Какие референтные группы господствуют в обществе: Группы членства и референтные группы — урок. Обществознание, 10 класс.
Экзаменационный билет № 6
Функции и эмпирические характеристики сознания.
Социальная ситуация развития. Роль референтной группы в процессе социализации на различных онтогенетических этапах становления личности.
Типология образовательных сред, по Я. Корчака.
Функции и эмпирические характеристики сознания.
Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:
* Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.
* Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
* Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.
* Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
* Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
* Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.
Социальная ситуация развития. Роль референтной группы в процессе социализации на различных онтогенетических этапах становления личности.
1) Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие было введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, которыми определяются возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
В дальнейшем это понятие разрабатывалось Б. Г. Ананьевым, который дал его развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте, и Л. И. Божович, использовавшей его для описания онтогенетического развития личности ребенка.
Ситуация развития социальная представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, включающий такие составляющие:
1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза — социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности;
2) социальный статус детства — историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе;
3) социальные роли, реализующие общую социальную позицию ребенка — систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы.
2) Референтная группа – (эталонная группа) – реальная или воображаемая группа система взглядов которой используется действующим лицом как система эталонов (по Шибутани). Данная группа – стандарт, система отсчета для оценки себя и других, служит ориентиром на разных этапах социализации ребёнка. Позитивные референтные группы (стремление быть принятым), отрицательные (выступить против нее). Понятие референтной группы было впервые введено Г. Хайманом (в 40-е годы Хайман в исследовании об имущественном статусе и его сравнение со статусом других людей), затем нашло свое развитие в работах Г. Келли, Т. Шибутани, Т. Кемпера, Х. Линдерна и других американских авторов. Понятие референтной группы широко применяется и в работах отечественных социальных психологов Г. М. Андреевой, И. С. Кона, E. G. Кузьмина, А, В. Петровского [11, 81, 90,136 1. Разработке проблемы референтной группы посвящены диссертационные исследования К. Д. Давыдовой (1977) и Е. В. Щедриной (1979). В начале 70-х годов — ролевая концепция социализации (функциональный подход), которую отстаивают и активно развивают представители так называемой «гуманитарной педагогики«: Р. Дарендорф, Ф. Тенбрук, К. Лэнгтон и др. Они рассматривают социализацию как процесс интеграции молодого поколения в систему социальных ролей через интериоризацию норм своей референтной группы.
Г. Келли выделял 2 референтных групп: нормативная, или регулятивная (установление стандартов поведения индивида) и сравнительно-оценочная (человеку важна оценка этой группой, с ее точки зрения он сам себя оценивает). Иногда 3 функция: побудительная – побуждает индивида стать членом референтной группы.
Рефрентная группа является соц.-психологическим механизмом социализации. Среди ближайшего окружения, в котором протекает жизнедеятельность индивида, лишь отдельные группы и лица для индивида приобретают особую значимость при оценке его поступков, при выборе его социально-нравственных ориентации.
Не обязательная, но интересная вставка: Референтная группа, как критерий периодизации социализации:
Для возрастной периодизации психического Д.Б. Эльконин предложил 3 критерия
Личностные новообразования,
Ведущая деятельность,
Социальная ситуация развития.
В результате на основе этих критериев были выделены такие основные периоды детского развития, как младенчество (до года), период детства (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (3 — 7 лет), младший школьный возраст (7 — 11 лет), подростковый (11 — 14/15 лет), юношеский (14/15 — 17 лет) [182].
Однако, периодизации для социального развития личности нужны несколько иные критерии (индивидуальное и личностное развитие – разные вещи). А. В. Петровский предполагает, что в аспекте формирования личности для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной ведущей деятельности, а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой (или лицом).
Если с позиции высказанных А. В. Петровским взглядов проанализировать функциональную сторону процесса социализации, то есть то, как, под влиянием каких ведущих институтов, механизмов, способов социализации происходит усвоение социального опыта в разные возрастные периоды, то, очевидно, просматриваются ощутимые возрастные различия.
Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации.
Очевидно также и то, что индивид в процессе социализации испытывает не только разную степень влияния со стороны различных групп, не только отдает предпочтение разным способам социализации, но и каждая стадия определяется своими преобладающими по степени воздействия механизмами социализации.
