Интеллектуально педагогическая компетентность это: 29.11.2018 Городской мастер-класс «Интеллектуально-педагогическая компетентность воспитателя и педагога дополнительного образования»

Содержание

Лекция «Профессиональная компетентность воспитателя ДОУ» | Дошкольное образование

Автор: ООО «Издательская Группа «Основа»

Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»

Населенный пункт: г. Москва

План лекции:

1. Компетентность: определение и основные составляющие.

2. Пути развития профессиональной компетенции воспитателя ДОУ.

3. Воспитатель 21 века.

 

1. Компетентность: определение и основные составляющие.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана и внедрена общеобразовательная программа дошкольного образования, которая содержит не только обязательную часть, но и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию. Реализация этой новой общеобразовательной программы предполагает опору на профессиональную компетенцию воспитателя.

Компетенция (от лат. competentio от competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) — личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

Компетенцию рассматривают и как базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по трем основным направлениям и демонстрировать конкретные показатели компетентности по каждому из направлений (таблица 1).

 

Таблица 1 Критерии компетентности по направлениям деятельности

 

Направление

Критерии компетентности

Показатели компетентности

Воспитательно-образовательная деятельность

 осуществление целостного педагогического процесса;

 создание развивающей среды;

 обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

— знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

— умения результативно формировать знания;

— умения и навыки в соответствии с образовательной программой;

— умение руководить основными видами деятельности дошкольников; — умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность

 планирование воспитательно-образовательной работы;

 проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

— знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

— умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

— владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность

 консультативная помощь родителям;

 создание условий для социализации детей;

 защита интересов и прав детей.

— знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

— умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

 

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

 интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

 информационная компетенция – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах;

 регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;

 коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).

 

Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Профессиональная компетентность педагога — это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1) владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности;

2) готовность решать профессиональные предметные задачи;

3) способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

 

Таким образом, профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компетентности — процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.

2. Пути развития профессиональной компетенции воспитателя ДОУ.

Основная профессиональная задача воспитателя – создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) умение общаться с каждым ребёнком;

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9) умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10) умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка;

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию. К основным путям развития профессиональной компетенции относят:

— курсы повышения квалификации,

— стажировка,

— исследовательская, экспериментальная деятельность,

— активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,

— участие в методических объединениях,

— обобщение педагогического опыта,

— самообразование.

Особое внимание следует обратить на последний ресурс. Самообразование – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…».

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области. Критериями самообразования являются:

— эффективность профессиональной деятельности,

— творческий рост педагога,

— внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования: изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.

Рассмотрим другие пути развития профессиональной компетенции воспитателя (таблица).

 

Таблица 2 Развитие профессиональной компетенции воспитателя ДОУ

Форма

Цель

Результаты

Курсы повышения квалификации

развитие профессионального мастерства, профессиональной культуры, освоение новых профессиональных компетентностей, обновление теоретических и практических знаний

развитие управленческих умений, изучение и анализ новых нормативно-правовых документов, содействие в определении содержания самообразования, оказание помощи и поддержки в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в образовательный процесс

Стажировка

формирование и развитие профессиональных компетенций

совершенствование знаний и умений, освоение инновационных технологий, форм, методов и средств, выработка конкретных предложений по совершенствованию деятельности, ознакомление с передовыми технологиями, выработка предложений по совершенствованию

Исследовательская, экспериментальная деятельность

формирование в ходе опытно — экспериментальной работы новых характеристик субъектов (объектов) образования, новых условий для повышения качества и доступности образования

развитие исследовательской компетенции воспитателей и воспитанников,

личностный рост педагогов и детей,

повышение уровня знаний и эрудиции

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах

создание условий для профессионального самосовершенствования, формирование индивидуального стиля педагога

формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности,

стимулирование интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю

Участие в методических объединениях

формирование потребности профессионального роста

Обмен знаниями, оказание помощи, выработка единых требований, совершенствование качества образования

Обобщение педагогического опыта

получение знаний по опыту, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью

соответствие уровня образования и воспитанности воспитанников, совершенствование методической работы и управленческой деятельности

 

С позиций компетентностного подхода уровень образованности педагогов определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний, при этом нужно учитывать, что компетентностный подход не отрицает значения знаний, имеющих различную ценность, а увеличение их объема не означает повышения уровня образованности. Компетентностный подход рассматривается как подход, ориентирующий образовательный процесс на практичность его результатов, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, а результаты образования признаются значимыми.

Специфика профессиональной деятельности педагога заключается в том, что инвариантные требования и характеристики профессиональной деятельности обогащаются отличительными чертами: возрастными особенностями детей дошкольного возраста, своеобразием организации деятельности, характером взаимодействия между детьми и сотрудниками ДОУ.

Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологической точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресурсов и способностей человека.

 

3. Воспитатель 21 века.

В практике функционирования ДОУ выделяется основное противоречие, заключающееся в несоответствии уровня профессионально-педагогической подготовленности современного педагога, его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему. Это противоречие обозначает, что на настоящем этапе возникла необходимость в качественно иных требованиях к компетентностям педагогов дошкольного образования, позволяющим сочетать профессиональные базовые знания с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных воспитательно-образовательных задач. И тогда мы «получим» Воспитателя 21 века. Что подразумевается под этим высоким званием? Воспитатель 21 века – это:

 гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

 умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

 умеющий организовать рефлексивную деятельность;

 обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

 

Кроме упомянутых в первом пункте основных составляющих профессиональной компетентности педагога, выделяют также следующие виды компетентностей, необходимые воспитателю нового поколения:

1) компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

2) компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

3) компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

4) компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно-привлекательным.

5) компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

6) компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

7) компетентность во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

8) компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

9) креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

10) компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования – создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

11) компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом высокого профессионального мастерства.

В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается как формирование профессиональных требований к специалисту. В частности М.А. Чошанов, определяя компетентность, считает, что это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, т.е. владение оперативными и мобильными знаниями, гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность импровизировать, выбирать оптимальные эффективные решения и отвергать ложные.

И.А. Колесникова, исследуя педагогическую компетентность, понимает ее как профессионально-личностную характеристику, обусловливающую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями.

Таким образом, понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя – не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

Опубликовано: 03.04.2019

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда



В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура профессиональной компетентности и предложены педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, будущие педагоги, дополнительное профессиональное образование, охрана труда.

В современных экономических и социальных условиях система образования претерпевает значительные изменения, педагогическая деятельность становится более сложной, мультифакторной и многогранной, постоянно совершенствуются требования к профессиональным характеристикам специалистов, реализующих трудовую функцию в данной отрасли. В настоящее время звеном, органично дополняющим высшее образование, а также позволяющее выпускникам бакалавриата и магистратуры стать более конкурентоспособными, является система дополнительного профессионального образования (ДПО). Принцип непрерывности и концепция образования через всю жизнь обуславливают все возрастающую значимость системы ДПО при построении образовательного маршрута высококвалифицированного специалиста любого профиля. Профессиональное сообщество на современном этапе остро нуждается в работниках, обладающих способностью к адаптивности, гибкости и мобильности, к выполнению новых профессиональных задач в условиях модернизации трудовой деятельности, и, что немаловажно, обладающих достаточной мотивацией к самосовершенствованию, саморазвитию и постоянному приращению своей профессиональной компетентности. В данном контексте именно компетентностный подход, реализуемый в науке и практике, призван выступить основой подготовки будущих специалистов, а мерой определения профессионализма, в свою очередь, не сводимая к простой сумме знаний, умений и навыков, профессиональная компетентность.

В педагогической литературе термины «компетенция» и «компетентность» часто используются и являются относительно устоявшимися [1]. Под «компетенцией» чаще всего понимают общую способность и готовность личности к деятельности, которые основаны на полученных в процессе обучения знаниях и учениях, а также опыте самостоятельного применения их на практике с целью успешной и эффективной реализации в трудовой деятельности. «Компетентность» же является интегральной характеристикой личности, включающей в себя не только знания, умения, навыки и опыт их практической реализации, но и сформированность ценностных ориентиров и качеств, направленных на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование. Таким образом, анализ работ по проблеме компетентностного подхода в образовании позволяет рассматривать компетентность как способность решать профессиональные задачи, а компетенции — как модели поведения, обеспечивающие эту способность. Компетентностная модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать специалист, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть готов, какова должна быть степень его подготовленности.

В контексте нашего исследования интерес представляют профессиональные компетенции и профессиональная компетентность педагогов ДПО в сфере охраны труда. Требования, предъявляемые к формированию профессиональных компетенций педагога ДПО в области охраны труда обусловлены социальным заказом. В данный момент четкой системы нормативного-правового регулирования требований к профессиональным компетенциям педагогов ДПО в области охраны труда нет. В связи с этим актуальность исследований проблематики, направленной на совершенствование профессиональной подготовки в данной сфере, неоспорима.

Развитию профессионально-педагогической компетентности посвящены труды В. А. Адольфа, В. И. Байденко, Е. В. Бондаревской, В. Н. Введенского, А. А. Воротниковой, И. А. Зимней, И. Ф. Исаева, И. А. Колесниковой, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. А. Поповановой, Н. С. Сахаровой, В. В. Серикова, А. П. Тряпицыной, А. В. Хуторского и др. Авторы отмечают, что профессиональная компетентность педагогов является мультифакторной и сложной. Так, например, ряд исследователей выделяют профессионально-личностные компетенции педагога (Г. У. Матушанский, И. А. Зимняя, Т. Е. Исаева, Н. Ю. Шорникова). К ним зачастую относят, например, умение работать с аудиторией, владение речью, умение решать конфликтные ситуации, умение сочетать требовательность и доброжелательность, способность объективной и справедливой оценке качества учебного процесса, способность выявлять соответствие полученного результата планируемым целям и задачам, наличие широкого кругозора, гибкость, креативность и прочее [2–5]. Однако, выделяют и конкретные профессионально-педагогические компетенции, определяющие основу его непосредственной трудовой деятельности.

В. Н. Введенский, рассматривая виды профессиональной компетентности педагога, выделяет [6]:

– интеллектуально-педагогическую компетентность, реализуемую в применении имеющихся знаний для регуляции и саморегуляции и установления педагогически целесообразных взаимоотношений;

– коммуникативную компетентность как профессионально значимое, интегративное качество личности педагога, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость, экстраверсия, способность конструировать прямую и обратную связь, речевые умения, умение слушать, а также деликатность;

– информационную компетентность, которая включает объем информации и способность к ее приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, в научно-методической плоскости, а также в общемировоззренческом плане;

– регулятивную компетентность, направленную на управление собственным поведением (целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность в достижении результатов, оценка результатов деятельности, рефлексия). Немаловажными структурными элементами профессиональной компетентности, по мнению автора, являются его цели и ценности. Педагогическая рефлексия же, в свою очередь, выступает фактором профессионального саморазвития и самореализации;

– операциональную компетентность, характеризующуюся наличием набора действий, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, включающей предметно-методический, проектно-технологический, прогностический, организаторский, импровизационный, экспертный ее виды.

– А. К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности [7]:

– специальная компетентность — владение собственной профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне; способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

– социальная компетентность — владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

– личностная компетентность — владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

– индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, стремление к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, умение справляться с профессиональным выгоранием, стремление к профессиональному долголетию, навыки рациональной организации труда.

Выделяя в структуре профессиональной компетентности различные ее виды, тем не менее авторы указывают, что профессионализм педагога определяется непременным их сочетанием.

Наряду с понятием «профессиональная компетентность» в педагогике употребляется понятие «педагогическая компетентность». Под педагогической компетентностью педагога понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [8].

Профессионально-педагогическая компетентность, по Н. В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности [9]. Это:

– специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

– методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у обучающихся;

– социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

– дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений обучающихся;

– аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога — интегративная профессионально-личностная характеристика специалиста, в которой находит свое отражение его профессионализм, его способность в процессе выполнения профессиональных функций достигать значимых результатов.

Анализируя работы, посвященные вопросам профессиональной компетентности педагога, в ее структуре нами выделены следующие компоненты:

а) специальная компетентность включает в себя компетенции, обеспечивающие наличие актуального объем информации по преподаваемой дисциплине;

б) методическая компетентность включает компетенции, позволяющие планировать, осуществлять и управлять педагогическим процессом.

в) социально-психологическая компетентность включает компетенции, обеспечивающие эффективное педагогическое общение.

г) аутопсихологическая компетентность включает компетенции, обеспечивающие эмоционально-волевую саморегуляцию, рефлексию педагогического процесса, самомотивацию и саморазвитие.

Развитию профессиональной компетентности педагога ДПО способствуют используемые в этой системе образования методы обучения и организационные формы учебного процесса, а кроме того, и сам педагог, включенный в эту систему, обретает некоторую специфичность. Он обязан не только преподавать свой предмет, но и функционировать в качестве своеобразного модератора, обеспечивающего эффективность индивидуальной самостоятельной познавательной активности обучающихся. При этом каждый обучающийся получает возможность продвигаться в освоении материала в том темпе, который соответствует его возможностям. Также педагог должен способствовать развитию навыка работы в команде над разрешением вопросов профессиональной практики.

И. В. Манукян в результате анализа существующей системы ДПО выявлена проблема в подготовке преподавателей ДПО, работающих со взрослыми обучающимися, руководствующихся в своей деятельности принципами андрагогики как самостоятельной области научного знания. По мнению автора, преподаватель, работающий в системе ДПО взрослых, обязательно должен обладать андрагогическими знаниями, нравственными ценностями и качествами личности, составляющими его профессиональную компетентность [10].

В отношении непрерывной подготовки специалистов в сфере охраны труда немаловажно учитывать тот факт, что в процессе трудовой деятельности они зачастую осуществляют свою деятельность в условиях, когда техника и технологические процессы, организационные структуры пребывают в процессе реконструкции либо реорганизации; постоянно расширяется номенклатура профессиональных рисков; принятие решений, особенно в опасных и чрезвычайных ситуациях, становится более сложным ввиду интенсификации производственных и социальных процессов. В контексте вышеуказанных факторов, основываясь на результатах проведенного исследования особенностей внедрения инноваций в обучение в области охраны труда, Т. И. Касьянова и Л. М. Секачева делают вывод, что качественное улучшение непрерывной подготовки работников в сфере охраны труда возможно, главным образом, на основе применения инновационных образовательных технологий [11]. Все это делает необходимым поиск новых подходов к обучению охране труда, которое должно опираться не на трансляцию готовых знаний, а на создание условий для инновационной познавательной деятельности на основе имеющегося опыта. Что, в свою очередь, позволит осознавать важность личной ответственности за соблюдение норм безопасности труда.

При организации деятельности по формированию профессиональных компетенций будущего педагога ДПО в области охраны труда целесообразно рассматривать педагогические условия как единую систему взаимодействия организационных, психологических и дидактических условий, направленных на формирование когнитивной и эмоционально-волевой сферы обучающихся, их мировоззрения, ценностного отношения к профессиональной деятельности, прогностической способности и креативности, рефлексии и мотивации к дальнейшему совершенствованию и самообразованию в вопросах профессиональной деятельности. Принимая во внимание опыт коллег, к таким условиям мы относим:

а) овладение будущими педагогами ДПО компетенциями в области андрагогики и педагогики безопасности;

б) применение в процессе подготовки будущих педагогов ДПО в области охраны труда инновационных форм, средств и методов обучения (ИКТ, электронные и дистанционные технологии и пр. ), а также создание мотивации к активному применению их в дальнейшей профессиональной деятельности;

в) систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области охраны труда и педагогики безопасности,

г) привлечение к подготовке будущих педагогов ДПО преподавателей-практиков, работодателей, представителей общественных организаций, а также представителей надзорных и контролирующих органов в сфере охраны труда.

Таким образом, современная социально-экономическая ситуация рынка труда предъявляет все новые требования к будущим специалистам в сфере охраны труда. В силу отсутствия четкого нормативного регулирования подготовки будущих педагогов ДПО в сфере охраны труда на сегодняшний день вопросы ее объема, подходов, форм, методов, а также оценки результатов остаются дискуссионными. В педагогической практике компетентностный подход к формированию будущих специалистов зарекомендовал себя как эффективный и перспективный. В структуре профессиональной компетентности будущих педагогов ДПО мы выделяем специальную, методическую, социально-психологическую и аутопсихологическую компетентности. Успешная реализация их в деятельности будущих специалистов в сфере дополнительного профессионального образования сфере охраны труда возможна, если в процессе формирования профессиональных компетенций будут соблюдены ряд педагогических условий. К таковым условиям относятся овладение педагогами компетенций в сфере андрагогики и педагогики безопасности; применение в процессе подготовки инновационных форм, средств и методов обучения; систематическое повышение уровня профессиональной компетентности; активное привлечение к подготовке преподавателей-практиков, работодателей, представителей общественных организаций, а также представителей надзорных и контролирующих органов в сфере охраны труда.

Литература:

  1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. — 2005. — № 4. — С. 29–34.
  2. Матушанский, Г. У. Структура и содержание компетентностного подхода к подготовке профессионала-специалиста / Г. У. Матушанский, О. Р. Кудаков, Г. В. Завада // Вестник Казанского технологического университета. — 2009. — № 6. — С. 319–328.
  3. Исаева, Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т. Е. Исаева // Педагогика. — 2006. — № 9. — С. 55–60.
  4. Шорникова, Н. Ю. Мониторинг компетенций преподавателей высшей школы / Н. Ю. Шорникова // Вестник РМАТ. — 2012. — № 1 (4). — С. 62–65.
  5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование. — 2003. — № 5. — С. 34–42.
  6. Введенский, В. Н. Профессиональная компетентность педагога: Пособие для учителя / В. Н. Введенский. — СПб филиал изд-ва «Просвещение», 2004. — 159 с.
  7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  8. Дергунова, Т. А. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога / Т. А. Дергунова // Вестник НВГУ. — 2009. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-pedagoga (дата обращения: 05.08.2021).
  9. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990. — 117 c.
  10. Манукян, И. В. Профессионально-педагогические компетенции преподавателя системы дополнительного профессионального образования / И. В. Манукян // Интернет-журнал «Мир науки». — 2017. — Т. 5. — № 4. — URL: http://mir-nauki.com/PDF/43PDMN417.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
  11. Касьянова, Т. И. Обучение охране труда: психолого-педагогические условия внедрения инноваций / Т. И. Касьянова, Л. М. Секачева // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 2. — URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5806 (дата обращения: 05.08.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): сфера охраны труда, профессиональная компетентность, область охраны труда, дополнительное профессиональное образование, компетенция, профессиональная компетентность педагога, способность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагогов, трудовая деятельность.

Презентация на тему Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качество педагогического процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО презентация

Слайд 1
Текст слайда:

«Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качество педагогического процесса в ДОУ в условиях ФГОС ДО».

Подготовила
Старший воспитатель
МБДОУ ДС № 8 « Звездочка»
ст. Выселки
Третьякова Л.В.


Слайд 2
Текст слайда:

Каким в современном мире должен быть педагог ДОУ?

Современному педагогу необходимо быть профессионально компетентным,
творчески активным, конкурентно способным, уметь позиционировать себя
в условиях дошкольного учреждения, на муниципальном и всероссийском уровне.


Слайд 3
Текст слайда:

Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.
Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.
Профессиональные компетентности педагога ДОУ:
 Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
 Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
 Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, о детях, родителях, коллегах.
 Рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.


