Интеракционизм это в психологии: Интеракционизм — это… Что такое Интеракционизм?

Содержание

Интеракционизм — это… Что такое Интеракционизм?

Интеракционизм
Интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие) — психологическое направление. Характеризуется акцентом на межличностные коммуникации. Личность рассматривается здесь как структура, образованная социальными установками — и ролями, в которой очень важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия социальным нормам. Основой общения признается способность индивида встать на позицию другого человека или группы и с этой позиции оценить свои собственные действия.

Психологический словарь. 2000.

  • Интерактивная Психотерапия
  • Интервальная Шкала

Смотреть что такое «Интеракционизм» в других словарях:

  • Интеракционизм — (от англ.  interaction «взаимодействие») методологический подход, объединяющий несколько различных направлений в общественных науках. Содержание 1 Общая характеристика …   Википедия

  • интеракционизм — (от англ. interaction взаимодействие) направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в И. понимается непосредственная межличностная… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИНТЕРАКЦИОНИЗМ —         (от англ. interaction взаимодействие), символический и н т е p a кц и о н и з м, теоретико методологич. направление в совр. бурж. социологии и социальной психологии, сосредоточивающееся преимущественно на анализе символических аспектов… …   Философская энциклопедия

  • ИНТЕРАКЦИОНИЗМ — (от лат. inter между и actto действие) англ. interactionism; нем. Interaktionismus. Ориентация в социологии и соц. психологии, принимающая интеракцию (взаимодействие) между индивидами или группами за основу и сущность соц.

    реальности. Antinazi.… …   Энциклопедия социологии

  • Интеракционизм — (англ. – взаимодействие) – научное направление в современной психологии, изучающее развитие и жизнедеятельность личности в контексте ее взаимодействия с другими людьми. В основе этого направления лежит теория социального взаимодействия, согласно… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Интеракционизм — (лат. inter – между, actio – действие, деятельность). Одно из ведущих направлений в современной социальной психологии ряда западных стран. Воздействие людей друг на друга в обществе, которое понимается как система непосредственных коммуникаций,… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • интеракционизм

    — интеракцион изм, а (филос.) …   Русский орфографический словарь

  • Интеракционизм —   См. Теория ролей …   Словарь социолингвистических терминов

  • интеракционизм — См. : теория ролей …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Интеракционизм —     направление в современной социальной психологии, для которого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. В рамках И. изучается структура личности, процессы социализации, ролевое… …   Педагогический терминологический словарь


Интеракционизм как важная парадигма социальной психологии — Блог Викиум

Народная мудрость гласит: человек – продукт своей среды. А по словам мотивационного оратора Джима Рона, любой человек представляет собой нечто среднее из пяти людей, с которыми он больше и чаще всего общается. Сложно отрицать очевидные вещи, ведь когда мы находимся долго в одной среде, то обязательно вскоре замечаем, что перенимаем из окружения какие-то фразы, идеи, общий настрой и даже убеждения. Поэтому развивающийся человек, который хочет чего-то большего и лучшего для себя, должен тщательно выбирать окружение, так, чтобы оно было «концентратом» вдохновляющих, позитивных, поддерживающих и стимулирующих людей.

Эту мысль изучает и развивает интеракционизм, одно из популярных направлений в психологии.

Концепция интеракционизма

Основные идеи данного направления схожи с тем утверждением, что человек является продуктом среды, в которой он постоянно находится. Интеракционизм является смежным направлением с другими науками, но своё начало взял именно в недрах социологии в конце 19 столетия.

Достаточно интересно разобраться с основными понятиями, положениями и фигурами такой социологической парадигмы современной психологии. Название уходит корнями в английский язык к слову «интеракция», что означает социальное взаимодействие человека в коллективе. Фокус наводится именно на сам процесс общения и взаимного влияния впоследствии на личность и поведение. Известные формы общения, например, сотрудничество, конфликты, берут начало из взаимодействия нескольких людей и регулируются ими.

Символический интеракционизм

Интеракционисты задаются вопросами о том, есть ли регуляторы интеракции, и как они вызывают определенные реакции у общающихся людей. Здесь нужно вспомнить о том, что люди общаются не только словами, но и образами, символами и значениями. Имеет значение даже язык телодвижений. В процессе взаимодействия всё тщательно анализируется человеческим подсознанием, а после выстраивается определенная модель поведения с теми, на кого человек ориентируется, пусть даже и неосознанно. В этой связи выделяется новое понятие – символический интеракционизм. Это направление исследует явление интеракции посредством символов и значений, которые создаются ее участниками.

Основатель символического интеракционизма – чикагский социолог Джордж Мид. Он заложил идеи теории, принципы, концепцию. В рамках интеракции человек развивается только в социуме, общаясь с себе подобными. Для построения общения очень важна ориентация на собеседника, иначе процесс коммуникации не выстроишь. Для того чтобы понимать друг друга и воспринимать объекты из позиции другого, появился обмен символами, которые каждый из участников взаимодействия должен интерпретировать и реагировать на них приемлемым образом. Принятие на себя роли другого позволяет лучше взаимодействовать и достигать практических результатов в совместной деятельности.

Самый распространённый символический инструмент, о котором никогда не задумывается человек – язык. Набор символов, которые выражают значение вещей или объектов, передают опыт, является важным регулятором социального поведения. Однако это касается не только слов в привычном понимании, но и языка жестов, телодвижений, мимики, с помощью которых выражается одобрение или негативная обратная связь. Так, в процессе общения передается смысл посредством символов.

Ключевые идеи символического интеракционизма были определены и описаны двумя главными его теоретиками – Джорджем Мидом и Гербертом Блумером. А помимо символического интеракционизма, существуют также ролевая модель и теория референтной группы. Давайте рассмотрим их суть вкратце.

Ролевая теория

Джордж Мид в своих работах, описывая концепцию интеракционизма, использовал понятие «роль». Он говорил о том, что человек в процесс общения принимает роль другого человека на себя. Такая особенность поведения даёт возможность лучше понимать собеседника и то, что он пытается донести. Однако термин «роль» так и не был до конца раскрыт основателем данного направления социологии.

После Мида изучать вопросы роли и ролевого взаимодействия пытались многие исследователи. В результате в ролевой теории появились четкие понятия, такие как «социальная роль», «социальный статус». Например, Ирвинг Гофман предложил «драматургический» подход, суть которого заключается в том, что любое взаимодействие – это своеобразная театральная постановка, в которой каждый участник играет свою роль. Он является режиссером и актером одновременно, но при этом сохраняет свое лицо.

Референтная группа

Теория референтной группы определяет поведение и восприятие индивида в зависимости от того, к какой социальной группе он себя причисляет. У каждой референтной группы есть правила, нормы, ценности и ожидания, которые в ней приняты. Эту тему рассматривали многие учёные – Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шириф, Г. Келли, Р. Мертон и другие.

Интеракционизм сегодня является важным направлением социальной психологии. Мы рассмотрели его основные течения, идеи и основоположников. Вы можете изучить это направление более подробно, если хотите попытаться улучшить коммуникативные навыки. А можете выбрать такой вариант – пройти курс Викиум «Профайлинг». После обучения вы сможете лучше понимать людей, определять их психотип, видеть истинные намерения собеседника, выявлять ложь по мимике, жестам и другим знакам, которые описывал Джордж Мид в своих работах по символическому интеракционизму.

Читайте нас в Telegram — wikium

Интеракционизм в социальной психологии. Символический интеракционизм Дж. Г. Мида.

Символический интеракционизм как источник интеракционистской ориентации в социальной психологии. Чикагская и Айовская школы. Ролевые теории (И. Гоффман, Т.Сарбин) и теории референтной группы (Г. Хаймен, Р. Мертон).

План ответа

  1. Интеракционизм в социальной психологии. Символический интеракционизм Дж. Г. Мида.

    1. Основные посылки ориентации

    2. Концепция Дж. Г. Мида

  2. Чикагская школа (Г. Блумер).

    1. Социальное взаимодействие

    2. Представления о личности и группе

  3. Айовская школа (М. Кун).

    1. Представления о личности

    2. Роль и группа

  4. Ролевые теории (И. Гоффман, Т. Сарбин).

    1. Аспекты роли

    2. Классификация ролей Т. Сарбин и В. Аллен

    3. Ролевые конфликты

    4. Социальная драматургия И. Гоффмана

  5. Теории референтной группы (Г. Хаймен, Р. Мертон).

