Формы и методы развития творческих способностей: Статья на тему: «Формы и методы развития творческих способностей». | Статья:

2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках изо

Для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное,  это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями. 

Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке.   Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства. 

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения10:

  1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. 

  2. Метод индивидуальной и  коллективной поисковой  деятельности.

     Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных. 

  3. Метод свободы в системе  ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

  4. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. 

  5. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи. 

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. 

Проникновение современных технологий в образовательную  практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности. 

Задания на уроках развития творческих способностей можно классифицировать на 3 вида:

  1. тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

  2. частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.

  3. творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного11.

Таким образом, стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.  

При проведении уроков ИЗО в среднем и старшем звене предусмотрены  нестандартные решения проведения уроков12:

  1. Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

  2. Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

  3. Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.

  4. Урок – прогулка/путешествие.

  5. Урок – панорама.

  6. Урок – репортаж с выставки.

  7. Урок – викторина.

  8. Урок — игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она  обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого  потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся.

На уроках ИЗО в среднем и старшем звене для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

При проведении уроков изобразительного искусства в среднем и старшем звене необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

  1. От знаний к творчеству – основной метод обучения.

  2. Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.

  3. Обеспечение последовательности творческого процесса.

  4. Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.

  5. Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.

  6. Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.

  7. Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.

  8. Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.

  9. Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.

  10. Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.

  11. Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.

  12. Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.

  13. Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира

13.

Формы и методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях изобразительным искусством

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Анищенко Л.В. учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №1 г. Армянска

Одним из важнейших факторов творческого развития обучающихся является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Педагогическая практика до­казывает что, использование соответствующих форм и методов обучения способствует развитию творческих возможностей обучающихся. Конечно ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. Чтобы разработать комплекс заданий, способствующих формированию творческих способностей учащихся, необходимо изучить различные методы обучения и формы организации учебной деятельности, выделить ведущие из них.

Формы организации учебной деятельности обозначают внешнюю сторону организации учебного процесса, связанные с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Учитель может обучать группу учащихся или же заниматься с одним учеником (индивидуальное обучение). Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся используется в различных организационных формах обучения, поскольку создает разные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы. В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучаемых. Вместе с тем она может отражать также временную регламентацию учебных занятий.

Метод обучения выступает как способ обучающей работы учителя и организации учебной работы по решению таких дидактических задач, как овладение теоретической и мировоззренческо-нравственной стороной изучае­мого материала, выработка умений и навыков по применению усвоенных знаний на практике, проверка и оценка знаний и т.д. Для решения каждой из этих задач используются определенные методы. Таким образом, понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса. В философском словаре дается определение – «метод – в общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» [3, с.  185]. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач. Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности. Дидактические исследования показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. И. Ф. Харламов [4, с. 188] все разнообразие методов обучения делит на пять следующих групп:

а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавателъной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

б) методы закрепления изучаемого материала;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала;

г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений;

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Если исходить из мнения американского психолога Д. Гилфорда [1], который в творческие способности художника включает компоненты – беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания), то и методы обучения должны быть согласованы и выбраны в соответствии с их целесообразностью.

По мнению Л. М. Масол [1, с. 73] ведущими методами художественно-творческой деятельности являются те, которые активизируют творческий процесс, способствующие формированию творческих способностей обучающихся в изобразительной деятельности.

Теоретическое обоснование художественно-интегративных методов делит их на три группы [1, с. 73]:

– духовно-мировоззренческий вид интеграции, осуществляемый на основе общего для всех видов искусств тематизма, связанного с отображением в искусстве различных аспектов жизни;

– эстетико-искусствоведческий вид интеграции, который осуществляется на основе введения родственных для различных видов искусств понятий и категорий – эстетических, художественно-языковых, жанровых и т. п.;

– комплексный вид интеграции (метод комплексной интеграции), предусматривающий одновременное сочетание нескольких видов интеграции, из двух предыдущих групп или еще и с добавлением к ним других.

Предложенная «Методика обучения искусству в начальной школе» Л. М. Масол [1, с. 72], рассматривает теоретико-методические основы интегрированного обучения искусству, где освещены художественно-педагогические методы. Для изучения интересующих прогрессивных методов, мы взяли за основу новейшую инновационную концепцию, предложенную автором, дополнили, расширили доказательную базу и связали процесс формирования творческих способностей со средствами изобразительного искусства. Это заключается в следующем.

Теоретическим обоснованием художественно — интегративных методов является интегративность, как совокупность и комплексность использования, входящих в них необходимых (выше указанных) средств изобразительного искусства. Рассмотрим суть этих методов и обоснуем их неразрывность, единство со средствами изобразительного искусства.

Метод духовно-мировоззренческой интеграции на основе общего тематизма, связанного с отображением явлений жизни в искусстве.

Осуществляет отображение в искусстве различных аспектов жизни. Тематический принцип сочетания элементов содержания является наидоступнейшим для учеников начальной школы. Технологическое обеспечение тематической интеграции (отражающей суть изображаемого, искусства, жизни и т.д.), воплощающей определенную духовно-мировоззренческую идею, достигается посредством сопоставления и сравнения образов в различных видах искусства (как признак художественного развития, культуры). Эмоционально усиливаются сравнения средствами искусства (стихи, пословицы, загадки и т.п.), театрализацией (интерпретации, инсценировки и т.п.) и средствами изобразительного искусства (средствами выразительности – композиция, ритм, статика, динамика, контраст, нюанс и др. ).

Метод эстетико-искусствоведческой интеграции на основе родственных понятий — эстетических, жанровых.

Осуществляется на основе введения родственных для различных видов искусств понятий и категорий эстетических, художественно-языковых, жанровых и т.п. Этот вид интеграции является достаточно сложным для внедрения в начальную школу при ограниченности художественного опыта. Недостаточно сформирован художественно-эстетический тезаурус младших школьников. Поэтому основой данной интеграции должны стать эмоционально-образные аналогии, раскрывающие сущность искусства, куда входит художественно-языковая интеграция, которая объединяет средства выразительности различных видов искусств, а именно – средств выразительности (линия, цвет, форма, объем, композиция, ритм, статика, динамика, контраст, нюанс). Жанровая интеграция способна усиливать эмоционально-образное впечатление учащихся о портрете, пейзаже, сказочной, фантастической, сюжетной композиции, так как во многих видах искусства – в литературе, музыке, архитектуре, театре присутствуют данные жанры или их элементы.

Метод комплексной интеграции, который предусматривает одновременное соединение основных видов интеграции – метода духовно-мировоззренческой интеграции (тематической), метода эстетико-искусствоведческой интеграции (эстетической, жанровой, художественно-языковой) или других видов (образно-символической в том числе).

Комплексный вид интеграции, кроме сочетания рассмотренных видов интеграции, из двух предыдущих групп предполагает добавление к ним других, например, образно-символические виды интеграции (игры-пантомимы, символические образы – дерево-легенда, человек-птица, жар-птица и др.). Этот вид интеграции обеспечивает творчество и увлечение искусством. Творческие способности на занятиях изобразительного искусства формируются также посредством активизации межсенсорных взаимодействий на материале синтетических искусств, в частности, сценических (хореография, драматический театр) и экранных (киноискусство, телевидение, видео), которые следует внедрять как дополнительные, так как их использование в полном объеме определяет необходимость кардинальных изменений в традиционном обеспечении условий преподавания искусства.

