История клинической психологии: История возникновения клинической психологии | Студент-Сервис

История возникновения клинической психологии | Студент-Сервис

Взаимопроникновение медицины и психологии основывается на соотношении в жизни человека биологических и социальных факторов, на связи телесных функций с психическими. Уже у Гиппократа
(460–377 гг. до н. э.) мы можем встретить указание на роль адаптационных возможностей организма и на важность межличностных отношений, складывающихся между врачом и больным. Именно этому врачу-
философу античности принадлежит известное высказывание о том, что медику гораздо важнее знать, какой человек страдает болезнью, чем знать, какая болезнь имеется у человека. Но от понимания необходимости
глубокого изучения психологических аспектов клинических феноменов до возникновения особой отрасли науки — клинической психологии — прошло немало времени.

Сам термин «клиническая психология» появился в 1896 году, когда американский психолог Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer), обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта, по возвращении из Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США. Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в котором обследовались и проходили курс коррекции дети с плохой успеваемостью и другими проблемами в обучении. Примечательно то, что термин «клиническая» по отношению к деятельности своего психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в узком смысле: он подразумевал под ним особый метод индивидуальной работы
с проблемными детьми, в котором главенствующую роль играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов. Уникальной особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по отношению к любым людям — взрослым или детям, — которые отклоняются в какую-либо сторону от средних показателей психического развития, т. е. не вписываются в стандартные рамки образовательных и воспитательных
программ.

Таким образом, клиническая психология по Л. Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции, ориентированную на индивидуальные, нестандартные проявления психики ребенка и связанные с ними отклонения в поведении. В этом виде она и начала интенсивно развиваться в США, постепенно распространяясь из сферы школьного образования в область правосудия (психологические клиники стали появляться при судах, рассматривавших дела с участием несовершеннолетних) и здравоохранения (работа с умственно отсталыми детьми).

С точки зрения Л. Уитмера, коррекция нарушений в поведении детей, имеющих отклонения от среднестатистических показателей психического развития, должна была заключаться в создании для них адекватной социальной среды обитания в школе и дома. Клиническая психология, созданная Л. Уитмером, по сути стала обширной прикладной отраслью психологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения для решения каких- нибудь частных задач: педагогических, медицинских, военных, производственных и т. д. После второй мировой войны (1939–1945) это направление стало называться «консультативной (прикладной) психологией», а клиническими психологами в США стали считать только тех, кто работал в области охраны психического здоровья. При этом новые клинические психологи сразу были поставлены перед требованием четкого разделения своих функций с психиатрами, поскольку теперь их сферы научных и прикладных интересов стали совпадать. Клинические психологи США, в отличие от врачей-психиатров, решили определить себя в качестве ученых-практиков, выполняющих на материале клинических случаев свои научные общепсихологические работы.

На европейском континенте, в том числе — в России, термин «Клиническая психология» не имел хождения вплоть до середины XX века. Впервые это словосочетание появилось в Европе в 1946 г. в названии книги немецкого психолога В. Гельпаха (W. Hellpach), в которой он рассматривал изменения психики и поведения у больных соматическими заболеваниями. Соответственно, под клинической психологией В. Гельпах понимал только психологию соматических больных. Этот термин логично дополнял уже существовавшие в европейской науке понятия «медицинская психология», «патологическая психология» («патопсихология») и «психопатология», поскольку каждое из них отражало психологические аспекты того или иного вида клинической практики. Так, под психопатологией понималась вспомогательная психиатрическая дисциплина, задачей которой было экспериментальное изучение нарушений психических процессов у душевнобольных.

Под влиянием работ немецкого психиатра-теоретика К. Ясперса в начале XX в. психопатология развилась в самостоятельную научную дисциплину, изучающую сложные психологические взаимоотношения в личности душевнобольных, которые этот ученый рассматривал в качестве «внутренней причины» психических болезней. Эта внутренняя причина, вступая во взаимодействие с «истинной внешней причинностью» (биологическими факторами), определяла, с точки зрения К. Ясперса, уникальность картины психического расстройства у конкретного душевнобольного, изучение которой позволяло психиатру поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение. Наряду с психопатологией в рамках общей психологии в начале XX в. возникает специфическая прикладная область знания — патологическая психология. В ее задачу входило изучение «ненормальных» проявлений психической сферы с целью лучшего познания психологии «нормальных» людей. Расстройства психики, наблюдаемые у душевнобольных пациентов, рассматривались в патопсихологии как природный эксперимент, позволяющий более ясно понять значение и место соответствующих феноменов психической жизни вообще, увидеть новые
проблемные области психологического знания и проверить истинность тех или иных психологических теорий.

Применение врачами психологических концепций для решения разных лечебных и исследовательских задач, возникающих в клинике, нашло отражение в понятии «медицинская психология». В одноименных работах европейских психиатров Э. Кречмера и П. Жане термин «медицинская» по отношению к психологии использовался в основном значении латинского прилагательного medicalis — исцеляющая, приносящая здоровье, имеющая целительную силу. В этом смысле под медицинской психологией понималась или психотерапевтическая практика, или биологическая интерпретация психологических концепций личности, целью которой была адаптация психологических теорий к органической парадигме, в которой работали врачи-психиатры, что, по мнению Э. Кречмера, должно было расширить кругозор врача и повысить эффективность проводимых лечебно-диагностических мероприятий.

Из всех имевшихся в начале XX в. понятий «медицинская психология» было самым широким по смыслу и значению, способным охватить разнообразные сферы медицинской деятельности с точки зрения использования психологии в лечебных целях. В целом медицинская психология понималась как «психология для медиков». Она была призвана «дополнить» два других базовых предмета в процессе подготовки врача: патологическую анатомию и патологическую физиологию, чтобы «уравновесить» преимущественно биологическую ориентацию медицинского образования своеобразным «психологическим ликбезом» и учетом психологических факторов болезней.

