Компоненты направленности личности: формы и виды, профессиональная направленность по типу личности.

формы и виды, профессиональная направленность по типу личности.

Один известный человек заметил, что в метрических свидетельствах пишут, где и когда человек родился, но не пишут самого главного – для чего он родился. Направленность личности – это и есть то «самое главное», что имел в виду автор высказывания. Направленность личности в психологии является важнейшей составляющей человека.

Направленность личности

Содержание

Что такое направленность личности

Направленность личности – это совокупность потребностей, желаний, убеждений, интересов, мотивов человека, его идеалов и ценностных ориентаций. Всё это придаёт человеческой жизни определённый смысл.

Парадоксально, но человеческая жизнь приобретает какой-то смысл только после того, как она чем-то ограничивается. Невозможно хотеть и желать абсолютно всё, особенно если дело касается прямо противоположных вещей (нельзя желать одновременно ездить на хорошей машине и ходить пешком). «Парадокс» объясняется просто, если сравнить личность с радиоприёмником или телевизором: когда он принимает все каналы одновременно, возникает «белый шум», и только отсеяв все каналы, кроме одного, он начинает передавать конкретную информацию, которую можно увидеть и услышать. Личностная направленность при этом – явление врождённое; она, конечно, может меняться со временем, однако первоначальный толчок закладывается природой.

Побуждения, характеризующие личность, бывают доминирующими и второстепенными. Первые являются основой поведения человека, они же имеют наибольшую устойчивость.

Формы направленности личности в психологии

Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.

Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.

Установки

Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).

Влечения

Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.

Интересы

Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.

Склонности

Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.

Желания

Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.

Стремления

Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).

Намерения

Это стремления, при которых личность осознаёт не только желаемые условия, но и средства к их достижению.

Убеждения

Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.

Мировоззрение

Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.

Формы

Направленность и мотивация

В направленности личности следует выделять цели и мотивы. Цель – это то, к чему стремится человек, а мотив – это причина, по которой он к этой цели стремится. Одну и ту же цель личность может ставить по разным причинам – следовательно, разными будут и мотивы.

Например, кто-то хочет стать врачом, но не понимает, что конкретно его привлекает в этой профессии. Другой тоже хочет стать врачом, но при этом он осознаёт, что хочет лечить людей. Третий желает с помощью профессии врача сделать хорошую карьеру и добиться материального благополучия. Как видим, цель у всех одна, но мотивы разные, как и степень их осознанности.

При этом нужно осознавать, что поведение человека довольно редко диктуется каким-то одним мотивом. Конкретное действие чаще всего является следствием целого комплекса мотивов и побуждений. Так, человек может ходить на работу одновременно и из-за необходимости в деньгах, и из-за того, что данная деятельность ему нравится, и вследствие того, что она позволяет приобрести новых друзей. Если какой-то из этих мотивов перестаёт действовать, то меняется и поведение человека – например, он может перейти в другую организацию или постарается получить новую профессию.

«Испытание» личности и её направленности может происходить в момент столкновения с какой-либо трудной ситуацией. Действительно, все наши цели и мотивы существуют в нашем сознании, следовательно, они могут отличаться от действительной картины мира. Проблемная ситуация возникает, когда реальный мир имеет заметные несоответствия с нашим внутренним миром. Столкновение с проблемой может изменить иногда всю структуру личности. Такую ситуацию кто-то называет «просветлением» или «откровением».

Выделяют три варианта последствий трудного события для психики:

  • Если убеждения, установки и ценности человека предполагали такой вариант развития событий, то происходит их закрепление: человек понимает, что «он был прав».
  • Когда событие частично подтверждает установки и ценности, то происходит их дальнейшее развитие, они становятся богаче и разнообразнее. Человек как бы говорит себе, что «жизнь, оказывается, значительно лучше (хуже, страшнее, веселее), чем он думал».
  • Третий вариант – полное разрушение всех ценностных ориентиров и установок. Предшествующее личностное развитие человек признаёт напрасным, его постигает разочарование в жизни.

Разрушительное воздействие трудного события может даже привести к патологии, а также к самоубийству. Впрочем, это лишь самый крайний вариант исхода дела; нередко личность совершает огромные волевые усилия, стремясь вновь обрести себя. Существенную роль здесь играют именно волевые качества личности, её искреннее желание жить и занимать своё место в мире. Именно про такие ситуации Ницше говорил – «Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Нередко проблема возникает в том, что человек не подготовлен к изменчивости окружающего мира. Чётко поставленные цели были бы осуществимы в изначальной ситуации, но вот обстоятельства поменялись, и цель теперь не может быть достигнута прежними средствами. Бывает, конечно, и обратная ситуация: человеку внезапно представляется возможность сделать то, что до этого было только мечтой.

Виды направленности

Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.

Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности:

  • Направленность на взаимодействие проявляется тогда, когда исполнитель работы нацелен на общение, улучшение отношений с коллегами, начальством. Потребности в общении диктуют работнику определённые особенности поведения: он, как правило, уступает мнению коллектива, не желает брать на себя руководство. Его интересует прежде всего сама совместная деятельность, даже если это не гарантирует успешность выполнения работы и его личное участие в этом процессе минимальное.
  • Деловая направленность проявляется тогда, когда у личности существует потребность достичь поставленной цели. Человек, имеющий такую направленность, желает брать руководство на себя и стремится доказать остальным членам группы свою точку зрения; но делает он это обоснованно, с искренним желанием добиться пользы для всех участников процесса. Такой работник стремится добиться максимальной продуктивности от себя и от коллектива, он проявляет активность в овладении новыми знаниями и навыками.
  • Личная направленность имеет место у людей, у которых есть потребность обеспечить собственное благополучие, добиться первенства и престижа. Такой человек в первую очередь интересуется самим собой, своими чувствами, взглядами и переживаниями, он обращает мало внимания на потребности окружающих. Он может игнорировать сотрудников, подчинённых или начальников, халатно относиться к выполнению самой работы, если она не связана с достижением его собственного материального или духовного благополучия.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность:

  • Реалистичный тип. Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип. Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип. Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип. Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип. Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип. Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».

Смотреть видео

виды, формы и их характеристики

Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели, и в психологии совокупность этого имеет название – направленность личности.

Направленность формируется в зависимости от воспитания и окружения, ведь любой человек поддается влиянию общества в какой-либо мере. Направленность личности – это важная характеристика человека, в психологии ее также заменяют термином «динамическая тенденция», которая влияет на его характер и деятельность.

Формы направленности

Основная жизненная направленность человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а также убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:

Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.

Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.

Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

Выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

  • Мировоззрение

Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней.

Форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь.

Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится.

Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.

Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

Результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности.

Виды направленности

В психологии отмечают наличие нескольких видов направленности. Определить ее можно по поведению человека в различных ситуациях. Основные виды направленности:

Люди с данной направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

Заключается в направленности на общение и взаимные действия, такие люди, как правило, общительные. Для таких личностей крайне важно общение, и они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Они участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим и всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, при этом всегда оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Такие люди любят общество, много общаются с людьми, но при этом любят свободу и всегда высказывают и доказывают свою точку зрения.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Такие люди часто переживают, даже без повода, и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, поэтому они всегда могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, ведь такие люди располагают к себе и вызывают доверие. Также, в основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись. Они способны прожить жизнь героя, прочувствовав на себе все его переживания.

Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда вкурсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью личности могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:

  • Реалистический тип

Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.

  • Конвенциальный тип

Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.

  • Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.

  • Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.

  • Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.

  • Артистический тип

Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.

Направленность и мотивация

Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.

Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест.

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями. Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели.

Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.

Направленность личности формируется еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в социуме и поддается его влиянию, при этом у некоторых позже развивается независимость от мнения окружающих. Направленность личности – это мотивы, желания и цели человека, которые влияют на его деятельность и поведение. Поэтому направленность личности определяет на сколько она будет успешна и каким образом будет добиваться своих целей.

2. Направленность личности

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность.

Направленность личности— совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности на достижение жизненных целей.

Компоненты направленности личности:

Убеждение– знания, идеи, ставшие мотивами поведения личности и определяющие отношения к действительности.

Установка– неосознаваемое состояние готовности личности конкретным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам.

Притязание– стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способным.

Влечение— недостаточно отчетливо осознаваемая потребность.

Интерес– одна из особенностей личности, окрашенная положительной эмоцией и связанная с проявлением познавательной потребности.

Личностный смысл– субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Мировоззрение– система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.

Потребность– основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от условий существования.

Виды направленности личности:

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него; важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе илиучебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

3. «Я-концепция»

«Я-концепция»— это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных, интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает в результате социального взаимодействия человека со средой обитания. Среда оказывает влияние на формирование «Я-концепции», однако, затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.

Направленность личности в психологии. Что это такое, структура, формы, виды

Основная системообразующая характеристика человеческой сущности называется направленностью личности. В психологии этот компонент считается важнейшим свойством индивидуальности, выражает главные ориентации характера, этапы становления духовности и общественного восприятия.

Содержание записи:

Суть

Направленность личности в психологии определяется, как совокупность различных устойчивых стремлений к действию, интересов, идеалов, которая является основным фактором в реакции человека на различные жизненные ситуации.

Система устойчивых мотивов формируется на протяжении всей жизни и определяет отношение человека к различным объектам и происходящим событиям. В плане общих характеристик именно направленность определяет общие потребности личности, то, к чему он стремится на протяжении всей жизни.

Направленная мотивация определяет достижения особи в профессиональном плане, построение взаимоотношений в семье и другие сферы деятельности, важные для конкретного человека. Сферы, без каждой из которых данная личность не сможет активно развиваться. Можно сказать, что направленность – это установки, которые становятся основными качествами личности.

Конечно, поведение конкретного человека отличается в зависимости от обстоятельств и поведения окружающих людей. Говоря о направленности, имеется в виду система устойчивых поведенческих характеристик, которые формируются под воздействием воспитания, образования, ближайшей социальной среды проживания.Направленность личности в психологии. Что это такое, структура, формы, виды

Устойчивость – еще одна базовая характеристика направленности. Выражается она в последовательности поведенческих принципов, предсказуемости реакций на те, или иные раздражители.

Формы

Направленность личности в психологии характеризуется рядом основных связных форм, которые определяют продуктивность человека и обуславливают избирательность взаимоотношений.

ВлечениеПримитивная подсознательная формаНеосознанное природное стремление на уровне инстинктов позволяет определить начальный момент деятельности и сформировать мотивы и предпочтения. На этом этапе главная цель не осознается.
ЖеланиеСознательный, интерес к чему-то конкретномуНа этой ступени личность уже четко представляет, какой-цели хочет достичь, но пути достижение еще не выяснены.
СтремлениеПодключение к желанию волевого элементаИндивидуум начинает прокладывать пути для исполнения своего желания, достижения цели.
ИнтересПознавательная формаПомогает человеку лучше осознать свои потребности и выбрать правильные пути деятельности.
СклонностьНаправленность индивидуума на конкретную деятельностьВозникает при сознательной регуляции интересов для достижения желаемого.
ИдеалОбразное представление конкретной желаемой целиОриентированность на представленный идеал движет личностью, является важной для принятия решений.
МировоззрениеСистема этических, эстетических, философских взглядов на мирФормирует взгляды индивидуума на общество и себя в окружающем мире.
УбеждениеВысшая форма направленностиСистема принципов, мировоззрения, мотивов, которая формирует решения и поступки личности.

Виды

В психологии существует понятие различных видов направленности. Они не могут быть лучшими или худшими. Каждый вид определяет поведение личности в различных сферах деятельности, ее поведение в определенных ситуациях.Направленность личности в психологии. Что это такое, структура, формы, виды

  • Личная — свойственна людям, которые являются очень сильными, волевыми личностями. Они уверены в себе, рассчитывают только на свои силы, двигаются к своей цели самостоятельно, не ожидая помощи со стороны. Очень часто такие личности считаются эгоистами, так как сосредоточены на построении и воплощении в жизнь собственных планов, не интересуясь мнением окружающих. Человек с таким видом направленности очень целеустремленный, и ответственный. Он умеет организовать деятельность, следует составленным планам. Индивидуум, направленный на личную заинтересованность, способен взять на себя ответственность и не будет искать виноватых среди других. В негативном плане личная направленность приводит к потребности в одиночестве. Таким личностям тяжело переадресовать свои обязанности кому-либо.
  • Направленность на других – отличается повышенной потребностью в общении, зависимостью от общественного мнения. Личность чувствует себя неуютно при выполнении самостоятельно задания, ей очень важно одобрение со стороны. Индивидуальные планы и стремления в этом случае являются невозможными. Выход за рамки принятого в окружении правила считается катастрофой. Направленность на других людей позволяет личности интересоваться общественной жизнью, принимать активное участие во всех мероприятиях. Таких людей любят в коллективе и в семье, они безотказные исполнители, всегда готовы оказать помощь. Так как для них здоровая обстановка важнее личного удобства, направленные на других личности подбирают ключик к любому характеру и уживаются со всеми.
  • Деловая – этот тип направленности позволяет людям удачно вести любое дело, не только в бизнесе. Они умеют находить выход из любой ситуации, извлекать выгоду из любых обстоятельств. Деловой подход позволяет находить выгодное положение не только для себя, но и для коллектива или любого окружающего общества. Люди с деловым типом направленности часто становятся душей компании, сами любят общество, но при этом не позволяют себе подчиняться чужим правилам.
  • Эмоциональная – свойственна личностям, у которых очень сильно развита способность к эмоциональному сопереживанию происходящих событий. Человек такого типа очень чувствителен к чужой боли, отзывчив и готов всегда оказать помощь. Эмоциональная направленность, как правило, присуща людям искусства, так как позволяет глубоко проникнуть в настроение вымышленного произведения и персонажа. Эмоциональная неустойчивость, частые перемены настроения приносят такому индивидууму много тревожных переживаний, часто по придуманному поводу.
  • Социальная – характеризуется повышенной наблюдательностью за происходящими в человеческом обществе событиями. Человек, ориентированный на социальную направленность часто становится политическим или общественным деятелем. Он может руководить, может подчиняться, но его деятельность должна быть связана с обществом. Такая личность всегда тонко чувствует происходящее и способна прогнозировать развитие событий.

Структура

Структура личности в общепринятом понимании – это сочетание многочисленных связей между разными элементами личности. Определение, какие связи и компоненты есть основополагающими, является довольно спорным вопросом. Это приводит к тому, что почти каждый специалист в области психологии, который занимается изучением личности, создает свою структуру оценки.

Наиболее широкое распространение среди отечественных психологов получила структура, которая выделяет четыре основных элемента личности:

  • направленность;
  • опыт;
  • психические процессы;
  • свойства биопсихического характера.Направленность личности в психологии. Что это такое, структура, формы, виды

В свою очередь, структура направленности состоит из вышеописанных видов и форм, а также характеризуется такими качествами:

  • Уровень общественной направленности – определяет значение человека в обществе, его идейность, моральный облик.
  • Широта – количество разнообразных интересов в одном человеке. Это качество имеет, в свою очередь, вариант, когда индивидуум увлекается многими вещами, не проникая глубоко. В этом случае появляется дилетантское суждение обо все понемногу. Противоположная сторона широты направленности – доскональное знание одной из областей деятельности.
  • Интенсивность – эмоциональная складовая направленности. Уровень данного качества: от неопределенного влечения, до бесспорной убежденности.
  • Устойчивость, настойчивость – проявление волевой характеристики.
  • Действенность – степень активности личности в достижении своих целей.

Опыт проявляется в таких элементах, как:

  • знания;
  • умения;
  • привычки;
  • навыки.

Опыт накапливается в личности под воздействием, как врожденных способностей, так и под влиянием окружающей социальной среды.

Психические процессы включают:

  • память;
  • мышление;
  • восприятие;
  • воображение;
  • чувства.

Несмотря на присутствие в этом компоненте множества врожденных уникальных сторон характера, психические процессы формируются в основном, под воздействием социума.

В отличие от опыта и психических процессов, биопсихические свойства обуславливаются наследственностью.

Их проявления:

  • темперамент;
  • половых особенности;
  • возрастное различие;
  • патологические отклонения.

Направленность и мотивация

Направленность личности в психологии в плане мотивации к достижениям рассматривается с различных точек зрения. Одни психиатры, под определением мотивации, имеют в виду психические побуждения к действию, другие – конкретную причину, которая побуждает к деятельности.

Есть мнение, что мотив – это сформированная в человеке необходимость удовлетворения значимых интересов. Из всех теорий мотивации можно выделить общее определение понятия. Мотивация – это внутренний стимул личности, который побуждает к активности, направленной на удовлетворение определенной потребности.

Сами потребности могут быть различными, от простых, биологических, до возвышенных социальных.Направленность личности в психологии. Что это такое, структура, формы, виды

Американский доктор психологии Маслоу разработал структуру, которая включает пять основных потребностей в порядке строгой иерархии:

  1. Физиологические потребности самые мощные и насущные из всех. Пока человек не удовлетворит элементарную необходимость в пище, удобстве, здоровом балансе организма он не может ставить более высокие цели.
  2. Безопасность – эта потребность выходит на первый план после обеспечения первой насущной нужды. Безопасность для личности – это не только защита от вражеского нападения, которая может возникнуть в редких случаях военных действий или посторонней агрессии. Бытовая безопасность предусматривает стремление к стабильности, законодательной защите. Это понятие также обозначает свободу от хаоса и неуверенности в завтрашнем дне. В повседневной жизни такое стремление проявляется в желании получить стабильную работу, создать запас денежных средств на разные непредвиденные случаи.
  3. Потребность в любви, привязанности включает в себя стремление к общению, дружбе, любовным отношениям. Такое стремление присуще человеку всегда, но особенно активизируется после удовлетворения первых двух потребностей.
  4. Потребность в признании включает в себя личностный рост, желание получить уважение в социуме. Человеку необходимо чувствовать себя нужным и полезным для окружающих. Отсутствие такого ощущения приводит к слабости, неуверенности в себе. Потерянность в этом вопросе приводит к депрессиям и неврологическим заболеваниям.
  5. Самоактулизация – поиск свой сути, своего «я», стремление к идеализации себя. Может проявляться по-разному, в зависимости от своих личных интересов. Кто-то стремится к сенсационным научным открытиям, а кто-то хочет стать идеальным родителем или хозяйкой дома. Потребность в высокой форме самореализации появляется на высшем этапе развития, когда удовлетворены все предыдущие потребности.

На любую деятельность, осуществляемую человеком, оказывают большое влияние факторы мотивации.

  • Внешняя мотивация побуждает к выполнению каких-либо задания для проявления себя в общественном мнении, для того, чтобы получить одобрение и похвалу.
  • Внутренняя мотивация – гораздо более сильный механизм движения личности. Результат достигается не для славы или одобрения, а для удовлетворения личного интереса. Именно внутренняя мотивация побуждает к открытиям и новым изобретениям.
  • Осознанность – правильное понимание необходимости процесса и ожидаемого результата. Выполнение непонятных поручений, неосознанная деятельность порождает скуку и отсутствие интереса к такой работе.
  • Интересы и удовлетворение потребностей. Когда деятельность приносит человеку азарт, удовлетворенность и душевный подъем, результат оказывается очень высоким. Если при этом личность получает еще и удовлетворение своих потребностей, признание, ее стремление к поиску смысла жизни усиливается. В случае неудовлетворения духовных и личных интересов в человеке нарастает сомнение в своих силах, его стремления и энергичность подавляются.

Профессиональная направленность по типу личности

Направленность личности в психологии не делится на категории «плохие» типажи и «хорошие». Человеческая структура психотипа очень многогранна. Каждому типажу присущи ряд положительных черт и отрицательных, которые при правильном подходе можно превратить в преимущества. Очень важным определение направленности является при выборе профессии.

Занятия делом, которое не подходит индивидууму по его натуре, не принесет пользы ни обществу, ни самому человеку. В некоторых центрах профессиональной направленности используют разнообразные тесты для определения личностного типа. Большинство из них основаны на методике психолога Джона Голланда.  В его концепции выделено 6 основных типов социальной направленности.

Направленность личности в психологии. Что это такое, структура, формы, видыТест на профнаправленность личности по Голланду в психологии.
Типы личностиХарактеристикаРекомендуемая профессия (примеры)
РеалистическийУстойчивая нервная система. Стремление к максимальной точности. Предпочтение физического труда. Математические способности. Эмоциональная стабильность. Тяга к инструментам и технике.Инженеры, программисты, техники, моряки, электрики, агрономы, строители, механики.
КонвенциальныйОриентация на точность. Аккуратность в работе и быту. Сосредоточенность и внимательность. Пунктуальность. Консерватизм. Любит четкие структуры. Организаторские способности слабо развиты. Склонность к математическим наукам.Бухгалтер, деловод, экономист, библиотекарь. Другие профессии, связанные с расчетами и систематизацией.
ИнтеллектуальныйСпособность к длительным размышлениям. Умеет мыслить абстрактно и делать выводы. Исследователи, которые настойчиво докапываются до истины. Многочисленные планы не всегда доводят до конца. Умение решать задачи оригинально. Независимы.Ученые в любой отрасли науки, писатели, преподаватели.
ПредприимчивыйЛидер. Стремление к первенству. Энергичность. Энтузиазм. Импульсивность. Любовь к приключениям. Вербальные способности. Желание руководить. Не обладает усидчивостью и скрупулезностью.Администратор, предприниматель, руководитель предприятия, артист, режиссер, дипломат, журналист.
СоциальныйСильно развитое чувство ответственности, способность к сопереживанию. Гуманизм. Зависимость от социального окружения. Умение обучать других, работать с людьми. Общительность.Врач, работник социальной сферы, ветеринар, учитель, психолог, воспитатель.
АртистическийНепредсказуемость. Оригинальность. Свободолюбие. Независимость. Трудно удерживаться в общепринятых рамках. Частые смены настроения и направленности. Ориентированность на эмоции.Все профессии, связанные с творчеством: актер, художник, музыкант, композитор и т.д.

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Направленность личности и правильные постановки целей определяют успешность и удовлетворенность от своей деятельности.

Цель – это обрисованный в мечтах образ, обстоятельства, в которых видит себя конкретная личность. Многие надуманные цели так и остаются несбывшимися мечтами, если человек не планирует правильные пути к их достижению. При определении личностного роста и вершины, которую планируется достичь, нужно помнить основные важные правила.

  • Важно в начале пути выделить для себя область деятельности, которая наиболее значима в настоящее время. Для кого-то это будет достижение успеха в науке, а кому-то важно усовершенствовать свой внешний вид.
  • Расчет в достижении вершины задуманного нужно делать только на себя и свои силы. Самостоятельность в данном вопросе позволит реально оценить неудачи и сделать выводы, не обвиняя никого постороннего.
  • Цели должны быть реальными в соответствии с наклонностями и способностями отдельной личности.
  • Формулировать идеи нужно правильно. Нужна конкретика: Не «хочу стать ученым», а – «защитить докторскую диссертацию»; не «похудеть», а —  «сбросить 20 кг».
  • Психологи советую записывать свои цели, разбивать их на временные промежутки, и составлять конкретные временные планы.
  • Нужно всегда быть готовым к тому, что под влиянием внешних обстоятельств цели могут меняться. Человек развивается на протяжении всей жизни, также как и окружающее общество. То, что кажется очень важным сегодня, может отойти на далекий план через несколько лет. В этом нет ничего страшного. Гибкость делает человека менее уязвимым к изменению внешних обстоятельств.Направленность личности в психологии. Что это такое, структура, формы, виды
  • Цель должна быть личной мечтой, а не сформированной под влиянием кого-либо. К примеру, старания осуществить мечту родителей видеть сына – артиста по натуре, инженером или врачом, не принесут счастья никому. Работа над достижением мечты должна вызывать удовлетворение.
  • Сформулировать четкую осознанную цель мало. В нее нужно верить, закрепить в подсознании уверенность в своем успехе.

Очень широким понятием в структуре личности является направленность в психологии. Для осознания своего призвания у многих уходит много времени, иногда человек годами занимается тем, что приносит ему лишь усталость и потерю уверенности в себе. Судьбы многих выдающихся людей – это пример правильной постановки целей и работы над собой на пути к успеху.

Автор: Надя Бойко

Видео про направленность личности

О направленности личности в психологии:

структура и ее высшая форма

Личность и общество сильно связаны между собой. В этом взаимодействии важную роль играет направленность личности.

Человек и социум

Человек и социум

Определение

Каждый человек имеет собственные взгляды на жизнь, своё место в мире, на общество. Направленность личности – это её приоритеты и мировосприятие, увлечения и потребности, цели и желания. Она складывается во многом, благодаря воспитанию и окружению, и зависит от уровня нравственности общества. Так, ребёнок нередко перенимает мировоззрение родителей, их страхи, интересы и приоритеты. На родных несомненное влияние оказывает социальная среда.

В религиозном обществе на направленность сильно влияет вера. Набожный христианин будет видеть свой путь в служении Богу и людям, расчётливый китаец часто руководствуется поговоркой «не пойман – не вор».

Ориентация личности – путь к самореализации, цели.

Структура

  1. Поиск себя начинается с первой ступени – с влечения. Это примитивная форма, здесь потребность ещё остаётся неосознаваемой.
  2. Когда она становится осознанной, влечение перерастает в желание. Уже на этой ступеньке человек начинает продумывать методы его осуществления. Непосредственно через желания личность приходит к цели.
  3. Если индивид становится способен не только мечтать, но и приложить определённые усилия, желание превращается в стремление. Достаточно часто на этом этапе личность имеет план действий.
  4. На фоне стремления познавать новое рождается интерес. Он придаёт смысл любому занятию индивида. По интересам уже можно судить, что человек из себя представляет.
  5. Когда к интересу добавляется серьёзный труд, он переходит в склонность. Человек не хочет оставлять этот вид деятельности и постоянно к нему возвращается, чувствует горячее желание заниматься им. Он много времени готов потратить на освоение новых умений и навыков, будет добиваться безупречности исполнения.
  6. Идеал – картинка, совершенный образ в голове человека, к которому он стремится и чего хочет достичь в выбранном направлении.
  7. Следующая ступень – мировоззрение. Это законы, на которые опирается человек в жизни. С их помощью он строит планы на будущее и выбирает стиль поведения в разных обстоятельствах. Мировоззрение – взгляд на окружающих людей, мир в целом и своё место в нём.
  8. Согласно словарям по психологии, высшая форма направленности человека – убеждение.
Убеждение

Убеждение

Важно! Высшая форма направленности включает в себя все остальные.

Все эти ступеньки подструктуры сильно связаны между собой, сложно сказать, где именно находится грань между влечением и желанием, когда стремление переходит в интерес. Направленность начинается с неосознанного влечения и перерастает в убеждение. Однако нельзя сказать, что составляющие направления личности формируются раз и навсегда, они не стоят на месте, изменяются, развиваются в течение человеческой жизни.

Функции

  • Направляющая: указывает путь, куда идти, к чему стремиться, как развиваться. Проблема в том, что многие мотивы и потребности остаются неосознанными, но даже в таком виде они способны влиять на выбор и поступки человека;
  • Побуждающая: вдохновляет, провоцирует деятельную активность индивида. Ведь очень сложно заставить человека сделать то, что он не хочет. Да и результаты такой работы будут печальными;
  • Регулирующая функция тесно связана с расстановкой приоритетов. Что важнее в данной ситуации, имеет большую значимость;
  • Смыслообразующая: придаёт ценность тому, чем человек занимается.

Виды

Выделяют 3 основных вида направленности:

  • на себя;
  • на других людей;
  • на дело.

Личная (на себя)

Индивид занят только лишь своей личностью и воплощением в жизнь собственных замыслов. Такие люди не боятся ответственности, они целеустремлённые и уверенные в собственных силах. Никогда не просят о помощи и неохотно перекладывают часть работы на других. Предпочитают делать всё сами. Эгоистичные, но очень сильные, берут ответственность за свои ошибки на себя. Склонны делать беспочвенные поспешные и опрометчивые выводы, будут стараться всем окружающим навязать свою волю, не любят критики, рассчитывают на вознаграждение. Поддерживают дух соперничества, поэтому агрессивны и тревожны.

Коллективистская (на других)

Главное для них – общение и взаимопонимание. Эти люди не стремятся в лидеры, не любят брать на себя ответственность. Работают на отношения и сильно зависят от мнения окружающих. Очень приятны в общении, не спорят и часто не имеют своего мнения, стараются подстроиться под других. Редко бывают оригинальны, не умеют противостоять манипуляциям и бороться за свои интересы. Важнее всего для них хорошие отношения в коллективе.

Ориентация на отношения

Ориентация на отношения

Деловая (на работу)

Искренне увлечены делом, с удовольствием учатся и стремятся узнать больше о проекте, легко овладевают новыми умениями и навыками. Стараются найти выгоду для себя и коллектива, высоко ставят общую цель, обычно имеют устойчивую психику. Любят руководить, обучать и помогать, при этом очень требовательны к себе и окружающим. Легко и чётко излагают мысли и любят доказывать свою точку зрения.

Дополнительные

Кроме трёх основных, выделяют ещё несколько дополнительных видов:

  • Эмоциональная. Такие люди сострадательны, умеют слушать и всегда готовы поддержать. Они склонны принимать всё близко к сердцу и искренне переживать даже чужие проблемы. Окружающие им доверяют, часто советуются. Многие из них неравнодушны к музыке, литературе и другим видам искусства.
  • Социальная. Не могут жить без активной общественной деятельности. Благодаря огромному кругу знакомых, умудряются всегда быть в курсе событий. Станут как хорошими руководителями, так и подчинёнными.
  • Депрессивная. Эти люди невысоко оценивают собственную личность, но мир и окружающие их устраивают.
  • Суицидальная. Это такая направленность личности в психологии, когда человек не ценит себя и не видит ничего хорошего в окружающем мире. За примером не нужно далеко идти, такие люди – не редкость сегодня.

Профессиональная

Многие пытаются реализовать свои таланты и способности в работе. Дж. Голланд выделяет 6 типов личности на основе компонентов (интересов, ценностей и др.) направленности. Данную схему можно использовать для определения профессиональной ориентации подростков, разделения их по профильным классам.

Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация

Различают:

  1. Реалистический тип. К нему относятся люди, которые любят работать с конкретными материальными объектами (техникой, инструментами). У них хорошо развиты моторика, ловкость, пространственное воображение. Сюда входят такие профессии, как механик, водитель, столяр.
  2. Конвенциональный тип. Замечательные исполнители, легко справляются с монотонной работой, требующей большой концентрации внимания. У них хватит терпения просмотреть всё 10 раз. Их деятельность чётко распланирована, необходимость принятия решений или творческий подход приводит в замешательство. Сильные стороны – чёткость, собранность, ответственность. Профессии для людей этого типа – бухгалтер, экономист.
  3. Интеллектуальный. К нему относятся активные и творческие личности с хорошо развитым теоретическим мышлением. С удовольствием берутся за решение сложных задач и не могут работать по инструкции. Тяга к умственной деятельности настолько велика, что они выбирают себе профессии математика, программиста и др.
  4. Предприимчивый. Сильные, энергичные и очень активные личности, способные решать проблемы и продвигать идеи. Отличные руководители, нуждаются в признании, реализации талантов, возможности проявить инициативу и изобретательность. Не способны выполнять рутинную работу. Им подойдут профессии журналиста, директора, артиста, менеджера.
  5. Социальный тип. Таким людям свойственны сострадание, чуткость, в решении проблем они опираются на эмоции и чувства. Находят себя в общении, умеют выслушать и поддержать, чем заслуживают доверие и авторитет других. Любят учить, редко когда осудят и всегда постараются помочь. Выбирают профессии педагога, врача, священника.
  6. Артистический тип. Эмоционально чуткие люди, имеют хорошее воображение и живут ощущениями и интуицией. Не переносят рамок, готовы трудиться интеллектуально, но не физически. Обычно очень эрудированные, стремятся выделиться из толпы. Выбирают профессии: музыканта, художника, дизайнера, поэта или писателя.

Если человек любит свою работу, то говорят о высокой профессиональной ориентированности. Когда индивид больше ценит размер зарплаты и другие внешние условия, то направленность низкая.

Высокая профессиональная направленность

Высокая профессиональная направленность

Формы направленности

Идеалы человека, склонности, цели, интересы, порывы, желания, мотивы, стремления, симпатии, привязанности и позиции, антипатии и ценности, вкусы и потребности – всё это формы направленности.

Важно! Направленность – это в психологии совокупность побуждений, дающих характеристику индивиду и описывающих его продвижение к цели. Это не только стремление к результату, но ещё и выбор пути.

Высшая форма направленности

Высшая форма – убеждение. Под ним понимается совокупность мотивов (опирающихся на мировоззрение и идеалы), которые диктуют человеку способы реагирования в различных ситуациях. Оно базируется исключительно на осознанных потребностях, которые формируют мотивацию. Человеку свойственно стремиться передать свои убеждения окружающим.

Понятия убеждения и знания отличаются друг от друга. Личность может понимать, как правильно поступить в данной ситуации, но сделать по-другому. Это просто знание. Когда человек владеет информацией и не может поступить иначе – это убеждение.

Как направленность определяет жизнь

Направленность личности в психологии – это стремления и идеалы, интересы и мировоззрение индивида.

Направленность оказывает большое влияние на жизнь человека:

  1. Главным для большинства мужчин всегда будет карьера, для женщины на первом месте стоят отношения и семья.
  2. Направленность личности сильно влияет на мотивацию. От последней напрямую зависят результативность и качество работы.
  3. Некоторые современные педагоги-психологи говорят, что направленность может корректировать темперамент.
  4. Влияет на характер, психологические состояния, эмоциональные и познавательные процессы.
  5. Провоцирует развитие способностей, раскрытие талантов.
  6. Накладывает отпечаток на выбор профессии. Любимая работа – краткий путь к глубокому удовлетворению и ощущению осмысленности жизни.
Работа в радость

Работа в радость

Некоторые крупные компании учитывают направленность сотрудников, чтобы подобрать оптимальные условия для работы и определённую мотивацию. Это позволяет увеличить эффективность труда.

Направленность личности – образно говоря, это её зеркальное отражение. Она формируется с рождения под воздействием воспитания и окружения человека. Может изменяться, оказывает существенное влияние на жизнь и судьбу личности.

Видео

Сущность и основные компоненты направленности личности. — Студопедия.Нет

Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические реакции, и внутренними состояниями напряжения, желания удовлетворить ту или иную потребность. Поведение человека также зачастую подчиняется именно такой логике и сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных потребностей. Вместе с тем все поведение человека нельзя свести только к этому.

Удовлетворение потребностей, согласно концепции амер. психолога Сальваторе Мадди, — это наиболее прямолинейная логика существования и является общей для человека и животных. Но только у человека есть внутренний мир, не просто образ внешнего мира, а мир, наполн. глубоким содержанием, ценностями, смыслами.

Существуют разные определения понятия «направленность». С.Л.Рубинштейн определяет направленность личности как ее «динамическую тенденцию». А.Н.Леонтьев выделяет понятие «смыслообразующий мотив». Б.Г.Ананьев указывает на существование «основной жизненной направленности» личности. Б.Г.Пранигишвили – на «динамическую организацию сущностных сил человека».

Чаще всего, в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии.

Влечение.Принято считать, что влечение – наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психолог. точки зрения – это психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Желание. Это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и способствует построению плана действия.

Стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Интересы. Интерес можно рассматривать, с одной стороны, как особое мотивационное состояние познавательного характера, которое напрямую, может быть, и не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.

С другой стороны, под интересом часто понимают специфическую форму проявления познавательной активности, которой соответствует особый вид деятельности, называемый ориентировочно-исследовательским.

Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта (например, интерес к определенной учебному предмету), и опосредованный интерес к объекту, как средству достижения определенных целей (например, интерес к учебному предмету, как средство получения высокого балла).

Интерес в динамике своего развития может превратиться всклонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Идеал– это то, к чему стремится личность, на что она ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека.

Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать определенным образом.

Понятие и классификация потребностей.

Потребность же представляет собой первичный уровень активности живых существ, организующий и направляющий познавательные процессы и поведение. Для того, чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, в предметах материальной и духовной культуры, в общении. Потребностью, таким образом, называют осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Одной из наиболее разносторонних является классификация потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. Согласно его классификации, выделяют следующие виды потребностей.

· Потребности физиологические(органические), обеспечивающие выживание человека. К ним относятсяпотребности в кислороде, воде, пище, убежище, отдыхе и сексуальные потребности;

· Потребность в безопасности(и уверенности в будущем)это стремление чувствовать себя защищенным, желание избавиться от страха, от неудач;

· Социальные потребности(потребности в принадлежности и любви) включают чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо, чувство принятия тебя другими, социального взаимодействия, привязанности и поддержки;

· Потребности в уважениивключают потребность в самоуважении, личностных достижений, компетентности, уважения со стороны окружающих, одобрения, авторитета, признания.

· Потребности в самоактуализации(в самовыраже-
нии) это стремление реализовать способности к развитию собственной личности, реализовать свои жизненные цели.

Данные потребности фундаментальны, т.е. присущи всем людям. Индивидуальное развитие человека предполагает восхождение от низших ступеней иерархии (физиологические потребности) к высшим (самоактуализации). Причем, для указанной иерархической системы мотивов существует правило: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы».

 

Направленность личности — Википедия

Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания, склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.

Виды направленности

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Качества направленности

  • Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).
  • Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.
  • Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.
  • Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.
  • Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

Связь с мотивационной сферой

В основе направленности человека лежат потребности, то есть состояния, отражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражающие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т. п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т. п.) и духовные (познавательные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в общении). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведения, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, влечения, желания, склонности, стремления, убеждения, мировоззрения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

Установки

Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, в которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, то есть естественным путём. Однажды выработанная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образования и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

Установка как не осознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Установка может быть направлена на различные объекты или даже на разные стороны одного и того же объекта, например в беседе отрицательная установка может быть направлена:

  • лично на самого собеседника;
  • на суть беседы;
  • на обстоятельства разговора и т.д.

Явлению психологической установки посвящено большое число экспериментальных исследований {источники?}, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) — образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную — комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую — готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Влечения

Влечение — недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, временна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаётся.

Некоторые авторы к неосознанным мотивам относят также гипнотические внушения, но они носят искусственный характер, сформированный «извне», в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека. К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

Интерес

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы являются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окрашивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержанию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятельности или на её процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые — его значением для личности (содержанием).

Склонность

Склонность — это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность…

Желание

Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

Стремление

Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.

Намерение

Намерение — это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, и средства их достижения.

Убеждения

Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений — это знания о мире, определённое его понимание.

Мировоззрения

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, его закономерности. Мировоззрение личности, прежде всего, отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Придавая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонностей.

Направленность как система

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.

Направленность на взаимодействие

Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

Деловая направленность

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Личная направленность

Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.

Примечания

  1. ↑ Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск : БГУИР, 2008.
Ориентация личности и ее психологические проявления, Психология потребностей человека

Направление личности и ее психологические проявления

Психология потребностей человека

Личная ориентация (в терминологии С.Л. Рубинштейна) является ответом на вопрос, чего хочет человек, что ему нравится, чего он ищет.

По мнению многих исследователей, направление является неким центром, психологическим ядром личности, поскольку оно закладывает основы отношений человека с миром и миром, задает основные линии поведения, предопределяет систему предпочтений. ценности и взгляды, положение личности в жизни, мировоззрение человека в целом.

Направление личности следует отличать от направления деятельности и поведения. Эти противоположные направления, конечно, связаны, но психологически не идентичны. При этом все потенциальные устремления человека реализуются в конкретной деятельности, но для всех характерно психологическое представление в личности.

Направление личности нс сводится исключительно к мотивации. Он характеризует не отдельные акты поведения, не краткосрочные психологические образования, а личность в целом.Направление личности можно представить в виде трехмерной системы разнонаправленных векторов, каждый из которых символизирует те или иные потребности человека, их направления и степень выраженности, уровень активности его ориентаций в мире. Эти векторы физически не вписываются в какую-то результирующую силу, но образуют сложную, динамичную, иерархически организованную систему, каждый компонент которой имеет свое психологическое существование.

Существует три основных проявления ориентации личности :

1) потребностно-мотивационная сфера личности — целостная система и иерархия потребностей, мотивов, целей, задач, значений, установок, интересов, желаний, ценностей и других психологических проявлений устремлений личности;

2) — многоуровневая система личной деятельности, — иерархический набор действий, подчиненных соответствующим мотивам и реализующим поведение и бытие самим собой.Человек выбирает виды деятельности, создает и реализует их, они формируются, реализуются и живут;

3) психологическая структура деятельности, состав и структура индивидуального сознания, система всевозможных отношений личности с миром и миром.

Потребность — это субъективное состояние, которое соответствует объективной потребности в чем-то, что не принадлежит человеку.

В этом простом определении есть важная психологическая лазейка: растворение понятий требует (объективный), а (субъективный).Возможно, что у человека есть потребность, но нет соответствующей потребности как отраженного, вторичного, субъективного состояния. Это психологический уровень рассмотрения потребности, хотя он может существовать, быть изолированным и изучаться на биологическом, экономическом, энергетическом уровне.

Психологически потребность представлена ​​как состояние, выраженное (на языке) мотивами, опытом, желаниями, интересами, стремлениями, ценностями, установками и т. Д.

Конечно, изучать проявления состояний субъективных потребностей труднее, чем фиксировать объективные потребности, но такая концептуальная модель более точно описывает эту наиболее важную, в некотором роде, исходную психологическую реальность.

Перечислим основных свойств нуждающихся в .

1. Потребность по определению составляет предмет, т.е. на что-то направленное, на что-то реально связанное. Нет необходимости в «чем-либо», и это позволяет нам рассматривать потребность как особую, как бы «пассивную», косвенную форму отражения и воспроизведения объективного мира. Это размышление не прямое, а через принятую потребность, через призму жизненной необходимости и личной значимости.

Потребность отражает не данную, не фактическую доступность объекта, а его субъективную значимость, потребность в человеке.

В процессе развития во временном жизненном цикле свойство потребности объектности может существовать в неком скрытом, незаконченном, неопределенном качестве. Но затем происходит определенное психологическое и поведенческое событие, когда запечатлевается необходимость, находит свой реальный и конкретный предмет, когда реализуется экстренный акт объективизации потребностей.

Пример

В качестве иллюстрации этого классического феномена давайте упомянем феномен импринтинга (импринтинг), описанный в зоопсихологии.К тому времени, как утёнок вылупился из яйца, один или два раза передвиньте предмет. В результате утенок начинает следить за этим предметом. Скрытая потребность утенка в матери оказалась в постороннем предмете, и время и специальные усилия необходимы для нового, биологически нормального переопределения этой потребности.

Поиск и нахождение нужного объекта психологически интересны тем, что этот объект соответствует не только внешнему раздражителю, но и внутренним условиям организма, так что потребность принимает непосредственное участие не только в построении образ, но и во внутренней, субъективной регуляции поведения.

2. Другим признаком необходимости считается участие в активизации психики, поведения и деятельности в духе . Потребность служит источником, необходимым энергетическим условием для присутствия какой-либо активности. Он присутствует в любом инициативном акте, он стоит за любой умственной деятельностью и деятельностью: материальной и умственной, хотя это и не так, но в психологии он считается реальным мотиватором (или мотивом).

3. Потребность имеет свойство или способность к удовлетворению, и к последующему воспроизведению , возобновлению .Потребности существуют и меняются всегда, когда есть жизнь. У них есть свои текущие, соответствующие фазы, они существуют во времени, и поведение и действия, направленные на их достижение, составляют определенную основу человеческой жизни.

4. Свойства потребностей включают их необходимую внутреннюю динамику, изменения, развитие (или регресс), которые могут происходить в двух взаимосвязанных направлениях:

1) изменение (расширение или сужение) круга, полей объектов, для удовлетворения потребностей. Итак, потребность в познании, удовлетворяемая за счет детей, «почему?» Отличается от познавательной потребности взрослого человека, объективированной в книгах или учебниках;

2) изменение способов удовлетворения, способов действия с объектом.Например, техническое обеспечение способов удовлетворения потребности в связи (телефон, телефакс, Интернет) существенно трансформирует саму потребность, а значит, и человека. Изменение в способах реализации любой потребности дает ей новые значения, нюансы и оттенки опыта. Мир человеческих потребностей живет и движется, затрагивая всю психику, личность и существо.

Развитые и сформированные человеческих потребностей глубоко специфичны .

• Основная особенность человеческих потребностей заключается в том, что они носят в основном общественный, социализированный, исторический характер.Более того, у человека возникает особый класс социогенных потребностей, связанных исключительно с социальным существованием — взаимодействие и общение с другими людьми. Эти потребности не заменяют биологические, они не добавляются к ним, а коренным образом восстанавливают всю сферу личности. Потребности человека нельзя полностью прочитать, прочитав его анатомию и физиологию; эти потребности качественно трансформированы и сложны, социализированы.

Такого толкования существования и развития человеческих потребностей придерживаются не все школы мировой психологии.Были и остаются подходы, в которых социальная противостоит биологическим, считается чем-то вторичным, тревожным, даже враждебным человеку. Можно, например, «доказать», что потребность человека в пище не отличается от одноименной потребности животного, если лишить человека ножа, тарелок, вилок и т. Д. Вплоть до идентичности биохимических процессов. Человек на самом деле все равно будет брать сырую (и почти любую) пищу, разрывая ее руками. Согласно аналогичным экспериментам, доказывает только тот факт, что человеческие потребности могут быть упрощены, «очеловечены», если человек помещает человека в особые условия жизни или социальные условия.Это, например, концентрационный лагерь, тюрьма, стихийные бедствия, всевозможные личные, социальные и техногенные катастрофы, когда биологическое выживание становится актуальной и трудной задачей. Однако в таких экстремальных условиях люди ведут себя по-разному и не обязательно становятся похожими на животных.

Объективное, а не упрощенное, биологическое изучение потребностей человека выводит психологию на уровень бесконечно спорных категорий идеологии, этики, морали, морали. Психология потребностей, психология личности идет к глобальным проблемам общечеловеческих категорий и ценностей.

• Вторая характеристика человеческих потребностей, которая также является производной его видовой социальности, заключается в том, что сам человек производит объекты , , удовлетворяющие его потребности. Конечно, это далеко не все потребности человека, но в целом он определяет путь, средства надежного создания новых и новых потребностей людей.

Известно высказывание А. Н. Леонтьева о том, что человек ест шоколад не потому, что испытывает потребность в шоколаде. Напротив, сам факт существования шоколада приводит к появлению такой необходимости.Действительно, если бы в современном мире не было книг, сигарет, оружия, самолетов, компьютеров, у людей тоже не было бы соответствующих потребностей. Но в примере Леонтьева все еще есть психологическое упрощение. Кушать шоколад не достаточно

.

Психологическая структура личности — BrainApps.io

В психологии понятие личности является одним из важнейших, поскольку эта наука занимается изучением человека как субъекта социальной среды. Давно установлено, что каждый человеческий организм индивидуален с физиологической и психологической точки зрения. Концепция индивидуальности позволяет каждому человеку считаться уникальным. Однако само это понятие вступает в силу только в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Под личностью понимается исключительно социальное существо, способное вступать в контакт с другими людьми. Личностные характеристики, как правило, меняются в зависимости от ситуации, но эта концепция является неделимой структурой. В психологии и психиатрии предметом исследования является именно личность, в отличие от других медицинских наук, где действия направлены на физиологию человека.

Психологическая структура личности определяет качества, которые более характерны для конкретного человека.Совокупность таких свойств и параметров представляет собой полную психологическую картину личности. Теории, которые пытаются полностью охватить структуру личности, созданы в большом разнообразии. Некоторые из них сразу же забываются, а большинство продолжает развиваться и совершенствоваться. Для психологии самой базовой является базовая модель, которая основана на стартовых критериях, определяющих личность:

  • Самосознание. Это способность человека осознать свое «я» и свои отличительные черты.Самосознание подтверждает, что человек человека един и стабилен.
  • Концепция подразумевает наличие каких-либо основных или приоритетных целей и задач личности. Это также включает в себя отношение к себе, близким, вкусам, запахам, трудовой деятельности и другим важным компонентам.
  • Врожденное качество, основанное на преобладании процессов возбуждения и торможения нервной системы.
  • Частично наследственное, но в основном приобретенное свойство личности, которое определяет особенности поведения или реакции в данной ситуации.
  • Психические процессы и условия. Это включает в себя основные когнитивные функции: ощущение, восприятие, умозаключения и другие.
  • Это подразумевает врожденную предрасположенность человека к определенной деятельности.
  • Опыт психологического нат
.
Гендерные различия ценностно-мотивационной ориентации личности боксеров

R.A. Султанова
аспирант
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (СКОЛИФХ), Москва.

Ключевые слова: ценностно-мотивационная направленность личности, гендерные различия, уровень квалификации, гендерная модель ценностно-мотивационной направленности личности боксеров.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа тех, кто занимается боксом, как среди мужчин, так и среди женщин.Женщины буквально ворвались в этот вид спорта, и их ориентация выражается в стремлении к абсолютным рекордам, установленным мужчинами, иногда даже в ущерб их здоровью. Особенности личностной ориентации боксеров мужского и женского пола с разным уровнем квалификации на разных этапах спортивного совершенствования до сих пор наименее изучены.
Проблемная ситуация, которая объективируется и обостряется в боксе, отражается в проблеме целесообразности разработки модели ценностно-мотивационной ориентации личности боксера с учетом гендерных и квалификационных различий.Проблемы исследования стали приобретать особую актуальность с 2012 года после включения женского бокса в программу Олимпийских игр в Лондоне.
Целью исследования являлась разработка факторной модели боксера на основе изучения гендерных различий ценностно-мотивационной ориентации личности боксеров.
Ценностно-мотивационная направленность личности боксеров варьируется и индивидуально дифференцируется по уровню квалификации и гендерным различиям. Представленные гендерные закономерности ценностно-мотивационной ориентации личности боксеров предполагают не только организацию тренировочного процесса с учетом уровня квалификации и гендерных различий боксеров.Тренеры должны сосредоточиться на разработке определенного систематизирующего фактора, чтобы увеличить другие составляющие фактора каждой группы боксеров, повышая высокие спортивные результаты.

Список литературы

  1. Передельский, А.А. Бой как основной метод педагогики боевых искусств / А.А. Передельский // Теория и практика физической культуры. — 2008. — №2. — С. 17-19. (На русском языке)
  2. Султанова Р.А. Гендерные проблемы женского бокса / Р.А. Султанова А.А. Передельский // Вестник спортивной науки.- 2012. — № 3. — С. 19-21. (На русском языке)
  3. Султанова Р.А. Мотивационная направленность женщин в экстремальных видах спорта (на примере бокса и футбола) / Р.А. Султанова Л.Г. Ульяева // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. Научно-методический журнал. — 2012. — № 1 (23). — С. 18-21. (На русском языке)