Филогенез психология: Филогенез | Мир Психологии
Развитие психики в процессе филогенеза и его этапы по концепции Леонтьева
Если ты увлекаешься психологией, тебе будет интересно узнать, как менялась, развивалась психика в ходе биологической эволюции. Эти изменения обусловлены таким понятием как филогенез психики.
В этой статье:
Основные понятияСтадии филогенеза психики (А. Н. Леонтьев)Человек как наивысшая ступень развития психики
Основные понятия
Фото автора MART PRODUCTION: Pexels
Филогенез – это развитие биологического вида, его изменение в процессе эволюции. Филогенез психики в свою очередь, это развитие психики в ходе исторического развития.
Определение психики более полно дал выдающийся психолог А.Н. Леонтьев. По его мнению, психика – свойство живых, высокоорганизованных материальных тел.
Эти свойства заключаются в способности этих тел отражать окружающую их действительность, которая существует независимо от них посредством своих состояний.
Новости СМИ2
Психикой способны обладать исключительно высокоорганизованные живые материи, которые умеют отражать объективный мир. Высокоорганизованная материя, которая наделена психикой, реагирует на влияние объектов окружающей среды и на ряд изменений внешнего мира.
То есть, делаем вывод, что становление и развитие психики было необходимо, чтобы приспособиться к внешней среде, а конкретно для того, чтобы выжить.
Стадии филогенеза психики (А. Н. Леонтьев)
А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики:
- Первая стадия. Элементарная сенсорная психика.
Представителями этой стадии являются простейшие, черви, некоторые насекомые.
Организмы на этой стадии способны отражать только отдельные свойства внешних воздействий. Все основано на ощущениях. Основными формами поведения считаются инстинкты, рефлексы и таксисы.
Инстинкты – генетически заложенные формы психического отражения. Таксисы – направленные движения организмов под воздействием некоторых раздражителей, таких как свет, температура, влажность, кислород и т. д.
Простыми словами организмы, имеющие элементарную сенсорную психику способны воспроизводить действия, когда внешняя среда влияет на них. Например, при встрече с некомфортной температурой или влажностью, они способны менять свое местонахождение, выбирая более комфортные условия.
Остальные формы поведения основаны исключительно на врожденных, генетически заложенных инстинктах. Червь, рождаясь, уже знает, как рыть землю, чем питаться.
- Вторая стадия. Перцептивная психика.
Слово перцепция означает целостный образ восприятия.
Представители низшего уровня перцептивной психики — это рыбы, рептилии, членистоногие. Их формами отражения стоит считать объединение различных свойств в цельный образ. Помимо генетически запрограммированных реакций, появляются более разноплановые двигательные способности.
Высшими формами, которые имеют перцептивную психику, считаются некоторые млекопитающие и птицы. Их формы поведения приобретают более развитый характер, инстинкты возникают также на повышенном уровне. Появляется способность к научению.
У представителей перцептивной психики появляются такие понятия как промежуточные действия, операция. То есть они уже могут уже разнообразно реагировать на конкретную задачу, применяя ряд последовательных действий для достижения желаемого.
Развитие психики в филогенезе
- Третья стадия. Стадия интеллекта.
Представителями низшего уровня стадии интеллекта являются некоторые позвоночные животные (собаки, кошки), а так же низшие обезьяны.
Появляется способность решать задачи, опираясь на отношения между предметами. Способность к научению становится более развитой. Представители низшего уровня стадии интеллекта уже умеют переносить пережитый опыт в новые условия и применять его, где необходимо.
Носителями высшего уровня стадии интеллекта считаются уже высшие человекообразные обезьяны и дельфины.
Им характерна способность решать задачи несколькими способами. При решении задачи, если реагирование на ту или иную ситуацию было удачным, такое поведение закрепляется и в дальнейшем применяется и в других подходящих ситуациях.
Формируется способность изготавливать орудие труда. Появляется умение решать двухфазные задачи. Другими словами, животные умеют в одной задаче применить две сформированные операции, в конечном итоге достигая желаемого.
Появляется такое явление, как «инсайт». Это означает, что после ряда неудачных попыток появляется внезапное понимание отношений и структуры ситуации, что приводит к нахождению правильного решения.
- Четверная стадия. Сознание.
Наивысший уровень развития психики по праву представляет Homo sapiens (человек разумный). Именно у человека появляется такая форма отражения как сознание.
Возникает способность планировать, разделять мотив и цель. То есть человек начинает трудиться уже не с целью биологического подкрепления, а ради решения своей личной задачи.
Таким образом, способность к целенаправленной деятельности помогает не только приспосабливаться к среде, но и окружающую среду приспосабливать под себя.
Стоит отметить, что нервная система также проходила постоянное преобразование в процессе филогенеза. Если у простейших она диффузная, у червей – ганглиозная, у представителей перцептивной психики – трубчатая, а у позвоночных и птиц появился головной мозг.
Человек как наивысшая ступень развития психики
Более подробно стоит рассмотреть человека и чем конкретно его психические процессы преобладают над предыдущими представителями филогенеза.
Основные отличия от животных:
- Труд – специфический присущий исключительно человеку вид деятельности. Заключается он в воздействии на природу и окружающую среду с целью создания благополучных для себя условий.
- Коммуникация, речь – по праву новый уровень регуляции поведения и психических состояний, посредством которого не только происходит контакт с окружающими представителями своего вида, но и появляется способность получать информацию.
- Законы принципов, морали и нравственности. Появление таких понятий как «хорошо», «плохо». Все эти законы формировались обществом и общим пониманием того, как правильно.
- «Совершенная» нервная система, которая включает в себя огромное количество нейронов. Для нервной системы характерна большая проводимость нервных импульсов и высокая скорость проведения информации.
- Стоит отметить и тот факт, что в процессе эволюции произошло и то, что человек вместо того, чтобы изменяться для природы, подчиняясь ее законам, начал менять природу под себя.
- Появляется наряду с сознанием, самосознание, ощущение себя, отношение к себе. Способность к рефлексии, основываясь на личные требования, ценности и идеалы. Однако самосознание людей сугубо индивидуально и может не совпадать с восприятием другого представителя вида.
- Образование таких психических процессов как мышление, память, восприятие, внимание помогли человеку выйти на совершенную ступень разума.
Единство всех этих психических функций и способностей формируют сознание человека. Однако развитие и преобразование этих процессов также проходило огромный путь к достижению такого «совершенного» результата психики, который видим мы сейчас.
Психика постоянно развивается в процессе трудовой деятельности, посредством социума, под воздействием дальнейшего развития и исторических перемен. Поэтому говорить о том, что развитие психики до конца сформировано и это конечная точка, нельзя.
Подводя итоги, стоит сказать, что психика прошла невероятный путь преобразований в процессе филогенеза. Масштабы этих изменений по праву величественны. Благодаря этим знаниям, мы способны оценить уникальность природы и мира в целом.
Общая психология. Лекция 5 Развитие психики в филогенезе доклад, проект
Уважаемые студенты и студентессы,
будьте внимательны в процессе восприятия лекционного материала
в связи с его большой информационно насыщенностью.
Тема 5 Развитие психики
в ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНЫХ
Автор к.п.н. доц. А.А. Лытко
В процессе эволюции сам тип приспособления животных к окружающей среде радикально меняется: врожденные программы поведения, занимающие ведущее место у насекомых отступают на высших этапах эволюции на второй план, и у позвоночных, особенно у млекопитающих, поведение становится уже совершенно по другому принципу.
А.Р. Лурия
Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез
Что скрывается за этими терминами?
Ответим
Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез
Три направления
в рассмотрении
развития психики
Филогенез (греч. phýlon – племя, род и греч. genésis – происхождение, рождение) – развитие психики в ходе биологической эволюции
Историогенез – развитие психики в ходе исторического развития
Онтогенез (от греч. оn, ontos – сущее, существо) – индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.
Развитие психики
в ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНЫХ
(В филогенезе)
План лекции
в 3-х вопросах
1 Предварительные замечания
1.2 Развитие нервной системы.
1.3 Формы поведения животных: инстинкт, навык, интеллект.
2 Стадии развития психического отражения
2.1. Стадия элементарной сенсорной психики.
2. 2 Перцептивная стадия.
2.3 Стадия интеллектуального поведения животных.
3 Возникновение сознания человека
3.1 Биологические предпосылки возникновения сознания человека.
3.2 Роль труда в происхождении и развитии сознания человека.
3.3 Различия психики животных и сознания человека
Учебные пособия
Маклаков, А.Г. Общая психология : Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. СПб. : Питер, 2008. — 583 с.
Общая психология / Под ред. проф. А.В. Петровского. – М. : Просвещение, 1986. – 464 с.
1-й вопрос лекции
1 Предварительные замечания
1.1 Особенности психического отражения.
1.2 Развитие нервной системы.
1.3 Формы поведения животных: инстинкт, навык, интеллект.
См. пункт 1.1
1.1 Особенности психического отражения
Отражение является всеобщим свойством всех материальных тел. Выделяют три вида отражения: физическое, биологическое и психическое (включающее в себя сознание и самосознание).
Психическое отражение возникло в результате длительной эволюции материи, на определенном этапе развития живой материи. Оно есть там, где есть зачатки нервной системы, и выступает как свойство, обеспечивающее наилучшее приспособление к среде.
1.1 Особенности психического отражения
Можно определить допсихический уровень существования живых организмов. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная – биологическая — форма отражения — раздражимость.
Раздражимость — это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния на внешнее воздействие. Ее наличие является классическим критерием жизни вообще, поскольку она есть проявление обмена веществ (ни одна форма физического отражения не обладает свойством обмена).
1.1 Особенности психического отражения
Для психического отражения характерна новая форма отражения – чувствительность (способность к ощущению).
Пример: реакция инфузории на свет, нейтральный для удовлетворения органических потребностей, но извещающий о возможности биологически значимого воздействия (чувствительность).
1-й вопрос лекции
1 Предварительные замечания
1. 1 Особенности психического отражения.
1.2 Развитие нервной системы.
1.3 Формы поведения животных: инстинкт, навык, интеллект.
См. пункт 1.2
1.2 Развитие нервной системы
Появление психической формы отражения как свойства особой материи связано с возникновением простейшей нервной системы.
При такой нервной системе еще нет какого-либо управляющего центра.
Нервные клетки образуют примитивную диффузную нервную систему — рассеянное нервное сплетение
Нервная система кишечнополостных
1.2 Развитие нервной системы
Управляющий центр появляется на следующем этапе развития нервной системы — ганглиозной (узловой) нервной системы.
У червей нервные узлы (ганглии) расположены в каждом сегменте тела. При этом головной узел реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.
Нервная система плоских червей
1.2 Развитие нервной системы
Нервная система, характерная для насекомых, представляет собой дальнейшее усложнение ганглиозной нервной системы.
Здесь уже отчетливо выделяются брюшной, грудной и головной участки. Заметно усложняется головной узел, регулирующий движение конечностей, крыльев и других органов.
У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные, зрительные ощущения.
Нервная система членистоногих
1.
У позвоночных животных появляется новый тип нервной системы — центральная, для которой характерно выделение спинного и головного мозга.
Развитие центральной нервной системы выражается в постепенной кортикализации, т. е. увеличении объема и роли коры головного мозга, во-первых.
Во-вторых, совершается иерархизация, т. е. все большее подчинение нижележащих отделов нервной системы вышележащим.
В-третьих, происходит усиление целостной деятельности коры.
Эволюция головного мозга позвоночных животных
1-й вопрос лекции
1 Предварительные замечания
1.1 Особенности психического отражения.
1.2 Развитие нервной системы.
1.3 Формы поведения животных: инстинкт, навык, интеллект.
См. пункт 1.3
1.3 Формы поведения животных
Инстинкт.
Навык.
Интеллектуальное поведение.
1.3 Формы поведения животных
Инстинкт — это шаблонная форма поведения; она оказывается целесообразной при неизменности условий жизни животного.
Если же условия меняются, то этого животное не замечает.
Пример поведения земляной осы церцелис, питающейся кузнечиками, перед норкой
1.3 Формы поведения животных
В отличие от инстинктов навыки — индивидуально приобретенная форма поведения животных.
1.3 Формы поведения животных
Закономерности формирования навыка:
1) Навыки формируются у животных методом проб и ошибок.
Пример индивидуально-изменчивого поведения курицы около П-образной сетки.
Пытаясь клевать зерно,
она натыкается на стенку в виде сетки.
После нескольких неудач случайно обходит ее, и в следующий раз таких попыток становится меньше.
1.3 Формы поведения животных
Закономерности формирования навыка:
2) Навык — изменяющаяся форма поведения животных, поэтому без соответствующего подкрепления он постепенно исчезает.
Если поместить щуку в аквариум с мелкими рыбками, она мгновенно их съест. В эксперименте щуку и рыбок в аквариуме разделили стеклянной перегородкой. Безуспешно пытаясь пробиться к ним, щука через некоторое время прекратила попытки охотиться за ними. После извлечения перегородки хищница и рыбки некоторое время мирно плавали рядом. Однако вскоре инстинкт хищницы снова сработал.
1.3 Формы поведения животных
Закономерности формирования навыка:
3) Изменение навыка проявляется в переносе.
Перенос навыков в основном характерен для высокоорганизованных животных.
Цепной пес переносит навык подтягивания приманки на веревочке с передних лап на задние.
1.3 Формы поведения животных
Закономерности формирования навыка:
4) Существует теснейшая связь между навыками и инстинктами, которая выражается в том, что наиболее успешно вырабатываются навыки, соответствующие инстинктам.
С другой стороны — навыки влияют на инстинкты, подчас тормозят их проявление.
Пример хорошо дрессированной собаки, которая не берет лакомый кусочек мяса из рук чужого человека
1.3 Формы поведения животных
В процессе эволюционного развития навыки обеспечивают приспособление животных к существующим условиям их жизни.
1.3 Формы поведения животных
Инстинкт.
Навык.
Интеллектуальное поведение.
Интеллектуальная форма
Интеллектуальное поведение обеспечивает более полное приспособление животных к изменяющимся условиям среды.
На основе многочисленных опытов И. П. Павлов пришел к выводу, что обезьяны осуществляют «ассоциации ассоциаций».
Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов, а также связей между ними.
1.3 Формы поведения животных
1.3 Формы поведения животных
Интеллектуальная форма
Установление связей подтверждается опытами с обезьянами. Высоко подвешивалась приманка, и достать ее можно было только палкой, составив ее из нескольких отрезков.
У разных отрезков палки один из концов имел форму квадрата, треугольника или круга, а с другого конца было соответствующей формы углубление. Палку можно было составить, лишь правильно подобрав отрезки.
После многочисленных проб и ошибок обезьяна справлялась с этой задачей и составленной палкой сбивала приманку.
1.3 Формы поведения животных
1.3 Формы поведения животных
Интеллектуальная форма
Еще одна важная особенность интеллектуального поведения высших животных — способность решать «двухфазные задачи».
Суть их в том, что первая часть действий животного непосредственно не ведет к достижению желаемого результата, а только подготавливает необходимые условия.
Это проиллюстрировано в только что приведенном примере. Составление палки из отдельных отрезков прямо не направлено на овладение приманкой, а лишь подготавливает условия для этого.
1.3 Формы поведения животных
1.3 Формы поведения животных
1.3 Формы поведения животных
Интеллектуальная форма
1.3 Формы поведения животных
1. 3 Формы поведения животных
1.3 Формы поведения животных
Обезьяна «сообразила», как достать приманку
Интеллектуальная форма
При решении обезьянами «двухфазных задач» кажется, что они изготавливают орудия труда.
Но у животных не происходит закрепления функций орудия за предметами, которыми они пользовались для решения задач.
Изготовление орудий труда человеком, в отличие от них, отделено во времени от использования этих орудий, т.е. первая, подготовительная, фаза становится автономной и независимой от фазы использования. У животных же эти фазы следуют одна непосредственно за другой.
1.3 Формы поведения животных
1.3 Формы поведения животных
Интеллектуальная форма
1.3 Формы поведения животных
1.3 Формы поведения животных
Для Рафаэля проще было набрать воды в бачке на соседнем плоту, чем зачерпнуть ее рядом из пруда. Чем объяснить его поведение во второй серии эксперимента?
В эксперименте Павлова с шимпанзе бачок с водой первоначально находился рядом с ящиком, в котором доступу к приманке мешала горящая свеча. Залив огонь, животное овладевало ею.