Разнообразие терминов указывает на то, что фактически клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной и зачастую даже не рассматривалась как одна из прикладных отраслей психологии: приставка «медицинская» прежде всего ориентировала на восприятие ее как разновидности медицинского, а не собственно психологического знания. И для такого понимания клинической психологии имелись веские исторические аргументы. Первые клинико- психологические исследования возникли именно в медицине —
в рамках психиатрии и невропатологии. Интерес и использование психологических знаний всегда характеризовали выдающихся представителей медицинской науки, многие из которых, как, например,
З. Фрейд, К. Ясперс, В. Н. Бехтерев, В. Н. Мясищев, даже стали основателями отдельных направлений в психологической мысли и больше известны как психологи, а не как врачи.

Только в 70-е годы XX в. клиническая психология приобретает черты самостоятельной психологической дисциплины прикладного характера, понимаемой шире, чем просто психология в клинике или психология для медиков. Ее возникновение в этом качестве стало результатом противоречивого развития двух параллельных течений в медицине и психологии, истоки которых уходят в XIX в. До конца XIX в. медицина и психология находились в тесном взаимодействии, поскольку их объединял не только один объект изучения
и практического приложения добываемых знаний — человек, но и общая теоретическая база: спекулятивно-философские представления о человеке и причинах нарушений в функционировании его духа и тела.

Однако в конце XIX в. связь медицины и психологии была сильно подорвана развитием биологии и смещением акцентов на материальные — анатомические, микробиологические и биохимические — основы
возникновения и развития болезней. В это время в медицинской науке возникает так называемая «органическая парадигма», основанная на идеях Луи Пастера об инфекционной природе болезней
и впоследствии дополненная теорией клеточной патологии Вирхова. Органическая парадигма характеризуется абсолютизацией идеи строгой закономерности течения болезни под влиянием объективных, материально обусловленных механизмов (возбудитель или нарушение клеточных функций) и трактовкой любой болезни независимо от личностных и средовых влияний. В этой парадигме психология могла быть полезной только при рассмотрении нарушений психической деятельности в качестве некоторого подручного, несамостоятельного инструмента клинико-диагностической деятельности врача. В таком
виде — как частная сфера психиатрической практики — клиническая психология и зародилась в конце XIX в.

Пионерами привлечения психологии к решению клинических вопросов и превращению ее из философской в естественнонаучную сферу знания стали французские психиатры и невропатологи: Т. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко и его ученики А. Бине, П. Жане и др. Клиническая психология (ее называли тогда «опытной психологией») рассматривалась ими как особое направление эмпирических исследований врача-психиатра или невропатолога, направленное на анализ вызванных болезнью, гипнозом или наркотиками изменений в психической деятельности.

Необходимость этих эмпирических исследований диктовалась органической парадигмой, в которой важную роль играло умение врача распознавать симптомы заболевания. В результате проведения психологических исследований врачи получали сведения о разнообразных проявлениях психической деятельности в условиях психиатрической клиники, которые можно было систематизировать и затем использовать в диагностических целях. «Опытная психология» в клинике начала развиваться еще до открытия В. Вундтом в 1875 г. экспериментально-психологической лаборатории. Под опытом в клинике понимались естественные (психическая болезнь или паранормальные психические феномены — телепатия, ясновидение и пр.) или искусственные (гипноз или прием наркотиков) изменения нормального психического состояния. Болезнь считалась самым надежным методом исследования психики, недостаток которого — медленная скорость протекания — можно было компенсировать применением гипноза или психоактивных веществ. Еще одним методом «опытной психологии» стало исследование «исключительных случаев». Наиболее часто в этом качестве оказывались исключительные интеллектуальные способности людей-вундеркиндов.

Таким образом, изначально клиническая («опытная») психология развивалась как составная часть психиатрии и неврологии, необходимая для исследовательско-диагностической деятельности врача. В отличие от общей психологии, которая в то время была частью философии, клиническая психология развивалась исходя из потребностей психиатрической клиники, как эмпирическое знание, основанное на опытных, а затем и экспериментальных данных, а не на теоретических
рассуждениях. Долгое время клиническая (как возникшая в клинике) и общая (как часть философии) психологии представляли собой конкурирующие дисциплины. Клиническая психология ориентировалась на объективные данные, получаемые в ходе применения сначала опытов, а затем формализованных экспериментальных техник — тестов. Философски же ориентированная общая психология скептически относилась к возможности исследования психики естественнонаучными способами, считая, что душу невозможно адекватно познать без изучения субъективных переживаний и самоотчетов. К слову сказать, основатель экспериментальной общей психологии В. Вундт считал естественный эксперимент
не основным, а вспомогательным психологическим методом, способным раскрыть только простейшие психические процессы, но далеко не все феномены человеческой души. Главной экспериментальной методикой изучения психики у В. Вундта была интроспекция — самонаблюдение и последующая интерпретация устных самоотчетов испытуемого экспериментатором, а не формализованное наблюдение протекания психических процессов у испытуемого со стороны экспериментатора.

Поэтому экспериментальная психология В. Вундта скорее имеет герменевтический (герменевтика — способ толкования чего-либо), а не естественнонаучный характер. Однако увлечение философией позитивизма в конечном счете привело общую психологию к необходимости подтверждения философских концепций психики экспериментальными методами на манер естественнонаучных дисциплин (каковой к тому времени уже была психиатрия). Как результат в научном поле образовались две различные экспериментальные психологии — клиническая (на базе медицинских факультетов) и общая (на базе философских факультетов).

Если первая была ориентирована на обслуживание научных и практических интересов физиологии и психиатрии и имела материалистический уклон, то вторая преследовала цель эмпирического исследования предпосылок нематериальной по своей сути психической субстанции. Основной разделительной линией двух психологий стало понимание психики либо как функции мозга, либо как особой духовной субстанции, деятельность которой только лишь отражается в мозговых процессах. Вторым различительным критерием стало понимание психологии как преимущественно диагностической или эмпирической дисциплины. Второй критерий различения появился на свет после того, как немецкий психиатр Э. Крепелин адаптировал нозологический принцип Л. Пастера, возникший в органической парадигме медицины, для нужд психиатрической клиники. Предложенная этим ученым нозологическая классификация душевных болезней по формуле «этиология (источник болезни) —> клиника (проявление болезни в наборе специфических для источника болезни признаков— симптомов) —> течение (динамика симптомов в ходе развития заболевания) —> прогноз (предвидение дальнейшего развития и исхода психического заболевания)» отводила психологии роль одного из средств получения формальных критериев нарушения психической деятельности и постановки диагноза. Источником психической болезни в биологически ориентированной психиатрии может быть только нарушение так называемого «материального субстрата» психического, поскольку психика рассматривается как функция мозга. Таким образом, от психологии ожидалось создание формальных «экспериментально- психологических схем», с помощью которых можно было бы опознать (диагностировать) клинические проявления определенной психической болезни. В этом смысле «опытная» психология и становилась клинической — инструментом постановки психиатрического диагноза, формализованным способом определения психических и поведенческих расстройств. В таком качестве она с успехом могла применяться в целях не только врачебно-диагностического, но и педагогического процесса.

Так клиническая психология, развившаяся в рамках психиатрии, окончательно оформилась всего лишь в «объективный экспериментальный метод» распознавания врачом или педагогом душевных болезней. Однако в среде самих психиатров возникли серьезные разногласия относительно методологической обоснованности самой психологической диагностики психических болезней, вследствие чего роль экспериментально-психологических исследований в клинической практике была сведена к минимуму.

К началу XX в. общая психология также стала развиваться в рамках естественнонаучной парадигмы, трактующей психику в качестве свойства высокоорганизованной материи. Смена методологических оснований привела к развитию самостоятельных, а не связанных только лишь с клиническими задачами экспериментальных исследований нарушений психики и поведения, в результате чего появилась теоретическая возможность выделения клинической психологии в качестве составной части психологической, а не психиатрической науки. Причем как отрасль психологической науки такая клиническая психология переставала быть всего лишь вспомогательным инструментом врача в психиатрической практике. В целях отграничения этой новой отрасли от узкоклинических экспериментально-психологических исследований, а также из идеологических соображений для ее обозначения в нашей стране долгое время использовался термин «патопсихология».

Трактовка термина «патопсихология» Б. В. Зейгарник несколько отличается от того, что понимается под термином «патологическая психология» (abnormal psychology) в зарубежной науке. В англоязычных странах патологической психологией называют изучение психологическими методами различных отклонений психической деятельности в клинических целях. По сути это понятие выступает синонимом современной клинической психологии, а отчасти используется для обозначения психологических теорий возникновения психических расстройств. Как следует из англоязычного энциклопедического руководства по психологии под редакцией М. Айзенка, патологическая психология выступает методологической альтернативой биологически ориентированной психиатрии в отношении подходов к определению психических расстройств, видения роли и оценки взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в их возникновении.

Б. В. Зейгарник использовала термин «патопсихология» в значении, которое ему придавал немецкий психиатр Г. Мюнстерберг, предложивший рассматривать психические нарушения как ускорения или торможения нормальной психической деятельности. По мнению Г. Мюнстерберга, патопсихология может исследовать нарушения психики теми же методами и постулировать те же закономерности, что и в общей психологии. Поэтому в трактовке Б. В. Зейгарник патопсихология представлена как раздел (общей) психологии, который занимается исследованием закономерностей распада психической деятельности и свойств личности, прежде всего для решения общетеоретических вопросов психологической науки. А это, в свою очередь, может принести практическую пользу не только психиатрии, но и другим отраслям знания (в том числе — педагогике), дополняя и развивая их внутренние представления о причинах развития отклонений и путях их коррекции. Такое специфическое понимание патопсихологии в отечественной науке советского периода породило противоречия во взглядах на цель, предмет, задачи и роль этой дисциплины. Ограниченность предмета патопсихологии только областью психических нарушений не позволяла
этой дисциплине решать никакие другие прикладные задачи, кроме диагностических (в медицине или в педагогике). Определение ее как раздела теоретической психологии не позволяло включать в предмет и задачи патопсихологии многие клинические вопросы, такие, например, как использование психологических методов воздействия в лечебных и коррекционных целях, исследование психологических факторов в развитии болезней, роли и значения системы отношений, складывающейся между человеком с расстроенной психикой и окружением, и т. д. Тем самым высокий уровень развития отечественной патопсихологии наряду с идеологизацией науки в советский период долгое время не давал возможности развития в нашей стране клинической психологии в современном смысле этого слова.

За пределами России становлению клинической психологии в качестве самостоятельной психологической дисциплины также способствовали изменения в общей теории медицины, произошедшие в первой половине XX в. Пастеровско-вирховская органическая парадигма объективных патогенных факторов сменилась концепцией Г. Селье о роли адаптационно-защитных механизмов в возникновении болезней, под влиянием которой было обращено внимание именно на возможную этиологическую роль психологических факторов не только в психиатрии, но и в соматической медицине. В школе З. Фрейда были вскрыты психогенные причины различных психических расстройств. Исследованиями И. Павлова было обнаружено влияние типов нервной системы на характер протекания различных соматических процессов.

