Функции правого и левого полушария мозга: Какое полушарие мозга у вас главное — Записки преподавателя

Функциональные Ассиметрии Человека / Глава 3. Современное состояние вопроса об асимметриях полушарий мозга

Цель этой главы не столько в обобщении, сколько в иллюстрации многочисленности направлений исследования асимметрии полушарий и мозга по разным признакам. С давних пор отмечаются различия в их строении.

По отношению ко всем частям тела В. В. Бунак отмечал: «каждый индивидуум представляет собой как бы два рано дифференцировавшихся по продольной оси полуиндивидуума, правого и левого, развивающихся совместно» (1926). Полушария мозга симметричны по одним, асимметричны по другим показателям. Морфологические асимметрии рассматриваются как вторичные, связанные с более высокой дифференцировкой первично-симметричных закладок [Пинес Л. Я., 1934], возрастают в филогенетическом ряду, более рельефно выражены у человека; чем у антропоидов, максимально выражены в неокортикальных структурах: нижнетеменной, нижнелобной, верхневисочной. В них вариабельны цитоархитектоническое строение, формы клеток, типы дендритов [Блинков С. М., 1955; Шевченко Ю. Г., 1972]. Так, поле 42 по размерам больше в доминантном но речи полушарии, а поле 22/38 — в верхневисочной подобласти субдоминантного [Блинков С. М., 1955]. Самый большой коэффициент асимметрии отмечен в зонах Брока и Вернике, получающих максимальное развитие в онтогенезе [Блинков С. М., Глезер М. И., 1964]. Как о наиболее ярких морфологических различиях говорят о преобладании левой височной площадки по сравнению с правой [Geschwind N., Levitsky W., 1968; Galaburda A. et al., 1978; Geschwind N., 1978, и др.].

С помощью количественных методов выявлены достоверные различия речедвигательных полей 44 и 45 в правом и левом полушариях [Боголепова И. Н., 1982; Боголепова И. Н. и др. 1983]. Дивергентные архитектонические различия отмечены в нижней теменной дольке, функционально связанной с полимодальной сенсорной интеграцией [Eidelberg D. et al., 1984].

Показаны нарастание асимметрий проводящих путей в филогенетически новых отделах мозга [Дзугаева С. Б., 1965], значение коллозальной системы [Бианки В.

Л., 1985], активное участие комиссур в межполушарном обмене сенсорной информацией различной модальности, что лежит в «основе дубликации следов памяти» [Мосидзе В. М., 1985]. Есть указание на то, что у леворуких и амбидекстров мозолистое тело больше, чем у праворуких [Witelson S., 1985] и это предполагается связанным с большим двуполушарным представительством когнитивных функций.

Обсуждаются соотношения между морфологическими и функциональными асимметриями полушарий мозга. О. С. Адрианов (1985) говорит о «структурных основах функциональной специализации полушарий мозга», считает перспективным изучение этих основ, не разделяя при этом «пессимизм» С. Спрингера и Г. Дейча, заключивших, что неизвестно, действительно ли анатомические асимметрии «являются морфологической основой функциональной асимметрии между полушариями» (1983)

Интенсивно развиваются представления о различиях полушарий в электрической активности. Ее показатели изменяются соответственно тому, в каком психическом, в частности эмоциональном, состоянии находится сейчас испытуемый — здоровый и больной [Костандов Э.

А., 1977, 1978; Костандов Э. А., Арзуманов Ю. Л., 1980; Костандов Э. А., Арзуманов Ю. Л., и др., 1981; Арзуманов Ю. Л., 1985; Мадорский С. В., 1985, и др.].

Вопрос о соотношении различий полушарий по показателям электрической активности с одной стороны, и по их функциям в деле обеспечения целостной нервно-психической деятельности — с другой, представляется сложным. С. Спрингер и Г. Дейч (1983) считают преждевременным «пропагандировать использование регистрации ЭЭГ и ВП в качестве безоговорочных критериев межполушарной асимметрии». Но все же изучение электрической активности правого и левого полушарий в момент покоя и выполнения испытуемым психической деятельности разного содержания ценно тем, что оно, безусловно, дополняет знания об асимметрии мозга важными данными.

Исследуются различия мозгового кровотока у бодрствующего человека в момент выполнения им различных видов психической деятельности [Шахнович А. Р., Разумовский А. Н., Мякота А. Е., 1976; Lassen N., Inquar D., 1972; Inguar D. , 1985, и др.]. Исследовался регионарный кровоток в двух полушариях одновременно у праворуких мужчин во время выполнения двух видов деятельности — вербальной и перцептивной. Во второй задаче испытуемые, рассматривая картинки, содержащие отдельные фрагменты, должны были сказать, что на них нарисовано. Обнаружились небольшие, но достоверные различия кровотока: как и ожидалось, средняя величина кровотока при первой деятельности была больше в левом, при второй — в правом полушарии [Risberg J. et al., 1975].

В нашей работе отмечено увеличение мозгового кровотока в правом полушарии у больных с поражением и правого и левого полушарий, если они прослушивали музыкальное произведение; при этом изменения кровотока в левом полушарии были вариабельны — кровоток уменьшался, оставался на прежнем уровне и у единичных больных увеличивался [Гасанов Я. К., Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А., Корниенко В. Н., Репин В. Я., 1982].

Авторы всех исследований констатируют, что кровоток в правом и левом полушариях мозга более сходен, чем различен; это обстоятельство сохраняется и в том случае, если испытуемый в эксперименте занят деятельностью, основанной на речи.

За последние десятилетия резко усилился интерес исследователей к тому, асимметричны ли полушария мозга по химическим характеристикам? Полученные к настоящему времени данные исследований животных, патологических состояний (разного происхождения) человека и посмертного изучения его мозга обобщаются как свидетельствующие о биохимической асимметрии мозга [Луценко В. К., Курганов М. Ю., 1985].

По величине холинэстеразной активности различаются анализаторы: симметричные — слуховой, зрительный, кожной чувствительности и асимметричные — моторный, речевой. Асимметрия холинэстеразной активности обнаружена только в тех областях коры мозга, пишет В. С. Кононенко (1980), которым «свойственна функциональная асимметрия» и можно различать правый и левый тип доминирования холинэстеразной активности.

Показано неравномерное распределение норадреналина в коре мозга и надпочечниках крыс-самцов (Вистар) и уменьшение этой асимметрии при развитии экспериментального невроза из-за гипокинезии. В левом и нравом неокортексе до гипокинезии было соответственно 554±86 и 462±56 нг/г норадреналина, после 6-недельной гипокинезии — 621±187 и 605±137 нг/г; в левом и правом гиппокампе до гипокинезии — 641±147 и 1064±216 нг/г, после 6-недельной гипокинезии — 910±145 и 980±60 нг/г соответственно. P. Poppei и соавт. (1984) привлекают внимание к резкому уменьшению (исчезновению) асимметрии распределения норадреналина в исследованных структурах мозга в процессе развития экспериментального невроза.

Неравномерно распределена гаммааминомасляная кислота (ГАМК) [Guaneri P. et al., 1985]. Ее содержится больше в ядрах черной субстанции, переднем четверохолмии правого полушария и вентромедиальном ядре зрительного бугра, хвостатом ядре левого полушария [Starr M. et al., 1981). Неравно распределены эндорфины и энкефалины [Hughes J. et al., 1980], специфические рецепторы бензодиазепинов [Robertson H., 1980], серотонин [Попова Н. К. и др., 1978], оппоидные пептиды и опиатные рецепторы [Чазов Е. И.

и др., 1981; Вартанян А. Г. и др., 1982; Бакалкин Г. Я. и др., 1984, и др.]. P. Flor-Henry (1986) отмечает, что в левом полушарии больше дофамина, ГАМК, ацетилхолина, а в правом — серотонина, норадреналина. Установлена асимметрия в распределении пептидов, участвующих в регуляции двигательных функций. Г. Н. Крыжановский и соавт. (1984) полагают, что предпосылки к латерализации формируются на молекулярном уровне.

Неодинакова чувствительность правых и левых подкорковых структур к действию фармакологических препаратов [Дутов А. Х., Анохов С. С, 1983]. Дискинезии, обусловленные нейролептическими средствами, у человека проявляются в большей степени в правых конечностях, что свидетельствует о большей чувствительности к ним допаминэргических систем левого полушария [Waziri R., 1980]. Есть указания на большее воздействие аминазина на структуры левого полушария мозга [Максимович Я. Б и др., 1985], алкоголя на структуры правого [Костандов Э. А. и др., 1981; Рещикова Т. Н., 1985].

За изложенными проявлениями химической асимметрии, может быть, кроется закономерность, подобная сформулированной еще в прошлом веке Л. Пастером: «…в рассуждения и физиологические исследования проникла идея о влиянии молекулярной диссимметрии естественных органических соединений, возникло представление о факторе, имеющем очень большое значение и обусловливающем в настоящее время, может быть, единственное, отчетливо выраженное различие, которое мы можем обнаружить между химией неживой природы и химией живой природы» (1960). Допускаемая закономерность на уровне человека и формирования его сознания должна, по всей вероятности, проявляться в соответствии с инвариантным, наличным в мозге всех людей (и животных) несходством полушарий по форме, пространственной характеристике по правизне и левизне. Полушария представляют собой как бы зеркальные отражения друг друга.

Проблема установления причин и закономерностей формообразования у живых организмов вообще признается «одной из наиболее трудных как и методологическом, так и в экспериментальном отношении» [Преображенский Б. В., 1983]. Открытые Н. И Вавиловым (1920) законы гомологических рядов наследственной изменчивости обнаружили порядок (симметрию) и полиморфизме гено- и фенотипических признаков, близких родов и видов. Изменчивости форм, охватывающей практически все основные «геометрические фигуры», сопутствовали химические и физиологические особенности. «Близкие виды растений характеризуются сходством химического состава, выработкой близких или одних и тех же специфических химических соединений» [Вавилов Н. П., 1965]. По Н. И. Вавилову, возможность появления новых признаков, морфологических или биохимических, имеет свои границы и открывает путь для прогнозирования еще неизвестных структурно-функциональных вариантов. Учение о гомологии в настоящее время широко используется для характеристики структурно-функциональных отношений и позволяет найти общий план строения биологических объектов с низком симметрией [Шафрановский И. И., 1971].

Поиск каких-либо внутренних различий правых и левых форм биологических объектов оказался безуспешным. Изучали воздействия внешней среды, например, гелиотропического фактора на правизну — левизну формы объектов [Смирнов Л. Л., 1950; Дубров А. П., 1987], на право-левостороннюю ориентировку спиралевидных структур в клетках [Алпатов В. В., 1951].

