Индивидуально психологические качества личности: 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.

Индивидуально-психологические особенности личности

Личность с точки зрения психологии – это социокультурный опыт человека, благодаря которому человек успешно интегрировался в общество. Личность человека формируется многие годы из его предпочтений, привычек, социокультурного опыта и навыков. Базисом для её формирования служат индивидуальные психофизиологические особенности человека данные ему от рождения: темперамент, особенности нервной системы, наследственность и др.

В современном мире, проблема личности и определения её сущности является одной из важных тем в различных областях науки, поэтому данная тема всегда остается актуальной.

В психологии существуют несколько подходов в изучении личности.
К ним относятся: биогенетическая теория, суть которой состоит в изучении онтогенеза каждого индивида, то есть процесс становления и развития биологических процессов созревания организма; социогенетическая теория, которая на первый план выдвигает развитие и становление личности, благодаря социализации и адаптации в обществе; и последний подход – психогенетический – эта теория основывается на изучении особенностей психических процессов личности [4].

К индивидуально-психологическим особенностям личности, которые образуются в результате объединения биологических и социально-приобретенных свойств, принято относить психические особенности личности, которые проявляются в темпераменте, характере, способностях, эмоциях человека, к индивидуальным особенностям относятся возрастные и половые различия, конституциональные, индивидуальные особенности нервной системы.

Рассмотрим каждый критерий более подробно. Так, психика личности, с точки зрения, различий по половому признаку, имеет как биологическую основу, так и социальную. Психика мужчин характеризуется эмоциональной стабильностью, сосредоточенностью, логико-математическим складом ума, замкнутым характером. Женщины же более эмоциональны, чувственны, и превосходят мужчин по счету, памяти, быстроте реакции, преобладании интуиции.

Следующий критерий особенностей личности – это возраст человека. Каждый возрастной период отличается своими особенностями психики и поведения человека. Так, например, в возрасте от 18 до 29 лет у каждого человека происходит резкая перестройка личности, повышается внимание и интеллектуальные возможности человека. Это происходит вследствие того, что человека определяется в своей жизненной позиции, профессиональном направлении работы и создает свою семью. Далее в период с 30 до 33 лет опять наступает повышение интеллектуальных функций человека, но к 40 годам они начинают снижаться. Далее после 40 – происходит снижение скорости познавательных и эмоциональных процессов.

Критерий конституциональной типологии. Э Кречмер в своем труде «Строение тела и характера» [3] рассматривал взаимосвязь физического и психологического фактора. Он выделил 3 типа телосложения с индивидуальными особенностями психики.

  1. Астеник (шизотимический) – высокий, худощавый человек с длинными конечностями, психологическими особенностями такого типа является замкнутость, эмоциональная нестабильность, упрямство, при расстройстве психики наблюдается предрасположенность к шизофрении.
  2. Пикник (циклотимичекий) – невысокий человек с лишним весом, маленькая голова, короткая шея. Такие люди эмоционально нестабильны, общительны, с реалистичными взглядами на жизнь. При нарушении психики наблюдается предрасположенность к маниакально-депрессивному синдрому.
  3. Атлетик (иксотимический) – человек высокого или среднего роста, имеет мускулистый тип телосложения, узкие бедра и широкие плечи. Атлетики отличаются спокойным характером, сдержанностью, гибким мышлением, решительностью и настойчивостью. При психических расстройствах наблюдается предрасположенность к эпилепсии.

Темперамент. История возникновения учения о темпераментах относится к древнегреческому врачу Гиппократу в далеком V в. до н.э. [5]. От темперамента зависят такие особенности личности как: эмоциональность, впечатлительность, стабильность, стрессоустойчивость и тревожность.

Существует 4 типа темперамента.

  1. Холерик. Эти люди отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью. Они страстные, вспыльчивые, и, в следствие, иногда могут быть агрессивны. Холерикам присуще лидерские качества и цикличная особенность работы. Из-за неуравновешенной психики они со всей страстью отдаются своему делу, но когда истощаются силы, наступает эмоциональное выгорание, подавленное настроение и отсутствие вообще что-либо делать.
  2. Сангвиник. Это веселые, позитивные и подвижные люди, обладающие лидерскими качествами. Их сильными сторонами считается подвижность, уравновешенность, отходчивость, высокие адаптивные способности, гибкость, общительность и скорость реакции.
  3. Флегматик. Сильный, уравновешенный, но неподвижный тип. Эти люди отличаются сдержанностью, рассудительностью, стрессоустойчивостью, скупостью на эмоции и хладнокровием. Флегматики не тратят время зря и рассчитывают свои силы, такие люди являются отличными исполнительными и ответственными работниками.
  4. Меланхолик. Эти люди отличаются слабой нервной системой, из-за чего относятся к слабому и неуравновешенному типу. У таких людей часто бывает нестабильное настроение, с уклоном в негативизм. Меланхолики плохо адаптируются к изменениям и быстро устают, но эти люди самые душевные, искренние и отзывчивые, с богатым внутренним миром.

Психологи отмечают, что, как правило, у людей в чистом виде не встречается ни один темперамент, обычно в каждой личности смешано 2-3 темперамента.

Следующий критерий индивидуально-психологической особенности личности – это характер человека. Характер — это индивидуально-психологические особенности человека, сформировавшиеся в процессе его жизнедеятельности и влияния общества. Ученые выделяют в структуре характера волю человека, темперамент, убеждения, чувства, интеллект и потребности.

Способности человека – это индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успех человека в обществе и его деятельности. Существует несколько классификаций способности человека, к ним относятся: природные и специфические способности (общие, теоретические, специальные, учебные, творческие и способности общения и взаимодействия) [1].

Чувства и эмоции человека. Чувства человека, в отличие от эмоций – это постоянное, устоявшееся отношение личности к чему-либо. В классификации принято выделять моральные, эстетические и интеллектуальные чувства.

И последний критерий – это воля – сознательное урегулирование человеком своего поведения в обществе.

Таким образом, мы пришли к выводу, что каждая личность отличается своими индивидуальными психофизическими особенностями, которые с точки зрения психологии можно разделить на темперамент, характер, волю, способности, эмоции, чувства, физическую характеристику и интеллектуальные возможности, и раскрыли какие особенности присуще каждой стороне личности.

2.3.2. Индивидуально-психологические качества — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.

3.2. Индивидуально-психологические качества

  Темперамент. По мнению И.П. Павлова темпераменты являются “основными чертами” индивидуальных особенностей поведения человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.
  Знание типов темпераментов помогает правильно соотнести возможности конкретного работника с теми требованиями, которые предъявляет та или иная профессия, избрать наиболее верные формы и методы общения, эффективнее организовать коллектив.
  Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Речь его быстрая, отчетливая, сопровождается выразительными мимикой и жестами.
  Флегматик в поведении ровен. Ему чужды скоропалительные решения, он медленно переключается с одного вида деятельности на другой, долго адаптируется в новых условиях, малоактивен.

Для побуждения его к действиям необходим какой — то толчок извне. Ему присущи такие качества, как терпение, самообладание. Речь флегматика спокойная, без резко выраженных эмоций.
  Холерик. Люди холерического темперамента отличаются большой работоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Они могутработать “запоем”, с большим подъемом, преодолевая любые затруднения. Нередко вслед за подъемом активности наступает депрессия, упадок сил. Настроение холерика неустойчиво. Даже незначительный повод может его изменить. Холерик вспыльчив, самолюбив, прямолинеен. Речь его быстрая, с колеблющимися интонациями.
  Меланхолик. Люди меланхолического темперамента повышенно впечатлительны, эмоциональны, отзывчивы и легко ранимы. Они медленно приспосабливаются к переменам жизни. В экстремальных ситуациях у меланхолика чаще, чем у людей с другими типами темпераментов, возникают паническое состояние, уныние, тоска. У него сильно развит рефлекс “природной осторожности”, а поэтому он часто стеснителен, боязлив, нерешителен.