Работы У. Кэннона открыли влияния сильных эмоций и стресса на физиологические процессы в желудочно-кишечном тракте и на вегетативные функции. В исследованиях этого психолога организм человека представлялся как динамическая система разнообразных внутренних и внешних факторов, опосредованных психической деятельностью мозга (например, У. Кэннон экспериментально показал, что ощущение голода вызывает сокращения желудка). При такой трактовке человеческого организма медицина и психология опять становились взаимопроницаемыми и взаимозависимыми, что в конечном итоге и привело к необходимости возникновения междисциплинарной и отдельной (от психиатрии и общей психологии) сферы психологической науки, интегрировавшей все предшествующие линии развития клинической психологии и оторвавшейся от узкомедицинских сфер приложения этого знания.

История развития клинической психологии.

Взаимосвязь медицины и психологии основывается на тесном взаимоотношении биологических, телесных и социальных факторов. Еще Гиппократ (460-377 лет до нашей эры) указывал на роль адаптации организма и важность отношений между врачом и больным.

В конце 19 века зародиласьклиническая психология как частная сфера психиатрической практики для рассмотрения нарушений психической деятельности благодаря французской школе психиатров и невропатологов: Т. Рибо, Ж.-М. Шарко и др. В то время ее называли «опытной психологией». Первая психологическая «опытная» лаборатория была основана Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в 1879 году. Под «опытом» понимался анализ естественных (психическое заболевание, паранормальные феномены – телепатия, ясновидение) или искусственных (гипноз, прием наркотиков) изменений в психической деятельности (таким образом изучались возможные симптомы заболеваний). Также исследовались «исключительные случаи» — вундеркинды. Методикой изучения были самонаблюдение и устные самоотчеты испытуемых, а постепенно и экспериментальные методы.

Важный вклад в развитие экспериментального направления в России и изучение физиологических основ психики внесли Сеченов (1863) «Рефлексы головного мозга», И. П. Павлов (условные рефлексы, механизмы ВНД). Первую психологическую лабораторию в России обосновал Бехтерев в Казани (рефлексология).

Одновременно впервые стали проводиться статистические измерения психологических характеристик людей и появились исследования Зигмунда Фрейда.

Термин «клиническая психология» введен Лайтнером Уитмером, обосновавшим первую психологическую клинику при университете Пенсильвании в1896 году. Уитмер настаивал на необходимости тщательного обследования пациентов до начала их лечения. Он оказывал помощь детям из бедных кварталов, что явилось первым примером профилактической помощи. Клиническая психология по Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и коррекции, ориентированных на индивидуальные нестандартные проявления психики ребенка и связанные с ними отклонения в поведении. Постепенно психиатрические клиники стали включать в свои штаты психологов и социальных работников.

С началом 20 века началосьбурное развитие диагностических методов и инструментов: тест интеллекта, личностные тесты (ассоциативный тест Юнга). В 20-30-е годы быстро развивалась психологическая наука, но клиническая практика была с ней мало связана. Психологов считали преимущественно специалистами в области образования, а не медицины, т.к. они работали преимущественно с детьми (тестирование, разрешение школьных проблем). Психотерапией занимались лишь психологи, получившие психоаналитическую подготовку.

Изменения произошли после Второй мировой войны.Американские психологи принимали активное участие в работе военных госпиталей и были вынуждены заниматься психотерапией. Еще одно направление развития клинической психологии в 30-40-е годы – это помощь людям, страдающих от различных заболеваний. В последующем активно проходило развитие учения о психосоматике, развитие психофармакотерапии, имеющей свои позитивные и негативные эффекты, и психотерапии как альтернативы медикаментозному лечению.

В Европе и России термин «клиническая психология» не употреблялся до середины 20 века, и только в 1946 г. Вилли Гольпах (нем. ) использовал его для оценки изменений психики соматически больных людей.

К тому времени под влиянием работ немецкого психиатра Карла Ясперса в начале 20 века в европейской науке также развивалось понятие «психопатология», задачей которой было экспериментальное изучение нарушений психических процессов у душевнобольных. Ясперс считал, что сложные психологические взаимоотношения в личности, вступая во взаимодействие с биологическими факторами, приводят к формированию уникальной картины психического расстройства у конкретного больного, изучение которой позволяет поставить точный диагноз и назначить лечение.

Применение врачами психологических концепций для решения лечебных и исследовательских задач нашло отражение в понятии «медицинская психология». Европейские психиатры Эрнст Кречмер и Поль Жане использовали этот термин от латинского «исцеляющая, приносящая здоровье», т.е. как психотерапевтическую практику или биологическое обоснование психологических концепций личности.

В целом это понятие рассматривалось как «психология для медиков».Только в 70-е годы она стала самостоятельной наукой.

Разнообразие терминов показывает, что клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной, считалась разновидностью медицинских знаний. Первые клинико-психологические исследования возникли в рамках психиатрии и неврологии (З. Фрейд, К. Ясперс, В.Н. Бехтерев, В.Н. Мясищев).

Только в 70-е годы 20 века клиническая психология приобретает черты самостоятельной дисциплины.

В настоящее время идет формирование единой биопсихосоциальной моделиздоровья и болезни.

История клинической психологии | Психология Вики

в: Все статьи с мертвыми внешними ссылками, Статьи с мертвыми внешними ссылками с декабря 2012 г., Страницы, использующие магические ссылки ISBN,

и еще 3

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |

Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Многие методы лечения психологического расстройства 18-го века были основаны на псевдонаучных идеях, таких как френология.

Хотя исследования в области психологии часто датируются открытием первой психологической лаборатории Вильгельмом Вундтом в 1879 г., попытки создания методов оценки и лечения психических расстройств существовали задолго до этого. Самые ранние зарегистрированные подходы представляли собой комбинацию религиозных, магических и / или медицинских точек зрения.

[1] Ранними примерами таких врачей были Патанджали, Падмасамбхава, [2] Разес, Авиценна, [3] и Руми. [4]

В начале 19 века голову можно было исследовать буквально с помощью френологии, изучения личности по форме черепа. Другие популярные методы лечения включали физиогномику — изучение формы лица — и месмеризм, лечение Месмера с помощью магнитов. Также были популярны спиритуализм и «психическое исцеление» Финеаса Куимби. [5]

Хотя научное сообщество в конце концов отвергло эти методы, академические психологи также не интересовались серьезными формами психических заболеваний. Эта область уже рассматривалась развивавшимися в то время областями психиатрии и неврологии в рамках движения за убежище. [1] Только в конце 19 века, примерно в то время, когда Зигмунд Фрейд впервые разработал недавнюю идею «лечения разговором» в Вене, начались первые клинические применения психологии.

[ ссылка необходима ]

Содержание

  • 1 Ранняя клиническая психология
  • 2 Ранние профессиональные организации
  • 3 Вторая мировая война и интеграция лечения
  • 4 Повышение квалификации доктора психологических наук
  • 5 Смена профессии
  • 6 См. также
  • 7 Каталожные номера

Ранняя клиническая психология

Лайтнер Уитмер, отец современной клинической психологии

Ко второй половине 1800-х годов научное изучение психологии прочно утвердилось в университетских лабораториях. Хотя было несколько разрозненных голосов, призывавших к прикладной психологии, общее поле смотрело на эту идею свысока и настаивало на «чистой» науке как на единственно достойной практике. [1] Ситуация изменилась, когда Лайтнер Уитмер (1867–1956), бывший студент Вундта и заведующий кафедрой психологии Пенсильванского университета, согласился лечить мальчика, у которого были проблемы с правописанием. Его успешное лечение вскоре привело к открытию Уитмером первой психологической клиники в Пенсильвании в 189 г.6, посвященный помощи детям с ограниченными возможностями обучения. [6] Десять лет спустя, в 1907 году, Уитмеру предстояло основать первый журнал в этой новой области, The Psychological Clinic , где он ввел термин «клиническая психология», который он определил как «изучение индивидуумов путем наблюдение или экспериментирование с целью способствовать изменению». [7] Примеру Уитмера последовала сфера деятельности не сразу, но к 1914 году в США насчитывалось 26 подобных клиник. [8]

Даже по мере развития клинической психологии работа с проблемами серьезных психических расстройств оставалась прерогативой психиатров и неврологов. [9] Тем не менее, клинические психологи продолжали проникать в эту область благодаря своим растущим навыкам психологической оценки. Репутация психологов как экспертов по оценке выросла во время Первой мировой войны с разработкой двух тестов интеллекта, Army Alpha и Army Beta (тестирование вербальных и невербальных навыков соответственно), которые можно было использовать для проверки больших групп военных новобранцев. [5] [6] Во многом благодаря успеху этих тестов оценка стала основной функцией клинической психологии на следующую четверть века, когда новая война подтолкнула эту область к лечению. [ цитировать ]

Первые профессиональные организации

Область начала формироваться под названием «клиническая психология» в 1917 году, когда Дж. Э. Уоллес Уоллин возглавил основание Американской ассоциации клинической психологии. Это продолжалось только до 1919, после чего Американская психологическая ассоциация (основанная Дж. Стэнли Холлом в 1892 г.) разработала раздел по клинической психологии, который предлагал сертификацию до 1927 г. [8] психологические организации объединились в Американскую ассоциацию прикладной психологии в 1930 году, которая служила основным форумом для психологов до окончания Второй мировой войны, когда АПА была реорганизована. [10] В 1945 году АПА создала то, что сейчас называется Обществом клинической психологии (Отдел 12), которое остается ведущей организацией в этой области. Подобные подразделения сформировали психологические общества и ассоциации в других англоязычных странах, в том числе в Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. [ необходима ссылка ]

Вторая мировая война и интеграция лечения

File:Armypsytest.jpg

Армия США проводит психологический тест, разработанный клиническими психологами для целей отбора. Изображение представляет собой карту IV теста чернильных пятен Роршаха.

Когда разразилась Вторая мировая война, военные снова обратились к клиническим психологам. Когда солдаты начали возвращаться из боя, психологи начали замечать симптомы психологической травмы, получившие название «контузия» (впоследствии получившее название посттравматического стрессового расстройства), которые лучше всего лечить как можно скорее. [6] Поскольку врачи (включая психиатров) были чрезмерно заняты лечением телесных повреждений, для лечения этого состояния были вызваны психологи. [11] В то же время женщины-психологи (которые были исключены из военных действий) сформировали Национальный совет женщин-психологов с целью помочь сообществам справиться со стрессами войны и дать молодым матерям советы по воспитанию детей. [7] После войны Управление по делам ветеранов США вложило огромные средства в создание программ подготовки клинических психологов с докторской степенью для оказания помощи тысячам ветеранов, нуждающихся в уходе. Как следствие, в 1919 году в США не было официальных университетских программ по клинической психологии. 46 до более чем половины всех докторов психологических наук в 1950 году, присужденных в области клинической психологии. [7]

Вторая мировая война внесла существенные изменения в клиническую психологию не только в Америке, но и во всем мире. Последипломное образование в области психологии начало добавлять психотерапию к науке и исследованиям на основе модели ученого-практика 1947 года, известной сегодня как модель Боулдера для доктора философии. программы по клинической психологии. [12] Клиническая психология в Великобритании развивалась так же, как и в США после Второй мировой войны, особенно в контексте Национальной службы здравоохранения [13] с квалификацией, стандартами и заработной платой, регулируемыми Британским психологическим обществом. [14]

Повышение степени доктора психологических наук

К 1960-м годам психотерапия прочно вошла в клиническую психологию, но для многих степень доктора философии стала неотъемлемой частью клинической психологии. образовательная модель не предлагала необходимой подготовки для тех, кто интересовался практикой, а не исследованиями. Растет аргумент в пользу того, что область психологии в США развилась до такой степени, что требует тщательного обучения клинической практике. Концепция практико-ориентированной степени обсуждалась в 1965 и с небольшим перевесом получил одобрение пилотной программы в Университете Иллинойса, начиная с 1968 г. Вскоре после этого, а в 1973 г. на Вейлской конференции по профессиональной подготовке в области Модель клинической психологии — или Vail Model — была признана степень доктора психологии (Psy.D.). [16] Хотя обучение по-прежнему будет включать исследовательские навыки и научное понимание психологии, целью будет подготовка высококвалифицированных специалистов, аналогичных программам в области медицины, стоматологии и права. Первая программа, явно основанная на Psy.D. модель была создана в Университете Рутгерса. [15] Сегодня около половины всех американских аспирантов в области клинической психологии обучаются в Psy. D. программы. [16]

Меняющаяся профессия

С 1970-х годов клиническая психология продолжает превращаться в надежную профессию и академическую область исследований. Хотя точное количество практикующих клинических психологов неизвестно, по оценкам, в период с 1974 по 1990 год их число в США выросло с 20 000 до 63 000. [17] Клинические психологи продолжают оставаться экспертами в области оценки и психотерапии, расширяя свое внимание на решение вопросов геронтологии, спорта и системы уголовного правосудия, и это лишь некоторые из них. Одной из важных областей является психология здоровья, самая быстрорастущая область занятости для клинических психологов за последнее десятилетие. [5] Другие важные изменения включают влияние управляемой помощи на психиатрическую помощь; растущее осознание важности знаний, касающихся мультикультурного и разнообразного населения; и новые привилегии назначать психотропные препараты. Примерно 20% клинических психологов также называют себя психологами-консультантами. [18]

В Великобритании психология в настоящее время является одним из самых популярных предметов на получение степени, и каждый год более 15 000 человек получают высшее образование в области психологии, многие из которых надеются превратить это в карьеру, хотя только около 600 мест для докторантуры в клинической психологии означает острую конкуренцию за эти места. [19] [20] Существует также жесткая конкуренция за получение степени доктора философии в США. программы по клинической психологии со средним уровнем принятия 8%. [21]

См. также

  • История семейной терапии
  • История психического заболевания
  • История детской психологии
  • История психологии физического здоровья
  • История психиатрических учреждений
  • История психиатрии
  • История психоанализа
  • История психотерапии. Краткая история современной психологии , Малден, Массачусетс: Blackwell Publishing.
  • Клиффорд, Терри (1984). Тибетская буддийская медицина и психиатрия: Алмазное исцеление , Йорк-Бич, Мэн: Вайзер.
  • Икбал, Афзал (1991). Жизнь и творчество Джалалуддина Руми , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • ↑ Руми (1995), цитируется в Зокав (2001), с. 47.
  • 5.0 5.1 5.2 Бенджамин, Луди (2005). История клинической психологии как профессии в Америке (и взгляд на ее будущее). Annual Review of Clinical Psychology 1 : 1–30.
  • 6.0 6.1 6.2 (1995) «История и обзор» Введение в клиническую психологию , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Plenum Press.
  • 7.0 7.1 7.2 (2002) Введение в клиническую психологию
    , Нью-Йорк, Нью-Йорк: McGraw-Hill Higher Education.
  • 8,0 8,1 Эванс, Рэнд (1999). Клиническая психология родилась и выросла в полемике. Монитор APA 30 (11).
  • Рут, Дональд (1994). Клиническая психология с 1917 г.: наука, практика и организация , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Plenum Press.
  • Объединяем психологов более 100 лет 30 (11). [ мертвая ссылка ]
  • Райзман, Джон (1991). История клинической психологии , Соединенное Королевство: Тейлор Фрэнсис.
  • Рут, Дональд (2000). Обучение клинической психологии: история идей и практик до 1946 года. Американский психолог 55 (2).
  • (2006) Что такое клиническая психология
    , 4-е место, Соединенное Королевство: Oxford University Press.
  • Генри, Дэвид (1959). Клиническая психология за рубежом. Американский психолог 14 (9): 601–04.
  • 15.0 15. 1 Мюррей, Бриджит. (2000). Степень, которой почти не было: PsyD достигает совершеннолетия. Монитор по психологии , 31(1).
  • 16,0 16,1 Норкросс, Дж. И Касл, П. (2002). Оценка Psy.D: факты. [ мертвая ссылка ] Взгляд на Пси Чим , 7(1), 22–26.
  • ↑ Меннингер, Рой и Немия, Джон. (2000). Американская психиатрия после Второй мировой войны: 1944–1994 . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая пресса. ISBN 0-88048-866-2
  • ↑ Николас, Д. Р., и Стерн, М. (2011). Психология консультирования в клинической психологии здоровья: влияние перспективы специальности. Профессиональная психология: исследования и практика, 42 (4), 331–337. DOI: 10.1037/a0024197
  • (2011 [последнее обновление]). Информация для начинающих клинических психологов. clinpsy.org.uk . URL-адрес по состоянию на 26 августа 2011 г.
  • (2010 [последнее обновление]). Центр обмена информацией о курсах последипломного образования по клинической психологии. leeds.ac.uk . URL-адрес по состоянию на 26 августа 2011 г.
  • (2011 [последнее обновление]). Относительный вес переменных приема в докторские программы по психологии развития. psichi.org . URL-адрес по состоянию на 26 августа 2011 г.
  • На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

    Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

    История клинической психологии | Психология Вики

    в: Все статьи с мертвыми внешними ссылками, Статьи с мертвыми внешними ссылками с декабря 2012 г., Страницы, использующие магические ссылки ISBN,

    и еще 3

    Посмотреть источник

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


    Многие методы лечения психологического расстройства 18-го века были основаны на псевдонаучных идеях, таких как френология.

    Хотя исследования в области психологии часто приурочивают к открытию первой психологической лаборатории Вильгельмом Вундтом в 1879 году, попытки создания методов оценки и лечения психических расстройств предпринимались задолго до этого. Самые ранние зарегистрированные подходы представляли собой комбинацию религиозных, магических и / или медицинских точек зрения. [1] Ранними примерами таких врачей были Патанджали, Падмасамбхава, [2] Разес, Авиценна, [3] и Руми. [4]

    В начале 19 века голову можно было исследовать буквально с помощью френологии, изучения личности по форме черепа. Другие популярные методы лечения включали физиогномику — изучение формы лица — и месмеризм, лечение Месмера с помощью магнитов. Также были популярны спиритуализм и «психическое исцеление» Финеаса Куимби. [5]

    Хотя научное сообщество в конце концов отвергло эти методы, академические психологи также не интересовались серьезными формами психических заболеваний. Эта область уже рассматривалась развивавшимися в то время областями психиатрии и неврологии в рамках движения за убежище. [1] Только в конце 19 века, примерно в то время, когда Зигмунд Фрейд впервые разработал недавнюю идею «лечения разговором» в Вене, начались первые клинические применения психологии. [ ссылка необходима ]

    Содержание

    • 1 Ранняя клиническая психология
    • 2 Ранние профессиональные организации
    • 3 Вторая мировая война и интеграция лечения
    • 4 Развитие доктора психологических наук 9 степени0045
    • 5 Смена профессии
    • 6 См. также
    • 7 Каталожные номера

    Ранняя клиническая психология

    Лайтнер Витмер, отец современной клинической психологии

    Ко второй половине 1800-х годов научное изучение психологии прочно утвердилось в университетских лабораториях. Хотя было несколько разрозненных голосов, призывавших к прикладной психологии, общее поле смотрело на эту идею свысока и настаивало на «чистой» науке как на единственно достойной практике. [1] Ситуация изменилась, когда Лайтнер Уитмер (1867–1956), в прошлом студент Вундта и заведующий кафедрой психологии Пенсильванского университета, согласился лечить мальчика, у которого были проблемы с правописанием. Его успешное лечение вскоре привело к открытию Уитмером первой психологической клиники в Пенсильвании в 1896 году, посвященной помощи детям с ограниченными возможностями обучения. [6] Десять лет спустя, в 1907 году, Уитмер должен был основать первый журнал в этой новой области, Психологическая клиника , где он ввел термин «клиническая психология», который он определил как «изучение людей путем наблюдения или экспериментирования с целью способствовать изменению». [7] Примеру Уитмера последовала сфера деятельности не сразу, но к 1914 году в США насчитывалось 26 подобных клиник. [8]

    Несмотря на развитие клинической психологии, работа с проблемами серьезных психических расстройств оставалась прерогативой психиатров и неврологов. [9] Тем не менее, клинические психологи продолжали проникать в эту область благодаря своим растущим навыкам психологической оценки. Репутация психологов как экспертов по оценке выросла во время Первой мировой войны с разработкой двух тестов интеллекта, Army Alpha и Army Beta (тестирование вербальных и невербальных навыков соответственно), которые можно использовать для проверки больших групп новобранцев. [5] [6] Во многом благодаря успеху этих тестов оценка стала основной функцией клинической психологии на следующую четверть века, когда новая война подтолкнула эту область к лечению. [ нужна ссылка ]

    Ранние профессиональные организации

    Область начала организовываться под названием «клиническая психология» в 1917, когда Дж. Э. Уоллес Уоллин возглавил основание Американской ассоциации клинической психологии. Это продолжалось только до 1919 года, после чего Американская психологическая ассоциация (основанная Дж. Стэнли Холлом в 1892 году) разработала раздел клинической психологии, который предлагал сертификацию до 1927 года. годы, когда в 1930 году различные несвязанные психологические организации объединились в Американскую ассоциацию прикладной психологии, которая действовала в качестве основного форума для психологов до тех пор, пока после Второй мировой войны не была реорганизована АПА. [10] В 1945 году АПА создала то, что сейчас называется Обществом клинической психологии (Отдел 12), которое остается ведущей организацией в этой области. Подобные подразделения сформировали психологические общества и ассоциации в других англоязычных странах, в том числе в Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. [ необходима ссылка ]

    Вторая мировая война и интеграция лечения

    Файл:Armypsytest.jpg

    Армия США проводит психологический тест, разработанный клиническими психологами для целей отбора. Изображение представляет собой карту IV теста чернильных пятен Роршаха.

    Когда разразилась Вторая мировая война, военные снова обратились к клиническим психологам. Когда солдаты начали возвращаться из боя, психологи начали замечать симптомы психологической травмы, получившие название «контузия» (впоследствии получившее название посттравматического стрессового расстройства), которые лучше всего лечить как можно скорее. [6] Поскольку врачи (включая психиатров) были чрезмерно заняты лечением телесных повреждений, для лечения этого состояния были вызваны психологи. [11] В то же время женщины-психологи (которые не участвовали в военных действиях) сформировали Национальный совет женщин-психологов с целью помочь сообществам справиться со стрессами войны и дать молодым матерям советы по воспитанию детей. [7] После войны Управление по делам ветеранов США вложило огромные средства в создание программ подготовки клинических психологов с докторской степенью для оказания помощи тысячам ветеранов, нуждающихся в уходе. Как следствие, в 1919 году в США не было официальных университетских программ по клинической психологии. 46 до более чем половины всех докторов психологических наук в 1950 году, присужденных в области клинической психологии. [7]

    Вторая мировая война внесла существенные изменения в клиническую психологию не только в Америке, но и во всем мире. Последипломное образование в области психологии начало добавлять психотерапию к науке и исследованиям на основе модели ученого-практика 1947 года, известной сегодня как модель Боулдера для доктора философии. программы по клинической психологии. [12] Клиническая психология в Великобритании развивалась так же, как и в США после Второй мировой войны, особенно в контексте Национальной службы здравоохранения [13] с квалификацией, стандартами и заработной платой, регулируемыми Британским психологическим обществом. [14]

    Повышение степени доктора психологических наук

    К 1960-м годам психотерапия прочно вошла в клиническую психологию, но для многих степень доктора философии стала неотъемлемой частью клинической психологии. образовательная модель не предлагала необходимой подготовки для тех, кто интересовался практикой, а не исследованиями. Растет аргумент в пользу того, что область психологии в США развилась до такой степени, что требует тщательного обучения клинической практике. Концепция практико-ориентированной степени обсуждалась в 1965 и с небольшим перевесом получил одобрение пилотной программы в Университете Иллинойса, начиная с 1968 г. Вскоре после этого, а в 1973 г. на Вейлской конференции по профессиональной подготовке в области Модель клинической психологии — или Vail Model — была признана степень доктора психологии (Psy.D.). [16] Хотя обучение по-прежнему будет включать исследовательские навыки и научное понимание психологии, целью будет подготовка высококвалифицированных специалистов, аналогичных программам в области медицины, стоматологии и права. Первая программа, явно основанная на Psy.D. модель была создана в Университете Рутгерса. [15] Сегодня около половины всех американских аспирантов в области клинической психологии обучаются в Psy. D. программы. [16]

    Меняющаяся профессия

    С 1970-х годов клиническая психология продолжает превращаться в надежную профессию и академическую область исследований. Хотя точное количество практикующих клинических психологов неизвестно, по оценкам, в период с 1974 по 1990 год их число в США выросло с 20 000 до 63 000. [17] Клинические психологи продолжают оставаться экспертами в области оценки и психотерапии, расширяя свое внимание на решение вопросов геронтологии, спорта и системы уголовного правосудия, и это лишь некоторые из них. Одной из важных областей является психология здоровья, самая быстрорастущая область занятости для клинических психологов за последнее десятилетие. [5] Другие важные изменения включают влияние управляемой помощи на психиатрическую помощь; растущее осознание важности знаний, касающихся мультикультурного и разнообразного населения; и новые привилегии назначать психотропные препараты. Примерно 20% клинических психологов также называют себя психологами-консультантами. [18]

    В Великобритании психология в настоящее время является одним из самых популярных предметов на получение степени, и каждый год более 15 000 человек получают высшее образование в области психологии, многие из которых надеются превратить это в карьеру, хотя только около 600 мест для докторантуры в клинической психологии означает острую конкуренцию за эти места. [19] [20] Существует также жесткая конкуренция за получение степени доктора философии в США. программы по клинической психологии со средним уровнем принятия 8%. [21]

    См. также

    • История семейной терапии
    • История психического заболевания
    • История детской психологии
    • История психологии физического здоровья
    • История психиатрических учреждений
    • История психиатрии
    • История психоанализа
    • История психотерапии. Краткая история современной психологии , Малден, Массачусетс: Blackwell Publishing.
    • Клиффорд, Терри (1984). Тибетская буддийская медицина и психиатрия: Алмазное исцеление , Йорк-Бич, Мэн: Вайзер.
    • Икбал, Афзал (1991). Жизнь и творчество Джалалуддина Руми , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
    • ↑ Руми (1995), цитируется в Зокав (2001), с. 47.
    • 5.0 5.1 5.2 Бенджамин, Луди (2005). История клинической психологии как профессии в Америке (и взгляд на ее будущее). Annual Review of Clinical Psychology 1 : 1–30.
    • 6.0 6.1 6.2 (1995) «История и обзор» Введение в клиническую психологию , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Plenum Press.
    • 7.0 7.1 7.2 (2002) Введение в клиническую психологию , Нью-Йорк, Нью-Йорк: McGraw-Hill Higher Education.
    • 8,0 8,1 Эванс, Рэнд (1999). Клиническая психология родилась и выросла в полемике. Монитор APA 30 (11).
    • Рут, Дональд (1994). Клиническая психология с 1917 г.: наука, практика и организация , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Plenum Press.
    • Объединяем психологов более 100 лет 30 (11). [ мертвая ссылка ]
    • Райзман, Джон (1991). История клинической психологии , Соединенное Королевство: Тейлор Фрэнсис.
    • Рут, Дональд (2000). Обучение клинической психологии: история идей и практик до 1946 года. Американский психолог 55 (2).
    • (2006) Что такое клиническая психология , 4-е место, Соединенное Королевство: Oxford University Press.
    • Генри, Дэвид (1959). Клиническая психология за рубежом. Американский психолог 14 (9): 601–04.
    • 15.0 15. 1 Мюррей, Бриджит. (2000). Степень, которой почти не было: PsyD достигает совершеннолетия. Монитор по психологии , 31(1).
    • 16,0 16,1 Норкросс, Дж. И Касл, П. (2002). Оценка Psy.D: факты. [ мертвая ссылка ] Взгляд на Пси Чим , 7(1), 22–26.
    • ↑ Меннингер, Рой и Немия, Джон. (2000). Американская психиатрия после Второй мировой войны: 1944–1994 . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая пресса. ISBN 0-88048-866-2
    • ↑ Николас, Д. Р., и Стерн, М. (2011). Психология консультирования в клинической психологии здоровья: влияние перспективы специальности. Профессиональная психология: исследования и практика, 42 (4), 331–337. DOI: 10.1037/a0024197
    • (2011 [последнее обновление]). Информация для начинающих клинических психологов. clinpsy.org.uk . URL-адрес по состоянию на 26 августа 2011 г.
    • (2010 [последнее обновление]).