Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения – Памятка для педагогов «Профилактика суицида»

Содержание

Памятка для педагогов «Профилактика суицида»

         Суицид –преднамеренное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. 

         Основныепричины подростковых самоубийств:

– Проблемы и конфликты в семье.

– Насилие в семье.

– Несчастная любовь.

– Подражание кумирам или из чувства коллективизма.

– Потеря родственников и близких.

Признаки готовящего самоубийства:

– приведение своих дел в порядок,  раздача– ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг    начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.

– прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.

– внешняя удовлетворённость – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.

– письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

– словесные указания или угрозы.

– вспышки гнева у импульсивных подростков.

– потеря близкого человека;

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств.

Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.

Заблуждение 2.  Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.

Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.

Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.

Заблуждение 5. Чужая душа — потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

Заблуждение 6. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству».

Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек  решился на самоубийство.

Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде.

Педагогу рекомендуется:

• внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу; «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо»,«Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы ивнимательно слушайте.

• не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;

 • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

•постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

• не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;

 • одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, привести конструктивные способы ее решения; должна быть реалистичной и                    направленной на укрепление его сил и возможностей.

•ОБСУЖДАТЬ – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом

— большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или

избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.

•ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ – обобщайте, проводите рефрейминг – «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

•ПОДЧЕРКИВАТЬ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем –признайте, что его чувства очень сильны, узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

Помните! Главное, в чём нуждается любой учащийся – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание.

Помните! Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как доброе слово.

Помните!

 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи.

Помните! Лучшая профилактика суицида – родительская, педагогическая и психологическая поддержка.

litvinovichi.schools.by

Памятка для педагогов. Диагностика и профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.. ДУА «Паплаўскі дзіцячы сад

Памятка для педагогов. Диагностика и профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

Суицидальное поведение предоставляет собой одну из основных медицинских проблем современного общества. По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.

В Республике Беларусь самоубийство, как причина смерти, занимает четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания.

Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления  суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальное проявления отличаются многообразием.

Лишь 10% у детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время, т.е. крик этот адресован к близким прежде всего. В среднем каждая 4-я демонстративная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.

Самоубийство —  слишком  противоестественный  и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает  не  мгновенно.  Ему,  как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.           

Динамика развития суицидального поведения

Первая стадия — стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период,  который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка  возникают пассивные  мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему  лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в  75 %  случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия — это  суицидальные   замыслы.  Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия — суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Причины суицида

Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1). Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

3).  Дисгармония в семье.

4). Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания).

5). В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку  суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило  неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок  проводит значительную часть своего времени.

6). Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Дети, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, бесполезность и часто приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

К  «группе риска» по суициду относятся подростки:

—                          с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

—                          злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

—                          с затяжным депрессивным состоянием;

—                          сверхкритичные к себе подростки;

—                          страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;

—                          фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

—                          страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

—                          из социально-неблагополучных семей — уход из семьи или развод родителей;

—                          из семей, в которых были случаи суицидов.

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

—                           потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

—                           частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

—                           необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

—                           постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

—                           ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

—                           уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

—                           нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

—                           погруженность в размышления о смерти,

—                           отсутствие планов на будущее,

—                           внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Признаки готовящегося самоубийства

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии.  Если  решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

Возможные мотивы

Поиск помощи — большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность — жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы — все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

 Попытка сделать больно другому человеку — «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему — человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности — это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а  также душевные переживания, препятствующие осуществлению  суицидальных намерений. К ним относятся:

—                          эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

—                          выраженное чувство долга, обязательность;

—                          концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

—                          учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

—                          убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

—                          наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

—                          наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

—                          психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

—                          наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

—                          проявление интереса к жизни;

—                          привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

—                          уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

—                          планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

—                          негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов  обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Суицидальное действия у детей и подростков  часто носят «демонстративный характер», могут приобретать черты «суицидального шантажа». Однако именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает чрезвычайно затруднена.

Демонстративное суицидальное поведение.

Это разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства. Безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована: дома – родным, в компании сверстников – кому-либо из ее членов и т.д. Следует, однако, учитывать что демонстративные по замыслу действия вследствие недостаточности, неправильного расчета или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями. Оценка поступка как демонстративного требует тщательного анализа всех обстоятельств.

Аффективное суицидальное поведение.

Сюда относятся суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь обычно мелькает мысль, чтобы расстаться с жизнью, или такая возможность допускается.

Истинное суицидальное поведение.

Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких.

Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству:

—         жестокое обращение окружающих

—  нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам;  практика унизительных и жестоких наказаний

—         проблемы в школе

—         неразделенная любовь.

Профилактика суицидов

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния —  необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.  Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны  и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться  в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные  на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей,  посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Оптимизация межличностных отношений в школе

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе   уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

—                          вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

—                          внушать им оптимизм и надежду;

—                          проявлять сочувствие и понимание;

—                          осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.

Администрации школ необходимо направить пристальное внимание  и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.

Направления работы специалистов (педагога-психолога, психотерапевта) по профилактике депрессии и суицидов

Провести  с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся,

помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, 

обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса,

оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.,

при необходимости включить подростка в группу социально-психологического тренинга,

провести психокоррекционные занятия по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Психолог должен рассказать учителям и родителям, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок  с грустными глазами, не всегда соответствует действительности. Депрессивным может оказаться как раз тот, кто выпивает, смолит папироску и хамит маме.

Для предотвращение суицидальных попыток при наличии суицидального поведения психологу необходимо:

—                                                  снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,

—                           уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение,

—                           формировать компенсаторные механизмы поведения,

—                           формировать адекватное отношение к жизни и смерти. ребенка

При малейшем подозрении на психическую патологию у  ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право.  

Если  есть подозрение, что у  ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, чем они рискуют, если  оставят  ребенка  без помощи. Чтобы подросток не счел психолога предателем,  нужно сказать примерно следующее: «Твое состояние, возможно, связано с тем, что ты в последнее время не можешь самостоятельно справляться со своими проблемами. По поводу этого нам нужно обязательно получить квалифицированную консультацию, а по правилам эту консультацию нельзя получить без ведома родителей. Давай подумаем вместе, как мы родителей в эту ситуацию будем включать».  Если  же у подростка проблемы с родителями, это вопрос каждого отдельного случая.

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних  является одной из важнейших задач общества. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе объединяющим усилия специалистов разного профиля (медиков, психологов, педагогов). Значительная часть детей и подростков со своими проблемами обращаются к педагогам и психологам школ. Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:

1. Информирование родственников подростка о суицидальной  опасности или действиях.

2. Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.

3. Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта.

Рекомендуется придерживаться следующих принципов:

1. Неотложность.  Беседа с подростком должна осуществляться в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений.

2. Эмпатическое, не директивное отношение к подростку.

-очень важно внимательно выслушать человека, дать возможность ему выразить в словах свои эмоциональные проблемы,

-психолог (педагог) должен стать адвокатом пациента, а не его судьей,

-следует избегать «дешевых» утешений или упреков («Подумали ли Вы о своей семье, матери?» и т.д.).

3. Временное исключение подростка из стрессогенной ситуации.

 4. Сбор информации о кризисе

-внимательно воспринимать каждую жалобу пациента, не пренебрегать тем, что может «показаться» несерьезным «манипулятивным»,  «манипулятивным», «попыткой привлечь внимание»,

-прямо спрашивать о суицидальных мыслях, намерениях, планах, суицидальном поведении в прошлом.

5. Определение внутреннего смысла кризиса:

-ожидания от поступка: что желает изменить в себе, окружающих, ситуации.

6. Преодоление исключительности ситуации:

-показать, что подобные ситуации встречаются достаточно часто, но другие люди находят из них альтернативные выходы.

7. Разработка ясного плана действий:

-для подростка, испытывающего состояние психологического дистресса, ощущение, что «ничего не делается для оказания помощи», усиливает тревогу. Необходимо предоставить пациенту план простых и конкретных мероприятий, направленных на оказание медицинской и психологической помощи.

8. Наладить контакт с родственниками и друзьями.

Родственники и друзья подростка могут позитивно влиять на его состояние и быть источником ценной информации.

9. Обеспечить психологическую поддержку и активизировать собственные ресурсы подростка.

Альтернативный выход из ситуации он должен находить самостоятельно, т.к. лучше самого подростка, никто не знает подробностей конфликта.

10. Критически относиться к облегчению, отмеченному после первой беседы о суициде.

Часто подростки высказывают свою удовлетворенность первой беседой, что усыпляет бдительность окружающих следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.

11. В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей.

Психологам и педагогам в санитарно-просветительной и агитационно-массовой работе по борьбе с зависимостями от алкоголя, наркотических веществ, с правонарушениями, а также по вопросам, затрагивающим особенности поведения детей и подростков. Необходимо указывать на связь самоубийств с другими формами отклоняющегося поведения.

Таким образом, только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. Мы должны научиться активно слушать и – главное – слышать наших детей. Для многих из них будет достаточно, чтобы не ступить за черту. 

poplavi.schools.by

Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

Суицид – преднамеренное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. 

         Основные причины подростковых самоубийств:

  • – Проблемы и конфликты в семье.
  • – Насилие в семье.
  • – Несчастная любовь.
  • – Подражание кумирам или из чувства коллективизма.
  • – Потеря родственников и близких.

Признаки готовящего самоубийства:

  • – приведение своих дел в порядок,  раздача – ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг    начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.
  • – прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.
  • – внешняя удовлетворённость – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
  • – письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
  • – словесные указания или угрозы.
  • – вспышки гнева у импульсивных подростков.
  • – потеря близкого человека;

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств.

  • Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
  • Заблуждение 2.  Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
  • Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
  • Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
  • Заблуждение 5. Чужая душа — потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
  • Заблуждение 6.  Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству».
  • Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек  решился на самоубийство.
  • Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде.

 Педагогу рекомендуется:

• внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу; «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

• не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;

 • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

•постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

• не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;

 • одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, привести конструктивные способы ее решения; должна быть реалистичной и                    направленной на укрепление его сил и возможностей.

• ОБСУЖДАТЬ – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом

— большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или

избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.

• ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ – обобщайте, проводите рефрейминг – «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

• ПОДЧЕРКИВАТЬ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем –   признайте, что его чувства очень сильны, узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

Помните! Главное, в чём нуждается любой учащийся – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание.

Помните! Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как доброе слово.

Помните! 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи.

Помните! Лучшая профилактика суицида – родительская, педагогическая и психологическая поддержка.

            Государственное учреждения образования

«Кормянский районный социально-педагогический   центр»

Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

г.п. Корма, 2017 г.

klyapino.schools.by

Памятка для педагогов по предупреждению подросткового суицида

Памятка для педагогов, классных руководителей по предупреждению подросткового суицида.

Что же делать, если подросток угрожает суицидом?

1. Нужно принять, что не каждый потенциальный самоубийца — психически больной. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.

2. Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» поставить очень сложно. Поэтому не всегда стоит игнорировать такие высказывания.

  1. Распространенный способ отговорить — «чего встал, прыгай, давай» — может сработать с точностью до наоборот. Здесь лучше сказать, что решение о суициде — дело сугубо личное. Вся ответственность за это решение лежит на самом человеке. И все записки «в моей смерти прошу винить»… полная глупость. Никто ни в чьем самоубийстве не виноват (даже уголовный кодекс в статье «доведение до самоубийства» перечисляет очень ограниченные условия).

  2. Очень сложно отговорить подростка от суицида, упирая на его чувство долга: подумай о родителях, об учителях, ты позоришь школу и т.д. Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе! Необходимо делать упор на положительные и сильные стороны личности подростка, что он вполне может их использовать , чтобы добиться значимости более адекватными способами.

  3. Важно переключить подростка с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему «Да ты не думай об этом!» Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? Точно так же нельзя напрямую отговорить человека «не думать о суициде». Лучше задать отвлекающий вопрос: ты покормил сегодня домашнее животное? или ты выключил компьютер, выходя из дома? и т.д.

Основные причины подросткового суицида.

Социальная ситуация развития подростка представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. В то время, как (противоречия)

Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

На вопрос: «Что может стать причиной самоубийства подростка?» школьники обычно начинают перечислять такие проблемы, как проблемы в школе, непонимание родителей, конфликты с друзьями, одиночество, пустота жизни.

70% суицидентов в качестве повода, толкнувшего их на этот поступок, называли разного рода школьные конфликты. Но при ближайшем рассмотрении проблемы, как правило, обнаруживается неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: речь идет в первую очередь о нарушениях детско-родительских отношениях. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа жесткая, нормативная, негибкая, к ребенку не расположена.

Самые распространённые причины

1) Депрессияэто эмоциональное состояние, оно характеризуется чувством безысходности, беспомощности, тоски. Подросток теряет интерес ко всему, учёбе, друзьям, любимым занятиям, у него очень сильно снижается жизненная активность.

  1. Уход от проблемнаиболее распространённая причина, совершая суицид,’ подростки пытаются убежать от проблем,’ которые они не могут решить, таким образом, убегают от ответственности или наказания «за содеянный поступок. Подросток, не желая думать, что можно сделать, как решить проблему, принимает решение уйти от этой проблемы и соответственно из жизни навсегда.

  2. Потеря — не только для подростков, но и для многих людей вообще, потеря близкого человека, одного из родителей, друга или любимого человека, является болью, которую они не могут пережить. Тех, кто не начинает бороться с горем и печалью, посещает идея самоубийства, то есть самоё лёгкое решение всех проблем и отказ от горя и печали, такие люди аргументируют суицид, тем, что им надоело мучаться.

4) Чувство вины. Если уход — это побег от наказания, то суицид из-за чувства вины – это наоборот само наказание.

Чувство вины связано с мучительным ощущением изоляции от тех людей, перед которыми человек провинился. Если не бороться с этим чувством эта изоляция становится своеобразным барьером во всём и этот барьер мешает жить счастливо, так как мысли об этом не покидают человека.

  1. Привлечение вниманияне идентичны случаи, когда попытка суицида являлась просто способом привлечения к себе внимания или крик о помощи. Всё это из-за того, что самоубийство самый эффективный способ привлечения внимания, который не оставляет равнодушным никого из окружающих и очень печально, когда подростки получают это внимание уже посмертно.

  2. Манипуляция самоубийство, как способ непросто привлечь к себе внимание, но заставить кого-то, родителей, друзей, любимого человека, учителей и т. д. сделать то, что хочет он.
    Таким образом, подросток добивается цели. Очень часто в отношениях с противоположным полом, подростки манипулируют самоубийством для того, что бы добиться парня или девушку. К такой тактике подростки прибегают тогда, когда все другие способы не привели к желательному результату, это своего рода последний отчаянный шаг. который так же может иметь фатальный конец.

  3. Местьданная причина имеет немного общего с двумя предыдущими, так как так же направлена на близких или окружающих людей, родителей, возлюбленного, учителей и т. д.
    Подростки переполнены чувством обиды, пытаются отомстить своей смертью всем, кто им причинял или причиняет боль.

  4. Выражение любви — желание подростка выразить свои чувства, которые в данном возрасте у них очень сильные и верные. Поэтому разрыв отношений, по каким-либо причинам является сильнейшим ударом. При этом его эмоции полностью немеют, восприятие мира искажается, а жизнь теряет смысл. И в знак всего этого, в доказательство своей большой и сильной любви к своему любимому или любимой, подросток решает покончить с собой.

  1. Одиночество — мучительное осознание подростком, нехватки близких отношений с окружающими. Особенно его чувствуют именно подростки, так как именно эту возрастную категорию часто не понимают родители, учителя, и даже сверстники. Подростки чувствуют вместе с чувством одиночества, так же печаль, грусть, уныние, нетерпение, тревогу. И эти чувства могут длиться как недлительный промежуток времени, но так же могут затянуться на долго, и привести к фатальным последствиям, то есть к суициду.

  2. Стыдпо словам некоторых учёных, наносит самые глубокие раны сердцу, так как это своего рода болезнь души, которая мучает человека изнутри. Что самое интересное, причиной стыда могут стать как чьи-то обидные насмешки, так и свои собственные, то есть человек может сам обсмеять себя. И как в одном, так и в другом случаях подросток ужасно себя чувствует, его не покидает чувство отверженности, он теряет чувство собственного достоинства, другими словами думает, что полностью потерпел поражение.

Помощь подростку.

Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде:

  • Необходимо не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за ним формальное право совершить такой шаг, то есть уважать его выбор. Но это должна быть внутренняя позиция, нейтрализующая традиционное осуждение и пристыжение подростков: «Как тебе не стыдно об этом думать?» и т.д.

  • Внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу.

  • Правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима.

  • Не спорить и не настаивать на том. что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.

  • Постараться изменить романтично-трагичный ореол представлений подростка о собственной смерти с помощью описания реальной картины самоубийства: например, что при повешании прямая кишка рефлекторно расслабляется, и вообще организм стремится избавиться от лишней жидкости.

  • Не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы на веру, но необходимо подчеркнуть временный характер проблемы.

  • Привести самим или помочь подростку найти конструктивные способы решения проблемы.

  • Одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей с опорой на сильные стороны его личности.

Правила для работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство.

* Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит в отсутствии у них знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны в интересах детей. Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы.

* Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливом времени и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно, уважая чувства подростка.

Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств. Вместе с тем необходимо обращать особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том. что они сделали все возможное для его предотвращения.

  • Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце. Или самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного потерпеть.

  • Помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходит после одной встречи, 1-2 дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.

На что нужно обратить особое внимание? Кто из учеников должен вызвать беспокойство?

Обратите внимание на подростков с заниженной самооценкой, на ребят, страдающих от своей малоценности и низкой популярности в среде сверстников. Очень опасны для подростков мифы о суицидах, ведущих к свободе личности. Эти мифы очень активно внедряют в подростковую среду представители различных •деструктивных сект. Появление любых сектантов в окрестностях школы или в микрорайоне должно восприниматься как сигнал тревоги. Важно помнить, что не обязательно подросток с низкой активностью и плохим настроением будет входить в «группу риска».

infourok.ru

Памятка для педагогов о профилактике подрсткового суицидального поведения

По Челябинской области прокатилась волна подростковых суицидов:с начала года, на данный момент в регионе зарегистрировано ШЕСТЬ самоубийств подростков. Этот факт актуализирует вопрос информирования педагогов и родителей о профилактике суицидального поведения среди подростков.

(По данным организации ВОЗ) К «группе риска» по суициду относятся подростки:

  • с нарушением межличностных отношений, «одиночки»;

  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

  • с затяжным депрессивным состоянием;

  • сверхкритичные к себе подростки;

  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

  • страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

  • из социально-неблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей;

  • из семей, в которых были случаи суицидов.

Что в поведении подростка должно насторожить учителя:

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам.

  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что делать учителю, если он обнаружил опасность:

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.

  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида:

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей.

  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.

  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» – передайте им эту ситуацию для ее разрешения.

  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.

  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач – такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

infourok.ru

Проект по психологии на тему: Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди учащихся

Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается подготовительный период (предсуицид).

Вы можете заметить признаки готовящегося самоубийства у детей:

По словам:

  • Часто говорит о своем душевном состоянии;
  • Прямые высказывания – «Нет смысла жить дальше»;
  • Косвенные высказывания –

« Ничего, скоро вы от меня отдохнете»;

     По поведению:

  • подавленное настроение;
  • проявление раздражительности, угрюмости;
  • потеря аппетита или чрезмерное обжорство;
  • бессонница;
  • интерес к возможным способам самоубийства;
  • приведение своих дел в порядок;
  • прощание с друзьями и выражение благодарности.

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА

• Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

• Резкое повышение общего ритма жизни

• Социально-экономическая дестабилизация

• Алкоголизм и наркомания среди родителей

• Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

• Алкоголизм и наркомания среди подростков

• Неуверенность в завтрашнем дне

• Отсутствие морально-этических ценностей

• Потеря смысла жизни

• Низкая самооценка, трудности в самоопределении

• Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

• Безответная влюбленность

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА:

• Установите заботливые взаимоотношения с ребенком

• Будьте внимательным слушателем

• Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации

• Помогите определить источник психического дискомфорта

• Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

• Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы

• Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить

перспективу на будущее

• Внимательно выслушайте подростка!

Всякое поведение имеет цель

Суицидальные подростки не могут сказать: « У меня неприятности. Одному мне не справиться. Я веду себя так, словно собираюсь убить себя, потому что хочу, чтобы кто-то вмешался в мои планы»

Если считать, что во всяком поведении прослеживается какая-то цель, то цель суицидальной попытки – дать сигнал бедствия, объявить во всеуслышание, что мне плохо, у меня беда.

Большинство суицидентов словно выставляют перед собой «предупреждающие знаки»

Знаки эти – их крик о помощи!!!

На заметку родителям

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, ребенок должен ощущать любовь к себе.

Потребность любви – это:

— потребность быть любимым;

— потребность любить;

— потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в жизни ребенка, он в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемами.

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ГПОУ ТО «Богородицкий политехнический колледж»

ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД

КРИК О ПОМОЩИ!!!

Богородицк

2015

nsportal.ru

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

Что делать и как помочь, если вы заметили склонность к суициду у подростка?

1. Суицид – это не повод для публичного обсуждения в школьном или классном коллективе.

2. Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без внимания.

3. Дать возможность высказаться и внимательно выслушать.

4. Не употреблять общие фразы «Да ты не думай об этом», «Ну, всё не так плохо», «Не стоит этого делать» и т.д. Это может привести к обратному эффекту.

5. Отговаривая, не упирать на чувство долга. Это может подтолкнуть к роковому шагу: «А вот посмотрим, значу ли я что-нибудь для вас!».

6. Установить доверительные, заботливые взаимоотношения, проявлять интерес к любым проблемам.

7. Не стыдить! Не спорить! Спор блокирует дальнейшее обсуждение.

8. Задавать прямые вопросы: «Ты думаешь о самоубийстве. Каким образом? Что будет потом?». Не бойтесь говорить об этом с подростком. Открытое обсуждение планов и проблем снижает тревогу. Беседы не могут спровоцировать убийство, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, обсуждение же помогает «выпустить пар», выплеснуть эмоции.

9. При малейшем подозрении на суицид – обращайтесь к специалистам!

Помните! Лучшая профилактика суицида – родительская, педагогическая и психологическая поддержка!

Виды суицидов

1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% — это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: «Сделай то-то и то-то, а то я…»

2. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие люди могут начинать заниматься экстремальными видами спорта, добровольно едут в «горячие точки», рискованно ездят на автомобиле или мотоцикле, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

3. Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.

4. Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать человека от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная человеком в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.

Группа риска:

1. Неуравновешенные подростки.

2. Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.

3. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.

4. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.

5. Подростки в состоянии сильного стресса.

6. Подростки из конфликтных семей.

Признаки готовящегося самоубийства:

1. Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).

2. Прощание в различных формах.

3. Письменные указания, раздача ценных вещей.

4. Внешняя удовлетворённость, т.к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.

5. Угроза – прямая или косвенная.

Знак беды

Зачем совсем юный человек лишает себя жизни? 90% самоубийц руководствуются следующими мотивами:

МЕСТЬ. Ребёнок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.

ПРИЗЫВ. Так он пытается привлечь к себе внимание

САМОНАКАЗАНИЕ. Ребёнок решает, что не имеет права жить из-за какого либо поступка, ошибки.

ОТКАЗ. Человек просто «выходит из игры». Нет ни сил, ни желания жить дальше.

ВНИМАНИЕ! 80% людей, уходящих добровольно из жизни – психически здоровы (люди, страдающие психическими заболеваниями совершают суицид по другим мотивам: самопожертвование, игра, «желание попасть в высший мир и т.д.).

Тот, кто имеет «Зачем жить», выдержит любое «Как»

Ф.Ницше

Помните! Главное, в чём нуждается любой учащийся – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание.

Помните! Простое человеческое участие, внимание, прощение, может помочь человеку в самые трудные моменты жизни, уберечь его от смерти.

Помните! Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как доброе слово.

Помните! 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи.

 

multiurok.ru