Какие знания пригодятся в жизни: Навыки которые пригодятся в жизни
Вам какие знания больше всего пригодились в жизни? – Власть – Коммерсантъ
Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ
Михаил Барщевский, полпред правительства в высших судебных инстанциях:
Мне помогла литература, которую я прочитал в детстве и юности. Хорошая художественная литература в первую очередь описывает психологию людей. А чем бы ты ни занимался, понимание психологии людей является залогом успеха. Это не учебники по психологии, что тоже полезно, а литература, которая описывает поведение людей в стандартных ситуациях. Ведь, как известно, существует 36 сюжетов в мировой литературе, 36 стандартных ситуаций. А разные авторы по-разному моделируют поведение героев в этих ситуациях. Соответственно, с определенной долей вероятности и в своей жизни можно определить, кто как себя поведет.
Анатолий Лейрих, президент консорциума «Интралл»:
Я по образованию инженер-механик и экономист международных отношений, и обе специальности сильно пригодились.
Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ
Оганес Оганян, член комитета Госдумы по вопросам собственности:
Опыт работы мастером цеха на заводе. А образование у меня техническое — Бауманка. Когда в начале — середине 90-х я покупал заводы в Москве, пройдя весь карьерный путь, я достаточно легко смог управлять гигантами советской индустрии. Меня никто не мог обмануть, я прекрасно знал все технологические процессы.
Одна из проблем нашего топ-менеджмента в том, что люди сразу занимают высокие посты, не пройдя школу с низов. Затрудняюсь оценивать сегодняшнюю систему образования, но школа Бауманки позволяла мне работать в разных областях. Например, я руководил банком, другими финансовыми институтами, торговыми компаниями.Игорь Коган, заместитель председателя совета директоров Нордеа-банка:
Как ни странно, мне проще сказать, какое знание и умение мне пригодилось меньше всего. Точнее, совсем не пригодилось. Это то, как мама учила меня стирать себе одежду. А все остальные знания, особенно полученные от родителей, а потом во всех школах и институтах, очень пригодились. Пригодилось даже правило решения дифференциальных уравнений.
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ
Елена Андреева, президент холдинга охранных предприятий «Бастион»:
Больше всего мне пригодилось перманентное получение образования. Я все время учусь, занимаюсь наукой в разных областях. Я окончила Университет дизайна и технологий, Московскую юридическую академию имени Кутафина, доктор технических наук, кандидат юридических. У меня есть предприятия по производству одежды. Я создала автоматизированную технологию конструирования и изготовления одежды. У меня более 30 патентов, более 150 научных трудов, под моим руководством защитились 3 доктора и несколько кандидатов наук. У меня твердое ощущение, что чем больше знаешь, тем больше хочется узнать — и все время двигаешься вперед. И главное качество — способность самообразовываться. Однажды в разговоре с клиентом по системе безопасности я пожаловалась на некоторую стагнацию продаж — клиент рассказал о новых технологиях продаж, технологиях в сфере коммуникации и порекомендовал маркетолога. Мы встретились, я занялась изучением новой области знаний, в итоге мы изменили стратегию развития и резко повысили продажи.
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ
Александр Малис, президент компании «Евросеть»:
Умение получать новые знания. То есть в любом образовании главное — не знания, а привычка и способ их получения. И главное тут — учителя. Они не заставляли зубрить, а учили искать знания. Эти люди любили свое дело и прививали нам любовь к знаниям. Возможно, поэтому я до сих пор учусь.
Мария Кожевникова, депутат Госдумы, актриса:
Я была спортсменкой, и в школе мне приходилось пропускать уроки. Но сейчас я понимаю, что в жизни пригодится все, только в какой-то определенный момент. Все, что мне говорили мои тренеры, родители, учителя или друзья, вся эта информация в какой-то момент была востребованной. Например, когда я ходила на шоу «Кто хочет стать миллионером», мне очень сильно пригодились мои школьные знания. Я всегда внимательно отношусь к книгам, статьям, которые мне рекомендуют, ведь почти магическим образом эта информация через какое-то время оказывается нужной. Поэтому я считаю, что вся информация, которая к нам идет,— неспроста. Кроме того, получение новой информации доставляет огромное удовольствие.
Фото: www.community.livejournal.comЮрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития:
В детстве я отдыхал у бабушки в деревне, и там в сельмаге между пилами, топорами и ведрами лежали брошюрки за 5 копеек вроде «Проблемы жизни и смерти» или «Теория относительности». И вместе с гвоздями я брал эти брошюры. Это было тотальное, очень специализированное культурное давление, которому я очень признателен. Сегодня его необходимо восстанавливать. Тогда по радио постоянно играла классическая музыка — и почти каждый знал, что это за произведение. И классическая литература навязывалась. Так что люди сейчас испытывают проблемы не из-за своего «плохого» образования. Нет пятикопеечных брошюр возле разных товаров, нет непрерывного течения классической музыки.
Фото: ИТАР-ТАСС
Андрей Соколов, народный артист России:
У меня четыре высших образования, и каждое когда-то чем-то пригодилось.
Фото: Ъ
Георгий Бакрадзе, председатель совета директоров финансово-строительной группы «Центрстрой»:
Главные уроки я получил на улице. Я родился и вырос в Тбилиси. Там соседями могли быть оперный певец, академик, футболист и вор в законе. Там я учился держать слово, узнал цену дружбы и локтя товарища. Очень пригодились знания, полученные в политехническом институте, работа над диссертацией. А в 1998 году я ушел в строительный бизнес. И новым знаниям учила жизнь, первыми учителями были конкуренты и заказчики, но приходилось и книжки умные осваивать, благо советское образование было очень качественным.
Я даже одно время вполне успешно занимался ресторанным и гостиничным бизнесом. Впрочем, главное достоинство того образования в том, что оно научило меня учиться, находить новые знания. Очень помогли знание английского и немецкого (его я освоил сам) и, конечно, поездки за рубеж на выставки, конференции и на предприятия.Фото: Фото из личного архива
Дмитрий Брейтенбихер, вице-президент, руководитель private banking Банка Москвы:
Все. По образованию я экономист-математик, магистр экономики Новосибирского госуниверситета, в свое время был членом команды КВН этого вуза. Позднее получил диплом юриста, преподавал маркетинг и экономику предприятия в университете; до того как прийти в индустрию private banking, работал валютным дилером. Все это очень помогает в работе, поскольку личный банкир — это человек, которому владелец капитала хочет полностью доверять, к чьим рекомендациям прислушивается. Для этого нужно обладать глубокими профессиональными компетенциями в различных областях.
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Юрий Грымов, режиссер:
Я благодарен советскому образованию. Сегодня мой ребенок учится во Франции. Это никак не гордость. Для нас это было трудное решение, и сейчас нам трудно жить на две страны. Но ребенок учится там потому, что в России образование стало невыносимым. Заслуга советского образования в том, что оно готовило творца — человека, творчески мыслящего, а не функцию под определенную задачу. Сейчас учащихся пичкают вопросами и ответами на них, а не знаниями. То образование учило творить, рассуждать, созерцать, создавать. К сожалению, эта задача ушла из нашего образования, а во Франции детей учат мыслить, анализировать, искать причины и следствия.
Нужны ли школьные знания в реальной жизни. Какие предметы пригодятся
Многие ходят на учебу и говорят: «Зачем учить? Все равно мне это нигде не пригодится». Мы решили разобраться и дать ответ. Если вы тоже задавали себе этот неоднозначный и даже в чем-то риторический вопрос, добро пожаловать.
В спорах рождается истина, поэтому нам всегда приятно увидеть в комментариях ваше мнение о том, какие предметы пригодятся в жизни.
Школьные дисциплины: что нужно знать
В университет можно поступать или не поступать – каждый решает для себя сам. Но школьная программа является гораздо более «обязательным» образованием. В чем его польза? Так ли эти знания полезны? Нужны ли школьные знания, и главное –как они пригодятся в реальной жизни?
Для примера возьмем многими нелюбимые предметы – физику и математику. Они всегда идут рука об руку, и вы вряд ли найдете человека, который знает физику, но не знает математики.
Где в жизни пригодится физика
На работе
Есть профессии, в которых без физики просто не обойтись. Мечтаете стать офисным планктоном работником или менеджером по продажам? Тогда вопросов нет. Но если хотите быть космонавтом, летчиком, инженером, саунд-дизайнером, звукорежиссером или электромонтером, учите физику.
Все еще думаете, что физика не может быть полезной? Давайте посмотрим на Илона Маска. Как считаете, смог бы он сконструировать электромобиль, не зная физики? Или придумать, как снизить стоимость полетов космических ракет?
В свободное время
Допустим, вы играете в бильярд. В решающий момент вспоминаете классическую механику, упругое столкновение шаров и закон сохранения импульса. Нет, мы не предлагаем достать бумажку и заняться расчетами. Но с этими знаниями понять, куда и как бить, будет проще.
В быту
Починка электропроводки или сломанной настольной лампы может стать невыполнимой миссией. А еще можно схватиться за фазный провод и получить массу неприятных ощущений. Но всего этого можно избежать, если вы учили физику, знаете разницу между переменным и постоянным током и помните основы электромагнетизма.
В семье
Если у вас будут/есть дети и вы не сможете помочь им с заданиями по физике, это будет несолидно. К тому же, знания физики помогут ответить на кучу самых разных детских «почему». Почему солнце красное вечером, почему небо голубое, почему дует ветер, почему невозможна тепловая смерть Вселенной?
Как полюбить физику
Физика в жизниФизика может быть полезной абсолютно всем. Другое дело, что почти всегда иногда программа обучения кажется очень скучной. Слишком много там абстрактных тел и математических формул, а связи с реальностью слишком мало.
Прекрасный пример того, что физика интересная наука – это ее популяризация в искусстве. Сериал «Теория Большого Взрыва» и фильмы типа «Интерстеллар» помогают не только развлечься, но и задуматься.
Для тех, кто считает физику жуткой скукотищей, мы подготовили подборку книг, которые помогут пробудить интерес к этой науке и отправиться постигать тайны Вселенной:
- «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!». Автор: Ричард Фейнман. Знаменитый физик и лауреат Нобелевской премии в своей автобиографии с харизмой расскажет о практических применениях физических знаний;
- «Три книги о пространстве и времени». Автор: Стивен Хокинг. «Краткая история времени» — самый знаменитый научно-популярный труд ученого. «Черные дыры и молодые вселенные» – сборник эссе автора с 1976 по 1992 годы. «Теория всего» – семь лекций, в которых Хокинг пытается связать различные актуальные физические теории;
- «Работы по теории относительности». Автор: Альберт Эйнштейн. Хотите сломать себе мозг, но сделать это красиво? Начните с теории относительности из первоисточника.
Где в жизни пригодится математика
Вас не проведут мошенники
Кассирша в магазине не положит лишнюю монету в карман, если у вас все хорошо с устным счетом.
Вы знаете, как выиграть в казино
Точнее, знание теории вероятностей и математической статистики подскажет вам: в казино всегда выигрывает казино. Дешевые ловушки прочих «лохотронщиков» тоже будут сразу видны математическому глазу.
Вы легко принимаете решения
Точнее, ваши решения подкреплены логикой. Математическая практика стимулирует логическое мышление, а оно помогает двигаться по жизни целенаправленно, не болтаясь из стороны в сторону.
Как полюбить математику
Математика в жизниЗнание косинуса 60 или методов вычисления тройного интеграла действительно не пригодится в 99% повседневных ситуаций. Да и пределы, к счастью, приходится считать не каждый день. Но смысл учить математику определенно есть. Лучше всего об этом сказал Ломоносов:
Математику лишь затем изучать следует, что она ум в порядок приводит.
