Лазарус психолог: Лазарус Ричард. Большая российская энциклопедия

Когнитивная теория стресса

Сущность учения о психологическом стрессе отражается в содержании его понятия. R. Lazarus и R. Launier определили психологический стресс как реакцию на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это состояние – в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях, их адекватному выбору. R. Lazarus и S. Folkman представили психологический стресс как определенную взаимосвязь между человеком и чрезмерными требованиями среды, что связано с превышением его ресурсов и созданием угрозы для личного благополучия.

Согласно представлениям зарубежных психологов о сущности психологического стресса, можно сказать, что это состояние рассматривается как процесс (а не только реакция), в котором требования ситуационного воздействия оцениваются личностью относительно ее ресурсов, необходимых для удовлетворения этих требований.

Когнитивная оценка этого баланса, по их мнению, является основным регулирующим фактором реакции на стрессоры. Она же определяет межиндивидуальные различия в реакции на определенную стрессовую ситуацию. Однако механизмы регуляции психологического стресса не сводятся только к оценочным процессам.

Существенный вклад в развитие когнитивной теории стресса внесен исследованиями Р. Лазаруса и его сотрудников. Особое внимание они обратили на два когнитивных процесса – оценку и преодоление (купирование) стресса, являющихся несомненно важными при взаимодействии человека с окружающей средой. Слово «оценка» в рассматриваемом контексте означает установление ценности или оценивание качества чего-либо, а «преодоление» (coping) – приложение поведенческих и когнитивных усилий для удовлетворения внешних и внутренних требований.

Р. Лазарус считает, что психологический стресс отличается от всех других видов стресса наличием в структуре развития этого состояния опосредующей переменной – угрозы некоторого будущего столкновения человека с какой-то опасной для него ситуацией.

Символы вредного будущего воздействия оцениваются совокупностью когнитивных процессов.

Несмотря на относительно частое использование в литературе по психологии понятия интеллектуальной оценки угрозы, им редко пользуются в том смысле, который связан с субъективными моментами. Но оно перестает быть субъективным понятием, если удается идентифицировать те стороны конфигурации стимула и психологической структуры личности, которые определяют оценку угрозы.

Предложено три вида оценок, которые определяют значение и влияние купирующего стресс процесса. Первичная оценка дает исходное определение типа ситуации. R. Lazarus  отмечал, что эта оценка касается меры участия человека в возникшей ситуации, – она как бы отвечает на вопрос: «Обеспокоен ли Я? И если да, то в какой степени?» Вторичная оценка определяет соотношение между способностью к преодолению стресса и требованиями, предъявляемыми экстремальной ситуацией. «Переоценка» основывается на обратной связи от результата взаимного сопоставления первых двух оценок, что может привести к изменению первичной оценки и вследствие этого – к пересмотру личных возможностей, способностей воздействовать в данной ситуации, то есть к коррекции вторичной оценки.

Некоторые экстремальные события могут не представлять угрозы для конкретного субъекта, не содержат опасности для него и не требуют какого-либо специфического ответа (реакции). Другие события являются позитивными или нейтральными и не предъявляют серьезных требований к личным способностям. Третий вид событий – стрессовый – имеет по крайней мере две особенности. Во-первых, они различаются по своей природе и характеристике опасности для каждого человека. Во-вторых, они отличаются по виду и величине требуемых личных ресурсов преодоления стресса. Стресс начинается тогда, когда человек почувствует, что ситуация (реальная или воображаемая) представляет собой для него определенную физическую или психическую опасность (первичная оценка) и когда он поймет, что не сможет эффективно отреагировать на эту ситуацию (вторичная оценка). Стресс может прекратиться, если человек изменит значимость события до уровня, когда оно уже не будет представлять для него опасности, а также если человек использует какой-либо метод преодоления (купирования) для устранения чувства опасности или ее нейтрализации.

R. Lazarus предложил различать три типа стрессовых оценок. Первый тип – травмирующая потеря, утрата кого-либо или чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть, длительная разлука, потеря работы, утрата здоровья и т. п.). Второй тип – оценка угрозы, когда ситуация требует от человека больших купирующих способностей, чем он имеет. Третий тип – оценка сложности задачи (проблемы), ее ответственности и потенциальной рискованности ситуации.

Вторичная стрессовая оценка направлена изначально на оценку значения и влияния возможностей человека по купированию стресса, соответствия его способностей и знаний требованиям экстремальной ситуации.

A. Bandura предложил использовать для характеристики этой оценки понятие «самоэффективность», которое определяется как самооценка эффективности личного поведения и собственных реакций в ответ на возникновение тех или иных событий. Она является личной схемой компетентности и мастерства. Автор различает понятия «эффективные ожидания» и «результативные ожидания». Оба понятия связаны с поведением человека, которое может иметь для него различные последствия – поощрение или наказание за правильные или ошибочные действия соответственно. Если человек обладает опытом купирования конкретных экстремальных ситуаций, у него возникают результативные ожидания – он знает, что может ожидать в результате своих действий. Эффективное ожидание – это убеждение человека в том, что он сможет успешно действовать, чтобы получить нужный результат. Как считает автор, «ожидание личной эффективности, мастерства отражаются как на инициативе, так и на настойчивости в купирующем поведении. Сила убеждений человека в своей собственной эффективности дает надежду на успех, даже если он только пробует справиться с данной ситуацией». Убеждение в том, что подобных способностей не хватает (низкая самоэффективность) может привести к такой вторичной оценке, которая определит событие как не поддающееся управлению и поэтому как стрессовое. Самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с такой категорией, как ресурс личности, то есть запас, потенциал различных структурно-функциональных характеристик человека, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.

д. Понятие человеческих ресурсов, несмотря на довольно широкое употребление, еще недостаточно разработано, хотя в общих чертах оно отражает возможности энергетических и информационных процессов, степень развития профессионально ориентированных функций, их адаптивность, устойчивость и компенсируемость, наличие освоенных программ и способов регуляции различных форм активности и многое другое.

Каждая стрессогенная ситуация вызывает комплекс процессов оценки, согласований, урегулирований при взаимодействии человека со стрессорами, которые продолжаются до тех пор, пока не наладится контроль за стрессом с помощью купирующих воздействий или пока стресс самопроизвольно не прекратит своего действия. По принципам обратной связи устанавливается взаимосвязь между купирующим воздействием и субъектом, который получает информацию об эффекте этих воздействий и о значимости самого события. Пока действует обратная связь, человек постоянно переоценивает ситуацию, по возможности регулируя купирующие стратегии и значимость события.

Существует по крайней мере три способа текущей переоценки значимости события. Первый способ – «рационализация»: человек придает лично желаемую значимость событию, хотя в силу его недостаточной информированности она может и не соответствовать действительной. Второй способ – изменение значения события, это может произойти, если новая информация обеспечивает для этого некоторые основания. Третий способ – снижение значимости события – чаще встречается, когда результат существенно не зависит от личного контроля.

На оценку события как стрессогенного влияет ряд факторов, в том числе эмоции , ассоциирующиеся с данным событием, неопределенность  ситуации, связанная с дефицитом информации для ее оценки, значимость события , отражающая степень его опасности для человека (или окружающих) и важность для достижения конечного результата.

Когнитивные процессы и эмоции  связаны через поведение субъекта, обусловленное его отношением к стимулам окружающей среды. С этой точки зрения эмоции могут влиять на адаптивное взаимодействие и купирующие процессы в четырех направлениях.
1. Эмоции – это первичный предупреждающий сигнал, имеющий отношение к простейшему биологическому выживанию. Память фиксирует эмоциональные впечатления о событиях совместно с их деталями, которые актуализируются при возникновении подобных событий.
2. Эмоции регулируют поведение путем воздействия на функцию внимания. Эмоциональное оценивание ситуации переориентирует фокус внимания на то, что представляет наибольшую важность с точки зрения потенциальной опасности, угрозы.

3. Эмоции могут являться процессом решения когнитивной задачи и переориентировать его на выполнение задачи, определяемой новыми требованиями. Сильное эмоциональное воздействие может также затруднять переход к решению очередной практической задачи или осложнять сосредоточение внимания на текущем когнитивном процессе.
4. Эмоции могут выступать побуждающим фактором. Приятные или неприятные эмоции могут определять стремление человека к поведению, связанному с порождением, повторением подобных эмоций или с их избеганием, предупреждением. И те, и другие эмоции могут стимулировать поведение, направленное на контроль, предупреждение, устранение или уменьшение внутреннего напряжения.

Человек по-разному переживает, испытывает неопределенность  события, которое может

  • быть непредсказуемым с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия и т. п.;
  • потребовать больших знаний и способностей для предупреждения или ликвидации угрозы, чем располагает человек;
  • оказаться настолько сложным, что человек не способен адаптировать к нему свою когнитивную схему.

Неопределенность ситуации часто приводит к замешательству, растерянности при определении значения характеризующей ее информации. Человек не обладает готовыми схемами интерпретации любой и каждой ситуации. Это часто делает то или иное событие непредсказуемым и не позволяет заранее определить адекватное поведение для конкретной ситуации, в результате чего возникает чувство беспомощности и тщетности любых попыток повлиять на ситуацию. В конечном итоге такое положение может привести к проявлению стрессовых реакций.

Приведет неопределенность к стрессу или нет – зависит от устойчивости человека к этому фактору, способности выдерживать и переносить такое состояние, а также от умения искать и находить недостающую информацию. Поиск информации для снижения неопределенности является одной из наиболее важных стратегий поведения человека в подобных обстоятельствах. Процесс поиска информации, в свою очередь, поддерживает устойчивость к фактору неопределенности.

Успешность купирования стресса зависит также от способности человека предсказывать развитие опасного, угрожающего события и от его способности контролировать свое поведение в этих условиях. Способность к предсказанию зависит от личного опыта пребывания и поведения в той или иной стрессогенной ситуации, знания об особенностях поведения в подобных ситуациях других людей, а также от когнитивных способностей к экстраполяции, продуктивному и эвристическому мышлению и т. д.

Наиболее общий когнитивный ответ на неопределенность – придание, приписывание событию какого-либо значения. Оно происходит в самом начале когнитивного процесса, прежде чем человек получит всю относящуюся к делу информацию. Этот процесс сугубо индивидуальный и протекает не всегда в полной мере осознанно. Второй процесс, развертывающийся одновременно с первым, состоит в том, что люди стремятся заполнить пробелы в необходимой информации догадками или предположениями о неизвестном. Очень часто они связаны с предположениями негативного характера, пессимистического содержания.

Пути и способы оценки влияния значимости  информации, события на развитие стресса проанализировал и обобщил E. Hubbard. Их суть сводится к следующей схеме. Процессы восприятия информации в сочетании с личной схемой и схемой события влияют на его значимость для конкретного человека. По мере развития события новая информация может привести к изменению его восприятия, что повлечет за собой создание новой схемы (образа или сценария) события, – в результате меняется и значимость события с точки зрения его конечных целей и последствий, возможности оценки и контроля, влияния события на функциональное состояние и т. д.

Основное значение в когнитивных моделях стресса придается степени влияния атрибуций (приписываний) и убеждений на рискованное поведение. В 1984 году C. Peterson и M. Seligman разработали теорию пессимистического объяснительного стиля (pessimistic explanatory style), чтобы раскрыть особенности влияния некоторых когнитивных процессов на состояние здоровья. J. Rosenstock и его сотрудники предложили модель представлений о здоровье (Health Belief Model), чтобы объяснить, как представление о своей уязвимости и болезненности влияет на поведение практически здорового человека.

Автором понятия «пессимистический объяснительный стиль» является M. Seligman. Оно возникло в результате работы его по изучению состояния беспомощности. Он определил беспомощность как когнитивно-мотивационный дефицит, который является следствием сомнительного, непредсказуемого, но неизбежного наказания. Большинство живых организмов очень быстро научаются избегать неприятных раздражений. Если наказание происходит в случайном, непредсказуемом порядке без надежды на возможность избежать его, организм прекращает попытки уклонения от наказания. Он не будет избегать наказания, даже если появится эта возможность – обстоятельства научили человека быть беспомощным. Исследования беспомощности послужили основой для объяснения депрессии – возможно, она связана с проявлениями тех индивидуальных реакций, причинами которых являются прошлые обиды. M. Seligman с сотрудниками наблюдали значительные различия в реакциях людей на неконтролируемые события. Это привело к созданию общей теории объяснительных (explanatory) стилей, которая использовалась в большом количестве экспериментов для объяснения различных феноменов, возникавших в связи с неудачами в профессиональной и семейной жизни, возникновением депрессии и заболеваний и т. п.. Объяснительный стиль – это наш обычный способ (направленность, тональность) объяснения, толкования неприятных или плохих событий и прежде всего их причин. Эта теория предполагает, что каузальные атрибуции разделяются на три вида их проявлений:

  1. внутренние или внешние, 
  2. стабильные или нестабильные, 
  3. общие или специфические.

C. Peterson и его сотрудники отмечали, что преобладание внутренней атрибуции сопровождается, как правило, большей пассивностью поведения и снижением самооценки при последующих опасностях или несчастьях, огорчениях, чем это происходит при внешней атрибуции. Стабильные атрибуции чаще ведут к хроническому чувству уязвимости, а нестабильные – к более быстрому восстановлению нормального жизненного стиля. При общей атрибуции потерпевший может иметь всеобъемлющее чувство уязвимости, ощущение того, что он никогда и нигде не может быть в безопасности. Пессимистический объяснительный стиль возникает, формируется, когда последовательно используются внутренние, стабильные и общие объяснения причин неприятных событий. Признаками подобного стиля являются пассивность, депрессии и низкие профессиональные успехи.

В ряде исследований предпринята попытка проследить связь между атрибуционным стилем и личной выносливостью (устойчивостью) к воздействию стресса. Эти работы показали, что атрибуционный стиль играет роль посредника для стойких, выносливых личностей. Для них характерным является то, что они склонны объяснять внутренними, стабильными и общими атрибуциями положительные события своей жизни и внешними, нестабильными и специфическими атрибуциями – негативные события. Личности с недостаточной выносливостью, упорством, напротив, неблагоприятные события объясняют внутренними, стабильными и общими атрибуциями. Как уже было отмечено, вариант атрибуций является менее благоприятным и чаще приводит к неудовлетворительным результатам.

Несмотря на то, что теория объяснительных стилей привлекает многих исследователей, она имеет и своих критиков. C.R. Brewin отметил, например, что эта теория хорошо объясняет явления, связанные с несчастными случаями и болезнями, и недостаточно четко раскрывает связь с депрессией, возникающей в результате стрессовых событий. C.S. Carver и его коллеги также указали на недостатки в данной теории и технике шкалирования. Они отметили, что эта модель мультикомпонентна, а в большинстве исследований не проверялось влияние личных компонентов.

Г.М. Бреслав. Эксперименты Р. Лазаруса.: Psychology OnLine.Net

Г.М. Бреслав. Эксперименты Р. Лазаруса.
Добавлено Psychology OnLine.Net
16.12.2009 (Правка 16.12.2009)

Лазарус одним из первых отметил опосредующую роль психологических процессов в возникновении стресса и, прежде всего, процессов оценки как стрессового стимула (или стрессора), так и ситуации в целом, а также процессов психологической зашиты, предполагающих защитную переработку угрожающей информации (Лазарус, 1970).

Угроза по Лазарусу представляет предвосхищение человеком некоторого будущего столкновения с какой-то опасной для него ситуацией, то есть определяется на основе процесса оценки. Лазарус был не первым в указании на роль процессов оценки в порождении эмоциональных явлений, однако он впервые попытался подвергнуть эти процессы эмпирическому изучению.

В эксперименте Лазаруса в качестве стрессора использовался документальный фильм о серии грубых ритуальных хирургических операций на мужских половых органах во время обряда инициации у одного из племен аборигенов Австралии. Во время сцен, изображающих сами ритуальные операции, наблюдалось выраженное повышение активности автономной нервной системы, измеряемой на основе электропроводимости кожи (КГР), а также признаки поведенческого стресса.

Исходя из посылки о том, что стрессовая реакция зависит от оценки воздействующей ситуации как угрожающей, Лазарус предположил, что при изменении основания при оценке степени приносимого вреда можно устранить или уменьшить стрессовые реакции. Для проверки этого предположения использовалось три различных звуковых сопровождения к одному и тому же документальному фильму, каждое из которых представляло свой способ интерпретации событий, заснятых на пленку.

Первое звуковое сопровождение носило травмирующий характер, так как оно подчеркивало вредные аспекты событий, второе носило отрицающий характер (где отрицался какой-либо вред изображаемого события — «отрицание»), третье -носило характер беспристрастного повествования («интеллектуализация»). Затем сравнивались степень угрозы и физиологические индикаторы стресса, порождаемого этим фильмом при немом варианте и при трех различных звуковых сопровождениях. Было обнаружено, что травмирующее звуковое сопровождение значительно увеличивало проявление стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией немого фильма, в то время как остальные два сопровождения – «отрицание» и «интеллектуализация» — значительно снижали интенсивность стрессовых реакций по сравнению с демонстрацией немого фильма.

В качестве контрольного использовался фильм, показывающий серию несчастных случаев на лесопилке: пальцы одного из операторов калечатся пилой; пальцы другого отрезаются циркулярной пилой; стоящего рядом с циркулярной пилой человека убивает куском дерева, отлетающим от пилы в результате небрежности оператора, причем кусок дерева проходит через грудь жертвы. Это был фильм по технике безопасности, и два последних несчастных случая были представлены зрителю с помощью специальной комбинированной съемки.

Во время сцен, изображающих сами несчастные случаи, у большинства зрителей наблюдались три ясно выраженных момента повышения активности автономной нервной системы. Для фильма были созданы два сопровождающих текста, построенных на принципах «отрицания» и «интеллектуализации». При отрицающем сопровождении подчеркивалась нереальность показанных событий, а во второй версии зрителя просили заметить, например, насколько ясно и убедительно мастер излагает рабочим правила техники безопасности. В контрольных условиях кратко сообщалось, что в фильме будут показаны некоторые несчастные случаи на лесопилке.

Точно так же, как и в предшествующем фильме, было обнаружено, что тексты, способствующие защитной интерпретации, резко уменьшают стрессовые реакции на фильм, судя по частоте пульса и электропроводимости кожи. Все это позволяет Лазарусу делать вывод о том, что интеллектуальные процессы оценки лежат в основе возникновения стресса (Лазарус, 1970).