Слайд 4
Текст слайда:

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ  относятся:
Компетенция в ведении образовательного процесса.
2. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.
3. Компетентность в организации воспитательной ра­боты.
4. Компетентность в установлении контактов с родителями.
5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
6. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ и проектов.
7. Компетентность во владении современными образовательными технологиями.
8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.
 9. Креативная компетентность педагога.
 10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
11. Компетентность в создании развивающей предметно — пространственной среды.


Слайд 5
Текст слайда:

Структуре профессиональной компетентности педагога наряду с другими выделяют 
технологической компетентностью.

В ее содержание входят:
— знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения;
— владение компьютерными технологиями;
— умение творчески применять эти знания;
— умение проектировать воспитательно-образовательный процесс;
— умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности .                                                


Слайд 6
Текст слайда:

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.


Слайд 7
Текст слайда:

Формы и методы в работе с педагогами

Семинар – творческие занятия

Пресс-конференции

Игровое моделирование

Педагогический ринг

Мастер – класс

Педагогический час

Педагогическое «ателье»


Слайд 8
Текст слайда:

Формы и методы в работе с педагогами :
1. Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.
2.Пресс-конференции — помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.
3. Игровое моделирование — деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.
4. Педагогический ринг — ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.
5. Мастер – класс – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
6.  Педагогический час — работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели, план – схемы,  внедряются новые  образовательные методики.
7.Педагогическое «ателье» —  педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с  перспективой на дальнейшее использование в работе с детьми.


Слайд 9
Текст слайда:

Инновационные направления методической работы:

научно-экспериментальное

информационное

социально-адаптивное

психолого- педагогическое

управленческое


Слайд 10
Текст слайда:


Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов.

Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ. Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.


Слайд 11
Текст слайда:

 

1. Чтение методической и педагогической литературы. 2. Обзор в Интернете  3. Посещение семинаров, конференций, организованную образовательную деятельность  коллег. 4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами. 5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. 6. Проведение открытой образовательной деятельности  для анализа со стороны коллег. 7. Изучение информационно-компьютерных технологий.  8. Общение с коллегами в ДОУ. 9. Участие в дистанционных конкурсах различного уровня, в сети  Интернет. 10. Помещение своих разработок на различных сайтах в Интернете.

 Условия профессионального роста:


Слайд 12
Текст слайда:

Формы самообразования педагогов:

— индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;  — коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе в ДОУ.


Слайд 13
Текст слайда:

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по:
— воспитательно-образовательной;
— учебно –методической;
— социально–педагогической.


Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей.


Слайд 14
Текст слайда:

-гармонично развитая, внутренняя богатая личность, стремящаяся
к духовному, профессиональному, общекультурному и
физическому совершенству;
умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и
технологии обучения и воспитания  для реализации
поставленных задач;
— умеющий  организовать рефлексивную деятельность.
Обладающий  высокой степенью профессиональной
компетентности,  педагог должен постоянно
совершенствовать свои знания и умения, заниматься
самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Воспитатель 21 века  — это:


Слайд 15
Текст слайда:

Каким лучше быть педагогу ДОУ?


Слайд 16
Текст слайда:

В современном мире педагог должен всегда находиться на инновационной волне


Слайд 17
Текст слайда:

Спасибо за внимание!


Педагогические компетенции — Центр передового опыта в обучении и преподавании

Преподаватель должен уметь:

Дополнительные рекомендации

Примеры и лучшие практики

1. Решайте уникальные задачи дистанционного обучения, когда учащиеся разделены во времени, а географическая близость и взаимодействие в основном асинхронны.

Содержание онлайн-курса обычно разрабатывается до даты начала курса. По сути, «лекция» уже сделана!

В результате ваша роль меняется с «мудреца на сцене» на «проводника на стороне». Преподавание онлайн фокусирует усилия на содействии, руководстве и направлении обучения, а также на оценке прогресса.

  • Создайте модуль «Начните здесь», чтобы научить студентов ориентироваться в вашем курсе.
  • Предоставьте учащимся несколько способов доступа к содержимому и демонстрации компетентности.
  • Создайте шаблон для повторяющихся событий или важных сроков. Например, обсуждения начинаются в понедельник и заканчиваются в пятницу. Задания сдаются по средам.
  • Устанавливайте крайние сроки выполнения заданий в рабочее время, чтобы учащиеся могли задавать вопросы или обращаться за технической поддержкой.
  • Определите соглашения об именах файлов.

2. Быть знакомым с уникальными потребностями в обучении и ситуациями как учащихся традиционного возраста, так и взрослых, обеспечивая образовательный опыт, подходящий для обоих.

Взрослые учащиеся привносят в класс другую точку зрения, мотивацию и набор навыков, чем обычные студенты колледжей. Онлайн-курсы могут привлечь работающих взрослых профессионалов, которым нужна гибкость, которую может позволить онлайн-обучение. Однако преподаватели могут обнаружить, что традиционные студенты колледжей также посещают их курсы, поэтому важно знать учебные потребности обеих аудиторий.

 

  • Поощряйте самостоятельное обучение.
  • Используйте аутентичные оценки производительности, моделирование или обучение на основе проблем. Свяжите учебные мероприятия с целями учащихся, внешними мероприятиями или отраслевыми практиками.
  • Уважать предыдущие знания и использовать их в учебной деятельности.
  • Создайте более безопасное пространство для неудач или признания борьбы. Отмечайте и награждайте учеников за маленькие победы.
  • Обеспечьте регулярную и быструю обратную связь.
  • Создайте возможности для совместной работы учащихся или обсуждения содержания. Научите студентов стратегиям эффективной командной работы.

3. Сообщите о целях и результатах курса.

Учащиеся должны четко понимать конкретные знания, навыки и способности, которые они получат в ходе работы по вашему курсу.

Прямой и лаконичный язык поможет им увидеть связи между учебными действиями, оценками и результатами обучения.

 

Прежде чем начать курс, разработайте свой курс с целями обучения, в которых используются глаголы действия и измеряемые термины. Разместите эту информацию на видном месте в Canvas (например, учебный план, страницы, сведения о задании/викторине, объявления) вместе со следующей структурой с веб-сайта Transparency in Learning and Teaching (TiLT) Higher Ed:

  • Цель: Заявление о вашей цели указать навык или набор навыков, которые приобретут учащиеся? Какие содержательные знания студенты будут практиковать? Как это связано с их работой?
  • Задачи: Объясните шаги, что и как делать. Помогает ли ваше описание учащимся эффективно сосредоточить свое время на выполнении максимально качественной работы в отведенное время? Полезны ли учащимся некоторые практические оценки, чтобы подготовить их к выполнению задания?
  • Критерии: Как учащиеся определят, эффективно ли они выполняют оценивание? Наконец, предоставьте учащимся примеры и стратегии для улучшения их работы.

4. Проверяйте курс перед каждым предложением.

Перед началом курса просмотрите все материалы курса, структуру содержания курса и организацию Canvas, чтобы освоиться со всеми аспектами среды преподавания и обучения. Убедитесь, что содержание, структура и организация курса функциональны и актуальны.

  • Подтвердите, что ссылки работают и внешние ресурсы (например, видео, веб-сайты) все еще существуют.
  • Определение новых или измененных функций в Canvas. Обратитесь за помощью в службу поддержки Canvas 24/7, CELT и к нашим партнерам в кампусе. Контактную информацию можно найти на странице «Куда обратиться за помощью».
  • Если вы новичок в онлайн-обучении, рекомендуется иметь опыт онлайн-обучения.

5. Отвечать на вопросы учащихся.

Направляйте запросы учащихся к положительному результату обучения.

  • Сообщите учащимся о разумном времени ответа. По возможности отвечайте на запросы учащихся в течение 24 часов.
  • Создайте ветку вопросов и ответов по курсу в Обсуждениях для общих вопросов. (Прямые личные вопросы по электронной почте или Canvas Inbox.)
  • Поощряйте учащихся отвечать на вопросы друг друга, когда они могут.

6. Предоставляйте подробные отзывы о заданиях и экзаменах.

Содействуйте пониманию и прогрессу учащихся, предоставляя им своевременную, информативную и содержательную обратную связь, которая сообщает о сильных сторонах и областях, требующих улучшения.

  • Создавайте целостные или аналитические рубрики, которые определяют мастерство, мастерство и уровни развития производительности.
  • Создавайте стандартные отзывы для рутинных или универсальных комментариев. Во время живого курса сосредоточьте свое время на отзывах об уникальных элементах успеваемости учащегося.
  • Сообщите ожидаемое время выполнения заданий и экзаменов. Помогите учащимся улучшить последующие учебные задачи.
  • Рассмотрите возможность использования звуковой обратной связи (см. руководство по SpeedGrader) для создания социального присутствия и личной связи в онлайн-среде.

7. Информировать студентов о ходе курса и изменениях.

Студенты, обучающиеся онлайн, как правило, заняты своей жизнью. Расписание курса, регулярные объявления, обновления статуса вашей оценки и онлайн-журнал оценок могут помочь учащимся продвигаться к личным целям и результатам курса.

  • Поделитесь расписанием на весь семестр в начале курса, чтобы помочь учащимся планировать свое время и расставлять приоритеты.
  • Используйте календарь в Canvas, чтобы напоминать учащимся о сроках выполнения.
  • Размещайте еженедельные объявления, программы или списки дел, чтобы напомнить учащимся о предстоящих темах, дискуссиях или других мероприятиях.
  • Если расписание изменится, сделайте учащимся множество предупреждений.
  • При необходимости предложите учащимся проголосовать за изменения в расписании курса.

8. Создайте позитивную атмосферу.

Продвигайте и поощряйте безопасную и привлекательную среду обучения, основанную на взаимном уважении.

Учащиеся могут иметь разный опыт онлайн-общения.

У них также могут быть культурно обусловленные представления о том, как общаться с преподавателем и однокурсниками.

Предоставление четких указаний и ожиданий в отношении практики общения — и соблюдение этих ожиданий в ваших сообщениях — устанавливает четкий стандарт позитивного поведения.

Постоянно продвигайте инклюзивную онлайн-среду на протяжении всего курса, включая следующие положения программы:

  • «Сетевой этикет — это «Интернет-этикет» или правила вежливости в отношении того, как мы используем Интернет и взаимодействуем с другими людьми в Интернете. Чтобы обеспечить основу для вежливости в среде онлайн-обучения, мы продвигаем следующий сетевой этикет в ISU (PDF) (/wp-content/uploads/2015/09/netiquetteatISU.pdf) для получения общих рекомендаций по общению в этом курсе».
  • Принципы сообщества ISU, «Студенты несут ответственность за соблюдение принципов, установленных в Принципах сообщества ISU: уважение, цель, сотрудничество, богатство разнообразия, свобода от дискриминации и честное и уважительное выражение идей. Посетите веб-сайт Принципов сообщества ISU (https://www.diversity.iastate.edu/connect/principles)

9. Мониторинг и управление успеваемостью учащихся.

Студентам легко ускользнуть, если у нас нет возможности видеть их лица каждую неделю.

  • К концу первой недели свяжитесь со всеми «неявившимися», чтобы узнать, не возникают ли у них проблемы со входом или технические проблемы. Затем поощряйте их участие.
  • Регулярно используйте функцию «Новая аналитика» курса Canvas для наблюдения за учащимися, которые получают доступ к материалам курса, участвуют в дискуссионных форумах и т. д. Обратитесь к учащимся с низким уровнем участия или без просмотров, чтобы побудить их (повторно) участвовать в курсе.

10. Создайте инклюзивную учебную среду, включающую всех учащихся.

Создайте инклюзивную среду, демонстрирующую чувствительность к инвалидности и многообразию, включая культурные, когнитивные, эмоциональные и физические различия.

Курсы и программы должны обеспечивать доступность, чтобы все учащиеся могли получить доступ к содержанию курса, участвовать в учебных мероприятиях и оценках и легко перемещаться по курсу.

  • Включите заявление университета о доступности в программу вашего курса, которое можно найти на странице «Рекомендуемые положения программы ISU».
  • Знать юридические требования в отношении размещения, Вопросы? Свяжитесь со Службой доступности для студентов; или, если у вас возникли проблемы, используйте форму барьера для доступа.
  • Следуйте инструкциям на странице «Доступный дизайн курса». В том числе:
    • Используйте принципы универсального дизайна для обучения, чтобы создавать гибкие подходы к содержанию и материалам, которые позволят учиться всем учащимся.
    • Используйте простой язык и дизайн документа для создания всеобъемлющих, доступных и привлекательных документов.
    • При создании собственных аудио/визуальных материалов загрузите файлы в Canvas Studio, запросите машинные субтитры (с точностью 70–80 %) и скопируйте и отредактируйте субтитры перед использованием. При использовании аудио/визуальных ресурсов ищите элементы со скрытыми субтитрами или запрашивайте помощь в создании субтитров.
  • Будьте инклюзивными, в том числе учитывайте культурные и географические аспекты, используйте ресурсы, найденные на странице CELT «Создание инклюзивного класса».

