Курс рассказывать интересно – 10 :

Содержание

8 способов рассказать историю интересно (с примерами и советами). Читайте на Cossa.ru

Когда-то нас всех учили в школе, как надо писать сочинение. Вступление, основная мысль, заключение. Более «взрослый» вариант: вступление, история вопроса, основная мысль, развивающие тезисы, заключительная часть.

Но вспомните, как мы рассказываем друзьям что-то интересное.

«Ты себе не представляешь! На меня только что упал диван! Представь, иду я спокойно по улице, и вдруг – ба-бах! – передо мной падает диван! Ну да, не на меня. И упал не очень-то высоко, его грузчики снимали с машины и случайно упустили. Но как же я испугалась!»

Эта история – сочетание приемов «Фальстарт» и «Начать с середины».

Хорошая история – путешествие, которое приносит вдохновение. Прочтите рассказ Хемингуэя про рыбалку на реке – и вам захочется купить удочку, собрать пару сэндвичей в карман куртки и поехать на глухую речку, ловить эту форель. Посмотрите хорошую рекламу, выстроенную не просто по законам жанра, но с душой – вы не купите этот Ролекс, но настроение победы останется с вами еще на несколько часов.

Сочинить историю, которая донесет до читателя нужные идеи и будет с увлечением дочитана до конца, сложно. Но это возможно. Просто задумайтесь, что и как вы хотите рассказать, какую эмоцию сделать ведущей в вашем рассказе – и начинайте.

Не стоит превращать вашу статью или презентацию в шаблонную последовательность от начала к концу. Используйте разные сюжетные приемы, чтобы сделать по-настоящему запоминающуюся историю. Задумайтесь: события происходят в хронологическом порядке, но рассказывать о них можно по-разному.

Мономиф

Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.

В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».

Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.

Мономиф поможет вам объяснить, как вы пришли к тем выводам, которыми хотите поделиться, и добавит вашей истории убедительности. Эта техника хорошо подходит для демонстрации преимуществ риска, а также для объяснения, как вы открыли для себя новые знания.

Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.

Примеры

Пример не новый, но показательный. Популярный рекламный ролик «Coca-cola. Пей легенду!» рассказывает современный вариант сказки об Иване-царевиче и Сером Волке.

Или история со счастливым концом: рассказ в инфографике о том, как маленький стартап сделал 10 миллиардов долларов, начав с надувных матрасов.

Автор: Anna Vital

http://notes.fundersandfounders.com/post/82297315548/how-airbnb-started

Гора

Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.

Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.

Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.

Пример

Основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов рассказывает историю без хеппи-энда на «Хабрахабре» – о том, как можно почти разориться на продаже айфонов.

http://goo.gl/YohE67

Как закрылся джинсовый сервис Getwear – это история взлета и падения с полезным выводом в финале.

http://goo.gl/2GrBR7

Вложенные циклы

Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.

Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.

Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем — это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.

Пример

Еще одна история из блога Madrobots на «Хабрахабре» (он нам очень понравился). Николай Белоусов через историю рождения компании Madrobots и своего развития как бизнесмена рассказывает о том, как избавиться от прокрастинации.

http://goo.gl/AEYjcM

Sparklines (Как было, как могло бы быть)

Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».

Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.

Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?

Пример

Подобной технологией пользуются при создании рекламных роликов, когда стараются показать разницу между тем, что есть у вас сейчас, и тем, что может вам дать продукт.

Например, в этом ролике обратите внимание на финальные кадры: как умело использован повтор.

In medias res (начать с середины)

Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.

Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.

Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.

Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.

Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.

Пример

История компании «Харлей-Дэвидсон», которую ее автор начал с весьма необычного факта.

http://goo.gl/1aQgBZ

Или остросюжетный боевик от «Билайн» о тарифе «Интернет навсегда».

Сходящиеся идеи

Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.

Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.

Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.

Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.

Примеры

История бренда Ernst & Young – о том, как два талантливых человека достигли успеха, каждый – в своем деле. И как по прошествии долгих лет работы, уже после смерти основателей, их компании объединились в одну, которая и по сей день успешно работает на рынке.

http://goo.gl/z5oEXl

А вспомните рекламную историю про двух братьев, которые делали Твикс: один делал левую палочку, второй – правую.

Автор: Twix

Фальстарт

Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.

Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.

Пример

Отличный ролик Axe с гнетущим началом и неожиданной развязкой.

Лепестки

Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.

Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.

Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.

Пример

Этот премилый ролик от «Билайна» показывает нам своеобразный мини-сериал о знакомстве нового и весьма необычного сотрудника с офисом. Главная идея скрыта в концовке.

Еще один пример «лепестковой» истории – статья, которую вы сейчас читаете, каждый прием ведет вас к одной мысли: истории можно рассказывать по-разному.

Начните с истории

Что ж, теперь они у вас есть – 8 классических техник сторителлинга, которые сделают ваш рассказ более доходчивым и привлекут внимание аудитории. Конечно, кроме них есть и другие приемы, которые можно использовать.

Помните, что вы сможете оживить даже самые сухие факты, если найдете историю, связанную с ними.

Адаптация и подбор примеров: компания «Протекст».

Оригинал статьи:

http://www.sparkol.com/blog/8-classic-storytelling-techniques-for-engaging-presentations/

www.cossa.ru

Как научиться рассказывать интересно 🚩 Как быть интересным собеседником 🚩 Общение

Вам понадобится

  • — диктофон;
  • — доступ к интернету;
  • — зеркало;
  • — канцелярские принадлежности;
  • — литература по улучшению дикции;
  • — литература по ораторскому искусству.

Инструкция

Работа над умением интересно разговаривать начинается, как это ни парадоксально, не с бесед, а с письма. Заведите дневник и записывайте в него события дня. Следите, чтобы записи были емкими и по существу. Учитесь выделять главное и структурировать речь.

Читайте больше классической литературы для развития словарного запаса. Изучайте научную литературу на понятные вам темы. Смотрите значения незнакомых терминов в словарях и пытайтесь затем применять их в своей речи.

Работайте над улучшением дикции. Даже интересный и эмоциональный рассказ будет плохо восприниматься, если рассказчик не проговаривает буквы, теряет окончания слов и т.д. Для этого выполняйте специальные упражнения, развивающие подвижность губ и мышцы языка. Учите как можно больше скороговорок и стремитесь к тому, чтобы научиться произносить их четко и на высокой скорости.

Изучите основы ораторского искусства. Вы можете использовать как классические труды Цицерона по теории красноречия, так и современные разработки. Многие из них можно найти в интернете.

После того как вы научились структурировать свои рассказы, потренируйтесь в выполнении следующего упражнения. Лучше всего делать его в компании с кем-либо, для возможности объективной оценки. Выберите любое слово и в течение определенного времени рассказывайте о нем. Например, выбрано слово «орех» и период 5 минут. Значит 5 минут подряд нужно рассказывать все об орехах, применяя свои знания об изложении речи. Затем попросите собеседника оценить ваш рассказ, насколько ему было интересно слушать, не потеряли ли вы логику повествования.

Ведите монологи на различные темы: от цветоводства до политики. Лучше делать это перед зеркалом. Так вы сможете оценить свою мимику и жесты. Если покажется, что они неубедительны, постарайтесь отработать с помощью специальных пособий о языке жестов.

Записывайте свои монологи на диктофон и прослушивайте их спустя некоторое время. Так вы сможете оценить свою речь со стороны, увидеть недостатки и достоинства. Такой метод очень хорошо помогает убирать слова-паразиты из своего лексикона.

Изучение теории и выполнение упражнений не принесут хорошего результата без практики. Попытайтесь завязать беседу на отвлеченную тему с незнакомым человеком, например, продавцом в магазине. Больше бывайте в компаниях и заводите разговоры на интересные вам темы. Только не забывайте про чувство меры. То, что вы освоили искусство интересного разговора, вовсе не означает, что можно совсем перестать быть хорошим слушателем. Помните, что слишком «интересных» собеседников, которые в разговоре любуются только собой и красотой своей речи, постепенно начинают избегать. Однако те, кто сможет найти «золотую середину», всегда по-настоящему будут в центре внимания.

www.kakprosto.ru

Как рассказывать истории интересно — Искусство рассказывать истории красиво

Если попытаться подобрать несколько ассоциаций к словосочетанию «хороший рассказчик», то на ум придут такие выражения, как «душа компании», «харизматичная личность», «заводила», «лидер» и прочее в подобном ключе. Это говорит о том, что между популярностью и умением рассказывать истории интересно стоит знак равенства, вот почему так много людей мечтает освоить это искусство. Часто бывает достаточно пройти тренинг развития уверенности в себе, убрать зажимы, развить силу голоса, и нужные умения открываются сами собой.

«Хороший рассказчик в пути – это полпути».Украинская пословица.

Запишитесь на пробный урок
по актерскому мастерству

Впечатление на слушателя в первую очередь производят такие качества, как искренность и заинтересованность: это невероятно увлекательно, когда у рассказчика горят глаза желанием поскорее поделиться чем-то очень важным. Но искренность – это не все, т. к. не все искреннее может быть интересно стороннему слушателю. К тому же, о вашей искренности никто не узнает, если вы не сумеете должным образом ее раскрыть.

