Какие есть субкультуры молодежи: какие существуют, список современных с описанием, особенности

Содержание

Молодежные субкультуры: за и против

Субкультура (лат. sub «под» + cultura «культура»), подкультура — понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также

социальные группы носителей этой культуры.
В 1950 г. американский социолог Дэвид Райэмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры, как группы людей преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Дик Хэрбидж в своей книге «Субкультура: значение стиля» писал – субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. В СССР для обозначения членов молодёжных  субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».
Итак, молодёжная субкультура это культура определённого молодого поколения, обладающего общностью: стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Всё началось с появления в 1950-е годы «стиляг» — эпатажной и контркультурной группы городской молодёжи. Они и стали символов первой волны неформалов. Одевались они стильно, за что и получили кличку «стиляги». Музыкальным пристрастием стиляг был «джаз», а затем «рок-н-ролл». Основное обвинение, которое предъявлялось им – это преклонение перед Западом. В конце 50-х годов появились КСПэшники. КСП – это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи. КСПэшник мог не писать стихов,и песен, не играть на гитаре, но он должен был присутствовать на вечерах постоянных для каждого клуба. Высоцкий, Окуджава тоже посещали КСП, но они не участвовали в жизни этих объединений.
С середины 60-х годов молодёжное движение приобретает важную составляющую – рок-музыку. Появляется советская хипповская субкультура под названием «Система».
Вскоре за хипповским движением возникает движение панков, имеющих более мощную социальную базу – молодёжь индустриальных центров.
Всплеск молодёжной субкультуры в СССР относится ко 2 половине 1980-х годов. Тогда начал рушиться «железный занавес». В страну начали массово проникать западные культурные реалии, ослабел идеологический контроль. Одной из ведущих субкультур того времени стали – металлисты – поклонники тяжёлого рока. Чаще всего металлистами становились выходцы из рабочей среды, учащиеся ПТУ.
В 1986 году существование неформальных групп было признано официально. Российские неформалы стремились копировать характер течений западной молодёжной культуры.
Во всем мире насчитывается более 70 молодёжных субкультур.
Все субкультуры можно разделить по их основной направленности:
музыкальные, сюда относятся поклонники различных стилей и жанров музыки;
субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх;
субкультуры, выделяющиеся по стилю в одежде и поведению – имиджевые;
политические и мировоззренческие;
субкультуры хулиганов.
Изучив многие аспекты этой темы, мы приведём аргументы, как в пользу молодёжных субкультур, так и против.
Молодежная субкультура — проявление свободы личности:
— Причастность к какому-либо неформальному объединению позволяет реализовать право человека на свободу самовыражения.
— Участие в неформальных объединениях — хороший способ найти новых друзей и единомышленников.
— Принадлежность к выбранной субкультуре дает подросткам и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал.
— Молодежные субкультуры помогают ребятам избавиться от комплекса неполноценности.
— Субкультура удовлетворяет юношескую потребность в поиске смысла жизни, новых ощущений и удовольствий.
— Молодежные субкультуры являются источником новых знаний. Учёные считают, что участие в молодёжных группах способствует социализации.
Молодежная субкультура — результат вседозволенности:
— Представители отдельных субкультур (гопники, скинхеды) переходят границы, установленные действующим законодательством.
— Поиск новых ощущений и попытка найти себя зачастую приводит к появлению вредных привычек.
— Эпатажный внешний вид, свойственный представителям многих субкультур, вызывает непонимание со стороны общества и провоцирует ссоры с родителями.
— Некоторые молодежные субкультуры являются опасными для здоровья.
— Молодежная субкультура — всего лишь способ уйти из реального мира, погрузившись в мир своих увлечений и грез.
— Чрезмерное увлечение некоторыми субкультурами может привести к депрессии и суициду.
— поклонение и фанатизм уничтожает личность… в Библии сказано…не сотвори себе кумира.
Подводя итоги мы можем сделать вывод, что у субкультур есть как положительные, так и отрицательные черты.
И, конечно же, неформальные объединения имеют право на существование – мы ведь все разные и это очень хорошо! За исключением криминальных субкультур, которые унижают, оскорбляют человеческое достоинство, угрожают здоровью и жизни людей.
С какими бы людьми вас не сталкивала жизнь…помните, выбор всегда за вами. Какими вы будете, с кем вы будете… зависит только от вас. Сделайте правильный выбор!

Заведующая библиотекой Швец Т.А.

Молодежные субкультуры — как к ним относиться?

Что такое субкультура? Правда ли, что субкультура как явление — прерогатива молодых? Как относиться взрослым к молодежным субкультурам? Об этом — комментарий недели протоиерея Всеволода Чаплина на телеканале «Союз«.

[flowplayer url=’https://media.pravmir.ru/video/vsevolod_sub.flv’ urlmp4=’https://media.pravmir.ru/video/vsevolod_sub.mp4′ img=» width=» height=» ]Протоиерей Всеволод Чаплин о молодежных субкультурах[/flowplayer]

В современном обществе постоянно идут споры относительно того, как относиться к молодежным субкультурам. Часто само это слово — «субкультура» — относят исключительно к молодежи.

На самом деле, есть разные субкультуры. Есть субкультура любителей авторской песни, так называемых шестидесятников – людей, которым сегодня по семьдесят, а то и по восемьдесят лет. Есть субкультура читателей классической литературы. Есть субкультура людей, которые ходят в консерваторию или в оперу.

Молодежная субкультура не представляет из себя принципиально ничего нового как явление. Да, молодые люди подчас громко заявляют о своей «субкультурности», потому для них это важный этап личностного становления. Многое в своей жизни они делают впервые. Впервые одеваются в определенного рода вычурную, эпатирующую, оригинальную одежду, впервые устраивают культурные или общественные мероприятия в том или ином новом формате, впервые поют те или иные пенсии, впервые создают или читают те или иные литературные произведения.

Субкультуры возникали и исчезали на протяжении всей человеческой истории. И практически не было такого общества, в котором культура была бы единой, в котором она бы не разделялась ни на какие частные проявления, ни на какие образы жизни, которые сегодня принято называть субкультурами.

Впрочем, очевидно и то, что многие молодежные субкультуры специально придуманы, восприняты и культивируются для того, чтобы отличаться от людей старших поколений и отличаться от тех, кто, по мнению некоторых молодых людей, живет неправильно и чей образ жизни и чьи установки нужно оспорить и изменить. Часто именно для этого одевается та самая вычурная одежда, поются необычные песни, раскрашиваются волосы в необычные цвета и так далее и так далее.

Некоторые люди, в том числе и некоторые представители старшего поколения, считают, что ко всему этому нужно относиться с почтением, даже с пиететом и максимальным одобрением. По крайней мере, не делать ничего, что раздражало бы представителей субкультур и заставляло бы думать, что пожилые люди или люди старшего поколения не понимают в силу своей глупости и отсталости смысл существования тех или иных субкультур. Всегда ли такое заведомое одобрение необходимо?

Для любого поколения, для любого общества характерны недовольство старших по отношению к младшим и разговоры о том, что молодые люди аморальны, не имеют глубины знаний и жизненного опыта, слишком странно одеваются, слишком странно себя ведут. Так говорили пожилые и старшие люди во все времена и во всех обществах.

Но на самом деле вовсе не стоит, с моей точки зрения, взрослым людям и обществу в целом пытаться заискивать перед молодежными субкультурами. В свое время известный православный богослов и общественный деятель протопресвитер Александр Шмеман, участвуя в мероприятиях западно-христианских сообществ, подметил, что в этих сообществах существует (как и в западном обществе в целом) трусливый культ молодежи. Это заискивание перед молодежью, попытка показать ей, что люди старшего поколения готовы безоговорочно, без осуждения принять те культурные штампы, которые есть среди молодых людей.

Я вспоминаю, как на одном из мероприятий Всемирного Совета Церквей генеральный секретарь этой организации, уже достаточно пожилой человек, которому исполнилось шестьдесят лет, танцевал на сцене молодежный танец, повторяя движения молодых людей. Он делал это неумело, и его поведение показывало, что он хочет быть своим тем молодым людям, которые этот танец танцевали гораздо лучше него, потому что делали это, наверное, каждую неделю, если не каждый день.

Это явление достаточно странное. Думаю, что сами молодые люди отнеслись к этому со снисхождением, а может быть, и с недоверием. Любая попытка понравиться через внешние формы вызывает недоверие, потому что люди могут сказать: может быть, нас обманывают, может быть, с нами не искренны, может быть, это желание понравиться скрывает определенные комплексы. Негоже пожилому человеку пытаться угнаться за любой модой, надевать на себя молодежную одежду только ради того, чтобы доказать не столько окружающим, сколько себе: я моден, я продвинут, я не отстаю от прогресса и модных явлений в общественной жизни или в стиле жизни.

На самом деле, когда возникают дискуссии о том, должна ли Церковь говорить на языке субкультур, главные ответ на эту дискуссию, по-моему, должен сводиться к следующему. Не так важно, как ты говоришь, важно, что ты говоришь. Если проповедник, преподаватель, миссионер, катехизатор говорит Божию правду, не стесняется открыто заявлять о таком христианстве, каким оно является на самом деле, то есть говорить о Евангелии, о его вечной правде, обжигающей сердца людей и сжигающий тлен греха — то он будет услышан, даже если его язык — язык самой скучной храмовой проповеди и самой банальной академической лекции.

Не то, как мы говорим, а то, что мы говорим, должно быть главной заботой современного пастыря, современного миссионера, современного христианина, общающегося с молодежью в той или иной среде, в том числе и в среде молодежных субкультур.

Не секрет, что в этой сфере есть разные духовные, нравственные, культурные влияния. Очень сложно сказать «все субкультуры хороши» и «все субкультуры плохи». Я не думаю, что имеет смысл проводить между ними поспешные различия. Глупо говорить, что «эмо» — это всегда хорошо, «готы» — это всегда плохо, потому что первые одеваются в розовые одежды, а вторые бегают по кладбищам и используют символику, которую многие могут посчитать сатанистской символикой.

В разных субкультурах есть разные влияния. Достаточно вспомнить субкультуру аниме, где бесспорно есть много хорошего, но есть и очень много плохого и опасного. В целом ряде субкультур есть попытка романтизации и оправдания самоубийства и даже призывы к самоубийству. В иных субкультурах есть упоение унынием, отчаянием, чувством бесцельности и бессмысленности жизни, что также опасно для человека. Это если и не приводит подростка к самоубийству немедленно, то постепенно разрушают его душевный мир, его волю, его жизнь.

Есть субкультуры, в которых пропагандируется употребление наркотиков или, по крайней мере, оправдывается отношение к наркотикам – как к чему-то легкому, что никак не мешает жизни, а, наоборот, улучшает ее, дает человеку якобы настоящую радость и якобы настоящее творческое вдохновение. Есть субкультура алкоголизма, есть субкультура гомосексуализма, есть субкультура разврата, и об этом нужно всегда помнить.

Не так важно, может быть, какой внешний вид имеют последователи той или иной субкультуры, если этот внешний вид явно не связан с антихристианской символикой, явно не связан с сатанизмом. Но в то же время нужно помнить и о том, что во многих субкультурах есть пропаганда греха и оправдание греха, романтизация греха. И об этом нужно смело говорить, не бояться быть немодными или непродвинутыми, если через ту или иную субкультуру пропагандируется грех, если люди разрушаются духовно, а подчас и физически, благодаря контактам с некоторыми культурными или контркультурными явлениями. Это повод для высказывания пастырской озабоченности, повод для предостережения.

В то же время нам не нужно бегать от представителей субкультур. Однажды поздним вечером я шел по центру большого города вместе с правящим архиереем этого города. Мы были одеты в подрясники, у него была панагия на груди, у меня – крест. И мы попали в место, где было много молодых людей, одетых как типичные представители целого ряда субкультур. Некоторые из них были, скажем так, не вполне трезвы. Но оказалось, что значительная часть этих людей – это верующие люди. Некоторые пошли к архиерею за благословением, некоторые сказали, что они участвуют в богослужениях, учились в воскресной школе. Это наши люди, это люди, которые крещены в огромном своем большинстве в Православной Церкви. Это люди, которые стремятся к истине Божьей. И, может быть, неслучайно они выражают свой протест против обывательского мирка, взыскуя высшей правды.

К этим людям нужно обращать смелое, не заискивающее, не мимикрирующее под молодежную среду пастырское, миссионерское евангельское слово. С этим людьми нужно говорить, не требуя от них, чтобы они поменяли свой внешний вид или научились произносить молитву «Отче наш» без молитвослова. Говорить нужно с каждым человеком. Да, есть ожесточенные сердца, которые закрывают сами себя от Божией Истины. Но таких в нашем обществе меньшинство, особенно среди людей молодых.

Один архиерей недавно очень хорошо сказал, что проходит время прихода, начинается время выхода духовенства и мирян из храмов навстречу людям. К этому призывал и покойный Святейший Патриарх Алексий. И об этом постоянно говорит Святейший Патриарх Кирилл. Идти к разным людям со всеми их особенностями и сложностями, отвечать на поиск истины, на поиск Бога, который движет многими из них. Это наш долг. Не только как пастырей, но и как православных христиан, призванных к проповеди Слова Божьего, свидетельству о Христе словом и делом перед всеми людьми, которых мы встречаем на нашем жизненном пути.

Читайте также:

Неформалы и монах, или Евангелие на рок-концерте

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Возрождение концепции молодежной субкультуры title={Возрождение концепции молодежной субкультуры}, автор = {Альберт А. Белл}, год = {2013} }

  • A. Bell
  • Опубликовано в 2013 г.
  • Психология

Идея «молодежной субкультуры» (в широком смысле определяемая как система смысла и действий, созданная молодыми людьми, имеющими схожие интересы, предпочтения и жизненные шансы) уже давно сформировала социология молодежи претерпевает значительную эволюцию и реартикуляцию.

View via Publisher

SHOWING 1-10 OF 39 REFERENCES

SORT BYRelevanceMost Influenced PapersRecency

Comparative Youth Culture: The Sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and Canada

  • M. Brake
  • Sociology

  • 1985

Майк Брейк предполагает, что субкультуры развиваются в ответ на социальные проблемы, с которыми группа сталкивается коллективно, и показывает, как люди опираются на коллективную идентичность для самоопределения.

Читатель субкультур

  • К. Гелдер, Сара Торнтон
  • Социология

  • 1999

Введение I. Подобщества и социологическая традиция II. Молодежные субкультуры III. Оспаривание субкультурного ландшафта IV. Этика и этнография V. Исторические исследования VI. Пространственные организации…

Молодежные субкультуры и их культурные контексты

  • Дж. Стрэттон
  • Социология

  • 1985

В этой статье предлагается выделить два конкретных типа молодежной субкультуры. В процессе я выступаю за важность изучения культурного контекста при обсуждении молодежных субкультур… в классической традиции Чикагская школа Недостающее повествование I Теория парсоновских систем Недостающее повествование II Некоторые аномальные случаи Современная концепция…

Молодежные культуры: сцены, субкультуры и племена

  • П. Ходкинсон, Вольфганг Дейке
  • Социология

  • 2007

Молодежные культуры предлагает всесторонний обзор молодежных культур двадцать первого века целый ряд новых исследований. В нем представлены как известные, так и новые…

Сопротивление через ритуалы: молодежные субкультуры в послевоенной Британии

  • Стюарт Холл, Т. Джефферсон
  • Социология. культура»: преемственность, изменение и общность среди пожилых готов.

    В статье используется оригинальное качественное исследование для изучения развития жизни и идентичности готов по мере их взросления, и подчеркивается, как опыт старения для давних участников музыкальной и стилевой культуры может представлять собой коллективный опыт.

    Читатель пост-субкультур

    • Дэвид Магглтон, Р. Вайнцирл
    • Искусство

    • 2003

    Что такое «пост-субкультурные исследования»? Обновленная со вкусом теория субкультур: создание пространства для новой модели образа, тела и перформативности: конституция субкультурной практики в…

    После субкультуры: критические исследования современной молодежной культуры

    • A. Bennett, Keith Kahn-Harris
    • Социология

    • 2004

    Введение А.Беннетт и К.Кан-Харрис РАЗДЕЛ 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ Культура, субкультура и социальная организация П. Дж.Мартин Фрагментированная культура и субкультуры Д.Чейни РАЗДЕЛ 2: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…

    Субкультура изнутри: Субкультура постмодерна изнутри Что побуждает людей одеваться в манере, которая отличает их от общепринятой нормы? Правда ли, что с одеждой в нашей смешанной постмодернистской культуре «все идет»? Иметь легко…

    Молодежные квир-культуры | Государственный университет Нью-Йорка Press

    Под редакцией Susan Driver

    Темы: Популярная культура
    Серия: Серия SUNY, ПЕРЕРЫВЫ: Пограничные свидетельства и критические рассуждения

    Мягкая обложка : 9780791473382, 315 страниц, март 2008 г.
    Твердый переплет : 9780791473375, 315 страниц, Март 2008 г.

    Альтернативные форматы доступны по адресу:

    Прочитать отрывок Посмотреть оглавление

    Служба запросов или копия для экзамена
    Запрос копии для обзора СМИ

    Знакомство с квир-культурами молодежи
    Сьюзан Драйвер

    Часть первая
    Перформативные квир-молодежные культуры, воплощения и сообщества

    1. Что это за запах? Квир-временность и субкультурная жизнь
    Джудит Хальберстам

    2.

    «Галактика для геев»: исследование сетей лесбийской панк-рок субкультуры
    Анджела Уилсон

    3. Переосмысление реальности через представление о себе
    Джама Шелтон

    4. Моя личность чертовски изменчива: трансгендерные авторы журналов конструируют себя
    Джеки Регейлс

    5. Формулирование квир-типа Sissy Boy внутри и против дискурсов терпимости и гордости
    Дэвид Макиннес и Кристин Дэвис

    6. Как быть настоящей лесбиянкой: Розовый диван и некоторые выдумки о личности
    Анна Хики-Муди, Мэри Луиза Расмуссен и Валери Харвуд

    7. Фото-эссе
    Касс Бёрд

    Часть вторая
    Желание молодежи и непопулярных культур

    8. Квир-чтения популярной культуры: в поисках подтекста
    Марк Липтон

    9. Брэндон едет в Голливуд: Мальчики не плачут и трансгендерное тело в кино
    Мелисса Ригни

    10. Квир-порнография: желание молодости, расы и фантазии в гей-порно
    Зеб Дж. Торторичи

    Часть третья
    Трансформация политической активности

    11. FOBs, Banana Boy и Gay Pretenders: Queer Youth Navigate Sex, «Race», Nation в Торонто, Канада
    Andil Gosine

    12. Переосмысление движения: активность транс-молодежи в Нью-Йорке и за его пределами
    Меган Дэвидсон

    13. Принципы взаимодействия: влияние анархистов на квир-культуры молодежи
    Нил Ричи

    14. Давай! Как квир-молодежи меняют гражданство в Питерборо
    Зийса Д. Марксон

    Список участников
    Индекс

    Эссе посвящены современному контексту, активизму и культурным продуктам квир-молодежи и их сообществ.

    Задействуя широкий спектр культурных практик, включая создание журналов, дрэг-перформансы, онлайн-чаты, музыку, гей-порно и организацию сопротивления, эссе Сьюзен Драйвер «Квир-молодежные культуры» исследуют творческий, политический, энергичный и художественный миры современной странная молодежь. Исследования в этой коллекции объединяют точки зрения ученых и квир-молодежи, а голоса молодежи находят отклик в анализе их сообществ и жизни. Используя различные методологические подходы, авторы фокусируют внимание на институциональных правилах молодежной сексуальности и гендера, сложном и меняющемся телесном опыте квир-молодежи, а также на визуальных и текстовых языках, посредством которых представлен опыт молодежи. Вместо того, чтобы видеть квир-молодежи в качестве жертв, авторы прославляют творческие способы, с помощью которых молодежь из сексуальных и гендерных меньшинств формирует субкультуры, и бросают вызов исключающим и гетеронормативным способам понимания молодых людей.

    Сьюзан Драйвер — доцент кафедры социальных наук Йоркского университета и автор книги « Queer Girls and Popular Culture: Reading, Resisting and Create Media ».

    «. ..Отличная коллекция Драйвера… объединяет множество материалов, которые бросают вызов тенденции в исследованиях и общественных дебатах думать о молодых людях, которые бросают вызов преобладающим ожиданиям в отношении пола и сексуальности преимущественно с точки зрения дефицита… В целом, Молодежные квир-культуры содержат богатые и структурированные размышления о некоторых ключевых проблемах, возникающих в связи с возросшей культурной известностью и академическими дискуссиями о квир-молодежи», — SIGNS 9.0019

    «Профессор социальных наук Драйвер собрал уникальную, вдумчивую коллекцию о квир-субкультурах молодежи, обрамленную комментариями, основанными на квир-теории… Коллекция раскрывает четкие категории пола, сексуальности и возраста и бросает вызов вездесущему повествованию о жертвах, которое в настоящее время формируется. ЛГБТ-молодежь». — ВЫБОР

    «Эта книга начинается с утверждения о том, что ЛГБТ-молодежи не являются патологизированными, могут и должны проявлять свободу действий и являются законными деятелями в общественной сфере.