    1. Основные посылки ориентации

Ключевым понятием для интеракционистской ориентации является понятие «интеракции», которое обозначает социальное взаимодействие. Интеракционизм представляет собой единственную ориентацию, возникшую не в психологии, а в социологии. Основным теоретическим источником для социально-психологического рассмотрения «интеракции» является концепция символического интеракционизма Дж. Мида

    1. Концепция Дж. Г. Мида

Основная идея – движущая сила социального развития находится в социальном взаимодействии. Социальное взаимодействие представляет собой символическую коммуникацию.

Символическая коммуникация представляет собой обмен значениями. Как это происходит:

        • люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи. «Вещи» — это все, что человек воспринимает в окружающем мире.

        • значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением.

        • эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.

    Значения закрепляются с помощью социальных жестов (например, выражение лица, отражающее состояние человека). Это как невербальные проявления, так и вербальные проявления (устоявшаяся языковая конструкция, которая имеет общее значение). Способность воспринимать все это связана с исходным разумом: способность анализировать новый объект, возможность выбора альтернативных действий к этим объектам, возможность проиграть в воображении взаимодействие с объектом.

    Структура личности и генезис представлений о себе. Человек может представлять себя в качестве социального объекта, может строить разные представления о себе, исходя из двух видов своей активности play и game. Т.е. представлений о себе, как действующем субъекте и представлений о себе, как действующего с оглядкой на других. Эти виды активности опираются на отдельные элементы структуры личности: I и me, которые вместе представляют собой self. Первый компонент – импульсивное, творческое Я, второй компонент – рефлексивное Я (каким меня должны видеть другие), третий компонент – взаимодействие первого и второго компонентов, самость человека.

    Сначала формируется первая форма активности, а потом вторая.

    1. Чикагская школа (г. Блумер).

      1. Социальное взаимодействие

    Г. Блумер являлся последователем Дж. Мида. Социальное взаимодействие осуществляется на основе значений, которые имеют разные социальные значения. Социальное взаимодействие определяется структурой личности, ролью и референтной группой.

      1. Представления о личности и группе

    Считает, что личность динамична и изменчива, суть процесса изменений представляет собой диалог между структурами I и me. Для представителей Чикагской школы ролевое поведение представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс. Он считает, что культурные нормы, статусы и ролевые отношения являются определенной сферой, в рамках которой осуществляются социальные действия. Однако они не определяют сами действия.

    Важное символическое значение для человека имеет образ группы, а не обобщенный другой, как у Мида. Группа референтная является значимым фактором для социального взаимодействия

    СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ • Большая российская энциклопедия

    • В книжной версии

      Том 30. Москва, 2015, стр. 186-187

    • Скопировать библиографическую ссылку:


    Авторы: Д. Г. Подвойский

    СИМВОЛИ́ЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИ́ЗМ (от англ. interaction – взаи­мо­дей­ст­вие), од­но из ве­ду­щих на­прав­ле­ний в со­цио­ло­гии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии 20 в., раз­но­вид­ность ин­тер­пре­та­тив­ной со­цио­ло­гии. Наи­бо­льшее рас­про­стра­не­ние по­лу­чил в США. Тер­мин «С. и.» был вве­ден Г. Блу­ме­ром в 1937, но ак­тив­но стал упот­реб­лять­ся в 1950–60-х гг. для обо­зна­че­ния на­уч. под­хо­да, аль­тер­на­тив­но­го струк­тур­но-функ­цио­наль­но­му ана­ли­зу и тео­рии со­ци­аль­ной сис­те­мы Т. Пар­сон­са. Не­по­сред­ст­вен­ны­ми пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми и «ро­до­на­чаль­ни­ка­ми» С. и. обыч­но при­зна­ют­ся Ч.  Х. Ку­ли (тео­рия «зер­каль­но­го Я», кон­цеп­ция «пер­вич­ных групп»), У. А. То­мас (по­ня­тие со­ци­аль­ной си­туа­ции и её субъ­ек­тив­ной ин­тер­пре­та­ции че­ло­ве­ком с точ­ки зре­ния его цен­но­стей и ус­та­но­вок) и осо­бен­но Дж. Г. Мид, по­смерт­но опуб­ли­ко­ван­ные ра­бо­ты ко­то­ро­го при­об­ре­ли из­вест­ность лишь во 2-й пол. 20 в. (кон­цеп­ция «со­ци­аль­но­го Я» и эта­пов со­циа­ли­за­ции, тео­рия сим­во­лов, осу­ще­ст­в­ляю­щих смы­сло­вое со­гла­со­ва­ние дей­ст­вий лю­дей и ин­ди­ви­ду­аль­ных пер­спек­тив жиз­нен­но­го опы­та, и др.). Важ­ным фи­лос. ис­точ­ни­ком С. и. вы­сту­пал амер. праг­ма­тизм, пре­ж­де все­го идеи У. Джейм­са и Дж. Дьюи.

    С. и. пред­став­ля­ет со­бой спе­ци­фич. ва­ри­ант мик­ро­со­цио­ло­гии, в цен­тре ин­те­ре­сов ко­то­рой на­хо­дят­ся про­цес­сы и ме­ха­низ­мы кон­ст­руи­ро­ва­ния со­ци­аль­ной жиз­ни лю­дей на уров­не их по­все­днев­но­го взаи­мо­дей­ст­вия (см. Взаи­мо­дей­ст­вие со­ци­аль­ное). Тем са­мым грань ме­ж­ду сфе­ра­ми со­ци­аль­ных и меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний при та­ком под­хо­де фак­ти­чески сти­ра­ет­ся. Важ­ней­шую роль при этом иг­ра­ют сим­во­лич. по­сред­ни­ки (язык и др.), де­лаю­щие воз­мож­ным дос­ти­же­ние взаи­мо­по­ни­ма­ния и упо­ря­до­чен­ной со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти. При этом пред­по­ла­га­ет­ся, что на­де­лён­ный оп­ре­де­лён­ным смыс­лом сим­во­лич. объ­ект (жест, фра­за, ви­зу­аль­но или ау­ди­аль­но вос­при­ни­мае­мый об­раз и т. д.) бу­дет вы­зы­вать сход­ную и прин­ци­пи­аль­но пред­ска­зуе­мую ре­ак­цию у всех уча­ст­ни­ков взаи­мо­дей­ст­вия.

    Ис­ход­ным для С. и. яв­ля­ет­ся по­ня­тие ак­тив­но дей­ст­вую­ще­го ин­ди­ви­да, ма­ни­пу­ли­рую­ще­го объ­ек­та­ми, т. е. пре­об­ра­зую­ще­го своё ок­ру­же­ние в кон­тек­сте зна­чи­мых для не­го субъ­ек­тив­ных ус­та­но­вок и пред­став­ле­ний. Т. о., лю­ди в не­ко­то­ром ро­де «са­ми соз­да­ют свою сре­ду», ис­хо­дя из ин­ди­ви­ду­аль­ной вос­при­им­чи­во­сти к её им­пуль­сам. Эта осо­бен­ность че­ло­ве­че­ско­го от­но­ше­ния к ми­ру фик­си­ру­ет­ся в «тео­ре­ме оп­ре­де­ле­ния си­туа­ции»: ес­ли си­туа­ции оп­ре­де­ля­ют­ся людь­ми как ре­аль­ные, они ре­аль­ны по сво­им по­след­ст­ви­ям.

    Со­циа­ли­за­ция ин­ди­ви­да, фор­ми­ро­ва­ние его са­мо­соз­на­ния в про­цес­се «бы­тия с дру­ги­ми» рас­смат­ри­ва­ет­ся в С. и. как творч. пе­ре­ра­бот­ка, оцен­ка и «ар­хи­ви­ро­ва­ние» под­ле­жа­щих ин­те­рио­ри­за­ции зна­ний о кон­крет­ных си­туа­ци­ях об­ще­ния с парт­нё­ра­ми по взаи­мо­дей­ст­вию. Фор­ми­ро­ва­ние в этом про­цес­се ком­му­ни­ка­ции реф­лек­сив­ной спо­соб­но­сти к «при­ня­тию ро­ли дру­го­го», как и мыс­лен­но «ста­но­вить­ся объ­ек­том для са­мо­го се­бя», де­ла­ет воз­мож­ным схва­ты­ва­ние и учёт ро­ле­вых ожи­да­ний со­ци­аль­но­го ок­ру­же­ния, тре­бо­ва­ний, ис­хо­дя­щих от кон­крет­ных «зна­чи­мых дру­гих», а так­же от т. н. обоб­щён­но­го дру­го­го – ин­сти­ту­тов со­ци­аль­ных, го­су­дар­ст­ва, за­ко­на, мо­ра­ли. Вме­сте с тем лич­ность не яв­ля­ет­ся «ма­рио­нет­кой» об­ществ. сил, лишь под­чи­няю­щей­ся нор­мам со­ци­аль­ным и ори­ен­ти­ро­ван­ной на кон­форм­ное по­ве­де­ние, по­сколь­ку ре­зуль­та­ты ком­би­ни­ро­ва­ния фраг­мен­тов со­ци­аль­но­го опы­та все­гда ха­рак­те­ри­зу­ют­ся из­вест­ной но­виз­ной, за­ви­сят от не­пред­ска­зуе­мой в пол­ной ме­ре ин­ди­ви­ду­аль­ной че­ло­ве­че­ской при­ро­ды.