Обобщая фактический материал о полиизомерии биологических объектов, В. Б. Касинов (1973) приходит к выводу, что все попытки соотнести киральность объекта с молекулярной или стереохимической специфичностью протоплазмы не получили убедительных подтверждений. При этом, по мнению автора, и генетический контроль киральности низших организмов не является абсолютным, так как встречаемость правых и левых форм колеблется от равной через преобладание одного биоизомера до почти полного отсутствия одного из изомеров.

Обосновывается положение о принципиальном сходстве геометрических форм растений в разных геологических периодах [Мейен С. В., 1971], о возможности предсказания новых форм растений [Вавилов Н. И., 1965], об экологической обусловленности форм в биологии, их определяемости образом жизни [Гиляров М. С, 1944; Беклемишев В. Н., 1964], о приложимости математических законов к толкованию процессов формообразования [Любищев А. А., 1982].

Содержание понятия формы в последние годы получило более широкое толкование. Понятие органической формы объединяет всю совокупность пространственно-временных отношений на макроуровне и глубоких уровнях организации [Студитский А. Н., 1979; Струков А. П., Хмельницкий О. К., Петленко В. П., 1983]. Форма связывается с пространственной упорядоченностью частей в целом, устойчивостью при непрерывной динамике метаболических процессов [Саркисов Д. С, 1977]. Отступление от абсолютизации формы, понимание ее как одного из элементов структуры, очевидно, не дает оснований для сопоставления функций непосредственно с правизной и левизной больших полушарий мозга в отрыве от материальных процессов, связанных с этой формой.

Из всех асимметрий в нашей работе главное значение придается правизне — левизне полушарий. Правизна — левизна отражают, по-видимому, наиболее фундаментальное несходство гемисфер мозга, в рамках которого проявляются все другие асимметрии полушарий.

Сформулировано множество гипотез об асимметрии функций полушарий мозга. Различия функций используются иногда в высказываниях авторов о происхождении функциональной асимметрии мозга.

Так, в происхождении асимметрии мозга предполагаются важными праворукость и специфически человеческие интеллектуальные процессы [Walker S., 1980], особое развитие правой руки в силу приспособленности к ней орудий труда [Глумов Г. М., 1985], левополушарная локализация сознания [Popper K., Eccles J., 1977; Eccles J., 1973], необходимость сегрегации несовместимых функций, например, анализа и синтеза [Semmes J., 1968; Levy J., 1969], целесообразность экономного расходования нервной энергии, не дублируя высших функций [Bradschow J., 1985] и т. д.

Вместе с тем речь идет об огромном фактическом материале, о множестве уже выявленных асимметрий функций. Знание этих данных абсолютно необходимо для понимания природы функциональной асимметрии мозга человека и ее отличий от асимметрии мозга животных.

Получены веские данные в пользу различной обработки информации двумя полушариями. Широкое распространение получила гипотеза Л. И. Леушиной, А. А. Невской, М. Б. Павловской (1981, 1985) об обработке зрительной информации: левое полушарие действует по классификационно-дискриминантному методу (выработка решающего правила, позволяющего относить изображение к тому или иному из ожидающихся классов), правое — по структурному методу (описание иерархической структуры изображения) По мнению авторов, «способ переработки информации — зрительной и других модальностей является определяющим для развития речевых функций в одном из полушарий, а именно классификация образов в левом полушарии, давая более обобщенное и абстрактное отражение объектов окружающего мира, создает базис формирования речи как высшей формы абстракции». Для разделения объектов на классы дискриминантный метод проще, он дает короткие кодовые описания, но может быть применен только к выученному алфавиту зрительных образов; структурный метод сложнее, но более универсальный и мощный и может быть использован при описании новых, ранее незнакомых изображений [Невская А. А., 1985]. Левое полушарие обеспечивает «инвариантное к размеру, местоположению и, возможно, к повороту описание формы изображений. Эти схематизированные описания отображены в метрическом пространстве зрительных образов, в котором возможно установление степени близости и сходства между ними. Можно думать, что это пространство организовано одинаково для разных лиц» [Леушина Л. И., Невская Л. Л., Павловская М. Б., 1985].

О зрительной системе говорится как о двух подсистемах, каждая из которых работает «по своим особым принципам». Одна преимущественно связана с левым, другая — с правым полушарием. «Наличие в мозге двух таких подсистем позволяет независимо решать ряд важных, но несовместимых на одном нейронном субстрате задач». Полноценное узнавание возможно лишь при совместной работе обоих полушарий мозга. Левое полушарие выполняет схематическое (с точностью до класса) распознавание отдельных объектов. В правом полушарии находится основная зрительная память с «записанными» для каждого класса объектов реализациями (изображениями конкретно виденных представителей данного класса). Сведения о классе распознанного объекта передаются в правое полушарие, что сокращает поиск в зрительной памяти и позволяет довести распознавание до уровня конкретного идентификации [Левашов О. В., 1985].

Долговременная память, помехоустойчивость зрительного восприятия и возможность компенсации имеющихся расстройств больше страдают при резекции правого гиппокампа [Меерсон Я. А., 1982].

В левом полушарии происходит высший семантический анализ и осознание раздражителя. Оно доминирует при восприятии осознаваемой эмоционально отрицательной информации; в правом производится зрительно-пространственный анализ осознаваемых вербальных и невербальных раздражителен, и результаты передаются в левое полушарие», организуются безотчетные эмоции [Костандов Э, Д. , Арзуманов Ю. Л., 1980; Костандов Э. А., 1983].

Левее полушарие работает как планирующий, аналитический, последовательный процессор или препозиционно: оперирует дискретными понятиями, соответствующими целым классам объектов, устанавливая отношения между ними. Правое полушарие работает аппозиционно: обеспечивает целостное синтетическое, аналоговое описание мира [Bogen J., 1969, 1975].

