Креативное мышление: Креативное мышление – как развивать креативность, как креативно мыслить, методы обучения

Содержание

Креативное мышление — как развить его у команды

Креативное мышление полезно не только в повседневной жизни, но и в бизнесе. Оно помогает видеть возможности в кризис, предлагать новые идеи и решения, работать с нестандартными задачами, для которых еще нет четких инструкций. Можно ли этому научиться? Даже нужно: например, эксперты Google включают креативное мышление в число наиболее актуальных навыков. О том, как прокачать его самостоятельно, мы рассказывали в этом материале. А здесь поделимся принципами и техниками, которые помогут развить креативность у сотрудников.

Принципы креативного мышления

Перед тем как предлагать сотрудникам различные техники, стоит вместе с ними разобраться в основных принципах креативного мышления. Их сформулировали авторы книги «Думай в других форматах» Люк де Брабандер и Алан Ини.

Сначала факты, потом гипотеза. Перед тем как разрабатывать идею, стоит изучить свои объективные возможности и ограничения. Если действовать в обратном порядке, то может сработать эффект предвзятости подтверждения — вы будете учитывать только те факты, которые согласуются с вашей идеей.

Сомневайтесь даже в лучших и проверенных решениях. Так вы научитесь видеть новое в привычном, а адаптироваться к изменениям станет легче.

Будьте активны. Не стоит рассчитывать, что озарение придет само собой — без изучения вопроса и обдумывания решений. Придумывайте как можно больше, представляйте разные варианты будущего, исследуйте чужой опыт, оценивайте свои идеи, используйте техники из этого материала — так вы скорее добьетесь успеха, а еще сделаете креативность образом жизни.

Конкретизируйте идеи и выбирайте лучшие из них. Абстрактную идею реализовать сложно. Предлагая что-то, спрашивайте себя: «Что именно нужно сделать? Какие понадобятся шаги, действия, ресурсы?» Это также позволит осознать свои ограничения и выбрать наиболее реалистичное решение.

Техники развития креативности у команд

SCAMPER расшифровывается как Substitute (заменить?), Combine (комбинировать?), Adapt (адаптировать?), Modify/Magnify (модифицировать/увеличить?), Put to Other Uses (предложить другое применение?), Eliminate (устранить, минимизировать действие?), Reverse (пересмотреть структуру?). Эти вопросы помогают понять, как улучшить продукт или по-новому использовать имеющиеся инструменты для решения проблемы. Технику можно использовать, например, во время мозгового штурма.

Рефрейминг подразумевает, что команда рассматривает ситуацию с разных точек зрения: Мечтателя, Критика и Реалиста. Мечтатель придумывает идеи — он ограничен только своей фантазией. На их основе Реалист составляет план действий. Критик оценивает этот план и указывает на слабые места, а Реалист затем его корректирует. При этом Мечтатель и Критик не взаимодействуют напрямую. Полезно предлагать разные роли одним и тем же участникам команды — так они постепенно научатся использовать рефрейминг самостоятельно.

Техника чем-то похожа на рефрейминг: участники команды тоже примеряют разные роли. Но здесь ролей 6, и они распределены по цветам. Черная шляпа означает, что человек должен только критиковать идеи, искать в них минусы. Желтая — что человек, наоборот, должен их защищать. Белая дается тому, кто будет искать недостающую информацию и работать с данными. Участник с красной шляпой анализирует эстетическую сторону идеи и эмоции, которые она вызывает. Зеленую шляпу дают тому, кто будет развивать идеи, не оценивая их. И, наконец, синяя шляпа принадлежит модератору. Стоит распределять роли так, чтобы они противоречили привычному поведению: например, человек, который привык все критиковать, получил бы желтую шляпу.

Ментальные карты можно использовать при мозговом штурме для генерации новых идей или развития имеющихся. Сначала выбирают основную проблему или идею. Затем ее дополняют ветвями с базовыми подтемами. Потом, в свою очередь, эти подтемы конкретизируют — и так до тех пор, пока на карте не будет отражена вся нужная информация.

Обычно при мозговом штурме команда пытается понять, как решить проблему, сделать продукт или проект лучше. Но в этой технике все наоборот: мы ищем способы ухудшить ситуацию. Например, при разработке приложения можно подумать о том, как сделать его максимально неудобным, а затем взять эти идеи — и перевернуть. Неудобное приложение — то, которое медленно запускается? Хорошо, как тогда нам сделать загрузку быстрой?

Фактически это еще одна вариация мозгового штурма. Команда определяет, с какими объектами и процессами связана решаемая проблема, и проводит аналогии с явлениями человеческой культуры и природы. Такая аналогия называется прямой. Есть также личная аналогия — участники представляют себя рассматриваемым предметом. Символическая аналогия основана на поиске парадоксов и противоречий, а фантастическая — на представлении желаемого результата без ограничений, которые существуют в реальности. В отличие от классического мозгового штурма, в синектике поощряется критика.

