Личко тест: «Акцентуации характера» тест по теории Личко

Содержание

Тест на определение акцентуации характера по методу использования вопросника Личко

Характером человека принято называть взаимодействие отдельных личностных качеств, определяющее отношения с другими людьми, группами. Черты характера способствуют общению, деятельности, являются яркими или выражаются слабо. Сильные проявления черт носят названия акцентуаций, то есть качеств, которые наиболее ярко отражают характер и создают основную линию поведения индивидуума.

  • Акцентуации личности
    • Основные закономерности для систематизации акцентуаций
    • Акцентуации как крайняя черта нормы
  • Степень проявления акцентуации
    • Явная акцентуация
    • Скрытое течение акцентуации
  • Типы акцентуаций по классификации А. Е. Личко
  • Суть выявления акцентуации
  • Описание методики проведения теста
    • Особенности работы с вопросником
  • Изменение акцентуаций характера
    • Основные формы изменений
    • Первая группа трансформаций
    • Вторая группа изменений

Акцентуации личности

Попытки по наиболее выраженным акцентуациям выделить и охарактеризовать определенные типы характеров проводятся давно, многие знаменитые психологи и ученые принимают в этом непосредственное участие. Самая ранняя классификация разработана немецким деятелем в области психологии Э. Крамером. Немного по-другому выглядят разделения по типам характеров его американского коллеги У. Шеннона. В современной классификации используются работы К. Леонгарда, Э. Фромма.

В этой статье рассматривается определение акцентуации личности по вопроснику А. Е. Личко.

Основные закономерности для систематизации акцентуаций

В процессе прохождения теста на выявление характерных черт личности следует придерживаться ключевых моментов:

  • яркие акцентуации характера формируются в раннем возрасте и на протяжении всей жизнедеятельности являются устойчивыми;
  • сочетания сильных черт и слабых проявлений отдельных личностных качеств не могут выстраиваться случайным образом, они создают стойкие взаимосвязи, определяющие типологию характера;
  • почти все люди из любых социальных групп могут быть отнесены к определенному типу характера.

Акцентуации как крайняя черта нормы

Как утверждает психолог, А. Е. Личко, наивысший предел развития акцентуации не должен превышать нормативные пределы психологических отклонений, за которыми происходит патологическое изменение личности. В подростковом возрасте такие акцентуации, граничащие с патологией, наблюдаются часто и имеют особенность временного состояния психики.

У человека от разновидности акцентуации зависит аффективные неврозы и пограничные состояния, особенность поведения, предрасположенность к соматическим заболеваниям. Акцентуация может выступать как важная составляющая психических эндогенных заболеваний, реактивных нервных расстройств. Наиболее яркие черты следует принимать во внимание при составлении списка реабилитационных мероприятий, психологических и медицинских рекомендаций.

Акцентуация определяет будущую профессию, делает постой или сложной адаптацию в социуме. Этот показатель важен при выборе программ психотерапевтических мероприятий, в смысле получения наиболее полного эффекта от групповой, индивидуальной, директивной или дискуссионной психотерапии.

Наиболее полно развитые черты характера проявляются в период роста и полового созревания, затем постепенно сглаживаются к взрослому возрасту.

Акцентуации могут проявляться только в определенных условиях, а в обычной обстановке почти не прослеживаться. Иногда проявление акцентуаций в человеческом характере может привести к трудностям адаптации в социуме, но такие явления носят временный характер и впоследствии сглаживаются.

Степень проявления акцентуации

Выраженность ярких и сильных характерных личностных качеств ведет к подразделению на два вида:

  • явная акцентуация;
  • скрытая акцентуация.

Явная акцентуация

Относится к крайним проявлениям, граничащим с нормой. Постоянные личностные черты определяют отношение индивидуума к определенному типу характера, но выраженные черты не приводят к трудностям с адаптацией в обществе. Люди выбирают профессию, соответствующую развитым способностям и определенным возможностям.

Яркие показатели личности заостряются в подростковом промежутке развития, что при взаимодействии с определенными психогенными факторами могут привести к нарушению ровного общения с другими индивидуумами и отклонению в поведении. После достижения зрелого возраста особенности остаются значительно выраженными, но сглаживаются, и общение в социуме происходит ровно, без инцидентов.

Скрытое течение акцентуации

Такая степень развития наиболее значимых черт характера скорее относится к нормальным вариантам, можно сказать, что акцентуация (проявление ярких личностных показателей) не проявляется вовсе. Но те оценочные показатели, которые имеют наиболее высокое значение, могут проявить себя при тестах в ситуациях психологически повышенного фона, после сильных душевных травм и переживаний.

Типы акцентуаций по классификации А. Е. Личко

Характеры людей в зависимости от сочетаний определенных личностных показателей, подразделяются на такие типы:

  • лабильный, характеризующийся резкой переменой настроя и поведения в зависимости от внешних обстоятельств;
  • циклоидный, с набором черт со склонностью к некоторым сменам поведения в определенный период;
  • астенический, с нерешительным, склонным к тревожности характером, подверженный быстрому утомлению, депрессивным состояниям, раздражительности;
  • боязливый тип предполагает робкое и стеснительное общение в крайней необходимости, впечатлительность от контактов с другими, ощущение собственной неполноценности;
  • психастенические личности проявляют излишнюю мнительность, тревожность, сомнительность, склонны к самокопанию, предпочитающие традиционные действия;
  • шизоидный индивидуум отгораживается от общества, адаптация в социуме затруднена из-за замкнутости, эмоциональной бедности, равнодушия к чужим страданиям, незрелой интуиции;
  • застревающий тип параноидальной направленности обладает повышенной раздражительностью, честолюбием, неадекватной обидчивостью, постоянной подозрительностью;
  • эпилептоидные характеры проявляют тоскливое и злобное настроение, импульсивное поведение, неконтролируемые вспышки гнева, жестокости, заторможенность мышления, педантичность, медленное произнесение речи;
  • истероидный демонстративный тип проявляется в тяготении к лживым речам, притворству, актерскому привлечению внимания, авантюрному решению вопросов, отсутствию совестливости, тщеславию;
  • гипертимный тип отличается веселым нравом, словоохотливостью, активной деятельностью, распылением внимания на различные интересы, не доводя их до конца;
  • дистимный тип постоянно понурый с пониженной активностью, непомерной серьезностью, в печали и депрессии;
  • неустойчивый тип экстравертного поведения, поддающийся влиянию других, любящий новые впечатления, события, компанейский, с умением легко контактировать с новыми людьми;
  • конформный склонен к подчинению и допускающий собственную зависимость от чужого мнения, не умеющий самокритично воспринимать недостатки, консерватор, негативно относится ко всему новому.

Суть выявления акцентуации

Акцентуация относится к крайним проявлениям отдельных характерных черт личности, при этом черты определенной направленности усиливаются, показывая уязвимость к некоторым психогенным воздействиям, проявляя устойчивость к другим. Акцентуация, выявленная при прохождении теста, не рассматривается, как отклонение от нормы, наоборот, акцентуированная личность рассматривается нравственно здоровой с непропорционально выраженными и заостренными чертами. Несоизмеримость и набор некоторых сочетаний черт характера может привести акцентуированную личность к дисгармонии с окружающей действительностью.

Впервые термин «акцентуированная личность» вводит в обиход немецкий психолог К. Леонгард. Ошибкой является рассмотрение проявления ярких черт характера, как патологическое отклонение от нормы. Такие люди не являются ненормальными, наоборот, люди без наличия сильных черт в характере могут не развиваться в отрицательном направлении, но также маловероятно, что они сделают что-то положительное и выдающееся.

Люди с акцентуированным характером одинаково активно двигаются в негативные группы и вливаются в социально-положительные коллективы.

А.Е. Личко в своих работах расширил понятия акцентуации и изменил общепринятый термин на «акцентуация характера», объяснив это тем, что личность является слишком расширенным понятием и стандартно применяется в области психопатии.

Описание методики проведения теста

Вопросник представляет собой портативный тест для применения в диагностировании отдельных членов коллектива. Тест состоит из 143 строк утверждений, представляющих диагностическую шкалу в количестве 10 штук и одну шкалу для контроля. Шкала содержит 13 утверждающих выражений, которые расположены в определенном порядке.

Каждому члену в испытуемой группе предлагается два листа, на одном располагаются вопросы в виде утверждений, второй предназначается для ответов. Прочитав строку утверждения, каждый решает, согласен он с ним или нет. Если утверждение характерно для человека, то следует обвести номер, присвоенный вопросу или отметить другим способом на ответном листе. Несогласие с утверждением обозначает, что на листке ответов такой номер не отмечается, а просто пропускается.

Ответы следует давать точно и правдиво, стараясь не обманываться. Это даст возможность четко определить характер и выявить присущие ему акцентуации. После заполнения листка считают сумму набранных баллов по каждой строчке и проставляют показатели в конце строк.

Особенности работы с вопросником

Школьные работники в области психологии редко применяют полную версию опросника А.Е. Личко (351 строка), так как он достаточно сложный и требует немало времени для проверки одного учащегося, а для группового тестирования использование опросника проблематично. Исходя из этого, применяется портативная версия, о которой сейчас идет речь.

Модифицирована версия составляется из диагностических вопросов, при обработке сохраняется стандартная типология, характерная для школьной среды. При этом методика вопросника становится наиболее удобной и приближена к способу выявления акцентуации характера по пути К. Леонгарда.

Удобным считается применение только утверждающих ответов, тогда как в полной версии требуется употребление отрицательных ответов, что значительно затрудняет обработку результатов. Измененная версия упрощается настолько, что школьники старших классов могут, следуя инструкции произвести подсчет и выявить граничные результаты. Помощь психолога заключается в расшифровке показателей и разъяснении полученных показателей.

Нужно сказать о затруднительной диагностике неврологического, астеничного, циклоидного и сенситивного характера, так как по результатам серии проведенных проверок было выяснено, что такие личности маскируются под другой тип акцентуированных натур, например, лабильный. Надежность определения акцентуации характера проверялась через две недели после предыдущего тестирования, и результаты оказались верными на 94%.

Изменение акцентуаций характера

Такая трансформация является характерной в динамике акцентуированных черт. Суть изменения обычно заключается в том, что к ярким чертам присоединяются близкие по совместимости типы, иногда присоединившиеся черты затмевают доминирующие и выходят на первый план. Наблюдаются случаи, когда в характере человека смешанно много похожих черт, при этом в некоторых ситуациях наиболее сильно развитые достигают пика и затмевают все остальные.

Изменение яркости черт и замещение одних другими происходит по принятым закономерностям, когда во взаимодействие вступают только совместимые типы. Трансформация может возникать под воздействием биологических или социально-психологических причин.

Основные формы изменений

Трансформации акцентуаций можно разделить на две основные группы:

  • транзитные преходящие перемены с аффективными реакциями;
  • относительно стационарные изменения.

Первая группа трансформаций

Первая группа собирает в себе острые реакции, по сути, представляет собой психопатические реформации:

  • интрапунитивные проявляются в нанесении своему телу повреждений, попытке самоубийства, неприятных и безрассудных действиях, ломке вещей;
  • экстрапунитивные выдают агрессивное поведение, нападение на противника, отмщение злобой невиновным лицам;
  • иммунитивные являют собой отход от конфликта путем бегства из ситуации, что не является разрешением аффективной проблемы;
  • демонстративные проявления возникают, если конфликт выливается в бурные сцены из разряда театральных ролей, изображение сведения счета с жизнью.

Вторая группа изменений

Изменения устойчивого характера также подлежат подразделению. Наблюдается переход яркой черты характера в скрытую форму, это может случиться в связи со взрослением и получением достаточного количества жизненного опыта в таком случае происходит сглаживание угловатых личностных качеств.

Скрытая акцентуация обозначает переход от острой фазы к обычному, ничем не выделяющемуся варианту, когда все черты характера одинаково слабо выражены. О таком типе трудно составить мнение даже при длительном общении. Но спящие и сглаженные черты могут неожиданно проявиться под воздействием неординарных обстоятельств.

Интересным является проявление явного изменения акцентуации, когда черты в результате теста набирают показатели, довлеющие к крайним нормам, но критерии не являются препятствием на пути адаптации и личностного общения. С возрастом такие черты могут остаться в диапазоне проявленной интенсивности или сглаживание переведет их в разряд скрытых.

  • Нужно сказать о формировании психопатического пути развития акцентуаций на уровне психопатической патологии. Для этого требуется сочетание нескольких влияний:
  • у человека должна быть проявлена одна из акцентуаций;
  • патологические условия окружающей действительности должны быть такими, что по типу соответствуют наименьшему сопротивлению этой яркой черты;
  • действие факторов должно быть длительным;
  • трансформация должна проходить в наиболее подходящем для развития акцентуации возрасте.

Тест А. Е. Личко является эффективным способом выявить акцентуации характера и определяет наиболее вероятнее пути развития личности.

Тест Личко на акцентуацию характера

Содержание

  • 1 Патохарактерологический опросник
  • 2 Модифицированный патохарактерологический опросник

Тесты для диагностики акцентуации характера у подростков получили распространение в двух основных вариантах – патохарактерологический опросник (ПДО) и его модифицированная версия (МПДО). Основное их отличие – в объёме исследования, наличии шкал для самодиагностики и определения правдивости ответов.

Патохарактерологический опросник

Используется для работы с подростками 14 – 18 лет. С помощью этого опросника можно определять акцентуации характера, типы психопатий и возможные варианты девиантного поведения.

ПДО состоит из наборов фраз, собранных в 25 таблиц. Каждая таблица характеризует отдельное проявление характера, например преобладающее настроение или самочувствие, отношения с родителями, качество сна или аппетита. Обследуемый проходит тест дважды:

  1. При первом прохождении испытуемый выбирает наиболее характеризующие его ответы в каждой таблице и записывает их номера. Допускается два или три ответа к одной таблице.
  2. При втором прохождении испытуемый выбирает самые неподходящие ему ответы. Как и в первом, допускается до трёх ответов в каждой таблице.

В обоих прохождениях теста испытуемые могут отказываться от ответов на часть вопросов, вместо номеров ответов записывая 0. Большое количество нулей (более 7 в двух прохождениях) свидетельствует либо о недостаточном интеллекте испытуемого, либо о его нежелании сотрудничать с психологом.

ПДО невозможно использовать у подростков с выраженной недостаточностью интеллекта, с острой психотической патологией и при явном психиатрическом заболевании.

Оценка результатов производится с помощью специальных таблиц. Каждому ответу в них соответствует буквенный код, в котором зашифрованы названия акцентуаций, для которых характерно данное поведение. Результаты тестирования обычно представляются в виде графика.

Данный тест Личко на акцентуацию характера предназначен для использования исключительно профессионалами, так как итоговая оценка типа акцентуации сложна и требует учёта множества факторов, таких как искренность испытуемого, преобладающая модель поведения, конформность, возможная органическая патология и взаимодействие различных типов акцентуаций.

В связи с большим объёмом исследования (351 вопрос), значительными временными затратами (от 1 до 1,5 часов на каждого ребёнка) и сложностью интерпретации результатов чаще используется его модифицированный вариант.

Модифицированный патохарактерологический опросник

Этот вариант опросника полностью разработан А. Е. Личко для групповой работы с подростками. Количество вопросов в нём сокращено до 143, тест проходится только один раз (учитываются только положительные ответы), что значительно сокращает время на его прохождение. Кроме того, значительную часть интерпретации результатов выполняют сами испытуемые (подсчёт баллов и распределение их по шкалам), что минимизирует последующую работу психолога. Время оценки акцентуации одного ребёнка сократилось до получаса, а при групповом обследовании – ещё меньше. При этом достоверность результатов опроса достаточно высокая для массового его использования.

Модифицированный тест Личко на акцентуацию характера содержит 11 шкал (10 диагностических и одну для контроля правдивости ответов), в каждой из которых содержится 13 вопросов. В опроснике тесты из разных шкал представлены в хаотичном порядке.

На основании ряда исследований определены минимальные диагностические числа (сумма баллов) для различных акцентуаций:

  • 10 – для гипертимного и неустойчивого типов,
  • 9 – для лабильного, тревожно-педантического, интровертированного, возбудимого и демонстративного типов,
  • 8 – для циклоидного, астено-невротического и сенситивного типов,
  • 4 – по контрольной шкале лжи.

Высокие баллы по шкале истинности также могут свидетельствовать о демонстративности испытуемого, склонности его к «правильным» ответам. Поэтому при наличии 4 баллов по этой шкале к демонстративности добавляется один балл, при наличии 7 – 2 балла. Если демонстративный тип даже с добавленными баллами не диагностирован – ответы следует считать недостоверными.

Дальнейшая интерпретация результатов производится психологом. Он определяет преобладающий тип или их сочетание, исходя из возможных вариантов.

Рекомендовано сообщать каждому испытуемому его результат индивидуально. Удобно это делать с помощью специальных карточек, на которых указана результирующая акцентуация и её основные характеристики. Индивидуальные беседы обычно проводятся с детьми, высказавшими заинтересованность в детальных результатах. В последующем возможно предоставление рекомендаций для педагогов, родителей или администрации школы.

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАРКОМАННОСТЬ СТУДЕНТОВ | Американский журнал фармакологии и токсикологии

Исследовательская статья Открытый доступ

Елена Александровна Чеверекина 1 , Андрей Васильейвич Лейфа 2 , Наталия Алексееевна Кора 3 , Юлия Валеревна БАДАЛЕВА 3 , Елена Анатоливна Бердукайскайский 3 , Elena Anatolyevna Burdukovskaya 6 и EKATERNA 66666. 19006. и психологии профессионального образования РАО, Россия

  • 2 Благовещенский государственный педагогический университет, Россия
  • 3 Амурский государственный университет, Россия
  • Реферат

    Выявление акцентуаций характера у студентов, склонных к аддикции, позволит скорректировать процесс их социализации в период обучения с целью повышения его эффективности, а также будет способствовать созданию эффективных психообразовательных программ, направленных на снижение уровень их зависимости от наркотиков. Цель: выявить влияние экспериментальной акцентуации характера на склонность к наркомании у студентов. В основу исследования положена концепция акцентированных личностей К. Леонгарда и типология акцентированных личностей А. Е. Личко. Психологическое тестирование выступало в качестве эмпирического метода исследования. Обработку данных проводили с помощью пакета Statistical Package for Social Sciences (SPSS) v.17. Выявлено, что у студентов высшей школы по сравнению со студентами среднего профессионального образования выявлена ​​склонность к наркомании, связанная с меньшей акцентуацией характера. Это можно объяснить тем, что те, кто едет учиться в вузы, более социально адаптированы, обладают более высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины, способны в силу возраста и воспитания контролировать всплески эмоций и поведения. . Выводы данных исследования позволят скорректировать психолого-педагогические программы, направленные на снижение склонности к аддикции у студентов с учетом выявленных акцентуаций характера у студентов высших и средних специальных учебных заведений.

    Американский журнал фармакологии и токсикологии

    Том 9 № 2, 2014 г., 168-173

    DOI: https://doi.org/10.3844/ajptsp.2014.168.173

    Подано: 15 мая 2014 г. Опубликовано: 27 июня 2014 г.

    Образец цитирования: Чеверикина Е. А., Лейфа А. В., Кора Н. А., Бадалян Ю. В., Бурдуковская Е. А., Павлова Е. В. (2014). ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАРКОМАННОСТЬ СТУДЕНТОВ. Американский журнал фармакологии и токсикологии , 9 (2), 168-173. https://doi.org/10.3844/ajptsp.2014.168.173

    Copyright: © 2014 Елена Александровна Чеверикина, Андрей Васильевич Лейфа, Наталия Алексеевна Кора, Юлия Валерьевна Бадалян, Елена Анатольевна Бурдуковская и Екатерина Викторовна Павлова. Это статья в открытом доступе, распространяемая на условиях Лицензия Creative Commons Attribution, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии указания оригинального автора и источника.

    • 2 818 просмотров
    • 2600 загрузок
    • 0 Цитаты

    Скачать

    Ключевые слова

    • Студенты
    • Предрасположенность к наркомании
    • Акцентуация характера
    • Снижение зависимости
    • Психолого-педагогическая работа со студентами

    событий | Кафедра физики

    << Февраль 2019 >>
     
      >>
      >>
      >>
      >>
      >>
    Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
       1   2 
    3  4   5   6  7  8   9 
     10   11   12   13   14   15   16 
     17   18   19   20   21   22   23 
     24   25   26   27   28   
    Добавить событие Редактировать это событие

    Количественная оценка нагрева с помощью магнитной накачки через наблюдения за космическими кораблями in sit0037 Докладчик: Эмили Личко, UW Madison
    Аннотация: Сверхтепловые электроны и ионы в степенных хвостах наблюдаются по всей Вселенной в различных астрофизических системах, но вопрос о том, как эти частицы возбуждаются, остается открытым. Хорошо известно, что плазма может быть нагрета волнами, но большинство теорий возбуждения частиц основаны на резонансах волна-частица, которые эффективны только при скоростях частиц, близких к фазовой скорости волны, v ~ ω/k. Исходя из кинетического уравнения дрейфа, мы получили модель магнитной накачки, аналогичную магнитной накачке, хорошо известной в исследованиях термоядерного синтеза, где частицы нагреваются турбулентными флуктуациями самого большого масштаба. Мы показали, что это дополнительный механизм нагрева к турбулентному каскаду в солнечном ветре, эффективный до v ≤ ω/k, приводящий к степенным распределениям, подобным наблюдаемым в солнечном ветре [1]. Однако компрессионная альфвеновская турбулентность способна магнитно улавливать сверхтепловые частицы. Магнитный захват превращает магнитную накачку в эффективный процесс нагрева Ферми для частиц с v >> ω/k и создает сверхтепловые степенные распределения. Чтобы проверить это, мы использовали спутниковые наблюдения за сильными магнитными флуктуациями сжатия вблизи ударной волны Земли из миссии Magnetospheric MultiScale (MMS) и нашли сильное согласие с нашей моделью.