  Эмоции и чувства. Эмоции — это психический способ отношения человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания. Человеку свойственно стремление к достижению значимых для него целей. В жизни данный процесс протекает по-разному: у одних замыслы воплощаются в желаемые результаты, у других — задуманное достигается лишь в какой — то мере, у третьих — ничего не получается. Все это люди воспринимают, прежде всего, эмоционально, т.е. как переживание. Многообразие жизненных ситуаций сопряжено с многообразием человеческих эмоций: положительных и отрицательных, глубоких и поверхностных и т.д. В психологии выделяют группу высших человеческих чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических.
  В основе моральных чувств лежит нравственная оценка человеком своих поступков и действий других людей в соответствии с моральными нормами. Такие моральные чувства, как общественный долг, честь, гордость, любовь, стыд, обостряют самосознание человека, регулируют его поведение, способствуют проявлению уважительного отношения к людям.
  Интеллектуальные чувства связаны с удовлетворением творческо- познавательных потребностей и интересов личности. Радость новатора, нашедшего техническое решение, или разочарование ученого в итогах эксперимента — все это проявление интеллектуальных чувств в конкретных ситуациях. Интеллектуальные чувства аккумулируют умственную энергию человека, усиливают проявление способностей, вдохновляют на преодоление трудностей.
  Эстетические чувства выражают осознание человеком прекрасного в действительности и в искусстве. Эстетические чувства тесно связаны с моральными и интеллектуальными. Все они “подстраховывают” личность от стандартизации ее психики, от одномерности восприятия ею действительности.
  Способности. Это одна из ярких граней личности, сплав ее исходных природных данных, являющихся условиями успешного осуществления определенного вида деятельности. Умелое использование всего “ансамбля”способностей позволяет решать многие проблемы вовлечения людей в активную трудовую деятельность.
  Способности развиваются в процессе обучения и воспитания человека, в его активной общественной деятельности. Их природной предпосылкой выступают задатки, т.е. биологическая предрасположенность к формированию и развитию способностей.
  Различают общие и специальные способности. К первой группе относятся психические свойства человека, которые выступают в виде внимания, наблюдательности, запоминания, творческого воображения, рассудительности и др. Ко второй группе — свойства, которые имеют значение для определенных видов деятельности, например: изобразительные способности (чувство линии, пропорции и др.), математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу и синтезу), организаторские способности и т.п. Общие и специальные способности взаимосвязаны. Они элементы одной системы — психики личности. Специальные способности легче и быстрее развиваются при развитости общих способностей.
  Характер. В переводе с греческого — “чеканка”, “отпечаток”. Под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются у личности в присущих ей способах поведения в подобных условиях. Характер формируется в процессе активной общественно­полезной деятельности. Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе. В отношении к общественным обязанностям и долгу выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость и противоположные им — небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т.п. Отношение к самому себе — самооценка своих действий. Это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.
  Воля. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и побуждает его действовать направленно. Воля выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и смело реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.
  Мыслительная деятельность. Деятельность людей невозможна без постоянного осмысления ее задач, поиска эффективных способов их решения. Все это вызывает к жизни сложные психические познавательные процессы, среди которых важное место принадлежит мышлению, памяти и воображению. Эти процессы составляют основу мыслительной деятельностилюдей. Важнейшие формы мышления — анализ, синтез и обобщение. При анализе осуществляются выделение в объекте тех или иных сторон, элементов, свойств, связей и их самостоятельное изучение. При синтезе осознается целое как состоящее из частей, определенным образом связанных между собой. В ходе обобщения сравниваемых объектов, в результате их анализа и синтеза выделяются сходные существенные и отличительные признаки.
  Существует простейшая классификация видов мышления: наглядно­действенное, наглядно-образное и отвлеченное (теоретическое). В развитии личности мышление протекает в форме наглядных образов, элементарных сопоставлений. На основе наглядно-чувственного опыта и полученных знаний формируется отвлеченное мышление, продуктами которого являются понятия, рассуждения и теоретические позиции.
  Существуют четыре вида памяти: зрительная, слуховая, двигательная и комбинированная. Профессиональная деятельность человека, с одной стороны, обусловливается до известной степени тем, какой вид памяти преобладает, а с другой — способствует совершенствованию определенного вида памяти. У большинства людей комбинированный склад памяти.
  Ярким проявлением мыслительной деятельности людей является творческое воображение. Воображение — необходимое условие любой деятельности. Оно позволяет предвидеть будущее, программировать перспективу личностного и общественного развития. Целенаправленное воображение порождает творчество.

Контрольные вопросы и задания

  1. Классифицируйте основные типы темпераментов и дайте их характеристику.
  2. Объясните, что такое «эмоции».
  3. Что такое «способности»? Что является природной предпосылкой способностей? Какие психические свойства индивида относят к общим и специальным способностям? Как они взаимосвязаны друг с другом?
  4. Что такое «характер»? Как проявляются общие черты характера?
  5. Дайте характеристику «воли».
  6. Какие процессы составляют основу мыслительной деятельности? Что является высшими формами мышления? Дайте классификацию видов мышления.

