Коррекция девиантного поведения подростков: Методы коррекции девиантного поведения подростков
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков — Средняя общеобразовательная школа №15 г. Йошкар-Олы
Проблема девиантного поведения детей и подростков является сложной социальной реальностью. Нестабильность ситуации в обществе, отторжение значительного количества населения от общественно-значимых форм деятельности обуславливает значительный рост социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних. Столкновение мира подростка с миром других людей и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе. На смену одним чувствам и привязанностям приходят другие, которые могут носить и патологический характер. Зачастую современные подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, совершают экономические преступления. Отстаивая в этих условиях право быть субъектом социального действия, молодёжь сбивается на путь агрессивности. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет.
На наш взгляд, отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
— социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности;
-глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками;
-отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития;
-отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности;
-безнадзорностью. По данной проблеме нами было проведено исследование на выявление склонности к девиантному поведению. В нём принимало участие 27 человек, (10 мальчиклв и 17 девочек)9 класса МОУ СОШ №10 г. Вичуга Ивановской области. В результате проведенного исследования мною было выявлено, что:
64% подростков имеют высокий уровень склонности к девиантному поведению. У них чрезмерно проявляется раздражительность, которая ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу, преобладает завышенная самооценка, повышенная жестокость, не развиты этические нормы, могут ради компании убежать из дома.
23% подростков имеют средний уровень склонности к девиантному поведению. У них проявляется реакция группирования со сверстниками, которая сопряжена со стремлением к властвованию, эгоцентризм, легко вступают в конфликтные ситуации, самооценка далека от объективности.
13% подростков имеют низкий уровень склонности к девиантному поведению. У них иногда бывают грубые поступки, слегка непоседливы, самооценка достаточно адекватная. Редко проявляется нежелание учиться, словоохотливы, нет срывов и депрессивных состояний.
Таким образом, содержание социально-коррекционной работы с девиантными подростками в нашей школе реализуется в основном следующими специалистами:
-классным руководителем;
-социальным работником;
-социальным педагогом;
-психологом, врачом.
Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие этапы коррекционной работы на уровне школы, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:
-диагностика причин девиантного поведения конкретного ученика или группы школьников;
-проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
-реализация разрабатываемых программ на уровне школы.
Содержательная деятельность в рамках коррекции девиантного поведения включает: — психолого-педагогических практикумов и консилиумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы отклонения в поведении, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
-информирование учащихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях;
— сотрудничество с подразделение по делам несовершеннолетних.
Содержание деятельности специалистов в области социальной работы в школе является основой технологического процесса по коррекции агрессивного поведения подростков.
На наш взгляд основными методами для предупреждения девиантного поведения яявляются:
1.Разработка и осуществление различных воспитательно — профилактических программ, имеющих цель — управление процессом социолизации подростков, работа с возникшими отклонениями;
2.Организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды;
3.Организация досуга подростков;
4.Использование индивидуальных занятий по преодолению негативных социальных установок, самооценки- привлечение государственные структурами и, прежде всего органами исполнительной власти всех уровней к участию в движении за здоровый образжизни;
5.Принятие мер не только по недопущению сокращения детских клубов, но и расширению их сети с тем, чтобы оказать как можно большому числу лиц, квалифицированную помощь;
6.Оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.
От того, как организовано деятельность подростков, во многом зависит их жизненное самоопределение.
Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, «места наименьшего сопротивления» в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведен
Мудрая китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченны.
Педагог-психолог: Чемоданова Т.И.
Коррекция девиантного поведения
Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:
1. Воспитательная — восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая — активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.
4. Корректирующая — исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.
Коррекция девиантного поведения — социально-педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее — на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
5. Регулирующая — это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом.
По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.
Элементы самокоррекции:
- принятие индивидом цели,
- учет условий деятельности,
- ее программирование,
- оценку результатов,
- коррекцию.
Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору — самосознанию — осознанию и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальных качеств.
Классификация методов коррекции в 30-х годах (В.П. Кащенко):
- педагогические методы,
- психотерапевтические методы.
Педагогические методы:
1. Методы общественного влияния:
а) коррекция активно-волевых дефектов;
б) коррекция страхов;
в) метод игнорирования;
г) метод культуры здорового смеха;
д) коррекция навязчивых мыслей и действий;
е) коррекция бродяжничества;
ж) самокоррекция.
2. Специальные или частнопедагогические методы:
а) коррекция недостатков поведения детей;
б) коррекция нервного характера.
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2.Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах:
1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
Наиболее сложными этапами (с точки зрения их практического применения) являются третий, четвертый и пятый.
Основные подходы к диагностике индивидуальных особенностей в психологической, социологической и педагогической науках:
- количественный — основан на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей,
- качественный — ориентируется на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.
Применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.
Специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами — как высокоформализованными (техниками типа теста Векслера, MMPI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).
Лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание.
Первые практические шаги психолога и социального педагога, — выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу.
- особенности ближайшего социального окружения — семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:
- хочет ли самоутвердиться,
- получить социальную защищенность в группе,
- реализовать мотивацию дружеского общения,
- удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
- путь, который привел подростка именно в эту группу, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания.
Авторская программа коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.
Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:
- единство диагностики и коррекции;
- нормативности развития;
- системность развития психической деятельности;
- деятельностный принцип коррекции;
- нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;
- понимание и сочувствие;
- прагматизм психолого-педагогического воздействия»
- приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
- своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
- творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
- профессионализм специалистов — психологов, социальных педагогов и др. , а также учителей.
Показания к применению:
- социальная апатия;
- аутизм;
- агрессивность;
- раздражительность;
- отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
- чрезмерная эмоциональность или раздражительность;
- конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.
Цель: социальная адаптация девиантов.
Задачи:
1) развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
5) оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра
ˑ:
центра социальной реабилитации
Н.И. Пономарева . Стерлитамакский технический колледж физической культуры, Стерлитамак
Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, физическая культура и спорт
Изменения, происходящие в современном обществе, выявили широкий круг проблем, одной из которых является проблема социально-педагогического сопровождения ребенка с девиантным поведением . Высокая научная и социальная роль проблемы девиантного поведения подтверждается многочисленными теоретическими и прикладными исследованиями по данному вопросу.
Проблема девиантного поведения является многофакторной проблемой, включающей широкий круг девиантных подростков.
Изучали физико-моральное поведение и психофизическое состояние, уровень морально-этических качеств у девиантных подростков для решения задач формирующего эксперимента и объективной оценки уровня воздействия специально отработанных форм, средств и методов спортивно-оздоровительной деятельности. .
Профилактика девиантного поведения предполагает систему общих и специальных мер на разных уровнях социальной организации, в первую очередь научно обоснованных и одновременно осуществляемых действий, направленных на:
– профилактика или возможные негативные физические, психологические или социально-культурные последствия у одиночного ребенка или несовершеннолетних из группы социального риска;
– поддержание и поддержание нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
– поддержка ребенка в достижении общественно острых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Целью настоящего исследования явилось обоснование эффективности использования средств физической культуры и спорта в профилактике девиантного поведения подростков.
Отработанные средства, методы и педагогические приемы способствовали интересу к положительным видам деятельности, повышению уровня двигательной подготовленности, снижению психического напряжения у девиантных подростков. Все это создает предпосылки для эффективной профилактической работы с девиантными детьми на дальнейших этапах возрастного развития.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что физическая культура и спорт являются одними из ведущих компонентов профилактики девиаций, что свидетельствует о максимальном приобщении подростков к активной спортивной деятельности, а также овладении формами и направлениями пропаганды физической культуры и спорта. .
Список литературы
1. Александрова Л.Ю. Девиации как социально-педагогическая проблема: руководство / Л. Ю. Александрова. – Чебоксары: Чувашское гос. пед. ун-ты, 2007. – 83 с.
2. Жуков М.Н. Психофизические особенности девиантных подростков в зависимости от отношения к физической культуре / М.Н. Жуков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 3. – С. 40.
3. Павленок П.Д. Социальная работа с девиантными личностями и группами: учеб. пособие [для вузов спец. «Социальная работа»] / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 184 с. – (Высшее образование). (на русском языке)
4. Пигалова Л.В. Готовность студентов физкультурного вуза к воспитательной работе с девиантными подростками / Л.В. Пигалова // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 1. – С. 8–12.
5. Профилактика взаимосвязанного, асоциального поведения у детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Чувашской Республики: Сб. конф.] / Чувашский гос. пед. ун-ты; [ред. Г.П. Захаров]. – Чебоксары: ЧГПУ, 2009. . – 91 с.
6. Рудакова И.А. Девиантное поведение: [учебное пособие для среднего профессионального образования. учреждений] / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 156 с.
7. Руцкой И.А. Модель организации спортивно-оздоровительной работы с девиантными подростками в образовательном учреждении / И.А. Руцкой, В.С. Попов // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 9. – С. 63–66. (на русском языке)
8. Петрова Е.А. Особенности взаимоотношений педагогов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / Е.А. Петрова // Психология обучения. – 2008. – № 7. – С. 69–87. (на русском языке)
9. Фалькович Т.А. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8–11 классы. / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Н.В. Высоцкая. – М.: ВАКО, 2006. – 254 с. – (Педагогика. Психология. Менеджмент). – Библиогр.: С. 249.–251. (на русском языке)
10. Черкашин И.А. Развитие духовно-нравственных качеств у юношей-девиантов в спортивном клубе / И.А. Черкашин// Высшее образование сегодня. – 2007. – № 12. – С. 76–78.
11. Черникова, Н.В. Нравственное воспитание девиантных подростков / Н.В. Черникова // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 8. – С. 23–28. (на русском языке)
Девиантные разговоры препятствуют обращению с подростками в интернатных учреждениях
Девиантный разговор — это метод привлечения внимания других с использованием сарказма, шуток или других тактик, чтобы вызвать ответную реакцию. Для подростков получение одобрения сверстников является важным социальным поведением. Для молодежи из групп риска девиантные разговоры как метод получения одобрения сверстников могут быть особенно вредными, когда они проходят лечение в интернатных учреждениях. «Это было связано с эскалацией употребления психоактивных веществ подростками, насилием и антиобщественным поведением детей», — сказал А. Л. Закриски из Коннектикутского колледжа и ведущий автор нового исследования, изучающего пагубные последствия девиантных разговоров. «Учитывая риск причинения вреда, для программ лечения важно отслеживать обучение девиантности, особенно когда контакты со сверстниками высоки».
В большинстве лечебных учреждений наблюдение является основным инструментом измерения девиантного обучения (девиантный разговор с целью вызвать девиантное поведение). Предыдущие исследования показали, что девиантное обучение сверстников, оцененное лидерами, приводит к усилению агрессии и снижению эффективности лечения. Закриски сказал: «Подводя итоги, данные программ лечения антисоциальной молодежи на базе сообщества вызвали обеспокоенность по поводу обучения девиантности в стационарном лечении, но особенности стационарного лечения и молодых людей, которым оно служит, могут снизить риск причинения вреда».
Закриски проанализировал данные 239 подростков, прошедших 26 различных программ летнего лечения в интернатах, используя оценки девиантного поведения, установленные сверстниками. Результаты показали, что девиантные разговоры напрямую связаны с антиобщественным поведением. «Как и ожидалось, на взаимосвязь между ранними девиантными разговорами и реакцией на лечение влияли индивидуальные уровни поведения и уровни поведения в группе сверстников», — сказал Закриски. «Это также было положительно связано с экстернализацией и отрицательно связано с просоциальным и интернализирующим поведением, оцененным сверстниками и персоналом». Чем более позитивно девиантный разговор был воспринят сверстниками, тем больше сохранялось негативное поведение и девиантное обучение. Подростки, чьи девиантные попытки в значительной степени игнорировались, были более восприимчивы к лечению. Закриски добавил: «С точки зрения профилактики важно заранее, чем через 2 недели после начала лечения, узнать, кто может вести девиантные разговоры проблемного уровня и в каких группах такое поведение может быть особенно заразным».
Ссылка :
Закриски, Одри Л., Джек С. Райт и Стефани Л.