Конкретизация это в психологии определение: Конкретизация | это… Что такое Конкретизация?

Содержание

КОНКРЕТИЗАЦИЯ — это что такое КОНКРЕТИЗАЦИЯ

  найдено в  «Российской педагогической энциклопедии»

(от лат. concretusсгущённый, уплотнённый, сложившийся), включение изучаемого явления (понятия, события и т. п.) через абстрактное понятие в многообразие действит. связей и отношений; один из приёмов познания. В отличие от абстракции К. предполагает воссоздание возможно полного знания о реальном предмете. Применение К. в обучении основывается на единстве конкретного и абстрактного в познании. С помощью К. раскрывается содержание науч. абстракций путём включения их в систему соответствующих реальных фактов и отношений. В силу этого знание, содержащееся в абстрактном понятии в сокращённом виде, становится полным конкретным знанием, сохраняя при этом обобщённую форму. К. отличается от иллюстрации и примера, к-рые поясняют к.-л. правило применительно к частному отд. случаю. К. осуществляется в чувственно-наглядной или словесной форме. В качестве наглядных средств К. выступают предметы, таблицы и др.

Напр., представить характерные особенности к.-л. местности помогает топографич. план этой местности, физич. карта или просто картина. Словесно-отвлечённая форма К. осуществляется путём пояснений. В обучении К. — один из метод. приёмов, используемых при разъяснении нового материала. Так, для усвоения учащимися нового понятия, напр. подлежащего, очевидно, недостаточно сообщения о его существенном признаке (подлежащее — это слово или слова, к-рые указывают, о чём говорится в предложении, предмет мысли). Нужно организовать работу учащихся по усвоению этого признака на материале всех типичных грам-матич. форм, к-рыми может быть выражено подлежащее, — имени существительного, глагола в неопределённой форме и т. д. Такое варьирование всех типичных форм, а не умножение конкретных примеров на к.-л. одну или неск. форм обеспечивает К. понятия «подлежащее». К. в единстве с абстракцией позволяет учащимся увидеть за общими положениями конкретные факты, а конкретные факты понять как единичные проявления их общего основания, к-рые лишь в этих частных фактах находят своё выражение.
Напр., в курсе истории учащиеся знакомятся с социальными революциями разных типов (бурж., социалистическими и др.). Исторически-конкретное понимание изучаемой революции требует абстрактного знания осн. черт, обязательных для революции каждого типа, знания движущих сил и целей революции. Увидеть типичные черты в своеобразной для каждой революции форме — значит. конкретизировать абстрактное понятие революции. Применение разл. форм и средств К. в процессе обучения зависит от характера изучаемого материала. Так, в биологии целесообразно использовать картины, изображающие жизнь растений и животных, экскурсии, практич. работы самих учащихся. При изучении истории наряду с привлечением иллюстраций на ист. темы большое значение приобретает К. в словесной форме. Грамматика требует преим. словесно-понятийной К. Использование в шк. обучении разл. средств К. зависит также от познават. возможностей учащихся, от их возраста. Словесное пояснение ист. событий, вполне достаточное для ст. школьников, может оказаться недоступным для младших.
Тогда следует воспользоваться наглядными средствами, представляющими типические конкретные формы какого-то абстрактного понятия. С увеличением знаний, с обогащением жизненного опыта достигается всё большая независимость от чувственно-наглядных форм К. В конечном счёте процесс К., выбор её способов и средств зависят от организации уч. деятельности в целом, от того, реализует она формирование у учащихся мышление эмпирич. или теоретич. типа. В эмпирич. мышлении К. выступает в форме наглядных примеров, частных случаев и реализует принцип наглядности в обучении. Формирование теоретич. мышления предполагает вслед за выделением в результате анализа генетически исходного (основного, всеобщего) отношения нек-рой предметной системы К. путём выведения и объяснения его особенных и единичных проявлений (с помощью моделирования, схематизации, применения др. знаково-символических, а также наглядных средств). Понимание обучения как активного процесса требует, чтобы средства К. использовались учащимися в их собств.
действиях с уч. материалом при решении разл. задач, выполнении упражнений и в др. самостоят. работах. Так, в физике абстрактное понятие о давлении твёрдых тел конкретизируется в процессе решения специально подобранных задач, напр. при подсчёте давления, оказываемого человеком на землю, когда он имеет разную площадь опоры (в одном случае стоит на снегу на лыжах, в другом — в ботинках). Разные результаты подсчёта в этих случаях убеждают учащихся в том, что давление — это отношение между всей давящей силой и площадью опоры. Вместе с абстракцией и обобщением К. — необходимое условие формирования теоретич. мышления учащихся. Лит.: К а б а нов а — M с л л с p E. H., Психология формирования знаний и навыков у школьников, М., 1962; Талызина Н. Ф., Управление процессом усвоения знаний, М., 1975; Давыдов В. В., Маркова А. К., Развитие мышления в шк. возрасте, в кн.: Принцип развития в психологии, М., 1978; Леонтьев А. Н., Психол. вопросы сознательности учения, в его кн.: Избр. психол. произв.
, т. 1, М., 1983; Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986, гл. 4; СалминаН. Г., Знак и символ в обучении, М., 1988. А. Н. Ждан.

это что такое? Значение, толкование слова

Большинство длинных слов в русском языке, со значениями которых разобраться бывает довольно трудно, пришли к нам из других языков. Чтобы не прослыть невежей, приходится иногда искать происхождение слова и выяснять его прямое значение, ведь в современном мире большинство слов давно утратили свой коренной смысл и употребляются в другом контексте. Например, «конкретизация». Это слово понятно любому современному человеку, но какой смысл в него закладывался изначально и как описать его значение?

Происхождение слова

Как и большинство слов, «конкретизация» пришла к нам из латыни. Происходит термин от слова concretus, что можно перевести как «сложившийся», «слаженный», «сгущенный». Изначально этот термин появился в философии и являет собой некую совокупность познания окружающего мира. «Конкретизация», значение которой мы выясняем, сама по себе подразумевает какой-либо другой фундамент, которым служит абстрагирование (отвлечение), некое углубление в суть вопроса. Два этих способа познания тесно взаимосвязаны и друг без друга не существуют.

В современном мире «конкретизация» – это термин практической психологии. По такому критерию чаще всего оценивается способность человека запоминать какие-либо детали, при помощи которых слагается общее представление.

Тем не менее слово «конкретизация», определение которого строго научное и вряд ли понятно обычному обывателю, используется и в повседневной жизни.

Конкретизация в повседневной жизни

В практическом смысле для любого обычного человека конкретизация – это какие-либо отличительные признаки того или иного предмета или ситуации. Чаще всего конкретизируют что-либо при помощи указательных местоимений «этот», «эта», «эти», при помощи каких-либо признаков (цвет, форма, размер) либо по какому-либо другому признаку. Все это конкретизация. Синонимы этого термина в значении разговорной речи – «уточнение», «детализирование». Чем подробнее расписано что-либо, тем понятнее, о чем идет речь в разговоре.

Само слово при этом в разговоре может не быть упомянуто, намного чаще люди просто просят объяснить конкретнее, и тогда человек уточняет детали, раскладывая ситуацию по полочкам.

Помимо философских и психологических наук, представители которых активно пользуются своим профессиональным лексиконом, где в повседневной жизни можно встретить данный термин? Ведь, как выяснилось, конкретизация – это способ не только научного познания, но информативной коммуникации в целом.

Способ познания

По способности конкретизировать какие-либо детали определяют способность человека воспринимать информацию в целом. Многие психологи проводят с детьми различного рода тесты для того, чтобы научить их критическому мышлению, и правильному восприятию, и переработке информации в целом.

Полезна данная способность и для школьников, поскольку таким образом формируется их способность к теоретическому мышлению. Значительно проще усвоить какой-либо материал, умея составлять логические цепочки, беря при этом во внимание различные факторы, которые влияют на ситуацию в целом. Таким образом человек может развить свои способности к точным наукам.

Конкретизация рейса

С такой услугой вы наверняка столкнетесь, если обратитесь в туристическую фирму, предоставляющую путевки в различные страны. Чаще всего турфирма предлагает своим клиентам эту услугу за отдельную плату, реже она уже включена в стоимость. В чем же она заключается?

Вы часто летаете с одной и той же авиакомпанией? Не вопрос, турагентство займется этим и подберет билеты именно от данной авиакомпании. Ограниченный отпуск или назначенная на определенное время встреча в другой стране? Туроператор выберет самый надежный рейс, который отменят с наименьшей вероятностью и который вылетает в удобное для вас время. Вы предпочитаете отправляться из определенного аэропорта? Именно из этого места вам и предоставят билеты.

Уточнение даты вылета, авиакомпании, места и времени вылета рейса – все это конкретизация, значение которой сильно недооценивают туристы. Довольно часто люди все-таки сталкиваются с тем, что рейсы отменяют и на самолет не попасть, так что такая услуга часто необходима. Конкретизация рейса не дает полной гарантии того, что вы прибудете в нужную страну в нужное время, поскольку непосредственно на расписание авиакомпаний турфирма повлиять не может, но дата и место вылета точно гарантированы.

Конкретизация как прием в переводе

Языковой барьер – одна из главных проблем, возникающих при переводе какого-либо документа. И в английском, и в русском языке есть слова с очень широкими значениями, что создаёт определенные трудности, поэтому переводчики часто используют прием конкретизации – замены слов на другие, с более узким спектром значений. Самое главное в ремесле переводчика – донести суть вопроса, а для этого иностранные выражения можно и нужно адаптировать под другой язык.

Еще один вариант – контекстная замена слов для более удобной адаптации под другой язык. Например, в одном языке у какого-либо слова может быть множество значений, в то время как в другом – лишь одно, поэтому возникает путаница. Особенно сложно понять различные идиомы, пословицы и поговорки, а также устойчивые выражения, которые попросту переводу не подлежат. В этом случае в языке перевода находят аналоги. Все это в совокупности – конкретизация.

Конкретизация в дебатах

Для человека, участвующего в дебатах, важно не просто отстоять свою точку зрения, а привести конкретные доказательства того, что он прав. Выступления многих деятелей часто состоят из приветствия, тезиса, доказательства и вывода, где доказательство и есть конкретизация. Значение слова этого в данном контексте обозначает, что предоставлены достоверные данные с конкретными цифрами, например статистики, и, ссылаясь на них, человек формирует свою точку зрения. Конкретика – главное оружие многих политических деятелей, опытных бизнесменов, научных кандидатов и так далее.

Противоположное конкретизации явление – это абстракция, когда из всего вопроса выделяют суть и внимание деталям не уделяется совершенно, все обобщается и становится единым целым. Однако не следует забывать, что целостность эта рождается прежде всего из деталей, и конкретика в некоторых вопросах порой необходима.

Конкретизация

Человек получает информацию из окружающего мира. Он способен представлять внутренние и внешние формы предметов, предвидеть их изменения по времени, вспоминать их образы в периоды отсутствия этих предметов. Все это становится возможным благодаря человеческому мышлению. Процесс мышления – сложный механизм, опирающийся на ощущения, восприятие, обработку информации. Выделяют следующие виды мыслительных функций:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • классификация;
  • абстрагирование;
  • конкретизация.

Рассмотрим подробнее два последних термина.

Абстрагирование и конкретизация

Эти процессы тесно взаимосвязанные. Абстрагирование (лат. abstractio) – отвлечение. Человек отвлекается от ряда свойств и отношений предмета, проникая в его глубь. Примером абстракции может стать изучение определенной породы деревьев (допустим, хвойных). В процессе их изучения мы отвлекаемся от признаков, присущих всем деревьям, а концентрируемся только на особенностях данной породы, таких как иголки, выделение смолы, специфический запах всех хвойных деревьев. То есть абстрагирование – это концентрация на более обобщенных вещах.

Конкретизация противоположна этому процессу. Она не дает отвлечься от различных свойств и признаков предметов и явлений, а наоборот отводит им повышенное внимание. Таким образом, конкретное – наполнение какой-либо картины частными признаками.

Термин конкретизация (лат. – concretus – сложившийся, сгущенный) означает логический прием, используемый в процессе познания. Эта мыслительная операция, односторонне фиксирующая ту или иную характеристику предмета, без учета связей с другими характеристиками, то есть, не соединяя их в единое целое, а изучает каждое в отдельности. Чаще всего прием конкретизации используется при разъяснении нового учебного материала. Наглядным пособием для нее выступают таблицы, схемы, части предметов.

В логике понятие конкретизации применяется к мыслительной операции, дающей возможность мысленно перейти от абстрактного (общего) к единичному. В учебной деятельности примером конкретизации служат математические или грамматические правила, физические законы и т.д. Важную роль конкретизация играет в объяснениях, которые мы даем другим людям, например объяснение урока учителем. В общих чертах урок понятен, но если спросить о каких-либо деталях, дети сталкиваются с трудностями. Именно поэтому полученные знания невозможно применить на практике, ввиду их абстрактного понимания. В этом случае детям приходиться зазубривать общие положения урока, не понимая его содержания. Учитывая эти особенности мышления, учителю необходимо проводить занятия с использованием примеров, наглядного материала и конкретизацией случаев. Особенно важен такой метод конкретизации в начальных классах.

Также данный мыслительный процесс занимает немаловажную роль в нашей повседневной жизни.

С его помощью мы связываем наши теоретические знания с жизненной деятельностью и практикой. Отсутствие конкретизации превращают знания в голые и бесполезные абстракции.

Совокупность абстракции и конкретизации в психологии является основным условием истинного понимания действительности. Доминирующее конкретное мышление, без абстракции может говорить о наличии у человека отклонений в интеллектуальном развитии. Это могут быть легкие формы олигофрении, деменция, эпилепсия и др. Поэтому для общего развития мышления необходимо развивать сначала его конкретную деятельность, присовокупляя к ней и абстрагирование.

 

Статьи по теме:

Инстинкты человека

Животные инстинкты встречаются и у людей. Но когда мы начинаем о них говорить, то почему то вспоминаем далеко не самые приличные из них. Мы постарались исправить эту ситуацию и рассмотреть что же действительно в человека заложила природа.

Читаем и просвещаемся.

Деструктивность

Человек должен развиваться не только через созидание. В этом уверено большинство психологов. Однако и понятие деструкции, то есть разрушения тоже не всегда однозначно. В каких случаях деструктивность несет опасность для личности? Именно этим вопросом мы и задались.

Доминантность

Что значит быть лидером? С точки зрения биологии это значит занимать доминирующую позицию. Но далеко не каждый из нас способен быть главным среди окружающих. Многое зависит от полушарий мозга. А точнее от их доминантности.

Забывание

Память имеет странное свойство стираться. Правда далеко не всегда это свойства играет нам на руку. Хорошо если мы не помним плохих событий. Но проблемы начинаются, если мы забываем о чем-то важном. Как же работает механизм забывания и для чего он нам нужен?

Глава 2: Исследования в области психологии: цели и идеалы

1. Что из нижеперечисленного не связано с использованием научного метода в психологических исследованиях? [TY2.1]

  1. Стремление к получению знаний путем наблюдения и эксперимента.
  2. Обязательство основывать знания исключительно на здравом смысле и мнении.
  3. Обязательство основывать знания на эмпирических данных.
  4. Приверженность открытию истины.
  5. Обязательство обеспечить правильную интерпретацию результатов.

Ответ:  B

2. Что из следующего способствует развитию знаний и теории в психологии? [TY2.2]

  1. Доказательства, подтверждающие гипотезу.
  2. Доказательства, противоречащие гипотезе.
  3. Доказательства, проверяющие гипотезу.
  4. Все вышеперечисленное.
  5. Только ответы (а) и (в).

Ответ:  D

3. Какое из следующих утверждений верно? [ТИ2.3]

  1. Если результат надежен, его должно быть легко воспроизвести с использованием тех же процедур.
  2. Если вывод надежен, он также будет достоверным.
  3. Если результаты надежны, это будет важно.
  4. Если открытие надежно, оно должно быть примером хорошей научной практики.
  5. Если результат надежен, значит, он правильно интерпретирован.

Ответ:  A

4. Какое из следующих утверждений верно? [ТИ2.4]

  1. Основная цель науки — выявить как можно больше фактов.
  2. Основная цель науки — разработать как можно больше теорий.
  3. Основная цель науки — объяснить как можно больше фактов с помощью наименьшего числа теоретических принципов.
  4. Главная цель науки — провести как можно больше исследований с наименьшими затратами.
  5. И (а), и (б).

Ответ:  Нет ответа

5. Что из нижеперечисленного не является общепризнанным признаком хорошего исследования? [TY2.5]

  1. Должен быть общедоступным.
  2. Должен быть кумулятивным.
  3. Должен быть действительным.
  4. Он должен быть надежным.
  5. Это должно поддерживать теорию.

Ответ:  Ответ не дан

6. Какое из следующих утверждений верно? [TY2.6]

  1. Все исследования в области психологии связаны с развитием объяснительной теории.
  2. Все исследования в области психологии демонстрируют приверженность научному методу.
  3. Все исследования в области психологии используют научный метод, даже если исследователи в него не верят.
  4. Интерпретация всех исследований в психологии, как и всех научных исследований, остается под вопросом.
  5. Ничего из вышеперечисленного.

Ответ:  Ответ не дан

7. Прочитав исследование на тему отношения студентов к университетским курсам, Марк проводит исследование, чтобы выяснить, какой любимый предмет у студентов в университете. При этом он обнаруживает, что студенты-психологи последнего курса предпочитают изучать психологию любому другому предмету. На этом основании он делает вывод, что психология является наиболее популярным предметом. Однако Джейн утверждает, что этот вывод неверен, поскольку исследование фактически показывает, что студенты предпочитают предмет, который они в конечном итоге изучают. На чем основано ее возражение против исследования Марка? [ТИ2.7]

  1. Исследование недействительно.
  2. Исследование недостоверно.
  3. Исследование не является кумулятивным.
  4. Исследование неэкономично.
  5. Ничего из вышеперечисленного.

Ответ:  A

8. Если экспериментальный вывод верен, какое из следующих утверждений верно?

  1. Должно быть легко воспроизвести
  2. Он поддерживает экспериментальные предсказания исследователя
  3. Поддерживает теорию исследователя
  4. Произошло по причине, выдвинутой исследователем
  5. Это внесет очевидный вклад в научные знания

Ответ:  D

9. Какое из следующих чисел , а не представляет интерес для бихевиориста?

  1. Реакция человека на мигающий свет.
  2. Различия в реакции разных людей на мигающий свет.
  3. Когнитивные процессы, связанные с реакцией на раздражитель.
  4. Воздействие определенного стимула на поведение.
  5. Различное поведение, возникающее в результате воздействия различных раздражителей.

Ответ:  C

10. Что из следующего является физиологическим показателем?

  1. Показатель кровотока через мозг человека.
  2. Подробная информация о генеалогическом древе человека.
  3. Ответ человека на вопросы в опросе.
  4. Ответ человека на вопросы в ходе эксперимента.
  5. Предпочтение, которое человек отдает одному раздражителю, а не другому.

Ответ:  A

11. Теория А объясняет явление L, явление M и явление N, используя принципы J и K. Теория B объясняет явление L, явление M и явление N, используя только принцип K. Теория C объясняет явление L и явление N с использованием принципов J и K. Какое из следующих утверждений верно?

  1. Теория А самая экономная.
  2. Теория Б — самая экономная.
  3. Теория С — самая экономная.
  4. Теория А и Теория С одинаково и наиболее экономны.
  5. Теория А и Теория Б одинаково и наиболее экономны.

Ответ:  B

12. «Аргумент, в котором вещь, подлежащая объяснению, представлена ​​как объяснение (например, когда способность памяти используется для объяснения производительности памяти)». Какой тип аргумента является определением глоссария?

  1. Концептуальный аргумент
  2. Удобный аргумент
  3. Причинный аргумент
  4. Циклический аргумент
  5. Случайный спор

Ответ:  D

13. «Цель объяснить максимальное количество эмпирических результатов с точки зрения наименьшего количества теоретических принципов». Это глоссарий определения какого принципа?

  1. Максимизация.
  2. Скупость.
  3. Надежность.
  4. Срок действия.
  5. Внешняя валидность.

Ответ:  B

14. «Формально — высказывание о причинно-следственной связи между отдельными явлениями (т. е. в форме «А вызывает Б»). Обычно это происходит из определенной теории и предназначено для проверки в исследованиях». Определение какой конструкции является глоссарием?

  1. Прогноз.
  2. Вычет.
  3. Гипотеза.
  4. Обычное рассуждение.
  5. Дедуктивное рассуждение.

Ответ:  C

15. «Относиться к абстракции так, как если бы это была реальная конкретная вещь. В психологии это относится к процессу и результату обращения с эмпирическим открытием, как если бы оно было прямым выражением лежащего в основе психологического процесса (например, рассмотрение результатов тестов интеллекта как выражения интеллекта)». Это глоссарий определения какого процесса?

  1. Овеществление.
  2. Опровержение
  3. Конкретизация.
  4. Ложный консенсус.
  5. Экспериментальное изобретение.

Ответ:  A

Медицинская психология | Great-writings.com

Аннотация

Настоящая статья посвящена теме медицинской психологии и применяемому в ней принципу детерминизма. Для написания статьи были использованы семь источников заслуживающих доверия авторов. В настоящее время считается, что медицинская психология является актуальной и одной из ведущих отраслей современной психологии. Это раздел психологии, изучающий течение, терапию заболеваний, влияние психологических факторов на возникновение болезни, диагностику патологических состояний, а также психопрофилактику. Детерминизм — важнейший принцип психологии. Следовательно, этот принцип является основным в медицинской психологии. В медицинской психологии он выступает как философская основа концепции этиологии. Таким образом, в статье анализируется значение медицинской психологии и применение в ней принципа детерминизма.

Медицинская психология

Введение

Медицинская психология, находящаяся на стыке психологии и различных наук о здоровье, является психологической наукой, находящейся на службе медицины и подчиненной ей. При этом медицинская психология развивается в системе общепсихологических категорий, понятий, принципов и законов. Она использует психологические методы, конкретизируя их применительно к своим конкретным условиям и задачам. Поэтому принципы медицинской психологии — это принципы психологии, согласованные с принципами медицины. Принципы науки – это ее основные и исходные идеи, которые подтверждаются всем предшествующим развитием этой науки, контролируются практикой и становятся исходной позицией для дальнейших исследований. Принципы различных наук находят свою конкретизацию и развитие в законах диалектики. Поэтому они постоянно уточняются, углубляются и дополняются. Для медицинской психологии важнейшими принципами социальной психологии являются принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип личностного подхода. Каждый из этих принципов имеет ряд проблем, связанных с его уточнением, углублением и конкретизацией. Принцип детерминизма является одним из важнейших принципов медицинской психологии. Темой научной работы является изучение принципа детерминизма применительно к проблемам медицинской психологии.

Медицинская психология

Медицинская психология является актуальной и одной из ведущих отраслей современной психологии. В книге «Вклады в медицинскую психологию» автор Стэнли Рахман дает следующее определение медицинской психологии: «Медицинская психология — это применение психологических концепций и методов к медицинским проблемам» (Рахман, 2013, стр. 1). Для нее характерна тесная связь теоретических основ с их практическим использованием при решении широкого круга вопросов охраны и укрепления здоровья населения. В современных условиях обострения социальных проблем и ухудшения здоровья населения во многих странах мира возрастает потребность в объективном решении сопутствующих проблем здравоохранения и социальных вопросов на новом уровне. Необходимо внедрять в практику новые формы и методы социальной работы органов здравоохранения. Медицинская психология — раздел психологии, посвященный изучению влияния психологических факторов на возникновение заболеваний, их течение, диагностику патологических состояний, психопрофилактику и лечение заболеваний. На основе данных, полученных в медицинской психологии, можно строить продуктивные гипотезы о нормальном развитии психики. Автор Стэнли Рахман утверждает, что «медицинская психология теперь должна охватывать все приложения нормальной и ненормальной психологии к медицине» (Рахман, 2013, стр. 1). В область исследований медицинского психолога входит широкий спектр психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезни, влиянием тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечивающих оптимальную систему оздоровительных воздействий, а также характер взаимоотношения больного человека с макросоциальной средой. Важнейшими проблемами медицинской психологии являются взаимодействие психических и соматических (физических и физиологических) процессов в формировании и развитии болезни, закономерности формирования представлений о болезни у больного, анализ динамики осознания болезни , формирование адекватных личностных установок и многие другие.

Принцип детерминизма в медицинской психологии

Принцип детерминизма представляет собой конкретизацию диалектического учения о всеобщей причинности и материальной обусловленности природных, социальных и психических явлений принципа материалистического монизма, выраженного тезисом о том, что психика есть свойство высокоорганизованной материи и отражение действительности . В статье «Генетический детерминизм и врожденно-приобретенное различие в медицине» автор утверждает, что «В современной науке и обществе существует специфическая форма генетического детерминизма, а точнее склонность верить в разновидности генетической детерминации» ( Кронфельднер, 2009 г., п. 167). Для медицинской психологии С. Л. Рубинштейн точно сформулировал черты, характерные для понимания важности принципа детерминизма (Resnik & Vorhaus, 2006). По мнению психолога, внешние факторы (внешняя среда) всегда действуют лишь косвенно через внутренние условия (Resnik & Vorhaus, 2006). Такое понимание детерминизма связано с той истинной ценностью, которую приобретает человек, как полный набор внутренних условий для понимания психических процессов. При объяснении любых психических явлений личность выступает как совокупность связанных внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Для медицинской психологии это означает, что так называемые органические психические изменения нельзя понимать как узколокальные. Это объясняется тем, что локальное нарушение, изменяющее личность, тем самым в той или иной мере изменяет и другие психические процессы. Это позволяет понимать ряд функциональных симптомов как личностные. Снятый во времени и опосредованный детерминизм помогает лучше понять хорошо известную запоздалую реактивность, давно описанную клиницистами в психиатрии.

В последние годы в свете принципа детерминизма в медицинской психологии появилось много исследований эмоций, чувств и воли как форм отражения. «Дэниел Деннет утверждает, что детерминизм может быть совместим со свободой воли и моральной ответственностью, говоря, что было бы неправильно думать, что, поскольку детерминизм верен, наша природа фиксирована» (Глигоров, 2013, с. 490). До недавнего времени понимание эмоций и особенно воли в теории отражения было весьма неясным. Было недостаточно ясно, что они отражали. Было распространено определение, что эмоцией называется отражение положительного или отрицательного отношения человека к фактам реальной действительности, переживаемое как чувство. Однако положительное или отрицательное отношение — это ментальное явление, а любое ментальное явление — отражение. В соответствии с этим определением получается, что эмоция есть отражение, а отразить можно только объективную реальность. Следовательно, это было по существу ошибочное понимание обусловленности ментального и превращения человека в замкнутую систему, в которой одно ментальное служит основой другого ментального.

В дальнейшем на основе многолетнего медико-психологического изучения эмоциональной сферы и эмоциональных состояний людей исследователи выдвинули мнение, что эмоция как психическое явление является одной из форм отражения (McAllister, 2014). Однако они отражают не предметы и явления реального мира, а те объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся, к потребностям, целям и побуждениям деятельности человека (McAllister, 2014). Более того, люди субъективно переживают эти объективные отношения как свое отношение к ним. Такое понимание эмоций лежало в основе специальных медицинских, психологических и философских исследований. Эти исследования показали, что эмоции отражают биологическое качество раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Суть этой формы отражения действительности заключается в саморегулирующихся функциях организма на психическом уровне. Чувства как высшая форма проявления эмоциональной жизни регулируют индивидуальные функции в соответствии с требованиями и нормами общественной жизни. Эмоции как форма отражения возникают в связи с потребностями личности. Чувства как форма отражения возникают в связи с потребностями общества.

Психологически и эмоции, и чувства являются эмоциональными переживаниями, а не когнитивными образами реальности. В то же время патология эмоций и чувств, в том числе эмоционально-волевые расстройства, проявляющиеся в изменении направленности личности, имеют важное значение для медицинской психологии. Это продуктивное понимание эмоций основано на различиях в соотношении психических явлений и объективных отношений, в которые люди вступают в реальный мир и между собой (McAllister, 2014).

Понимание воли как формы психического отражения основывается на понимании цели как психического явления. Цель есть отражение объективно существующих возможностей поступков или деятельности. Цель может быть близкой, отдаленной, более общей, частной, элементарной или ближайшей. Цель может быть иллюзорной, так как иллюзия есть искаженное отражение реальности. Следует различать объективную цель – как отражение – и цель как отражение – психическое явление. Твердость цели является наиболее значимым и оригинальным для понимания проявления воли. Целеустремленность, скорее всего, будет формироваться психическим процессом, состоянием, чертами личности. Это отражение объективных отношений общих и отдаленных целей и возможностей человека. Притязания и уровень притязаний — это твердость цели, в которой возможность личности заменяется направленностью. Направленность человека включает потребности в свою структуру. Таким образом, претензии всегда эмоционально окрашены. Они касаются не только проявления воли, но и эмоций (Bissell, 2015).

Волевое усилие – сила воли – как процесс и настойчивость – твердость воли как состояние или свойство личности являются отражением объективной связи цели деятельности, соответствующей уровню притязаний индивидуальные и реально осуществляющие свою деятельность, обеспечивающие достижение этой цели. Волевое усилие непостоянно. Он связан с близкой целью. Однако настойчивость связана с более отдаленной целью.

Процесс принятия волевого решения в волевом действии и решительность как волевая черта личности являются производными от волевого усилия и настойчивости. Они определяются темпом произвольного действия и преобладанием волевого компонента над эмоциональным в единичном акте сознания. Последнее – равновесие эмоционально-волевой составляющей при господстве воли над эмоциями – взятое независимо от нормы, называется самоконтролем.

Взаимосвязи в единой структуре сознания волевой формы психического отражения с другими формами создают такие психические явления, как произвольное восприятие, произвольное запоминание и воспроизведение, произвольное подавление эмоций и другие. При этом всякое такое действие, равно как и самостоятельное волевое действие, субъективно переживается как сила воли и объективно видится как деятельность сознания. Следовательно, это одновременно деятельность личности и человека. Во всех случаях волевой формы психического отражения отражаемым объектом является та или иная реальность – объективная возможность результата деятельности или действия, объективные отношения между собой или со способностями и направленностью человека. (Чедвик, 2013). Анализ волевого действия или деятельности должен ориентироваться на их выявление. Для формирования волевых качеств личности должны быть созданы как объективно отражаемые явления, так и отношения и обеспечены условия для закрепления отражаемых. Эти положения находят применение в медицинской практике не только в трудотерапии и психотерапии, но и в любой другой форме отношений «врач — пациент» (Chadwick, 2013).

Из принципа детерминизма по отношению к известным психическим процессам, с которыми врач сталкивается в повседневной практике, следует, что у человека существует несколько форм психического отражения. Первая форма – эмоции. Вторая форма – ощущения. Третья форма – мышление. Четвертая форма есть восприятие как совокупность второй и третьей форм. Чувства есть пятая форма как совокупность первой и третьей форм. Шестая форма – воля как отражение, определяющее деятельность сознания. Седьмая форма – это память.

Сочетание этих форм отражения в единстве с их содержанием представляет собой идеальную составляющую психики человека – сознание как высшую форму субъективного. Однако психика человека включает в себя не только эти семь форм отражения и их содержание. Сюда же входят потребности как движущая сила любой формы рефлексии, отражение биологических или социальных потребностей организма или личности, внимание как организация и управление при произвольном внимании, объективация поведения и деятельности при люди. Его часто упускают из виду. Последнее является функцией не только отдельного человека, но и человека в целом, человека как личности и как организма. Такое понимание форм отражения, а значит, и структуры сознания может объяснить все случаи детерминации как нормальных, так и патологических психических явлений, помогая клинической практике (Chadwick, 2013).

Несомненно, взгляды на самопроизвольный психопатологический феномен были ошибочными. Более того, еще более дискуссионным является вопрос о генетически детерминированных психических явлениях. В настоящее время этот вопрос мало изучен. Тезис о том, что наследственностью обусловлены только анатомо-физиологические особенности, неверен. Именно замаскированный психофизиологический параллелизм отделяет психические явления, в частности память, от анатомо-физиологических структур. Эта проблема требует внимания, а также медицинского и психологического развития.

Для медицинской психологии принцип детерминизма связан не только с его пониманием в психологии, но и в медицине, где он выступает философской основой понятия этиологии. Несомненно, центральные проблемы теории и практики медицины сосредоточены вокруг концепции этиологии. Глубокое изучение этой проблемы выводит людей за пределы медицины, где биология и естествознание очень тесно связаны с вопросами философии. Причина не во внешнем факторе. Это единство внутреннего и внешнего, наличие которого с необходимостью предполагает существование его действия-следствия.

Заключение

Медицинская психология — раздел психологии, изучающий психологические аспекты здоровья, профилактики, диагностики, лечения, обследования и реабилитации больных. Существенными проблемами медицинской психологии являются взаимодействие различных процессов в возникновении и развитии заболеваний, а также изучение психологических эффектов лечебных методов и средств, в том числе лекарственных препаратов, процедур, клинико-инструментальных исследований, оперативных вмешательств и др. обеспечить их положительное влияние на физическое и психическое состояние больного. В медицинской психологии существуют различные принципы, в том числе принцип развития, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип единства сознания и деятельности, принцип личностного подхода. Для психологии принцип детерминизма является основным. Из него вытекают все остальные принципы. Таким образом, и для медицинской психологии принцип детерминизма чрезвычайно важен.