По аналогии с физикой, приводим здесь подборку книг, которые помогут полюбить математику и пробудить к ней интерес:
- «Живая математика. Математические рассказы и головоломки». Автор: Яков Перельман. Это настоящая классика – впервые книга была издана в 1934 году, и остается актуальной и популярной до сих пор;
- «(Не)совершенная случайность» Автор: Леонард Млодинов. Говорят, что взмах крыльев бабочки на одном конце света может вызвать торнадо на другом. Если вы задумывались, как случайные события и их связи влияют на ход нашей жизни, эта книга вам понравится;
- «Совершенная строгость. Григорий Перельман. Гений и задача тысячелетия». Автор: Маша Гессен. Математик из Санкт-Петербурга в 2002 году доказал теорию Пуанкаре, а потом отказался получить за это полагающееся вознаграждение. Эта книга – попытка разобраться с феноменом самого Перельмана, а также простым языком объяснить суть его работы.
Что насчет остальных предметов?
Не важно, технарь вы или гуманитарий. Без набора базовых знаний не получится нормально взаимодействовать с окружающим миром и обществом. Учатся все: мама-кошка учит котят охотиться, слоненок учится пользоваться хоботом, дети ходят в школу. И все это не зря.
Вы же не хотите стать человеком, который говорит: «Как у Северной Америки может быть юг? Она же северная!». Или, беседуя с девушкой, узнать, что Толстой, оказывается, написал две книги: «Войну» и «Мир».
Мы живем в информационном обществе, и получение качественной информации сейчас важно как никогда.
Кстати! Если вам нужна качественный и актуальный материал для курсовой работы, а на поиск не хватает времени, помните: для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Что говорит статистика
Можете спорить, а можете соглашаться. Среди людей, не окончивших школу, больше сомнительных, чем успешных и состоявшихся личностей. Поэтому школьные знания нужны и полезны.
Хотим мы того или нет, а добрый дедушка Ленин, который вовсе не был добрым дедушкой и завещал учиться целых три раза, в этом был прав. Хоть знания по предмету «Основы марксизма-ленинизма» действительно еще никому не пригождались в жизни.
Всем желаем продуктивной учебы. Ну а если неожиданно случился форс-мажор, пишите в сервис профессиональной помощи студентам, который существует как раз для таких случаев.
10 самых важных жизненных навыков, которым меня никто не научил
Многие из самых важных жизненных навыков мне пришлось освоить самостоятельно. Хотя мои родители, учителя, классы и даже друзья ничему меня не учили, в конечном счете я не мог научиться этому традиционными способами — мне приходилось искать знания, а затем применять их на практике.
Единственное стоящее образование — это самообразование.
— Айзек Азимов
Из многих жизненных навыков вот 10 самых важных, которые я усвоил (и продолжаю осваивать), которые привели практически ко всем моим успехам и росту в жизни. Если вы изучите их сами, я уверен, вы тоже увидите, как взлетит ваша жизнь.
Как быть счастливым
С раннего возраста мы учимся тому, как важно «быть счастливым». Но на самом деле никто не учит нас тому, как быть счастливым.
По иронии судьбы, погоня за счастьем на самом деле делает нас менее счастливыми — «поиск радости во внешних источниках, таких как имущество, люди или достижения, всегда приводит к неудачам, потому что они никогда не принесут истинного удовлетворения».
Счастье похоже на бабочку; чем больше вы будете преследовать его, тем больше он будет ускользать от вас, но если вы переключите свое внимание на другие вещи, он придет и мягко сядет вам на плечо.
— Генри Дэвид Торо
Правда в том, что у нас есть все, что нужно для счастья прямо сейчас. Как сказал буддийский монах Тик Нат Хан: «Нет пути к счастью. Счастье — это путь».
Будьте благодарны за все благословения, которые у вас есть. Смотреть и слушать жизнь и видеть красоту в мире прямо сейчас. Отпустите свои привязанности. И, поступая так, будет намного легче наткнуться на счастье.
Как быть бесстрашным
Несмотря на детские травмы, из-за которых у меня сильно занижается самооценка, я научилась преодолевать свои страхи и делать такие вещи, как переезд на другие континенты, открытие бизнеса и многое другое.
Конечно, мы все знаем секреты преодоления своих страхов. Но единственный способ стать по-настоящему бесстрашным — это действовать в момент , даже когда вы напуганы, снова и снова. (Другого пути нет.)
Никто не может научить вас, как это сделать — вы должны решить сделать это. И по моему опыту, лучший способ обрести это мужество — на 100% серьезно относиться к своим целям. Если вы хотите чего-то достаточно сильно и создаете свою среду для достижения этого, все отговорки, беспокойства, страхи и препятствия исчезают. Ваша смелость взлетит до небес, потому что вы больше не позволите ничему вас остановить. И тогда бесстрашие становится тем, кто вы есть.
Как увидеть свои собственные программы
Есть поговорка, что большинство людей вырастают такими же, как их родители. И часто это правда… , если только они не видят свою программу и не меняют ее.
Когда я рос, во мне укоренилось множество убеждений и моделей поведения, которые я бессознательно повторял. Но только когда мне исполнилось 20, я начал видеть свои программы, обнаруживать, как они причиняют мне боль, и переписывать историю, которой я жил.
Для этого я рекомендую вести журнал. Запишите все, что вас расстраивает, беспокоит или даже радует, и спросите себя: «Почему?» Подумайте о том, как вы ведете себя, думаете и реагируете на различные ситуации или стрессы. Затем посмотрите, служат ли эти шаблоны вам или нет. Если нет, замените их на более здоровые и начните менять свою жизнь.
Как учиться
Живи так, как будто завтра ты умрешь. Учитесь так, как будто вы должны жить вечно.
― Махатма Ганди
Никто не учил меня как учиться или как любить учиться. (Во всяком случае, школа сделала наоборот.) Но быстрое приобретение новых навыков может ускорить ваш рост, а открытость новым урокам может открыть больше возможностей, парадигм и образов жизни.
По моему опыту, лучший способ быстро чему-либо научиться — это поставить себя в реальные ситуации и попробовать. Даже если вы прочитаете сотни книг, пока не используйте то, что вы читаете, вы на самом деле не научитесь; однако, как только вы начнете его использовать, вы получите мгновенную обратную связь, необходимую для быстрого улучшения.
Кроме того, не оценивайте себя как «хорошего, плохого, умного, глупого» и т. д. Боязнь ошибиться только затормозит ваше обучение и рост. Вместо этого отпустите свой контроль или тревоги и просто позвольте себе учиться.
Как соединиться с собой
Соединение с собой и обретение самосознания невероятно эффективны. Вы научитесь быть в мире с собой. Ваши эмоции, привычки или программа перестанут контролировать вас. Вам не нужно будет отвлекать или ошеломлять себя, чтобы не чувствовать себя некомфортно из-за своих мыслей.
Как часто вы каждый день наблюдаете за эмоциями, чувствами и мыслями, происходящими внутри вас? Как часто вы отстраняетесь от своего внутреннего диалога, чтобы не слишком увлекаться им?
Никто тебя этому не научит и, честно говоря, никто не может научить тебя этому: Ты должен открыть это сам. Научитесь чувствовать себя комфортно в одиночестве. Отключитесь от отвлекающих факторов и дел и вернитесь домой к своим мыслям. Для этого медитация — невероятная практика, но вы должны практика— по мере того, как вы будете делать это все больше и больше, вы будете лучше находить общий язык с собой.
Как общаться с людьми
В детстве я был очень застенчивым и замкнутым, из-за чего мой круг общения — а также мой опыт и возможности — очень ограничены.
Но в жизни дело не в IQ; именно ваш EQ (эмоциональный коэффициент) определяет ваш успех. (Мягкие навыки гораздо ценнее, чем профессиональные.)
Научитесь налаживать связи, общаться и сопереживать людям. Узнайте, как построить взаимопонимание и комфорт. Научитесь не соглашаться без неприятностей . В моей семье не было этих навыков, поэтому мне пришлось учиться им самому — и я не могу не подчеркнуть, насколько это революционизировало мою жизнь.
Хотя я рекомендую читать советы по разговору, языку тела и т. д., абсолютный лучший способ улучшить свои социальные навыки — это буквально поговорить с сотнями разных людей. Поначалу это будет отстойно, но по мере того, как вы будете делать больше, вы быстро приобретете навыки и измените свою жизнь к лучшему.
Как перестать искать одобрения
С раннего возраста многих из нас учат искать одобрения. В результате принято чувствовать себя недостойным, чувствовать, что вы «недостаточно хороши», и изо всех сил стараться проявить себя и получить одобрение.
Но при этом вы всегда будете искать похвалы или пытаться хвастаться, чтобы компенсировать недостаток, который вы чувствуете внутри. Вы всегда будете зависеть от мнения других людей. И ты никогда не будешь свободен.
Поскольку раньше у меня была низкая самооценка, мне пришлось научиться чувствовать себя достойной, что бы ни говорили люди. И что не менее важно, я должен был научиться, независимо от того, чего я достигну (или не сделаю), я всегда буду таким же достойным, как сейчас. Чтобы помочь себе помнить об этом, я всегда спрашиваю себя:
Если бы я никогда не мог рассказать ни одному человеку о своих достижениях, стал бы я стремиться к ним ?
Это помогает мне перестать чувствовать необходимость «проявлять себя» и начать делать что-то, потому что мне это действительно нравится, а не из-за того, что люди могут подумать обо мне, хорошо или плохо.
Как сказать «Нет»
Сказать «нет» – это сильно. Например, это может помочь вашему психическому и эмоциональному здоровью, создавая границы с людьми или избегая ситуаций, которые вас расстраивают.
Говоря «нет», вы экономите свое время. В настоящее время мы живем в мире, где всегда быть «занятым» считается почетным знаком. (Как часто вы спрашиваете кого-то: «Как дела?», а они отвечают: «Занят! У меня так много дел!») Но хотя некоторые могут хвалить это, на самом деле это может показать человека, который в основном бегает, как курица с отрезанной головой.
Самые успешные люди в мире крайне бережно относятся к своему времени, потому что они знают, что это все, что у них есть. Да есть моменты тебе должен работать на износ, но если вы всегда делаете это, вы сгорите. Вместо этого научитесь говорить «нет» и начните защищать свою жизнь — вы обнаружите, что качество вашей жизни повышается пропорционально установленным вами границам.
Как привести себя в форму
«То, что вы не толстый, не означает, что вы в форме», — сказал легендарный хоккейный комментатор Майк Эмрик. Более правдивых слов никогда не было сказано.
Люди часто говорят нам «ешьте здоровую пищу и занимайтесь спортом», но с точки зрения фитнес-эксперта это чрезмерное упрощение. Большинство людей на самом деле не знают, как делать эти вещи. (Черт возьми, большинство персональных тренеров тоже.)
Ищите знания, но выходите за рамки традиционных книг и занятий (которые могут быть устаревшими). Поговорите с экспертами и узнайте, как на самом деле создать здоровую диету, нарастить силу, улучшить физическую форму и многое другое. Кроме того, выработайте новые привычки и модели поведения, чтобы оставаться последовательными в течение долгого времени.
У тебя только одно тело, так что береги его.
Как быть решительным
Чтобы развить решительность, нужно начать прямо с того места, где вы находитесь, со следующего вопроса, с которым вы столкнетесь.
— Наполеон Хилл
Чем дольше вы принимаете решение, тем больше времени вам потребуется, чтобы добраться туда, куда вы хотите. Вот почему так важно научиться быть решительным.
Для этого вам просто нужно начать — это так просто. Вы должны ценить действие, а не бесконечные размышления. Вы должны быть в порядке с альтернативными издержками или ошибкой. Но преимущество в том, что вы действительно будете двигаться вперед по жизни, в то время как все остальные все еще задаются вопросом, что им делать.
Любой выбор сопряжен с альтернативными издержками. Вы не можете иметь все это. И когда вы привержены чему-то конкретному, вас это устраивает. Вы на самом деле принимаете эту реальность, потому что все, что имеет истинную ценность, требует жертв. И вас устраивает эта жертва, потому что вы получаете редкий опыт достижения блестящих результатов, в то время как большинство людей наслаждаются большим буфетом поверхностных решений и пустых обязательств.
— Доктор Бенджамин Харди
Жизнь — это череда важных решений, каждое из которых может изменить вашу жизнь и привести вас по совершенно иному пути.
Но если вы задержите их, вы не сможете двигаться вперед.
Как только вы начнете принимать решения быстрее и следовать им, ваша жизнь будет развиваться гораздо быстрее.
И вы получите все преимущества, связанные с этим.
Путешествие к знаниям для жизни в LePort: обучение на протяжении веков
Способный, нетерпеливый ученик
Концентрация: формирование длительной концентрации внимания
способности в основе всего обучения, которое чрезвычайно полезно на протяжении всей жизни. Это способность, которая не возникает автоматически. Этому нельзя на самом деле «научить», ожидая, что дети будут делать это по требованию, как, например, просить четырехлетних детей сидеть неподвижно во время круга в течение получаса (что, кстати, не работает, и которое вот почему у нас нет обязательного круга!).
Концентрация — это внутреннее качество , которое возникает и растет естественным образом, когда ему предоставляется возможность оставаться сосредоточенным на деятельности, представляющей интерес, в благоприятной среде — такой, где дети находят материалы, которые полностью их вовлекают, где к их деятельности относятся с уважением и никогда бездумно прерванный, где есть длительные периоды времени для глубокого исследования под руководством ребенка. Начальная школа Монтессори предлагает именно это! Посетите любой из наших начальных классов, и вы увидите детей, глубоко увлеченных своим делом, с выражением сосредоточенности на лицах, которое кажется почти волшебным. Благодаря повторяющемуся выбору, глубокому погружению в «состояние потока» дети развивают свою способность направлять собственное внимание, способность, которую они позже с готовностью передают в более длинные презентации, которые они получат от своих учителей в начальной школе.
«Первое, что необходимо для развития ребенка, это концентрация. Это закладывает всю основу его характера и социального поведения. Он должен научиться концентрироваться, а для этого ему нужны вещи, на которых можно концентрироваться. Это показывает важность его окружения, ибо никакое внешнее воздействие на ребенка не может заставить его сосредоточиться. Только он может организовать свою душевную жизнь. Никто из нас не может сделать это за него. Ведь именно в этом и заключается значение наших школ. Это места, где ребенок может найти работу, позволяющую ему это делать».
—Доктор. Мария Монтессори, Поглощающий разум, с. 222
Профессиональное отношение к работе
Что может быть лучше для вашего ребенка, чем сохранить его желание делать трудные вещи?! В детстве он никогда не уставал подтягиваться, как бы часто ни падал. Получив образование LePort Montessori, он будет по-прежнему с энтузиазмом решать проблемы — на всю жизнь; вместо того, чтобы стать учеником средней школы, который удрученно спрашивает: «Это будет на тесте?» В нашей основной программе учащиеся открывают для себя радость от выбора тяжелой «работы» — сложных материалов, которые требуют усилий для освоения. Они становятся такими детьми, которые в возрасте пяти-шести лет спрашивают, могут ли они помочь на кухне, садятся и читают для удовольствия или просыпаются в воскресенье и начинают писать рассказ только потому, что это весело. Работа и игра в Монтессори не являются непримиримыми противоположностями: работа доставляет удовольствие, приносит удовлетворение и ее выбирают с радостью.
«Детям в Монтессори-классе дается свобода, которая является свободой человека, и эта свобода позволяет детям расти в социальной грации, внутренней дисциплине и радости. Это неотъемлемое право человека, которому было позволено развить основные человеческие качества, и опять-таки учителя Монтессори со всего мира могут предоставить примеры этого. «Извините», — сказал ребенок посетителю, комментировавшему в классе, что это метод, по которому дети могут делать все, что им заблагорассудится. «Я не знаю, делаем ли мы то, что нам нравится, но я знаю, что нам нравится то, что мы делаем».
— Маргарет Э. Стефенсон, Тайна детства, предисловие
Мелкая моторика и зрительно-моторная координация
Мелкая моторика необходима для успеха в школе и в жизни. Сильное запястье имеет решающее значение для письма. Хороший захват карандаша — это основа, на которой строится аккуратный почерк. Эта ловкость не возникает естественным образом из процесса взросления ребенка. Наоборот, это приобретенный навык, требующий ежедневной практики. В первичной среде Монтессори дети используют свои руки, кисти и запястья во многих целенаправленных действиях. Они чистят яйца. Нанизывают бусы. Они работают с ручками-цилиндрами, поднимая и отпуская ручки тремя пальцами, которые нуждаются в укреплении для захвата карандаша. Они обводят и раскрашивают металлические вставки, приобретая навыки владения карандашом, которые им понадобятся для развития красивого скорописного почерка. Во многих из этих действий они отслеживают взгляд слева направо, подготавливая глаза к движениям, необходимым для чтения. Именно при такой тщательной подготовке дети готовы так хорошо писать еще до поступления в начальную школу, что это поражает родителей!
«Именно благодаря руке, спутнице разума, возникла цивилизация».
—Доктор. Мария Монтессори, Поглощающий разум, с. 151
Создание концептуального, организованного ума
Хорошее мышление в значительной степени зависит от наличия организованного ума, когда знания прочно связаны с другими знаниями, где их можно легко извлечь и быстро объединить. Развитие такого организованного, концептуального ума лежит в основе начальной школы Монтессори. К трем годам дети многое видят, слышат, обоняют, трогают и пробуют на вкус. Сенсорные упражнения Монтессори помогают детям абстрагироваться от конкретных вещей (эта маленькая коричневая собачка, эта игрушечная машинка, этот фиолетовый лимузин) и научиться внимательно наблюдать за атрибутами (цвет, текстура, форма) и организовывать объекты по этим атрибутам. Когда дети взаимодействуют с этими материалами, они изучают новые понятия (длины, громкости, музыкального тона) и приобретают отточенную способность сознательно видеть окружающий мир.
«Аналогичным образом дети, которые работали с лотками с геометрическими вставками, внезапно обнаруживали, что их окружение состоит из кругов, прямоугольников, треугольников и т. д. Они смогли сделать это именно потому, что какая-то сила их разума («intellectus agens») сняла с деревянных геометрических вставок их «сущностные формы»; и, следовательно, были в состоянии распознать в этих других сходных, но различных объектах «всеобщую идею». То же самое происходит, как мы видели, и с другими чувственными материалами: они становятся «Ключами ко Вселенной», открывая детям новый, более глубокий вид знаний об увиденных предметах внешнего мира».
— E.M.Standing, Мария Монтессори: ее жизнь и работа, стр. 164
«Когда ребенок имеет длительную практику с вставками-плоскостями, он начинает делать «открытия» в окружающей среде, узнавая формы, цвета и качества, уже известные ему, — результат, который вообще следует после всех чувственных упражнений. Тогда в нем пробуждается великий энтузиазм, и мир становится для него источником наслаждения. Маленький мальчик, прогуливаясь однажды один по террасе на крыше, повторял про себя с задумчивым выражением лица: «Небо голубое! Небо голубое!» Однажды кардинал, поклонник детей школы на Виа Гуисти, пожелал сам принести им немного печенья и полюбоваться видом небольшой жадности среди детей. Когда он закончил раздачу, вместо того, чтобы увидеть, как дети торопливо кладут еду в рот, он, к своему великому удивлению, услышал, как они кричали: «Треугольник! Круг! Прямоугольник!» На самом деле, это печенье было сделано в виде геометрических фигур».
—Доктор. Мария Монтессори, Справочник доктора Монтессори, стр. 55
Письмо, чтение и счет в тысячи
В LePort Montessori учащиеся учатся писать и читать в дошкольном возрасте. В то время как многие дошкольные учреждения обучают навыкам, предшествующим грамоте (распознавать буквы, произносить их имена, писать свое имя) и навыкам, предшествующим математике (например, группировать предметы или считать наизусть), наши учащиеся идут гораздо дальше этого. Используя тщательно разработанные мультисенсорные материалы, в том числе буквы, напечатанные наждачной бумагой на дереве для обводки, подвижные буквы для составления слов и тщательно отобранные фонетические устройства для чтения с красивыми художественными иллюстрациями, типичный ученик ЛеПорта к шести годам сможет прочитайте такой отрывок. Он сможет писать предложения курсивом. Работая с материалами Монтессори по математике, она сможет решать тысячи арифметических задач.
«Стремление ребенка к письму тесно связано с его особой чувствительностью к языку, и это проявилось в то время, когда он начал говорить.