Интерактивные методы создают условия для коммуникативной и кооперативной деятельности. Диалоговые формы педагогического общения являются способом стимулирования мотивации к учебной деятельности учащихся, проявлению рефлексии в процессе творческой деятельности.

Не менее важным является проблемно-эвристический метод, направленный на активизацию интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач, тем более что согласно психологии дети младшего школьного возраста склонны к фантазированию, воображению.

Метод художественно-педагогической драматургии способствует поддержанию высокого уровня эмоциональности, красочности и возвышенности чувств. Давно замечено, что педагогика сродни искусству. Воплощение положений театральной педагогики, в частности принципов художественно-педагогической драматургии, способствуют превращению обычного занятия в сценическое действие, повышает эмоциональный, мотивационный потенциал.

Итак, методы художественно-творческой деятельности являются ведущими на занятиях изобразительным искусством. Однако развитие творческих способностей требует и использования методов внутреннего мотивирования процесса учения, а именно: предоставление свободы выбора, использование интересного учебного материала, метода сотрудничества. 

Метод, включающий комплексный вид интеграции, предусматривающий одновременное сочетание нескольких видов интеграции, способен обеспечить внутреннюю мотивацию, как наиболее устойчивую к учебной деятельности. Доказательством тому служат образно-символические виды интеграции, (например, художественные образы – дерево-легенда, человек-птица, жар-птица, сказочный флот и др., которые обеспечивают максимальную свободу выбора сюжета). Метод комплексного вида интеграции предусматривает использование интересного учебного материала, так как связан с отображением в искусстве различных аспектов жизни и является универсальным для познания различных видов искусств, что в свою очередь активизирует эмоции и чувства, так необходимые для учебной мотивации. Метод сотрудничества, являясь составной частью метода комплексного вида интеграции, позволяет реализовать в максимальной степени свои творческие силы, потому, что обеспечивают необходимую коммуникацию.

Однако, относительно ориентации на художественно-педагогические технологии, методы не должны исключать роль средств изобразительного искусства, таких как увлечение искусством, художественное развитие (культуру), суть, содержание искусства, язык искусства, творчество (которые составляют средства в широком их значении и смысле), а также в более узком значении – средств изобразительного искусства предусматривающих использование различных видов, жанров и средств выразительности изобразительного искусства.

По мнению Л. М. Масол [1], не стоит умалять значение и других методов, тем более что они органично входят в методы художественно-творческой деятельности. Это интерактивный метод – от англ. interaction – взаимодействие. Интерактивный – означает «способный к взаимодействию, сотрудничеству, диалогу» [1, с. 91]. Интерактивный метод создает условия для коммуникативной и кооперативной деятельности. Диалоговые формы педагогического общения являются способом стимулирования интерпретационной деятельности учащихся, проявления рефлексии в процессе творческой деятельности. Не менее важным является проблемно-эвристический метод [1, с. 80], направленный на активизацию интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Эвристическая беседа развивает творческое мышление учащихся в процессе их творческой деятельности. Метод художественно-педагогической драматургии способствует поддержанию высокого уровня эмоциональности, красочности и возвышенности чувств на занятиях изобразительного искусства [1, с. 60]. Давно замечено, что педагогика сродни искусству. Существует большинство похожих моментов между педагогической и актерской деятельностью, в обоих случаях действия человека выступают своеобразным инструментом публичного влияния, направленного на аудиторию. Воплощение положений театральной педагогики, в частности принципов художественно-педагогической драматургии, способствуют превращению обычного занятия в сценическое действие, повышает его эмоциональный потенциал. В этом случае «режиссура предусматривает: вступление или интродукцию (сообщение темы) – завязка (постановка проблемы) – развитие (изложение темы) – кульминацию (решение проблемы) – конец (вывод)» [1, с. 60]. Бесспорно, эти шаги, совпадают с приведенной дидактической темой урока, которая во время изложения материала по искусству обычно формализуется, но иногда наоборот – насыщается эмоционально – эстетическим отношением к традиционным фрагментам занятия, наполняется осознанными смыслами, которые энергично передаются от искусства. Так кульминация (в переводе с латинского – вершина) – напряжение в требует определенного возвышения эмоционального фона даже на грани общей насыщенной духовно-творческой атмосферы.

Так же органично входят в методы художественно-творческой деятельности методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах занятия, позволяя педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей. М. Б. Теплов рассматривает такие средства дифференциации: разработка заданий различной трудности и объема; разная мера помощи учителя учащимся при выполнении заданий; вариативность темпа освоения учебного материала [2, с. 5]. Практика показывает, что на каждом этапе занятия возможно и необходимо использовать методы дифференциации и индивидуализации. Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала – является актуализация полученных ранее знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе объяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом ученики получают разную меру помощи. Использование дифференцированных и индивидуальных заданий зависит от спецификации и целей занятия, уровня подготовленности и интереса к учению, в нашем случае, творческой деятельности. Большое «разнообразие методов и приемов обучения позволяет эффективно организовать работу с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика» [2, с.  8].

Рассмотренные методы развития творческих способностей школьников на занятиях изобразительного искусства должны быть связаны с известными методами мотивации учебной деятельности.

Это, прежде всего, методы внутреннего мотивирования процесса учения: предоставление свободы выбора; максимально возможное снятие внешнего контроля; учет задач обучения, которые должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика; использование интересного учебного материала; ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений обучающихся; личный пример педагога, как показатель высокого мотивированного действия; помощь; метод «авансирования доверием, похвалой»; методы – соперничества, самоутверждения. Рассмотрим основные из них:

1. Предоставление свободы выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина, осознает ответственность за его результаты.

2.  Максимально возможное снятие внешнего контроля стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом.

3. Учет задач обучения, которые должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом, тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.

4. Использование интересного учебного материала должно способствовать формированию положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся.

5. Ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников должна учитывать личные стандарты, которые вырабатывает для себя сам ученик. Такой же стандарт относительно достижений своих подопечных формирует и учитель.

6. Личный пример учителя, как показатель высокого мотивированного действия должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

7. Помощь оказывается для того, чтобы учащийся стремился к взаимности, она должна последовать своевременно и соответствовать ситуации. Тогда учащийся связывает помощь со своими способностями, с причинами, зависящими от него, а не от внешних условий.

8. В педагогической работе рекомендуется применять метод «авансирования доверием, похвалой». Применяя этот метод, хвалят, оказывают доверие тому, кто его ещё не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность.

9.  Мотивация может осуществляться с использованием механизмов, которые выступают как методы, побуждающие к учебной деятельности, это: методы – соперничества, самоутверждения.

Сотрудничество с другими людьми, определяется как способность к взаимодействию в процессе общения, так как в столкновении мнений высекаются дополнительные искры идей, которые, в конце концов, правят нами и миром. Самоутверждение опирается на характер целеполагания – понимание обстоятельств и условий, в которых приходится осуществлять свою жизненную цель.

Повышение учебной мотивации связано с характером познавательной активности учащихся:

– дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.),

– наглядность,

– творческие работы по разным предметам,

– участие в предметных олимпиадах,

– научно – исследовательская деятельность,

– проектная деятельность учащихся,

– внеклассные мероприятия по предметам,

– индивидуализация (учёт не только способностей, но и интересов),

– дифференциация (разноуровневые задания).

Методы повышения учебной мотивации, связанные с использованием различных педагогических технологий:

– игровые,

– личностно- ориентированные,

– развивающие,

– проблемное обучение,

– компьютерные,

– интегрированные уроки,

– карточки, перфокарты для индивидуальной работы.

С точки зрения психологии, мотивация с использованием самооценки (методов воздействия на самооценку) может осуществляться следующим образом:

– методом поддержания в учащемся устойчивой положительной самооценки, что приводит к уменьшению негативизма;

– методом апелляции к самооценке и самоуважению личности;

– методом формирования реалистичного уровня притязаний за счет оптимального соответствия трудности задач способностям и возможностям;

методом формирования внутреннего фокуса контроля – объяснения причин успеха достаточностью усилий и способностей, а неуспеха – недостаточностью усилий;

методом антиподной мотивации, то есть он может быть использован при наличии в учащемся психической защиты типа «преувеличение-преуменьшение» и зависимости его от оценок со стороны.

Форма обучения, как дидактическая теория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Средствами изобразительного искусства является:

– в широком значении – увлечение искусством, художественное развитие, творчество;

– узком смысле – использование различных видов, жанров и средств выразительности изобразительного искусства.

Во-первых, увлечение искусство приносит наслаждение его творениями и формирует потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним. Во-вторых, художественное развитие (культура) состоит из трех элементов: суть, содержание искусства; язык искусства; творчество. Суть, содержание искусства – это, собственно, те жизненные проблемы, ради разрешения которых и существует искусство. Язык искусства – это образное строение, через которое художник выражает, а зритель воспринимает содержание произведения. Но язык искусства – это не просто его изобразительные средства (хоть они часто отождествляются с языком). Язык – это само образное строение произведения, система, структура, метод использования этих средств. В-третьих, творчество в искусстве явление сложное и многоплановое, поэтому необходимо развивать такие же творческие возможности человека. Именно эта способность предусматривает наличие двух элементов: способность накапливать, усваивать багаж знаний, и способность нарушать стереотип, который уже сложился, готовность делать шаг в неизведанное.

В узком значении средствами изобразительного искусства являются виды искусства. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура – являясь видами искусства, служат средствами отражения мира в творческой и художественной деятельности, и, прежде всего через средства выразительности (цвет – в живописи, линия – в графике, форма и объем – в скульптуре и архитектуре, декор – в декоративно-прикладном искусстве, а также – композиция, ритм, статика, динамика, контраст, нюанс). Если видам изобразительного искусства характерны технологические процессы, то жанры включают содержательную сущность произведения искусства (изображение человека – портрет, природы – пейзаж, различных предметов – натюрморт; исторический, батальный, анималистический, сказочно-былинный, бытовой жанры соответственно – исторические, батальные, народные, бытовые сюжеты, а также сюжеты с животными, птицами и т.п.)

Итак, возникает вопрос о том, какие же формы и методы, способствующие развитию творческих способностей в изобразительной деятельности, должны быть использованы, чтобы средства изобразительного искусства в полной мере содействовали развитию творческих способностей по изобразительному искусству. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы. Мы рассмотрели методы духовно-мировоззренческой интеграции, эстетико-искусствоведческой интеграции и метод комплексной интеграции обеспечивают интегративность, как совокупность и комплексность использования, входящих в них необходимых (выше указанных) средств изобразительного искусства. Они являются ведущими в формировании творческих способностей. Но это не исключает использование всех рассмотренных нами методов, так как полноценный процесс по формированию творческих способностей будет не возможен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. 39. Масол Л. М. Методика навчання мистецтва у початковій школі / Л. М. Масол, О. В. Гайдамака, Е. В. Бєлкіна, О. В. Калініченко, І. В. Руденко.– Х. : Веста : Видавництво «Ранок», 2006. – 256 с.

2. 72. Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) / М. Б. Теплов. – М. : Просвещение, 1971. – 195 с.

3. 77. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – М. : Просвещение, 1987. – 388 с.

4. 80. Харламов И. Ф. Педагогика : [учеб. пособие] / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 2005. – 520 с.

14


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно

Аннотация: нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Ключевые слова: пальцевая живопись, метод тычка, проступающий рисунок, печать листьями, кляксография, монотопия, техника граттаж. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Цель работы с детьми по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изо-деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральностикоторый заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка. Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель – ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется. 

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксографиякогда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов .

Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения).

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы – матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
  3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. – Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.
  8. Ланина И.В., Кучеева Н.В. Изобразительное искусство для малышей (4-5 лет). – М.: Ранок, 2012.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
  10. Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М.: Академия развития, 2012.

Д-р Сера Смолен — Введение в развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей

 

 

Посылка

Все дети рождаются с творческими способностями. Врожденные творческие способности любого ребенка можно развить посредством дисциплинированной практики творческих упражнений, которые дают ребенку полную свободу выбора. Большие творческие способности — это искусство делать выбор.

 

Что такое развитие творческих способностей?

Развитие творческих способностей — это философия и метод, основанные на идее о том, что артистизму и вдохновению можно научить посредством дисциплинированной практики творческого мыслительного процесса. Метод был разработан на основе научного анализа трудов великих творческих гениев во всех областях.

 

Зачем музыканту это изучать?

Концертные артисты — гении перфоманса. Они сочетают в себе техническое мастерство с глубоко личным стилем и пониманием. Когда ученик создает свою собственную музыку, он развивает личный выразительный стиль, а также более глубокое понимание того, откуда берется музыка. Затем он становится более чувствительным к другим композиторам и может лучше выражать себя на разных музыкальных языках. Обычно это называют музыкальностью.

 

Каковы философские цели развития творческих способностей?

Мы верим, что великие творческие способности рождаются в поисках истины и красоты. В нашем стремлении понять наш мир и в нашей потребности сделать его лучше лежат корни всей гениальности и всего роста и развития человечества. Развитие творческих способностей, благодаря методу постоянной творческой деятельности и самовыражения, помогает учащимся в их личном поиске истины и красоты. Конечная цель развития творческих способностей состоит в том, чтобы этот поиск стал частью образа жизни каждого ученика как в музыкальной сфере, так и за ее пределами.

 

Кто может изучать развитие творческих способностей?

Развитие творческих способностей предназначено для обучения родителей и/или учителей. Поскольку он основан на слуховом восприятии, а не на теоретических знаниях, для занятий дома требуется очень небольшая музыкальная подготовка. Ученик может начать заниматься в возрасте двух лет или всякий раз, когда он / она начинает заниматься музыкой. Развитие творческих способностей организовано в прямой связи с Книгой 1 Судзуки, поэтому ее можно легко изучать вместе с методом Судзуки.

 

Развитие творческих способностей развивает навыки джазовой импровизации, игры на скрипке, классической импровизации и импровизации с использованием музыки народов мира. Музыканты, прошедшие обучение в области САПР, завоевали Грэмми в этих областях. В то время как многие путешествуют по миру как создатели своих собственных форм искусства, многие другие являются ведущими исполнителями в оркестрах по всей стране.

 

Essential Facts

• Творчество — это искусство выбора.

•Дисциплинированная практика искусства выбора развивает творческие способности.

•Свобода выбора, необходимая для творческого развития, достигается за счет устранения критики в творческой среде.

•Правило №1 на занятиях по САПР и практике: «Ошибки не бывает».

•Недавние исследования показали, что акт импровизации использует медиальную префронтальную кору головного мозга – часть, которую мы используем, чтобы описать себя. Таким образом, изучение импровизации учит нас использовать собственный музыкальный голос, развивая при этом уникальную музыкальность.

•Вдохновение — это третий шаг в творческом процессе, следующий за сознательной работой над творческой задачей и периодом сознательного отдыха, когда подсознание берет верх.

•Вдохновение можно определить как точку, в которой подсознание общается с сознанием.

Развитие творческих способностей: 

Пять стадий творческих способностей 

Наука и искусство / Правда и красота 

-Dr. Sera Smolen 2021 

  

Работая в тесном сотрудничестве с Элис Канак, автором и композитором серии «Развитие творческих способностей», я с 19 лет ежедневно включаю «CAD» вместе с семьями в моей виолончельной студии Suzuki.94. Я был побужден поделиться этим прекрасным процессом в качестве приглашенного врача в летних институтах и ​​со многими группами учителей и родителей по всему миру. Я изучил и исполняю множество различных форм импровизации со всего мира. Я считаю, что начало работы с САПР позволяет молодым музыкантам развиваться во всех направлениях.

Алиса Канак изучила мемуары великих художников и ученых-историков. Создают ли ученые новые вещи иначе, чем художники? Она обнаружила, как художники и ученые выполняют «сознательную работу» в течение дня в лабораториях, офисах, библиотеках, театрах и музыкальных студиях. Ночью их мозг естественным образом направляет сознательную работу в область, где выполняется «бессознательная работа». Днём работаем. Однако круглые сутки проблемы поглощаются внутренней, тайной работой ума. Параметры проблемы усиливаются, украшаются и смягчаются в огромном бессознательном. Наличие художественной или научной проблемы, которую нужно решить, обязательно откроет удивительные пути коммуникации внутри разума. Этот таинственный универсальный танец между сознательным и бессознательным предшествовал величайшим открытиям в истории, как художественным, так и научным. Подобно великим художникам и ученым, которые пишут об этом в своих мемуарах, мы делаем обычный скромный объем работы днем. Ночью проблемы и их возможные решения выворачиваются боком и наизнанку. Мы работаем на следующий день, чтобы на следующую ночь его можно было заказать повторно, доработать и изменить пропорции, пока не появится самое элегантное решение. Каждый из нас может иметь этот волнующий доступ ко всему разуму.

  

Пять стадий развития творческих способностей

Стадия 1: Ломать лед 

  

 Наши первые эстетические потребности возникают в возрасте 2 лет. начинают импровизировать. Книги Элис Канак для начинающих — «Игра от сердца» и «Музыкальная импровизация для детей». Эти сборники очень коротких импровизаций приглашают самых маленьких музыкантов спонтанно использовать свои первые навыки игры на инструменте. Они играют, притворяясь рассказом, воображая животных и слушая. Мы просто берем «один пункт» из нашего последнего урока и предлагаем детям поиграть с ним. Они могут щипать две открытые струны с посаженными ногами или использовать несколько выбранных нот на одной струне. Они представляют божью коровку на цветке, жирафа, лягушек, радугу, грозу или летающую лошадь Пегаса, свободно импровизируя с очень простыми инструкциями.

Чтобы растопить лед, все на земле начинают с одной ноты. Мастер-импровизатор Дэвид Дарлинг называет это «One Quality Sound». Мы просто продолжаем делать музыку из этого единственного звука. Это может быть умиротворение, неуверенность, загадочность или дикость… это может быть организованное исследование музыкальной идеи, а может превратиться в плещущиеся жесты. Некоторые студенты робкие, а другие бесстрашные или глупые. Некоторые повторяют что-то много раз, в то время как другие начинают с изучения всего своего выбора. Все это абсолютно нормально. Как учителя или родители, наша работа состоит в том, чтобы создать в классе атмосферу, в которой «нет такой вещи, как ошибка». Мы наблюдаем все это с расслабленной уверенностью и восторгом. Мы принимаем эту атмосферу урок за уроком, практика за практикой. Это подтверждает для студентов, что все было в порядке.

  

Начинающие ученики струнных инструментов добавляют ноты к своим импровизациям на основе имеющихся у них навыков. «Веселая импровизация для скрипки (или альта, фортепиано или виолончели)» — это обширный ресурс, на изучение которого у студента часто уходит около двух лет. Они импровизируют: «Каков ответ на мой вопрос?» который стал хорошо известен во всем мире. Каждый игрок генерирует множество музыкальных ответов на этот знакомый музыкальный вопрос. Этот музыкальный вопрос похож на «как дела?» На него никогда не дается окончательного или исчерпывающего ответа. Свобода и дисциплина объединяются этой ежедневной практикой дополнительных спонтанных выборов. Днем они играют, а бессознательное каждую ночь продолжает решать творческие задачи. Они играют «Каков ответ на мой вопрос?» на следующий день, наполненный свежими идеями из спящего бессознательного разума. Этот простой процесс продолжается. Он «раскалывает лед», чтобы сознательный разум, работающий линейно, мог танцевать с бессознательным умом, обладающим бесконечным запасом скрытых душевных измерений. Познакомиться с этим, казалось бы, неряшливым процессом — значит сломать лед, кем бы вы ни были, каким бы старым вы ни были.

  

Я начал импровизировать в юности, много лет обучаясь классической музыке в университете. Правило «Нет такой вещи, как ошибка» отправило меня в очень незнакомый мир! Я был в ужасе от мысли, что могу совершить ошибку, и думал, что могу умереть. Я импровизировал на пляже, в темноте, в храмах, на вечеринках и в немых фильмах. Я импровизировал в джазовых группах, с умирающими людьми, в концертных залах и кафе по всему миру, с авангардными музыкантами и в студиях звукозаписи. Я выполнял импровизированные проекты с танцорами, поэтами, художниками, барабанщиками и с людьми, которые не говорят на моем языке. Используя универсальный язык музыки, мы наводим мосты, чтобы общаться с людьми разных культур. Мы все рождаемся творческими, и никогда не поздно начать. В конце концов, мы все можем найти наши забытые и похороненные подлинные голоса. Есть много классических музыкантов, которые нашли свежий воздух, изучая музыку за пределами академии.

  

Стадия 2. Обретение голоса 

  

 Мы рождаемся со своими песнями внутри. Мы изучаем шедевры, чтобы они стали частью великой музыкальной истории, которая предшествует нам. Мы приобретаем необходимые навыки и необходимую музыкальную лексику, которую используем для импровизации. Каждый человек может играть, пока не раскроет свой уникальный музыкальный голос. По моему опыту, людям требуется два-три года, чтобы пройти эту стадию. Мы, учителя, учимся способствовать этому узнаваемому, нелинейному, органичному процессу. Мы делаем упор на игры, самовыражение и музыкальность. Как всегда, «ошибки не бывает», и большую часть дней мы импровизируем хотя бы пару минут. Каждый инструмент начинается в самой доступной, идиоматической тональности, в которой мы остаемся надолго, сочиняя музыку. Многие студенты, у которых твердый тон в тренировочной комнате, могут начать мягко импровизировать. Они играют сами с собой, открывая лабиринт музыкальной красоты глубоко внутри, где есть скрытый мир форм, цветов и воспоминаний. Они слушают шепот собственного музыкального голоса, который начинает подниматься на поверхность. Все идеально. Без проблем. Тон возвращается.

  

Эксперименты с полетом пальцев могут контрастировать с другими художественными путешествиями: повторение трех нот в течение недели, цитирование музыкальной идеи, найденной в репертуаре, оркестровой музыке или гаммах. Каждый человек приобретет свое собственное уникальное музыкальное выражение, касаясь инструмента по-своему, так, как только они отваживаются от одной ноты к другой. Постепенно появится музыкальный голос, который начнет петь свою собственную песню. Мы начинаем слышать связные фразы, а позже и целые музыкальные произведения. Возможно, самые красивые, самые сильные песни еще не созданы.

  

«Веселая импровизация для скрипки (альта, фортепиано или виолончели)» представляет греческие лады. Греки утверждали, что семь ладов (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский и т. д.) являются вечными, архетипическими «настроениями» человеческой души. Я не могу сказать, правда ли это, но кажется, что каждый модус соответствует чему-то древнему и врожденному каждому из нас. Я люблю назначать один лад в качестве тонализации, после чего импровизируем в этом ладу несколько недель. На типичном уроке действительно есть одна свободная минута для импровизации. Позже, конечно, мы находим греческие лады в джазе, мировой музыке, сольном репертуаре и оркестровой музыке.

В разделе «Развитие творческих способностей» мы начинаем использовать греческие лады для импровизации в одновременных частях. «Импровизирующие струнные квартет» посвящен импровизационным играм, упражнениям и вариациям, созданным спонтанно послойно с использованием различных музыкальных ролей. Игроки учатся создавать дроны, мелодии, ритм-машины, музыкальные футбольные игры, телефонные игры и имитационные задачи. Игроки узнают о теории музыки, лидерстве, слушании и общении. Исполнение импровизированного струнного квартета развивает навыки музыкальной структуры, динамики, текстуры и контраста. Мы начинаем с более простых стратегий импровизации в начале процесса обучения импровизации, продолжая использовать эту книгу до тех пор, пока не перейдем к относительным мажорам и минорам, импровизируем в разных стилях и пока не сможем создать квартетное выступление без репетиций! Днем мы экспериментируем с самовыражением, мелодической лексикой, басовыми партиями и играми-имитациями, в то время как бессознательное ночь за ночью строит дополнительные леса. Хотя это искренне происходит со всеми и каждым, это все еще глубоко трогает меня. Услышать уникальный художественный голос, чудесным образом возникающий в результате этого процесса, до сих пор захватывает дух.

  

Этап 3. Обмен голосом и его использование 

  

На этом этапе мы видим, что учащиеся естественным образом стремятся к виртуозности, превосходящей то, что мы думали, что они могут. Теперь у нас есть молодые музыканты с богатым музыкальным опытом и причинами для его использования. Учителя и родители продолжают слушать без осуждения, довольные и уверенные, что все так и должно быть. В детской музыке столько же жизни, сколько и в детском искусстве.

  

«Basslines and Fantasies» Элис Канак позволяет исполнителям импровизировать в каждой тональности, перемещаясь по инструменту, перемещаясь вверх и вниз по струнам. Импровизировать во всех тональностях — это отправная точка, демонстрирующая знания, выразительные навыки и теорию музыки. Эта красивая коллекция дает учащимся басовую партию в каждой тональности с фантастической пьесой в этой тональности. Музыка Элис Канак открывает сердца, вдохновляя людей всех возрастов широким спектром музыкальных путешествий, к которым мы возвращаемся снова, с большей выразительностью и артистизмом.

  

 «Импровизация струнных квартетов» продолжает предлагать более сложные импровизационные игры, позволяющие нам использовать то, что мы знаем о теории музыки, музыкальных ролях и лидерстве. Изучение теории музыки путем создания музыки делает теорию ясной и незабываемой. Это так отличается от того, чтобы сдавать тест по теории музыки, сидя за столом. Студенты соединяют слои ритмов вместе и добавляют ритмическую модуляцию. Они дают и получают музыкальные реплики, создавая темы с вариациями. Они создают басовые партии, которые подразумевают последовательность аккордов. Они учатся создавать мелодии с помощью гула, ритмических рисунков и остинато. Мы учимся генерировать гармоничные мелодии и вариации на тему. Им предлагается спонтанно создавать драматические выразительные контрасты, подобные огню и льду. Мы слышали импровизированные струнные квартеты, созданные как профессионалами, так и студентами музыкальных вузов.

  

Стадия 4: Отрыв: поиски истины и красоты 

  

На практике совершенно импровизированный струнный квартет часто репетируется молодыми музыкантами в непринужденной игровой форме. Несмотря на то, что они вместе смеются на репетиции, мы слышим общий сон, поднимающийся в атмосферу комнаты от их музыки. После дней и ночей в течение многих лет сознательная работа становится связанной с бессознательным процессом. Будет «ах-ха!» момент. Это может занять сотни часов импровизации, но лампочка зажжется. Есть способ использовать красоту, чтобы говорить правду. Сознательная работа может расцвести в скрытом мире бессознательного. Величайшие из великих ученых, самые легендарные художники и даже духовные провидцы соглашаются: Истина есть Красота и Красота есть Истина. Музыкант, изучавший классическую музыкальную литературу с двойной подготовкой к творчеству, имеет собственный «голос», с нотной лексикой и синтаксисом на инструменте. Они усвоили музыкальные условности. Всегда ли это «красиво» или нет, не имеет значения. Искренность выражения, необходимая для того, чтобы сказать правду, вводит нас во внутреннее царство красоты.

Стадия 5: Вдохновение и метапознание

В 1865 году Август Кекуле открыл структуру бензольного кольца. Вместе с другими учеными он много лет работал над этой проблемой. Решение пришло из его подсознания. Однажды, лазая с детьми по яблоням, он посмотрел на небо и увидел изображение змеи с хвостом в пасти. Это был последний проблеск, который ему был нужен, чтобы раскрыть самое изящное, окончательное решение тайны, стоящей за структурой бензольного кольца.

Есть много примеров этой пятой стадии творческих способностей, имевших место на протяжении всей истории. Совсем недавно в прокат вышел документальный фильм «Мой учитель-осьминог». Мы можем увидеть все пять этапов творчества, поскольку Крейг Фостер много месяцев работал над уточнением мощного сообщения в этом проекте.

Истина и Красота должны быть интегрированы в каждого из нас.

Творчество раскрывается, давая нам больше информации на протяжении всей нашей жизни, поэтому каждый из нас может внести свой вклад в поэзию прошлого и будущего. Мы синтезируем и интегрируем навыки, чтобы выразить наш опыт, продолжая поиски, пока наша музыка не обретет символическую силу. Катарсический прорыв в тренировочной комнате мы называем вдохновением или этим «ах-ха!» момент в лаборатории также называется «мета-познание».

Великие творческие способности рождаются в поисках истины и красоты.

 В нашем стремлении понять наш мир и в нашей потребности сделать его лучше лежат корни всей гениальности и всего роста и развития человечества.

На протяжении всей истории те мужчины и женщины, которые больше всего нуждались в понимании и передаче правды и красоты, были теми, кто был ответственен за самые важные и долговременные достижения».

— Элис Канак

  

 

Расширение возможностей для творческого мышления

Как доценты и штатные преподаватели, мы постоянно напоминаем себе о необходимости быть гибкими. Мы знаем, что успех требует от нас «принятия ударов» — адаптации и реагирования на меняющиеся обстоятельства, идеи и личности. Напоминание себе о необходимости быть гибкими служит лицензией, предоставляя нам разрешение отходить от стандартного текста или обычного курса действий всякий раз, когда это полезно или необходимо, и придумывать собственные способы достижения целей, разрешения разногласий, вовлечения или поощрения. учащиеся.

Всякий раз, когда мы призываем себя быть гибкими — импровизировать или мыслить нестандартно, — мы бросаем себе вызов «мыслить творчески». Однако немногие из нас когда-либо выражали это словами, поскольку мысль о творчестве вызывает у большинства из нас чувство дискомфорта.

Большая часть нашего дискомфорта с творчеством коренится в неуверенности в себе. Очень немногие из нас считают себя творческими. Дополнительный источник дискомфорта в творчестве проистекает из нашего двойственного отношения к творческим людям. Предполагается, что «творческие типы» — это яркие или очень беспокойные персонажи, чье поведение идет вразрез с условностями, которые бросают вызов тем самым ценностям и отношениям, которые большинство из нас находят утешительными и обнадеживающими.

Предположение, что творчество — это таинственный талант, которым обладают лишь немногие чудаки, конечно же, ошибочно. По правде говоря, творческое мышление является обычной частью человеческого опыта, и оно выражается как в повседневных, так и в исключительных формах. Несоответствие между нашим восприятием творчества и его реальностью создает фундаментальное непонимание того, что такое творчество на самом деле.

Что такое творчество?

Креативность — это навык мышления. Это компонент наших способностей решать проблемы и процесс, посредством которого мы генерируем ряд возможных идей, мыслей и решений. Чем больше у человека способностей к творческому мышлению, тем больше количество и диапазон вариантов, которые он может предложить. Чем больше число и диапазон вариантов, тем больше вероятность того, что один из них обеспечит путь к решению проблемы.

Творческие мыслители умеют решать проблемы, будь то проблема изобретательства, самовыражения или образования. Креативность может проявляться в, казалось бы, мелочах, таких как импровизация в галереях, когда ожидаемый объект был удален с выставки, или в более крупных достижениях, таких как разработка инновационных способов улучшить свои коммуникативные навыки или привлечь недостаточно обслуживаемую аудиторию.

Многие считают, что творчество — это то, с чем вы либо рождаетесь, либо нет; однако это не совсем точно. Как и в случае с любым другим навыком, у некоторых из нас это получается лучше, чем у других, но все мы можем улучшить свои способности к творческому мышлению. Творческое мышление можно практиковать, развивать и улучшать. И те из нас, кто проводит время в музеях, исторических местах, природных центрах, зоопарках, парках и садах, оказываются в одних из лучших мест для этого. Предметы, артефакты и окружающая среда, представленные этими объектами, будоражат воображение и фактически «говорят» о возможностях.

Как работает творчество?

Исследователи в области образования, которые изучали, как творческие люди генерируют свои идеи, обнаружили, что это происходит с помощью одного или комбинации четырех методов. Во-первых, это беглость или способность развивать большое количество идей. Во-вторых, гибкость или способность развивать широкий спектр идей. Третье — оригинальность, или способность развивать очень индивидуальные или отличающиеся идеи. Четвертая — разработка, или способность приукрашивать и обогащать существующие идеи.

Умение провоцировать и стимулировать эти четыре формы мышления может расширить ваше личное творчество, а также творчество тех, кого вы обучаете. Начните с того, что задавайте открытые вопросы или ставьте открытые задачи. Вы можете разработать такие вопросы или задания, чтобы выявить больше идей, более широкий спектр идей, очень персонализированные идеи или очень подробные идеи просто по тому, как вы их конструируете. Например:

Если вы хотите выявить большое количество идей или мыслей, используйте вопросы или задания, призванные вызвать большее количество ответов, например: «Сколько… вы можете придумать?» или «Составьте список из как можно большего количества… сколько сможете». Такие вопросительные вопросы требуют беглого мышления.

Когда требуется более широкий спектр вариантов или идей, попробуйте задавать вопросы или давать задания, вызывающие большее разнообразие ответов, например: «Как еще вы могли бы подумать…?» или «Какой другой ответ вы можете придумать? ..?» Эти вопросительные предложения побуждают к гибкому мышлению.

Если вы хотите, чтобы люди выражали свою индивидуальную природу, мыслительные процессы или убеждения, используйте вопросы или задания, вызывающие очень персонализированные ответы, используя такие фразы, как «Что бы вы сделали? . . ?» или «Придумай свой собственный…». Они могут стимулировать оригинальное мышление, побуждая участников развивать индивидуальные идеи.

Чтобы получить более подробные ответы, задавайте вопросы, провоцирующие приукрашивание, используя такие фразы, как «Расскажите нам больше о…». или «Что еще вы знаете о…?» Такие вопросительные вопросы извлекают дополнительную информацию из участников, требуя уточняющего мышления.

Помните, что вопросы и задания, предназначенные для стимулирования творчества, должны быть «открытыми», чтобы быть эффективными. Термин «открытый» относится к вопросам или задачам, которые не имеют заранее определенных, правильных или ожидаемых результатов. Когда вы требуете творческого мышления от себя или от других, вы должны быть готовы приспособиться к многочисленным, разнообразным и очень персонализированным ответам. Имейте в виду, что производство возможностей , в отличие от получения правильного ответа, является целью творческого мышления.

Обучение расширению творческого мышления

Возможно, вы и ваши посетители посетили выставку тропических лесов в зоопарке. Если вы хотите, чтобы было активное участие и появилось много идей, вы можете начать с беглого вопроса, например: «Сколько вещей говорит вам, что эта среда тропическая?» Или, если вы путешествуете по ботаническому саду, вы можете предложить посетителям «составьте список всех слов, которые вы могли бы использовать для описания этого бочкообразного кактуса». Затем вы могли бы обсудить множество способов, которыми эти характеристики защищают растение от суровых условий окружающей среды.

Если вы осматриваете фургон Conestoga с посетителями и хотите, чтобы они учитывали не только его медленную скорость, вы можете задать вопрос гибкости, например: «Что еще, помимо продолжительности поездки, вы должны учитывать, если вы должны были перевезти вашу семью за две тысячи миль в таком фургоне? Или, если вы изучаете портрет, вы можете спросить посетителей: «Что еще, помимо физического описания этого человека, дал нам художник на этой картине?»

Возможно, вы смотрите на абстрактное произведение искусства и хотите, чтобы к нему относились более индивидуально. Вы можете начать с вопроса: «Если бы вы создали эту картину, как бы вы ее назвали и почему?» Это должно стимулировать оригинальное мышление и довольно оживленную дискуссию. Или вы можете спросить посетителей исторической выставки: «Если бы вы были репортером, освещающим события того периода времени, каким был бы заголовок вашей передовой статьи?»

Или, если вы рассматриваете пейзажную картину и хотите, чтобы посетители ощутили более глубокий отклик на нее, вы можете поощрить их образное мышление. Вы можете попросить их: «Опишите, что художник, возможно, хотел, чтобы вы услышали и почувствовали, используя детали, которые вы найдете на картине». Или вы можете просто попросить посетителей «рассказать нам больше» о любом ответе, который они предлагают на открытые вопросы.

Обучение творческому мышлению — это весело и открывает безграничные возможности. Это позволяет каждому участвовать, высказывать свое мнение и делиться своими мыслями и реакциями, независимо от их знаний или предыдущего опыта. Обучение творческому мышлению также уместно в музеях, исторических местах, зоопарках, парках и садах, поскольку эти учреждения признают многочисленные и разнообразные способы просмотра, исследования и оценки их коллекций.

Практикуясь, мы можем оттачивать свой потенциал для создания творческих мыслей. А зная, как стимулировать и развивать творческое мышление, мы можем разработать для посетителей упражнения и задания, которые побуждают их делать то же самое. Ибо обучение творческому мышлению, возможно, является самой богатой и наиболее увлекательной формой образовательного взаимодействия.

Алан Гартенхаус,  Редактор издательства

Гартенхаус, Алан. «Расширение способности мыслить творчески», Доцент Педагог 6.2 (зима 1996-97): 2-3.

Критическое и творческое мышление (Версия 8.4)

Передача знаний (содержание) и развитие мыслительных навыков считаются сегодня основными целями образования. Явное преподавание и внедрение критического и творческого мышления во все области обучения побуждает учащихся к мышлению более высокого порядка. Используя логику и воображение, а также размышляя о том, как им лучше всего решать проблемы, задачи и проблемы, учащиеся все чаще могут выбирать из целого ряда мыслительных стратегий и использовать их выборочно и спонтанно в растущем диапазоне учебных контекстов.

Занятия, способствующие критическому и творческому мышлению, должны включать как независимые, так и совместные задания, а также подразумевать своего рода переход или напряжение между способами мышления. Они должны быть сложными и увлекательными и содержать подходы, которые находятся в пределах способностей учащихся, но также побуждать их мыслить логически, рассуждать, быть непредубежденными, искать альтернативы, терпеть двусмысленность, исследовать возможности, проявлять новаторский подход к риску. и использовать свое воображение.

Критическое и творческое мышление можно одновременно поощрять с помощью действий, объединяющих разум, логику, воображение и инновации; например, сосредотачиваясь на теме логическим, аналитическим способом в течение некоторого времени, сортируя противоречивые утверждения, взвешивая доказательства, обдумывая возможные решения, а затем, после размышлений и, возможно, всплеска творческой энергии, вырабатывая новаторские и взвешенные ответы. . Критическое и творческое мышление — это коммуникативные процессы, развивающие гибкость и точность. Коммуникация является неотъемлемой частью каждого мыслительного процесса. Делясь мыслями, визуализацией и инновациями, а также предоставляя и получая эффективную обратную связь, учащиеся учатся ценить разнообразие стилей обучения и общения.

Область обучения или предмет с наибольшей долей описаний контента, помеченных как критическое и творческое мышление , размещается первым в списке.

F-6/7 Гуманитарные и социальные науки (HASS)

В австралийской учебной программе F-6/7: гуманитарные и социальные науки учащиеся развивают способность к критическому и творческому мышлению, поскольку они учатся накапливать знания по конкретным дисциплинам. об истории, географии, гражданском праве и гражданстве, а также экономике и бизнесе. Студенты учатся и практикуют критическое и творческое мышление, задавая вопросы, исследуя, анализируя, оценивая и сообщая информацию, концепции и идеи.

Учащиеся выявляют, изучают и определяют вопросы для разъяснения социальных проблем и событий, а также применяют навыки рассуждения, интерпретации и анализа данных и информации. Критическое мышление необходимо для процесса исторического исследования, потому что оно требует способности подвергать сомнению источники, интерпретировать прошлое на основе неполной документации, оценивать надежность при выборе информации из ресурсов и разрабатывать аргументы, используя доказательства. Учащиеся развивают критическое мышление посредством географических исследований, которые помогают им мыслить логически при оценке и использовании доказательств, проверке объяснений, анализе аргументов и принятии решений, а также при глубоком обдумывании вопросов, на которые нет однозначных ответов. Учащиеся учатся критически оценивать тексты о людях, местах, событиях, процессах и проблемах, в том числе потребительских и финансовых, на предмет оттенков смысла, чувств и мнений, определяя субъективный язык, предвзятость, факты и мнения, а также способы использования языка и изображений. манипулировать смыслом. Они развивают гражданские знания, рассматривая множество точек зрения и альтернатив, а также размышляя о действиях, ценностях и отношениях, тем самым информируя свои решения и стратегии, которые они выбирают для переговоров и разрешения разногласий.

Учащиеся развивают творческое мышление посредством изучения социальных, политических, правовых, гражданских, экологических и экономических проблем, прошлых и настоящих, спорных, не имеющих очевидных или простых ответов и требующих решения проблем и новаторских решений. Творческое мышление важно для разработки творческих вопросов, предположений и интерпретаций во время исследования. Учащихся поощряют проявлять любопытство и воображение в исследованиях и полевых работах, а также изучать соответствующие творческие тексты.

Критическое и творческое мышление необходимо для представления вероятного, возможного и предпочтительного будущего в отношении социальной, экологической, экономической и гражданской устойчивости и проблем. Учащиеся творчески обдумывают соответствующие варианты действий и разрабатывают планы личных и коллективных действий. Они развивают предприимчивое поведение и способности представлять возможности, рассматривать альтернативы, проверять гипотезы, искать и создавать инновационные решения, а также творчески думать о влиянии проблем на свою жизнь и жизнь других людей.

7-10 История

В австралийской учебной программе: история критическое мышление необходимо для процесса исторического исследования, поскольку оно требует способности ставить под сомнение источники, интерпретировать прошлое на основе неполной документации, разрабатывать аргументы с использованием доказательств и оценивать достоверность при выборе информации из ресурсов. Креативное мышление важно при разработке новых интерпретаций для объяснения аспектов прошлого, которые оспариваются или недостаточно понятны.

7-10 География

В австралийском учебном плане: география учащиеся развивают критическое и творческое мышление, исследуя географическую информацию, концепции и идеи посредством обучения на основе запросов. Они развивают и практикуют критическое и творческое мышление, используя стратегии, которые помогают им мыслить логически при оценке и использовании доказательств, проверке объяснений, анализе аргументов и принятии решений, а также при глубоком обдумывании вопросов, на которые нет однозначных ответов. Учащиеся изучают ценность и процесс разработки творческих вопросов и важность предположений. Студентов поощряют проявлять любопытство и воображение в исследованиях и полевых работах. Учебная программа по географии также стимулирует учащихся к творческому мышлению о том, как лучше спроектировать места и пространства, которые они используют, а также о возможном, вероятном и предпочтительном будущем.

7-10 Обществознание и граждановедение

В рамках австралийской учебной программы: обществознание и граждановедение учащиеся развивают навыки критического мышления при изучении демократической системы правления в Австралии. Они учатся применять процессы принятия решений и использовать стратегии для переговоров и разрешения разногласий. Студенты развивают критическое и творческое мышление посредством изучения политических, правовых и социальных вопросов, на которые нет очевидных или простых ответов и которые требуют решения проблем и инновационных решений. Учащиеся рассматривают различные точки зрения и альтернативы, творчески обдумывают соответствующие варианты действий и разрабатывают планы действий. Австралийская учебная программа: гражданское право и гражданственность побуждает учащихся к творческому осмыслению влияния гражданских вопросов на их собственную жизнь и жизнь других людей, а также к рассмотрению возможных путей решения этих вопросов.

7-10 Экономика и бизнес

В австралийской учебной программе: экономика и бизнес учащиеся развивают свое критическое и творческое мышление по мере того, как они находят, исследуют и определяют вопросы, чтобы прояснить экономические и деловые вопросы и/или события, а также применить рассуждения, навыки интерпретации и анализа данных и/или информации. Они развивают предприимчивое поведение и способности представлять возможности, рассматривать альтернативы, проверять гипотезы, а также искать и создавать инновационные решения экономических и деловых вопросов и/или событий.

Искусство

В австралийской учебной программе: искусство критическое и творческое мышление является неотъемлемой частью создания произведений искусства и реагирования на них. Создавая произведения искусства, учащиеся опираются на свое любопытство, воображение и мыслительные способности, чтобы задавать вопросы и исследовать идеи, пространства, материалы и технологии. Они рассматривают возможности и делают выбор, который помогает им идти на риск и творчески выражать свои идеи, концепции, мысли и чувства. Они рассматривают и анализируют мотивы, намерения и возможные влияющие факторы и предубеждения, которые могут быть очевидны в произведениях искусства, которые они создают и на которые они реагируют. Они предлагают и получают эффективную обратную связь о прошлых и настоящих произведениях искусства и выступлениях, а также общаются и делятся своими мыслями, визуализацией и инновациями с различной аудиторией.

Технологии 

В австралийской учебной программе: технологии учащиеся развивают способность к критическому и творческому мышлению, когда они представляют, генерируют, развивают и критически оценивают идеи. Они развивают мышление и способность к абстракции, работая над сложными проблемами, не имеющими простых решений. Учащиеся анализируют проблемы, уточняют концепции и размышляют о процессе принятия решений, занимаясь системным, проектным и вычислительным мышлением. Они выявляют, изучают и уточняют информацию о технологиях и используют эти знания в различных ситуациях.

Учащиеся критически и творчески думают о возможном, вероятном и предпочтительном будущем. Они рассматривают, как данные, информация, системы, материалы, инструменты и оборудование (прошлое и настоящее) влияют на нашу жизнь и как эти элементы можно лучше спроектировать и управлять ими. Экспериментирование, рисование, моделирование, проектирование и работа с цифровыми инструментами, оборудованием и программным обеспечением помогает учащимся развивать визуальное и пространственное мышление и создавать решения, продукты, услуги и среду.

Здоровье и физическое воспитание 

В рамках Австралийской учебной программы: Здоровье и физическое воспитание (HPE) учащиеся развивают свои способности логически, критически и творчески мыслить в ответ на ряд вопросов, идей и задач, связанных со здоровьем и физическим воспитанием. Они узнают, как критически оценивать доказательства, относящиеся к области обучения, и широкий спектр связанных средств массовой информации и других сообщений, чтобы творчески генерировать и исследовать оригинальные альтернативы и возможности. В учебной программе HPE навыки критического и творческого мышления учащихся развиваются посредством обучения, которое побуждает их задавать вопросы и искать решения проблем со здоровьем, изучая и разрабатывая соответствующие стратегии для продвижения и защиты личного, социального и общественного здоровья и благополучия. Учащиеся также используют критическое мышление, чтобы исследовать свои собственные убеждения и бросить вызов социальным факторам, которые негативно влияют на их собственную и чужую идентичность, здоровье и благополучие.

Австралийская учебная программа: здоровье и физическое воспитание также предоставляет возможности обучения, которые поддерживают творческое мышление посредством создания танцев, игр и совершенствования техники. Учащиеся развивают понимание процессов, связанных с созданием движения, и размышляют о реакциях своего тела и своих чувствах по поводу этих движений. Включение подхода критического исследования — одно из пяти предложений, которые сформировали учебную программу HPE.

Английский

Критическое и творческое мышление необходимы для развития аналитических и оценочных навыков и понимания австралийской учебной программы: английский язык. Учащиеся используют критическое и творческое мышление, слушая, читая, просматривая, создавая и представляя тексты, взаимодействуя с другими, воссоздавая литературу и экспериментируя с ней, а также обсуждая эстетическую или социальную ценность текстов. Благодаря тщательному анализу текста, а также чтению, просмотру и прослушиванию учащиеся критически анализируют мнения, точки зрения и невысказанные предположения, содержащиеся в текстах. В ходе обсуждения у учащихся развивается критическое мышление, поскольку они делятся личными ответами и выражают предпочтения в отношении конкретных текстов, излагают и обосновывают свою точку зрения и реагируют на мнения других.

При создании собственных письменных, визуальных и мультимодальных текстов учащиеся также изучают влияние или влияние субъективного языка, чувств и мнений на интерпретацию текста. Учащиеся также используют и развивают свои способности творческого мышления, когда они рассматривают инновации, сделанные авторами, представляют возможности, планируют, исследуют и создают идеи для творческих текстов, основанных на реальных или воображаемых событиях. Студенты изучают творческие возможности английского языка для представления новых идей.

Языки

Обучение по австралийской учебной программе: языки позволяют учащимся взаимодействовать с людьми и идеями из разных слоев общества и точек зрения, что улучшает критическое мышление и рефлексию, а также поощряет творческое, дивергентное и образное мышление. Учась замечать, связывать, сравнивать и анализировать аспекты целевого языка, учащиеся развивают критические, аналитические навыки и навыки решения проблем.

Математика

В австралийском учебном плане: математика учащиеся развивают критическое и творческое мышление, поскольку они учатся генерировать и оценивать знания, идеи и возможности, а также использовать их при поиске решений. Вовлечение учащихся в рассуждения и размышления о решениях проблем и стратегиях, необходимых для поиска этих решений, является основной частью австралийской учебной программы: математика.

Студентам рекомендуется критически мыслить при обосновании своего выбора стратегии расчета или определении соответствующих вопросов во время статистического исследования. Им предлагается искать альтернативные подходы к математическим задачам; например, определение того, когда проблема похожа на предыдущую, рисование диаграмм или упрощение проблемы для контроля некоторых переменных.

Естествознание

В австралийской учебной программе: естествознание учащиеся развивают способность к критическому и творческому мышлению, поскольку они учатся генерировать и оценивать знания, идеи и возможности, а также использовать их при поиске новых путей или решений. В области изучения естественных наук критическое и творческое мышление заложено в навыках постановки вопросов, предсказаний, рассуждений, решения проблем путем исследования, принятия решений, основанных на фактических данных, а также анализа и оценки доказательств. Учащиеся развивают понимание концепций посредством активного исследования, которое включает планирование и выбор соответствующей информации, оценку источников информации для формулирования выводов и критического осмысления собственного и коллективного процесса.

Креативное мышление позволяет развивать новые для человека идеи, что является неотъемлемой частью развития научного понимания. Научное исследование способствует критическому и творческому мышлению, поощряя гибкость и непредубежденность, когда учащиеся размышляют о своих наблюдениях за миром и способности использовать и разрабатывать новые процессы для достижения этой цели. Концептуальное понимание учащихся становится более сложным, поскольку они активно приобретают все более научный взгляд на свой мир и способность исследовать его с новых точек зрения.

Work Studies

В австралийской учебной программе: Work Studies, 9–10 классы, учащиеся развивают способность логически, критически и творчески мыслить в отношении концепций работы и условий рабочего места. Эти способности развиваются за счет акцента на процессы критического мышления, которые побуждают учащихся подвергать сомнению предположения и дают им возможность создать собственное понимание работы, личного обучения и обучения на рабочем месте.

Навыки творческого мышления учащихся развиваются и практикуются благодаря возможностям обучения, которые поощряют инновационную, предпринимательскую и проектную деятельность, поддерживая творческие ответы на рабочие, профессиональные и производственные проблемы. Студенты также учатся реагировать на стратегические и проблемные вызовы, используя творческое мышление.