Функции левого и правого полушария головного мозга: Функции полушарий головного мозга и их развитие

Дисфункция правого полушария головного мозга, или Издержки воспитания и образования

115

Лукьянова И. Е.Сигида Е. А.Утенкова С. Н.

Файл статьи:

Аннотация: В представленной статье говорится о функциональной специализации полушарий (межполушарная асимметрия) как об одной из фундаментальных закономерностей организации мозга. Обосновывается, что межполушарная асимметрия определяет многие индивидуальные врожденные особенности психического развития. Рассматриваются две стратегии психического развития человека в связи с особенностями сенсорного восприятия правого и левого полушария. Существование этих стратегий находит все более широкое признание у специалистов и учитывается в рамках дефектологической практики, так как показано, что в процессе развития головного мозга полушария развиваются разновременно. Правое полушарие развивается быстрее левого, и его вклад в психическое и физическое развитие, особенно в начальные годы, является основополагающим.

Воспитание и образование способствует переходу доминирующих функций от правого полушария к левому — появляется левополушарная латерализация. Повышенные требования к неподготовленным структурам мозга, и в частности к левому полушарию, могут привести к срыву нервно-психической деятельности. Преобладание в психофизическом развитии правого полушария, со свойственной ему образностью мышления, может привести к неспособности логически, предметно усвоить буквы и цифры и соответственно делает проблематичным в начальных классах обучение математике или грамматике. Для понимания общего принципа дисфункции полушарий головного мозга в статье введено психофизиологическое понятие «дисфункция правого полушария» (ДПП). Отмечается, что дезинтеграция полушарий мозга приводит к гностико-праксическим нарушениям, при которых дисфункция правого полушария играет ключевую роль. Правое полушарие более тесно связано с подкорковыми структурами мозга, и ДПП может проявляться деформацией различных вегетативных функций.
К наиболее известным нарушениям, связанным с рассогласованностью полушарий мозга, рассматриваемым в нейропсихологии, относятся агнозия, афазия и апраксия. Функциональная асимметрия полушарий мозга ставит вопрос о дифференцированном подходе к реабилитации и обучению детей с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей межполушарного взаимодействия.

Ключевые слова: межполушарная асимметрия; полушария мозга; головной мозг; левополушарная латерализация; дезинтеграция полушарий; психические функции; нейропсихология; нервная система.

Abstract: The article deals with the functional specialization of hemispheres (interhemispheric asymmetry) as one of the fundamental laws of brain organization, which determines many individual innate features of psychological development. Two strategies of human psychological development are considered in connection with the peculiarities of the sensory perception of the right and left hemispheres. These strategies are increasingly recognized and taken into account within the framework of defectological practice, as it is shown that in the process of brain development, the hemispheres develop at different times.

The right hemisphere develops faster than the left and its contribution to psychological and physical development, especially at an early age, is determinative. Education facilitates the transition of dominant functions from the right hemisphere to the left — there emerges left hemisphere lateralization, which leads to hemispheric dysfunction. Increased requirements for unprepared brain structures, and specifically for the left hemisphere, can lead to disruption of neuropsychological activity. The predominance in the psychophysical development of the right hemisphere, responsible for the imagery of thinking, can lead to inability to logically and substantively learn letters and numbers and, accordingly, makes learning primary school mathematics or grammar prob-lematic. To understand the general principle of cerebral hemispheric dysfunction, the article introduces the psycho-physiological concept of “right hemi-sphere dysfunction” (RHD). It is noted that the disintegration of the hemispheres of the brain leads to gnostic-practical disorders, in which the dysfunction of the right hemisphere plays the key role.
The right hemisphere is more closely related to the subcortical structures of the brain and DPP can be manifested by deformation of various vegetative functions. The most well-known disorders associated with brain interhemispheric disintegration considered in neuropsychology include agnosia, aphasia and apraxia. Functional asymmetry of the hemispheres of the brain raises the question of a differentiated approach to the rehabilitation and training of children with special educational needs, taking into account the peculiarities of interhemispheric interaction.

Key words: interhemispheric asymmetry; brain hemispheres; brain; left hemisphere lateralization; interhemispheric disintegration; psychological functions; neuropsychology; nervous system.

  • Назад
  • Вперед

11. Неравнозначность структур и функций левого и правого полушария головного мозга человека.

Известно, что с возникновением праворукости (а ее появление связано с трудом и, по-видимому, относится к очень ранним этапам истории человека), а затем и связанной с ней речи, возникает известная латерализация функций, которая отсутствует у животных, но которая у человека становится важным принципом функциональной организации мозга.

Левое полушарие (у правшей) становится доминантным; именно оно начинает осуществлять речевые функции, в то время как правое полушарие, не связанное с деятельностью правой руки и речью, остается субдоминантным. Этот принцип латерализации функций становится решающим принципом функциональной организации мозговой коры человека.

Левое (доминантное) полушарие играет существенную роль не только в мозговой организации самих речевых процессов, но и в мозговой организации всех связанных с речью высших форм психической деятельности — категориального восприятия, активной речевой памяти, логического мышления и др., в то время как правое (субдоминантное) полушарие в меньшей степени участвует в их протекании.

Принцип латерализации высших функций в коре головного мозга вступает в силу только на уровне вторичных и третичных зон коры, которые играют основную роль в функциональной организации информации, доходящей до коры головного мозга, осуществляемой у человека с помощью речи.

У взрослого человека функции вторичных и третичных зон левого (ведущего) полушария начинают коренным образом отличаться от функций вторичных и третичных зон правого (субдоминантного) полушария. Подавляющее число симптомов нарушения высших психологических процессов, описанных при локальных поражениях мозга, относится к симптомам, возникающим при поражениях вторичных и третичных зон доминантного (левого) полушария, в то время как симптоматика поражения этих же зон субдоминантного (правого) полушария изучена несравненно меньше. Проблема своеобразия в организации функций мозга человека снова привлекает к себе острое внимание исследователей (см. обзор Дрю, Эттлингера, Милнер и Пассингхэма, 1970).

Следует, однако, учитывать, что абсолютная доминантность левого полушария встречается далеко не всегда и, таким образом, закон латерализации имеет лишь относительный характер. Так, по данным последних исследований (Зангвилл, 1960; Субирана, 1969), лишь одна четвертая часть людей является полностью правшами, несколько больше одной трети проявляет выраженное преобладание левого полушария, в то время как остальные отличаются относительно слабым преобладанием левого полушария, а в одной десятой всех случаев такое преобладание левого полушария вообще отсутствует.

Проблема функциональной асимметрии в нейропсихологии

С эволюционной точки зрения, асимметрия — это общая фундаментальная закономерность организации всех биологических систем и, в частности, деятельности мозга позвоночных. Асимметрии мозга человека и животных не могут рассматриваться вне связи с общей картиной мира и всеобщими закономерностями природы. Главнейшая из них —

опосредованность пространством и временем, ей отводится фундаментальная роль в процессе приспособительной эволюции.

Данное явление в своей основе имеет совершенствование форм адаптации активного живого существа к обитанию в трехмерном пространстве, гравитационном поле и временном континууме.

В отношении живых организмов обычно рассматриваются два типа асимметрий — структурные (морфологические, для человека — антропологические) и функциональные, которые в свою очередь могут быть представлены неравномерностью или неравноценностью физиологической работы симметричных органов, несхожестью психического функционирования полушарий и периферических отделов парных анализаторов.

Анатомические, экспериментальные и бытовые данные говорят о том, что кортикальная асимметрия проявляется главным образом в тех функциях, которые приобретаются в течение длительного периода в детстве и имеют социальную значимость. Морфологическими и функциональными предпосылками оценки пространственно-временной структуры является наличие минимум двух отражающих аппаратов, обеспечивающих количественные различия в приеме одних и тех же компонентов объективной реальности.

Для любой локализации процесса и результата необходима, как известно, помимо источника раздражения еще и фиксация начала отсчета (нулевая координата), по отношению к которому и происходит оценивание (в отношении времени точкой отсчета становятся прошлое, настоящее или будущее). Для реализации этого принципа относительности в эволюции сформировались парные, специализированные, достаточно независимые, но модально однородные анализаторные системы с периферической и центральной частями.

На их базе позднее, уже под влиянием социального фактора, возникают ВПФ, процессуально зависимые от возникших на более ранних этапах механизмов отражения.

Отличительной чертой собственно человеческого поведения и его морфологических предпосылок является исключительная сложность и дифференцированность их реализации, невозможная без учета очевидной асимметрии предметной организации пространства и, по-видимому, времени. В анатомической структуре организма и его высшего управляющего органа — мозга — подобная реальная асимметрия, сопряженная с активным и целенаправленным поведением человека, не могла не отразиться в качественно новой по сравнению с более ранними этапами эволюции форме — асимметрии самих отражающих инструментов и их центрального представительства.

При наличии одной и той же конечной задачи формируются различно ориентированные функциональные психофизиологические блоки ее реализации, относительно привязанные к одному из специализирующихся полушарий.

Однако наиболее адекватное и полноценное решение задачи активного приспособления осуществляется лишь при скоординированном во времени взаимодействии этих механизмов, то есть при взаимосвязанной работе обоих полушарий. Полный баланс между парными органами и полушариями мозга человека нецелесообразен как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспекте. Регулярный успех тактики решения задачи ребенком в его конкретных жизненных условиях приводит к закреплению превалирующей роли тех или иных мозговых механизмов, функционально связанных с правым или левым полушарием.

Исследования последних лет показали, что в раннем детстве между ролями двух полушарий в обеспечении доминирующих на данном сенситивном периоде функций существуют сложные динамические, возможно конкурентные отношения, развивающиеся во времени и приводящие в итоге к тому или иному типу функциональных взаимозависимостей, которые наблюдаются у конкретного взрослого человека. Вершиной психической проекции межполушарной асимметрии на ВПФ является тип личности, в котором одновременно реализуются и горизонтальные (право-левые, передне-задние) и вертикальные (корково-подкорковые) взаимодействия.

Эти исследования дают все основания для постановки вопроса о значении структурных различий правого и левого полушарий в феноменологии функциональной асимметрии. Среди эволюционно развившихся структурных асимметрий самого мозга наиболее заметно увеличение размеров борозд и площади коры в левом полушарии. В частности, было обнаружено, что длина и ориентация сильвиевой борозды на правом и левом полушарии неодинаковы, а ее задняя часть, входящая в зону Вернике, существенно больше на левой стороне. Клеточная организация этой области, весьма характерной именно для человека, различается справа и слева не только у взрослых людей, но и у человеческого плода. Протяженность этой области в левом полушарии взрослого человека в семь раз больше, чем в правом, причем у плода наблюдается ее преимущественное развитие также с левой стороны.

Данные, полученные в пре- и постнатальном онтогенезе, позволяют поставить вопрос о соотношении приобретенных и врожденных лингвистических способностей человека на структурной основе. Полушария отличаются также по уровню кровотока, биохимическим показателям, по чувствительности к действию фармакологических препаратов. Левое полушарие у детей значительно в большей степени заинтересовано в специализации очага поражения. Правое полушарие в этом отношении менее дифференцировано.

Основная идея сегодняшнего дня — признание важности обоих полушарий, каждое из них является ведущим (доминантным) в функциях по обеспечению определенных психических процессов. С 1981 г. стал широко употребляться термин «функциональная специализация полушарий мозга».

Обучение ментальной арифметике: записаться на урок — Amakids | Статьи AMAKids

Головной мозг человека разделен на левое и правое полушарие. Исследования показывают, что форма двух полушарий похожа, но функции у них разная. Левое полушарие имеет тесные связи с работой языка, абстрактного мышления и логического мышления. Правое полушарие имеет дело с объектом мышления: изображение, формы, творческое мышление и интуиция.

Большинство людей считают, что функции левого полушария преобладают над функциями правого полушария, а физиологи и психологи считают, что потенциал правого полушария должен использоваться больше. Идеальным методом является одинаковое использование обоих полушарий.

Альберт Эйнштейн, всемирно известный ученый и мыслитель, шокировал научное сообщество, когда предложил «теорию относительности». С помощью творчества и воображения правого полушария, он представлял взаимодействие пространства и времени в его сознании и преодолел ограничение в трех измерениях. В то же время, он также использовал дедукцию и логику левого полушария, чтобы доказать и выяснить научную и математическую ценность теорий. Поэтому, когда левое и правое полушария головного мозга объединяются и эффективно используются вместе, результаты могут быть поразительными.

Все мы хотим, чтобы наш ребенок был успешным человеком! Как воспитать своего ребенка таким? — эти вопросы занимают каждого любящего родителя.

На сегодняшний день открывается много центров и клубов, предлагающих развивающие занятия для детей. Все они предлагают одностороннее развитие ребенка — это музыка, творчество, подготовка к школе, театральные студии, шахматы и т.д. Во всем этом сложно разобраться, что же лучше подойдет нашему ребенку, чтобы стать разносторонне развитым, ведь заниматься абсолютно всем невозможно.

На самом деле ему необходимо научиться извлекать из памяти нужную информацию в нужный момент, уметь оценивать, анализировать, делать выводы – и, самое главное! – достигать поставленных целей. В любых руках самым эффективным инструментом для достижения поставленных целей является Интеллект. Ведь это нечто большее, чем книжная ученость, умение петь, играть в шахматы или умение хорошо сдавать тесты. Это возможность пользоваться своими знаниями. А эффективный интеллект – это способность получать, обрабатывать и использовать знания с максимальным эффектом, способность действовать в направлении желаемых целей.

Курс ментальной арифметики направлен на развитие интеллектуальных способностей, дети закладывают твердую основу для дальнейших академических успехов и развития личности. В результате освоения программы ментальная арифметика ребенок, например, может сложить пятизначные числа за несколько секунд, но это не единственный результат.

Благодаря ментальной арифметике развивается и улучшается:

  • Концентрация внимания
  • Фотографическая память
  • Точность и быстрота реакции
  • Уверенность в себе
  • Творческое мышление
  • Слух и наблюдательность
  • Воображение и представление
  • И как следствие успехи в учебе.

В начале обучения основная часть работы заключается в интенсивном использовании ребенком счетов Абакус (Соробан). На всех стадиях обучения ребенок использует обе руки для операций с косточками счетов, стимулируя работу обоих полушарий головного мозга. Дети постигают все 4 вида математических операций: сложение, вычитание, умножение и деление. При равном участии обоих полушарий головного мозга процесс обучения и размышления становится более эффективным. На каждой тренировке постепенно ослабляется привязка ребенка к счетам и стимулируется его собственное воображение, благодаря чему уже через несколько занятий он сможет производить простейшие расчеты в уме, лишь представляя Абакус (Соробан) перед собой и мысленно совершая движения косточками (так называемая работа с воображаемыми счетами).

Ребенок, обучаемый по программе ментальной арифметики, начинает решать математическую задачу, воспринимая числа как картинки, так как каждое конкретное число будет вызывать у него ассоциацию соответствующего изображения на косточках счетов.

Развивающий центр для детей AMAKids предлагает курс ментальной арифметики для детей в возрасте от 4 до 16 лет. Группы формируются по возрастам. Для младшей группы длительность обучения составляет 2,5 года, а для старшей – 2 года. Каждый месяц формируется и начинает обучаться новый класс желающих. Но присоединиться к уже начавшей занятия группе – невозможно.

Все, что не необходимо для процесса обучения, а именно счеты, учебные материалы и тетради — уже включено в стоимость курса.

Первая возрастная категория детей – это 4-6 лет, вторая – 7-10 лет, третья 11-16 лет. Класс младшей группы состоит из 4-6 человек, старшая группа допускает 6-10 человек. Дети обязательно проходят пробное занятие. Это нужно для того, чтобы сформировать равные группы. Основное требование для учеников – умение считать до 10.

Периодичность занятий удобная. Это по 2 урока в день 1 раз в неделю. Но ежедневная домашняя тренировка должна быть не менее 15 минут. Постепенно ребенок накапливает навыки. Каждый день тренируется одно правило.

Для домашних занятий ребенку нужен доступ к компьютеру. Он получает логин и пароль для входа в программу вместе с рабочими материалами и счетами Абакус (Соробан) еще в начале занятий.

Для младшей группы обязательно участие родителей в тренировках, контроль правильности выполнения домашнего задания. Для старшей группы участие родителей не обязательно, но в расписании ребенка желательно выделить определенное время для тренировок, привязанное к режимному моменту (например, перед ужином). Ощутимые результаты и одновременную работу двух полушарий мозга вы сможете увидеть через 2-3 месяца регулярных занятий. После успешного прохождения программы обучения ребенок получает соответствующий сертификат нашего центра.

Занятия по нашей методике помогут раскрыть и выразить экстраординарные способности каждого ребенка, развить креативность через инновационное обучение.

Левое полушарие, правое полушарие: один мозг, два мозга | Мозг

Это странное задание, это: не как не нейробиолог просьба написать рецензию на книгу о строении и функционировании левого и правого полушарий мозга, для Мастер и его эмиссар в конце концов, он предназначен для интеллигентного обычного читателя, и в этом контексте я могу, по крайней мере, претендовать на то, чтобы быть обычным читателем; а скорее приглашение сделать такую ​​оценку для журнала, читательская аудитория которого в основном ограничена неврологами и нейробиологами, аудиторией, чей опыт в лежащей в основе науки о мозге на порядки больше и искушеннее моего. Как справиться с такой задачей? Для меня нет смысла уделять много места критике мастерства Иэна Макгилкриста в научной литературе, на которую он опирается, чтобы обосновать свою позицию, поскольку буквально тысячи рецензентов более компетентны, чем я, чтобы провести такую ​​оценку. Вместо этого, как и другие читатели-неспециалисты, я вынужден принять на веру его заявления о том, что они отражают современное состояние нейробиологических знаний, и сосредоточу свое внимание на другом: на месте его анализа в давнем историческом споре о двойственность мозга; и к рассмотрению его попытки перейти от узких открытий нейронауки к удивительно смелой и амбициозной попытке понять их значение для, как он выразился в своем подзаголовке, «создании западного мира».

Давно известно, что мозг человека и млекопитающих состоит из двух полушарий. Греческие врачи третьего века до христианской эры знали о разделенном мозге и размышляли о нем, и Макгилкрист в основном мимоходом упоминает, что анатомические исследования Галена, в основном проводившиеся на животных, сделали эту базовую двойственность мозга известной всем заинтересованным сторонам от второй век до христианской эры. Конечно, удвоены и другие органы: руки, уши, глаза, легкие, почки, яички и яичники, и это лишь несколько важных примеров. Большинство наблюдателей относительно поздно в 19XX века, по-видимому, считали или предполагали, что мозг не только состоит из двух полушарий, но и что эти полушария по существу билатерально симметричны и просто дублируют функции друг друга. Такова была решительная точка зрения британского врача Артура Уигана, чей «Новый взгляд на безумие» (1844 г.) придал этому явлению новое значение и выдвинул точку зрения, согласно которой «каждый мозг представляет собой отдельное и совершенное целое, как орган мысли». Когда действия этих двух половин не совпадали друг с другом из-за болезни или неправильного воспитания, результатом слишком часто были умственная непоследовательность и безумие.

Двумя веками ранее Рене Декарт выдвинул дуализм иного рода, в котором проводилось четкое различие между разумом (нематериальным, бессмертным и тождественным душе) и телом. Но Декарт тоже осознавал удвоение мозга и использовал его, когда пытался решить загадку взаимодействия разума и мозга. Если сам мозг был двойным, позволяя нашим близнецам глазам, ушам, рукам и ноздрям передавать сенсорные данные в систему, глубоко внутри его структуры находился орган, шишковидная железа, которого не было. Здесь Декарт выдвинул гипотезу о том, что два набора сенсорных впечатлений сошлись воедино, прежде чем передать их в единую душу. Это было теологически удовлетворительное решение, привлекательность которого для Декарта усиливалась его (ложной) верой в то, что животные не обладают шишковидной железой, поскольку, конечно, предполагалось, что только люди должны обладать душой. (Декарт, как известно, утверждал, что животные — это просто машины.)

Таким образом, имелись веские вненаучные причины полагать, что две половины мозга являются точными зеркальными отражениями друг друга, объединенный мозг поддерживает неделимую душу. Ксавье Биша, одна из центральных фигур в развитии парижской госпитальной медицины в начале 19 века, добавил престижа доктрине анатомической симметрии, утверждая, что «гармония в функциях органов — то же, что симметрия в их строении… симметрия указывает на точную аналогию во внешних формах и внутреннем строении». Несомненно, почти в то же время основатели френологии Франц Галль и Иоганн Шпурцгейм утверждали, что сводят мозг к скоплению органов и локализуют психологические функции в этих различных областях. Но их доктрина (справедливо) привела к обвинениям в материализме, и довольно скоро френология была осуждена как лженаука, ее практикующие были отправлены на ярмарочную площадь, а ее заявления о локализованной функции были вычеркнуты из мейнстрима.

Возрождение понятия локализованной функции обычно связывают с открытием Пьером Брока поражения в третьей извилине левой лобной коры, которое вызывает афазию. Считается, что открытие Брока этой области привело к общей новой интерпретации функционирования двух половин мозга и положило начало более систематическому вниманию к различиям между двумя полушариями. В каком-то смысле так оно и было, хотя история здесь значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, как отмечает Макгилкрист, рассматриваемое открытие на самом деле было сделано несколькими десятилетиями ранее малоизвестным провинциальным французским врачом Марком Даксом, который так и не получил признания за свой приоритет. Возможно, что еще более важно, когда Брока провел свое первое исследование мозга пациента с афазией (или, как он предпочитал, с афемией), потерявшего способность говорить, он, как и большинство представителей его поколения, был полностью привержен идее симметрии мозга. . Наблюдая поражение в левой лобной доле, он предположил, что и в других подобных случаях он с такой же вероятностью обнаружит поражение на правой стороне и в лобной доле, но не обязательно в ее третьем извилине. Только когда накопление случаев не оправдало его первоначальных ожиданий, он пересмотрел свою точку зрения и определил то, что мы теперь называем зоной Брока. В процессе внимание других исследователей, наконец, начало меняться, и начала развиваться доктрина церебральной асимметрии.

В руках Брока и его преемников, как показала Энн Харрингтон (1987; см. также Draisma 2009), левое полушарие все чаще стало рассматриваться как доминирующее полушарие, которое, по сути, обладало монополией на самые центральные социальные и научные добродетели. Левое полушарие было вместилищем разума, логики, языка, равновесия и силы воли. Его, к счастью, в значительной степени молчаливый аналог в правом полушарии, где можно было столкнуться с животностью, инстинктивными действиями, импульсивностью и интуицией (в отличие от рациональности). Для многих было непреодолимым желание включить в науку собственные предрассудки и обозначить левое полушарие как «мужскую», а правое — как «женскую» часть мозга. Неполноценность женщин, их неспособность к высшему образованию была, как они «обнаружили», встроена в организацию их мозга.

Любопытно, что МакГилкрист почти ничего не говорит о различиях между мужским и женским мозгом. Возможно, он чувствует, что уже дает достаточно заложников удаче, и помнит судьбу некоего президента Гарварда, который не так давно вторгся на эту оспариваемую территорию. В конце концов, книга Макгилкриста, скорее всего, достаточно разворошит осиное гнездо, не осмеливаясь затронуть гендерные вопросы. Тем не менее проблема остается, и неспособность решить ее — примечательная, учитывая его беззастенчивое признание превосходства правого полушария с его связями с миром социального, эмоционального, контекстуального, интуитивного — кажется вопиющим и досадным.