2-я серия эксперимента
Интеллектуальная форма
1.3 Формы поведения животных
1.3 Формы поведения животных
Схема из учебника по общей психологии
Формы поведения студенток на лекции
Будьте внимательны; не теряйте логику изложения учебного материала, и тогда время потечет нормально
План лекции
1 Предварительные замечания
1.1 Особенности психического отражения.
1.2 Развитие нервной системы.
1.3 Формы поведения животных: инстинкт, навык, интеллект.
2 Стадии развития психического отражения
2. 1. Стадия элементарной сенсорной психики.
2. 2 Перцептивная стадия.
2.3 Стадия интеллектуального поведения животных.
3 Возникновение сознания человека
3.1 Биологические предпосылки возникновения сознания человека.
3.2 Роль труда в происхождении и развитии сознания человека.
3.3 Различия психики животных и сознания человека
Переходим ко 2-му вопросу
2-й вопрос лекции
2 Стадии развития психического отражения
2.1. Стадия элементарной сенсорной психики.
2.2 Перцептивная стадия.
2.3 Стадия интеллектуального поведения животных.
2 Стадии развития психического отражения
Глубокое понимание причин и условий возникновения психических явлений в живом мире имеет большое значение, поскольку психика животных представляет собой биологическую предысторию человеческого сознания.
В психике животных (по А.Н. Леонтьеву, в книге «Проблемы развития психики») выделяются три стадии :
стадия элементарной сенсорной психики.
стадия перцептивной психики.
стадия интеллектуального поведения.
Все стадии рассмотрим по трем параметрам:
уровень развития нервной системы,
форма отражения,
форма поведения.
Стадия
элементарной сенсорной психики
Стадия элементарной сенсорной психики
у кишечно-полостных — диффузная нервная система (бесформенное тело),
у червей — цепочная нервная система (нервная система вдоль всего тела, существует голова, которая наиболее чувствительна),
у насекомых — узловая (существует дифференциация нервных окончаний — слуховые, глазные и т.д.).
Уровень развития нервной системы:
Стадия элементарной сенсорной психики
На этой стадии отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на живое существо, но нет еще отражения предмета в целом.
Именно поэтому, реагируя на вибрацию паутины, паук устремляется к запутавшейся в ней мухе, но если посадить паука и муху в стакан, то паук убегает от мухи. Отражается только отдельное свойство –
вибрация паутины от
движений мухи,
но нет отражения
мухи как предмета.
Форма отражения:
чувствительность (способность к ощущениям).
Стадия элементарной сенсорной психики
— инстинкт (сложная система безусловных рефлексов, которые вырабатываются многими миллионами поколений и передаются по наследству так же, как и особенности строения тела).
Форма поведения
Примеры живых существ, относящихся
к стадии элементарной сенсорной психики
Перцептивная стадия
Перцептивная стадия (позвоночные, млекопитающие)
кроме ствола головного мозга (инстинкты) имеется кора больших полушарий.
Масса головного мозга занимает все большее место по отношению к массе тела.
Уровень развития нервной системы:
Перцептивная стадия (позвоночные, млекопитающие).
т.е. способность не только ощущать,
но и воспринимать предметы и ситуации целостно.
На этой стадии доступно одновременное отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета.
Форма отражения:
перцепция,
Перцептивная стадия (позвоночные, млекопитающие)
что означает способность накапливать индивидуальный опыт, т.е. не только пускать в ход инстинкты, но и строить индивидуально-новые формы поведения, не заложенные от рождения.
Форма поведения – научение,
Они способны к научению?
Стадия
интеллектуального поведения
Стадия интеллектуального поведения (приматы, дельфины)
в коре больших полушарий имеются более сложные зоны чувствительности (более острый слух, зрение и т. д.).
Уровень развития нервной системы:
Стадия интеллектуального поведения (приматы, дельфины)
способность не только к ощущениям и восприятию, но и к простейшим формам мышления, т.е. задача решается не путем проб и ошибок, а предварительным размышлением, какие действия нужно совершить.
Мышление на этом этапе называют ручным, т.к. для решения мыслительной задачи здесь необходимы два условия:
1) чтобы предмет находился в поле зрения,
2) чтобы животное могло с ним манипулировать.
Форма отражения:
Стадия интеллектуального поведения (приматы, дельфины)
не только инстинкт и научение, но и способность к действиям с орудиями труда
(например, обезьяна может сбить яблоко при помощи палки).
Форма поведения —
Высший уровень
интеллектуальной стадии
Высшие приматы
Ластоногие
Китообразные
Хоботные
Устанавливают связи с объектами преимущественно на основе манипуляций, которые абсолютно свободны и переносятся в любые условия.
Отражаются пространственные и динамические связи и отношения
объектов как относительно субъекта,
так и между собой.
Орудийная деятельность.
Сложно устроенное общение (выразительные движения, позы, жесты, мимика, которые осваиваются в онтогенезе в форме научения).
Стадиальная концепция развития психики
Алексея Николаевича Леонтьева
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ:
Сенсорная психика:
сетевидная или ганглиозная нервная система, отражение отдельных свойств предметов, инстинктивные формы поведения.
Перцептивная психика:
кора больших полушарий, отражение отношений между предметами, появление игровых фор поведения, медленное формирование прижизненных навыков.
Стадия интеллекта:
центральная нервная система, отражение отношений между предметами и причинно-следственных связей, орудийная деятельность, быстрое формирование навыков, подготовка к действию, способность переноса опыта в другие условия.
Фото из архива семьи Леонтьевых
http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/44n/n44n-s19.shtml
Критерии выделения стадий: содержание
психического отражения и структура деятельности
Тонем в море информации?
План лекции
1 Предварительные замечания
1.1 Особенности психического отражения.
1.2 Развитие нервной системы.
1.3 Формы поведения животных: инстинкт, навык, интеллект.
2 Стадии развития психического отражения
2.1. Стадия элементарной сенсорной психики.
2. 2 Перцептивная стадия.
2.3 Стадия интеллектуального поведения животных.
3 Возникновение сознания человека
3.1 Биологические предпосылки возникновения сознания человека.
3.2 Роль труда в происхождении и развитии сознания человека.
3.3 Различия психики животных и сознания человека
Переходим к 3-му вопросу
3-й вопрос лекции
3 Возникновение сознания человека
3. 1 Биологические предпосылки возникновения сознания человека.
3.2 Роль труда в происхождении и развитии сознания человека.
3.3 Различия психики животных и сознания человека
См. пункт 3.1
3 Возникновение сознания человека
Важнейшими биологическими предпосылками возникновения человека были
вертикальное положение тела и
стадный образ их жизни.
Биологические предпосылки возникновения сознания человека
3 Возникновение сознания человека
Возможность видеть дальше давало больше информации мозгу и тем самым способствовало его более интенсивному развитию.
Освобождение передних конечностей от функций опоры и передвижения создавало возможность использовать их для захвата предметов, манипулирования ими.
Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора и к дифференциации передних и задних конечностей.
3 Возникновение сознания человека
Рассматривание предмета с различных сторон, восприятие таких его свойств, как вес, форма,
характер поверхности,
степень твердости, формировали различные органы чувств и соответствующие им участки мозга.
Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора и к дифференциации передних и задних конечностей.
3 Возникновение сознания человека
Совместная деятельность при дифференциации обязанностей порождала необходимость общения.
Необходимость общения формировала систему сигналов для зарождения членораздельной речи.
Развитие речи приводило к совершенствованию голосового аппарата, к возникновению речевой системы мозга, которую И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой,
к усложнению и качественному изменению характера общения.
Стадный образ жизни предполагал совместную жизнедеятельность, в процессе которой дифференцировались обязанности между отдельными представителями стада.
3-й вопрос лекции
3 Возникновение сознания человека
3.1 Биологические предпосылки возникновения сознания человека.
3.2 Роль труда в происхождении и развитии сознания человека.
3.3 Различия психики животных и сознания человека.
См. пункт 3.2
3 Возникновение сознания человека
Трудовая деятельность предполагает изготовление орудий труда.
Именно изготовление и хранение орудий труда и является показателем появления человека.
Биологические предпосылки создавали лишь возможность для появления сознания человека. Решающим условием, благодаря которому возникло сознание человека, явился труд.
3 Возникновение сознания человека
Такие действия могли совершаться только в том случае, если человек, мог заранее предвидеть результат своего труда. Этот предполагаемый результат труда и выступает в качестве цели, которой подчинена совершаемая деятельность.
Обкалывая каменное рубило, человек совершал опосредованные действия, т.е. действия, которые прямо не удовлетворяли его потребности в пище или в защите от диких животных.
3 Возникновение сознания человека
Каждое новое поколение людей получает готовые орудия труда и опыт по их изготовлению. Поэтому разные поколения наследуют не только биологические признаки, но и социально-исторический опыт, накапливаемый и сохраняемый прежде всего в орудиях и средствах производства материальных благ.
Обкалывая каменное рубило, человек совершал опосредованные действия, т.е. действия которые прямо не удовлетворяли его потребности в пище или в защите от диких животных.
3 Возникновение сознания человека
Отражение действительности на уровне сознания характеризуется всеми теми особенностями, которые имеет психическое отражение.
Однако для сознания характерен и ряд специфических свойств, отличающих его от психики животных.
Итак, появление человека, возникновение и развитие его сознания обусловлено возникновением трудовой деятельности.
3-й вопрос лекции
3 Возникновение сознания человека
3.1 Биологические предпосылки возникновения сознания человека.
3.2 Роль труда в происхождении и развитии сознания человека.
3.3 Различия психики животных и сознания человека
См. пункт 3.3
3 Возникновение сознания человека
единство исторического, онтогенетического и гностического в отражении окружающего мира;
активность сознания, характеризуемая творческим преобразованием действительности и целенаправленностью;
3) субъективное отражение объективного мира, опирающееся на обобщенный опыт познания действительности человечеством;
Черты, отличающие сознание человека от психики животных
3 Возникновение сознания человека
4) отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений;
5) прогнозирующий характер человеческого сознания;
6) самосознание как такая форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя.
Черты, отличающие сознание человека от психики животных
Резюме
Резюме
Стадии развития психики животных
Резюме
Развитие форм поведения животных
Словарь
Филогенез (греч. phyle — племя, род, вид; генез — происхождение) – происхождение, эволюция видов; эволюционная история.
Раздражимость — способность организмов реагировать на биологически значимые раздражители.
Чувствительность — способность живых организмов отражать воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений;
Инстинкты (лат. instinctus — побуждение) — акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах.
Навыки — индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных.
Интеллектуальное поведение — поведение животных, характеризующееся «изобретением» ими новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта и т.п.
ДОМ. ЗАДАНИЕ
по
А.В. Петровскому,
гл. 3 Развитие психики и сознания;
по
А.Г. Маклакову,
п. 3.2. Развитие психики животных
Тема 5
Развитие психики
филогенезе
Творческих
успехов!!!
📖 9. Понятие о психике. Развитие психики в процессе филогенеза. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 10. Читать онлайн
Психика это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?
Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство раздражимость. Внешне оно выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например так называемый тропизм вынужденное движение.
Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Таким образом, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т. е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.
Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.
Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако и в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним.
В дальнейшем в процессе развития органической материи у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.
Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности или способности к ощущениям может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, – процессов поведения.
Поведение это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Необходимо подчеркнуть, что живые существа в зависимости от уровня психического развития обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции можно увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак уже наблюдаются проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Сознание высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека.
Таким образом, можно выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.
Поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением.
Инстинктивное поведение это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных.
Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни.
Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И. П. Павлов, существует у всех животных. Например, кольчатые черви обычно реагируют на прикосновение к ним палочкой защитными движениями, но если это движение связать с кормлением, то оно вызывает у них поведенческие реакции, связанные с поиском пищи. Доказана также возможность изменения поведения у дафний, моллюсков, пчел и др.
Эта стадия развития психики, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.
Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности. Например, если у низших животных клетки, чувствительные к свету, рассеяны по всей поверхности тела и эти животные обладают лишь общей светочувствительностью, то уже у червей эти клетки стягиваются к головному концу тела и приобретают форму пластинок, что позволяет им более точно ориентироваться по отношению к свету.
У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения нервная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного (сетевидная нервная система). Особенностью такой нервной системы является отсутствие процессов торможения, а нервные волокна не дифференцированы на чувствительные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью.
В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного. При этом наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители.
Особенностью другой формы поведения является то, что оно осуществляется под одновременным воздействием все большего количества раздражителей. Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных, обладающих более высоко развитой нервной системой. Эта нервная система получила название трубчатой нервной системы.
Перемены в поведении животных объясняются развитием нервной системы и головного мозга. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Одновременно развиваются и органы движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга условных рефлексов. Это, в свою очередь, позволяет формировать у животных определенные поведенческие навыки. Поэтому развитие животных, обладающих подобными механизмами и способностями, находится на стадии навыков и предметного восприятия.
Основной особенностью этой стадии является закрепление сформированных движений, т. е. животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка. При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появляются представления. Например, если на глазах собаки спрятать хлеб в одном месте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом к тому месту, где спрятан хлеб. Это говорит о том, что у собаки воспроизводится образ внешней среды, т. е. представление о ней. Приведенный пример позволяет также говорить о том, что у животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается не только двигательная, но и образная память.
Конечно, у животных развита не только память. Например, если в качестве воздействия использовать звук при этом один звук связан с таким биологически важным воздействием, как пища, а другой ничем не подкреплен, то животное будет реагировать на первый звук и игнорировать второй. Следовательно, животное дифференцирует звуки. Наоборот, если с одним биологически значимым воздействием связать оба звука, то животное будет одинаково реагировать на любой из этих звуков. Следовательно, животное в состоянии сделать определенное обобщение, касающееся биологически важных воздействий. Таким образом, на данной стадии развития у животных возникает способность различения и обобщения воздействий. Однако эти способности не могут быть интерпретированы как признаки мышления, поскольку способность различать и обобщать связана в основном с биологической ролью воздействия.
Следующая, наивысшая стадия развития поведения животных называется стадией интеллектуального поведения, или интеллекта. Но сразу следует оговориться: интеллект животного и интеллект человека не одно и то же.
Отличительными особенностями животных, находящихся на стадии интеллектуального поведения, являются следующие признаки.
Во-первых, если на более низкой ступени развития операции формировались постепенно, методом многочисленных проб и ошибок, то стадия интеллектуального поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение поставленной задачи.
Во-вторых, если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то что она была выполнена только один раз, будет воспроизведена относительно легко.
В-третьих, животное легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые. Например, если после того, как обезьяна научилась доставать плод с помощью палки, ее лишить этой палки, то для решения задачи она будет искать сходный предмет.
В-четвертых, животные на стадии интеллектуального поведения способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операций, из которых первая подготавливает осуществление второй. Например, обезьяна находится в клетке, к потолку которой подвешен банан. Рядом с клеткой лежат две палки: короткая и длинная. Длинная палка лежит на недоступном для обезьяны расстоянии, ее можно достать с помощью короткой палки, которая находится совсем рядом. Поскольку с помощью короткой палки обезьяна не может достать банан, но может достать длинную, то она сначала должна достать с помощью короткой палки длинную и только потом с помощью длинной палки достать банан.
Таким образом, при переходе к третьей ступени развития животных наблюдается усложнение их поведения. В актах поведения присутствует фаза подготовки к выполнению основного действия. Именно наличие фазы подготовки и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Об интеллекте можно говорить тогда, когда возникает необходимость подготовки к осуществлению той или иной операции. При этом новые условия выполнения определенной операции вызывают у животного не любые «пробные» действия, а попытку применения выработанных ранее операций или навыков.
Необходимо также отметить, что для уровня интеллектуального поведения характерно наличие некоторой способности обобщать отношения и связи вещей.
Следует отметить, что в отечественной психологии одним из первых стадии развития животных описал А. Н. Леонтьев. Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К. Э. Фабри развил взгляды А. Н. Леонтьева и разработал концепцию развития психики животных, получившую название концепции Леонтьева Фабри. В данной концепции выделяются две стадии. Первая стадия элементарной сенсорной психики имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия перцептивной психики имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй перцептивный способ, или уровень восприятия.
Филогенез | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)
File:Phylogenetic-Groups.svg
Филогенетические группы или таксонов могут быть монофилетическими, парафилетическими или полифилетическими.
В биологии филогенез или филогенетика (греч. филе = племя, раса и генетикос = относительно рождения, от генезис = рождение) — это изучение эволюционного родства между различными группами организмов ( например, виды, популяции). Также известен как филогенетическая систематика или кладистика , филогенетика рассматривает вид как группу особей, связанных родственной связью с течением времени. [Как сослаться и сделать ссылку на резюме или текст] Таксономия, классификация организмов по сходству, получила обширную информацию от филогенетики, но остается методологически и логически отличной. [1]
Эволюция рассматривается как процесс ветвления, при котором популяции изменяются с течением времени и могут разделяться на отдельные ветви, снова скрещиваться между собой или исчезать. Это можно визуализировать как многомерное пространство символов, через которое население перемещается с течением времени. Проблема филогенетики заключается в том, что генетические данные доступны только в настоящее время, а записи окаменелостей (остеометрические данные) носят спорадический характер и менее надежны. Наши знания о том, как работает эволюция, используются для реконструкции полного дерева. [2]
Кладистика предлагает упрощенный метод понимания филогенетических деревьев. Есть несколько терминов, описывающих природу группировки. Например, считается, что все птицы и рептилии произошли от одного общего предка, поэтому эта таксономическая группа (желтая на диаграмме) называется монофилетической. «Современная рептилия» (голубой цвет на диаграмме) — это группа, содержащая общего предка, но не содержащая всех потомков этого предка (птицы исключены). Это пример парафилетической группы. Такая группа, как теплокровные животные, будет включать только млекопитающих и птиц (красные/оранжевые на диаграмме) и называется полифилетической, поскольку члены этой группы не включают самого последнего общего предка. Хотя все теплокровные животные произошли от хладнокровных предков, теплокровность развилась независимо как у млекопитающих, так и у птиц.
Наиболее часто используемые методы вывода о филогениях включают экономию, максимальное правдоподобие и байесовский вывод на основе MCMC. Методы, основанные на расстоянии, строят деревья на основе общего сходства, которое часто считается приближенным к филогенетическим отношениям. Все методы зависят от неявной или явной математической модели, описывающей эволюцию признаков, наблюдаемых у включенных видов, и обычно используются для молекулярной филогении, где признаки представляют собой выровненные последовательности нуклеотидов или аминокислот.
Содержание
- 1 Теория перепросмотра Эрнста Геккеля
- 2 Перенос генов
- 3 Образцы таксонов и филогенетический сигнал
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Внешние ссылки
Теория перепросмотра Эрнста Геккеля
В конце 19 века теория перепросмотра Эрнста Геккеля, или биогенетический закон, получила широкое признание. Эту теорию часто выражали так: «онтогенез повторяет филогенез», т. е. развитие организма точно отражает эволюционное развитие вида. Ранняя версия этой гипотезы Геккеля (что эмбрион отражает взрослых эволюционных предков) с тех пор была отвергнута, и гипотеза была изменена, поскольку развитие эмбриона отражает эмбрионов его эволюционных предков. Большинство современных биологов признают многочисленные связи между онтогенезом и филогенезом, объясняют их, используя теорию эволюции, или рассматривают их как подтверждение этой теории. Уильямсон считает, что личинки и эмбрионы представляют взрослых особей других таксонов, которые были переданы путем гибридизации (теория переноса личинок) [3] [4]
Перенос генов
Организмы обычно могут наследовать гены двумя способами: от родителя к потомству (вертикальный перенос генов) или путем горизонтального или латерального переноса генов, при котором гены перескакивают между неродственными организмами , обычное явление у прокариот.
Латеральный перенос генов усложнил определение филогении организмов, поскольку сообщалось о несоответствиях в зависимости от выбранного гена.
Карл Вёзе выдвинул трехдоменную теорию жизни (эубактерии, археи и эукариоты), основанную на его открытии того, что гены, кодирующие рибосомную РНК, являются древними и распространены во всех линиях жизни с небольшим латеральным переносом генов или без него. Поэтому рРНК обычно рекомендуют в качестве молекулярных часов для реконструкции филогений.
Это было особенно полезно для филогении микроорганизмов, к которым не применима концепция вида и которые морфологически слишком просты, чтобы их можно было классифицировать на основе фенотипических признаков.
Образцы таксонов и филогенетический сигнал
Благодаря развитию передовых методов секвенирования в молекулярной биологии стало возможным собирать большие объемы данных (последовательности ДНК или аминокислот) для оценки филогении. Например, нередко можно найти исследования с матрицами признаков, основанными на полных митохондриальных геномах. Однако было высказано предположение, что более важно увеличить количество таксонов в матрице, чем увеличить количество признаков, потому что чем больше таксонов, тем более устойчивой будет результирующая филогения. Отчасти это связано с обламыванием длинных ветвей. Утверждалось, что это важная причина для включения данных окаменелостей в филогении, где это возможно. Используя моделирование, Деррик Цвикль и Хиллис [5] обнаружил, что увеличение выборки таксонов в филогенетическом выводе положительно влияет на точность филогенетического анализа.
Еще один важный фактор, влияющий на точность реконструкции дерева, заключается в том, действительно ли проанализированные данные содержат полезный филогенетический сигнал, термин, который обычно используется для обозначения того, имеют ли родственные организмы тенденцию быть похожими друг на друга в отношении их генетического материала или фенотипических признаков. [6]
См. также
|
|
|
Ссылки
- ↑ A. W.F. Эдвардс и Л. Л. Кавалли-Сфорца (1964). доц. систематики Опубл. № 6: Фенетическая и филогенетическая классификация Реконструкция эволюционных деревьев , 67-76.
- ↑ Л.Л. Кавалли-Сфорца и А.В.Ф. Эдвардс (сентябрь 1967 г.). Филогенетический анализ: модели и процедуры оценки. Эволюция. 21 (3): 550-570.
- ↑ Williamson, DI (2003) Происхождение личинок . Клювер. Дордрехт. xviii + 261 стр.
- ↑ Уильямсон, Д. И. (2006) Гибридизация в эволюции формы и жизненного цикла животных. Зоологический журнал Линнеевского общества 148: 585-602.
- ↑ Zwickl DJ, Hillis DM (2002). Увеличение выборки таксонов значительно снижает филогенетическую ошибку. Систематическая биология 51 : 588-598.
- ↑ Бломберг С.П., Гарланд Т. мл., Айвз А.Р. (2003). Проверка на филогенетический сигнал в сравнительных данных: поведенческие признаки более лабильны. Эволюция 57 : 717-745.
Внешние ссылки
- Древо жизни
- Интерактивное Древо Жизни
- Филокод
- Выставочные залы UCMP: Филогенетическое крыло
- Общество Вилли Хеннига
- Filogenetica.org на испанском языке
- PhyloPat, филогенетические модели
- Филогенетический вывод на сервере T-REX
- Мескитовый
Основные вопросы эволюционной биологии | (править) |
---|---|
Процессы эволюции : свидетельства — макроэволюция — микроэволюция — видообразование | |
Механизмы : отбор — генетический дрейф — поток генов — мутация — фенотипическая пластичность | |
Режимы : анагенез-катагенез-кладогенез | |
История : История эволюционной мысли — Чарльз Дарвин — Происхождение видов — современный эволюционный синтез | |
Подразделы : популяционная генетика — экологическая генетика — эволюция человека — молекулярная эволюция — филогенетика — систематика — эво-дево | |
Список тем по эволюционной биологии | Хронология эволюции | Хронология эволюции человека |
Темы филогенетики |
---|
Соответствующие области : филогенетика | компьютерная филогенетика | молекулярная филогения | кладистика |
Основные понятия : синапоморфия | филогенетическое дерево | филогенетическая сеть | длинная ветка аттракцион |
Методы логического вывода : максимальная экономия | максимальная вероятность | присоединение соседа | УПГМА | Байесовский вывод |
Актуальные темы : PhyloCode | ДНК-штрихкодирование |
Список разделов эволюционной биологии |
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Филогенез | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)
File:Phylogenetic-Groups.svg
Филогенетические группы или таксонов могут быть монофилетическими, парафилетическими или полифилетическими.
В биологии филогенез или филогенетика (греч. филе = племя, раса и генетикос = относительно рождения, от генезис = рождение) — это изучение эволюционного родства между различными группами организмов ( например, виды, популяции). Также известен как филогенетическая систематика или кладистика , филогенетика рассматривает вид как группу особей, связанных родственной связью с течением времени. [Как сослаться и сделать ссылку на резюме или текст] Таксономия, классификация организмов по сходству, получила обширную информацию от филогенетики, но остается методологически и логически отличной. [1]
Эволюция рассматривается как процесс ветвления, при котором популяции изменяются с течением времени и могут разделяться на отдельные ветви, снова скрещиваться между собой или исчезать. Это можно визуализировать как многомерное пространство символов, через которое население перемещается с течением времени. Проблема филогенетики заключается в том, что генетические данные доступны только в настоящее время, а записи окаменелостей (остеометрические данные) носят спорадический характер и менее надежны. Наши знания о том, как работает эволюция, используются для реконструкции полного дерева. [2]
Кладистика предлагает упрощенный метод понимания филогенетических деревьев. Есть несколько терминов, описывающих природу группировки. Например, считается, что все птицы и рептилии произошли от одного общего предка, поэтому эта таксономическая группа (желтая на диаграмме) называется монофилетической. «Современная рептилия» (голубой цвет на диаграмме) — это группа, содержащая общего предка, но не содержащая всех потомков этого предка (птицы исключены). Это пример парафилетической группы. Такая группа, как теплокровные животные, будет включать только млекопитающих и птиц (красные/оранжевые на диаграмме) и называется полифилетической, поскольку члены этой группы не включают самого последнего общего предка. Хотя все теплокровные животные произошли от хладнокровных предков, теплокровность развилась независимо как у млекопитающих, так и у птиц.
Наиболее часто используемые методы вывода о филогениях включают экономию, максимальное правдоподобие и байесовский вывод на основе MCMC. Методы, основанные на расстоянии, строят деревья на основе общего сходства, которое часто считается приближенным к филогенетическим отношениям. Все методы зависят от неявной или явной математической модели, описывающей эволюцию признаков, наблюдаемых у включенных видов, и обычно используются для молекулярной филогении, где признаки представляют собой выровненные последовательности нуклеотидов или аминокислот.
Содержание
- 1 Теория перепросмотра Эрнста Геккеля
- 2 Перенос генов
- 3 Образцы таксонов и филогенетический сигнал
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Внешние ссылки
Теория перепросмотра Эрнста Геккеля
В конце 19 века теория перепросмотра Эрнста Геккеля, или биогенетический закон, получила широкое признание. Эту теорию часто выражали так: «онтогенез повторяет филогенез», т. е. развитие организма точно отражает эволюционное развитие вида. Ранняя версия этой гипотезы Геккеля (что эмбрион отражает взрослых эволюционных предков) с тех пор была отвергнута, и гипотеза была изменена, поскольку развитие эмбриона отражает эмбрионов его эволюционных предков. Большинство современных биологов признают многочисленные связи между онтогенезом и филогенезом, объясняют их, используя теорию эволюции, или рассматривают их как подтверждение этой теории. Уильямсон считает, что личинки и эмбрионы представляют взрослых особей других таксонов, которые были переданы путем гибридизации (теория переноса личинок) [3] [4]
Перенос генов
Организмы обычно могут наследовать гены двумя способами: от родителя к потомству (вертикальный перенос генов) или путем горизонтального или латерального переноса генов, при котором гены перескакивают между неродственными организмами , обычное явление у прокариот.
Латеральный перенос генов усложнил определение филогении организмов, поскольку сообщалось о несоответствиях в зависимости от выбранного гена.
Карл Вёзе выдвинул трехдоменную теорию жизни (эубактерии, археи и эукариоты), основанную на его открытии того, что гены, кодирующие рибосомную РНК, являются древними и распространены во всех линиях жизни с небольшим латеральным переносом генов или без него. Поэтому рРНК обычно рекомендуют в качестве молекулярных часов для реконструкции филогений.
Это было особенно полезно для филогении микроорганизмов, к которым не применима концепция вида и которые морфологически слишком просты, чтобы их можно было классифицировать на основе фенотипических признаков.
Образцы таксонов и филогенетический сигнал
Благодаря развитию передовых методов секвенирования в молекулярной биологии стало возможным собирать большие объемы данных (последовательности ДНК или аминокислот) для оценки филогении. Например, нередко можно найти исследования с матрицами признаков, основанными на полных митохондриальных геномах. Однако было высказано предположение, что более важно увеличить количество таксонов в матрице, чем увеличить количество признаков, потому что чем больше таксонов, тем более устойчивой будет результирующая филогения. Отчасти это связано с обламыванием длинных ветвей. Утверждалось, что это важная причина для включения данных окаменелостей в филогении, где это возможно. Используя моделирование, Деррик Цвикль и Хиллис [5] обнаружил, что увеличение выборки таксонов в филогенетическом выводе положительно влияет на точность филогенетического анализа.
Еще один важный фактор, влияющий на точность реконструкции дерева, заключается в том, действительно ли проанализированные данные содержат полезный филогенетический сигнал, термин, который обычно используется для обозначения того, имеют ли родственные организмы тенденцию быть похожими друг на друга в отношении их генетического материала или фенотипических признаков. [6]
См. также
|
|
|
Ссылки
- ↑ A. W.F. Эдвардс и Л. Л. Кавалли-Сфорца (1964). доц. систематики Опубл. № 6: Фенетическая и филогенетическая классификация Реконструкция эволюционных деревьев , 67-76.
- ↑ Л.Л. Кавалли-Сфорца и А.В.Ф. Эдвардс (сентябрь 1967 г.). Филогенетический анализ: модели и процедуры оценки. Эволюция. 21 (3): 550-570.
- ↑ Williamson, DI (2003) Происхождение личинок . Клювер. Дордрехт. xviii + 261 стр.
- ↑ Уильямсон, Д. И. (2006) Гибридизация в эволюции формы и жизненного цикла животных. Зоологический журнал Линнеевского общества 148: 585-602.
- ↑ Zwickl DJ, Hillis DM (2002). Увеличение выборки таксонов значительно снижает филогенетическую ошибку. Систематическая биология 51 : 588-598.
- ↑ Бломберг С.П., Гарланд Т. мл., Айвз А.Р. (2003). Проверка на филогенетический сигнал в сравнительных данных: поведенческие признаки более лабильны. Эволюция 57 : 717-745.
Внешние ссылки
- Древо жизни
- Интерактивное Древо Жизни
- Филокод
- Выставочные залы UCMP: Филогенетическое крыло
- Общество Вилли Хеннига
- Filogenetica.org на испанском языке
- PhyloPat, филогенетические модели
- Филогенетический вывод на сервере T-REX
- Мескитовый
Основные вопросы эволюционной биологии | (править) |
---|---|
Процессы эволюции : свидетельства — макроэволюция — микроэволюция — видообразование | |
Механизмы : отбор — генетический дрейф — поток генов — мутация — фенотипическая пластичность | |
Режимы : анагенез-катагенез-кладогенез | |
История : История эволюционной мысли — Чарльз Дарвин — Происхождение видов — современный эволюционный синтез | |
Подразделы : популяционная генетика — экологическая генетика — эволюция человека — молекулярная эволюция — филогенетика — систематика — эво-дево | |
Список тем по эволюционной биологии | Хронология эволюции | Хронология эволюции человека |
Темы филогенетики |
---|
Соответствующие области : филогенетика | компьютерная филогенетика | молекулярная филогения | кладистика |
Основные понятия : синапоморфия | филогенетическое дерево | филогенетическая сеть | длинная ветка аттракцион |
Методы логического вывода : максимальная экономия | максимальная вероятность | присоединение соседа | УПГМА | Байесовский вывод |
Актуальные темы : PhyloCode | ДНК-штрихкодирование |
Список разделов эволюционной биологии |
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Когнитивное искажение: филогенез или онтогенез?
Введение
Литература по когнитивным искажениям значительно расширяется. Вклад когнитивных искажений в формирование убеждений и процесс веры (см. Seitz et al., 2016; Angel, 2017;) хорошо задокументирован. Хорошо задокументированными примерами являются предвзятость подтверждения (Mahoney, 1977) и предвзятость корыстных интересов (Campbell and Sedikides, 1999). Большая часть литературы посвящена проверке существования и выраженности различных когнитивных искажений. Меньшее количество авторов сосредотачивается на причинах когнитивных искажений. В этой статье сравниваются две противоречащие друг другу версии того, как возникают когнитивные искажения. Первый утверждает, что (большинство) когнитивных искажений являются частью общей когнитивной структуры человека, которая является врожденной или возникает по мере взросления человека. Второй утверждает, что когнитивные искажения приобретаются на протяжении всей жизни и развития человека. Ниже я привожу примеры обеих версий и причины в пользу каждой из них.
Большое количество определений «когнитивной предвзятости» 1 были предложены. Некоторые считают когнитивные искажения эпистемологическими; , например, как «систематический паттерн отклонения от нормы или рациональности в суждениях» (Hasselton et al., 2005) или «нисходящее субъективное направленное восприятие» (Kahneman and Tversky, 1972). Другие рассматривают когнитивные искажения как формы автоматического познания; например, как «автоматическая обработка информации». (Shiffrin and Schneider, 1977) или «Обработка информации без внимания» (Payne and Gawronski, 2010). Определение, используемое в этой статье, рассматривает когнитивные искажения как искаженное восприятие или искаженное формирование убеждений. Из-за когнитивных искажений у людей есть склонность к познанию в определенном направлении, что приводит к повторяющимся паттернам.
В большинстве случаев предвзятости люди обычно остаются в неведении о своих действиях. В то время как люди могут быть осведомлены посредством самоанализа или внешней информации, большинству людей трудно объяснить, почему их познание искажено в определенном направлении.
В следующих двух разделах я резюмирую два известных описания того, как люди в конечном итоге приобретают когнитивные искажения. Следует предостеречь, что линии между обеими учетными записями не являются четкими. Защитники филогенетического объяснения когнитивных искажений обычно соглашаются с тем, что по крайней мере некоторые предубеждения приобретаются на протяжении всей жизни. То же самое относится и к защитникам онтогенетического объяснения, хотя они допускают довольно мало врожденных когнитивных предубеждений. Таким образом, разница в первую очередь заключается в фокусе, утверждая, что наиболее или наиболее заметные когнитивные предубеждения следует объяснять филогенетически или онтогенетически.
Предубеждения в филогенезе
Первый отчет о причинах когнитивных искажений утверждает, что большинство когнитивных искажений являются результатом того, как человеческий разум структурирован в масштабах всего вида. Из-за особенностей человеческого разума и мозга возникает ряд предубеждений. Некоторые из них являются врожденными, другие постепенно проявляются по мере взросления человеческого мозга 2 . По этой причине когнитивные предубеждения в конечном итоге закодированы в геноме, что в конечном итоге восходит к различным эволюционным воздействиям.
В то время как (некоторые) предубеждения требуют, чтобы их вызывали сенсорные входные данные в филогенетических отчетах, реакция на эти входные данные «заранее запрограммирована» или предопределена когнитивной структурой человека. Таким образом, сенсорный ввод не является основным фактором, определяющим, почему возникла предвзятость.
Одним из примеров предубеждения, которое обычно объясняется таким образом, является предубеждение, связанное с поиском пищи, тепла и крова (см. Friston et al., 2012). Поскольку большинству организмов они требуются вскоре после рождения, предубеждение должно быть запрограммировано или врожденно.
Эта цепочка рассуждений была применена для объяснения когнитивной предвзятости при обнаружении агентов. Различные авторы отмечали, что люди склонны видеть в природных или материальных явлениях действие. Известным примером является моделирование Хайдера-Зиммеля (Heider and Simmel, 1944). Тенденция видеть свободу воли, даже если при ближайшем рассмотрении она отсутствует, может лежать в основе анимизма или даже религиозных верований, по мнению некоторых (например, Barrett, 2004).
Стюарт Гатри утверждает, что наша склонность беспорядочно воспринимать свободу действий коренится в эволюционном давлении. Он утверждает, что нашим далеким предкам было выгодно с точки зрения эволюции быть очень чувствительными к свободе воли. Повышенная чувствительность выгодно отличается от более низкой чувствительности, поскольку низкая чувствительность увеличивает риск пропуска одного хищника или человека-соперника. Учитывая высокую угрозу, шансы на это лучше уменьшить. Гиперчувствительность значительно снижает риск пропустить хищников или соперников и по сравнению с этим имеет лишь незначительные затраты (т. Е. Потеря времени и энергии). По этой причине естественный отбор отбирал склонность видеть свободу действий по очень ограниченным свидетельствам (Гатри, 1993).
Гатри не обсуждает, как эволюционное давление привело к изменению генома человека, что, в свою очередь, привело к когнитивному искажению. Ясно, однако, что, по мнению Гатри, склонность к обнаружению агентов не приобретается на протяжении всей жизни, а является неотъемлемой частью того типа ума или мозга, которым наделены люди. Таким образом, его отчет является ярким примером филогенетического описания когнитивной предвзятости.
Предубеждения в онтогенезе
Филогенетические описания когнитивных искажений, возможно, доминируют в эволюционной психологии. Авторы в области когнитивной нейробиологии, в частности, склонны отдавать предпочтение другому подходу, согласно которому (большинство) когнитивных искажений не запрограммированы в человеческом мозгу, а приобретаются из-за того, как человеческий разум взаимодействует с окружающей средой. С такой онтогенетической точки зрения люди не рождаются с отклонениями, даже в потенции.
Бесспорные приобретенные предубеждения — это культурные предубеждения, такие как разная реакция на улыбку или разный уровень доверия в разных культурах (см. Guiso et al., 2009). Скиннер и др. (2020) утверждают, что внутригрупповые предубеждения, вероятно, приобретаются в результате воздействия положительных или отрицательных ответов на новых взрослых из чужих групп. Эти предубеждения не укоренены во врожденных когнитивных структурах и не являются результатом их нормального развития. Вместо этого они в решающей степени зависят от воздействия конкретных (сенсорных) сигналов.
Онтогенетические объяснения предвзятости агентства были защищены. Марк Андерсен утверждает, что предвзятость не является результатом нашей эволюционной природы, а зависит от ранее существовавших убеждений или априорных предположений, которые делают присутствие невидимых агентов более вероятным. Особенно религиозные верования в существование невидимых духов или богов вызывают ожидание появления таких существ у испытуемых. В результате субъекты с такими убеждениями будут демонстрировать более высокую склонность к (чрезмерному) обнаружению агентности (Andersen, 2017) 3 .
Приобретенные предубеждения не обязательно должны быть культурно специфичными. Некоторые предубеждения, которые повторяются в разных культурах, могут быть результатом взаимодействия с аналогичной средой субъектов с аналогичными когнитивными функциями. В другом месте я утверждал, что предвзятость в отношении агентского (избыточного) обнаружения может быть результатом обычной обработки агентов человеком (Szocik and Van Eyghen, 2021). Учитывая, что человеческий мозг имеет ограниченную вычислительную мощность, ему трудно отслеживать все функции, указывающие на свободу действий. Следовательно, более эффективно сосредоточить внимание на одном или нескольких четких показателях свободы действий, таких как самодвижение и/или сложные паттерны. Хотя такое упрощение 4 позволяет человеческому мозгу быстро и эффективно обнаруживать агенты, а обратной стороной является повышенная склонность к ошибочной идентификации. Как отмечают Гатри и другие, иногда кажется, что неодушевленные предметы совершают самодвижущиеся движения, например, листья, шелестящие на ветру, или ветки, падающие с деревьев. Мозг, который сосредотачивается на самодвижении как индикаторе действия, будет, следовательно, склонен связывать такое движение с действием. Различные культурные среды могут привести к одному и тому же упрощению, и, следовательно, предвзятость может возникать из-за разных культур.
Онтогенез или филогенез?
Немногие авторы, если вообще есть, являются эксклюзивистами в отношении филогенетического или онтогенетического генеза предубеждений. Как уже отмечалось, эволюционные психологи склонны признать, что большинство предубеждений имеют филогенетическое происхождение. Когнитивные нейробиологи склонны принимать очень ограниченное число предубеждений филогенетического происхождения. В результате существуют противоречивые сведения о ряде предубеждений, таких как предвзятость агентства.
Существование противоречивых данных предполагает, что оба они недоопределены эмпирическими данными. В обоих случаях предубеждения имеют схожую феноменологию с повторяющимися паттернами познания, которые трудно преодолеть. Тем не менее, обе версии предсказывают некоторые разные эмпирические наблюдения, касающиеся предубеждений. С точки зрения онтогенеза мы ожидаем большего разнообразия в зависимости от (культурной) среды. Онтогенетический счет также предсказывает более индивидуальные различия внутри групп.
Еще одно заметное отличие состоит в том, что филогенетические предубеждения труднее преодолеть. Филогенетические предубеждения считаются стандартным состоянием когнитивной системы человека. Хотя субъекты могут преодолеть это состояние по умолчанию (например, с помощью рационального обдумывания или когнитивных помощников), состояние по умолчанию никогда не исчезает. Когда переопределяющие факторы теряют свою силу, вновь появляется состояние по умолчанию. Например, некоторые утверждали, что предубеждение думать о вещах телеологически или с какой-то целью всплывает на поверхность, когда субъекты находятся в цейтноте (Kelemen et al. , 2013) или забывают о преобладающей информации (Lombrozo et al., 2007). Таким образом, филогенетические предубеждения неоднократно вторгаются или повторно вторгаются в познание. Учитывая, что онтогенетические предубеждения более податливы и демонстрируют большую изменчивость, мы могли бы ожидать меньше вторжений такого рода, если бы предубеждение было приобретенным 9.0032 5 .
Другим свидетельством в пользу филогенетического объяснения может быть свидетельство того, что у очень маленьких детей присутствует предвзятость. Маленькие дети мало или почти не имели доступа к сенсорным данным, необходимым для того, чтобы предубеждения закрепились в онтогенетическом объяснении. Таким образом, свидетельства предубеждений в очень молодом возрасте лучше объясняются врожденными структурами их разума. Следует сделать оговорку, что сенсорная информация уже оказывает существенное влияние на детское сознание с самого раннего возраста.
Вопреки тому, что предполагают некоторые, данные о предвзятости у нечеловеческих животных (например, Blanchard et al. , 2014) не обязательно подтверждают филогенетический подход. Как и люди, некоторые животные обладают способностью к обучению, которая позволяет им приобретать предубеждения в результате многократного воздействия сходных сенсорных стимулов.
При отсутствии данных в пользу филогенетического или онтогенетического объяснения решающую роль могут сыграть теоретические достоинства.
Онтогенетический подход обычно более скуп, поскольку ему не нужно постулировать ничего, кроме пластичности человеческого разума. Онтогенетический подход также обладает большей предсказательной силой, учитывая, что приобретение предубеждений легче отследить, чем врожденные когнитивные структуры или эволюционное давление.
Заключение
Я рассмотрел два конкурирующих описания человеческих когнитивных искажений. Один связывает его происхождение с развитием человеческого вида и утверждает, что предвзятость является неотъемлемой частью естественных человеческих когнитивных операций. Второй утверждает, что предвзятость была приобретена в какой-то момент человеческого развития посредством специфического сенсорного ввода и его обработки. Хотя я обсуждал ряд эмпирических признаков, которые могут помочь отличить филогенетические предубеждения от онтогенетических, я утверждал, что такие доказательства часто трудно найти. В отсутствие таких доказательств экономия и предсказательная сила обычно благоприятствуют онтогенетическому объяснению.
Вклад автора
Автор подтверждает, что является единственным автором этой работы и одобрил ее публикацию.
Финансирование
Этот документ был профинансирован Фондом Volkswagen, Siemens Healthineers и Betz Foundation.
Авторы заявляют, что данное исследование финансировалось Siemens Healthineers. Спонсор не участвовал в разработке исследования, сборе, анализе, интерпретации данных, написании этой статьи или решении представить ее для публикации.
Конфликт интересов
Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Примечания издателя
Все претензии, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно представляют претензии их дочерних организаций, издателя, редакторов и рецензентов. Любой продукт, который может быть оценен в этой статье, или претензии, которые могут быть сделаны его производителем, не гарантируются и не поддерживаются издателем. 9Однако онтогенетические предубеждения могут также вторгаться в познание, если предубеждения прочно укоренятся. Обсуждение см.: Szocik and Van Eyghen (2021).
Ссылки
Андерсен, М. (2017). Предиктивное кодирование при обнаружении агентов. Религия Мозг Поведение. 9, 65–84. doi: 10.1080/2153599X.2017.1387170
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Энджел, Х. Ф. «Доверие: от вопроса о вере к вопросу о вере», в книге «Процессы веры: приобретение, поддержание и изменение кредитов» . Чам: Спрингер. (2017) с. 17–36. doi: 10.1007/978-3-319-50924-2_2
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Барретт, Дж. Л. (2004). Зачем кому-то верить в Бога? Когнитивная наука о религии, серия . Уолнат-Крик: Altamira Press.
Google Scholar
Бланшар, Т. К., Уилке, А., и Хейден, Б. Я. (2014). «Предвзятость горячих рук у макак-резусов». Журнал экспериментальной психологии: обучение животных и познание 40 (3): 280. дои: 10.1037/xan0000033
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Кэмпбелл В.К. и Седикидес К. (1999). Самоугроза усиливает эгоистичную предвзятость: метааналитическая интеграция. Rev Gen Psychol . 3, 23–43. doi: 10.1037/1089-2680.3.1.23
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Фристон, К. (2010). Принцип свободной энергии: единая теория мозга? Нац. Преподобный Нейроски . 11, 127–138. doi: 10.1038/nrn2787
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
Фристон, К., Торнтон, К., и Кларк, А. (2012). Минимизация свободной энергии и проблема темной комнаты. Фронт. Психо. 3, 130. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00130
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Гизо Л., Сапиенца П. и Зингалес Л. (2009). Культурные предубеждения в экономическом обмене? QJ Econ. 124, 1095–1131. doi: 10.1162/qjec.2009.124.3.1095
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Гатри, Ю. Э. (1993). Лица в облаках: новая теория религии . Нью-Йорк (Нью-Йорк), Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Хасселтон, М. Г., Неттл, Д., и Эндрюс, П. (2005). Эволюция когнитивного искажения. Эволюция. Психол. 724–46. doi: 10.1002/9780470939376.ch35
CrossRef Full Text | Google Scholar
Хайдер Ф. и Зиммель М. (1944). Экспериментальное исследование кажущегося поведения. утра. Дж. Психол. 57, 243−59. дои: 10.2307/1416950
Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar
Канеман Д. и Тверски А. (1972). субъективная вероятность: суждение о репрезентативности. Познан. Психол . 3, 430–454. doi: 10.1016/0010-0285(72)-3
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Келемен Д., Роттман Дж. и Сестон Р. (2013). Профессиональные ученые-физики демонстрируют устойчивые телеологические тенденции: целеустремленное рассуждение как когнитивный дефолт. Дж. Экспл. Психол. Ген. 142, 1074. doi: 10.1037/a0030399
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Ломброзо Т., Келемен Д. и Зайчик Д. (2007). Вывод конструктивных доказательств предпочтения телеологических объяснений у пациентов с болезнью Альцгеймера. Доп. Познан. Психол. 18, 999–1006. doi: 10.1111/j.1467-9280.2007.02015.x
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Махони, М. Дж. (1977). Публикационные предубеждения: экспериментальное исследование подтверждающей предвзятости в системе рецензирования. Когнит. тер. Рез. 1, 161–175. doi: 10.1007/BF01173636
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Пейн Б. К. и Гавронски Б. (2010). «История имплицитного социального познания: откуда оно берется? Где это сейчас? Куда это движется», в Handbook of Implicit Social Cognition: Measurement, Theory, and Applications (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк; Лондон: Guilford Press), с. 1–15.
Google Scholar
Seitz, RJ, and Angel, HF (2020). Формирование убеждений — движущая сила эволюции мозга. Познание мозга. 140, 105548. doi: 10.1016/j.bandc.2020.105548
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Seitz, RJ, Paloutzian, RF, and Angel, HF (2016). Процессы убеждения: откуда они берутся? Чем они хороши? F1000Исследования. 5. doi: 10.12688/f1000research.9773.1
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Шиффрин, Р. М., и Шнайдер, В. (1977). Контролируемая и автоматическая обработка информации человеком: II. перцептивное обучение, автоматическое внимание и общая теория. Псих. Rev. 84, 127.