    Тео­ре­тич. про­грам­ма С. и. ока­за­ла зна­чит. влия­ние на прак­ти­ку эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ний лич­но­сти, со­ци­аль­ной иден­тич­но­сти и ма­лых групп. Мно­гие идеи, впер­вые оз­ву­чен­ные в рус­ле С. и., по­лу­чи­ли раз­ви­тие в фе­но­ме­но­ло­ги­че­ской со­цио­ло­гии (А. Шюц и др.), в «со­ци­аль­но-дра­ма­тур­ги­че­ском» под­хо­де И. Гоф­ма­на, в «не­оп­раг­ма­ти­ст­ской» тео­рии дей­ст­вия нем. со­цио­ло­га Х. Йоа­са.

    Теория символического интеракционизма

    Теория символического интеракционизма была предложена Дж. Мидом. Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы «ставя себя на место другого человека», «принимая роль другого». С позиции символического интеракционизма, взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

    Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь — главный фактор человеческого взаимодействия. Язык имеет символическую природу, любой языковой символ (слово) является частным значением, возникшим в результате частного взаимодействия и имеющим договорную природу, т. е. люди, стремясь к достижению практических результатов в кооперации друг с другом, договаривались о принятии определенного значения за определенным словом. Сходное понимание слов, жестов, других символов облегчает взаимодействие, позволяет интерпретировать поведение друг друга. Понимая поведение друг друга, люди меняют свое поведение, приспосабливая свои поступки к действиям другого, координируя свои действия с другими людьми, обучаясь видеть себя глазами группы, обучаясь учитывать ожидания других людей. Социальные ожидания — экспектации — влияют на поведение человека, он вынужден вести себя так, как требуют нормы поведения, как ожидают другие люди и общество в целом, реализуя те права и обязанности, которые присущи его социальной роли.

    Социальная роль — относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), выработанный в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Социальный статус — это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо выполняет свою роль, то окружающие люди, группа применяют к нему социальные санкции принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, неодобрение, наказание и т. п.

    Можно выделить 3 типа реализации ролей:

    • «подражание»,
    • «исполнение»,
    • «выбор».

    Для раннего возраста присуще «подражание»— примеривание на себя позиций, экспектаций, шаблонов поведения разных социальных ролей. «Исполнение» — есть результат взаимодействия социального «Я» человека и ролевых экспектаций. Если к человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей, и тогда человек осуществляет «выбор» какой-то роли, игнорируя другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают и стремится сблизиться с теми, кто его ценит, с теми группами, которые становятся значимыми, важными, ценными, референтными для него.

    В теории «управления впечатлениями» Э. Гоффман рассматривает взаимодействие людей как своеобразную театральную пьесу, где люди разыгрывают роли и представление, являясь одновременно и режиссером, и актером, тщательно охраняя места своих «частных кулис», где они могут расслабиться после представления. Эту концепцию Гоффмана называют драматургическим подходом или концепцией «управления впечатлениями», т. е. люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других, стараются «сохранить свое лицо», если по каким-то причинам произвели невыгодное впечатление. Гоффман писал:

    «Мы не считаем за людей тех, кто отмечен каким-нибудь позорным клеймом»,

    поэтому люди стремятся скрыть свой позор любой ценой.

    К символическому интеракционизму примыкает этнометодология (основоположник — Г. Гарфинкель). Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. (Эти правила могут определять, когда уместно что-то сказать, или промолчать, или пошутить и т. п.) Эти правила могут быть специфичными при взаимодействии с людьми, которых очень хорошо знаем. Если человек нарушает эти правила, то взаимодействие с людьми резко затрудняется и последствия могут быть непредсказуемыми.

    Правила и «само собой разумеющиеся положения, мнения, запасы знания», имеющиеся у людей, и составляют основу социального мира, т. е. идеи, ценности, правила, нормы видятся центром социальной жизни и взаимодействия. Этнометодология изучает методы, с помощью которых люди создают социальный порядок: ценности, нормы, верования — основа социального порядка, но они сами могут изменяться, отмирать, иметь свою внутреннюю структуру. Описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, люди приходят к установлению каких-то правил, к согласию, к социальной стабильности. Социальная структура рассматривается как продукт взаимодействия, как следствие отношения между «поверхностными» и «глубокими» правилами, где «поверхностные правила» — это нормы социальной жизни, а «глубокие, интерпретационные правила» являются основой возникновения и существования любых значений, основой любого воспитания и обучения (А. Сикурел).

    Выработка единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу объединяет людей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками эти единые критерии, которые понятны всем и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес систему ценностей, деньги, закон, власть, которые создают возможность регулировать социальные связи на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Общество через нормы, ценности, стандарты поведения как бы устанавливает определенный набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник общественной жизни, независимо от его индивидуальных особенностей. Система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений на микроуровне.

    Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма»

    Важность интерактивной стороны общения обусловила тот факт, что в истории социальной психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя – «символический интеракционизм». Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид вслед за В. Джемсом пришел к выводу, что в становлении этого «Я» решающую роль играет взаимодействие. Мид использовал также идею Ч. Кули о так называемом «зеркальном Я», где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих. Однако у Мида вопрос решается значительно сложнее. Становление «Я» происходит действительно в ситуациях взаимодействия, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим». В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Вслед за В. Джемсом Мид разделяет это «Я» на два начала (здесь за неимением адекватных русских терминов мы сохраняем их английское наименование), «I» и «те». «I» – это импульсивная творческая сторона «Я», непосредственный ответ на требование ситуации; «те» – это рефлексия «I», своего рода норма, контролирующая действия «I» от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними. Постоянная рефлексия «I» при помощи «те» необходима для зрелой личности, ибо именно она способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий.

    Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные просчеты. Главными из них являются два. Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируется системой символов, т.е. поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлено символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество действительно регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры – все сводится только к символам. Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма – интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия. Поскольку символ остается «последней» социальной детерминантой взаимодействия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен — и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недостаточен.

    Тем не менее символический интеракционизм острее многих других теоретических ориентации социальной психологии поставил вопрос о социальных детерминантах взаимодействия, о его роли для формирования личности. Слабость концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной деятельности. Не случайно многие приверженцы этой школы употребляют понятие «коммуникация» и «интеракция» как синонимы (см.: Шибутани, 1961). Кроме того, концепция Мида вновь останавливается перед тем фактом, что любые формы, стороны, функции общения могут быть поняты лишь в контексте той реальной деятельности, в ходе которой они возникают. Если эта связь общения (или любой его стороны) с деятельностью разрывается, следствием является немедленный отрыв рассмотрения всех этих процессов от широкого социального фона, на котором они происходят, т.е. отказ от изучения содержательной стороны общения.

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Одноклассники

    Похожие материалы в разделе Социальная психология:

    Интеракционизм как метод анализа культур

    О чем говорит Дж. Г. Мид

    Как теория Мида повлияла на изучение культуры

    Как развивается содержание «Эго» в современном мире

    В период 1980-1990 годов с позиции этнической психологии активно изучались культурные особенности различных народностей. Впоследствии соответствующий метод был назван интеракционизмом.

    Интеракционизм преследует цель изучить содержание Эго отдельных индивидуумов, находящихся в особых социально-культурных условиях. При этом анализ «Я» происходит на различных уровнях: в детском и профессиональном коллективах, семейной группе и др.

    В данном случае «Эго» или «Я» – термин, под которым понимается конкретный объект, а именно – отдельный человек. В его фундаменте находится теория Дж. Г. Мида о символическом интеракционизме.

