Фасцинация в психологии это: фасцинация | это… Что такое фасцинация?

📖 Что такое фасцинация. Соковнин В. М. Читать онлайн

Владимир Соковнин

Правообладателям

Скачать:›doc


Автор, создатель фасцинологии, науки о чарующем, доминантно-лидерском и устрашающем поведении животных и человека, определяет фасцинацию как такое воздействие сигнала, принадлежит ли он природному явлению (молния) или целенаправленному человеческому поведению (обольщение), которое вызывает волнение, внимание, захваченность. Фасцинация наряду с информацией составляет стержень коммуникативных процессов в природе и обществе.

Книга может быть рекомендована всем, чья деятельность связана с социальным управлением, политикой, менеджментом, общением, имиджем, PR и рекламой, воспитанием и образованием, а также всем, кто задумывается об оптимальной реализации себя в жизни и выбранной профессии.



Читайте еще:

Путь к сердцу мужчины и… обратноБескова Любовь

Переходим на личности.

Деликатность, даже неуверенность — черты, которые особенно заметны при первом знакомстве с РОБЕСПЬЕРОМ. Но, по сути, он — человек ответственный и упорядоченный, хотя и не всегда склонный доделывать скучные, по его мнению, дела.

Резервные возможности человекаБерезина Татьяна

5. Дивергентое чувствование

Тогда мы предположили, что имеем дело с феноменом, гораздо более распространенным, а многомерность пространства воображения – естественное состояние человеческой психики, имеющее под собой вполне материальные мозговой субстрат.

Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1Фопель Клаус

Глава 1. Что делать с агрессией и гневом?

Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка.

Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет…

Виды психики. На пути к пониманию сознанияДеннет Дэниел

Предисловие.

Наша психика имеет очень сложное строение, она соткана из множества различных нитей и содержит в себе разнообразные конструктивные детали. Некоторые из ее составных частей так же стары, как сама жизнь, другие столь же новы, как современные технические устройства. Наша психика в одних аспектах…

Методики НЛП высшего уровняКоннер Ричард

Коннер РичардМетодики НЛП высшего уровня

Новое представление о себе.

Попросите клиента дать вам информацию о субмодальностях и проверьте, совпадает ли несловесное поведение клиента со словесным описанием.

Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца. Как обмануть детектор лжиФрай Олдерт

Глава 5. Оценка валидности утверждений

Если экзаменатор успешно действует во время предварительного интервью, тогда все испытуемые будут проявлять беспокойство в связи с контрольными вопросами. Как указывали Бен-Шакхар и Фуреди (1990), непонятно, почему виновные подозреваемые должны проявлять меньше беспокойства по поводу контрольных…

Психическое соблазнениеПлазо Джозеф

Глава 1.

Для усиления привлечения внимания к себе тебе нужно повторять описанные выше техники в течение нескольких дней (лучше ночью, когда мозг легко поддается влиянию). Со временем она будет откровенно проявлять свои чувства. Это может проявляться от смущения в твоем присутствии до откровенного флирта….

Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФКулаков Владимир

Кулаков ВладимирРуководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ

Общие положения.

42. Профессиональная подготовка психологов проводится в системе профессиональной подготовки офицерского состава.

Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личностиЩеголев Альфред

Часть II. Невроз как внутренний театр личности.

Потребность в сюжетном восприятии мира у человека тем сильнее, чем более выражено у него желание стать личностью, а не просто социальным индивидуумом. (Только личность в раздираемом конфликтами и противоречиями мире осуществляет действие высшего нравственного Разума, который отвечает наиболее…

МНЕМОНИКА. (Правда и вымыслы) 1991-1997 гСтепанов Олег

Степанов ОлегМНЕМОНИКА

Глава 6. Развиваем воображение.

Почему Доминик предпочитает запоминать личности? Современная психология говорит, что запоминание лиц у нас происходит по другому, чем все остальное. В 1969 году были проведены опыты, в которых давались фотографии известных людей в перевернутом виде, и это резко ухудшало их. ..

Разумный мир, или Как жить без лишних переживанийСвияш Александр

Часть четвертая ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЕННУЮ ПОЗИЦИЮ

Конечно, вы все равно должны выделить такое количество энергии, которое необходимо для «продавливания» нужной вам ситуации. И сделать это можно либо за счет долгой и целеустремленной просьбы (по второму принципу), когда вы буквально «достаете» вашего покровителя своим заказом. Либо за счет очень…

Психотерапия семейно-сексуальных дисгармонийКратохвил Станислав

Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний

3) псевдокооперация — один из партнеров, например, выражает согласие с чем-либо, хотя внутренне не согласен (это выглядит сотрудничеством и соглашением).

Фасцинолог

дочери Юле

посвящаю

V. Sokovnin
FASCINOLOGIST
Strokes to the profession of the third millennium

Author’s Academy of fascinology

2009

Владимир Соковнин

ФАСЦИНОЛОГ
Штрихи к профессии третьего тысячелетия

Авторская Академия фасцинологии

2009

УДК 159. 9

ББК 88я73

C 592

Владимир Соковнин
С 592 Фасцинолог. Штрихи к профессии третьего

тысячелетия. Екатеринбург. Авторская Академия

фасцинологии. 2009. – 196 с.: с ил.
ISBN 978-5-265-05751-8

Книга посвящена профессии, которая делает первые шаги, заявляя о себе как о профессии третьего тысячелетия. Имя этой профессии – фасцинолог. Автор, создатель фасцинологии, науки о чарующем, доминантно-лидерском и устрашающем поведении животных и человека, показывает, чем может стать полезной фасцинология в жизни каждого человека, а также для профессионального роста во многих сферах человеческой деятельности.

Книга может быть рекомендована всем, чья деятельность связана с государственным управлением, политикой, менеджментом, общением, имиджем, PR и рекламой, воспитанием и образованием, а также всем, кто задумывается об оптимальной реализации себя в жизни и выбранной профессии.

УДК 159. 9

ББК 88я73

© Соковнин В. М., 2009

© Авторская Академия

фасцинологии, 2009

ISBN 978-5-265-05751-8

Оглавление
^ ХОЧУ СТАТЬ ФАСЦИНОЛОГОМ (вместо вступления) …………………. …………………………….. 7

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ФАСЦИНОЛОГИИ ……………………………………………… 9

ЧТО ТАКОЕ ФАСЦИНАЦИЯ?

Вирус конечно негодяй, но еще и донжуан ………………………………………………………………………….. 14

Фасцинация – это волнующий сигнал …………………………………………………………………………………. 16

Об одном далеко неточном определении фасцинации …………………………………………………………. 18

Природа пронизана фасцинацией ………………………………………………………………………………………… 19

Сигналы природы и коммуникативные сигналы ………………………………………………………………….. 22

Фасцинация и информация дополнительны …………………………………………………………………………. 24

Эволюционные стратегии и фасцинация . …………………………………………………………………………….. 26

Врожденные сигналы фасцинации ………………………………………………………………………………………. 27

Удиви меня! ……………………………………………………………………………………………………………………… 28

Фасцинация цвета ………………………………………………………………………………………………………………. 32

Чарующие сигналы ………………………………………………………………………………………………………….. 34

Сигналы сексуального призыва и обольщения ………………………………………………………………………. 36

Пище-вкусовая фасцинация повелительна и опасна …………………………………………………………….. 37

Чарующие приманки …………………. ……………………………………………………………………………………… 38

Обмануть можно даже лису ……………………………………………………………………………………………….. 39

Чарующие сигналы смерти ……………………………………………………………………………………………………. 40

Чарующая таинственная химия …………………………………………………………………………………………… 40

Сигналы страхов и ужасов …………………………………………………………………………………………………. 41

Сигналы доминантной фасцинации …………………………………………………………………………………….. 43

Фасцинация унижения и обиды …………………………………………………………………………………………… 46

Чертовски обаятельные уроды! . СИГНАЛЫ ФАСЦИНАЦИИ И ПСИХИКА

Яркость, красочность, заметность ……………………………………………………………………………………….. 57

Экспрессия и высокая энергетика ……………………………………………………………………………………….. 57

Избыточность …………………………………………………………………………………………………………………….. 57

Эксклюзив ………………………………………………………………………………………………………………………… 59

Повелительность, императивность …………………………………………………………………………………….. 59

Гармония …………………………………………………………………………………………………………………………… 60

Театральность …………………………………….. ИЗМЕНЕНИЯ В ПСИХИКЕ И ОРГАНИЗМЕ ПРИ ФАСЦИНАЦИИ
Волнение ……………………………………………………………………………………………………………………………. 62

Мгновенная концентрация внимания ………………………………………………………………………………. 62

Захваченность ………………………………………………………………………………………………………………….. 62

Шок ………………………………………………………………………………………………………………………………….. 64

Сброс критичности и сужение сознания …………………………………………………………………………….. 65

Стремительное стирание предшествующих психических состояний. ………………………………………………… 66

Фасцинация переключения ……………………………………. ………………………………………………………….. 67

Звездочки, мы вас отшлепаем! ……………………………………………………………………………………………. 69

Вытесняющая и замещающая фасцинация …………………………………………………………………………. 69

Синдром крысы, или где расположен Рай …………………………………………………………………………… 71

Неумолимая власть наслаждений ………………………………………………………………………………………… 73

Амигдала помнит все! …………………………………………………………………. …………………………… 76

А еще эти чудесные и коварные гормоны! …………………………………………………………………………. 78

Еще хочу! Потому что нравится! ………………………………………………………………………… МАССОВАЯ ФАСЦИНАЦИЯ И МАССОВОЕ ЗОМБИРОВАНИЕ

