Логоневроз что это такое у детей – Логоневроз у детей: причины, симптомы, лечение

Содержание

Логоневроз у детей: причины, симптомы, лечение

Логоневроз у детей – патологическое состояние, характеризующееся нарушением произношения. Проявляется заиканием, повторением или удлинением звуков, слогов или целых слов. Этиология заболевания до конца не изучена.

Логоневроз у детей проявляется преимущественно в возрасте от трех до пяти лет

Логоневроз у детей: общая информация

Диагностикой и лечением нарушения ритма речи занимаются психотерапевты, неврологи, дефектологи и логопеды. Заболевание проявляется преимущественно в возрасте трех-пяти лет, когда у ребенка происходит интенсивное формирование коммуникативных навыков и обогащение словаря. В этот период речевая система особенно чувствительна к любого рода негативным факторам. После пяти лет риск развития логоневроза у детей снижается и к 14 годам составляет не более 1%.

Степень тяжести патологии оценивается по двум параметрам: частоте возникновения заиканий и их выраженность.

Патогенез заболевания

Заикания при логоневрозе носят исключительно невротическую форму и не связаны с органическими нарушениями или патологическими изменениями речевого аппарата.

Основной симптом – заикание – имеет две основные формы:

  • Тоническая. Характеризуется длительными паузами во время или перед произношением фразы. В моменты неконтролируемой остановки речи у пациента наблюдаются судорожные подергивания мышц лица, губ, живота, речевого аппарата.
  • Клоническая. Выражается в повторении или пролонгации отдельных букв, слогов или слов. Чаще всего проявляется на начальной стадии заболевания.

Встречаются дети со смешанной формой заикания, у которых присутствуют признаки обеих вариаций.

Кроме заикания у детей присутствуют невротические симптомы:

  • тремор челюсти;
  • частое моргание;
  • тонус лицевых мышц;
  • нарушение дыхательного ритма.

Выраженность симптоматики речевого невроза усиливается в результате воздействия психотравмирующей ситуации. Страх, переживание, волнение, стресс, эмоциональное напряжение – основные причины заикания. И чем сложнее ребенку психологически, тем ярче проблемы с речью.

Причины патологии

К основным факторам, существенно повышающим риск возникновения логоневроза, относят:

  • нарушения в работе центральной нервной системы вследствие внутриутробной патологии, родовой травмы;
  • лабильность нервной системы – у таких детей часто меняется настроение, они тревожны, капризны, плаксивы и раздражительны;
  • индивидуальный ускоренный темп освоения фразовой речи;
  • изучение второго языка на фоне не до конца освоенного своего;
  • генетически обусловленная слабость центральных речевых механизмов;
  • влияние внешних негативных факторов;
  • задержка речевого развития, дефекты произношения.

Внешние и физические недостатки могут стать причиной формирования комплексов, чувства собственной неполноценности, неуверенности в себе. Это благодатная почва для развития речевого невроза.

Развитию патологии всегда сопутствуют психогенные факторы: неблагоприятная обстановка в семье, частые конфликты, завышенные требования к ребенку, наказания, отсутствие единого стиля воспитания, эмоциональное одиночество, отсутствие любви, проблемы в детском коллективе.

Причины логоневроза кроются в психотравмирующих факторах

Лечение речевого невроза

Терапия логоневроза заключается в своевременном посещении логопеда, дефектолога и четком соблюдении выданных предписаний. Эффективного медикаментозного лечения патологии нет. Все существующие препараты не доказали терапевтической ценности и не могут назначаться детям.

Рекомендации специалистов по терапии речевого нарушения включают в себя работу по становлению правильного дыхания, развитию артикуляционных способностей, коррекцию произношения, плавности и темпа речи.

Работа дефектолога или логопеда будет более эффективной, если родители малыша примут в ней непосредственное участие.

Семья ребенка должна выполнять все рекомендации специалистов. Важно обеспечить комфортную среду, минимизировать конфликты, поддерживать малыша на всем протяжении коррекционной терапии, исключить сильные переживания и стрессы.

Упражнения для коррекционной работы с детьми с логоневрозом:

  • Дыхательная гимнастика. В ходе занятий осуществляется положительное воздействие на диафрагму и голосовые связки. В результате голос малыша и его речь становятся более свободными, связки – эластичными. Все дыхательные упражнения начинаются и заканчиваются релаксационными заданиями.
  • Акупунктурный массаж. Оказывает благотворное влияние на нервную систему и речевую регуляцию.
  • Компьютерные программы. Разработаны для обеспечения слаженной работы центров речи и слуха. В ходе занятий ребенку предлагают произносить отдельные слова или фразы в микрофон, а затем прослушивать их. Таким образом пациент слышит свою речь со стороны и подстраивается под нее. Результатом такой работы будет улучшение темпа, плавности речи и ее непрерывность.

При своевременном и комплексном подходе к коррекции логоневроза более чем 60% детей выздоравливают полностью в течение двух лет с начала патологических проявлений. У остальных пациентов речевой дефект устраняется к подростковому возрасту.

Если же начать активную терапию не ранее чем через пять лет после появления проблемы, то шансы на полное выздоровление уменьшаются до 18%.

Работа с патологией в домашних условиях

Чтобы создать максимально благоприятную среду для выздоровления, родителям следует выполнить следующие рекомендации:

  1. Ввести режим сна и бодрствования. Ребенку нужно достаточное количество времени на отдых. Перед сном исключить, а в течение дня минимизировать просмотр телевизора, игры с гаджетами.
  2. Придерживаться единого стиля воспитания. Следует отказаться от жестких наказаний, установить границы допустимого поведения и четко придерживаться их.
  3. Относиться к речевому дефекту снисходительно, не ругать за ошибки, не исправлять, не одергивать, не афишировать проблему при посторонних людях.
  4. Любить и принимать ребенка таким, какой он есть. Повысить его значимость в семье и самооценку.
  5. По возможности исключить воздействие любых психотравмирующих факторов как внутри семьи, так и за ее пределами.

Спокойствие, любовь и забота способны помочь ребенку справиться с речевым неврозом. Слаженная работа родителей и специалистов многократно увеличивает шанс на полное выздоровление.

Читайте в следующей статье: синдром дефицита внимания у детей

www.baby.ru

Логоневроз у детей

Логоневроз у детей

Логоневрозом называют судорожное нарушение плавной речи с разрывом ее ритмического течения. Слова, слоги и отдельные звуки непроизвольно задерживаются, повторяются и произносятся с затягиванием.

Заикание и логоневроз – это одно и то же невротическое заболевание, из-за которого происходит  социальная дезадаптация, развиваются неврозы, фобии, чувство неполноценности, заниженная самооценка. Начинает развиваться логоневроз после 3-х до 8 лет и после 15 до 17 лет, чаще у мальчиков с наличием  повышенной возбудимости, нервозности, впечатлительности, эмоциональной нестабильности (лабильности). 

Причины логоневроза

При диагнозе «логоневроз» причины нужно искать в психологической травме, сильном испуге, эндокринном нарушении, ДЦП, инфекционном поражении нервной системы. Заикание может сопровождать и другие расстройства нервной системы, что характеризуются нервной одышкой, эмоциональной неустойчивостью, навязчивыми страхами (фобиями). Известно, что при низкой энергетике организма нервная система также будет разбалансирована. Поэтому ребенку требуется повысить жизненные силы и укрепить иммунитет, чтобы начать эффективное лечение логоневроза.

Говоря о причинах возникновения заикания, то можно рассмотреть общую тенденцию среди разных причин. В детском возрасте мозг (мышление) развивается со значительным опережением физического развития речевого аппарата. Он просто не может справиться с ускоренным потоком мысли. При этом родители всегда замечают  мышление «не по годам» и быструю сообразительность.

Со сложными по смыслу предложениями ребенок не может еще справиться и произносит их речевым аппаратом, недостаточно развитым для такого предложения, с запинками или неразборчивой речью (набором слов). При акценте на это внимания ребенок начинает переживать, что приводит к неврозу.

Заикание возникает по причине детских травм (ушибов, ожогов), строгого воспитания родителей, включая телесные наказания, избиения более старших детей (психологических травм). Отсюда напрашивается вывод: от волнения, переживания и чувства страха появляются симптомы невроза, а заикание – это и есть НЕВРОЗ и родители, которые могут помочь ребенку справиться с этим недугом.

Симптомы логоневроза

Если ребенок делает паузы при разговоре, часто повторяет отдельные слова, слоги или звуки затрудняется произнести слог или слово, у него появляются спазмы в речевом аппарате (в мышцах гортани, языке и губах) и артикулярные судороги – можно констатировать логоневроз. Симптомы могут обостриться во время нервного возбуждения и эмоционального переживания.

При этом ребенок начинает гримасничать, напрягать мышцы, быстро моргать. Это сопровождается лицевыми тиками, дрожанием губ, судорожным дыханием с ощущением нехватки воздуха. Ко всем симптомам добавляется потливость, плохой сон, отсутствие аппетита и подавленное настроение, что приводит к депрессиям.

Формы логоневроза

Логоневроз у детей бывает двух форм: логоневроз тонический и клонический. Тонический логоневроз характерен затяжным, пролонгированным произнесением различных звуков или непроизвольной паузой в речи. Клонический логоневроз характерен навязчивым частым повторением отдельных слов, звуков и слогов.  При смешанной форме  сочетаются обе формы заикания.