    О чем говорит Дж. Г. Мид в своей теории

    В своей теории Дж. Г. Мид рассматривает всевозможные интеракции (то есть взаимодействия), в которых индивид отыгрывает какую-то определенную роль (например, роль дочери по отношению к отцу, покупателя, продавца и т.д.). Особенности этого взаимодействия и составляют содержание «Эго».

    Значительное количество интеракций имеют символическую нагрузку, так как они являются культурно обусловленными.

    В соответствии с этой же теорией человек может одновременно выступать в качестве субъекта и объекта рефлексии, так как часто он занимается самоанализом.

    При этом качественный самоанализ возможен только тогда, когда индивид сумел усвоить отношение к себе со стороны других людей.

    Мид полагал, что для наиболее полного понимания культурных особенностей индивида необходимо понимать не только устный и письменный язык, но и язык жестов. Это обусловлено тем, что все способы передачи информации имеют важное культурное значение и являются ее носителями.

    Как теория Мида повлияла на изучение культуры

    Труды Дж. Мида оказали большое влияние на теорию этничности. При этом наибольшее отражение они нашли в учении Дж. Де Во.

    За годы своего существования она также часто выступала в качестве основы для анализа культурных особенностей «Эго» отдельных индивидов множества народов мира.

    Применение этой теории позволило определить, что для жителей Китая первоочередную ценностью составляют семейные традиции, а границы их собственного «Эго» несколько стерты из-за очень тесного взаимодействия внутри соответствующей группы. «Я» индийца, в свою очередь, больше ориентировано на касту. С другой стороны «Эго» американца наполнено индивидуализмом.

    Существует, например, труд «Одинокая толпа», в котором как раз раскрываются особенности «Эго» граждан США.

    Японцы же отличаются от других народов тем, что в их «Я» гармонично сочетается внутреннее и внешнее. Из-за этого они в одно время могут быть спонтанными, а в другое – очень организованными.

    Также анализ методом Мида выявил, что из-за общемировых тенденций возникает стремительная смена религиозных, потребительских, сексуальных и других предпочтений в сознании людей.

    Как развивается содержание «Эго» в современном мире

    В ходе этнопсихологических исследований было выяснило, что сейчас в сознании этической идентичности присутствуют два интересных явления. Первое из них – радикальное, предполагающее национальный экстремизм. Оно заключается в абсурдно великой любви к собственным культурным особенностями. Наличие в сознании такого конструкта приводит к шовинизму и ксенофобии. Таким индивидам свойственна узость собственного «Эго». При этом рассматриваемое явление может культивироваться искусственно в интересах государства. При помощи него возможно оправдать любые внутренние проблемы и даже войны. Такой тип личности называется гиперэтническим.

    Другой аспект «Эго» современных людей многих народностей заключается в идеализации прошлого и интеграции его в сегодняшнюю жизнь. Это приводит к возрождению забытых стереотипов. Соответствующее явление называется фундаментализмом. Очень ярко его можно было наблюдать в конце 20-го века в исламских странах. Также его возможно увидеть и в России в виде идеализации советского образа жизни.

    Чтобы глубже понять перечисленные аспекты, его рекомендуется рассматривать в контексте культурно-цивилизованного противостояния в текущем геополитическом пространстве.

    Статьи на тему:

    Этническая идентичность в современной культуре

    Этнопсихологическое изучение культуры

    Психологические типы культур. Исследование национального характера

    Символический интеракционизм в социальной психологии

    Определение символического интеракционизма

    Символический интеракционизм — это основная теоретическая перспектива в североамериканской социологической социальной психологии, которая изучает, как люди активно определяют свою социальную реальность и понимают себя, взаимодействуя с другими. Символический интеракционизм берет свое начало в прагматизме, американской философии того, как живые существа вносят практические изменения в свое окружение. Основателем этой теории обычно называют американского социолога и философа-прагматика Джорджа Герберта Мида (1863-1931), хотя термин символический интеракционизм на самом деле был придуман учеником Мида Гербертом Блюмером, который формально сформулировал идеи Мида после его смерти.

    Допущения и значения символического интеракционизма

    Согласно символическому интеракционизму, социальная реальность не фиксирована и неизменна. Вместо этого люди постоянно конструируют (и реконструируют) смысл своей социальной жизни через взаимодействие с другими. Важным компонентом этого творческого взаимодействия является использование символов. Произнесенные или напечатанные слова являются символами, как и многие невербальные жесты. Символы в их различных формах являются основой социальной жизни, поскольку они создают общий смысл как для выразителя, так и для получателя. Во время общения люди интерпретируют выражения других людей и реагируют на это интерпретируемое значение. Однако значение этих слов и жестов может отличаться в зависимости от социального контекста. Например, на вопрос «Хочешь переночевать у меня?» может иметь совсем другое значение, когда его говорит романтический партнер, а не платонический друг.

    Чтобы понять намерения других людей во время социальных взаимодействий, Мид утверждала, что люди принимают участие в ролевой игре, которая творчески принимает точку зрения других и наблюдает за своим поведением с этой другой точки зрения.Мид считал, что благодаря такому символическому взаимодействию люди перестают быть марионетками, управляемыми нитями окружающей среды, и вместо этого становятся соакторами, которые контролируют создание своей социальной реальности. Таким образом, в отличие от многих социологов, которые считают, что общество диктует людям значения, сторонники взаимодействия считают, что смысл возникает и трансформируется по мере взаимодействия людей. Хотя общество действительно формирует поведение своих отдельных членов, те же самые люди обладают способностью формировать общество, пересматривая свою социальную реальность.

    Отраженная оценка и саморазвитие

    Посредством символического взаимодействия люди также развивают чувство самих себя, когда они учатся использовать символы, но это саморазвитие происходит поэтапно. Мид утверждал, что дети становятся самими собой, когда начинают играть роль других людей в своей игровой деятельности. Роли, которые они принимают на первом этапе саморазвития, на этапе игры, принадлежат другим конкретным людям, например, родителям, братьям и сестрам, и они могут принимать только одну роль за раз.Например, нарушив семейное правило, маленький ребенок может спонтанно принять точку зрения «папы» и сделать себе выговор. Благодаря такому исполнению ролей дети развивают понимание социальных норм и формируют представления о себе, которые в значительной степени являются отражением того, как, по их мнению, их оценивают другие. Эта отраженная оценка является важным фактором, определяющим убеждения и отношения, которые формируют представления людей о себе. Другими словами, люди развивают самоощущение, когда они учатся видеть себя такими, какими, по их мнению, их видят другие.

    По мере взросления детей, Мид заявила, что они учатся одновременно играть роль многих других, и в результате их личность становится более сложной в когнитивном отношении. На этой второй стадии саморазвития, стадии игры, они могут участвовать в сложных действиях (часто в форме игр), предполагающих взаимодействие многих ролей. Примером такой роли могут быть люди, играющие в футбол. Чтобы играть эффективно, игроки должны понимать, как все на поле связаны друг с другом, и каждый игрок должен когнитивно выполнять эти несколько ролей одновременно.Мид заявил, что по мере того, как личность становится все более сложной, старшие дети начинают реагировать на себя с точки зрения не только нескольких отдельных других, но и с точки зрения общества в целом. Путем усвоения взглядов и ожиданий более широкого общества — того, что Мид называл обобщенным другим — человек становится зрелым «я».

    Презентация личных и социальных ролей

    Акцент, который специалисты по символическому взаимодействию придают символам, согласованной реальности и постоянно меняющейся социальной конструкции общества, объясняет их интерес к социальным ролям, которые играют люди.Эрвинг Гоффинан, выдающийся теоретик этой традиции, предполагает, что социальная жизнь подобна театральному представлению, в котором люди ведут себя как актеры на сцене, играющие предписанные роли. Подход Гоффмана называется драматургией, и он фокусируется на методах, которые люди используют, чтобы управлять впечатлением, которое они производят на других, путем тщательного конструирования и мониторинга представленных ими я. По словам Гоффмана, находясь «на сцене», люди разыгрывают «линии» и пытаются поддерживать компетентные и уместные представленные себя.Наблюдая за этим представлением, аудитория обычно принимает представленные «я» за чистую монету и обращается с ними соответственно, потому что иначе нарушится плавный ход социального взаимодействия. Образно «освистывание» исполнителей со сцены путем отказа от представленных ими «я» обычно происходит только тогда, когда исполнители настолько некомпетентны, что не могут адекватно играть свои роли.

    Фокус исследования символического интеракционизма

    Поскольку символические интеракционисты рассматривают человеческие общества как состоящие из активно создаваемых реальностей между людьми, их исследования сосредоточены на наблюдаемых взаимодействиях лицом к лицу.Более того, поскольку символические интеракционисты верят, что социальная реальность постоянно изменяется, они склонны смещать акцент с стабильных норм и ценностей в обществе на более изменчивые и постоянно корректирующие социальные процессы. Что касается научных методов, используемых символическими интеракционистами, они, как правило, полагаются на включенное наблюдение, хотя некоторые интеракционисты используют опросы, интервью и эксперименты. Этот акцент на включенном наблюдении основан на убеждении, что тесный контакт и погружение в повседневную жизнь участников необходимы для понимания смысла действий, определения самой ситуации и процесса, с помощью которого акторы конструируют ситуацию посредством своего взаимодействия.Символических интеракционистов критиковали за то, что они чрезмерно субъективны и впечатлительны, полагаясь на качественные методы, а также за несколько бессистемность в своих теоретических формулировках. Однако, хотя более ориентированные на количественные аспекты социальные психологи находят недостатки в этой методологии, специалисты по символическому взаимодействию утверждают, что их подход позволяет им наблюдать за поведением в его «целостности», обеспечивая полный контекст, в котором его можно понять.

    Артикул:

    1. Гоффман, Э.(1958). Представление себя в повседневной жизни. Эдинбург, Великобритания: Эдинбургский университет, Центр социальных исследований.
    2. Хьюитт, Дж. П. (2003). Я и общество: символическая интеракционистская социальная психология (9-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.
    3. Мид, Г. Х. (1934). Разум, я и общество. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
    4. Страйкер, С. (1980). Символический интеракционизм: структурная версия. Колдуэлл, Нью-Джерси: Blackburn Press.

    Новая парадигма или источник путаницы? на JSTOR

    Абстрактный

    Рассматривается природа интеракционизма в психологии и образовании.Автор обсуждает исторические, концептуальные и методологические основы интеракционизма, рассматривает соответствующие исследования и приходит к выводу, что интеракционизм (индивидуальное исследование в психологии личности и ATI в образовательном исследовании) — это не более чем провозглашение трюизма. Кроме того, утверждает он, акцент на интеракционизме привнес больше путаницы, чем ясности, поскольку необходимость лучшего понимания фактора личности в классическом B = f (P, S) была скрыта. Изучите природу взаимодействия, чтобы узнать, как это проявляется в психологии и образовании.L’auteur discute les fondements Historiques, conceptuels et méthodologiques de l’interactionisme, une recnsion des écrits qu’y s’y rattache et conclut que l’interactionisme (этюд де ла «человек в ситуации», в психологии личности, dans l’ATI et dans l’étude de l’éducation) n’est pas beaucoup plus que l’affirmation d’un truisme. Il défend de plus le point de vue que l’accent mis sur l’interactionisme a Contribué à créer plus de confusion que de clarté puisque le besoin de mieux comprendre le facteur de la personne dans la formule classique B = f (P, S) a été négligé.

    Информация о журнале

    The Journal of Educational Thought продвигает умозрительные, критические и исторические исследования, касающиеся теории и практики образования в различных областях, включая администрирование, сравнительное образование, учебную программу, образовательную коммуникацию, оценку, методологию обучения, межкультурное образование, философию, психологию и т. Д. социология. Журнал является международным по своему охвату и качеству. Он обслуживает широкий круг читателей: специалистов в упомянутых областях, ученых и общественность в целом.La Revue de la pensée Education a pour but de promouvoir la recherche fondamentale, критический анализ и исторический анализ, автор вопросов душевной теории или практики образования, в области образования, в области школьного администрирования, сравнительного образования, программирования , коммуникация, оценка, дидактика, межкультурное образование, философия, психология и социология образования. La Revue, d’envergure internationale, десерт и большой éventail de lectuers: spécialistes, chercheurs, profanes.

    Информация об издателе

    UCalgary предлагает студентам высококачественный образовательный опыт, который готовит их к успеху в жизни, а также исследования, направленные на решение наиболее серьезных проблем общества. Наше создание и передача знаний каждый день вносят вклад в глобальное конкурентное преимущество нашей страны и делают мир лучше.

    Интерактивность | Психология вики | Фэндом

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательная | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


    Эта статья требует внимания психолога / академического эксперта по предмету .
    Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если у вас есть квалификация.
    Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

    .

    В социологии интеракционизм — это теоретическая перспектива, которая выводит социальные процессы (такие как конфликт, [[[сотрудничество]]], формирование идентичности) из человеческого взаимодействия. [1] Это исследование того, как люди действуют в обществе.

    Интеракционистская теория выросла во второй половине двадцатого века и стала одной из доминирующих социологических перспектив в современном мире.Впервые интеракционизм был связан с работами Джеймса Паркера. Джордж Герберт Мид, как сторонник прагматизма и субъективности социальной реальности, считается лидером в развитии интеракционизма. Герберт Блумер расширил работу Мида и ввел термин «символический интеракционизм».

    Интеракционизм имеет несколько подразделов:

    Интеракционизм является микросоциологическим и считает, что смысл создается в результате взаимодействия людей.

    Социальное взаимодействие — это непосредственный процесс, состоящий из действий, реакций и взаимной адаптации между двумя или более людьми.Это также включает взаимодействие с животными, такое как спаривание. Взаимодействие включает в себя любой язык (включая язык тела) и манеры. Цель социального взаимодействия — общаться с другими. Если взаимодействие находится под угрозой прекращения раньше, чем один из них намеревается, его можно сохранить, приспосабливаясь к ожиданиям других, игнорируя определенные инциденты или решая очевидные проблемы. Эрвинг Гоффман подчеркивает важность контроля во взаимодействии. Нужно попытаться контролировать поведение других во время взаимодействия, чтобы получить информацию, которую он ищет, и чтобы контролировать восприятие собственного образа.Важные концепции в области интеракционизма включают «социальную роль» и «представление себя» Гоффмана.

    Интеракционистская методология [править | править источник]

    Интеракционисты хотят понять каждого человека и то, как он действует в обществе. В крайних случаях они отрицали бы класс как проблему и сказали бы, что мы не можем обобщать, что все представители одного социального класса думают одним образом. Вместо этого они считают, что у всех разные взгляды, ценности, культура и убеждения.Следовательно, социолог обязан проводить исследования в обществе. Они намеревались собрать качественные данные.

    Отказ от методов структуралистов [править | править источник]

    Интеракционисты отвергают статистические (количественные) данные, метод, предпочитаемый структуралистами. Эти методы включают: эксперименты, структурированные интервью, анкеты, наблюдение без участия и вторичные источники. У них есть несколько основных критических замечаний, а именно:

    • Статистические данные недействительны.Это означает, что эти методы не дают нам истинного представления об обществе по исследуемой теме.
    • Исследование является необъективным и поэтому необъективным. Хотя социолог был бы отстранен, утверждается, что гипотеза означает, что исследование склоняется к заранее заданному выводу (эксперимент Розенхана в 1973 г.). Это снова отвергается интеракционистами, которые утверждают, что это искусственно, а также поднимают этические вопросы для экспериментов на людях.

    Предпочтительные интерактивные методы [править | править источник]

    Интеракционисты предпочитают несколько методов в отличие от методов структуралистов, а именно; неструктурированные интервью, скрытое включенное наблюдение, открытое включенное наблюдение и анализ исторических, публичных и личных документов с помощью контент-анализа.

    Интеракционистские методы обычно отвергают абсолютную необходимость предоставления статистики. Это позволяет отображать причину и следствие [требуется ссылка ] , а также выделять переменные, чтобы можно было различать взаимосвязи и тенденции во времени. Вместо этого интеракционисты хотят «углубиться» в объяснение общества. Это вызывает такую ​​критику, как:

    • Информацию и социологические исследования нельзя сравнивать или противопоставлять, поэтому мы никогда не сможем по-настоящему понять, как меняется общество.Данные ненадежны.
    • Собираемая информация интерпретируется (отсюда и название «Интерпретивист») социологом, поэтому она не объективна, а предвзята.

    Несмотря на эту критику, интерактивные методы действительно допускают гибкость. Тот факт, что нет гипотезы, означает, что социолог не укоренен в попытках доказать догму или теорию. Вместо этого исследователи реагируют на то, что они открывают, ничего не предполагая об обществе. (Это не совсем правда.Для многих исследований с использованием интеракционистских методов могут быть гипотезы. Тогда исследователь может быть склонен наблюдать определенные события, игнорируя более широкую картину. Это все равно приведет к искажению результатов, если такие исследования не будут проводиться должным образом. Возможно, поэтому некоторые теоретики обратились к этому методу. [ необходима ссылка ] Он также показывает, как человеческое поведение изменяется и изменяется в результате взаимодействия, то есть социализации.

    Тематические исследования [править | править источник]

    Интеракционистские ссылки на другие теории [править | править источник]

    Интеракционизм, или идея о том, что люди обладают большей осведомленностью, навыками и способностями для изменения своей собственной ситуации, связана с несколькими другими теориями.

    неомарксистов [править | править источник]

    Плюрализм [править | править источник]

    Плюрализм — это идея, что «публика получает то, что она хочет». Это представление о том, что наша жизнь предлагает выбор, как представительная демократия. Эта идея потребительского выбора означает, что каждый человек как потребитель имеет право изменить любой аспект жизни, если он / она пожелает это сделать. Существующая ситуация, согласно теории, является отражением норм, ценностей и убеждений большинства людей.Это согласуется с идеей индивидуальной власти, хотя социологи-интеракционисты могут не принять идею о том, что всех нас называют «потребителями».

    Интерактивность — обзор | Темы ScienceDirect

    A Взаимодействия и вызывающие воспоминания среды

    Тридцать лет назад Ричард К. Белл (1968) представил идею интеракционизма. Проще говоря, Белл отреагировал на излишний упор в этой области на идею о том, что при социализации детей единственное или преобладающее влияние переходило от родителей к детям.В статье, озаглавленной «Пересмотр направления эффектов в исследованиях социализации», Белл представил конкурирующую идею о том, что дети также сильно влияют на поведение своих родителей. Исследования взаимодействия матери и ребенка и отца и ребенка, отношений со сверстниками и других типов взаимодействия возникли после влиятельных работ Белла.

    Отчасти из-за того, что она зародилась как реакция на социализацию, большая часть интерактивных работ посвящена изучению того, как дети влияют на взрослых.Такие эффекты возникают по-разному. Кажется, что на родителей влияет характер, уровень и темп поведения их детей. Изучая взаимодействия между матерями и их трехмесячными младенцами, Бразелтон, Кословски и Мэйн (1974) отметили, что такие игры лицом к лицу включают в себя возвратно-поступательные поведенческие реакции как матери, так и младенца. Хотя в некотором смысле игры возглавляют матери, младенцы определяют темпы взаимодействия благодаря собственному поведению и скрытым способностям реагировать на информацию. Затем матери соотносят свое поведение с темпами своего младенца (Hodapp & Mueller, 1982).Таким образом, если ребенок становится чрезмерно возбужденным, матери снижают свое поведение или даже полностью прекращают личное общение. В результате взаимного контроля матери и ребенка диады ведут себя синхронно друг с другом.

    Помимо реакции на поведение ребенка, взрослые также реагируют на многие переменные статуса своих детей. Даже после минимального контакта после рождения, например, взрослые по-разному описывают новорожденных мужского и женского пола, просто основываясь на своем восприятии гендерных ролей и поведения (Rubin, Provenzano, & Luria, 1974).По сути, на взрослых влияет не только поведение ребенка как таковое, но и собственное восприятие и реакции взрослых. Как отметил Белл (1979), во взаимодействии родителей и детей участвуют «думающие родители», а также активные, думающие дети.

    Второй взгляд на эффекты ребенка исходит из поведенческой генетики. Скарр (1993) описал три смысла взаимодействия между генами (т. Е. Ребенком) и окружающей средой. В первую очередь, можно представить себе пассивного ребенка и активную среду. В некоторой степени дети (особенно в младшем возрасте) в некоторой степени пассивно воспринимают решения своих родителей поместить их в детский сад, переехать в новый дом или город или познакомить их с новыми товарищами по играм.

    Второй тип взаимодействия ребенка и окружающей среды меняет уравнение на противоположное, на этот раз фокусируясь на активном ребенке и пассивном окружении. Особенно в более позднем детстве можно увидеть, как подростки все чаще выбирают себе друзей, свои интересы и занятия. По мере того, как подростки становятся старше, их решения приобретают все больший вес, пока, став взрослыми, они сами не будут выбирать, с кем, где и как они будут проживать свою жизнь.

    Но именно третье ощущение окружающей среды наиболее интересно с точки зрения косвенного воздействия генетических нарушений.Как показали различные исследования, дети также обнаруживают свое собственное окружение. Возьмем несколько крайних примеров: почему некоторые дети — а не другие — в семье становятся объектами жестокого обращения с детьми? Большинство исследований показывают, что дети, подвергшиеся насилию, с большей вероятностью рождаются преждевременно, имеют инвалидность, такую ​​как умственная отсталость и гиперактивность, или обладают такими характеристиками темперамента, как раздражительность, суетливость и зависимость (см. Pianta, Egeland, & Erickson, 1990, для обзор). Конечно, подавляющее большинство недоношенных, отсталых или трудных детей не подвергаются жестокому обращению.Тем не менее, определенные характеристики ребенка увеличивают вероятность жестокого обращения.

    И наоборот, учитывайте детей в группе риска, потому что они выросли в хаотичных, бедных или нестабильных семьях. В долгосрочном исследовании детей на острове Кауаи, проведенном Вернером (1993), она обнаружила, что многие из этих детей хорошо приспособились к раннему взрослению. Но жизнеспособные взрослые проявляли несколько личностных качеств: даже в раннем детстве эти выносливые дети с большей вероятностью демонстрировали положительную социальную ориентацию, были бдительными и автономными.В начальной школе учителя сообщали, что эти дети хорошо ладили со сверстниками, и, будучи старшеклассниками, эти дети развили позитивную самооценку и внутренний локус контроля.

    Интерактивный подход: определение и объяснение — видео и стенограмма урока

    Мид — Самость

    Джордж Герберт Мид (1863-1931) был американским философом, который первым ввел микроуровневый подход в социологию, исследуя, как наша личность развивается как часть социального опыта.Центральная концепция Мида — это я , измерение личности, состоящее из самосознания и самооценки человека. Ключом к теории «я» Мида является то, что эта часть нашей личности не присутствует при рождении, но развивается с социальным опытом и социальным взаимодействием с другими.

    Мид также утверждал, что люди отличаются от других животных тем, что мы придаем значение действиям других. Мы воображаем, что намерения других людей совпадают с каждым действием, которое они предпринимают. В процессе, который Мид назвал « берет на себя роль другого », мы представляем ситуации с точки зрения других людей.Любое социальное взаимодействие подразумевает то, что мы видим себя такими, какими нас видят другие.

    Гоффман — драматургический анализ

    Эрвинг Гоффман (1922–1982) был социологом канадского происхождения и считается одним из самых влиятельных социологов 20 века. Его самая известная работа — теория драматургического анализа , исследования социального взаимодействия с точки зрения театрального представления. Представление себя , или попытка человека создать определенные впечатления в умах других, является центральным направлением драматургии.

    Гоффман утверждал, что мы меняем нашу работу в зависимости от того, кто является нашей аудиторией. Большинство из нас ведет себя в баре или ресторане иначе, чем в церкви. В течение дня мы ставим разные представления, потому что наша аудитория меняется. Этот процесс управления оттисками начинается с личного выступления. Представления включают платье (костюм), предметы, которые носят с собой (реквизит), тон голоса и жесты (манеры).

    Представьте, что вы идете на свидание вслепую.Вы готовитесь к этому свиданию дома (за кулисами), используя различные реквизиты (например, макияж или лосьон после бритья). Вы выбираете свою одежду (или костюм), а затем представляете себя на свидание у входной двери (парадная сцена). В течение всего вечера вы продолжаете вести себя наилучшим образом и стараетесь произвести хорошее первое впечатление (ваше представление о себе).

    Итоги урока

    Давайте рассмотрим. Символическое взаимодействие или интеракционизм — это раздел социологии, который фокусируется на социальном взаимодействии в конкретных ситуациях.Интеракционисты сосредотачиваются на микро-субъективных аспектах социальной жизни, а не на объективных, макроструктурных аспектах социальных институтов. Ключевыми теоретиками этой точки зрения являются Джордж Герберт Мид и Эрвинг Гоффман. Центральные концепции Мида — это , «я», и «, берущий на себя роль другого ». Гоффман наиболее известен своей теорией драматургического анализа и концепциями представления себя и управления впечатлениями .

    Благодарим девять комментаторов за их вдумчивую реакцию на нашу статью. «Адаптации, Exaptations и Spandrels» (Buss, Haselton, Shackelford, Bleske, & Wakefield, 1998).Несколько полезных предложений предложения по новым направлениям эмпирических исследований (Roney, 1999 , Эта проблема; Шер, 1999 г. , этот выпуск), концептуальные разработки (Хэтчер, 1999, этот выпуск), а также расширенный набор важных ссылок (Jerison, 1999 г., этот выпуск). Рони (1999) комментарий особенно важен, и мы поддерживаем его точку зрения. полная проверка эволюционных психологических гипотез требует документирования «особый дизайн». Кроме того, мы согласны с предложенной Рони интеграцией с когнитивной науки и обратите внимание, что эволюционная психология предпринимает шаги в этом направлении. направление (см. Космид И Туби, 1994).

    Комментаторы поднимают ряд ключевых вопросов, требующих пояснения. Эволюционная психология порождает поразительное количество недоразумений ( Басс, 1999). Это нарушает заветные представления о человеческой природе, такие как убеждения что люди — это чистые листы, на которых культура и социализация пишут свои скрипты. Это угрожает ученым, которые беспокоятся об интеллектуальной территориальной вторжения, и это вызывает опасения по поводу злоупотреблений в пагубных политических целей.Некоторые просто хотят, чтобы это ушло. В роли леди Эшли, Дарвина современница, прокомментировала, когда она впервые услышала о теории эволюции от выбор: «Будем надеяться, что это неправда; но если это правда, будем надеяться, что это не становится широко известным. «Ниже мы рассмотрим вопросы, которые поднимают комментаторы. и тем самым попытаться развеять некоторые из этих опасений.

    Эволюционная психология поистине интеракционистская

    Некоторые комментаторы беспокоятся о «генетическом редукционизме», но нигде в нашем статья (Buss et al., 1998) приводили ли мы доводы в пользу такого редукционизм. Эволюционная психология обеспечивает действительно интеракционистскую основу, как мы изложили в нашей статье. Текущее поведение — это функция развитого механизмы в сочетании с воздействием окружающей среды; без воздействия окружающей среды, явно не было бы никакого поведения. Как мы объясняли в разделе «Адаптации, Exaptations и Spandrels, «психологические механизмы требуют, чтобы ввод на каждом этапе разработки. Более того, существующие механизмы эволюционировали. именно потому, что они взаимодействовали с особенностями среды предков в конкретные пути, которые привели к их распространению, более чем сосуществование альтернативные конструкции.Попытки охарактеризовать эволюционную психологию как «генетический детерминизм» сильно упускает из виду центральные принципы эволюционной психологии.

    Рассмотрим гипотезу о том, что сексуальная ревность — это психологический механизм. которые развились для борьбы с внутрисексуальными угрозами и изменой полов (например, Басс, Ларсен и Вестен, 1996). Механизм срабатывает только тогда, когда человек сталкивается с социальными факторами, такими как интерес к партнеру со стороны соперников или сигналы неверность (Shackelford И Buss, 1997).Предлагаемые конструктивные особенности включают чувствительность к социальный контекст брака, такой как связанные с полом компоненты ценности партнера (Buss & Shackelford, 1997), а также половые различия во взвешивании признаки сексуальной неверности в сравнении с эмоциональной, соответствующие различным адаптационные проблемы, с которыми сталкивались исконно мужчины и женщины (Buss et al., 1999). Это не генетический детерминизм; это точно определенная форма интеракционизм.

    Пластичность, гибкость и адаптивность

    Некоторые комментаторы приводят аргументы в пользу пластичности и адаптивность , и эти слова имеют интуитивный резонанс.Ясно люди учиться, расти, разрабатывать новые модели поведения и приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Четко человеческий мозг может делать то, для чего он не был «предназначен», включая чтение, писать, клевать пишущие машинки и бродить по Интернету. Эволюционный Психология не предлагает , а не жесткий роботизированный набор «инстинктов», которые неизменно проявляются в поведении, и при этом он не предполагает, что существующие психологические механизмы не могут быть адаптированы для нового использования в течение жизни человека.

    Однако, на наш взгляд, такие слова, как пластичность , могут вводить в заблуждение и часто скрывают больше, чем разъясняют. Пластичность означает отсутствие формы, бесформенная масса, из которой можно придать практически все, что угодно, но, конечно, это не точное описание человеческого мозга. Нет больше образование заставит человеческий мозг внезапно развить эхолокацию способности летучих мышей, сложная обонятельная чувствительность собак или способность пауков плести паутину.Не уточняя, какие именно особенности среды, на которую мозг реагирует, и какими предсказуемыми способами он отвечает, призывы к пластичности или приспособляемости составляют теоретические машет рукой.

    Согласно основным принципам эволюционной психологии, человеческое поведение действительно гибкий, но наша интуиция вводит нас в заблуждение относительно источника этого гибкость. Гибкость не достигается, потому что человеческий мозг бесформенен. пластиковая шишка или потому, что мозг является процессором общей информации (Tooby & Космидес, 1992).Гибкость достигается благодаря тщательно продуманному набору специфические развитые механизмы, которыми обладают люди, активируемые в спроектированных последовательностях в различные комбинации из удивительно сложного меню. Гибкость достигнута из-за огромной сложности, точности и количества разработанных психологические механизмы. Обращение к пластичности для объяснения этой точности и сложность скрывает больше, чем проясняет.

    Можно ли делать выводы о прошлом?

    Некоторые утверждают, что мы не можем перемотать ленту истории эволюции человека и поэтому не может делать научных выводов об отдельных событиях прошлого.Но если бы это было правдой, то не могло бы быть никакой науки космологии, никаких исследований звездной эволюции, и никакой геологической теории дрейфа континентов, ни есть какая-нибудь наука эволюционная биология, археология или палеонтология. Если космологи, геологи, археологи, палеонтологи, эволюционисты биологи и психологи-эволюционисты собирают чемоданы и называют это увольнением?

    Многие научные дисциплины требуют выводов о прошлом.Хотя такие выводы явно чреваты концептуальными и эмпирическими выводами. могут быть навязаны законные научные стандарты. Трехступенчатый черный излучение тела, наблюдения за расширением галактик, исследования критических масса, и другие источники данных позволяют делать разумные выводы о событиях окружающих происхождение Вселенной миллиарды лет назад. В эволюционном психологии доступны самые разные источники данных, в том числе археологические записи, данные традиционных культур охотников-собирателей и череп и скелетные находки.

    Возможно, даже более важно то, что современный дизайн усовершенствованных механизмов открывает окно в прошлое (Tooby & Космидес, 1992). Что люди склонны бояться змей, пауков, высоты, темноты и незнакомцев больше, чем страх перед машинами или электрическими розетками раскрывает кое-что важное о «враждебных силах природы» наших предков. столкнулся. Конструктивные особенности сексуальной ревности, если взять другой пример, предоставить окна для просмотра вероятных угроз неверности и дезертирства, с которыми сталкиваются человеческие предки изо всех сил пытались удержать партнера надолго.Текущий дизайн механизм обеспечивает многообещающую рабочую гипотезу о пригодности особенности нашей прошлой эволюционной среды.

    Эволюция и этика

    Некоторые опасаются, что признание науки эволюционной психологии отвратительные этические последствия, такие как освобождение от личной ответственности. Если можно убедительно продемонстрировать, что у мужчин развилось стремление к сексуальным отношениям, разнообразие, будет ли это поводом для неверности мужчин? Возможно, некоторые мужчины будет утверждать: «Я не мог не играть; моя развитая психология заставила меня делать это! «

    Эволюционная психология — это наука, которая описывает и объясняет; Это не прописать.Было бы ошибкой утверждать, что если что-то существует, оно должно существовать. Люди пытаются устранить многие вещи, которые считаются естественными, в том числе: некоторые паразиты и болезни. Многие законы созданы специально для сдерживания людей от того, что они естественно были бы склонны делать, если бы не было таких законов.

    Те, кто возражают против эволюционной психологии из-за боязни пагубного этические последствия часто приводят к еще одному заблуждению, которое объединяет то, что они хотят существовать с тем, что существует (Buss, 1994 ).Некоторые не хотят, чтобы это было правдой, что полы различаются по своей эволюции. сексуальной психологии, например, и это заставляет некоторых отвергать теории и доказательства, которые предполагают, что они это делают. Ясно, что совершить это заблуждение — это дорога до мракобесия. Наука эволюционная психология призвана объяснять и понять человеческую природу. Если это грозит открыть какие-то неприятные истины о человеческой природе, действительно ли нам лучше с шорами?

    Вывод

    Эволюция путем отбора остается единственной жизнеспособной научной теорией, которая может объяснить происхождение и сложный функциональный замысел человеческой натуры.Из этого перспектива, вопрос не «эволюционный или не эволюционный», а скорее, «Каков дизайн человеческой природы, созданный эволюцией путем отбора?» Мы может пойти по пути леди Эшли и надеяться, что он не станет широко известен. Мы может попытаться подавить его открытия. Или мы можем признать тот факт, что люди эволюционировали, подверглись принципам эволюции путем отбора и имеют отличительную человеческую природу. Цель эволюционной психологии — использовать все концептуальные и эмпирические инструменты, которые у нас теперь есть, для выяснения откуда мы пришли, селективные силы, сформировавшие нас, и механизмы разума, которые определяют, кто мы.

    Ссылки


    Чтение: Символическая интеракционистская теория | Социология

    Символический интеракционизм — это теория на микроуровне, которая фокусируется на отношениях между людьми в обществе. Коммуникация — обмен смыслами с помощью языка и символов — считается способом, с помощью которого люди осмысливают свой социальный мир. Теоретики Герман и Рейнольдс (1994) отмечают, что с этой точки зрения люди принимают активное участие в формировании социального мира, а не просто подвергаются действию.

    Джордж Герберт Мид (1863–1931) считается основателем символического интеракционизма, хотя он никогда не публиковал свои работы по этому поводу (LaRossa and Reitzes 1993). Ученик Мида, Герберт Блумер, ввел термин «символический интеракционизм» и обозначил следующие основные предпосылки: люди взаимодействуют с вещами на основе значений, приписываемых этим вещам; приписываемое значение вещей происходит из нашего взаимодействия с другими людьми и обществом; значения вещей интерпретируются человеком, когда он имеет дело с вещами в конкретных обстоятельствах (Blumer 1969).Например, если вы любите книги, специалист по символическому взаимодействию может предположить, что вы узнали, что книги хороши или важны в вашем общении с семьей, друзьями, школой или церковью; возможно, у вашей семьи было особое время для чтения каждую неделю, получение читательского билета считалось особым событием или сказки на ночь ассоциировались с теплом и комфортом.

    Социологи, применяющие символически-интеракционистское мышление, ищут модели взаимодействия между людьми. Их исследования часто включают наблюдение за общением один на один.Например, в то время как теоретик конфликта, изучающий политический протест, может сосредоточиться на классовых различиях, символического интеракциониста будет больше интересовать, как взаимодействуют люди в протестующей группе, а также знаки и символы, которые протестующие используют для передачи своего сообщения. Акцент на важности символов в построении общества побудил таких социологов, как Эрвинг Гоффман (1922–1982), разработать метод, получивший название драматургический анализ . Гоффман использовал театр как аналогию социального взаимодействия и признал, что взаимодействия людей отражают шаблоны культурных «сценариев».«Поскольку может быть неясно, какую роль человек может играть в данной ситуации, он или она должны импровизировать свою роль по мере развития ситуации (Goffman 1958).

    Исследования, использующие символическую интеракционистскую перспективу, с большей вероятностью будут использовать качественные методы исследования, такие как глубинные интервью или включенное наблюдение, потому что они стремятся понять символические миры, в которых живут испытуемые.

    Конструктивизм — это расширение теории символического взаимодействия, которая предполагает, что реальность — это то, чем ее когнитивно конструируют люди.Мы разрабатываем социальные конструкции, основанные на взаимодействии с другими людьми, и те конструкции, которые сохраняются в течение долгого времени, имеют значения, которые широко согласованы или общеприняты большинством в обществе. Этот подход часто используется для понимания того, что в обществе считается девиантным. Абсолютного определения девиации не существует, и разные общества придумали разные значения для девиантности, а также связали различное поведение с девиантностью. Одна ситуация, которая иллюстрирует это, — это то, что, по вашему мнению, вы должны делать, если найдете кошелек на улице.В Соединенных Штатах передача бумажника местным властям будет считаться надлежащим действием, а сохранение бумажника — отклонением от нормы. Напротив, многие восточные общества сочли бы более подходящим оставить кошелек и самому искать владельца; Передача его кому-то другому, даже властям, будет считаться девиантным поведением.

    Верни его домой

    Основные принципы символического интеракционизма объясняются в следующем видео.

    Щелкните изображение, чтобы открыть видео в новой вкладке.

    Критика

    Исследования, проведенные с этой точки зрения, часто подвергаются тщательной проверке из-за сложности сохранения объективности. Другие критикуют чрезвычайно узкую направленность символического взаимодействия. Сторонники, конечно, считают это одной из самых сильных сторон.

    Фермерство и местные корма: как социологические перспективы могут отражать потребление продуктов питания

    Потребление еды — обычное, повседневное явление, но оно также может быть связано с важными моментами в нашей жизни.Еда может быть индивидуальной или групповой, а привычки и обычаи в еде находятся под влиянием наших культур. В контексте общества продовольственная система нашей страны находится в центре многочисленных социальных движений, политических проблем и экономических дискуссий. Любой из этих факторов может стать предметом социологического исследования.

    Структурно-функциональный подход к теме потребления продуктов питания может быть интересен ролью сельскохозяйственной отрасли в национальной экономике и тем, как она изменилась с первых дней ручного земледелия до современного механизированного производства.Другое исследование могло бы изучить различные функции, которые выполняются в производстве продуктов питания: от земледелия и сбора урожая до яркой упаковки и массового потребления.

    A Теоретик конфликта может быть заинтересован в различиях сил, присутствующих в регулировании пищевых продуктов, исследуя, где право людей на информацию пересекается с стремлением корпораций к прибыли и как правительство опосредует эти интересы. Или теоретика конфликта может заинтересовать сила и бессилие, которые испытывают местные фермеры по сравнению с крупными сельскохозяйственными конгломератами, такими как документальный фильм Food Inc.№ изображен как результат патентования Monsanto технологии семян. Еще одна тема исследования может заключаться в том, как питание различается между разными социальными классами.

    Социолог, рассматривающий потребление пищи через призму символического интеракционизма , будет больше интересоваться темами на микроуровне, такими как символическое использование еды в религиозных ритуалах или роль, которую она играет в социальном взаимодействии за семейным ужином. С этой точки зрения можно также изучить взаимодействия между членами группы, которые идентифицируют себя на основании того, что они придерживаются определенной диеты, например, вегетарианцы (люди, которые не едят мясо) или locavores (люди, которые стремятся есть продукты местного производства).

    Социологическая теория сегодня

    Эти три подхода по-прежнему являются основной основой современной социологической теории, но в них наблюдается определенная эволюция. Структурно-функционализм был доминирующей силой после Второй мировой войны и до 1960-х и 1970-х годов. В то время социологи начали чувствовать, что структурно-функционализм недостаточно объясняет быстрые социальные изменения, происходившие в Соединенных Штатах в то время.

    Затем теория конфликта приобрела известность, поскольку вновь стал акцент на институционализированном социальном неравенстве.Критическая теория и отдельные аспекты феминистской теории и критической теории расы были сосредоточены на создании социальных изменений посредством применения социологических принципов, и в этой области возобновился акцент на оказании помощи обычным людям в понимании принципов социологии в форме публичной социологии.

    Социальная теория постмодерна пытается взглянуть на общество через совершенно новую призму, отвергая предыдущие попытки объяснить социальные явления на макроуровне. Постмодернистская социальная теория, получившая признание в конце 1970-х — начале 1980-х годов, представляет собой подход на микроуровне, который рассматривает небольшие, локальные группы и индивидуальную реальность.Его рост популярности совпадает с конструктивистскими аспектами символического интеракционизма.

    Основные выводы

    Еще раз просмотрите основные социологические теории (за исключением социального конструкционизма) в следующем видео.

    Практика

    1. Символический интеракционист может сравнить социальные взаимодействия с:

    1. поведения
    2. конфликтов
    3. человеческих органов
    4. театральных ролей
    2. Какой метод исследования, скорее всего, использовал бы символический интеракционист?
    1. Опросы
    2. Участниковое наблюдение
    3. Количественный анализ данных
    4. Ничего из вышеперечисленного
    .