Как относились к природе наши предки: Какому отношению к природе можно поучиться у наших предков,

Как наши предки заботились об окружающей природе — «Ингушетия» — интернет-газета

Однако гармоничное взаимодействие человека и природы само собой должно быть осмыслением человеческого бытия. Именно так понимали наши предки свою заботу о природе, понимали красоту окружающей их действительности. А иначе и быть не могло. «География народа всегда бывает символическим выражением души народа», — писал в подтверждении этой мысли и философ Н. Бердяев. Понимая неразрывность связи с окружающей их средой обитания, горцы заботились об окружающей их природе: рубили лес, жалея, понимая, что его надо использовать не только как источник тепла и уюта, но и беречь для будущего поколения.

«На дрова присматривали дерево загодя, — вспоминал Хусейн Харсиев, 1929 года рождения, — выбирали только то, которое кривое, сухое, с большим дуплом. И охотились только в пору, когда детеныши лесных животных уже не нуждались в родительском уходе».

Предки воспринимали свою природную обитель как естественное состояние их миропорядка, заботились о разумном использовании природных богатств, о сохранении и приумножении их. Как вспоминает в одной из своих передач известный писатель Иса Кодзоев, старики учили детей с малых лет относиться к природным дарам бережливо. Так, собирая лекарственные травы, объясняли, что нельзя их вырывать с корнями, следовало их срезать ножом, чтобы они могли и в дальнейшем принести людям пользу. Если уже была протоптана тропинка в лесу ли, в поле или во дворе, нельзя было с неё сходить, чтобы как можно меньше утаптывать травяной покров. Учили детей не выщипывать травку, что равнозначно вырванному клоку волос, и т. д. Такое же бережливое отношение к животным было и у охотников.

«Они вырабатывали некоторую специализацию в своём ремесле, в том числе и бережливое отношение к диким животным. Не допускалась бесконтрольная охота на зверей. Был запрет на охоту на животных во время выкармливания потомства. Регулировалась добыча, исходя из разумных потребностей, объективно необходимых и достаточных для поддержания нормальной жизни. Охотились главным образом на те виды животных, которые были массовыми, крупными и наиболее доступными. Сколько бы ни было человек в охотничьей группе, больше 3-4 животных нельзя было убивать. Так, охота на оленей допускалась только в месяц «сай 1аха бутт» (месяц, когда трубит олень), то есть октябрь. Олени к этому времени становились справными. Бывали и определенные рощи, где охота полностью была запрещена. Не разрешалось трогать и стельное животное», — писала в своих исследованиях доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова.

По рассказам Любы Калоевой, 1929 года рождения, по преданиям старины, когда сжигали мусор, следовало три раза громко произнести: «Всё живое покиньте на время это место». Видно, что это отголоски язычества, но, тем не менее, это и своего рода защита окружающей среды, в данном случае живых существ. Нельзя было ловить и издеваться над лягушками, разбивать муравейник, по преданиям это наказывалось проливными дождями. То же самое говорили и о птицах, особое отношение было к ласточкам. Существовала и такая интересная притча, которая говорила о малодушии тех, кто стрелял в птиц. «Говорят, что как-то царь зверей спросил у орла: «А не боишься ли ты так открыто парить над людьми?» На что орёл ответил: «Мужчина в меня не будет стрелять, а не мужчина не попадёт».

Помнится, и бабушка Эсет Шутурова говорила, что стирать вещи в речках и в водоёмах запрещалось, чтобы не загрязнять воду. Следовало её набирать в ёмкость и стирать не ближе 4-5 метров, потом её сливать там же. Вода, проходя через почву, таким образом, очищалась. То же самое следовало делать и при омовении, и в случае мытья рук, и купания. Для последних целей отводились места подальше от населённого пункта — и из этических соображений, и с точки зрения защиты воды.

Наши предки регулировали и выгон скота на пастбища, чтобы они не превращались в пустыни. Таких примеров можно привести множество, но уже видно, что даже в древние времена люди заботились о разумном использовании природных богатств, о сохранении и приумножении их. То были первые слабые попытки балансировать использование природных ресурсов и их восстановление для будущего поколения.

Сакральный характер носит и исламское представление о природе и человеке, ибо и человек, и природа есть творения Всевышнего. В исламе человек несет ответственность за сохранность чистоты и красоты природы. Ислам осуждает собственников, которые по каким-либо причинам не возделывают свои земли и при этом никому их не уступают. Пророк Мухаммед (с. а. в.) говорил, что вода, пастбища и соль являются общими, считал грехом и проклятия в адрес природных явлений: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу». Также в Коране утверждается, что Бог сотворил и небо, землю и животных, чтобы они приносили пользу людям. Долг каждого человека — охранять землю и соразмерно использовать ее блага.

Пророк и его последователи внушали людям заботу и любовь к животным, которые облегчали их труд. Ответственным грехом считается и ударить животное. Запрещено всякого рода обращение с животными, которое не соответствует их назначению. Например, нельзя ездить на корове верхом или класть груз на ее спину. Необходимо заботиться о хорошем корме и чистом содержании животных, особенно коня. Не дозволяется отрезать у живого животного какую-либо часть его тела. Также запрещается делать животное мишенью для стрельбы. Не дозволяется подходить по ночам к месту, избранному птицами для отдыха. Запрещается устраивать зрелища из боя птиц и животных. Нельзя также выщипывать перья из птицы до ее заклания (убийства с целью принятия в пищу или в качестве жертвоприношения).

Особое место в исламе занимает жертвоприношение, смысл которого заключается не в том, чтобы убить животное, а в том, чтобы пожертвовать часть своего имущества в пользу голодных. Согласно вероучению ислама, в Судный день воробей будет обличать человека: «Господь, он убил меня напрасно, безо всякой пользы!» Нельзя по исламу резать животное в присутствии другого животного. Нельзя затачивать нож или другой инструмент, используемый для заклания, в присутствии животного. Нельзя резать животное тупым ножом, принося ему тем дополнительные страдания. Тяжким грехом считается бросить в огонь какое-либо животное, даже если это блоха, комар или другое мелкое насекомое. Существует легенда о том, что некоторые последователи Мухаммеда надевали на ноги колокольчики, чтобы мелкие существа, услышав звон, отдалялись и не попадали им под ноги. Таким образом, и ислам, как и большинство других религий, призывает к защите окружающей среды.

Но, несмотря на всё это, с развитием технического прогресса человечество несёт природе огромный ущерб. Ещё в начале XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные и действенные меры по защите природы. Проблема оскудения Земли нарастает с каждым разом. К примеру, из недр Земли ежегодно изымается 100 млрд тонн минералов, из них более 90% идет в отбросы. Тропический лес уничтожен более чем на 40%. Вырубка его продолжается со скоростью более 20 га в минуту! Под угрозой исчезновения сейчас почти 1 тыс. видов животных и 25 тыс. видов растений. Человечество, накопив неслыханную техническую мощь, занимается самоуничтожением. Значит, дело охраны природы, как и дело мира, касается как государства, так и каждого из нас.

В Ингушетии под защитой государства находится природный заповедник «Эрзи», который начал функционировать с 1993 года. Это уникальная территория со своеобразным природным, горным ландшафтом и историко-культурными ценностями. Здесь около 119 разновидностей животных, более 340 разнотравий, в том числе и занесённые в Красную книгу. К сожалению, потомки своих предков не столь бережливы к природным ценностям. Стало губительным ставшее массовым посещение горной Ингушетии. С одной стороны, это хорошо, когда в потомках просыпается национальная принадлежность, желание узнать ближе свою историю, колыбель ингушского народа. С другой стороны — это остатки костров и мусор под вековыми соснами, это загрязнённые русла рек, ценнейших источников воды — родников.

Пора бы подумать об этом каждому, а не только государственному заповеднику по роду своей деятельности. Радуют акции, тейповые рейды по очистке территории их родового селения и просто берегов рек, которые проходят в последнее время. Но даже этого мало. Вот если каждый задумается, насколько велик именно ваш вклад в заботу о природе — то это уже бесценно. Кроме того, забота об окружающем мире — это дань уважению себе, так как человек является частью природы.

Природа и мы – неразделимы

С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения.

Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.

Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, сколь пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека.

Кощунственное, потребительское отношение к сокровищам планеты может иметь действительно катастрофические последствия. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса – это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к уменьшению, а иногда и к исчезновению различных видов животных и растений. Куда подевались чистые источники? В воду сбрасывают тонны отходов, и ее опасно не только пить, но даже просто купаться в ней. А в реке моют машины, бросают в нее всевозможный мусор. В результате река обмелела, в ней перестала водиться рыба, птицы больше не прилетают на ее берега. И этот пример, к сожалению, не единственный. Страшно даже представить, что произойдет с нашей природой, если люди не перестанут так жестоко и бездушно обращаться с ней, так безжалостно губить ее.

Создается впечатление, что все забыли о том, что человек не может существовать вне природы. Ведь он живет на земле, ест ее плоды, дышит воздухом, пьет воду. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания.

Хочется вспомнить о том, что в древности люди очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям, песням, пословицам и поговоркам. Очень важно, чтобы современные люди имели возможность приобщиться к этой сокровищнице.

Вы только задумайтесь: услышать пение жаворонка, увидеть, как переливается лунным серебром ковыль в степи, вдохнуть ароматы леса или цветущего луга, прильнуть губами к свежему прохладному роднику – это ли не самая большая радость в жизни человека, величайший подарок, который дарит нам природа.

Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы – как это можно не любить? Мы и природа – одна большая семья и должны жить дружно.

Охранять природу – наша главная обязанность, наша первоочередная задача. Давайте помнить слова маленького принца из сказки Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Закройте глаза и представьте такую картину: вы на берегу чистой речки, на зеленой лужайке, вдыхаете аромат свежего воздуха, подбегаете босиком к реке и, прильнув к ней губами, жадно пьете вкусную прохладную воду. А теперь откройте глаза, оглянитесь вокруг и скажите, где вы можете наяву увидеть подобное.

Наши реки, лужайки, леса, воздух испытали такое тлетворное влияние цивилизации, что пора бить тревогу. Разумный человек уже давно не рискнет напиться из реки, озера и даже родниковой воды, которая в народе славится своей чистотой.

Та экологическая работа, которая проводится сейчас – лишь жалкое подобие необходимой деятельности. А ведь это несложно – жить в гармонии с природой, отвечать благодарностью и заботой на ее дары.

Вырубаете леса – посадите молодняк, потребляете воду – очистите реки. На практике же получается, что мы плюем в колодец, из которого сами же пьем воду.

Не отдаляйтесь от своей матушки-природы, а то возвращаться «блудным детям» будет некуда. Пусть экологический набат прозвучит в сердце каждого. Начинайте бороться за выживание уже сегодня. Вместе мы сможем многое, но только вместе.

Коренные народы и природа: традиции сохранения

В культуре народа маори Новой Зеландии люди тесно связаны с природой; они равны и взаимозависимы, даже родственники. Эта идея отражена в слове маори «каитиакитанга», что означает охрану и защиту окружающей среды, чтобы уважать предков и обеспечивать будущее.

Тесные отношения маори со своими землями и миром природы разделяют многие другие коренные народы по всему миру, и это подчеркивает, почему эти часто маргинализированные группы получают признание в качестве жизненно важных хранителей нашей окружающей среды и ее быстро истощающихся ресурсов.

370 миллионов коренных жителей мира составляют всего 5 процентов от общей численности населения, но официально они владеют 18 процентами земли и претендуют на гораздо большее. Их родные районы в 70 странах от Арктики до южной части Тихого океана включают многие из горячих точек биоразнообразия планеты.

Их традиции и системы верований часто означают, что они относятся к природе с глубоким уважением и имеют сильное чувство места и принадлежности. Это поддерживает знания и образ жизни, которые хорошо сочетаются с современными представлениями об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

 Неудивительно, что коренные народы были яростными противниками развития, навязанного извне. Они защищают свои земли от незаконных посягательств и разрушительной эксплуатации, от мегаплотин на своих реках до вырубки и добычи полезных ископаемых в своих лесах.

Это может сделать их идеальными хранителями ландшафтов и экосистем, которые также играют центральную роль в усилиях по ограничению изменения климата и адаптации к его последствиям. Но это также делает их мишенями. Сообщества, которые противостоят могущественным экономическим и политическим интересам, остаются под сильным давлением во многих частях мира.

По данным инициативной группы Global Witness, только в 2015 году 185 человек в 16 странах были убиты, защищая свои земли, леса и реки от разрушительной промышленности, многие из них были представителями коренных народов.

Среди последующих жертв была Берта Касерес, активистка кампании против строительства плотин на землях ее родного народа ленка в Гондурасе, убитая в марте 2016 года. В декабре Касерес посмертно была отмечена высшей экологической наградой ООН.

«Никто не должен бояться за свою жизнь, потому что они призывают к тому, чтобы ресурсы Земли использовались бережно и с уважением к их сообществам», — сказал тогда Эрик Сольхейм, глава программы ООН по окружающей среде. «Каждый имеет право защищать окружающую среду».

После десятилетий дискриминации и пренебрежения роль коренных народов как хранителей земли и традиционных знаний, лежащих в ее основе, получает признание наряду с их правами на исконные земли и содержащиеся в них ресурсы.

Например, в Канаде, которая в этом году принимает Всемирный день окружающей среды, общины коренных народов в последние годы вернули себе контроль над обширными бореальными лесами к востоку от озера Виннипег. Наряду с правительствами провинций и страны коренные народы обратились в этом году к ЮНЕСКО с просьбой признать территорию площадью 29 000 квадратных километров, известную как Пимачиовин Аки или «Земля, дающая жизнь», объектом Всемирного наследия.

Министр окружающей среды Кэтрин Маккенна заявила в марте, что создание охраняемых территорий коренных народов является способом достижения Канадой цели по сохранению 17 процентов ее земель к 2020 году, а также ответом на «желание коренных народов определить, как лучше всего создать более здоровые и процветающие сообщества, защищая при этом свою землю» 9.0003

В Кении программы по охране природы под руководством местных сообществ, такие как заповедник Иль Нгвеси в регионе Лайкипия, увенчались успехом благодаря резервированию части земель, находящихся в общей собственности, для дикой природы и использованию их для поддержки предприятий экотуризма. Дополнительный доход более чем компенсирует ограничения на выпас скота и повышает устойчивость их земель.

В отчете Института мировых ресурсов за прошлый год защита прав коренных народов и других местных общин в районе Амазонки определена как недорогой способ противодействия глобальному обезлесению и изменению климата.

Например, в Боливии, Бразилии и Колумбии в 2000–2012 годах темпы вырубки лесов внутри арендованных коренных лесов были в 2–3 раза ниже, чем за их пределами. Тем не менее, в докладе говорится, что коренные народы и общины во всем мире получили право владения лишь частью своих земель.

Многие коренные народы и местные общины «не могут представить свою жизнь в отрыве от природы, и их интерес к устойчивому использованию ресурсов велик», — сказала Ева Мюллер, директор отдела лесной политики и ресурсов Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН9.0003

«Расширение прав и возможностей этих групп в сочетании с их знаниями и навыками долгосрочного планирования имеет важное значение для обеспечения выживания будущих поколений — как людей, так и диких животных», — сказал Мюллер во время Всемирного дня дикой природы в этом году.

Эта важная роль не всегда признавалась.

Применяя модель, развернутую в знаменитых национальных парках Соединенных Штатов, коренные народы были исключены из исконных земель по всей планете во имя защиты природы. Ведущие природоохранные организации, поддержавшие этот подход, обвиняются в создании миллионов «беженцев-охранителей».

С тех пор защитники природы пришли к пониманию того, что ландшафты, которые они считали «дикой природой», находились под влиянием и охранялись местными и коренными общинами, и что эти группы обладают полезными знаниями о том, как управлять ими.

Права коренных народов теперь закреплены в таких документах, как Декларация ООН о правах коренных народов, которой сейчас исполняется 10 лет, и отражены в политике правительств и стратегиях природоохранных организаций.

Многие из этих людей хотят больше влиять на решение экологических проблем, с которыми мы все сталкиваемся.

«Мы были здесь всегда, и мы знаем естественный цикл вещей», — сказала лидер маори Кэтрин Дэвис. «Мы знаем, когда есть всплеск, мы знаем, когда есть сбой. Мы знаем, когда что-то идет не так с точки зрения устойчивости. Поэтому нам нужно, чтобы нас услышали более четко».

Люди меняли окружающую среду с доисторических времен — Новости

31 мая, 1996

ГЕЙНСВИЛЛ — Хотя ранние цивилизации не расчищали землю под магазины, торговые центры или жилые дома, они меняли землю в соответствии со своими потребностями и злоупотребляли природными ресурсами задолго до промышленной революции, как показали археологи.

«Мы можем видеть значительные изменения в останках животных с течением времени. Мы считаем, что некоторые из этих изменений являются результатом чрезмерной эксплуатации ресурсов», — сказала Элизабет Винг, куратор Флоридского музея естественной истории в Университете Флориды. «Мы думаем о чрезмерной эксплуатации ресурсов как о продукте индустриальных стран, но мы видим свидетельства этого в доиндустриальные времена во многих местах».

Винг и ее сын Стивен, эколог из Калифорнийского университета в Дэвисе, представили в марте доклад Американскому обществу археологов, в котором подробно описывается, как они использовали остатки костей, раковин и зубов, чтобы показать, как цивилизация меняет природные ресурсы.

Ранние люди изменили свою среду обитания посредством одомашнивания животных, охоты и ирригации, сказал Винг. Остатки приподнятых полей и длинные высохшие оросительные каналы все еще можно увидеть в Боливии и в других местах по всему миру благодаря аэрофотосъемке, которая показывает пересекающиеся линии на земле.

— В ландшафте видны каналы для распределения воды, — сказал Винг. «Мы думаем, что эти изменения произошли очень давно, вероятно, более 1000 лет назад. Это способ увидеть влияние, которое люди оказали на ландшафт. Я не думаю, что у нас есть места обитания, которые так или иначе не были изменены людьми».

Многие, возможно, не осознают, насколько сильно ранние поселенцы изменили окружающую среду, в основном из-за сохраняющихся верований в то, что первобытные общества сохраняли землю нетронутой и жили просто с природой.

«Идея «благородного дикаря» до сих пор прочно укоренилась в умах людей, — сказал Винг. «Не то чтобы я чувствовал, что люди неблагородны, но мы меняли Землю на протяжении тысячелетий».

Доказательства этих изменений видны в окружающей среде и в кусочках раковин, костей и зубов размером с ноготь большого пальца, найденных на археологических раскопках и каталогизированных в музее. Путем сравнения с другими коллекциями в музее Уинг может сказать, какие виды были съедены ранними людьми и как эти виды изменились со временем из-за вмешательства человека.

«Когда большинство людей думают об археологии, они думают о каменных орудиях и гончарных изделиях, — сказал Винг. «Но останки животных не менее важны, чем эти каменные артефакты, керамические артефакты и другие культурные памятники. Поскольку большинство останков животных на участке представляют собой остатки пищи, это дает представление о том, как люди жили изо дня в день».

Эти маленькие кусочки кости играют решающую роль в определении рациона древних людей и того, как этот рацион изменил землю благодаря охоте, земледелию и транспортировке неместных животных в эти места.

«Это дает нам лучшее представление об использовании природных ресурсов и влиянии, которое мы оказываем на эти ресурсы», — сказал Винг.