Что такое массовая фасцинация ………………………………………………………………………………………… 93

Доскучались до праздника ………………………………………………………………………………………………… 96

Радость сексуальных оргий ……………………………………………………………………………………………… 97

Массовый хохот весьма полезен …………………………………………………… …………………………. 98

Игровое зрелище фасцинирует до чертиков! …………………………………………………………………….. 100

Фасцинация массовых зрелищ …………………………………………………………………………………………. 101

Древнегреческий театр как форма массовой фасцинации……………………………………………………. 104

Колизей как символ массового фасцинирования населения. ТЕЛО КАК СИГНАЛ ФАСЦИНАЦИИ

Тело – это судьба ……………………………………………………………………………………………………….. 131

Тело вида и вид тела ………………………………………………………………………………………………………. . 132

Фасцинация породы и породистости ………………………………………………………………………………. 134

Социальное тело ………………………………………………………………………………………………………………. 135

Демонстрационное тело (тело на показ) …………………………………………………………………………….. 136

Homo demonstrativus ……………………………………………………………………………………………………….. 138

Мастерство и артистизм показа ………………………………………………. ………………………………………. 139

Жизнь и спектакль сливаются …………………………………………………………………………………………… 141

Тело сексуальное …………………………………………………………………………………………………………… 142

Фасцинация красоты тела ………………………………………………………………………………………………….. 144

О. грудь! ………………………………………………………………………………………………………………………….. 146

Осиная талия создает красоту фигуры ……………………………………………………………………………… 147

Телесные тонкости как фасцинирующие сигналы ……………………………………………………………… 148

Афродита Каллипига – эротический идеал мужчин Древней Греции и Рима….………………. ОБЩЕНИЕ ПОД ЗНАКОМ ФАСЦИНАЦИИ

Истоки конфликтности человеческого общения ………………………………………………………………. 163

Общение как форма реализация социальных отношений ………………………………………………….. 164

Агрессия и месть …………………………………………………………………………………………………………………. 164

Лестница величия и позора ……………………………………………………………………………………………… 168

Я-концепция всему голова ……………………………………………………………………………………………….. 171

Две этические системы и общение ………………………………………………………………………………….. 173

Десять заповедей фасцинирующего партнерского общения …………………………………………… 176

Притча для идущих в 1-ю этическую систему . Хочу стать фасцинологом
(вместо вступления)

4 июля 2008 года около 7 часов вечера прозвучали слова «Я ХОЧУ СТАТЬ ФАСЦИНОЛОГОМ». Их произнесла Лера Чурсина, девочка, окончившая четвертый класс.

Ошеломляющим фактом жизни может стать и фраза. Так бывает нередко. Пример такого воздействия испытал на себе почти каждый, услышав долгожданное «Я тебя люблю».

Мы, трое приятелей, собрались для чудесной процедуры – русской бани. Один из нас приехал с дочерью. Она тут же достала роликовые коньки и возилась с ними. Мы разговаривали, попивая чай. Я с упоением рассказывал о поездке в места своего детства, в село Елошное Курганской области, откуда вернулся позавчера. Поездка оказалась выше моих мечтаний, и я не могу удержаться, чтобы не высказать слова благодарности Надежде Александровне и Евгению Михайловичу Розовым, гостеприимно встретившим меня и обустроившим мое пребывание в родном селе. Все было так, как более 50 лет назад, когда я учился в сельской школе: романтично, красиво, тепло. Удалось даже встретиться с несколькими одноклассниками! Показывал фотографии. На одной из них я заснят с группой учеников и учителей на крыльце школы, а в центре группы стоит, смущенно улыбаясь, Кристина Гаврилова и держит, прижимая к груди, книгу «Фасцинология», только что подаренную мной родной школе. Она в этом году пойдет в первый класс.

Я философствовал, делясь сладостными впечатлениями.

– Вот эту девочку с книгой я увидел уже на фотографии. Ее зовут Кристина Гаврилова. Оказывается, кто-то из учителей дал ей книгу и поставил точно посередине. Теперь Кристина будет в центре внимания. Фотографию увидит вся школа, да что там школа – все село, оно небольшое, всего 900 жителей, все друг друга знают. Как все это скажется на судьбе Кристины? Захочет ли она, повзрослев, прочитать книгу, которую держала когда-то в руках? А моя дочурка, Дашенька? 19 июля ей исполнится 6 лет. Она пока что знает только то, что книгу папа посвятил ей. А когда подрастет, возникнет ли у нее желание стать фасцинологом?

Так я рассуждал, показывая фотографии.

Тут и прозвучала фраза «А я хочу стать фасцинологом».

От неожиданности мы замолчали, не зная, как отреагировать на слова девочки. Потом беседа развернулась вокруг прогнозов, когда начнется в университетах подготовка фасцинологов. Иронизировали, шутили, смеялись. Сходились только в одном – это обязательно произойдет, ведь любая наука создает и своих профессионалов-практиков.

Фраза девочки всколыхнула мое воображение. Почти мгновенно возник замысел книги «Фасцинолог».

Небольшой комментарий напрашивается, поскольку слово «фасцинолог» не было для меня новым, оно зазвучало чуть ли не с момента опубликования сообщений в СМИ о создании фасцинологии в сентябре 2002 года и размещения в Интернете сайта fascinology.narod.ru. Наряду с бурными дискуссиями по поводу фасцинологии, в Интернете стали появляться объявления и презентации типа «Ищу работу фасцинолога» или «Я, имя рек, – фасцинолог». Это сначала раздражало, затем стало восприниматься с иронией, пока не осенило: «Это же стихийная эвристика, прогноз будущего!» В самом деле, с чего бы кому-то стукнуло в голову объявлять себя фасцинологом, если бы он не уверовал в фасцинологию и ее будущий расцвет. Осаму Симомура,

Нобелевский лауреат

2008 года по химии

День рождения фасцинологии
Штрих автобиографический, но необходимый

Жизнь стремительна в своем движении через настоящее в будущее и большинству из нас некогда фиксировать даты событий собственной биографии – не до того. Летят за днями дни… Но с созданием фасцинологии я не сплоховал, зафиксировал и дату, и почти всю драматургию мышления того дня.

День начинался как всегда в последние несколько месяцев – с размышлений о тайнах коммуникации и сигнализации в животном мире и человеческом обществе. Собственно, это была доминантная, сквозная тема моих научных исследований с 1964 года, когда я начал работать над диссертацией «Человеческое общение как философская и психологическая проблема». Что бы ни происходило в моей жизни на протяжении прошедших лет, чтение, наблюдения, эксперименты, размышления концентрировались в этой точке, никогда не уходя надолго в сторону.

2000 год вывел меня на следующий, очень продуктивный виток: я сформулировал биосоциальный закон актуального демонстрирования тела и внешнего облика. Суть его при всей простоте кажется мне фундаментальной для понимания коммуникативного поведения всех живых существ на планете (а возможно и в Космосе), включая человека. Все живое, появляясь на свет, вынуждено с неизбежностью закона активно демонстрировать свою самость через полученную от природы телесность и внешнюю оболочку, причем демонстрировать не как придется, а всегда оптимально и актуально, как того требует конкретная жизненная ситуация и потребности продолжения жизни и выживания: при появлении смертельной опасности следует подать о ней точный сигнал соплеменникам, при встрече с особью противоположного пола мгновенно оценить необходимость и реализуемость контакта, а также возможности оптимально продемонстрировать свою сексуальную готовность, включить ухаживание, в иерархии сородичей постараться подать себя так, чтобы не скатиться по иерархической лестнице на самое дно, где очень неуютно и опасно. С этого момента мое сознание накапливало факты демонстрационного поведения и стремилось проникнуть в глубинные секреты этого явления коммуникации. Параллельно началась работа над книгой «Франт. Позер. Кокетка», в которой я намеревался показать наиболее яркие типажи демонстрационного человеческого поведения. Родилось даже название для человека как самого коммуникативно-демонстрационного существа на Земле – Homo Demonstrativus.

Но я чувствовал, что системной, структурно законченной конструкции закон еще не достиг. Не хватало одного существенного звена. Это должен был быть ответ на главный вопрос – почему самые оптимально обслуживающие выживание сигналы коммуникации у растений и животных такие броские, навязчиво энергичные, как изумительная по изощренности окраска цветов, яркое оперение птиц, ветвистые рога оленей, роскошные хвосты райских птиц, бросающаяся в глаза окраска божьих коровок, ритуальные танцы журавлей и лихие полеты ястребов-самцов на глазах у самок. Этологи, нобелевские лауреаты К. Лоренц и Н. Тинберген ответили на вопрос о функциональности этих сигналов. Меня волновало другое – почему они столь избыточно, чрезмерно ярки и навязчивы? И еще вопрос – каков нейрофизиологический механизм воздействия подобной демонстрационности?

