Интеракция это в психологии: Интеракция — Психологос

Интеракция в психологии: что это простыми словами

Общение включает в себя три основные составляющие – коммуникацию, перцепцию и интеракцию. Отдельного внимания заслуживает анализ последнего феномена с позиции психологии и социологии.

Что такое интеракция?

Интеракция — это процесс взаимодействия отдельных субъектов между собой, протекающий в виде непрерывного диалога, в ходе которого прослеживается психологическое или социальное воздействие одного человека на другого.

В содержании интеракции представлены те компоненты общения, которые характеризуются наличием тесной связи с взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности, направленной на достижение поставленных целей.

В рамках общения его участники могут совершать множество действий, среди которых можно выделить:

  • обмен информацией, опытом;
  • организация обмена действиями;
  • планирование общей работы;
  • разработка и внедрение форм и норм совместных действий.

В общем виде интеракция рассматривается как частный случай общения, в ходе которого осуществляется не только принятие информации, но и взаимно обусловленное влияние двух субъектов друг на друга и на окружающую действительность.

Структура интеракции

Сущность интеракции как процесса взаимодействия субъектов заключается в том, что в ходе общей деятельности возникает контакт, который имеет следующие характерные признаки:

  • индивидуальные особенности человека;
  • специфику отдельной социальной ситуации;
  • преобладающие поведенческие установки;
  • цели участников;
  • возникающие противоречия.

Интеракция в общении как компонент социальной психологии характеризуется проявлением следующих особенностей:

  • возможность обмена накопленным опытом и знаниями;
  • достижение компромисса в общих вопросах;
  • обозначение одобренной стратегии или поведенческих установок;
  • возникновение интроспекции (т. е. самонаблюдения) или возможность примерить на себя роль другого человека;

В условиях неэффективного общения интеракция с высокой долей вероятности приводит к конфликту или конкуренции.

Практическая реализация интеракции

Анализирую общение людей с позиции интеракции, можно обозначить три процесса:

  • возникновение интеракции в общей деятельности, направленной на достижение общих задач и целей;
  • влияние одного участника на другого посредством использования совокупности психологических или социальных приемов;
  • взаимовлияние сторон.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что интеракция – это набор реакций участников общения друга на друга. Проще говоря, речь идет об умении примерить на себя роль другого человека. Сущность разделения интеракции на отдельные виды заключается в строго обозначенном разграничении людей на основе принципа воздействия и результативности.

Совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей может быть эффективной или неэффективной. Под

эффективной деятельностью принято понимать значимость партнера в рамках продуктивного обмена опытом и информацией. В рамках неэффективной деятельности каждый человек не проявляет желания понять другого и выдвигает на первый план свои желания, а результатом такого взаимодействия может являться конфликт.

Для реализации социальной интеракции обязательным условием является наличие сигналов, обеспечивающих возможность налаживания межличностного контакта. Сюда можно отнести вербальные средства в виде речевой интеракции и невербальные средства, выражающиеся в мимике и жестах.

Психологическая совместимость как фактор интеракции

Психологическая совместимость – это оптимальное сочетание индивидуальных особенностей людей, и как следствие — высокие показатели эффективности интеракции. Несовместимость возникает в том случае, когда люди лишаются возможности для позитивного взаимодействия между собой — в таких условиях любой контакт с высокой долей вероятности может окончиться конфликтом.

Взаимодействие может быть налажено между людьми, у которых есть общие интересы, что обуславливает оптимальное сочетание взаимных особенностей. Большое влияние оказывает актуальный эмоциональный уровень и специфика совместной деятельности.

На уровни совместимости оказывают влияние множество факторов, также могут по-разному проявляться. С точки зрения психологии принято выделять следующие виды:

  • физиологический уровень, связанный с врожденными особенностями индивида, к ним можно отнести пол, возраст, конституцию тела;
  • психологический уровень. В данном случае речь идет о темпераменте, особенностях характера, уровне интеллекта и способностях;
  • социально-психологический уровень. Сюда принято относить интересы, ценностные ориентации, мировоззрение, приверженность к определенной вере.