Так, например, в раннем детстве преобладают неосознаваемые способы воздействия окружения на индивида — внушение, подражание, идентификация. По мере роста и развития сознания, самосознания, повышения избирательного, активного начала по отношению к окружению начинают преобладать другие механизмы социализации — референтные группы, престиж, авторитет, социальные экспектации. Мало того, и неосознаваемые механизмы, которые в значительно меньшей мере, но продолжают оказывать свое влияние, приобретают со временем иное качество, поскольку повышается степень осознанности тех социальных ценностей, которые усваиваются индивидом.
(из статьи С.А. Беличевой «Основы превентивной психологии)
Влияние референтной группы на духовно-нравственное развитие индивида
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
- ГЛАВА.
РЕФЕРЕНТРНАЯ ГРУППА…………………………………….………….
- Определение понятия «референтная группа»……..………..…….5
1.2. Функции референтной
группы…………………………………..…
1.3. Виды референтной группы……………………………………..…..8
- ГЛАВА.
ФОРМИРМЫ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО
СОЦИУМА НА ИНДИВИДА………………….…….………………………
- Навязывание……………………………………………….
…………11
2.2. Подражание…….……………………………………………
- ГЛАВА.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДА И ЕГО ВЗАИМОСВЯСЬ С РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППОЙ……………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников………………………………………22
ВВЕДЕНИЕ
Наблюдая за социумом, мы приходим к выводу, что в современной России катастрофически падает культура, и нравственность большей части молодых людей.
Духовно-нравственное развитие молодого человека, это неотъемлемая часть в воспитании молодёжи. В связи с этим перед нами встаёт важная задача развития как духовного, так и нравственного потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует детального рассмотрения и изучения влияния референтных групп на культурно-нравственное развитие человека в современном мире.
Система знаний о влиянии референтных групп призвана направить и развить те качества индивида, которые необходимы для достойного существования и самореализации. Все вышеизложенное определило актуальность курсовой работы.
Целью курсовой работы является выявление источника и силы влияния окружающего социума на духовно-нравственное развитие молодёжи.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
- Изучить литературу о проблемах современной молодёжи, их духовно-нравствинных ориентирах и влиянии референтных групп на развитие личности.
- Соотнести имеющиеся наблюдения с научными фактами о развитии молодого человека в окружающем социуме.
- Сделать необходимые выводы о влиянии референтных групп на духовно-нравственное воспитание молодёжи.
Объектом исследования в курсовой работе являются пути реализации влияния окружения на развитие индивида.
Предметом исследования в курсовой работе являются молодёжь и его окружение.
В данной курсовой
работе мы обращались к
Позитивно оценивая научные труды философов, социологов, культурологов, психологов, педагогов в разработке различных аспектов данной проблемы, следует подчеркнуть, что еще не было специально изучено духовно-нравственное воспитание молодежи под воздействием влияния на него референтных групп. Это и определило выбор темы курсовой работы «Влияние референтной группы на духовно-нравственное развитие индивида».
- ГЛАВА. РЕФЕРЕНТРНАЯ ГРУППА
- Определение понятия «референтная группа»
«Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты» — очень интересное выражение. Без сомнения, каждый из нас его слышал не раз. Не случайно с него бы и хотелось начать нашу работу. Если в рамках сегодняшнего дня сложить эту крылатую фразу с пословицей: «ты есть то, что ты ешь» и приложить это в сектор информации, то появляется интересная тема для размышлений. А именно, кто же влияет на твоё миропонимание.
С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием, так называемых референтных (эталонных) групп.
Референтная группа (от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Упоминание о референтных группах встречаются в трудах известных советских и российских психологов А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др. Но первая попытка дать определение понятию «референтность» принадлежит кандидату психологических наук, главному редактору журнала «Вопросы психологии» Екатерине Владимировне Щедриной.
Понимание референтности, по мнению Е. В. Щедриной, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» [8. С. 116].
Классификация групп:
По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе — группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы — положительные и отрицательные референтные группы.
Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.
Группа присутствия — это референтная группа, членом которой является индивид. Идеальная референтная группа — это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав, которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.).
Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы [11].
- Функции референтной группы
Референтная группа выполняет в основном две функции:
- Нормативную
- Сравнительную
Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.
Группа может выполнять нормативную функцию, если она в состоянии вознаграждать индивида за конформность и наказывать за неконформность[5].
Конформность — свойство личности, выражающееся в
склонности к конформизму (от позднелат. c
Сравнительная функция проявляется в персептивных процессах: референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.
Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой.
К примеру, нормативной группой может являться семья, школа, лагерь и т.п. Родители могут, как поощрять ребёнка за труд, так и лишать его каких-то привилегий. Как известно, существует так называемый метод воспитания поощрение и взыскание – в народе более известен как метод «Кнута и пряника». Несомненно, каждый из нас себе в детстве испытал этот метод: двойку из школы принёс, значит, на улицу даже не смотри. А если и в школе хорошо, да ещё и в комнате пыль вытер, то всё, получай лишний рубль на мороженное.
А вот мы выросли и теперь сами можем пользоваться таким методом. Но, что это значит, нами теперь никто не может так манипулировать?! Конечно — нет. Если вы студент, то за хорошие отметки вы получаете стипендию, а за плохие оценки вы теряете место в вузе. Так же и с работниками. За выполнение работы существует ряд возможных санкций и поощрений.
- Виды референтных групп:
- «положительные» референтные группы: те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять.
- «отрицательные» референтные группы: относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие.
У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности. (Например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и т. д.). Нередко референтная группа не подозревает о своей значимости для того или иного индивида [11]. К примеру, девушка закатила скандал своему парню из-за того, что увидела, как он курит. Молодой человек не понимает, почему этот факт её так возбудил. Оказывается, что девушка не курила и не употребляла алкоголь, только из-за того, что её парень активно занимался спортом и вёл здоровый образ жизни. Таким образом, выясняется, что молодой человек был для девушки референтной группой, действиям которой она подражала. В таких случаях, как правило, индивид строит свои предположения о возможном мнении референтной группы о себе или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.).
Возможны ситуации, когда референтные для одного и того же индивида группы имеют противоположно направленные ценности. Это может привести к переживанию тяжелых внутриличностных конфликтов, требующих тактичной внешней помощи. Например, девушка являлась поклонницей знаменитого российского тележурналиста и телеведущего Владимира Владимировича Познера. Он был для неё идеалом: остроумный, эрудированный и один из самых интересных людей современного мира. Она смотрела все выпуски телепередачи «Познер» на первом каннеле, читала все его книги. Одним словом очень ценила его работы. Но в последнем выпуске своей телепередачи известный ведущий решил обсудить тему «антимгнитского закона», принятого на днях в Госдуме. Если вкратце, то позиция Познера сводилась к тому, что данная инициатива в глобальном плане выглядит неадекватной и выставляет Россию на посмешище. Но возмутило депутатов отнюдь не аналитика, а то, что в запале Владимир Владимирович обозвал Госдума «госдурой» [2]. Этот инцидент не оставил равнодушной и мою подругу. Она долгое время не могла поверить, что человек, который был для неё идеалом тактичности и лаконичности допустить такое высказывание с телеэкрана.
Проблема медиа-лиц, заключается в том, что если они являются яркими деятелями культуры, то у них, рано или поздно, появляются поклонники и единомышленники, которые следуют их примеру (одежда, образ жизни, кино, музыка и т.п.). И если популярный человек знает о своём статусе среди народных масс, то ему стоит вести себя аккуратно в своих действиях и высказываниях.
Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее. Группа взаимодействия или членская группа — это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит. Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закрепиться в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной. В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различны. Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассматриваем себя как чужаков в ней, то, как бы тесно мы не были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае группа не предлагает привлекательных норм и ценностей.
Эталонная группа может быть реальной социальной группой или воображаемой, являющейся результатом социального конструирования, выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они одна сплоченная группа. Так, на протяжении десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа, как «Запад», «Америка» [4]
определение доминирующей группы | Open Education Sociology Dictionary
Home
> D Words
> доминирующая группа
Содержание
Определение доминирующей группы
( существительное ) Любая группа, имеющая большую власть в обществе, чем любая подчиненная группа.
Примеры доминирующей группы
- Гетеросексуалы находятся в доминирующей группе по сравнению с геями и лесбиянками.
- Мужчины преобладают над женщинами.
Доминантная группа Произношение
Руководство по использованию произношения
Слоговая система: dom·i·nant group
Аудиопроизношение
– Американский английский 0 0 Британский английский
– 80090 Телефон tic Орфография
- Американский английский – /dAHm- uh-nuhnt grOOp/
- Британский английский – /dOm-i-nuhnt grOOp/
Международный фонетический алфавит
- Американский английский – /ˈdɑmənənt grOOp/
- Британский английский – /ˈdɒmɪnənt gruːp/
Примечание об использовании
- Множественное число: доминирующие группы
Родственная цитата
- Эндогамия внутри каст строго соблюдается, а взаимодействие между ними в близких социальных условиях, таких как группы сверстников, клубы, районы и т. д., сведено к минимуму. Подчиненные касты обычно эксплуатируются доминирующей группой в профессиональных целях, и их коллективное социальное положение практически не изменяется» (Marger 19).85:37).
Связанное видео
Дополнительная информация
- Происхождение слов «доминант» и «группа» – Онлайн-словарь этимологии: etymonline.com
Родственные термины
0
Ссылка
Маргер, Мартин. 1985. Расовые и этнические отношения: американские и глобальные перспективы . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Works Consulted
Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: основы . 6-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.
Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: земной подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.
Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.
Издательство Оксфордского университета. (Nd) Оксфордские словари . (https://www.oxforddictionaries.com/).
участников Википедии. (нет данных) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (https://en.wikipedia.org/).
Приведите определение доминирующей группы
ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2013. «доминирующая группа». В Открытом образовательном социологическом словаре . Проверено 21 апреля 2023 г. (https://sociologydictionary.org/dominant-group/).
APA – Американская психологическая ассоциация (6-е издание)
доминирующая группа. (2013). В К. Белл (ред.), Открытый словарь по социологии образования . Получено с https://sociologydictionary.org/dominant-group/
Chicago/Turabian: Дата автора – Чикагское руководство по стилю (16-е издание)
Bell, Kenton, ed. 2013. «доминирующая группа». В Открытом образовательном социологическом словаре . По состоянию на 21 апреля 2023 г. https://sociologydictionary.org/dominant-group/.
MLA – Ассоциация современного языка (7-е издание)
«доминирующая группа». Социологический словарь открытого образования . Эд. Кентон Белл. 2013. Интернет. 21 апреля 2023 г.
11.1 Расовые, этнические группы и группы меньшинств.
Введение в социологию 3eЦели обучения
К концу этого раздела вы должны уметь:
- Понимать разницу между расой и этнической принадлежностью
- Определить группу большинства (доминирующую группу)
- Определить группу меньшинства (подчиненную группу)
Хотя многие студенты, впервые поступившие на занятия по социологии, привыкли смешивать термины «раса», «этническая принадлежность» и «группа меньшинства», эти три термина имеют разные значения для социологов. Идея расы относится к поверхностным физическим различиям, которые определенное общество считает значительными, в то время как этническая принадлежность описывает общую культуру. А термин «группы меньшинств» описывает группы, которые находятся в подчиненном положении или не имеют власти в обществе, независимо от цвета кожи или страны происхождения. Например, в современной истории США пожилые люди могут считаться группой меньшинства из-за приниженного статуса в результате народных предубеждений и дискриминации в отношении них. Десять процентов персонала домов престарелых признались, что в прошлом году применяли физическое насилие к пожилому человеку, а 40 процентов признались в совершении психологического насилия (Всемирная организация здравоохранения, 2011 г.). В этой главе мы сосредоточимся на расовых и этнических меньшинствах.
Что такое раса?
Человеческая раса — это группа людей, основанная на общих физических или социальных качествах, которые могут варьироваться от одного общества к другому.
Исторически сложилось так, что понятие расы менялось в зависимости от культуры и эпохи и в конечном итоге стало меньше связываться с наследственными и семейными узами, а больше связано с поверхностными физическими характеристиками. В прошлом теоретики разрабатывали категории рас на основе различных географических регионов, этнических групп, цвета кожи и многого другого. Например, их ярлыки для расовых групп связаны с регионами или оттенками кожи.
Немецкий врач, зоолог и антрополог Иоганн Фридрих Блюменбах (1752-1840) ввел одну из известных группировок, изучая человеческие черепа. Блюменбах разделил людей на пять рас (MacCord 2014):
.- Белая или белая раса: люди европейского, ближневосточного и североафриканского происхождения
- Эфиопская или черная раса: люди африканского происхождения к югу от Сахары (иногда пишется как эфиопы)
- Малайская или коричневая раса: выходцы из Юго-Восточной Азии и жители островов Тихого океана
- Монгольская или желтая раса: люди всего восточноазиатского и частично среднеазиатского происхождения
- Американская или красная раса: люди североамериканского происхождения или американские индейцы
Со временем описания расы, подобные описанию Блюменбаха, вышли из употребления, и социальная конструкция расы стала более общепринятым способом понимания расовых категорий. Организации социальных наук, включая Американскую ассоциацию антропологов, Американскую социологическую ассоциацию и Американскую психологическую ассоциацию, официально отвергли объяснения расы, подобные перечисленным выше. Исследования этой школы мысли предполагают, что раса не поддается биологической идентификации и что предыдущие расовые категории были основаны на лженауке; они часто использовались для оправдания расистской практики (Оми и Винант 1994; Грейвс 2003). Например, некоторые считали, что интеллект определяется генетикой расы. Хотя эта идея была в основном забыта в конце 20-го века, она возрождалась несколько раз за последние 50 лет, в том числе в широко читаемой и цитируемой книге 1994 года The Bell Curve . С тех пор исследователи представили существенные доказательства, опровергающие биолого-расовую основу интеллекта, в том числе повсеместное сокращение разрыва в IQ по мере того, как чернокожие получали больше доступа к образованию (Диккенс, 2006). Это исследование и другие подтверждающие исследования показывают, что любой в целом более низкий IQ среди расовой группы был более чем на 9 баллов.0204 воспитывать , чем природу , если выразить это в терминах главы «Социализация».
Хотя многие исторические соображения о расе были скорректированы в пользу более точных и точных описаний, некоторые старые термины остались. Например, обычно неприемлемо и оскорбительно обращаться к азиатам или коренным американцам с помощью терминологии, основанной на цвете, но допустимо так обращаться к белым и черным людям. В 2020 году ряд изданий объявил, что они начнут использовать названия рас с заглавной буквы, хотя не все использовали тот же подход (Seipel 2020). Эта практика появилась почти через сто лет после того, как социолог и лидер У.Э.Б. Дюбуа заставил редакции использовать термин «негр» с большой буквы, широко используемый в то время. И, наконец, некоторые представители расовых групп (или этнических групп, о которых речь пойдет ниже) «возвращают» термины, использовавшиеся ранее для их оскорбления (Rao 2018). Эти примеры являются еще одним свидетельством социальной конструкции расы и наших развивающихся отношений между людьми и группами.
Что такое этническая принадлежность?
Этническая принадлежность иногда используется взаимозаменяемо с расой, но это очень разные понятия. Этническая принадлежность основана на общей культуре — обычаях, нормах, ценностях и убеждениях группы, которые могут включать общий язык, религию и традиции, среди прочих общих черт. Как и раса, термин «этническая принадлежность» трудно поддается описанию, и его значение со временем изменилось. И, как и в случае с расой, индивидуумы могут быть отождествлены или самоидентифицированы с этническими группами сложными, даже противоречивыми способами. Например, такие этнические группы, как ирландцы, американцы итальянского происхождения, русские, евреи и сербы, могут быть группами, члены которых преимущественно входят в расовую категорию «белых». Этническая принадлежность, как и раса, продолжает оставаться методом идентификации, который люди и учреждения используют сегодня — будь то посредством переписи населения, инициатив по разнообразию, законов о недискриминации или просто в личных повседневных отношениях.
В некоторых случаях этническая принадлежность неправильно используется как синоним национального происхождения, но эти конструкции технически отличаются. Национальное происхождение (которое иногда путают с национальностью) связано с географическими и политическими ассоциациями с местом рождения или проживания человека. Но люди из нации могут принадлежать к разным этническим группам, часто неизвестным людям за пределами региона, что приводит к неправильным представлениям. Например, кто-то в Соединенных Штатах может без злого умысла назвать всех вьетнамцев этнической группой. Но Вьетнам является домом для 54 официально признанных этнических групп.
Добавление к сложности: Иногда либо для наведения мостов между этническими группами, продвижения гражданских прав, получения признания, либо по другим причинам, разнообразные, но тесно связанные этнические группы могут образовать «панэтническую» группу. Например, различные этнические группы и национальное происхождение людей из Вьетнама, Камбоджи, Лаоса и соседних народов, которые могут иметь общие культурные, языковые или другие ценности, могут объединяться в коллективную идентичность. Если они это сделают, они могут не пытаться стереть свою этническую принадлежность, но поиск правильного описания и ассоциации может быть сложной задачей и зависит от контекста. Большое количество людей, составляющих азиатско-американское сообщество, могут принять свою коллективную идентичность в контексте Соединенных Штатов. Однако это объятие может зависеть от возраста людей и может выражаться по-разному, когда речь идет о разных группах населения (Park 2008). Например, кто-то, кто идентифицирует себя как американец азиатского происхождения, находясь дома в Хьюстоне, может не называть себя таковым, когда посещает расширенную семью в Японии. Аналогичным образом группа людей из Мексики, Центральной Америки и Южной Америки, которую часто называют латиноамериканцами, латиноамериканцами или латиноамериканцами, может быть принята одними и отвергнута другими членами группы (Martinez 2019).).
Что такое группы меньшинств?
Социолог Луи Вирт (Louis Wirth, 1945) определил группу меньшинств как «любую группу людей, которые в силу своих физических или культурных особенностей выделяются среди других в обществе, в котором они живут, из-за дифференцированного и неравного обращения и поэтому относятся к себя как объекты коллективной дискриминации». Термин «меньшинство» означает дискриминацию, и в его социологическом использовании термин «подчиненная группа» может использоваться взаимозаменяемо с термином «группа меньшинства», в то время как термин «доминирующая группа» часто заменяет группу, которая представляет правителей или входит в большинство, которые могут получить доступ к власти и привилегия в данном обществе. Эти определения соотносятся с концепцией, согласно которой доминирующая группа — это та, которая обладает наибольшей властью в данном обществе, а подчиненные группы — это те, у кого нет власти по сравнению с доминирующей группой.
Обратите внимание, что численное меньшинство не является характеристикой меньшинства; иногда более крупные группы могут считаться группами меньшинств из-за отсутствия у них власти. Преобладающей характеристикой меньшинства или подчиненной группы является отсутствие власти. Например, рассмотрим апартеид в Южной Африке, при котором численное большинство (черные жители страны) эксплуатировалось и угнеталось белым меньшинством.
Согласно Чарльзу Уэгли и Марвину Харрису (1958), группа меньшинств отличается пятью характеристиками: (1) неравное обращение и меньшая власть над своей жизнью, (2) отличительные физические или культурные черты, такие как цвет кожи или язык, (3) принудительное членство в группе, (4) осознание подчиненности и (5) высокий уровень внутригрупповых браков. Дополнительные примеры групп меньшинств могут включать ЛГБТ-сообщество, религиозных практиков, чья вера широко не практикуется там, где они живут, и людей с ограниченными возможностями.
Теория козла отпущения, разработанная первоначально на основе теории Долларда (1939) Теория фрустрации-агрессии предполагает, что доминирующая группа переместит свою несфокусированную агрессию на подчиненную группу. История показала нам много примеров того, как подчиненная группа становится козлом отпущения. Примером из прошлого века является то, как Адольф Гитлер обвинял еврейское население в социальных и экономических проблемах Германии. В Соединенных Штатах недавние иммигранты часто становились козлами отпущения за беды нации или отдельного человека. Многие штаты приняли законы, лишающие иммигрантов избирательных прав; эти законы популярны, потому что они позволяют доминирующей группе сделать козлом отпущения подчиненную группу.
Множественные личности
Рисунок 11.2 Гольфист Тайгер Вудс имеет китайское, тайское, афроамериканское, коренное американское и голландское происхождение. Люди с разным этническим происхождением становятся все более распространенными. (Фото: familymwr/flickr)
До двадцатого века межрасовые браки (называемые смесями рас) были крайне редки и во многих местах незаконны. Хотя сексуальное подчинение порабощенных людей действительно приводило к рождению детей смешанной расы, эти дети обычно считались черными и, следовательно, собственностью. Не существовало концепции множественной расовой идентичности, за исключением, возможно, креольской. Креольское общество сложилось в портовом городе Новый Орлеан, где смешанная культура выросла из французских и африканских жителей. В отличие от других частей страны, «цветные креолы» имели больше социальных, экономических и образовательных возможностей, чем большинство афроамериканцев.
В современную эпоху отмена законов о смешанных браках и тенденция к равноправию и правовой защите от расизма неуклонно снижают социальную стигму, связанную с расовой экзогамией (экзогамия относится к браку вне основной социальной ячейки человека). В настоящее время дети расово-смешанных родителей обычно признают и отмечают свою различную этническую идентичность. Гольфист Тайгер Вудс, например, имеет китайское, тайское, афроамериканское, индейское и голландское происхождение; он в шутку называет свою этническую принадлежность «каблинасцем» — термин, который он придумал, чтобы объединить несколько своих этнических групп. Хотя это тенденция, она еще не очевидна во всех аспектах нашего общества. Например, перепись населения США только недавно добавила дополнительные категории, позволяющие людям идентифицировать себя, например, небелые латиноамериканцы.