Гендерное деление – Многообразие полов. Зачем вводить 58 вариантов гендерной принадлежности | Люди | Общество

Содержание

Многообразие полов. Зачем вводить 58 вариантов гендерной принадлежности | Люди | Общество

На днях тем американцам, которые недовольны своим полом, интернет-сеть «Фейсбук» предложила для регистрации на выбор 58 разных вариантов половой принадлежности.

В сети по этому поводу активно веселились. Но хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Как бы не пришлось детям хохочущих насильно примеривать на себя эти половые роли (правильнее называть их гендерами). Реальность обгоняет самые авангардные выходки вроде этой. 

Мало кто догадывается, что в ООН, Евросоюзе, ПАСЕ и массе других влиятельных международных организаций уже приняты резолюции, декларации и прочие документы, не только дающие зелёную дорогу этим 58 гендерам, но и обязывающие многие страны вводить у себя такие обозначения пола законодательно. 

Петушок или курочка?

Накануне акции «Фейсбука» Европарламент принял на ура «доклад Луначек», названный по имени австрийской ЛГБТ-активист­ки и  депутата от партии зелёных. По сути, она предложила наделить представителей родного для неё ЛГБТ-сообщества особыми правами, дающими им преимущества перед другими гомо сапиенс. Они получают неограниченную свободу слова, но им перечить нельзя. Даже родители не имеют права защищать своих детей от гендерной пропаганды.

Так что современный мир крутится не только вокруг доллара, нефти или секса, но и вокруг гендера. Строго говоря, вокруг этой оси мир сам не вращается, его прокручивают насильно, как мясо в мясорубке. Законы, требующие столь радикального переустройства общества, в самых демократичных странах принимают кулуарно. Делает это каста неприкасаемых — международное чиновничество, сосредоточенное в надгосударственных структурах. А потом их навязывают практически всем странам. 

В чём суть гендера? В 1970-е годы этим термином стали обо­значать одну из ипостасей пола — социальную. Чтобы определить биологический пол, достаточно снять штаны. А вот социальный пол — это то, что в голове, то, как человек ощущает себя сам, то, какой пол он выбрал независимо от того, родился он мальчиком или девочкой. Изначально это использовалось лишь в медицине для лечения и реабилитации людей с такими отклонениями.

Но когда за гендер взялись радикальные философы, психологи и антропологи, они разработали так называемую гендерную теорию. В чём её суть? Предупреждаем, дальнейшее чтение — не для слабонервных. Согласно гендерной теории, ребёнок рождается не мальчиком или девочкой, а чем-то неопределённым, у него есть задатки всех гендеров сразу, независимо от того, что у него в реальности — «петушок» или «курочка». А мужчинами и женщинами мы становимся только потому, что нас так воспитывают. Главную роль, конечно, играет семья — из века в век в ней над личностью воспроизводят «гендерное насилие» (это официальный термин), навязывая мальчику роль мужчины, а девочке — роль женщины и матери. Эта диктатура семьи должна быть уничтожена. Отсюда и ювенальная юстиция, и борьба с так называемым домашним насилием, и радикальные формы защиты прав ребёнка, и другие активно спонсируемые технологии разрушения семьи — все они играют на стороне гендерной теории и практики. 

В США книга под названием «Это абсолютно нормально» рекомендована для чтения в 4-м классе. На одной из страниц рассказывается о том, что это нормально — быть геем или лесбиянкой. Фото: Коллаж АиФ

Уроки для малолеток

Гендерная педагогика рекомендует детям попробовать себя в разных ролях, подчёркивая, что нетрадиционность — это здорово. Лучше начать это делать в начальной школе или даже в детском саду, когда ребёнок начинает осознавать свой биологический пол, — оптимальный возраст, чтобы создать в детской голове гендерный хаос. 

Это называется воспитанием на принципах «гендерного равенства», оно практикуется во многих странах на севере Европы и навязывается странам, недавно вступившим в ЕС. В закамуфлированной форме оно просачивается в виде сексуального образования для малолеток. После таких уроков девочки часто начинают играть в войну, а мальчики — в геев, трансвеститов или в дочки-матери. 

Но после «доклада Луначек» такое воспитание может стать практически обязательным, и родители уже не смогут уберечь своего ребёнка от этих уроков. Кстати, конфликты уже возникают в Германии, где родителей, защищающих своих детей, даже подвергают уголовным наказаниям. Вам трудно в это поверить? Всё это кажется бредом, которого не может быть, потому что не может быть никогда? Мне понятна ваша логика, но напоминаю: соответствующие договорённости уже закреплены в официальных документах, под которыми подписались сотни стран, и реализуются на практике во многих регионах.

Как это могло случиться? Тихо и незаметно. Термин «гендер» в документах впервые появился в 1995 году в так называемой Пекинской декларации ООН. И тогда он означал лишь необходимость введения равенства мужчин и женщин. В то время уже мало кто спорил с этим утверждением, и документ приняли с воодушевлением. Но оказалось, что женщин, похоже, просто использовали, чтобы под гендерный зонтик тихо всунуть всех представителей ЛГБТ-сообщества. И как вы уже знаете, равенства им оказалось нужно даже больше, чем женщинам.

