Функциональная безработица это: Виды безработицы — определение, примеры, таблица, формы и характеристика

Содержание

Что такое безработица?: Сборник метапредметных заданий. История. Обществознание. География. 10-11 классы

• Ознакомьтесь с источниками, ответьте на вопросы и выполните задания.

Источник 1

В широком смысле неполная занятость — это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад — это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастет спрос и не произойдет оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными.

Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но все же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица — не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой.

Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, все-таки предпочитают сохранить ее даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к не меньшим нарушениям: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

(По К.Х. Брайеру )

Источник 2

Фонд общественного мнения провел опросы о безработице. Результаты (в % от числа отвечавших) приведены на диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1

Если бы Вы имели достаточно средств, чтобы не работать, Вы бы работали?

Диаграмма 2

Каков общественный эффект безработицы?

Вопросы и задания

1. Как автор объясняет неизбежность функциональной (фрикционной) безработицы?

2. Проанализируйте данные диаграммы 1, сделайте вывод о результатах опроса. Выскажите предположение о причинах таких результатов.

3. Укажите предложение текста, которое может быть проиллюстрировано результатами данного опроса.

4. Проанализируйте данные диаграммы 2, сделайте вывод о результатах опроса. Какая точка зрения вам ближе? Свой ответ аргументируйте.

5. Укажите предложение текста, которое может послужить объяснением данного вывода (по результатам диаграммы 2).

Ответы и комментарии

Ответы

1. Даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

2. Большинство опрошенных (независимо от статуса работающего/безработного) отметили, что они продолжили бы работать, даже если бы у них были другие источники существования. Возможно, это связано с потребностью в самореализации.

3. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, все-таки предпочитают сохранить ее, даже если предоставляется возможность жить на иные доходы.

4. Большинство опрошенных (независимо от статуса работающего/безработного) отметили, что безработица приносит только вред.

5. Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. ИЛИ Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к не меньшим нарушениям: стресс, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Формируемые познавательные умения

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

• соотносить социальную информацию, представленную в различных знаковых системах

• осуществлять синтез информации, полученной из разных источников

Методический комментарий

Блок заданий может быть использован в 11 классе на уроках обществознания при изучении темы «Занятость и безработица», а также при подготовке к единому государственному экзамену. Задания целесообразно использовать на уроке в качестве основы для организованной дискуссии на тему «Безработица: приносит только зло?». По усмотрению учителя, блок заданий можно предложить учащимся как в начале изучения темы для постановки проблемы на уроке, так и для закрепления изученного материала. Полученные в ходе индивидуально-групповой работы результаты могут быть представлены на коллективное обсуждение в классе.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница