь, но была, конечно, одна загвоздка. Всегда была. Во-первых, он должен был быть в состоянии себе это позволить. Каждый год, возможно, еще через пять или десять лет у него будут необходимые средства, чтобы купить себе образование. Но жизнь там, где он жил, не очень способствовала экономии денег. Такой образ жизни требовал анестезии…»

Почему, ну почему этот абзац не может читаться просто: «Это было изображение, похожее на неподвижный кадр, увеличенное и улучшенное по сравнению с оригиналом, увиденное глазами управляющего купе через дорогу, которому, вероятно, нечего было больше делать, кроме сидеть у окна в его закутке и смотреть весь день на улицу, думая о том, как однажды он выстрелил и промахнулся?»

Тем более, что механика биочипа уже тысячу раз описана, тем более, что все остальное — догадки о загримированном человеке, который никогда больше не появится в романе.

Будь эта книга вдвое короче, было бы терпимо, даже весело. По крайней мере, автор «Сбежать от звезд» не удосужился подумать, что меня волнует, что думает главный герой в половине случаев.

Раньше я постоянно читал дерьмо вроде «Психодрома», и для мужчины все эти коммерческие научно-фантастические книги одинаковы: интересная предпосылка, оживляемая бессвязным набором персонажей, ужасным темпом, извилистым сюжетом и ненужным изложением; обычный полуолух, который становится важным; опытный профессионал; крутая женщина с золотым сердцем; вуайеристское удобство выдуманных людей, которые вежливо воспринимают и объясняют пресные научно-фантастические вещи, как если бы они видели их впервые; и, наконец, достаточно незавершенных концов, чтобы освободить место для продолжения, конечной точки всего ненужного построения мира. В этих книгах нет ничего загадочного: все расписано, как для второклассника, и даже вопиющие сюжетные дыры есть.

Но, так или иначе, Саймон Хоук — коммерческий писатель, и я уверен, что он почти не помнит, как писал это, и я, вероятно, вложил столько же усилий в написание этого обзора, сколько он вложил в написание всего этого magnum opus.