Как бороться с моббингом в школе: Моббинг в школе. Как быть? Рекомендации учителям и родителям – Центр Знаний

Что делать родителям, если их ребёнoк вовлечен в ситуацию моббинга в школе?

Анна Шапошникова, член общественного Совета родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов при Департаменте труда и социальной защиты г.Москвы.

    Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

— У меня нет молока…

— Как же ты живёшь, корова без молока! — Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

   Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» — спрашивает учительница. «Му», — честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», — отвечает учительница с облегчением. Занавес.

    Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?» ), вызывать родителей ( чаще всего родителей обижаемого) — но неэффективен. В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять беспорядки на здоровые позитивные порядки.

     Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе выявлен моббинг, то ваш ребенок, безусловно, вовлечён в него – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. А предпосылки/поводы (порой и причины) возникновения травли формируются в школе.

    О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других; 2) принимает ответственные решения; 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов. Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он мог бы принимать самостоятельные решения, помогать, то ребенок будет искать себе применение где-то на стороне.

Если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если даже вполне благополучные родители общаются с ребенком поверхностно, часто предоставляя его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок пытается самоутвердиться, нанося вред другому человеку. Таким способом он снимает давящее напряжение неудовлетворённости и получает удовольствие от власти — от злой власти.

       Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость.  А учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе, в том виде, как она есть сейчас, не является групповой. Каждый учится сам по себе параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники, сидя рядом друг с другом, трудились каждый над своим заказом. И если групповое сплочение в добром деле отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то.

Это сильный мотив участия пособников в травле, он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.  

      Важно понимать родителям и учителям, что почти никогда нет причин для травли в самом ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

      Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова — мотивы моббинга не связаны с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

       О школе. Главная предпосылка травли в том, что в школе  в наше время не ставится задачи воспитания. Современная российская школа  выполняет сугубо функцию образования. За рамками работы учителей остаются  создание духа доброжелательности, поддержки и взаимопомощи, выработка сплочённости, создание возможностей для самореализации ученикам как личностям.

       Бывает, и не редко, что в самой школе существуют причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда учитель специально создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом. Как должен поступить родитель гонимого ребёнка или ребенка-гонителя в отношении школы?  (За рамками статьи рассмотрение того, как поступать родителю по отношению к ребёнку – ради фокуса на взаимодействии со школой.) Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся или не признаётся.

      Обозначьте учителю свое видение ситуации, которую определите как моббинг. Учитель может с вами не согласиться или же выдвинет доводы, обвиняя вашего ребенка ( «она у вас сама кричит, дерётся»), оправдывая обижающих  и снижая значимость проблемы(«это переходный возраст, ну что вы хотите»). Настаивайте на своей позиции и аргументируйте . Заявите об однозначной недопустимости травли. Когда консенсус в восприятии и оценке ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели — такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами», например: «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Cпросите, какими средствами учитель собирается эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что и происходит чаще всего), предложите ему познакомиться с книгами, статьями, сайтом о моббинге. Дайте понять, что вы не обвиняете учителя и не требуете от него «уже уметь справляться с моббингом» , но точно требуете научиться это делать. Сообщите, что вы будете разговаривать о проблеме с директором школы. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая.

Учтите, что каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга лежит в более широком поле воздействия и распространения, чем один класс.

      Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо? Мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться о принятых мерах в вышестоящей инстанции. Более того, директор понимает, что если вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут вышестоящую инстанцию – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге.

Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно отнестись к решению вашей проблемы.

      После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, приведите с собой других небезразличных родителей, поскольку, вполне возможно, что директор примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и, может быть, психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как и учителю, обозначьте директору ваше видение ситуации: попробуйте с помощью фактов доказать, что имеет место травля, моббинг. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Спросите у директора, что тот предлагает сделать для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя- зрелые личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Часто таким человеком бывает учитель  какого-то второстепенного предмета: трудовик или библиотекарь. Директор может задействовать их. В распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры были направлены на ликвидацию причины, побудившей детей к травле.

Меры могут включать:

Прекращение провокаций со стороны учителя.

Полная нетерпимость к любым актам травли.

Прояснение семейной ситуации ученика, возглавляющего травлю, и грамотная работа с его родителями.

Работа психолога с детьми по отдельности и с группой.

Коллективный просмотр фильма о моббинге, (например, «Чучело»), с последующим обсуждением.

Общее интересное дело, которое принесет пользу, и в котором будут задействованы разные способности детей. В нём дети смогут прожить свою успешность, групповое единство, убедиться в своей способности воздействовать на мир, меняя его.Общеклассные дела, в которых дети могут раскрыться как личности.

Им очень важно увидеть друг друга ближе, увидеть в другом человека, увидеть интерес к себе. Предложите директору познакомиться с книгами, статьями, сайтом о моббинге. Сами займите активную позицию по отношению к школьной жизни – организуйте внешкольную жизнь одноклассников – поход на экскурсию, постановку спектакля, общественно-полезное дело, например, помощь в приюте для бездомных собак.

    Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен «бархатный каток» целенаправленных усилий. В первую очередь –усилий родителя, его придирчивое внимание к изменением настроения своего ребенка. Хочется закончить статью на светлой ноте. Приведу вам прекрасный пример из настоящего — живого состоявшегося будущего: среди моих знакомых есть одноклассники выпуска1951года Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была главной ценностью, а взаимовыручка культивировалась. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждый год все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Москва, 07.02.2016

Школьный моббинг: уйти, чтобы остаться?

Осенью 2014 года Норвегию потрясла история мальчика, который подвергся в школе моббингу, из-за чего покончил с собой. Это трагическое событие широко обсуждалась в печатных СМИ и социальных сетях не потому, что в благополучной Норвегии подростки не убивают себя. Это случается, несмотря на то, что общество и государство активно противостоят одному из возможных  мотивов самоубийства в среде подростков – моббингу/буллингу. Я уже писала на нашем сайте о том, что в школах Швеции и Норвегии в начале каждого учебного года заключается трехсторонний договор, который подписывает ученик (даже первоклассник!), родители и администрация школы. Задача этого договора — предотвратить неприемлемое и агрессивное поведение в школе. В нем каждый школьник предупреждается о том, что он не имеет право угрожать словом или делом другим ученикам, наносить физический и психологический вред одноклассникам, портить их имущество. В противном случае школьный специалист по моббингу (есть и такие) и директор школы имеют право при первом же случае моббинга или буллинга поставить их на учет в полиции, а за поведение малышей полностью будут отвечать их родители. Кроме того, родители обязуются решать проблемы такого рода вместе со школьными психологами. Однако, как мы знаем, не всегда даже эти меры спасают замкнутых и тонко организованных детей от эмоционального насилия со стороны сверстников. Надо сказать, что в Норвегии не принято забирать ребенка из школы в случае моббинга/буллинга. Считается, что дети – как жертва моббинга, так и моббер, с помощью взрослых должны решить эту проблему. Моббер должен знать, что он окажется на особом контроле в полиции, и. в случае повторных действий, будет исключен из школы, а его родители понесут наказание. А жертва моббера не должна убегать от своих психологических проблем, возникших в результате моббинга, не решив их. Дело в том, что очень часто дети, подвергшиеся моббингу/буллингу, испытывают чувство вины и начинают ненавидеть себя, а не своего мучителя. Более того, известны случаи возникновения «Стокгольмского синдрома», когда ребенок все больше и больше привязывается к своим преследователям, пытается им угодить, готов выдерживать все унижения со стороны мобберов, так как считает себя недостойным их дружбы. И если вовремя не остановить мобберов, и не помочь ребенку разобраться в причинах травли, а сразу забрать его из школы, то чувство вины и собственной никчемности не только не исчезнет, но даже может усугубиться.

И кто знает, что ждет этого ребенка в новой школе? Нет никаких гарантий, что и в другой школе без вины виноватый ребенок не подвергнется моббингу/буллингу. Возможно, статус «жертвы» закрепится за ним и во взрослой жизни — он будет подвергаться (или будет думать, что он подвергается) травле и гонениям в институте и в рабочем коллективе. И в его поведении закрепится «стратегия ухода». Так рассуждают в Норвегии. И эти доводы звучат убедительно, особенно для меня – преподавателя со стажем. Я знала студентов, которых родители переводили из школы в школу, и, в конце концов, успокаивались только тогда, когда обрекали ребенка на домашнее обучение. Эти студенты становились «изгоями» и «козлами отпущения» в своих студенческих группах чуть ли не с первых дней учебы в университете. Я видела их рыдающими по пустякам, выпрашивающими пересдачу экзамена с «пятерки» на «пятерку», я видела их в истерике, бросавшихся на однокурсников, я видела, как они уходили в «академ» и не возвращались оттуда; до меня доходили слухи, что они уходили и из своих семей, уезжали в другую страну, добровольно уходили из жизни…

Я помню эту скромную девочку-отличницу, которой очень нравился средневековый эпос. Она знала о скандинавских богах больше, чем об однокурсниках, так как в компании с Одином  чувствовала себя в безопасности, а на своем курсе — нет. Девушка рассказала мне, что в школе ее не понимали и вынуждали уходить. Летом, после успешного окончания университета и поступления в магистратуру, она пошла в тир и застрелилась. Никто не знает, что случилось и почему ее не защитил от нее самой скандинавский бог Один.  Родители спасали ее от травли в школе, от «не тех учителей», но от себя самой ее не спасли. Не справился со своими проблемами и норвежский подросток, которого родители не стали забирать из школы. Они, видимо, сделали все, как надо: пытались согласовывать свои действия с психологами и администрацией школы, а ребенок не выдержал и покончил с собой. А если бы мальчика перевели в другую школу и он остался жить, то, кто знает, может быть лет через десять он зашел бы в тир, чтобы избавиться от чувства вины за то, что его никто не любит? Мне кажется, что у этой несчастной девочки и подростка из Норвегии было что-то общее – то, с чем трудно справиться в одиночку и от чего легче  уйти, капитулировать, чем доказывать, что ты не «козел отпущения», не «белая ворона», «ни паршивая овца» или даже просто признаться самому себе в том, что ты просто Другой, не похожий на остальных. Если бы только этим детям вовремя помогли это понять! И если бы нашелся такой человек, который бы вовремя рассказал этому ребенку, что ему нужно быть сильнее, добрее, снисходительнее остальных, так как в нем есть какая-то «изюминка», «искра Божья», и что нет абсолютно ничего страшного в том, что на кончике волоса, когда он сердится, выступает капелька крови, как у бога Одина. Страшно, когда ребенок думает, что Один его таким образом отметил, так как у имени Один и слова «одиночество» один корень…

Так вот, когда у такого ребенка, с которым вовремя не поговорили о том, что его в себе самом беспокоит, появляются первые проблемы с коммуникацией в коллективе, то нужно срочно начинать разговаривать с ребенком по душам, и, честно рассказывая ему о своих детских и подростковых заботах и страхах, уповать на то, что он в вас прежнем узнает себя нынешнего. Может быть стоит вместе посмотреть с ним фильмы на эту тему (см. Кино) и обсудить. Если ребенок не выходит на контакт с вами, необходимо найти ему взрослого друга, которому он мог бы доверять (тренера, педагога, родственника, друга семьи) и, конечно же, умного детского психолога.

Прочитав историю Кати на нашем сайте, я задалась вопросом: «А что было бы, если бы она перешла в другую школу?». Я думаю, что история могла повториться. А если бы нашелся кто-то, кому она смогла бы доверять, и рассказал ей о ней самой, посоветовал бы избрать иную поведенческую стратегию, то, глядишь, конфликт бы исчерпал себя. Так было со мной в школьные годы. До девятого класса мне приходилось трудно в классе, а в девятом я под влиянием советов доброжелательного и умного человека изменила свое отношение к одноклассникам и стала ими любима.

Главной темой дискуссии, развернувшейся на страницах норвежских СМИ, стал поступок родителей, не забравших мальчика из школы. Сетевое сообщество разделилось на тех, кто считал, что ребенка нужно было сразу же перевести в другую школу и тех, кто считал (и тут внимание!), что уходить из школы должны не те, кого травят, а те, кто травит. Вот это поворот! На самом деле – почему с работы и из школы должна уходить жертва гонения, а не гонитель? За что настрадавшемуся человеку терпеть этот дополнительный стресс, связанный с переводом в другую школу или с увольнением и поисками работы? Если мы говорим о буллинге – то это решаемая задача. Одного гадкого человек в коллективе можно вычислить и уволить, если в нем, конечно, не заинтересовано начальство, и он не на должности «кризисного менеджера». Но как избавиться от группы мобберов? И мы опять возвращаемся к буллингу. Предположу, что чаще всего моббинг инициирует один человек –  формальный или не формальный «лидер», которые с помощью моббинга укрепляет лидерские позиции: «разделяет и властвует», держит людей в страхе, показывая другим, что будет с ними, в случае неподчинения. Вот его-то и надо увольнять с работы. Оставшись без лидера, группировка мобберов, зараженных виктимностью, освободится от страха и растеряет задор гончих, травящих волка. До тех пор, пока не появится новый лидер, они будут заняты внутригрупповыми «разборками» и поисками лидера «из своих». Однако увольнение зачинщика моббинга  больше подходит к ситуации моббинга на рабочем месте, а что делать с детьми-мобберами в школе?

Дискуссия, о необходимости избавляться от мобберов в школе, развернувшаяся в норвежских СМИ после трагедии, вызвало неодназначную реакцию в обществе. Дело в том, что в скандинавских школах, не принято выгонять маленьких мобберов или буллеров. С ними там пытаются работать, понимая, что перевод в другую школу не решит проблемы этого ребенка, что его проблема может стать проблемой общества. Так что же делать родителям, чей ребенок занимается буллингом, выживая из класса, а может быть и со света, своего одноклассника или одноклассницу? Перевести в другую школу, чтобы он там занялся тем же самым? Если не будут понятны мотивы его поступков, связанных со склонностью к эмоциональному и физическому насилию над ближним, то никакие меры устрашения, переводы в коррекционные классы и спецшколы не помогут. Что делать? Да то же самое, что и родителям вечного «ушельца» и «жертвы» – избавить его от одиночества, много разговаривать, найти старшего друга, отправить заниматься спортом, и, конечно же, срочно вести к психологу, чтобы понять, в чем его проблема. Лучше всего, если активная корректировка поведения произойдет до начала пубертатного периода. Эта рекомендация психологов распространяется и  на ребенка-«жертву» моббинга. Если же наклонности моббера или «жертвы» замечены у ребенка уже в подростковый период, то еще не поздно бросить все свои неотложные дела, попросить у него прощение за свое «великое сидение» за компьютером или у телевизора, за простые вопросы и односложные ответы и начать с ним дружить и разговаривать, разговаривать, разговаривать. Если разучились дружить, попросите об этом умного, доброго и сильного человека, который будет заинтересован в том, чтобы спасти две души – вашу и вашего ребенка.

Что вы можете сделать | StopBullying.gov

Взрослые играют важную роль в предотвращении издевательств. Узнайте, что вы можете сделать:

  • Родители
  • Педагоги
  • Сообщество

Родители

Родители играют ключевую роль в предотвращении издевательств и реагировании на них. Если вы знаете или подозреваете, что ваш ребенок причастен к издевательствам, вам могут помочь несколько ресурсов.

  • Распознавайте предупреждающие признаки того, что ваш ребенок вовлечен в издевательства. Они могут подвергаться издевательствам, издеваться над другими или быть свидетелями издевательств. Хотя эти признаки могут сигнализировать о других проблемах, вам следует поговорить с ребенком, если у него проявляются какие-либо поведенческие или эмоциональные изменения. Часто дети не просят о помощи, поэтому важно знать, на что обращать внимание. Если вашему ребенку угрожает непосредственный риск причинения вреда себе или другим, немедленно обратитесь за помощью.
  • Узнайте, что такое травля, а что нет. Понимание того, что такое запугивание, является первым шагом в формировании плана предотвращения или реагирования на издевательства над вашим ребенком. Многие виды поведения, которые выглядят как издевательства, могут быть столь же серьезными, но могут потребовать различных стратегий реагирования. Вы также можете узнать о:
    • Частота травли;
    • Кто подвергается риску издевательств и издевательств над другими; и
    • Последствия издевательств
  • Киберзапугивание часто требует иных стратегий, чем при личном издевательстве. Узнайте, как работать со своими детьми, чтобы предотвратить киберзапугивание, и как реагировать, когда оно происходит.
  • Используйте советы и инструменты, чтобы поговорить с ребенком о травле. Открывая линии связи до того, как ваш ребенок будет вовлечен в издевательства, ему будет легче сообщить вам, когда что-то произойдет. Также важно работать со школой, чтобы помочь предотвратить издевательства до их начала.
  • Если вы знаете или подозреваете об издевательствах, узнайте, как узнать, что произошло с вашим ребенком. Понимание того, что произошло, также может помочь в общении со школой или общественными властями по поводу ситуации.
  • Если вы определили, что запугивание имело место, узнайте, как вы и представители школы или сообщества можете работать вместе, чтобы поддержать вашего ребенка, независимо от того, подвергались ли они издевательствам, запугивали других или были свидетелями издевательств. Узнайте также о рекомендациях для определенных групп.
  • Если в школе происходят издевательства, узнайте, что ваш штат требует от школ в соответствии с законом штата о борьбе с издевательствами. Узнайте также о федеральных законах, обязывающих школы бороться с домогательствами по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения, пола и инвалидности, а также о способах сообщения о ситуациях, которые не были должным образом переданы в Министерство образования и юстиции США.
  • Если вы работали со своим ребенком и своей школой и нуждаетесь в дополнительной помощи, найдите ресурсы, которые помогут разрешить ситуацию.

Педагоги

Школы являются основным местом, где могут происходить издевательства. Помощь в создании благоприятного и безопасного школьного климата, в котором все учащиеся принимаются, и знание того, как реагировать, когда происходит издевательство, является ключом к тому, чтобы все учащиеся могли учиться и расти. На StopBullying.gov есть множество инструментов, специально предназначенных для учителей, администраторов и других сотрудников школы.

  • Узнайте, что такое запугивание и чем оно не является. Многие виды поведения, которые выглядят как издевательства, могут быть столь же серьезными, но могут потребовать различных стратегий реагирования. Вы также можете узнать, на что обращать внимание в качестве предупреждающих знаков о том, что некоторые из ваших учащихся могут быть причастны к издевательствам, и кто может подвергаться большему риску быть вовлеченным. Знайте об особых соображениях для определенных групп.
  • Создайте безопасный школьный климат. Часто первым шагом к предотвращению издевательств является обеспечение того, чтобы учащиеся, учителя и администраторы были осведомлены о травле. Могут помочь такие инструменты, как обучение водителей школьных автобусов и обучение классных учителей. Такие инструменты, как эти веб-эпизоды, могут помочь детям узнать о травле.
  • Узнайте, как привлечь родителей и молодежь к созданию позитивного школьного климата. Научиться говорить о буллинге с молодежью — важный шаг.
  • Знайте о своих обязательствах в соответствии с законом вашего штата о борьбе с издевательствами. Узнайте также о федеральных законах, которые требуют, чтобы школы пресекали домогательства по признаку расы, цвета кожи, национального происхождения, пола (включая сексуальную ориентацию и гендерную идентичность), инвалидности и религии. Работайте над созданием правил и политик, чтобы помочь всему школьному сообществу понять ожидания, связанные с издевательствами, как сообщить о них, а также процедуры расследования и реагирования, когда что-то происходит.
  • Оцените издевательства в вашей школе и узнайте, как ваша школа сравнивается с национальными показателями издевательств.
  • Реагировать, когда происходят издевательства. Узнайте, как остановить это на месте, выясните, что произошло, и поддержите всех вовлеченных учащихся.
  • Избегайте неправильных указаний в стратегиях предотвращения издевательств и реагирования на них.
  • Используйте бесплатные федеральные и нефедеральные ресурсы о травле.

Как взрослый член сообщества вы играете важную роль в защите всех детей от издевательств. Независимо от того, работаете ли вы в правоохранительных органах, психиатрических службах, общественных или молодежных организациях или выполняете любую другую работу, связанную с детьми, у вас есть ресурсы, которые помогут вам принять меры против издевательств.

  • Во-первых, понимание того, что такое издевательство и чем оно не является, имеет решающее значение для формирования стратегии предотвращения издевательств. Также полезно знать, какие законы вашего штата касаются издевательств. Некоторые законы, например в Вашингтоне, округ Колумбия, распространяются не только на школы, но и на общественные организации.
  •  Используйте набор инструментов для планирования действий сообщества , чтобы проводить мероприятия по борьбе с издевательствами в своем сообществе и разрабатывать комплексную стратегию предотвращения издевательств.
  • Изучите другие федеральные и нефедеральные ресурсы, которые могут помочь вам в планировании работы по предотвращению издевательств.
  • Если вы знаете или подозреваете, что в сообществе имеет место издевательство, узнайте, как реагировать.
  • Узнайте больше о работе в сообществе, включая потенциальных партнеров и дополнительные стратегии.

Как вести себя с хулиганом и быть воспитанным в СДВГ

В: «У моей дочери СДВГ и трудности в обучении. Она говорит, что ее дразнят в школе, но как я могу определить, что это настоящая травля?»


Как перестать травить в школе

К сожалению, многие нейроотличные дети подвергаются издевательствам, дразням и/или насмешкам. Несмотря на политику борьбы с издевательствами в школах и национальные усилия по повышению осведомленности, дети с СДВГ, вероятно, в какой-то момент окажутся жертвами и/или агрессорами.

Да, агрессоры. Дети и подростки с СДВГ могут не осознавать, когда они пересекли черту от легкого поддразнивания до настоящей травли. Поддразнивание это:

  • часто делается с юмором
  • взаимно
  • не влияет на самооценку
  • остановится, когда перестанет быть веселым

Насмешки, с другой стороны, связаны с недоброжелательностью и продолжаются или даже обостряются после того, как адресат причиняет боль или просит прекратить насмешки. Насмешки — это форма издевательств, и они широко распространены в старших классах начальной, средней и старшей школы.

Хулиганы часто нападают на людей, которых они считают слабыми, уязвимыми и неспособными защитить себя. Это повторяющееся, целенаправленное и направленное на причинение вреда или страха посредством угрозы дальнейшей враждебности. Запугивание может быть физическим (причинение вреда людям) или через агрессию в отношениях (распускание слухов, распространение сплетен и принуждение людей к «сговору» с другими).

[Бесплатное руководство: Помогите ребенку завести друзей]

Часто роли хулигана и жертвы меняются. Дети, которые чувствуют себя неуверенно или отличаются от других, с большей вероятностью будут в одно время агрессорами, а в другое — жертвами. Дети и подростки с СДВГ могут стать мишенью для хулиганов из-за импульсивности, неуклюжести и больших проблем с ведением неловких разговоров и чтением языка тела. Они также могут не осознавать, когда им угрожает опасность стать мишенью или атакой.

Иногда обидчик становится хулиганом. Та же импульсивность и социальные проблемы, которые подвергают детей с СДВГ риску издевательств, могут также привести к тому, что они вымещают свое разочарование на других.

Мотивы агрессора могут включать следующее:

  • Желание соответствовать или быть принятым «крутыми» или «популярными» детьми
  • Давление сверстников
  • Защитный механизм: «Если я запугиваю других, то другие не будут запугивать меня»
  • Для повышения социального статуса: «Я чувствую себя сильнее/умнее/лучше, когда унижаю других»

Как вести себя с агрессором: 5 шагов

Чтобы научить детей эффективно реагировать на травлю, поддержите их с помощью следующих мероприятий:

  1. Поощряйте ребенка высказываться не провокационными способами, чтобы заявить о своей силе . Хулиганы сделают несколько тренировочных насмешек, чтобы проверить кого-то, создать драму и расшевелить обстановку. Если их оскорбления вызовут реакцию, они продолжат. Ваш ребенок может прекратить это, встав и сказав: «Что ты мне сказал?» или «Что вы имели в виду?» Или ваш ребенок может прервать хулигана на полуслове, назвать его имя и сменить тему разговора. Попробуйте поиграть с ребенком в ролевые игры, чтобы попрактиковаться в этом.
  2. Создать стратегию выхода . Обсудите приемы и фразы, которые можно использовать, чтобы вывести ребенка из неудобной ситуации. Узнайте, как ваш ребенок или подросток может обратиться за помощью к своим верным друзьям в трудных социальных ситуациях.
  3. Напомните ребенку, что он не один . Укажите на его настоящих друзей и поощряйте время, проведенное вместе. Для детей младшего возраста организуйте эти встречи; для пожилых людей спросите, не хотят ли они пригласить друга. Попросите школу помочь в укреплении позитивных связей через совместные проекты с единомышленниками. Убедитесь, что учителя знают о социальной динамике, с которой сталкивается ваш ребенок.
  4. Помогите своему ребенку развить самосознание в отношении утверждений, действий или выражений лица, которые могут быть неверно истолкованы как враждебные. Попробуйте сказать: «Эй, ты осознаешь громкость своего голоса прямо сейчас? Можете ли вы снизить его на ступеньку выше?» Ищите отзывы учителей о возможном отталкивающем поведении или привычках, которые они замечают.
  5. Разработайте план безопасности , в котором подробно опишите, что нужно сказать или сделать, чтобы остановить издевательства, когда они происходят лично или в Интернете: с кем поговорить (друг или взрослый), куда пойти в школе (кабинет медсестры или консультанта) , и как свести к минимуму реакцию.

Воспитывайте в своем ребенке или подростке уверенность в себе, выявляя его интересы и способности, развивая навыки и гордость в этих областях, признавая его усилия и достижения и оставаясь сострадательным и стабильным в ваших отношениях.

[Симптомный тест: есть ли у моего ребенка СДВГ?]

Как стать честным

Поощряйте ребенка распознавать ситуации, в которых он является сторонним наблюдателем. Попросите их подумать о своих чувствах по поводу увиденного. Объясните, что значит быть честным или кем-то, кто вмешивается от имени человека, над которым издеваются, говоря или действуя. Обсудите, как ваш ребенок может подражать просоциальному поведению, инклюзивности и другим подходящим и безопасным способам быть честным, например:

  • Приглашение других присоединиться к их деятельности и группам
  • Проявление доброты, уважения и сочувствия к другим
  • Прогулка или сидение с уязвимыми детьми, которые могут стать объектами издевательств
  • Вмешательство в группу, заручившись помощью других друзей, которые не любят или боятся хулигана
  • Смена темы, когда начинается дразнящий разговор
  • Подвергнуть сомнению агрессивное поведение, попросив сделать что-то еще
  • Использование юмора для облегчения серьезной ситуации
  • Заявление об одобрении жертвы и подтверждение его или ее социального статуса
  • Частное обращение к цели, чтобы выразить поддержку и озабоченность
  • Сообщение об издевательствах доверенному взрослому, родителю, учителю или администратору школы
  • Если вы чувствуете себя в безопасности,
  • обратиться к человеку, который запугивает, и выразить обеспокоенность в частном порядке.