Как провести диагностику ууд по географии – Методическая разработка по географии на тему: Инструментарий для оценки УУД на уроках географии

Методическая разработка по географии на тему: Инструментарий для оценки УУД на уроках географии

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

В.А. Сухоминский

Основная школа приступила к реализации ФГОС второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно УУД  - качественно новая задача, поставленная перед школой.

Именно метапредметные результаты являются теми мостками, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживания процесса формирования УУД, т.е.  перед учителем  ставится задача: как метапредметные результаты оценивать?  Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такими  как контрольные и проверочные работы.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий.

В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями,  метапредметные действия составляют психологическую основу и  являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности  должен быть качественно оценен и измерен.

Во-первых, достижение метапредметных результатов  может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного УУД.

Во- вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или  как средство решения) и как условие успешности выполнения  учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

И в-третьих, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на метапредметной основе. Таким образом, оценка метапредметных результатов  может проводиться в  ходе различных процедур.  Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартных работ. Например, умение  работать  в группах, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнерами и т.д.

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания  ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных умений, так и процесса УУД, по мнению ученых, является мониторинг.

Мониторинг -  это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Мониторинг -  это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Цель мониторинга:  получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у школьников в условиях ФГОС второго поколения.

Задачи мониторинга :  1. отработка механизма сбора информации об уровне сформированности УУД; 2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; 3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; 4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени общего образования.

Основным объектом оценки метапредметных результатов  служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.

Формы контроля:  индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонофицированный.

Инструментарий контроля:  задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:

- разработка КИМов для оценки качества подготовки,

- первичная диагностика учащихся,

- повторная диагностика учащихся;

- сравнительный анализ результатов диагностики.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в основной школе.

  При проведении стартовой диагностики следует помнить о том, что частичное и даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным учеником.

Проведение мониторинга имеет мало смысла без последующей серьезной аналитической работы с его результатами как на уровне конкретного учащегося, так и  на уровне класса. Для работы с результатами мониторинга разрабатываются специальные формы  - «Технологическая  карта формирования УУД», которая создается на каждого учащегося индивидуально и заполняется после окончания  очередного диагностического мероприятия в течение всего курса географии в основной школе и сводные таблицы результатов мониторинга.

Технологическая карта, в которой на протяжении всех лет обучения в основной школе последовательно фиксируется достигнутый учащимися уровень развития каждой группы УУД и его индивидуальная динамика, служит основой для разработки индивидуальной траектории школьника.

Т.о., индивидуальные технологические карты учащихся и сводные таблицы результатов мониторинга являются необходимым инструментом педагогического анализа и проектирования, позволяющим учителю своевременно ставить коррекционно-развивающие педагогические задачи, разрабатывать обоснованную педагогическую тактику и стратегию помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

Это все общие слова, переходим к практике.

Перед вами таблица 1  «Система универсальных умений и компетентностей», где представлены умения, последствия несформированности, методы формирования и возможные способы контроля. Здесь все разложено по полочкам, бери и пользуйся.

Таблица 2. «Виды УУД», мы уже их знаем, нам важны 4 и 5 колонки, где обозначены оценка компонентов и диагностика. Диагностика предполагает методику, т.е. идете в интернет, разбираетесь, пользуетесь.

nsportal.ru

Мониторинг УУД и оценка качества образования учащихся по предмету география

Мониторинг УУД и оценка качества образования учащихся по предмету география

Борщ Елена Александровна, учитель географии МБООУ СШ № 73 г. Ульяновска

Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобретает важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации. В ней испытывает необходимость и учитель для самооценки своей профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий; и руководитель образовательного учреждения для определения стратегии его развития, для оценки качества работы педагогов и корректировки управленческих решений.

Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.

Модель эффективной школы

1. Школа эффективна в той мере, в какой она формирует личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, ставящей перед личностью вопросы и требующих от нее самостоятельных ответов.

2. Школа эффективна в той степени, в какой она готовит учащихся к позитивной самореализациии познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.

3.Школа эффективна в той степени, в какой она удовлетворяет запросы конкретных социопрофессиональных групп и социальной сферы.

В этой связи именно мониторинг становится реально действенным механизмом определения эффективности образовательного процесса.

Мониторинг УУД- мониторинг развития знаний.

Данная система построена с использованием модели «цель-результат» и учетом характеристик процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений.

В связи с реализацией ФГОС ООО в 5 классах я осуществляю внутренний контроль сформированности планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов УУД.

Задачи:

1.Изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.

2.Освоить технологию разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач.

3.Подготовить комплекс контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 5 классов.

 Эта  работа состоит из двух частей: исследовательской и практической. В исследовательской части изучаются основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.  В практической части разрабатывается комплекс контрольно-измерительных материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности личностных, предметных и метапредметных результатов у учащихся.

Я использую наряду со стандартизированными письменными или устными работами такие методы и средства оценки, как проекты, практические работы, разноуровневые задания, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом. Такая переориентация коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе общего образования. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, принятию ответственности за её результаты.

Предлагаю вашему вниманию мониторинг( входной, промежуточный и итоговый контроль знаний) , который я начала проводить в 5х классах с 2013-2014 учебного года в . Сейчас они уже 7 классы и можно с уверенностью сказать ,что наблюдается положительная динамика.

Мною проводится три раза в год контроль знаний (входной ,текущий и итоговый ) и наблюдение за учениками на уроках географии в течение недели. Результаты наблюдений и контроля заносятся в таблицу. Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. В этой таблице наблюдений отражены познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД каждого ученика параллелей 5,6,7 классов.

hello_html_2a0419d2.jpg

Познавательные УУД

- Находить информацию

- Владеть разными видами чтения

- Анализировать

- Классифицировать

- Сравнивать

- Устанавливать причины -

- Устанавливать аналогии

- Представлять информацию

Регулятивные УУД

- Определять цель

- Выдвигать версии

- Планировать деятельность

- Работать по плану

- Оценивать степень успешности

Коммуникативные УУД

- Излагать своё мнение -

- Готов изменить свою точку зрения

- Участвовать в диалоге

- Понимать позицию другого

- Создавать устные тексты

- Использовать речевые средства

- Работать в паре, группе

-Предотвращать, преодолевать конфликты.

На основе моих наблюдений я построила таблицу, в которой прослеживается динамика роста высокого и среднего уровней и уменьшение низкого уровня. Вы можете сказать, что это не значительная положительная динамика, но школа № 73 не является лицеем и гимназией и контингент учащихся часто с невысокой мотивацией обучения.

Примечание: В- высокий уровень, С—средний уровень, Н-низкий уровень.

Классы

-------------------

контроль

2013-2014гг

2014-2015гг

2015-

2016гг

Входной

В-2- 8%

С-15 -60%

Н-8 -32%

В-2- 8%

С-17 -68%

Н-6 -24%

В-3- 12%

С-17 -68%

Н-5 -20%

Промежуточный

В-2- 8%

С-16 -64%

Н-7 -28%

В-3- 12%

С-16 -64%

Н-6 -24%

В-4- 12%

С-16 -64%

Н-5 -20%

Итоговый

В-2- 8%

С-17 -68%

Н-6 -24%

В-3- 12%

С-17 -68%

Н-5 -20%

Предлагаю вашему вниманию примерный перечень оценочных средств, которые я использую в своей практике.

Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Вопросы по темам/разделам дисциплины

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Фонд тестовых заданий

4

Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

а) ознакомительного, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

в) продуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, выполнять проблемные задания.

Комплект разноуровневых задач и заданий

5

Задания для самостоятельной работы

Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом.

Комплект заданий

6

Проект

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обуч-ся.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов

7

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы учащегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы

Темы докладов, сообщений

8

Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы по темам/разделам дисциплины

9

Творческое задание

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий

10

Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты

Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов

11

Портфолио

Целевая подборка работ ученика, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.

Структура портфолио

12

Тренажер

Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных обучающимся профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.

Комплект заданий для работы на тренажере

13

Деловая и/или ролевая игра

Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре

Таким образом, педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически завершенную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы и приняты конкретные решения, намечены пути их реализации.

Такой комплексный подход к изучению личности школьника, учебной ситуации и педагогического коллектива направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: соответствие обученности учащихся уровню их обучаемости, познавательные интересы, мотивы учения. А также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности учащихся и учителей образовательным процессом, эмоционального состояния учащихся, характера межличностных взаимоотношений, педагогической культуры учителей.

Литература:

  • .Елисеев В.В. Методические рекомендации по разработке Образовательной программы школы /Елисеев В.В., Основина В.А. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 33 с.

  • Елисеев В.В. Планирование работы школы в инновационном режиме на учебный год / Елисеев В.В. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 64 с.

  • Основина В.А. Контрольно-диагностическая деятельность руководителя школы в условиях модернизации образования. Учебно-методическое пособие /Основина В.А. – Ульяновск, 2007. – 185 с.

  • Основина В.А. Создание в ОУ системы мониторинга качества образования в условиях введения государственных стандартов общего образования нового поколения: Учебно-методическое пособие. – Ульяновск: «Медиа-групп», 2013. – 205 с.

  • Плахова Л.М. Внутришкольный контроль в образовательном учреждении: моделирование структуры. - М.: Чистые пруды: (часть 1-2005г), (часть 2-2006г).

  • Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии /Третьяков П.И. – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.

  • Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. Поташника М.М. – М.: Пед. общество России, 2000. – 448 с.

  • Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/ Шамова Т.И., Давыденко Т.М.- М.: Пед. общество России, 2001.

  • – 384 с.

Использован интернет:

http://umk-spo.biz/articles/kontrol/ocsrper

http://knigi.dissers.ru/books/1/7623-7.php

http://festival.1september.ru/articles/572878/

http://pandia.ru/text/77/482/51950.php

Мониторинг УУД

Контроль знаний по УУД

Результат


Итоги годовые

Административные контрольные

Интернет тестирование 11а класс-2016г

ЕГЭ по географии

Разноуровневые вопросы

Практическме работы

Тесты

Интернет-проекты

Портфолио

Дистанционное обучение

Литература

1.Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах».

2.Елисеев В.В. Методические рекомендации по разработке Образовательной программы школы /Елисеев В.В., Основина В.А. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 33 с.

3.Елисеев В.В. Планирование работы школы в инновационном режиме на учебный год / Елисеев В.В. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 64 с.

4.Основина В.А. Контрольно-диагностическая деятельность руководителя школы в условиях модернизации образования. Учебно-методическое пособие /Основина В.А. – Ульяновск, 2007. – 185 с.

4.Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии /Третьяков П.И. – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 568 с.

6.Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. Поташника М.М. – М.: Пед. общество России, 2000. – 448 с.

7.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Части 1 и 2. – М., 2004. – часть 1. – 221 с.; часть 2. - 266 с.

8. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/ Шамова Т.И., Давыденко Т.М.- М.: Пед. общество России, 2001.

– 384 с.

Литература

1. Основина В.А. Создание в ОУ системы мониторинга качества  образования в условиях введения  государственных стандартов общего образования                      нового     поколения. Учебное пособие. – Ульяновск : ОАО «Медио –

групп», 2013 –  с. 205

2. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе: Учебное пособие. – Ульяновск: «Медиа-групп», 2012. – 135 с.

3. Основина В.А., Елисеев В.В. Управление образовательным процессом в школе в условиях введения Федерального государственного стандарта общего образования.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 84 с.

4. Педагогический маркетинг в управлении развитием  образовательных систем. /.П.И.  Третьяков, С.И. Захаренков, М.В. Туберозова,  Н.А. Шарай.  – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010. -232 с.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 459 с.   

6. Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.

7. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (Современная технология). Методическое пособие. Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

8. Поташник М.М. Общедидактический анализ урока в современной школе. //Народное образование. -2008.- № 1. с.169-175.

9. Третьяков П.И. Управление по результатам. Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997. – 284 с.

 

10. Школа: Проектирование развития образовательной среды. Под ред. Третьякова П.И. – М.: МИОО, 2007. – 272 с.

infourok.ru

"Техно карта ученика как средство формирования познавательных ууд на уроках географии в 5-6 классах"

Тезис Николаевой Дарии Ефимовны учителя географии МБОУ «Чакырская СОШ» Амгинского улуса, эл.почта: dariya.nik[email protected]gmail.com/ контактный телефон:89241653883.

Тема доклада: «Техно карта ученика как средство формирования познавательных ууд

по географии в 5-6 классе.»

Актуальность: Формирование УУД в обучении происходит при использовании современных педагогических технологий. Современные стандарты требуют формирования действий, связанных со смысловым чтением, поиском информации и ее интерпретации этого можно добиться используя технологию критического мышления. Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, создает на уроке ситуацию успеха. Но всему этому обучающихся необходимо научить. Для этого важно использовать рабочую тетрадь, которая и является рабочей потому, что ученик может работать с нею не только и не столько дома, а в первую очередь на уроке. Современные рабочие тетради предусмотрены и разработаны для массового использования, в которых не предусматривается региональные компоненты образовательного региона.

Цель: сформировать познавательные ууд с помощью техно карт ученика на уроках географии

Задачи:

Изучение литературы по метапредметным ууд

Использования приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Разработка технологических карт уроков по географии с региональным компонентом.

Апробация техно карт ученика с приемами ТРКМ

Мониторинг формирование познавательных УУД

В 2015-16 учебном году учебным планом нашего ОУ в рамках введения ФГОС ООО в 5 классе введены два новых предмета: биология и география. На изучения предмета «География» МБОУ «Чакырская СОШ» в 5 и 6 классах отводится по 1 ч в неделю, т.е в год 35 часов.УМК: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и другие. География 5-6 классы изд: Просвещение. 2015г.

Мною было разработана серия уроков по географии по технологии развития критического мышления: «Вулканы и Гейзеры», «Горы суши», «Годовой ход температуры воздуха» и т.д. Проводились открытые уроки в рамках декады методического объединения в школе. Участвовала в улусной НПК «Урок как педагогический феномен» с открытым уроком.

Техно карта ученика – рабочий лист, или опорная схема урока для ученика. Это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Цель применения печатной рабочей тетради — обеспечить пооперационное формирование основных терминов и понятий, способов и приёмов практической работы, а также способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся во время занятий.

Разработана с использованием приемов и методов технологии развития критического мышления. В разработке техно карты при формировании познавательных ууд были использованы следующие географические методы. «Техно карта ученика» предназначенного для 5-6 классов. Содержит тематические техно карты с заданиями, направленные на работу с учебником, атласом и другими источниками информации. Новизной является, что используются задания регионального компонента.

Сравнительно-географический метод. Прием концептуальная таблица

Историко-географический метод. Пприем тонкие и толстые водпросы

Уровень воды в Мировом океане с каждым годом увеличивается

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

дайте объяснение, почему...

как вы думаете, почему…

почему вы считаете, что...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...

кто...

что...

когда...

какой…

какие…

где…

было ли...

согласны ли вы...

верно...

При диагностике сформирования познавательных УУД по географии были проведены 2 теста: входной и итоговой контроль.

В 2015-2016 году по диагностике метапредметных умений принимали участие 5 классы 5 учащихся, осуществляющего переход на ФГОС ООО.

Распределение участников диагностики по полученным тестовым баллам представлено на диаграмме.

hello_html_m2d23ea3b.png

В стартовой диагностике 5 классов. 1 учащийся имел средний уровень (20%) по результатам выполнения заданий получили от 18 баллов (средний уровень). Менее 13 баллов (низкий уровень) получили 40% тестировавшихся учащихся, от 20 до 23 баллов (высокий уровень) получили 20 % учащихся. Из диаграммы видно, что большинство тестировавшихся (60%) выполнили задания, набрав от 18 до 23 баллов (средний и высокий уровень).

Итоговая диагностика В 2016-2017 году в стартовой диагностике метапредметных умений принимали участие 5 классы 6 учащихся, осуществляющего переход на ФГОС ООО. 6 класс 3 учащихся.

Распределение участников диагностики по полученным тестовым баллам представлено на диаграмме.

hello_html_m9865f66.png

В стартовой диагностике 5 классов. 1 учащийся имел средний уровень (13,3%) по результатам выполнения заданий получили от 19 баллов (средний уровень). Менее 11 баллов (низкий уровень) получили 39,9% тестировавшихся учащихся, от 21 до 23 баллов (высокий уровень) получили 26,6 % учащихся. Из диаграммы видно, что большинство тестировавшихся (39,9%) выполнили задания, набрав 11 (низкий уровень).

В стартовой диагностике 6 классов. 1 учащийся имел средний уровень (33,3%) по результатам выполнения заданий получил от 18 баллов (средний уровень), от 21 до 23 баллов (высокий уровень) получили 66,6% учащихся. Из диаграммы видно, что большинство тестировавшихся (66,6%) выполнили задания, набрав высокий уровень.

Заключение

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В соответствии с целью и задачами исследования в работе

– раскрыты понятия и виды УУД;

–рассмотрена характеристика познавательных УУД, и возможность использования методов географии для формирования УУД;

– разработаны технологические карты уроков и апробированы техно карты учеников.

Изучение методической литературы дало возможность раскрыть понятия и виды УУД, рассмотреть характеристику познавательных УУД.

УУД, рассматриваются как метапредметные способы преобразования учебного материала, отражающие готовность субъекта к самообучению, саморазвитию, и самосовершенствованию путем сознательного активного присвоения нового социального опыта. Основными видами УУД являются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Познавательные УУД включают общеучебные действия, логические, знаково-символические и действия постановки и решения проблем. Это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Формирование познавательных универсальных учебных действий будет эффективней на уроках географии при условии готовности к сотрудничеству с учащимися и другими учителями-предметниками.

В работе учтена специфика географического образования, которая выражается в особом географическом мышлении, овладении географическим языком, умении использовать различные источники информации и в применении методов географического познания в реальной жизни. Методы географии рассмотрены как неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться для формирования познавательных УУД. Изучение возможности формирования познавательных УУД позволяет привести конкретные примеры на уроках географии.

infourok.ru

Формирование УУД на уроках географии.

Ляпустина Елена Николаевна

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

г. Ханты-Мансийска,

учитель географии первой категории.

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии.

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я понимаю».

Китайская мудрость.

 В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное  вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением универсальных учебных действий. Они помогают сделать процесс обучения легким и доступным каждому ребенку. В данной статье рассмотрены универсальные учебные действия,  применяемые на уроках географии.

Сущность понятия «универсальные учебные действия» в научной литературе трактуется по-разному. В широком значении сам термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих школьнику способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[1,с.2 ]

В программе развития УУД для основного общего образования выделены четыре блока:

1.      Личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

2.      Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

3.      Познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

4.      Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 

 

 На уроках географии развитие УУД возможно через систему заданий, например: 
- личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Например:

 Можно предложить задания на подготовку презентации о своём народе, нарисовать герб своей семьи, провести акции «Удивительное рядом», «Помоги лесу», подготовить сообщения на темы «География в моей будущей профессии», «Добыча полезных ископаемых в нашем крае и проблемы экологии». 
Так, например,  в 6 классе изучение географии можно начать с домашнего задания составить рассказ, раскрывающий применение географических знаний в жизни конкретной семьи, применение географических знаний в походе в лес, поездке на дачу или на отдых. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность географических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по географии.

 Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии ведётся в следующих направлениях:

1). Работа с картой. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Например, могут быть предложены вопросы и задания:

- Почему точка А и точка В расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения?

- Что является причиной разнообразнообразных форм рельефа на территории России??

- На основе карт атласа составить комплексную характеристику одного из регионов России;

- Анализируя климатическую карту России, ответить на вопрос: «Почему средняя температура января в Мурманске выше, чем во Владивостоке?»

- Задание "Здесь был я”. Ребята делятся впечатлениями о поездках по родному краю, иллюстрируя рассказ фотографиями. Для выполнения этой работы нужно научиться видеть необычное в обыденном и суметь рассказать об этом.  

2). Работа в контурных картах:

1. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.

2. Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.

3. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

4. Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ (задание: проложите по контурной карте туристический маршрут через города Северо-Запада. В какой последовательности, и по каким территориям он будет проходить? Чем он интересен?).

5. В результате использования разнообразных видов практических работ формируется навык составления и распознавания диаграмм.

3). Построения графиков.

4). Практическая работа 7 класс. Тема: «Природные зоны» Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения, (умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия)

5). Презентации учеников, формируют умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

 Решение практических заданий обучающимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего курса географии.


Для формирования коммуникативных действий можно предложить ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников (работа в группах или парах). Например: сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания географических названий островов, морей, заливов, рек и т.д.. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу оценку, оспаривают, при необходимости, оценку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. 


С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Например, небольшой тест графический или буквенный, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь тетрадями с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски.…             В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.

 Список литературы:

 

1. Родыгина, О. А. Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России».

infourok.ru

Познавательные УУД на уроках географии

Оценка сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках географии МБОУ НСШ №2 учитель химии и географии Маркович Елена Владимировна

Оценка сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках географии

МБОУ НСШ №2 учитель химии и географии

Маркович Елена Владимировна

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю».   Китайская мудрость.

«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я понимаю».

Китайская мудрость.

Актуальность. Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность познавательных универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Актуальность.

  • Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
  • Сформированность познавательных универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные).   умение учиться предметные географические умения овладение учащимися общеучебными умениями .

Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные).

умение учиться

предметные географические умения

овладение учащимися общеучебными умениями .

Учебные действия. Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Учебные действия.

Универсальные учебные действия

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные
Познавательные действия Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:  Работа с текстом, понятиями, классификацией и сравнение, а так же работа с контурной картой.

Познавательные действия

Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:

Работа с текстом, понятиями, классификацией и сравнение, а так же работа с контурной картой.

Задание 1. Работа с текстом с помощью алгоритма Цицерона

Задание 1. Работа с текстом с помощью алгоритма Цицерона

1. Что изучают геологи? 2. Где залегают горные породы? 3. Как происходит добыча горных пород? 4. Зачем геологи занимаются изучают горные породы? Оценка:  1 ответ - 1 балл Итог: 4 балла
  • 1. Что изучают геологи?
  • 2. Где залегают горные породы?
  • 3. Как происходит добыча горных пород?
  • 4. Зачем геологи занимаются изучают горные породы?