Как только внимание неврологов было сосредоточено на асимметрии мозга, сразу же обнаружились структурные различия двух полушарий. Различия, которые до сих пор упускались из виду, теперь обнажились: обычно левое полушарие было больше, шире к задней части, чем его аналог, и простиралось дальше к задней части; в то время как правое полушарие было шире левого по направлению к передней части мозга и даже немного перекрывалось там с левым. Но были ли эти анатомические асимметрии связаны с функциональными? Большинство нейробиологов ответили утвердительно. Оказывается, размер имеет значение (по крайней мере, для мозга), и в течение следующего столетия о левом полушарии все чаще говорили как о «доминирующем» полушарии. По словам Саломона Хеншена, шведского невропатолога, написавшего на страницах этого журнала в 1926, правое полушарие обнаруживает «явную неполноценность по сравнению с левым и играет только автоматическую роль… Правой височной доли, конечно, достаточно для более примитивной психической жизни; только с помощью левой височной доли человек может достичь более высокого уровня психической жизни» (Henschen 1926). Более поздние поколения экспертов в основном согласились. Макгилкрист цитирует Майкла Газзанигу (1983, 1998), например, говоря о «шокирующих различиях между двумя полушариями», различиях, которые он резюмировал в другом случае язвительным замечанием, что «вполне можно утверждать, что когнитивные способности нормального отключенное правое полушарие без языка значительно уступает когнитивным способностям шимпанзе» (стр. 130).

Последние полвека мы были свидетелями непрекращающихся попыток разгадать тайну двух полушарий и узнать, как именно они функционируют. Тотальная война способствовала этому процессу, черепно-мозговые травмы, которые она принесла с собой, создали серию натуралистических экспериментов, которые помогли раскрыть последствия определенных видов травм головного мозга. Опухоли, инсульты и другие виды нарушений целостности мозга давали еще один путь к знаниям, как какое-то время нейрохирургические вмешательства в некоторых серьезных случаях эпилепсии, когда мозолистое тело — волокна, соединяющие два полушария — часто разрывались в отчаянная, а иногда и успешная попытка контролировать приступы. Совсем недавно к этой задаче были привлечены технологии визуализации, как и эксперименты, в которых одна половина мозга подвергается анестезии, а другая остается активной. Ни один из этих источников информации не лишен проблем, но в совокупности они способствовали значительному прогрессу в наших знаниях о функциях мозга.

Для многих неврологов этот накапливающийся объем данных послужил, по словам МакГилкриста, укреплению «укоренившегося предубеждения, что, хотя правое полушарие может добавить немного красок в жизнь, левое полушарие занимается серьезными делами». (стр. 92). Как свидетельствует использование им термина «предубеждение», это прямо противоположно выводу, который делает Макгилкрист, и он уделяет много внимания тому, чтобы убедительно (и в значительной степени, на мой взгляд, убедительно) доказать, что, напротив, правое полушарие является более важным из двух. Суть повторяется многократно (кто-то может сказать, навязчиво), но одна из центральных целей Мастер и его Эмиссар должны убедить своих коллег-неврологов в ошибочности их пути и спасти правое полушарие от незаслуженного осуждения и пренебрежения. Он утверждает, что именно нашему правому полушарию мы обязаны не только второстепенной важности, но и своим самым центральным и человеческим качеством. Левое полушарие, напротив, сухое, иссохшее существо, склонное к сухим абстракциям, которые искажают наше существование и заставляют нас созерцать механическую, безжизненную вселенную. У двух половин нашего мозга, как оказалось, совершенно разные цели, что многие из его коллег-неврологов упустили из виду, поскольку они были захвачены левыми полушариями их собственного мозга. В конце концов, большинство традиционных нейробиологов занимается анализом того, как устроен мозг, по аналогии с машинами — по словам Макгилкриста, это классический левополушарный подход. В процессе нейронаука упустила из виду лес, слишком сосредоточившись на деревьях, или, говоря другими словами, «в значительной степени отказалась от попыток осмыслить однажды накопленные открытия в любом более широком контексте». (стр. 2).

Если все это звучит так, как будто в Мастере и его Эмиссаре существует тенденция овеществлять и антропоморфизировать две половины мозга, это действительно особенность рассказа МакГилкриста. Его версия нашей ментальной жизни часто читается как затянувшаяся битва между гомункулами, гремящими внутри наших черепов, каждый из которых стремится подчинить другого, неравный поединок, в котором мозолистое тело выступает в роли какого-то слабого рефери Премьер-лиги, выступающего посредником между соперниками. , и безрезультатно пытаются сдерживать их эксцессы. Отсюда и само название книги, восходящее к басне Ницше: жил-был мудрый царь-философ, правивший небольшим, но процветающим владением бескорыстно и милостиво. Королевство процветало, а его границы расширялись. Король обучал советников управлять своими растущими территориями. В конце концов, самый умный и самый амбициозный визирь начал считать себя мудрее своего господина и использовал свое положение для увеличения своего богатства и влияния. Он стал презирать своего хозяина и в конце концов узурпировал его власть. Результатом стала тирания, прежде чем правление визиря рухнуло. Это, настаивает Макгилкрист, притча для нашего времени и для нашего мозга. «В настоящее время область — наша цивилизация — находится в руках визиря [левое полушарие нашего мозга], который, хотя и одаренный, фактически является региональным бюрократом, преследующим свои собственные интересы. Тем временем Учителя, чья мудрость дала людям мир и безопасность, уводят в цепях» (с. 14).

МакГилкрист настаивает на том, что оба полушария жизненно важны для человека, и признает, что многие достижения цивилизации были бы совершенно невозможны без влияния тех особенностей нашей психической жизни, которые, по его мнению, можно приписать нашему левому полушарию. Левое полушарие абстрагируется, оно привлекает сфокусированное внимание, изолирует, фиксирует и делает явными определенные черты мира, давая нам возможность учиться и создавать вещи. Но это, по мнению Макгилкриста, меньшие, но все же важные атрибуты. И мерой того, насколько сильно его описание поддерживает характеристики, которые он приписывает правому полушарию нашего мозга, является то, что в какой-то момент он настаивает: «Я не хочу, чтобы у меня сложилось впечатление, что это могло бы быть хорошо [парализовано». правые стороны предположительно исключены!], если все население перенесло инсульт левого полушария »(стр. 93).

Правое полушарие, настаивает он, связано с высшими достижениями человеческого разума. Там, где его противник мыслит буквально, узок, негибок, склонен к настойчивости, неспособен к творчеству, лишен способности сопереживать другим, правое полушарие принимает иронию и метафору. Он воспринимает вещи как целое, демонстрирует широкий взгляд на мир, способен принимать точку зрения другого и, таким образом, позволяет процветать эмпатии и социальной стороне человека. Правое полушарие открыто для двусмысленности и новизны. Это источник творчества и воображения, поэзии и музыки, юмора и нашего нравственного чувства. Довольно список. «До недавнего времени, — утверждает Макгилкрист, — все, что касается правого полушария, было покрыто мраком. В конце концов, это считалось тихим; а для вербального левополушарного мышления это означает немой» (стр. 127). Из-за этой неуместной снисходительности наш странствующий рыцарь едет спасать бедное правое полушарие мозга.

Иногда возникает искушение рассматривать Иэна МакГилкриста как своего рода нейробиолога Дон Кихота, качающегося на ветряных мельницах, который потерял чувство перспективы, если не совсем разум. Но на самом деле он ловко распределяет свои силы и пытается с немалым успехом связать общие утверждения, которые он делает, с деталями нейробиологических исследований «левого полушария». Не будет преувеличением сказать, что первая часть книги — это тур де силы . Тем не менее, это также тот случай, когда задача не так одинока, как может показаться, поскольку оказывается, что Макгилкрист не лишен союзников среди своих коллег-ученых, другие из которых также порвали с предшествующей ортодоксальностью.

Установив таким образом, кто является хозяином, по крайней мере, к своему собственному удовлетворению, и в процессе представил причудливый, но увлекательный синтез того, как работает мозг, во второй части своей книги он обращается к еще более амбициозной задаче, попытке связывает его модель функционирования мозга с описанием пути, избранного западной цивилизацией, и кризисом, с которым, по его мнению, она сталкивается в настоящее время. Это стремление снова имеет донкихотский подтекст, и, по крайней мере, нужно восхищаться наглостью.

И не только наглость. Макгилкрист демонстрирует замечательную эрудицию, способность с умом и проницательностью обсуждать историю западного искусства и литературы, философию всех мастей, музыковедение (и отношения между музыкой и мозгом), а также разновидности религиозного опыта. , просто чтобы упомянуть несколько тем, которые он затрагивает. В прошлой жизни Макгилкрист был английским доном в Оксфорде, и у него есть некоторые качества человека эпохи Возрождения — эпитет, который он наверняка принял бы. Можно подозревать, что немногие психиатры и нейробиологи могли бы продемонстрировать такое широкое знакомство с гуманитарным обучением (и, наоборот, список профессоров литературы, которые могли бы бегло и убедительно иметь дело с современной нейробиологией, должен быть еще короче, а может быть, даже пустым набором).

Даже в такой длинной книге, как Мастер и его эмиссар , и даже с безжалостным западным и элитарным акцентом, есть место только для того, что Макгилкрист признает как «чрезвычайно избирательный» галоп через исторический космос. Несколько затаив дыхание, мы вступаем в дискуссию о мысли и опыте в классической Греции и Греции через возникновение письменного слова (великолепное отступление здесь от различий между пиктограммами, идеограммами и фонограммами и их познавательного значения) и истоков классической драмы. Рим. Затем перенесемся в Ренессанс и Реформацию, Просвещение и романтизм, в мир модерна и постмодерна, к эпохе, к которой Макгилкрист, кажется, относится с некоторым отвращением. Наш нейробиолог Кихот рассматривает историю как колебание между периодами доминирования правого и левого полушарий (хотя его попытки объяснить, как возникло такое чередование, нехарактерно слабы и, по моему мнению, не соответствуют задаче). В Греции есть правополушарные мыслители (Гомер и великие драматурги, а также досократовские философы, такие как Фалес и Анаксимандр), но позже на первый план выходит типичный левополушарный философ Платон, а вместе с ним и «конгруэнтное левополушарное мышление». ) убеждения, что истина в принципе познаваема, что она познаваема только посредством разума и что все истины согласуются друг с другом» (стр. 285).

Если Платон пагубен, то вредны и мыслители эпохи Просвещения и их современные преемники. Именно на достижения Ренессанса и романтиков любит указывать Макгилкрист. Здесь, с его точки зрения, периоды доминирования правого полушария, отмеченные беспрецедентным расцветом человеческого творчества, художественных достижений и баланса в жизни людей. Сравните это с пустым материальным прогрессом промышленной революции и капитализма, с периодом господства левого полушария, сохранявшимся вплоть до нашей эры, с его жадностью, безжалостностью, эксплуатацией, градгриндским мещанством, его чистой бюрократическое бездушие. Даже его искусство раскрывает его одностороннюю пустоту: подпись под репродукцией «Большой лежащей обнаженной» Матисса приглашает нас задуматься о том, как «утрата пропорций и перспективы в модернизме подчеркивает эмоциональную отстраненность». Подобно гармонии [в музыке], перспектива пришла с Ренессансом и ушла с модернизмом». Казалось бы, девиз Макгилкриста — долой левых, и не только в том, что касается мозга.

Харрингтон

А

. , 

Медицина, разум и двойной мозг

1987

Princeton

Princeton University Press

Draisma

D

. ,

нарушения Mind

,

2009

Кембридж

Кембриджский университет издательство

(стр.

97

125

)

Henschen

0002 С

.

О функции правого полушария головного мозга по отношению к левому в речи, музыке и счете

,

49

 (стр. 

110

23

)

Газзанига

М

6 .

Язык правого полушария после рассечения мозга: перспектива на двадцать лет

Am Psychol

,

1983

, том.

38

 (стр. 

525

37

)

Газзанига

M

5 .

Мозг и сознательный опыт

77

 (стр. 

181

92

)

© The Author (2010). Опубликовано Oxford University Press от имени Гарантов мозга. Все права защищены. Чтобы получить разрешения, отправьте электронное письмо по адресу: [email protected]

© Автор (2010). Опубликовано Oxford University Press от имени Гарантов мозга. Все права защищены. Для получения разрешений пишите по адресу: journals. [email protected]

В чем разница между правым полушарием и левым полушарием?

У вас правое или левое полушарие?

Это популярный вопрос, колеблющийся на периферии здравой нейронауки. Предполагается, что левое полушарие более творческое и артистичное, а правое полушарие более организованное и логичное. В самом деле, введите в Google «доминирование правого полушария» или «доминирование левого полушария», и вы найдете бесконечные сообщения в блогах на эту тему. Вы также найдете викторины, призванные рассказать читателям, какой они человек.

Но настоящая наука говорит, что не существует такого понятия, как доминирование правого или левого полушария.

Похожие: Мы действительно используем только 10 процентов нашего мозга?

В масштабном двухлетнем исследовании, опубликованном в 2013 году в журнале PLOS One, исследователи изучили мозг более 1000 человек и не обнаружили никаких доказательств существенных различий в доминировании мозга у разных людей.

Да.

Возможно, у вас нет более доминирующей половины, но ваш мозг действительно разделен на два полушария, левое и правое.

И левое и правое полушария не одинаковы. Однако они очень похожи и избыточны. Большинство процессов, которые вы найдете слева, также происходят справа, и наоборот.

Книга Дартмутских неврологов доктора Александра Ривза и доктора Рэнда Свенсона «Заболевания нервной системы: учебник» (Imperial Company Printers, 1995) цитирует доктора Гарольда Вольфа — одного из величайших ученых-мозговедов 20-го века. — утверждая, что оба полушария мозга обладают «способностью выражать соответствующие чувства, аппетиты и побуждения; способностью [для] … обучения, памяти, логики и т. д.; способностью поддерживать соответствующие пороги и терпимость к фрустрации и неудаче, и быстро восстанавливаться после их воздействия; способность поддерживать эффективные и хорошо модулированные защитные реакции (т. обмен веществ и др.)».

Это какой-то запутанный текст, но суть проста: почти все в вашем мозгу, что делает вас человеком, существует с обеих сторон органа.

Нужны доказательства? Если вы удалите полушарие из мозга 3-месячного ребенка — операцию, которую врачи иногда проводят в случаях тяжелой эпилепсии и других расстройств, по данным клиники Кливленда, — этот ребенок все еще может расти с нормальной памятью и нормальным мышлением. личность. По данным Scientific American, хирурги проводили операцию, известную как гемисферэктомия, «сотни раз» в прошлом веке.

Итак, в чем разница между двумя полушариями?

Вообще говоря, левое полушарие вашего мозга контролирует правую сторону вашего тела, а правое полушарие вашего мозга контролирует левую сторону вашего тела, согласно веб-сайту The Brain from Top to Bottom, который был написан и разработан Бруно Дубук, нейробиолог из Университета Макгилла в Монреале. Со зрением все усложняется: нервы левых сторон обоих глаз соединяются с левой стороной мозга, а нервы правых сторон обоих глаз соединяются с правой стороной мозга.

В 19 веке пара нейробиологов — доктор Пьер Поль Брока и доктор Карл Вернике — обнаружили, что у людей, которые боролись с обработкой речи, как правило, были повреждены определенные области левого полушария мозга. Исследователи пришли к выводу, что эти две области важны для обработки речи, объявив миру, что язык живет в левом полушарии. Эта идея, вероятно, лежит в основе представления о том, что левое полушарие более креативно, а правое более аналитично.

Позже новелла Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» помогла распространению идеи о левом и правом полушариях мозга в массовой культуре, по словам Энн Стайлз, профессора английского языка в Университете Сент-Луиса.

Но асимметрии Брока и Вернике не совпадают от одного мозга к другому.

СВЯЗАННЫЕ ЗАГАДКИ

Примерно у 5 процентов правшей ключевые центры обработки речи находятся в правой части мозга, а у 30 процентов левшей эти центры находятся в правой части мозга. мозги, — написал Дюбюк. Кроме того, у большинства людей оба полушария принимают участие в некоторых аспектах речи. Люди с повреждением левого полушария могут переучить речь, используя правое полушарие.

Исследователи все еще работают над тем, чтобы в полной мере понять различия между двумя полушариями и между людьми с различными видами асимметрии мозга. Но идея о правополушарных и левополушарных людях? Это миф.

Примечание редактора. Эта статья была впервые опубликована в 2011 году.

Первоначально опубликовано на сайте Live Science.

Рафи присоединился к Live Science в 2017 году. Он имеет степень бакалавра журналистики Школы журналистики Медилла Северо-Западного университета. Вы можете найти его прошлые научные репортажи на Inverse, Business Insider и Popular Science, а его прошлые фотожурналистские работы — на Flash9.0 и на страницах The Courier Post в южном Нью-Джерси.

Левое полушарие против правого полушария | Успехи студентов

Университет Арканзаса

Ссылки на важные страницы Университета Арканзаса

  • U из А
  • Успех студента
  • Получить помощь
  • Самопомощь
  • Левое полушарие против правого полушария

Многие преподаватели и сотрудники будут говорить об использовании вашего правого или левого полушария для конкретных целей. задачи. Даже авторы некоторых стилей обучения могут ссылаться на эти функции. Хочу узнать больше о том, как работает ваш мозг?

Может помочь следующая короткая статья Эрика Дженсена:

Есть ли в нашем мозгу нечто большее, чем простое разделение на лево-правостороннее? Да. Даже хотя именно об этой боковой дихотомии мы слышим больше всего, энергия в нашем мозгу движется вверх и вниз по вертикальной оси – от ствола мозга к коре и обратно снова вниз – тоже. Наш мозг предназначен для пространственной обработки слева направо. полушарие, но мы обрабатываем время (прошлое в будущее) сзади вперед, а нейропептиды циркулирующие в крови, также влияют на наше мышление, поведение и реакции. Наш мозг — это действительно микровселенная.

Вопреки тому, во что некоторые заставляют вас поверить, правого полушария не существует. обучение или обучение левого полушария. Есть только предпочтения, где больше одного полушария активируется, чем другой. Обучение не происходит только в верхней коре. или только в стволе мозга. Наш мозг очень интерактивен.

Большая часть оригинальной работы лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, доктора философии, открывшего функциональные различия между левым и правым полушариями мозга остаются в силе Cегодня. Проблема, однако, заключалась в том, чтобы держать открытие в перспективе. У некоторых есть упрощали выводы или доводили их до крайности, создавая раскол в мышлении что не подтверждается литературой. Некоторые книги даже появились, которые рисуют битву линии над «старым левополушарным подходом» и «обновленным правополушарным подходом». это слишком упрощенно говорить, что у человека левое или правое полушарие мозга. Мы все с целым мозгом. Каждая область мозга чувствует, что нужно, и взаимодействует с другими областями в симбиотической микросекунде. Что мы можем смело сказать о каждом мозге полушарие это:

Левое полушарие обрабатывает «части» (последовательно). Правая сторона обрабатывает «целые» (случайно).

Последующее исследование, проведенное Джерри Леви, доктором философии (1983, 1985) из Чикагского университета, подтвердили, что оба полушария мозга участвуют почти во всех видах человеческой деятельности, и сроки и степень участия являются важными факторами. События, происходящие в одном полушарие может влиять на события развития, происходящие в одно и то же время на очень отдаленных части другого полушария. Лучше всего учитывать специфичность со стороны мозга в более метафорический смысл. Это может помочь нам понять, как мы обрабатываем информацию, но классифицировать все виды поведения в соответствии с моделями поведения правого или левого полушария приводит к ошибочным интерпретациям.

Вот пример того, насколько сложной может быть специфичность мозга. Слушая кого-то говорить может показаться деятельностью левого полушария, поскольку левое полушарие обрабатывает слова, определения и язык. Однако, вопреки этому, данные свидетельствуют о том, что право полушарие обрабатывает интонацию, тональность, темп и громкость сообщения — элементы, которые на самом деле более важны для смысла разговора, чем сами слова. Кроме того, женский мозг обрабатывает как язык, так и чувства одновременно. в то же время гораздо эффективнее, чем мужской мозг. Таким образом, пол может быть фактором также. Джеймс Яччино, доктор философии, (19 лет)93) предполагает, что хотя каждое полушарие имеет определенной четкой специализации, каждая сторона «по-прежнему требует, чтобы другая дополняла ее общее функционирование».

Левое полушарие

Характеристики

Учащиеся с доминирующим левым полушарием чаще всего могут:

  • Предпочитают последовательность действий
  • Учиться лучше от частей к целому
  • Предпочитаю систему фонетического чтения
  • Подобные слова, символы и буквы
  • Скорее прочитайте тему сначала
  • Хотите собрать соответствующую фактическую информацию
  • Предпочитайте подробные, упорядоченные инструкции
  • Больше внутреннего внимания
  • Хотите структуру и предсказуемость

Парадокс творчества левого полушария

Представление о том, что одна сторона мозга отвечает за логику, а другая — за устаревший. Мы можем стать очень творческими, следуя и используя логические последовательности, шаблоны, и вариации. Работа Эдварда ДеБоно о латеральном мышлении (1970) напоминает нам, что можно использовать «системы левого полушария» для творчества. В течение многих лет он формулировал процессы приходить к творческим решениям с помощью последовательных методов. Является ли музыка правым полушарием опыт? Подумайте еще раз! Исследователи обнаружили, что музыканты обрабатывают музыку в в большей степени в левом полушарии, в то время как немузыканты обрабатывают его больше в правое полушарие. Этот парадокс указывает на сложность функций нашего мозга. В В этом случае, поскольку музыканты склонны анализировать музыку больше, чем новичок, их левая мозг задействован в большей степени.

Сканирование с помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) позволяет исследователям увидеть, какие конкретные участки мозга задействованы во время определенных действий, настроения или мыслительных задач. Например, мы можем видеть, что правое полушарие мозга активизируется больше, когда учащийся испытывает депрессию или стресс. Но когда учащийся чувствует себя здоровым оптимизма в отношении жизни и будущего больше задействовано левое полушарие. «Поллианна» представление о реальности (определяемое завышенным чувством добрых чувств и отрицанием отрицательные), однако, связан с активностью правого полушария.

Правое полушарие

Характеристики

Учащиеся с доминирующим правым полушарием чаще всего могут:

  • Быть более удобными в случайности
  • Лучше всего учиться от целого к частям
  • Предпочитает полноязычную систему чтения
  • Нравятся изображения, графики и диаграммы
  • Лучше сначала увидеть или испытать предмет
  • Хотите собрать информацию об отношениях между вещами
  • Предпочитают спонтанную, непринужденную среду обучения
  • Испытайте больше внешнего фокуса
  • Хотите открытых подходов, новизны и сюрпризов

Парадокс логики правого полушария

Правое полушарие может интуитивно воспринимать многие логические вещи. Рисовать, сочинять и рисование может показаться деятельностью правого полушария, однако художники проявляют двустороннюю активность. При планировании художественного произведения они следуют собственной логике и правилам в отношении форм, цветов, и звуки. Художник может выразить все, что пожелает, на холсте, глине, стекле, металле, или бумаги, но чтобы быть приемлемыми для масс, очень конкретные (хотя и неписаные) правила пропорциональности, цвету, балансу и порядку. Правый мозг, кажется, предпочитает своего рода целостный порядок.

В 1970-х и 80-х годах акцент делался на обучении «правополушарных учеников». Текущие исследования мозга говорят нам, что мы обычно используем оба полушария мозга. Тем не менее, акцент правого полушария привел к пресловутому раскачиванию маятника, что привело к гиперосведомленность о тенденциях латеральной обработки мозга.