Какое полушарие отвечает за память: Где хранится память человека — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Правда или вымысел? Девять популярных утверждений о мозге

Мозг, несмотря на многолетние исследования, до сих пор наименее понятный орган. Вопросы, связанные с его работой, не только интересны, но и практически применимы. Поэтому мы поговорили с доцентом медико-биологического факультета ВГУ Валерием Сулиным, чтобы подтвердить или развенчать распространённые утверждения о мозге.

1. Нервные клетки мозга не восстанавливаются.
Ложь

Мозг обладает уникальной пластичностью. Процессы образования, развития и дифференцирования синапсов (место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой) происходят постоянно.

Большинство нейронов живут на протяжении всего онтогенеза – индивидуального развития организма. Долгое время считали, что нейроны после их созревания не способны к делению. Отсюда выражение «нервные клетки не восстанавливаются». Однако нейробиолог Фернанд Нотебом обнаружил нейрогенез (образование новых нейронов) у взрослых птиц: у канареек и зябликов нейроны появлялись при заучивании новых песен.

Кроме того, нейробиолог Элизабет Гуд с коллегами из Принстонского университета ещё в 1990-х годах доказали, что в головном мозге взрослых млекопитающих, в том числе у приматов, образуются новые нейроны.

2. Мы используем только 10% мозга.
Ложь

Головной мозг – это 10 в 11-й степени нейронов. Язык общения между клетками, между нейронами и клетками, органами происходит на двух уровнях: путём электрохимического возбуждения (процесс, когда нервные клетки генерируют электрический потенциал) и биохимического процесса (когда выделяются особые вещества – медиаторы, с помощью которых клетки оказывают регуляцию и передают информацию). На самом деле, получается, что нервные клетки не могут все сразу объединиться в нечто целое, быть активными, синхронизировать работу. Напротив, каждая регуляция, каждая деятельность обеспечивается взаимодействием определённого количества нейронов. Они располагаются на разных уровнях и вовлекаются в процесс возбуждения, формируя функциональную констелляцию (взаимодействие) нейронов специфическим образом.

Как можно судить о том, что мы используем 10% потенциала мозга? Например, есть психологические исследования, которые оценивают уровень IQ. Человек с высоким уровнем считается исключительным. В зависимости от этого уровня становится понятно, какими возможностями обладает обычный человек. Но каждую функциональную систему формируют определённые группы нервных клеток, и это небольшое количество. В каждый конкретный момент времени в некую констелляцию нейронов, которые выполняют определённую функцию, вовлекается только ограниченное количество нервных клеток. Остальные занимаются другими процессами (например, регулируют работу внутренних органов). Мы не осознаём, как регулируются сердечная деятельность, моторика желудочно-кишечного тракта, артериальное давление – в этом нет необходимости. Есть интересная закономерность: когда человек что-то выполняет впервые, в этот процесс вовлекается большее количество нейронов, нежели когда мы автоматизируем тот или иной процесс – тогда происходит минимизация.

То есть в эту управляющую систему включается только необходимое минимальное количество клеток, а остальные исключаются из этого процесса. Поэтому дело не в количестве нейронов, которые работают, а в их эффективности.

3. Для нормального функционирования мозга необходимо ежедневно спать не менее 8 часов.
Индивидуально

Сон – это неоднородное функциональное состояние. Есть фазы быстрого и медленного сна. Оказалось, что в разные фазы активность головного мозга разная. В фазу медленноволнового сна организм отдыхает. Но она сменяется фазой быстрого движения глаз, и активность головного мозга может быть больше, чем  в состоянии бодрствования. Поэтому не продолжительность сна влияет на активность человека в дневное время, а то, каким образом происходила смена этих фаз – в какой последовательности, какой длительности. Был такой эксперимент: добровольцев разделяли на две группы (одной группе давали спать в фазу медленного сна, а другой – только в фазу быстрого сна).

По энцефалограмме смотрели, когда человек переходил в определённую фазу. Если эта фаза исключалась для этой группы – его будили. Через некоторое время у тех, кого будили в фазу быстрого сна, стали появляться галлюцинации. Эксперимент пришлось прервать.

С одной стороны, в фазе быстрого сна мы чаще всего видим сны, с другой стороны – в эту фазу человек переживает реальные ситуации заново (свой опыт), и это переходит в долговременную память. Но есть ещё одна концепция: в момент сна человек фиксирует не только опыт. Мозг пытается, как компьютер, смоделировать будущее, чтобы подготовить организм и нервную систему к возможным повторениям событий. Мы работаем на опережение.

4. Сладкое помогает работать продуктивно, но вызывает зависимость.
Правда

Глюкоза – это легкоусваиваемый и хороший субстрат для возобновления энергии. Нейроны активно используют глюкозу как наиболее доступный субстрат, из которого ресинтезируется аденозинтрифосфат – универсальный источник энергии для биохимических процессов, протекающих в живых системах.

Глюкоза – очень лёгкое подкрепление. Поэтому зависимость существует и определяется разными механизмами. Когда мы говорим о процессе пищеварения, не стоит забывать, что информация от вкусовых рецепторов поступает в головной мозг. Чувствительность нервных клеток меняется: если эта информация наиболее важная, то и ожидание её возрастает. С другой стороны, у нас есть микрофлора – 2,5–3 кг микроорганизмов, которые выделяют биологически активные вещества. Они поступают в кровь и влияют на головной мозг, формируя потребность именно в тех веществах, которые им понравились и которые они хотят. Ещё неизвестно, кто управляет нашим организмом.

5.  Левое полушарие отвечает за рациональное мышление, а правое – за образное.
Ложь

Зародился этот миф в 1973 году, когда в приложении к New York Times появилась статья, посвящённая исследованиям будущего Нобелевского лауреата Роджера Сперри. «У каждого из нас доминирует либо левое полушарие, либо правое», – заявлял учёный. Далее отмечалось: судя по всему, правое полушарие мозга отвечает за творческие или артистические способности, а левое – за логику и аналитическое мышление; каждый человек больше склонен к одному или другому типу способностей. Единственное здравое зерно в этой выдумке – определённые отделы левого полушария мозга действительно изначально вовлечены в речевую деятельность и выполнение математических задач, расчётов, запоминание собственного распорядка дня. Но само утверждение, что люди делятся на «правополушарных», с более выраженными творческими способностями, и «левополушарных», склонных к логическому мышлению, не имеет оснований. Математики и программисты, как художники и поэты, в одинаковой степени задействуют мощь обоих полушарий.

Убедительнее всего миф о доминировании правого или левого полушария развенчало исследование учёных из университета Юты, опубликованное в 2013 году. Они изучили результаты МРТ мозга более тысячи людей от 7 до 29 лет, чтобы удостовериться, существует ли подтверждение этой теории.

После серии исследований учёные заключили: «Полученные нами данные идут вразрез с описанием мозга в целом, предполагающим, что у одних индивидуумов сильнее развита нейронная сеть правого полушария, тогда как у других — нейронная сеть левого полушария».

6.  Для развития мозга необходимы логические игры (задействование всех органов чувств).
Правда

Не только логические игры. Нервные клетки между собой и между клетками нашего организма взаимодействуют, оказывают регуляцию за счёт особых образований – синапсов. Эти синапсы, с одной стороны, вроде как морфологическая структура. С другой, могут вновь образовываться и разрушаться. Это подвижные взаимодействия. Ситуация совершенно простая: если мы не используем какие-то группы нейронов, объединённые через синапсы, значит эти синапсы не так начинают работать. В коре головного мозга большинство нейронов – ассоциативные, они не строго специфичны. Они могут включаться в разную деятельность, поэтому они должны работать также, как и мышцы.

Если мы не заставляем головной мозг работать, не заставляем нервные клетки взаимодействовать между собой, значит, они функционально что-то теряют, перестают эффективно взаимодействовать.

7. С возрастом когнитивные функции нарушаются, что осложняет мышление и процесс обучения.
Ложь

Правильнее будет сказать: с возрастом когнитивные функции меняются. Если исключить заболевания, то возрастные когнитивные функции человека определяются его деятельностью.

8. Человек может воспринимать информацию через разные каналы, поэтому есть разделение на визуалов, аудиалов, кинестетиков.
Ложь

Мы можем взять группу людей, провести исследование и выявить, что они чаще используют для обучения: одни чаще используют зрительную систему, другим нужно больше тактильных ощущений, третьим лучше учиться через слуховой анализатор. В процессе индивидуального развития человек может использовать и одно, и другое, и третье. Мы всё равно используем разные способы для познания мира. Просто у каждого человека в процессе его индивидуального развития формируются свои функциональные системы в зависимости от того, как человек чего-либо достигал, получал удовольствие. Поэтому людей можно таким образом делить, но это не является принципиальным подходом.

9.  В стрессовых ситуациях мозг лучше работает.
Индивидуально

Зависит от уровня стресса, реактивности организма на стрессовые раздражители. Возможны альтернативные варианты: от активации и эффективной работы организма до полнейшего ступора. Всё определяет та функциональная система деятельности человека в условиях стресса, которую он сформировал.

Рекомендации, что почитать / посмотреть о мозге:

  1. Ася Казанцева – «Мозг материален»
  2. Лоретта Бройнинг – «Гормоны счастья»
  3. 15 лекций на Постнауке
  4. Лекции Константина Анохина о мозге

Анна НОВОХАТСКАЯ

7 неожиданных фактов об устройстве нашего организма

Человеческий организм — механизм сложный и загадочный.

Чаще всего мы не обращаем внимания на сигналы, которые подают нам тело и мозг, а порой к ним стоит прислушаться. Как же научиться подмечать и расшифровывать такие послания?

За ответом на этот вопрос мы обратились к героям образовательного онлайн-шоу ПоTalkуем: космонавту, биологу и врачу-сомнологу. Эксперты рассказали, что узнали о человеческом теле в ходе научной деятельности или испытали на собственном опыте.

В условиях стресса мозг работает в два раза быстрее

Космонавт

Перед полетом космонавтов учат взаимодействовать со стрессом, ведь непредвиденные ситуации и аварии на корабле могут стать серьезной угрозой для экипажа. Один из методов подготовки специалистов — парашютные прыжки, и это не просто тренировка спортивных навыков. Таким образом инструкторы определяют уровень стресса будущих покорителей космоса.

В шлеме закрепляют диктофон, а на руке — специальную карточку с текстом задачи, которую нужно решить до того момента, как раскрывается парашют. Затем эксперты анализируют результат — верным ли было решение, сколько времени оно заняло и сколько нецензурных слов при этом употребил человек.

По опыту Рязанского, решение одной и той же задачи на земле в спокойном состоянии заняло у него 24 секунды, в то время как в прыжке он решил ее за 12 секунд.

Стресс — это общая реакция организма на избыточно сильное воздействие внешней среды. И в коротком промежутке времени он не несет большого вреда, а часто бывает даже полезен для принятия быстрых решений. Наш мозг представляет собой компьютер, и одна из главных его задач — реагировать на потенциально опасные факторы. В стрессовой ситуации мозг активизирует работу всего тела, чтобы как можно быстрее решить поставленную перед ним проблему.

В начале 2023 года Университет Джорджии провел исследование и доказал, что краткосрочный стресс действительно повышает наши когнитивные способности. Человек прилагает все свои силы, чтобы выйти из стрессовой ситуации, и, как следствие, становится более собранным и сосредоточенным.

Если снятся события прошедшего дня, то мозг записывает их в долговременную память

Профессор биологического факультета МГУ

В течение всего «рабочего дня» человек получает информацию из разных источников, которую мозг должен обработать: забыть, удержать в голове на какое-то время или запомнить надолго. За долговременную память, функции психики и восприятия отвечает кора больших полушарий головного мозга. Но попадает на кору далеко не вся информация, с которой мы сталкиваемся в жизни, а лишь эмоционально значимая.

Ученые из Женевского университета доказали, что мозг повторяет то, чем он занимался, перед сном. В каких-то случаях нейронные цепи, связанные с конкретным событием, становятся прочнее — и, следовательно, оно остается в памяти.

Если вам снится произошедшее за день, значит, что-то в этих событиях зацепило вас эмоционально и процесс перезаписи информацию в долговременную память был запущен.

Память можно переполнить

За кратковременную память отвечает небольшой участок нашего мозга, который называется гиппокамп. Его очень легко переполнить однотипной информацией. Вячеслав Дубынин называет такой процесс «эффектом музея». Гуляя по Эрмитажу, в первый час человек замечает все красивые и интересные экспонаты, дальше его восторг меркнет, и в определенный момент картины и скульптуры сливаются у него перед глазами в единое пятно. Так мозг сигнализирует о необходимости поменять вид деятельности. Лучше всего переключиться на движение: 15–20 минут активной ходьбы помогут системе нашего мозга перезагрузиться и работать быстрее и эффективнее.

Ученые сравнивают человеческую память с компьютером, в обоих случаях есть определенный лимит для хранения информации.

Скроллинг соцсетей ухудшает память

Чаще всего, чтобы расслабиться и зарядиться эмоциями после тяжелого дня, человек заходит в социальные сети и начинает листать ленту. Но мало кто задумывается о влиянии такого досуга на память. Тем временем постоянный скроллинг соцсетей мешает мозгу сохранять информацию, которую тот копит с самого утра. Похоже на информационный фастфуд. Фастфудом называют не очень полезную, доступную каждому вкусную еду, которая в то же время ломает наш обмен веществ. Примерно так обстоит дело и с памятью: скроллинг ленты мешает процессу перезаписи информации из кратковременной памяти в долговременную.

Ученые из Королевского технологического института Стокгольма провели исследование и заявили, что регулярное использование социальных сетей провоцирует ухудшение кратковременной памяти и мешает мозгу обрабатывать важную информацию.

Память напрямую зависит от наших эмоций

Долговременную память можно сделать более надежной, и лучший способ для этого — создание определенного эмоционального фона. Как вариант, это может быть сочетание позитивных и негативных эмоциональных подкреплений. Например, с одной стороны, информация должна быть вам интересна, а процесс учебы — нравиться, а с другой стороны, может быть мысль о том, что если некий процесс не освоить, то это приведет к печальным последствиям. Например, получите незачет или подведете важного для вас человека. Выберите ту стимуляцию, которая будет точно работать для вас, и память будет развиваться намного активнее.

Один из неочевидных лайфхаков для укрепления памяти — это публичные выступления, но если такой возможности нет или вы боитесь выступать перед большой аудиторией, делитесь мыслями с видеокамерой.

Интересно, что мозг воспринимает негативную информацию как эмоционально значимую и автоматически переносит ее из кратковременной памяти в долговременную.

Нехватка сна может привести к паническим атакам

Cомнолог

Потребность в сне больше, чем потребность в питании. Любое млекопитающее умирает, если его лишают сна. А недосып приводит к ряду неприятных симптомов, которые мешают нормально функционировать в повседневной жизни. 47% россиян отметили, что проблемы со сном влияют на их трудоспособность. Бессонница — огромный стресс для всего организма, она может перерасти в хроническую форму и даже привести к паническим атакам.

Паническую атаку Бузунов описывает следующим образом: при сильном волнении человеку становится тяжело дышать, постепенно его дыхание учащается. Легкие перенасыщаются кислородом, возникает гипервентиляционный синдром, из крови вымывается углекислота, и это приводит к тому, что снижается ощущение удовлетворенности вдохом. Такое явление относится к психоневрологии и вызывает расстройства сознания и панические атаки.

Стабилизировать ваш сон и общее состояние поможет информационный детокс. Не читайте новости слишком часто, откажитесь от чрезмерного количества каналов информации и пользуйтесь только теми, которым вы доверяете. Не используйте гаджеты за два часа до сна, а также сократите употребление кофеиносодержащих продуктов (чай, кофе, шоколад, газированные напитки, энергетики).

Неважно, сколько вы спите и в какие часы. Режим — залог успеха

Каждую неделю человек, сам того не замечая, меняет часовые пояса. Сомнолог Роман Бузунов рассказал, что большая часть жителей Москвы в будние дни просыпается в 07:10, а в выходные — в 09:05. В среднем человек смещает свои часовые пояса на два часа каждую неделю. А 10% москвичей в субботу и воскресенье спят на 4–5 часов больше. 4 часа разницы 4 раза в месяц — то же самое, что и перелет Москва — Красноярск. Из-за таких переходов человек чаще всего не может уснуть с воскресенья на понедельник и тяжело просыпается в понедельник утром. Это называется «социальный джетлаг», в котором все время пребывает половина населения крупных городов.

Если вы хотите высыпаться и вставать за 5 минут до звонка будильника, то на протяжении двух недель нужно просыпаться в одно и то же время, вне зависимости от рабочих и выходных дней.

«Нужно ложиться спать до 12 часов ночи» — это миф. Неважно, во сколько вы ляжете спать, главное — соблюдать режим, ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.

Обнаружено, что левое и правое полушария мозга по-разному хранят воспоминания у муравьев

Кредит: общественное достояние CC0

Пара исследователей из Университета Сассекса в Великобритании обнаружила, что, как и многие другие существа, муравьи хранят воспоминания по-разному в двух полушариях своего мозга. В своей статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B, Ana Sofia Дэвид Фернандес и Джереми Нивен описывают эксперименты павловского типа, которые они проводили с муравьями, и то, что они узнали от них.

Предыдущие исследования показали, что человеческий мозг хранит различные виды воспоминаний в двух полушариях — например, левое полушарие сохраняет вербальную информацию, а правое полушарие хранит зрительные воспоминания. Другое исследование показало, что мозг других животных также по-разному хранит воспоминания в своих полушариях. Исследователи в этой области назвали такие различия латерализацией. В этой новой попытке исследователи задались вопросом, может ли то же самое быть верно для лесных муравьев.

Чтобы узнать больше о том, как муравьиный мозг хранит воспоминания, исследователи провели эксперимент, в ходе которого образцы муравьев прикоснулись к капельке сахара и съели ее, когда им показывали сигнал. Муравьи используют свои усики, чтобы прикоснуться к предмету или понюхать его, чтобы понять, является ли он едой. Таким образом, чтобы научить муравья ожидать лакомства, исследователи позволили ему прикоснуться к капельке сахара левой антенной, правой антенной, обеими или ни одной из них — и все это, пока им показывали синий объект. Цель состояла в том, чтобы заставить муравьев реагировать на вид голубого предмета так же, как это делали собаки в экспериментах Павлова. После того, как муравьи были обучены, исследователи проверили их реакцию на появление объекта — через 10 минут, через час и через день.

Исследователи обнаружили, что когда муравья обучали использовать только правую антенну, он демонстрировал сильную реакцию через 10 минут, более слабую реакцию после этого и отсутствие реакции в течение более длительного времени. Напротив, те муравьи, которые были обучены с использованием левой антенны, не реагировали ни через 10 минут, ни даже через час. Но на следующий день они получили сильную реакцию. Исследователи предполагают, что это убедительные доказательства того, что кратковременная память хранится в правом полушарии, а долговременная память — в левом.

Дополнительная информация: Латерализация кратковременной и долговременной зрительной памяти у насекомых, Proceedings of the Royal Society B (2020). royalsocietypublishing.org/doi … .1098/rspb.2020.0677

© 2020 Наука Х Сеть

Цитата : Обнаружено, что левое и правое полушария мозга по-разному хранят воспоминания у муравьев (6 мая 2020 г.) получено 27 апреля 2023 г. из https://phys.org/news/2020-05-left-brain-hemispheres-memories- Differently.html

Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.

Какая часть мозга контролирует память?

Головной мозг, мозжечок и ствол головного мозга — это три основные части мозга, которые контролируют память, а также полушария и доли мозга. Эти части человеческого мозга служат для создания воспоминаний, хранения воспоминаний и извлечения воспоминаний. Работая в унисон, мозг помогает человеку контролировать свои воспоминания.


Мозг гораздо сложнее, чем несколько кусочков, сшитых вместе. Ведь это орган, который построил пирамиды, расписал Сикстинскую капеллу, написал шекспировские сонеты и высадился на Луне.


В мозгу 86 миллионов нейронов, образующих густую сеть проводящих путей. Хотя мы далеки от полного понимания этого трехфунтового органа, мы можем локализовать определенные функции и аспекты в определенных областях, включая память.


Какие области мозга?


Есть три основных области головного мозга: большой мозг , мозжечок, и ствол мозга .


1. Головной мозг


Когда большинство людей изображают мозг, они смотрят на головной мозг . Морщинистый внешний вид является эволюционным следствием формирования холмов (извилин) и долин (борозд) для максимизации вычислительной мощности при ограниченном объеме.


Поскольку эта часть составляет примерно 85% от общей массы мозга, неудивительно, что у нее длинный список задач. Головной мозг контролирует высшие функции, такие как рассуждение, речь и эмоции, а также осязание, зрение и слух, а также многие другие функции.


2. Мозжечок


Аккуратно спрятанный мозжечок составляет лишь 10% массы мозга. Тем не менее, это неотъемлемая часть управления двигателем, а также поддержания баланса и осанки. Без этого «маленького мозга» вы не смогли бы выполнять практически все физические движения.


3. Ствол головного мозга


Ствол головного мозга соединяет головной мозг и мозжечок со спинным мозгом, таким образом передавая их сообщения и инструкции по всему телу. Выступая в качестве коммуникационного узла, ствол мозга также контролирует такие автоматические функции, как дыхание, температуру, пищеварение, глотание и циклы сна.



Как делится мозг?


Углубляясь в головной мозг , мы обнаруживаем, что этот орган можно далее разделить на более мелкие составляющие.


1. Левое и правое полушария


Головной мозг разделен на две половины (полушария), в просторечии называемые левой и правой сторонами мозга. Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое полушарие контролирует левую сторону тела. Это объясняет, почему жертвы правополушарного инсульта испытывают паралич или нарушение чувствительности левой стороны тела.


Левому полушарию приписывают логику, анализ, мышление, язык и числовые навыки. И наоборот, правое полушарие отвечает за творчество, воображение, интуицию и пространственное восприятие.


Поскольку две стороны постоянно общаются через мозолистое тело , совокупность нервных волокон между двумя половинками, вы можете задействовать оба полушария одновременно, что необходимо для бесчисленных когнитивных способностей и произвольных движений.


2. Доли головного мозга


Головной мозг почти симметричен, лишь с небольшой морфологической несогласованностью. В результате каждое полушарие содержит четыре доли: лобных , теменных , затылочных и височных .


Лобная доля : контролирует исполнительные функции, когнитивные способности, такие как решение проблем, планирование и принятие решений, а также личность


Теменная доля : обрабатывает сенсорную информацию (температура, осязание, вкус), одновременно обеспечивая визуально-пространственную обработку (отслеживание объектов и предотвращение столкновений)


Затылочная доля : в первую очередь отвечает за зрительное восприятие 900 05


Височная доля : обеспечивает слуховую обработку (звук, речь, музыку), играя жизненно важную роль в памяти и языковых навыках


Представьте, что ваш мозг похож на подводную лодку. Лобную долю можно уподобить капитану, ведущему судно и все координирующему. Теменная доля — это оператор сонара, обрабатывающий то, как подводная лодка взаимодействует со стимулами и окружающей средой. Поскольку затылочная доля отвечает за зрение, мы можем думать о ней как о перископе. Наконец, височную долю можно сравнить с радистом, контролирующим связь и посылающим сообщения.


Как и в случае с настоящим экипажем подводной лодки, где каждый член должен разнообразить свой набор навыков и развить сильную командную работу, доли мозга разделяют определенные обязанности и выполняют , а не функции в одиночку. Например, язык интерпретируется в височной доле, но формируется в лобной доле.


Как работает память?


Память – очень сложный процесс, который состоит из трех этапов:

  • Кодирование : оценка важности информации и принятие решения о ее сохранении
  • Хранение : сохранение информации в таком состоянии, чтобы она была доступна по мере необходимости опыт как запоминание


Ваш мозг постоянно оценивает актуальность и значимость информации. Когда вы сознательно пытаетесь запомнить информацию, вы используете свой кратковременная память . Если есть ценность в хранении информации в течение более длительного времени, ваш разум будет работать над передачей информации в долговременную память .


1. Кратковременная память


Кратковременная память (СТМ) принадлежит префронтальной коре (самая передняя часть лобной доли). Это наша способность к небольшой выборке информации за короткое время.


В своей знаменитой статье под названием Волшебное число семь, плюс или минус два , психолог Джордж Миллер предлагает, чтобы мы удерживали от 5 до 9 элементов в нашей СТМ. Общепризнано, что продолжительность STM составляет от 20 до 30 секунд.


Память STM постоянно используется в течение всего дня. Примеры:

  • Запоминание последовательности чисел, например кода или номера телефона
  • Отслеживание прогресса при выполнении набора инструкций
  • Во время чтения запоминание предыдущего предложения для лучшего понимания следующего
  • Отслеживание тем, затронутых в беседе
  • Перенос числа в математическом вычислении


Эти крупицы информации забываются, когда они больше не нужны. Благодаря как сознательным, так и бессознательным усилиям информация может быть передана в долговременную память, где она будет храниться неопределенное время.


Кратковременную память можно улучшить, тренируя навыки запоминания и визуализации, а также внося благоприятные изменения в рацион, например, продукты, богатые омега-3. Используйте приложение memoryOS, чтобы получить дополнительные рекомендации по улучшению памяти и использовать всю мощь своего мозга!


2. Долговременная память


Долговременная память (ДПМ) происходит в гиппокампе (область височной доли). Это наша способность хранить большой объем информации в течение длительного времени.


Когда информация признана значимой, она будет помещена в долговременную память. Неотразимые события, провоцирующие эмоциональные реакции, будь то радостные или травматические, с большой вероятностью закончатся в LTM.


LTM используется по мере необходимости, часто вызывая внешние раздражители или поведенческие сигналы. Примеры включают:

  • Запоминание опыта и событий
  • Сохранение навыков с предыдущей работы
  • Интуитивное запоминание того, как ездить на велосипеде
  • Припоминание фактов и цифр на экзамене
  • Запоминание публичной речи


Общая вместимость LTM неизвестен как с точки зрения количества хранимых элементов, так и продолжительности хранения. Ваш самый ценный опыт, эмоциональные связи и самоощущение хранятся в LTM 9.0005


3. Рабочая память


Некоторые эксперты считают рабочую память синонимом кратковременной памяти, в то время как другие утверждают, что это два разных режима работы. Различие, которое проводят многие психологи, заключается в том, что кратковременная память предназначена только для хранения, в то время как рабочая память предназначена для хранения и обработки информации.


В этом смысле рабочая память используется для обозначения всей теоретической основы структур и процессов временной памяти, частью которой является STM.



Где в мозгу хранятся воспоминания?


Для нейробиологов было бы очень удобно, если бы все наши воспоминания хранились в одной области мозга, но это не так. Разные регионы являются домом для разных типов памяти. Например, существует два типа долговременной памяти: эксплицитная (декларативная, сознательная) и имплицитная (недекларативная, бессознательная). Первый требует гиппокамп , неокортекс и миндалевидное тело , в то время как последний опирается на мозжечок и базальные ганглии .


1. Эксплицитная память


Информация, хранящаяся в вашей явной памяти, требует сознательных усилий для вызова. Эпизодическая (прошлые события) и семантическая (концепции, общие знания) память являются эксплицитными, что означает, что вы можете получить к ним свободный доступ. Три области мозга координируются, чтобы возникала явная память.


Гиппокамп : происходит от греческого hippos (лошадь) и кампос (морское чудовище), гиппокамп был назван так, что эта структура, как считалось, напоминала морского конька. Прочно встроенный в височную долю, гиппокамп играет жизненно важную роль в явной памяти.


Во время лоботомии в 1953 году Генри Молисону удалили гиппокамп, чтобы вылечить тяжелую форму эпилепсии. Примечательно, что операция излечила его от эпилепсии, но привела к полной неспособности пациента формировать новые воспоминания, и он мог полагаться только на опыт, полученный до операции.


В 1985 году известный музыковед Клайв Уиринг заразился вирусом простого герпеса, который обычно вызывал герпес. В редких случаях поражает спинной или головной мозг. Для Виринга повреждение произошло в гиппокампе, что привело к худшему из известных случаев амнезии. Он проводит свой день в 20-30-секундных циклах неврологической перезагрузки. У него полная неспособность кодировать новые воспоминания.


Эти тематические исследования показывают, что гиппокамп имеет решающее значение для эксплицитной функции памяти, хотя это , а не единственная область для хранения памяти — Молисон все еще мог вспоминать прошлое, в то время как Виринг все еще мог выполнять неявное моторное обучение, которое, как мы теперь знаем, происходит в базальных ганглиях и мозжечке . Такие истории ясно показывают, что формирование долговременных воспоминаний невозможно без гиппокампа.


Неокортекс


Неокортекс охватывает доли головного мозга. Фактически, 76% всего объема мозга составляет неокортекс. Это слой нервной ткани, образующий внешнюю поверхность мозга. Неокортекс играет жизненно важную роль в семантической памяти человека, ваших обширных записях понятий, общих знаний и языка.


Этот важнейший компонент мозга необходим для эпизодической памяти, описания того, что произошло ранее, от детских воспоминаний до встречи на прошлой неделе. Однако считается, что передача воспоминаний из гиппокампа в другие области происходит во время сна. Если вы хотите максимизировать свои шансы на сохранение информации, хороший ночной сон не подлежит обсуждению.


Амигдала


миндалевидное тело — небольшая структура в височной доле, названная так потому, что имеет форму миндаля (греч. миндалина ). Это центр эмоций, то есть он особенно хорошо связывает эмоции с воспоминаниями. Миндалевидное тело не только влияет на эмоциональную значимость воспоминаний, но и помогает формировать новых воспоминаний, особенно связанных со страхом . Уже после нескольких повторений формируются страшные воспоминания.


Это «обучение страху», вероятно, сыграло ключевую роль в выживании, подобно нашей реакции «бей или беги», которая также происходит в миндалевидном теле. Было показано, что эмоции помогают формировать длительные воспоминания, эффективно «помечая» воспоминание как важное из-за эмоционального веса.


Недавние исследования склоняются к тому, что миндалевидное тело является неотъемлемым элементом кодирования новой памяти, действующим как своего рода внутренний голос, сообщающий мозгу, что стоит хранить.


2. Имплицитная память


Информация, хранящаяся в вашей имплицитной памяти , не может быть сознательно доступна, например, процедурная память, способность выполнять физические действия без размышлений – часто называемая «мышечной памятью». Другим примером является прайминг, при котором воздействие одного стимула вызывает связанное с ним воспоминание. Две области мозга координируются, чтобы возникала имплицитная память.


Базальные ганглии : Участвующие в широком спектре процессов, включая формирование привычек, обучение и обработку вознаграждения, базальные ганглии представляют собой структуры, расположенные глубоко в мозгу. Что касается имплицитной памяти, то она в основном связана с процедурной памятью, в частности с двигательными навыками.


Базальные ганглии необходимы для координации движений, таких как танец, спорт или игра на музыкальном инструменте. Связь между движением мышц и этой областью мозга была доказана при изучении болезни Паркинсона, состояния, при котором базальные ганглии повреждаются, а пациент страдает физическими недостатками.


Мозжечок : Как мы узнали, мозжечок является «маленьким мозгом» под головным мозгом . Мозжечок жизненно важен для мелкой моторики, нашей способности обращаться с инструментами или пользоваться мобильным телефоном. Соответственно, нужна обработка процедурных воспоминаний, инструкций, как что-то делать.


Традиционно мозжечок связан только с двигательными навыками, но недавние исследования с использованием ПЭТ-сканирования показали измеримую активность в мозжечке, когда участники сознательно вызывали эпизодическую память. Это говорит о том, что мозжечок также важен для некоторых явных функций памяти.


Часто задаваемые вопросы


Какая часть мозга отвечает за память?


С памятью связаны пять основных областей: гиппокамп, неокортекс , миндалевидное тело , базальные ганглии и мозжечок . Гиппокамп связан с декларативной и эпизодической памятью. Оказывается, неокортекс используется для семантической памяти. Миндалевидное тело связано с эмоциональными воспоминаниями, особенно со страхами. Базальные ганглии и мозжечок играют главную роль в процедурных воспоминаниях.


Какая часть мозга отвечает за кратковременную память?


Кратковременная память больше всего зависит от префронтальной коры , однако считается, что весь процесс представляет собой динамическую взаимосвязь между несколькими областями мозга.


Какая часть мозга отвечает за долговременную память?


Информация передается из кратковременной памяти в долговременную через гиппокамп .