Составляющие увлекательного рассказа:

  1. Интригующее название.
  2. Структура.
  3. Драматургия.
  4. Вербальные и невербальные средства выразительности.

Интригующее название

Сколько бы ни учила нас народная мудрость не судить о книжке по обложке, на практике это не удается почти никому, что охотно подтвердит вам любой опытный маркетолог. Рассказ тоже можно рассматривать с маркетинговой точки зрения: это некий продукт, который вы продаете слушателю в обмен на его внимание, и очень важно, чтобы слушатель не только согласился, но и захотел заплатить вниманием за ваш рассказ. Сложность в том, что слушатель платит вперед и не знает, будет ли ему интересно или он впустую потратит время. А раз не знает, то попробует угадать исходя из доступной ему информации, то есть – из названия.

У истории нет точного названия, как у кино или книги, но каждый раз, прежде чем рассказать ее, вы сообщаете собеседнику, о чем пойдет речь в двух словах. «А ты слышал, как Петька машину разбил? Нет?! Расскажу – умрешь!»

Итак, если вы начнете со слов «Давай я расскажу тебе об акулах!», ваш собеседник точно не придет в восторг. Это плохой вариант, т. к. под определение «об акулах» попадает такой массив информации, что невозможно себе представить, о чем конкретно пойдет речь, а значит, и заинтересоваться тоже нечем. Вы хотите пересказать сюжет «Челюстей», обсудить вымирание видов из красной книги или поговорить о том, как готовят акулье мясо в скандинавских странах, – все эти темы «об акулах», но все они очень разные.

И другой вариант: «А я рассказывал, как акула мне чуть ногу не откусила в Австралии?» Такое начало беспроигрышно. Вы как бы сказали собеседнику: «Эй! Перед тобой стоит человек, побывавший в такой крутой переделке, что не в каждом кино покажут!».

Структура

Сторителлинг – это прежде всего передача информации, а подавать и усваивать информацию гораздо проще и экономнее по времени, если она правильно структурирована. Посудите сами, каково будет читать книгу, в которой перепутаны все страницы? Слушать плохого рассказчика – все равно, что читать такую книгу: он путается, забегает вперед, слишком рано раскрывает карты, или наоборот – пропускает что-то важное в начале. В итоге даже интересный рассказ теряет свое очарование и становится пыткой.

Грамотно структурировать рассказ несложно, достаточно разделить его на три условных блока:

  1. Завязка. Это подготовительная часть, что происходило «до». Самые важные события, предшествующие главным, без которых в рассказе никак нельзя обойтись.
  2. Кульминация. Это то, ради чего, собственно, и затевался весь рассказ, главные и самые интересные его события, точка максимального напряжения.
  3. Развязка. Во что вылились ключевые события, и чем закончилась история.

Правильная структура отражает естественный ход (хронологию) событий, то есть позволяет слушателю включить воображение и мысленно прожить весь рассказ вместе с вами.

Драматургия

Это та же самая стоящая на трех китах структура, но касается она не текста в общем, а эмоциональной линии повествования в частности. Искусство рассказывать истории основано на драматургии. В рассказе всегда есть некий центральный герой, с которым все происходит: иногда это сам рассказчик, если повествование ведется от первого лица, иногда – общий знакомый, иногда – киноперсонаж или просто известная личность. Вся драматургия строится на отрезке развития эмоциональной жизни этого героя от завязки к развязке, и важно здесь лишь то, что конфликтует с его интересами или характеризует глубину конфликта.

Пример событий, стоящих упоминания в рассказе.

  • Три года копили на отдых в Австралии, отказались от ремонта и от машины, ходили на работу пешком, задолжали всем друзьям, десять раз поссорились.
  • В аэропорту Сиднея потеряли паспорт, сутки искали. Приехали на пляж, там гроза и ураган. Поехали на другой пляж, там инфекция в воде и карантин. Поехали на третий пляж, там все нормально, но жену укусил кенгуру, пришлось ехать в больницу.
  • Забрал жену из больницы, объявили о депортации всех россиян в связи с санкциями. Громко матерились по пути в аэропорт, напились, подрались с миграционной службой. Теперь отдыхаем только в Сочи.

Пример несущественных деталей.

  • Пока копили на билеты, соседку бросил муж, а на углу построили супермаркет.
  • По пути на третий пляж видели, как динго пыталась напасть на вомбата.
  • В аэропорту было неожиданно много корейцев, целая делегация. Они нас очень испугались, никогда пьяных русских не видели.

Факты из второго списка могут быть интересны сами по себе, но в рассказе они – балласт, рассеивающий внимание и отнимающий время. Чтобы научиться рассказывать истории интересно, желательно учитывать эти нюансы.

Вербальные средства

Чтобы правильно рассказывать истории, откажитесь от сухих общих слов и определений, будьте конкретны. Каждое ваше слово должно быть выразительным и точным, не бойтесь подробностей.

  • НЕТ: Очень надоело с ним спорить.
  • ДА: Еще минута препирательств, и я бы разбил планшет об его голову.

Не пренебрегайте образной речью, говорите так, чтобы ваши слова даже против воли слушателя складывались в картинку.

  • НЕТ: Я догадался, что кот хочет утащить у меня сосиски.
  • ДА: Я перехватил взгляд кота и все понял. Так наш Петрович утром на бутылку водки смотрит. Сосиски обречены.

Невербальные средства

Невербальные, значит – несловесные, к ним относится все: от интонации и пауз до жестикуляции и визуального контакта. В первую очередь язык вашего тела сообщает слушателю, насколько вы сами поглощены своим рассказом. Инертная поза, минимум жестикуляции и мимики, минимум интонаций, речь «на автомате», ровный голос – если это про вас, то вам нужно научиться красиво рассказывать истории из жизни. Займитесь развитием эмоциональности и техникой красивой речи, учитывая полезные советы.

Чтобы понять, как должно вести себя тело при увлекательном рассказе, понаблюдайте за взволнованным человеком, который сильно хочет чего-то добиться от своего собеседника или просто выполняет очень важную задачу. Такой человек:

  1. Ничего не делает зря или мимо задачи.
  2. Каждым движением каждого мускула будто помогает себе в достижении главной цели, чем бы он ни был занят.
  3. Предельно собран, мобилизован и настроен на результат.

Попробуйте ставить себе условную задачу и выполнять ее в процессе рассказа. Выражается такая задача всегда простым глаголом, например, «напугать».

Как правило, набор в театральную студию, обучение в которой длится почти год, начинается в сентябре. Поэтому спешите, ведь группы на занятиях малочисленные, чтобы обеспечить полноценное внимание каждому ученику.

www.teatr-benefis.ru

Как рассказывать истории, чтобы всем было интересно?

Как рассказывать истории так, чтобы слушатели не заскучали? Талант рассказчика был востребован во все времена, начиная с глубокой древности. Ошибаются те, кто полагает, что с этим умением люди рождаются. Приложив определенные усилия, любой человек способен развить навыки интересной речи. Что же для этого необходимо?

С чего начать

Как рассказывать истории, чтобы их с удовольствием слушали? Начать стоит с улучшения собственной дикции. К сожалению, даже самая захватывающая история не произведет впечатления на аудиторию, если человек, ее излагающий, проглатывает окончания слов, нечетко выговаривает звуки. Проблему решает регулярное выполнение упражнений, которые улучшают подвижность мышц языка и губ. Также полезно произносить на большой скорости скороговорки.

Словарный запас рассказчика играет столь же важную роль. Для его расширения полезно читать классическую литературу, не ленясь уточнять значение непонятных слов в словаре. Наконец, научиться структурировать свою речь помогает ведение дневника. В тетради можно фиксировать основные события дня, стараясь делать записи краткими, отражающими главное.

Упражнения

Как рассказывать истории, чтобы окружающие жадно внимали им? Для начала стоит сделать своим слушателем зеркало, ведя перед ним монологи, затрагивающие разнообразные темы: литературу, путешествия, политику и так далее. Зеркало поможет оценить собственные жесты и мимику, они должны быть уверенными. Желательно пользоваться при этом диктофоном, записывая произносимые монологи. Прослушав записи, легче понять минусы и плюсы своих рассказов.

Существует и другое упражнение, дающее великолепные результаты. Нужно выбрать любое (случайное) слово, а затем придумать историю, так или иначе связанную с ним. Остановившись, к примеру, на слове «стул», следует в течение 5-10 минут рассказывать об этом предмете мебели. В роли слушателя по-прежнему может выступать зеркало. Упражнение развивает фантазию, к тому же в процессе его выполнения рассказчик учится структурировать собственные истории.

Как рассказывать истории: правильное начало

Еще древнегреческий мыслитель Платон говорил, что эффектное начало – залог успеха всего рассказа. Как рассказывать истории, способные заинтересовать слушателей? Многое зависит от первого предложения, оно должно вводить аудиторию в суть рассказа, однако не затрагивать основную интригу.

Допустим, человек желает посвятить друзей в смешную историю, которая приключилась с ним во время отдыха. Ему не стоит начинать рассказ с предупреждения о том, что сейчас последует забавная история. Правильный вариант – безотлагательный переход к сути. К примеру, первое предложение может прозвучать так: «Как-то раз я врезался в яхту на гидроцикле». После этого слушателям обязательно захочется узнать подробности, которые рассказчик им изложит в основной части собственной истории.

Нарастание напряжения

Как рассказывать истории интересно, заставляя аудиторию ловить каждое слово? Слишком поспешный переход к кульминации – распространенная ошибка, которую допускают многие неопытные рассказчики. Небольшое введение только украсит рассказ, в нескольких предложениях можно описать причину истории, собственные мотивы и так далее. Сразу после этого следует кульминация, плавно переходящая в финал.

Затягивать с самой интересной частью рассказа также не рекомендуется. Считается, что внимание слушателя ослабевает уже через три минуты, поэтому хорошие рассказчики укладываются в это время. Здесь пригодится умение структурировать историю, выделять самое главное и отбрасывать лишнее. О том, как его развить, написано выше.

Время для смеха

Как рассказывать истории смешно? Желательно добиваться того, чтобы первые смешки у слушателей возникали уже в первые тридцать минут. Смешные истории не следует перегружать ненужными деталями, разумеется, если подробности не изобилуют забавными моментами, помогающими подойти к кульминации.

Вовсе не обязательно пытаться уложить рассказ в полминуты, важно лишь максимально насытить первые 30 секунд забавными и интригующими деталями. В этом случае высока вероятность, что слушателям захочется узнать продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.

В памяти большинства людей откладывается лишь кульминационный момент истории или ее финальная часть. Поэтому конец важно тщательно продумать, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прервать монолог на том этапе, когда аудитория заливается смехом.

Создание образов

Как рассказывать истории друзьям так, чтобы заслужить репутацию превосходного рассказчика? Рассказы, порождающие в сознании яркие образы, всегда пользуются большим успехом у аудитории. Нужно учиться рассказывать так, чтобы друзья не только слышали слова, но и представляли картину происходящего. К примеру, в этом поможет добавление в свою историю описания местности, где она произошла. Однако не стоит делать его пространным, достаточно нескольких метких характеристик.

Исследования показали, что люди практически всегда отдают предпочтение рассказам, которые ведутся от первого лица. Приключилась ли история с рассказчиком или с кем-то из его знакомых, лучше всего сделать себя ее главным героем. В этом случае можно рассчитывать на сопереживание аудитории, от которого многое зависит.

Лицо и руки

Как рассказывать истории из жизни, чтобы они производили неизгладимое впечатление на слушателей? Даже увлекательный сюжет вкупе с безупречной дикцией не спасут повествование, если рассказчик абсолютно не проявляет эмоций. Обязательно нужно задействовать лицо и руки, делясь с окружающими отличной историей, это поможет поддерживать на должном уровне интерес.

Особенно важно выделять голосом и жестами кульминацию. Можно сделать небольшую паузу, начать говорить громче или тише, всплеснуть руками или демонстративно убрать их за спину – вариантов привлечения внимания существует множество. Однако перебарщивать с эмоциональностью также не стоит, история может обесцениться, если слушатели почувствуют фальшь.

Уверенность – залог успеха

Слушатели моментально потеряют интерес к истории, какой бы необычной она ни была, если ее автор не уверен в себе. О страхе свидетельствуют такие моменты, как запинки, блуждающий взгляд, излишне длинные паузы, дрожь в голосе. Особенно важно сохранять зрительный контакт с аудиторией, это считается признаком уверенности. Не стоит также резко обрывать историю, заметив, что окружающим она совершенно неинтересна. Лучше вместе посмеяться над этим, а затем уже перевести разговор на другую тему.

Избавиться от ненужного волнения поможет регулярная практика. Скажем, можно отрабатывать навыки рассказчика на близких родственниках или делиться короткими историями с незнакомцами – продавцами, попутчиками, соседями по очереди.

Иностранные языки

Как рассказывать истории на английском так, чтобы они неизменно имели успех у аудитории? Актуальны все вышеперечисленные рекомендации, помогающие сделать рассказ живым и интересным. Если же советы не работают, не исключено, что проблема заключается в такой «мелочи», как произношение рассказчика. Как и в случае с плохой дикцией, неправильное произношение может сделать историю слишком сложной для восприятия. Помочь справиться с проблемой могут аудиоуроки английского, просмотр фильмов без перевода, общение с носителями языка.

fb.ru

Онлайн-программа «Сторителлинг»

Курс прошли 3915 чел.

Увидела ваш курс совершенно случайно и решила попробовать пройти обучение. Удобная форма получения знаний и цена приёмлема. Я в восторге! Ваш курс оказался таким полезным и информативным, что я чувствую как моё сознание меняется. Доступно и просто изложен каждый урок. А объем дополнительных материалов это кладезь знаний. Моооореее классной полезной и интересной информации! Честно говоря таких курсов я ещё не встречала. Спасибо команде 4BRAIN.RU Желаю вам ещё больше жаждущих знаний учеников! Успехов, крутого контента и положительных эмоций! На этом моё обучение не закончилось. У вас ещё столько интересного и неизученного мной, поэтому не прощаемся! Светлана Анохина, маркетолог, копирайтер

svetlachochek_ 4Brain (10/10 баллов)

Мне очень нравится структура этого курса и его практическая направленность. Так, в некоторых частях можно было написать тексты для своего проекта, и другие участники проверяли их. Можно было еще немного усилить «медийность» курса, например, вставки из рекламных роликов, чтобы понять цели их встроенных историй, были очень полезны, можно было увидеть, а где и как активно этот сторителлинг применяется в реальном мире. В целом очень насыщенный курс, очень нравится его многослойность — всегда в конце урока дополнительные ссылки, где можно почитать побольше на понравивишуюся тему.

istomina 4Brain (9/10 баллов)

Хороший курс. Заставил меня писать. Хотелось бы конечно больше практики и реальных успешных писателей, которые проверили бы текст и сделали конкретный анализ.

zinaidasoroceanu 4Brain (8/10 баллов)

Получила много полезной информации для себя. Самое важное для меня из курса — советы по грамотности и редактуре. Ценные советы и ссылки на ресурсы, которые хочу более глубоко изучить, сохранила в Заметках. Спасибо!

IrinaR (8/10 баллов)

Почему вы выбрали программу: Я работаю интернет-маркетологом и вижу как истории легко могут показать преимущества продукта, услуги и вовлечь потенциальных покупателей. Мне захотелось научиться так же. В рамках курса я получил всю необходимую информацию для дальнейшей практики и оттачивания мастерства.Минусы: Мне всё понравилось. Есть минусы в самой платформе незначительные. Но о них я менеджеру по телефону рассказывалПлюсы: Да, я посоветовал знакомым приобрести программу. Здесь есть всё необходимое. чтобы понять как пишутся истории и начать писать свои.

Константин (10/10 баллов)

Данным отзывом благодарю авторов за отлично подготовленный курс! Все подготовлено и изложено великолепно: структура, форма подачи и теория и практика. Правда ожидал немного другого — ожидал устный сторителлинг, а оказался письменный. Но данный вид сторителлинга не менее важен и используется во всех сферах взаимоотношений. Также хочу добавить, что фактическое время прохождения курса существенно больше, чем было написано в аннотации. Одна из причин — это доп материалы, которые достаточно объемные по своему содержанию, но являются крайне полезными для расширения кругозора. Авторы открывают доступ на 5 недель и дают доп наделю, но этого все равно мало. Нужно хотя бы 8-10 недель. Чтобы можно было не только все практические задания выполнить, но и изучить все доп материалы по теме, не переходя на следующий урок. Спасибо авторам за замечательный тренинг. Виктор Морозов, Инженер, 18.11.2017

Виктор (9/10 баллов)

В курсе представлена полезная информация, много дополнительных материалов. Я думаю курс рассчитан на то, чтобы человек погрузился, заинтересовался этим вопросом и продолжил занятия самостоятельно. Положительным моментом является возможность размещать свои работы и получать оценку. Некоторые задания требуют доработки, на в целом интересно и познавательно.

Катунина Ирина Валерьевна (9/10 баллов)

Курс очень полезный для всех, не только для тех, кто хочет научиться писать… Мне хочется больше практики. В каждом уроке есть практическое задание. Но в частях, посвященных приемам сторителлинга, хочется больше заданий, чтобы отработать все приемы. В общем все понравилось; даешь больше интересных курсов от 4 брейн!)

Анастасия (9/10 баллов)

Я очень рад, что изучил данный курс, как только увидел сразу купил)), он позволил мне структурировать тот объем знаний, которыми я обладал в этой теме и дополнил их. Уверен, что полученные знания я в полной мере реализую на работе (я руководитель) мотивирую людей, проводя презентации, выступая перед клиентами, общаясь с друзьями и близкими, моя речь станет насыщеннее, ярче, увлекательнее. Большое спасибо за курс!

Андрей (10/10 баллов)

Интересный курс. Раньше не задумывался, что с помощью историй можно так многогранно передавать свои мысли и цели, транслировать идеи, используя приемы сторитейллинга. Конечно тема объемна, поэтому курс хорош, как старт для дальнейшего развития.

Владимир (9/10 баллов)

4brain.ru

как научиться интересно рассказывать истории – Москва 24, 02.10.2013

В Мастерской сторителлинга Центра имени Мейерхольда прошла встреча, посвященная искусству рассказывать истории, сказки и мифы. Актеры Алексей Розин и Илья Барабанов в вольной форме пересказали зрителям произведение Николая Гоголя «Страшная месть». Сетевое издание M24.ru провело онлайн-трансляцию мероприятия.

«Страшная месть» — вторая повесть из второй части цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя. Произведение было написано в 1831 году. В первом издании «Вечеров» «Страшная месть» выпущена с подзаголовком «Старинная быль», который убрали в последующих переизданиях.

Центр имени Мейерхольда

Домом для Мастерской сторителлинга стал Центр имени Мейерхольда – институт современного театра и творческая лаборатория для тех, кто изучает и развивает театр как искусство и общественный институт. Мейерхольдовский центр – традиционное место для гастролей лучших спектаклей России и Европы, площадка международных фестивалей и «Золотой маски».

В магистратуре ЦИМа учатся режиссеры со всего постсоветского пространства, а в «Школе театрального лидера» «куют» молодые кадры. В партнерстве с фестивалем «Золотая маска» Центр имени Мейерхольда проводит программу интеграции театра и общества «Институт театра».

Развитию театра как искусства и общественного института посвящены регулярные мастер-классы и семинары. В Клубе ЦИМа успешно проходят публичные лекции, кинопоказы, концерты и выставки.

Сторителлинг как современная форма сказительства

Сторителлинг дословно переводится как «рассказывание историй» (англ. storytelling). Эта современная форма «сказительства» — коммуникационный, эстрадный и маркетинговый прием, который использует весь потенциал устной речи.

Мастерская сторителлинга в ЦИМ – это саморазвивающееся сообщество рассказчиков историй: московских актеров, драматургов, психологов и театроведов. Все они занимаются исследованием жанра сторителлинга в разных областях – театре, психологии, педагогике, литературе и изобразительном искусстве. Лучшие из рожденных в мастерской спектаклей демонстрируют зрителям, которые во время просмотра могут и сами научиться мастерству рассказчиков.

Первая в России школа сторителлинга была создана в Екатеринбурге в 2012 году после первого в стране международного фестиваля сторителлинга. В школе сторителлеры делятся знаниями и опытом и проводят всевозможные мероприятия по продвижению сторителлинга.

Авторами проекта выступили писатель, редактор проекта «Реальный мир», сценарист, блоггер, главный сторителлер страны Кирилл Гопиус и журналист, педагог, главный редактор журнала «Мир интересов» и директор Первой Российской школы сторителлинга Юлия Ким.

Пересказ «Страшной мести» от Розина и Барабанова

Алексей Розин в 1998 году окончил Колледж культуры (факультет режиссуры массовых праздников), а в 2003 году – Школу-студию МХАТ (курс Р. Козака). Работал в МХТ им. Чехова, с 2003 года – в Российском академическом молодежном театре (РАМТ).

В МХТ им. Чехова Розин был задействован в спектаклях «Тартюф», «Максимилиан Столпник» и «Кабала святош». В РАМТе актер сыграл более чем в десяти постановках, среди которых «Вишневый сад», «Эраст Фандорин», «Инь и Ян», «Роман с кокаином» и «Берег утопии».

В 2000 году он вместе с Ильей Барабановым, Юрием Квятковским и Павлом Мисаиловым организовал актерско-режиссерскую группу Le Cirque De Charles La Tannes («Цирк Шарля ля Танна»), которая вскоре стала основным местом работы Розина. Здесь он поставил спектакли «Кастинг» (2009) и «Гагарин. Инструкция Победы» (2011).

Илья Барабанов в 2003 году окончил школу-студию МХАТ (курс Р. Е. Козака и Д. В. Брусникина) и стал актером Российского академического молодежного театра, театра им. Пушкина и театрального дома «Ойкумена».

В РАМТе он исполнял роли в спектакле «Зима», в Другом Театре – в постановке «В обществе мертвых поэтов», в «Ойкумене» — в «Ромео и Джульетте», «Бесприданнице», «Ревизоре» и других спектаклях.

Яна Сахарова

www.m24.ru

Как писать классные и захватывающие тексты?


Татьяна Бурцева

Магии слова нет. Есть мы. Внутри каждого дремлет рассказчик, способный придумывать яркие, захватывающие тексты. Рассказывать интересные истории. Писать посты, набирающие сотни — нет, тысячи — лайков. Остается его разбудить.

В книге «Автор, ножницы, бумага» — метод из 14 уроков-ступенек, созданный Николаем В. Кононовым. Известный журналист и автор книга учит писать впечатляющие тексты. Зачем? Есть две причины.

Во-первых, сейчас мы пишем много как никогда. По тому, как человек формулирует мысли, мы решаем, тратить ли время на общение с ним. Так же оценивают и нас. Во-вторых, умение рассказывать истории окупается с первой же громкой статьи, раунда инвестиций или выступления.

Настало время обрести голос и рассказать свою историю.

14 ступенек к мастерству

Мы все острее ощущаем усталость от входящего в мозг потока информации. Тем важнее лаконичность, умение быстро донести смысл. И тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Видеть удивительное в невыдуманном, реальном мире. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста. А что, если этот человек — вы?

Николай Кононов создал метод, который выглядит как лестница к умению писать оригинально и по делу. «В эти 267 страниц я постарался сгустить всё, что знал — приёмы, методы, ловушки и тактику ухода от них, etc. — и что понял за двадцать лет в журналистике, а также [чёрт знает, как посчитать сколько] в литературе. Сочиняя эту книгу, я хотел помочь тому, кто пишет статьи, нон-фикшн, письма, питчи и любые тексты, которыми надо кого-то убедить, просветить и увлечь».


Свой метод Кононов опробовал на всех редакциях, потом на курсах нон-фикшн и журналистики. А затем и вообще на курсах «Как писать хорошо», — источник.

Писать тексты — такое же ремесло, как строить дома. Всему можно научиться.

Метод подойдет и ученым, и творческим людям, и репортерам, и редакторам, и копирайтерам, и менеджерам, и студентам — всем, кто воздействует словом на ход событий.

Как выбрать тему для написания текста?

«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?». Эти вопросы задает себе любой автор. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.

Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.


Иллюстрация из книги — верстка в ней необычная. Книга красива не только внутренне, содержанием, но и внешне.

И даже не всегда нужен личный опыт. Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваша тема для появления на публике:

  • текст должен сообщать что-то очень важное,
  • нетривиально объяснять важные процессы,
  • быть остро полезным читателю,
  • обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя,
  • рассказывать историю яркого героя.

Читатель ждет, что вы надолго заберете его из рутины в неизведанный мир. Так создайте же этот мир таким, чтобы в нем захотелось остаться.

Путь героя

Каждый эпизод сюжета развивается по принципу столкновения ожиданий и реальности. Герой хотел поступить так, но реальность оказалась устроенной эдак. Герой сознаёт это и корректирует свои установки и действия. Если следить за выполнением этого правила, ваш текст будет читаться динамично и не отпускать внимание читателя.

А чтобы герой получился ярче, ему нужен антагонист (например, Гарри Поттер и Волан-де-Морт). Его не надо выдумывать, он всегда есть. И это не обязательно человек. Антигероем может стать качество (лень, нелюбопытство, ксенофобия). Но гораздо лучше, если все-таки это живой персонаж или, как выражаются следователи, группа лиц.

Как найти свою интонацию

Интонация — способность думать о предмете не так, как кем-то предписано о нем думать, а вашими собственными мыслями, с использованием слов из вашего словаря. Интонация — результат ежедневной работы над ходом мысли и формулировками: сначала в уме, затем на бумаге.

Читайте авторов с сильной интонацией. Замечайте, какие приемы они используют. Как строят фразу, как говорят их герои, как они сочетают разные пласты речи.


Разве можно не узнать Довлатова? Вот и вы вырабатывайте свою интонацию на уровне потока мысли. Письмо — просто технический процесс, — источник.

А затем пробуйте писать тексты, чтобы понять, что вам близко: рубить капусту или плести вязь. Стремиться к предельной простоте фразы, как Михаил Гаспаров и Пол Грэм, или, напротив, длить ее до изнеможения, как Марсель Пруст.

Что еще в книге

Я написал эту книгу потому, что искусство рассказчика — умение быть внятным, передавать смысл, объяснять сложное, говорить захватывающе — требует отдельного учебника. И мне захотелось собрать все подходы и важные приемы под одной обложкой.

Вы сможете писать статьи, посты, лонгриды, очерки, слоганы. Да книги в конце концов. Выбирать захватывающие темы и придумывать заголовки. Доносить до читателя смысл, а не белый шум.

Еще книга расскажет, как:

  • Найти свой личный стиль
  • Исследовать тему и собирать материал
  • Преодолеть писательский блок и прокрастинацию
  • Научиться писать «портреты» людей
  • Приемы работы с короткими и длинными текстами
  • Брать интересные и содержательные интервью
  • Написать деловое письмо, питч, лонгрид и посты в соцсети
  • Выбрать тему и «продать» историю читателю
  • Стать редактором

Умение писать — обычный навык. Чем больше тренируетесь, тем лучше получается. Эта книга расскажет, как стать натренировать свою писательскую мышцу.

Обложка поста: Полина Гуркова.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать самые вкусные отрывки, получать скидки, участвовать в творческих челенджах.

blog.mann-ivanov-ferber.ru