Стратегии интеракции

Исследователи выделяют 5 основных стратегий, складывающихся в рамках интеракции:

  • Сотрудничество – характеризуется наличием заинтересованности сторон в осуществлении совместных действий. Проявляется в согласованных усилиях, направленных на достижение общей цели. Участники имеют общие интересы и проявляют симпатию друг к другу;
  • Соперничество – характеризуется наличием общей цели, при этом достичь ее может только один из участников интеракции. Другие участники воспринимаются как препятствие, их нейтрализация является обязательным условием;
  • Компромисс – самый сложный с точки зрения практической реализации вид интеракции, базирующийся на необходимости взаимных уступок. Даже с учетом этого, данный вид интеракции активно используется в социуме — это обусловлено наличием человеческого разнообразия и большого количества разнообразных социальных групп. В таких условиях полное совпадение интересов является редким явлением;
  • Приспособление. В данном случае речь идет о стратегии, в рамках которой человек или группа жертвует своими интересами, подчиняясь партнеру, превосходящему их по силе. Может проявляться осознанно и неосознанно;
  • Избегание. В рамках этого вида интеракции человек пытается всеми способами избежать контактов с другими людьми, избавиться от ответственности и не принимать решений.

Первые три стратегии принято относить к категории результативных, так как они решают проблему. Оставшиеся стратегии считаются неэффективными, потому что приводят к обострению ситуации.

Значение интеракции

Интеракция оказывает большое влияние на эффективность социальных отношений. Социальная группа выступает в качестве основы для успешного выживания и нормальной жизни для каждого человека. Она удовлетворяет потребности людей и является инструментом для организации осуществления совместной деятельности. Группа защищает своих участников, позволяет решать актуальные задачи, особенно те, которые не могут быть решены в одиночку. Роль интеракции заключается в том, что на ее основе осуществляется процесс формирования группы.

Воздействие интеракции проявляется сразу после рождения человека. Только вступая во взаимодействие с другими людьми, ребенок может научиться говорить, передвигаться на двух ногах, придерживаться правил гигиены.

По мере своего взросления человек разделяет нормы и стереотипы поведения, которые ретранслируются обществом. Общество оказывает влияние на поступки человека — это обусловлено тем, что человек сочетает в себе единство как индивидуальных факторов, так и социальных.

Заключение

На протяжении всей своей жизни человек встречается с разными людьми и попадает в разные ситуации, в каждой из которых он реализует различные стратегии взаимодействия. Их выбор зависит от множества факторов. Следствием такого взаимодействия является большое разнообразие процессов интеракции — они отражают уникальность человека, дают ему возможность проявляться как личности.

2.8.2. Интеракция –

взаимодействие посредством организации совместных действий.

В интерактивном аспекте изучения общения обращается внимание на механизмы организации совместной деятельности: благодаря чему, каким действиям возникает взаимодействие, а значит и общение. «Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности» (Г.

М. Андреева. Социальная психология. М. 1980, с.116).

Существуют две традиции изучения интеракции в социальной психологии: бихевиоризм и символический интеракционизм.

В бихевиористской традиции взаимодействие рассматривается формально — как сумма реакций на взаимные стимулы – без учёта содержания стимулов и реакций. В этой традиции под действиями понимаются прагматические и рациональные действия, действия, направленные на достижение полезных и продуманных целей. Общение в этой традиции выглядит как обмен личностными ресурсами и возможностями: взаимовыгодный (кооперация) или ассиметричный (конкуренция). Логика (мотив) общения – это логика выгоды. «Люди, которые многое дают другим, стараются получить многое и от них, и люди, которые получают многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направленное на то, чтобы они могли получить многое от мервых. Такой процесс оказания влияния имеют тенденцию к обеспечению равновесия или баланса между обменами.

То, что отдаёт человек, учавствующий в обмене, может быть для него стоимостью, так же как то, что он получает, может быть для него вознаграждением…» (Дж. Хоманс. Социальное поведение как обмен. \\ Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. 1984, с.90).

Изучение общения в формально-эксперементальном плане породило множество методик построения матриц анализа ситуаций выбора вариантов поведения. Наиболее известная из них – «Дилемма узника»:

1 узник 2 узник

Не сознаваться

Сознаваться

Не сознаваться

+ 1

+ 1

+ 2

— 2

Сознаваться

— 2

+ 2

— 1

— 1

В традиции символического интеракционизма под действиями понимаются ценностно-смысловые действия. Общение опосредовано знаками и символами, посредством которых люди описывают и интерпретируют ситуации, которые не однозначны. В зависимости от определения ситуации люди и выстраивают систему взаимных действий, направленных на достижение общих целей. Общение выглядит как символический обмен, как процесс создания общего ценностно-смыслового (символического) пространства. «Термин символическая интеракция относится к совершенно определённому, особому виду интеракции, которая осуществляется людьми. Особенность этой интеракции заключается в том, что люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям.

Таким образом, интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или придания значения действием другого» (Г.Блумер. Общество как символическая интеракция. \\ Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. 1984, с.173).

Понимание общения как взаимодействия, опосредованного символами, как символического обмена основано на 3 постулатах:

  • Люди, осмысляя ситуации, обмениваются интерпретациями этих ситуаций, создают общее понимание ситуаций, которое закрепляется в знаковой, символической форме.

  • Социальные ситуации, в которых находятся люди, наделяются символическим значением, которое «просвечивается» в виде различных знаков.

  • Попадая в ситуацию, люди пытаются распознать (понять) её по её знакам и символам: словам и действиям людей, предметной и знаковой символике.

С имволическая интеракция – это взаимодействие, опосредованное символами. Схематично это можно выразить так:

л ичность -1 символы личность –2

«Сама рефлексия личности подчиняется этому миру символов: и другие оценивают личность тоже черех призму принятых в данной группе символов. Человек предстаёт как существо, обитающее в мире символов, включённое в знаковые ситуации» (Г.М. Андреева. Социальная психология, с.131). «Отсюда естественен переход к анализу группы, в которой совершается эта совместная (символичнская) деятельность» (Г.М. Андреева. Социальная психология, с.133).

Эмпирическое исследование интеракции, её различных видов и вариантов, привело к появлению социальной психологии групп. Её предметом является структура отношений (модель взаимодействия) в малых, контактных, социально-психологических группах.

М. Аргайл (Оксфорд) выделял следующие устойчивые структуры отношений:

Л.И. Уманский предлагал выделять 3 формы организации совместной деятельности, или 3 модели:

  • Совместно-индивидуальная: каждый участник делает свою часть общей работы независимо друг от друга — система распределения обязанностей.

  • Совместно-последовательная: общая задача выполняется последовательно каждым участником — конвейер.

  • Совместно-взаимодействующая: одновременное взаимодействия каждого участника со всеми остальными – рефлексивная интеракция.

М.С. Каган выделял виды интеракции в зависимости от цели:

Существуют и другие модели интеракции. Теоретически можно выделять довольно много видов интеракции, например, интернет-кафе или «боление» на стадионе. Как пишет Битянова «Есть ощущение, что на сегодняшний день идея значительно богаче своего конкретного воплощения. А идея состоит в том, что партнёр по общению является, несомненно, фигурой в нашем сознании, но фигура существует только на фоне, она раскрывается нам через свой фон. Так и партнёр раскрывается нам через ситуацию, в которой происходит общение, точнее, через нашу субъективную её интерпретацию» (Битянова. Социальная психология, с.178).

Здесь мы выходим на проблемы интерпретации и осмысления социальной реальности, разрабатываемые феноменологией.

Психология социального взаимодействия

Влияние социального взаимодействия и общества на психику и теория индивидуальных различий представляют собой противоположные и дополняющие друг друга школы мысли, которые, можно утверждать, восходят к Аристотелю и Платону. Психология личности, такая как изучение индивидуальных различий, фокусируется на внутриличностных факторах (например, личностных чертах), тогда как социальная психология, такая как изучение социального взаимодействия, фокусируется на межличностных факторах (например, социальных сетях).

Каково определение социального взаимодействия?

Согласно определению психологического словаря Американской психологической ассоциации, социальное взаимодействие — это «любой процесс, включающий взаимную стимуляцию или реакцию между двумя или более людьми». Это может происходить через семейные отношения, например, между родителем и ребенком; личные отношения между друзьями; или рабочие отношения между коллегами. Такие виды взаимодействия между двумя людьми называются диадами. Если взаимодействие происходит между тремя людьми, оно называется триадой. Социальные группы состоят из любого количества людей, превышающего три.

Социальное взаимодействие в рамках взаимных отношений охватывает развитие сотрудничества или конкуренции, влияние статуса и социальной роли, а также динамику группового поведения, лидерство и соответствие. Благодаря этим примерам человеческого взаимодействия создается социальная структура.

Какие пять типов социального взаимодействия?

Существует много видов социального поведения, но обычно они группируются в пять типов социальных взаимодействий:

  • Обмен
  • Конкурс
  • Сотрудничество
  • Размещение
  • Конфликт

Все это способы нашего взаимодействия в социальном контексте. Нашими социальными группами могут быть, например, семьи, друзья, команды, школы, компании, политические партии или страны. Очевидно, что обмен, сотрудничество, приспособление и здоровая конкуренция предпочтительнее. Однако конфликт может легко возникнуть в социальной среде. Вдобавок к этому, кажущиеся положительными взаимодействия, такие как сотрудничество, могут иметь негативные коннотации в зависимости от социального контекста. В известном эксперименте, проведенном Стэнли Милграмом, сотрудничество превратилось в послушание с неприятными последствиями.