В своих последующих работах Лазарус усложняет свою модель, говоря о переоценках и двух принципиально разных видах или этапах оценки. Первичная оценка, по Лазарусу, относится к тому, в какой степени стимул «задевает» (в положительном или отрицательном смысле) благополучие индивида, включая «картину мира» и систему отношений индивида. Основными критериями или компонентами первичной оценки являются: 1) релевантность цели, 2) конгруэнтность или неконгруэнтность цели, 3) тип Я-включенности. Вторичная оценка, по Лазарусу, относится к возможности индивида совершать необходимые для него реальные или воображаемые действия по отношению к стимулу, то есть к тому, в какой степени индивид способен снизить опасность и вред угрожающего стимула или усилить контакт с привлекательным стимулом. Основными критериями или компонентами вторичной оценки являются: 1) доверие или недоверие, 2) потенциал преодоления, 3) ожидания на будущее (Lazarus, 1991, 1998).

Релевантность цели относится к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация затрагивает цели индивида и его образ жизни. Если ее нет — нет и эмоции. Конгруэнтность или неконгруэнтность цели относится к тому, насколько оцениваемый стимул или ситуация соответствует или не coответствует желаниям, то есть облегчает или затрудняет достижение целей индивида и поддержание его образа жизни. Если облегчает, то можно говорить о конгруэнтности, а если мешает, то о неконгруэнтности. Тип Я-включенности относится к различным аспектам личной и социальной идентичности (ценности, идеалы, самооценка, представление о других людях и их благополучии и т.п.). Так, гнев возникает тогда, когда под угрозой оказывается наша самооценка или то, как нас оценивают другие, а чувство гордости — в противоположном случае. Чувство вины возникает при пренебрежительном отношении к моральным ценностям, а ощущение счастья — при всеохватывающем чувстве безопасности и благополучия.

Доверие или недоверие (может быть как внутренним, то есть направленным на себя, так и внешним) появляется при знании того, кто вызвал эту фрустрацию (или более позитивную стимуляцию), то есть является ли произошедшее актом произвола данного лица. Потенциал преодоления относится к тому, насколько и как индивид способен регулировать свое взаимодействие со стимульной ситуацией (Folkman et a/., 1986). Речь идет не о реальной регуляции и преодолении, а лишь об оценке индивидом своих перспектив в такой регуляции. Знаменитая басня Эзопа—Лафонтена—Крылова «Лиса и виноград» является прекрасной иллюстрацией этого компонента. После того, как лиса убеждается в невозможности достать гроздья винограда, она производит переоценку винограда как еще недозрелого. Ожидания на будущее по отношению к стимульной ситуации относятся к тому, насколько такого рода явления могут улучшить или ухудшить нашу жизнь. Охотник может долго выслеживать медведя и быть готовым к длительным усилиям, потому как «овчинка стоит выделки». То же самое можно сказать о человеке, не жалеющем усилий для подготовки к профессиональному интервью.

В своих более поздних работах Лазарус называет свою модель когнитивно-мотивационной теорией отношений (Lazarus, 1991; Lazarus, Folkman, 19866). По его мнению, теория эмоций должна определять не только стратегию изучения и определения эмоциональных явлений и их классификацию, но и интегрировать биологические универсалии и социокультурные факторы, объясняя одновременно множество взаимозависимых причинно-следственных процессов и переменных (Lazarus, 1991). В то же время теория эмоций должна давать специфическое описание отдельных эмоций, соответствующее общим закономерностям.

В названии «когнитивно-мотивационная теория отношений» последнее слово для Лазаруса означает, что эмоции всегда представляют взаимодействия индивида и его окружения, включая восприятие и оценку вредности (для негативных эмоций) или пользы (для положительных эмоций), а не просто воздействие внешнего стрессора или проявление интрапсихических процессов. Так каждая эмоция представляет свой «ядерный» тип отношения. «Мотивационная» — означает, что эмоции представляют реакции на возможность достижения — не достижения жизненных целей и выражают некоторую черту индивида или диспозиционную переменную в виде иерархии целей, но в то же время вызываются требованиями и возможностями окружающей индивида среды, что делает и эту сторону эмоций «интерактивной».

В то же время попытки Лазаруса найти физиологические критерии отделения эмоциональных явлений от неэмоциональных оказались не очень успешными, также как и попытки отделить рефлекторно обусловленные ощущения боли и удовольствия от собственно эмоций (Lazarus, 1991).

Ричард Лазарус

Ричард Лазарус, выдающийся ученый, исследователь и почетный профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли, скончался 24 ноября 2002 года в результате падения в своем доме.

 

Родился 3 марта 1922 года в Нью-Йорке. Профессор Лазарус окончил Городской колледж Нью-Йорка в 1942 году. После трех с половиной лет службы в армии он защитил докторскую диссертацию в 1948 году в Питтсбургском университете, после чего служил на факультетах Университета Джонса Хопкинса (с 19с 48 по 1953 г.) и Университет Кларка (с 1953 по 1957 г.), перейдя на факультет Беркли в 1957 г. Он оставался в Беркли, пока не стал почетным профессором в 1991 г.

 

Когда он начал свои исследования и писательскую деятельность в Университете Джона Хопкинса, стресс или эмоции мало интересовали его, за исключением военных. К 1970-м годам, после того как интерес был вызван его влиятельной монографией 1966 года « Psychological Stress and the Coping Process » и работами других академических пионеров, стало очевидно, что эмоции и стресс важны не только для военных, но и для всех академия. 1966 монография со временем стала классикой бихевиористской науки, и ее влияние ощущалось в социологии, антропологии, физиологии и медицине.

 

В своем теоретическом подходе к стрессу и эмоциям профессор Лазарус предположил, что эмоции, далекие от интрапсихических чувств, отражают судьбу наших целей. Он предложил концепцию оценки для обозначения влияния событий на стремления человека и что различные модели оценок объясняют широкий спектр различных эмоциональных состояний.

 

Начиная с конца 1950-х годов в Беркли, профессор Лазарус начал богатую и впечатляющую серию исследований, как правило, с использованием кинофильмов, чтобы вызвать стресс и эмоции, и наборов инструкций, предназначенных для задействования защитных механизмов эго, чтобы изменить способ воздействия фильма. зрителя как субъективно, так и психофизиологически. Задокументировав, как защиты эго, такие как отрицание и интеллектуализация, изменили то, как участники оценивали смысл событий фильма, снижая или повышая уровень стресса, это знаменитое направление работы эффективно продемонстрировало способность оценки влиять на эмоции человека, а также на его средства борьбы с эмоциональным напряжением.

 

Концепция оценки профессора Лазаря, уходящая своими корнями в работу Магды Арнольд, а до этого, в Никомахову этику Аристотеля , в конечном итоге стала основным обоснованием когнитивно-поведенческой терапии, ставшей одним из основных подходов к психологическому лечению. начиная с 1970-х гг.

 

Профессор Лазарус также подчеркнул, что то, как люди справляются со стрессом, имеет решающее значение для их физического, социального и психологического благополучия. Основная его предпосылка заключалась в том, что стресс и преодоление являются взаимообусловленными. Когда копинг эффективен, стресс обычно контролируется; когда совладание неэффективно, стресс нарастает и может выйти из-под контроля, что приводит к физиологическим нарушениям, субъективному дистрессу и нарушению социального функционирования.

 

В 1984 году в сотрудничестве со Сьюзен Фолкман (которая получила докторскую степень, будучи его ученицей), профессор Лазарус опубликовал книгу «Стресс, оценка и преодоление» , которая стала самой читаемой и цитируемой академической книгой в этой области. В 1999 году он опубликовал продолжение под названием «Стресс и эмоции : новый синтез». Там он привел доводы в пользу того, что стресс является частью более широкой области эмоций, и привел доводы в пользу использования нарративов или прототипических историй в качестве подхода к эмоциям. Профессор Лазарус также подчеркнул важность повседневных хлопот как источника стресса, утверждая, что такие хлопоты обычно причиняют больше человеческих страданий, чем крупные жизненные события. Эта точка зрения представляла собой важный контрапункт преобладавшим в то время представлениям о значении основных жизненных стрессоров. Он также ясно дал понять, что ежедневные хлопоты и серьезные жизненные стрессы могут быть взаимосвязаны: серьезные жизненные стрессы могут стать источником неприятностей, а неприятности могут стать жизненными событиями. Во всех своих работах о стрессе, будь то важные жизненные события или неприятности, профессор Лазарус подчеркивал важность оценки — значения и воздействия события на человека.

 

После выхода на пенсию в 1990 году профессор Лазарус опубликовал еще пять новаторских книг, а также множество глав и статей. Его книга 1991 года « Эмоции и адаптация » считается одной из самых значительных публикаций об эмоциях в новейшей истории и значительно расширила понимание концепции оценки, ее актуальности для понимания культуры и эмоций, эмоционального развития и психопатологии. В 1994 году вместе со своей женой Бернис он опубликовал торговую книгу 9.0011 Страсть и разум: понимание наших эмоций . За этим последовал в 1997 г. сборник его статей под названием «Пятьдесят лет исследований и теории Р. С. Лазаря: анализ исторических и вечных вопросов», который, помимо описания его собственного мышления, содержал историю изменений в психологии и в своих взглядах во второй половине ХХ в. Его автобиография «Жизнь и работа выдающегося психолога » была опубликована вскоре после этого в 1919 г.98 и Stress and Emotion: A New Synthesis , отмеченный ранее, появился в 1999 году. он был написан совместно с его женой при редакционном содействии профессора Джозефа Кампоса.

 

Профессор Лазарус за свою карьеру получил множество наград. Например, он был удостоен стипендии Гуггенхайма в 1969-1970 годах. В 1984 году Калифорнийская психологическая ассоциация особо отметила его выдающийся вклад, а в 19В 89 году Американская психологическая ассоциация вручила ему одну из самых высоких наград за выдающийся научный вклад. Профессор Лазарус очень гордился тем, что получил две почетные докторские степени: одну в 1988 году в Университете Иоганна Гутенберга в Майнце, Германия, и вторую в 1995 году в Хайфском университете в Израиле.

 

Профессор Лазарус был широко востребован за границей в качестве приглашенного профессора, часто вместе со своей женой Бернис. Среди его визитов была особая стипендия в Университете Васэда в Токио, Япония, в 1919 году.63-1964; серия выступлений в Каролинском институте в Стокгольме, Швеция, между 1965 и 1976 годами; и приглашенные профессора в Гейдельбергском университете в 1980 году, Университете Западной Австралии в Перте в 1984 году и в Орхусском университете в Дании в 1991 и 1997 годах. Его также приглашали читать многочисленные лекции в Израиле в период с 1975 по 1995 год.

 

Профессор Лазарус пережился своей 57-летней женой Бернис и двумя детьми, Дэвидом и Нэнси, а также четырьмя внуками. Примечательно, что по случаю получения им звания почетного доктора Хайфского университета он упомянул, что его жена Бернис в равной степени ответственна за его профессиональные успехи и удачу. Профессор Лазарус оставил в наследство более 150 научных публикаций и 20 книг, которые читают во всем мире.

 

 

Джозеф Дж. Кампос

Ричард Лазарус, член факультета психологии Калифорнийского университета в Беркли и влиятельный исследователь, умер в возрасте 80 лет






berkeley.edu/news/images/khaki.gif» bgcolor=»#FEE99A»>



ПОИСК НОВОСТЕЙ



НОВОСТИ ДОМ


АРХИВЫ


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ


СМИ
ОТНОШЕНИЯ

  Нажмите Выпуски

  Изображение Загрузки

  Контакты

  

Ричард Лазарус, преподаватель психологии Калифорнийского университета в Беркли и влиятельный исследователь, умер в возрасте 80 лет.
04 декабря 2002 г.

Кэрол Хайман, по связям со СМИ


Беркли — Ричард С. Лазарус, недавно названный журналом «Американский психолог» как один из самых влиятельных психологов в истории области и почетный профессор психологии в Калифорнийском университете в Беркли, умер 24 ноября. в Уолнат-Крик, Калифорния. Ему было 80 лет, и он служил на факультете Калифорнийского университета в Беркли с 19 лет57.

Когда весть о его смерти достигла психологического сообщества, было излияние чувств со всего мира.


Ричард С. Лазарус (фото Саксона Доннелли)
 

«Я помню свои многочисленные встречи и беседы с ним. Его блестящее вклад в изучение эмоций является важной частью истории психологии», — сказал Мэн Чжаолань, бывший председатель факультета психологии Пекинского университета, Китай.

«Многие ведущие исследователи стресса и эмоций в Израиле сегодня — а многие входят в это стадо — обязаны своим карьеру и продвижение по службе при поддержке Дика», — сказал Моше Зейднер, декан по научной работе Центра междисциплинарных исследований эмоций в Хайфском университете, Израиль. «Я буду определенно скучаю по этому джентльмену и ученому».

Выпускник Городского колледжа Нью-Йорка в 19 лет42, Лазарь прослужил три с половиной года в армии США во время Вторая Мировая Война. Он получил докторскую степень в 1947 г. Университет Питтсбурга и впоследствии работал на факультеты Университета Джона Хопкинса и Университета Кларка прежде чем переехать в Калифорнийский университет в Беркли, чтобы возглавить клиническую психологию программа.

Работа Лазаря во многом повлияла на психологию. В время, когда психология пыталась понять человеческое поведение сначала поняв простые организмы, участвующие в простых поведение, усвоенное с помощью ассоциаций, поощрений или наказаний, Вместо этого Лазарус делал акцент на изучении познания. Его положение в итоге победил. Он проводил широко цитируемые эксперименты о роли бессознательных процессов в восприятии — исследования которые на годы опередили свое время и подтвердились в недавних исследования в области аффективной нейронауки.

Он также помог сохранить концепцию эмоций во время время, когда это игнорировалось психологией. Его теория эмоция сосредоточена на понятии оценки — как индивидуум оценивает влияние события на его или ее самочувствие или благополучие — концепция, которую он подробно разработал в своем классическая работа «Эмоции и адаптация», опубликованная в 1991 году. В этой книге Лазарус синтезировал эмпирические и теоретические аргументы, чтобы показать, как модели оценки входят в генерация не менее 18 эмоций. Он также показал, как оценка объясняет смысл эмоционального поведения человека; как один ответ, например улыбка, может служить много разных эмоций; и как совершенно разные ответы, как возмездие или пассивная агрессия, могут обслуживание той же эмоции.

Твердые убеждения Лазаря о важности познания понимание человеческого поведения привело к его исследованию такие темы, как сознание и бессознательное, и расширение познания в таких областях, как стресс и преодоление. В начале своей карьеры он изучал феномен, который назвал «подразумеванием». при этом человек реагирует эмоционально, но бессознательно осознание раздражителей, которые были сопряжены с электрическим шок, но не реагирует эмоционально на раздражители, которым не следуют шоком. Эта работа, документирующая иногда бессознательное Впоследствии природа эмоций была заново открыта в 1980-х годов, когда нейрофизиологи обнаружили, что определенные травмы головного мозга больные проявляют сильные эмоциональные реакции на раздражители, из которых они совершенно не осознают — явление, называемое «слепое зрение».

Лазарус продолжал изучать важность подготовки человек для эмоций. Он и его сообщники задокументированы экспериментальная точность, что эмоциональные реакции человека стать свидетелем фильма о болезненных обрядах обрезания. быть «закороченным» звуковой дорожкой, описывающей процедуру по существу, или эмоциональные реакции обострились звуковой дорожкой, подчеркивающей боль, которую испытывал субъект. В настоящее время рассматриваются субцепция и учебные наборы. классика экспериментальной психологии и психофизиологии.

Эти эксперименты привели Лазаря к созданию Калифорнийского университета в Беркли. Проект «Стресс и преодоление», в котором он расширил свои идеи. о важности оценки для точного объяснения того, что такое стресс и что включает в себя преодоление. Этот проект завершился публикация в 1984 году книги «Стресс, оценка и преодоление», который стал одним из самых читаемых и цитируемых академических книги по психологии. Лазарус и Сьюзен Фолкман, его бывшая студент, который сейчас работает на факультете Калифорнийского университета в Сан-Франциско, утверждал что люди испытывают стресс, когда считают, что им не хватает ресурсы для решения трудных событий, но что они делают не страдать от стресса, если они считают, что у них есть такие ресурсы. Таким образом, стресс и преодоление были тесно связаны друг с другом. и к когнитивным факторам.

«Ричард Лазарус был щедрым наставником и коллегой,» — сказал Фолкман. «Он всегда был готов обсудить идеи, и обычно делал это с большим энтузиазмом и упорством. я всегда мог рассчитывать на то, что он скажет мне, что именно он думает моих работ, как хороших, так и не очень. Наш последний такой разговор состоялся всего за неделю до его смерти».

Лазарус и Фолкман сделали важное и теперь общепринятое различие между двумя типами совладания. В одном человек пытается напрямую обратиться к проблемам что он сталкивается; во втором человек пытается расхолаживать или свести к минимуму само эмоциональное состояние, не обращаясь проблема, вызвавшая состояние. Оба типа преодоления важны и при правильном использовании могут иметь чрезвычайно благотворное влияние на физическое и психическое здоровье.

В другом классическом исследовании Лазарус задокументировал неожиданное Преимущества процесса преодоления. Он продемонстрировал экспериментально что пациенты, использующие формы отрицания (например, отказ верить в то, что существует серьезная медицинская проблема или признать, что проблема настолько серьезна, насколько она на самом деле есть) лучше и быстрее восстанавливаются после операции, чем пациенты которые не участвуют в таком отрицании. Так Лазарь уверовал, вопреки ортодоксальной мудрости, что при определенных условиях, ложные убеждения могут иметь очень благотворные последствия для человека. здоровье и благополучие. Исследование о пользе отказа был воспроизведен другими, и его выводы учитываются в психологии здоровья и психосоматике лекарство. Исследование отрицания также задокументировало утверждает, что событие само по себе, взятое без рассмотрения того, как человек истолковывает это событие, не объясняет генерация физических, эмоциональных или физиологических состояний.

Лазарь был удостоен многих наград, в том числе Гуггенхайма Стипендия, почетные докторские степени Хайфского университета. и Университет Иоганна Гутенберга в Майнце, Германия, а в 1989 г. — выдающийся научный вклад в Премия в области психологии от Американской психологической ассоциации.

Хотя Лазарус ушел из Калифорнийского университета в Беркли в 1991 году, его и исследования не прекращались. Из его 13 книг пять были написаны после выхода на пенсию, в том числе «Страсть и разум: создание Чувство наших эмоций», написанное в соавторстве с его женой. 57 лет, Бернис. Он также продолжал вносить свой вклад во многие влиятельные статьи и главы книг. Его последний работа представляла собой обширную критику современного движения под названием «Позитивная психология».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *