Мелкий человек: «Маленький человек» — образ в русской литературе

Содержание

«Маленький человек» — образ в русской литературе

Одним из первых «маленького человека» описал Александр Пушкин в повести «Станционный смотритель». Таким персонажем был Самсон Вырин — чиновник самого низшего класса, живущий в собственном маленьком замкнутом мире. Его единственной радостью была дочь, побег которой лишил Вырина всякого смысла существования. В произведении Пушкин своего героя не укорял, напротив, стремился вызвать у читателя сострадание и сочувствие к Вырину. Эту новеллу из цикла «Повести Белкина» литературоведы считают началом развития образа «маленького человека» в русской литературе.

Следующим хрестоматийным образом стал Акакий Башмачкин из повести Николая Гоголя «Шинель». В нем автор иронизирует над своим героем, который общается междометиями и ничего сложнее переписывания бумаг делать не способен, но и искренне сочувствует ему. «Маленький человек» Гоголя — это часть огромного механизма, огромного Петербурга, мира чинов, где такие, как Башмачкин, никогда не смогут найти справедливость.

В раннем творчестве Федора Достоевского «маленький человек» превратился в жертву обстоятельств. Таким был, например, Макар Девушкин в повести «Бедные люди». В отличие от Пушкина и Гоголя, Достоевский наделил своего героя способностью к рефлексии и самоанализу. Он возвысил горе маленького человека до настоящей трагедии. В «Преступлении и наказании» Достоевский призывал читателей проявить сочувствие к «маленьким людям», неспособным измениться, как Мармеладов.

Образ не исчез из литературы и во второй половине XIX века. Так, «маленький человек» был основным типом чеховского героя: Беликов из «Человека в футляре», Червяков из «Смерти чиновника», Дымов из «Попрыгуньи». «Маленький человек» у Чехова стал не столько социальным типом, сколько психологическим. Драматург стремился показать, что такие зашоренные люди существуют в самых разных сословиях.

Позднее «маленький человек» появлялся в произведениях Александра Куприна, Михаила Зощенко, Василия Шукшина и многих других писателей и долгое время оставался распространенным героем русской литературы.

Мелкий человек Мелкая душонка | Что такое Мелкий человек Мелкая душонка

В каждой крупной личности есть что-то мелким шрифтом.

Михаил Жванецкий

Лесть никогда не исходит от великих душ, она — удел

мелких душонок, умеющих становиться еще мельче,  чтобы

войти в жизненную сферу важной персоны, к которой они тяготеют.

Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо,

чтобы впереди них шли цифры.

Гнуснейшая привычка карликовых умов — приписывать

своё духовное убожество другим.

Оноре де Бальзак

Великие люди развивают в себе любовь,

 и лишь мелкая душонка лелеет дух ненависти.

Д. Вашингтон

    Мелкий человек  как качество личности – склонность проявлять особенности поведения мелочного, ничтожного, подлого, продажного человека.

    Поймали гестаповцы партизан. Стали их пытать. Никто ничего не говорит. Тогда гестаповцы сказали: — Кто выдаст тайну, того накормим, оденем, денег дадим и отпустим.

Ну, один и раскололся. И вот он сидит, ест борщ с салом, а мимо ведут его товарищей расстреливать. Один из них и говорит ему: — Ах, ты, паскуда, продажная, мелкая душонка, предал нас за тарелку борща и кусок сала! — Коля, ты чо, обиделся, што ли?!

     — Вот говорят, у меня душонка мелкая. А мне хорошо — никому мне в душу плюнуть не удаётся — не попадают.

     Жалкое зрелище, когда мелкий человек пытается отбрасывать большую тень.

    У мелкого человека и мысли и разговоры всегда о чём-то мелком и жалком.

    Мелкий человек неизвестно с какого перепуга приписывает себе широту души.  Это такая форма самообмана, которым мелкий человек владеет в совершенстве. Зная нелицеприятные оценки окружающих относительно его персоны,  мелкий человек, тем не менее, оправдывает себя в самой безнадёжной ситуации и, в то же время, охаивает и осуждает всё и вся вокруг. Все плохие, один он идеал и эталон добропорядочности.

