Какое настроение вызвала: Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях).

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Презентация

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Пушкинские сказки — это чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта.

П. Бажов

А.С.Пушкин записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 году, в её основе -сказка, рассказанная Ариной Родионовной.

  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?
  • Составьте цитатный план.

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился.
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»

ЦАРИЦА-МАТЬ

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

ЦАРИЦА-МАТЬ

  • Назовите слова и выражения, свойственные народной речи.
  • Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?
  • Какие слова передают отношение автора к героине?

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

  • Какие слова передают отношение автора к царице-мачехе?
  • Объясните лексическое значение слова «ломлива».
  • Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу?
  • Какова роль повтора в данном отрывке?

КОНТРАСТ ОБРАЗОВ

ЦАРЕВНА

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

ЦАРЕВНА

  • Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»?
  • Объясните лексическое значение слова «кротость»?
  • С кем сравнивает поэт царевну?
  • Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.
  • Почему мачеха решила расправиться с царевной?
  • Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем?
  • Какие слова появляются в её речи?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

“ Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?”

Что же зеркальце в ответ?

“ Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее”.

  • Что в сказке противопоставлено злобе царицы?
  • В каких словах проявляется отношение автора к царице?

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась

И до смерти испугалась…

  • О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут;

  • Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки?
  • Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло.

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить её,

А на зеркальце своё

Долго дулась и сердилась:

Наконец об нём хватилась…

Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пёс залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

  • Почему автор называет черницу «старушонкой», а царевна – «бабушкой»?
  • Почему так подробно описывает автор яблочко?
  • Определите роль повторов в данном фрагменте сказки.
  • Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини?
  • В каких строчках проявляется отношение автора к героине?

Братья в ту пору домой

Возвращалися толпой

С молодецкого разбоя.

Им навстречу, грозно воя,

Пес бежит и ко двору

Путь им кажет.

  • Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?
  • Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?

В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне.

Чем отличаются героини?

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

Злая

Добрая

Завистливая

Бескорыстная

Гордая

Скромная

Своенравная

Кроткая

Трудолюбивая

Ленивая

Вежливая

Грубая

Надменная

Простая

Жестокосердная

Добродетельная

Александр Пушкин (5 класс. Коровина, 1 часть)

Александр Пушкин (5 класс. Коровина, 1 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).


О Пушкине

1. Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя, Пушкина-поэта?

         В московском доме, где прошло детство поэта, собирались известные писатели тех лет. Сергей Львович, отец поэта, его дядя, Василий Львович, и другие родственники писали стихи.

         В кабинете отца было много книг на русском и французском языках. Пушкин рано научился читать и с особым интересом читал книжки из библиотеки отца. В семь лет будущий писатель уже начал писать мелкие комедии на французском языке. С русским устным народным творчеством Сашу ознакомили бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна.

         Особый уклад семьи Александра Сергеевича Пушкина создавал идеальные условия для развития литературного таланта.

 

2. Подготовьте рассказ о поэте, опираясь на статью учебника, книги, прочитанные самостоятельно, и ресурсы Интернета

         Великий русский литератор Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Пушкин рос в семье, где обожали литературу и поэзию. И отец, и дядя будущего писателя придумывали стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась рано. Уже в семь лет он придумывал на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед старшей сестрой Ольгой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца.

         Обучался Пушкин в Царскосельском Лицее. Рядом, во дворце, жил император Александр I. И дворец, и Лицей были окружены красивым парком. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейскую дружбу поэт пронес через всю жизнь.

         После окончания лицея Пушкину принесли известность его вольнолюбивые стихи. За это он был сослан сначала в южную ссылку, в Молдавию, а потом в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на первой красавице Петербурга Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге.

         Пушкин написал много прекрасных стихотворений, поэм, сказок, повестей и роман в стихах «Евгений Онегин».

         Поэт погиб на дуэли в 1837 году в возрасте 37 лет. Уже более двух веков прошло со дня рождения величайшего русского литератора-классика, а его знаменитые творения известны во многих странах мира, их с интересом и с удовольствием читают и дети, и взрослые.

 

«Няне»

1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

         Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил своей няне Арине Родионовне Яковлевой. Оно проникнуто любовью, заботой, трогательной лаской.

         Поэт употребляет нежные обращения:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

 

2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

         Пушкин представляет, как няне одиноко и тревожно живется в домике «в глуши лесов сосновых», как она грустит и волнуется за него. Няня, сидя у окна, по привычке вяжет на спицах и время от времени то с надеждой, то с грустью поглядывает на ворота.

 

3. Как вы понимаете слова и выражения: «Подруга дней моих суровых…», «Давно, давно ты ждёшь меня…», «Горюешь, будто на часах…», «Глядишь в забытые вороты…», «Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою всечасно грудь. ..»

         Поэт заставляет нас вдумываться в каждое выражение.

          «Подруга дней моих суровых…» — в самые трудные времена няня была рядом со своим воспитанником, утешала его и поддерживала.

          «Давно, давно ты ждешь меня…» — автор давно не навещал няню.

          «Горюешь, будто на часах…» — няня каждую минуту ждет его приезда и думает о нем.

          «Глядишь в забытые вороты…» — ворота, давно не отворявшиеся тем человеком, которого в доме очень ждут. Няня глядит на них с тоскою и тревогой.

          «Тоска, предчувствия, заботы / Теснят твою всечасно грудь…» — У няни тяжело на душе, она переживает и волнуется за дорогого человека.

 

4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?

         Напряженное ожидание няней своего питомца передается следующими художественными средствами:

эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь», дней суровых, «голубка дряхлая»;

сравнение: «Горюешь, будто на часах»;

метафоры: «Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь. ..», «Медлят спицы».

 

Творческое задание

Подготовьте с одноклассниками беседу «Пушкин и няня»

         Пушкин свою няню очень любил и был к ней особенно привязан. Даже став взрослым, он старался чаще навещать ее. Арине Родионовне Яковлевой поэт также посвятил некоторые стихи, один из них изучен нами на уроке.

         Няня тоже очень любила своего воспитанника, ведь она его пестовала и обучала с раннего детства: прививала интерес к сказкам, ласкала и утешала, была верным и добрым другом. Именно сказки няни положили начало собственным сочинениям Пушкина. В них он использовал народный язык.

         Арина Родионовна оказала огромное влияние на становление личности Пушкина и на его литературное творчество.

 

«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях»

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

          «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала различные настроения. Сначала возникли чувства грусти и жалости к царице, которая ждала царя и сильно тосковала по нему и которая умерла после рождения дочери. Потом возникает чувство тревоги за судьбу царевны, страх и возмущение. А потом на смену эти чувствам приходят радость, восторг, умиление.

 

2. Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?

         Из героев этой сказки мне особенно понравились юная царевна, 7 богатырей и королевич Елисей. Злая мачеха вызвала чувства возмущения, досады.

 

3. Какая сказка — «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне…» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

         Сказка Пушкина ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не обиженная колдунья, а злая мачеха, как это часто встречается в русских народных сказках. Также Пушкин употребляет числа 7 и 3, тоже часто встречающиеся в народных сказках: царевна попадает к 7 богатырям, а Елисей трижды обращается за помощью к силам природы: к месяцу, солнцу и ветру.

         Сказка Пушкина нравится мне больше, так как она душевнее, чем сказка Жуковского.

 

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

         Особенно грустное настроение создает описание долгого ожидания царицей царя. Она все время, все девять месяцев, сидела у окна и ждала милого друга. Становится понятно, что она сильно тосковала и скучала.

 

5. Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла…».

         После рождения дочери царице нельзя было волноваться, беспокоиться. Когда она увидела царя, то ощутила такой прилив волнения, радости и счастья, что от избытка чувств умерла. Она скончалась перед обедней, то есть перед церковной службой.

 

6. Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.

         Новая царица не похожа на первую. Первая была доброй, кроткой, любила мужа, а вторая любила только себя. Пушкин пишет о ней:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

 

7.Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?

         Да, мне понравилась юная царевна. Она вызывает и симпатии автора. Стихотворные строчки о ней начинаются с союза «но», потому что Пушкин противопоставляет молоденькую царевну царице, ее мачехе.

 

8. Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

         Царица добивалась от зеркальца заверения в том, что она самая прекрасная.

         Пушкин называет по-разному героиню сказки, чтобы охарактеризовать ее поведение в разные моменты сказки.

         Царица относится к молодой царевне с ненавистью и черной завистью, когда узнает от зеркальца, что царевна превзошла ее по красоте. Она ведет себя не как царица, а как завистливая баба и злая мачеха. Словосочетание «злая мачеха» наиболее полно выражает причину недоброго отношения царицы к царевне.

 

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

         Когда царевна живет у семи богатырей, нам открываются черты его характера. Она добрая, работящая, скромная, хозяйственная, воспитанная.

         Богатыри храбрые, благородные, добрые, вежливые, обходительные.

         Они все полюбили царевну за красоту, кротость и нежную заботу, каждый из братьев был готов взять ее в жены. Но, узнав, что у девушки есть жених, они стали относиться к царевне, как к сестре, оберегая ее и по-братски заботясь о ней.

 

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

         Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру интересны тем, что автор использует в них прием олицетворения, делает силы природы одушевленными, живыми. Это сближает пушкинскую сказку с народной. В этих обращениях проявляются тревога, волнение, отчаянье, надежда и печаль королевича. Эти чувства появляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?».

         Услышав весть о царевне, Елисей безутешно рыдает.

 

11. Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

         Царевна, оказавшись в лесу, поняла, что ее хотят погубить, и принялась умолять чернавку пощадить ее, обещая ей не забыть ее доброту. Чернавка любит молоденькую царевну и понимает, что та ни в чем не виновата. Она отпускает девушку и говорит ей: «Не кручинься, Бог с тобой». Чернавка надеется, что Бог поможет царевне.

 

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?

И молва трезвонить стала:               И трубит уже молва:
Дочка царская пропала!                  Дочка царская жива!

         Первое двустишье проникнуто тревогой, печалью, а второе радостью, ликованием. Двустишья различаются ритмом, Строки первого двустишья более длинные, в них по восемь слогов, а строки второго двустишья короче в них по семь слогов, Они произносятся четче и быстрее.

         Кроме разницы в ритме, в двустишьях автор использует глаголы «трезвонить» и «трубит». Первый глагол означает переполох тревогу, неистовство, второй – предполагает радостные, победные, жизнеутверждающие звуки

 

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

         Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, ждет-пождет милого друга, глядючи, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить.

         Слова из авторской сказки: белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва, вдруг погасла.

         Вдруг погасла жертвой злости, поникли головою.

 

Литература и другие виды искусства

1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

         Да, мы знакомы с иллюстрациями художников Т. Мавриной и Е. Пашкова. Я считаю, что именно иллюстрации Пашкова точнее отражают внешний и внутренний облик героев.

 

2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?

         По сказкам А.С. Пушкина композиторами были написаны оперы. Н.А. Римский-Корсаков создал оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д.Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую смешную оперу «Ай да Балда!».

         Особую популярность получила опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по поэме-сказке Пушкина.

         Фрагменты этих музыкальных произведений использовали режиссеры при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.

 

3. Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

         Строчки, посвященные первой королеве, могла бы сопровождать медленная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвященные царевне, — мелодия более подвижная, но тоже плавная, царице-мачехе — резкая мелодия с изменением темпа, то стремительная, то неторопливая. Богатырям соответствует ритмичная, радостная, жизнеутверждающая музыка.

 

4. Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?

         По этой сказке сняты художественный фильм и мультфильм. Есть два диафильма: с рисунками художника Е. Мешкова и с рисунками Л. Панова.

         Главные эпизоды: ожидание царицей царя, рождение царевны и смерть царицы, вторая женитьба правителя, зеркальце новой царицы, жених царевны – королевич Елисей, приказ царицы Чернавке, царевна в лесу, дом богатырей, разговор царевны с богатырями, сватовство богатырей к царевне, угрозы царицы Чернавке, старушонка у дома богатырей, роковое яблоко, гибель и похороны царевны, поиски невесты Елисеем, воскрешение царевны, свадьба.

 

Проверьте себя

Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку

         Словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», – заканчивается «Сказка о золотом петушке»

 

Размышляем о прочитанном

1. Используя текст прозаических сказок из раздела «Русские народные сказки» и текст пушкинской «Сказки о мертвой царевне…»,

покажите разницу между прозаической и стихотворной речью.

         Прозаическая речь свободно идет от предложения к предложению, в ней отсутствует ритм, рифма, размер. В русских народных сказках она плавная, напевная, эмоциональная. В качестве примера возьмем отрывок русской народной сказки «Иван – крестьянский сын Чудо-Юдо»:

          «Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали — встречается им старый человек».

         Стихотворная или поэтическая речь подчинена определенному ритму, стихотворному размеру, конкретной рифме и рифмовке. Рассмотрим отрывок из пушкинской «Сказки о мертвой царевне…»:

«Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут;»

         Мы видим, что концы строк созвучны, рифмованы: отворилась – очутилась, кругом – ковром и так далее. Рифма в отрывке парная. Отрывок, как и текст всей сказки, подчинен четкому ритму, в каждом двустишье строки имеют равное число слогов 8 или 7. Происходит четкое чередование сильных и слабых слогов.

 

2. Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне. ..».

         Ритм – это четкое чередование сильных и слабых долей в музыке, ударных и безударных слогов в строках стихотворного текста. Примеры разного ритма в «Сказке о мертвой царевне»:

Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Как будто медом налилось!

         В этом отрывке Пушкин с помощью прилагательных, преимущественно кратких, и с помощью протяжного повторяющегося звука «о» описывает аппетитное с виду, но отравленное ядом яблочко. Здесь ритм плавный, неторопливый.

         В другом отрывке:

Вбежав,

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох.

         Здесь ритм резкий, быстрый, взволнованный, потому что автор употребил глаголы, предполагающие быструю смену действий и другие слова, например, наречие «стремглав», то есть «очень быстро», «стремительно».

 

У лукоморья

1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.

         В народных сказках происходят самые различные чудеса и превращения и необыкновенные герои. Лягушка превращается в Василису Премудрую, волк — в жеребца и в царевну, лента — в реку, гребень — в густой лес. Братец Иванушка превращается в козленочка. Баба-яга с избушкой на курьих ножках и летающей ступой — это один из самых необыкновенных сказочных персонажей.

         Животные разговаривают, помогают людям в трудные моменты, например, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич.

         Волшебные предметы помогают людям и нечистой силе, например, клубочек показывает героям путь.

 

2. Каково общее настроение этого отрывка?

         Общее настроение этого отрывка возвышенное, таинственное, Пушкин торжественно и с улыбкой описывает огромный волшебный мир.

 

3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: там леший бродит, следы невиданных зверей, лес и дол видений полны, и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, королевич мимоходом пленяет грозного царя, царь Кащей над златом чахнет? Расскажите об этом.

         Когда мы читаем: «там леший бродит», то представляем маленького сгорбившегося старичка, в шляпе со связкой грибов на шее, с клюкой, неторопливо идущего по лесу.

          «Следы невиданных зверей» большие и маленькие следы, отчетливо видимые на тропинке, похожие на копыта и птичьи ножки.

          «Лес и дол видений полны». Мы представляет в вечерних сумерках по долинам и в лесной чаще движутся легкие полупрозрачные тени, похожие на людей, на животных, на птиц и на фантастических существ.

         Мы представляем морской берег и то, как из прозрачной толщи воды на него выходит отряд красивых витязей в золотящихся в лучах солнца защитных доспехах.

         Нам представляется смелый и сильный королевич со своим хорошо обученным, храбрым войском, который мимоходом, то есть легко и быстро берет в плен грозного царя.

         Еще мы наблюдаем, как по небу над морем летит колдун, а за его длинную бороду крепко ухватился богатырь и летит вместе с ним.

         Также мы видим злого и алчного Кощея Бессмертного, лысого, тощего, с крючковатым носом. Он наклонился над раскрытым сундуком, полным златых монет, в своих подземных апартаментах. При свете свечи он трясущимися от жадности руками перебирает монеты.

 

4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы, когда читаете пролог к «Руслану и Людмиле» — «У лукоморья дуб зелёный…»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

         Когда мы читаем пролог к поэме «Руслан и Людмила», мы вспоминаем народные сказки, в которых встречаются Баба-Яга в избушке на курьих ножках, без окон, без дверей, либо ее родственник Кощей Бессмертный; сказку про Ивана-царевича и серого волка. В пролог Пушкин также вводит героев из собственных произведений: «Сказки о царе Салтане» и поэмы «Руслан и Людмила».

         Юмор и фантастика сочетаются в словах: «Русалка на ветвях сидит», «Под ним сидел и кот ученый свои мне сказки говорил», «Там ступа с бабою Ягой идет-бредет сама собой…».

 

О сказках Пушкина

1. Прочитайте и перескажите статью, подтвердите сказанное примерами из пушкинских сказок.

         В каждое свое произведение, в каждое слово А. С. Пушкин вложил частичку своей души. В сказках автор мастерски – лаконично и точно дает описание природы, которое передает настроение героев. Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» он дает описание моря: «Неспокойно, волнуется, черное».

         Также в сказках несколькими словами автор полно и глубоко передает различные чувства героев. Например, очень ласково и печально звучит строка «Тяжелешенько вздохнула». При этом легко укладывается в стихотворную речь, не нарушая ритма, длинное слово. А в следующей строке «Восхищенья не снесла» мы слышим последний вздох умирающей царицы.

         Сказки Пушкина приходят к нам в раннем детстве. Они наполнены глубоким смыслом и учат нас ценить чистую, простую и правдивую речь.

         Сказки Пушкина отличаются легкостью, ритмичностью, рифмой. Ритм в них подвижный, меняющийся. Он зависит от событий сказки и настроения персонажей. Например, «И молва трезвонить стала» или «И молва трубит опять» Эти строки сходны между собой по смыслу, но имеют разный ритм и несут разный настрой.

         Сказка читается легко и свободно, но в ней скрыта глубочайшая мораль, которой просматривается на протяжении всего текста. О такой особенности собственных сказок Пушкин говорит в «Сказке о золотом петушке»: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»

         В основе пушкинских сказок лежат народные сказки, и творения великого литератора во все времена будут для нас образцом высочайшего поэтического мастерства.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

7 способов вызвать эмоции у читателей | Джейкоб Р. Скотт

Вы делаете эту ошибку новичка и не вызываете эмоций?

Photo by Daniel Thomas on Unsplash

Одно из самых сильных умений, которыми может обладать писатель, — это способность вызывать эмоции у читателя.

Что значит вызывать? Извлекать что-то или производить что-то, особенно нематериальные вещи, такие как чувства, эмоции, воспоминания и реакции.

Когда у писателя есть в арсенале этот навык, он может перенести читателей в мир сильных эмоций. Читатель становится очень заинтересованным и имеет больше шансов стать сторонником писателя, бизнеса или бренда.

К сожалению, многие писатели не знают, как правильно использовать этот навык. Существуют сотни тысяч ужасных, скучных и отупляющих статей, электронных книг, рассказов и всего остального. Я знаю, потому что я внес свой вклад в этот список … Никто не начинает с самого начала как автор списка лучших!

Проблема в том, что многие писатели по-настоящему не умеют вызывать у читателя чувства и эмоции. Я не эксперт в этом вопросе… но я отлично разбираюсь в исследованиях. И я собрал несколько советов специально для вас, чтобы помочь вам стать гораздо лучшим писателем.

Первичные эмоции

Было проведено множество исследований человеческих эмоций. Не вдаваясь в скучные вещи, два уважаемых психолога выдвинули две разные теории.

В 1960-х Пол Экман провел исследование связи между эмоциями и выражением лица. Это привело к выводу, что базовых эмоций всего 6:

  • Гнев
  • Отвращение
  • Страх
  • Радость
  • Печаль
  • Сюрприз

Первоначально Экман включил презрение в свои выводы, но позже изменил его на шесть.

Однако недавнее исследование показало, что у отвращения и гнева одинаковые сморщенные носы, а у страха и удивления общие приподнятые брови. Считается, что эти различия развились позже как социальные сигналы, а не инстинкты выживания.

Другой психолог, Роберт Плутчик, предложил восемь основных эмоций:

  • Гнев
  • Страх
  • Грусть
  • Отвращение
  • Удивление
  • Ожидание
  • Доверие
  • Радость

У Плутчика возникла творческая идея организовать их в цветовой круг, и с тех пор было сделано много других подобных графиков.

Колесо эмоций Плутчика. Источник

Как вызвать эмоции в письме

Теперь о хорошем!

Есть золотое правило письменной речи, о котором, я уверен, вы слышали раньше. Как бы банально это ни звучало, это золотое правило не просто так.

Это правило «Покажи, не говори». Невероятно, как много писателей игнорируют это правило! Это главная причина, по которой так много скучного и утомительного контента.

Вам нужно создать образ в сознании читателя, чтобы он мог легко создать сцену в своем воображении. Ваши слова должны нарисовать картину и сформировать ментальный фильм в их голове, чтобы ваши читатели были заинтересованы.

Так что вместо того, чтобы просто написать: «Мария была в восторге», нужно написать «Мария прыгала от радости, восторженно хлопая в ладоши». Последний в 100 раз лучше, верно?

«Люди обращаются к историям не для того, чтобы испытать то, что есть у вас, писателя, или даже у ваших персонажей. Они читают, чтобы получить собственный опыт». Дэвид Корбетт, The Writers Digest .

7 способов вызвать у читателя эмоции

1. Используйте пять чувств

Зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Эти пять факторов являются составляющими опыта. Каждый раз, когда мы что-то испытываем, это смесь всех этих элементов в настоящее время.

Этот простой, но эффективный метод позволяет легко вызывать эмоции, описывая, как пять чувств влияют на главного героя или предмет.

Например: «Джерри понравилось есть свою свежую пиццу из пиццерии Тони». СКУЧНАЯ !

«Джерри облизнул губы после того, как съел идеально испеченную пиццу с золотистой корочкой из свежеиспеченного нежного теста ручной работы в пиццерии Tony’s Pizzeria. Где вы можете почувствовать запах домашнего итальянского соуса, как только вы войдете».

Лучше . Душевные фильмы!

Случайно не захотели пиццу?

2. Язык тела

Еще одним важным элементом, позволяющим вызвать эмоции у читателя, является описание языка тела, выражения лица и действий.

Вместо того, чтобы просто сказать, что персонаж напуган, расскажите ему, как его тело начало дрожать и напрягаться. Вместо того, чтобы говорить, что ваш персонаж грустный, опишите его слезящиеся глаза, ком в горле и дрожащую губу.

Лучшие описания основаны на личном опыте.

Изображение предоставлено: Аманда Паттерсон из WritersWriteИзображение предоставлено Аманда Паттерсон из WritersWrite

3. Выбор слов

Выбор правильных слов, кто бы мог подумать!

Здесь бесчисленное количество писателей-новичков могут увязнуть и начать вырывать себе зубы. Но, к счастью, Интернет здесь, чтобы спасти положение.

Для описания одного и того же действия можно использовать много слов, но каждое слово связано с разными эмоциями. «Размахивание руками в воздухе» или «размахивание руками в воздухе». Оба означают одно и то же, но одно мягкое, а другое энергичное.

Мой любимый тезаурус — WordHippo.com. Если мне кажется, что какое-то слово не соответствует описанию, которое я придумал, я запрыгиваю на Бегемота и вбиваю свое посредственное слово, чтобы заменить его более живым.

Если вы какое-то время пытаетесь найти идеальное слово, сделайте перерыв. Сходите на прогулку, выпейте кофе или чашку чая, позвоните другу или посмотрите эпизод любимого мероприятия. Взгляд на экран просто парализует вас… Позвольте вашему подсознанию делать свое дело… оно намного сильнее вас.

4. Удалите слова-фильтры

Слова-фильтры — это дополнительные слова, которые отдаляют читателей от опыта персонажа. Они притупляют эмоции, делая их СКУЧНЫМИ .

Эти слова часто являются пояснительными словами, отвлекающими читателя от действия.

Например: «Я услышал, как на улице ревёт мотор». ПЛОХОЙ.

«Мотор автомобиля пронесся мимо меня по улице» ХОРОШО.

Исключая фразу «Я слышал», предложение визуализирует сцену и привлекает внимание читателей.

Другие фильтрующие слова включают:

  • Я понял
  • Я смотрел, как
  • Я беспомощно смотрел
  • Я думал
  • Я держал

Простой способ избежать использования слов-фильтров и сохранить активный голос — писать предложения плотные. Вы также должны проверить свои статьи по контрольному списку на этапе редактирования, чтобы уловить эти надоедливые слова.

Найдите глаголы, следующие за словом «я». В большинстве случаев их можно удалить.

5. Знай свою аудиторию

Понимание своей аудитории поможет тебе структурировать свою работу, знать, какой язык использовать, какая информация им нужна и как подходить к каждой теме.

Очень важно вызвать эмоции в письме. Вам нужно знать, чего хочет ваша аудитория, какие у нее могут быть проблемы и какие эмоции у них легко вызвать.

Когда вы понимаете свою аудиторию, это не только помогает вам писать лучше, но и создает гораздо более прочные отношения между вами и вашими поклонниками, клиентами, тайными поклонниками…

Представьте, что вы пытаетесь продать мужчинам свадебные платья. Вы бы не добились большого успеха, не так ли? Вот почему важно знать свою аудиторию.

6. Варьируйте свои описания и вызывайте сильные эмоции

Никто не любит читать одно и то же снова, и снова, и снова. То же самое касается ваших эмоций. Не зацикливайтесь только на одной эмоции, иначе читатель потеряет интерес.

Смешивайте и играйте на нескольких струнах. Но чтобы пробудить более сильные, глубокие и страстные эмоции, вам нужно будет до них дорасти, чтобы они оказали большее влияние. Это те эмоции, которые создают пожизненные поклонники.

7. Отправляйтесь в путешествие

Этот последний пункт возвращает нас к золотому правилу… Показывайте, а не рассказывайте.

Вы должны пройти через эмоции, точно описав их, какие чувства они у вас вызывают. Повторюсь, лучшие описания исходят из личного опыта. Потому что ты ЗНАЕШЬ как это было.

Вам слово

Если вы научитесь вызывать эмоции своими словами, ваша писательская карьера взлетит вверх по сравнению с большинством других писателей. Небольшое напоминание…

Восемь первичных эмоций:

  • Anger
  • Fear
  • Грусть
  • Disigust
  • Сюрприз
  • . Чувства
  • Язык телодвижений
  • Выбор слов
  • Исключение слов-фильтров
  • Знай свою аудиторию
  • Варьируй свои описания и вызывай сильные эмоции
  • Отправляйтесь в путь
  • Спасибо, что прочитали эту статью, надеюсь, вы что-то из нее вынесли.

    Для получения дополнительной информации, подобной этой, подпишитесь на мой двухнедельный информационный бюллетень — Журнал Джейкоба — и получите бесплатную копию 30 способов избежать папки со спамом .

    2 минуты на написание убийственных тем электронных писем

    Атомная статья с действенными советами

    bettermarketing.pub

    7 способов вызвать у читателей нужные вам эмоции

    Как вы хотите, чтобы ваши читатели чувствовали себя? В этом посте мы поговорим о 7 способах вызвать эмоции, которые вы хотите получить от своих читателей .

    Что вы хотите, чтобы ваш читатель чувствовал, когда история заканчивается?

    Иногда, когда вы застряли, полезно подумать о том, чего вы хотите достичь своей историей. Я не имею в виду преподать читателю урок. Я имею в виду: Что вы хотите, чтобы читатель чувствовал после прочтения последней страницы?

    Как вы вызываете у читателей нужные вам эмоции? Вы можете хотеть, чтобы они чувствовали себя оптимистично, счастливо, полны надежд и решимости, или вы можете хотеть, чтобы они чувствовали себя разочарованными, задумчивыми, преданными и грустными.

    Если вы сможете понять это, это улучшит ваш график. Все, что вы включаете, должно каким-то образом вести к этому.

    1. Настройте своего персонажа . Всегда помните эмоции, которые вы хотите вызвать, когда пишете о них. Планируйте их путь. Создавайте их надежды и ожидания, чтобы вы могли либо оправдать, либо разрушить их в конце. Используйте язык тела , чтобы показать, как меняется персонаж.
    2. Предзнаменование с использованием символов и декораций . Я бы посоветовал вам сделать это очень легким прикосновением. Когда история заканчивается, читатель может даже не заметить, что вы это сделали. [Читайте «Где бы я ни клал шляпу — как обстановка влияет на ваших персонажей»]
    3. Семена растений в диалоге . Опять же, делайте это экономно. Хорошо подобранное слово или фраза могут отразиться эхом в главах и остаться в сознании читателя. Персонаж может сказать что-то, что кажется безобидным, но впоследствии будет иметь большое значение.
    4. Используйте запоминающиеся имена . Выбирайте имена для персонажей и мест, которые отражают эмоции. Вы можете быть очевидным или тонким, когда вы делаете это. Вы также можете использовать это с иронией. Создайте богатого персонажа по имени Черити, который не хочет ничего раздавать. [Прочитайте 10 вещей, которые следует учитывать при именовании персонажей]
    5. Использовать ненадежного рассказчика . Выберите точку обзора , которая удерживает ощущение в фокусе или не в фокусе. Манипулируйте читателем тем, что вы делаете, и ничего им не говорите. Ненадежный рассказчик может стать прекрасным инструментом, если вы хотите, чтобы читатель почувствовал себя удивленным или преданным в конце книги.
    6. Установить крайний срок . Используйте саспенс, напряжение и конфликт , чтобы держать читателя в напряжении. Тикающие часы заставляют персонажа действовать и меняться. [Чтение в напряженной ситуации — пять советов, которые помогут вам написать захватывающее чтение]
    7. Использовать начало . Первые строки задают тон вашей книге. Они позволяют читателям создать в уме картину предстоящей истории. Ваша концовка должна отражать тон и картину, которую вы нарисовали. Он мог измениться явно или незаметно. Используйте слова, настроения и чувств , чтобы вызвать эмоции, которые вы хотите создать. [Прочитайте Как написать начало и конец, которые читатели никогда не забудут]

    Если вы застряли, найдите минутку и задайте вопрос: Что вы хотите, чтобы читатель чувствовал после прочтения последней страницы?

    Надеюсь, это поможет вам с вашей историей.