Как тут не вспомнить навязчивую рекламу одного стирального порошка: «Вы ещё замачиваете? Тогда мы идём к вам!» Они уже ломятся и в нашу дверь. 

Число в 58 гендеров, выделенных экспертами для акции «Фейсбука», условно. Их, согласно гендерной теории, может быть и больше. Выделять их можно, по сути, бесконечно, придумывая микроскопические различия. Например, самые распространённые — те, для обозначения которых используют аббревиатуру ЛГБТ: её буквы обозначают гомосексуальные гендеры (лесбиянки, геи, бисексуалы) и трансгендеры — это те, кто недоволен своим биологическим полом. Их много: транссексуалы стремятся сменить пол хирургически, трансвеститы просто переодеваются в одежду противоположного пола, андрогины сочетают в себе мужские и женские черты и поведение, у гермафродитов есть мужские и женские половые органы, бигендеры меняют половое поведение в зависимости от обстоятельств, агендеры — отрицают любой пол. Список можно продолжать, как это и сделали в «Фейсбуке». В кулуарах обсуждается введение новых гендеров, в основе которых лежат инцест и педофилия.

Смотрите также:

aif.ru

что такое гендерная вариативность и почему деление на мужчин и женщин устарело

Западное общество привыкло к бинарной гендерной модели: есть мужчины, есть женщины. Но мир устроен сложнее: современные исследования доказывают, что гендер — это изменчивый и податливый социальный конструкт. T&P публикуют сокращенную главу из книги социолога Салли Хайнс «Может ли гендер меняться?» — о том, как проявляется гендерная вариативность в разных сообществах и почему она не обязательно связана с гомосексуальностью.

Салли Хайнс
Издательский проект «А+А» — совместный импринт Ad Marginem и дизайн-студии ABCdesign. Серия «The Big Idea». 2019
1
Хиджра — термин в Юго-Восточной Азии, описывающий человека, которому при рождении присвоен мужской пол, но который идентифицируется и живет как женщина. На протяжении истории в регионе проживало много сообществ хиджра, существуют они и сегодня.

На протяжении человеческой истории существовало множество сообществ, в которых гендерные практики выходили за рамки только одной гендерной модели — мужчины и женщины. Например, в индийской мифологии и истории общества в целом отчетливо прослеживается гендерное разнообразие. Джейкоб Оглз в своей статье «Девятнадцать ЛГБТ божеств индуизма» («19 LGBT Hindu Gods»; 2016) отмечает: «Индуистская литература, мифология и религиозные тексты веками описывали божеств, отрицающих бинарность гендера». В частности, в индийской культуре община хиджра1 имеет давнюю историю.

Ве-Вха — представитель североамериканского коренного народа зуни, «две души», XIX век. В традициях коренных американцев гендерно-вариативные и интерсекс-люди пользовались большим уважением и считались особенно одаренными в духовном плане.

Интерсекс (интерсексуалы) — это люди, рожденные с половыми признаками, отличными от типичного определения мужского или женского тела. — Прим. T&P.
2
Третий пол — юридическая или социальная гендерная категория, которая не относится ни к мужчинам, ни к женщинам. Существует в обществах, где такая гендерная роль существовала исторически, и в обществах, где недавно признали право некоторых членов не определять себя ни как мужчина, ни как женщина.

Первые упоминания о хиджра встречаются в Камасутре, написанной около II века н.э., а также в Рамаяне (около 300 года до н. э.) и Махабхарате (около 400 года н. э.). Согласно исследованию Серены Нанда, проведенному в 2010 году, большинству в сообществе хиджра при рождении присваивается мужской пол, хотя среди них встречаются и интерсекс-индивидуумы*. Нанда выяснила, что хиджра живут сплоченными сообществами, формируя, в ее терминах, «институциализированную третью гендерную роль». Исторически хиджра считали асексуальными и наделяли их особыми священными качествами, однако в современном индийском обществе многие из них занимаются секс-работой и отправлением определенных религиозных обрядов. В 2014 году они были юридически признаны в Индии в качестве третьего пола2. Впрочем, не все хиджра согласны с такой классификацией.

Эта группа хиджра из Южной Азии, где этим термином называют трансгендеров и интерсексуалов. Традиционно уважаемые члены общества, многие хиджра сегодня страдают от дискриминации и нищеты.

3
Травести — в некоторых южноамериканских культурах люди с женской идентичностью, которым при рождении присвоен мужской пол. Травести часто прибегают к имплантатам или инъекциям силикона, чтобы выглядеть более женственно, но могут и не определять себя полностью как женщина или мужчина, а объявлять себя отдельным гендером со своими правилами.
4
Муше (muxe) — гендерная идентичность, принятая у сапотеков, малочисленного коренного населения Мексики. Муше при рождении присваивают мужской пол, но они перенимают некоторые черты женского поведения: носят женскую одежду и макияж, занимаются традиционно женской работой, например вышиванием. Муше также относятся к третьему полу благодаря сочетанию мужского тела и характеристик обоих полов.
5
Маху (mahu) — буквально «посередине» — идентичность третьего пола в гавайской и таитянской культурах. Маху традиционно пользовались уважением за способность сочетать в себе мужские и женские черты, играли особую роль в жизни общества.

Многие культуры признают существование более двух полов. Во многих частях Латинской Америки издавна существуют травести3.

Исторически травести воспринимались как мужчины и женщины одновременно, но сегодня их, как и индийских хиджра, часто относят к третьему полу.

В культуре сапотеков, существовавшей на территории Мексики до испанской колонизации, муше4 были традиционно признанным третьим полом, хотя сегодня это слово иногда используют как синоним транссексуалов. В некоторых полинезийских культурах схожее место традиционно занимали маху5, а в самоанском обществе фаафафины выполняли конкретную культурную функцию: согласно обычаю, если в семье не хватало девочек для ведения хозяйства, одного из сыновей воспитывали как фаафафина6, прививая ему и мужские, и женские черты. Словом «катой» (kathoey) в Таиланде и Лаосе называют разные небинарные идентичности. Также документально засвидетельствованы проявления гендерной вариативности в Китае, Иране, Индонезии, Японии, Непале, Южной Корее и Вьетнаме. В Индонезии, самой многонаселенной мусульманской стране мира, вария7, которым при рождении присваивается мужской пол, открыто живут как женщины.

Свадьба трансгендерной женщины и ее жениха в мексиканской рыбацкой деревне Хучитан, где действует матриархат и принято гендерное разнообразие; 2002 год.

6
Фаафафин (fa’afafine) — признанная гендерная идентичность в Самоа. При рождении им присваивается мужской пол, но семья решает воспитывать их как девочек, чаще всего в случае, если в семье много сыновей и нет дочерей — либо они сами принимают такое решение. Фаафафины перенимают женские черты поведения и выполняют задачи, традиционно связываемые с женственностью. Некоторые из них, но не все, идентифицируют себя как женщины.
7
Вария — сообщество людей третьего пола в Индонезии, которым при рождении присваивается мужской пол, но которые считают, что обладают женской душой. Вария также включает людей, которые на Западе считались бы женоподобными мужчинами-геями. Многие вария отказываются от хирургической операции по смене пола по религиозным соображениям.

Говоря о гендерной вариативности, важно учитывать контекст местных представлений и практик. Например, у многих коренных американских народов традиционно существовал целый спектр гендерно-вариативных сообществ, в том числе зуньи-ла’мана, винкте, алиха и хваме. Первые французские завоеватели, а позднее и другие колонизаторы стали называть представителей этих категорий общим термином «бердаши» (во французском языке слово «berdache» означало младшего партнера в мужских гомосексуальных отношениях). Сегодня представители этих сообществ, как правило, предпочитают зонтичный термин «две души»8, учитывая колониальные и уничижительные коннотации слова «бердаши». Соплеменники почитали таких людей, а

присутствие женской и мужской души в одном теле считалось благословением,

но в XX веке европейско-американское и христианское влияние нарушило эту традицию.

Представитель вария наносит макияж согласно традиции сьявалан, Джокьякарта, Индонезия, 2015 год.

Вплоть до конца XX века в антропологических исследованиях гендерно-вариативные практики часто считались персонификацией однополого влечения.

Хиджра репетируют танец, готовясь к выступлению на шоу талантов в рамках «Хиджра Прайд», третьего секс-парада, организованного в поддержку признания хиджра на государственном уровне. Бангладеш, 2014 год.

8
Термин «две души» (англ. two spirit) описывает разные смешанные гендерные роли и группы, встречающиеся у многих коренных народов США и первых наций Канады. Определение «две души» пришло на смену устаревшему и некорректному названию «бердаши», которым изначально пользовались колонизаторы.

В некоторых исследованиях гендерно-вариативных сообществ коренных американцев эти культурные традиции рассматриваются как выражение гомосексуального стиля жизни в частности потому, что люди с «двумя душами», которые биологически были мужчинами, но переняли женские черты, часто вступали в брак с мужественными мужчинами, и наоборот. Некоторые геи и лесбиянки из числа коренного американского населения называют себя «две души», чтобы подчеркнуть традиционное для их культуры уважение к альтернативному сексуальному и гендерному стилю жизни. Другие антропологи, которые, напротив, относят такие сообщества к транссексуальной культуре, оспаривают позиционирование людей с «двумя душами» как праотцов гомосексуалов.

«Хиджра Прайд» 2014 года был организован Ассоциацией социальной защиты Банду. На фото хиджра готовятся к параду.

Впрочем, понятие «транссексуальность» появилось на Западе относительно недавно. Более современный подход позволяет предположить, что

«две души» не связаны ни с гомосексуальными, ни с трансгендерными практиками, а демонстрируют существование альтернативной гендерной и сексуальной классификации в культуре коренных народов,

у которой нет западного аналога. Гендерно-вариативные практики часто путают с гомосексуальностью, особенно в западной культуре.

Путаница отчасти объясняется тем, что во многих обществах понятия гендера и сексуальности тесно связаны. Если трансгендер, поменявший пол с мужского на женский, при этом сохраняет влечение к женщинам, то в глазах общества он также меняет свою ориентацию с гетеросексуальной на гомосексуальную, хотя в действительности сексуальная ориентация остается неизменной. […]

В древнегреческой мифологии также встречаются многочисленные отсылки к андрогинности, кросс-гендерным практикам и интерсексуальности. Например, божество Афродитус — одна из ипостасей традиционно представленной женственной Афродиты — изображался с женской грудью и пенисом. Многие источники того времени утверждают, что во время жертвоприношений Афродитусу мужчины и женщины обменивались одеждой и гендерными ролями. […]

Несмотря на то что с начала ХХ века исследования гендера и сексуальности ушли далеко вперед, изменить предложенную в сексологии модель оказалось непросто. Представления о гендере и сексуальности по-прежнему тесно переплетены, и во многих современных теориях сексуальность до сих пор связывается с гендером.

Например, социобиолог Саймон Левей (род. 1943) предлагает теорию «гей-гена», согласно которой гомосексуальная ориентация у мужчин вызвана размером определенных клеток мозга. В своей генетической теории Дин Хэймер (род. 1951) также предлагает биологическое обоснование сексуального поведения, утверждая, что у геев меньше Х-хромосом, чем у мужчин-гетеросексуалов. Это положение связывает мужскую гомосексуальность с биологическими особенностями мужского пола, подразумевая, что геи генетически более «женственны», чем гетеросексуалы.

Идею о том, что геи «такими родились», поддерживают некоторые сегменты ЛГБТКИ-сообщества, использующие ее как аргумент против дискриминации. Однако у биологической модели сексуальности не меньше противников, чем у биологической модели гендера.

В 1940–1950-х годах американский сексолог Альфред Кинси (1894–1956) опубликовал «Отчеты Кинси» («Kinsey Reports»), в которых предположил, что сексуальность — это континуум. Хотя многие люди располагаются либо на одном (гетеросексуалы), либо на другом (гомосексуалы) конце шкалы, огромное количество людей, как утверждает Кинси, находятся между двух полюсов (бисексуалы). В книге «Сексуальное поведение самца человека» (1948) Кинси пишет:

«Люди не делятся на две обособленные группы — гетеросексуальную и гомосексуальную. Мир не делится на козлов и баранов. Фундаментальное правило таксономии — природа редко имеет дело с дискретными категориями».

Альфред Кинси считал свое исследование подтверждением того, что человеческая сексуальность представляет собой спектр, а не бинарность «гомо- vs гетеросексуальность». Эти спектры аналогичным образом отражают разные аспекты гендера. Такие линейные схемы тоже изображают гендер в виде бинарности, подразумевая, что небинарные вариации находятся между полюсами мужского и женского.

Исследования в социальных науках также позволяют утверждать, что сексуальность обладает текучестью, то есть люди могут выбирать и выбирают свою сексуальную ориентацию. Социологи Линда Гарнетс и Энн Пепло в 2006 году представили результаты изучения женской сексуальности, согласно которым ориентация женщин скорее гибкая, а не жестко установленная. На нее влияет жизненный опыт, социальные и культурные факторы, такие как «образование женщины, ее социальный статус и властное положение, экономические возможности и представления о женской роли». С этой точки зрения, сексуальная идентичность, предпочтения и практики могут меняться на протяжении всей жизни человека, как могут меняться гендерная идентичность и опыт. […]

Слева: Эта нелинейная схема изображает гендерную идентичность как совокупность пересекающихся между собой возможностей, а не как бинарную модель мужского и женского. Cправа: На рисунке показаны возможные связи между полом и сексуальностью, включая женские, мужские и интерсексуальные вариации. Асексуальность, однако, в эту систему не входит.

Если в общий набор включить агендеров и асексуалов вместе с гендерфлюидами и гендерфлаксами, которые по определению не вписываются в общий спектр, то

гендерную идентичность и сексуальную ориентацию следует понимать как индивидуальную для каждого человека комбинацию сложных сочетаний личных черт.

Комбинации этих признаков бывают «более женственными», «более мужественными», не теми и не другими; они могут быть «более гетеросексуальными», «более гомосексуальными» или вне этих категорий. У человека может быть много «мужских» гендерных признаков и при этом несколько «женских» (или наоборот), может быть поровну тех и других или превалировать «гендерно-нейтральные» черты; то же самое можно сказать и о сексуальности. Сочетание всех этих признаков формирует гендерную идентичность и сексуальную ориентацию. Поскольку мы все лучше разбираемся в этом вопросе, наличие разнообразных комбинаций в последнее время привело к расширению терминологии для описания гендерной идентичности и сексуальной ориентации. […]

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

theoryandpractice.ru

Что такое гендерный признак: определение термина, особенности, примеры

Социальные определения «мужественности» и «женственности» и их отличия от биологических половых признаков потребовали введения нового термина — гендера. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими разделять всех людей на две группы — женщин и мужчин — и причислять себя к одной из них.

Формирование гендерной идентичности

С возникновением этого понятия связано становление самосознания и биологическое развитие. В возрасте двух лет дети знают собственный пол, однако не понимают смысла этого знания. Под влиянием ожиданий и примера взрослых они формируют собственные установки и учатся определять пол окружающих по гендерному признаку. Неизменность собственного биологического пола осознается ребенком к семи годам.

Окончательное формирование гендерной идентичности происходит в подростковом возрасте: половое созревание, сопутствующие изменения тела, эротические желания и романтические переживания. Под воздействием перечисленных факторов осваиваются нормы поведения и происходит становление характера в соответствии с представлениями близких и окружающих о мужественности и женственности.

Гендерное равенство

Идея за последние несколько десятилетий получила широкое распространение, породив различные международные документы и отразившись в национальных законах. Под гендерным равенством подразумевают равные права, обязанности и возможности для женщин и мужчин во всех сферах жизни. Включая доступ к здравоохранению и образованию, рабочим местам, участии в государственном управлении, создании семьи и воспитании детей.

Гендерное неравенство приводит к появлению насилия и дискриминации по гендерному признаку. Женщинам и мужчинам приписывается сценарий сексуального поведения, основанный на архаичных стереотипах. Мужчины агрессивны и активны, женщины обязаны подчиняться мужчине и быть пассивными. В результате чего они становятся объектами сексуальной эксплуатации.

Равные в различии

Идеалы, которым должны соответствовать мужчина и женщина, существовали на протяжении многих лет, однако различались в зависимости от эпохи и национальности. К тому же представления о том, что такое гендерный признак, могут отличаться в разных семьях.

Женские и мужские качества оказывают влияние на поведение, внешний вид, занятия и увлечения, в том числе и жизненные ценности. Принятые в социуме стереотипы предполагают, что женщины больше ценят семью и любовь, а мужчины — независимость и социальную успешность. В реальной жизни окружающие демонстрируют сочетание различных личностных черт — как маскулинных, так и фемининных, — причем ценности могут изменяться.

Австрийский ученый Отто Вейнингер по результатам проведенных исследований сделал вывод, что у женщин и мужчин имеются черты как своего, так и другого пола, а индивидуальность человека определяется преобладающими чертами. Фемининные или маскулинные черты, действующие в одних ситуациях, в других могут не проявляться. Сочетание мужских и женских черт обозначается термином «андрогинность».

Половые гормоны были открыты практически сразу же после публикации работы Вейнингера «Пол и характер». Сочетание и концентрация их не только формируют биологический пол человека, но и влияют на его сексуальное поведение и внешний облик.

Психологи придерживаются мнения, что андрогинные личности обладают более гибким поведением, соответственно, более психологически адаптивны и благополучны. По этой причине воспитание детей в рамках гендерных стереотипов может привести к плохим последствиям.

Стереотипы

Устоявшиеся архаичные стереотипы о том, что такое гендерный признак, приводят к тому, что родители поощряют у детей игры и поведение, свойственные их полу. И категорически запрещают обратное. В том, что ребенок занимается вещами, свойственными другому полу, нет ничего плохого — наоборот, это формирует у него важные характеристики и готовит к жизни в современном обществе.

Невольное воспроизведение родителями в воспитании своих детей гендерных стереотипов — к примеру, запрет мальчику на проявление эмоций и слезы, потому что он «не девочка», — приводит формированию агрессивного поведения и ощущения его превосходства над девочками и, в дальнейшем, над женщинами. Аналогично в случае с девочками призывы вести себя тише и скромнее могут привести к тому, что во взрослом возрасте они будут отступать на второе место и подчиняться мужчинам.

Как формируется социальный пол

Согласно Википедии, гендерный признак — это субъективное чувство принадлежности человека к девочкам или мальчикам. В трехлетнем возрасте дети предпочитают для игр компанию своего пола. Совместные игры не менее важны для приобретения социальных навыков и общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о поведении девочек и мальчиков, о которых им говорят взрослые, особенно — родители. Для ребенка, вне зависимости от его пола, важен как женский, так и мужской образ. Кроме того, родители формируют базовый пример отношений между мужчиной и женщиной. Именно он определяет дальнейшее поведение ребенка с противоположным полом и его способность строить отношения.

Максимальная восприимчивость детей к внешнему воздействию фиксируются на протяжении первых 10 лет их жизни. Поведенческие гендерные стереотипы, устоявшиеся в обществе, усваиваются ребенком во время тесного общения со сверстниками противоположного пола. Начинающиеся в детском саду ролевые игры с течением времени становятся сложнее. Дети должны принимать участие в них: они выбирают пол в них в соответствии со своим, учатся соответствовать конкретной гендерной роли. Ребенок, изображая женщину либо мужчину, отражает принятые в социуме стереотипы о том, что такое гендерный признак, проявляет качества, считающиеся окружающими маскулинными либо фемининными.

Проявления в подростковом возрасте

С 7 до 12 лет — в препубертатном периоде — дети начинают объединяться в социальные группы, избегая при этом представителей противоположного пола. Белорусский психолог Яков Коломинский проводил исследования, согласно которым при необходимости выбрать трех одноклассников мальчики отдают предпочтение мальчикам, а девочки — девочкам. Однако при условии сохранения анонимности большинство детей выбирают представителей противоположного пола. Подобное поведение свидетельствует о том, что ребенок опасается того, что его предпочтения могут заставить окружающих сомневаться в том, как он усвоил собственную роль и то, что значит гендерный признак.

В пубертатный период мальчики, пытаясь проявить мужественность, проявляют интерес к занятиям спортом, показывают силу и решительность, активно демонстрируют интерес к вопросам секса и противоположному полу. Если за юношей этого не замечено, то он становится объектом насмешек. Девушки в это время замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает внимание парней, которые стараются проявлять силу и выступить в роли покровителя и защитника. Подростки подчеркивают собственные гендерные качества.

Мнение взрослых теряет свою авторитетность для подростков. В пубертатном периоде они ориентируются на гендерные стереотипы, принятые в обществе и массово продвигаемые в культуре. Девушки могут избрать своим идеалом успешную, сильную и самостоятельную женщину. Доминирование мужчины в вопросах семьи, любви все реже воспринимается как норма. Гетеросексуальная нормативность, то есть допустимость влечения к представителям противоположного пола, ставится под сомнение. Нестандартная гендерная самоидентификации встречает все больше понимания: подростки и молодые люди сегодня более либеральны в сексуальных и межличностных отношениях.

Определение того, что такое гендерный признак, и становление собственной идентификации является результатом совокупности природных задатков, особенностей человека и окружающего его социума. Ребенок, родители которого оказывают посильную помощь в раскрытии его индивидуальности, не навязывая собственные стереотипы, в подростковом и более старшем возрасте не сталкивается с проблемами, связанными с общением с противоположным полом и принятием собственного.

Без двойных стандартов

Прежде всего они затрагивают сексуальное поведение в отношении мужчин и женщин. Согласно стереотипам, мужчина может иметь многочисленные сексуальные контакты как до, так и после брака, в то время как женщина обязана хранить девственность до замужества и верность супругу после него. Измены мужчин не осуждаются так строго, как женщин, в случаях требования взаимной верности. В сексуальных отношениях двойные стандарты подразумевают опытность и ведущую роль мужчины. Тогда как женщинам оставляют ведомую и пассивную.

Воспитание вне стереотипов

Если говорить простыми словами, гендерный — это то, что принято в социуме. Воспитать ребенка в гендерном равенстве возможно только при условии того, что он видит одинаковое отношение к людям. Профессия или бытовая деятельность не должны быть привязаны к конкретному полу в разговорах с ребенком: мама может водить машину и заниматься отделочно-ремонтными работами, папа может готовить и убирать дом. В отношении мужчин и женщин не должно быть двойных стандартов, желательно проявлять нетерпимость к любому виду насилия вне зависимости от того, кто его проявляет — девочка или мальчик. Если говорить ребенку о том, что это такое — гендерный признак — простыми словами, то нужно помнить, что равенство по нему не отменяет биологических различий и не приравнивает представителей мужского и женского пола. Однако позволяет любому человеку самореализоваться и определить дальнейший жизненный путь без привязки к стереотипам.

psychbook.ru

54 новых пола. Весь список с переводом — Блоги — Эхо Москвы, 14.02.2014

2014-02-14T13:37:00+04:00

2014-02-14T13:40:30+04:00

https://echo.msk.ru/blog/kosmopletov_aristarhh/1258672-echo/

https://echo.msk.ru/files/842009.jpg

Радиостанция «Эхо Москвы»

https://echo.msk.ru//i/logo.png

Космоплётов Аристарх (Альберт Акопян)

https://echo.msk.ru/files/842009.jpg

13:37 , 14 февраля 2014


О новшестве Facebook агентство Associated Press сообщило подчеркнуто нейтрально: «Новые возможности выбора пола возможны для пользователей Facebook в США».

Некоторые подробности сообщает ВВС: интернет-гигант проработал с ЛГБТ-активистами все варианты наименований, гендерную идентичность можно сохранять в тайне (для ограниченного доступа).

Пока также не известно, когда 54 новых варианта гендерной идентичности станут доступны пользователям Facebook за пределами США.

Наконец, в разделе «управление страницей» можно будет установить не стандартное обращение «он/она», а нейтральное, например, «оно».

Профессионального перевода всех 54 «вариаций пола» на русский язык пока нет. Простор для творчества. Итак, версия от RussianRealty.ru:

1. Agender — бесполый
2. Androgyne — андроген, гермафродит (мужчиноженщина)
3. Androgynous — мужеженственный (внутренне, по ощущениям)
4. Bigender — ощущающие себя в разное время то мужчиной, то женщиной
5 Cis — латинск. «пред-», т.е. «недо-» (без негативной коннотации)
6. Cis Female — предженский, недоженский
7. Cis Male — предмужской, недомужской
8. Cis Man — предмужчина, недомужчина
9. Cis Woman — предженщина, недоженщина
10. Cisgender — предполовой, недополовой
11. Cisgender Female — женский предпол, недополовой женский
12. Cisgender Male — мужской предпол, недополовой мужской
13. Cisgender Man — предполовой мужчина, недополовой мужчина
14. Cisgender Woman — предполовая женщина, недополовая женщина
15. Female to Male — от женского к мужскому
16. FTM — женщина, хирургически, внешне, принявшая облик мужчины
17. Gender Fluid — неустойчивый, «текучий»
18. Gender Nonconforming — отрицающий традиционную классификацию
19. Gender Questioning — пол, остающийся под вопросом
20. Gender Variant — пол, допускающий несколько вариантов
21. Genderqueer — свой особенный, своеобычный
22. Intersex — межполовой
23. Male to Female — от мужчины к женщине
24. MTF — мужчина, хирургически, внешне, принявший облик женщины
25. Neither — ни тот, ни другой (из двух традиционных)
26. Neutrois — стремящиеся устранить половые признаки во внешнем виде
27. Non-binary — отрицающий систему двух полов
28. Other — другое
29. Pangender — всеобщеполовой
30. Trans — переходной к другому полу
31. Trans Female — переходной к женскому половому состоянию
32. Trans Male — переходной к мужскому половому состоянию
33. Trans Man — переходной к мужчине
34. Trans Person — переходной к лицу, вне половой классификации
35. Trans Woman — переходной к женщине
36. Trans(asterisk) — переходной к другому полу (* — с сохранением тайны)
37. Trans(asterisk)Female — переходной к женскому половому состоянию (*)
38. Trans(asterisk)Male — переходной к мужскому половому состоянию(*)
39. Trans(asterisk)Man — переходной к мужчине(*)
40. Trans(asterisk)Person — переходной к лицу, вне половой классификации(*)
41. Trans(asterisk)Woman — переходной к женщине(*)
42. Transexual — транссексуальный
43. Transexual Female — женский траннсексуальный
44. Transexual Male — мужской транссексуальный
45. Transexual Man — мужчина транссексуал
46. Transexual Person — лицо траннсексуал
47. Transexual Woman — женщина транссексуал
48. Transgender Female
49. Transgender Male
50. Transgender Man
51. Transgender Person
52. Transgender Woman
53. Transmasculine — «за пределами мужского» (фантазии на тему мужского пола)
54. Two-spirit — две души, «двудушный» (без негативной коннотации)

В различиях транссексуалов и трансгендеров уверенно разобраться пока не удалось. Наши извинения за возможные ошибки. Странно также, что Transmasculine остался без пары, очевидно – Transwoman, Transfeminism или Transfemale. Ну и, наверное, список полов можно было дать целиком, включая Man и Woman – мужчину и женщину.

Оригинал

echo.msk.ru

Гендерный признак и его отличие от полового

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол – мужской и женский – это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак – неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок – девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер – явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина – брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы социального поведения. Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Эти стереотипы, которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием – все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак – это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы – мужские и женские – разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить – признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты – чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к дискриминации по половому признаку, поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

fb.ru

Гендер — это… Что такое Гендер?

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому — мужчинам или женщинам — необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система — это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы — в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ (см. Гендерные стереотипы в СМИ). Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования.

Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования (см. Женские и гендерные исследования за рубежом) постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями я называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы/исследователи осознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских (см. Биодетерминизм) позициях, т. е. считают, что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендер используют как «более современное». Содержательно ситуация не меняется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальная конструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных «гендеров» (мужского и женского) принимается как отражение двух биологически разных полов. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: «Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?» или пресловутые опросы на тему «Может ли женщина быть политиком?» Такого рода социологам просто невдомек, что результаты их исследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание «мужских и женских» профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было не потому, что они «от природы более милосердны и склонны к самоотверженности» (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, что такова социальная роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцы социополовой теории), а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи).

Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется (строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется и самими индивидами — на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т. д.). Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения мужественности и женственности, существующие в рамках своей культуры. Гендерная идеология — это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний — то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация — это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с «мужским/маскулинным» или «женским/фемининным» началом. Таким образом, возникает символический смысл «женского» и «мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало). «Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями — природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

Итак, мы видим, что понятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат — социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставление «мужского» и «женского» и подчинение женского начала мужскому началу.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

Gender (англ.)

Литература:

Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2001.

Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» М.: МЦГИ, 2000.

Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под редакцией Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

© О. А. Воронина

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. А. А. Денисова. 2003.

gender.academic.ru

Гендерное разделение труда. Власть, пол и репродуктивный успех

Гендерное разделение труда

В антропологической литературе середины XX века широкую известность получила теория «естественной взаимодополнительности полов», выдвинутая американскими социологами Т. Парсонсом и Р. Бейлзом. В рамках этой теории дифференциация мужских и женских ролей в семье и общественной сфере является базовой и неустранимой при каких бы то ни было преобразованиях общества. Причина гендерной дифференциации коренится в «инструментальности» мужского поведения и «экспрессивности» женского. Как бы активно не вовлекалась современная женщина в общественно–трудовую жизнь, ее основная роль связана с делами внутри семьи (женщина, в первую очередь, жена, мать и хозяйка), тогда как мужчина всегда игран и продолжает играть основную роль в делах вне дома.

Эта теория активно оспаривается многими современными антропологами. Хотя многие аргументы в пользу ее справедливости могут показаться очевидными, попытаемся понять суть дела.

Не подлежит сомнению, что мужчине во всех обществах охотников–собирателей, ранних земледельцев и скотоводов отводится основная роль охотника на крупного зверя, пастуха (когда речь идет о крупном рогатом скоте), рыбака и собирателя меда. Мужчина также выполняет основную работу по расчистке земли под посевы. За женщиной же закреплена роль собирательницы растительной пищи, а также мелких беспозвоночных животных. В сфере ремесел за мужчинами практически монопольно закреплены любые работы с металлами, деревом, камнем, костью и рогом. Мужчины чаще всего занимаются изготовлением сетей и веревок, а также строительством домов. Тогда как женщины чаще мужчин заняты прядением, ткачеством, плетением корзин, шитьем одежды. В большинстве обществ женщины занимаются приготовлением пищи, заготовкой воды и топлива. Практически во всех без исключения обществах основной уход за детьми целиком ложится на плечи женщин.

Суть проблемы не в том, что мужчина чаще охотится, а женщина — ухаживает за детьми, а в придании этим видам деятельности разной общественной престижности.

Гендерное разделение труда подразумевает не просто разделение функций на мужские и женские, оно влечет за собой определенную стратификацию различных видов деятельности и порождает иерархические различия между полами. Суть проблемы не в том, что мужчина чаще охотится, а женщина — ухаживает за детьми, а в придании этим видам деятельности определенной меры общественной престижности. В большинстве обществ взаимоотношения между полами складываются в пользу признания большей значимости самих мужчин и мужских занятий. По меткому замечанию М. Мид «мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если эти занятия считаются мужскими, то все общество, и мужчины, и женщины, признают их важными. Если то же самое делают женщины, такие занятия объявляются менее важными».

Гендерная стратификация в различной степени проявляется в обществах охотников–собирателей и у земледельцев. Поданным Э. Фридль дифференциация мужских и женских занятий и иерархия взаимоотношений между полами зависят от хозяйственной деятельности общества. В обществах охотников–собирателей власть мужчин над женщинами объясняется ведущей ролью мужчин в охоте, а у земледельцев — ведущей ролью мужчин в расчистке и распределении земельных наделов. Монополия мужчин на большую охоту сопряжена не только и не столько с большей физической силой мужчин, а с необходимостью уходить на большие расстояния от дома. Для женщин такие перемещения затруднены наличием детей.

Там, где охота осуществима вблизи от дома (агта Филиппин), женщины принимают участие в ней наравне с мужчинами.

Мужчины могут стряпать, ткать, одевать кукол или охотиться на колибри, но если эти занятия считаются мужскими, то все общество, и мужчины, и женщины, признают их важными.

Возможно, что и мужская монополия на расчистку земли под посевы также не определяется необходимостью применения физической силы, а объясняется фактором повышенной опасности: новые земли часто лежат на границе племенной территории, и здесь вероятность подвергнуться нападения врагов многократно возрастает. А война в подавляющем большинстве культур — занятие сугубо мужское.

Иерархия полов в обществе во многом зависит от экологических условий и отношения мужчин и женщин к контролю ресурсов и социальных благ. В обществах, где женщины полностью отстранены от контроля, их социальный статус существенно снижен, а там, где мужчины и женщины в равной степени контролируют распределение материальных благ, статус женщин близок к мужскому.

В книге «Ребенок и общество» И. С. Кон дает следующее детальное пояснение, почему гендерное разделение труда не является производным биологических функций мужчины и женщины: биологические функции женщины сопряжены с зачатием, рождением и выкармливанием детей, и на женщину ложится основная обязанность по их выращиванию. Однако только общество регламентирует, сколько детей женщина может иметь, кому принадлежат эти дети, где (в чьем доме) они будут расти и как долго следует их опекать. Нам, впрочем, представляется, что справедливее было бы говорить о том, что гендерное распределение труда не является прямым или непосредственным производным биологических функций, ведь мужчины не могут заменить женщин в вынашивании и выкармливании детей. Общество действительно регламентирует целый ряд моментов, связанных с деторождением, однако, как оно ни старается, полный контроль над репродукцией ему ни разу в человеческой истории осуществить не удавалось.

Общество регламентирует целый ряд моментов, связанных с деторождением, однако полный контроль над репродукцией ему ни разу в человеческой истории осуществить не удавалось.

Во многих традиционных культурах мужчинам отводится главенствующая роль, а женщины на их фоне выглядят забитыми и бесправными. Однако такое резко выраженное неравенство часто скрывает за собой гендерную дифференциацию публичной и домашней сфер жизни. В патриархальных обществах доминирование мужчин в публичной сфере особенно заметно, но зачастую в тех же обществах можно наблюдать практически полную монополию женщин в принятии решений, касающихся домашней сферы. У арабских народов, известных выраженным доминированием мужчин в общественной жизни общества, широко распространена следующая поговорка: «Если отец голова, то мать — шея. И шея вертит этой головой, как захочет».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru