Кораблекрушение упражнение – Упражнение «Кораблекрушение» ⋆ Упражнения на сплочение
Деловая игра «Кораблекрушение» (9 класс)
Тема: Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»
Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.
Ход работы: Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами поиграем в деловую игру «Потерпевшие кораблекрушение»
Итак! Представьте себе, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 км от ближайшей земли.
Ваше имущество составляет пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы:
Секстант
Зеркало для бритья
Канистра с 25 л. воды
Противомоскитная сетка
Одна коробка с армейским рационом
Карта Тихого океана
Надувная плавательная подушка
Канистра с 10 л. нефтегазовой смеси
Маленький транзисторный радиоприемник
Репеллент, отпугивающих акул
Два квадратных метра непрозрачной пленки.
Один литр рома крепостью 80 %.
450 метров нейлонового каната.
Две коробки шоколада
Рыболовная снасть.
А теперь каждый самостоятельно проранжируйте указанные предметы с точки зрения их важности для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 — у второго по значению и т.д. цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету.
Закончили?
Далее каждый из вас объединяется с соседом по парте, и вы вместе составляете общее ранжирование предметов по степени их важности (так как вы делала это по отдельности)
А теперь также проранжируйте предметы только уже по 4 человека, т.е. по парам в каждой подгруппе выберите одного эксперта.
Итак, давайте послушаем мнение эксперта каждой из подгрупп о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии. Аргументируйте ваш ответ… Ответы экспертов…
А теперь давайте сравним правильный ответ с вашими ответами.
Ответы экспертов ЮНЕСКО для игры «Потерпевшие кораблекрушение».
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем заласти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая приводится далее, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
Зеркало для бритья — для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Канистра с нефтегазовой смесью — для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой. Будет плыть по воде, привлекая внимание.
Канистра с водой — для утоления жажды.
Коробка с армейским рационом — обеспечит основную пищу.
Непрозрачная пленка — для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
Коробка шоколада— резервный запас пищи.
Рыболовная снасть — оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в паpycax лучше «журавля» в небе. Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.
Нейлоновый канат — для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
Плавательная подушка — спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
Репеллент, отпугивающий акул— назначение очевидно.
Ром крепостью 80 % — содержит достаточно алкоголя для использования в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.
Радиоприемник — имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
Карта Тихого океана — бесполезна без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
Противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов.
Сектант — без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными» К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.
Сохранившиеся предметы1
2
3
Ответ экспертов
Мой ответ
Ответ малой группы
Секстант
Зеркало для бритья.
Канистра с 25 литрами воды.
Противомоскитная сетка.
Одна коробка с армейским рационом.
Карта Тихого океана.
Надувная плавательная подушка.
Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
Маленький транзисторный радиоприемник.
Репеллент, отпугивающий акул.
Два квадратных метра непрозрачной пленки.
Один литр рома крепостью 80 %.
Две коробки шоколада;
Рыболовная снасть.
infourok.ru
Психологический тест Тура Хейердала: «Потерпевшие кораблекрушение»
Давным-давно в школе нам дали вот такой интересный тест. Тогда только начали вводить должность школьного психолога, а мы были уже классе в 10-м, так что психолог в основном просто развлекала нас тестами.Один из них очень интересен оказался тем, что четко показывал разницу менталитетов: «нашего» и «западного».
Тест этот, как ни странно, на выживание. И он очень простой — вы потерпели кораблекрушение и есть список предметов, который вы должны распределить по степени важности для вас.
Нам сказали, что этот тест придуман Туром Хейердалом, хотя в интернете я не нашла этому подтверждения или опровержения. В любом случае, мне он кажется интересным с социологической точки зрения.
Дело в том, что при его прохождении обнаруживается удивительное — почти все жители бывшего ссср показывают одинаковый результат, в корне отличный от европейского.
Перед тем, как рассказать об этой удивительности, приведу сам тест. Попробуйте и вы проверить, насколько я права.
Правда сразу сделаю поправку на время — массовые результаты по этому тесту мне были знакомы на конец 90-х, в наши дни ситуация все же могла существенно измениться.
Но мне ужасно интересно, так ли это.
К сожалению, тест этот одноразовый, второй раз его пройти уже нельзя. Поэтому я не смогу проверить это на себе )))
Кстати в наши дни этот тест является одним из основных в программах тимбилдинга и деловых игр на корпоративную солидарность.
Вы дрейфуете на яхте в южной часта Тихого океана. В результате
пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно
тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных
навигационных приборов. но вы находитесь на расстоянии примерно тысячи километров к юго-западу от ближайшей земли.
Ниже дан список из 14 предметов, которые остались целыми и
неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы
располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами,
достаточно большим, чтобы выдержать вас. всю вашу группу и все
перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей
составляют несколько коробков спичек и пять десятирублевых банкнот.
Ваша задача — пронумеровать 15 перечисленных предметов в
соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у
самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так
далее до четырнадцатого, наименее важного для вас.
Список предметов на плоту
Зеркальце для бритья
Канистра с водой (20 литров)
Сетка от комаров
Коробка с аварийным рационом 50 комплектов
Карты Тихого океана
Надувная подушка
Канистра керосина 5 литров
Маленький радиоприемник
Репеллент отпугивающий акул
Непрозрачный пластик 2х3 метра
Бутылка рома крепостью 50 градусов
5 метров нейлонового каната
2 коробки шоколада
Рыболовная сеть
Сектант (прибор ориентировки по звездам)
Вот основная идея теста и, собственно, его объяснение
согласно мнению экспертов, основными вещами,
необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в
океане, являются предметы, служащие для привлечения
внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия
спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть
обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве
случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а
человек может прожить этот период без пиши и даже воды,
поэтому они менее ценны.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого
предмета, перечисляет возможные способы его применения
и указывает на значение данного предмета для выживания. В
этом списке предметы перечислены по убыванию их
важности
1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
2. Канистра керосина. Важна для сигнализации. Керосин можно зажечь с помощью спичек и банкнот (естественно, вне плота): горящая канистра будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
3. Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
4. Коробка с аварийным рационом. Обеспечивает основную пишу.
5. Шесть квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от непогоды.
6. Две коробки шоколада. Резервный запас пиши.
7. Рыболовная сеть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
8. Пять метров нейлонового каната. Им можно связать снаряжение, чтобы оно не упало за борт.
9. Надувная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.
10. Репеллент, отпугивающий акул. Не слишком важен, если вы не собираетесь отплывать от плота.
11. Бутылка рома. Может пригодиться в качестве антисептика при травмах: в остальном имеет малую ценность, поскольку употребление алкоголя способствует обезвоживанию.
12. Транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, в отличие от передатчика, которого у вас нет.
13. Карты Тихого океана. Бесполезны без навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
14. Сетка от комаров. В Тихом океане их нет.
15. Секстант без карты звёздного неба он бесполезен
Подсчитываются суммарные индивидуальные и групповую оценки.
Для этого он подсчитывает разницы между баллами,
поставленными по каждому из пунктов в анкете каждым из
участников (и, отдельно, группой в целом) и ответами экспертов.
Разница всегда записывается в виде положительного числа:
преувеличили или преуменьшили участники важность каждого из
предметов, значения не имеет. Сумма оценок по всем пунктам
показывает совпадение индивидуального или группового мнения с
мнением экспертов: чем эта суммарная оценка меньше, тем лучше
участник или группа справились с заданием. Пример расчета
индивидуальной оценки приведен в бланке «Список предметов на
плоту».
Если суммарная групповая оценка меньше среднего значения
индивидуальных оценок, значит, групповое обсуждение было
эффективным.
Затем выявляются члены группы, которые наиболее успешно
справились с заданием (те, чьи суммарные оценки — расхождения
с мнением экспертов — оказались самыми низкими)
Если суммарная разность больше 50 Вы не спасетесь.
Если разность Ваша меньше разности группы, то Вам лучше прислушиваться к себе при решении проблем, а не спрашивать совета.
При условии если у Вас суммарная разность меньше или равна 50.
На основании полученных данных можно сделать выводы:
• об успешности группы в процессе обсуждения и принятия решения;
• сумела ли группа выявить лидера:
• достаточно ли он аргументировал свою точку зрения:
• кто участвовал в работе, а кто нет:
• какие виды поведения помогали достижению согласия, а какие мешали:
• оценить общий психологический настрой группы в процессе принятая решения:
• как улучшить принятие решения группой?
А теперь подумайте — а как вы ответили?
И под катом расскажу о тех результатах, которые отличали наших сограждан от европейцев и фактически разрушили саму основу теста, при этом смысл теста и его действие на самом деле не потерпели никаких изменений
В те времена, когда я проходила этот тест и активно им заинтересовалась (а его очень любили печатать в психологических сборниках, коими я старательно увлекалась), специалисты столкнулись с интересной особенностью, связанной с разницей менталитетов и образа жизни людей.
Подавляющее большинство европейских участников в той или иной степени отвечали согласно ожиданиям специалистов.
А вот на территории бывшего ссср наблюдалось странное — практически все участники отвечали с совершенно противоположным результатом, абсолютно не верно.
Если европейцы, как и предполагалось в тесте, на первое место ставили средства обнаружения, то «русские» на первое место ставили предметы, необходимые для выживания в создавшихся условиях. Любые способы подачи сигнала откладывались ими на самые последние места. А те предметы, которые в оригинале признавались бесполезными, «русские» умудрялись также использовать для добывания пищи и ставили ближе к началу.
Самое удивительное в том, что по сути тест «русские» участники тоже проходили успешно. Просто они руководствовались изначально другими целями.
Европейский менталитет говорил участникам, что про них знают и их ищут. Наш менталитет говорил просто — мы нафиг никому не нужны, надо сразу начинать бороться за жизнь. Нашим даже в голову не приходило, что надо как-то подавать сигналы на голодный желудок.
Этот результат очень показателен не только в особенностях менталитета, но и в том, что при составлении любого исследования и теста необходимо оперировать «на местности», а не просто переводить тексты из иностранной литературы.
Сегодня мы видим такое сплошь и рядом — переводные тексты по психологии и педагогике заполнили все источники, при этом многие из них точно так же как этот тест не отвечают нашей российской ментальности, нашим неосознанным, впитанным с молоком материи привычкам и традициям.
Таким образом и при анализе их результатов необходимо делать поправку на региональность. Потому что в те далекие годы вся наша группа прошла этот тест с отрицательным результатом.
А на деле мы прошли его на «отлично», только со своей точки зрения. И специалист, производящий анализ, должен был это понимать.
А теперь скажите мне — а как вы ответили?????
popugaichik.livejournal.com
Кораблекрушение — Летний лагерь
Задачи: снять агрессию, избежать конфликтных ситуаций, дать возможность детям разрядиться. Период смены: 3-5 дней. Возраст детей: 12 и старше Продолжительность: около 1 часа. Количество детей: 10-30 человек. Место проведения: помещение или место на природе. Оборудование: список из 15 предметов.
Порядок проведения:
1) Ознакомление всех участников с условием игры.
2) Попросите каждого из них прокомментировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1, у само-го важного для вас предмета, 2 у второго по значению и т.д.; цифра 15 будет соответствовать наименьшему полезному предмету).
На этом этапе дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.
3) Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного челове-ка из каждой подгруппы попросите быть экспертом.
Предложите каждой подгруппе составить общее для групп располо-жение предметов по степени их важности (так же, как они делали это по от-дельности).
На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения.
Отметьте среднее время выполнения задания для каждой группы.
4) Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе.
Для этого:
а) Выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование ваших доводов, аргументов и т.д.
б) зачитайте “правильный” список ответов, приложенный экспертами ЮНЕ-СКО. Предложите сравнить “правильный” ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему каждый участник, группа и номером, присвоенным этому предмету экспер-тами. Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.
Если сумма больше 30, то участник или подгруппа «утонули»;
в) Сравните результаты группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решения-ми отдельных людей?
Комментарий к проведению игры.
Это упражнение даёт возможность количественно оценить эффектив-ность группового решения.
В группе возникает большое количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.
Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше време-ни, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.
Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.
Индивид, обладающий особыми умениями (способности, знания, ин-формация), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.
Представьте себе: вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки ос-новных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоя-нии тысячи километров от ближайшей земли.
Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и непо-вреждёнными после пожара. В дополнение к этим предметам вы распола-гаете прочным надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько короб-ков спичек и пять однодолларовых банкнот.
Список.
- Сектант.
- Зеркало для бритья.
- Канистра с 25 литрами воды.
- Противомоскитная сетка.
- Одна коробка с армейским рационом.
- Карты Тихого океана.
- Надувная плавательная подушка.
- Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
- Маленький транзисторный приёмник.
- Репеллент, отпугивающий акул.
- Два квадратных метра непрозрачной плёнки.
- Один литр рома крепостью 80%.
- 450 метров нейлонового каната.
- Две коробки шоколада.
- Рыболовная снасть.
Ответы экспертов ЮНЕСКО.
1. Зеркало для бритья – важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
2. Канистра с нефтегазовой смесью – важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой, и будет плыть по воде, привлекая внимание.
3. Канистра с водой – необходима для утоления жажды.
4. Коробка с армейским рационом – обеспечит основную пищу.
5. Непрозрачная плёнка – используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
6. Коробка шоколада – резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть – оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уве-ренности, что вы поймаете рыбу.
8. Нейлоновый канат – можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
9. Плавательная подушка – спасательное средство на случай, если кто-то упадёт за борт.
10. Репеллент, отпугивающий акул – назначение очевидно.
11. Ром, крепостью 80% — содержит алкоголя достаточно для использова-ния в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.
12. Радиоприёмник – имеет незначительную ценность, так как нет пере-датчика.
13. Карты Тихого океана – бесполезны без дополнительных навигацион-ных приборов. Для вас важнее знать, не где вы находитесь, а где нахо-дятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка – в Тихом океане нет москитов.
15. Сектант – без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
summercamp.ru
Командная игра для тренинга: Катастрофа
Формат проведения упражнения Катастрофа
Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).
Ведущий дает группе следующую инструкцию:
— С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров.
Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.
Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Заполняйте номерами первую колонку бланка.
Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.
Список предметов:
1. Охотничий нож
2. Карманный фонарь
3. Летная карта окрестностей
4. Полиэтиленовый плащ
5. Магнитный компас
6. Переносная газовая плита с баллоном
7. Охотничье ружье с боеприпасами
8. Парашют красно-белого цвета
9. Пачка соли
10. Полтора литра воды на каждого
11. Определитель съедобных животных и растений
12. Солнечные очки на каждого
13. Литр водки на всех
14. Легкое полупальто на каждого
15. Карманное зеркало
После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общее групповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.
Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень навыка организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.
По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры.
piter-trening.ru
ролевая игра кораблекрушение
Ролевая игра «Потерпевшие кораблекрушение»
Инструкция: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Предположительно, на расстоянии 1000 миль к северо-востоку от Вас находится ближайшая земля.
Ниже дан список 15 предметов, которые уцелели и остались неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете прочными надувными спасательными плотами (с веслами), способными выдержать Вас, экипажи все перечисленные выше предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек, пять однодолларовых банкнот. Ваша задача – проранжировать 15 перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и т.д. до 15-го – наименее значимого из всех предмета:
секстант (угломерный инструмент, применяемый в мореходной астрономии)
зеркало для бритья
пятигаллоновая канистра с водой (~20 литров)
противомоскитная сетка
одна коробка с армейским рационом США
карты Тихого океана
спасательная подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной)
двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси (~8 литров)
маленький транзисторный радиоприемник
репеллент, отпугивающий акул
двадцать квадратных футов непрозрачного пластика (~7 кв.м.)
одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80° (~1 л.)
15 футов нейлонового каната (~5 м.)
две коробки шоколада
рыболовная снасть
После того, как завершена индивидуальная работа со списком, группе дается 5 минут на выполнение общего задания: «Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:
Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.
Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклоняться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми Вы можете согласиться хотя бы отчасти.
Избегайте таких методов «ухода от конфликта» как голосование, компромиссные решения.
После оглашения группового решения, руководителю следует привести контрольный список, содержащий оптимальный порядок предметов.
Приложение: Согласно «экспертам», основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, а также предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточное количество пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как пятигаллоновая канистра с водой и коробка с армейским рационом. Итак:
Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовыми банкнотами и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
Пятигаллоновая канистра с водой.
Одна коробка с армейским рационом США. Основная пища.
Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.
Две коробки шоколада. Резерв пищи.
Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, поскольку в данной ситуации «синица в руке» лучше «журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
15 футов нейлонового каната. Можно использовать для страховки снаряжения и людей.
Спасательная подушка. Если возникнет необходимость кого-нибудь спасать.
Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
Одна кварта пуэрториканского рома. Как содержащий 80% алкоголя может использоваться как антисептик. Имеет меньшую ценность, поскольку при употреблении по прямому назначению обезвоживает организм.
Маленький транзисторный радиоприемник. Был бы передатчик – важнее нет, а так можно и в конец списка.
Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь Вы, а где находятся спасатели.
Противомоскитная сетка. В Тихом океане москиты мешать не будут.
Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Итог: Данное упражнение близко по смыслу к «мозговому штурму», смысл его – в групповом обсуждении творческих задач в обстановке свободного обмена мнениями. Предполагается, что эффективность совместного решения творческой проблемы в некоторых условиях может быть больше, чем в случае индивидуальной, изолированной работы этих же людей. Творческая энергия человека в обычных условиях заперта, но ждет выхода. Роль замков часто выполняют преждевременные критические замечания, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход, рутина, лень воображения, давление мнений авторитетов, привычки, традиции, отсутствие эмоционального подъема.
studfile.net
Упражнение Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение» (30-35 минут) — КиберПедия
Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.
Проведение игры
1-й этап.
Ознакомление всех участников с условиями игры:
Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Представьте, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и её груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли».
Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповреждёнными в результате пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и 5 однодолларовых банкнот. Список предметов:
• Сектант.
• Зеркало для бритья.
• Канистра с 25 литрами воды.
• Противомоскитная сетка.
• Одна коробка с армейским рационом.
• Карты Тихого океана.
• Надувная плавательная подушка.
• Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
• Маленький транзисторный радиоприёмник.
• Репеллент, отпугивающий акул.
• Два квадратных метра непрозрачной плёнки.
• Один литр рома крепостью 80%.
• 450 метров нейлонового каната.
• Две коробки шоколада.
• Рыболовная снасть.
2-й этап.
Попросите каждого из участников самостоятельно проранжировать указанные в приложении предметы с точки зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).
На этом этапе деловой игры дискуссии между участниками запрещены. Отметьте среднее индивидуальное время выполнения задания.
3-й этап.
Разбейте группу на подгруппы примерно по 6 человек. Одного участника из каждой подгруппы попросите быть экспертом.
Предложите каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так как они это делали по отдельности).
На этом этапе допускаются дискуссии по поводу выработки решения.
Отметьте среднее время выполнения задания для каждой подгруппы.
4-й этап.
В каждой подгруппе выбирается лидер, который бкдет отстаивать мнение группы. Выбирается эксперт для группы лидеров. Лидеры от подгрупп приглашаются в центр круга и ранжируют предметы по стапени важности. Лидеры обсуждают свои решения. Подсказок от остальных игроков быть не должно.
5-й этап.
Оцените результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:
А). Выслушайте мнение экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов и др.. Насколько активно и убедительно лидеры защищали и отстаивали интересы своей подгруппы.
Б). Зачитайте «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО:
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нём запасти достаточное количество воды и пищи для жизни в течение этого периода.
Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая даётся ниже, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
• Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
• Канистра с нефтегазовой смесью. Важна для сигнализации. Может быть зажжена банкнотом и спичкой и будет плыть по воде, привлекая внимание.
• Канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
• Коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
• Непрозрачная плёнка. Используется для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
• Коробка шоколада. Резервный запас пищи.
• Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
• Нейлоновый канат. Можно использовать для связывания снаряжений, чтобы оно не упало за борт.
• Плавательная подушка. Спасательное средство на случай, если кто-то упадёт за борт.
• Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
• Ром, крепостью 80%. Содержит 80% алкоголя – достаточно для использования в качестве антисептика, в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
• Радиоприёмник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
• Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
• Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
• Сектант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен. Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасёнными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые 36 часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.
Вопросы:
1. Сложно ли Вам было ранжировать предметы?
2. Сложно ли было ранжировать их в группе?
3. Возникали трудности при присвоении ранга предметам?
4. Легко ли было убедить остальных ребят?
cyberpedia.su
«Потерпевшие кораблекрушение».
ЦЕЛЬ: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой; учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи; предоставляет информацию относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе и может внести вклад в сплоченность членов группы.
НЕОБХОДИМОЕ ВРЕМЯ: 1,5 часа.
МАТЕРИАЛЫ: Копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши.
ПОДГОТОВКА: Руководитель должен иметь навыки исследования группового процесса.
ПРОЦЕДУРА: Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.
Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара.
В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы.
Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот… Ваша задача – классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.
Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Секстант.
Зеркало для бритья.
Пятигаллоновая канистра с водой.
Противомоскитная сетка.
Одна коробка с армейским рационом.
Карты Тихого океана.
Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной).
Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.
Маленький транзисторный радиоприемник.
Репеллент, отпугивающий акул.
Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика.
Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80 градусов.
Пятнадцать футов нейлонового каната.
Две коробки шоколада.
Рыболовная снасть.
После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания.
Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.
Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:
1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.
2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
3. Избегайте таких методов «уменьшения конфликта», как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.
4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений. После того как группа проранжировала 15 предметов в зависимости от их важности, посмотрите правильный порядок классификации, приведенный в приложении к данному упражнению. Здесь вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла группа в результате согласия. Затратьте дополнительно какое-то время для обсуждения процесса принятия решений. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимались участниками группы для «протаскивания» своих мнений? Как улучшить принятие решений группой? В качестве варианта один или несколько наблюдателей, не принимающих участия в групповом процессе, могут предоставить после выполнения задачи обратную связь о групповом или индивидуальном поведении.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УПРАЖНЕНИЮ «ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ».
Согласно «экспертам», основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.
Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Вторым по значению являются такие вещи, как пятигаллоновая канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой (естественно вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.
5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.
6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
8. Пятнадцать футов нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт.
9. Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.
10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.
11. Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80 градусов. Содержит 80% алкоголя – достаточно для использования в качестве антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
12. Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
13. Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
studfile.net