Полушария мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов. Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (красный, синий). Здесь характерны минимальные латентные периоды называния и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. «Правополушарный язык обозначения промежуточных цветов беден»; в нем редко появляются предметно соотнесенные названия, но они точно соответствуют цвету предмета. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира. Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия промежуточных цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны. В целом левое полушарие не фиксирует жесткие связи между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом. В основе деятельности левого полушария лежат широкие ассоциативные связи понятия со словом, относительно оторванные от конкретно-чувственного анализа предметного мира. Эти данные получены при изучении больных, подвергавшихся унилатеральному электросудорожному лечению с функциональным угнетением правого или левого полушария. Н. Н. Николаенко (1985) на основе этих данных говорит о существовании двух систем узнавания окраски объектов. Система правого полушария ответственна за «изоморфное чувственное отражение качества предмета», левое — за понятийное его отражение.

У тех же больных (после право- или левостороннего электросудорожного припадка) изучались последовательность выбора цветов, группировка цветов, положение промежуточных цветов в цветовом пространстве и называние промежуточных цветов [Николаенко Н. Н., Родионов В. Д., 1985]. До припадка больные в первую очередь отбирают зеленые, затем красные, пурпурные, оранжевые и наконец — синие цвета: «последовательность выбора цвета имеет направление от средневолновой (зеленой) части спектра к длинноволновой (красной) и затем к коротковолновой (синей)». При угнетении правого полушария сохраняется эта последовательность, левого — изменяется: от длинноволновой части спектра (красные, оранжевые, желтые цвета) — к средневолновой (зеленый) и далее к коротковолновой (синий цвет) части. В этой работе авторами используются понятия «объективное цветовое пространство» и «перцептивное цветовое пространство». отличающееся от первого «неравномерностью». «Перцептивное цветовое пространство, организуемое правым полушарием, представляет собой пространственно строго упорядоченную систему, изоморфную видимому спектру». Пространственная правильность передачи видимого спектра опосредуется формирующимся у человека внутренним образом цветового пространства, которое имеет свою систему координат. Тот факт, что правое полушарие, как пишут авторы, «предпочитает» выбирать в первую очередь красные цвета, позволяет предположить, что начальной точкой отсчета в системе координат перцептивного цветового пространства является длинноволновый (красный) участок спектра. Это пространство представляется авторами как совокупность относительно изолированных структурных образований фокусных цветов. «В цветовом пространстве, организуемом левым полушарием, признаки конкретного цвета (насыщенность, светлота) не выделяются, исчезает пространственная правильность передачи спектра, т. е. утрачивается изоморфное отображение физической картины мира цветов». Это цветовое пространство имеет укрупненный и высоковзаимосвязанный характер, что, по предположению авторов, служит основой обобщенно-абстрактного или категориального отношения к цвету, основой для формулирования понятий. Суждения авторов можно понять так, что у полушарий мозга различны «перцептивные цветовые пространства» или полушария мозга асимметричны по характеру «перцептивного цветового пространства».

Имеются данные о различии функций полушарий мозга в формировании слухового восприятия. Показана специализация правого полушария мозга к опознанию пространственных характеристик стимула. При его Поражении «выявляется смещение четкой и стабильной в норме внутренней системы координат, отражающей» экстраперсональное пространство. Говорится о «наличии модели внешнего сенсорного пространства в структурах мозга». Такая модель, по предположению авторов, должна располагаться в упомянутой системе координат, и «первоочередными по важности структурами такой модели внешнего пространства» являются «классические центры сенсорных систем», именно в них происходит тонкая обработка данных о пространственных характеристиках стимула. Необходим, по мнению Я. А. Альтмана, С. Ф. Вайтулевича, С. П. Порка (1185), еще определенный и четкий уровень отсчета, на который необходимо наложить внешнее сенсорное пространство. Авторам представляется вероятным, что таким уровнем отсчета является схема тела, присутствующая в разных структурах мозга.

Главное направление исследований асимметрии мозга началось более 100 лет тому назад на основе изучения нарушений речи при очаговых поражениях левого полушария [Broca P., 1865; Wernike C., 1874], затем — у больных после расщепления мозга [Sperry R., Gazzaniga M., 1967; Nebes B., Sperry R., 1971; Gazzaniga M., 1974; Zaidel E., 1978, и др.]. В последнее время интересные данные получены в ходе изучения больных после» право- и левостороннего электросудорожного припадка [Балонов Л. Я., Деглин В. Л., 1976; Балонов Л. Я., Баркан Д. В. и др., 1979; Балонов Л. Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В., 1985, и др.]. Современные представления отличаются от прежде сложившихся: функции полушарий мозга неравный в формировании не только фонетического, но и морфологического, лексического, синтаксического, семантического уровней языка. Участие в организации речевой деятельности и правого и левого полушарий «осуществляется при постоянном и гибком их взаимодействии, обеспечивает возможность двоякого познания внеречевой действительности, создавая целостный чувственный-иконический образ мира и проверяя его истинность через построение рациональных логических моделей» [Балонов Л. Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В., 1985].

Д. А. Кауфман, О. П. Траченко (1985) показали, что преимущественное участие левого полушария необходимо в случае повышения требований к точности фонемной идентификации, например, при распознавании логотомов (бессмысленных слогосочетаний). которые анализируются как ряд конкретных дискретных фонематических единиц. Доминирование левого полушария выявляется при опознании лексем, играющих особо важную роль в синтаксическом оформлении высказываний (служебные слова), в случае вторичного происхождения лексем от слов другого класса (относительные прилагательные) или принадлежности слова к позднейшим слоям лексики (жаргонные глаголы). Преимущественная роль левого полушария выявляется также при опознании абстрактных слов, т. е. слов, в значении которых малая степень образности сочетается с широкой полисемией. Преимущество правого полушария или возможность опознания как в левом, так и в правом полушариях установлены для знаменательных слов, что определяется большей степенью их конкретности и образности, при узком наборе стоящих за ними значений. По мнению авторов, «…результаты, свидетельствующие о латерализации восприятия разных типов вербальных стимулов, имеют ограниченное значение в том смысле, что они не могут рассматриваться как аргумент в пользу представления о жесткой привязанности восприятия той или иной категории слов к одному из полушарий. Выводы исследования могут распространяться только на условия опознания нулевых форм лексем, предъявлявшихся вне контекста. Вполне возможно, что в условиях естественной коммуникации латерализация восприятия тех же лексем, входящих в состав связного высказывания, может быть совсем иной и зависеть от особенностей той синтаксической структуры, в конструкцию которой они встроены».

На основе анализа различий распада и последующего восстановления разных составляющих целостной психики после угнетения правого или левого полушария мозга В. Л. Деглин (1984) формулирует гипотезу о семиотической природе функциональной асимметрии мозга, согласно которой последняя выявляется только при обработке знаковой информации и отсутствует при обработке информации, не имеющей знакового характера. Ведущим, по автору, является принцип семиотического дублирования: объективная реальность получает в сознании двойное отражение; мозг параллельно создает две знакомые модели мира: правое полушарие — иконическую, левое — символическую. «Семиотическая формулировка различий функции правого и левого полушарий позволяет объединить и уточнить другие, ранее предложенные формулировки».

Данные изучения асимметрии функций мозга животных в сравнении с результатами исследований асимметрии мозга человека легли в основу индуктивно-дедуктивной гипотезы В. Л. Бианки (1985), согласно которой индукция преимущественно связана с функционированием левого, дедукция — правого полушария. По мнению автора, с позиций этой гипотезы можно объяснить все основные дихотомии (аналитико-холистическую, одновременно-последовательную, пространственно-временную) относительно частных признаков обработки информации, которые могут быть рассмотрены как следствия индуктивно-дедуктивной гипотезы.

Подчеркивается взаимодополняющее сотрудничество полушарий мозга, функциональная асимметрия их предполагается эволюционно связанной с развитием речи, возникновением нового качества в деятельности высших отделов головного мозга [Костандов Э. А., 1983].

В основе асимметрии мозга Г. А. Кураев (1983) предполагает механизм доминанты. Асимметрия является необходимым условием реализации процессов высшей нервной деятельности человека и животных. Нейрофизиологические механизмы замыкания временной связи реализуются на основе исходной межполушарной асимметрии состояния активности заинтересованных структур мозга, последующего формирования однотипного их состояния и завершаются латерализацией в одном полушарии процессов, обеспечивающих сигнальную реакцию. Динамика процессов замыкания временной связи идет от асимметрии к симметрии и вновь к асимметрии активности полушарий головного мозга.

Перечень высказываний, гипотез можно бы и продолжить. Но из изложенного видно, что о неравнозначности функций полушарий мозга можно говорить по отношению к разнообразным составляющим целостной нервно-психической деятельности. Поскольку представленные гипотезы довольно многообразны, то, естественно, возникает вопрос: не существует ли некая единая закономерность, определяющая все проявления функциональной асимметрии полушарий мозга?

Все последующие главы книги посвящены по существу попытке обоснования одного из возможных ответов на последний вопрос. Эта попытка осуществляется на основе анализа данных клинических исследований авторов.

Межполушарные нейростимуляторы — реабилитационный центр «ДЫШИ ЛЕГКО»

Екатерина 18.11.2022

Мама Разильят 08.06.2022

Папа Сергей 27.04.2022

Мама Ольга 15.09.2021

Мама Ксения 29.06.2021

Мама Алина 29.06.2021

Наталия 22.01.2021

Занимались с сыном в центре «Дыши Легко» 1 год. В центре работают прекрасные специалисты. За год нам Логопед-Дефектолог поставила все звуки и запустила речь. Мы занимались сразу с двумя специалистами: Логопед-Дефектолог и Нейропсихолог. За год нам развили мелкую и крупную моторику, развили логическое и пространственное мышление, убрали навязчивые движения, ребенок стал гораздо быстрее переключаться, появилось воображение, стал более усидчивым и сосредоточенным. Ребенок стал лучше ощущать себя, свое тело и окружающий мир, стал тянуться к деткам. Очень трудно перечислить более конкретно все чему нас обучили, боюсь, что то упустить, это множество понятий, моментов, знаний которые необходимо знать и понимать ребенку. И хоть работы конечно у нас еще очень много, но это теперь совсем другой ребенок, которому стало легче жить в этом мире. Еще очень важно, что специалисты учат родителей, как правильно заниматься с ребенком, дают множество, вариантов, методов, подходов как развивать ребенка, главное выполнять все то, что вам говорят. Отношение со стороны специалистов было к ребенку как к своему родному, это без преувеличения, если надо и на руки возьмут и обнимут и успокоят и поиграют, когда ребенок устал. Специалисты центра «Дыши Легко» найдут подход и вариант как обучить любого ребенка. С большим удовольствием ребенок ездил в центр и не хотел уходить домой. Мы занимались с Логопед-Дефектологом Миловановой Анной Владимировной и Нейропсихологом Сергеевой Екатериной Игоревной, хочу выразить огромную вам благодарность, уважение и трепет — вы делаете невозможное! Спасибо вам за все, без вас мы бы никогда не справились! Огромное спасибо администрации центра, с вами я легче перенесла всю сложность нашей ситуации, девочки помогают морально и информационно родителям, всегда входят в ваше положение. В центре прекрасная атмосфера между родителями: мы делились контактами и своими ситуациями, это нам очень помогало. Всем огромное спасибо за ваш не посильный труд, за ваш профессионализм, за ваше терпение, за ваш подход к детям и родителям, за ваше отношение, за ваше тепло и доброту!

Мария 10.09.2020

Честно скажу, с ребенком с ДЦП достаточно трудно, это и так нужно понимать. Ребенку уже 5 лет, за это время мы постоянно мотаемся по специалистам, возим на разнообразные занятия… О вашем центре были наслышаны от многих людей (у нас немало знакомых с детьми, имеющими эту и другие проблемы). В общем, привезли дочь на психологическую реабилитацию к вам. Когда забирали ее, сразу заметили улучшения: она даже будто повзрослела, стала более рассудительной, общаться и понимать ее нам стало намного проще. Огромное Вам спаисбо !

Мама Михаила 03.09.2020

Мама Ирина 03.09.2020

Думаю, и так ясно, что для нас очень сильным ударом стало то, что у нашего сыночка Максима выявили аутизм. Я не буду рассказывать о том, как мы справились с этой новостью, как консультировались множество раз со специалистами… Ребенок не смотрел в глаза, часто кричал и мы не знали куда деваться с детских площадок, он вообще не хотел выполнять инструкции и идти на контакт. Ребенка мы очень любим, и несмотря ни на что стараемся помочь ему адаптироваться. Нам посоветовали записать его на нейропсихологическую реабилитацию к нейропсихологу Сергеевой Екатерине и логопеду Татьяне Васильевной в центр «Дыши легко». Честно признаюсь, мы не ожидали таких результатов! С Екатериной мы работаем уже 5 месяцев и мой малыш меняется. Постепенно и с колоссальной работой в центре и дома, мы решаем нашу проблему и главное, что мы стали играть с детьми и идти на контакт. Речь у нас пошла и на свое имя так же стал откликаться. Спасибо за ваш труд и поддержку.

Денис 07.08.2020

Здравствуйте! Могу заняться продвижением вашего сайта в Яндекс без предоплаты — усилением позиций. По методике усиления, вы увидите значительный рост позиций и целевого трафика уже через месяц. Если вас не устроит результат — вы ничего не платите. Стоимость — 17 тыс. в месяц с оплатой по факту достижения результата. Переходите по ссылке, чтобы проконсультироваться: http://agressor-seo.ru или звоните сразу мне по телефону — +7(995) 300-45-65. Денис.

Мама Юлианна 03.03.2020

Мама Ольга 30.12.2019

Мама Мая 28.12.2019

Галина Гриневич 15.12.2019

Всем Доброго Дня!!!! Сегодня моя младшая принцесса отмечает Первую Елку в своем любим нейрологопедическом центре ДЫШИ ЛЕГКО в Московском, где проводит много времени на занятиях у нейропсихолога и логопеда … НАШ любимый центр создал праздник для детей провел удивительный и интерсный спектакль и во главе конечно, Дедушка Мороз со Снегуркой, устроил чаепитие … все супер!!!! Благодарю Евгению и центр за такой чудесный и волшебный день!!!!!

Мама Алина 13.12.2019

Мама Екатерина 13. 12.2019

Мама Гуля 27.11.2019

Добрый день! Я мама, Дениса, маленького героя с диагнозом ДЦП. В центре «Дыши легко» мы прошли курс с инструктором ЛФК Дмитрием Алексеевичем. У Дениса спастическая диплегия, к основным проблемам присоединилась проблема с искривлением позвоночника… Дмитрий за один курс (10 дней) нам очень помог! Он подкорректировал нам спину (это заметно не специалисту даже), много работал с ногами (мышцы голени стали намного мягче, следовательно и голеностоп тоже), подобрал упражнения и все досконально «разжевал» как работать с ребёнком дома. Уже через 2 недели, мы планируем новый курс с ним. Думаю, мы нашли того человека, которому можно доверить своего ребёнка, который будет вести нас в нашей борьбе с диагнозом. В центр на помог получить средства через фонд, что для нас жизненно необходимо и мой герой теперь может проходить занятия у логопеда и нейропсихолога, я очень рада и надеюсь на отличный результат.

Мама Галина 22. 10.2019

Меня зовут Галина, в нашей семье растет ребенок с особенностями развития, у Тимофея — Аутизм, ему 4г.8 мес. В «Дыши легко» обратились 2 месяца назад. Центр небольшой, но очень уютный. Сейчас Тимофей занимается с нейропсихологом и логопедом. Прошли 2 курса, по 10 занятий. В конце каждого курса дети получают подарки из волшебного сундука, это очень приятно и хорошая мотивация для них! За этот короткий период, я уже вижу положительную динамику в его развитии. Он стал активнее, знает цвета и формы, отрабатываются социально-бытовые навыки, идет работа над пониманием речи, сама речь пока не появилась, но я уверенна что в скором времени он заговорит! Центр замечательный, столько развивающегося материала и оборудования, которое постоянно докупается, я нигде не встречала. А нам есть с чем сравнить. Мы с 3 лет занимаемся с Тимой и за это время поменяли 4 центра в разных районах Москвы. Мой ребенок идет с удовольствием сюда, а это о многом говорит. Специалисты находят индивидуальный подход к каждому ребенку, и когда за вами закрывается дверь, по желанию можно понаблюдать по камере наблюдения как идет занятие. Расписание занятий, по возможности, подбираются под Ваши пожелания. Хочется сказать, если вам кажется, что с вашим ребенком *что-то не так* или он отстает в развитии, нет речи, гиперактивен, у него ДЦП, синдром Дауна, здесь Вам обязательно помогут! Хочу поблагодарить: Оксану, Лелю, Екатерину, Ирину и Евгению за внимание и профессиональную помощь нашей семье! Вы лучшие! ? И действительно можно выдохнуть, это то, что мы так долго искали!!! ?

Мама Валерия 03.10.2019

Мама Вера 02.10.2019

Мама Миши 19.08.2019

Мама Зои 19.08.2019

Мама Саши Светлана 05.07.2019

Мама Ольга 17.06.2019

В реабилитационном центре «Дыши Легко» получили интенсивный курс логопедического массажа. Дочке 11 месяцев, к сожалению, судить об успехах после проделанной работы невозможно. Эффект чаще отсроченный. Однако, хотелось бы отметить добродушие, приветливость, отлаженную работу данного центра. Администратор Евгения доступно объяснила о ряде восстановительных методик для деток с нарушениями ЦНС. Спасибо вам.

Мама Евгения 01.06.2019

В центре мы прошли диагностику и курс из 10 занятий у нейропсихолога Ирины. Мне Ирина очень понравилась как человек и как специалист. Умеет поддержать, зарядить позитивом на все занятие, найти подход к ребенку,мотивировать его! Сын на все занятия шел с радостью, а дома демонстрировал мне пройденные упражнения. По окончании курса мы получили рекомендации, как мы можем сами заниматься дома, какую литературу стоит прочесть. Спасибо большое!!!

Мама Елена 27.05.2019

Александра 24.05.2019

Большое спасибо что появился такой Центер. Мы ходили с ребёнком на занятия с логопедом это просто супер , ребёнок начал произносить слоги, но самое главное он каждое утро ждёт этих занятий и просто бежит на занятия самое главное нас здесь всегда ждут и встречают с пониманием решая наши проблемы. Спасибо.

Мама Тома 13.05.2019

Мама Светлана 10.04.2019

Мама Мария 10.04.2019

Правое полушарие/левое полушарие, верно? — Здоровье Гарварда

Подписывайтесь на меня в Твиттере @RobShmerling

Если вы похожи на меня, то знаете, что около 90% людей правши, и во многом причина этого в генетике. И это правда, хотя остается загадкой, почему наша генетическая эволюция привела к тому, что правшей стало намного больше, чем левшей.

Но для некоторых задач ручность можно «преодолеть». Например, дети-правши, которые учатся играть в теннис, гольф или бейсбол, могут успешно бить «с другой стороны». Это может быть больше связано с тем, как их учат и что подкрепляется, чем с запрограммированным предпочтением той или иной руки.

Согласно недавнему исследованию, представление о том, что люди являются «левополушарными» или «правополушарными», также может быть менее фиксированным, чем мы думали.

Узнали себя?

В соответствии с общепринятым мнением, характер, стиль мышления или образ действий людей, как правило, относятся либо к правополушарным, либо к левополушарным.

Люди с правым полушарием мозга должны быть интуитивными и творчески мыслящими. Это «качественные» мыслители, воспринимающие мир в описательных или субъективных терминах. Например: «Небо серое и угрожающее; интересно, будет ли дождь?»

Между тем, люди с левым полушарием склонны к количественному и аналитическому анализу. Они обращают внимание на детали и руководствуются логикой. Их мнение о погоде более вероятно: «В прогнозе говорилось, что вероятность дождя составляет всего 30%, но эти кучево-дождевые облака, вероятно, принесут с собой грозу, а также дождь».

Популярная книга, впервые опубликованная в 1979 году, Рисунок правого полушария мозга , расширяет эту концепцию. Это предполагает, что независимо от того, как устроен ваш мозг, контакт с вашим «правым полушарием» поможет вам видеть и рисовать вещи по-другому.

Эти представления о «лево- и правополушарности» широко распространены и общеприняты. Но они также могут ошибаться.

Местоположение имеет значение

Идея о том, что некоторые функции мозга сосредоточены больше на одном полушарии, чем на другом, верна. Мы знаем это отчасти из того, что теряется, когда инсульт затрагивает определенную часть мозга. Например, долгое время считалось, что у большинства людей контроль над речью находится в левом полушарии мозга. И есть области правой половины мозга, которые контролируют движения левой руки и ноги (и наоборот). Повреждение передней части мозга связано со снижением мотивации, трудностями планирования и нарушением творчества. Тем временем задняя часть мозга (затылочная кора) интегрирует визуальную информацию от глаза. Повреждение этой области может привести к частичной или полной слепоте. Это всего лишь несколько примеров того, как определенные части мозга кажутся ответственными за определенные функции. Итак, место имеет значение.

Но для более индивидуальных личностных черт, таких как творчество или склонность к рациональному, а не к интуитивному, было мало или совсем не было доказательств, подтверждающих пребывание в одной области мозга. На самом деле, если вы сделаете компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию или даже вскрытие мозга математика и сравните его с мозгом художника, вряд ли вы обнаружите большую разницу. И если бы вы сделали то же самое для 1000 математиков и художников, маловероятно, что обнаружилась бы какая-либо четкая закономерность различий в структуре мозга.

Миф о правом и левом полушариях мозга?

Итак, идея «думать левым полушарием мозга» — это миф? Может быть. Но отсутствие доказательств не доказывает обратного. Для людей, живших тысячи лет назад, невозможность доказать, что земля круглая, не доказывала, что земля плоская!

Но накапливаются данные, опровергающие концепцию левого/правого полушария. Согласно исследованию, проведенному в 2013 году Университетом штата Юта, сканирование мозга показывает, что активность обоих полушарий мозга одинакова, независимо от личности человека.

Они изучили снимки мозга более 1000 молодых людей в возрасте от 7 до 29 лет и разделили различные области мозга на 7000 областей, чтобы определить, является ли одна сторона мозга более активной или связанной, чем другая сторона. Признаков «однобокости» не обнаружено. Авторы пришли к выводу, что представление о том, что у некоторых людей более левое или правое полушарие мозга, является скорее фигурой речи, чем анатомически точным описанием.

С другой стороны, исследователи продолжают изучать латеральность мозга, то есть, какие части (и стороны) мозга являются доминирующими при рассмотрении различных функций мозга, таких как языковые навыки или распознавание лиц.

Суть

Если вы всегда считали себя «цифровым человеком» или творческим человеком, эта область исследований ничего не изменит. Но, вероятно, неверно связывать эти черты с одним полушарием вашего мозга. Мы до сих пор мало знаем о том, что определяет индивидуальную личность; но маловероятно, что важнее всего доминирование одной или другой части мозга.

Изображение: BlueLela/Getty Images

Почему мозг несимметричен — ScienceDaily

На первый взгляд человеческое тело выглядит симметричным: две руки, две ноги, два глаза, два уха, даже нос и рот кажутся зеркальными отражениями на воображаемой оси, разделяющей мозг. лица большинства людей. И, наконец, мозг: он разделен на две половины примерно одинакового размера, борозды и выпуклости также имеют сходную структуру. Но первое впечатление обманчиво: разные области мозга имеют тонкие, но функционально значимые различия между левым и правым полушариями. Два полушария специализированы для различных функций. Например, пространственное внимание у большинства людей преимущественно обрабатывается в правом полушарии, тогда как речь в основном обрабатывается в левом. Таким образом, работа может быть более эффективно распределена между обеими половинами, и, таким образом, круг задач в целом расширяется.

Но эта так называемая латерализация, склонность областей мозга обрабатывать определенные функции в большей степени в левом или правом полушарии, варьируется от человека к человеку. И не только у меньшинства, чей мозг специализированно зеркально перевернут по сравнению с большинством. Даже люди с классически устроенным мозгом различаются по степени выраженности асимметрии. Более ранние исследования показали, что это, в свою очередь, также может влиять на сами функции. Например, при дислексии наблюдается отсутствие левой асимметрии отдельных речевых областей. Недостаточная латерализация мозга, по-видимому, также играет роль в таких заболеваниях, как шизофрения и расстройства аутистического спектра, или в гиперактивности у детей.

До сих пор, однако, не было ясно, в какой степени вариации асимметрии мозга у разных людей являются наследственными и в какой степени они связаны с различными потребностями? Кроме того, присутствуют ли аналогичные черты асимметрии мозга у обезьян?

Ученые из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка (MPI CBS) и Исследовательского центра Юлиха (FZJ) исследовали асимметрию функциональных градиентов, описывающую оси плавных изменений функции мозга в коре головного мозга. Они обнаружили, что существуют тонкие различия в функциональной организации областей мозга на левом и правом полушариях. Слева области, участвующие в обработке речи, наиболее удалены от тех, которые участвуют в зрении и ощущении. Тогда как на правой стороне так называемая лобно-теменная сеть, отвечающая, например, за внимание и рабочую память, наиболее удалена от этих сенсорных областей. Исследователи также обнаружили, что индивидуальные различия в этих функциональных механизмах передавались по наследству, а это означает, что на них частично влияют генетические факторы. В то же время большая часть этой асимметрии человеческого мозга не может быть объяснена генетическими факторами. Это означает, что на некоторую асимметрию, по крайней мере частично, влияет опыт человека.

Кроме того, ученые обнаружили, что человеческий мозг более асимметричен, чем мозг обезьян. «Вполне вероятно, что наблюдаемая функциональная асимметрия отражает взаимодействие как генетических, так и негенетических эффектов, основанных на личном опыте», — объясняет Бин Ван, аспирант MPI CBS и ведущий автор исследования, опубликованного в журнале eLife. Действительно, у пожилых людей они наблюдали уменьшение правосторонней асимметрии, что свидетельствует о незначительных вариациях на протяжении всей жизни.

«Мы хотим понять, почему тонкие различия между левым и правым полушариями важны для речи и внимания и связаны с различными нарушениями развития», — объясняет Софи Валк, руководитель исследования и исследовательской группы когнитивной нейрогенетики в MPI CBS. «Если мы поймем наследуемость асимметрии, это станет первым шагом на пути к пониманию роли генетических факторов и факторов окружающей среды в формировании этой черты. нарушенный.»

Исследователи исследовали эти связи, используя две базы данных, одна из которых содержала снимки мозга человека, в том числе близнецов, а другая содержала снимки мозга 19 макак.