Эта техника пришла из театра импровизации. Суть ее в следующем: модератор озвучивает проблему или идею, а затем каждый участник встречи дополняет ее, начиная с фразы «да, и». Например: «Наша цель — сделать рабочие процессы более прозрачными» — «Да, и мы можем составить четкие регламенты» — «Да, и…» Техника позволяет сосредоточиться на возможностях, а не ограничениях («да, но…»).

Александра Смаракова

Теги

#средний уровень

#креативность и инновации

#soft skills

как научить ребёнка мыслить нестандартно


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Бизнес-аналитики уверены, что к 2025 году креативное мышление станет одним из топовых навыков, который будет востребован. И развивать его нужно с детства. О том, как научиться мыслить нестандартно, мы поговорили с Натальей Сердюченко, автором проекта по развитию креативного мышления у детей «Переменатут».

Что такое креативное мышление

Многие ошибочно думают, что креативное мышление — это то же самое, что креативная деятельность, творчество. На самом деле это способность человека находить какое-то нестандартное решение для проблемы или задачи. 

Характеристики креативного мышления:

Беглость — способность к генерированию большого числа идей. 

Оригинальность — способность предлагать нестандартные идеи.

Гибкость — способность продуцировать идеи, относящиеся к различным категориям.

Мыслить креативно может научиться любой. Для этого необязательно быть талантливым или одаренным. Более того, каждый человек рождается с этой способностью. Просто, когда мы растем и развиваемся, то получаем жизненный опыт, который формирует в голове шаблоны, паттерны поведения. Например, суп мы едим ложкой, а не вилкой. И нам не нужно каждый раз об этом думать. Эти шаблоны значительно упрощают нашу жизнь, но приводят к последствиям. Одно из них — мышление становится не таким гибким.

«Система образования тоже накладывает на детей шаблонность мышления. Я занимаюсь с детьми 10-12 лет и хорошо вижу, как в большинстве школ детей сознательно загоняют в рамки. Их не учат решать открытые задачи, у которых может быть много путей решения и ответов, а наоборот, учат, как по одному пути, алгоритму прийти к решению», — говорит Наталья.

Почему мыслить креативно — полезно

Креативное мышление учит ребенка одному из важнейших навыков успешного человека: подмечать проблемы вокруг, конвертировать их в задачи и уметь их решать. Именно это будет отличать высококлассного специалиста от рядового сотрудника. И не только в творческих профессиях. Даже пилоты самолета, которые всегда работают по инструкции, в аварийной ситуации должны уметь действовать креативно. Или врач, чей пациент находится в критической ситуации: чтобы спасти чью-то жизнь, он должен мгновенно принять правильное решение. 

Ребенок с развитым креативным мышлением имеет больший потенциал, становится более уверенным, открыт вызовам, не боится выражать свое мнение, уверена Наталья:

«Когда мы занимаемся с детьми, я сразу говорю, что можно озвучивать любую идею, даже полную чушь. Не бывает «правильно» и «неправильно». Очень важно давать детям свободу выражения, даже если поначалу это кажется полной ерундой. Только тогда у них появляется свой голос и смелость».

Упражнения для развития креативного мышления 

Беглость

1. Задаем определенное количество идей для решения конкретной задачи.

 Пример: На столе стоит стакан. Трогать его нельзя. Придумайте не менее десяти способов, как из него удалить воду.

2. Ставим таймер на 10-15 минут и пишем максимальное количество способов решения конкретной задачи. 

Пример: Напишите любые варианты использования обыкновенной канцелярской скрепки. Это упражнение — тест, который в США проводили для проверки уровня креативности детей раннего возраста. Школьники начального звена легко находили 40-50 способов, а в отдельных случаях и больше сотни. Дети средней школы справлялись с этой задачей в три раза хуже, а в старших классах варианты можно было пересчитать по пальцам. 

Оригинальность

В качестве инструмента подойдет метод фокальных объектов. 

  1. Придумываем предмет, который хотим улучшить. Например, кастрюлю. 
  2. Выбираем ряд случайных объектов — например, котенок и ластик — и пишем их свойства. Чем больше, тем лучше.
  3. Присоединяем их свойства к исходному объекту, развиваем полученные варианты путем ассоциаций.
     
  4. И вот уже готовы идеи новой кастрюли. Например, мяукающая кастрюля — прообраз мультиварки или гибкая кастрюля — идея посуды из силикона. 

Гибкость

Для развития гибкости нужно расширять кругозор, насмотренность. Люди не создают идеи из воздуха — информация берется из той картины мира, которая на данный момент есть в голове. Поэтому так важно посещать музеи, выставки, путешествовать, читать книги, общаться с разными людьми и так далее. Детям очень полезно будет почитать фантастику, где есть масса идей, которые могут реализоваться уже в ближайшем будущем. 