Оценка:

1 ответ - 1 балл

Итог:

4 балла

Каменная оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, называется литосферой. Под ней находится разогретый пластичный слой мантии. Литосфера как бы плавает по этому слою. Мощность литосферы в разных областях Земли изменяется от 20 до 200 километров и более. В целом под континентами она толще, чем под океанами. Учёные установили, что литосфера не монолитна, а состоит из литосферных плит. Они отделены друг от друга глубокими разломами. Выделяют семь очень крупных и несколько более мелких литосферных плит, которые постоянно, но медленно перемещаются по пластичному слою мантии. Средняя скорость их движения около 5 сантиметров в год. Некоторые плиты полностью океанические, но большинство имеют разные типы земной коры. 

Литосферные плиты движутся относительно друг друга в разных направлениях: или отодвигаются, или, наоборот, сближаются и сталкиваются. В составе литосферных плит перемещается и их верхний «этаж» — земная кора. Благодаря движению литосферных плит меняется расположение на поверхности Земли материков и океанов. Материки то сталкиваются между собой, то отодвигаются друг от друга на тысячи километров. 

  • 1. Что такое литосфера?
  • 2. Где располагается литосфера?
  • 3. Из чего состоит литосфера?
  • 4. Как движутся литосферные плиты?
  • 5. Почему меняется расположение Земли?

Оценка:

1 ответ –

1 балл

Итог:

5 баллов

Задание 2. Работа с понятиями

Задание 2. Работа с понятиями

Полезные ископаемые  — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства. Оценка:  1 ответ – 2 балла Итог:  2 балла
  • Полезные ископаемые  — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

Оценка:

1 ответ – 2 балла

Итог:

2 балла

Вставьте пропущенные слова Горные породы и минералы по происхождению объединяют в три большие группы: магматические – горные породы образуются при остывании вещества мантии, осадочные – образование связано с осаждением частиц на дне океана, моря, а так же могут накапливаться на суше, и метаморфические – горные породы возникают из других горных пород при воздействии на них высокой температуры и давления. Горные породы и минералы по _______________ объединяют в три большие группы: _____________ – горные породы образуются при остывании вещества мантии, ____________ – образование связано с осаждением частиц на дне океана, моря, а так же могут накапливаться на суше, и _________________ – горные породы возникают из других горных пород при воздействии на них высокой температуры и давления. Оценка:  1 слово – 0,5 балла Итог:  2 балла

Вставьте пропущенные слова

Горные породы и минералы по происхождению объединяют в три большие группы: магматические – горные породы образуются при остывании вещества мантии, осадочные – образование связано с осаждением частиц на дне океана, моря, а так же могут накапливаться на суше, и метаморфические – горные породы возникают из других горных пород при воздействии на них высокой температуры и давления.

Горные породы и минералы по _______________ объединяют в три большие группы: _____________ – горные породы образуются при остывании вещества мантии, ____________ – образование связано с осаждением частиц на дне океана, моря, а так же могут накапливаться на суше, и _________________ – горные породы возникают из других горных пород при воздействии на них высокой температуры и давления.

Оценка:

1 слово – 0,5 балла

Итог:

2 балла

Прочитайте определения понятия «гранит»: Это широко распространенная в земле горная порода; Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета; Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение; Магматическая горная порода. Оценка:  1 ответ – 1 балла Итог:  1 балла
  • Прочитайте определения понятия «гранит»:
  • Это широко распространенная в земле горная порода;
  • Это глубинная кристаллическая порода серого или розовато-серого цвета;
  • Это глубинная магматическая горная порода, имеющая зернистое строение;
  • Магматическая горная порода.

Оценка:

1 ответ – 1 балла

Итог:

1 балла

Задание 3. Классификация, найди лишнее   Определите лишнее слово: 1. Ядро, мантия, впадина , земная кора. 2. Вершина, дюны, барханы, овраг. 3. Подошва, склон, вершина, отмель. 4. Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера. 5. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер . 6.  Низменность , перевал, гребень, хребет. 7. Гранит, торф, поваренная соль , известняк.

Задание 3. Классификация, найди лишнее

Определите лишнее слово:

1. Ядро, мантия, впадина , земная кора.

2. Вершина, дюны, барханы, овраг.

3. Подошва, склон, вершина, отмель.

4. Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера.

5. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер .

6.  Низменность , перевал, гребень, хребет.

7. Гранит, торф, поваренная соль , известняк.

Осадочные органические горные породы образовались в результате: А) разрушения горных пород, осаждения растворенных в воде частиц; Б) накопления остатков отмерших организмов; В) остывания и затвердевания магмы. В океанической земной коре выделяют слои горных пород: А) осадочный, гранитный; Б) осадочный, гранитный, базальтовый; В) осадочный, базальтовый.

Осадочные органические горные породы образовались в результате:

А) разрушения горных пород, осаждения растворенных в воде частиц;

Б) накопления остатков отмерших организмов;

В) остывания и затвердевания магмы.

В океанической земной коре выделяют слои горных пород:

А) осадочный, гранитный;

Б) осадочный, гранитный, базальтовый;

В) осадочный, базальтовый.

Зачем на карты и глобус наносят  особые линии – параллели и меридианы?   Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар?  http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=анимация вращения глобуса http://emanations.ru/625-kak-z…  Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов?  

Зачем на карты и глобус наносят

особые линии – параллели и меридианы?

Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар?

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=анимация вращения глобуса

http://emanations.ru/625-kak-z…

  • Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов?

Что такое широта и долгота?  Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря: Миша – с координатами 55 ° с.ш., 20 ° в.д.; Женя – 45 ° с.ш., 38 ° в.д.; Коля – 65 ° с.ш., 40 ° в.д. Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде, а третий в воду не заходил, было холодно. Кто на каком море побывал? Балтийское море Белое море Женя Миша Чёрное море Коля

Что такое широта и долгота?

  • Каждый из трёх друзей провёл лето на берегу моря: Миша – с координатами 55 ° с.ш., 20 ° в.д.; Женя – 45 ° с.ш., 38 ° в.д.; Коля – 65 ° с.ш., 40 ° в.д.

Один всё время купался, другой купался иногда при хорошей погоде, а третий в воду не заходил, было холодно. Кто на каком море побывал?

Балтийское море

Белое море

Женя

Миша

Чёрное море

Коля

Работа в контурных картах Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ … 5 класс

Работа в контурных картах

Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ …

5 класс

Приём «Верно неверно» 1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.

Приём «Верно неверно»

1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.

Практические работы Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике , вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами

Практические работы

  • Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
  • Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике , вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.
  • Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами
Этапы формирования учебных действий на уроках географии . Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.  При формировании умений и навыков выделяются основные этапы: - ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;   - тренировка в применении этого умения; - проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками. - умение применять действие в любых ситуациях

Этапы формирования учебных действий на уроках географии .

  • Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты. 

При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;

- тренировка в применении этого умения;

- проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками.

- умение применять действие в любых ситуациях

Формирование универсальных учебных действий на основных этапах урока географии Этап урока Универсальные Учебные Действия Актуализация. Эпиграф Познавательные: извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания., формулировка темы урока. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание. Познавательные: Ориентироваться  в своей системе знаний и  осознавать необходимость  нового знания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: мотивация к познанию, действия смыслообразования.

Формирование универсальных учебных действий на основных этапах урока географии

Этап урока

Универсальные Учебные Действия

Актуализация.

Эпиграф

Познавательные: извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания., формулировка темы урока.

Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Личностные: мотивация к познанию, действия смыслообразования.

 Основная часть урока Формулирование проблемы Выдвижение гипотезы Познавательные:  постановка и формулирование проблемы,  выбор способов решения проблемы; извлечение информации, выбор источников информации и способы переработки информации для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта, презентации в том числе с использованием ИКТ; Анализировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений. Направление поиска исследования Выбор источников информации Проверка гипотезы Выводы по результатам исследования Подведение итогов Работа с тематической картой Творческая работа   Личностные: мотивация к познанию, действия смыслообразования

Основная часть урока

  • Формулирование проблемы
  • Выдвижение гипотезы

Познавательные: постановка и формулирование проблемы,

выбор способов решения проблемы; извлечение информации, выбор источников информации и способы переработки информации для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта, презентации в том числе с использованием ИКТ; Анализировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия явлений.

  • Направление поиска исследования
  • Выбор источников информации
  • Проверка гипотезы
  • Выводы по результатам исследования
  • Подведение итогов
  • Работа с тематической картой
  • Творческая работа

Личностные: мотивация к познанию, действия смыслообразования

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Познавательные: умение структурироватьзнания, презентовать их; составлять публичное выступление. Заключительный этап.   Домашнее задание. Познавательные: постановка и формулирование новой проблемы. Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Познавательные: умение структурироватьзнания, презентовать их; составлять публичное выступление.

Заключительный этап.

Домашнее задание.

Познавательные: постановка и формулирование новой проблемы.

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

 В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий.

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий.

Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!

videouroki.net

Диагностическая карта формирования УУД, 5-7 классы

Познавательные УУД

     

1

Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных

Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию. Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

2

2

Самостоятельно осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию при помощи учителя или одноклассников.

1

1

Затрудняется в поиске и выделении необходимой информации даже при оказании ему помощи.

0

0

2

Добывать новые знания из различных источников различными способами

Систематически самостоятельно применяет методы информационного поиска, добывает новые знания, в том числе с помощью компьютерных средств.

2

2

Эпизодично и, в основном, по заданию учителя применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

1

1

Не умеет применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

0

0

3

Перерабатывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную форму. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет представить результаты работы (исследования) в заданном формате, составить текст отчѐта и презентацию с использованием ИКТ.

   

Выбирает наиболее простые способы решения задач (действует по образцу). Не всегда умеет представить результаты работы (исследования) в заданном формате, составить презентацию с использованием ИКТ.

   

Затрудняется перерабатывать информацию из одной формы в другую. Не может представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

   

4

Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы. Способен переработать информацию для получения результата

2

2

Частично владеет навыками исследовательской деятельности; самостоятельно план проверки предложенной учителем гипотезы; осуществляет наблюдения и эксперименты; умеет классифицировать и обобщать.

1

1

Не владеет навыками исследовательской деятельности. Не способен переработать информацию для получения результата

0

0

5

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

Определяет основную и второстепенную информацию. Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Умеет хранить, защищать, передавать и обрабатывать информацию.

2

2

Не всегда определяет основную и второстепенную информацию. Периодически может передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

1

1

Неправильно определяет основную и второстепенную информацию. Не умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

0

0

ИТОГО: 10-9 баллов высокий уровень,

8-5 баллов средний уровень, 0-4 балла низкий уровень.

       

Коммуникативные УУД

     

1

Доносить свою позицию

до других с помощью

монологической и

диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций

Умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме.

2

2

Умеет использовать речь для регуляции своего действия. Не всегда может донести свою позицию до других.

1

1

Не умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

0

0

2.

Читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения.

Структурирует знания. Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное. Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

2

2

Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

1

1

Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг. Не умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

0

0

3

Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

2

2

Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Понимает и принимает факт, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе не совпадающие с его собственной.

1

1

Не умеет участвовать диалоге. Отстаивая свою точку зрения, не соблюдает правила речевого этикета. Не может аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Не считается с другой точкой зрения на проблему.

0

0

4

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то

сообща

Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой). Владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия.

   

Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

   

Не умеет договариваться с людьми, работать в группе, не владеет диалогической речью, не может выполнять различные роли в группе, не умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

   

ИТОГО: 8-7 баллов высокий уровень,

6-3 балла средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.

   

Личностные УУД

     

1

Самооценка.

Оценивать ситуации и поступки (ценностные

установки)

Формирует самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, видны готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать.

2

2

Проявляет интересы, инициативы и любознательность, учится с четкой организацией своей деятельности. Не всегда открыто выражает и отстаивает свою позицию. Не всегда адекватно себя оценивает.

1

1

В учении не проявляет интересы, инициативы и любознательность. Отмалчивается, не выражает и не отстаивает свою позицию. Не адекватно себя оценивает.

0

0

2.

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию,

мотивация к познанию, учѐбе)

Выполняет самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимает ответственность за их результаты. Целеустремленно и настойчиво идет к достижению целей, готов к преодолению трудностей.

2

2

Проявляет самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Иногда не доходит до цели, боится преодоления трудностей.

1

1

Не проявляет или проявляет крайне редко самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Выполняет только самые простые задания, нацелен на неуспешность.

0

0

3

Самоопределяться в

жизненных ценностях

(на словах) и поступать в

соответствии с ними,

отвечая за свои поступки

(личностная позиция,

российская и

гражданская

идентичность)

Проявляет толерантность и противодействует действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Осознает себя гражданином, имеет активную сформированную гражданскую позицию. Участвует в социальном проектировании.

2

2

Проявляет уважение к другим людям, самодостоинство. Понимает и принимает возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях. Осознает себя гражданином, имеет активную, но не до конца сформированную гражданскую позицию.

1

1

Не проявляет уважение к другим людям. Не принимает возможность человека быть самим собой. Осознает себя гражданином, имеет пассивную, не сформированную гражданскую позицию.

0

0

ИТОГО: 6-5 баллов высокий уровень,

4-3 баллов средний уровень, 0-2 балла низкий уровень.

   

ИТОГИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД (регулятивных, познавательных , коммуникативных, личностный)

34-31 баллов - высокий уровень;30-16 баллов - средний уровень; 0-15 баллов - низкий уровень.

   

Подпись учителя:_______________________ Подпись родителей:

 
   

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Методическая разработка по географии на тему: Формирование регулятивных УУД на уроках географии

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

И.Г. Золотарева, учитель географии

                                                                          МАНОУ «Гимназия №2»

                                                                         г. Мариинска Кемеровской области

      География – единственный школьный предмет, охватывающий всю систему «человек- природа- хозяйственная деятельность». Цель его- формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.

      Специфика предметной деятельности отражается в конкретных видах учебных действий. Согласно формулировке, данной в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым, понятие «универсальные учебные действия» в широком смысле означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  В более узком значении этот термин можно определить  как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.  

   Для каждого учебного предмета ведущим является определенный вид деятельности. Для географии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, а регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения учебного материала учащимися. Так, при формировании общеучебных и специальных умений и навыков учителями выделяются основные этапы деятельности: ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения; отработка введенных умений по образцу; тренировка в применении умения, перенос умения в новую учебную ситуацию.

       


Таблица 1

Развитие регулятивных УУД в курсе географии 5-9 класса

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

  • -ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • -планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • -работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

  • -оценивать работу одноклассников.
  • -ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • -планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • -работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • -работать в соответствии с предложенным планом;
  • -сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
  • -оценивать работу одноклассников.
  • -самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
  • -организовывать свою познавательную деятельность- определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и   применять их, оценивать результаты деятельности;
  • -ставить учебные задачи;
  • -вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • -выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • -планировать и корректировать свою деятельность в соответствиис ее целями, задачами, условиями;
  • -оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
  • -составлять рецензии, аннотации.
  • -ставить учебные задачи;
  • -вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • -выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • -планировать и корректировать свою деятельность в соответствиис ее целями, задачами, условиями;
  • -оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
  • -составлять рецензии, аннотации;
  • -определять проблему и способы ее решения.

     Грамотное использование методического аппарата учебника, рабочих тетрадей для самостоятельной деятельности позволяют учителю качественно подойти к формированию самоанализа, самооценки, планированию собственной деятельности учащимся. Школьники целенаправленно обучаются:

ставить учебные задачи, вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения заданий; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями; владеть различными способами самоконтроля. На основе проектирования результатов образовательного процесса, учителя географии в рабочих программах продумывают отбор содержания учебного материала с учетом требований Стандарта, методы, приемы и средства его отработки, этапы формирования ключевых компетентностей и предметных компетенции. Обучение строится в деятельностной форме, т.е. способы познания конкретизированы до уровня учебных действий, в которых четко определены ведущие содержательные идеи и задачи конкретного урока, выделены ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных и метапредметных умений, в каждой теме прописаны рекомендуемые практические работы и элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания:

1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)

География 7 класс. Тема: «Северная Америка»

2. Задания на упорядочивание и группировку

- Сгруппируйте географические объекты по смыслу:

Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис

География 9 класс. Тема: «Центральная Россия»

3. Задание “Найди ошибки в тексте”.

В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный,Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную

руду, каменный уголь, торф.

Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.

География 7 класс Тема: «Южная Америка»

4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»

Южную Америку можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад. Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….горы.

…………. – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.

Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в……………… океан.

Амазонка …………. в течение всего года.

На реке Парана построена крупнейшая в мире …………………..

Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..

Самая высокая вершина Анд - ……………

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.

В 6 классе   составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения,  равнины, горной системы и т.д.

В 7 классе  даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи 

В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России.  

   Тема «Источники географической информации»

1.Составьте рассказ под условным названием «Мое маленькое путешествие» с использованием условных топографических знаков. Название путешествия можете изменить, выбрав свое. (Познавательные, учебно – информационные)

2. Назовите приборы, которые необходимы для работы по топографической карте. Напишите, что вы о них знаете? При затруднении воспользуйтесь необходимыми средствами информации, указав, какие именно использовали.

