Какими бывают: Какими бывают чайлдфри и как общество поддерживает эту тенденцию – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Какими бывают чайлдфри и как общество поддерживает эту тенденцию – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Бездетность бывает разной: добровольной, вынужденной, намеренной. И причин у нее много: желание пожить для себя, карьера и самореализация, проблемы с деньгами, боязнь быть не в форме после родов и пр. Кому-то важно состоять в группах единомышленников, кому-то — нет. Но привычное определение «чайлдфри» уже не отражает все многообразие вариаций. Социолог Илья Ломакин предлагает менее политизированный и более широкий термин для описания явления — «добровольно бездетные». Опираясь на его исследование и доклад, подготовленный к XXI Апрельской международной научной конференции в НИУ ВШЭ, IQ.HSE рассказывает о людях, отказавшихся от деторождения.

«Не-родительство» на выбор

По социологическим данным, до 9% россиян — как мужчин, так и женщин — собираются остаться бездетными.

Пока эта доля сравнительно небольшая. В США 15% женщин в возрасте 40-44 лет не имеют детей, а в Австрии, Испании и Великобритании — и вовсе более 20%.

Тем не менее, и 9% — уже заметное количество. Особенно на фоне пронаталистских трендов — государственного поощрения рождаемости, желания большинства россиян иметь детей и «реабилитации» многодетности в обществе. Но вопрос не столько в доле «свободных от детей» — в конце концов, бывает, что люди меняют убеждения и все же рожают. Вопрос в том, насколько разнородна эта группа и чем объясняется само явление.

Речь о сознательном решении — не рожать вообще. Пара выбирает нерепродуктивный секс и «не-родительство».

Это явление лучше называть добровольной бездетностью (англ. voluntary childlessness), а не чайлдфри (childfree), подчеркивает Илья Ломакин.

К такому выводу исследователь пришел по итогам проведенных в Москве и Санкт-Петербурге глубинных интервью и мини-групповых дискуссий с теми, чьи жизненные планы не включают родительство (информанты рекрутировались в чайлдфри-сообществах во «ВКонтакте», а также через личные социальные сети).

В ходе исследования выяснилось, что не все информанты были готовы назвать себя «чайлдфри», а само сообщество едва ли походило на зарубежные аналоги в виде четко оформленных общественных движений. Все это породило неожиданные вопросы к маркерам, которые используют как сами информанты, так и исследователи. Но сначала следует сказать о самом явлении.

Почему они не хотят детей?

По результатам ответов информантов Ломакин выделил пять наиболее часто упоминаемых аргументов не заводить детей.

Нежелание брать на себя дополнительную серьезную ответственность. «У кого детей нет, нет и проблем. Ну и зачем мне делать себе лишнюю проблему?» — говорит 33-летний мужчина-чайлдфри.

Жизнь «для себя», сохранение свободы и независимости от кого бы то ни было, а также неготовность тратить время и средства на воспитание ребенка.

Негативное отношение к маленьким детям у некоторых респондентов. «Я очень не люблю младенцев <…> они вызывают отвращение <…>», — заявляет 40-летняя информантка. Дети постарше вызывали меньше подобных чувств. Информанты ценили в них ум, воспитанность и т.д.

Дети расценивались как преграда на пути к самодостаточности. 42-летняя чайлдфри подчеркивает: «Я принимаю детей, но для себя лично я их не хочу <…> есть личные какие-то интересы, карьера, независимость».

Участники интервью говорили о «детской ловушке» и стремлении избегать необратимых решений: «Не попробуешь — не узнаешь, попробуешь — куда уж денешься», — заключает 39-летняя информантка.

Часто добровольно бездетные «не избирают какой-либо один довод, а обычно оперируют сразу несколькими и в совокупности», уточняет исследователь.

Исследований причин отказа от родительства немало. Исследователи, например, называют отсутствие партнера и нежелание растить ребенка в одиночку, финансовые трудности, страх перед родами и отвращение к материнству, а также боязнь женщин потерять сексуальную привлекательность.

Впрочем, риторика бездетности может быть более «альтруистической»: среди аргументов — гипотетическая возможность усыновить сирот вместо рождения «дополнительных» детей. Или борьба с «глобальным перенаселением», а одновременно — и с изменением климата (меньше людей, меньше потребления и производства — слабее потепление).

Это близко к антинатализму, «идейному» отказу от деторождения. Его сторонники обосновывают свои взгляды множеством аргументов: от «плохих генов» до ухудшающегося состояния окружающей среды.

Почему не «чайлдфри»?

Журналисты, политики, социологи, психологи сегодня используют термин «чайлдфри», наполняя его самыми разными смыслами. По мнению исследователя, понятие сегодня стало слишком расплывчатым и перегруженным коннотациями. Хотя оно четко постулирует добровольный характер бездетности, не все люди, отказавшиеся от родительства, считают себя чайлдфри. 

Что особенно выделяет это понятие?

Во-первых, чайлдфри — это идентичность, которую люди сознательно принимают и проговаривают. Идейная основа идентичности — добровольный отказ от рождения детей, а ее маркер — самоидентификация «я — чайлдфри». В России отказ именоваться через транслитерацию англоязычного термина может быть связан с антиамериканскими стереотипами.