Ассоциативное мышление

Помимо беглости, оригинальности и гибкости, для развития креативности полезно развивать ассоциативное мышление. Во-первых, на ассоциациях рождаются идеи. Во-вторых, дети очень любят игры в ассоциации. Вот несколько упражнений на эту тему: 

1. «Цепочка ассоциаций».

Выбираем любое слово или словосочетание и начинаем строить цепочку ассоциаций. Например, «банк» — работа, отпуск, предвкушение, радость.

2. «Неправильная цепочка ассоциаций». 

Выбираем два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе — ее концом. Задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например, исходные слова «собака» и «машина». Цепочка: «собака — лай — прохожий — тротуар — дорога— машина».

Эти упражнения покажут, как у вас обстоят дела с характеристиками креативного мышления. Например, чем длиннее цепочка, тем лучше беглость. Если играете в команде с ребенком, можно оценить оригинальность ваших ассоциаций (если повторяются у обоих — неоригинально, если у кого-то одного — браво). И чем больше будет категорий, по которым можно распределить ваши ассоциации, тем лучше развита гибкость.

С помощью этих несложных занятий можно развить креативное мышление не только у детей. Взрослым это даже полезнее. Ведь, чем старше мы становимся, тем более шаблонно мыслим. Развивайте креативное мышление всей семьей — это отличный вариант досуга, который не только учит, но и сближает.


Материалы по теме:

  • Как креативно «переизобретать» обучение
  • Юлия Бродская: «Главная цель обучения — помочь человеку отыскать собственный смысл в жизни»
  • 3 способа творчески «перепридумать» школьные уроки 

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Творческое мышление — это процесс

В 1666 году один из самых влиятельных ученых в истории прогуливался по саду, когда его поразила вспышка творческого гения, которая изменит мир.

Стоя в тени яблони, сэр Исаак Ньютон увидел, как на землю упало яблоко. «Почему это яблоко всегда должно опускаться перпендикулярно земле, — недоумевал Ньютон. «Почему бы ей идти не вбок, не вверх, а постоянно к центру земли? Несомненно, причина в том, что земля притягивает его. В материи должна быть притягательная сила». 1

Так родилась концепция гравитации.

История падающего яблока стала одним из ярких и знаковых примеров творческого момента. Это символ вдохновенного гения, который наполняет ваш мозг в те «моменты озарения», когда творческие условия как раз подходят. 2

Однако большинство людей забывают, что Ньютон работал над своими идеями о гравитации почти двадцать лет, пока в 1687 году не опубликовал свою новаторскую книгу «Принципы: математические принципы натуральной философии». Падающее яблоко было лишь началом цепочки мыслей, которая продолжалась десятилетиями.

Знаменитая страница, описывающая инцидент с яблоком Ньютона в «Воспоминаниях о жизни сэра Исаака Ньютона » Уильяма Стьюкли.

Ньютон не единственный, кто годами боролся с отличной идеей. Креативное мышление — это процесс для всех нас. В этой статье я поделюсь наукой о творческом мышлении, расскажу, какие условия стимулируют творчество, а какие препятствуют ему, и предложу практические советы, как стать более творческим.

Креативное мышление: судьба или развитие?

Творческое мышление требует от нашего мозга установления связей между, казалось бы, несвязанными идеями. Это навык, с которым мы рождаемся, или тот, который мы развиваем на практике? Давайте посмотрим на исследование, чтобы найти ответ.

В 1960-х годах исследователь творческих способностей по имени Джордж Лэнд провел исследование 1600 пятилетних детей, 98 % из которых были оценены как «высоко творческие». Доктор Лэнд повторно тестировал каждого субъекта в течение пяти лет. Когда тем же детям было 10 лет, только 30 процентов набрали высокий творческий диапазон. Это число упало до 12 процентов к 15 годам и всего 2 процента к 25 годам. По мере того, как дети становились взрослыми, их творческий потенциал постепенно развивался. По словам доктора Лэнда, «нетворческому поведению учатся». 3

Подобные тенденции были обнаружены и другими исследователями. Например, одно исследование с участием 272 599 студентов показало, что хотя показатели IQ выросли с 1990 года, показатели творческого мышления снизились. 4

Это не означает, что творчеству можно научиться на 100 процентов. Генетика действительно играет роль. По словам профессора психологии Барбары Керр, «приблизительно 22% различий [в творчестве] связаны с влиянием генов». Это открытие было сделано путем изучения различий в творческом мышлении между группами близнецов. 5

Все это к тому, что «я просто не творческий человек» — довольно слабое оправдание для отказа от творческого мышления. Конечно, некоторые люди настроены быть более творческими, чем другие. Однако почти каждый человек рождается с определенным уровнем творческих способностей, и большинство наших способностей к творческому мышлению поддаются тренировке.

Теперь, когда мы знаем, что креативность — это навык, который можно улучшить, давайте поговорим о том, почему и как практика и обучение влияют на ваши творческие результаты.

Интеллект и креативное мышление

Что нужно, чтобы раскрыть свой творческий потенциал?

Как я упоминал в своей статье о пороговой теории, принадлежность к 1% самых высоких умственных способностей никак не связана с фантастическим творческим потенциалом. Вместо этого вам просто нужно быть умным (не гением), а затем усердно работать, целенаправленно практиковаться и увеличивать количество повторений.

До тех пор, пока вы соответствуете порогу интеллекта, блестящая творческая работа находится в пределах вашей досягаемости. По словам исследователей из исследования 2013 года, «мы получили доказательства того, что после достижения порога интеллекта личностные факторы становятся более предсказуемыми для творчества». 6

Мышление роста

Что именно представляют собой эти «личностные факторы», на которые ссылаются исследователи, когда речь идет об усилении вашего творческого мышления?

Одним из наиболее важных компонентов является то, как вы оцениваете свои таланты внутри компании. Точнее говоря, ваши творческие способности во многом определяются тем, подходите ли вы к творческому процессу с установкой на данность или с установкой на рост.

Различия между этими двумя образами мышления подробно описаны в фантастической книге Кэрол Двек «Мышление: новая психология успеха» (аудиокнига).

Основная идея заключается в том, что, используя фиксированное мышление, мы подходим к задачам так, как будто наши таланты и способности фиксированы и неизменны. Однако, придерживаясь установки на рост, мы верим, что наши способности можно улучшить с помощью усилий и практики. Интересно, что мы можем легко подтолкнуть себя в том или ином направлении, основываясь на том, как мы говорим и хвалим наши усилия.

Вот краткое изложение словами Двек:

«Все движение за самооценку ошибочно учило нас, что восхваление интеллекта, таланта, способностей способствует развитию уверенности в себе, самоуважения, а за этим последует все великое. Но мы обнаружили, что это имеет неприятные последствия. Люди, которых хвалят за талант, теперь беспокоятся о том, чтобы сделать следующее, взять на себя тяжелую задачу, а не выглядеть талантливо, запятнав свою блестящую репутацию. Поэтому вместо этого они будут придерживаться своей зоны комфорта и защищаться, когда сталкиваются с неудачами.

Так что же нам хвалить? Усилия, стратегии, упорство и настойчивость, стойкость, стойкость, которую они демонстрируют перед лицом препятствий, способность восстанавливаться, когда что-то идет не так, и знание того, что делать дальше. Поэтому я думаю, что важной частью продвижения мышления роста на рабочем месте является передача этих ценностей процесса, предоставление обратной связи, вознаграждение людей, участвующих в процессе, а не только успешный результат».

— Кэрол Двек 7

Смущение и творчество

Как мы можем применить установку на рост к творчеству на практике? По моему опыту, все сводится к одному: готовности выглядеть плохо, занимаясь какой-либо деятельностью.

Как говорит Двек, установка на рост больше ориентирована на процесс, чем на результат. Это легко принять в теории, но очень трудно придерживаться на практике. Большинство людей не хотят иметь дело с сопутствующим смущением или стыдом, которые часто требуются для изучения нового навыка.

Список ошибок, от которых вы никогда не сможете исправиться, очень короток. Я думаю, что большинство из нас понимают это на каком-то уровне. Мы знаем, что наша жизнь не будет разрушена, если книга, которую мы пишем, не будет продаваться, или если нам откажут на потенциальном свидании, или если мы забудем чье-то имя, представляя его. Нас беспокоит не обязательно то, что происходит после события. Именно возможность выглядеть глупо, чувствовать себя униженным или сталкиваться со смущением мешает нам вообще начать.

Чтобы полностью принять установку на рост и повысить свою креативность, вы должны быть готовы действовать перед лицом этих чувств, которые так часто нас сдерживают.

Как стать более творческим

Предполагая, что вы готовы проделать тяжелую работу, столкнувшись со своими внутренними страхами и преодолевая неудачи, вот несколько практических стратегий, которые помогут вам стать более творческими.

Сдерживайте себя. Тщательно разработанные ограничения — один из лучших инструментов для развития творческого мышления. Доктор Сьюз написал свою самую известную книгу, когда ограничился 50 словами. Футболисты развивают более сложные наборы навыков, когда играют на меньшем поле. Дизайнеры могут использовать холст размером 3 на 5 дюймов для создания более качественных крупномасштабных проектов. Чем больше мы себя ограничиваем, тем изобретательнее становимся.

Напишите еще. В течение почти трех лет я публиковал новую статью каждый понедельник и каждый четверг на сайте JamesClear.com. Чем дольше я придерживался этого графика, тем больше я понимал, что мне нужно написать около дюжины посредственных идей, прежде чем я найду блестящую. Создав объем работы, я создал большую площадь поверхности для творческой искры, которая поразила меня.

Не заинтересованы в том, чтобы публиковать свои записи? Программа «Утренние страницы» Джулии Кэмерон — это фантастический способ использовать писательство для повышения своей креативности, даже если вы не собираетесь писать для других.

Расширьте свои знания. Одна из моих самых успешных творческих стратегий — заставить себя писать на, казалось бы, разные темы и идеи. Например, мне приходится проявлять изобретательность, когда я использую баскетбольные стратегии 1980-х, древнее программное обеспечение для обработки текстов или дзен-буддизм для описания нашего повседневного поведения. По словам психолога Роберта Эпштейна, «вы добьетесь большего успеха в психологии и в жизни, если расширите свои знания».

Спите дольше. В своей статье о том, как улучшить сон, я поделился исследованием Пенсильванского университета, которое выявило невероятное влияние сна на умственную работоспособность. Главный вывод был следующим: недосыпание накапливается, и если вы спите по 6 часов в сутки в течение двух недель подряд, ваша умственная и физическая работоспособность снижается до того же уровня, как если бы вы бодрствовали 48 часов подряд. Как и все когнитивные функции, творческое мышление значительно ухудшается при недосыпании.

Наслаждайтесь солнцем и природой. В ходе одного исследования 56 туристов задавались различными вопросами творческого мышления до и после 4-дневного похода. Исследователи обнаружили, что к концу путешествия бэкпэкеры увеличили свою креативность на 50 процентов. Это исследование подтверждает результаты других исследований, которые показывают, что времяпрепровождение на природе и повышенное воздействие солнечного света могут привести к более высокому уровню творчества. 8

Примите позитивное мышление. На мой вкус, это звучит немного нелепо, но позитивное мышление может привести к значительному улучшению творческого мышления. Почему? Исследования позитивной психологии показали, что мы склонны мыслить более широко, когда мы счастливы. Эта концепция, известная как теория расширения и построения, облегчает нам создание творческих связей между идеями. И наоборот, грусть и депрессия, по-видимому, приводят к более ограничивающему и ограниченному мышлению.

Отправка. По правде говоря, творчество — это просто тяжелая работа. Лучшее, что вы можете сделать, — это выбрать темп, который вы сможете поддерживать, и выпускать контент на постоянной основе. Примите участие в процессе и творите по расписанию. Единственный способ, которым творчество становится реальностью, — это доставка.

Заключительные мысли о творческом мышлении

Творчество — это процесс, а не событие. Это не просто момент озарения. Вы должны работать через ментальные барьеры и внутренние блоки. Вы должны сознательно практиковать свое ремесло. И вы должны придерживаться этого процесса годами, возможно, даже десятилетиями, как это делал Ньютон, чтобы увидеть, как расцветает ваш творческий гений.

Идеи, изложенные в этой статье, предлагают различные подходы к творчеству. Если вы ищете дополнительные практические стратегии улучшения своих творческих привычек, прочитайте мое бесплатное руководство под названием «Освоение креативности».

Сноски

  1. Воспоминания о жизни сэра Исаака Ньютона Уильяма Стакли. Страница 15.

  2. В некоторых версиях знаменитого инцидента Ньютон получает удар по голове от падающего яблока и кричит «Эврика!» когда он признает важность своей блестящей проницательности. Нет никаких доказательств того, что яблоко действительно ударило Исаака по голове, но история с упавшим яблоком, похоже, правдива. И Уильям Стьюкли, друг Ньютона, и Джон Кондуитт, помощник Ньютона, подтвердили в отдельных текстах, что вид падающего яблока подтолкнул Ньютона к размышлениям о гравитации.

  3. Точка останова и дальше: освоение будущего сегодня, Джордж Лэнд и Бет Джарман (1992).

  4. Кризис творчества: снижение показателей творческого мышления в тестах творческого мышления Торранса. Журнал исследований творчества, том 23, выпуск 4, 2011 г.

  5. Энциклопедия одаренности, творчества и таланта Барбары Керр

  6. «Взаимосвязь между интеллектом и творчеством» Яука, Бенедека, Данста, Нойбауэра.

  7. «Правильный настрой на успех». Интервью с Кэрол Двек для Harvard Business Review.

  8. Творчество в дикой природе: совершенствование творческого мышления посредством погружения в естественную среду Рут Энн Этчли, Дэвид Стрейер, Пол Эчли.

11 Стратегии развития навыков творческого мышления

В современном мире, когда искусственный интеллект проникает в большинство отраслей, а роботы заменяют рабочие места, выполняемые людьми, творчество является одним из самых востребованных навыков.

Как никогда важно, чтобы человечество использовало больше творческих навыков, чтобы усилить свое господство над машинами. И да, я знаю, это звучит как клише, но на самом деле единственный способ оставаться конкурентоспособным — это следовать бизнес-процессам с некоторой долей креативности.

Согласно опросу, проведенному среди сотен тысяч объявлений о вакансиях в LinkedIn, самым важным навыком, который компании хотят видеть у потенциальных сотрудников, является креативность. Просто слепое следование процессам часто не является решением проблемы.

Что такое творческое мышление и насколько оно важно в бизнесе?

Креативное мышление в основном означает придумывание чего-то нового.

Что касается нового, это может быть новая картина, новая песня, новая книга или что-то еще, что считается инновационным.

В контексте бизнеса это могут быть новые идеи, новые продукты, новые рыночные решения, новые модели получения дохода, новые стратегии роста или что-либо еще, что дает вам конкурентное преимущество перед вашими коллегами, вашим персоналом или по сравнению с основные конкуренты вашей компании.

Глобальное исследование, проведенное Adobe, показало, что компании, которые инвестируют в креативность, отмечают следующее:

  • повышение производительности труда сотрудников (78 %)
  • удовлетворенность клиентов (80 %)
  • повышение качества обслуживания клиентов (78 %)
  • содействие инновации (83%)
  • финансовый успех (73%)

Воспроизведение бизнес-модели стало проще, чем когда-либо, и крупные компании более чем способны генерировать некоторые убытки в течение значительного периода времени, пока они не смогут разрушить ее до основания .

Таким образом, если вы не используете творческий подход, ваша бизнес-модель, вероятно, устарела и ее могут легко перенять ваши конкуренты. Креативность часто является недостающей частью и основной причиной существования стартапов.

Вы должны быть очень изобретательны, когда дело доходит до разработки новых инновационных стратегий продаж и маркетинга, как с точки зрения продвижения, так и с точки зрения преобразования потенциальных клиентов в клиентов.

Креативность еще более важна для руководителей, которые хотят подняться по служебной лестнице на высшие должности, от старших менеджеров, директоров или старших вице-президентов, и, возможно, до высшего руководства. Около 60% опрошенных руководителей назвали креативность самым важным качеством лидера. Следующими на очереди были честность и глобальное мышление с 52% и 35% соответственно.

Креативность станет одним из самых важных навыков, которые помогут вам быстро развиваться в любом отделе. В любом случае творчество чрезвычайно важно.

Характеристики творческих мыслителей

Творческие мыслители ценят идеи, поэтому их часто объединяют следующие черты:

  • непредубежденность
  • готовность идти на риск
  • сильный интерес к обучению и новым открытиям
  • гибкость и адаптивность способность
  • отличная в письменном и устном общении

Основа любого бизнеса обычно начинается с творческой идеи, воплощенной в жизнь. Если вы не готовы исследовать нестандартные идеи, и вы достаточно предприимчивы, чтобы рисковать на своем пути, творческие мысли будут постоянно ускользать от вас.

Изучение и открытие того, что находится за пределами вашей обычной территории, может быть пугающим большую часть времени. Это когда вас призывают быть гибкими и адаптироваться к новой информации.

И, как и в случае с любой недавно обнаруженной идеей, ваше предприятие становится плодотворным только тогда, когда вы хорошо доносите его до своих людей.

Стратегии улучшения навыков творческого мышления

В определенной степени, при определенных обстоятельствах, каждый может научиться быть творческим.

Другие могут действовать более разумно, применяя следующие стратегии:

1. Мозговой штурм идей

Структурированные процессы и правила часто ограничивают группу от свободного выражения своих идей, поэтому мозговой штурм больше поощряется среди групп.

Мозговой штурм создает среду, которая позволяет людям открываться и делиться мыслями и идеями свободно, без ограничений и предубеждений.

Обычно мозговой штурм бывает двух видов: индивидуальный и групповой.

  • Индивидуальный мозговой штурм — вы проводите мозговой штурм самостоятельно, не опасаясь быть заблокированным или ограниченным в группе. Этот тип мозгового штурма лучше всего подходит для решения простых проблем, которые вы можете решить без необходимости обращаться к большей группе.
  • Групповой мозговой штурм — вы обмениваетесь идеями в группе, чтобы другие могли помочь в дальнейшем развитии идеи. Этот тип мозгового штурма лучше всего подходит для решения сложных проблем, если у вас есть достаточное количество участников, участвующих в мероприятии.

Вот несколько популярных методов группового мозгового штурма:

  • Ролевой штурм – участники группы изображают роли во время мозгового штурма
  • Круговой мозговой штурм вся группа обсуждает это
  • Всплеск звезд – создает вопросы для повышения творческого потенциала

Для успешного сеанса мозгового штурма вам необходимо напомнить всем членам группы, чтобы они рассматривали все идеи и возможности, сотрудничали и собирали мнения со стороны. Это поможет вам собрать как можно больше идей, не перегорая.

2. Интеллект-карты

Раскрытие творческих способностей с помощью ментальных карт также является отличной стратегией. Интеллект-карта — это диаграмма, которая связывает информацию вокруг центральной темы. В отличие от большинства методов ведения заметок, вы можете использовать изображения и цвета, отличные от слов.

Этот графический инструмент для повышения вашей креативности очень эффективен, потому что он упрощает генерацию идей, поскольку позволяет вам глубже изучить концепцию или тему, сужая ее до наиболее конкретных в организованном порядке.

Вот как выглядит пример интеллект-карты (Источник: Lifehacker)

Интеллект-карта ускоряет решение проблем, поскольку идеи разбиваются на части в процессе. Ниже приведены некоторые виды деятельности, в которых вы можете использовать интеллект-карты:

  • составление презентации
  • разработка целей и задач
  • выбор возможностей
  • создание маркетингового плана
  • создание плана содержания

Сейчас , ты Вы можете вручную создать свою собственную карту ума или использовать программное обеспечение для составления ментальных карт, чтобы уменьшить объем работы. В ходе опроса 44% тех, кто решил использовать интеллект-карту, утверждают, что темп работы стал значительно быстрее, чем раньше, а 40% утверждают, что они стали значительно более творческими.

3. Переформулируйте свой образ мышления

Если вы хотите чего-то, чего у вас никогда не было, вы должны сделать то, чего никогда не делали. Переосмысление вашего мышления, по сути, означает изменение вашей точки зрения.

Чтобы стать более творческим путем переосмысления своего мышления, вы должны:

  • проявлять любопытство и желание задавать вопросы
  • быть преднамеренными в своем поиске новой информации шум

Что делает рефрейминг еще более мощным инструментом творчества, так это то, что он позволяет вам иначе относиться к определенному вопросу.

Взгляд на вещи или проблемы с другой точки зрения позволит вам открыть для себя новые углы, которых вы не видели раньше, потому что вы были так сосредоточены на том, что вы хотите видеть или на том, что вы привыкли видеть.

4. Ролевая игра

Ролевая игра — это стратегия, позволяющая генерировать идеи на основе возможных результатов взаимодействий и обстоятельств. Это стратегия, наиболее полезная при разработке идей для продукта и прогнозировании того, как он будет работать на рынке.

Если вы играете с коллегами или другими членами вашей команды, вы будете удивлены, увидев несколько решений, которые вы пропустили, когда просто записывали заметки.

5. Переосмысление проблем

Вы можете столкнуться со стеной в любой момент, когда пытаетесь решить проблему творчески.

Если вы не переосмыслите проблему, сделав шаг назад, вам будет трудно продолжать.

Как вы переосмысливаете проблему? Переосмысление проблемы влечет за собой следующее:

  • изучение проблемы под другим углом
  • поиск того, что больше всего вызывает эмоции
  • другой образ мышления
  • рассмотрение других точек зрения продолжить ваш проект после того, как вы разделите свою проблему на другую группу конкретных областей внимания.

    6. Изучите различные теории творчества

    Существуют разные теории творчества, но вот 5 самых интересных из них:

    • Психоаналитическая теория творчества . Согласно этой теории, вы становитесь творческими в ответ на сложные обстоятельства или подавленные эмоции.
    • Психическое заболевание. Теория творчества . Некоторые люди становятся творческими, только если они психически больны.
    • Творческая теория психотизма – Все творческие люди также имеют психотические наклонности, подобные тем, от которых страдают люди, страдающие шизофренией или биполярным расстройством.
    • Теория зависимости от творчества – Такие вещества, как алкоголь и наркотики, способствуют творчеству, по мнению сторонников этой теории.
    • Гуманистическая теория творчества – Пока люди не удовлетворили свои основные потребности, они не могут быть творческими.

    Существуют и другие теории творчества, связанные с инновациями в бизнесе. Среди таких теорий следующие:

    • Триархическая теория человеческого интеллекта — Эта теория считает, что творчество — это баланс между другими формами мышления, включая аналитическое мышление и практическое мышление.
    • Инвестиционная теория . Согласно этой теории, продажа креативной идеи требует настойчивости.
    • Теория множественного интеллекта . Эта популярная теория предполагает, что творческие способности зависят от предметной области. Сила творческого потенциала сильно зависит от того, какая из восьми областей интеллекта преобладает в человеке 9.0122

    Изучая различные теории креативности, вы сможете глубже понять, что питает вашу креативность и как лучше всего ее улучшить. Если вы не будете заниматься самообразованием, вы не сможете максимально использовать свои сильные стороны.

    7. Мечтать

    Вас когда-нибудь ругали за то, что вы мечтаете посреди напряженного рабочего дня?

    Мечтательность часто ассоциируется с ленью и отсутствием концентрации.

    Но знаете ли вы, что мечтательность также может быть причиной того, что вы очень творчески подходите к работе?

    Исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, показывает, что позволяя вашему уму мечтать и блуждать, вы повышаете свою креативность.

    Высокий уровень мечтательности лучше всего помогает в задачах, которые не мешают разуму придумывать странные идеи.

    Гарвардские психологи говорят, что мы проводим 50% нашего времени, думая о вещах, не связанных с работой. Если вы направите свои мечты о бизнес-задачах и проектах, требующих решения, вы сможете придумать новые решения, о которых никогда бы не подумали, если бы не позволяли своему уму блуждать.

    8. Задавайте много вопросов

    Задавать правильные вопросы — это искусство, которым вы должны овладеть, чтобы достичь оптимального творческого потенциала.

    Какие вопросы помогут вам творчески решать проблемы?

    Эти вопросы исследуют возможности и превращают проблемы в возможности. Часто это вопросы, которые стимулируют навыки критического мышления более высокого порядка, такие как те, которые начинаются со слов «как и почему».

    Успешные маркетинговые исследования связаны с решением проблем. Сосредоточьте свои вопросы на проблемах, касающихся:

    • характер проблемы
    • характеристики продукта
    • временные ограничения
    • существующая конкуренция
    • обратная связь с клиентами

    Ваши вопросы не обязательно должны быть логичными все время. Но они работают лучше всего, если это критические вопросы, потому что это вопросы, которые поощряют использование навыков творческого мышления.

    9. Определите свое лучшее настроение для творчества

    Лучшее понимание себя является ключом к определению вашего лучшего настроения для творческой деятельности.

    Позитивное настроение обычно способствует творчеству. По словам исследователей из Университета Западного Онтарио, позитивное настроение способствует когнитивной гибкости, что приводит к позитивному настроению, которое свободно приветствует идеи.

    Согласно исследованию профессора Джозефа Форгаса из Университета Нового Южного Уэльса, плохое настроение также может помочь. Негативное настроение устраняет когнитивные искажения и улучшает память и мотивацию, что, в свою очередь, способствует творчеству.

    Теперь нет правильного или неправильного настроения. Конечно, позитивное настроение обычно помогает, но негативное настроение может помочь вам справиться с творческой задачей. Это не означает, однако, что вы должны быть в плохом настроении, если можете помочь.

    Если вы можете найти способ заниматься творчеством в хорошем настроении, это более чем идеально.

    Что вы можете сделать, так это обращать внимание на то, в каком настроении вы находитесь, когда вы наиболее креативны. Это может помочь вам понять, почему вы иногда чувствуете себя демотивированным и как вы можете бороться с демотивацией, чтобы оставаться творческим.

    10. Держитесь подальше от шума

    Несколько исследований показали, что кофейни являются лучшим местом для творчества, прежде всего потому, что в большинстве кафе уровень шума умеренный.

    Слишком много шума может отвлекать, но отсутствие «приемлемого» шума также может быть оглушающим, вплоть до демотивации.

    Теперь, если вы действительно не можете работать в шумной обстановке, но вам нужно находиться в офисе, где много отвлекающих факторов, вы можете:

    • использовать наушники
    • найти угол, где меньше шума
    • пойти в ближайшее кафе с разрешения
    • вежливо поговорить с коллегой

    В долгосрочной перспективе вы можете справиться с шумом на рабочем месте и соответствующими проблемами, представив свою проблему своему старшему руководителю или товарищам по команде.

    11. Просто начните

    Просто начните творить.

    Согласно другому исследованию, снижение творческих способностей учащихся было вызвано слишком большим количеством экранного времени и стандартизированным тестированием. Ни одно из этих действий не помогает усилить творческий аспект.

    Чем больше вы создаете, тем больше вы сможете отточить свои навыки творческого мышления, особенно когда вы:

    • участвуете в экспериментальном обучении
    • находите вдохновение вокруг себя
    • понять свой стиль обучения и страсть
    • присоединиться к занятиям, которые поощряют творчество

    Мысль о том, что вы можете быть творческим, только если вы врожденная артистичность, должна быть исправлена. Каждый человек может быть творческим, поскольку у всех нас есть возможность изобретать или открывать новые идеи, когда мы используем свои сильные стороны и участвуем в деятельности, которая улучшает наши навыки творческого мышления.

    Благодаря этим стратегиям, которые помогают улучшить навыки творческого мышления у ваших сотрудников или членов команды, успешное масштабирование вашего бизнеса становится легко достижимым.