Назад

Содержание

Вперед


 

© www.txtb.ru

Большая пятерка личностных черт: изучение связи между личностью и психическим здоровьем — Сиэтлский психиатр — Seattle Anxiety Specialists, PLLC: Психиатрия и психология

Некоторые люди более общительны, чем другие; некоторые предпочитают держать при себе. Некоторые люди любят спорить, а другие предпочитают сохранять мир. Некоторые люди очень организованы, заправляя постель каждое утро; другие с трудом находят пару носков под грудой одежды. Исходя из нашего собственного жизненного опыта, мы, вероятно, можем представить себе огромное количество людей со своими собственными личностями, каждый из которых уникальным образом справляется с трудностями, которые бросает ему жизнь.

Личностные психологи придумали концепцию «черт» — устойчивых склонностей людей — для объяснения повседневного поведения, такого как ведение дневника, бросание носков на пол, уборка за собой и т. д. Но как выяснить, какие черты являются наиболее важными? самое важное? Есть ли черты, которые являются наиболее распространенными среди каждого человека? Можем ли мы описать чью-то личность всего несколькими словами? Чтобы ответить на эти вопросы, личностные психологи более века пытались разработать комплексную меру личностных черт, что привело к появлению таких опросников, как Миннесотский многофазный личностный опросник 9. 0005 (MMPI).

Современное исследование психологии личности приписывается Фрэнсису Гальтону, который разработал идею лексического подхода.[1] Эта идея объясняет, как язык фиксирует черты, наиболее важные для людей в их повседневной жизни. Утверждается, что если черта важна, то она будет закодирована в языке отдельными словами, такими как «нервный» или «общительный». Следуя этим рассуждениям, были записаны все прилагательные в английском словаре; отсеивая слова, относящиеся к мгновенным состояниям (например, раздражающий), оставшиеся слова ссылались на психологические атрибуты (например, общительный, нервный и аккуратный) [2].

После того, как исследователи попросили людей оценить себя по записанным прилагательным, они провели факторный анализ [3,4], который сформировал группы прилагательных на основе их соотношения друг с другом. Это привело к пяти основным факторам с наибольшим количеством прилагательных, которые мы теперь знаем как «Большую пятерку черт личности»: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту.

Понимание Большой пятерки личностных черт

Эти пять факторов лучше всего понимать как континуум черт, каждая из которых имеет свои подкатегории (то есть аспекты).[5] Следующие фасетные примеры помогают объяснить разнообразие характеристик внутри каждой группы:[6]

1. Экстраверсия : дружелюбие, общительность, уверенность в себе, уровень активности, поиск волнений, бодрость

2. Согласость : доверие, мораль, альтруизм, сотрудничество, Симпати Добросовестность : самоэффективность, упорядоченность, исполнительность, стремление к достижениям, самодисциплина, осторожность

4. Нейротизм : тревога, гнев, депрессия, застенчивость, неумеренность, уязвимость

5. Открытость к опыту : воображение, художественные интересы, эмоциональность, авантюрность, интеллект, либерализм

Усвоение этих аспектов также помогает нам избежать распространенных недоразумений в отношении черт. Помимо континуума, нет «правильной» или «неправильной» личности — каждая черта имеет свои преимущества и недостатки. Например, экстраверт может слишком увлечься поиском острых ощущений, что иногда может оказаться безрассудным. С другой стороны, невротик может быть встревожен, но это удержит его от безрассудного поведения.

Пять черт и психическое здоровье

1. Экстраверсия

Экстраверсия — это измерение, которое варьируется от того, насколько человек общителен и ищет стимуляторы, до того, насколько он сберегает свою энергию и не вовлекается активно в социальные сети. награды. Экстраверсия включает в себя предпочтение компании других, а не одиночества, стремление к лидерским ролям, физическую активность и переживание большего счастья и радости. Он фиксирует самые положительные эмоции — радость, энергию, счастье — из всех черт, благодаря которым экстраверты чаще испытывают позитивное настроение.[7] Из-за его связи с положительными эмоциями люди с более высокими показателями экстраверсии, как правило, имеют лучшее психическое здоровье; они реже страдают расстройствами настроения и тревожными расстройствами. [8] Эти преимущества возникают не из-за самой экстраверсии, а потому, что экстраверты часто лучше поддерживают отношения, которые связаны с физическим и психическим здоровьем.]

Противоположное измерение экстраверсии — интроверсия. Интроверты не отшельники, которые изолируют себя; вместо этого они предпочитают компанию близких друзей и семьи, а не большие собрания. Ганс Айзенк (1967) утверждал, что интроверты чувствительны к раздражителям, которые заставляют их предпочитать уединение.[10] С другой стороны, экстраверты ищут стимуляцию и возбуждение, которые могут быть связаны с более высоким уровнем дофамина — химического вещества мозга, ответственного за удовольствие.[11]

2. Приятность

Измерение приятности описывает склонность человека ставить потребности других выше своих собственных, что делает людей с низким уровнем приятности более враждебными. Покладистые люди с пониманием относятся к потребностям и чувствам других и больше им доверяют. Они предпочитают сотрудничество, а не конкуренцию, и склонны быть честными, скромными и уступчивыми. Короче говоря, люди с высоким уровнем покладистости склонны ставить потребности других людей выше своих собственных; они склонны получать удовольствие от служения другим и заботы о них.[12] Хотя приятность является наименее изученным фактором в «Большой пятерке», большинство ее исследований проводится путем изучения обоих концов ее спектра.[13] Противоположный конец спектра уступчивости — антагонизм — включает в себя такие характеристики, как злость, склонность к спорам, враждебность, эгоизм, снисходительность и скептицизм.[14]

К сожалению, эти характеристики коррелируют с антиобщественным поведением. Исследования показали, что неприятные люди с большей вероятностью будут вовлечены в преступления, агрессивное поведение, злоупотребление наркотиками и азартные игры. В результате просоциального поведения покладистость дает много преимуществ, которые включают, помимо прочего: положительные эмоции, уменьшение депрессии, здоровые социальные связи и отношения, а также большее удовлетворение жизнью.

3. Добросовестность

Эта пространственная черта измеряет самодисциплину и самоконтроль человека для достижения своих целей, делая тех, кто находится на другом конце спектра, более импульсивными. Добросовестность требует силы воли; люди с высоким уровнем этой черты могут откладывать удовлетворение, обдумывать последствия, прежде чем действовать, и усердно работать для достижения своих целей. В результате сознательные люди усердны и организованы, достигают своих целей, несмотря на скуку, разочарование или отвлекающие факторы. Исследования показали, что, как и люди с низким уровнем покладистости, люди с низким уровнем совести чаще злоупотребляют наркотиками, вовлекаются в преступное поведение и чаще играют в азартные игры.

Благодаря лучшему самоконтролю добросовестные люди, как правило, обладают лучшим психическим и физическим здоровьем, в том числе живут дольше. злоупотребление наркотиками, а также достижение образовательных и карьерных целей, чтобы попытаться избежать стрессовых финансовых проблем. Например, было обнаружено, что они чаще едят салаты и реже имеют избыточный вес.[24] Они также получают пользу от улучшения психического здоровья, управляя своими негативными эмоциями; в результате, возможно, у добросовестных людей больше шансов на стабильный брак.[25]

4. Нейротизм

Этот спектр описывает, насколько человек испытывает негативные эмоции как реакцию на ситуацию. Нейротизм — это склонность испытывать негативные эмоции, такие как гнев, депрессия, тревога, стыд и самосознание. Люди с высокой невротичностью могут испытывать негативные эмоции чаще и интенсивнее. В результате они более склонны к проблемам с психическим здоровьем, таким как депрессия, генерализованное тревожное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, расстройство, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами, и расстройства пищевого поведения.[26-28]

Человек с высоким уровнем невротизма реже занимается обработкой своих эмоций, чем человек, который не беспокоится часто. Чтобы помочь невротику в психотерапии, полезно помочь ему преодолеть склонность избегать эмоций. Этого лучше достичь, помогая им осознать свои эмоции как негативные, вместо того, чтобы выяснять происхождение их эмоций. Именно это подавление наносит вред их психическому здоровью, поэтому обозначение их эмоций как негативных служит для облегчения стресса, который они испытывают.[29]]

5. Открытость опыту

Измерение открытости варьируется от абстрактного, сложного мышления до более традиционного. Открытость — наименее интуитивная из Большой пятерки. Во многих личностных опросниках оно обозначалось по-разному — например, «интеллект», «культура» и «воображение»; McCrae (1996) определил его в соответствии с понятиями «яркая фантазия», «интеллектуальная любознательность», «поведенческая гибкость» и «нетрадиционное отношение».[30] Люди с высокой открытостью новому опыту любят пробовать что-то новое, играть со сложными идеями и рассматривать альтернативные точки зрения. Самое главное, они чаще называют путешествие важной личной целью.[31] Например, они чаще занимаются медитацией (связанной с новым опытом), ходят на художественные выставки или говорят на иностранном языке.[32] Напротив, люди с низкой открытостью ценят статус-кво, предпочитают традиционные виды деятельности и предпочитают рутину.

Открытость мало связана с психическими расстройствами; однако исследователи утверждают, что слишком яркое воображение накладывается на психотические симптомы, такие как галлюцинации или необычные убеждения. В целом люди с высоким уровнем открытости реже страдают тревожным расстройством или депрессией.[34] Это также единственный фактор, связанный с интеллектом; хотя корреляция невелика, люди с высокой открытостью, как правило, получают более высокие баллы в тестах IQ. Аспекты высокой открытости опыту позволяют мозгу человека сохранять свою пластичность по мере старения, сводя к минимуму снижение когнитивных способностей.

Опять же, важно отметить, что пять личностных черт представляют собой континуум в большей степени, чем конкретное представление о том, кто мы есть. Поскольку жизнь не черно-белая, а по сути имеет нюансы, то, как мы реагируем на ситуации, одинаково серо и может отличаться от ситуации к ситуации. Точно так же, как наши личностные качества могут определять, как мы реагируем на обстоятельства; наши обстоятельства также могут влиять на наши личностные качества. Тем не менее, полезно и полезно знать свои личностные особенности, поскольку это может помочь нам лучше понять себя и окружающих нас людей. Это может помочь нам приспособиться к конкретным характеристикам наших друзей и коллег и в то же время позволить нам сделать лучший выбор, учитывая наши личности.

Предоставлено: Муса Зафар

ССЫЛКИ

1 Де Врис, Р. Э., Тайбур, Дж. М., Поллет, Т. В., и Ван Вугт, М. (2016). Эволюция, ситуационные возможности и модель личности HEXACO. Эволюция и поведение человека, 37(5), 407-421.

2 Кеттелл, Р. Б. (1943). Описание личности: Основные черты разбиты на кластеры. Журнал ненормальной и социальной психологии, 38(4), 476.

3 Norman, W. T. (1963). На пути к адекватной таксономии личностных качеств: Воспроизведенная структура факторов в рейтингах личности сверстников. Журнал ненормальной и социальной психологии, 66 (6), 574.

4 Голдберг Л. Р. (1993). Структура фенотипических черт личности. Американский психолог, 48(1), 26.

5 Братко Д. и Марушич И. (1997). Семейное исследование большой пятерки личностных измерений. Личность и индивидуальные различия, 23(3), 365-369.

6 Там же.

7 Лукас, Р. Э., Ле, К., и Дайренфорт, П. С. (2008). Объяснение отношения экстраверсия/положительный аффект: общительность не может объяснить большее счастье экстравертов. Журнал личности, 76 (3), 385-414.

8 Котов Р., Гамез В., Шмидт Ф. и Уотсон Д. (2010). Связь «больших» черт личности с тревожными, депрессивными расстройствами и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ: метаанализ. Психологический бюллетень, 136(5), 768.

9 Поллет, Т.В., Робертс, С.Г., и Данбар, Р. И. (2011). У экстравертов более широкие слои социальных сетей: но они не чувствуют себя эмоционально ближе к людям на каком-либо уровне. Journal of Individual Differences, 32(3), 161.

10 Айзенк, С. Б., и Айзенк, Х. Дж. (1967). Реакция слюны на лимонный сок как показатель интроверсии. Перцептивные и моторные навыки, 24(3_suppl), 1047-1053.

11 Вакер, Дж., Чаванон, М.Л., и Штеммлер, Г. (2006). Исследование дофаминергической основы экстраверсии у людей: многоуровневый подход. Журнал личности и социальной психологии, 91(1), 171.

12 Психология сегодня. (н.д.). Приятность. Получено с https://www.psychologytoday.com/us/basics/agreeableness

13 Миллер, Дж. В., и Линам, Д. (ред.). (2019). Справочник по антагонизму: концепции, оценка, последствия и обращение с нижней границей приемлемости. Академическая пресса.

14 Грациано В. Г. и Тобин Р. М. (2017). Доброжелательность и пятифакторная модель. Оксфордский справочник пятифакторной модели, 1, 105-131.

15 Миллер, Дж. Д., и Линам, Д. (2001). Структурные модели личности и их отношение к антиобщественному поведению: метааналитический обзор. Криминология, 39(4), 765-798.

16 Джонс, С. Э., Миллер, Дж. Д., и Линам, Д. Р. (2011). Личность, антиобщественное поведение и агрессия: метааналитический обзор. Журнал уголовного правосудия, 39(4), 329-337.

17 Лакнер, Н., Унтеррейнер, Х.Ф., и Нойбауэр, А.С. (2013). Различия в личностных чертах Большой пятерки между алкоголиками и полинаркоманами: последствия для лечения в терапевтическом сообществе. Международный журнал психического здоровья и зависимости, 11(6), 682-692.

18 Макларен, В. В., Фугельсанг, Дж. А., Харриган, К. А., и Диксон, М. Дж. (2011). Личность патологических игроков: метаанализ. Обзор клинической психологии, 31(6), 1057-1067.

19 Psychology Today

20 Акнин, Л. Б., и Уилланс, А. В. (2021). Помощь и счастье: обзор и руководство по государственной политике. Социальные вопросы и политика

21 Миллер, Дж. Д., и Линам, Д. (2001). Структурные модели личности и их отношение к антиобщественному поведению: метааналитический обзор. Криминология, 39(4), 765-798.

22 Котов Р., Гамез В., Шмидт Ф. и Уотсон Д. (2010)

23 Керн М.Л. и Фридман Х.С. (2008). Совестливые люди живут дольше? Количественный обзор. Психология здоровья, 27(5), 505.

24 Келлер, К., и Зигрист, М. (2015). Влияет ли личность на стиль питания и выбор продуктов? Прямое и косвенное воздействие. Аппетит, 84, 128-138.

25 Клакстон, А., О’Рурк, Н., Смит, Дж. З., и Делонгис, А. (2012). Черты личности и удовлетворенность браком в длительных отношениях: подход к несоответствию внутри пары. Журнал социальных и личных отношений, 29 (3), 375-396.

26 Лахи, Б. Б. (2009). Значение невротизма для общественного здравоохранения. Американский психолог, 64(4), 241.

27 Котов Р., Гамез В., Шмидт Ф. и Уотсон Д. (2010)

28 Самуэль Д. Б. и Видигер Т. А. (2008). Метааналитический обзор отношений между пятифакторной моделью и расстройствами личности DSM-IV-TR: анализ на уровне аспектов. Обзор клинической психологии, 28(8), 1326-1342.

29 Уитборн, Южная Каролина (18 января 2020 г.). Невротизм, эмоции и ваше здоровье . Психология сегодня. Получено 6 декабря 2022 г. с https://www.psychologytoday.com/us/blog/fulfillment-any-age/202001/neuroticism-emotions-and-your-health 9.0003

30 МакКрей, Р. Р. (1996). Социальные последствия эмпирической открытости. Психологический бюллетень, 120(3), 323.

31 Райс, З., Будро, М. Дж., и Озер, Д. Дж. (2013). Черты личности и предсказание личных целей. Личность и индивидуальные различия, 55(6), 699-704.

32 Чепмен, Б. П., и Голдберг, Л. Р. (2017). Актуально-частотные сигнатуры Большой пятерки. Личность и индивидуальные различия, 116, 201-205.

33 Видигер, Т. А. (2011). Многомерная модель расстройства личности DSM-5: обоснование и эмпирическая поддержка. Журнал расстройств личности, 25 (2), 222.

34 Котов Р., Гамез В., Шмидт Ф. и Уотсон Д. (2010)

35 ДеЯнг К. Г., Куилти Л. К., Петерсон Дж. Б. и Грей Дж. Р. (2014). Открытость опыту, интеллекту и познавательным способностям. Журнал оценки личности, 96 (1), 46-52.

Какие черты личности можно улучшить без личной мотивации? Исследования говорят, что «это зависит»

ДАЛЛАС (SMU) Может ли компания обучить сотрудника стать более добросовестным, даже если работник не вкладывает средства в улучшение этой черты? Новое исследование предполагает, что да.