В который уже раз взял я в руки великолепную книгу Ричарда Докинза «Эгоистичный ген». Он приводит поразительный пример одурманивающего воздействия одного живого существа на другое: «У вида муравьев Monomorium santschii в процессе эволюции каста рабочих совершенно исчезла. Рабочие особи вида-хозяина выполняют все, что требуется их паразитам, вплоть до самой ужасной задачи. Повинуясь матке захватчиков-паразитов, они совершают акт убийства собственной матери (выделено мной – В. С.). Узурпаторше даже не приходится пускать в ход свои челюсти. Она воздействует на нервную систему. Как она это делает, остается тайной. Быть может, она использует какой-то химический стимулятор, поскольку нервная система муравьев вообще очень чувствительна к подобным веществам. Если ее оружие действительно имеет химическую природу, то это самое коварное вещество из всех известных науке. Подумайте только, что оно делает! Оно затопляет головной мозг рабочего муравья, подчиняет себе его мышцы, отвлекает его от прочно заложенных в него обязанностей и обращает его против собственной матери. Для муравьев матереубийство является результатом особого генетического умопомрачения (выделено мной – В. С.), и вещество, способное толкнуть их на это, должно обладать мощнейшим действием». Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить. Картина ошеломляющая, особенно если знаешь, что муравьи, как и пчелы, представляют собой один из самых совершенных на планете образцов социальной организации, более четкий, по мнению известного этолога В. Дольника, чем человеческое общество. И вот эта строгая, замечательно отлаженная организация рушится, превращается в рабство похотливой гусеницы, опускается до состояния промытых мозгов зомби и уничтожает абсолютно для семейства святое – родную матку.

В самом деле, что за тайна скрыта в подобном, явно коммуникативной природы, воздействии гусеницы на семейство муравьев? Какое-то неизвестное пока науке химическое вещество, как предполагает Р. Докинз? А, возможно, некая многоуровневая одурманивающая сигнализация, вводящая муравьев в транс безумия, сужающая нервную систему муравьев до приказа уничтожить матку и служить гусенице? Как «Хайль Гитлер!» для превращенного в покорного зомби немца в фашистской Германии или «Заложи и сдай отца своего и мать свою!» в сталинско-бериевском Советском Союзе?

Вопросы, вопросы…

Не фасцинация ли является стержнем всех подобных явлений демонстрационности и захвата чужой психики? Мысль о фасцинации как тайне демонстрационной коммуникации не отпускала меня уже месяца два. Еще в работе над диссертацией я по подсказке своего научного руководителя А. Брудного обратился к идее фасцинации и цитировал Ю. Кнорозова в своих публикациях. Слово фасцинация латино-английского происхождения, fascino по латыни – очаровывание, околдовывание, сглаз. Ю. Кнорозов применил это слово для обозначения особого сигнально-коммуникативного воздействия. По высказанной им гипотезе, фасцинация создает некий фильтрующий шум в мозгу, устраняя тем самым помехи при восприятии значимой информации. Возможно, как я полагаю, это эффект стохастического резонанса. Он действует, по-видимому, при обостренной реакции матери на жалобный призыв (писк, плач) ребенка, улавливаемый слухом в самом невообразимом шуме и гвалте: ее мозг мощно резонирует звук, издаваемый ребенком, отсекая все остальное. Ю. Кнорозов высказал также идею о том, что фасцинация может существовать в виде самостоятельного процесса и быть информационно неотягощенной, чистой, каковой является, музыка.

Фасцинация давала ключ к пониманию природы ярких чарующих и пугающих демонстрационных сигналов мгновенного действия в живой природе и человеческом общении. Воздействие демонстрационных сигналов обязано быть очень часто мгновенным, сверхмощным и неотвратимо повелительным. Информационной составляющей сигнала этого не достигнуть, я это понимал. Информация хороша и целесообразна для перебора и выбора управляющих поведением решений, она требует некоторой раскачки, времени. Но в жизни зачастую нет времени ни на раскачку, ни на выбор. Надо действовать здесь-и-сейчас и самым оптимальным образом. Иначе проигрыш или смерть. Значит должно быть что-то более эффективное, подобное молниеносному приказу или повелению диктатора. Идея Ю. Кнорозова, о существовании фасцинации как сигнального феномена, привлекающего внимание и одновременно отбрасывающего в сторону помехи восприятия, била, что называется, в самую точку. Сигналы демонстрационной коммуникации должны включать в себя фасцинацию, только так они становились бы эффективно действующими и неотразимыми.

К этому времени был не раз мной проштудирован и замечательный труд К. Прибрама «Языки мозга», прочитаны и перечитано все доступное мне, что так или иначе касалось фасцинативного рода коммуникативных воздействий. Ю. Кнорозов в тех немногочисленных фразах о фасцинации, которые были опубликованы или содержались в пересказе Ю. Шрейдера, А. Войскунского, и др., был выучен наизусть. Его гениальные прозрения составляли ядро складывающейся в сознании картины о фасцинативной сигнализации, но они были все же отрывочны и высказанное еще в 1974 году сожаление Ю. Лотмана о том, что фундаментальная по значению теория фасцинации Ю. Кнорозова неизвестна научной общественности, было справедливо. Я завидовал всем, кто слышал доклады Ю. Кнорозова и имел возможность более тесно приобщиться к его идеям о фасцинации. Но и того, что дошло, хватало, чтобы видеть грандиозность замысла и значение феномена.

И все же неясность оставалась. Насколько фасцинация глобальна? А может быть правы все те, кто, цитируя Ю. Кнорозова, относил фасцинацию в разряд вспомогательных для информации коммуникативных средств, к «позывным для привлечения внимания к передаваемой информации», как это сформулировал Ю. Шрейдер? За подобным взглядом на феномен фасцинации стояли имена очень авторитетных ученых, барьер для моих размышлений внушительный.

К вечеру в притомившемся от нахлынувшего в этот день калейдоскопа из цитат, идей, образов и предчувствий мозгу вдруг молнией высветилась картинка из далекого прошлого – из 1973 года! На третьем этаже в своей квартире в г. Фрунзе (теперь Бишкек) я стою у окна и держу на руках двухлетнюю дочурку Юлю. Поздний вечер. День праздничный и вот-вот должен заполыхать в небе салют. На черном южном небосклоне салют особенно эффектен. Юлечка салюта еще ни разу в жизни не видела. И вот первый залп. В небо взметнулись мириады искр. Чувствую, как напряглось тельце дочери. Лицо ее от удивления увиденным застыло, глазки расширились. И ловлю едва слышный шепот: «Ура! Ура!» Это меня поразило и запомнилось навсегда. Странная реакция: не крик восхищения, как должно бы быть, а восторженный шепот, да еще и мгновенно найденное междометие «Ура!»

Вот она «Эврика!» Вот оно яблоко Ньютона! Салют, фейерверк, блеск звезд в небе, падающие звезды, и солнце, несущее радость всему живому. Где тут информация? Одно чистое волнующее очарование. Фасцинация! В самой природе!

Куда подевалась усталость! Образ-картинка из прошлого сфасцинировала мозг. Мгновенно, мощно, стимулирующе.

И закрутились одна за другой ассоциации.

Вот бы провести эксперимент, показать фейерверк какому-нибудь мальчугану из племени с берегов Амазонки, никогда ничего подобного не видевшего, при этом подключить его мозг к позитронно-эмиссионному томографу, чтобы увидеть, что там творится и в каких именно нейронных структурах.

А роскошный фонтан, который вчера включили в центре города? Сколько собралось народу посмотреть! Какой восторг, особенно у ребятишек!

Но что еще способно стремительно взволновать, оглушать, мобилизовать, возбуждать? Страх? Да, да! Объекты, источающие опасность для жизни, тоже сигнализируют, только по-иному – пробуждая шок, ужас перед смертью, физическим уничтожением, прекращением желанной жизни! Как сигнализируют? Видом, запахом, звучанием, движением. Но также и любым сопровождающим намеком на опасность. Взлетевшие и поднявшие гвалт птицы, увидевшие змею или хищника, воспринимаются всеми животными как сигнал опасности и стимулируют уберегающие жизнь действия, страсть спасения. Выходит и сигналы, вызывающие страх, наделяются свойством волнующего нацеливания, страсти, то есть фасцинации. Думал ли об этом Ю. Кнорозов?

Так пришло окончательное понимание глобальности феномена фасцинации. Барьер авторитетного мнения о фасцинации как служанке при госпоже информации был преодолен, фасцинация выстраивалась в системную структуру особых сигнальных воздействий в мире животных и человека. А это уже теория, наука. Необходимо было название. Название «теория фасцинации» не удовлетворяло. Фундаментальность феномена значительно расширялась. Дело в том, что Ю. Кнорозов рассматривал фасцинацию только как коммуникативный сигнал, я увидел, что и некоторые яркие, динамичные или «картинные» явления природы тоже оказывают фасцинирующее воздействие на психику. Человек с первобытных времен вынужден был ориентироваться в драматургии природы и распознавать ее явления с точностью значимых сигналов.

И возникло название – «ФАСЦИНОЛОГИЯ»! Раз наука о фасцинации, стало быть фасцинология: fascino (лат. ) — очаровывание, околдовывание, сглаз, одурманивание, logos – учение. Фасцинология – наука о чарующей и устрашающей сигнализации у животных и человека.

Так обычный, ничего особенного не предвещавший день и процесс размышлений завершился формулированием науки и ее названия. Произошло это 12 июля 2002 года, к вечеру.

Ночью я уже трудился над статьей «Фасцинология как наука». Я писал: существует главное поле фасцинирования – необозримый мир красоты и очарования. Не будь чарующей радости любви, дружбы, общения, детского смеха и пения птиц, восхищённости красотой природы и человека, стоило ли жить? Фасцинология как раз и призвана вскрыть тайны и секреты эволюции, заложенные в чарующем и устрашающем поведении живых существ на планете. А, возможно, и везде в Космосе, где зарождается или уже существует жизнь. Жить – значит ловить фасцинации мира и самому фасцинировать, а не только принимать и передавать информацию. Информация и фасцинация едины в обслуживании жизни и выживания, они одинаково нужны и дополняют друг друга, сливаясь в продуктивные коммуникативные процессы.

Уже на следующий день захватила мысль об учреждении журнала «Фасцинология» (а где же еще печатать статьи о проблемах фасцинации?) и сайта о фасцинологии (fascinology.narod.ru работает уже более 6 лет и посещаемость его растет).

Тот, кто обладает информацией,

управляет,

тот кто владеет фасцинацией,

властвует.

Энциклопедия методов пропаганды Laravel 5

Виктор Сороченко

информационный ресурсный центр
по практической психологии «ПСИ-ФАКТОР»

СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации.
Главное в их сообщениях — идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой.
С. Кара-Мурза

Чем лучше люди узнают сущность влияющих на сознание технологий,
тем больше вероятность, что они поймут их назначение, и тем менее
вероятность, что эти технологии будут использованы.
Дж. Маркс

Анонимный авторитет

Излюбленный прием введения в заблуждение, активно используемый всеми СМИ. Он относится к т.н. «серой» пропаганде. Давно доказано, что одним из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету. Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным, это может быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии. Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на основании многолетних исследований установили…», «Доктора рекомендуют…», «Источник из ближайшего президентского окружения, который пожелал остаться неизвестным, сообщает…». Какие ученые? Какие доктора? Какой источник» Сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью. Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут. Так что, если пассаж в популярных СМИ начинается словами «источники информируют» или «ученые рекомендуют», будьте уверены — это не информация, а пропаганда или скрытая реклама; причем авторы послания очень далеки от учености и так же далеки от уверенности в своей правоте.

«Будничный рассказ»

«Будничный» или «обыденный» рассказ используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. В специальной литературе этот метод описывается спокойно и по-деловому. Так, если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства, творящиеся в обществе. (Наступает психологический эффект привыкания)

Данный прием применялся, в частности, во время государственного переворота в Чили (1973), когда было необходимо вызвать индифферентность населения к действиям пиночетовских спецслужб. На постсоветских просторах его активно применяют при освещении массовых акций протеста, действий политической оппозиции, забастовок и т.д. Например, происходит многотысячная демонстрация противников действующего режима, которая разгоняется ОМОНом с помощью дубинок и слезоточивого газа. Жестоко избиваются участвующие в ней женщины и старики, лидеры политической оппозиции арестовываются. На следующий день журналисты будничным и деловым тоном, без эмоций, мимоходом рассказывают нам, что, мол, накануне была проведена очередная акция протеста, органы правопорядка вынуждены были применить силу, арестовано столько-то нарушителей общественного спокойствия, против которых возбуждены уголовные дела «в соответствии с действующим законодательством» и т.д. Такой прием позволяет СМИ сохранить иллюзию объективного освещения событий, но, в то же время, девальвирует значимость произошедшего, создает у массовой аудитории представление о данном событии как о чем-то малозначительном, не стоящим особого внимания и, тем более, общественной оценки.

Голодовка

Эффективный прием эмоционального влияния на электорат и психологического давления на власть. Подбирается группа хорошо оплачиваемых молодых людей с крепким здоровьем, которые, ничем не рискуя, организовывают «курс лечебного голодания» в каком-либо публичном месте. Вокруг этого СМИ поднимают невообразимый шум. Постоянно звучат обвинения в бесчеловечности режима, организации или конкретного лица. Против этого приема устоять крайне сложно (при условии, что он проводится профессионально), так как власти в любом случае вынуждены реагировать на выдвигаемые «борцами» требования.

«Держи вора»

Цель приема — смешаться с Вашими преследователями. Ярким примером является опыт ЦРУ периода У. Колби (1970-е годы). Когда эту организацию стали уличать в терроризме, убийствах, взрывах, свержении правительств, наркобизнесе, агентурных провалах, то ЦРУ во главе с Колби побежали впереди разоблачителей и стали так рьяно себя разоблачать, что сами разоблачители их еле успокоили. Так У. Колби сохранил ЦРУ.

Этот же прием используется и для дискредитации, когда виновные, чувствуя провал, первыми поднимают крик и направляют гнев народа в другую сторону. Этим приемом часто пользуются «правозащитники» и «борцы с мафией», задачей которых является дезорганизация общественности.

Забалтывание

Метод «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях, постоянно держа на слуху его имя, явно преувеличивая его способности. Очень быстро это всем надоедает и одно имя этого человека вызывает раздражение. Авторов такого мероприятия очень трудно уличить в намеренной дискредитации, так как формально они прилагают все усилия для восхваления.

Во время выборов данный прием активно применяется в форме «информационного взрыва» или массированого «слива компромата». Цель — вызвать усталость и головную боль у людей, отбить у избирателей желание интересоваться тем, что за душой у того или иного кандидата.

Еще метод забалтывания нередко применяется для создания т. н. «информационного шума», когда за потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие или главную проблему.

Эмоциональный резонанс

Технику эмоционального резонанса можно определить как способ создания у широкой аудитории определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять психологическую защиту, которую на мыслительном уровне выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропагандистского или рекламного «промывания мозгов». Одно из основных правил пропаганды гласит: в первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека. Защищаясь от пропагандистских сообщений, на рациональном уровне человек всегда способен выстроить систему контраргументации и свести все усилия по «спецобработке» к нулю. Если же пропагандистское влияние на человека происходит на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля, никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают.

Соответствующие приемы известны с древних времен. В их основе лежит феномен социальной индукции (эмоционального заражения). Дело в том, что испытываемые нами эмоции и чувства — это во многом социальные явления. Они могут распространятся подобно эпидемии, заражая подчас десятки и сотни тысяч людей и заставляя массы «резонировать» в унисон. Мы существа социальные и легко воспринимаем чувства, возникающие у других. Это хорошо заметно на уровне межличностных отношений — когда дело касается близких людей. Всем известно, что значит «испортить настроение» близкому человеку и как порой легко это можно сделать. Так, мать, которой владеют отрицательные чувства, всегда передает их своему маленькому ребенку; плохое настроение одного из супругов может мгновенно передастся другому и т.д.

Особенно сильно эффект эмоционального заражения проявляется в толпе — ситуативном множестве людей, не связанных осознаваемой целью. Толпа — это свойство социальной общности, характеризующееся сходством эмоционального состояния ее членов. В толпе происходит взаимное заражение эмоциями и как следствие — их интенсификация. Природа массового эмоционального заражения почти не изучена. Одна из интересных гипотез утверждает, что главную роль в этом играет возникновение резонансных колебаний в структуре электромагнитных полей, образуемых человеческим организмом.

Механизм поведения человека в толпе описан во многих источниках, все они совпадают в том, что человек, становясь частью массы, попадает под власть страстей. Типичные признаки поведения человека в толпе — преобладание ситуативных чувств (настроений), утрата интеллекта, ответственности, гипертрофированная внушаемость, легкая управляемость. Эти состояния можно усилить с помощью различных средств. Необходимые настроения вызываются с помощью соответствующего внешнего окружения, определенного времени суток, освещения, легких возбуждающих средств, различных театрализованных форм, музыки, песен, и т.д. В психологии существует специальный термин — фасцинация, которым обозначают условия повышения эффективности воспринимаемого материала благодаря использованию сопутствующих фоновых воздействий. Наиболее часто фасцинация используется в театрализованных представлениях, игровых и шоу-программах, политических и религиозных (культовых) мероприятиях и т.п. — для заражения людей в толпе особым эмоциональным состоянием. На этом фоне передается соответствующая информация, причем нужно стремиться к тому, чтобы ее не было слишком много.

В современном мире испытываемые нами эмоции в значительной степени есть результат индукции, вызываемой средствами массовой коммуникации. Создание эмоционального резонанса — одна их главных задач большинства информационных сообщений и развлекательных шоу. СМИ всегда пытаются вызвать у широкой аудитории сильные эмоции, и если необходимо, то эти эмоции они доводят до судорог. Простой пример: обратите внимание на те интонации, с которыми радио- или телеведущие зачитывают нам информацию о событиях в стране и в мире. Когда речь идет о трагических событиях (катастрофа, война, террористический акт) интонации обычно преисполнены благородной скорби или негодования в адрес виновников. Если же, к примеру, следом за этим идет сообщение об очередной встрече главы государства с шахтерами (летчиками, учителями, врачами), вы заметите, как экранная телефизиономия мгновенно преобразится и в ее голосе начнут явственно проступать «конструктивный оптимизм» и уверенность в счастливом будущем нации. Этот прием называется «эмоциональная подстройка под ситуацию». Таким нехитрым способом можно формировать эмоциональное отношение массовой аудитории к тому или иному событию.

Кроме эмоциональной подстройки существуют и другие методы, заставляющие «вибрировать» аудиторию с нужной степенью интенсивности. Один из них — риторический прием градация: комментатор повторяет доводы со все возрастающим напряжением: «Наш народ терпел, долго терпел, очень долго терпел! Мы терпели голод, бедность, унижение, позор! Мы страдали, долго страдали, очень долго страдали! Доколе…» Такой прием эмоционально «заводит» слушателей. Чтобы усилить эмоциональную действенность сообщения нередко его насыщают конкретными подробностями, которые лучше запоминаются и лучше усваиваются. Особенно эффективны «Свидетельства очевидцев», поскольку они несут опору на элементы личностного опыта человека. Для создания эмоционального резонанса используются и разнообразные Классификаторы.

Многие приемы создания у медийной аудитории нужных настроений были отработаны в Германии в период второй мировой войны и незадолго до ее начала. В частности, в радиопередачах использовались приемы звукового воздействия, искусственно усиливающего агрессивные переживания. Все речи А. Гитлера сопровождались музыкой из опер Вагнера, оказывающей гнетущее впечатление на слушателей: тяжелая, сложная, она создавала ощущение надвигающейся нацистской военной машины, способной раздавить человека, и носила угрожающий характер. Для нагнетания массового психоза проводилась трансляция по радио парадов, маршей, митингов.

А вот более сложный пример эмоционального резонанса: многочисленные телесериалы, а также развлекательные реал- и ток-шоу, в избытке представленные на современном телевидении. Обратите внимание на тот высокий эмоциональный накал, на котором протекают подобные действа. Герои сериалов постоянно выясняют отношения на повышенных тонах, бурно проявляют свои эмоции, сюжеты этих фильмов призваны держать зрителя в постоянном эмоциональном напряжении: «А что же будет дальше?». Профессионально подготовленные участники ток-шоу, играющие роль «простых людей с улицы», рассказывают свои «жизненные истории» ярко и эмоционально, постоянно норовя свести счеты со своими обидчиками прямо в «прямом эфире». Едва ли не обязательный элемент таких телешоу — драка или бурное выяснение отношений, призванное эмоционально «завести» зрительскую аудиторию, зацепить ее за живое… Все это делается не просто так. Цель — создание у зрителей эмоциональной зависимости. Привыкнув получать дозу острых эмоциональных переживаний из данного источника, человек и в будущем будет отдавать ему предпочтение. Таким образом телевизионные боссы сколачивают себе постоянную аудиторию сериалозависимых, шоузависимых и проч. людей, зомбируют их, дабы привязать именно к такому способу получения острых эмоциональных переживаний. А постоянная аудитория — это уже товар, который можно очень выгодно продать рекламодателям. Масс-медийные зомби, как и любые наркоманы, будут стараться поддерживать свой «кайф» без конца и края — а значит будут безудержно поглощать все новую и новую телепродукцию, щедро разбавляемую коммерческой и политической рекламой…

Эффект бумеранга

Когда официальные СМИ дружно обрушились на Б.Ельцина (конец 1980-х), тот вопреки логике сделался национальным героем и с блеском выиграл президентские выборы в июне 1991 года. Затем объектом интенсивного осмеяния и развенчивания стал В.Жириновский и это способствовало его шумному успеху на выборах в Думу (декабрь 1993). В декабре 1995 большинство мест в Думе получила КПРФ — очередной объект телевизионной травли. Осенью 1999 года развязанная ОРТ травля мэра Москвы Ю. Лужкова только укрепила его позиции среди московского электората. Годом раньше то же самое произошло в Украине с киевским мэром А. Омельченко. Сходная проблема обсуждалась американскими публицистами еще полвека назад, после неожиданной победы Ф. Рузвельта на президентских выборах. Вывод: если вы хотите завоевать популярность у широких масс, создайте себе имидж борца за справедливость, преследуемого властями.

Эффект бумеранга — это те грабли, на которые регулярно наступают обладающие властью группировки. Организовывая тотальную травлю своего оппонента, они «забивают» его до такой степени, что в итоге он начинает вызывать жалость и симпатию у широкой аудитории. То же самое случается, когда власти вдруг решают бороться с циркулирующими в обществе негативными слухами — доверие к слухам только усиливается.

Бумеранг-эффект может иметь и противоположное действие. Например, перенасыщенность эфира рекламой того или иного кандидата начинает вызывать раздражение аудитории.

Эффект ореола

Эффект ореола базируется на коварном психологическом свойстве — человеческой склонности мыслить Ложными аналогиями. Состоит из двух распространенных стереотипов-заблуждений.

1. «Рядом — значит вместе». Вследствие этого феномена нахождение рядом со знаменитым или высокопоставленным человеком несколько повышает статус в глазах окружающих. Не случайно те, кто запечатлен на фото рядом с «большими» людьми, с удовольствием демонстрирует эти фотографии всем друзьям и знакомым. Мол, я с ними на короткой ноге… Аналогично политики обожают находиться в компании популярных артистов или спортсменов. В этом случае частичка любви и обожания, которые народ дарит своим кумирам, автоматически проецируется и на ничем не примечательных «слуг народа».

2. Второй стереотип состоит в следующем. Человека, добившегося весомых успехов в какой-то конкретной области, окружающие считают способным на большее и в других делах. Многочисленные факты доказывают, что это всего лишь распространенное заблуждение. Есть множество примеров, когда люди, которые блестяще делают одно дело, во всем остальном оказываются абсолютно беспомощными.

Тем не менее, этот стереотип вовсю эксплуатируется политиками и бизнес-рекламой. Достаточно вспомнить, сколько популярных артистов-спортсменов-журналистов-писателей-сатириков нанимают в свои ряды политические партии накануне выборов. Не так давно этот прием стали активно использовать и бизнесмены, стремящиеся сделать политическую карьеру. При этом используется следующий посыл: «Мы успешные и состоявшиеся люди, которые сделали себя сами, реализовали себя в этой жизни, сумели выжить и добиться успеха в сегодняшних непростых условиях! Имея опыт положительных решений в различных сферах социальной жизни, мы готовы транслировать свой успех в масштабах всего общества! Мы были эффективны в своей профессиональной деятельности, поэтому будем эффективны и в политике! Мы знаем, что и как надо делать. Мы — новое и успешное поколение. За нами будущее!» — и т.п.

На самом деле под видом «нового поколения успешных людей» электорату впаривается пропахший нафталином большевистский лозунг, что любая кухарка может управлять государством. С той лишь разницей, что вместо кухарки сегодня преподносится, к примеру, успешная бизнес-вумен, сумевшая наладить в своем городе сеть прачечных и химчисток.

Бывший олимпийский чемпион, бравый боевой генерал, преуспевающий владелец пекарни или даже управляющий банком, достигнув удачи на своем профессиональном поприще, совсем не обязательно смогут принимать хорошие законы, сидя в парламенте. Эта нехитрая мысль всячески замалчивается теми СМИ, которые устраивают пропагандистскую истерию в честь очередного «спасителя отечества».

Эффект первичности

Доктор Геббельс ввел в современную пропаганду один из ключевых принципов: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Позже психологи обнаружили, что тот кандидат, который во время избирательной кампании первым убедительно преподнесет себя победителем, того и признает массовое сознание. К подобным выводам пришли К. Ховланд и ученые Йельского университета в Англии, а также Н.Джанис и Л.Доуб, которые считали, что успех пропагандиста в значительной мере обеспечен, если информация достигла аудитории раньше, чем информация его противников. Здесь срабатывает один из эффектов восприятия: при поступлении противоречивой информации (проверить которую невозможно) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой. Изменить уже сформировавшееся мнение очень трудно.

Данный эффект учитывается при массированном «сливе компромата». В конце концов, виноват всегда тот, кого облили грязью — ведь ему надо будет отмываться. Вдобавок статус обвиняющего в общественном сознании воспринимается как более высокий, чем у обвиняемого. На бытовом уровне это выглядит так: «Раз оправдывается — значит виноват». Гитлер утверждал: «Публика всегда предпочитает поверить хотя бы и на 90% недоказанному обвинению, чем опровержению, хотя бы оно было обосновано на все 100%»

Следует отметить, что еще в 1925 году американский психолог М. Лундт сформулировал «закон предшествования», согласно которому любое первое сообщение о том или ином факте, событии оказывает более сильное воздействие на аудиторию, чем последующие. Одна из причин этого феномена заключается в том, что тому кто первый сообщил информацию, принадлежит приоритет в удовлетворении имеющейся потребности и, как следствие, формирование первичной психологической установки к факту или событию. Источник информации первым сообщающий о значимых событиях становится более привлекательным для аудитории, чем другие. Это способствует формированию и закреплению предпочтения к данному источнику информации на будущее, по сравнению с теми, кто действует менее оперативно.

В силу этого принципа сегодня каждое СМИ стремится первым донести свою трактовку событий до широкой аудитории. Возникающие из-за этого проблемы ныне хорошо известны. Например, стремление журналистов к немедленной выдаче «горячих сообщений» при освещении террористических актов всегда играет на руку террористам, координирующим свои действия в соответствии с получаемой через СМИ информацией о происходящем.

Эффект присутствия

Прием также был введен в практику нацистской пропагандой. Сегодня он описан во всех учебниках по журналистике. Включает в себя ряд трюков, которые должны имитировать реальность. Их постоянно используют при «репортажах с мест боев» и в криминальной хронике, фабрикуя задним числом съемку «реальной» поимки бандитов или автокатастрофы. Иллюзию «боевой обстановки» создают, например, резким дерганьем камеры и сбиванием с фокуса. В это время перед камерой бегут какие-то люди, слышны выстрелы и крики. Все выглядит так, будто бы оператор в страшном волнении, под огнем снимает реальность.

Из журналистских воспоминаний: «До начала американских бомбежек Афганистана талибы и Северный Альянс крайне редко стреляли друг в друга, в основном в воздух. Танки били по пристрелянным точкам, чтобы, не дай Бог, никого не задеть, а то вдруг попадешь в соседа по кишлаку. Вот поэтому Америке и России, прилагавшим колоссальные усилия, чтобы столкнуть их между собой, очень трудно было убедить их воевать по-настоящему. Бывало, что журналист приезжал на передовую с заданием: снять боевые действия, а их и в помине нет. И тогда он заказывал имитацию. Платил деньги, и моджахеды заряжали свои автоматы и стреляли в сторону талибов, а талибы отвечали им тем же. Все снималось на видеокамеру. После этого мировые информагентства сообщали, что группа журналистов была обстреляна талибами. В теленовостях вовсю крутили «реальные» видеокадры. ..».

Иллюзия достоверности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие и создает ощущение большой подлинности событий. Создается мощный эффект присутствия, мы как будто вброшены в страшную действительность, не подозревая, что это всего лишь дешевый трюк.

Данный прием широко используется коммерческой рекламой — специально инсценируются всяческие «накладки», чтобы создать образ бесхитростных «простых» людей. Особенно умиляют ролики, в которых очередная «тетя Ася» хорошо поставленным голосом профессиональной актрисы пытается эмулировать речь «людей из народа» — якобы случайные паузы, деланные запинки, легкие дефекты произношения, показная неуверенность… Это — примитивный, но действенный прием «захвата аудитории».

Информационная блокада

Эпиграфом здесь может послужить цитата из аналитической записки МВД России: «Там, где цена информации выражается в человеческих жизнях, не может быть места демократии, гласности и так называемому объективному освещению событий. ..». Если Вы привыкли наблюдать за развитием нынешних «антитеррористических операций» глазами американского CNN или российских ОРТ и РТР, с методом информационной блокады вы сталкиваетесь ежедневно. Например, после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года правительство США выдвинуло список «рекомендаций» американским СМИ. Им, среди прочего, настойчиво предлагалось воздержаться от подробного освещения деятельности Аль-Каиды, от цитирования У. Бен-Ладена и от публикаций интервью с ним. Лишить противника возможности публично высказать свою позицию — одна из главных задач пропагандистской войны.

Информационная блокада всегда тесно связана с информационным доминированием. Это две стороны одной медали. К ним прибегают как в случае военных действий, так и в мирное время (например, во время выборов). Имеет место создание информационного вакуума по какому-то вопросу с последующим распространением тенденциозной информации о нем. Очень часто властные структуры блокируют информацию по какой-либо проблеме, а затем выдают ее в безальтернативном режиме. Поскольку интерес к данному вопросу в обществе очень силен, выгодная для власти информация получает максимальное распространение. Это позволяет обеспечить единую интерпретацию происходящих событий и представляет, по сути, массовое зомбирование людей. В этом случае фиксированная позиция СМИ не подлежит изменению, поэтому другая точка зрения практически недоступна для широкой аудитории.

Информационная блокада сегодня сопровождает практически все военно-политические конфликты. Так, война с Ираком в 1991 г. изображалась как «чистая» и справедливая. Западные СМИ всячески расхваливали достоинства «хирургически точных ударов». При этом старательно замалчивались любые свидетельства противоположного характера (те же случаи, которые невозможно было скрыть, назывались досадными «ошибками», чтобы сгладить негативную реакцию общественности — см. Подмена). Цензуре тогда подверглись даже бывший министр юстиции США Р. Кларк и известный в Америке оператор, которые привезли из Багдада отснятые на пленку свидетельства гибели и страданий гражданских лиц. Все американские телекомпании отменили ранее назначенные встречи с ними, и ни одна из них не показала нежелательные кадры.

Во время воздушных атак НАТО против Югославии в Великобритании проходили выборы в Европарламент. Небольшая по численности Социалистическая трудовая партия поместила в своем предвыборном клипе документальные кадры опустошений, причиненных натовскими бомбардировками Сербии. При телепоказе этот эпизод… был просто-напросто вырезан Би-Би-Си, «самым уважаемым и объективным мировым средством информации?.

Чем объяснить подобную цензуру» Ответ на этот вопрос был дан еще во время первой мировой войны 1914-1918 гг. тогдашним военным министром Великобритании Ллойд-Джорджем: «Если бы люди знали правду о войне, она была бы прекращена уже завтра. Но они ее не знают и никогда не узнают».

Г. Почепцов на примере войны в Чечне классифицирует блокирующий контроль информационного пространства следующим образом:

1. Контроль вербальных обозначений. Примером служат такие обтекаемые фразы как «Ковровые/точечные бомбометания», «Зачистка территории» и т. п., которые убирают из сознания смертоносный характер.
2. Контроль визуальной картинки, в соответствии с которым на телеэкране отсутствуют изображения раненых и убитых, потеря техники со стороны федеральных войск.
3. Контроль единства интерпретации событий. Наглядным примером является специальное указание министра Лесина, запретившего показ на телеэкране интервью со стороны чеченских боевиков.

В российских СМИ примером информационной блокады может служить не только освещение событий в Чечне, но и в странах ближнего зарубежья: Беларуси, Украине, Грузии, Молдове. Специальные исследования 2000-2001 годов показали, что 90-95% материалов об этих странах представляют собой субъективные комментарии российских корреспондентов или редакций. Другими словами, российская пресса практически не позволяет представителям этих стран самостоятельно высказывать свою позицию. (В лучшем случае все ограничивается их отдельными фразами, вырванными из контекста.) По сути, это один из вариантов цензуры. Результат: эти страны, какими они предстают с телеэкранов или страниц российских газет, нередко имеют так же мало общего с реальностью, как и классический стереотип о медведях, которые бродят по Москве с балалайкой под мышкой и пьют водку из горла.

К информационной блокаде часто прибегают во время избирательных компаний. Заангажированные СМИ создают информационный ажиотаж только вокруг предпочтительного кандидата. При этом его оппонент полностью лишается возможности высказать в СМИ свою позицию, ответить на выпады в свой адрес. В лучшем случае телеканалы нам его показывают «без звука», сопровождая видеоряд тенденциозными журналистскими комментариями. Здесь есть важный нюанс: вместо того, чтобы предоставить слово непосредственно господину N, журналисты начинают нам рассказывать о нем. Рассказывают, что, где, когда и как он говорил, комментируют его поступки и т.д. Поэтому информационная блокада тесно связана с другим пропагандистским приемом — комментированием.

Информационная блокада широко используется не только в политических но и в экономических целях. Так, в начале 1990-х годов во время подготовки и проведения рыночных реформ Е. Гайдара и А. Чубайса была установлена настоящая информационная блокада — к массовой аудитории не были допущены специалисты, предупреждавшие о губительных последствиях «приватизации по Чубайсу» и задававшие «неудобные? вопросы: например, какой смысл отдавать в частные руки эффективные, конкурентоспособные государственные предприятия мирового уровня, которые обогащали казну и кормили страну» В середине 1990-х годов приемы информационной блокады послужили прикрытием многочисленных афер недобросовестных банков по созданию финансовых пирамид. Электронные СМИ, транслируя массированную агрессивную рекламу, не только не компенсировали ее предупреждающими комментариями, но и не дали доступа к эфиру тем российским и зарубежным специалистам, которые могли бы предупредить вкладчиков и объяснить механизм финансовых пирамид. Точно так же, уже в 1997-1998 гг., информационная блокада служила прикрытием аферы российских деловых и правительственных кругов с ГКО, которая приняла международный масштаб и привела Россию к тяжелейшему кризису в августе 1998 года. СМИ не дали внятных сообщений даже о дебатах в Думе и Совете Федерации по этому вопросу в апреле-мае 1998 года. Получение обществом этой информации позволило бы если не предотвратить крах, то хотя бы смягчить его последствия, а гражданам спасти значительную часть вкладов.

Использование медиаторов

Данная техника основывается на двух постулатах. Во-первых, специальные исследования установили, что сильнее всего на формирование у «среднестатистического» человека мнения по какому-либо вопросу влияют отнюдь не массированные пропагандистские кампании в СМИ. Самый большой эффект оказывают, как ни странно, циркулирующие в обществе мифы, слухи и сплетни. Второй постулат вытекает из первого: эффективное информационное воздействие на человека осуществляется не непосредственно от средств массовой коммуникации, а через значимых для него, знакомых ему авторитетных людей («лидеров мнения») — трансляторов мнений и слухов. Неофициальные личностные коммуникации для людей более значимы, чем «официальные» сообщения СМИ.

В большинстве случаев мнения людей по поводу чего-либо складываются в процессе общения в семье, в коллективе и т.д. В беседах между собой родственники, друзья, сослуживцы осмысливают события и факты, вырабатывают общий подход в соответствии с привычными для них ценностями и нормами. Мнения по каждому вопросу (от простого — какой стиральный порошок покупать, до сложного — за кого голосовать) складываются и утверждаются под воздействием определенных авторитетов. Это люди, которые либо занимают формально (родители, супруги, старшие братья/сестры, начальник, лидер среди единомышленников) центральное положение в группе (лидеры группы), либо признаны экспертами в данной сфере (лидеры мнения). Другими словами, пропагандистское влияние СМИ всегда имеет опосредованный характер.

Г. Павловский, один из творцов современной информационной политики Кремля, говорит об этом так: «Нельзя фетишизировать электронные СМИ как таковые. Нарастающий сегодня хор славословий (в адрес В. Путина — прим. ред.), транслируемый через каналы СМИ на всю страну, приводит к обратному результату. Люди никогда не пересказывают друг другу казенные формулы и лакейские гимны властям — в своем кругу люди рассказывают друг другу то, что считают важным и интересным. СМИ значимы только в той степени, в которой они поставляют содержание, идеологемы и фактуру (поводы) для массового «трепа» — то есть, реальной политической дискуссии в низах, не прекращающейся в России ни на минуту. Политические инициативы и ситуации способны протранслироваться на низовой уровень (уровень массовых коммуникаций) в той степени, в какой они драматургичны, драматизированы, то есть превратились в интересный и доступный человеку сюжет (сплетню, анекдот, сценарий, миф). СМИ в пропагандистской кампании необходимы для того, чтобы пробить прямой канал «русская столица — русские земли».

Сегодня целые газеты, журналы и телевизионные программы под прикрытием распространения новостей полностью посвящены сочинению и распространению правдоподобных слухов, способных протранслироваться на уровень межличностных коммуникаций. В последние годы появились и специализированные интернет-проекты, почти целиком посвященные этой задаче. (Например, по состоянию на 2002 год к ним можно отнести такие русскоязычные медиа-порталы как SMI.Ru, ВЕРСИИ.Ru, ГАЗЕТА.Ru, РусГлобус и др.)

Рассмотрим подробнее механизм восприятия подобной информации. После получения информационного сообщения реципиент не сразу принимает решение принять или отвергнуть его. Сознательно или на подсознательном уровне он ищет совета у окружающих его людей и прежде всего у т.н. «лидеров мнения» его группы. Лидеры мнения — это высокоавторитетные члены группы, мнения и советы которых по определенным вопросам имеют особую ценность для других. Они-то и играют решающую роль в формировании отношения основной массы к проблеме, отображенной в пропагандистском сообщении.

Данное явление нашло отражение в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной в середине 50-х годов в США Полем Лазарсфельдом. В предложенной им модели двухступенчатость пропагандистского процесса учитывается, во-первых, как взаимодействие между источником и авторитетами микросоциального уровня, которые обозначаются как лидеры мнения или «медиаторы» (посредники), во-вторых, как взаимодействие лидеров мнений или медиаторов с отдельными членами микросоциальных групп.

В практике информационно-психологического воздействия СМИ это, в частности, привело с одной стороны к тому, что пропагандистские и рекламные сообщения стали более ориентированными на лидеров микросоциальных групп, а с другой — в них стали использоваться лица, мнения которых значимо для других. Американские специалисты считают: чтобы сформировать мнение широкой аудитории по какому либо вопросу, достаточно обработать всего лишь 10% ее членов — лидеров мнения (медиаторов), которые и протранслируют сообщение на массовый уровень. В качестве медиаторов в различных ситуациях и для разных социальных групп и слоев могут выступать неформальные лидеры, политические деятели, представители религиозных конфессий, деятели культуры, науки, искусства, спортсмены, военные, секс-бомбы и т.д. — для каждой категории населения находится свой авторитет. В психологии влияния это называется «фиксацией на авторитетах«.

Большинство людей склонны к подражательному поведению, ориентируясь в своих поступках на действия авторитетных для них лидеров мнения. Им свойственно брать пример с тех, кого они уважают и кто для них является лидером. Поэтому выбор эстрадных и спортивных «звезд», других популярных лиц для передач рекламно-пропагандистского характера и участия в избирательных кампаниях обусловлен прежде вс

«Это первоначальное увлечение было попыткой понять разум и его силу»

Почему психология?

Психология действительно сыграла огромную роль во всей моей жизни. Самое главное, когда я попал в автомобильную аварию, когда мне было 16 лет, меня парализовало, и я боролся за свою жизнь, авария была довольно травматичной, и, пережив такую ​​большую травму, сила разума так важна. Я думаю, что вскоре после аварии мне сказали, что мое тело полностью сдалось, и на самом деле это было использование моего разума и силы, которая была в моем разуме, что на самом деле помогло мне пройти через это. Это действительно помогло мне выжить.

С тех пор я могу использовать психологию и навыки, которые я изучил во время учебы на A-level и в бакалавриате, в повседневной жизни… просто для преодоления трудностей, с которыми может столкнуться каждый. Это показало мне, что я могу быть позитивной и что у меня все идет на лад, что я все еще могу жить нормальной и полноценной жизнью.

Что касается изучения этого предмета для моих A-levels, я был так увлечен учебой. Речь шла о том, чтобы понять, почему я не мог вспомнить аварию, и я знал, что это связано с психологией. И это было изучение таких вещей, как, например, почему вы подавляете воспоминания и почему я могу никогда этого не вспомнить… Может быть, это и хорошо. Может быть, мое тело никогда не сможет с этим справиться, поэтому мой разум подавляет эти воспоминания.

Для меня это первоначальное увлечение было попыткой понять разум и его силу.

Во время вашего выступления здесь вы говорили о резервном фонде. Можете ли вы объяснить, кто они, чем занимаются и как вы с ними работаете?

Это невероятная благотворительность. Невероятно, как они помогли мне укрепить мою уверенность и заставить меня понять, что жизнь не закончилась, и я не просто должен быть инвалидом, что я могу жить так же здорово, как и любой, кто может ходить. Так что на самом деле это было сделано благодаря прохождению с ними курса в Озерном крае. Я уехал на неделю… Наверное, я впервые был вдали от родителей и должен был сам о себе позаботиться. Так что это само по себе было вызовом, который я преодолел и понял, насколько сильным я могу быть и насколько я независим. Я занимался греблей на каноэ, альпинизмом, верховой ездой и даже пробовал плавать. Это действительно открыло мне глаза на то, что может быть возможно. Это просто определило мое будущее. Это было единственное, что заставило меня попробовать себя в баскетболе на колясках. И я действительно благодарен им за то, что они поставили меня на место.

Вы говорили о работе с новым психологом. Что он принес к столу?

Каждый психолог будет отличаться, как они работают с отдельными людьми, как они работают с командами. Я думаю, это хорошо, когда ты смешиваешься с теми, с кем ты работаешь. Майк Стокер, который работает с нами в данный момент, проделывает действительно большую работу по внедрению этого тренинга под давлением. Поэтому мы проделываем большую работу, чтобы понять, как вы ведете себя, когда находитесь в напряженной ситуации, изучая реакцию вашего тела. Так что вместо того, чтобы просто делать это на корте, мы делаем много за его пределами, с точки зрения понимания нашего тела и того, как работает наш разум. Прежде чем мы пойдем в суд и начнем играть, мы проводим все эти напряженные тренировки, предусматривая такие вещи, как награды и наказания за победу или поражение в игре. Это то, на что девушки покупаются.

Как вам удается совмещать учебу со спортивной карьерой?

На третьем курсе бакалавриата я пытался написать диссертацию, а также участвовать в Паралимпийских играх, которые были одинаково важны для меня. Я думаю, что хорошо жонглировал, потому что вокруг меня было много поддержки. Так что в баскетбольной команде у нас были консультанты по спортивному образу жизни, у нас был психолог, который постоянно помогал нам управлять своей жизнью вне баскетбола. И затем, конечно, большая поддержка Вустерского университета в том, что касается наличия там наставника, и мои лекторы очень хорошо понимали мое положение. 0005

Быть избранным в команду было потрясающе. Мне посчастливилось получить такую ​​возможность. И я всегда буду благодарен. Мы заняли четвертое место, что, к сожалению, означало, что мы упустили медаль. Но, оглядываясь назад, это было действительно отличное место для финиша, так как мы так же голодны до следующего в Токио!

Что вас ждет дальше?

В данный момент я работаю в Университете Вустера в отделе маркетинга. Я посол выпускников, что означает, что я хожу в школы и пытаюсь набрать студентов и показать им, что такое университет на самом деле. Мне это очень нравится, и попытка включить психологию в этот отдел очень важна для меня. Я также думаю об обучении в магистратуре в следующем году, поэтому в настоящее время я рассматриваю несколько вариантов получения степени магистра спортивной психологии. Для меня важно узнать больше об этой теме и попытаться лучше ее понять и, возможно, больше реализовать ее как спортсмену. Это действительно увлекательная тема для меня. Приведет ли это к тому, чтобы стать психологом, я пока не уверен. Но я знаю, что определенно хочу узнать больше об этом предмете.

— Софи Кэрригилл выступила на мероприятии Британского психологического общества для выпускников факультета психологии 4.

психология развития — Какова психологическая причина увлечения сплетнями или скандальной жизнью?

Похоже, что только эволюционная психология может что-то сказать о «почему». И (несколько предсказуемо) выдвинутая гипотеза как-то связана с социальной информацией во все более крупных группах:

Из эволюционных теорий Данбара возникли сплетни, помогающие сплачивать группы, которые постоянно увеличивались в размерах. Чтобы выжить, людям нужны союзы; но по мере того, как эти союзы становились больше, было трудно, если не невозможно, физически соединиться со всеми. Разговор и язык смогли преодолеть этот разрыв. Сплетни превратились в социальное взаимодействие, которое помогло группе получить информацию о других людях, не разговаривая с ними лично.

Это позволяло людям быть в курсе того, что происходит в их социальной сети. Это также создает связь между рассказчиком и слушателем, поскольку они обмениваются информацией, представляющей взаимный интерес, и проводят время вместе. Это также помогает слушателю узнать о поведении другого человека и помогает ему более эффективно подходить к своим отношениям. Данбар (2004) обнаружил, что 65% разговоров состоят из социальных тем.

Данбар (1994) утверждает, что сплетни являются эквивалентом социального ухода, часто наблюдаемого у других видов приматов. Антропологические исследования показывают, что сплетни — это кросс-культурный феномен, предоставляющий доказательства эволюции сплетен.

К вашему сведению: в зависимости от того, кого вы спросите, это социальный навык, а не недостаток характера.

Пренебрежительно относясь к сплетням, мы упускаем из виду тот факт, что они являются существенной частью того, что движет социальным миром; неприятная сторона сплетен затмевает более благоприятные способы их функционирования. […]

Исследования показали, что безобидные сплетни с коллегами на рабочем месте укрепляют групповую сплоченность и повышают моральный дух.

С другой стороны, осознание того, что другие, вероятно, говорят о нас, может держать нас в узде.

Исследования владельцев ранчо в Калифорнии, ловцов омаров в штате Мэн и команд гребцов колледжей подтверждают, что сплетни используются в самых разных условиях, чтобы привлечь людей к ответственности. В каждой из этих групп люди, нарушившие ожидания относительно совместного использования ресурсов или выполнения обязанностей, становились объектами сплетен и остракизма. Это, в свою очередь, заставило их стать лучшими членами группы.

Например, ловцы омаров, которые не соблюдали устоявшиеся групповые нормы о том, когда и как можно собирать омаров, были быстро разоблачены своими коллегами. Их коллеги-лобстеры временно избегали их и какое-то время отказывались с ними работать.

Бельгийский психолог Шарлотта де Бакер проводит различие между сплетнями о стратегии обучения и сплетнями о репутации.

Действительно, де Бакер обнаружил, что наш интерес к знаменитостям может подпитываться этой [последней] жаждой изучения жизненных стратегий. Хорошо это или плохо, но мы обращаемся к знаменитостям так же, как наши предки обращались к образцам для подражания в своих племенах в поисках руководства. […] С эволюционной точки зрения «знаменитость» — это недавнее явление, в первую очередь из-за взрыва средств массовой информации в 20 веке. Наши предки, с другой стороны, находили социальную значимость в интимных подробностях частной жизни каждого, поскольку каждый в их маленьком социальном мире имел значение. […]

[Кроме того, в высокомобильном, индустриальном обществе] Из-за близкого знакомства со знаменитостями, которые мы чувствуем, они могут выполнять важную социальную функцию: они могут быть единственными «друзьями», которые у нас есть с новыми соседями и коллегами. Они являются общими культурными пробными камнями, которые облегчают типы неформального взаимодействия, которые помогают людям чувствовать себя комфортно в новой среде. Не отставая от жизни актеров, политиков и спортсменов, человек может стать более социально адаптированным во время взаимодействия с незнакомцами и даже предложить возможность завязать новые отношения.

Т. е. вопрос степени и содержания, достаточно ли смазывает колеса общества, чтобы они хорошо крутились (а не скользили).

Несколько рецензируемых ссылок на последнюю цитату (от этой исследовательской группы):

  • Де Бакер, К., Нелиссен, М., Винке, П., Брекман, Дж. и МакЭндрю, Ф. ( 2007). Знаменитости: от учителей к друзьям. Проверка двух гипотез об адаптивности сплетен о знаменитостях. Человеческая природа, 18(4), 334-354. (IF2007: 1,814)

  • Де Бакер, С.Дж., Ларсон, К., Фишер, М.Л., МакЭндрю, Ф.Т., и Рудницки, К. (2016). Когда незнакомцы начинают сплетничать: исследование влияния сплетен на сотрудничество в игре «Дилемма заключенного». Эволюционная психология, 1-10.

Последний документ заключает, что:

сплетни могут зажечь начальные отношения, но их недостаточно, чтобы воспламенить социальную связь, поддерживаемую совместными действиями между совершенно незнакомыми людьми.

И прежний:

Гипотеза обучения объясняет интерес к сплетням о знаменитостях как побочный продукт эволюционировавшего механизма, полезного для получения информации о фитнесе, связанной с выживанием. Парасоциальная гипотеза рассматривает сплетни о знаменитостях как отклонение от этого механизма, который заставляет людей ошибочно воспринимать знаменитостей как людей, которые являются частью их социальной сети. Используя два предварительных исследования, мы проверили наши прогнозы. […] В поддержку гипотезы обучения возраст оказался сильным предиктором интереса к знаменитостям. В частичном подтверждении парасоциальной гипотезы воздействие средств массовой информации, а не социальная изоляция, было сильным предиктором интереса к знаменитостям. Предварительные результаты подтверждают обе теории и показывают, что на протяжении всей жизни знаменитости переходят от учителей к друзьям.0005

Почему нас так завораживает убийство?

Почему мы так очарованы убийством?

Первоначально опубликовано 24 мая 2011 года.

Публика бесконечно очарована убийствами. Когда об этом говорят в новостях, мы можем отшатнуться от шока и ужаса, но часто и в других средствах массовой информации убийство является источником развлечения. Мы задаемся вопросом, почему люди убивают, и нас заинтриговали способы, которыми это дело совершается.

В реальном мире на самом деле существует наша общая практическая обязанность в понимании средств и мотивов преступления. Понимание необходимо для прогнозирования, предотвращения и защиты.

Но популярное увлечение убийствами выходит далеко за рамки практического. Сюжетные линии являются основным продуктом искусства и литературы, а также предметом как драмы, так и комедии. Тайна убийства часто становится наиболее убедительной, когда она выходит за рамки реальности и обрамляется фантазией.

Преступление в виде убийства является самым фундаментальным табу, а также, возможно, самым фундаментальным человеческим импульсом. В Книге Бытия за первородным грехом Адама и Евы быстро следует первородное преступление: убийство Каином своего брата Авеля. В Исход  , издан закон: «не убий».

Все мы знаем, что убийство является преступлением и что иногда убийство оправдано. Самооборона является примером оправданного убийства. В реальной жизни каждое убийство требует от нас внимания и решения: было ли это убийство или что-то другое? По закону убийство — это вовсе не просто вопрос черного и белого или абсолютного осуждения.

В каждом случае  должна быть сделана оценка чудовищности вовлеченного зла. Было ли это убийство первой или второй степени или какая-то форма непредумышленного убийства? Был ли это поступок «нормального» человека или поступок преступника или сумасшедшего.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы обычно смотрим на мотив. Почему они это сделали? Что позволило бы им убить или побудить их к поступку? Как они решили или хотя бы думали о том, что они делают? Когда дело доходит до убийства, на это есть много причин.

Когда люди убивают ради наживы или возбуждения, или чтобы запугать других, мы знаем, что это просто зло. Сложнее, когда есть другие мотивы.

Когда убийство связано с чувством или эмоцией, которые мы все разделяем, мы называем это «преступлением на почве страсти». А потом мы задаемся вопросом, была ли это обычная страсть или иррациональная? Было ли это импульсом, который мы все могли испытать? Был ли это поступок, который мы могли бы понять или как-то извинить? Мы все знаем, что такое гнев, и можем представить различные степени ярости. Гнев — это нормальная страсть, поэтому мы должны задаться вопросом, может ли он также быть оправданием. То же самое относится и к ревности.

Мы очарованы, потому что задаемся вопросом:  чувствовал бы я то же самое, имел ли бы тот же импульс и сделал бы то же самое? Чувствовал бы я себя оправданным? Я бы контролировал себя? Было ли что-то, что могло бы остановить меня, или что-то, что должно было бы остановить его? Иногда существует очень тонкая грань между «нормальной» человеческой страстью и злым умыслом, между потерей контроля и желанием дать волю.

Несколько лет назад женщина по имени Элли Неслер вошла в здание суда в предгорьях Калифорнии и застрелила мужчину, который изнасиловал ее сына. Это было в национальных новостях и даже на шоу Опры. Люди спорили: было ли это самосудом и хладнокровной местью, или она убила в «порыве страсти», который мог бы подавить чувства любого обычного человека? Защита утверждала, что она сошла с ума и сошла с ума.

Это произошло в стране Золотой лихорадки, где до сих пор можно найти очень много от Дикого Запада. Присяжные сказали, что она не была сумасшедшей, и признали ее виновной в непредумышленном убийстве. На самом деле это было хладнокровное убийство, но присяжные поняли ее страсть и ее порыв. Когда я брал у нее интервью, Элли сказала мне: «Каждый в здравом уме сделал бы то же самое».

Наше восхищение вызвано множеством сложностей, которые можно найти в мотивах убийства. Даже когда мы уверены, что намерение просто злое, все равно нужно исследовать все степени и формы зла.

Людей, естественно, заинтриговало бесконечное количество способов совершения преступления.

Задействованные переменные почти бесконечны:  Была ли жертва целью или обречена случайно? Было ли это спланировано заранее или это было внезапное начинание? Был ли метод грубым и глупым или умным и изощренным?

Мы тоже увлечены расследованием:  Подозреваемых было много или это кто-то действовал один? Были ли подсказки тонкими или очевидными? Разве расследование требовало науки или логики? Надеялись ли сыщики на интуицию или проницательность, на острую наблюдательность или просто на тяжелую работу? Был ли преступник обычным, очевидным подозреваемым, или это был человек, которого никто никогда не заподозрит? Когда расследование окончено, нам все еще нужно спросить: они поймали того парня?
       
В реальной жизни  мы также склонны остро сосредотачиваться на том, может ли это случиться с нами. Я уверен, что никто не собирается убивать меня за мое состояние, но я не так уверен в своей безопасности, когда читаю о бессмысленном расстреле невинного прохожего или неудачной краже со взломом, в результате которой погиб домовладелец. Мы обращаем внимание, потому что хотим знать, в безопасности ли мы.

В конце концов, я думаю, что увлечение убийством естественно, потому что есть так много разных способов судить о каждом преступлении. Мы интересуемся жертвой, преступником и обстоятельствами. Мы заинтригованы мотивом и методом, а также тем, как они ушли или как их поймали. Мы задаемся вопросом, кто был бы способен на преступление и были ли они «нормальными», как мы, или, надеюсь, совсем другими.

В реальном мире мы очарованы сильными эмоциями, которые возникают, когда мы думаем о судьбе и судьбе жертвы и боли, которая остается для их выживших. На самом деле, именно холодная реальность привлекает и требует нашего внимания. Мы активно ищем подсказки, которые говорят нам, что мы в безопасности, что это не может случиться с нами.

Убийство завораживает независимо от того, настоящее оно или нет. Каждый случай создает ряд вопросов для размышления. В реальном мире нам нужно быть заинтригованными и осведомленными, чтобы оставаться в безопасности.