Конкретизация это в психологии определение: Конкретизация — Психологос

Конкретизация

Человек получает информацию из окружающего мира. Он способен представлять внутренние и внешние формы предметов, предвидеть их изменения по времени, вспоминать их образы в периоды отсутствия этих предметов. Все это становится возможным благодаря человеческому мышлению. Процесс мышления – сложный механизм, опирающийся на ощущения, восприятие, обработку информации. Выделяют следующие виды мыслительных функций:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • классификация;
  • абстрагирование;
  • конкретизация.

Рассмотрим подробнее два последних термина.

Абстрагирование и конкретизация

Эти процессы тесно взаимосвязанные. Абстрагирование (лат. abstractio) – отвлечение. Человек отвлекается от ряда свойств и отношений предмета, проникая в его глубь. Примером абстракции может стать изучение определенной породы деревьев (допустим, хвойных). В процессе их изучения мы отвлекаемся от признаков, присущих всем деревьям, а концентрируемся только на особенностях данной породы, таких как иголки, выделение смолы, специфический запах всех хвойных деревьев.

То есть абстрагирование – это концентрация на более обобщенных вещах.

Конкретизация противоположна этому процессу. Она не дает отвлечься от различных свойств и признаков предметов и явлений, а наоборот отводит им повышенное внимание. Таким образом, конкретное – наполнение какой-либо картины частными признаками.

Термин конкретизация (лат. – concretus – сложившийся, сгущенный) означает логический прием, используемый в процессе познания. Эта мыслительная операция, односторонне фиксирующая ту или иную характеристику предмета, без учета связей с другими характеристиками, то есть, не соединяя их в единое целое, а изучает каждое в отдельности. Чаще всего прием конкретизации используется при разъяснении нового учебного материала. Наглядным пособием для нее выступают таблицы, схемы, части предметов.

В логике понятие конкретизации применяется к мыслительной операции, дающей возможность мысленно перейти от абстрактного (общего) к единичному. В учебной деятельности примером конкретизации служат математические или грамматические правила, физические законы и т.

д. Важную роль конкретизация играет в объяснениях, которые мы даем другим людям, например объяснение урока учителем. В общих чертах урок понятен, но если спросить о каких-либо деталях, дети сталкиваются с трудностями. Именно поэтому полученные знания невозможно применить на практике, ввиду их абстрактного понимания. В этом случае детям приходиться зазубривать общие положения урока, не понимая его содержания. Учитывая эти особенности мышления, учителю необходимо проводить занятия с использованием примеров, наглядного материала и конкретизацией случаев. Особенно важен такой метод конкретизации в начальных классах.

Также данный мыслительный процесс занимает немаловажную роль в нашей повседневной жизни. С его помощью мы связываем наши теоретические знания с жизненной деятельностью и практикой. Отсутствие конкретизации превращают знания в голые и бесполезные абстракции.

Совокупность абстракции и конкретизации в психологии является основным условием истинного понимания действительности. Доминирующее конкретное мышление, без абстракции может говорить о наличии у человека отклонений в интеллектуальном развитии. Это могут быть легкие формы олигофрении, деменция, эпилепсия и др. Поэтому для общего развития мышления необходимо развивать сначала его конкретную деятельность, присовокупляя к ней и абстрагирование.

 

Статьи по теме:

Инстинкты человека

Животные инстинкты встречаются и у людей. Но когда мы начинаем о них говорить, то почему то вспоминаем далеко не самые приличные из них. Мы постарались исправить эту ситуацию и рассмотреть что же действительно в человека заложила природа. Читаем и просвещаемся.

Деструктивность

Человек должен развиваться не только через созидание. В этом уверено большинство психологов. Однако и понятие деструкции, то есть разрушения тоже не всегда однозначно. В каких случаях деструктивность несет опасность для личности? Именно этим вопросом мы и задались.

Доминантность

Что значит быть лидером? С точки зрения биологии это значит занимать доминирующую позицию. Но далеко не каждый из нас способен быть главным среди окружающих. Многое зависит от полушарий мозга. А точнее от их доминантности.

Забывание

Память имеет странное свойство стираться. Правда далеко не всегда это свойства играет нам на руку. Хорошо если мы не помним плохих событий. Но проблемы начинаются, если мы забываем о чем-то важном. Как же работает механизм забывания и для чего он нам нужен?

это что такое? Значение, толкование слова

Большинство длинных слов в русском языке, со значениями которых разобраться бывает довольно трудно, пришли к нам из других языков. Чтобы не прослыть невежей, приходится иногда искать происхождение слова и выяснять его прямое значение, ведь в современном мире большинство слов давно утратили свой коренной смысл и употребляются в другом контексте. Например, «конкретизация». Это слово понятно любому современному человеку, но какой смысл в него закладывался изначально и как описать его значение?

Происхождение слова

Как и большинство слов, «конкретизация» пришла к нам из латыни. Происходит термин от слова concretus, что можно перевести как «сложившийся», «слаженный», «сгущенный». Изначально этот термин появился в философии и являет собой некую совокупность познания окружающего мира. «Конкретизация», значение которой мы выясняем, сама по себе подразумевает какой-либо другой фундамент, которым служит абстрагирование (отвлечение), некое углубление в суть вопроса. Два этих способа познания тесно взаимосвязаны и друг без друга не существуют.

В современном мире «конкретизация» – это термин практической психологии. По такому критерию чаще всего оценивается способность человека запоминать какие-либо детали, при помощи которых слагается общее представление.

Тем не менее слово «конкретизация», определение которого строго научное и вряд ли понятно обычному обывателю, используется и в повседневной жизни.

Конкретизация в повседневной жизни

В практическом смысле для любого обычного человека конкретизация – это какие-либо отличительные признаки того или иного предмета или ситуации. Чаще всего конкретизируют что-либо при помощи указательных местоимений «этот», «эта», «эти», при помощи каких-либо признаков (цвет, форма, размер) либо по какому-либо другому признаку. Все это конкретизация. Синонимы этого термина в значении разговорной речи – «уточнение», «детализирование». Чем подробнее расписано что-либо, тем понятнее, о чем идет речь в разговоре.

Само слово при этом в разговоре может не быть упомянуто, намного чаще люди просто просят объяснить конкретнее, и тогда человек уточняет детали, раскладывая ситуацию по полочкам.

Помимо философских и психологических наук, представители которых активно пользуются своим профессиональным лексиконом, где в повседневной жизни можно встретить данный термин? Ведь, как выяснилось, конкретизация – это способ не только научного познания, но информативной коммуникации в целом.

Способ познания

По способности конкретизировать какие-либо детали определяют способность человека воспринимать информацию в целом. Многие психологи проводят с детьми различного рода тесты для того, чтобы научить их критическому мышлению, и правильному восприятию, и переработке информации в целом.

Полезна данная способность и для школьников, поскольку таким образом формируется их способность к теоретическому мышлению. Значительно проще усвоить какой-либо материал, умея составлять логические цепочки, беря при этом во внимание различные факторы, которые влияют на ситуацию в целом. Таким образом человек может развить свои способности к точным наукам.

Конкретизация рейса

С такой услугой вы наверняка столкнетесь, если обратитесь в туристическую фирму, предоставляющую путевки в различные страны. Чаще всего турфирма предлагает своим клиентам эту услугу за отдельную плату, реже она уже включена в стоимость. В чем же она заключается?

Вы часто летаете с одной и той же авиакомпанией? Не вопрос, турагентство займется этим и подберет билеты именно от данной авиакомпании. Ограниченный отпуск или назначенная на определенное время встреча в другой стране? Туроператор выберет самый надежный рейс, который отменят с наименьшей вероятностью и который вылетает в удобное для вас время. Вы предпочитаете отправляться из определенного аэропорта? Именно из этого места вам и предоставят билеты.

Уточнение даты вылета, авиакомпании, места и времени вылета рейса – все это конкретизация, значение которой сильно недооценивают туристы. Довольно часто люди все-таки сталкиваются с тем, что рейсы отменяют и на самолет не попасть, так что такая услуга часто необходима. Конкретизация рейса не дает полной гарантии того, что вы прибудете в нужную страну в нужное время, поскольку непосредственно на расписание авиакомпаний турфирма повлиять не может, но дата и место вылета точно гарантированы.

Конкретизация как прием в переводе

Языковой барьер – одна из главных проблем, возникающих при переводе какого-либо документа. И в английском, и в русском языке есть слова с очень широкими значениями, что создаёт определенные трудности, поэтому переводчики часто используют прием конкретизации – замены слов на другие, с более узким спектром значений. Самое главное в ремесле переводчика – донести суть вопроса, а для этого иностранные выражения можно и нужно адаптировать под другой язык.

Еще один вариант – контекстная замена слов для более удобной адаптации под другой язык. Например, в одном языке у какого-либо слова может быть множество значений, в то время как в другом – лишь одно, поэтому возникает путаница. Особенно сложно понять различные идиомы, пословицы и поговорки, а также устойчивые выражения, которые попросту переводу не подлежат. В этом случае в языке перевода находят аналоги. Все это в совокупности – конкретизация.

Конкретизация в дебатах

Для человека, участвующего в дебатах, важно не просто отстоять свою точку зрения, а привести конкретные доказательства того, что он прав. Выступления многих деятелей часто состоят из приветствия, тезиса, доказательства и вывода, где доказательство и есть конкретизация. Значение слова этого в данном контексте обозначает, что предоставлены достоверные данные с конкретными цифрами, например статистики, и, ссылаясь на них, человек формирует свою точку зрения. Конкретика – главное оружие многих политических деятелей, опытных бизнесменов, научных кандидатов и так далее.

Противоположное конкретизации явление – это абстракция, когда из всего вопроса выделяют суть и внимание деталям не уделяется совершенно, все обобщается и становится единым целым. Однако не следует забывать, что целостность эта рождается прежде всего из деталей, и конкретика в некоторых вопросах порой необходима.

Ментализация и ее провал | Psychology Today

Источник: Pixabay/используется с разрешения

Ментализация происходит в первый год жизни в условиях надежной привязанности, когда ребенок чувствует себя защищенным и понятым своим опекуном. Настроенный опекун способен чувствовать, что чувствует младенец, особенно в моменты принуждения, и отражать младенцу это психическое состояние, используя лицо, тело и голос.

1. Отражающая способность. Этот вид рефлексивного функционирования позволяет увидеть другого изнутри. Питер Фонаги описывает ментализацию как деятельность воображения, которая включает в себя восприятие преднамеренных психических состояний другого человека, способность представить чувства, мысли, желания и убеждения другого человека.

Это похоже на то, что делает зритель, когда смотрит на рисунок или картину и повторно представляет изображение мысленным взором. Мы находим свой разум через разум других, в первую очередь через наших родителей. В разработке Фонаги: «То, что мы думаем о себе… рождается из того, о чем мы думали. Мы тщательно изучаем умы других и пытаемся найти себя внутри». Размышление о чувствах помогает их регулировать. Опекун отражает психическое состояние младенца, что помогает ему организовать самовосприятие. Ментализация — это способ уловить хаос. Он соединяет островки мыслей и помогает интегрировать внутренний мир младенца.

2. Маркировка. Опекун не только отражает или представляет эмоции младенца. Второстепенным аспектом ментализации является «маркировка» или выделение психического состояния ребенка как бы в кавычках. Мало того, что родитель что-то говорит, но в своем отношении родитель также говорит ребенку

: «Сейчас я тебе что-то говорю». Мимика оформлена, так сказать. Отмечая эмоциональное проявление ребенка, опекун выражает «как я вижу, что вы испытываете».

Учтите: если опекун не может отметить выражение эмоций младенца и реагирует только воспроизведением того же аффективного состояния, это может спровоцировать и, а не успокоить, привести к эскалации напряжения. Если, например, младенец злится и видит, как родитель отвечает тем же, визжа в ответ на плач ребенка, это усиливает эмоции, а не организует и сдерживает их. Неудача родителей в заметном отражении может вызвать недоверие и даже травму. … Отмечая, опекун выделяет эмоцию как отличную от эмоции родителя. Таким образом, это помогает младенцу начать распознавать разницу между тем, что чувствует младенец и тем, кто опекает, между внутренним и внешним.

Недавно я столкнулся с похожей умственной деятельностью, используемой в качестве педагогического инструмента в государственной средней школе моего сына. Педагог Эмили Стайл говорит о важности «зеркал и окон». Она утверждает, что фундаментальная цель образования состоит в том, чтобы повысить способность человека представлять множество реальностей. Как она выразилась:

«Если учащийся понимается как занимающий собственное жилище, образование должно дать учащемуся возможность смотреть в оконные рамы, чтобы видеть реальность других, и в зеркала, чтобы видеть свою/свою». отражается собственная реальность. Знание обоих типов фрейминга является основой сбалансированного образования… образование вовлекает нас в «большой разговор» между различными системами отсчета».

В идеале ученик получает «окно» в жизни тех, кто отличается от него, а также смотрит в «зеркало», чтобы увидеть отражение своей реальности в персонажах книги или рассказа.

3. Символизация . Ментализация — это раннее выражение способности к символизации. При некоторых расстройствах, таких как пограничное расстройство личности, способность мыслить не возникает должным образом. В пограничном состоянии у человека ослаблена способность думать о психических состояниях других, потому что знание собственных внутренних состояний не символизируется и не репрезентируется опекуном. Опекун пренебрежительно или эмоционально недоступен. Возможно, она и есть «мертвая мать», о которой пишет Андре Грин, депрессивная материнская фигура с пустыми каменными глазами. Здесь нет моста между двумя умами. Родительница переполнена собственной потерей и оплакиванием и «выключила» эмоциональный резонанс со своим ребенком. Со временем младенец усваивает это невосприимчивое эмоциональное ядро. Другими словами, эмоционально «мертвая мать» формирует беспорядочную привязанность и воспитывает в ребенке деструктивный нарциссизм.

У нас есть окно в такое состояние в литературе Сильвии Плат, которая создала характер, Эстер Гринвуд, которая страдает хронической депрессией, как будто ее голова заключена в безвоздушном колпаке, а ее разум заперт в вакуумной камере — дисплей случай, искажающий перспективу и препятствующий человеческому общению.

Другое обстоятельство в отношениях, которое расстраивает процесс ментализации, связано с опекуном, который не только слушает, но и проецирует в ребенка. Для младенца контакт с (м)другим ощущается как вторжение, что-то, сделанное самому себе, как торнадо, разрывающий деревья. Эмоциональный след воспитателя захватывает ребенка. На одного вторгаются и выдавливают.

Что тогда младенец делает с проекциями, когда границы пористые и эго шаткое? Что может сделать ребенок, кроме как принять их: груз беспокойства или страха — или, возможно, представление о себе как о плохом объекте, плохом семени в процессе зарождения. Ребенок, как цель, идентифицирует себя с атрибуцией или может оборонительно отключиться от получения ментализирующих образов от опекуна вообще — чтобы дистанцироваться от жестокого содержания разума. В этом контексте межличностный контакт представляет собой опыт эмоционального потрясения и глубокого непонимания. Как лаконично выразился Кристофер Боллас, для пограничной личности эмоциональная турбулентность и фрагментация становятся объектом желания в межличностных отношениях.

Когда младенец теряет ментализацию и лишается этого внутреннего опыта организации, он или она уязвим для развязывания и расщепления частей себя. Пограничная личность использует проективную идентификацию, чтобы отказаться от частей себя, поместить их в другого, а затем попытаться контролировать эти нежелательные фрагменты — снаружи — в разуме и теле кого-то другого. Это динамика сговора, и проекция затрагивает уязвимость человека, на которого проецируется, который должен быть готов поверить в проекцию и жить в ней (9).0011 «Я слабый, неадекватный, плохой» ). Часто два человека в паре находят друг друга, чтобы выполнить эту бессознательную динамику, один человек передает части себя другому, который готов их нести.

Иногда пограничная личность проявляет себя как кто-то чрезвычайно контролирующий, чтобы справиться с проекцией, помещенной в другого, и противостоять собственному внутреннему хаосу. Такие контролирующие тенденции нетерпимы к другим точкам зрения с белоснежной хваткой на один реальность. Это попытка избежать амбивалентности и неопределенности. Нет никаких «окон» и «зеркал». Трагедия пограничного человека заключается в этом качестве запертости в одной реальности и поверхностных связях. Ослабленная способность к ментализации — ахиллесова пята пограничного человека. Что теряется, когда метафорическое мышление остается неразвитым, так это свобода знать свой собственный ум и ум других, а вместе с этим и способность к близости.

4. Конкретное мышление . Символическое мышление есть достижение развития. Люди среди приматов являются символами животных. В отсутствие ментализации переживание себя и других является конкретным и буквальным, с скудным пространством для множества значений. Ричард Говард Так хорошо описывает конкретизацию, которая возникает, когда человек не может ментализировать:

«конкретный мыслитель… предпочитает как можно ближе придерживаться узких смыслов, обозначаемых словами, опасаясь, что он безнадежно потеряется в глубинке коннотаций и абстракций. Конкретное мышление… переворачивает наименее осязаемые стороны жизни в «вещи», с которыми затем можно «управлять». не подозревая, какое влияние это оказывает на его жизнь, такое мышление высасывает жизненные соки, насыщающие ткань жизненного опыта смыслом».

Неудача в ментализации — это слепота к различию между символом и тем, что символизируется. Я думаю о картине Рене Магритта, Это не трубка , также называемая Предательство образов , которая бросает вызов восприятию реальности и привлекает внимание к различию между словом или представлением и самой вещью.

5. Уязвимость к стыду. Наконец, без способности к ментализации человек уязвим для стыда. Стыд более примитивен, чем вина, которая является более поздним психическим состоянием, когда человек плохо себя чувствует из-за того, что сделал что-то не так. Стыд — это эмоциональная встреча с другим, которая разрушает целостность личности и ведет к фрагментации. Мелвин Лански называет переживание стыда «нарциссическим умерщвлением». Стыд включает в себя разоблачение, демонстрацию или обнаружение своего существенного недостатка. Стыд проникает в самую суть человека. Садистские глаза, смотрящие на себя изнутри — это внутренние глаза стыда. В пьесе Питера Шаффера Equus , мальчик-подросток ослепляет шесть лошадей стальным шипом после постыдного полового акта с женщиной в конюшне.

Для человека, не развившего способности к ментализации, оскорбление воспринимается как нападение, которое подрывает фундаментальное чувство того, что он достоин и заслуживает любви. Человек чувствует себя неправильным в своем бытии. Эмоциональная травма ощущается таким образом, что ранит глубоко и угрожает разрушить личность. Нет расстояния или возможности считать, что сказанное или сделанное — это только то, что думает или имеет в виду другой человек. Оскорбление ощущается более буквально, как нечто реальное и фактическое. У человека отсутствует то, что называет Фонаги, «тот защитный слой вокруг вашего разума, который обеспечивает ментализация… Это как отсутствие кожи или как после ожога ваш эпидермис исчез… ваши нервы обнажены».

При отсутствии ментализации регуляция аффекта нарушается, поэтому вместо того, чтобы думать о чувствах, они часто разыгрываются. Это факторы, которые делают человека опасным и склонным к насилию, эмоционально или физически. Лански указывает, что часто переживание стыда, когда оно остается скрытым или непризнанным, может быстро трансформироваться в ярость. Цикл стыда-гнева возникает между людьми, а также группами. Далее Лански описывает, как «мстительное состояние ума» трансформирует ранее слабое и уязвимое ментальное состояние в состояние власти, силы и уверенности. Понимание процессов ментализации и ее ошибок дает представление о человеческой деструктивности и повторяющихся циклах насилия.

Следуйте за мной: www.twitter.com/mollycastelloe

Принадлежность | AdlerPedia

Примечание. Номера страниц, заключенные в круглые скобки, являются цитатами из Индивидуальная психология Альфреда Адлера: Систематическое представление избранных из его работ. (Х.Л. и Р.Р. Ансбахер, ред.). © 1964, Harper & Row, Publishers, Inc. Используется с разрешения Perseus Books Group.

Лекции и сочинения Адлера и Дрейкурса показывают, что, соглашаясь с тем, что стремление к превосходству универсально, они расходились в конкретизации цели стремления.

Для Адлера цель стремления к превосходству всегда является фиктивной формой идеи совершенства (преодоления, овладения, осуществления, завершения), конкретизированной личностью в субъективно мыслимом личностном идеале, а для Дрейкурса цель стремления всегда согласовано в каком-то образе принадлежности. Б. Х. Шульман сообщил, что Дрейкурс заявил в лекции в медицинской школе, что он определил свою теоретическую позицию как находящуюся посередине между Адлером и Карен Хорни (Terner and Pew, 19).78, с. 191). Хорни (1945) считал, что «желание «принадлежности» (стр. 50) занимает центральное место в человеческой мотивации и могло быть источником взглядов Дрейкурса на этот вопрос.

Адлер не считал свою позицию промежуточной себя и Хорни, и поэтому не считал чувство общности целью, он постулировал его как человеческую способность, сравнивая ее с прямохождением и способностью к языку, никогда полностью не отсутствующей и всегда нуждающейся в развитии. движение к цели совершенства (идеалу личности), когда оно индивидуально и своеобразно конкретизируется на полезной стороне , основывается и исходит из чувства принадлежности, т. е. чувства общности (общественный интерес). Однако для Дрейкурса принадлежность является целью всех стремлений, независимо от того, идет ли движение человека по полезной или бесполезной стороне жизни.

Г. Л. Ансбахер (1985), выдающийся исследователь Адлера, прочитав утверждение о том, что «для Адлера самой сильной мотивирующей силой человека является желание принадлежать к социальному миру», ответил, сказав: «[Если писатель] ссылка на Адлера для этого утверждения, я хотел бы знать это. Рудольф Дрейкурс часто писал о «потребности принадлежать» как о сильнейшей движущей силе и должен быть признан автором» (стр. 7).

Каждый человек пытается быть принятым сообществом. Желание чувствовать себя принадлежащим другим — основной мотив человека (Дрейкурс, 1949, с. 21).

Индивидуальная психология твердо стоит на почве эволюции и в свете ее рассматривает все человеческие стремления как стремление к совершенству (стр. 106).

Стремление к цели, к задаче, мы встречаем в жизни повсюду. Все растет «как бы», стремясь преодолеть все несовершенства и достичь совершенства. Это стремление к совершенству мы называем целью преодоления, т. е. стремлением к преодолению (Адлер, 19).79, с. 86).

Развитие ребенка все больше проникается отношениями общества к нему. Со временем появляются первые признаки врожденного социального интереса, расцветают органически обусловленные импульсы привязанности, которые побуждают ребенка искать близости со взрослыми. Всегда можно заметить, что ребенок направляет импульсы привязанности на других, а не на себя, как полагал Фрейд. Эти импульсы различаются по степени и различаются у разных людей. У детей старше двух лет можно увидеть эти различия и в их словесных выражениях. Чувство принадлежности, социальный интерес укореняется в психике ребенка и покидает индивидуума лишь при тяжелейших патологических изменениях его психической жизни (с. 138).

Чувство домашнего уюта является важной частью социального интереса. Жизнь на этой убогой корке того, кто имеет общественный интерес, протекает так, как если бы он был дома (стр. 155).

 

© Griffith, J., & Powers, R.L. (2007). Лексикон адлерианской психологии: 106 терминов, связанных с индивидуальной психологией Альфреда Адлера (2-е изд.). Порт-Таунсенд, Вашингтон: Adlerian Psychology Associates (стр. 9).

Определения понятий используются с разрешения Джейн Гриффит. Полный список понятий и определений можно найти в Лексикон адлерианской психологии: 106 терминов, связанных с индивидуальной психологией Альфреда Адлера Джейн Гриффит и Роберта Л. Пауэрса, доступны для покупки на Amazon.com.

Ссылки

Адлер, А. (1979). Превосходство и общественный интерес: Сборник более поздних работ (3-е изд.). (Х. Л. Ансбахер и Р. Р. Ансбахер, ред.). Нью-Йорк: Компас викингов. (Оригинальная работа опубликована в 1964 г.)

Ансбахер, Х.Л. (1985, весна). В отношении Джозефа Мейерса и принадлежности. [Письмо редактору]. Индивидуальный репортер психологии, 3(3), с. 7.

Дрейкурс Р.