Презумпция компетентности :: Инклюзивные школьные сообщества

Этот инструмент был разработан в рамках проекта «Инклюзивные школьные сообщества», финансируемого Национальным агентством по страхованию инвалидов. Проект возглавляет компания JFA Purple Orange.

Введение

Этот инструмент помогает преподавателям создать инклюзивную школьную культуру, предоставляя стратегии, которые уважительно признают компетенции всех учащихся, особенно учащихся с ограниченными возможностями. Педагогам будет предложено подумать об отношении, убеждениях и предположениях об инвалидности, которые мешают рассматривать учащихся как компетентных. Когда педагоги рассматривают учащихся как компетентных, они находят способы поддержать учащихся, чтобы они могли продемонстрировать свою компетентность. Предполагаемая некомпетентность наносит непоправимый вред. Раздаточный материал в этом инструменте может стать основой профессионального обучения.

Термин «предполагаемая дееспособность» стал частью философской основы движения за социальную справедливость, ориентированного на достоинство людей с ограниченными возможностями. «Предполагать» означает верить или принимать, что что-то истинно, пока не доказано обратное. «Компетентность» относится к вере в то, что человек может думать, учиться и понимать. Другим синонимом «компетентности», который используется в Национальной системе страхования по инвалидности (NDIS), а также в правовой и политической сфере, является термин «дееспособность». Это использование относится к людям с ограниченными возможностями как к гражданам, которые осуществляют выбор и контроль и вносят свой вклад в социальную, экономическую и политическую жизнь. В рамках образования презумпция компетентности должна предоставляться каждому учащемуся, независимо от его или ее способностей. Предполагаемая компетентность помогает преподавателям поддерживать уважительные отношения со студентами.

Понятие презумпции дееспособности закреплено в законодательстве о правах человека. Статья 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов 1 , в которой содержится информация о Законе о дискриминации инвалидов 2 и Стандартах образования инвалидов 3 , признает право людей с инвалидностью пользоваться дееспособностью «на равенство с другими во всех аспектах жизни».

Идеи

Термин «презумпция компетентности» действует так же, как презумпция невиновности в судебном процессе, когда обязанность доказывания вины лежит на обвинителе. Предположение о компетентности означает, что вы считаете, что рассматриваемый учащийся обладает потенциалом для развития своего мышления, обучения и понимания. Суждения о компетентности студентов влияют на каждое решение об образовательном размещении, программах, системах связи, корректировке учебного плана, социальной деятельности и будущем.

Предполагаемая компетентность и наименее опасное предположение

Термин «предполагаемая компетентность» был первоначально введен Энн Доннеллан (1984) 4 , уважаемым исследователем в области специального образования, которая заявила:
… Критерий наименее опасного предположения гласит, что при отсутствии убедительных данных образовательные решения должны основываться на предположениях, которые, если они неверны, окажут наименее опасное влияние на вероятность того, что учащиеся смогут функционировать независимо во взрослом возрасте. (стр. 142) .

Donnellan 5 предложил, чтобы учителя исходили из того, что все учащиеся, независимо от их интеллектуальных способностей, компетентны и способны к обучению, и им должны быть предоставлены все возможности для обучения. Если они учатся, это прекрасно. Если кажется, что они не учатся после того, как им представилась каждая возможность сделать это, то последствия не так опасны, как альтернатива. Предоставление возможностей намного лучше, чем их отсутствие. Установление высоких ожиданий намного лучше, чем принятие заниженных ожиданий. Предоставление богатой, инклюзивной учебной среды лучше, чем принимать меньше и обнаруживать, когда уже слишком поздно, что у этого учащегося были упущенные способности и потенциал. Обратное может привести к неблагоприятным последствиям для учащегося, таким как меньше возможностей для получения образования, более низкий уровень обучения грамоте и меньший выбор в жизни, особенно во взрослом возрасте.

Презумпция компетентности и коммуникации

Коммуникация тесно связана с понятием компетентности, и это проблематично для учащихся, не имеющих эффективных средств коммуникации. Общение рассматривается многими как показатель интеллекта 6 . Однако общение — это просто способ проявления интеллекта людьми; это не обязательно признак интеллекта. Почти все виды деятельности в школьном контексте неразрывно связаны с актом общения. Студенты, не имеющие средств общения, не могут показать свой интеллект. Поэтому преподаватели должны быть осторожны, чтобы не приравнивать отсутствие речи к умственной отсталости. Термины «высокое функционирование» и «низкое функционирование» часто используются для обозначения уровня речи учащегося. Эти термины проблематичны во многих отношениях и не являются диагностическими терминами. Эти термины не предоставляют информацию о том, что могут делать учащиеся. Например, у многих учащихся, которые не используют речь, обнаруживаются более высокие когнитивные способности, чем предполагалось вначале. Им просто нужны правильные инструменты и поддержка, чтобы найти свой голос 7 .

Презумпция компетентности и инклюзивное образование

Презумпция компетентности является основополагающей концепцией инклюзивного образования, поскольку она означает, что каждому учащемуся должна быть предоставлена ​​возможность учиться вместе со своими сверстниками, не требуя доказательств того, что он может учиться. К сожалению, многим учащимся с инвалидностью часто приходится доказывать свою компетентность, чтобы получить место в общеобразовательной системе. Таким образом, решения о размещении обычно принимаются на основе оценок и предположений, которые ошибочны, поскольку невозможно точно оценить интеллект человека, который не может сообщить то, что он знает 8 .

Презумпция компетентности — это подход, основанный на сильных сторонах, который ставит под сомнение представление о том, что учащиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями должны находиться в сегрегированных условиях. Он опирается на социальную модель инвалидности, где барьеры для участия находятся внутри среды, а не внутри учащегося. Таким образом, при соответствующих корректировках, поддержке принятия решений и доступе к надежной системе связи учащиеся с ограниченными возможностями могут процветать в инклюзивных условиях.

Презумпция компетентности и другие теории обучения

Зона ближайшего развития (ZPD) Выготского (1978) 

Теория Выготского относится к разнице между тем, что учащийся может делать без посторонней помощи, и тем, чего он может достичь при поддержке и руководстве. 9 При использовании ZPD цели должны быть на расстоянии одного шага от достижения, и должны быть установлены опоры или леса, позволяющие учащимся достичь этих целей. Понятие «предполагаемой компетентности» вместе с ZPD означает, что если оценка не показывает обратное, педагоги должны начинать обучение учащихся на их возрастном уровне, чтобы они не были недооценены на основе наших предположений. Однако Выготский напоминает нам о том, что нужно оказывать достаточную поддержку, чтобы ученик успешно справился с данным заданием, но не переусердствовать, чтобы задание было выполнено без усилий. Подход ZPD основан на тщательном наблюдении и оценке, чтобы убедиться, что учащимся не оказывается слишком много поддержки или слишком мало. Следовательно, элементы задачи, которые выстраиваются в виде лесов, — это те, которые студент еще не освоил. Педагоги также должны помнить, что упрощение задач не делает учащихся инфантильными; обеспечение того, чтобы задания соответствовали возрасту учащегося и соответствовали его индивидуальной ZPD.

Двек (2006) «Мышление роста»

Идеология «предполагаемой компетентности» хорошо согласуется с концепцией мышления Двек о росте. 10 Двек (2006) ввел термины «фиксированное мышление» и «мышление роста», чтобы описать лежащие в основе убеждения людей об обучении и интеллекте. Когда учащиеся верят, что могут добиться большего и что ключом к этому являются дополнительные усилия, они будут вкладывать дополнительное время и усилия. Мышление роста также относится к учителям в отношении их взглядов на своих учеников. Если учителя считают, что учащиеся компетентны и способны, они позаботятся о том, чтобы их преподавание соответствовало этому убеждению. Тем не менее, важно обеспечить, чтобы высокие ожидания сочетались с адекватной поддержкой, чтобы учащиеся могли добиться успеха. Легко впасть в дефицитное мышление, когда отсутствие успеха объясняется инвалидностью человека, а не устранением препятствий на пути к его успеху.

Важно отметить, что презумпция компетентности имеет ограничения и связана с методами коммуникации, которые считаются ненадежными и не подтверждаются исследованиями, такими как облегченная коммуникация.

Действия 

Отношение и суждения педагогов о компетентности учащихся влияют на каждое образовательное решение, от размещения учащихся до корректировки учебной программы. Поэтому, чтобы дать каждому учащемуся наилучшие шансы на успех, преподаватели должны исходить из презумпции компетентности. Мы призываем школы критически изучить способы, которыми презумпция компетентности встроена в их педагогические рамки и политику, а также в классную практику их педагогов. Инклюзивные школы регулярно предоставляют своим руководителям, учителям и помощникам возможность определить свои ценности и убеждения и активно бороться со своими предубеждениями. Следующие предложения являются отправной точкой для применения презумпции компетентности и других связанных с ней идей, объясненных в этом инструменте.

    1. Начните с понимания своей сознательной предвзятости и того, как вы относитесь к учащимся с ограниченными возможностями. Вы позитивно или негативно относитесь к инвалидности? Когда мы подвергаем сомнению наши предубеждения, мы открыты для их изменения.
2. Ценить каждого ученика независимо от способностей, пола, расы, культуры, религии и сексуальной ориентации.
3. Поставьте под сомнение выбор языка и ярлыки, используемые для учащихся с ограниченными возможностями в вашем контексте (например, слово «особый» считается проблемным в сообществе людей с ограниченными возможностями). Проверьте наличие непредвиденных последствий выбора языка и меток.
4. Узнайте о ценностях инвалидности через знакомство с людьми с жизненным опытом инвалидности.
5. Распознавайте и реагируйте на препятствия, мешающие учащимся с инвалидностью добиться успеха в учебе.
6. Постройте настоящие отношения со студентами, чтобы узнать их как личность со своими сильными сторонами, увлечениями и целями.

Когда у нас есть отношения, мы можем распознать тонкие, а иногда и не очень тонкие действия, которые имеют смысл.
Контрольный список презумпции компетентности (на следующей странице) — это способ развить критическое отношение к понятию «презумпция компетентности». Пожалуйста, прочтите каждое утверждение и отметьте ячейку, соответствующую вашему уровню согласия. Когда закончите, суммируйте каждый раздел. Если ваша оценка попадает в основном в раздел «согласен» или «полностью согласен», вы хорошо понимаете презумпцию компетентности. Если ваша оценка попадает в другие области, было бы полезно подумать о ваших ценностях и убеждениях в отношении образования учащихся с инвалидностью.

Раздаточный материал 1: Контрольный список презумпции компетентности

Дополнительная информация

Здесь приведены ссылки на дополнительную литературу о презумпции компетентности.
Устранение парадигмы предполагаемой некомпетентности Кэти Сноу. https://www.disabilityisnatural.com/presume-comp-3.html
«Под столом — важность предполагаемой компетентности» Шелли Мур, канадского педагога по инклюзивному обучению. https://www.youtube.com/watch?v=AGptAXTV7m0
Presume Competence от Assistive Ware, компании, производящей продукты для дополненной и альтернативной коммуникации. https://www.assistiveware.com/learn-aac/presume-competence
Пять причин, почему предполагать компетентность — хорошая идея, доктор Шерил Джоргенсон, инклюзивный педагог из США, https://swiftschools.org/talk/five-reasons-why-presuming-competence-is-always-a-good-idea

Благодарность 

Этот инструмент был написан доктором Линн Лонгфелло, директором по планированию инклюзивного образования, и отредактирован JFA Purple Orange. Линн представляет основанное на исследованиях профессиональное обучение для поддержки учителей, ассистентов, других специалистов и родителей в инклюзивной практике https://inclusiveeducationplanning.com.au/

Ссылки

1 Организация Объединенных Наций (2006 г.). Конвенция о правах инвалидов, просмотрено 12 июля 2020 г. https://www.un.org/development/desa/disabilities/convention-on-the-rights-of-persons-with-disabilities.html 
2 Правительство Австралии (1992 г.). Закон о дискриминации инвалидов 1992 г., просмотрено 12 июля 2020 г. https://www.legislation.gov.au/Series/C2004A04426 
3 Правительство Австралии (2005 г.). Стандарты образования для инвалидов 2005 г., просмотрено 12 июля 2020 г. https://www.legislation.gov.au/Details/F2005L00767 
4 Доннеллан, А. М. (1984). Критерий наименее опасного предположения. Поведенческие расстройства, 9(2), 141–150. https://doi.org/10.1177/019874298400

1
5 Там же.
6 Маррус, Н., и Холл, Л. (2017). Интеллектуальная инвалидность и языковое расстройство. Детские и подростковые психиатрические клиники Северной Америки, 26(3), 539–554. https://doi.org/10.1016/j.chc.2017.03.001
7 О’Бирн, К., и Малдун, О. Т. (2019). Конструирование умственной отсталости родителями и учителями. Инвалидность и общество, 34 (1), 46–67. https://doi.org/10.1080/09687599.2018.1509769
8 Кологон, К. (2019). На пути к инклюзивному образованию: необходимый процесс трансформации. Отчет подготовлен доктором Кэти Кологон, Университет Маккуори для детей и молодежи с ограниченными возможностями, Австралия (CYDA)
https://www. cyda.org.au/resources/details/62/towards-inclusive-education-a-necessary-process трансформация
9 Выготский Л.С. (1978). Разум в обществе: развитие высших психологических процессов. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета
10 Выготский Л.С. (1978). Разум в обществе: развитие высших психологических процессов. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета

Скачать Презумпция компетентности

Инклюзивное обучение: умственная отсталость — ADCET

Слушать

Термин «умственная отсталость» относится к группе состояний, вызванных различными генетическими нарушениями и инфекциями. Умственная отсталость обычно выявляется в детстве и оказывает постоянное влияние на развитие человека. Умственная отсталость может быть определена как значительно сниженная способность понимать новую или сложную информацию, осваивать новые навыки и справляться самостоятельно, включая социальное функционирование. Как и во всех группах инвалидности, существует много типов умственной отсталости с различной степенью тяжести. К ним относятся значительные различия в характере и степени интеллектуальных нарушений и функциональных ограничений, причинах инвалидности, личном происхождении и социальном окружении человека. У некоторых людей есть генетические нарушения, которые сильно влияют на их интеллектуальные, социальные и другие функциональные способности. Другие люди с легкими умственными нарушениями могут развить адекватные жизненные навыки и могут вести относительно независимую взрослую жизнь. Приблизительно 75 процентов людей с умственной отсталостью страдают лишь в легкой форме, а 25 процентов — в умеренной, тяжелой или глубокой степени.

Влияние умственной отсталости

Характеристики и последствия умственной отсталости человека будут различаться в зависимости от причины. Существует ряд общих характеристик, которые могут оказать значительное влияние на обучение человека, в том числе:

  • трудности с пониманием новой информации
  • трудности с общением и социальными навыками
  • медленное время когнитивной обработки
  • трудности в последовательной обработке информации
  • трудности с пониманием абстрактных понятий.

Дискуссии Austed в 2014 году высветили проблемы, с которыми учащиеся с ограниченными умственными возможностями могут столкнуться на университетском уровне. Учащиеся могут хорошо справляться с «практическими» компонентами обучения после окончания средней школы, но им трудно понять сложную информацию.

Известно, что одной из успешных стратегий является интеграция людей с ограниченными интеллектуальными возможностями путем предоставления возможностей для занятий по одитингу. Аудит — это подход, при котором человек посещает лекции в рамках присуждаемого курса для общего интереса (т. е. не с целью выполнения требований присуждаемого). Аудит не включает оценивание, онлайн-учебные материалы или посещение лабораторных или учебных занятий. Это может включать доступ к библиотеке и общим удобствам кампуса.

Стратегии обучения

Важно знать, что, несмотря на трудности в учебной среде, учащиеся с умственной отсталостью могут получать и использовать новую информацию. Существует целый ряд стратегий инклюзивного обучения, которые могут помочь в обучении всем учащимся, но есть и некоторые конкретные стратегии, полезные при обучении группы, в которую входят учащиеся с умственной отсталостью:

  • Предоставьте краткое изложение того, чему будут обучать – выделите ключевые концепции и предоставьте возможность отработать новые навыки и концепции.
  • Предоставляйте списки для чтения задолго до начала курса, чтобы чтение можно было начать раньше.
  • Рассмотрите возможность составления списков для чтения и предоставления рекомендаций по ключевым текстам. Позвольте завершить работу углубленным изучением нескольких текстов, а не широким изучением многих.
  • Всякий раз, когда вы представляете процедуры или процессы или даете указания, например, в лаборатории или вычислительном упражнении, убедитесь, что этапы или последовательности понятны и объяснены как в устной, так и в письменной форме.
  • Учащимся могут быть полезны вспомогательные технологии.
  • Используйте как можно больше словесных описаний в дополнение к материалу, представленному на доске или на доске
  • Используйте четкий, лаконичный и понятный язык.
  • Подкрепите обучение, используя примеры из реальной жизни и среду.
  • Представляйте информацию в различных форматах — раздаточных материалах, рабочих листах, диапозитивах, видео — для соответствия разнообразным стилям обучения.
  • Используйте различные методы обучения, чтобы учащиеся не были вынуждены получать информацию только путем чтения. По возможности представляйте материал схематически – в виде списков, блок-схем, концептуальных карт и т. д.
  • Не перегружайте диаграммы и используйте цвет там, где это уместно, чтобы различать и выделять элементы.
  • Убедитесь, что списки технического/профессионального жаргона, которые учащиеся должны будут выучить, доступны в начале курса.
  • Запись лекций поможет тем учащимся, у которых есть проблемы с почерком или координацией, а также тем, кто пишет медленно, а также тем, кто имеет тенденцию неправильно расслышать или неправильно цитировать.
  • Студенты с большей вероятностью будут правильно следовать последовательности материала в лекции, если они смогут прослушать материал более одного раза.
  • По возможности убедитесь, что ключевые операторы и инструкции повторяются или каким-то образом выделяются.
  • Индивидуальные занятия по предметам могут быть важны; это может включать взаимное обучение.
  • Учащиеся могут получать устные, а не письменные отзывы о своих письменных заданиях.
  • Учащимся с умственной отсталостью может быть полезно пройти индивидуальную ориентацию на лабораторное оборудование или компьютеры, чтобы свести к минимуму тревогу.

Стратегии оценки

Учащимся с умственной отсталостью могут потребоваться особые корректировки заданий оценивания. Когда у вас будет четкое представление о том, как инвалидность влияет на обучение, вы можете рассмотреть альтернативные стратегии оценивания. При рассмотрении альтернативных форм оценки равные возможности — это не гарантированный результат, а цель. От вас не ожидается снижения стандартов для приспособления учащихся с ограниченными возможностями, а скорее требуется предоставить им разумную возможность продемонстрировать, чему они научились:

  • Разрешить продление сроков назначения
  • Используйте технологии для записи работы учащихся, например. цифровая фотография, пленка и видео.
  • Учащимся может потребоваться больше времени, чтобы упорядочить мысли и упорядочить материал. Им будет полезно обсудить свои наброски, уделяя особое внимание соответствующим отношениям и связям между пунктами.
  • Поощряйте учащегося сдавать предварительный вариант задания, чтобы дать учащемуся возможность оставить отзыв в качестве формирующего процесса.
  • Учащимся с ограниченными интеллектуальными возможностями потребуется дополнительное время на экзамене для чтения и анализа вопросов, а также для планирования своих ответов. Некоторые студенты просят, чтобы экзаменационные вопросы были прочитаны им. Некоторые студенты могут предпочесть диктовать свои ответы писцу.