Эксперимент Милгрэма

Известный эксперимент, сыгравший важную роль в понимании социального влияния, был проведен в 1961 году Стэнли Милгрэмом, психологом из Йельского университета. Целью эксперимента было показать влияние общества на подчинение авторитету. В ходе эксперимента группа мужчин в возрасте от 20 до 50 лет получила указание от авторитетного лица применить электрошок к другому участнику, которого называли «учеником». Без ведома участвовавшей группы мужчин шоки были ненастоящими, а ученик был актером. Авторитетная фигура, «экспериментатор», попросила участников выполнить серию тестов на пары слов, на которые учащийся должен был ответить правильно. Если бы он ответил на них неправильно, участнику пришлось бы применить удар током. Им сказали, что с каждым неправильным ответом разряды возрастали на 15 вольт, достигая силы в 450 вольт, что было бы фатальным, если бы это было на самом деле.

Поскольку напряжение тока, казалось бы, увеличивалось, ученик кричал в знак протеста, и если количество неправильных ответов достигало уровня напряжения, который был бы смертельным, ученик замолкал. Участников поместили в отдельную комнату к ученику, чтобы они не могли видеть актера или предполагаемую боль, которую они причиняли. Если участник в любой момент просил прекратить эксперимент, ему последовательно давали следующие ответы от экспериментатора:

  • Пожалуйста, продолжайте/продолжайте
  • Эксперимент требует продолжения
  • Крайне важно, чтобы вы продолжали
  • У вас нет другого выбора; вы должны идти на

Если участник все еще хотел остановиться после того, как были даны все четыре ответа, эксперимент прекращался. В противном случае эксперимент прекращался только после того, как участник трижды подряд подвергал ученика максимальному разряду в 450 вольт.

Прежде чем приступить к эксперименту, Милграм опросил нескольких студентов Йельского университета о том, каким, по их мнению, должен быть результат. Они думали, что таким приказам будет подчиняться лишь небольшой процент группы — от 0 до 3 из гипотетических 100 участников. Он также спросил группу из сорока психиатров, каковы их прогнозы. Все пришли к единому мнению, что «только немногим более одной десятой процента испытуемых применили бы самый сильный шок на доске».

Результаты были такими же шокирующими, как и очевидное наказание: 65% участников (26 из 40) дошли до того, что применили последний разряд в 450 вольт. Все участники давали ученикам разряды до 300 вольт, что теоретически могло вызвать фибрилляцию желудочков. Милгрэм заметил, что все участники испытывали физический и психический дискомфорт при выполнении усиливающегося наказания, а некоторые даже впадали в приступы нервного смеха.

Первоначально эксперимент был поставлен потому, что Милгрэм хотел попытаться объяснить психологию геноцида. Он задавался вопросом, в каких социальных ситуациях люди будут утверждать, что они «просто выполняли приказы», ​​как утверждали многие нацисты в то время на судебных процессах по военным преступлениям. Томас Бласс, почетный профессор психологии Мэрилендского университета, провел метаанализ результатов повторных раундов эксперимента. В этих повторениях, хотя процент участников, которые нанесли потенциально смертельный разряд более высокого напряжения, варьировался от 28% до 91%, средний процент для исследований в США составлял 61% и 66% для исследований за пределами США в то время.

Последствия этого знаменитого эксперимента для нашего понимания человеческого поведения были и остаются впечатляющими. Социальные группы склонны к конформизму, и хотя мы можем думать, что будем вести себя по-разному в определенных социальных ситуациях, наши решения в данный момент не всегда коррелируют с тем, что мы предсказываем.

Эксперимент также поднял вопросы о том, этично ли подвергать участников такому давлению, полагая, что они влияют на чье-то физическое здоровье. Несмотря на то, что Милгрэм получил их согласие, он по-прежнему был обязан обеспечить их благополучие, как утверждала Дайана Баумринд через три года после эксперимента в статье для американского психолога. Было замечено, что многие участники потеют, дрожат, стонут, впиваются пальцами в кожу и кусают губы, продолжая эксперимент. За экспериментом последовал полный пересмотр этических стандартов психологических исследований.

Никогда не было лучшего времени для изучения социального взаимодействия

Понимание поведения людей в повседневной жизни и их отношения к социальным нормам — увлекательная область исследования. Мы живем в особенно поляризованное время, когда вокруг нас разыгрываются так называемые «культурные войны». Во многом это было вызвано социальными сетями и распространением фейковых новостей, а также допросом авторитетных фигур, таких как ученые.

Что вызывает недоверие людей к ранее принятым знаниям? Как создание групп и «групповое мышление» влияет на поведение людей? Какое влияние это оказывает на социальную структуру?

