Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста: Формирование самостоятельности у детей | Блог 4brain

Содержание

Формирование самостоятельности у детей | Блог 4brain

Недавно было проведено исследование, которое показало, что в России примерно 40% молодых людей уже обзавелись к зрелому возрасту (18-35 лет) собственным гнездышком, более четверти опрошенных сказали, что все еще проживают с родителями, и 27% респондентов снимают жилье. По словам экспертов, ключевым мотивом приобрести свою недвижимость является желание начать самостоятельную жизнь отдельно от родителей [ТАСС, 2021].

Мнение, что настоящая самостоятельность начинается только за пределами отчего дома, – это распространенный стереотип, причем не только среди детей, но и среди родителей. Если ребенок живет отдельно от взрослых, это еще не является гарантией того, что он будет сам решать свои вопросы. На самом деле самостоятельность формируется еще в дошкольном возрасте (если быть точнее, период «я сам» начинается с трех лет) и это длительный и трудоемкий процесс. О том, как сформировать и развить самостоятельность у детей, когда следует начинать это делать и почему этот навык важен не только младшему поколению, но и родителям, расскажем в нашей статье.

В чем польза?

Перед родителями часто встает выбор между «научить» и «сделать самим». Некоторые предпочитают выбрать второе: так они экономят свое время и избегают непредсказуемого результата. Например, проще и быстрее самому покормить ребенка, чем ждать, пока он сам поест. Подобное поведение в итоге приводит к тому, что ребенок вместо естественного желания «я хочу сделать это сам» начинает испытывать другие чувства «я не могу сделать это сам, т.к. за меня это сделают родители».

Сегодняшнее общество живет под девизом «все лучшее – детям»: младшее поколение до 18 лет (а то и старше) в большинстве случаев не заботится о том, где взять деньги и обеспечить себя, т.к. их потребности удовлетворяют родители. Но как они, привыкшие только потреблять, будут заботиться о своих детях? Самостоятельность ребенка должна быть необходимостью. Наверное, ваши бабушки и дедушки рассказывали вам, как они заботились о своих младших братьях и сестрах в то время, как их родители были заняты тяжелым трудом.

Они попадали в среду, когда не было выбора делать или не делать самому (помогать или не помогать). Это и есть условие необходимости, без которого формирование самостоятельности у ребенка невозможно.

Если ребенка все время держать на руках, он не научится ходить. Если постоянно решать за него вопросы, он не сможет разобраться в них сам. Это не означает, что дитя нужно лишать своей помощи, но, кроме поддержки родителей, оно должно рассчитывать на свои силы. Задача родителей – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а не решать все его вопросы.

Дети, которые чрезмерно опекаются родителями, становятся:

  • неуверенными в себе;
  • склонными к нестабильному эмоциональному состоянию;
  • чрезмерно требовательными;
  • нетерпеливыми, когда ситуация требует от них усилий.

Чем больше ребенок делает все сам, чем крепче его уверенность в собственных силах, тем сильнее его стремление действовать дальше, несмотря на преграды, возникающие на пути.

Когда ребенок начинает учиться самостоятельности, на начальном этапе он сталкивается с преодолением. Вспомните, как вы в детстве впервые сами завязывали шнурки или готовили себе завтрак.

Наверняка, это давалось непросто, но именно такие преодоления формируют волевые качества, которые помогают делать что-то против своего желания ради конечного результата. Это как в спорте: каждый спортсмен хочет одержать победу на соревнованиях, но вряд ли путь к медали складывается только из приятных моментов. Он состоит из усердных тренировок и постоянного преодоления себя.

Стать самостоятельным в одночасье невозможно, это качество развивается с раннего детства. Существуют две грани родительского воспитания: когда взрослые требуют подчинения от детей и за неповиновение наказывают их, таким образом зарабатывая свой авторитет, и когда ребенок постоянно слышит, что он самый лучший, но на деле ему не доверяют, постоянно страхуют от возможных ошибок. Самостоятельность формируется тогда, когда найдена золотая середина между этими двумя гранями [Е.

Филоненко, 2016].

Понимание, как удовлетворить психологические и физиологические потребности, поможет ребенку вырасти уверенным. Более смелые люди всегда привлекают к себе окружающих и легко вливаются в любую компанию, будь то группа в детском саду, школьный класс или рабочий коллектив.

Психологи считают, что, помимо гиперопеки, серьезный вред личности ребенка может нанести установка родителей на то, что ребенок станет самостоятельным сам. Она приводит к тому, что родители начинают верить во «взрослость» ребенка, чтобы побыстрее предоставить ему самостоятельность, к которой он может быть еще не готов. В итоге, проявив себя недолжным образом, дитя вынуждено выслушивать недовольства от взрослых. Такая цепочка действий приводит к разочарованию в собственных способностях принимать самостоятельные решения [Е. Яковлева, 2009].

Самостоятельность – это одно из главных качеств личности, которое помогает ставить цели и добиваться их, самостоятельно мыслить и действовать, проявлять инициативу особенно в незнакомой обстановке. Самостоятельный человек всегда сам несет ответственность за свои поступки и имеет адекватную самооценку. Родители должны развивать самостоятельность у ребенка не тогда, когда им это становится удобно, а когда ребенок начинает проявлять автономность в решении каких-то вопросов. А сам процесс развития должен строиться с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка.

Стадии развития самостоятельности у детей

Технология формирования навыка самостоятельности у детей дошкольного и школьного возраста отличается, т.к. в разном возрасте дети по-разному воспринимают информацию, и способны выполнять только определенный посильный объем задач. Малыши в возрасте 2-3 года могут сами надеть определенный атрибут одежды, самостоятельно принимать пищу, выбирать книжку, которую родители будут читать им перед сном, и игрушки, решать, когда им необходимо сходить в туалет. Дети в возрасте 3-5 лет должны нести ответственность за все вышеперечисленное, плюс за порядок в комнате. Они уже могут выбирать, какое количество еды они бы хотели съесть и с кем им интереснее играть.

В возрасте 6-9 лет дети в силах сами решать, как им выглядеть, как распорядиться карманными деньгами, как провести время, каким дополнительным видом деятельности заниматься. В 10-12 лет ребенок должен отвечать за уход за своим внешним видом, может выбирать место для прогулок, самостоятельно выполнять домашние задания и оставаться дома один. Подростки в возрасте 13-15 лет могут сами выстраивать свой дневной график (с учетом всех важных задач), выбирать способ проезда к пункту назначения, мероприятия, которые им интересны для посещения, подрабатывать не в ущерб обучению в школе.

Перечисленные навыки являются ориентиром, их можно дополнять в зависимости от стремлений и возможностей ребенка. Важно оказывать помощь в освоении новых «умелок» в таком объеме, в котором требуется, пока ребенок не начнет чувствовать себя комфортно в самостоятельной среде, постепенно добавлять обязанности, прививать ответственность и расширять границы свободы действий [О. Давыдова, Е. Калихова, 2020]. После того, как намечен ориентир в освоении нового навыка, необходимо переходить к действиям.

С чего начать развитие самостоятельности у ребенка?

Воспитание самостоятельности у младшего поколения начинается с воспитания родителей самих себя. Для начала важно уяснить, что ребенок – это личность, и родители должны помочь сформировать ее, ведь они лучше всех знают особенности своего чада. Когда взрослые решают все вопросы за детей, оценивают каждый шаг, они берут ответственность за их жизнь на себя. Елизавета Филоненко, автор книги «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности», считает, что формирование навыков самостоятельности у детей строится на

5 основных принципах:

  1. Уверенность родителей: взрослые должны быть уверены в силах ребенка, но на практике получается иначе. Для кого-то несамостоятельные дети удобны: за них можно сделать так, как нужно сразу, не опасаясь за результат. Родители должны помнить, что их задача дать удочку, а не накормить рыбой.
  2. Поддержка: дети проявляют свою самостоятельность, когда родители к ней еще не готовы. И здесь главное не обрубить желание ребенка резкой фразой или суровым взглядом. Важно поддерживать ребенка в его начинаниях, так он быстрее станет самостоятельным.
  3. Развитие навыка: бывает, что мамы и папы настолько активно проявляют свою поддержку, что у ребенка просто нет условий, в которых он может показать, что в силах сам справиться с задачей. Чтобы дети научились самостоятельности, для начала родителям нужно стать менее активными.
  4. Правильные границы: чтобы ребенок проявил свой навык, он должен столкнуться с соответствующей ситуацией. Родители должны дать понять, что там, где ребенок может сделать что-то сам, взрослые за него делать этого не будут. Если ребенок отказывается выполнять действия, для него должны наступить соответствующие последствия: так он получит ответ от внешнего мира на свои поступки. Если ребенка пугает масштаб действий, задачу необходимо разделить на несколько этапов.
    Например, можно начать с уборки определенного пространства в комнате, а не всего помещения сразу. Эксперты не рекомендуют освобождать детей постарше от домашних обязанностей: они должны понимать, что родители работают, и быт никто не отменял, даже, если все члены семьи заняты.
  5. Формирование образа ребенка как самостоятельного человека: от родителей зависит, будет ли ребенок всю жизнь цепляться за мамину юбку или станет самостоятельным и независимым. Важно сформировать положительный образ, отмечать хорошие поступки не просто похвалой, но и развернутым обоснованием, за что конкретно вы его хвалите [Е. Филоненко, 2016].

Специалист по личностному развитию, психолог, коуч Елена Сидорина считает, что самостоятельность в ребенке нужно начинать развивать в 2 года. В 3 года стремление стать самостоятельным уже набирает обороты. Дитя все чаще повторяет «я сам», и, если не поощрять его инициативу, он вырастет ленивым. По мнению эксперта, родителям, в первую очередь, нужно избегать авторитарного стиля управления и гиперопеки, которые мешают ребенку принимать решение самому.

Чтобы облегчить «борозды правления» можно использовать следующие приемы:

  1. Расслабьтесь и осознайте, что дети должны иметь собственный опыт. Важно усваивать уроки с раннего детства, иначе во взрослой жизни встречи с проблемами могут обернуться серьезными последствиями.
  2. Станьте другом своему ребенку: не все его поступки будут соответствовать представлениям родителей о том, как правильно что-то делать. Дети оценивают происходящее по-своему, поэтому важно научиться принимать ситуации такими, какие они есть.
  3. Будьте наставником:
    ребенок должен чувствовать поддержку от взрослых. Это помогает ему быстрее осваивать навыки. Говорите: «Давай я покажу тебе, как нужно сделать, и мы сделаем это вместе».
  4. Научитесь радоваться достижениям малыша: положительные эмоции наполнят энергией не только ребенка, но и вас.
  5. Слушайте и пойте любимую музыку, когда занимаетесь с ребенком: обучение самостоятельности требует терпения и выдержки от родителей. Чтобы тревога не одолевала вас, пойте и слушайте любимые песни.
  6. Занимайтесь дыхательной гимнастикой: это поможет вам расслабиться, привести в норму физическое и психическое состояние, снять стресс, чувство тревожности, справиться с бессонницей, улучшить внимание и память.

В общении с ребенком важно интересоваться его мнением, и, если это необходимо, мягко корректировать его действия. Например, поинтересуйтесь у него, почему важно мыть руки или почему он сложил вещи подобным образом. Обращайте внимание на собственное поведение: дети копируют действия родителей.

Начните с бытовой самостоятельности: пусть ребенок сам надевает и снимает одежду, моет руки, умывается по утрам и т.д. Научите заботиться о старших: попросите поднести какую-то вещь, поделиться чем-либо. Как только этот этап будет пройден, можно переходить к следующему – выполнению обязанностей по дому. Все задания должны быть по силам ребенку и прививать ответственность не только за себя, но и за ближнего: попросите покормить домашнее животное, полить цветы [Е. Сидорина, 2020].

Формирование самостоятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста

Развитие ребенка в возрасте от года до трех лет считается одним из важных этапов в его жизни. Эксперты считают, что это переходный период между моментом рождения и обретением осознанности действий. За 2 первых года жизни ребенок делает серьезный скачок в своем развитии. Именно в этом возрасте он осваивает жизненно необходимые навыки, например, самостоятельный прием пищи.

Дети в этом возрасте начинают проявлять инициативу, но не все, что они хотят, они могут сделать самостоятельно, поэтому родители часто боятся доверить ребенку самостоятельное выполнение дела. Главное, что должны помнить родители: нельзя препятствовать проявлению инициативы, или наоборот, заставлять делать что-то через силу.

Дети от года до трех лет не умеют лениться: если они что-то не хотят делать, значит, на это есть причины. Если ребенок сопротивляется есть самостоятельно, возможно, он пока просто не может делать это сам в силу особенностей своего развития или потому что хочет, чтобы родитель уделил ему внимание.

Давайте рассмотрим, как развить конкретные навыки у малышей:

  1. Прием пищи: в процессе взросления ребенка можно заметить, как он проявляет стремление к самостоятельному приему пищи. Сначала он кладет ручку на бутылочку, через несколько месяцев уже самостоятельно держит ее и т.д. Как только ребенок научится держать ложку, давайте ему ее всегда, когда он садится за стол. В первое время у него может не получаться кормить себя самому. Чтобы он не оставался голодным, кормите его одной ложкой сами. Комментируйте свои действия: «Посмотри, я кладу кашку в ложечку, а ложку тебе в ротик. Попробуй сам!» Не ругайте ребенка, если он перепачкается или что-то уронит. Не забывайте хвалить его за первые успехи.
  2. Самостоятельное одевание: показывайте ребенку, как правильно надевать ту или иную одежду, и последовательность процесса. Важно комментировать свои действия: «Давай сначала наденем трусики, потом штанишки. Теперь надеваем футболку». Необходимо сразу учить правильно одеваться, т.к. переучивать сложнее. Учитывайте вкусы ребенка: ему будет приятно осваивать новый навык, используя при этом свою любимую одежду. Приучайте его одеваться в спокойной обстановке, помогайте ему, когда это требуется.
  3. Опрятность: если ребенок, смотря на то, как вы умываетесь или чистите зубы, хочет повторить ваши действия, не отказывайте ему. Сначала он может делать это нелепо, и это нормально. Любое проявление инициативы привести себя в порядок должно поощряться родителями. Объясняйте малышу, почему важно чистить зубы, причесываться, умываться. Показывайте на своем примере, как это делать правильно.
  4. Пользование горшком: к этому процессу нужно подходить с максимальным спокойствием. Если у вашего ребенка пока не получается подружиться с горшком, это не повод расстраиваться: вы видели когда-нибудь школьника, который ходит в подгузниках? А значит, и ваш малыш не будет исключением. Отметьте, через какие промежутки времени ребенок ходит в туалет, и своевременно сажайте его на горшок. Комментируйте свои действия: «Сейчас мы снимаем трусики, садимся на горшочек и т.д.» Не ругайте его, если случилась оплошность. Если недоразумения происходят часто, подумайте, возможно, на это есть причины (страх, семейные проблемы, стресс).
  5. Наведение порядка: уже с года ребенок откликается на просьбы родителей о помощи. В этом возрасте можно начать приучать ребенка убирать за собой игрушки. Помогите ему, простите навести порядок доброжелательно, покажите, как это делается. Превратите процесс уборки в игру: скажите ребенку, что игрушкам пора спать. Если ребенок отказывается убирать конкретную игрушку, спрячьте ее, а потом попросите ее найти (он ее, конечно, не найдет). Расскажите ему сказку, что игрушка, которую он не положил в домик, обиделась и ушла искать другого хозяина. Поставьте ребенку условия: он сможет посмотреть мультики или порисовать только в чистой комнате.

Какой бы конкретный навык вы ни развивали, важно запастись терпением и временем: в таком возрасте малышам требуется много времени, чтобы чему-то научиться, и промахов на этом этапе тоже будет достаточно [О. Вологотская, 2012].

Дети старшего дошкольного возраста осознаннее подходят к выполнению задач и принятию решений. С ними действует такой же принцип воспитания самостоятельности, как и с детьми младшего возраста: поощрение инициативы, похвала за успехи, демонстрирование на своем примере, как делать правильно. В этом возрасте дети могут развивать самостоятельность через творчество: покажите образец рисунка и предложите повторить его, но используя другие цвета. Так ребенок проявит инициативу и разовьет воображение.

Ребенку в 6-9 лет необходимо предоставлять право выбора, а если его выбор может привести к нежелательным последствиям, важно объяснить ему это. В этом возрасте ребенок уже готов к роли старшего, поэтому не бойтесь доверить ему простые задачи, которые касаются младших братьев или сестер. Одним из самых эффективных способов освоения навыков самостоятельности у детей дошкольного возраста являются игры. О них мы поговорим далее.

Игры для формирования самостоятельности и активности у ребенка

Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети учатся взаимодействовать с окружающими, ставить цели, проявлять инициативу и прикладывать усилия для достижения цели. Давайте рассмотрим некоторые игры, которые помогают сформировать самостоятельность:

  1. «Золушка»: прочитайте сказку «Золушка», после чего попросите малыша помочь главной героине отправиться на бал. Для этого перемешайте разные крупы, а затем дайте ребенку задание перебрать крупы (небольшой горстки будет достаточно). Упражнение не только полезно для развития самостоятельности, но и хорошо тренирует мелкую моторику.
  2. «День рождения куклы»: расскажите ребенку, что у его любимой куклы/игрушки день рождения. Малышу необходимо нарядить именинницу, накрыть стол, собрать гостей. Эта игра поможет изучить правила сервировки стола и этикет.
  3. «Теремок»: прочитайте ребенку сказку «Теремок». Расскажите, что его шкаф – это волшебный теремок. Задача малыша – определить, какие вещи будут жить в теремочке и на какой полке [Е. Сидорина, 2020].
  4. «Добрые ручки»: нарисуйте на ручках малыша глазки и улыбающийся ротик. Расскажите ребенку о том, что его ручки очень хорошие, ими можно кого-то погладить или сделать доброе дело. После этого попросите ребенка, чтобы он договорился со своими ручками ближайшие полчаса делать что-то полезное и доброе. По выполнению задания погладьте ручки, похвали их. Упражнение эффективно проводить после того, как ребенок нашкодил.
  5. Поваренок: эту игру проводят в группе детей. Ведущий называет овощ или показывает картинку с ними, а дети по очереди называют блюда, в которых этот овощ присутствует. Тот, кто правильно назвал блюдо, получает конфету. Побеждает тот, у кого больше конфет [Е. Яковлева, 2009].
  6. «Почтальон»: дети занимаются самостоятельной деятельностью. Один из малышей – «почтальон». Его задача – вручать письмо адресату. Тот, к кому он подошел с письмом, должен назвать свой домашний адрес, описать внешний вид дома, особенности. Конверты получают те, кто справился с заданием. Дети, справившиеся с упражнением, достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют что-нибудь для следующего получателя.
  7. «Придумай свой вопрос»: участники упражнения садятся в круг. Одному из детей в руки дается какой-либо предмет, который определяет ведущего, задающего вопрос. Следующий ребенок, который ответил на вопрос, забирает предмет и становится ведущим, и так по кругу. Упражнение учит формулировать вопросы и задавать их [Н. Коробкова, 2020].

Для формирования самостоятельности у детей раннего возраста с целью подготовки к школе автор книги «Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка» Наталья Круглова рекомендует использовать упражнение «Пуговицы»: в игре принимают участие 2 человека. Перед ними располагаются 2 одинаковых комплекта пуговиц (все пуговицы в комплекте разные). У каждого участника есть игровое поле (квадрат, поделенный на клетки). Тот, кто начинает игру, выставляет на своем игровом поле 3 пуговицы, второй игрок должен запомнить их расположение.

Затем первый игрок закрывает поле с пуговицами листком бумаги, второй игрок должен расположить на своем поле пуговицы так же, как они были расположены у партнера по игре. Чем больше пуговиц используется в игре, тем сложнее выполнять задание. Упражнение помогает планировать свои действия, брать на себя роль партнера и анализировать ситуацию с разных сторон.

Самостоятельное решение вопроса или выполнение задачи требует от ребенка сосредоточения фокуса внимания на цели. Для тренировки этого навыка Наталья рекомендует выполнить упражнение «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь», оно помогает развить умение действовать в уме по инструкции и составлять внутренний план действий. Ход упражнения: перед ребенком расположен квадрат, разделенный на 9 клеток. В центральной клетке размещена картинка (объект). Задача игрока – перемещать мысленно картинку в соответствии с указаниями ведущего (влево, вверх, вниз и т.д.) [Н. Круглова, 2010].

Формирование самостоятельности у детей школьного возраста

Воспитание самостоятельности – это непрерывный процесс, длится он до тех пор, пока ребенок не приобретет уверенность в собственных действиях и решениях, а взрослый не научится доверять своему дитя. Ребенок, попадая в самостоятельную среду, должен уметь налаживать общение с окружающими и находить контакт с незнакомыми людьми в случае необходимости. Этот навык противоречит золотому правилу, которое родители прививают своим детям: разговаривать с незнакомцами нельзя!

Здесь важно найти золотую середину: есть возраст, когда нельзя контактировать с незнакомцами и откликаться на их просьбы, и есть возраст, когда дети уже понимают, с кем общаться опасно, а с кем нет. Ребенок должен знать, что в случае непредвиденной ситуации (например, если он не может найти дорогу домой), он должен попросить о помощи окружающих.

Кстати, о дороге домой: родители часто сопровождают ребенка и боятся отпустить его одного, даже если он в силах дойти или доехать до пункта назначения сам. Предоставьте ему возможность самостоятельно передвигаться по городу. Сначала это могут быть небольшие расстояния и перемещение по знакомому пути, постепенно доверяйте ребенку изведать новые маршруты. Если вы переживаете за ребенка, воспользуйтесь гаджетами, которые помогут отследить его местонахождение.

Если вы привыкли проявлять гиперопеку и тотальный контроль в его личных делах, самое время изменить подход. Ребенок привыкает, что, например, мама тщательно проверяет домашние задания, сама выстраивает план дня, и в дальнейшем ему становится трудно брать на себя ответственность. Школьник должен уметь расставлять приоритеты, планировать выполнение задач и отвечать за выполненные уроки. Научите его этому.

Выделяйте в плотном графике ребенка время для помощи по дому. Он должен понимать, что порядок в его комнате, опрятность внешнего вида должна зависеть только от него. Если ваш ребенок в 12-14 лет не может самостоятельно приготовить себе завтрак или собраться в школу, это повод задуматься.

Дети в школьном возрасте должны уметь самостоятельно справляться со своими проблемами. Если постоянно вступаться за них в конфликтах со сверстниками, вы вселите в него уверенность, что он слабый и не может сам повлиять на ситуацию. Если ребенок проявляет инициативу к собственному заработку, не подавляйте ее даже, если он ни в чем не нуждается. Подработка поможет научиться ценить труд окружающих и управлять собственными финансами. Выберите вариант заработка, который будет ему по силам: помощь по хозяйству, продажа вещей, сделанных собственными руками, и т.д.

Если в раннем детстве родители сами выбирают, какие дополнительные занятия посещать ребенку, то в старшем возрасте оставляйте право выбора за ним. Школьники уже четко понимают, чем им интересно заниматься, учитывайте их желания и зарождающиеся таланты.

Дети должны думать своей головой. Технология формирования самостоятельного мышления у детей заключается в следующем: чаще обсуждайте с ними различные события, интересуйтесь их мнением, задавайте открытые вопросы и сдерживайте порыв навязать свое видение ситуации. Не ограждайте ребенка от неудач: за пеленой постоянной похвалы, помощи и поддержки, он не увидит реальной жизни. Дайте ему возможность оступаться, рисковать, набивать шишки. Проявите эмпатию, если ребенок испытывает боль от собственных неудач. Объясните, что ошибки совершают все, приведите пример из своей жизни [Д. Литткот-Хеймс, 2015].

Резюме

Самостоятельность – это ключевой навык. Трудно представить себе успешного человека, за которого все делают другие, правда? Конечно, каждый родитель хочет защитить своего ребенка от неудач, но иногда это стремление перерастает в гиперопеку, которая мешает формированию личности. Кто-то же, напротив, предоставляет полную свободу детям, не учитывая то, что они могут быть к этому не готовы.

Развитие навыка самостоятельности требует от ребенка и родителей сдержанности, терпения, усилий. Необходимо постоянно давать обратную связь своему дитя, почему какой-то поступок считается правильным, а какой-то хорошим, объяснять, за что вы его хвалите или ругаете. Если вы сомневаетесь, что вам удастся найти общий язык в этом вопросе, загляните на нашу онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации», где вы узнаете о том, как донести нужную информацию до ребенка, объяснить свою мысль, найти к нему индивидуальный подход и добиться взаимопонимания с ним (и вообще с любым человеком).

Не подавляйте стремление ребенка делать что-то самостоятельно. Не ругайте, если ему не удалось сделать хорошо с первого раза. Это как первые шаги младенца: сначала он падает и передвигается, держась за опору, и только после сотни попыток самостоятельно сделать первый шаг, он начинает ходить уверенно. Если вы считаете, что не в силах сами справиться этим вопросом, обратитесь за помощью к специалистам, которые дают консультацию для родителей по формированию самостоятельности у ребенка.

Желаем удачи!

И обязательно примите участие в нашем опросе:

Ключевые слова:1Коммуникации

Формирование самостоятельности | Psylist.net

Накопление практического опыта действования и развитие познавательной и общественной направленности формируют у ребенка-дошкольника стремление к самостоятельности. Самостоятельность развивается с возрастом ребенка, изменяясь по направленности и характеру проявлений.

Если на втором году жизни ребенок узнал, что может сам двигаться и действовать с некоторыми предметами, то на протяжении дошкольного периода он делает дальнейшее замечательное открытие: он может действовать среди других ребят и взрослых независимо от их желаний и требований, может сам выбирать игрушки, картинки, сюжет своего рисунка, может придумывать по своему желанию рассказ к картинке или игру.

Он может лепить, строить, помогать другим. Его начинают слушаться другие дети в играх, спорах. Даже взрослые иногда подчиняются его «хочу» и «не хочу». Да мало ли что он может сам сделать, построить, рассказать, выдумать!

Взрослые сами побуждают детей самостоятельно действовать, а позже и рассуждать, оценивать. Но те же взрослые постоянно ограничивают самостоятельность детей. Если четырехлетняя девочка, которую всегда побуждают самостоятельно одеваться, взяла то платье, которое полагается надевать лишь в праздничные дни, ее бранят за самоволие…

Развитие у детей-дошкольников возможности и необходимости самостоятельно действовать ставит перед воспитателем трудный вопрос о мере самостоятельности, допустимой и необходимой для правильного развития ребенка.

Многочисленные исследования… позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.

  1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением…
  2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия. Поэтому то, что оценивалось как проявление самостоятельности у двух-, трехлетних детей (умение аккуратно есть, одеваться без помощи взрослого) уже недостаточно для характеристики того же качества у старших детей.
  3. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях…

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Основное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях…

Инициативная активность ребенка выступает в разных формах его деятельности и общения, нередко выходя за пределы установленных взрослыми правил поведения. Одна из своеобразных форм детской активности – шалости.

Природа шалостей почти не изучена. Что это за явление? Закономерно ли оно или является нарушением правильного пути развития ребенка?… Шалость – это всегда действие. Это форма детской активности. Шалость возможна тогда, когда ребенок здоров, когда ярко выражена его эмоционально-положительная настроенность, когда избыток энергии, не израсходованный на игры и еще ненужной для труда, выступают в этом специфическом виде детского поведения.

В шалости ребенок проявляет свою инициативу. Она направлена на преобразование чего-то.

Возможность проявлять инициативу, выдумку, что-то по-своему переделывать, выступать в необычной роли вызывает у детей чувство огромной радости. Поэтому шалость всегда радостна, она приносит детям огромное, бурное удовольствие. Начав шалить, дети с трудом могут остановиться.

В большинстве случаев шалости – это новая, необычная форма общения ребенка со взрослыми или с другими детьми. В шалости ребенок выступает чаще всего как инициатор такого общения. Поэтому в шалости дети обычно проявляют положительное отношение к людям, и, хотя в процессе бурных действий ребенок может проявить неловкость, даже сделать больно другому, он сам этого пугается, старается приласкать и утешить пострадавшего. Этим доброжелательным отношением к людям шалость отличается от озорства, где инициатива ребенка намеренно направляется на то, чтобы досадить взрослому или сверстнику, доставить ему неприятность.

Могут быть выделены следующие группы шалостей. Первую группу составляют шалости-игры. Ребенок либо просто действует с другими, проявляя свою силу, увертливость, ловкость, либо, взяв на себя какую-то роль, проделывает то же самое под видом какого-то персонажа – волка, собаки, кошки, наездника и т.д.

Ко второй группе можно отнести шалости как необычные действия ребенка с вещами. Они мотивируются исследовательским, познавательным отношением к окружающему. Этот мотив можно было бы выразить формулой: «Что получится, если…»

Такие шалости характерны для детей более старшего возраста…

К третьей группе могут быть отнесены шалости, которые побуждаются стремлением ребенка проверить свои возможности и утвердиться в них. Мотив таких шалостей может быть выражен вопросом: «А сумею ли я?»…

Итак, в дошкольном периоде детства… происходят существенные изменения…

1. Перестраивается направленность ребенка. Роль органических потребностей как мотивов действия ослабевает. Все большую силу и действенность приобретают культурные потребности, познавательные интересы и специальные мотивы познания и общения.

2. В формировании общественных мотивов Поведения значительная роль принадлежит образцам, в качестве которых выступают конкретные взрослые люди. Ребенок подражает им… Однако нарастает значение активной деятельности самого ребенка. Она регламентируется известными и понятными ему правилами поведения. Последовательное их применение воспитателем и соответственно обоснованная оценка действий детей, защищающих или нарушающих определенное правило, становятся… основой их морального поведения. Повседневное действие по правилам обеспечивает формирование у дошкольников сложнейших привычек: бытовых, культурных и нравственных.

3. На основе выработанных стереотипов поведения может успешно формироваться ценнейшее качество личности – самостоятельность. Она проходит в своем развитии ряд ступеней и проявляется как в практической ориентировочно-исследовательской, познавательной деятельности, так и в его повседневном поведении со взрослыми и сверстниками. Нарастающая самостоятельность детей проявляется в различных формах инициативной активности детей, в постановке цели действия, выборе способа действия, подчинении тому или другому мотиву, а также иногда в непослушании, самоволии и упрямстве. Самостоятельное действование с доступными предметами и инициатива в общении с людьми выражают наиболее острую потребность детей дошкольного возраста в активности. Активность детей этого возраста имеет в основном познавательный характер и направленность на преобразование окружающего (посильное для дошкольников), открытие неизвестного (и самого себя), общение со взрослыми и детьми.

Подраздел: Хрестоматия по возрастной психологии

Похожие материалы в разделе Хрестоматия:

  • Л. В. Запорожец. Условия и движущие причины психического развития ребенка
  • Б.М. Теплов. Способности и одаренность
  • Павлов И. П.
  • Теплов Б. М.
  • Л.С. Выготский. Динамика и структура личности подростка
  • Феофраст. Характеры
  • В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов. К обоснованию генетической рефлексологии
  • Мотивы поведения
  • Задачи и методы психологии народов (Вундт В. Проблемы психологии народов//Тексты по истории социологии XIX-XX веков: Хрестоматия. М.: Наука, 1994. С. 75-90.)
  • С. Л. Рубинштейн

10 ежедневных занятий для развития самостоятельности дошкольников

  • Поделиться
  • Электронная почта

Воспитание самостоятельности у детей является важной задачей как родителей, так и педагогов.

Вот несколько идей и ежедневных занятий, которые помогут маленьким детям развить самостоятельность.

Хотя это может быть приятным чувством, когда ваш ребенок нуждается в вас, и вам приятно заботиться о нем и что-то для него делать, важно найти баланс между заботой и предоставлением ему возможности стать независимым.

Какова наша роль как родителя? Какова роль любого родителя в животном мире?

Чтобы вырастить наших детей, чтобы они могли справиться с этим миром без нас.

Возможно, мы не отправляем наших детей летать и никогда их больше не увидим, но мы, безусловно, хотим, чтобы они обладали навыками, необходимыми для самостоятельной жизни, и были функциональными и счастливыми взрослыми.

Дети имеют право на обучение навыкам самостоятельности. Это одна из основных эмоциональных потребностей всех детей.

Первые признаки независимости ребенка появляются, когда младенцы хотят делать что-то, например, держать свою ложку и есть самостоятельно или ходить куда-то самостоятельно.

Поощрять независимость у малышей так же просто, как позволить им делать то, что они пытаются сделать самостоятельно, или попросить вашего малыша о помощи здесь и там.

Однако к началу дошкольного образования вы должны активно обучать своих детей этому навыку. Чем самостоятельнее будут чувствовать себя ваши дети на этом этапе, тем больше у них будет чувства компетентности в себе.

Как мы можем воспитать независимость в раннем детстве? Вот 10 простых идей, которые можно включить в распорядок дня ваших детей.

1. Дайте ежедневные обязанности

Вам не нужно давать ребенку длинный список непосильной работы по дому, но можно ожидать, что он будет помогать с некоторыми легкими задачами каждый день.

Такие мелкие дела, как поднесение тарелок к столу, уборка посуды и помощь в развешивании белья, приучают к ответственности.

Вам также не нужно вознаграждать повседневные задачи, поскольку вы даете понять, что им не нужно помогать, если они не получают какую-либо компенсацию.

Скорее хвалите своих детей и говорите им, как замечательно, что все члены семьи помогают друг другу и заботятся друг о друге.

2. Пусть дети несут ответственность за свою спальню

Спальня вашего ребенка должна быть их территорией, а также их обязанностью.

Ожидается, что они будут убирать свои игрушки, складывать грязную одежду в корзину для белья и т. д.

Малыши печально известны тем, что отказываются подчиняться, поэтому учитывайте свои ожидания. Попросите их немного прибраться, пока вы поете песенку про уборку, но не ждите, что они отлично справятся со своей работой, когда они измотаны перед сном.

Если братья и сестры живут в одной комнате, научите их работать вместе, чтобы убираться в ней, или составить таблицу и разделить работу по дому.

Вы заметите разницу в том, как ваш ребенок держит парту в школе или потом упаковывает сумку.

Просто убедитесь, что вы не «исправляете» или не переделываете вещи, например, не выпрямляете одеяло на кровати (по крайней мере, не перед ними), иначе вы будете посылать сообщение о том, что они делают недостаточно хорошо. .

3. Пусть упакуют школьные сумки

Упаковываете ли вы все вещи вашего ребенка в школьную сумку, чтобы подготовиться к школе на следующий день?

Ммм… не ты идешь в школу. Лучше помогите им упаковать свою сумку.

Ваш ребенок должен понять, что вещи не появляются в его сумке волшебным образом каждый день. Им нужно начать практиковаться в том, как планировать следующий день.

Им нужна шляпа? Смена одежды? Предмет для «Покажи и расскажи»?

Если вы привыкли делать все это сейчас, вряд ли это изменится, когда ваш ребенок пойдет в старшие классы. Вам будут регулярно звонить из школы со слезами на глазах и просить принести книгу, спортивную форму или проект, которые остались дома.

Возьмите за привычку каждый день спрашивать ребенка, что ему нужно на завтра, и либо посылайте его собирать вещи, либо собирайте сумку вместе. Ваш ребенок также может помочь вам приготовить здоровую закуску в школу.

4. Не делайте того, что они могут сделать сами

Когда ваш ребенок может делать определенные вещи самостоятельно, например одеваться или чистить зубы, позвольте ему это делать.

Делая все за них, потому что это проще или быстрее, вы лишаете их независимости.

Худшее, что может случиться, это то, что ваш ребенок пойдет в школу в футболке, вывернутой задом наперед и вывернутой наизнанку, и в неподходящей обуви. Это не будет концом света.

5. Предоставьте выбор

Частью обучения независимости также является умение делать выбор самостоятельно и принимать мудрые решения.

Вместо того, чтобы устанавливать закон для всего или постоянно отвечать либо да , либо нет на запросы, упреждайте ситуацию, предоставляя выбор.

Попросите ребенка выбрать одно из трех зимних платьев, которые вы достали из его шкафа, вместо того, чтобы спорить, потому что ваш ребенок настаивает на том, чтобы носить летнее платье.

Дайте выбор деятельности.

  • Хотели бы вы сегодня, после школы, навестить бабушку или поплавать?
  • Хотите суп или карри на ужин?
  • Хотите убрать блоки или покрасить в саду?
  • Хочешь извиниться перед своим братом за то, что причинил ему боль, и пойти поиграть с нами на улице или подождать дома, пока не почувствуешь себя готовым извиниться?

Важно, чтобы ваш ребенок часто принимал решения и взвешивал ситуации, вместо того, чтобы ему постоянно говорили, что и как делать.

6. Сделайте доставку в школу быстрой и безболезненной

Ежедневная доставка не должна быть болезненной и травмирующей.

То, как вы к этому подойдете, сильно повлияет на то, как это воспримет ваш ребенок.

Прочитайте все о дошкольном отделении и о том, как вы можете сделать это приятным опытом.

7. Позвольте детям планировать свои собственные игровые свидания

Если вы тратите массу энергии на планирование веселых и захватывающих игровых свиданий для ваших детей и их друзей, вы берете на себя ненужную задачу и не позволяете своим детям заниматься самостоятельной игрой. .

Прочтите эту статью о том, почему на самом деле важно, чтобы ваши дети брали на себя управление и сами планировали свои игры .

8. Поговорите с ними и спросите их мнения

Очень важно часто разговаривать с детьми и проявлять интерес к их мнению.

Вы хотите, чтобы они не только действовали независимо, но и думали независимо и формировали собственные идеи и мнения.

Пусть ваши дети увидят, что вы интересуетесь их мыслями и мнениями, и они удивят вас своей проницательностью.

9. Позвольте детям разрешать свои конфликты

Важным моментом в жизни независимого взрослого является умение общаться с людьми и управлять взаимодействием и отношениями с ними.

Один из первых опытов взаимодействия с другими людьми — это конфликт во время игры. Позвольте своим детям разрешать большинство конфликтов с братьями, сестрами или друзьями самостоятельно.

Очевидно, что будут времена, когда вам нужно будет вмешаться, но по большей части позвольте им развить умение разрешать конфликт самостоятельно.

Когда ваш ребенок жалуется на кого-то или что-то, что произошло, спросите его, как он разберется с этим или что он может сказать, чтобы облегчить ситуацию.

Слишком легко сразу вскочить и сделать выговор другому ребенку. Тогда также станет слишком легко полагаться на вас, чтобы решить каждую проблему в будущем.

10. Сделайте своих детей ответственными

Один из лучших способов воспитать самостоятельность дошкольников — не позволять им развивать чувство ответственности. Этого не происходит, когда дети чрезмерно защищены от последствий.

Дети должны узнать о причине и следствии и о том, как их действия приведут к определенным последствиям, положительным или отрицательным.

Устранение каждой проблемы, недопущение разочарования вашего ребенка или отсутствие надлежащей дисциплины помешают вашему ребенку понять, какой будет его жизнь во взрослом возрасте.

Взрослые несут ответственность за свои действия, и детство — самое время научиться этому.

Эти 10 идей помогут вам научить вашего дошкольника быть независимым и освоить важные жизненные навыки.

Чем раньше появляются эти привычки, тем быстрее они становятся нормой. В начальных/начальных классах на самом деле слишком поздно, чтобы начинать учить самостоятельности.

Дети чувствуют себя более компетентными, когда они независимы.

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет. старые
Бесплатный доступ навсегда.

Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять статьи в закладки для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Расти .

  • Поделиться
  • Электронная почта

Воспитательный возраст Соответствующая независимость у детей младшего возраста Возраст от рождения до 8 лет

Наличие ребенка, способного сделать для себя как можно больше, безусловно, способствует более гладкому ежедневному функционированию в любой семье, но как это на самом деле выглядит и как ты доехал? По правде говоря, дети врожденно любят самостоятельность и ответственность, но найти то, что подходит для их развития и эмоций, может оказаться непростой задачей. Не бойтесь! Мы собрали несколько проверенных идей и советов, которые помогут укрепить у вашего малыша уверенность в независимости.

Когда мы думаем о независимости ребенка, мы хотим начать с простого и двигаться к сложному. С младенцами мы начинаем со сна, кормления, питья, а затем переходим к основным задачам по уходу за собой, таким как одевание и туалет, с малышами. Когда мы думаем о дошкольниках и детях школьного возраста, мы стремимся к мастерству в уходе за собой и большей самостоятельности в домашних делах, таких как приготовление еды, а затем в общественной среде школы, церкви и т. д. Не переусердствуйте! Ваш ребенок покажет вам, что именно его или ее интересует в данный момент, и следование примеру ребенка — отличный способ добиться уважительной и гармоничной независимости в вашем доме и за его пределами.

По мере того, как вы проходите эти вехи и этапы развития, помните, что иногда, когда ребенку нужна помощь, даже если он может что-то сделать, ваша помощь является напоминанием ему о том, что его любят. Например, ваш ребенок может попросить помочь ему почистить зубы или зачерпнуть еду на вилку, когда эта веха уже давно достигнута. В этот момент ребенок может просто захотеть почувствовать вашу любовь, помогая ему с заданием. Не волнуйся! Это не регресс, а укрепление вашего доверия и прочной связи. Если ваша семья или ребенок находятся в разгаре каких-либо серьезных изменений, таких как переезд, поступление в школу или добавление нового члена, эти потребности в дополнительном уходе за телом особенно распространены и нормальны.

Наша роль как родителей заключается не в том, чтобы подталкивать наших детей, а в том, чтобы наблюдать за ними и предоставлять им подходящие возможности быть независимыми по мере их готовности. Например, если вы заметили, что ваш ребенок интересуется, но не решается научиться кататься на двухколесном велосипеде, выделите 15 минут в день на отработку этого навыка. Если он/она действительно готов, продвижение к успеху будет быстрым и крутым. Если он или она еще не совсем там, вы увидите больше разочарования и отказа от велосипеда для других занятий. Мы ищем правильную задачу: не слишком сложную и не слишком легкую. Если мы продолжим призывать наших детей к здоровой независимости, мы обогатим их детский опыт и дадим им дары безопасности, уверенности и разумной степени самодостаточности (потому что нам всем нужно знать, когда обращаться за помощью), которые принесет им пользу на всю жизнь!

От рождения до 1 года независимости

От нуля до 1 года

Детство в первую очередь сосредоточено на основах еды, питья и сна. Не все семьи и культуры предъявляют одинаковые требования к независимости в эти годы, так что имейте это в виду, когда будете искать то, что подходит вашей семье.

Кормление

Когда ваш ребенок начнет есть твердую пищу, рассмотрите вариант отлучения от груди, ориентированный на самостоятельное кормление ребенка, а не на кормление с ложки. Ваш ребенок хочет делать то, что делают ваши старшие дети! Предложите малышу чашку-непроливайку или чашку с соломинкой, по которой он/она сможет ориентироваться самостоятельно. Еще один отличный способ воспитать самостоятельность во время приема пищи — научить вашего ребенка некоторым основным жестам. Например, обучение ребенка знакам «еще» и «все готово» или даже «вода» помогает сообщать о его/ее потребностях, а также помогает ребенку узнать: «Я все еще голоден?»

Движение

Настройте свою домашнюю обстановку на успех и движение! Разложите для ребенка игрушки, которые побуждают его подтягиваться, чтобы встать, ползать, ходить и т. д. Постарайтесь создать безопасную среду, в которой вы чувствуете себя уверенно, позволяя ребенку бродить и исследовать. Это возраст детских тюрем! Выбирайте батуты с застежкой-молнией (без больших прыгающих детей), где дети могут двигаться и исследовать в безопасном месте, пока вы занимаетесь домашними делами.

Сон

Когда дело доходит до режима сна, важны последовательность и предсказуемость. Будьте готовы работать над независимостью сна в течение многих месяцев и лет с вашим ребенком. В то время как новый родитель очень хочет достаточного сна, вы также должны убедиться, что вы доверяете ребенку, и это определенно требует времени. Подумайте о плюсах и минусах совместного проживания с родителями и/или братьями и сестрами. Установите режим сна и ночное время, которому вы можете следовать, и ваш ребенок быстро поймет, что это сигнализирует о времени сна. Включите вашего ребенка в семейное сообщество: сказки на ночь, купание/массаж, время молитвы и другие семейные ритуалы, которые помогут сигнализировать о сне для всех.

Младенцы довольно умны и быстро учатся тому, как должна происходить «жизнь». Если вы обнаружите, что сталкиваетесь с огромными битвами со сном или другой независимостью ребенка, возможно, ожидание — лучшее решение, пока ребенок не будет более готов к развитию и эмоционально. Воспитание независимости заключается в том, чтобы найти то, что является устойчивым для вас как родителя, а также то, что уместно и уважительно по отношению к вашему ребенку в его/ее возрасте.

Самостоятельность 2-3-летних детей

От двух до трех лет

На этом этапе вам нужно сосредоточиться на основных задачах по уходу за собой и безопасности вашего малыша. Сейчас самое подходящее время, чтобы научить вашего ребенка самостоятельности в одевании, купании, уходе за собой и т. д. Вам следует выбрать простую одежду: обувь на липучках или слипоны, рубашки и штаны с пуговицами или молниями. и т. д. Ваш ребенок начнет проявлять признаки самостоятельности при пользовании туалетом. Для ребенка в подгузниках подумайте о переходе на подтягивания для большей самостоятельности.

Обустройте домашнюю обстановку вашего ребенка так, чтобы все, что вы хотите, чтобы он имел доступ (игрушки, книги, сегодняшняя одежда), было на высоте его глаз. Дайте ребенку выбор! Поставьте две закуски на выбор. Подумайте о том, чтобы создать корзину для закусок, где все продукты будут отличным выбором. Ваш ребенок может начать помогать вам и с простыми повседневными задачами. Лучше всего начать с того, чтобы подумать о областях, в которых ваш ребенок может обучаться или практиковать навыки вместе с вашей работой, и постепенно приобретать компетентность с конечной целью в конечном итоге овладеть навыком.

Например, ваш 2-3-летний ребенок может быть вашим учеником в следующих ежедневных задачах:

  • душ
  • стирка
  • упаковка обеда или приготовление еды
  • чистка поверхностей
  • полив растений/садоводство
44
  • Независимость от 4 до 5 лет

    От четырех до пяти лет

    Дети на этом этапе готовы сосредоточиться на более сложных навыках самообслуживания. Сосредоточьтесь на контроле и словесном подкреплении вместо того, чтобы выполнять эти заботы о своих детях. Научите ребенка базовым навыкам чтения чисел или часов, чтобы он мог знать, когда пора просыпаться, ложиться спать и т. д. Это прекрасное время для использования тихих игрушек (лего, пазлы, аудиокниги).

    Вовлеките ребенка в обустройство его комнаты! Рассмотрите все действия, которые необходимы или важны на каждый день, и позвольте вашему ребенку быть настолько независимым, насколько он/она может ответственно справиться, например. подготовка снаряжения на следующий день. Дети этого возраста отлично справляются с получением вознаграждения с помощью диаграмм, купонов или других систем, если вам нужно обеспечить мотивацию. Социальные и игровые возможности здесь являются отличными мотиваторами! Сейчас самое время начать обучать ребенка основным навыкам работы с деньгами, например, расплачиваться наличными за игрушку в долларовом магазине.

    Ваш ребенок 4-5 лет может научиться выполнять следующие задачи:

    • следующие рецепты приготовления закусок или легких блюд
    • получение почты
    • мытье полов
    • столик)
    • грамотность во времени
    • уход за домашними животными
    независимость 6-8 лет

    от 6 до 8 лет

    Дети в младших классах освоили большую часть своих задач по уходу за собой и могут начать сосредотачиваться на более высоком уровне домашние задачи и роли, которые достигают в сообществе. Это отличный возраст, чтобы начать помогать с основными задачами по уходу за братьями и сестрами, а также с приготовлением пищи и ремонтом по дому. Дети на этом этапе также любят проекты и планирование, например, организацию и оформление киоска с лимонадом или планирование вечеринки по случаю дня рождения или обеда. Привлеките вашего ребенка к помощи в установлении его/ее режима дня и расписания, чтобы он/она могли начать думать о том, какие занятия являются приоритетными в вашей семейной культуре.

    Детям в этом возрасте нужна богатая домашняя среда (внутри и снаружи), а также соответствующие возможности для взаимодействия с другими людьми в обществе, например, с детьми. уроки плавания, волонтерство вместе с родителями и т. д. На этом этапе дети становятся все более социально осведомленными и мотивированными. Здесь важно овладеть важными навыками ведения социальных переговоров, поэтому убедитесь, что ваш ребенок имеет частый доступ к доверенным кругам детей, чтобы учиться вместе. Вы можете помочь в этом процессе обучения социальным навыкам, задавая соответствующие вопросы, например: «Как прошла игра с соседом сегодня днем?» «Он/она хорошо к вам относились? Было ли что-то, что заставило вас чувствовать себя грустным или неудобным?» Пусть ваш ребенок знает, что вы вкладываете в него/нее и доступны, когда это необходимо, чтобы обсудить все это.

    Ваш ребенок в возрасте 6-8 лет может обучаться следующим задачам:

    • управление деньгами (например, составление бюджета и покупка товара в магазине)
    • управление временем
    • покупка/создание рецепта
    • проекты рисования
    • помощь в сборке небольших домашних/механических проектов (например, помощь с качелями)
    • разрешение конфликтов
    • основной уход за братьями и сестрами (например: приготовление бутылочки или закуски)
    • планирование дня рождения или праздничной вечеринки

    Воспитание самостоятельности — увлекательная и иногда сложная задача для родителей. Будьте нежны с собой и своим ребенком, когда вы продвигаетесь по различным этапам. Регрессии распространены, но, в конце концов, дети в целом движутся к большей независимости на каждом этапе своей жизни. Быть проводником вашего ребенка во взрослую жизнь — важная и полезная обязанность родителей, и мы надеемся, что это руководство даст вам инструменты, чтобы с любовью вести вашего ребенка по этому пути, когда он / она будет к этому готов.