 

Но улучшить чью-то эмоциональную стабильность без приверженности этого человека вряд ли получится, говорит профессор психологии SMU Натан Хадсон.

 

Растущее количество исследований показывает, что черты личности можно изменить с помощью вмешательства. Как отмечается в недавнем исследовании Хадсона, личностные качества связаны с широким спектром жизненных результатов, таких как качество отношений и успех в профессии.

 

Целью его недавнего исследования, опубликованного в Journal of Research in Personality, была проверка двух теорий; что успешное личностное вмешательство может потребовать, чтобы участники выбрали, какие черты они изменяют, и чтобы они активно вкладывались в изменение целевых черт.

 

Он обнаружил, что добросовестность — способность быть ответственным, трудолюбивым и организованным — может быть улучшена, даже если у участников нет мотивации к изменениям. Было обнаружено, что выполнение ряда задач в течение установленного периода меняет привычки и, следовательно, повышает добросовестность.

 

Но эмоциональная стабильность была другим вопросом: участники исследования стали лучше справляться со сложными ситуациями только в том случае, если они выбрали для работы над своей эмоциональной стабильностью. В противном случае задачи, которые им ставились в течение четырех недель, оказывались неэффективными.

 

«Это дает многообещающие доказательства того, что школы, компании или другие организации могут просить людей внести относительно небольшие изменения, которые могут помочь улучшить их жизнь, со временем делая их более организованными и ответственными», — сказал Хадсон. «Напротив, кажется, что эмоциональная стабильность может потребовать немного больше инвестиций от людей, которые участвуют в вмешательстве».

 

Хадсон подчеркнул, что это исследование не направлено на попытки контролировать людей.

 

«Идея изменения черт личности особенно других людей пытающихся изменить личность человека может показаться пугающей. Но осознаем мы это или нет, общество наполнено вмешательствами, направленными на то, чтобы попытаться изменить наши личностные черты», — сказал он. «Например, начальная школа — это гигантское вмешательство, призванное помочь детям стать умнее, да, но также и добрее и общительнее, ответственнее и трудолюбивее».

 

Предыдущее исследование, проведенное Хадсоном и другими психологами, показало, что люди, которые активно работали над изменением аспектов своей личности, во многих случаях добивались желаемых результатов.

 

Но до сих пор было неясно, сможет ли человек добиться успешных результатов, если он не выберет, какую черту личности он хочет изменить, и не будет вкладываться в это изменение.

 

Как проводилось данное исследование

Чтобы ответить на этот вопрос, Хадсон провел два отдельных исследования. Каждая длилась четыре месяца.

 

В первом случае 175 студентов колледжей были случайным образом распределены для изменения либо сознательности, либо эмоциональной стабильности. Затем им дали выбор заданий, чтобы улучшить эту черту личности. Например, тем, кто был выбран для работы над повышением добросовестности, давали такие задачи, как «организовать и убрать свои столы» или «составьте список задач, которые вы хотели бы выполнить».

 

Во втором испытании более 400 студентов из нескольких университетов выбрали, над какой чертой они хотят работать. Тем не менее, без их ведома, половина участников была случайным образом назначена для выполнения задач, нацеленных на характеристику, которую они не выбрали.

 

В обоих исследованиях личностные качества учащихся измерялись до и после выполнения заданий с помощью стандартного среди психологов опросника «Большая пятерка» из 44 пунктов.

 

Хадсон обнаружил, что учащиеся, выполнившие больше заданий на развитие сознательности, добились улучшения, даже если не знали, почему им были даны задания. Но для тех, кто не выбрал для работы над эмоциональной стабильностью, испытания были совершенно инертными или даже ухудшили эту черту.

 

Чем эмоциональная устойчивость отличается от добросовестности?

Хадсон подозревает, что причина, по которой люди должны быть мотивированы на изменение эмоциональной стабильности, заключается в том, что эта черта связана с отрицательными эмоциями.

 

«Многим людям может быть трудно «просто перестать злиться» или «просто перестать испытывать стресс», — сказал он. «Я предполагаю, что непрямые стратегии изменения чьих-то эмоций, такие как записи в дневнике или размышления о положительных вещах, могут действительно работать только тогда, когда люди хотят, чтобы использовали эти методы для изменения своих эмоций».