Во-вторых, чайлдфри — это все-таки группа людей, а не отдельные индивиды. Это люди, объединенные по принципу добровольной бездетности и имеющие потребность в утверждении этой позиции в глазах общества, отмечает исследователь.

В-третьих, позиция чайлдфри предполагает «социально-политическую мобилизацию»: отстаивание своих прав в разных формах — «от митингов и пикетов до набегов на паблики “овуляшек” (так в сообществе называют людей, фанатично относящихся к родительству) в соцсетях», поясняет исследователь.

Выделенные три пункта «работают» далеко не для каждого человека, добровольно отказавшегося от родительства. Так, не все ищут поддержки сообществ. Да и социально-политическая активность чайлдфри в России весьма ограниченна. Она, скорее, сконструирована СМИ. 

В мире уже не первое десятилетие ведутся дискуссии о смысловых нагрузках термина «чайлдфри» и пределах его использования. По мысли ряда исследователей, слово «childfree» несет в себе «чувство превосходства» над женщинами с детьми, поскольку те «не смогли избежать материнства». Другие эксперты добавляют, что «childfree» может означать, что дети в принципе не приветствуются. А это уже почти шовинизм.

Риторика бездетности

Явление добровольной бездетности чаще встречается в развитых странах, отмечает Илья Ломакин. «Не-родители» преимущественно принадлежат к экономически благополучной, секуляризованной и хорошо образованной доле населения.

Феномен отказа от родительства существовал давно, но в скрытой форме. «Демографы фиксировали во многих регионах Европы, в Северной Америке и Австралии достаточно высокий уровень бездетности как таковой и в начале XX века, и в XIX столетии», — говорит социолог. Но вопрос в том, добровольным ли был отказ от родительства.

Некоторые исследователи считают, что добровольно бездетные люди, по-видимому, были всегда, но «до эпохи сексуальной революции <…> наверное, кто-то не смотрел вглубь себя, а кто-то смотрел, но никогда не говорил об этом вслух».

Социальные революции, прежде всего сексуальная и контрацептивная, выпустили «джинна» чайлдфри на свободу: в странах Запада — в 1960–1970-е годы, в России — на рубеже XX-XXI веков. Сексуальность и репродукция, прежде слитые воедино, дистанцировались. 

В первой половине 1970-х годов появился и сам концепт childfree в своей изначальной англоязычной версии. Его ввела феминистская Национальная организация для не-родителей (National Organization for Non-Parents — NON, впоследствии переименована в National Alliance for Optional Parenthood, NAOP — Национальный альянс за необязательное родительство) для того, чтобы очертить социальную группу людей, добровольно отказавшихся от деторождения. NON/NAOP старалась доказать, что такой образ жизни социально приемлем, а рост народонаселения нуждается в контроле.  

Термин «childfree» содержал в себе «политическую идею “освобождения” от пронатализма и навязываемых обществом родительских обязанностей», поясняет Ломакин.

В итоге позиция чайлдфри перестала быть социально неприемлемой. Но и до легитимности в обществе явно пока не доросла: для многих идея «свободы от детей» остается маргинальной. «Не-родители» слышат критику в свой адрес — со стороны общества, отдельных политиков и СМИ.

Пределы толерантности

Информанты в исследовании Ломакина рассказывали, что встречались с непониманием своей позиции по «детскому вопросу». Оно выражалось (у незнакомых людей и коллег по работе) в остром желании «вызвать на задушевную беседу» и переубедить. 

21-летняя москвичка рассказывает: «[О курении] врач мне стала <…> говорить, типа, вам же еще рожать. Я ей говорю, что не хочу рожать. На что последовало: “Как же так! Да вы не понимаете! Да вы же женщина, будущая мама!”». Респондентка комментирует: «Такое ощущение, что люди во мне видят просто машину для воспроизводства других людей, и все».

 

Бывают ситуации, когда сознательную бездетность прикрывают бесплодием, и наоборот, замечает исследователь.

С одной стороны, те, кто добровольно отказывается от родительской функции, устав или не желая объяснять свою позицию (рациональный аргумент в этих вопросах редко имеет убеждающую силу), говорят: «Да не можем мы, бесплодие у нас, ничего не поделаешь, вспомогательные репродуктивные технологии не помогают».

С другой стороны, схожая ситуация может возникать у людей, которые не могут иметь детей по медицинским причинам. «Бесплодие остается стигматизированным, и инфертильные люди, не желая попасть под прессинг родственников или “доброжелателей”, заявляют, что они “чайлдфри” или “добровольно бездетные”», — поясняет Илья Ломакин.

Обе ситуации — «попытка уйти от лишних вопросов», резюмирует социолог.

Бездетность без поддержки

Многие информанты подчеркивали, что их решение не иметь детей — сознательное. На нем и основана идентичность группы.

40-летняя участница проекта подчеркивает: «Чайлдфри — это осознанный выбор в пользу отказа от деторождения. <…> Именно тот, к которому женщина приходит сама <…>. То есть это она приняла решение, что ей так лучше, ей так выгоднее».

33-летняя информантка уточняет: «Ты можешь быть каким угодно — богатым или бедным, иметь какие угодно интересы, но ребенка ты не заведешь никогда». В этом смысле чайлдфри — противоположность интенсивному материнству и «яжматерям», жизнь которых выстроена вокруг фигуры ребенка.

Также читайте

Другой стержневой элемент чайлдфри — стремление к объединению на основе общности образа жизни. Его суть 26-летний респондент поясняет так: «Чайлдфри просто хочет жить в собственное удовольствие. Это пока еще не преступление». 

Здесь важна потребность в единомышленниках, общение с ними. «Если ты пытаешься вокруг себя найти каких-то людей, которые тебя поддерживают в твоем мировоззрении, ты, наверное, все-таки чайлдфри, — говорит 25-летняя информантка. — Ты себя декларируешь как какой-то элемент общества, социума, группы».

Однако такая общность нужна не всем. Бывает, что добровольно бездетные избегают объединений.

39-летняя информантка подчеркивает: «Я знаю, что есть сообщества, но нам не нужна поддержка еще кого-то <…>. Мы так [как чайлдфри — прим. ред.] себя не позиционируем, просто для нас это означает жить своей жизнью. <…> То есть мы просто говорим, что у нас нет детей».

Наконец, часть информантов не идентифицировали себя в качестве «чайлдфри». «Я говорю, что я [просто] не хочу детей, отстаньте!», — говорит 23-летняя девушка.

Респондентка чуть постарше рассуждает: «Скажем, человек может просто иметь какое-то собственное мнение и его придерживаться. <…> Я как-то никогда особо не искала никакой информации, я не вбивала запросы типа: «Я чайлдфри, как дальше жить?». То есть это — просто какое-то мое представление о том, как мне сейчас жить».

По мнению исследователя, при такой самоидентификации уместнее использовать широкое определение «добровольная бездетность», а не нагруженное специфическими смыслами «чайлдфри».

Аполитичная бездетность

С точки зрения распространенного представления о политике, российские «не-родители» — тоже не вполне чайлдфри. Никаких митингов — только общение единомышленников, уточняют опрошенные.

«Чайлдфри не представляют собой какого-то движения», — говорит 37-летний информант. 21-летний участник исследования вторит: «Я всецело за то, что мы собираемся, общаемся. <…> В основном, в онлайне, иногда выбираемся офлайн, в формат дружеских посиделок. Но никакой политической организации, общественной организации <…> это все не несет с собой».

По сути, российские завсегдатаи тематических сообществ уже не являются чайлдфри в полном смысле этого слова, комментирует исследователь: идентичность есть, сообщество единомышленников — тоже, а общественно-политическая компонента размыта. 

Кто такие чайлдхейт?

Ровно 40 лет назад вышло первое серьезное социологическое исследование о «бездетных по их собственному выбору» (childless by choice). Его автор, канадский социолог Джин Виверс, разделила изучаемую группу на две категории: «реджекторы» — те, кого отвращают дети и процесс их рождения, и «аффексьонадо» (от affection — привязанность) — те, кого привлекают прелести беззаботного бездетного образа жизни: путешествия, развлечения, богемная жизнь. 

Вторых в России сегодня называют чайлдфри, а за «реджекторами» в общественном дискурсе закрепился термин «чайлдхейт» (детоненавистники).

От последних информанты резко отграничивались. «Чайлдхейт», по словам участников исследования, «порочат образы чайлдфри».

«Чайлдфри спокойно относится к чужим детям, но не желает иметь своих», — поясняет разницу 26-летний респондент. 

«У меня есть такое разделение: чайлдхейт — это тот, кто вредит, подкладывает лезвия в песочницы, — рассказывает 40-летняя информантка. — <…> Я все же считаю себя чайлдфри, потому что никаким вредительством и какой-нибудь пропагандой адской не занимаюсь».

В такой позиции есть своя выгода: отграничиваясь от «чайлдхейт», чайлдфри позиционируют себя как более «терпимых» и «положительных». По мнению исследователя, такая демаркация — возможность для чайлдфри «защитить себя от ударов пронатализма». В то же время, «чайлдхейт» нередко оказываются политическим конструктом оппонентов и алармистских средств массовой информации, считает Ломакин.

Не исключено, что «детоненавистничество» часто — просто бравада, считает исследователь: в проекте ни один из информантов не был готов презентовать себя через призму «чайлдхейт». 

Оттенки бездетности и ревизия терминов

Итак, «добровольно бездетный», в отличие от «чайлдфри», — более широкое, фундаментальное и свободное от дополнительных смыслов понятие, подчеркивает исследователь.

Широкое — потому что включает в себя и людей, для кого принятие решения не заводить детей — лишь часть собственного мировоззрения, и тех, кто состоит в сообществах. «Фундаментальное — потому что, как уже было сказано, концепция чайлдфри так или иначе базируется на аспектах, полностью присущих добровольно бездетным», — поясняет Ломакин.

Очищенное от дополнительных смыслов — потому что добровольная бездетность означает только одно: «Я не хочу иметь детей».

Дальше можно различать оттенки смысла.

Так, исследователь выделяет intentional childlessness — сознательную бездетность. В этом случае фокус смещается на продуманность выбора остаться бездетным. «Я головой думаю и понимаю, что я детей не хочу вообще никогда», — замечает 33-летняя информантка.

Разницу между добровольной и сознательной бездетностью социолог видит в том, что в первом случае речь идет об отказе от деторождения преимущественно по эмоциональным причинам, а во втором — по рациональным. «Разумеется, между двумя этими крайностями лежит континуум разнообразных вариаций», — подчеркивает Илья Ломакин.

Наконец, есть еще намеренная бездетность (intended childlessness), часто вынужденная и связанная с обстоятельствами (за исключением бесплодия). Она может быть преходящим явлением. «Я не знаю, можно ли в нашей стране быть бездетным добровольно, — говорит 25-летняя информантка. — Это <…> такая очень сложная формулировка. С давлением общества и прочими подобными пирогами. Просто я для себя самой определяю это так, что мне в данный момент детей заводить не стоит».

Давление общества на женщин содействует не-родительству

Материнство никогда не было простым занятием: «всегда, для того чтобы вырастить ребенка, приходилось не спать ночами, мыть, кормить, переодевать», отмечают исследователи. Но сегодня требования общества к родительству существенно возросли — многие из них «чрезмерны и искусственны».

Фактически родительство становится профессией — занятием с определенными навыками и компетенциями (по педагогике, психологии и пр.). Причем такой профессионализации способствует не только общество, но и сами родители, конкурирующие друг с другом по показателям успехов детей.

Распространенная идеология «интенсивного материнства» требует особенно много вложений сил и времени. И это на фоне того, что большинство матерей заняты еще и на рынке труда. Возникает эффект «двойной занятости»: женщины вынуждены полностью выкладываться и на работе, и дома. Отчасти это вопрос перфекционизма, желания быть «отличницами» в разных сферах. А отчасти — жесткое давление общества, которое предъявляет к женщинам повышенные требования.

Также читайте

Но такой энергозатратный образ жизни пугает молодых россиянок. «Чрезмерный» родительский труд «понравится и будет по зубам далеко не всем», подчеркивает Илья Ломакин. В итоге молодые пары нередко откладывают деторождение либо вовсе отказываются от него.

Другой, противоположный образ родительства — «reluctant parents» — «неохотные родители», «родители нежеланных детей» — тоже способствует популяризации чайлдфри. Это те, для кого воспитание наследников оказалось непосильным трудом. Уже будучи родителями, «неохотные» матери и отцы называют идеальным числом детей, родившихся у них за всю жизнь, — «ноль».

Все это может дополнительно укреплять добровольно бездетных в их выборе. Но не обязательно. 

«Вполне реально помыслить, что в течение нескольких лет установки того или иного информанта могут существенно измениться», — подчеркивает автор исследования.

То есть некоторые бездетные, возможно, станут родителями. 

Чтобы лучше понимать эти процессы, необходимы лонгитюдные панельные исследования бездетности. «В России таких исследований пока специально не проводится, а наши знания об отечественных добровольно бездетных обрывочны и ограниченны, — резюмирует Ломакин. — Все это задает вполне определенное направление для дальнейшей работы».
IQ

 

Автор исследования:

Илья Ломакин, стажер-исследователь Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 6 апреля, 2020 г.

Все материалы автора

Социология Лонгрид Апрельская конференция 2020


Плохая дочь или нерадивая сестра: какими бывают семейные роли и как мы их играем

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла новая книга Оксаны Васякиной, лауреата премий «Лицей» (2019) и «НОС» (2021). Роман «Роза» посвящен тете писательницы Светлане. Из небольших фрагментов памяти складывается сложный образ, в котором тяжелые отношения с матерью, бытовая неустроенность и равнодушие к собственной судьбе соседствуют с почти детской уязвимостью и чистотой

Часто мне казалось, что Светлана существует только для того, чтобы ее стыдить и понукать. На праздники — Новый год, дни рождения и Восьмое марта — они собирались втроем: бабка и две ее дочери, моя мать и Светлана. Застолье начиналось с долгого обсуждения угощений: селедка в этот раз вышла совсем не та, переложили лаврушки, и поэтому получилось слишком пряно. Матери удалось купить по дешевке красной рыбки, и ее, жирную, с коричневыми линиями под тугой кожей, тонко нарeзали и положили рядом с селедкой. Сладковатое пюре обсуждали долго — бабка сетовала, что попробовала разбить картошку новым миксером, как это делает соседка, но ей такой подход совсем не нравится. Слишком жидко, говорила она.

Бабка любила внимательно вылавливать деревянной толкушкой желтые картофельные комочки, а потом пальцем снимать с нее нежные остатки пюре и пробовать на соль. Бабка доставала из духовки коричневые куриные ножки, а из морозилки сало. Мягкие коричневатые маринованные огурцы резала наискосок и жаловалась, что в этом году они получились кислые.

Все это время Светлана сидела спиной к окну как истукан и ждала, когда можно будет приступить к еде. Иногда ее нервно передергивало от бабкиных слов, и Светлана, обратившись к бабке, небрежно утешала ее. Сама она сидела с ровной спиной, но ее большие коричневые глаза напряженно следили за бабкиными руками, выставлявшими на стол угощение.

Праздников было много, но все они сложились в моей памяти в один бесконечный праздник. Вне зависимости от того, где и по какому поводу они проходили, были ли деньги на приличный стол или мы ограничивались отварной картошкой с капустным салатом, праздники шли по заведенному сценарию.