100% онлайн-степень магистра психологии Университета Вулверхэмптона может помочь вам изучить эти интригующие вопросы и многое другое. Узнайте, как вы можете начать обучение на неполный рабочий день и повысить свою квалификацию с помощью магистра психологии сегодня.

Социальное взаимодействие | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур


Социальное взаимодействие — это динамичная изменяющаяся последовательность социальных действий между людьми (или группами), которые изменяют свои действия и реакции в результате действий своего партнера (партнеров) по взаимодействию. Другими словами, это события, в которых люди придают значение ситуации, интерпретируют то, что имеют в виду другие, и реагируют соответствующим образом.

В социальных науках социальное отношение , отраженное в социальном взаимодействии , относится к отношениям между двумя (т. е. диадой), тремя (т. е. триадой) или более индивидами (например, социальной группой). Социальные отношения, производные от индивидуальной деятельности, составляют основу социальной структуры.

Социальные взаимодействия можно разделить на:

  • случайный (также известный как социальный контакт) — незапланированный и, вероятно, не повторяющийся. Например, спросить у незнакомца дорогу или у продавца о наличии товара.
  • повторяется — не запланировано, время от времени должно происходить. Например, время от времени случайно встречая соседа во время прогулки по своей улице;
  • обычный — не запланированный, но очень распространенный, может вызвать вопросы при пропуске. Каждый рабочий день встречаться с швейцаром или охранником на рабочем месте, каждый день обедать в одном и том же ресторане и т. д.
  • регламентировано — запланировано и регламентировано таможней или законом, при пропуске обязательно вызовет вопросы. Взаимодействие на рабочем месте (приход на работу, собрания персонала и т. д.), в семье и т. д.

В социологической иерархии социальное взаимодействие является более продвинутым, чем поведение, действие, социальное поведение, социальное действие и социальный контакт, и, в свою очередь, за ним следует более продвинутая концепция социальных отношений. Другими словами, социальные взаимодействия, состоящие из социальных действий, составляют основу социальных отношений.


Итак, формы социальных отношений и взаимодействия в [[[социальной психологии]], социологии и антропологии можно описать следующим образом: первое и самое основное — это звероподобное поведение, т. е. различные физические движения тела. Затем идут действия — движения со смыслом и целью. Кроме того, есть социальное поведение или социальные действия, направленные (прямо или косвенно) на других людей и требующие ответа от другого агента. Далее идут социальные контакты, пара социальных действий, формирующих начало социальных взаимодействий. Социальные взаимодействия, в свою очередь, составляют основу социальных отношений. Это представлено графически ниже:

Эти подразделения показаны в таблице ниже:

Физическое движение Значение Направлено на других Ждать ответа Уникальное/редкое взаимодействие Взаимодействия Случайное, незапланированное, но повторное взаимодействие Обычный Взаимодействия, описанные законом, обычаем или традицией Схема социальных взаимодействий
Поведение Да
Действие Да Да
Социальное поведение Да Да Да
Социальные действия Да Да Да Да
Социальный контакт Да Да Да Да Да
Социальное взаимодействие Да Да Да Да Да Да
Повторное взаимодействие Да Да Да Да Да Да Да
Регулярное взаимодействие Да Да Да Да Да Да Да Да
Регулируемое взаимодействие Да Да Да Да Да Да Да Да Да
Социальные отношения Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да

== Формы социального взаимодействия, представляющие интерес для психологов, включают:

  • Агрессивное поведение
  • Запугивание
  • Разрешение конфликта
  • Поощрение
  • Прощение
  • Физический контакт
  • Ненасилие
  • Виктимизация
Основная статья: Аспекты социального взаимодействия, связанные с развитием

Содержание

  • 1 См. также
  • 2 Ссылки и библиография
  • 3 Ключевые тексты
    • 3.1 Книги
    • 3.2 Документы
  • 4 Дополнительный материал
    • 4.1 Книги
    • 4.2 Документы
  • 5 Внешние ссылки

См. также

  • Формы деятельности и межличностные отношения
  • Межличностное взаимодействие
  • Взаимодействие#Социология
  • Межличностное влечение
  • Мир
  • Психодинамика
  • Самоконтроль (личность)
  • Социальная тревожность
  • Социальное познание
  • Социальные сети
  • Анализ социальных сетей
  • Сети социальной поддержки
  • Символический интеракционизм

Ссылки и библиография

Ключевые тексты

Книги

  • Барон, Р.А. и Бирн, Д. (1984) Социальная психология: понимание человеческого взаимодействия, 4-е изд., Бостон, Массачусетс: Allyn & Bacon.
  • Гахаган, Дж.