Стадии логоневроза

  1. На первой стадии речь нарушается эпизодически по причине нервного стресса или сильного переживания. Может повториться после длительного перерыва.
  2. Вторая стадия характерна постоянным расстройством речи с короткой ремиссией (восстановлением речи) у малышей и школьников.
  3. Третья стадия с интенсивностью симптомов проявляется у подростков в зависимости от социальной или бытовой ситуации.
  4. На четвертой стадии взрослые люди боятся произносить разные слова и выражения из-за страха заикания и выраженного ожидания. Сюда добавляются поведенческие изменения, при которых требуется правильная речь, а также вынужденное многословие.

Самый характерный признак логоневроза – это страх речи или логофобия. Она может выражаться страхом перед собственными словами и ситуациями, в которых  просто необходимо произнести те слова.

Лечение логоневроза

При диагнозе логоневроз, лечение у детей начинают с восстановления баланса нервной системы и эмоциональной стабильности. Для этого родители должны начинать с себя, если все семейные неурядицы и жизненные ситуации с криками и ссорами переносятся на семейные отношения и строгое обращение с ребенком. Это приводит к первой и последующим стадиям заикания.

При изменении атмосферы в семье и улучшении отношений без ссор и скандалов, криков на ребенка по поводу сломанных игрушек, грязной одежды  или разбитой чашки можно положить начало излечению от заикания. Молитва успокоит горячие сердца и принесет терпение и мир между родителями и детьми, обеспечит ровное и спокойное поведение взрослых.

О том, как лечить логоневроз, можно узнать у интегральной и нетрадиционной медицины, включающей рефлексотерапию, физиотерапию, иглорефлексотерапию. Включают также лечение остеохондроза шеи, устранение подвывихов позвонков, акупрессуру (массаж точек), остеопатию, щадящую мануальную терапию, согревающие процедуры и фитотерапию, направленную на хорошее усвоение пищи, что наполнит энергией организм.

 Такое комплексное лечение заикания характерно стойкими положительными результатами:

  • Гармонизацией нервной системы вместе с психоэмоциональным фоном.
  • Устранением патологий  позвоночника, включая зону шеи.
  • Хорошим прохождением нервных импульсов и иннервацией артикулярного аппарата.
  • Устранением невротических расстройств, сопровождающих логоневроз или вызванных заиканием.
  • Хорошей стрессоустойчивостью и эмоциональной стабильностью.
  • Устранением перевозбуждения центральной и вегетативной нервной систем, затруднений в речи, судорог мышц речевого аппарата, нарушений ритма и темпа речи.
  • Восстановлением согласованной речи с дыханием и артикуляцией, улучшением и полным восстановлением нормальной речи.

К  этим положительным результатам можно добавить усилия родителей по избавлению ребенка от испуга (страха), к которому приводят просмотры фильмов-боевиков,  или фильмов-ужасов, современных мультфильмов, прослушивание громкой музыки, страшных рассказов о темных комнатах и иное.

Маленький ребенок проецирует события, происходящие в виртуальном мире на реальную жизнь, и боится он эти события реально. Если отец ребенка является охотником или рыбаком, то не обязательно ему видеть, как мама разделывает птицу или рыбу. В случае, если ребенок становится свидетелем убийства курицы или любимого поросенка, то ему ласково объясняют, что некоторых животных выращивают для питания человека.

Когда ребенок боится, его организм старается мобилизовать жизненные силы, чтобы выжить в конкретной ситуации, меняя состав крови, учащая дыхание, сжимая мышцы тела и напрягая мышцы лица, что отрицательно влияет на речь. Ее организм отодвигает на второй план, так как срочно надо спасать тело. Отсюда и появляется заикание.

Дети, как и некоторые взрослые, боятся жужжащих насекомых, которые больно кусают, мышей, которые не укусят. Иные боятся ездить в лифте, боятся собак. В этих случаях необходимо давать разъяснения по каждому случаю, раскладывать каждый страх по полочкам, чтобы ребенок перестал его бояться.

Главным принципом лечения заикания в семье является лечение любовью и доказательством этой любви. Если у ребенка не будет сверхмодной одежды, нянек, деликатесов, походов в Макдональдс, занятий в кружках пения или танцев, все равно он будет любить своих родителей. Но, если родители его обидят или накричат, он будет помнить обиду долго и решит, что родители его не любят. Поэтому папам и мамам необходимо в прямых разговорах всегда говорить о своей любви к ребенку, разрешать ему делать самостоятельный выбор игрушки или одежды в магазине. Уважая в ребенке личность и считаясь с его мнением, можно поднять самооценку ребенка и доказать свою любовь. Тогда комплексы, фобии и страхи останутся в стороне, а нервная система будет функционировать нормально.

Хорошая нервная система не даст развиваться логоневрозу и другим невротическим расстройствам: бессоннице, депрессии. Комплексное лечение вносит гармонию в нервную систему. Вместе с психоэмоциональным фоном лучше проходят нервные импульсы, активизируя иннервацию организма, включая речевой аппарат, восстанавливая баланс жизненных сил.

Вторая важная составляющая лечения логоневроза – это психотерапевтическая помощь, улучшающая эмоциональный статус, преодолевающая страх речи, повышающая самооценку и формирующая правильное отношение к проблеме. Это дает уверенность ребенку преодолеть ее.

Если ребенок запнулся и не может повторить слово, что приводит к качанию головой, морганию ресницами, закатыванию глаз, судорогам и спазмам, родители должны остановить ребенка и попросить его говорить на выдохе. Сначала он должен сделать ВДОХ, затем делает ВЫДОХ и произносит одно-два слова, затем опять ВДОХ-ВЫДОХ и следующие два-три слова. Это приводит к хорошему результату.

Затем ребенок тренирует работу голоса с помощью звуков разной силы и разного положения губ: А-О-И-Е-Ю и так далее. Затем опять делает ВДОХ-ВЫДОХ и произносит 1-2 слова и повторит упражнение заново. На выдохе ребенок начнет говорить столько слов, насколько хватит дыхания, только не нужно спешить, так как эта работа требует терпения и времени.

Нужно приучать ребенка говорить медленно, так как  его быструю речь могут не понять. Для этого нужно родителям самим говорить с ребенком медленно – не более 10-20 слов в минуту. Всем родственникам, контактирующим с ребенком, также нужно разговаривать с ним медленно, формируя темп детской речи. Кроме этого, нужно говорить тихо, сначала даже шепотом, увеличивая звук до нужного уровня. Такое упражнение можно выполнить в форме игры и интересного рассказа или сказки.

При разговоре с ребенком родители должны следить за его осанкой и расслаблением.  Чаще нужно поднимать ему подбородок и выпрямлять спину. При согнутой и сутулой спинке у ребенка снижается объем легких, опускается диафрагма, усложняется работа межреберных дыхательных мышц, напрягаются мышцы живота.

При правильном (ровном) положении головы или чуть приподнятом подбородке челюсть будет двигаться свободно, что не получится при наклоне головы вниз. Чтобы свободно произнести слово, нужно широко открыть рот так, чтобы челюсть опускалась под естественной силой тяжести.

При правильной осанке тела и прямом позвоночнике на него опирается вес верхней части туловища. Если ребенок сутулится, значит, нагружаются межреберные дыхательные мышцы и диафрагма – главная дыхательная мышца и не может нормально функционировать. Отсюда снизится глубина дыхания, напор воздуха при выдохе. При правильной осанке улучшается кислородный обмен и нормализуется работа мозга.

Для улучшения речи с помощью массажа воротниковой зоны исправляют осанку и снимают мышечное напряжение. Родители должны помнить, что у маленьких деток роднички еще мягкие, поэтому по головке можно только гладить ладонью.

Для скорейшего избавления от логоневроза необходимо у ребенка должно быть дыхание, поэтому спешка (быстрый шаг, движения) во всем будет препятствовать этому. Она будет сбивать дыхание и поменяет гормональный состав крови. Родители должны рассчитывать время выхода из дома, чтобы отвести ребенка в садик или школу. Рассчитывается и время подъема ребенка, добавляется время на сборы, на завтрак, на дорогу к транспорту и т.д. Медленный темп в разговоре, ходьбе и в иных случаях успокоит ребенка, исправит осанку, сформирует темп детской речи. Хорошим упражнением для ребенка станет рассматривание верхушек деревьев во время прогулки в парке.

Родителям необходимо обращать внимание на поведение воспитателей или няни в детском садике. Кричать на ребенка и грубо наказывать нельзя не только дома, но и в детских учреждениях во избежание получения невроза. Ребенок поймет наказание, если его просто поставить в угол. Поэтому для пользы успешного лечения от заикания необходимо вести разъяснительную работу и с «грозным» воспитателем ребенка в детском саду.

Необходимо учить ребенка только хорошим словам. Если ребенок повторяет плохие слова, услышанные на улице, в садике от детей или по телевизору. При их повторении могут произойти заминки, которые могут передаться на иные обычные слова, так как в эмоциональном плане организм тормозит произношение плохих слов.  Тогда родители должны спокойно разъяснить ребенку, что он не будет запинаться, если не станет произносить такие слова.

Важно поднимать ребенку самооценку, поэтому его нужно хвалить за хорошие поступки. С самооценкой приходит уверенность, что будет положительно влиять на речь.

Улучшить речь помогают некоторые продукты.  Нужно кормить ребенка:

  • Льняным маслом, намазывая его на хлеб.
  • Рыбьим жиром (в виде шариков), морской рыбой: окунем, скумбрией, сельдью, палтусом в любом виде. В этих продуктах содержатся жиры Омега 3, необходимые для нервных и клеток мозга.
  • Творогом, добавляя молоко и сахар для вкуса.
  • Кисломолочными продуктами (йогуртом, сметаной) с содержанием большого количества кальция и фосфора – строительного материала для нервных клеток и костей.
  • Квашеной капустой с добавлением лука и растительного масла.

Для снижения гиперактивности ребенку меньше дают конфет и сахара и сладкой газировки (ее лучше вообще исключить).

Если родители решили обратиться к помощи логопеда, лучше, если он придет на дом или займется ребенком  в детском саду, так как логопед превращает лечение в игру и дыхательную гимнастику. Нежелательно вести ребенка к логопеду, как к врачу, в поликлинику. Это чревато дополнительным стрессом и усугублением заикания.

Все обсуждения с врачом нужно делать без присутствия ребенка. Все советы логопеда необходимо разобрать «по полочкам» и прочувствовать, а затем приступать к их использованию. Назначенные препараты можно использовать только гомеопатические, на травках.

Если логопедом назначаются упражнения  в виде вращений языком или губами, то нужно придумать игру для их выполнения, иначе они будут делать акцент на проблеме и «загонять» ее глубоко в сознание. Вместо слова «заикание» ребенок должен знать слово «запинка».

Вывод: главными задачами при лечении логоневроза являются: контролируемое дыхание, произношение слов на выдохе, медленная речь, спокойная ходьба, отсутствие спешки во всех действиях, правильная осанка, устранение всех причин подавления ребенка (криков, наказаний, повышения голоса).

Энурез у детей — симптомы, причины, лечение

Бессонница у детей. Ребенок плохо спит

Страх и тревога у детей

Заикание у детей — причины и лечение

Причины детского невроза

  • < Назад
  • Вперёд >

nevroz-psixoz.com

причины появления, симптомы и лечение

На сегодняшний день все большему числу родителей приходится сталкиваться с тем, что их дети имеют различные проблемы с речью. По этой причине очень важно при первых же признаках отклонения в развитии обращаться за квалифицированной помощью.

Особое значение при этом может иметь такая проблема, как логоневроз. Для ее решения требуется комплексная помощь различных специалистов с выявлением причин патологии.

Логоневроз: что это такое у детей

Заикание или логоневроз представляет собой систематическое нарушение ритмичности, темпа и плавной передачи разговорной речи, которые связаны с судорожными сокращениями мышц и связок речевого аппарата. Обычно формирование этого процесса начинается в период усиленного становления речевой функции.

Данное заболевание может рассматриваться как самостоятельная патология, но чаще всего она является следствием патологического процесса, и тогда уже следует рассматривать «вторичный» логоневроз.

С первыми проявления заикания приходится сталкиваться в раннем возрасте, обычно до 5 лет. Это связано с тем, что именно в этот период речевой аппарат интенсивно развивается. По мере взросления риск развития заикания резко снижается, и если ребенок достигает возраста 7 лет, то такая цифра уже будет составлять 1%.

Характерной особенностью заикания является четкая зависимость между неправильным ритмом речи и выраженной нагрузкой на эмоциональное и психическое состояние ребенка. Особенно часто такое случается при различных ситуациях, которые сопровождаются стрессами. У некоторых детей на этом фоне может развиваться логофобия – боязнь произносить слова и говорить.

Механизм развития болезни и точные ее причины до конца не изучены. Наиболее распространённой теорией считается то, что у таких детей происходит перевозбуждение центра Брока, который расположен в структурах головного мозга. Затем этот процесс может распространяться на другие участки, которые уже отвечают за двигательную функцию непосредственно языка и связок, и поскольку этот процесс нарушен, то возникают судороги мышц.

Некоторые же американские исследования указывают на то, что за развитие заболевания отвечает уровень нейромедиаторов и гормонов в головном мозге. Так, при повышении дофамина могут развиваться различные нарушения в речи. Если же происходит снижение этого гормона, то состояние речевого аппарата стабилизируется.

Возможные причины болезни

В период роста ребенка и формирования речевой функции ответные реакции на возбуждение могут быть выражены сильнее, чем функция торможения. Таким образом, получается, что повышается двигательная активность всех мышц, в том числе артикуляционных. Они располагаются в гортани, на губах, языке и мягком небе.

Когда речевой аппарат только формируется, дети могут тяжело воспринимать на слух различные звуки и словосочетания. Как следствие, нарушается понимание слов и фразы могут смешиваться. На фоне этого центральная нервная система испытывает сильную нагрузку, и это приводит к тому, что возникает еще более сильный сбой при развитии и формировании речи. У некоторых детей на фоне этого может сыграть фактор подражания, когда в окружении будет взрослый, страдающий заиканием.

Иногда специалистам приходится сталкиваться с ситуацией, когда у ребенка начинается слишком раннее развитие речи. В таком случае накопление большого словарного запаса происходит раньше, чем может сформироваться звуковой аппарат. Это приводит к тому, что ребенок просто еще не в состоянии справляться с таким количеством звуков, но при этом старается выдавать информацию большим потоком.

Некоторые специалисты в области психологии считают, что способствовать появлению заикания может нездоровый психологический климат в семье, который приводит к появлению неврозов и даже намеренному провоцированию неправильной речи с целью привлечения внимания взрослых.

Также на психологическое здоровье ребенка может влиять постоянное наказание, порицание, что становится причиной пугливости и зажатости.

Иногда проблема может быть намного глубже. Родители некоторых детей считают, что в их семье обязательно должен расти полиглот. В таком случае они начинают в очень раннем возрасте обучать ребенка разным языкам, когда он еще не смог полностью освоить «родной» язык. Такая проблема наиболее выражена в двуязычных семействах.

Иногда родители хотят постоянно хвастаться развитием своего ребенка на различных праздниках либо детских мероприятиях и заставляют учить слишком большие стихотворения. На самом деле речевой аппарат малыша еще не готов к таким большим нагрузкам, и эти «непосильные» эксперименты приводят к тому, что ребенок начинает запинаться, сильно переживать. Со временем это приводит к тому, что формируется логоневроз.

У некоторых детей изначально может быть склонность к тому, что левая рука более развита, и со временем они становятся левшами. Родителям же такая особенность не нравится, и они начинают переучивать ребенка. Как следствие, развивается сильнейший стресс и повышается риск развития заикания, особенно у мальчиков.

Многочисленные исследования отмечают тот факт, что девочки реже сталкиваются с таким явлением, как логоневроз. Обусловлено это тем, что двигательная функция в женском организме развита больше и, как следствие, артикуляционный аппарат формируется раньше. Если не вмешиваться в этот процесс, то проблем с развитием речи не будет.

В группу риска по логоневрозу входят дети:

  • Перенесшие родовую травму и энцефалит;
  • Имеющие в анамнезе внутриутробную гипоксию;
  • Перенесшие поражение ЦНС в младенчестве.

Эти факторы являются только располагающими и лишь увеличивают шансы развития логоневроза. На самом деле при поражении центральной нервной системы отклонения в развитии могут быть различными. В некоторых случаях спусковым механизмом может стать стрессовая ситуация, испуг либо другое психологическое расстройство.

Что касается наследственной предрасположенности к заиканию, то нет многочисленных исследований, подтверждающих этот факт. Существует несколько предположений по этому поводу. Но они больше связаны с общей динамикой развития.

Отмечено, что логоневроз чаще встречается в тех семьях, где дети имели какие-либо задержки в развитии.

Невроз навязчивых движений, как причина заикания

Данное состояние характеризуется тем, что в общей клинической картине преобладают различные навязчивые движения. Кроме проблем с речью у детей могут проявляться множественные страхи, опасения, к которым присоединяются повторяющиеся действия.

В зависимости от преобладания тех или иных признаков такой невроз делится на фобический (с выраженными страхами) и обсессивный (с однотипными движениями). В детском возрасте чаще всего это выглядит в форме навязчивых тиков. Проявление симптомов в каждом случае может быть различным.

Перечень возможных непроизвольных движений:

  1. Подергивание конечностями;
  2. Хмыкание;
  3. Сморщивание лба;
  4. Прихлопывание кистями рук;
  5. Подмигивания;
  6. Частые повороты головы;
  7. Почесывание носа;
  8. Притоптывание ногами.

Чаще всего обострения случаются после сильных эмоциональных перенапряжений. Снять такое состояние можно при помощи двигательного разряда, смены обстановки. Обычно повторяющиеся действия имеют четкую последовательность и носят название ритуалов. В младшем возрасте наиболее сильно заметен страх острых предметов и закрытых пространств.

Иногда на фоне логоневроза у детей могут отмечаться страхи выступать перед окружающими или просто устного ответа. Со временем невроз навязчивых движений может принимать форму затяжного рецидивирующего течения. Это приводит к тому, что усугубляются невротические состояния.

В старшем возрасте у детей уже может сформироваться склонность к навязчивым страхам, тревожность, мнительность.

У всех детей наряду с заиканием и неврозом навязчивых движений развивается нарушение психики. Такие дети становятся очень эмоционально неустойчивыми, более чувствительными ко всем впечатлениям, при этом наклонность к страхам нарастает.

Согласно наблюдениям специалистов отмечается, что длительное напряжение, обусловленное логоневрозом, может приобретать тяжелые формы вторичных неврастенических расстройств. При общении заметно, что такие дети более замкнуты, им тяжелее приспосабливаться к новым условиям, тем более к пребыванию в новом коллективе.

Внешние факторы, провоцирующие логоневроз

Очень часто на психическое и речевое развитие ребенка влияет то, в какой окружающей среде он растет. Важную роль здесь играют условия жизни, уровень воспитания ребенка. К отдельным факторам стоит отнести нарушение графика питания и режима сна. Все родители должны понимать, что ребенок должен расти в комфортных условиях, как эмоциональных, так и физических.

Особое значение в формировании невроза имеют сильные внешние звуковые раздражители. Если в доме будет постоянно включен телевизор, компьютер, будет играть музыка, то звуковое восприятие будет нарушено. Если к этому еще добавить маленькое пространство и дефицит свежего воздуха, то ситуация будет более сложной.

Отдельное внимание также стоит уделить «спонтанным» факторам, которые вызывают у ребенка сильнейший эмоциональный и физический стресс. Это может быть авария, травма, нанесенная дикими животным или домашним питомцем, семейные скандалы, медицинские манипуляции, отравления.

Наибольшее же пагубное влияние на развитие речевого аппарата у ребенка оказывают различные психотравмирующие ситуации. Именно они чаще всего являются тем этиологическим фактором, который запускает болезнь. Причиной этому является нервный срыв, который провоцирует в работе нервной системы отклонение от нормы.

На сегодняшний день испытания в сфере нейрофизиологии и психологии подтверждают тот факт, что у детей, страдающих заиканием, в работе ЦНС над торможением преобладают процессы возбуждения. Ослабление тормозных функций часто обусловлено слабой конституцией ребенка либо перенесенными ранее болезнями или травмами.

Целый ряд нарушений, связанных с процессами торможения, приводит к тому, что в головном мозге формируются очаги застойного возбуждения. Они, в свою очередь, являются своего рода спусковым механизмом усиленного возбуждения, и формируют целую систему, которая становится причиной развития многих болезней ЦНС.

Все вышеуказанные факторы необходимо учитывать на этапе постановки диагноза. Такое многообразие причин как раз и формирует нарушение речи, а также развитие других расстройств.

Кроме того, точное выявление провоцирующего механизма позволит подобрать правильную тактику лечения и комплексную терапию.

Клиническая картина

Логоневроз редко когда не имеет дополнительной симптоматики. Обычно у детей на фоне навязчивых движений могут появляться потливость, тремор рук, а также нарушение сна. Кроме этого, обычно присутствуют и другие признаки волнения и неврастении.

Что касается внешнего проявления заикания, то здесь главный признак – запинающаяся, прерывистая речь, которая может сопровождаться повторением отдельных звуков, задержкой произношения и речевыми судорогами. Что характерно, практически у всех больных независимо от возраста отмечается прерывистое и поверхностное дыхание.

Многие дети пытаются компенсировать длинные слова, которые не могут выговорить, другими более короткими. Наиболее часто судороги возникают при произношении гласных звуков. При этом выделяют три их разновидности – толчкообразные, смыкательные, вокальные. Дыхательные спазмы могут возникать как при вдохе, так и при выдохе. Наиболее сложными считаются последние, поскольку для них характерно мощное сокращение абдоминальных мышц из-за нехватки воздуха.

Отдельным и самым важным признаком логоневроза является судорожное сокращение речевого аппарата. При этом при постановке диагноза выделяют клонические, дыхательные и тонические судороги. От них часто зависит тяжесть состояния ребенка и дальнейший прогноз.

Клонические и дыхательные спазмы

Этот вид судорожных сокращений проявляется многократным сокращением мышц и отличается особой ритмичностью. В такой ситуации у больного отмечается частое повторение единичных звуков, отдельных слогов, звуков. Что характерно, судороги могут возникнуть как в артикуляционном, так и дыхательном аппарате. Они могут значительно отличаться между собой, но обычно имеют смешанный характер.

Классификация спазмов:

  1. Дыхательно-голосовые;
  2. Дыхательно-артикуляционные;
  3. Артикуляционно-голосовые.

Главные симптомы в таком случае заключаются в том, что судороги возникают практически всегда при попытке только начать речь. Довольно часто может быть ощущение, что произошло сильное сокращение мышц брюшного пресса, грудная клетка при этом сильно сжалась, а дефицит воздуха заметно выражен.

Тонические судороги

В данном случае отмечается резкое повышение тонуса артикуляционных мышечных сплетений, который проявляется одновременно в нескольких участках. При этом речь может быть выражена длительной вокализацией либо затяжной паузой. У больного при этом заметна скованность лица, сильное напряжение.

У многих заикающихся речь может сопровождаться непроизвольными движениями. Часто они имеют принужденный характер, поэтому характеризуются нарушением психики.

Считается, что такие больные относятся к тревожно-мнительному типу, и их поведение часто сопровождается ритуалами.

Поскольку деятельность ЦНС напрямую связана с вегетативной системой, то параллельно у больных отмечаются нарушения и в этой сфере. У детей с астеническим типом телосложения выражены приступы тахикардии, гипергидроз, появление пятен на коже. Психологи и неврологи рассматривают эти проявления как симпато-адреналовые.

Кроме разновидностей судорожных сокращений речевого аппарата важно учитывать и другие факторы, которые влияют на проявление клинической картины. Выделяют 2 вида заикания, так первое носит название эволюционного, и заметные признаки его появляются в возрасте 2-6 лет.

Другая же форма логоневроза симптоматическая и встречается намного реже. Она может развиться в любом возрасте на фоне серьезных повреждающих факторов. Это может быть эпилепсия, ЧМТ, менингит либо следствие реактивного состояния при истерии.

Симптоматическое заикание на фоне нейроинфекции

Поскольку при поражении нервной системы могут затрагиваться различные функции головного мозга, то особое значение стоит уделять состояниям, вызванным нейроинфекциями. Здесь многое будет зависеть от того, насколько далеко распространился патологический процесс.

Воспаление тканей головного мозга (энцефалит) либо его оболочек (менингит) всегда связано с попаданием возбудителя в орган. Также могут встречаться комбинированные патологии, когда затрагиваются все части головного мозга и даже спиной мог. Спровоцировать болезнь в таком случае могут как вирусы, так и бактерии, реже возбудителями становятся грибы.

Степень поражения нервной системы в таком случае будет зависеть от тяжести заболевания. Если иммунитет ребенка и медикаментозная терапия быстро подавили рост инфекции, то заикание может быть не слишком выражено, чаще всего оно будет носить неврозоподобный характер в сочетании с тиками.

Двигательное и речевое развитие в данном случае у ребенка может вполне соответствовать возрастным нормам, но при этом страдает физическая сторона.

У больных часто отмечаются клонические артикуляционные и дыхательные спазмы, усиливающиеся при стрессовых ситуациях. Все движения при этом могут не иметь четкой последовательности и организованности.

У многих детей с неврозоподобными заиканиями на фоне поражения ЦНС может отмечаться волнообразное течение заболевания. В таком случае могут наблюдаться улучшения, которые сменяются регрессами. Уже позднее формируется стойкое и монотонное течение. На практике же наиболее часто встречается смешанное течение логоневроза с различным проявлением симптомов.

Расстройство сна

Поскольку при заикании нарушаются многие функции ЦНС, то на фоне повышенной тревожности и беспокойства могут случаться приступы бессонницы. Особое значение при этом имеют психотравмирующие причины и внешние раздражители.

У детей за счет повышенной возбудимости могут отмечаться проблемы с засыпанием. При этом невротические расстройства проявляют себя по-разному. Ребенок ночью может просыпаться от страхов, испуга. Кроме того, часто могут быть устрашающие сновидения. Постепенно это приводит кому, что ребенок боится засыпать.

Большое значение при этом имеет окружающая обстановка и то, как часто случаются психотравмирующие обстоятельства. Наиболее часто это выражено в дошкольном возрасте.

Параллельно ребенок может на некоторое время вообще потерять речь. Такое состояние называется мутизмом и обычно через какое-то время проходит.

Логоневроз у взрослых

В большинстве случаев с заиканием впервые приходится сталкиваться в детском возрасте. Чтобы болезнь развилась у взрослого человека, должны подействовать весовые внешне факторы. Первое, что здесь стоит учитывать, так это то, что обычно к этому может быть предрасположенность, и еще в детстве отмечалась слабость ЦНС.

При постановке диагноза очень важно выделить, что было первостепенно в развитии патологии – генетические либо неврологические факторы. Чаще всего логоневроз во взрослом возрасте возникает на фоне черепно-мозговой травмы либо инфекционного процесса в коре головного мозга. В первом случае тяжесть заболевания будет зависеть от объема травмы и способности организма к самовосстановлению.

Что касается нейроинфекции, то не всегда поражение ЦНС может носить выраженный характер. Иногда болезнь может протекать при незначительных симптомах. В таком случае нужно как можно быстрее выявить патологический очаг и возбудителя.

Довольно часто с разного рода тиками приходится сталкиваться после перенесенных стрептококковых инфекций.

Лечение заикания у взрослых представляет собой довольно сложный процесс. В первую очередь такому больному следует пройти тщательное обследование, чтобы выяснить причину, которая могла дать толчок развитию болезни. На этом фоне кроме нормализации работы ЦНС следует уделить особое внимание восстановлению речи.

Чтобы выявить патологию, необходимо пройти:

  1. Невролога, поскольку этот врач сможет определить есть ли угроза органического поражения головного мозга. Для этого назначается обязательно электроэнцефалограмма и МРТ. На фоне результатов врач уже может назначать соответствующую терапию.
  2. Психотерапевта. В некоторых случаях неврозоподобные состояния хорошо поддаются гипнотическому воздействию, кроме того, необходимо выявить и возможные психические отклонения у больного. Благодаря таким сеансам пациент может быстрее восстановиться после перенесенных ранее стрессов и эмоциональных травм.
  3. Нейрохируга или травматолога. Такая помощь будет необходима в том случае, если заикание началось после травмы, связанной с головным мозгом. Лечение обычно назначается консервативное и направлено на улучшение кровообращения, а также минимизацию последствий ЧМТ.

Кроме того, независимо от общих причин, больной должен проводить регулярные занятия с логопедом. Специалист разработает специальную программу, направленную на коррекцию речи.

