Какие качества личности: Качества личности — Психологос

Содержание

сущность, содержание и методика выявления – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ С.В. Никифорова1

Самарский государственный технический университет,

4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E -mail: nikiforowaswet@yandex. ru

В статье рассматривается содержание понятия «профессионально значимые качества личности» в исследованиях отечественных ученых. Рассматривается совокупность доминирующих психологических свойств личности. Обосновывается целесообразность проведения профессионального отбора с целью определения той профессии, которая наиболее соответствует личным способностям и интересам человека.

Ключевые слова: личностные качества специалиста, методика выявления, целевая подготовка специалиста.

Подготовка высококвалифицированного специалиста и развитие его как личности всегда была и остается важнейшей задачей высшей школы. Специалист — это не только работник, получивший подготовку к избранному им виду трудовой деятельности в высшем учебном заведении, но и личность, обладающая высокими профессионально- личностными качествами, имеющая творческий потенциал, профессиональную самостоятельность, способная к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности. Обучение такого специалиста связано с формированием его профессионально значимых качеств, являющихся главным фактором успешной профессиональной деятельности. Таким образом, формирование целостной системы профессионально значимых качеств является узловым моментом профессионального становления личности.

С точки зрения Б. Г. Ананьева, изучение человека как субъекта труда не может ограничиться характеристиками подготовленности, опытности, мастерства, производительности и качества выполняемой в данный момент работы [1]. Важно определить возможности дальнейшего развития трудовой деятельности человека, внутренние силы личности, значимые для повышения производительности труда в условиях совершенствования самого производства. Причем при определении профессионально значимых качеств необходимо учитывать не только сумму тех или иных качеств, но и их определенную структуру, функциональный состав и различное сочетание, в котором возможно неравномерное развитие отдельных компонентов и их проявление в конкретной профессиональной деятельности.

В. Д. Шадриковым профессионально значимыми качествами называются «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», при этом автор включает в это понятие и способности [10]. По мнению Б. А. Душкова, А. В. Королева, Б. А. Смирнова, профессионально значимые качества являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности.

В исследованиях В. Л. Марищука профессионально значимые качества понимаются как отдельные динамические черты личности, определенные психические и психомотор-

1 Никифорова Светлана Вениаминовна, психолог, центр содействия трудоустройства выпускников.

ные свойства (выражаемые уровнем соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям профессии к человеку и способствующие успешному овладению этой профессией [6].

А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина определяют профессионально значимые качества как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде». Эти особенности, по мнению ученых, включают в себя свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности) [4].

Основу профессиональной пригодности составляют профессионально значимые качества личности (ПЗКЛ). Этот термин объединяет в себе два понятия: профессионализм и личностные качества, т.е. совокупность психофизиологических, эмоционально- волевых, характерологических качеств личности, которые в наибольшей степени соответствуют данной профессии.

Наиболее эффективными и перспективными системами подготовки специалистов широкого профиля являются те, которые заранее ориентируют студентов на выполнение конкретных инженерных функций (конструктора, исследователя, технолога, технического руководителя производственного коллектива, оператора сложных технологических установок, специалиста по эксплуатации и сервису). Отбор студентов в группы функциональных инженерных специализаций проводится, как правило, на старших курсах с учетом их личных интересов, а также выявленных у них профессионально значимых психофизиологических, эмоционально-волевых и характерологических свойств личности. По результатам отбора студентам рекомендуется пройти целевую индивидуальную подготовку специалистов (ЦИПС).

Алгоритм отбора представлен на рисунке.

Алгоритм отбора студентов по типам ПЗКЛ

ПЗКЛ формируются в ходе длительного трудового стажа работника, задатки же, потенциальные возможности к осуществлению той или иной конкретной деятельности, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, заложены в человеке изначально. Одновременно с формированием ПЗКЛ развивается и профессиональное мышление человека, формируется его профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом.

Учет ПЗКЛ, психофизиологических требований к профессиям, выявление общих и специальных способностей позволяет подбирать такие виды деятельности и характер труда, которые наиболее подходят специалисту. Например, для наладчиков токарных автоматов и полуавтоматов требуется высокий порог зрительного опознавания. В работе операторов станков с программным управлением важна скорость сен-сомоторных реакций, в деятельности инженера-проектировщика серийных изделий -легкая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, способность к длительной концентрации внимания, глазомер.

Для более глубокого комплексного изучения ПЗКЛ нами используется Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, модифицированный тест Сонди, другие психодиагностические методики, применяемые специалистами по профессиональному отбору кадров [2].

С целью определения той профессии, которая наиболее соответствует личным способностям и интересам человека, в системе профессиональной ориентации используют профессиональный отбор. Это предоставление человеку рекомендаций в отношении возможных направлений его профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям. Отбор осуществляется на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. В процессе проведения профессионального отбора конкретному человеку для полноценной реализации его потенциала в трудовой деятельности предлагают профессию, профессиональную сферу, которые оптимально подходят к его индивидуально-психологическому складу.

Становление профессионализма работника происходит на основе действия двух групп факторов — объективных и субъективных. Объективный фактор — это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду человека, и наличие у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств). Субъективные факторы — это имеющиеся у данного работника задатки, способности, мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Для специалиста профессия, так же как и социальная роль, выступает в качестве средства для реализации его жизненного самоопределения (выбора социальной роли, жизненного стиля и образа жизни). Е. А. Климовым исследованы проблемы профессионального отбора, профессиональной ориентации и индивидуального стиля деятельности [5]. Результаты этого исследования позволили разработать критерии профессиональной пригодности по широкому кругу профессий, чтобы вплотную подойти к разработке интегрированной системы профессиональной ориентации с использованием компьютерной техники.

Профессии и их требования к индивидуальным особенностям человека чрезвычайно изменчивы, в то время как сами характеристики человека, в частности, в природной своей основе, являются относительно устойчивыми. К.М. Гуревич и В.Ф. Матвеев применительно к психологическим качествам отмечают, что некоторые свойства человека остаются практически неизменными (например, свойства нервной системы, темперамент), другие изменяются на протяжении достаточно длительного периода времени (способности, черты характера, эмоциональная сфера), третьи более адаптивны, изменчивы (познавательные процессы, психомоторика, волевые качества) [3]. Но изменчивость последних качеств можно предсказать и скорректировать.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, которую человек считает адекватной для себя.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека приводит к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижений успехов в различных видах деятельности.

Американскими учеными Д. Макклелландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленных целей.

Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избежание неудачи. Для них явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои способности, успехи и неудачи, адекватно оценивать себя. У них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что, в свою очередь, ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т. п.

В зависимости от направленности, способностей и характерологических черт личности складывается правильное или неправильное отношение к себе, в результате чего самооценка может стать либо стимулом, либо тормозом в развитии личности. Адекватная самооценка личностью своих способностей и возможностей обеспечивает, таким образом, и соответствующий адекватный уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению.

Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» самооценка необходима для личностного роста, для реализации своего врожденного потенциала «быть полностью функционирующей личностью», «следовать своей истинной природе». В то же время люди с неадекватной завышенной самооценкой ставят перед собой цели более высокие, чем те, которых они могут достичь. К себе они не критичны. Считают себя самыми лучшими людьми, умными и добрыми. К окружающим относятся пренебрежительно, низко оценивают их способности и возможности. В коллективе такие люди часто бывают причиной конфликтных ситуаций. Чертами их характера становятся зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, неуважительное, грубое отношение к окружающим.

Люди с низкой самооценкой ставят перед собой цели более низкие, нежели те, которые могли бы быть достигнуты, преувеличивают значение неудач. Им свойственны такие черты, как нерешительность, боязнь, обидчивость, придирчивость, чрезмерная совестливость, конфликтность. Однако человек с низкой самооценкой, как отмечает

М. К. Тутушкина, легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой [9].

Согласно Г. С. Никифорову, самооценка является основным структурным компонентом самосознания личности, играющим важную роль в самовоспитании и саморегуляции личности. В структуре самооценки можно выделить два компонента: когнитивный (знание о себе на основе фактов, доводов, анализа, сравнения, суждений и умозаключений) и эмоциональный (отношение к себе, удовлетворенность, одобрение, раскаяние и т. п.). Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и действия [8].

Анализ причин определения неадекватной (неверной) самооценки из-за влияния субъективных индивидуально-психологических особенностей человека и объективных факторов внешней среды позволяет сделать заключение о первостепенной роли самоконтроля в обеспечении надежности самооценки. Это положение является чрезвычайно важным с точки зрения обеспечения надежности профессиональной деятельности. Проследим взаимозависимость и взаимообусловленность категорий «самоконтроль» и «самооценка» на примере феномена «уверенность — неуверенность».

В основе самоуверенности лежат неадекватно завышенные притязания личности, неправильная самооценка своих возможностей. Самоуверенность нередко проявляется в совокупности с недостаточно выраженным самоконтролем, недисциплинированностью, конфликтностью. Она способствует принятию поспешных, необоснованных, безответственных решений, утрате разумного чувства опасности, необходимой осторожности и, как следствие, совершению ошибочных действий, рискованных поступков. Ввиду этого «самоуверенность выступает как профессионально негативное качество, ведущее к снижению безопасности и надежности деятельности». Самоуверенность является следствием переоценки достигнутых субъектом субъективных успехов, незаслуженно адресованных ему похвалы и поощрения. В результате этого происходит своеобразный дисбаланс во взаимосвязи механизмов самооценки и самоконтроля.

Ничем не обоснованная, чрезмерная неуверенность в себе является другой крайностью. Неуверенность как устойчивое качество личности основывается на неадекватно заниженной самооценке реальных возможностей. Недостаток уверенности в себе является серьезным противопоказанием к овладению рядом профессий, особенно связанных с работой в сложных условиях, требующих от человека умения под воздействием ориентированных факторов сохранять профессиональную надежность, быстро ориентироваться в обстановке и принимать ответственные решения.

Уверенность как положительное свойство личности формируется в процессе воспитания и самовоспитания, профессионального обучения и самообучения. Уверенность -важнейшее профессиональное качество личности, развитие которого связано с формированием адекватной самооценки. Уверенный в себе человек правильно определяет свои способности и возможности, его отличают такие личностные качества, как решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения. Он уделяет должное внимание и самоконтролю над своими действиями и поступками, обращаясь к этому феномену каждый раз, когда это необходимо, руководствуясь прошлым профессиональным опытом и чувством ответственности за порученное дело.

Уверенность или неуверенность, уравновешенность или неуравновешенность, доброжелательность или недоброжелательность (подозрительность) и другие качества личности определяются с помощью теста «локус контроля». Локус контроля (локализация контроля) представляет собой личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним

силам (и тогда этот локус контроля называется экстернальным, т. е. внешним), либо собственным способностям и усилиям (и тогда он называется интернальным, т. е. внутренним).

При внешнем локусе контроля у человека формируются такие черты характера, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить дела на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, склонность к конфликтам.

При внутреннем (интернальном) локусе контроля людям присущи такие черты, как уверенность в себе, последовательность и настойчивость в достижении поставленных целей, склонность к самоанализу, уравновешенность, общительность, доброжелательность, независимость. Внутренний локус контроля считается социально одобряемой ценностью.

Самооценивание индивида играет большую роль в саморазвитии и самовоспитании личности. Осуществляя самовоспитание, человек, по выражению В. С. Безруковой, «самообразуется». В нем включаются механизмы, помогающие приобретать знания, умения и навыки, самостоятельно осуществлять творческую деятельность.

Саморегуляция как важнейшая социально-психологическая категория жизнедеятельности любого человека также немыслима без оценки себя самого. Как известно, саморегуляция — это один из механизмов регуляции активности любых живых систем. Замкнутый контур регулирования системы включает в себя следующие компоненты структуры: 1) поставленная субъектом цель его произвольной активности; 2) выделение значимых условий деятельности; 3) программа собственных исполнительских действий; 4) система критериев успешности деятельности; 5) информация о реально достигнутых результатах; 6) оценка соответствия реальных результатов критериям успешности; 7) решение о необходимости деятельности и характере ее коррекции. При развитой структуре саморегуляции человек способен к самосовершенствованию и самопознанию. Самосовершенствование начинается еще в подростковом возрасте, когда наступает пора формирования «идеального Я», т.е. осознанного личного идеала, сопоставление с которым вызывает недовольство индивида собой и стремление себя изменить. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно своей личности и своего поведения (угрызения совести, недовольство собой, самооценка и др. ). Процесс самосовершенствования неотделим от самопознания. Самопознание происходит на основе развития познавательных способностей. В процессе становления человека происходит его развитие, обогащается личностный потенциал. Ввиду этого самопознание как бы «отстает» от своего объекта. Но оно непременно осуществляется, если индивид не останавливается на пути своего личностного роста и самосовершенствования.

Основными методами и приемами самооценки личности являются самонаблюдение, самоанализ, сравнение, рефлексия, тестирование (использование психодиагностических методик и техник). Под рефлексией понимается самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий протекания собственной деятельности, внутренней жизни человека. От самооценки личности зависит характер взаимоотношений, требовательность к себе и другим, критичность, отношение к успехам и неудачам, уровень рефлексивности. Самооценка оказывает значительное влияние на эффективность личности в целом и на уровень рефлексивности, является одним из основных регуляторов поведения человека. Без самооценки немыслим процесс самоактуализации личности, под которым понимается стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее формирование происходит в процессе социализации, межличностного взаимодействия в совместной деятельности людей. Выступая в качестве регулятора поведения и деятельности, са-

мооценка в значительной степени определяет социальную адаптивность (социальную адаптацию и дезадаптацию личности).

В становлении личности молодого специалиста большую роль играет процесс формирования его «Я-концепции», под которой понимается динамическое психологическое образование (обобщенное представление о себе самом) как система установок относительно собственной личности. Принято выделять две основные формы «Я-концепции» -реальную и идеальную. Реальная «Я-концепция» — это представление личности о себе, о том, «какова она есть» (кстати, это представление о самом себе может и не отражать реального положения дел). «Идеальное Я» — это представление личности о себе в соответствии с собственными желаниями («каким я хотел бы быть»). Разумеется, реальная и идеальная «Я-концепции» могут не совпадать. В большинстве случаев так и происходит. Расхождение между реальной и идеальной «Я-концепциями» приводит как к позитивным, так и к негативным последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником внутренних конфликтов личности, но с другой -несовпадение реального и идеального «Я» становится источником самосовершенствования личности и стремления к саморазвитию.

Идеальное представление о себе как профессионале и личности, имеющей определенную социальную роль и общественный статус, у подростка или юноши базируется на основе его профессионального «Я». Для формирования этого образа («Я-профессионального») необходим достаточно высокий уровень самосознания, позволяющий адекватно определять свои способности и возможности для овладения конкретной профессией (специальностью). Следовательно, профессиональное самоопределение — это своего рода способ оптимизации отношений человека с профессией. С одной стороны, имеется ряд требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям и психофизиологическим возможностям человека (прерогатива профессиографии). С другой — каждый человек располагает собственной психофизиологической конституцией, своими индивидуально-психологическими особенностями, своим здоровьем и способностями. Оптимальная регуляция «взаимоотношений» человека и профессии на основе изменения личностных интересов и мотивов в наибольшей степени определяет процесс профессионального самоопределения личности и способствует выработке индивидуального стиля деятельности. Этот процесс формирования индивидуального стиля А. Маслоу определяет как феномен «самоактуализация». В общем смысле под самоактуализацией понимается стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А. Маслоу, самоактуализация есть желание «стать тем, кем ты можешь стать», это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего жизненного потенциала.

Представленная в статье методика была апробирована на ряде факультетов Самарского государственного технического университета в процессе целевой индивидуальной подготовки специалистов [7].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980. Т.1. — 230 с. Т.2. — 288 с.

2. Березин Ф.В., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности / Ф.В. Березин, М.П. Мирошников, Р.В. Рожанец. — М.: Медицина, 1976. — 158 с.

3. Гуревич К.М., Матвеев В.Ф. О профессиональной пригодности операторов и способов ее определения. Вопросы пригодности оперативного персонала энергосистем / К.М. Гуревич, В.Ф. Матвеев. — М.: Просвещение, 1966. — С.3 — 96.

4. Деркач А. А., Кузьмина Н.В. Акмеология — наука о путях достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. — М.: Российская Академия Управления, 1993. — 23 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Е.А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.

6. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Марищук, В. Евдокимов. — Изд-во «Сентябрь», 2001. — 260 с.

7. Михелькевич В.Н., Кравцов П.Г. Целевая функционально-ориентированная подготовка специалистов в техническом университете / В.Н. Михелькевич, П.Г. Кравцов. — Самара: СамГТУ, 2001. — 112 с.

8. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров. — Спб.: СпбУ, 1996. — 176 с.

9. Тутушкина М. К., Артемьева В.А., Волков С.А. и др. Практическая психология: учеб. пособие / М.К. Тутушкина, В.А. Артемьева, С.А. Волков и др. — 4-е изд. — Институт общегуманитарных исследований, 2000. — 368 с.

10. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие /

В.Д. Шадриков. — 2-е изд. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.

Поступила в редакцию 12/II/2009; в окончательном варианте — 15/III/2009.

UDC 378

PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF THE EXPERT: ESSENCE, CONTENT, AND METHOD OF DETECTION

S. V. Nikiforova

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E -mail: [email protected]

The article discusses the concept of «professionally significant qualities of the person » in studies of domestic scientists. We consider the complex of the dominant psychological characteristics of personality. The feasibility of professional selection to identify the profession that best suits personal abilities and interests ofpeople is justified.

Key words: personal qualities of an expert, the method of detection, targeted training of an expert.

Original article submitted 12/II/2009; revision submitted — 15/III/2009.

Svetlana V. Nikiforova Psychologist, Centre for the promotion of employment of graduates

Качества личности, приводящие к успеху

Несмотря на то, что развитый интеллект невероятно важен, этого недостаточно для достижения успеха. В этой статье приводятся главные качества личности и черты характера в 21 веке не менее важные, чем развитый интеллект …

Designed by Freepik

С юных лет нам дают понять, что чем умнее мы будем, тем успешнее станем. Несмотря на то, что интеллект невероятно важен, высокие традиционные показатели при его определении абсолютно ничего не значат для достижения успеха.

Также глобально не совсем понятно, что такое быть умным. Если это способность сдавать примерно одни и те же экзамены лучше других, получать более высокие оценки – тогда всё предельно ясно. Только это неправильный взгляд на интеллект.

С этих и других позиций то, что зачастую вкладывается в понятие «быть умным», в последнее время критикуется. В том числе и учёными, которые выделяют качества, не менее важные, чем развитый интеллект.

 

5 качеств личности, приводящих к успеху

Эти исследования были проведены доктором Университета Гриффита в Австралии Артуром Поропатом. Вот его список:

  • Осознанность
  • Открытость
  • Умение сотрудничать
  • Эмоциональная стабильность
  • Экстраверсия (проявляется в дружелюбном, разговорчивом, энергичном поведении)

Как видим, считается, что главные качества в 21 веке – умение справляться со своими эмоциями и находить общий язык с другими людьми.

 

Как именно они влияют на успех?

Есть три причины, почему данные черты характера важны:

  • Люди, которые имеют более высокий уровень этих качеств, намного чаще добиваются больших целей.
  • В 85 % случаев финансового успеха добиваются те, кто обладает более развитыми «мягкими» навыками.
  • Люди предпочитают вести дела с теми, кто им нравится и кому они доверяют.

 

Какие черты характера важны?

Помимо этого, доктор Поропат выделяет конкретные черты характера, которые нужно развивать.

 

Саморегуляция

Когда вы умеете владеть собой, то умеете владеть и своими эмоциями. Это значит, что вы более эффективно справляетесь с негативными и кризисными ситуациями, которые случаются каждый день.

Люди, склонные к саморегуляции, в ответ на раздражитель берут паузу и стараются оценивать ситуацию рационально и критически.

 

Менталитет роста

В данном отношении существуют два типа людей:

  • Те, кто считает, что навыки фиксированы и их нельзя улучшить
  • Те, кто считает, что любой навык можно улучшить

Первые остаются на приблизительно одинаковом уровне всю жизнь. Они судят, критикуют и не верят ни в какие положительные изменения. Вторые же находятся в постоянном развитии: они читают, повышают свои навыки, ведут дневники, учатся, создают свои компании.

Такой менталитет трудно изменить, но всё же возможно. Начать стоит с чтения книг по саморазвитию, которые покажут, что при должном уровне упорства можно научиться чему угодно.

 

Гибкость

Делая выводы из ошибок и неудач, для прогресса очень важно понимать, что именно вы сделали не так. И в дальнейшем действовать уже исходя из этого, подстроившись под условия.

 

Страсть

Страсть и энтузиазм важны, потому что позволяют человеку работать и достигать своих целей без оглядки на мотивацию. Посмотрите как работает Илон Маск (известный инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор; долларовый миллиардер) – складывается впечатление, что он вообще не спит. А про то, что делает, может с горящими глазами говорить часами напролёт.

 

Эмпатия

Эмпатия – сопереживание эмоциональному состоянию другого человека – один из самых важных навыков, которые нужно развивать. Научитесь разбираться со своими эмоциями и эмоциями других людей. Так вы сможете быть более эффективным в социальном плане.

 

Осознанность

Осознанность (непрерывное отслеживание текущих переживаний) включает в себя способность оставаться организованным, заранее планировать и поддерживать направление своего движения. Осознанный человек всегда знает, что делает и почему.

 

Открытость новому опыту

Мир меняется очень быстро. Если вы способны работать с большими массивами информации, учиться новому и сохранять компетентность, компании будут выстраиваться в очередь, чтобы вы работали у них. Расширяйте свои горизонты.

Designed by Freepik

 

Социальные навыки

Нетворкинг и работа в команде могут стать одним из самых важных факторов успеха в карьере. Люди обожают тех, с кем легко и просто общаться, на кого можно положиться и кому можно доверять.

 

Желаем вам удачи!

Источник: 4brain.ru

Оцените статью и поделитесь в соцсетях

Рекомендуем также:

◆6 способов повышения продуктивности мозга

◆Концентрация внимания: 8 простых шагов к достижению цели

◆Как стать умнее с помощью пробежек

Личностные процессы: механизмы, с помощью которых черты личности «выходят из-под кожи»

Обзор

. 2012;63:315-39.

doi: 10.1146/annurev-psych-120710-100419. Epub 2011 5 июля.

Сара Э Хэмпсон 1

принадлежность

  • 1 Исследовательский институт Орегона, Юджин, 97403, США. [email protected]
  • PMID: 21740225
  • PMCID: PMC3193854
  • DOI: 10.1146/annurev-psych-120710-100419

Бесплатная статья ЧВК

Обзор

Сара Э Хэмпсон. Анну Рев Психол. 2012.

Бесплатная статья ЧВК

. 2012;63:315-39.

doi: 10.1146/annurev-psych-120710-100419. Epub 2011 5 июля.

Автор

Сара Э Хэмпсон 1

принадлежность

  • 1
    Исследовательский институт Орегона, Юджин, 97403, США. [email protected]
  • PMID: 21740225
  • PMCID: PMC3193854
  • DOI: 10. 1146/annurev-psych-120710-100419

Абстрактный

Пришло время лучше понять, почему личностные черты предсказывают последующие результаты, что требует более пристального изучения личностных процессов. Личностные процессы — это механизмы, которые разворачиваются во времени и производят эффекты личностных черт. Они включают реактивные и инструментальные процессы, которые модерируют или опосредуют связь между чертами и результатами. Эти механизмы проиллюстрированы здесь подборкой исследований черт, представляющих три широкие области личности и темперамента: негативная эмоциональность, позитивная эмоциональность и скованность. Личностные процессы изучаются в краткосрочной перспективе, как в исследованиях выборки событий, и в долгосрочной перспективе, как в исследованиях продолжительности жизни. Последствия результатов исследования процессов рассматриваются для решения проблем в моделях структуры личности, улучшения и расширения методов оценки личности и определения целей для личностных вмешательств.

Цифры

Рисунок 1

Прямая связь между личностью…

Рисунок 1

Прямая связь между личностной чертой и результатом

Рисунок 1

Прямая связь между личностной чертой и результатом

Рисунок 2

Модерация ассоциации между…

Рисунок 2

Модерация ассоциации между предиктором и результатом личности…

фигура 2

Модерация связи между предиктором и результатом личностной черты

Рисунок 3

Модерация ассоциации между…

Рисунок 3

Модерация ассоциации между личностной чертой и результатом другого…

Рисунок 3

Модерация связи между чертой личности и результатом другой переменной

Рисунок 4

Опосредованное (косвенное) воздействие…

Рисунок 4

Опосредованное (косвенное) влияние черты личности на результат

Рисунок 4

Опосредованное (косвенное) влияние черты личности на результат

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Суицидальная идея.

    Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.

  • Диадическое взаимодействие родителей и детей в раннем детстве: вклад родительских и детских черт личности.

    Уилсон С., Дурбин С.Э. Уилсон С. и др. J Перс. 2012 Октябрь; 80 (5): 1313-38. doi: 10.1111/j.1467-6494.2012.00789.x. J Перс. 2012. PMID: 22433002

  • Стабильность лабораторно оцененных черт эмоциональности темперамента в возрасте от 3 до 7 лет.

    Durbin CE, Hayden EP, Klein DN, Olino TM. Дурбин К.Э. и соавт. Эмоция. 2007 г., май; 7(2):388-99. дои: 10.1037/1528-3542.7.2.388. Эмоция. 2007. PMID: 17516816

  • Заикание в связи с тревогой, темпераментом и личностью: обзор и анализ с акцентом на причинно-следственную связь.

    Алм Пенсильвания. Алм ПА. J Нарушение беглости речи. 2014 июнь;40:5-21. doi: 10.1016/j.jfludis.2014.01.004. Epub 2014 8 февраля. J Нарушение беглости речи. 2014. PMID: 24929463 Обзор.

  • Близнецовое исследование темперамента у детей раннего возраста.

    Пломин Р., Роу, округ Колумбия. Пломин Р. и соавт. Дж Психол. 1977, сен; 97 (1-я половина): 107–13. дои: 10.1080/00223980.1977.9915932. Дж Психол. 1977. PMID: 561186

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Черты личности предсказывают 7-летний риск диагностики рассеянного склероза: проспективное исследование.

    Кан В. Канг В. Дж. Клин Мед. 2023 15 января; 12 (2): 682. doi: 10.3390/jcm12020682. Дж. Клин Мед. 2023. PMID: 36675611 Бесплатная статья ЧВК.

  • Горькую пилюлю проглотить? Влияние аффективных темпераментов на приверженность лечению: систематический обзор и метаанализ.

    Сабо Г., Форнаро М., Доум П., Варбиро С., Гонда Х. Сабо Г. и др. Трансл Психиатрия. 2022 сен. 2; 12 (1): 360. doi: 10.1038/s41398-022-02129-z. Трансл Психиатрия. 2022. PMID: 36056016 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние контекстной мобильной рекламы на намерение совершить покупку: сдерживающая роль экстраверсии и нейротизма.

    Ван Ю, Чжоу З, Сюй С, Чжао С. Ван Ю и др. Фронт Псих. 2022 26 мая; 13:849369. doi: 10.3389/fpsyg.2022.849369. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35719539 Бесплатная статья ЧВК.

  • Мегаанализ предсказания личности: надежность и граничные условия.

    Бек Э.Д., Джексон Дж.Дж. Бек Э.Д. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2022 март; 122(3):523-553. DOI: 10.1037/pspp0000386. J Pers Soc Psychol. 2022. PMID: 35157487 Бесплатная статья ЧВК.

  • Черты личности пятифакторной модели и 24-часовой уровень кортизола в моче в Балтиморском лонгитюдном исследовании старения.

    Сутин А.Р., Моффат С.Д., Резник С.М., Ферруччи Л., Ашванден Д., Сескер А.А., Лучетти М., Терраччано А. Сутин А.Р. и соавт. Стресс Здоровье. 2022 г., октябрь; 38 (4): 837-843. doi: 10.1002/smi.3130. Epub 2022 20 февраля. Стресс Здоровье. 2022. PMID: 35099848

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R01 AG020048/AG/NIA NIH HHS/США
  • R01 AG020048-13/AG/NIA NIH HHS/США
  • AG20048/AG/NIA NIH HHS/США
  • R01 DA010767/DA/NIDA NIH HHS/США
  • DA10767/DA/NIDA NIH HHS/США

Большая пятерка личностных качеств на рабочем месте

Люди часто исследовали, что заставляет нас вести себя так, а не иначе. Поведение может исходить из различных влияний, таких как факторы окружающей среды или черты личности. Существует множество различных теорий и моделей личностных черт, например индикатор типов Майерс-Бриггс, который разделяет людей на 16 разных личностей. Другой моделью является Модель личности Большой пятерки (ОКЕАН), в которой выдвигается идея о том, что человеческая личность состоит из пяти основных измерений.

Согласно Essentials of Organizational Behavior: 14 th Edition, существует множество исследований, подтверждающих эту модель личности, и результаты тестов являются надежным предиктором того, как люди будут вести себя в реальной жизни. Исследование 2015 года, опубликованное в журнале Academy of Management Journal, показало, что все черты были «более предсказуемы для работы», когда работа выполнялась в неструктурированной среде со свободой выбора, и что черты также указывали на то, как конкретные черты человека будут действовать в ситуации.

Каковы основные пять черт личности?

Лучший способ запомнить черты модели личности «Большой пятерки» — запомнить аббревиатуру ОКЕАН: открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм.

Открытость опыту

Эту черту часто называют глубиной чьего-то ментального опыта или воображения. Он включает в себя чье-то желание пробовать что-то новое, быть открытым и мыслить творчески. Люди с высокими баллами в этой области, как правило, артистичны и любопытны, в то время как те, у кого низкие баллы, как правило, придерживаются традиционных взглядов и остаются в своей зоне комфорта.

Добросовестность

Эта черта измеряет надежность и безотказность человека. Тот, кто набирает больше баллов в этой области, более целеустремлен, склонен контролировать импульсы и обычно очень организован. Они, вероятно, увидят успехи в школе и преуспеют в качестве лидера. Те, кто набирает меньше баллов в этой области, более склонны к импульсивности и откладыванию заданий.

Экстраверсия

Экстраверсия показывает, насколько общительным и разговорчивым может быть человек. Те, у кого высокий показатель экстраверсии, как правило, более напористы, социально уверены в себе и заряжаются от общения с людьми, в то время как те, кто набирает меньше баллов, с большей вероятностью ищут уединения и самоанализа.

Доброжелательность

Доброжелательность показывает, насколько хорошо кто-то может ладить с другими людьми. Люди с высокими показателями этой черты обычно вызывают симпатию, сочувствие и нежность, а те, у кого показатели ниже, воспринимаются как резкие, грубые и саркастичные.

Нейротизм

Последняя черта ОКЕАНА также известна как эмоциональная стабильность. Он измеряет, насколько хорошо человек может контролировать такие эмоции, как тревога и печаль. Высокий балл в этой области указывает на то, что кто-то может быть склонен к этим эмоциям, а также может иметь низкую самооценку. Те, кто получил низкий балл, вероятно, более уверены в себе и предприимчивы.

Большая пятерка личностных качеств на рабочем месте

Было проведено множество исследований модели и поведения OCEAN, а также того, как эти черты могут в некоторой степени предсказывать социальное поведение и производительность человека на рабочем месте. Более глубокое понимание этого поведения может помочь коллегам и руководителям создать доверительные отношения, лучше относиться друг к другу и развивать более сильную культуру на рабочем месте.

Какие из «большой пятерки» личностных качеств оказывают наибольшее влияние на производительность труда?

Согласно Essentials of Organizational Behavior: 14 th Edition, большая пятерка личностных качеств, оказывающих наибольшее влияние на эффективность работы, — это добросовестность. Те, кто набирает более высокие баллы по этой характеристике, скорее всего, будут иметь более высокий уровень знаний, связанных с работой, поскольку добросовестные люди узнают больше. У них, вероятно, есть аспекты сильного лидера. Тем не менее, они также с большей вероятностью будут ставить работу на первое место и с меньшей вероятностью адаптируются к меняющимся ситуациям. Они могут столкнуться с проблемами при изучении сложного навыка на раннем этапе, потому что они, как правило, сосредотачиваются на своей работе, а не на процессе обучения, и, как правило, они не так креативны.

Какую роль играют другие черты характера?

Высокие баллы по невротизму могут указывать на более высокую склонность сотрудников к эмоциональному выгоранию, поскольку этим сотрудникам труднее справляться со своими эмоциями. Высокая эмоциональная устойчивость связана с высокой удовлетворенностью жизнью и работой, а также с более низким уровнем стресса. Кроме того, люди с эмоциональной стабильностью имеют больше шансов справиться с требованиями на рабочем месте, особенно с быстрыми изменениями.

Экстраверты — это люди, которые берут ситуацию под контроль. Как правило, высокий показатель экстраверсии показывает, что этот человек может обладать сильными лидерскими способностями. Однако они более склонны вести себя импульсивно, чем интроверты.

Открытые люди легче переносят смену рабочего места и лучше адаптируются. Они также обычно являются эффективными лидерами и «менее подвержены снижению производительности в течение более длительного периода времени», согласно Essentials of Organizational Behavior.

Покладистых людей обычно любят больше, и они склонны следовать правилам. Они также демонстрируют более высокую удовлетворенность работой и реже попадают в несчастные случаи на рабочем месте. Те, у кого низкие баллы за приятность, с большей вероятностью будут вести себя контрпродуктивно на работе и могут иметь меньший успех в карьере в долгосрочной перспективе.

Как лидеры могут использовать «Большую пятерку» для мотивации сотрудников?

Согласно статье, опубликованной в Science Direct в 2016 году, «лидеры, которые понимают, чем отличаются личности людей, могут использовать это понимание для повышения эффективности своего лидерства и повышения эффективности работы сотрудников».

Если руководители знают склонности, сильные и слабые стороны своих сотрудников, они могут использовать их, чтобы помочь своим сотрудникам и поддерживать их мотивацию.

Лидеры также могут использовать «Большую пятерку» на себе, чтобы оценить свое поведение и продемонстрировать сотрудникам, как не только максимально использовать свои сильные стороны, но и учиться на своих слабых сторонах, поскольку они ведут организацию к успеху и продолжают оценивать поведение организации. Степень магистра в области организационного лидерства может дать лидерам еще более глубокое понимание того, что входит в эффективное деловое взаимодействие.


Связанные чтения:

Hard Skills vs. Soft Skills: в чем разница?

Эмоциональный интеллект и его значение на рабочем месте

Получить программу передач

Программа

Заинтересованы в: Программа по интересамAA по бухгалтерскому учету AA по прикладной психологии AA по авиационному менеджменту AA по деловому администрированию AA по менеджменту в здравоохранении AA по менеджменту AA по маркетингу AS по компьютерным информационным системам BA Прикладная психология/клиническая психология BA Прикладная психология/судебная психология BA Прикладная психология/организационная психология Бакалавр бухгалтерского учета Бакалавр прикладной психологии Бакалавр прикладной психологии/защиты прав детей Бакалавр авиационного менеджмента Бакалавр делового администрирования Бухгалтерский учет Бакалавр делового администрирования Healthcare Mgmt Бакалавр делового администрирования Менеджмент Бакалавр бизнес-администрирования Маркетинг Бакалавр бизнес-администрирования/CIS Бакалавр управления персоналом Бакалавр в области управления Бакалавр в области компьютерных информационных систем Управление персоналом Незначительное с любым бакалавром Магистр организационного лидерства Магистр делового администрирования MBA/Бухгалтерский учет MBA/Бухгалтерский учет и финансы MBA/Кибербезопасность MBA/Финансовый MBA/Управление здравоохранением MBA/Управление информационными технологиями MBA/Управление MBA/ Маркетинг MBA/Управление проектами MBA/Pr Управление проектами в области информационных технологий MS в области управления цепочками поставок

Имя:

Фамилия:

Адрес электронной почты:

Номер телефона:

Военные отношения: Военная принадлежностьНетЗависимыйСлужащийСупруга военнослужащегоВетеран

Страна гражданства:

Если вам нужна дополнительная информация о том, как мы можем использовать ваши данные, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.

Заполняя эту форму и нажимая кнопку ниже, я даю согласие на получение звонков, текстовых сообщений и/или электронных писем от BISK, ее клиентских организаций и их представителей относительно образовательных услуг и программ. Я понимаю, что звонки и текстовые сообщения могут быть направлены на указанный мной номер с помощью технологии автоматического набора номера. Я понимаю, что это согласие не требуется для покупки товаров или услуг.

Программа Интересует: Программа по интересамAA по бухгалтерскому учету AA по прикладной психологии AA по авиационному менеджменту AA по деловому администрированию AA по менеджменту в здравоохранении AA по менеджменту AA по маркетингу AS по компьютерным информационным системам BA Прикладная психология/клиническая психология BA Прикладная психология/судебная психология BA Прикладная психология/организационная психология Бакалавр бухгалтерского учета Бакалавр прикладной психологии Бакалавр прикладной психологии/защиты прав детей Бакалавр авиационного менеджмента Бакалавр делового администрирования Бухгалтерский учет Бакалавр делового администрирования Healthcare Mgmt Бакалавр делового администрирования Менеджмент Бакалавр бизнес-администрирования Маркетинг Бакалавр бизнес-администрирования/CIS Бакалавр управления персоналом Бакалавр в области управления Бакалавр в области компьютерных информационных систем Управление персоналом Незначительное с любым бакалавром Магистр организационного лидерства Магистр делового администрирования MBA/Бухгалтерский учет MBA/Бухгалтерский учет и финансы MBA/Кибербезопасность MBA/Финансовый MBA/Управление здравоохранением MBA/Управление информационными технологиями MBA/Управление MBA/ Маркетинг MBA/Управление проектами MBA/Pr Управление проектами в области информационных технологий MS в области управления цепочками поставок

Имя:

Фамилия:

Адрес электронной почты:

Номер телефона:

Военная принадлежность: Военная принадлежностьНетЗависимыйСлужащийСупруга военнослужащегоВетеран

Страна гражданства:

Если вам нужна дополнительная информация о том, как мы можем использовать ваши данные, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности.