Компоненты сюжетно ролевой игры дошкольников: Компоненты сюжетно-ролевой игры, особенности их развития в старшем дошкольном возрасте.

Материал: Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.

Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в детском саду. В.В. Давыдов, В.А. Недоспасова, Н.Я. Михайленко и другие исследователи видят опасную тенденцию превращения детского сада в мини-школу. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада. Сегодня педагоги и психологи указывают на то, игровая деятельность детей претерпевает существенные изменения. Это обстоятельство позволило сформулировать проблему исследования, выраженную в виде цели – на основе сравнительного анализа изучить особенности сюжетно-ролевой игры (на примере структурных компонентов игры) детей старшего дошкольного возраста на современном этапе и этапе 60 – 70-х годов, что позволит объективно и конкретно высказаться относительно изменений, происходящих в игровой деятельности современных дошкольников. Кроме того, полученные сведения о современной игре дошкольников позволяет определить необходимые психолого-педагогические мероприятия по совершенствованию игровой деятельности.

Экспериментальная работа реализовывалась с детьми старшего дошкольного возраста на базе МДОУ №162 (Кировского района г. Красноярска). Для экспериментальной работы использовалась методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной и методика М.В.Хозиевой. Наблюдение проходило в часы свободной деятельности детей в течение восьми недель. Анализировались ситуации где игровая деятельность детей носила самостоятельный характер.

Изучались структурные компоненты игровой деятельности (по Д.Б. Эльконину) на основе анализа протоколов наблюдения. Анализировались следующие компоненты игровой деятельности: особенности темы и сюжета игры; роли; игровые действия; выполнение правил.

Аналогично изучались особенности реализации структурных компонентов игры детей в период 60 – 70-х годов на основе контент-анализа психолого-педагогической литературы 60 – 70-х годов по проблеме игровой деятельности детей.

При сопоставлении результатов изучения компонентов сюжетно-ролевой игры детей в 60 – 70-х годах и современных дошкольников были выявлены следующие особенности.

Источник темы, сюжета игры. Наиболее популярными источниками  тематики детских игр, как в наше время, так и в 60 – 70-х годы, являются жизнь и взаимоотношения взрослых людей. Дети выбирают наиболее знакомую сферу жизнедеятельности, т.к она доступна и понятна им. Но в настоящее время доля игр, отражающих жизнь взрослых снизилась. Это связано с тем, что деятельность современных взрослых стала мало понятна ребенку, и он не всегда знает, чему подражать. Кроме того, на сегодняшний день появились новые источники тем для игр детей: компьютерные игры, телевизионные передачи т.д.

Относительно произведений киноискусства и анимации можно сказать, что за прошедшие годы дошкольники значительно чаще стали использовать их сюжеты в качестве тем игровых действий. Возможно, это связано со стремительным развитием киноиндустрии. Нельзя не заметить тот факт, что на сегодняшний день дети крайне редко стали «черпать» тематику игр на основе произведений художественной литературы.  Данная ситуация является свидетельством того, что взрослые не занимаются литературным образованием детей, что и приводит к обеднению игрового опыта детей.

Развернутость сюжета. Анализ параметров «развернутость сюжета» свидетельствует, что существенно (почти вдвое) сократилось количество игр, в которых сюжет классифицируется как развернутый.

Ролевое партнерство в игре. Сюжетно-ролевая игра предполагает  наличие сопряженных ролей, а, значит, партнеров. Сегодня дети все чаще партнером по игре выбирают игрушку, чем сверстника, что может негативно сказаться на развитии общения ребенка. Возможным объяснением выявленного факта может быть несформированность коммуникативных навыков из-за: а) ограниченности контактов детей со сверстником в силу замкнутости современной семьи; б) малодетности современной семьи.

Наличие ролевой речи, развернутость ролевого диалога и использование предметов-заместителей. Относительно этих показателей значительных изменений не выявлено.

Содержание игровых действий. Относительно содержания игровых действий следует отметить, что в 60 – 70-х годы дети старшего дошкольного возраста больше внимания уделяли действиям, передающим социальные отношения. В настоящее же время увеличилось количество игровых ситуаций, в которых преобладают предметные действия. Они становятся основными в сюжетно-ролевой игре современных дошкольников. Этот факт заставляет задуматься, так как преобладание предметных действий характерно для младшего и среднего дошкольного возраста.

Разнообразие и развернутость игровых действий. Следует отметить, что в игре современных дошкольников  мала доля действий, характеризующихся развернутостью и разнообразием, что свидетельствует об обеднении игровой деятельности дошкольников.

Согласованность игровых действий с партнером по игре. Частые конфликты, непродолжительный характер игровой деятельности современных дошкольников свидетельствует о несогласованности действий и о неумении участников игры договариваться между собой.

Игровые правила. По литературным сведениям, в 60 – 70-х годы правила практически во всех случаях выполняли функцию регулятора игры. В настоящее время лишь в 60%  ситуаций дети сознательно используют правила игры в качестве регулятора деятельности.

Выводы.

  1. Выявленные особенности структурных компонентов игровой деятельности детей отражают своеобразие сюжетно-ролевой игры на современном этапе.
  2. Особенности, к которым следует отнести: а) недостаточно наполненное содержание сюжетно-ролевой игры; б) низкий уровень развития сотрудничества со сверстником; в) преобладание предметных действий над действиями, передающими социальные отношения; г) однообразие игровых действий, свидетельствуют о дефицитарном развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
  3. Сравнительный анализ реализации компонентов сюжетно-ролевой игры детьми старшего дошкольного возраста и характером этих же компонентов игры по литературным сведениям 60 – 70-х годов, показал существенные различия по таким параметрам, как: а) развернутость сюжета; б) сотрудничество в игре; в) содержание игровых действий; г) разнообразие и развернутость игровых действий; д) согласованность игровых действий с партнером; е) соблюдение игровых правил.
  4. Выявленные дефициты сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста указывают на необходимость усиления внимания со стороны воспитывающих взрослых к совершенствованию игровой деятельности, т.к. игра является тем видом деятельности, который обеспечивает развитие целого ряда значимых личностных качеств ребенка.

Данные исследования не претендуют на полный и достаточный анализ игровой деятельности, но могут быть основой для дальнейшего изучения данной проблемы и определенной отправной точкой для последующего мониторинга развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

 

Картотека (средняя группа) на тему: Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте

        Игре как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится много времени: до завтрака и после него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке.

        Организуя и направляя игры детей, следует также обязательно учитывать характер предшествующей и последующей деятельности в режиме дня. Так, например, подвижные игры, связанные с большой интенсивностью движений, не должны проводиться перед дневным или ночным сном детей, а также после приема пищи. Во время прогулки, на которой можно организовать разные игры, нужно учитывать погодные условия. В жаркую летнюю погоду предпочтение отдают играм малой и средней подвижности, а игры, связанные с бегом, прыжками, требующие интенсивных движений, лучше проводить во второй половине дня.

        В утренние часы, до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Более подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая игровая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедших в детский сад. Игра привлекает их своей эмоциональностью, возможностью активно действовать, выполнять движения в меру своих способностей. Со временем, когда дети привыкнут действовать в коллективе, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений.

        Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для детей это игры чаще всего индивидуального порядка.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы-заместители.

Творческие игры возрастной группы:

        1.Игры с правилами;

        2.Творческие игры детей средней группы;

        3.Театрализованные – Теремок, Колобок;

        4.Сюжетно – ролевые – бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин), общественные (в библиотеку, полет на Луну).

        5.Игры со строительным материалом – напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», природный (песок, снег, глина, камни).

Игры с правилами детей средней группы:

        6.Дидактические – игры с предметами (например, отобрать все игрушки, сделанные из дерева), настольно-печатные игры (например подбор картинок по одному признаку (классификация), словесные игры (например игра – Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем).

        7.Подвижные – «Кошки-мышки», «Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.

        Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: роль, правила, сюжет, содержание, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые предметы и предметы-заместители.

        Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

        

Содержание

Характеристика и Компоненты детских игр

Ролевые игры вплетены в повседневную жизнь каждого человека любого возраста. Что говорить о дошкольниках, для которых сюжетно ролевая игра является основным видом деятельности и условием познания окружающего мира. С помощью сюжетных игр ребенок расширяет кругозор, изучает сферу человеческих взаимоотношений, развивает коммуникативные навыки. 

Сюжетные игры как способ постижения окружающего мира

Что нужно для того, чтобы лучше разобраться в каком-либо деле, научиться полезным действиям, осознать отношения? Самый эффективный способ — включиться в деятельность и потренироваться, прочувствовать себя в конкретной роли. Подобным тренировочным полем удачно выступает сюжетная игра. И что самое важное, сюжетно-ролевая игра доступна личности с дошкольного детства.

suzhet

В сюжетно ролевой игре отдельные действия объединяются темой, которая раскрывается в определенной последовательности событий. Обыгрывая эти события, участники берут на себя роль, соответствующую своим интересам или склонностям.

Не важно, сколько лет исполнителю. Уже в 3-4 года дети понимают, как нужно вести себя в рамках роли. Девочка, вообразив себя мамой, убаюкивает свою куклу и журит, что та не хочет засыпать. Мальчик, став на время фотографом, требует, чтобы ему позировали в соответствии с его указаниями.

Выполняя различные роли, ребенок временно принимает разные точки зрения. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого человека, прислушаться к его желанием.

Исполнение роли учит ребенка разделять переживания окружающих людей. Воссоздаются не только принятые действия, но и эмоциональное содержание, к которому обязывает роль. Если сюжет игры предусматривает поздравления с днем рождения, принято радоваться. Если дошкольник выбирает роль учителя, он обязательно демонстрирует строгость.

Цель сюжетно ролевой игры

Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте преследует одновременно несколько целей. Одна из них лежит на поверхности и заключается в вовлечении детей в интересное полезное занятие.

Следующая цель очевидна воспитателям и психологам, но о ней редко задумываются не связанные с педагогикой взрослые. Между тем, эта цель является главной. Игровой процесс создает условия для ориентирования в том, как строятся отношения в социуме, как представлена деятельность человека в реальности. Соответственно, цель ролевой игры – включить ребенка в реальные общественные отношения.

Ролевые игры всегда имеют определенную тему. Чаще всего, дошкольники выбирают «дочки-матери», «больницу», «магазин» или «супермаркет», «школу», «парикмахерскую» и подобные общеизвестные темы. При этом дети ведут игру с соблюдением всех известных им правил поведения в тех ситуациях, из которых состоит игра. Из этих фактов вытекает еще одна важная цель сюжетных игр – быть безопасной тренировочной площадкой для постижения новых знаний и для проявления эмоций.

Характеристика сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

Выполняя в воображаемых ситуациях функции взрослого, дошкольник невольно включает в систему своих познаний внутреннюю и внешнюю стороны жизни человека. Ролевая игра в этом отношении более информативна для ребенка, чем любой другой вид деятельности.

Развитие сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте обеспечивает существенные изменения игрового формата от младшего к старшему дошкольному возрасту. Для детей 3-4 лет доступны бытовые роли с одной-двумя задачами. Рассмотрим, какие этапы развития проходят ролевые игры до наступления школьного возраста:

  1. Повторение одной и той же игры с незначительными изменениями (убаюкивание кукол, «варка» каши, «рулить, как водитель»). В правилах такие игры не нуждаются. Каждый ребенок выбирает свободно понравившуюся ему роль и выполняет ровно столько, сколько длится интерес. Данный уровень соответствует принципу «играть рядом» (а не вместе).
  2. Второй уровень все еще не требует соблюдения правил, но дети в игре ориентируются на реальность и немного распределяют роли. Если один ребенок «варит суп», то второй «делает салат». И на двоих «водителей» уже найдется инспектор, а не третий шофер.
  3. Новая ступень игровой деятельности наполняется содержанием: распределением ролей и соблюдением логики действий. Взявшись причесывать кукол, девочка худо-бедно манипулирует с прической каждой из них, так как куклы сидят в очереди к парикмахеру, и всех их нужно обслужить. «Водитель» не просто рулит, а подъезжает к остановке, ждет всех пассажиров и «везет» их по назначению. На этом уровне дошкольники играют вместе.
  4. На четвертом уровне основным содержанием становятся действия, включенные в отношения с другими. Дошкольники начинают играть с соблюдением всех правил, их персонажи обязательно общаются по сюжету, а ролевые функции многозадачны.

Примерно в среднем дошкольном возрасте появляются особенные переживания, спровоцированные сюжетной линией игры или реальными отношениями с партнерами по игре. Чувства и переживания постепенно осмысливаются, и дошкольник в какой-то степени учится их контролировать, осознанно проявлять или сдерживать.

Особенности и функции

Важной особенностью игровой деятельности является ее желанность для ребенка. Дошкольник играет тогда, когда он хочет играть. Сюжет игры он также выбирает самостоятельно. В крайнем случае, согласовывает с такими же детьми, как и сам.

Значимая роль сюжетно ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста определяется следующими функциями:

  • Знакомит с общественными отношениями и реальной деятельностью.
  • Развивает воображение и символическую функцию замещения (моделируются ситуации, используются предметы-заместители).
  • Является подходящим местом для проявления сдерживаемых чувств и эмоций (можно поиграть в «сердитого папу» или убегать от страшной Бабы Яги).
  • Создает условия для усвоения нравственных норм и правил поведения.
  • Развивает способность к сопереживанию и пониманию других людей.

Все перечисленные функции актуальны для дошкольника. Дети взаимодействуют друг с другом, используя ролевые фразы и игровые действия, но получают реальный опыт.

Структура сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте

В любой ролевой игре дошкольников можно выделить структурные компоненты:

  • Сюжет и содержание
  • Роли
  • Правила
  • Игровые действия
  • Набор используемых предметов

Сюжет – это частичка реальной жизни. В дошкольном периоде он прогрессирует от бытовых до социальных, от коротких до развернутых, от непосредственно возникающих до планируемых. Сюжет игры старших дошкольников значительно наполняется в сравнении с младшим возрастом.

Содержание – выделение наиболее важных отношений в сюжете. Например, выбрав сюжет посещения магазина, дети могут обыгрывать взвешивание продуктов, или обслуживание кассиром, или же подбор предметов гардероба. В каждом из этих случаев содержание будет отличаться характером отношений между действующими лицами.

Роли в игре

Роль – главная «нагрузка» ребенка в игре. Выбрав себе персонажа, дошкольник понимает, что нужно говорить и действовать не в соответствии со своим желанием, а с позиции роли.

Вызвавшись быть «врачом», нужно внимательно обслуживать «пациента». А переместившись на роль пациента, стоит рассказывать о самочувствии.

Правила – основной регламент, которому нужно следовать, чтобы игра состоялась. Младшие дошкольники их легко нарушают, поэтому их игры непродолжительны и просты. В старшем дошкольном возрасте дети придают правилам огромное значение и следят, чтобы их не нарушали партнеры. В отношении себя они не столь строги. Если нарушат договоренность, ищут обоснование этой вольности.

Игровые предметы, наоборот, крайне важны малышам. Каждому реальному предмету они находят заместитель. Они не умеют играть «в доктора», если не подберут палочку или карандаш в качестве градусника. Старшие дети к предметам-заместителям относятся гораздо лояльнее. Часто им проще выполнить символические движения, чем искать подходящий атрибут.

Значение сюжетно ролевых игр в жизни дошкольников

В данной статье перечислены цели и функции, которые реализуются посредством сюжетных игр. Очевидно, что все они направлены на развитие личности ребенка. Приобретения дошкольника благодаря исполнению различных ролей многогранны. Это не только новые знания и осознание реальных отношений.

Сюжетно ролевая игра решает главное противоречие дошкольного возраста, которое заключается в остром желании быть как взрослый и в невозможности этого в реальности. Зато в игровом контексте ребенок может побыть в роли взрослого, сказочного персонажа или любого другого героя.

Совместная игра

Разворачивая сюжетные диалоги, дети развивают связную речь. Общаясь в игре, они развивают коммуникативные навыки. Причем, если одному ребенку достаточно почувствовать себя в новой роли, чтобы уже выстраивать коммуникацию, то другому важно увидеть образец, что говорить и как поступать. И эти образцы обязательно есть, поскольку дети наблюдают за другими игроками.

В ролевых играх дошкольники нарабатывать полезные шаблоны социального поведения, которые потом применяют в повседневных отношениях. Ребенок не только знакомится с правилами поведения, но и начинает осознавать их важность для поддержания хороших отношений с окружающими. Таким образом, в сюжетно ролевых играх осуществляется естественная социализация детей дошкольного возраста.

Какие компоненты сюжетно-ролевой игры использует воспитатель

Рада приветствовать вас, коллеги и читатели моего блога! С вами ваша Сухих Татьяна с исключительно научным вопросом о структуре ролевых забав современных детей. Какие же компоненты сюжетно-ролевой игры обеспечивают ее максимальную результативность? Я уже столько знаю на тему сюжетных мероприятий в детском саду, но, видимо, мне еще учиться и учиться.

Содержание статьи:

Компоненты — где их искать?

Честно, приставала ко всем коллегам, пытаясь выяснить, что такое эти самые составляющие, но толком ничего не добилась. Многие просто спрашивали: «Зачем это тебе?» – весьма оригинально, правда?

Конечно, теория быстро забывается в практической деятельности педагога. Мы делаем какие-то вещи, но затрудняемся сказать, как это называется. Придется задать вопрос «дяде Гуглу», пусть назовет компоненты сюжетно-ролевой игры…

Понятно, что составные ролевых детских забав – это все, что связано с организацией этих мероприятий с дошкольниками. Например, игровое пространство, которое обеспечивается подходящими атрибутами.

К слову, мой любимый интернет-магазин Озон предлагает множество вариантов атрибутов для сюжетных забав, которые чрезвычайно разнообразят тематические уголки в группе. Что говорить, если ребенок видит классную игрушку – он сразу воспылает желанием найти ей творческое применение. Да, картонные поделки – штука полезная, как ни крути. Но насколько же эффектней смотрятся настоящие детские кухни, скажем, либо прилавки магазина с красочным товаром!

компоненты сюжета игры

Но вернемся к нашим баранам, как говорится. Итак, что подразумевается под  компонентами (структурой) сюжетных забав дошкольников?

Основные компоненты деятельности сюжетно-ролевой игры содержат:

  • Сюжет;
  • Содержание;
  • Правила;
  • Роль;
  • Действия;
  • Взаимоотношения;
  • Предметы-заместители;
  • Воображаемые ситуации;
  • Партнеры.

В общем, так я и думала, но четко сформулировать было трудно. Может, кому-то пригодится мой труд по обобщению информации?

Это главные компоненты стандартной сюжетно-ролевой детской игры по Д.Б. Эльконину – советскому психологу, который занимался вопросами именно детской психологии, в частности психологии игры. Он выделил уровни сюжетных детских забав, которые отражают их развитие на протяжении дошкольного периода детства.

Д.Б. Эльконин – советский психолог

Стоит ли расписывать, каждый пункт списка? Уверена, все воспитатели знают, что такое роль, сюжет, действие… Мне нужно было просто представить вам четкий ответ на конкретный вопрос: какие, собственно, компоненты любой сюжетно-ролевой социализирующей игры выделяет педагогика?

Поделюсь лишь собственными наблюдениями об особенностях ролевых забав наших с вами деток. Вы же понимаете, что сюжеты, роли и прочие составляющие игр современных ребят кардинально отличаются от тех забав, в которые играли наши бабушки (если играли вообще в их труднейшее голодное военное время).

Немного конкретики…

Например, сюжеты вообще можно сгруппировать таким образом:

  1. Бытовые – семья, детсад;

  2. Профессиональные (производственные) – продавцы, учителя, врачи и т.п.;

  3. Общественные – праздники, парад, поход в кафе, поликлинику, театр.

Мы в детском саду предлагаем ребятам разнообразные сюжетные линии, чтобы дать им возможность всесторонне изучить окружающий мир. Если не показать деткам, во что можно играть, они будут скучать либо часами катать машинки по полу, либо одевать и раздевать кукол, а иногда начинают просто ругаться из — за игрушек и это не очень хорошо.

Когда ребятишки играют сами по себе это конечно не плохо, но нужно постоянно расширять игровой опыт малышей, вовлекая их в новые ситуации, чтобы дети не успели повздорить между собой, что часто случается, если пускать всё на самотёк.

Есть «вечные» сюжеты, которые использовали и наши бабушки. Например, больница, школа, семья, но и они имеют особенности, отражающие действительность. Если раньше врачей в селах называли фельдшерами, то сегодня такое название не встретишь. Да много чего поменялось за последние 20-30 лет… Это все всегда отражается в игровых моментах.

игра в больничку

Часто детки выбирают сюжеты игр по какому-нибудь экстраординарному событию в жизни страны и мира или по сюжетам фильмов. Так, мальчишки в моем детстве забавлялись в пограничников и Штирлица, мой папа представлял себя разведчиком, красноармейцем, солдатом по следам войны, а уже наши детки вполне серьезно играют в террористов…

Что хочется сказать о содержании? Оно зависит от возраста детишек. Самые маленькие способны многократно повторять одно и то же действие, которое им не надоедает. К примеру, они одевают кукол, укладывают спать и опять одевают, затем все повторяется снова. При этом детки могут вообще все делать молча или обособленно, не общаясь с партнерами по игре.

игра для девочек

Ребята постарше уже добавляют новые линии – тех же кукол они уже умывают, кормят завтраком и ведут в детский сад или школу. При этом с возрастом малыши учатся использовать предметы-заместители: кусочек пластилина вполне заменяет мыло или вообще можно ведь все представить себе, нафантазировать и этого достаточно для полноценной забавы.

Ребята активно общаются, обсуждают сюжет и свои роли, то есть, они проникают глубже в жизненные реалии с помощью игры.

Дети в игре

Интересно наблюдать, как меняется характер роли, которую отводит себе и партнерам по игру ребенок от младшего возраста и дальше. Сначала на первых порах малыш выполняет действие, которые обычно с ним выполняют родители – умыть, раздеть-одеть, уложить спать. Он не воображает себя, скажем, мамой, но копирует ее движения.

сюжетные игры на улице

Далее идет озвучивание – малыши говорят вместо кукол. И лишь позже они называют те роли, которые берут на себя: я – мама, я – дочка, я – собачка. Дошкольники уже не только придерживаются логики действий, но и проявляют понимание смысла социальных отношений.

На этом этапе возможны эмоциональные стычки между детьми при распределении ролей. Обязательно нам, взрослым, нужно пресекать конфликты и учить ребят справедливо выбирать и давать роли. Можно показать им, как с помощью считалочки или жребия решать проблему выбора.

А что если нам развернуть дискуссию на эту тему? Давно хотела провести научные споры с коллегами! Прошу высказывать «умные» мысли, ценные замечания, уникальные предложения!

Можно даже подписаться на новые материалы, также не забывайте делиться ссылками на понравившиеся статьи.

Screenshot_9

С уважением, Татьяна Сухих

До новой встречи!

Кстати, рекомендую прочитать:

Screenshot_9

Опубликовано: 20.05.2015

Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…

Screenshot_9

Опубликовано: 22.07.2015

Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…

Screenshot_9

Опубликовано: 13.11.2016

Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…

Screenshot_9

Опубликовано: 11.12.2016

Здравствуйте, снова с вами Татьяна Сухих, столько бумаг накопилось и…

Screenshot_9

Опубликовано: 06.01.2017

Я, Татьяна Сухих, вновь рада приветствовать любимых своих читателей на…

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры

Возрастной период детства

Сюжет игры

Содержание игры

Роль

Игровые правила

Игровые действия

Отношения детей в игре

Характер взаимодействия детей

Мотив игры

Причины конфликтов

Длительность и количество играющих

Ранний возраст

Бессюжетная игра

Манипулирование с предметами, совершая однообразно повторяющиеся действия

Возникает к концу возрастного периода

Правила отсутствуют

действие ребенка связано с его ролью через предметы

Играют рядом, но не вместе. К трем годам появляется интерес к игре сверстника.

Взаимодействия по внеигровому поводу — места или игрушки, привлекающей ребенка.

Мотив в вероятном характере результата игрового действия.

Конфликты из-за того что не поделили игрушку вне игровой деятельности или не поделили внимание взрослого

3-5 мин

1 чел

Младший дошк.

возр.

Бытовой

состоит из ряда часто не связанных друг с другом эпизодов из жизни

Они отрывочны, нелогичны, неустойчивы

Бытовые действия (варить, мыть, возить»

содержание игр состоит только из ряда действий с игрушками

Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия

Социальые, предметные

правило еще не выступает, но в случаях конфликта оно уже побеждает непосредственное желание действовать с предметом

Каждый ребенок играет по-своему

Дети присоединяются к играющему рядом сверстнику, радуются совместным усилиям, понимают, когда кто-то из детей не выполняет общего действия, высказывают жалобы-претензии к его качеству

игровое взаимодействие детей на основе общего места игры, выполняемого одновременно действия (один строит, другой подает кирпичики). В конце третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата.

Возникновение нереализуемых тенденций

когда кто-то из детей не выполняет общего действия или выполняет его не так как надо.

3-10 мин

2-3 чел

Средний дошк. возр.

Производственный

Появляются ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — кухарка, я — шофер. Здесь в этих обозначениях наряду с ролевыми действиями появляются ролевые отношения

выступать правила, выражающие систему отношений с другими участниками игры, взявшими на себя выполнение той или иной роли

Социальные, предметные

Правила в игре контролируются взрослыми.

действия связаны с ролью непосредственно или через готовое правило игры.

игровые действия носят характер оторванных от роли отдельных действий

соотнесения игровых отношений с реальными отношениями

Взаимодействие детей строится на симпатии, так как в этом возрасте у ребенка уже появляются постоянные партнеры по игре.

роли имеют в этих играх главное значение, и интерес игры для детей заключается в выполнении той или другой роли

Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

До 20 мин

1-5 чел

Методические основы организации сюжетно-ролевой игры в возрастных группах

Методические основы организации сюжетно-ролевой игры в возрастных группах

Изучением особенностей сюжетно — ролевой игры дошкольника занимались многие педагоги и психологи: Эльконин Д. Б., Выготский Л.С., Менджеритская Д.В., Венгер Л.А., Мухина В.С., Васильева М.А., Щербакова Е.И., Русскова Л.В., Короткова Н.А. Мацкевич М., Новосёлова С.Л.

Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание – действие – общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от его личности, знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески руководить игровой деятельностью зависит использование ее для всестороннего развития личности ребенка.

Итак, первое условие игры как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (об их свойствах, качествах, назначении), событиях и явлениях реального мира.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяет не только сюжет, но прежде всего содержание детских игр.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать, так ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Условия, при которых ребенок может взять на себя выполнение какой-либо роли: ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Знакомство с действительностью – главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры; знакомство с этой действительностью должно происходить таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность. Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не значит, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского обществ – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Особенности сюжетно-ролевых игр:

  1. Соблюдение правил (правила вытекают из самой сути игры).

  2. Социальный мотив игр (игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений).

  3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие (ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку», «по-правде», но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Сюжетно-ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша).

  4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.

  5. В сюжетно ролевой игре развивается воображения и творчество (плановость, согласованность действий в длительных играх сочетается с импровизацией, дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы).

  6. Развитие речи.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

  2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, завод..)

  3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты)

  4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка… В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, условиям их поведения.

  5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом и за себя и за куклу.

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе.

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Благодаря взаимосвязи всех компонентов, игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся. Основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняются на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента. Для перехода игры на более сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости от уровня развития игры на данном этапе.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

При руководстве сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте используются следующие приемы:

Приемы прямого руководства — Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Приемы косвенного руководства — обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста) ;

— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами;

— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;

— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность, спланировать ход игры, последовательность действий;

— распределить роли, согласовать замысел;

— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;

— наблюдение за игрой детей;

— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) ;

— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности) ;

— создать игровую ситуацию;

— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей) .

Методика применения сюжетно-ролевой игры:

  1. Выбор игры.

  2. Педагогическая разработка плана игры.

  3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка

  4. Создание воображаемой ситуации.

  5. Распределение ролей.

  6. Начало игры.

  7. Сохранение игровой ситуации.

  8. Завершение игры.

Сюжетно-ролевые игры детей младшей группы детского сада

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из 2-3 действий многократно повторяющихся. (например, давайте построим башню, Дети по очереди ставят кубики друг на друга), а далее цепочки усложняются (воспитатель готовит еду на игрушечной плите – кормит игрушек — …,заменяет игрушечную посуду на воображаемую, на палочки вместо ложек…

Основными задачами руководства играми в младшей группе являются:

  1. Развитие обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

  2. Развитие и обогащение сюжетов игры.

  3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Одним из основных приемов руководства играмималышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку, как к его персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевые игры детей средней группы детского сада

У детей средней группы появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.

У детей средней группы часто одновременно возникают несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания детей для 1-2 игр, а затем постепенно переходить к углублению содержания других.

Воспитатель должен использовать разнообразные приемы для организации совместной игры.

Сюжетно-ролевые игры детей старшей группы детского сада

В этом возрасте в играх наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки( например, мама проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, одевает, купает, но и воспитывает, читает ему книжку) Педагогу важно научить ребенку развертывать в игре разнообразные сюжеты. Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам берет себе дополнительную.

Основная задача руководства играми старших дошкольников – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен обогащать содержание игр.

Во всех группах воспитатель время о времени должен предлагать новую тему игры. При этом педагог не навязывает тему детям, а старается лишь возбудить к ней интерес.

Сюжетно-ролевые игры детей подготовительной группы детского сада

Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Все сюжетно-ролевые игры нося совместный, коллективный характер.

В игре четко выделяются подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек.

Дети подготовительной группы предъявляют более высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов. Возникают и устойчивые игровые группировки, но при этом возможно образование замкнутых группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних». В таких случаях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может оценить поведение играющих. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими, проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

План-конспект урока на тему: «Характеристика сюжетно-ролевой игры»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ  

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Теоретические и педагогические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

НА ТЕМУ: «Характеристика сюжетно-ролевой игры»

Цель-

  • Изучить: Сущность и структура сюжетно-ролевой игры и особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Задачи-

  • Развитие представлений студентов о сюжетно-ролевой игре дошкольников
  • Воспитывать у студентов желание активно работать на уроке
  • Вызывать интерес к изучаемому материалу
  • Формировать умение анализировать материал, отвечать на поставленные вопросы

Материал-

  • Конспект лекции
  • Литература по теме (книги)
  • Комплект (по количеству студентов) учебника Козловой С.А., Куликовой Т.А. «Дошкольная педагогика».

План:

  1. Литература и исследователи данной проблемы
  2. Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
  3. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
  4. Домашнее задание:
  1. Повторить лекцию и ознакомиться с литературой по данной проблеме.
  1. Литература:
  • Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001
  • Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Ростов н/Д.: Феникс,2010

Исследователи:

  • Л.С.Выгодский
  • С.Л.Рубинштейн
  • А.Н.Леонтьев
  • Ф.И.Фрадкина
  • А.П.Усова
  • Д.Б.Эльконин
  • Д.В.Менджерицкая
  • Р.И.Жуковская
  1. Сущность сюжетно-ролевой игры.

Итак, что же такое сюжетно-ролевая игра?

Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игровой деятельности, наиболее характерный для детей дошкольного возраста. Основой этой деятельности является мнимая или воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Характеризуя сюжетно-ролевую игру, Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым.

Как вы думаете, что же за «источник», который «питает» сюжетно-ролевую игру ребенка? (окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослого и сверстников).

Самое главное – в сюжетно-ролевой игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

На эту особенность указывал Ушинский: «…в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Творческий характер игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевопложения.

Структура сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

  • Сюжет
  • Содержание
  • Роль

Задание: из учебника (Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. –М. : Издательский центр «Академия», 2001) кратко выписать характеристику структурных компонентов сюжетно ролевой игры.

(Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. 

Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) — одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

  • бытовые (игры в семью, детский сад),
  • производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму),
  • общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов.

Но, кроме того, в каждую эпоху происходили серьезные, иногда экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, эвакуацию мирных граждан, госпиталь, партизан, блокаду Ленинграда, парад Победы и др.). После полета Юрия Гагарина в космос (12 апреля 1961 г.) дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир).

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни.

Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, детский врач. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек — предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек — человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик — кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П.Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку — уложил спать; снова покормил- и снова уложил спать. А.П.Усова охарактеризовала такие игры как игры- действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей, транспорт и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное. Например, Сережа, папа которого капитан речного парохода, предлагает «воспитательнице» покатать детей по Москве-реке. Получив согласие, строит из стульев пароход, встречает пассажиров на его борту. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых в игре ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед едва поднеся ко рту ложку. Иногда дети ограничиваются символическими действиями: матрос плавает по комнате, которая стала «как будто море».

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.).

В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку — уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

  • усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
  • постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.

Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, чтобы все ее слушали, не шалили на уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре: «С капитаном нельзя спорить!» или: «Капитаны громко приказывают, а ты просишь матроса помыть палубу!» Таким образом, для дошкольников роль — это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я — мама, я — шофер, я — врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики: у мамы — набор предметов быта, у врача — медицинские инструменты, лекарства, у шофера — транспортное средство. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно-игровых действий: врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становится средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры — процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии)).

  1. Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:
  1. Соблюдение правил (регламентирование того, что делают ребенок и воспитатель.) Просто так, из ниоткуда, действие по правилам не возникает. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослого, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образцу жизни людей.
  • Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
  1. Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
  2. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны.

На ваш взгляд, ребенок отличает игру от действительности? Обоснуйте свою позицию. (отличает, о чем говорит наличие в его речи высказываний типа «как будто», «понарошку», «по-правде», однако ребенок не притворяется, а действительно переживает все).

Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Сеченов доказал, что игровые переживания ребенка оставляют глубокий след в сознании малыша.

  • Сюжетно-ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.
  1. В ходе сюжетно-ролевых игр происходит развитие интеллекта. Некоторые игры продолжаются неделями, постепенно развиваясь («Моряки», «Путешествие»…).
  • Продолжительное пребывание ребенка в одной и той же роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
  1. В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
  2. В сюжетно-ролевой игре происходит интенсивное развитие речи.
Изменяющие жизнь преимущества ролевых игр для дошкольников

На этой неделе я взял эти рутинные карты у Военной Жены и Мамы, потому что мой 3-летний ребенок, как правило, готовится подраться, когда готовится покинуть дом, или пойти в постель. Или есть еду. Или начни ее день. Это имело ОГРОМНУЮ разницу в один день.

Вместо того, чтобы напоминать, вести обратный отсчет и пытаться избежать расплавлений, вчера вечером мы пели песню Олафа, когда она с радостью выбрала нижнее белье Олафа и надела его.

Этим утром она сжала кулак и сказала: «Последний — это« расческа! », Прежде чем она вошла в ванную и начала расчесывать свои собственные волосы. Я продан! Я действительно люблю это и думаю, что любая мама малыша могла бы извлечь выгоду!

Насколько важна игра в дошкольных учреждениях?

Дошкольное учреждение — это больше не просто песочница. По мере того как начальная школа становится более строгой, дошкольные учреждения тоже. Предполагается, что дети приобретают определенные навыки в дошкольных учреждениях, чтобы подготовиться к начальной школе. Учитывая ограниченное время в дошкольных учреждениях и необходимость успеха в будущем, где игра подходит?

Игра для детей дошкольного возраста

Дети от природы игривы. Их самый ранний опыт исследования со своими чувствами побуждает их играть сначала с самим собой, а затем и с другими.Национальная ассоциация образования детей младшего возраста (NAEYC) включила игру в качестве критерия в процесс аккредитации программ для детей младшего возраста. «Они называют это своей работой», — говорит Питер Пиццолонго, заместитель директора по профессиональному развитию NAEYC. «Когда они учатся и играют с радостью, это положительный опыт. Они развивают позитивный подход к обучению ».

Роль учителя в детстве растет

По мере развития детей их игра становится все более сложной.До 2 лет ребенок играет сам по себе и почти не общается с другими. Вскоре после этого он начинает смотреть, как играют другие дети, но может и не присоединиться. Это особенно актуально для детей в многолетнем возрасте, где младшие дети могут смотреть и учиться у старших дошкольников, играющих поблизости.

Примерно от 2 с половиной до 3 лет дошкольник начинает играть, сидя рядом с другим ребенком, часто с похожими интересами. Это естественным образом переходит через использование языка к началу совместной игры.Взрослый может облегчить этот процесс, создав пространство для двух или более маленьких тел и помогая детям найти слова, чтобы выразить свои вопросы или потребности.

От 4 до 5 лет дошкольники обнаруживают, что у них общие интересы, и ищут таких детей, как они. Они обсуждают, ведут переговоры и вырабатывают стратегию для создания сложных игровых сцен; по очереди; и работать вместе для достижения общих целей.

Роль учителя дошкольного возраста в развитии игры очень важна. «Родители должны следить за тем, чтобы учитель организовал обстановку, — говорит Пиццолонго, — и использует свою учебную программу так, чтобы она могла планировать, как дети будут участвовать в игре.Это действительно структурированный способ обучения. Это просто выглядит как структура, отличная от той, что вы увидели бы в четвертом классе ».

Типы игр

Детские игры можно разделить на категории, но типы игр часто пересекаются.

  • Dramatic — Фэнтезийная игра с переодеванием в костюмы, принятием ролей в качестве персонажей, использованием игрушек для представления персонажей в рассказах, созданием воображаемых установок и притворством, что они играют роли взрослых.
  • Манипулятор — Удерживание маленьких игрушек, которые часто используются для создания предметов, но также встречаются в головоломках, персонажах, бусах и т. Д.
  • Физическое — Использование всего тела в велосипедах, мячи, скакалках, обручах, игровые конструкции и т. д.
  • Creative — Использование художественных материалов, таких как краски, глина, маркеры, карандаши, клей и т. д. Игра происходит в процессе использования материалов, а не в конечном продукте.

Преимущества игры

Благодаря игре дети развивают навыки, которые они будут использовать в школьные годы.

Физический

Как грубое, так и мелкое моторное развитие происходит через игру. Когда дети играют на улице, если они чувствуют себя комфортно и получают поддержку, они подталкивают себя к новым испытаниям и развивают моторные навыки. Развитие мелкой моторики, такой как работа с мелкими предметами, — это способ для детей практиковаться, используя свои руки и пальцы, что, в свою очередь, создает силу и координацию, необходимые для навыков письма «Когда вы дошкольник или малыш, ваше внимание проявляется по-другому», — объясняет Пиццолонго.«Ваше внимание работает лучше всего, если ваше тело вовлечено, как можно больше его частей. Так что дети, которые учатся играть там, где они физически работают с материалами и взаимодействуют друг с другом, будут работать лучше ».

Язык

Дети развивают языковые навыки посредством совместной игры. Их успех зависит от их способности и терпения в объяснении. Учителя повторяют слова, сказанные детьми, чтобы помочь другим понять. Они также учат слова об объектах, с которыми дети заинтересованы в обработке.Учащиеся могут разговаривать сами с собой, играя рядом с другими детьми, а затем начинают повторять то, что они слышат, или начинают разговаривать друг с другом. Это превращается в постоянное общение по поводу игры, становящееся все более изощренным к 4 годам. Теперь дети будут устанавливать правила, выполнять конкретные роли, выражать свои интересы или возражения и болтать о забавных ситуациях, возникающих в процессе игры.

Я-концепция

Игра создает сильное чувство уверенности в себе.Попытка сделать определенный трюк на игровой структуре или построить с блоками — тяжелая работа для дошкольника. Учителя признают этот опыт, формулируя то, что они наблюдают, и позволяя дошкольнику снова воспринимать эти достижения. Есть также терапевтические преимущества для игры, которые помогают всем детям. Например, понимание того, что родитель собирается работать и вернется во время посадки, может быть подкреплено сценарием игры.

Социальное развитие

Выслушивание, ведение переговоров и компромисс являются сложными для детей в возрасте от 4 до 5 лет.Хотя дети в этом возрасте все еще эгоцентричны или неспособны думать дальше своих собственных потребностей, работа с другими помогает им развить понимание различий между людьми вокруг них. Этот опыт в дошкольных учреждениях обеспечивает основу для обучения решению проблем и общению со сверстниками. Игра также помогает развивать позитивные лидерские качества для детей, которые, естественно, склонны руководить, но должны научиться контролировать свои импульсы.

Утрата игры позже

Для многих детей школьного возраста время, проведенное вне школы, будет включать одиночное время, затрачиваемое на видеоигры и компьютеры, поэтому для дошкольников особенно важно иметь возможность естественно развиваться в своей игре.

Джули Николсон, преподаватель дошкольного образования в Школе образования Миллз-колледжа в Окленде, штат Калифорния, отмечает: «Мы знаем из десятилетий исследований, что игра маленьких детей очень полезна для их развития, поэтому мы должны смотреть на такие чрезвычайно важные темы, такие как уменьшение детской игры на свежем воздухе, потеря продолжительного периода неструктурированного времени для детей, чтобы заниматься творческой игрой, и игрушки, которые продаются детям, которые становятся все более жестокими, сексуализированными и закрытыми.

Спросите об игре при выборе дошкольного учреждения

Когда вы посещаете дошкольные учреждения, о которых вы думаете, спросите об их философии игры. Дошкольникам нужны возможности для игр, подготовленные места для их изучения и отзывчивые учителя для поддержки их обучения. Такая обстановка готовит детей не только к тому, чтобы стать учениками, которые будут работать вместе с другими и подходить к обучению с радостью, но и к более счастливым людям, которые не потеряют свою любовь к игре.

Поделиться на Pinterest

Обновлено: 21 апреля 2020 г.

,
15 идей для самостоятельной игры для дошкольников

Эти идеи для самостоятельной игры хороши тем, что готовы к работе, так что вы можете выбрать одну из них, когда вам нужно, чтобы ваш дошкольник (или ребенок более старшего возраста… или детский сад…) был счастливо занят в течение 10 минут или около того — может быть, дольше, если вам повезет!

15 независимых дошкольных мероприятий:

  1. Воздушные шарики с начинкой из теста — Мне нравится идея сенсорного ощущения игрового теста без сопровождающих крошек игрового теста.В «Хаосе и беспорядке» я нашел советы по наполнению воздушных шариков тестом и рекомендации по другим сенсорным наполнителям.
  2. Форты и другие Уютные Места — предлагают новое пространство для создания форта и захвата кучи одеял или подушек для строительства. На днях у нас был очень уютный дом под обеденным столом.
  3. Пишем и стираем книги — У нас есть эта Crayola Dry Erase ABC Activity Book (филиал Amazon), которая хороша тем, что содержит достаточно страниц с местом для рисования, а также страницы с буквами.
  4. Новые магниты для Magnadoodle (филиал Amazon) — если вы сохраняете те тонкие плоские магниты, которые застряли в телефонных книгах и нежелательной почте, вы можете вырезать из них фигуры для своей доски. Моей дочери также нравится пытаться отследить предметы, такие как перевернутая чашка на ее Magnadoodle.
  5. Rubberbands и Geoboard (дочерняя компания Amazon). Дошкольникам нравятся сложные задачи по созданию изображений с резинками на этих досках, и они продолжают развлекаться годами.
  6. Аудиокниги — Библиотека является отличным источником книжек с картинками и записей. Некоторые дети находят ношение наушников новым и увлекательным занятием.
  7. Просматривая каталоги игрушек — нет, вы не говорите, что что-то купите, просто дарите им счастливое время, представляя, что играете со всеми различными игрушками. Я говорю своим детям: «Обведите кружком то, что вам нравится, чтобы добавить это в свой список пожеланий!»
  8. Очистители труб и бусин — иногда мы добавляем в смесь и колландер.Добавление бисера разных размеров может добавить еще один уровень интереса.
  9. резиновые штампы — я настоятельно рекомендую моющиеся чернила (ссылка Amazon)! Идеи марки:
    • Вытащите большой лист бумаги и несколько марок, и пусть ваш дошкольник отправится в город.
    • Нарисуйте фигуру, цифру или букву и попросите их заполнить ее штампами
    • Дайте им марки и маркеры для украшения картонной коробки.
    • Попросите их поставить печать на карточке, чтобы отправить любимому человеку далеко.
  10. шаблонных блоков — Это весело с или без шаблонной карты
  11. Сортировка сокровищ — Соберите коллекцию маленьких пустых коробок и горстку ваших нежелательных украшений, стеклянных камней, старых ключей … вы знаете сокровища и пусть ваш ребенок просматривает и сортирует по своему усмотрению.
  12. фишки для покера — заполненные глиной фишки имеют достаточный вес, и детям нравится вставлять их в слот пустого контейнера для салфеток или сортировать их в кучи — аналогично, положить монеты в копилку может быть очень увлекательно.
  13. Подходящие гайки и болты — В магазине выберите пять или шесть болтов разных размеров с соответствующими гайками. Пусть ваш ребенок разберется с чем.
  14. Тихое чтение- Или, может быть, я должен сказать «тихий просмотр книжек с картинками». Для развития привычки может потребоваться время, но над этим стоит работать. Ищите и находите книги, текстурированные книги и книги с пышными подробными иллюстрациями — большой успех.
  15. Папка с файлами игр — Многие из этих печатных форм бесплатны и могут быть выполнены дошкольником самостоятельно.Найдите огромный каталог всевозможных игр для файловых файлов в Ideas for Preschoolers, а также найдите головоломки, игры для сравнения и сортировки в магазине Montessori Printshop.

Хотите узнать больше идей для дошкольных занятий?

Дополнительные идеи для простой игры для дошкольников можно найти в моей совместной книге: «Три-пять: Игривая дошкольная программа»

3-5 playful preschool ,

Как научиться играть в ролевые игры

Ролевые упражнения могут быть тяжелой работой для инструктора, как при подготовке, так и при выполнении, но работа имеет тенденцию окупаться с точки зрения мотивации и успеваемости учащихся. Как и в любом большом проекте, лучше всего делать его по одному:

  1. Определить цели
  2. Выберите контекст и роли
  3. Представляем упражнение
  4. Подготовка студентов / Исследования
  5. Ролевая игра
  6. Заключительная дискуссия
  7. оценка
К счастью, большая часть подготовительной работы может быть передана другим преподавателям.Многие хорошо разработанные ролевые упражнения доступны на страницах сценариев, организованных по темам или по типам.

Определить цели

Детали того, что вам нужно сделать, полностью зависят от того, почему вы хотите включить в свой курс ролевые упражнения.

  • Какие темы вы хотите охватить упражнением?
  • Сколько времени вы и ваш класс должны работать над этим?
  • Что вы ожидаете от своих студентов: исследования, отчеты, презентации?
  • Хотите, чтобы студенты играли в ролевые игры отдельно или вместе?
  • Хотите добавить элемент вызова или конфликта?

Выберите контекст и роли

Для подготовки к упражнению:

  • Определите проблему, связанную с выбранной темой (-ами) обучения и настройкой персонажей.Это хорошая идея, чтобы сделать настройки реалистичными, но не обязательно реальными. Рассмотрите возможность выбора и адаптации материала, который подготовили другие инструкторы.
    • Для получения информации о проблемах и настройках с большим количеством подробностей ознакомьтесь с примерами в модуле Case Study для начинающих. Сам модуль содержит больше информации об использовании кейсов для обучения.
  • Если персонажи, используемые в упражнении, являются людьми, определите его или ее цели и что произойдет, если персонаж не достигнет их.
  • Вы должны выяснить справочную информацию каждого персонажа о проблеме или, что еще лучше, указать, как ее собрать с помощью исследований. Если возможно, подготовьте карты и данные для своих студентов, чтобы они интерпретировали их как часть своей исходной информации, а не выводы, на которых они обычно основывали бы свои решения (особенно если персонажи — ученые).

Представляем упражнение

Вовлеките учеников в сценарий, описав настройки и проблемы.

  • Предоставьте им информацию, которую вы уже подготовили об их характере (ах): цели и справочную информацию. Студенту должно быть ясно, насколько персонаж предан своим целям и почему.
  • Определите, сколько ваших учеников ранее играли в ролевые игры, и объясните, как это будет работать в этом упражнении.
  • Опишите свои ожидания от них так же, как и для любого задания, и подчеркните, что вы ожидаете от них на этом уроке.
  • Если есть элемент запроса, предложите общую стратегию исследования / решения проблемы.

Подготовка студентов / Исследования

Даже если не назначено предварительное исследование, студентам понадобится несколько минут, чтобы просмотреть своих персонажей и приступить к выполнению своих обязанностей. Также могут быть дополнительные вопросы:

  • Почему они делают это по своему характеру? Почему вы решили сделать это ролевым упражнением?
  • Студенты могут иметь оговорки о характере, который был им назначен, или об их мотивах.Инструктору полезно узнать об этом до начала ролевой игры. Студенту может быть очень трудно начать исследовать проблему с точки зрения, которая сильно отличается от его собственной, потому что даже явно объективные данные имеют тенденцию толковаться как поддержка ранее существовавших мировоззрений.
    • Что касается экологических проблем, многие экологические группы имеют хорошо написанные, тщательно исследованные и хорошо спроектированные веб-сайты, на которых будут представлены аргументы, а также информация для ученика, которому назначен персонаж, для которого защита окружающей среды очень важна.
    • Подобные веб-сайты, представляющие очень распространенную точку зрения работника, собственника или промышленника, будущее которого может вступать в конфликт с экологическими интересами, трудно найти. Один сайт, Debate Central, содержит аргументы в пользу персонажей, которые продвигают права собственности и опасаются вмешательства правительства. Однако их тематический охват все еще ограничен. Более плохой альтернативой является отправка студентов на веб-сайты компаний, вовлеченных в проблему, для чтения их PR-материалов.
    • Часто лучший ресурс для понимания людей — это другие люди.Модель ООН призывает участников позвонить в посольство страны, которую они должны представлять, для совета. То же самое можно сделать с отделами по связям с общественностью горнодобывающих компаний и союзов, группами по защите окружающей среды и налогоплательщиков и т. Д.
  • Если есть компонент запроса (, то есть исследований под руководством студента), студентам может понадобиться помощь в составлении плана исследования и поиске ресурсов.

Ролевая игра

В зависимости от задания учащиеся могут писать документы или участвовать в саммите по образцу ООН.Для презентации или взаимодействия реквизит может оживить мероприятие, но не стоит больших усилий, поскольку они обычно не важны для образовательных целей проекта.

Заключительное обсуждение

Как и любое упражнение, основанное на запросах, за ролевой игрой должен последовать опрос учащихся, чтобы определить, что они узнали, и закрепить его. Это может быть выполнено в рефлексивных эссе или заключительном абзаце в конце отдельного письменного задания или в обсуждении в классе.Преподаватель может воспользоваться этой возможностью, чтобы спросить учащихся, изучили ли они уроки, определенные до начала ролевой игры.

Оценка

Как правило, оценки даются за письменные проекты, связанные с ролевыми играми, но презентации и даже участие в интерактивных упражнениях могут оцениваться. Особые соображения для оценки в ролевых упражнениях включают в себя:

  • Игра в персонаже
    • Работа для достижения целей персонажа
    • Создание заявлений, которые отражают точку зрения персонажа
  • В конструктивном и вежливом интерактивном упражнении
  • Для многих заданий — возможность сделать шаг назад и посмотреть на ситуацию и высказывания персонажа с точки зрения ученика или с точки зрения другого персонажа.

Дополнительные рекомендации

,