(Познавательные, учебно – информационные)

3.Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради. По результатам работы сделайте выводы.

Вид географических карт атласа

Что изображено

Масштаб

1. Физическая карта полушарий

2.Физическая карта России

3. Политическая карта мира

4. …

5. …

(Познавательные, учебно – логические)

4.В одном из своих произведений В. В.Набоков пишет: «В кабинете…нашелся в книжном шкафу великолепный атлас. Балтийское море показалось ему похожим на коленопреклоненную женщину. Италия – на ботфорт, Цейлон – на каплю воды».

Найдите на карте:

- Скандинавский полуостров,

- полуостров Камчатка

- материк Африка  

- озеро Байкал.

Какие образы у вас складываются? Ответы запишите напротив каждого географического объекта.

(Познавательные, учебно – логические)

Земная кора и литосфера

5. 7 декабря 1988 года произошло сильное землетрясение. Землетрясение имело магнитуду около 7 по шкале Рихтера. Воздействие подземных толчков проявилось на территории Армении, которая находится на границе двух тектонических плит. В зону землетрясения попали десятки городов и поселков в Армении, Азербайджане и Грузии. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся вблизи от эпицентра землетрясения. Очаг землетрясения располагался на глубине до 20 километров от поверхности. В результате землетрясения были разрушены или пришли в аварийное состояние здания, автодороги, железнодорожные пути. При землетрясении возник 37-ми километровый разрыв земной поверхности.

Составьте вопросы к тексту, найдите ответы на них в тексте и перескажите текст соседу по парте.

Работа с картой

1.  Найдите на политической карте страны, пострадавшие от землетрясения.

2.  *Подпишите на карте названия стран и их столиц.

3.  Определите по физической карте, на каком материке расположены страны, в какой его части.

4.  Определите, на территории каких гор, расположены страны.

5.  *Определите по тектонической карте, где еще возможны землетрясения, на территории каких стран?

(Познавательные, учебно – логические)

Работа с Интернет, географическими словарями

1.  *Найдите в дополнительных источниках, что такое шкала Рихтера, амплитуда землетрясения?

2.  *Каково максимальное значение амплитуды землетрясения по шкале Рихтера?

3.  Что такое очаг землетрясения?

4.  Что такое эпицентр землетрясения?

5.  *Что такое сейсмические районы?

(Познавательные, учебно – информационные)

Задания

1.  Нарисуйте иллюстрацию к тексту.

2.  Напишите памятку для людей, живущих в районах, где возможны землетрясения.

3.  Напишите мини-эссе по тексту.

4.  Составьте вопросы к тесту для одноклассников.

5.  Нарисуй схему землетрясения.

(Регулятивные, учебно – организационные)

6.  Многие деревни и села в России имеют название «Горки». Как вы думаете, они действительно были на горе? Свой ответ («за» и «против») письменно обоснуйте.

(Познавательные, учебно – логические)

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

7. В книге шведской писательницы С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с диким гусями» рассказывается о глупом тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу - пусть оно меня греет». И тролль принялся за работу: он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

- Вот теперь, пожалуй, хватит, - сказал тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну!

Тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает, - отсюда до Солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Так этот глупый тролль и замёрз».

Как вы думаете, почему замерз тролль?

(Познавательные, учебно – логические)

8. Вы отправились отдыхать с родителями на дачу. Напишите, используя условные знаки атмосферных явлений, какую погоду Вы хотели бы на эти дни? (Регулятивные)

Гидросфера – водная оболочка Земли

9. Волга – река в Европейской части России, одна из крупнейших рек мира и самая большая в Европе. Длина Волги 3530 км, площадь ее бассейна 1,360млн. кв. км.

Волга берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м. Исток Волги – ключ у деревни Волго – Верховье в Тверской области.

В волгу впадает около 200 притоков. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Бассейн Волги простирается от Валдайской возвышенности на западе до Урала на востоке.

Волга впадает в Каспийское море. Устье реки лежит на 28 м ниже уровня моря. В дельте Волги насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек.

Основное питание Волги – снеговое, грунтовое и дождевое. В режиме Волги выделяется весеннее половодье (апрель – июнь), летняя и зимняя межени, осенние дождевые паводки (октябрь).

Составьте план описания Волги.

Используя составленный план, дайте описание реки своей местности.

(Регулятивные, учебно – организационные)

10. Систематизируйте свои знания о течениях. Результаты оформите в виде таблицы:

Течение – это…

Значение течений для жизни нашей планеты

Как образуются течения?

Какие бывают течения? Как они обозначаются на картах?

Назовите самые крупные течения

(Познавательные, учебно – логические)

11. Биосфера Земли

11. Прочитайте текст и выполните задание.

«Материк с уникальной природой. Его называют ледяным, безмолвным, пустынным, белым, загадочным. Толщина ледникового покрова достигает 4700м. Снег и лед отражают большую часть солнечного тепла. Здесь отмечена самая низкая на Земле температура воздуха – 89, 2◦ С, сильные ветры. Большую часть года длится суровая зима. Средняя летняя температура воздуха на большей части материка: -28◦, -30◦С, лишь на побережье она иногда бывает 0◦С и даже +2◦ С. Это самый высокий континент планеты. Здесь нет постоянного населения»

- О каком материке идет речь?

- Учитывая его природные условия, предложите одежду (жилище) для исследователей материка.

Познавательные, учебно – логические)

12. Игра «Найдите на рисунке контуры животных лесов умеренного пояса».

Письменно перечисли их.

Попробуйте создать аналогичную игру (если учащиеся могут рисовать) для зоны саванн. Работа групповая. Возможно создание игры разными группами учащихся для любой другой природной зоны.

Регулятивные, учебно – организационные; коммуникативные)

nsportal.ru