Какая главная составляющая сюжетно ролевой игры: Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Характеристика творческих игр как основного вида игр детей дошкольного возраста
В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой.
Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все осн … Характеристика творческих игр как основного вида игр детей дошкольного возраста
В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой.
Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все основные черты игры в наибольшей полноте.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры.
Стержень игры – роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно, берут на себя роли тех взрослых или детей, действия или поступки которых произвели на них большое эмоциональное впечатление. Интерес определяет и место роли в игре, и характер взаимоотношений: равноправия, подчинения. управления. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетной игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образцам. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действия с предметами.
В сюжете используется два вида действий: оперативные и изобразительные «как будто», соответствующие действиям взятой роли.
Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы: общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослым; частный мотив – интерес к событиям, действиям с предметами, стремление к совместной деятельности, желание стать субъектом своей деятельности.
С возрастом игры меняются, возрастает богатство сюжетов. Условно все сюжетные игры можно разделить на три группы в зависимости от сюжета: бытовые игры, игры на тему труда, игры с общественной тематикой.
На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры должно осуществляться по следующим направлениям:
•    Усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
•    Постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:
•    Формирование игры как деятельности;
•    Использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.
Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевого поведения.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть, например, «Программу обучения и воспитания в детском саду», то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель).
Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая.
Этот вид игры стал центром многочисленных исследований взрослых, ему посвящают семинары, научные работы. Это самый понятный нам вид деятельности детей. Профессионалы часто посещают детские садики, чтобы посмотреть, как дети учатся в играх различным социальным ролям. Но зачастую дети уже не играют. Они делают то, что хотят видеть взрослые, старательно уча малышей «шаблонным играм».
Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую.
Рассмотрим сюжетную линию.В два-три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра. Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – режиссерская.
Действительно, действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Во-первых, сам ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала это простой, примитивный сценарий, но в будущем он обрастает множеством усложняющих деталей. Родители удивляются талантам малыша – такой маленький, а сам придумывает сюжет, но это очень хороший признак, который должен быть свойственен всем детям, – развитие самостоятельности. Все, что сейчас он делает – он делает сам, без помощи. Когда-нибудь каждый человек приходит к самостоятельности, пусть так рано начнутся первые ее проявления. Второй схожей чертой игры ребенка и режиссера в данном случае является то, что ребенок сам решает, кто кем будет. Каждый предмет может стать домиком, человеком, животным и т.д. Ребенок тем самым учится переносить свойства одного предмета на другой. Третьим важным сходством является то, что малыш сам сочиняет мизансцены. Он может долгое время возиться с мелкими предметами только потому, что составляет из них фон для будущего действия.
Ну и, наконец, ребенок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становится диктором, повествующим о том, что происходит. Значение такой игры огромно. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности. Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры — он научается «видеть целое раньше частей». В данном случае это означает видеть игру не с какой-то одной, частной, пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции общей, обеспечивающей ему с самого начала положение субъекта этой деятельности, которое лежит в основе взаимодействия отдельных персонажей, положение, дающее возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому.
Ребенок, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни.
Особую значимость режиссерская игра приобретает в связи с тем, что она в одной из своих характеристик полностью совпадает со спецификой воображения. Способность видеть целое раньше частей — вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать «волшебником» (Кравцова Е.Е. «Разбудить в ребенке Волшебника» М.: Просвещение, 1996). А что же делает маленький режиссер на самом деле? Он соединяет различные, вроде и не связанные друг с другом предметы логическими связями, сюжетом. Каждый предмет у него получает свои отличительные свойства, все они оживают, говорят. Таким образом, все неодушевленные участники игры вдруг соединяются сюжетом ребенка, а это и есть агглютинация — вид воображения.
Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры — образно-ролевая.
Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то — в животных, во взрослых, даже в машины. Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как назло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все «нормальные» дети, а стал их «объезжать». «Что за ребенок такой!» — в сердцах говорит мама. «А я не ребенок, я — машина». Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз «потрепать ей нервы», а лишь потому, что он — машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту (Кравцова Е.Е. «Разбудить в ребенке волшебника» М.: просвещение, 1996).
Следует отметить, что образно-ролевая игра играет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры.
Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту».
И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.
Сюжетно-ролевая игра — это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. В сущности, тенденция к тому, что в наше время далеко не все родители отдают детей в садик, потому и пугающая, что молодое поколение испытывает значительные сложности с общением, находясь как бы в изоляции до самой школы.
Д.Б. Эльконин в своем труде «Психология игры» решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалось играть в «самих себя», в «мам и пап», в «своих товарищей». Дети всех возрастов отказались играть самих себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать своего отказа, старшие же прямо заявили, что так играть нельзя. Дети показывали, что без роли, без перевоплощения, не может быть игры. Младшие дошкольники отказывались также играть друг друга, так как не способны еще были выделить специфических черт друг у друга. Старшие дошкольники брали на себя эту сложную задачу.
Выполнение роли воспитателя младшими дошкольникам подразумевало кормить малышей, укладывать их спать, гулять с ними. У средних и старших дошкольников роли воспитательницы все более и более концентрируются вокруг взаимоотношений «дети-воспитательница». Появляются указания на характер этих отношений, на норму и способы поведения. Таким образом, каждая сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.
Здесь же отметим еще один вид игр, который довольно близок к сюжетно-ролевым. Это игра-драматизация. Отличие ее состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие – кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру. И, наконец, отметим важную роль взрослого в сюжетно-ролевых играх. Мы должны мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть – дети смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к данному образу.

Методика для выявления уровня развития творческих способностей.

Для определения уровня развития творческих способностей можно использовать методику Г.Я. Кудриной «Легкость ассоциирования». Эта методика широко используется в психолого-педагогической практике.
Для исследования творческих способностей детям предлагается 10 слов( например, сухой; старый; бодрый; счастливый; аккуратный; теплый; чистый; сладкий; храбрый; победа) , к каждому из которых нужно подобрать слова противоположные по смыслу. Фиксируется время, затраченное на ответ и разнообразие вариантов ответов (когда ребенок указывает не одно, а несколько слов).
Анализ результатов:
В ходе выполнения заданий ребенку присваивается высокий уровень развития творческих способностей, если он:
    Называет за наиболее короткий промежуток времени не одно, а несколько слов противоположных по значению данному, при этом не прибегает к помощи воспитателя, не задает вопросов в ходе выполнения задания;
Средний уровень развития творческих способностей, если ребенок:
    Называет лишь одно слово противоположное по значению данному, задает вопросы в ходе выполнения задания;
Низкий уровень развития творческих способностей:
    ребенок затрудняется в выполнении задания;
Выполнение детьми диагностических заданий оценивается по 3-бальной системе. За выполнение задания в соответствии с критериями:
    высокого уровня развития творческих способностей ребенок получает 3 балла;
    среднего уровня – 2 балла;
    низкого уровня – 1 балл;
    если ребенок отказывается выполнять задание – 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок – 30, а минимальное – 0.
Таким образом, ребенок с высоким уровнем развития творческих способностей должен получить 20 – 30 баллов, со средним – 10 – 19 баллов, а с низким – 0 – 9 баллов.

    Методические рекомендации по развитию творческих способностей в ходе сюжетно-ролевых игр.

В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей, творческие способности. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в игровую деятельность, разнообразие и полифункциональность которой существенно обогащают процесс воспитания и обучения.
1.    Развивающая среда группы должна предполагать свободную творческую деятельность детей в ходе сюжетно-ролевых игр;
2.    Необходимым условием для развития творческих способностей в ходе сюжетно-ролевых игр является разнообразие и доступность предметно-информационной среды;
3.    Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть разнообразными, привлекательно оформленными, соответствовать возможностям детей;
4.    Воспитатель должен наблюдать за творческими играми, чтобы в дальнейшем учесть какие знания достаточно усвоены детьми, а какие следует уточнить и расширить;
5.    Воспитатель должен побуждать детей находить в игре свои способы создания сюжета;
6.    В процессе сюжетно-ролевой игры с готовым сюжетом детям должна быть предоставлена возможность завершения игры, педагог же может на правах участника склонить ход событий к более адекватному и обусловленному целями игры концу, но право выбора все же остается за детьми;
7.    Воспитатель способствует тому, чтобы дети отражали в мимике, жестах и высказываниях свое впечатление от игры;
8.     Проведение сюжетно-ролевой игры должно включать в себя организацию игрового пространства, подбор необходимых аксессуаров и атрибутов игры;
9.    Во всех возрастных группах должны быть созданы условия для сюжетно-ролевых игр;
10.    Построение сюжетно-ролевой игры производится с учетом реальных физических и психических возможностей детей дошкольного возраста;
11.    Введение правил и ограничений в игре не должно подавлять личностной активности каждого ребенка, но направляет в границы поведения;
12.    Немаловажным является наличие образцов творческого поведения со стороны взрослого в ходе игры.

Библиографический список

1.    Аникеев, Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987 – 150 с.
2.    Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству. – М., 1981. – 416 с.
3.    Вайсбург, М. Игра в учебном процессе // Начальная школа. – 1987 №6.
4.    Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
5.    Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. — № 6.
6.    Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1987. – 416 с.
7.    Кларик, И.Л. Игра в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1990 – 200с.
8.    Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. Ред. А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1979. – 416 с.
9.    Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 512 с.
10.    Педагогика: учебно-методический комплекс по дисциплине  / Под общ. Ред. М.Я. Добря. – Абакан: Издательство ХГУ им. Катанова, 2007. 216с.
11.    Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1955 – 100 с.
12.    Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. / Под ред.Г.А. Урунтаевой,  — М.: Просвещение: Владос, 1995. – 230 с.
13.    Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 446 с.
14.    Художественное творчество и ребенок  / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974. – 168 с.
15.    Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М., 1986 – 168 с.
16.     Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М., 1998 – 100 с.
17.    Яковлева, Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1994, № 5 – с. 37 – 42.

Рассказать друзьям:

Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников



Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира. В определенный момент у него начинает появляться интерес к жизни взрослых и их работе. Игра — это тот вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ обработать полученные детские впечатления.

Игра составляет основное содержание жизни детей и является ведущей деятельностью дошкольников. Именно в игре ребенок впервые получает возможность проявить свою самостоятельность. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. [1, c.4] Игра помогает ребенку войти в загадочный мир взрослых, овладеть навыками общения и сотрудничества.

ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса.

Сюжетно-ролевая игра успешно решает поставленные задачи. Так как игра является ведущей в этом возрасте, то имеет непосредственное влияние на процесс социализации дошкольника, а также является выражением усиливающейся связи ребенка с окружающим его обществом. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Но, с одной стороны, ребенок еще не готов осуществить это стремление, а, с другой стороны, все больше растет его самостоятельность. Сюжетно-ролевая игра помогает разрешить это противоречие: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Часто игра становится поводом для сообщения детям каких-то неизвестных еще им знаний, для расширения их кругозора. Чем больше у ребенка появляется интерес к труду взрослых, профессиям, общественной жизни, достойным поступкам, тем больше он стремится подражать любимым героям и персонажам, начинает мечтать о том, кем от станет, когда вырастет. Все это делает игру важным средством социально — личностного развития ребенка.

Сюжетно-ролевые игры занимают важное место в жизни детей. Особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают ребята самостоятельно, это игры, которые придумывают сами дети. Они отражают знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Любой ребенок может выбрать, кем он хочет быть в игре. С помощью фантазии и воображения, он легко включается в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения. [2, c.31]

Творческая составляющая сюжетно-ролевой игры проявляется в том, что ребенок как бы превращается в того, кого он хочет изобразить, он искренне верит в то, что происходит вокруг него, и также искренне радуется или огорчается происходящим в игре событиям. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. [2, c. 33] Во время игры дети получают всестороннее развитие, развивается мелкая моторика рук, логическое мышление, творческая инициатива.

Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Для ребенка это самый доступный вид деятельности, интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

К сожалению, в системе дошкольного воспитания присутствуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого — возникновение конфликтных ситуаций между дошкольниками. Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость. [3, c. 54] То, как ребенок общается со своими друзьями, воспитателями, становится основой его духовно-нравственного развития. Именно через сюжетно-ролевую игру возможно воспитание положительных качеств личности. В игре ребенок учится сопереживать и помогать, плакать и смеяться, проявлять внимание и сочувствие.

Существуют основные принципы обучения сюжетно-ролевой игре.

Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети успешно овладели игровыми умениями, воспитателю нужно играть вместе с детьми. При этом очень важно поведение самого воспитателя во время игры, от этого зависит, насколько успешно ребенок в нее втянется. Дошкольнику будет действительно интересно играть, если он будет чувствовать во взрослом не старшего наставника, который давит на него, подавляет своим опытом, а партнера по игре, с которым интересно просто что-то придумывать.

Второй принцип организации сюжетной игры — на протяжении всего дошкольного возраста нужно с ребенком играть, но строить игру нужно так, чтобы постепенно ребенок усваивал более сложные правила и линии поведения.

Третий принцип — начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам — взрослому или сверстнику [3, c. 67]. Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.

Часто можно заметить, что многие дети не просто не умеют играть друг с другом. Им сложно договариваться, доказывать свое мнение без обид, слез, драк. В совместной игре возникают ситуации, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Причиной этому явилось преобладание в группе детей — лидеров, которые не могли найти общий язык с другими детьми. [4, c. 98] Нередко можно возникнуть конфликтная ситуация, если ребенок просто не хочет играть ту или иную роль. У младших дошкольников обычно получает роль тот, кто первый схватил необходимый для нее атрибут. Но тогда могут сложиться ситуации, когда на машине едут два водителя или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с обсуждения, дети уже могут договориться и распланировать, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

Довольно близки к сюжетно-ролевым играм игры-драматизации. Отличие их состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Каждому ребенку подбирается занятие — кто-то играет, кто-то готовит костюмы. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра — это прекрасный путь для получения навыков поведения в обществе. Это подсознательный процесс, ребенок примеряет на себя различные социальные роли, учится общаться с людьми, получает тот самый жизненно необходимый опыт, который способствует успешной социализации. Игра даже может стать отправным пунктом для выбора жизненного пути, профессии непосредственно. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать логическое мышление, память, координацию движений, мелкую моторику. И, самое главное, получая во время игры всестороннее развитие, ребенок готовится к успешной деятельности в реальной жизни.

Литература:

  1. Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — с. 4.
  2. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — с. 31–40.
  3. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. — Москва.: Просвещение, 2008.- 156с.
  4. Краснощекова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста — Ростов -на –дону.: Феникс, 2008г. -251с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сюжетно-ролевая игра, игра, время игры, всестороннее развитие, дошкольный возраст, логическое мышление, принцип организации, реальная жизнь, сюжетная игра.

Что такое РПГ? Все, что вы должны знать о ролевых играх

Ролевые игры, или ролевые игры, — это распространенный жанр видеоигр, которому на самом деле трудно дать четкое определение. Существует много типов ролевых игр, включая поджанры, и некоторые игры используют элементы ролевых игр, но сами по себе не являются ролевыми играми.

Давайте взглянем на жанр RPG, чтобы лучше понять его. Мы изучим историю жанра, заложим основы того, что такое RPG, и исследуем некоторые его типы.

Происхождение ролевых игр

Мы можем проследить ролевые видеоигры до их офлайн-настольных истоков. Dungeons & Dragons, впервые опубликованная в 1974 году, стала первым массовым успехом в этой области и принесла ролевые игры в массы, поэтому она служит отличным примером.

В таких играх, как Dungeons & Dragons, игроки создают собственного персонажа с различными характеристиками. Эти характеристики, такие как сила и интеллект, определяют их навыки в различных областях. Во главе с мастером подземелий, который управляет ходом игры и сюжетом, игроки отправляются в приключение.

Уникальное телосложение каждого персонажа влияет на то, как он справляется с трудностями в кампании, такими как нападение монстров или взлом замков. По мере прохождения игры игроки зарабатывают очки опыта, что позволяет им повышать уровень и улучшать свои способности, возможно, изучая новые навыки в процессе.

Связанный: 17 Essential Online Tabletop RPG Software and Tools

По мере того, как видеоигры становились все более популярными как на персональных компьютерах, так и на домашних консолях, электронные ролевые игры, в которых использовались одни и те же правила, становились все более распространенными. Конечно, вместо того, чтобы подсчитывать статистику, бросая кости и имея Мастера подземелий для продвижения истории, видеоигры имеют то преимущество, что позволяют программированию справиться со всем этим.

Что определяет ролевую игру?

Теперь, когда мы знаем, с чего начинались ролевые игры, как вы на самом деле определяете ролевую игру? Есть несколько ключевых моментов, которым игра должна соответствовать, чтобы считаться RPG:

  1. Должен быть какой-то вид развития персонажа, когда ваш персонаж становится сильнее по мере того, как вы играете. Это часто означает, что вы увеличиваете свое здоровье, очки опыта, атрибуты статистики и тому подобное.
  2. На ваш боевой опыт должны хотя бы частично влиять атрибуты вашего персонажа. Это может означать, что наносимый вами урон зависит, например, от силы или ловкости вашего игрока. Боевые эффекты от предметов или мастерство игрока не учитываются.
  3. У вашего персонажа должен быть гибкий инвентарь, состоящий из разнообразного оружия, доспехов, заклинаний, лечебных предметов и других инструментов, которые вы можете использовать по своему усмотрению. Предметы, которые вы должны использовать для головоломок, при этом не учитываются.

Хотя в некоторых ролевых играх есть дополнительные элементы, любая игра, не включающая все три пункта, не является настоящей ролевой игрой. Чтобы применить это на практике, давайте взглянем на два примера игр и классифицируем, являются они ролевыми играми или нет, основываясь на вышеизложенном.

Fallout 3

В Fallout 3 вы исследуете ядерную пустошь после того, как выжили после радиоактивных осадков в подземном хранилище. В начале игры вы вкладываете очки навыков в различные характеристики вашего персонажа. Выполняя квесты и зарабатывая опыт, вы получаете больше очков навыков, которые можно распределить по мере повышения уровня. Это соответствует первому критерию.

Несмотря на то, что в Fallout 3 можно играть как от первого, так и от третьего лица, ваша статистика влияет на бой несколькими способами. Например, ваш показатель силы и навык обращения с оружием ближнего боя влияют на то, какой урон вы наносите таким оружием, как мечи. Это соответствует второму пункту выше, так как ваша боевая эффективность зависит от статистики, а не только от ваших решений и физических возможностей.

Наконец, в Fallout 3 есть множество типов оружия, лечащих предметов, доспехов и других предметов, которые вы можете использовать. Они открыты для выбора игроком, и большинство из них не требуется ни для чего конкретного, поэтому пункт 3 выполнен.

Таким образом, Fallout 3 — это RPG.

The Legend of Zelda: Ocarina of Time

Многие люди классифицируют игры Zelda как ролевые игры, но, сравнивая серию с вышеупомянутыми критериями, мы можем понять, почему это не так.

В Ocarina of Time Линк может получить дополнительные сердца по мере прохождения подземелий, но это не является естественным прогрессом. У Линка нет статистики или уровня игрока, который повышается от победы над врагами или выполнения квестов, поэтому пункт №1 не выполняется.

Во-вторых, несмотря на то, что вы можете получить лучший меч с помощью определенного квеста, бой в Zelda зависит исключительно от ваших действий. В игре нет каких-либо конкретных характеристик или атрибутов, которые вы можете просмотреть или настроить, поэтому пункт № 2 также не является частью Zelda.

Наконец, в Ocarina of Time есть множество предметов, но почти все они необходимы для прохождения игры и решения головоломок. Здесь нет разнообразия оружия, как в Fallout, поэтому пункт № 3 не подходит для Zelda.

Очевидно, что Ocarina of Time — это не ролевая игра. Большинство игр Zelda на самом деле являются приключенческими играми, потому что они сочетают в себе решение головоломок и сюжет приключенческих игр с боями и движениями экшн-игр.

Подробнее: Руководство по каждой игре серии Legend of Zelda

Западные ролевые игры против японских

Ранние ролевые игры для компьютеров, такие как The Bard’s Tale, отличались от ролевых игр, появившихся на консолях, таких как Dragon Quest. Со временем, вместо того, чтобы называть ролевые игры по платформе, на которой они были, люди стали называть игры «западными ролевыми играми» и «японскими ролевыми играми» (JRPG).

Это важное различие, поэтому давайте рассмотрим его подробнее.

Западные ролевые игры

Западные ролевые игры, названные так потому, что они обычно разрабатываются командами из Америки или Европы, как правило, более открытые. В большинстве случаев они дают вам выбор того, как подходить к квестам и в каком порядке вы их выполняете.

Они часто позволяют вам создать своего собственного персонажа в начале игры, который является «чистым листом», на который вы влияете. Западные ролевые игры также могут включать в себя множество вариантов диалога, которые позволяют вам влиять на сюжетные события, даже позволяя вам выбирать моральные или аморальные действия.

Кроме того, западные ролевые игры отличаются по тональности от своих японских аналогов тем, что они часто более серьезны и имеют более взрослых персонажей. Обычно их бой происходит в реальном времени на том же экране, что и остальная часть игрового процесса.

Примеры основных западных ролевых игр включают серию Mass Effect, Skyrim и The Witcher 3.

Японские ролевые игры

Японские ролевые игры отличаются от своих западных аналогов несколькими ключевыми моментами. Обычно в JRPG есть более харизматичный главный герой, которого вы не можете сильно изменить, если вообще можете. Темп также гораздо более упорядочен: вместо открытого мира, где вы можете выполнять квесты по своему усмотрению, японские ролевые игры часто линейны.

Их боевые системы тоже сильно различаются. Большинство японских ролевых игр включают пошаговые бои, в которых вы выбираете команды из меню, а не сражаетесь в реальном времени. Многие JRPG, особенно старые, включают случайные боевые столкновения на отдельном экране вместо того, чтобы показывать врагов на поле боя.

Персонажи в японских ролевых играх, как правило, моложе, и у вас может быть целая группа персонажей, которые путешествуют с вами (вместо того, чтобы быть в одиночку, что характерно для западных ролевых игр).

Некоторые популярные японские ролевые игры включают серию Final Fantasy, серию Persona и Chrono Trigger.

Поджанры ролевых игр

Теперь вы знаете, как определять ролевые игры и различать два основных типа. Но на этом жанровая путаница не заканчивается: в ролевых играх есть и поджанры. Мы уже упоминали некоторые из них вскользь, но давайте быстро рассмотрим некоторые примеры, чтобы вы знали о них.

Ролевые игры — это ролевые игры с упором на сражения. К ним относятся такие игры, как Skyrim, так как ваши действия в реальном времени во время боя играют большую роль в успехе.

Ролевые шутеры — это шутеры с элементами РПГ. Например, в Borderlands вы набираете очки в различных характеристиках по мере повышения уровня.

MMORPG , или массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры , — это ролевые игры, в которых вы играете онлайн с другими персонажами, такими как World of Warcraft. Эти игры продолжают работать, даже когда вы не играете, в отличие от однопользовательских игр.

Подробнее: 10 лучших бесплатных MMORPG, не требующих загрузки

Тактические ролевые игры сочетают в себе элементы сюжета и статистики ролевых игр и элементы пошаговых игр или стратегий в реальном времени. К ним относятся такие серии, как Disgaea и Fire Emblem.

Существуют и другие размытые жанры, но эти — одни из самых популярных.

Наслаждайтесь ролевыми играми сегодня

Ролевые игры — это обширный жанр благодаря своей долгой истории и смешению с другими типами игр. Многие игры содержат некоторые элементы RPG, но настоящие RPG легко определить, если знать, что искать. Это отличный тип игры, если вам нравится вникать в игровой процесс, основанный на характеристиках и характеристиках, который не так сильно зависит от ваших физических навыков.

Существует множество других жанров видеоигр, о которых вы, возможно, не знаете, так почему бы не изучить некоторые из них в следующий раз?

Изображение предоставлено: paulzhuk/Shutterstock

Элементы компьютерных ролевых игр

Разбивать игры на жанры — глупая затея; очертания нечеткие, и они постоянно меняются. Видеоигры меняются местами и изобретают новые механики с каждым выпуском. Посмотрите на последние версии Call of Duty, в них есть сильные сюжеты, у них есть системы XP, вы можете грабить вещи, вы можете делать выбор; это отличительные черты ролевых игр! Лучшее, что мы можем сделать, говоря о жанре, — это выделить несколько областей, которые обычно разделяют CRPG. Вот основные ингредиенты, из которых состоит CRPG:

  • Разведка
  • Боевой
  • Системы
  • Добыча
  • История
  • Эскапизм

Большинство ролевых игр включают в себя все эти элементы, а конкретные игры отличаются тем, насколько тщательно они реализуют каждый элемент. Разные игроки ценят одни элементы больше, чем другие.

Исследование

Секретные комнаты, затянутые паутиной туннели, вентиляционные отверстия. Хорошие ролевые игры предоставляют игроку богатую среду для исследования — кто знает, что они могут найти? В хорошей ролевой игре есть несколько путей, позволяющих игроку перемещаться по миру. Большее количество областей для исследования делает игру менее линейной и добавляет разнообразия ее окружению.

Бой

Ролевые игры содержат бои и разнообразных врагов, которых нужно победить, используя широкий арсенал предметов, заклинаний и оружия. Большинство боевых столкновений представляют собой относительно простых мобов (которые позволяют игроку продемонстрировать свое мастерство), перемежающихся более сложными боями, такими как боссы.

Добыча

Хорошей RPG нужна добыча, добыча, которая поможет рассказать историю мира, добыча, которую можно использовать необычным образом, добыча для игрока, к которой он стремится. От магических мечей до инопланетных бластеров. Добыча должна быть разнообразной — никому не нужны одни и те же вещи с незначительной разницей в характеристиках. Он должен выглядеть круто, он должен быть разной редкости (подумайте о материи регенерации в Final Fantasy 7 или ленте, редкой, но отличной добыче) и должен приходить довольно часто. Добыча также должна быть разнообразной по способам ее получения, спрятанной в древних подземельях, добыче с трупа поверженного врага, обмененной у хитрого торговца, выигранной в соревновании и так далее.

Сюжет

Ролевые игры дают игроку больше свободы действий, чем многие другие игры, и поэтому действительно чувствуется, что игрок продвигает историю вперед. Игроки ожидают захватывающую основную историю и часто множество сюжетных линий, за которыми они могут следить по своему желанию. У ролевых игр есть тропное фэнтези в крови с доминирующим геном Толкина. Это неплохо. Людям, которые играют в фэнтезийные ролевые игры, нравится убивать орков, но тропы могут устаревать. Поэкспериментируйте с формулой и добавьте свое собственное вращение. Используйте образы, чтобы заставить игроков думать в одном направлении только для того, чтобы перевернуть их ожидания с ног на голову. Самые убедительные истории не о столкновении армий и драконов, а о персонажах.

Системы

Ролевые игры имеют многоуровневые системы, которые игрок может исследовать. Их можно разделить на системы игрового мира и системы игрового процесса.

Системы игрового процесса

Системы игрового процесса включают системы характеристик и навыков. Когда игрок получает уровень? Есть ли очки навыков, которые можно потратить? Выбор сделать? и т. д. Эти игровые системы сообщают игроку о силе, которую он получит, чтобы влиять на мир, а затем предлагают игроку принять интересное решение:

«Что выбрать?» Навык, дающий моему персонажу шанс пассивно обезвредить ловушки, или навык, наносящий тройной урон при успешной скрытой атаке?».

Есть возможность усилить игровые темы, представив навыки, соответствующие обстановке. Если у вас есть навык под названием Читатель рун , игрок знает:

  • a. Всего в мире рун
  • б. Не все умеют их читать — может быть, забытый или волшебный язык?

Этот вызывающий воспоминания навык делает мир более живым, а игрока — более вовлеченным.

Системы Gameworld

Мировые системы дают миру жизнь; драконы могли охотиться на оленей, сельские жители могли ложиться спать и просыпаться в определенное время. Игрокам нравится взаимодействовать с этими системами (и использовать их там, где это возможно).

Эскапизм

Слово эскапизм имеет негативный оттенок, но кто не читает книги и не смотрит фильмы? Мы можем потратить неверие и попробовать альтернативную реальность на короткое время.

Как сказал К.С. Льюис , единственные люди, которые ненавидят эскапизм, это тюремщики .

В реальной жизни вы вряд ли станете капитаном космических пиратов, но в играх вы можете! И это здорово! Разве не лучше, чтобы люди воплощали свои фантазии о Конане в видеоиграх, а не на городских улицах?

Компьютерные игры позволяют вам стать героем, исследователем подземелий, генетически измененным суперсолдатом, маленькой девочкой с экстрасенсорными способностями и так далее. Это потрясающая вещь — иметь возможность делать и давать людям; это то, что делает игры привлекательными. Это «ролевая» часть ролевых игр; предлагая игроку испытать чужую жизнь.

Take Aways

У вас еще нет идеи для игры? Используйте этот список как инструмент для оценки своих идей.