После наполнения стола бабка начинала говорить о самогонке. Здесь Светлана уже не могла держаться спокойно, все ее тело начинало извиваться в тревожном ожидании. Бабка собирала деньги со всех родственников и покупала десять или пятнадцать килограммов сахара. Она ставила бражку в алюминиевом сорокалитровом бидоне под окно, ближе к батарее, и заваливала ее старыми шубами. Бабка внимательно следила за тем, сколько бежевой бражки доходит, потому что знала, что Светлана может залезть в бидон, выпить несколько кружек и долить воды.

Когда брага была готова, бабка включала холодную воду и ставила в ванной самодельный перегонный аппарат. Вода из крана охлаждала аппарат, и в банку по капле стекала мутная вонючая самогонка. По всей квартире разносился тяжелый запах браги, и бабка сторожила самогонку. Она каждые полчаса заходила в ванную, чтобы проверить, есть ли холодная вода и сколько накапало в полулитровую банку. Бабка красила самогон кедровой скорлупой и смородиновым листом, a потом раздавала тем, кто сложился на сахар. С помощью воронки она переливала готовую самогонку в трехлитровые банки, а потом разливала по красивым бутылкам от вина. У нее таких было несколько — в виде виноградной грозди и из синего стекла. Маленькие плоские бутылочки от коньяка она использовала как гостевые — чтобы не ходить с пустыми руками.

Материал по теме

После того как бабка выставляла угощения, она молча уходила в спальню и все знали зачем — наливать самогонку. На стол бабка выставляла ее в стеклянном

графине с золотой каймой и большим набалдашником, приговаривая, что в этот раз самогонка получилась крепкая, поэтому приходится разбавлять. Чтобы продемонстрировать это, она доставала из ящика с приборами стеклянный спиртометр и показывала: посмотрите — тридцать восемь, а ведь треть воды долила.

Все это время напротив Светланы сидела, закинув ногу на ногу, мать. На самом пороге она отдавала цветные полиэтиленовые пакеты с мясом, рыбой и подарками Светлане, просила дать ей тапочки — она знала, что Светлана если и убралась перед праздником, то сделала это спустя рукава. Снимая высокие кожаные сапоги, мать внимательно рассматривала пыль и крошки, забившиеся между линолеумом и плинтусами. Дома она обязательно брезгливо поморщит нос и скажет, что у Светланы с бабушкой вечно бардак. А я сделаю вид, что не заметила беспорядка.

Светлана с детским любопытством заглядывала в пакет с подарками, мать, шикнув на нее, настойчиво говорила, что для подарков свое время. Переобувшись, она забирала пакет и садилась напротив окна. Из пакета мать доставала подарки для Светланы и бабки. Для Светланы подарок всегда был девичий, связанный с красотой, а для бабки — что-то по хозяйству.

Мать за месяц до праздника звонила бабке и спрашивала, что им подарить, и они заказывали: тушь для ресниц, капроновые колготки, новые фужеры и кастрюлю. После того как мать получала список желаемого, мы шли на рынок выбирать подарки.

Выставив все на стол, бабка наконец усаживалась на табурет так, чтобы легко было дотянуться рукой до духовки и кастрюли с картофельным пюре. Женщины молча раскладывали по тарелкам закуски. Первой расходилась красная рыба, золотистые куриные ножки и бедра. Мне доставалась ножка, мать любила бедро, Светлана тоже любила ножки: голубоватый хрящик аппетитно хрустел, и она жевала его с вниманием и удовольствием.

Первую рюмку они пили за повод, по которому собрались. Вторую пили за здоровье. Третью пили за любовь. Ее нужно было пить до дна, так, чтобы не осталось ни капельки, а затем — опрокинуть стопку на салфетку или тарелку и спустя пять минут посмотреть на ободок натекшей самогонки.

Если жидкость образовывала на салфетке непрерывный круг, это значило, что обладательницу рюмки ждет любовный успех. 

Увидев полумесяц из самогонки, женщины разочарованно вздыхали.

За этим столом иногда появлялись мужчины. В их отсутствие они и были первой и неизменной темой разговоров женщин моей семьи. Мужчины появлялись как редкие кометы. Они всегда пролетали мимо по краю неба этого мира и вызывали смутное беспокойство, злость и радость, тревогу и сожаление. Мужчины всегда были недостаточно хорошими. Они пили и применяли насилие, они не работали или слишком мало приносили в дом. Но при этом никто не смел отказать им, озабоченность наличием мужчины была главной болью этих женщин. Им они подчиняли свои жизни и быт, забывая о детях и собственном достоинстве.

Материал по теме

После третьей рюмки мать и Светлана шли курить в подъезд или на балкон. Я знала, что, пока они курят, Светлана жалуется матери на бабку. Бабка упрекала ее в том, что та не работает и ленится, а только жрет и смотрит телевизор, даже убраться нормально не может. Мать спокойно выслушивала Светлану и начинала ее по-сестрински поддерживать и поучать. Светлана и правда давно не работала. Причиной этому была ее полная неспособность подстроиться под график, к тому же она совершенно ничего не умела делать. После училища ее взяли на работу в бабкину пекарню, но вставать в четыре утра у Светланы не получалось и она быстро начала пропускать смены. Потом ее устроили в ларек продавать сигареты, пиво и жвачку. Но Светка много пила и, как это говорилось у нас, распутничала, и хозяин точки ее уволил. Мать утешала Светлану и настойчиво просила купить газету с объявлениями о работе. Стопка таких газет лежала на журнальном столике, но все работы не годились Светке — везде был строгий график и маленькая зарплата, а идти техничкой в школу ей не позволяла гордость.

Затем они шепотом секретничали, Светлана рассказывала сплетни двора и о своих гулянках, мать внимательно слушала и поддерживала беседу едкими комментариями. Сидя в кухне я слышала, как они стараются негромко смеяться, но материн звонкий смех прорывался из груди, а Светка шикала на нее, потому что боялась, что их подслушивает соседка.

Все это время мы с бабкой сидели за столом и ели. Бабка скупо посматривала на меня и задавала формальные вопросы о моей школе. Я ее не интересовала, она спрашивала меня, чтобы не молчать. Я на сэкономленные деньги дарила Светке лак для ногтей, а бабке на уроке труда вязала крючком нарядные салфетки и игольницы в виде дамской шляпки. Бабка принимала мое рукоделие с важным видом и тут же находила место в квартире, куда можно было приладить самодельные прихватки или вышитые крестиком картинки.

Когда мать и Светка возвращались, женщины выпивали еще по одной. Я пристально следила, но никогда не могла понять, в какой именно момент это тугое застолье превращалось в перепалку Светланы и бабки. Мать в ней участвовала в качестве третейского судьи. В глазах бабки мать была успешной женщиной. У нее была работа на заводе, дочь училась в школе и был какой-никакой мужчина. Поучая Светку, бабка показывала пальцем на мать, та, польщенная тем, что в сравнении с сестрой она лучше, вставала на сторону бабки. Когда же Светлана отвечала бабке, она обращалась за поддержкой к сестре, и мать, размягченная ее уязвимостью, сдавалась и вставала на сторону Светланы.

Мне не нравились эти праздники. В них для меня не было места. Моим делом было помочь матери донести пакеты, подарить свои поделки, поесть и пойти в комнату смотреть телевизор. Я сидела в бабкином кресле, щелкала пультом и размышляла о семье. Я сделала вывод, что в моей семье все существуют для какой-то пользы. В Светке, как бы ни казалось обратное, тоже было много пользы. Она выполняла роль плохой дочери и нерадивой сестры. Для меня, в силу того что я была ребенком, пока не было никакой задачи, кроме одной: быть немой зрительницей отношений этих женщин.  

Я была зеркалом этой семьи. Моим делом было отражать их злость, радость и разочарования. Не попадаться под руку и, когда в этом будет необходимость, всегда быть под рукой. Мне этот мир казался прочной зеркальной клеткой. Все, что в ней происходило — происходило в рамках закрытой системы. Эта система, если и впускала в себя кого-то инородного, тут же выплевывала его, потому что встроить или переварить не могла. Все роли в ней были заранее определены и тесно встраивались в рутину. Здесь не было воздуха, все пространство было занято тревогой и делами.

Про себя я называла эти застолья курятником и представляла себе, что бабка в своем пестром халате — старшая крупная несушка. Ее обесцвеченные короткие волосы всегда были прибраны и завиты, как будто на голове у нее был светлый гребешок, повалившийся на бок. Мать была красивой, сильной, черной курицей с аккуратными перьями и темным гребешком.

Будьте в курсе вакцин против COVID-19

Рекомендация для всех в возрасте 6 лет и старше

Получите 1 обновленную вакцину против COVID-19

Все 6 лет и старше должны получить 1 обновленную вакцину Pfizer-BioNTech или Moderna против COVID-19 , независимо от того, получали ли они какие-либо оригинальные вакцины против COVID-19.

Рекомендации для лиц, которые могут получить дополнительные обновленные дозы вакцин против COVID-19

Некоторые люди могут получить дополнительные дозы вакцин против COVID-19:

  • Люди в возрасте 65 лет и старше могут получить 1 дополнительную дозу вакцины против COVID-19 через 4 или более месяцев после первой обновленной вакцины против COVID-19.
  • Люди с ослабленным иммунитетом средней или тяжелой степени могут получить 1 дополнительную дозу обновленной вакцины против COVID-19 через 2 или более месяцев после первой обновленной вакцины против COVID-19. Поговорите со своим врачом о дополнительных обновленных дозах.

Рекомендации для детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет

Рекомендация для людей, которые могут захотеть получить еще один вариант вакцины против COVID-19

Лица в возрасте 12 лет и старше, которые не могут или не хотят получать обновленную вакцину Pfizer-BioNTech или Moderna против COVID-19, могут рассмотреть другие варианты, чтобы получить последнюю версию :

Когда вы в курсе?

Всем в возрасте 6 лет и старше

Вы в курсе, когда получите 1 обновленную вакцину Pfizer-BioNTech или Moderna против COVID-19 .

Дети в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, заболевшие Pfizer-BioNTechCOVID-19вакцина

Вы в курсе, если вы:

  • Возраст от 6 месяцев до 4 лет и вы получили 3 дозы вакцины против COVID-19, в том числе как минимум 1 дозу обновленной вакцины против COVID-19.
  • Вам исполнилось 5 лет, и вы получили как минимум 1 обновленную дозу вакцины против COVID-19.

Дети в возрасте от 6 месяцев до 5 лет, получившие вакцину Moderna против COVID-19

Вы в курсе, когда получаете 2 дозы вакцины Moderna против COVID-19, включая как минимум 1 обновленную дозу вакцины против COVID-19.

Люди, которые не могут или не хотят получать рекомендованную мРНК-вакцину

Вы будете в курсе, когда получите дозы вакцины Novavax COVID-19, одобренные для вашей возрастной группы.

О вакцинах против COVID-19

Вакцины против COVID-19, доступные в США, эффективно защищают людей от серьезных заболеваний, госпитализаций и смерти. Как и в случае других болезней, которые можно предотвратить с помощью вакцин, вы лучше всего защищены от COVID-19, если своевременно делаете рекомендуемые прививки.

Четыре вакцины против COVID-19 одобрены или разрешены в США:

  • Пфайзер-БиоНТех
  • Модерна
  • Новэкс
  • Johnson & Johnson’s Janssen (J&J/Janssen) (CDC рекомендует использовать вакцину J&J/Janssen против COVID-19 только в определенных ситуациях из соображений безопасности. )

Обновленные и оригинальные вакцины против COVID-19

Обновленные вакцины

Обновленные вакцины называются «обновленными», поскольку они защищают от обоих исходных вирусов, вызывающих COVID-19 и  – варианты Omicron BA.4 и BA.5. Два производителя вакцин против COVID-19, Pfizer-BioNTech и Moderna, разработали обновленные вакцины против COVID-19.

Оригинальные вакцины

Предыдущие вакцины против COVID-19 называются «оригинальными», поскольку они были разработаны для защиты от исходного вируса, вызывающего COVID-19.

С 18 апреля 2023 г. оригинальные вакцины Pfizer-BioNTech и Moderna против COVID-19 больше не разрешены к использованию FDA в США. Обновленный Pfizer-BioNTech и Moderna COVID-19вакцины используются для всех возрастных групп.

Получение вакцины, если вы переболели или переболели COVID-19 в настоящее время

Если вы недавно переболели COVID-19, вам все равно необходимо своевременно получать вакцины, но вы можете рассмотреть возможность отсрочки введения следующей дозы вакцины на 3 месяца с :

  • , когда у вас появились симптомы.
  • или, если у вас не было симптомов, когда вы впервые получили положительный результат теста.

Повторное заражение менее вероятно в течение нескольких недель или месяцев после заражения. Тем не менее, некоторые факторы могут стать причиной того, чтобы сделать вакцину как можно раньше, а не позже, например:

  • личный риск тяжелого заболевания,
  • или риск заболевания у близкого человека или близкого контакта,
  • местный уровень сообщества COVID-19,
  • и наиболее распространенный вариант COVID-19, вызывающий в настоящее время заболевание.

Что такое коронавирус? | Медицина Джона Хопкинса

Обновлено 29 июля 2022 г.

Коронавирусы — это тип вируса. Есть много разных видов, и некоторые из них вызывают болезни. Коронавирус, выявленный в 2019 году, SARS-CoV-2, вызвал пандемию респираторного заболевания под названием COVID-19.

Что тебе нужно знать COVID-19

  • COVID-19 — это заболевание, вызванное SARS-CoV-2, коронавирусом, появившимся в декабре 2019 года.
  • COVID-19 может быть тяжелым и стал причиной миллионов смертей по всему миру, а также серьезных проблем со здоровьем у тех, кто пережил болезнь.
  • Коронавирус может передаваться от человека к человеку. Это диагностируется с помощью теста.
  • Лучший способ защитить себя — сделать прививку и ревакцинацию, когда у вас есть на это право, следовать рекомендациям по тестированию, носить маску, мыть руки и практиковать физическое дистанцирование.

Как распространяется коронавирус?

На данный момент исследователям известно, что коронавирус распространяется через капли и вирусные частицы, выбрасываемые в воздух, когда инфицированный человек дышит, разговаривает, смеется, поет, кашляет или чихает. Более крупные капли могут упасть на землю за несколько секунд, а мельчайшие инфекционные частицы могут задерживаться в воздухе и скапливаться в закрытых помещениях, особенно там, где много людей и плохая вентиляция. Вот почему ношение масок, гигиена рук и физическое дистанцирование необходимы для предотвращения COVID-19. .

Как появился коронавирус?

Первый случай COVID-19 был зарегистрирован 1 декабря 2019 года, и причиной стал новый на тот момент коронавирус, позже названный SARS-CoV-2. SARS-CoV-2 мог возникнуть у животного и измениться (мутировать), чтобы вызвать заболевание у людей. В прошлом несколько вспышек инфекционных заболеваний были связаны с вирусами птиц, свиней, летучих мышей и других животных, которые мутировали и стали опасными для человека. Исследования продолжаются, и дополнительные исследования могут показать, как и почему коронавирус развился, чтобы вызвать пандемическое заболевание.

Какой инкубационный период у COVID-19?

Симптомы проявляются у людей в течение двух-четырнадцати дней после контакта с вирусом. Человек, инфицированный коронавирусом, заразен для других в течение двух дней до появления симптомов и остается заразным для других в течение 10-20 дней, в зависимости от его иммунной системы и тяжести заболевания.

Что вы узнали о коронавирусе за последние полгода?

Эксперт по инфекционным заболеваниям Лиза Марагакис рассказывает о достижениях в лечении COVID-19 и о том, как знания о COVID-19 могут помочь предотвратить дальнейшее распространение вируса.

Каковы симптомы коронавируса?

Симптомы COVID-19 включают:

  • Кашель
  • Лихорадка или озноб
  • Одышка или затрудненное дыхание
  • Боли в мышцах или теле
  • Боль в горле
  • Новая потеря вкуса или обоняния
  • Диарея
  • Головная боль
  • Новая усталость
  • Тошнота или рвота
  • Заложенность носа или насморк

У некоторых людей, инфицированных коронавирусом, заболевание COVID-19 протекает в легкой форме, а у других вообще нет симптомов. Однако в некоторых случаях COVID-19 может привести к дыхательной недостаточности, длительному повреждению легких и сердечной мышцы, проблемам с нервной системой, почечной недостаточности или смерти.

Если у вас жар или какие-либо из перечисленных выше симптомов, позвоните своему врачу или поставщику медицинских услуг и объясните свои симптомы по телефону, прежде чем идти в кабинет врача, в отделение неотложной помощи или отделение неотложной помощи. Вот рекомендации, если вы чувствуете себя плохо и обеспокоены тем, что у вас может быть COVID-19..

ЗВОНИТЕ 911, если у вас возникла неотложная медицинская помощь, например, сильная одышка или затрудненное дыхание.

Узнайте больше о симптомах COVID-19.

Что такое коронавирус?

Как диагностируется COVID-19?

COVID-19 диагностируется с помощью теста. Поставить диагноз только на основании осмотра сложно, поскольку многие признаки и симптомы COVID-19 могут быть вызваны другими заболеваниями. Некоторые люди с коронавирусом вообще не имеют симптомов. Узнайте больше о COVID-19тестирование.

Как лечится COVID-19?

Лечение COVID-19 зависит от тяжести инфекции. При более легком заболевании часто бывает достаточно отдыха дома и приема лекарств для снижения температуры. В более тяжелых случаях может потребоваться госпитализация с лечением, которое может включать внутривенное введение лекарств, дополнительный кислород, искусственную вентиляцию легких и другие поддерживающие меры

Как вы предохраняетесь от этого?

CDC рекомендует несколько вакцин против COVID-19. Также важно получить бустер, когда вы соответствуете требованиям.

Кроме того, это помогает соблюдать другие меры предосторожности, такие как соблюдение рекомендаций по тестированию, ношение маски, мытье рук и соблюдение физического дистанцирования.

Вызывает ли COVID-19 смерть?

Да, тяжелая форма COVID-19 может привести к летальному исходу. Для получения обновленной информации о коронавирусных инфекциях, смертях и вакцинациях во всем мире см. карту глобальных случаев коронавируса COVID-19, разработанную Центром системных наук и инженерии Джона Хопкинса.

Две вакцины против COVID-19 — Pfizer и Moderna — были полностью одобрены FDA и рекомендованы CDC как высокоэффективные для предотвращения серьезных заболеваний, госпитализаций и смерти от COVID-19.

CDC отмечает, что в большинстве случаев две мРНК-вакцины от Pfizer и Moderna предпочтительнее вакцины Johnson & Johnson из-за риска серьезных побочных эффектов.

Также важно получить бустер, если он соответствует требованиям. Вы можете получить любую из этих трех разрешенных или одобренных вакцин, но CDC объясняет, что Pfizer и Moderna предпочтительнее в большинстве ситуаций.

Почему это называется коронавирусом?

Коронавирусы названы в честь их внешнего вида: «корона» означает «корона». Внешние слои вируса покрыты шиповидными белками, которые окружают их наподобие короны.

Этот коронавирус отличается от атипичной пневмонии?

SARS расшифровывается как тяжелый острый респираторный синдром. В 2003 году вспышка атипичной пневмонии затронула людей в нескольких странах, прежде чем закончилась в 2004 году. Коронавирус, вызывающий COVID-19, аналогичен тому, который вызвал вспышку атипичной пневмонии в 2003 году.

Поскольку коронавирус 2019 года связан с исходным коронавирусом, вызвавшим атипичную пневмонию, а также может вызывать тяжелый острый респираторный синдром, в его названии есть «ТОРС»: SARS-CoV-2. Многое еще неизвестно об этих вирусах, но SARS-CoV-2 распространяется быстрее и дальше, чем вирус SARS-CoV-1 2003 года. Вероятно, это связано с тем, насколько легко он передается от человека к человеку даже от бессимптомных носителей вируса.

Существуют ли разные варианты этого коронавируса?

Да, есть разные варианты этого коронавируса. Как и другие вирусы, коронавирус, вызывающий COVID-19, может изменяться (мутировать). Мутации могут способствовать более быстрому распространению коронавируса от человека к человеку, как в случае с дельта- и омикронными вариантами.