Дополнительно будут также полезны общеукрепляющие процедуры, такие как массаж и иглорефлексотерапия.

Как вылечить логоневроз

Терапия заикания должна быть комплексной. Первое, что в таком случае делают, – проводят работу с психологом и педагогами. Возможно, на этом этапе окажется, что существует семейная проблема, которая стала причиной нервозности ребенка. Очень часто заикание у ребенка начинается после семейных конфликтов либо травм, и логоневроз в таком случае носит только невротический характер.

Чтобы справиться с заиканием или облегчить его течение, необходимо нервным клеткам предоставить полноценный отдых. Кроме возможной медикаментозной терапии ребенку нужно создать оптимальный режим дня. Если же будут созданы условия для повышенной тревожности, то у ребенка будет происходить фиксация на негативных эмоциях, и болезненное состояние только закрепится.

Родители должны особое внимание уделять тем правилам, которые предусмотрены в терапии заикания и неврозоподобных состояний. Если у ребенка нервная система ослаблена, то все функции и условные рефлексы могут страдать. На этом фоне временные негативные связи перерастают в навязчивые движения и логоневроз.

В период терапии следует минимизировать влияние гнетущих и негативных факторов во внешнем окружении. Точных рекомендаций здесь нет, поскольку каждый конкретный случай индивидуален, при этом следует исключить различные патологии в работе ЦНС.

Кроме работы с психологом такому ребенку понадобится помощь логопеда. Благодаря этому специалисту ребенку будет легче научиться произносить различные звуки, вырабатывать темп речи и справляться с трудностями в произношении.

Что касается медикаментозного лечения, то препараты подбирает невролог индивидуально. Возможно, потребуется применение седативных средств как растительного происхождения, так и синтетических медикаментов. В некоторых случаях проводится общеукрепляющая терапия, особенно если течение болезни усугубилось инфекционным процессом.

Хороший лечебный эффект оказывает санаторно-курортное лечение. Такая терапия может проводиться в старшем возрасте. В целом же полезны такие процедуры как массаж, иглоукалывание, кислородные коктейли, физиотерапевтические методы.

Как лечить логоневроз у детей: профилактика и рекомендации

Очень важно, чтобы родители вовремя заметили отклонения в развитии речи ребенка. При первых же тревожных признаках следует обращаться к специалистам. Если ребенок изначально находится в группе риска, то желательно периодически проходить обследования у невролога.

По мере развития ребенка следует обращать внимание на то, выражены ли разного рода страхи. Возможно, уже есть какие-то опасения относительно сказочных персонажей либо каких-то событий. Со временем такие единичные переживания могут перерасти в неврозоподобные состояния.

Нельзя, чтобы дети часто смотрели телевизор либо находились за компьютером. Это может привести к тому, что нарушится общее развитие и речевой режим. Все игры должны быть в течение дня, перед сном же необходим щадящий режим, иначе ребенок будет перевозбужден. Нельзя часто находились за компьютером

Особое внимание стоит уделить психологическому воспитанию детей, поскольку их нельзя слишком баловать. Если он не будет получать отказа на все свои просьбы, то при первом же невыполнении его прихотей придется столкнуться с истериками. В случае же наказания нельзя запугивать ребенка, особенно оставлять в закрытом либо темном помещении.

Если же заикание уже развилось, то педагоги должны постоянно поддерживать связь с родителями таких детей. Кроме того, в детском учреждении дети нуждаются в повышенном внимании, заботе, чуткости.

Очень важно, чтобы другие сверстники относились уважительно и ни в коем случае не дразнили.

Что же касается требовательности, то нужно ее не снижать, поскольку это также может стать причиной избалованности. При этом очень важен контакт с другими детьми, потому что благодаря этому ребенку будет легче научиться плавно говорить. Полезны будут хоровые речевые выступления.

Музыка и танцы окажут благотворное влияние на речевое развитие. Именно на таких занятиях у ребенка будет возможность сформировать правильное дыхание, а особенно темп и ритм речи. В некоторых случаях полезны будут индивидуальные занятия пением, поскольку они позволяют справиться с логоневрозом.

Уже при обучении в школе на занятиях таких детей нельзя спрашивать первыми. Если вдруг ребенок начал отвечать и запнулся, то учитель должен ему помочь. Возможно, для этого потребуется переключить внимание либо дополнить выступление. Нельзя допускать, чтобы дети с заиканием попадали в стрессовые ситуации.

Эмоционально-образная терапия при логоневрозе

Данный метод лечения является сравнительно новым. Это оригинальное направление в психиатрии, которое позволяет лечить различные психические расстройства и неврозы, при этом результат довольно быстрый. Особенно эффективна данная терапия при психосоматических расстройствах.

Разработана была эта методика в России в 90-х годах. Изначально ее цель была сохранить как можно дольше здоровье и психологическое развитие населения. Считалось, что применять его в семьях нужно комплексно.

Основная идея данного метода основана на том, что эмоциональное состояние может выражаться несколькими способами. Так, для этого используют звуковой, кинестетический и зрительный образы. Благодаря этому можно провести трансформацию первоначального психического состояния.

Эмоционально образная терапия при логоневрозе может быть эффективна тем, что устраняет те неврозоподобные проявления ребенка, которые не были в свое время реализованы. В итоге «застрявшие» эмоции выходят, трансформируются и застарелые хронические проблемы уходят. Некоторые школы используют метод психоанализа и нейролингвистического программирования для коррекции психотипа.

Как таковые точные данные относительно эффективности данного способа не регистрировались. Достоверно известно, что проводится точная диагностика повреждающих факторов. После этого составляется программа точного эмоционально-смыслового воздействия на ребенка, в результате чего решается исходный психодинамический конфликт, который и спровоцировал невроз.

Считается, что этот метод является также полезным при эмоциональном стрессе, психотравме, испуге, эмоциональной зависимости.

Некоторые исследования указывают на тот факт, что большинство болезней имеют психосоматическое происхождение. В таком случае данная терапия будет эффективна даже при хронических заболеваниях и застаревших патологиях.

Профилактика неврозов

Если у ребенка диагностирован невроз, то следствием такого состояния может быть не только заикание. В дальнейшем это может перерасти в более серьёзные неврологические отклонения. В такой ситуации первое, что нужно сделать, – это уделить особое внимание климату в семье.

Очень важно еще в самом начале заболевания минимизировать проявление тревожно-мнительных черт. Для этого ребенка можно приобщать к участию в общественных мероприятиях, систематическому преодолению трудностей. Очень важен контакт с другими детьми, а также животными.

Кроме того, для каждого ребенка следует формировать индивидуальный подход, который позволит преодолеть психологические трудности. При этом также нужно не забывать о физическом здоровье ребенка, поэтому необходимы занятия спортом, повышение активности, частые прогулки.

При профилактике неврозов нужно не забывать, что ребенок не может знать абсолютно все и иметь постоянно хорошую успеваемость. По этой причине нужно постараться избегать информационных перегрузок и усиленных занятий. В дошкольном возрасте также все упражнения должны быть по силам ребенку и проходить без принуждения.

Успокоительный сбор при логоневрозе у детей

Если точно известно, что заболевание носит функциональный характер и не сопровождается органических поражением структур головного мозга, то, как таковая медикаментозная терапия не требуется. В данном случае весь упор в лечении делается на коррекцию формирования речи.

Но при этом в некоторых случаях можно использовать старые проверенные методы, которые помогут справиться с неврозами и при этом укрепить организм в целом. Для этого обычно применяют различные сборы трав, которые благотворно воздействуют на нервную систему. Кроме того, также могут быть полезны различные эфирные масла.

Наиболее эффективным растением, обладающим седативным действием, является рута. Ее состав просто уникален, за счет чего она оказывает противосудорожное и седативное действие. Применяют ее обычно в форме отвара. Рута

Для того чтобы приготовить лекарство, берут чайную ложку сухой травы и заливают одним стаканом кипятка. Такой отвар должен побыть несколько минут на водяной бане, после чего ему дают настояться. Лекарственное средство после этого процеживают и дают пить каждый день по одной столовой ложке. Курс лечения при этом проводится по надобности.

Похожим седативным действием на нервную систему обладает лекарство на основе цветков и листьев крапивы глухой. Это средство применяют не только при заикании, но также оно эффективно при нарушении сна и различных неврозах. В аптеке готовый препарат обычно не продается, поэтому отвар следует готовить самостоятельно.

Для этого берут столовую ложку сухих цветков и листьев и кладут в хорошо прогретую посуду. Далее вливают половину литра кипятка и дают хорошо настояться. Пить такое средство следует не менее двух недель, детям оно показано в возрасте от 5-ти лет.

Такое растение, как душица, известно всем. Применяют его и в кулинарии, и при борьбе с дисбактериозом, но также она помогает в лечении логоневрозов и эпилептических припадков.

Чтобы получить такой настой, ложку травы заливают водой и ставят на медленный огонь. Настаиваться на водяной бане душица должна 15 минут. После этого ее процеживают. Принимать такое средство можно как детям, так и взрослым.

Также полезное действие оказывают различные сборы. Их можно использовать в том случае, когда нет аллергической реакции на каждый компонент в отдельности. Поскольку состав многокомпонентный, то требуется предварительная консультация врача.

Седативный сбор при логоневрозе:

  • Шишки хмеля;
  • Крапива двудомная;
  • Синюха голубая;
  • Вереск обыкновенный;
  • Цветки ромашки;
  • Трава зверобоя;
  • Первоцвет весенний.

Все компоненты берут в одинаковой пропорции. Лекарственная смесь заливается кипятком и настаивается в термосе. Принимать такой настой необходимо в течение 20 дней по 1 столовой ложке.

Лекарство одинаково эффективно как у детей, так и у взрослых, также может быть полезно при различных навязчивых состояниях и фобиях.

Многие задаются вопросом: логоневроз и заикание в чем разница? На самом деле и то другое является нарушением развития речи, только второй термин чаще встречается в разговорной речи. Такое неприятное явление влияет не только на способ самовыражения ребенка, но может создавать проблемы с самооценкой в более взрослом возрасте. По этой причине при первых признаках болезни необходимо обращаться за квалифицированной помощью.

Логоневроз у детей: лечение медикаментозное и эффективное – на видео.

davlenie.guru

Логоневроз у детей: причины, диагностика, лечение

Нарушения в плавности, непроизвольная задержка или затяжное произношение звуков называется логоневроз. У этого отклонения есть и народное название – заикание. Это заболевание распространено среди детей средним возрастом от 3 до 10 лет. При несвоевременном лечении и без профилактики такое отклонение в говоре ребенка может остаться на всю жизнь.

Логоневроз зачастую рассматривается как неврологическое расстройство, которое вызвано перенесенными сильными эмоциями. Это могут быть страх, испуг или другое сильное переживание. Последствия логоневроза отрицательно влияют на социальную адаптацию ребенка. Вызывая при этом депрессивное эмоциональное состояние у детей.

Формы заболевания

У логоневроза различают два вида:

  1. Клонический. В речи ребенка встречаются частые повторения слов или звуков.
  2. Тонический. В процессе речи происходят непроизвольные паузы.

В редких случаях прослеживается формирование смешанной формы этого заболевания, что только усложняет диагностирование неврологического расстройства у детей.

Первопричины заикания

Перед поиском лечения логоневроза нужно понимать, что такие нарушения происходят вследствие ряда первопричин:

  1. Физиологические отклонения. Заикание может возникнуть из-за предрасположенности или травмы. Установлена связь между расстройством функциональности мозга и возникновением у детей логоневроза. Отклонения в говоре могут быть обусловлены перенесенным заболеванием речевого органа, например гортани, носоглотки.
  2. Психологические нарушения. Первопричиной логоневроза у ребенка может служить и пережитое эмоциональное потрясение. Предшественниками заикания могут быть и разнообразные детские страхи: боязнь темноты, наказания или одиночества. Очень часто логоневроз у ребенка развивается после неадекватной реакции животного на действия человека.
  3. Социальные проблемы. Заикание в этом случае происходит по невнимательному отношению родителей к формированию говора у малыша. Так возникают проблемы с быстрой речью, происходит произношение слов на выдохе, отклонения в правильном выговоре звуков. Слишком строгое отношение к малышу тоже может стать основанием для появления отклонений в разговорной речи.

Именно эти первопричины способны привести к возникновению у ребенка заикания, даже если у него здорова нервная система. Очень часто логоневроз не носит постоянного характера, а вырабатываться из-за провоцирующих факторов. К ним относят переутомление, семейные или школьные проблемы.

Учеными установлена связь между отклонениями в говоре и рационом питания. Так, развитию логоневроза подвержены дети, которые зачастую употребляют белковую пищу. А вот хронические болезни не нанесут речи ребенка вреда, однако при наличии проблем с носоглоткой, могут их усиливать.

Диагностическая оценка логоневроза у ребенка

Проблемами с речью или нарушениями в речевом аппарате занимается врач логопед. При возникновении проблем с заиканием необходимо обследование и у психолога, терапевта, психиатра. При этом изучается анамнез заболевания и наследственность. Особенно важна информация об обстоятельствах, которые спровоцировали возникновение и развитие логоневроза у ребенка.

Врач определит основные речевые характеристики у пациента:

  • Форма заикания.
  • Частота речевых отклонений.
  • Особенности темпа говора.
  • Сопутствующие отклонения в двигательной системе.

Особенно важно отношение ребенка к возникшему дефекту в речи. Так как такие отклонения в говоре способны вызывать асоциальное поведение и проблемы в общении со сверстниками.

После определения первопричин и формы речевых отклонений исследуются:

  1. Фонематический слух.
  2. Звукопроизношение.
  3. Лексико-грамматическая речь.

Затем выдается логопедическое заключение. В нем указывается вид заикания, характер судорог, возможные дальнейшие нарушения речи.

Лечение логоневроза у детей

При лечении заикания у детей все силы направляются на устранение чрезмерного возбуждения нервной системы ребенка. Используют различные подходы, а именно рефлексотерапию, физиотерапию. По необходимости возможен курс фитотерапии. После курса терапии наблюдается улучшения в психологическом состоянии, эмоциональной стабильности и восстановлении нормальной функциональности речевого аппарата.

Существует несколько методик по лечению логоневроза у детей:

Медикаментозными препаратами

Эту терапию выбирают согласно степени неврологических болезней и характера заикания. Могут назначаться транквилизаторы или медикаменты, влияющие на активность процессов в мозгу. Очень часто при заикании прописывают успокоительные средства и витамины. Но не стоит возлагать надежд на таблетки. По окончанию курса терапии, логоневроз может вернуться. Во время лечения этого заболевания важно убрать влияние первопричин заикания на нервную систему ребенка.

Массажами

Этот вид влияния могут предоставлять только профессиональные логопеды. Так как специалист должен понимать механизм работы речевого аппарата. Спокойная и умиротворяющая обстановка при проведении процедуры окажет только позитивное влияние на восстановление ребенка. Хорошие результаты были замечены и при точечном массаже. Именно такое воздействие на организм оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка. После сеанса точечного массажа может усиливаться заиканье, но это говорит только о тяжелом патологическом заболевании у ребенка.

Физические упражнения

Хорошие результаты на течение заболевания оказывает и дыхательная гимнастика. Такие разминки позволяют нормализовать ритм дыхания, и оказывает укрепляющее воздействие на мускулатуру ребенка. При этом физическую нагрузку на организм лучше совершать в утреннее время.

Система профилактических мероприятий при логоневрозе у детей

Родителям не стоит думать, что заиканье можно перерасти или оно самопроизвольно вылечится. К сожалению, такого не будет. Если логоневроз не поддавать лечению, то он останется у ребенка на протяжении всей жизни. Однако существуют методы профилактики этого заболевания:

  1. Обстановка в доме. Обязательно в семье должно быть умиротворение. Родителям нельзя повышать голос на ребенка. Если у него не получается что-либо лучше указать ребенку на его ошибки дружественным тоном. Родители должны разговаривать плавно и спокойно.
  2. Соблюдать режим дня. Вставать и ложиться спать в одно время. В вечернее время исключить мультики и шумные игры. Не стоит читать и сказок малышу, так как они могут испугать его.
  3. Спортивные занятия и прогулки на свежем воздухе благоприятно влияют на восстановление нервной системы.

Логоневроз поддается лечению в условиях современной медицины. Если воспользоваться услугами детского психолога и логопеда, то вылечить заболевание не составит труда.

В периоды рецидива логоневроза у ребенка не стоит его все время опекать. Он должен себя чувствовать здоровым и полноценным человеком. Тогда социальная реабилитация проходит намного лучше в кругу сверстников и друзей. Для детей имеет большое значение и обстановка в доме. А благодаря профилактическим мероприятиям всегда есть возможность избежать этого заболевания у ребенка.

Похожие материалы

ru-babyhealth.ru

Логоневроз у детей: симптомы и помощь

Логоневрозом называется заболевание, которое чаще всего встречается в детском возрасте и проявляется в виде нарушения речи (заикании).

Причины логоневроза у детей до конца не изучены, но специалисты заметили, что эта патология развивается после сильного стресса. Она не связана с органическими отклонениями или нарушениями в структуре речевого аппарата.

Логоневроз чаще всего проявляется в виде заикания. Возраст детей, у которых начинается данная проблема, приходится на 3−5 лет.

Это объясняется тем, что именно в этот период происходит наиболее интенсивное развитие речи. С каждым следующим годом вероятность появления логоневроза снижается.

Почему возникает логоневроз у детей?

Этиологический фактор развития патологии не изучен, но достоверно известно, что в группу риска попадают маленькие пациенты с определенной предрасположенностью:

  1. Особенности нервной системы с выраженной плаксивостью, избыточной тревожностью и мнительностью. Часто это обусловлено наличием отклонений во внутриутробном развитии, травм, полученных во время родов. Иногда появление логоневроза связывается с заболеваниями раннего детства.
  2. Особенности развития речевых навыков (слишком быстрый темп обучения, или введение второго языка при недостаточном освоении первого).
  3. Слабость речевых механизмов, обусловленная наследственными особенностями.
  4. Запоздалое развитие речи у малыша и преобладание процессов возбуждения в нервной системе.
  5. Некоторые недостатки физического плана, которые усиливают состояние мнительности и снижают самооценку у ребенка.

Если при этом:

  • к малышу постоянно предъявляются слишком высокие требования со стороны взрослых;
  • отсутствует эмоциональная теплота и близость;
  • происходят постоянные психотравмирующие ситуации в семье;
  • то эти факторы во много раз усиливают вероятность появления невротических отклонений.

Как проявляется недуг?

Проявления логоневроза могут быть тоническими и клоническими. При тоническом варианте у ребенка затрудняется преодоление вынужденной паузы в разговоре.

А если речь идет о клоническом отклонении, то симптомы заключаются в повторении отдельных слов и слогов, или их пролонгации.

Иногда наблюдается смешанный вариант, при котором возможны проявления и того, и другого нарушения.

Кроме нарушений, связанных с речью у малыша отмечаются признаки, связанные с судорогами органов речевого аппарата:

  • частое моргание;
  • изменение дыхания;
  • нарушения тембра и плавности голоса.

Если ребенок пребывает в незнакомой обстановке, или общается с важным для него собеседником, то все проявления усиливаются, поскольку логоневроз сопровождается страхом общения.

И чем больше волнение, тем сильнее становится заикание, образуя замкнутую патологическую цепочку.

Чем можно помочь?

Лечение логоневроза у детей обычно проходит успешно, при условии, что с малышом проводятся постоянные занятия. Для этого существуют следующие методы:

  1. Работа с логопедом. Специалист поможет в постановке артикуляции, проведет ряд упражнений по восстановлению нормальной работы речевого аппарата. После этого с малышом необходимо дополнительно заниматься дома, а для усвоения навыков вовлекать его в повседневное общение.
  2. Немаловажную роль играют и дыхательные тренировки, направленные на разработку диафрагмы и связок.
  3. В некоторых случаях для устранения дефектов речи используется точечный массаж. Эта нетрадиционная методика способствует восстановлению нервной регуляции.
  4. К наиболее современным способам помощи относится работа с малышом на компьютере. Особые программы, разработанные для лечения логоневроза, позволяют ребенку слышать собственный голос, который воспроизводится в исправленном виде после его речи.

Необходимо создать дома теплую и тихую обстановку, которая является непременным условием для оказания помощи при невротических отклонениях, в том числе и при таком заболевании, как логоневроз.

Ребенок должен быть огражден от длительного просмотра телевизора, в особенности тех программ, которые могут действовать возбуждающим образом. Его жизнь должна быть подчинена определенному распорядку, который включает полноценный отдых и рациональное питание.

Проблему совершенно невозможно будет решить в том случае, если постоянно делать малышу замечания, давить на него, особенно в присутствии посторонних лиц, и акцентировать его ошибки.

Повысить веру в себя и обрести покой маленький пациент сможет только при условии, если будет чувствовать себя нужным и любимым.

Внимание и терпение, проявляемое со стороны важных для него людей (родителей и близких), смогут восстановить нервную систему и нормализовать речь.

Оцените статью:  Loading …

Записи по теме:

vashnevrolog.ru

причины и лечение логоневроза в домашних условиях и профессиональное


Заикание – это тяжелое психоречевое расстройство с характерными видимыми признаками. Нарушение может обнаружиться в детском возрасте или же проявиться уже во взрослой жизни.

Развитие заболевания в детском возрасте врачи связывают с отклонениями нервной деятельности, в группе риска дети с неврологическими расстройствами и заболеваниями головного мозга.

Заикание проявляется нарушением плавности и ритма речи, что связано с возникновением судорог в нескольких отделах речевого аппарата:

  • голосовые связки;
  • артикуляционный;
  • дыхательный.

Разновидности нарушения

В зависимости от причин развития и течения заболевания в медицине принято подразделять заикание на такие виды, как:

  • невротическое или логоневроз;
  • неврозоподобное (органическое).

В свою очередь невротическое заикание бывает:

  • тоническим – непроизвольные паузы в речи, растянутое произношение слов;
  • клоническим – многократное повторение отдельных слов либо слогов;
  • смешанным – в устной речи присутствуют симптомы тонического и клонического невроза.

Особенности логоневроза

Характерной чертой логоневроза является четкая взаимосвязь между нарушениями ритма устной речи и выраженной психоэмоциональной нагрузкой на ребенка, значимостью для него речевой ситуации.

При невротическом заикании у ребенка в спокойной для него обстановке заболевание практически не проявляется, однако, при стрессовых ситуациях, как только малыш начинает волноваться, то запинки в устной речи усиливаются.

Зачастую невротическое заикание приводит к развитию у детей логофибии – боязни говорить.

Логоневроз у детей, как правило, проявляется в раннем возрасте от 2 до 5 лет, именно в этот период происходит процесс активного формирования речевого аппарата ребенка.

Риск развития заболевания в более взрослом возрасте уменьшается, так согласно данным статистики количество случаев проявления заболевания среди детей возрастной группы от 5 до 6 лет составляет 2%, от 6 до 14 лет – 1%.

Неврологическое заикание сопровождается лицевыми тиками, лицевым мышечным напряжением, частым морганием, дрожанием губ и челюсти.

Особенности неврозоподобного расстройства

Неврозоподобное заикание является следствием остаточных органических изменений в работе головного мозга, вызванных патологическими состояниями в период вынашивания беременности, родов или же в раннем возрасте ребенка.

В отличие от логоневроза причины развития органического заикания скрыты в не психоэмоциональном состоянии ребенка, а в физиологии.

Характерные признаки неврозоподобного расстройства речевого аппарата:

  • повышенная речевая активность, сопровождаемая обильной моторикой;
  • косноязычие;
  • отсутствие логофобии.

Этиология и патогенез нарушения

Единого мнения об этиологии заикания не существует и по сегодняшний день, но, несмотря на различие взглядов на причины развития заикания у детей, ученые мужи едины в одном – существует ряд определяющих факторов:

  • возрастная категория ребенка;
  • половой диморфизм;
  • особенности речевого онтогенеза;
  • генетический фактор;
  • состояние центральной нервной системы;
  • наличие в анамнезе психической травматизации.

Наибольшее количество случаев заболевания приходится на детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в это период происходит активное развитие речевой системы. При этом у мальчиков уровень заболеваемости в сравнении с девочками выше в 4 раза.

Патогенез заикания связан с нарушениями координации голосоведения, артикуляции и дыхательного процесса.

Причины нарушения

Причинами развития нарушений речи могут служить разные факторы:

  • психологические,
  • физиологические,
  • социальные.

Психологические причины заикания:

  • психоэмоциональное потрясение;
  • невротические реакции;
  • сильный испуг;
  • чувство обиды, ревность, желание привлечь внимание;
  • детские страхи.

К физиологическим факторам относят:

Спровоцировать заикание могут и социальные факторы, например, такие как перевод из одного детского садика в другой, смена места жительства, изучение иностранных языков в слишком раннем возрасте (перегрузка ребенка речевым материалом), чрезмерная строгость родителей.

Дефекты в устной речи у ребенка могут быть вызваны в результате подражания члену семьи страдающим заиканием.

Фазы развития

Принято выделять четыре фазы развития заикания в детском возрасте:

  • I-фаза: для первой фазы характерны небольшие запинки в размеренной плавной речи, незначительное заикание, как правило, в первых словах предложений. Ребенок никак не реагирует на трудности в произношение, боязнь общения отсутствует;
  • II-фаза: количество периодов запинания в плавной речи увеличивается, приобретает хронический характер. Заикание проявляется при быстрой речи, в многосложных словах. Ребенок осознают нарушения в устной речи, но не относит себя к заикающимся людям;
  • III-фаза: на данной фазе происходит закрепление судорожного синдрома, заикание происходит при произношении определенных звуков либо слов. Логофобия отсутствует, однако, ребенок пытается заменить «проблемные» звуки и слова другими;
  • IV- фаза: ребенок остро реагирует на реакцию окружающих на его патологию речи, развивается боязнь говорить, ребенок старается избегать речевых ситуаций.

Клиническая картина

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно голосовые судороги возникают при произношении гласных звуков.

Выделяют три вида спазмов голосового аппарата:

  • смыкательная судорога;
  • вокальная;
  • гортанная толчкообразная.

Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох. Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.

Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.

Диагностика и терапия нарушения

При диагностировании лечащий врач изучает историю болезни, учитывает психопатологическую симптоматику. Диагноз устанавливается на основании консультаций логопеда, психолога, невролога, после прохождения нейропсихологического тестирования.

Целью коррекции заикания является послабление либо полное устранение судорог речевого аппарата, сопутствующих патологий, укрепление нервной системы, воздействие на психоэмоциональное состояние заикающегося, коррекция поведения ребенка в социуме.

Коррекция – это сложная совместная работа маленького пациента и профильного специалиста.

Методов лечения детского заикания существует несколько, каждая авторская методика основывается на представлении автора о причинах развития нарушений речи.

К самым известным программам коррекции заикания у детей относятся:

  • методика Власова и Рау,
  • методика Мироновой,
  • методика Селиверстова.

Методы коррекции нарушения речи основываются на поэтапном усложнении речевых упражнений. Коррекционную программу можно условно разделить на три основных этапа:

  1. Задача первого этапа – создание доброжелательной обстановки, демонстрация образцов правильной устной речи, приобретение ребенком навыков простой ситуативной речи, расширение словарного запаса, знакомство с определенными предметами, их описание широко используется декламация, произношение заученных фраз.
  2. Тренировочный этап предусматривает обучение детей разными формами речи – ритмической, сопряжено-отраженной, шепотной. Широко используется форма общения «вопрос-ответ», игры, формы ручного труда — рисование, лепка, конструирование.
  3. На заключительном этапе методики корректировки речевых дефектов предусматривают закрепление полученных навыков, моделирование поведения при различных речевых ситуациях.

При выборе методики коррекции родителям и специалистам следует учитывать личностные качества ребенка.

Что можно сделать в домашних условиях?

Для лечения заикания в домашних условиях применяют:

  • самостоятельное логопедическое лечение;
  • дыхательные упражнения для голосовых связок и диафрагмы;
  • точечный массаж;
  • использование специальных компьютерных программ.

Подводя итоги

Непринятие мер по избавлению от заболевания у ребенка с раннего возраста чревато развитием осложнений, к подростковому возрасту нарушение может полностью подчинить себе жизнедеятельность, затормозить развитие личности в социальной среде, способствовать развитию комплексов, и, в конечном счете привести к передаче заикания следующему поколению в семье.

Основной мерой профилактики развития заболевания является избегание стрессовых ситуаций, психических травм. Важная роль в профилактики заикания у детей ложится на их родителей, к профилактическим мерам можно отнести:

  • доброжелательную обстановку в семье;
  • внимательное, ласковое отношение к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • избегание чрезмерных нагрузок.

При общении с ребенком нужно говорить размеренно, неторопливо. Уделять время для занятий с малышом, используя игровую форму общения, развивать мелкую моторику рук.

Если все же избежать заболевания не удалось и ребенку поставлен диагноз заикание, родителям не стоит впадать в панику. Важно своевременно обратиться к специалистам, строго соблюдать рекомендации врачей, оказать ребенку всестороннюю помощь в преодолении болезни.

neurodoc.ru

Лечение заикания у детей – как помочь ребенку справиться с логоневрозом?

Лечение заикания у детей – как помочь ребенку справиться с логоневрозом?

Автор статьи

Екатерина Морозова

Время на чтение: 10 минут

АА

С термином «логоневроз» знакомы далеко не все. Как правило, впервые о нем узнают, изучая причины заикания у детей, ведь логоневроз – одна из его форм, возникающая на почве невроза или иной «толчковой» причины. Проявляется он, как заикание в целом, задержкой слов, слогов или звуков.

Что делать, если такой диагноз поставили чаду, и лечится ли заикание вообще?

Содержание статьи:

  1. Когда начинать лечение заикания у ребенка?
  2. Все методы лечения заикания у детей от 3 лет
  3. Терапия тяжелых логоневрозов у ребенка
  4. Массаж в лечении заикания у детей

Когда и как начинать лечение заикания у ребенка?

В большинстве случаев, логоневрозу свойственны непостоянные проявления – чаще всего, он дает о себе знать в стрессовой ситуации, при психологическом дискомфорте в общении и проч.

Но важно понимать, что…

  • Логоневроз, в большинстве случаев, сопровождается иными нарушениями невротического характера.
  • При отсутствии лечения заикание остается на всю жизнь.

Игры, упражнения и народные средства от заикания у ребенка в домашних условиях — что реально поможет избавиться от логоневроза?

Когда начинать лечение?

Даже маленький «звоночек», выражающийся в симптоматике логоневроза – повод для обращения к врачу.

Не нужно ждать «набата» — обращайтесь к врачам, пока симптомы не закрепились!

Видео: Лечение заикания у детей в раннем возрасте

Как лечат логоневроз?

Учитывая, что лечение данного нарушения должно носить комплексный характер, обращаться следует не к одному, а сразу к нескольким специалистам. В их числе:

  1. Психотерапевт. В его задачи входит: «откопать корень проблемы», помочь ребенку устранить тревожность, помочь в выстраивании новых навыков общения с учетом нарушения, научить расслабляться.
  2. Невролог. Основные задачи: постановка точного диагноза, направление на МРТ, реоэнцефалографию и ЭЭГ, назначение лекарственных средств.
  3. Логопед. Этот специалист должен помочь ребенку раскрепоститься, устранить дефекты речи, помочь в формировании правильной техники дыхания и артикуляции.
  4. Психолог. Его задача: выстроить правильные взаимоотношения между малышом и родителями, а также привести помочь ребенку стабилизировать свое психологическое состояние.

Кроме того, может понадобиться консультация физиотерапевта, массажиста и рефлексотерапевта, и даже иглотерапевта.

Ребёнок заикается – в чём причины, и как помочь?

Все методы лечения заикания у детей от 3 лет

Вылечить заикание можно только путем комплексной работы родителей, специалистов и педагогов. Любое «слабое звено» в процессе лечения отодвигает успешный результат в дальний ящик и сбрасывает на ноль приложенные усилия.

Поэтому к вопросу избавления от данного нарушения следует подойти со всей ответственностью, обеспечив ребенку не только правильное лечение, прописанное специалистами, но и обеспечив соответствующий микроклимат в семье, а также выбрав класс (группу) в школе или детском саду, в котором педагог будет понимать важность обучения ребенка с учетом диагноза.

Среди классических методов борьбы с логоневрозом можно отметить следующие:

  • Дыхательная гимнастика (прим. – по А.Н. Стрельниковой и проч.). Она нужна для контроля над дыханием, артикуляционным аппаратом, голосовыми связками. Основные требования к гимнастике: постепенное наращивание интенсивности и сложности, системность для формирования устойчивого рефлекса, стабильность и непрерывность курса, учет возраста и особенностей малыша.
  • Медикаментозная терапия. Цель – улучшение обмена веществ и нормализация кровоснабжения нервной ткани, стабилизация функций нервной системы, снижение активности очага возбуждения в области головного мозга.
  • Логопедический массаж. Цель: переключение основного возбуждения посредством воздействия на определенные точки тела, устранение повышенной возбудимости всех речевых центров, восстановление регуляции речи. Чем раньше начать массаж – тем он будет эффективнее. Классическая схема – 3 курса по 15 процедур. Между первым и 2-м курсом – две недели отдыха. А перед третьим курсом нужно выдержать паузу в 3-6 месяцев. Далее следует повторять курс массажа каждые полгода в течение ближайших нескольких лет.
  • Речевые занятия с логопедом. Что касается комплекса упражнений – он должен быть разработан индивидуально для ребенка после обследования и определения степени патологии.
  • Логоритмика. Ее используют в качестве дополнительной терапии к основным занятиям у логопеда.
  • Общее укрепление здоровья: физиотерапия и режим сна/питания, климатотерапия, ванны, закаливание, прогулки, гимнастика и физическая нагрузка и проч.

Видео: Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

Прочие методики, используемые при лечении заикания:

  1. Созданные для детей, специальные компьютерные программы, одобренные специалистами. Задача таких программ – воздействие на речевой детский аппарат через игру с тренажером. В числе рекомендуемых программ: Демосфен, Speak gentle и Dr. Fluency, Бриз Мейкер. Наибольшая эффективность программ наблюдается при их использовании в самом начале болезни. Заниматься нужно вместе с детьми. Разработчики обещают положительную динамику уже через пару месяцев постоянных тренировок на данных тренажерах.
  2. Гипноз. Этот метод обычно эффективен в случаях именно невротических форм заикания. Лечение обычно бывает эффективным, если малыш не заикается, находясь под гипнозом. Тогда специалист может «загрузить» в малыша ключевые логопедические правила. Для малышей до 7-ми лет этот метод специалисты использовать не рекомендуют. Важные условия проведения гипноза: созревшая психика ребенка, тщательный выбор профессионала (репутация, лечение в присутствии родителей и проч.), дальнейшие занятия с психоневрологом и логопедом для закрепления эффекта.
  3. Ароматерапия. Одна из методик релаксации.
  4. Альтернативная психотерапия.
  5. Песочная терапия. В этом методе расслабление происходит через игры с песком.
  6. Арт-терапия. Сюда входят все виды творчества, позволяющие ребенку снять стресс, успокоиться, выразить себя.

Также при коррекции и лечении могут быть использованы такие методы, как курс расслабляющих ванн, медитация и йога, рефлексотерапия и иглотерапия.

Терапия тяжелых логоневрозов у ребенка – препараты, которые может назначить врач

Медикаментозная терапия для лечения сложных логоневрозов проводится исключительно в особых случаях и, естественно, комплексно – с прочими методами.

Что может назначить врач?

  • Пирацетам или ноотропил. Задача: торможение и подавление патологических очагов возбуждения в соответствующих центрах.
  • Транквилизаторы. Действие: мощное воздействие на ЦНС. Есть побочные эффекты и множество противопоказаний. Малышам до 6-ти лет их не прописывают.
  • Седативные препараты. Используют и для младшей возрастной группы тоже. В числе успокоительных препаратов – корень валерианы, пустырник.
  • Гомеопатия: Тенотен.
  • Противосудорожные препараты.

Также врач может рекомендовать:

  1. Электрофорез в сочетании со спазмолитическими средствами или с йодидом калия.
  2. Психостимулирующую терапию.
  3. Электросон.
  4. Курс ванн с кислородом, с хвоей или же с углекислотой.

Массаж в лечении заикания у детей, который можно выполнять в домашних условиях

Среди основных методик при коррекции речи выделяют массаж, как один из самых эффективных способов лечения логоневроза. Он не только полезен для общего укрепления организма, но и играет важную роль для нормализации работы речевого центра и снятия напряжения с мышц.

Применяется два типа массажа при лечении заикания.

1 вариант: точечный массаж

Прост, полезен, дает хороший результат уже после первого курса. Выполнять его можно дома после небольших курсов у профессионала.

  • Принцип массажа: воздействие подушечками пальцев на определенные точки путем круговых движений.
  • Что активизируем? 17 точек на лице и спине.
  • Число процедур в курсе: 15.
  • Схема курса: 4 занятия ежедневно, далее – выполнение через день.
  • Число курсов за первый год лечения: 4.

Для закрепления результата нужно повторять курс лечения после паузы.

За год потребуется пройти курс массажа четыре раза.

2 вариант: сегментарный массаж

Этот тип процедуры предполагает воздействие на мышцу, отвечающую за речь.

  • Выполняется только сертифицированным специалистом.
  • Схема процедур строится по нарастанию: от 5 минут и далее до 12 мин.
  • Курс повторяют при хроническом заикании.

 

Эта статья ни в коей мере не заменит отношения между врачом и пациентом. Она носит информативный характер, и не является руководством для самолечения и диагностики.

Если у ребенка вы замечаете признаки заикания или логоспазма, нарушения речи — обратитесь за консультацией к специалистам!

Автор статьи

Екатерина Морозова

Многодетная мама, редактор рубрики «Дети» в журнале Colady

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

www.colady.ru