Логоневроз у детей что это: Заикание у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение детского заикания (логоневроза) в Москве в детской клинике «СМ-Доктор»

Содержание

Заикание у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение детского заикания (логоневроза) в Москве в детской клинике «СМ-Доктор»

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ Содержание:
Описание заболевания
Виды логоневрозов
Симптомы
Причины
Диагностика
Лечение Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.

О заболевании

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном).
В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.

Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Виды логоневрозов

В зависимости от причин, выделяют 2 формы заикания. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников.

Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов.

Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, если вовремя его не начать.

В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания:

  • тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
  • клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
  • смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.

Симптом заикания

Впервые заикание проявляется в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:
  • ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.

Как правило, первые признаки проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.

После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.

Причины заикания

Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.
д.

На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.

Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.

Диагностика заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» имеют огромный опыт в диагностике и лечении заикания различных форм. Они уделяют огромное внимание выявлению причин данных нарушений, чтобы радикально справиться с проблемой. Комплексный и персонифицированный подход позволяет рассчитывать на выздоровление в кратчайшие сроки.

Если ребенок заикается, в первую очередь следует идти к педиатру. При необходимости специалист даст направление к неврологу и психиатру. Эти врачи назначают обследование, чтобы выявить органические изменения в головном мозге, которые могут быть причиной проблемы. Также родителям придется обратиться к детскому психологу. Перед тем как поставить окончательный диагноз, каждый врач детально изучает анамнез, жалобы родителей, оценивает поведение ребенка.

Лечение заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» работают над лечением заикания комплексно. Применяют сразу несколько методик, чтобы повысить шансы пациента на полное выздоровление. Для устранения симптома могут назначать:
  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию.

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению.

Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением. Врачи центра «СМ-Доктор» готовы прийти к вам на помощь, даже в самой непростой ситуации!


Врачи:

Записаться на прием

Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Заикание у детей: причины и лечение

Оглавление

От заикания сегодня страдает около 4 % детей и 2 % взрослых. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной. Нередко заикание провоцирует проблемы в общении, замедляет развитие ребенка, стимулирует комплексы. При этом некоторые люди живут с этим нарушением всю жизнь, стесняясь обратиться к специалистам.

На самом деле

заикание успешно лечится. Это доказывают и врачи клиник МЕДСИ, применяющие как традиционные, так и инновационные методики терапии. Вам нужно лишь как можно раньше обратиться к специалистам, которые подберут подходящий способ коррекции речевого недостатка.

Что такое заикание?

Заикание (логоневроз) – часто встречающееся нарушение речи. Оно проявляется в частом повторении как отдельных звуков или слогов, так и целых слов. В некоторых случаях больной не повторяет звуки, слоги или слова, а удлиняет их. Проявляться заикание может и частыми остановками речи, ее «нерешительностью». Человек испытывает трудности при внезапном нарушении согласованной работы речевых органов и центров во время произнесения речи. Провоцируется проблема судорогами, возникающими как в мышцах, участвующих в образовании звуков, так и дыхательных. По этой причине многие пациенты страдают не только непосредственно от заикания, но и от нарушений дыхания. Больные жалуются на внезапное ощущение нехватки воздуха.

Как правило, заикаться пациент начинает на согласных, намного реже – гласных буквах и в середине речи.

Механизм патологии до сих пор точно не определен. При этом, как уже отмечалось, заикание успешно лечится.

Причины

Заикание может возникать по внешним и внутренним причинам.

К врожденным факторам развития дефекта относят:

  • Патологии при вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.)
  • Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.)
  • Генетическую предрасположенность
  • Индивидуальные особенности личности (повышенная нервозность и возбудимость)

Приобретенное заикание провоцируется:

  • Психологическими травмами (утратой родителей, аварией, дефицитом внимания и др.
    )
  • Физиологическими процессами. Заикание у детей может пройти само, если нарушение речи связано с особым развитием полушарий мозга до 5-летнего возраста и их недостаточным созреванием
  • Перенесенными патологиями (менингитом, например)
  • Травмами (от небольших ушибов до тяжелых сотрясений)

У некоторых детей фиксируется «ложное заикание». Оно не является патологией, а заключается в простом копировании ребенком поведения взрослых. Если мама или папа заикаются, ребенок хочет быть похожим на них и перенимает особую «манеру речи».

Основные признаки заикания

К основным симптомам патологии относят:

  • Спазмы речевого аппарата при произнесении звуков
  • Длительные паузы между звуками
  • Слогово-звуковые повторы

Существуют и дополнительные признаки заикания

.

К ним относят:

  • Агрессию
  • Нервозность
  • Слезливость
  • Замкнутость
  • Отказ от свободного общения

У некоторых детей на фоне заикания развиваются нервные тики и иные патологии нервной системы. Нередко малыши замыкаются, боясь стать объектом насмешек, отказываются посещать детский сад, выходить на игровые площадки.

В некоторых случаях при патологии дети страдают от:

  • Бессоницы
  • Нарушений аппетита
  • Проблем в работе желудочно-кишечного тракта

В запущенных ситуациях развивается социофобия, проявляется ночное недержание мочи. Родителям важно понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, и чем раньше вы обратитесь к врачу, тем менее серьезными и опасными будут последствия патологии.

Если дефект не устранить, он может стать причиной:

  • Затруднений в общении со сверстниками
  • Задержки развития
  • Проблем при устройстве на работу во взрослом возрасте
  • Формирования замкнутого характера и др.

Виды заикания

В зависимости от причины выделяют следующие виды дефекта:

  • Патологический. Такой дефект имеет врожденный характер и обычно связан с генетикой
  • Невротический. Заикание в этом случае провоцируется травмами, заболеваниями или сильным испугом

В зависимости от проявлений выделяют следующие формы патологии:

  • Тоническая. Такая патология характеризуется длительными паузами в словах и растягиванием гласных звуков
  • Клоническая. При таком заикании человек не может проговаривать отдельные буквы или целые слоги
  • Комбинированная. Эта патология является самой сложной, так как сочетает симптомы клонического и тонического видов

В зависимости от постоянства симптомов выделяют заикание:

  • Стабильное. Также его называют привычным. Патология проявляется постоянно
  • Нестабильное. Такое заикание возникает только при стрессах или повышенной эмоциональности
  • Циклическое. Данная патология характеризуется периодами «покоя», когда пациент говорит свободно

Тактика поведения родителей при заикании у ребенка

Определить, почему возникло заикание у детей (причины), и лечение провести должен врач! Но родители всегда играют важную роль в успехе устранения патологии.

Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от дефекта?

  • Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач
  • Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки
  • Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях
  • Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом. Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой

На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект. Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать врача.

Важно! Позитивное окружение следует поддерживать и тогда, когда основной курс терапии завершен. Только в этом случае можно добиться существенного сокращения рисков того, что ребенок вновь начнет заикаться в стрессовых ситуациях или постоянно.

Лечение заикания

Лечение патологии речи всегда проводится комплексно.

Основная коррекция дефекта

Лечением детей занимаются логопеды-дефектологи. Именно эти врачи составляют коррекционную программу. Она разрабатывается индивидуально с учетом истинных причин патологии, возраста ребенка, его социального окружения и иных факторов.

Современные коррекционные методики строятся на основе нормализации дыхания и контроля темпа речи. Занятия с детьми проводятся в приятной необременительной игровой форме. Обычно вместе с ребенком врач читает и заучивает стишки, поет песенки, тренирует речевой аппарат другими способами.

Дополнительные коррекционные методики

К ним относят:

  • Массаж, направленный на улучшение кровообращения и общее расслабление. Курс из 10-15 сеансов позволяет снять спазмы и добиться полной релаксации
  • Дыхательную гимнастику, которая нацелена на формирование правильного дыхания. Заниматься можно как в условиях клиники под руководством физиотерапевта, так и самостоятельно, дома, предварительно освоив все упражнения
  • Гипноз. Данная методика применяется для терапии заикания у детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет

Медикаментозное лечение

Такая терапия актуальна в случае, если заикание у малыша спровоцировано стрессовой ситуацией. Как правило, врачи назначают легкие седативные средства. При необходимости, в запущенных случаях дополнительно рекомендуют транквилизаторы и препараты, предотвращающие спазмы (в том числе судорожные).

Преимущества лечения в МЕДСИ

  • Возможности для комплексной диагностики и определения точных причин речевых дефектов. В наших клиниках имеется новейшее оборудование экспертного уровня
  • Опытные врачи с высоким уровнем квалификации. В МЕДСИ работают не только логопеды, но и психологи, неврологи, нейропсихологи, дефектологи и другие специалисты. Уровень квалификации они повышают в ведущих центрах России и за границей
  • Возможности для записи на прием в удобное время
  • Индивидуальный подход к маленькому пациенту. Для каждого разрабатывается специальная коррекционная программа

Записаться на прием в клинику МЕДСИ вы можете по телефону + 7 (495) 7-800-600.

Лечение логоневроза у детей в Москве в центре ДокторНейро

Логоневроз (заикание) – речевая неврологическая патология, которая выражается в нарушении ритма речи.

Чаще всего заикание проявляется в повторении звуков или отдельных слогов, а также во внезапных паузах, удлинении слов. У детей это нарушение обусловлено спазмом речевой мускулатуры, которое возникает вследствие незрелости процессов нервной системы или из-за органического поражения головного мозга.

К органическим поражениям относятся: родовая травма или черепно-мозговая травма в детстве, нейроинфекции, перинатальные патологии (асфиксия, гипоксия). Также предрасполагающим фактором развития логоневроза у ребенка является наследственность.

К психологическим причинам относятся тяжелые психоэмоциональные стрессовые ситуации, страхи, фобии, чрезмерная строгость родительского воспитания, конфликтность в семье. В таком случае логоневрозы сопровождаются тревожностью, расстройствами сна.

Также заикание нередко связано с другими речевыми нарушениями – дислалией, ринолалией, алалией, дизартрией.

Заикание у детей

Логоневроз требует обязательного лечения, чемм раньше, тем лучше. Не нужно ждать, пока «само пройдет». Заикание само не проходит.

Особенно важно лечить заикание в детском возрасте. На этапе формирования социальных навыков ребенку крайне важно научиться беспрепятственно контактировать с другими людьми. Невротическое заикание может  негативно сказаться на социальной адаптации ребенка, привести к снижению самооценки, развитию логофобии, усугублению патологии и ухудшению успеваемости в школе.

Лечение логоневроза (заикания)

Лечение заикания должно быть комплексным. Начать следует с обследования у речевого невролога, который проведет диагностику причин логоневроза и подберет тактику лечения.

Существует ряд центров, применяющих методику молчания для лечения заикания. Часто наши пациенты не могут справиться с подобное рекомендацией, ведь полностью изолировать всю семью от общения дома и социальной жизни, практически невозможно.

Наш опыт показывает, что есть другие способы изменить привычный паттерн заикающегося ребенка, и даже взрослого человека. Мы применяем европейский метод лечения — транскраниальную магнитную стимуляцию.

Мы являемся единственным учреждением в РФ, разработавших протокол для лечения заикания методом Транскраниальной магнитной стимуляции. Наши врачи имеют сертификаты на применение методики ТМС. 

Лечение заикание должно проводиться только комплексно. Мы разработали уникальную программу лечения, показывающую высокий результат невозращения заикания  -Программа лечения детей с заиканием «Плавная речь».

Логоневроз у детей — причины, симптомы и лечение, как лечить логоневроз у ребёнка

Вокруг заикания существует немало мифов и заблуждений. Одно из них в том, что заикание и логоневроз — это одно и то же. Такое утверждение в корне неверно. Логоневроз является следствием заикания. Логоневроз у детей способен проявиться на фоне заикания, а также других нарушений речи, например, общей задержки развития речи, нарушения произношения отдельных звуков и тому подобных. Причиной могут быть и другие стрессовые ситуации, например, ссоры с ровесниками, нервная обстановка в семье, испуг, сильные учебные или эмоциональные нагрузки.

Причины логоневроза у ребёнка

В медицине заикание подразделяют на две формы: невротическую и неврозоподобную.

Неврозоподобная форма заикания объясняется генетической предрасположенностью. Также причиной могут стать осложнения во время беременности и родов, угрозы выкидыша или асфиксия плода.

Невротическая форма заикания вызывается какой-либо психической травмой. Чаще всего это испуг, умственные нагрузки, постоянный стресс в семье, детском саду или школе.

Невротическое заикание часто начинает проявляться только в каких-то определенных ситуациях: публичных выступлениях, общении с малознакомыми людьми. Но со временем заикание может стать постоянным. Такая форма заикания как раз и становится причиной логоневроза.

На фоне неудач в речи у детей начинает развиваться логоневроз (боязнь речи).

Логоневроз — это следствие заикания, а не его причина. Именно поэтому он обычно начинает развиваться лет в 9, когда ребенок начинает абсолютно четко понимать свои речевые неудачи и особенно сильно переживать их. Этому могут способствовать насмешки ровесников, критика со стороны взрослых и другие сложности в общении.

Симптомы и лечение логоневроза у детей

Как правило, ребёнок начинает заикаться в 2-3 года. Даже если родителям кажется, что это только незначительные запинки, игнорировать их нельзя. Чем раньше начать лечение заикания, тем больше шансов, что оно не перерастет в логоневроз. Для этого важно обратиться к специалистам, которые сумеют вовремя поставить правильный диагноз. Врач проведет обследование, установит причину и степень речевого расстройства и только после этого назначит лечение.

Лечить заикание с логоневрозом в разы сложнее, поскольку к нарушениям речи прибавляется еще и психологический страх совершить ошибку, что затрудняет терапию.

Если на фоне заикания уже успел развиться логоневроз, и врач подтвердил этот диагноз, то лечение причины заикания у детей должно основываться на психологической работе, чтобы устранить страх речи. Тогда в лечении логоневроза у детей должны участвовать психотерапевт, невролог и логопед.

Специалисты Санкт-Петербургского Речевого центра проведут диагностику, определят причину и помогут с лечением логоневроза ребёнку. Комплексная терапия включает в себя не только врачебную помощь, но и логопедические тренировки, игровые занятия в группах, тренинги. Такой подход уже помог большому количеству детей избавиться от речевых проблем, о чем говорит множество отзывов от родителей, чьи дети прошли курс лечения в Центре.

Если вы заметили нарушения в речи ребенка, не теряйте время и записывайтесь на бесплатную консультацию у специалистов Речевого центра.


Логоневроз (заикание) у детей и взрослых

Статья:

Логоневроз это выраженное нарушение в темпе речи, в виде ее задержок, изменения, частых повторений, протягивание отдельных звуков или слогов. Такая проблема проявляется в возрасте от двух до шести лет. В этом случае необходимо обратиться к специалистам по речевому развитию, так как причин у подобного явления может быть несколько. Логоневроз или заикание – нарушение речи, при котором происходит повторение отдельных слов или слогов.

Согласно статистике, от диагноза страдает около 10% детей, причем у мальчиков оно встречается в три раза чаще, чем у девочек. Логоневроз и армия вполне совместимы, кроме особо тяжелых случаев (когда речевые расстройства вызваны нарушениями ЦНС). А также при заикании не присваивается инвалидность.

У кого может развиться логоневроз

Логоневроз у взрослых часто всего происходит из детства, если оно не было устранено. Чем дольше у человека наблюдается заикание, тем сложнее оно лечится. Самый эффективный период, в который необходимо предпринимать терапию – 5 лет. После этого, вероятность полного избавления от данного речевого нарушения постепенно снижается. Согласно медицинской статистике, около 18% пациентов избавились от заикания, которое наблюдалось более 5 лет.

Если заикание впервые проявляется уже в зрелом возрасте, необходимо проводить тщательную диагностику, так как подобные явление крайняя редкость. Ограниченность в общении влияет на многие стороны социальной жизни человека. Человек может избегать контактировать с другими людьми, появляется нервозность, стрессовое состояние. Проблемы с речью приводят к так называемому второму кругу переживаний. Часто приходится обращаться за помощью с психотерапевтам, без помощи которого, полное излечение невозможно. Само избавление от заикания (логоневроза) – это длительный и кропотливый процесс.

Замечено, что заикание редко наблюдается у людей с уравновешенным спокойным характером. Многие взрослые пациенты, страдающие от логоневрозов, имеют невротические проявления, которые выражаются в грызении ногтей, кручении волос и т.д.

Как проявляется логоневроз у детей

Кроме выраженных речевых нарушений, у детей, страдающих от заикания наблюдаются и другие симптомы. В зависимости от признаков, невроз подразделяется на различные виды — фобический. Наличие выраженных страхов чего-либо и обсессивный, имеющий однотипные движения. У детей это наблюдается в виде тиков. Существует целый ряд непроизвольных движений, которые могут наблюдаться:

  • непроизвольное подергивание руками и ногами;
  • хмыкания;
  • похлопывание ладонями или кистями;
  • подмигивание;
  • повышенное поворачивание головой;
  • чесание носа.

Обострения логоневрозов происходит во время эмоциональных переживаний, снять которые можно сменой обстановки или двигательной разрядкой. Повторение определенных действий имеет строгую последовательность и могут даже иметь свои названия. В младшем детском возрасте часто наблюдается боязнь острых предметов обиходы и замкнутых пространств. В некоторых случаях у ребенка могут наблюдаться страх выступить перед людьми или стеснения в простом ответе взрослому либо другому ребенку. Со временем это может перейти в фазу рецидивирующего течения, что приводит к еще более глубокому невротическому состоянию.

В более старшем возрасте у ребенка могут сформироваться различные страхи, повышенная тревожность, появление мнительности. Параллельно с заиканием развиваются психические нарушения в виде эмоциональной неустойчивости, впечатлительности, наклонности к появлению различных страхов. Также могут развиваться тяжелые формы вторичных расстройств. Такие малыши замкнуты в себе, тяжелее приспосабливаются к окружающей обстановке, особенно к новому коллективу.

Существует три вида превалирования симптомов:

  1. Тонический логоневроз. Задержки в виде речевых пауз, при которых ребенок пытается что-то сказать. Это проявляется в виде растягивания звуков.
  2. Клонический. Многократное повторение определенного звука.
  3. Смешанный. Проявление обоих типов.

Главным симптомом любого логоневроза является именно заикание. Оно происходит из-за спазма в речевом отделе, при котором невозможно произнесение того или иного звука. Если сжимается язык или губы, наблюдаются артикуляционные судороги. Логоневроз – повторение одного звука либо части слова, слога. Обычно заикание проявляется не постоянно, а только в стрессовых обстоятельствах, сильных эмоциях, ссорах, различных положительных или негативных обстоятельствах. К логоневрозу часто присоединяются спазмы в мышцах, частое моргание, нервные тики, нехватка воздуха. Это основные  симптомы логоневроза у детей.

Что такое логоневроз у взрослых

У взрослых людей заикание обычно сопровождается рядом симптомов:

  • повышенная тревожность;
  • нарушения сна;
  • нарушения аппетита;
  • повышенной потливостью;
  • повторы и паузы в речи;
  • тики;
  • чувство удушья.

При гневе или испуге может наблюдаться временное заикание. Такая картина характерна для большинства взрослых пациентов, страдающих от различных логоневрозов.

Чем отличается взрослое заикание от детского

Если заикание появилось после перенесенного стресса, может помочь применение успокоительных средств. Это будет препятствовать тому, чтобы данный речевой дефект закрепился. Логоневроз у взрослого отличается тем, что человек может говорить нормально в спокойном состоянии. У ребенка заикание присутствует уже при построении фразы, у взрослых пациентов внутренняя речь остается неизменной. По своим внешним проявлениям, логоневрозы выглядят одинаково. Различия наблюдаются на психическом уровне, сопровождаясь рядом сопутствующих симптомов.

Клиническая картина

Главный признаком логоневроза, который входит в клиническую картину является заикание. В это понятие также можно включить:

  • многократное повторение отдельных слов или слогов, контролировать которые человек не в состоянии;
  • растягивание либо удлинение слова;
  • повышенный тонус лицевых мышц;
  • дыхательные спазмы;
  • высокая активность мимики.

Одним из явных признаков речевого логоневроза является наличие спастического дыхания. Дыхание напрямую связано с голосом, артикуляцией, движением гортани. Нарушение дыхательной активности приводит к появлению прерывистой речи. Если предпринимаются попытки справиться с этим, заминки становятся только более очевидными и выраженными. Логоневроз по мкб 10 имеет код F-98.5. Это группа расстройств имеющая начало в детском возрасте.

Симптомы и виды

Существует классификация логоневрозов. По протеканию он может быть:

  • Постоянным. Проявляется постоянно и во всех формах речи.
  • Рецидивирующий. появляется и исчезает без привязки к различным факторам. Нормальная речь может сохраняться длительный период.
  • Волнообразный. Речевые нарушение утихает, а затем повторяется вновь.

По типу судорог, логоневроз разделяется на:

  • Тонический тип. Сокращение мыщц происходят длительное время и имеют большую силу.
  • Клоническая. Чередование коротких судорог.
  • Смешанная. Наблюдается оба типа.

По клинической форме, логоневроз у детей классифицируется на невротический и неврозоподобный. Невротический тип возникает при отсутствии внутриутробных или родовых травм и патологий. Причиной такой формы часто является психологическая травма либо введение второго языка в раннем детском возрасте. Такой логоневроз имеет функциональный характер, при которых структура мозга не повреждается. Именно поэтому она легче лечится.

Неврозоподобное заикание часто ставится женщинам во время беременности, которая сопровождается токсикозом, травмах. В этом случае речевые нарушения просиходят из-за поражений мозга, его речевых центром. Четкие проявления заметны в возрасте 3-4 лет, когда ребенок начинает активно разговаривать, строить сложные предложения, общаться с окружающими отдельными структурированными фразами.

Степени заболевания

Существует три степени тяжести логоневроза:

  • легкая форма – наблюдаются отдельные судороги в спонтанной речи;
  • средняя – судороги появляются при разговоре, но человек может длительное время говорить абсолютно нормально;
  • тяжелая – речевые судороги наблюдаются в любых ситуациях, в том числе, если человек разговаривает сам с собой.

Такое деление имеет формальный характер. Большая часть специалистов отмечают данную классификацию несостоятельной, так как она зависит от многих факторов – времени, конкретной ситуации, места.

Возможные причины болезни

Речевой невроз или логоневроз появляется в раннем детском возрасте, около 3-4лет. Причины, которые могут его спровоцировать в каждом случае индивидуальные. Это могут быть наследственные причины и неврологические. Во взрослом возрасте предпосылками могут стать неврологические причины – поражения в головном мозге. Это может произойти после травм, инсульта, нарушениями кровообращения головного мозга, вследствие осложнений от ряда инфекционных заболеваний.

Есть также невротические факторы (психогенные), к которым относятся различные травмы психики, дисбалансе в нервной системе. Неврозы, вызванные такими причинами относятся к сложной группе, требующие индивидуального подхода в лечении.

У детей причины развития логоневроза схожие. Их все можно разделить на некоторые группы:

  • недостатки ЦНС вызванные внутриутробными патологиями, родовыми травмами, заболеваниями в раннем возрасте;
  • особенности нервной системы – повышенная плаксивость, тревожность;
  • особенности развития речи;
  • наследственные особенности ЦНС;
  • внешние патогенные факторы;
  • становление речи в позднем возрасте;
  • физические недостатки у ребенка, формирующие комплексы, чувтсов «белой вороны» среди других детей.

Есть также факторы, сопутствующие появлению заиканию. К таким относятся:

  • высокие требования со стороны родителей;
  • частые придирки, чрезмерный контроль, нет одной стратегии воспитания ребенка;
  • плохой эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками.

Может вызвать логоневроз частые или постоянный стресс, атмосфера с семье, в которой проживает ребенок. Частыми причинами являются конфликты в семье, детском саду и т. д.

Этиологические факторы расстройства

Логоневроз может появиться как реакция на сильный перенесенный стресс. Прежде чем, может быть поставлен  диагноз логоневроз, специалист должен понять, что именно к нему привело. Для детей существует три главные причины:

  • травмы головы, инфекции, ДЦП, новообразование в головном мозге;
  • психические расстройства и заболевания;
  • наследственные факторы.

У детей логоневроз появляется во много раз чаще чем у взрослых. Если ребенок только учится говорить, логоневроз может быть нормальным явлением при формировании речевого аппарата. Для подростков самыми распространёнными причинами появления логоневроза являются неустойчивая психика, эмоциональная нестабильность, излишняя драматизация, впечатлительность. Одной из самых распространенных причин заикания – это неурядицы в семье, конфликты между родителями.

Невроз навязчивых движений как причина заикания

Частой причиной развития логоневроза являются навязчивые движение. Это может быть непроизвольные моргания, тики, покашливания, причмокивания и другие. Родители могут не обращать на это внимание либо вовсе их не замечать. В начальной фазе развития ребенок практически ничем не отличается от других детей, а родители уверенны что это временное и вскоре это пройдет само собой. Со временем эти движения становятся все более заметными для окружающих и проявляются они более заметно.

Ребенка осматривают узкие специалисты, такие как окулист или отоларинголог, которые не видят никаких проблем по своему профилю. Нервные тики – возбуждение отдельных частей головного мозга. Это явление имеет моментальное сокращение мимических мышц, возникающие самопроизвольно и не способные контролироваться.

Внешние факторы провоцирующие логоневроз

На развитие ребенка влияет окружение, в котором он растет – условия жизни, окружающая среда, правильность воспитания. К отдельным факторам относятся график сна и питания. Ребенок должен находится в комфортных условиях, не испытывать психического и физического давления на себя со стороны других детей и взрослых. Особое значение имеет окружающее звуковое раздражение. Например, если в квартире постоянно работает телевизор, играет громкая музыка, у ребенка нарушается звуковое восприятие. Усугубить данную ситуацию может небольшое пространство, отсутствие свежего воздуха.

Отдельного внимания заслуживают спонтанные факторы, способные привести к эмоциональному и физическому стрессу – авария, встреча с дикими животными, скандалы, драки в семье и иные. Дети, страдающие заиканием, имеют в работе нервной системы преобладание возбуждения над торможением. То есть тормозная функция речевого аппарата ослабляется. Точное определение фактора позволит подобрать правильное лечение и тактику терапии.

Как лечить логоневроз

Логоневроз у детей лечить должны различные специалисты, в первую очередь логопеды и психотерапевты. Последнее является основным залогом эффективной терапии. Вместе с ней, должна проводиться тренировка речи, развития самоконтроля, улучшение интеллектуальных возможностей. Специалистами применяются различные подходы – использование медикаментов, физиотерапия, ЛФК и другие. Наряду с соответствующей психотерапией это будет максимально способствовать устранению данных дефектов речи.

Лечить логоневроз у взрослых и детей – процесс сложный, требующий много усилий, времени. В случае с ребенком, придется пересмотреть свои отношения внутри семьи, устранить все конфликты между родителями, создать благоприятную атмосферу. Ребенок не должен страдать от своего речевого дефекта, иначе у него могут развиться комплекс неполноценности и другие психические расстройства.

Клиническая терапия

Лечить логоневроз у взрослых можно используя седативные препараты, оказывающие на нервную систему успокоительное действие. Как дополнение, можно включить препараты, улучшающие общее функционирование мозга, его кровообращение. Важно помнить, что такие средства должны назначаться исключительно специалистами.

Принципы психотерапии

Если логоневроз или заикание имеет в своей основе психологическую травму, необходимо точно установить его причину. Чтобы определить органические поражения в головном мозгу, необходимо провести МРТ или КТ. Само лечение можно разделить на два типа – коррекция неврологических или психологических проявлений. Любой логоневроз является многокомпонентным нарушением, требующее также комплексное решение. Каждый пациент нуждается в особом подходе, разрабатываемый исключительно для него. Это относится и к детям и взрослым.

Психотерапевт должен работать с устранением психологическим проблем. Специалист проводит индивидуальные занятия чтобы найти самое оптимальное решение. Иногда используется гипноз, аутотренинг, другие приемы. Эти методики направлены на возврат уверенности пациента в своих силах, устранении комплексов, связанных с заиканием. Как показывает практика, для лечение заикания у взрослого человека, хорошую эффективность показывает гипноз. После сеансов пациент получает запись с собственной речью, чтобы он смог убедиться в том, что заикание значительно снижено либо вовсе устранено.

Логопедические занятия

Избавиться от логоневроза могут занятия с логопедом. Эти приемы призваны устранить дефекты речи, поставить четкое и внятное звукопроизношение, сделает речь пациента плавной.

Первичная терапия проводится вместе со специалистом-логопедом. Позже, с ребенком можно заниматься устной речью самостоятельно. Сами занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Есть несколько методов лечения логоневроза у детей, доказавшие свою эффективность:

  1. Метод Выгодской, Успенской и Пеллингер. Данное лечение проводится 2-3 месяца и состоит из 36 занятий. Основой методики является создание ситуаций, формирующие у ребенка самостоятельной речи. Все занятие проводятся в игровой форме, что максимально комфортно и интересно для него. На поздних занятиях специалист должен помочь использовать развернутые фразы.
  2. Методика Смирновой. Такие занятия проводятся каждый день, примерно по 20 минут. Курс рассчитан на 30 недель или один учебный год. Эта программа призвана развить ритм и темп речи, улучшить мелкую моторику рук, улучшить мышечный тонус, а также сформировать речевую координацию.
  3. Методика Силивестрова. Лечение логоневроза у детей проводится около 3-4 месяцев и 32-36 уроков. Состоит данный подход из трех этапов – подготовительный, тренировочный, закрепительный. На первом этапе создается комфортная для ребенка обстановка, его речевое общение ссужается. Второй этап – это постпенный переход от тихой к громкой речи. На этом этапе в процесс вовлекаются также родители. На последнем, третьем этапе ребенок может самостоятельно строить длинную беседу, хорошо и понятно читать текст.
  4. Методика Шкловского. Данный курс длится около трех месяцев. Сам пациент должен находиться в условиях стационара. С ним работают психиатры, логопеды, невропатологи.
  5. Методика Арутюнян. 24 дня терапии пациент находится в стационаре. Затем проводятся 5 дополнительных курсов в течении одного года.

Какой именно метод выбрать в каждом конкретном случае должен исключительно специалист. Методы, которые будут эффективны с детьми, могут не дать положительных результатов со взрослыми и наоборот.

Лечебная физкультура

Логоневроз у детей лечить можно с помощью комплексной терапии, в которую входит и лечебная физкультура. ЛФК при заикании имеет свои некоторые отличия. Она должна затрагивать все группы мышц, влиять на стимулирование и нормализацию работы головного мозга. Для взрослых рекомендуется заниматься скандинавской ходьбой, лыжами, ездить на велосипеде. Для упражнений можно использовать не силовые тренажеры.

Такие упражнения хорошо снимают нервное перенапряжение, влияют на эмоциональную нагрузку. Для маленьких детей хорошо подойдут упражнения логоритмики. Занятия лучше проводить на улице и свежем воздухе. Витамин D, которые синтезируется под воздействием солнечного света, оказывает положительный эффект на ЦНС.

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика оказывает на ребенка следующее воздействие:

  • координация ритма, темпа речи;
  • учится контролировать свое дыхание, координировать его со своей речью;
  • повысить тонус брюшной стенки;
  • укрепить мышцы диафрагмы;
  • сформировать дыхание диафрагмой.

На лечение логоневроза при помощи дыхания может потребоваться очень много времени, иногда даже несколько лет. Чтобы она оказала максимальный эффект, требуется выполнять упражнения правильно — выполнять нужно минимум два раза в день по 15 минут.

Методы психотерапии

Эти методы включают в себя два типа терапии — рациональная и суггестивная. Дополнительно используется метод проведения аутотренинговых тренировок. Рациональный метод состоит в беседе со специалистом, который призван сформировать адекватное отношение больного к своей проблеме. Суггестивный способ заключается в проведении одного либо нескольких сеансов гипноза. Аутотренинг позволяет пациенту самостоятельно оказать себе помощь. Эти навыки сохраняются в дальнейшем на всю жизнь.

Гимнастика Стрельниковой

Эта система состоит в дыхательных упражнения, которые были разработаны этим специалистом. Этот подход получил большое распространение в медицинской науки. Она нацелена на устранение заболеваний, в том числе и заикания. Она может применяться для взрослых и детей. Главной ее чертой является ее простота, доказанная эффективность. Суть упражнений состоит в чередовании резких вдохов с одновременными движениями отдельных частей тела.

Грамотная помощь логопеда

Любой логопед – в первую очередь именно педагог, выполняющие проведение коррекционной работы с целью компенсации каких-либо речевых нарушений. Терапия должна проводиться только после системного изучения имеющихся физиологических особенностей.

В последнее время лечение лечение логоневроза у детей и заикания заметно изменилось. Это связано с появлением новых методов, увеличения числа специалистов, появления новых знаний. Сейчас можно смотреть на избавление от заикания более оптимистично и перспективнее.

Терапия для детей

Сейчас разработаны несколько эффективных методик и способов избавления от логоневроза. Обычно их используют в совокупности между собой. Сама терапия проводится в групповой или индивидуальной форме. Главное условие состоит в том, что любое лечение должно строиться на индивидуальных особенностях конкретного ребенка, максимально учитывая все физиологические особенности пациента.

Если в природе появления заикания присутствует нервное расстройство, может потребоваться медикаментозное лечение. Однако, большая часть детей обходится без применения специальных препаратов. Если причинами развития логоневроза есть психологические причины, потребуется участие психотерапевтов, неврологов.

Логопедическая коррекция

Работа логопеда в избавлении от заикания называется коррекцией, а не лечением. Сам процесс состоит из различных элементов, таких как педагогических воздействия на ребенка, комплексная реабилитация. Занятия с логопедами должны быть частью этой комплексной работы, требующие особое терпение, упорство, труд. Сами занятия выстраиваются индивидуально и должны соответствовать поставленному диагнозу и других личных отличий пациента – его возраст, этиология, степень заикания и другие.

Если говорить о занятиях с малышом, они должны иметь игровую форму. По мере взросления могут подключаться более сложные занятия, имеющие другую, более высокую эффективность.  Специалисты Власова и Рау создали систему последовательных упражнений, плавно усложняющиеся по мере продвижения и получения определенных результатов.

Составляющие этой системы:

  1. На первом этапе происходит произношение выученных слов, фраз, стишков, используется прием отраженной речи.
  2. Второй этап коррекции логоневроза или заикания включает в себя ребенок должен самостоятельно описать картинку. В качестве помощи служат наводящие вопросы взрослого.
  3. Третий этап предполагает закрепление полученных навыков в своей повседневной обыденной жизни.

Для ребенка школьного возраста существуют другие способы. Для таких детей главную роль играют уроки, занятия с логопедом. Основной упор делается на преодолении дефекта, а ребенку важно внушить важность самостоятельного обучения. Для получения такого эффекта применяется метод Чевелевой. В этом методе ребенок своими руками изготавливает поделки, при этом озвучивая все свои движения и манипуляции.

Существует также метод Ястребовой, который включает в себя три этапа коррекции:

  • первый этап состоит в изучении знаний языковой речи;
  • второй – активация навыков;
  • третий – закрепление полученных знаний и речевых навыков.

Есть еще один доказавший свою эффективность метод, разработанный специалистами — Абелева, Голубева, Евгенова и другие. Они создали методику, которая может использоваться детьми и взрослыми. Этот тип коррекции состоит из гипноза, различных техник расслабления и других приемов.

Коррекционная программа от Арутюнян рассчитана на преодоления заикания с помощью работы пальцами, то есть развивая мелкую моторику рук. Эти движения синхронизируются с речью, влияя на ее ритмику. Сами занятия проводятся небольшими группами, не более пяти человек. Ведущая рука находится на бедре, а пальцы должны нажать на саму ногу. Каждый произнесенный слог палец должен переставать давить. Таким образом постепенно руки становятся регулятором скорости речь. Данная техника состоит из четырех последовательных этапов:

  • ребенок должен научиться расслабляться, снимая мышечное напряжение;
  • научиться двигать пальцами правильно;
  • тренировка произношения слов и отдельных фраз;
  • работа с текстами и книгами.

Одним их главным недостатков методики является дефицит психотерапевтического элемента в избавлении от заикания. Лечение логоневроза у детей не имеет четко выделенной методики, так как каждый отдельный случай должен разбираться отдельно, а сами последствия логоневроза могут наблюдаться всю последующую жизнь.

Методы лечения заикания у детей

Есть самые разные методики коррекционной работы, выбор которых остается за специалистами – логопедами, неврологами, психотерапевтами и другими. Выбирать подход лечения самостоятельно, без обращения к медицинским работникам категорически запрещено. Сразу при обнаружении первых проявлений логоневроза, родители немедленно должны обратиться за помощью.

Есть общие рекомендации, действующие для различных логоневрозов:

  • обеспечить ребенку максимальное спокойствие, исключив стрессовые ситуации;
  • если со стороны его ровесников наблюдаются насмешки, посещение таких детских учреждений необходимо прекратить;
  • желательно ограничить прием гостей;
  • рекомендуется сменить обстановку для ребенка, например, отправиться с ним в отпуск;
  • будут полезны физические нагрузки;
  • соблюдение режима дня;

Для взрослых рекомендуется посещать тематические семинары или практикумы, посвященные лечению заикания. А также домашние занятия на улучшение дикции, чтение скороговорок и специальных стишков, направленных на автоматизацию произношения звуков.

Дыхательные упражнения

Сами упражнения и методики подбираются в индивидуальном порядке, основываясь на анамнезе, симптоматике, особенностях протекания и других отличий. Вначале они проводятся под контролем специалиста, затем их можно выполнять вместе с родителями в домашних условиях. Лечение логоневроза у детей при помощи дыхательной гимнастики выполняется тремя методиками:

  • статическая – комплекс упражнений, направленные на общее успокоение нервной системы;
  • динамическая – направлена на обучение правильному ритмичному дыханию во время движения и разговора;
  • специальная – должна проводится только специалистами так как для этого используется специализированный инструмент.

Для лечения заикания или логоневроза могут быть использованы все три метода. Ребенок должен научиться контролировать свое дыхание во время разговора. Существуют и другие методы, которые также оказывают положительный эффект на пациента. Существуют общие рекомендации специалистов для проведения таких упражнений, которые можно выполнять даже самостоятельно, но под присмотром взрослых.

Перед началом занятий, помещение лучше проветрить помещение. Не стоит заниматься после приема пищи. Одежда ребенка или взрослого не должна быть тугой и давить на грудную клетку и как-либо мешать пациенту.

Сама техника дыхательной гимнастики имеет следующий вид:

  • вдох совершается носом, выдох – ртом;
  • перерывом между этими действиями не должно быть;
  • не стоит делать упражнения с усердием;
  • на выдохе произносится несколько слов – около 3-4;
  • в длинных предложениях должны быть расставлены смысловые паузы;

Дыхание не должно сбиваться, он плавное, ровное и спокойное. Мышцы должны быть расслаблены. Одним из главных требований является то, что нельзя двигать плечами.

Точечный массаж

Лечение логоневроза у взрослых и детей может также осуществляться с использованием точечного массажа. Его не обязательно проводить в поликлинических условиях, его вполне можно делать своими собственными силами. Достаточно будет только первых занятий, которые проведет профессионал.

Запрет на домашнюю работу действует только при наличии каких-либо сопутствующих диагнозов и симптомов или наблюдается сильный мышечный тонус, справиться с которым собственными силами невозможно или крайне затруднительно.

Компьютеризованные программы коррекции речи

Существуют различные программы, которые в состоянии избавить от заикания взрослых и детей. Они влияют на речевые и слуховые центры головного мозга. Проводятся такие занятие с использованием микрофона и наушников. Ребенок произносит требуемые фразы и сам их слышит, но в измененной форме.

Медикаментозная терапия

Заикание или логоневроз можно лечить или снижать их проявления в ряде случаев можно медикаментами. Назначать их должен исключительно специалист, заниматься в данном вопросе самолечением категорически запрещено. Часто используются седативные или успокоительные препараты. ими снимается нервное напряжение, проводится расслабление мышц, снятие тревожности, минимизировать психологический фактор от логоневроза.

Лучше использовать мягкие успокоительные, произведенные на основе лекарственных трав, таких как валериана, мелисса, пустырника и других. Могут быть назначены психостимуляторы. Они повышают активность, прибавляют бодрость. Для достижения лучших результатов, специалист может прописать некоторые нейролептики. Они влияют на передачу импульсов между нервными клетками. Ноотропы хорошо воздействуют на мозговую деятельность, улучшают память.

Эмоционально образная терапия при логоневрозе

Данный способ лечения появился недавно, позволяющий корректировать психические расстройства, логоневрозы. Особенно доказала свою эффективность эта методики при различных психосоматических расстройствах. Появилась она в нашей стране в 90-е годы.

При заикании образная терапия эффективна для устранения проявлений нервозности у ребенка. Существенная часть логоневрозов связана с психосоматикой, следовательно, лечение таким методом показывает достаточную эффективность.

Роль реагирования семьи на логоневроз у ребенка

Особая роль в лечении заикания отводится именно семье и окружению ребенка. Более высокие риски существуют, если ребенок находится постоянно в обстановке стресса, сильных эмоций, на ребенка оказывается силовое или психологическое давление.

Родители должны выполнять некоторые рекомендации специалистов:

  • поддерживать правильный режим дня ребенка;
  • не переутомлять его;
  • создать в семье спокойную атмосферу;
  • использовать в общении с ребенком, и друг другом спокойный размерный тон, не допуская криков, резких движений;
  • проявлять интерес к ребенку;
  • телевизор или музыка не должны играть весь день;
  • с ребенком необходимо заниматься развитием.

Какие бы методы и способы лечения логоневроза не использовались, они могут не иметь никакого результата, если не выполнены эти требования в семье.

Лечение логоневроза у взрослых

Лечить логоневроз у взрослых можно схожими методами, но есть и другие, которые не могут быть использованы для детей по причине возраста.

Метод воздействия на устную речь письменной речью

Пациент пишет тектит под диктовку или произвольно, при этом стараясь четко и внятно проговаривать его. Так как скорость письма ниже речи, со временем ее темп нормализуется, а проявления логоневроза становятся менее заметны.

Борьба с заиканием в домашних условиях

Большая часть занятий можно проводить в домашних условиях. Некоторые упражнения, особенно их первые занятия, проводятся вместе со специалистом. Последующие, когда механизм их понятен, можно делать их своими силами. Исключение составляют только те, которые требует особое оборудование, инструменты и другие предметы. Также является исключением наличие сложных диагнозов, которые вызваны нарушениями в нервной системе или требуется помощь психотерапевта.

Приемы самопомощи

Показывают положительный эффект аутотренировки. Такие упражнения состоят из проведения занятий перед зеркалом, чтобы видеть собственную мимику. Они проводятся около часа и не требуют много усилий от пациента.

Главное требование – соблюдать спокойный размеренный режим дна, иметь продолжительный здоровый сон, отказаться от вредных привычек, не подвергаться стрессу.

Профилактика логоневрозов

Профилактика – это меры, способные предотвратить появление и развитие речи у ребенка и взрослого. Такие меры позволяют снизить риск. Есть три типа профилактики логоневроза:

  • предупреждение речевых нарушений у детей;
  • предупреждение рецидива;
  • профилактика проблем с социальной адаптацией ребенка.

Если малыш слишком восприимчив, слаб, имеет неустойчивую психику, такие меры особенно полезны. При появлении первых симптомов, родитель должен незамедлительно обратиться к логопедам и неврологам.

Домашняя профилактика

Эта является основной частью профилактики логоневрозов, а также ряда психических расстройств. Главным требованием является отсутствие давления на ребенка, стресса и других негативных проявлений.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Без запинки. Логопед — о причинах заикания и о том, как его лечить | ЗДОРОВЬЕ: Медицина | ЗДОРОВЬЕ

Заикание — одно из часто встречающихся дефектов речи. Кто-то заикается только при волнении, во время выступления на публике, а кто-то — и в повседневной речи. Заболевание это хоть и не несет угрозы для жизни, но создает некоторые проблемы. Заикающимся закрыта дорога в некоторые профессии и тяжело в общении. Однако мнение о том, что это на всю жизнь — ошибочно. Избавиться от такого дефекта можно, причем даже будучи взрослым.

О том, почему люди начинают заикаться, каких видов оно бывает и почему мальчики запинаются в речи чаще, чем девочки, корреспондент «АиФ-Тюмень» поговорил с руководителем Центра патологии речи и нейрореабилитации, логопедом Надеждой Семеновой.

Мальчиков больше

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Надежда Дмитриевна, может ли заикание возникнуть у взрослого или это все же детская проблема, а запинки в речи у взрослых — не долеченный в детстве дефект?

Надежда Семенова: У взрослых заикание возникает редко, в основном в детстве. Но здесь есть такой психологический момент: порой заикание, которое было с детства, во взрослом возрасте человеку становится необходимым, становится его частью. И если человек тревожный, не любит выступать на публике, то он может «прикрываться» своим речевым дефектом, пользоваться им, ему становится удобно заикаться. Также в конфликтной ситуации часто заикание играет на руку. Человек начинает заикаться, и вторая сторона конфликта часто уходит от спора, потому что очень сложно ругаться с заикающимся человеком.

— Есть какие-то определенные части речи, которые заикающемуся человеку сложнее всего выговорить?

— Нет, это не зависит от того, существительное это или прилагательное. Дело в наборе звуков в слове, в зависимости от того, где формируются судороги — в губах, гортани, на языке, те звуки человеку и сложнее выговорить. Например, при «б» — судорога в губах, при «к» — в корне языка. Бывает, что судороги случаются одновременно и в языке, и в гортани, это говорит опять же о тяжести заболевания и прежде всего о сложности коррекционной работы. Чем легче дефект, чем проще его лечить.

— А бывает, что человек заикается и на согласных, и на гласных?

— Судороги речевого аппарата при заикании бывают тонические и клонические. Тонические, когда ребенок тянет звуки, и здесь участвует гортань. Бывает смешанная форма, когда и тонические, и клонические, в этом случае запинки возникают и на согласных, и на гласных.

— Заикающихся людей становится больше, или, наоборот, этот дефект речи встречается все реже?

— Не скажу, что становится больше. Так, среди детей с речевой патологией заикающихся детей около 2%. Однако мальчиков больше. Они от природы более подверженные различным заболеваниям.  Девочки же более крепкие. В женщине природой заложена биологическая агрессивность, которая дает силы ей выживать, переносить все невзгоды, потому что она по природе мать, ей нужно выносить, родить, вырастить и защитить своего ребенка.

Смотря какой вид

— Надежда Дмитриевна, отчего возникает заикание? Старшее поколение в качестве одной из весомых причин часто приводит испуг. Но только ли это является причиной запинок в речи?

— Все зависит от того, какого вида заикание. А бывает оно трех видов: невротическое, неврозоподобное и при эпилепсии, когда в коре головного мозга происходят разряды и, как следствие, случаются судороги артикуляционного аппарата. При возникновении заикания этот вариант всегда нужно исключать в первую очередь.

Что касается остальных двух видов, то невротическое — это как раз та форма заикания, которая возникает на фоне психотравмирующих ситуаций, после стресса, испуга. Неврозоподобное — может быть следствием перинатальных патологий, тяжелых родов, проблем при вынашивании плода и во младенчестве ребенка. Они приводят к слабости тех систем, которые отвечают за артикуляцию, и в определенные периоды жизни внезапно человек может начать заикаться. Как говорят родители, заикание возникло «из неоткуда».

Причины заикания зависят от того, к какому виду относится этот дефект. При неврозоподобном в основе лежат онтогенетические уровни наследования, когда какая-то слабость артикуляционного аппарата передается по наследству и во время возрастного кризиса, заболевания, даже порой ОРЗ, даже в результате плохой адаптации в школе у ребенка начинаются проблемы с речью.

Что касается невротического заикания, то здесь в основе лежат особенности личности ребенка. Когда он тревожный, болезненно воспринимает различные стрессовые ситуации, неспокойный, грубо говоря, — невротический. Это тот тип личности, когда часто при травмирующих психику ситуациях возникает заикание.

— А заикание может пройти или остается на всю жизнь?

— Это зависит от выраженности дефекта. Заикание бывает легкое, когда запинки в речи возникают при выступлении на публике. Средней степени, когда, например, при разговоре по телефону человек начинает заикаться, и тяжелой степени — когда сложности с выговариванием звуков возникают в любой ситуации: и при общении с друзьями, и в семье.

В зависимости от тяжести случая мы и даем прогноз. Конечно, если дефект тяжелый, то вылечить его будет сложнее, а при более легких формах нивелировать проще. Зависит успешность лечения и от причины возникновения. Если заикание невротическое, то после работы с психологом, который скорректирует личностные особенности человека, и занятий с логопедом можно избавиться от этого дефекта. Специалисты научат человека правильно дышать, контролировать свое эмоциональное состояние, справляться с волнениями и тревогами.

— Может ли произойти ухудшение состояния, когда сначала заикание было не очень сильным, а со временем запинки в речи возникают при любой ситуации?

— Да, если вовремя не начинать лечение, если человек очень тревожный и ему не удается совладать с собой, то со временем создается порочный круг, так называемая логофобия, когда человек из-за заикания начинает бояться общения. Он начинает говорить, возникает волнение, страх из-за того, что сейчас начнет заикаться, и начинает заикаться — круг замыкается. Поэтому важно начать лечение, как только заметили проблему, пока не сформировалась логофобия, избавиться от которой очень сложно.

Чаще всего боязнь говорить возникает при невротических заиканиях. Неврозоподобные заикания они вялотекущие. Ребенка можно пролечить, заикание пройдет, но через некоторое время все может вернуться, потому что есть определенный так называемый резидуально-органический дефект.

Когда круг разрывается

— А может быть сразу заболевание тяжелой степени?

— Определить быстро степень тяжести нельзя. Если оно держится всего неделю, то мы не можем сказать, насколько серьезен этот случай, о тяжести заболевания можно говорить, когда ребенок наблюдается полгода. Мы не можем сказать с порога: «У него тяжелая форма заикания». Нужно наблюдать в динамике.

Что касается периодов формирования заикания, то здесь нужно учитывать и физиологическое состояние ребенка. Есть такие дети, у которых была задержка формирования речи, и она начинает бурно развиваться.   В этом случае могут быть физиологическое запинки, которые часто путают с заиканием, хотя на самом деле это таковым не является. Просто у ребенка речевой аппарат не успевает за мыслями, он не успевает сформировать их в слова, предложения. Такое нередко бывает в периоды активного формирования речи.

Что касается неврозоподобного заикания, то здесь нужно учитывать, что у ребенка есть три физиологических возрастных кризиса: в три года, в 6-7 лет и в 12-13 лет. В эти периоды заикание чаще появляется впервые и может усугубляться при его наличии.

— Неврозоподобные заикания могут остаться на всю жизнь или они точно так же внезапно исчезают?

— Это всегда зависит от самого человека, если он желает избавиться от этого дефекта, то он это сделает. Для этого нужно научиться правильно дышать, делать артикуляционную гимнастику, говорить на выдохе. Кстати, именно поэтому не заикаются при пении, ведь поют на выдохе. А когда человек говорит, он забывает о дыхании и может говорить как выдохе, так и на вдохе. Под руководством логопеда родители шьют для своего ребенка специальные пояса, чтобы выработать правильное дыхание.

Заикание лечится только благодаря усилиям человека, медикаментозно мы лишь облегчаем состояние. Но если человек не хочет избавиться от этого дефекта, то сколько бы с ним ни работали, он от него не избавится.

— Кстати, часто заикающийся человек начинает нормально говорить не только при пении, но и после того как выпьет некоторое количество алкоголя. Чем это объясняется?

— Это как раз говорит о том, что у человека невротическая форма заикания. Когда человек принимает алкоголь, он перестает думать о своем страхе заикания, «круг» логофобии разрывается.

Заикаиние у детей: лечение и причины

Заикание – это нарушение темпа и ритма организации речи, которое связано с судорожным (сокращенным) состоянием мышц, образующих речь. Заикание известно как одно из древних нарушений речи. Сущность данного состояние, механизмы его развития, причины, симптомы и подходы к лечению существенно отличались в различные периоды развития логопедии. Разные взгляды на данную проблему обусловлены различным уровнем науки, учений и школ, занимающихся данным состоянием. В данной статье мы подойдем к рассмотрении данной тематики со стороны современных учений и достижений в области лечения данного состояния.

Заикание известно как одно из древних нарушений речи.

Причины заикания

Есть 2 типа причин заикания. Первые создают предрасположенность, так называемую «почву» для развития болезни. Вторая группа причин представляют из себя «толчки» к развитию, причины.

Предрасполагающие причины

Достаточно стечение одного, из ниже приведенных, неблагоприятных условий и сильного раздражителя (стресса) для развития заикания у ребенка.

Очень много зависит от родителей. Если у родителей имеется, так называемая Невротическая отягощенность, куда входят инфекционные, неврологические и другие заболевания, которые негативно влияют на функции нервной системы, то все эти факторы могут отразиться и на ребенке. Инфекции могут передаться, а повышенная раздражительность негативно повлиять на психическое состояние ребенка.

Очень много зависит от родителей.

Когда мы оцениваем причины развития, важно посмотреть назад, в период до, во время и после родов. Нужно изучить наличие родовых травм, инфекций, асфиксии и других факторов, которые могут повлиять на функционирование головного мозга. Не менее важно изучить и семью ребенка, ведь вполне вероятно, что и среди его кровных родственников могут встречаться люди страдающие заиканием.

Что же касается организма ребенка, то тут необходимо обратить внимание на его неврогенные особенности и конституциональную предрасположенность. К группе этих причин можно отнести повышенную ранимость и раздражительность, ночные кошмары, энурез, заболевания нервной системы. Конечно не стоит забывать и том, что ребенок может проходить этап в котором присутствуют возрастные анатомические и физиологические особенности работы центральной нервной системы.

Ну и конечно одно из самого важного — ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в семье, не должен сталкиваться с отчуждением и непониманием со стороны родителей. Важно добиться того, чтобы у малыша было достаточно положительных эмоций, которые он получал бы со своими родителями.

Производящие причины

Довольно часто заикание развивается на фоне органических (физических) заболеваний головного мозга, которые приводят к нарушениям в речедвигательном аппарате.  

Часто заикание развивается на фоне инфекционных и физических заболеваний.

Инфекционные процессы, сопровождающиеся развитием энцефалитов и менингитов, могут приводить к истощение нервной системы и ослаблять центры, отвечающие за движения речедвигательного аппарата (корь, коклюш, менингококковая инфекция).

Многие ЛОР-болезни (ларингиты, ангины, синуситы) приводят к изменению тембра и интонации голоса, что также негативно отражается на формирование речи.

Психические травмы, сопровождающиеся сильным страхом либо испугом.

Весомой причиной является неадекватное воспитание ребенка. Сюда можно отнести повышенную требованность от ребенка в обучении, формирование феномена «примерного» поведения.

Отрицательное, негативное отношение родителей к ребенку (суровость, злость, строгость). 

Не менее важной причиной является неожиданное потрясение ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным (“чрезмерное” возбуждение, стрессовые ситуации в школе, стрессовые ситуации в семье).

Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке

В случае обучения ребенка в раннем возрасте нескольким языкам, что приводит к повышенной нагрузке на различные центры головного мозга.

Подражание людям с заиканием.

Симптомы

Главный симптомом заикания — судороги (ненормальное сокращение мышц речевого аппарата) в процессе речи. Их длительность может занимать от 1-2 до 12-13 секунд, а в отдельных тяжелых случаях достигать 80 и более секунд.

Будьте внимательны к своему ребенку и помогайте ему побороть илл предотвратить развитие заикания.

У детей с заиканием также нарушается последовательность в произношении отдельных слов, дети теряют ход мысли из-за выраженных пауз, испытывают эмоциональные переживания и, как следствие, приобретают черты характера “неполноценного” человека.

Остановимся более подробно на чувстве собственной неполноценности, так как данный симптом во многом определяет дальнейшее развитие и течение заикание у ребенка. Данное чувство еще называют «болезненной фиксацией» заикающегося.

Выделяют три степени «болезненной фиксации»:

  • Первая ст. (дети ощущают себя комфортно, при этом у них не отмечаются стеснения, стыд из-за дефекта в речи).
  •  Вторая ст. (дети теряют чувство комфорта, испытывают умеренное стеснение, стыд из-за дефекта в речи, пытаются замаскировать его)..
  • Третья ст. (выраженная концентрация на своем дефекте речи, испытывают выраженное стеснение, стыд. Обычно данная степень отмечается у детей старшего школьного возраста).

Эффективность лечения заикающихся детей напрямую зависит от степени «болезненной фиксации». Чем выше фиксированность, тем менее благоприятный прогноз логопедической работы.

Существуют три степени заикания:

  • незначительная — заикание появляется только при возбуждении (выраженных эмоциях), при быстрой речи.
  • умеренная — в покое и в обычной обстановке не заикаются; только при выраженных эмоциях появляется заикание.
  • выраженная — заикаются постоянно.

Обследование

Обследование таких детей должно включать в себя консультацию узких специалистов:

  • логопеда;
  • невролога;
  • психолога;
  • при необходимости консультации иных специалистов..

Главным специалистом, занимающимся лечением заикания у детей, является логопед.

В процессе работы с детьми логопед использует различные учебники, стихи, сказки, подбирает специальные игрушки.

Целью обследования является определение частоты, источника возникновения и формы речевых судорог. Также оценивается степень заикания и речевые возможности пациента. Вторым планом, при наличии, указываются сопутствующие дефекты речи.

В конце беседы с пациентом, логопед формулирует окончательное заключение.

Лечение и прогноз

На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.

  • Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
    • 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
    •  2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
    • 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
  • ЛФК;
  • психотерапия;
  • логопедические занятия;
  • логопедическая ритмика.

Один из методов лечения — занятия с логопедом.

Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?». Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения. Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЛОГОНЕВРОЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ

Изучены изменения электрической активности мозга мальчиков с разными темпо-ритмическими характеристиками речи при функциональном стрессе, а именно серия световых вспышек определенного частота — применялась ритмическая фотостимуляция. Биоэлектрическая активность головного мозга изучалась с помощью системы компьютерной электроэнцефалографии. Также, согласно методике зонального распределения нормированной спектральной мощности (СП) ритма основной частоты диапазонов ЭЭГ, частицы (в процентах) нормированной СП электрогенеза в каждом из четырех основных диапазонов (δ, θ , α, β) определены. В результате сравнения усвоения частоты световых миганий у мальчиков исследуемых групп установлено, что в группе детей с логоневрозом медленные ритмы (5 Гц,), лежащие в пределах тета-диапазона ЭЭГ, были лучше. ассимилировались. У детей с логоневрозом ритм усваивается в низкочастотном диапазоне. Относительная спектральная мощность тета-ритма достоверно снижалась на ЭЭГ детей с нарушением темпа и ритма речи при низкочастотной фотостимуляции по сравнению с соответствующими показателями фоновой электроэнцефалограммы; соответствующие показатели в бета-диапазоне, переднем и заднем отведениях в альфа-диапазоне повышены.На основании полученных данных установлено, что дети с логоневрозом плохо реагируют на фотостимуляцию. Такие данные связаны с недостаточным тормозным действием коры на подкорковые структуры. Отмечены снижение реактивности и функциональная недостаточность активирующей системы ствола головного мозга. Нейрофизиологические механизмы логоневроза обусловлены состоянием недостаточного формирования структур мозга, что подтверждается результатами электроэнцефалографии при ритмической фотостимуляции. Изменения темпа и ритма речи при логоневрозе у дошкольников провоцируют напряжение механизмов регуляции мозга, что проявляется в особенностях электрической активности мозга как в покое, так и при нагрузке.

✿ Совет 1: Как лечить логоневроз — 【Исцеление болезней】

Логоневроз (заикание) — нарушение речи, при котором нарушается способность говорить и произносить звуки, что приводит к непроизвольному повторению и удлинению букв, слов и фраз.Перед лечением необходимо посетить соответствующих специалистов, которые помогут назначить наиболее подходящий курс.

Инструкция

одна

Ни один из существующих на сегодняшний день методов не дает полной гарантии выздоровления пациента. Следует отметить, что причины и симптомы заболевания можно индивидуализировать, что также влияет на эффективность применяемых методов. Обычно явление возникает в 2-5 лет, когда у ребенка начинают развиваться первые коммуникативные навыки.Риск заикания у мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек.

2

Хотя точные механизмы логоневроза неизвестны, существует 3 его основных типа: возрастной, неврологический и психогенный. Возрастное заикание начинается в процессе обучения ребенка речи. Неврологическое расстройство возникает в результате инсульта, травмы головы или повреждения головного мозга. Явление психогенного характера связано с отклонениями психики и нервной системы.

3

Метод лечения подбирается в соответствии с возрастом пациента, целями выздоровления и другими факторами.Для очень маленьких детей существует возможность ранней терапии, которая, вероятно, поможет избежать появления симптомов расстройства в будущем. В процессе лечения важно пройти консультацию логопеда. Желательно, чтобы родители принимали непосредственное участие в развитии навыков правильной речи, выполняя все задания специалиста. Создание среды, которая даст ребенку возможность практиковать свои навыки, психологическая поддержка малыша — основные вспомогательные методы, которые помогут вылечить логоневроз.

четыре

Сама терапия может заключаться в выработке правильного дыхания, произнесении слов, снижении скорости речи. Следует отметить, что лекарства, которые могут уменьшить симптомы заикания, отсутствуют или еще не одобрены. Исследования показывают, что существующие лекарства крайне неэффективны и не могут использоваться для лечения заболевания. Некоторым пациентам назначают антидепрессанты, противоэпилептические препараты и седативные средства.

пять

Около 65% дошкольников выздоравливают в течение 2 лет после появления логоневроза.Методы, используемые логопедами, позволяют детям достичь нормальной речи уже в подростковом возрасте. В начале лечения в гораздо более старшем возрасте (около 5 лет заикания) выздоровление идет очень медленно, и только 18% людей избавляются от болезни позже. Однако даже у взрослых есть шанс сделать расстройство практически незаметным для окружающих.

Совет 2: Как вылечить заикание у взрослого

Заикание — сложное заболевание, которое сопровождается нарушением речи с повторением отдельных слов или звуков. Это заболевание встречается как у детей, так и у взрослых. Детей легче лечить, и их выздоровление происходит намного быстрее, чем у взрослых. Но, тем не менее, устранить заикание в у взрослого человека тоже возможно. И уже через несколько месяцев лечения человек сможет вернуться к нормальному общению.

Инструкция

одна

Поскольку заикание — это невроз, лечится психологическими методами. Самое главное, чтобы человек, страдающий заиканием, сам стремился вылечиться и мог полностью открыться специалисту.

2

Заикание не возникает на пустом месте. Убедитесь, что этому что-то предшествовало: страх, боль, негодование, беспокойство. Просто мужчина не помнит. Хорошие результаты в лечении заикания дает метод гипноза, при котором всплывают прошлые ситуации, требующие постороннего взгляда.

3

Психологический метод включает практические действия по преодолению страха общения с окружающими. Очень хорошее упражнение в этом случае — публичное выступление. Для этого нужно записаться в театральную студию и участвовать в спектаклях. Вы можете начать с небольших текстов, а затем сыграть большие роли.

четыре

В комплексное лечение заикания очень хорошо включить специальные дыхательные упражнения по методике Стрельниковой А.Н. Например, упражнение «ладонь»: встаньте прямо, согните руки в локтях. Ладони отворачиваются от тебя. Руки следует держать так, чтобы локти были направлены вниз. Теперь одновременно со сжатием кулаков сделайте шумные резкие вдохи носом (4 вдоха подряд без выдоха).Затем выдохните, опустите руки и отдохните 3-4 секунды. Затем упражнение в 4 вдоха повторяется еще 24 раза (с выдохом и отдыхом между циклами).

пять

Снизить проявление заикания можно спокойным и размеренным произношением слов. Постарайтесь встать или сесть ровно, говорите спокойным голосом, экономно дышите. Вы также можете задерживать дыхание во время тренировки. Говорить следует ниже обычного тона, не нажимая на согласные, но при этом немного растягивая гласные.

6

Каким бы хорошим специалистом ни был специалист, 90% успеха лечения заикания зависит от пациента. Насколько ответственно человек будет выполнять предложенные рекомендации и заниматься своим самосовершенствованием, настолько будет выражен результат лечения.

примечание

Особое место среди нарушений речи занимает заикание. Чаще встречается у детей, а те заикающиеся взрослые, которых мы знаем, страдают этим дефектом, как правило, с раннего возраста.Также следует иметь в виду, что некоторые парни заикаются, похоже, вслед за имитацией: они говорят растерянно, потому что постоянно слышат речь взрослых с подобным недостатком.

Полезный совет

Если ребенку, у которого развилось заикание, не была оказана своевременная и всесторонняя помощь, то, как правило, нарушение речи нарастает (особенно на первом году обучения в школе и в подростковом возрасте), переходит в хроническую форму и сильно влияет на заикающегося человека. Взрослый, страдающий заиканием, часто страдает речевыми затруднениями и задержками, что приводит к эмоциональным переживаниям…

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ЛЕЧЕНИИ ЛОГОНЕВРОЗА У ДОШКОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ЛЕЧЕНИИ ЛОГОНЕВРОЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: И. В. Калашникова, Н. В. Салтан, О. Б. Гонтарь, В. К. Жиров

Cite Нет статических данных цитирования Нет статических данных цитирования

Издательство: «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Год: 2016

Идентификатор DOI: 10.17853 / 1994-5639-2016-8-127-144

Идентификатор OAI:

Скачать PDF:
К сожалению, мы не можем предоставить полный текст, но вы можете найти его на следующее место (а):
  • http: // www. edscience.ru/jour/a … (внешний ссылка на сайт)
  • https: //doi.org/10.17853/1994 -… (внешний ссылка на сайт)

  • Особенности заикания дошкольников

  • 1.

    Асатян Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Л.Л.Мозговой, Дефектология , № 1, 25–30 (1978).

    Google Scholar

  • 2.

    Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская, Пособие по детской неврологии , Киев (1980).

  • 3.

    Белякова Л.И., Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания , Автореферат диссертации кандидата медицинских наук, Ленинград (1980).

  • 4.

    О.В. Богданов, Д.Ю. Пинчук, Н.З. Чернина, Ж. Невропатол. и Психиатр. 1987. Т. , № 10. С. 1462–1467.

    Google Scholar

  • 5.

    Гублер Е.В., Компьютерные методы анализа и распознавания патологических процессов, , Ленинград (1978).

  • 6.

    И. В. Данилов, И. М. Черепанов, Патофизиология логоневрозов , Ленинград (1970).

  • 7.

    Заикание , Власова Н.А., Беккер К.П. (ред.), Москва (1978).

  • 8.

    Клиническая картина и терапия заикания , Г. В. Морозов (ред.), Москва (1984).

  • 9.

    Оганесян Э.В., Чернявский В.М., Дефектология , № 2, 88–93 (1984).

    Google Scholar

  • 10.

    Г. К. Ушаков, Пограничные нервные и психические расстройства, , Москва (1987).

  • 11.

    Фарбер Д.А., Алферова В.В., Электроэнцефалограмма детей и подростков , Москва (1972).

  • 12.

    Н. В. Черниговская, С. А. Мовсисянц, А.