      В обществе мелких людей незаметно и сам становишься мелким.   Духовно развитый человек поведёт вас ввысь, к вершинам человеческого духа, мелкий, ничтожный человек будет склонять к невежеству и деградации. Он всегда будет внушать вам мысли о вашей мелкости и ничтожестве.

      Мелкие люди, будучи мелочными и продажными, ненавидят всё возвышенное и великое. Крупные добродетели вызывают раздражение и озлобленность в мелких людях.

      Человек с мелкой душонкой больше всего ненавидит людей большой души.

     Души людей, по существу своему, тождественны, но обусловленность душ бывает разная: одни души обусловливаются добродетелями, а другие – порочными качествами личности. Вот поэтому правомерна метафора «мелкая душонка».

      То есть подразумевается не размер души, а её нравственное состояние. У мелкого человека – низменное нравственное состояние души, поэтому люди и вешают на него ярлык – мелкая душонка.

     Стремясь к высоким духовным целям, вы сами по ходу становитесь духовными людьми. Бесцельное существование или погоня за мелкими целями оставляет человека в ничтожном,  животном прозябании жизни.

    Мелкий человек панически боится выбраться из скорлупы своих узких, примитивных интересов.

     Мелкая душонка в случае малейшей опасности со скоростью спринтера  тикает в пятки.

    В злорадстве и смаковании чужих неприятностей мелкий человек забывает о собственной мелкости.

    Мелкие люди ничтожны, при этом именно они больше всего проявляют гордыню. Хочешь такого проверить на вшивость, дай ему власть. Ещё Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Поставьте какую-нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких-нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас же сочтёт себя в праве смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдёте взять билет, «Дай-ка, дескать, я покажу над тобой мою власть»…»

      Из грязи да в князи. Мелкий человек у власти – всеобщее горе.

Большая книга восточной мудрости прекрасно описывает некоторые стороны мелкого человека:

      – С мелким (подлым) человеком можно ли служить правителю? Когда он не достиг должности, то заботится о достижении ее, а когда достигает, боится, как бы не потерять. Из-за этой боязни потерять он готов пойти на всё.

       – Благородный муж неизменно безмятежен и спокоен, а мелкий человек встревожен и обеспокоен.

      – Бывает, и среди благородных мужей встречаются не обладающие человеколюбием, но среди мелких людей никогда не встретишь человеколюбивого.

      – С виду он кажется грозным, а в душе трус, – вот таков мелкий человек. Он подобен грабителю, проникающему в дом через окно или перелезая через стену.

          – Женщины и мелкие люди с трудом поддаются воспитанию. Сблизишься с ними – перестают слушаться, отдалишься – начинают ненавидеть.

        – Мелкий (подлый) человек, ошибаясь, непременно находит оправдание своим ошибкам.

Петр Ковалев  

Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина-Беликова

Широко распространилось мнение, что вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Есть основание сказать, что и многие персонажи русской литературы вышли из гоголевского Башмачкина. Обычно маленький человек трактуется как отдельный тип – униженный, смиренный, безропотный, и Башмачкин ставится в один ряд с пушкинским Семеном Выриным и Макаром Девушкиным Ф. Достоевского. Но можно поставить Акакия Башмачкина и в совершенно иной, широко расходящийся ряд его непризнанных потомков и наследников в русской литературе.

Этой теме посвящена моя маленькая литературоведческая трилогия, первые две части которой раньше публиковались «Вопросами литературы»1. В первой статье прослеживалась линия, ведущая от Акакия Башмачкина к Васе Шумкову в «Слабом сердце» Достоевского и к князю Мышкину в его же «Идиоте», – путь превращения смиренного маленького человека-переписчика в положительно прекрасного человека, «князя Христа». Во второй статье, прослеживая далее этот возрастающий смысл призвания «переписчика», хранителя букв, мы рассматривали Башмачкина и Мышкина как литературно-мифических прототипов величественно-смиренной фигуры мыслителя-библиотекаря Николая Федорова, создателя философии «Общего дела». Данная статья, завершающая трилогию, показывает иную линию наследования, ведущую от Башмачкина к чеховскому Беликову.

Итак, перед нами два классических произведения малой прозы – повесть Н. Гоголя «Шинель» (1842), которой открывается век великого русского реализма, и рассказ А. Чехова «Человек в футляре» (1898), которым в известной мере подводится ему итог. Когда эти два сочинения читаются подряд, проступает глубинное сходство двух центральных персонажей, хотя на первый взгляд между ними нет ничего общего. Акакий Башмачкин – маленький человек, всеми унижаемый и обижаемый, а чеховский Беликов, напротив, держит у себя под башмаком все местное общество. Но в основе обоих типов лежит какая-то «маленькость», выраженная уменьшительным суффиксом в обеих фамилиях. Башмачкин – «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат…». Беликов – «маленький, скрюченный», носит темные очки и постоянно прячет лицо в воротник. И внешность их, и образ жизни – сама серость, стертость, бесцветность, боязливость, отчужденность от всей окружающей действительности.

Оба стараются скрыться в иной, стерильно-отвлеченный мир, которым, как футляром, отгораживаются от современности. Оба как будто еще не родились на свет, не вступили в настоящую, взрослую жизнь, и поэтому главной заботой и темой их существования является вторичная материнская утроба – шинель, оболочка, футляр, которые оберегали бы их от сурового климата и всех превратностей внешнего мира.

Оба ведут очень воздержанный, почти монашеский образ жизни, замыкаясь, как в келье, в идеальном мире Сущностей, вечных и чистых, как платонические идеи. Для Акакия Акакиевича это Буквы, которым он служит как переписчик. «Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало <…> Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице…» А Беликов находит себе прибежище в Древнегреческом Языке. «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.

– О, как звучен, как прекрасен греческий язык! – говорил он со сладким выражением; и, как бы в доказательство своих слов, прищуривал глаза и, подняв палец, произносил: – Антропос!». Оба героя меняют мир людей на Буквы и Язык – мир Знаков, отрешенный от всего житейского, слишком человеческого, и находят в этих Знаках почти чувственную усладу. Можно отметить почти дословное сходство Беликова с Башмачкиным, как будто Чехов чуть-чуть подглядывал в гоголевский текст. Беликов «говорил со сладким выражением» – «наслаждение выражалось на лице его» (Башмачкина). «Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых, если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами…»

В основе обоих произведений лежит и сходный предметный мотив, выраженный самими заглавиями – «Шинель» и «Человек в футляре». Футляр в виде башмачкинской шинели или беликовского теплого пальто на вате и физически, и символически ограждает героев от пугающего их мира. Оба существа предельно необщительные, асоциальные, что выражено молчанием и косноязычием Башмачкина, который обычно «ни одного слова не отвечал» на насмешки окружающих, если же по необходимости изъяснялся, то «такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». Беликов, как учитель гимназии, выражается гладко, но предпочитает молчать, гнетуще действуя на окружающих. «Придет к учителю, сядет и молчит <…> Посидит эдак, молча, час-другой, и уйдет <…> ходить к нам и сидеть было для него тяжело…».

В обоих случаях речь идет о тяжелой форме социофобии. Так называется недуг, от которого страдает множество «маленьких» людей во всем мире, желающих только одного – затвориться в своем футляре (например, в США к этой группе принадлежит 13 процентов населения). Социофобия – это страх заводить дружеские, любовные, семейные, какие бы то ни было человеческие отношения. В старину такой комплекс людобоязни именовался мизантропией, поэтому слово «Антропос», сладостно произносимое мизантропом Беликовым, звучит в его устах, конечно, как чеховская насмешка. И Башмачкину, и Беликову тяжелее всего дается именно общение с людьми. «Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его (Башмачкина. – М. Э.) на каком-нибудь вечере». «…Было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко».

Социофобия включает ряд дополнительных фобий: энохлофобию – страх толпы, агорафобию – страх открытых или многолюдных пространств, гетерофобию – страх существ противоположного пола. Беликова «даже и вообразить нельзя было женатым». Все его существо настолько бесполое и несообщительное, что знакомым даже в голову не приходит, «как вообще он относится к женщине, как он решает для себя этот насущный вопрос?» О Башмачкине и говорить нечего: единственной подругой, которая согласилась пройти с ним жизненный путь, была все та же шинель. Лишь под старость (ему уже за пятьдесят) Башмачкин впервые видит – всего лишь на картинке – обнаженную женскую ногу, при этом усмехаясь как «вещи вовсе не знакомой, но о которой, однако же, все-таки у каждого сохраняется какое-то чутье». Сослуживцы смеются над Башмачкиным, спрашивая, когда же состоится его свадьба с квартирной хозяйкой, семидесятилетней старухой. Беликов же вообще женской прислуги не держит из страха, чтобы о нем не подумали дурно. Так что диагноз «социофобия» и «гетерофобия» может быть поставлен обоим персонажам без особых затруднений.

Знаменательно, что чеховский рассказ открывается образом деревенской Мавры, тихой (пассивной) социофобки, которая годами сидит за печью и только по ночам выходит на улицу. Такая людобоязнь объясняется рассказчиком Буркиным как психический пережиток, атавизм. «Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало. Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге…»

Заметим, что современная наука – этология человека – рассматривает социофобию не как атавизм, а как патологию (психопатию и социопатию). Люди все-таки произошли не от медведей в их уединенных берлогах, а, с эволюционной точки зрения, от человекообразных обезьян, у которых уже была достаточно сложная социальная организация с многочисленными родственными и дружескими связями. Так что социофобия считается в эволюционной психологии не рецидивом какого-то досоциального образа жизни первобытного человека или его предков, а результатом либо органических психических отклонений, либо психологической травмы в детстве, либо патогенных условий индивидуального развития и воспитания.

Казалось бы, таким, как Мавра, совсем уж боязливым, забившимся в свою скорлупу, можно только посочувствовать. Да и сам Беликов располагает к жалости. » – Какие есть нехорошие, злые люди! – проговорил он, и губы у него задрожали. Мне даже жалко его стало». Эта «тихая жалоба» Беликова перекликается со знаменитым «гуманным местом»»Шинели», с жалобным восклицанием Башмачкина: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Это «преклоняющее на жалость» – башмачкинское в Беликове: людобоязненным трудно приходится в этой жизни, и даже когда они сами внушают страх, они не перестают бояться.

Но суть в том, что этот «атавизм» имеет тенденцию возрождаться не только как патологическая черта личности, но и как социопатия целого общества, которое вдруг впадает в людобоязнь, переходящую на своей высшей стадии в людоедство. Было бы полезно различать два вида социофобии: пассивную и активную. Парадокс в том, что социофобы, забиваясь в свой угол, вместе с тем могут быть социально очень активны. Свой страх общества они вносят в само общество, разлагая его изнутри, побуждая людей бояться друг друга. Маленький, робкий, жалкий Беликов, который постоянно боится «как бы чего не вышло», приобретает магическую власть над городом. «…Этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет!

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Макар Девушкин – маленький человек

«Видение на Неве» вплотную подводит нас к замыслу «Бедных людей» (см. на нашем сайте полный текст, анализ, историю создания и краткое содержание этой повести). История «титулярного сердца, честного и чистого, и девочки оскорбленной и грустной» и есть история Макара Девушкина и Вареньки. Для своей повести Достоевский берет самую избитую тему основанной Гоголем «натуральной школы». В повести «Шинель» Гоголь изображает бедного чиновника, «маленького человека» Акакия Акакиевича, тупого, забитого и бессловесного. Ценой невероятных лишений он собирает деньги на покупку новой шинели. Но ее у него крадут, и он умирает от отчаяния. Герой «Бедный людей», Макар Девушкин, тоже бедный и жалкий чиновник, тоже маленький человек; он тоже всю жизнь переписывает бумаги, над ним издеваются сослуживцы, его распекает начальство. Даже наружностью, платьем, сапогами он похож на героя «Шинели». Достоевский усваивает все приемы Гоголя, усиливая и усложняя их, но вместе с тем ученик бунтует против учителя. Его возмущает отношение Гоголя к своему несчастному герою. Разве «Шинель» не есть убийственная насмешка над «бедным чиновником»? Разве Акакий Акакиевич – не ходячий автомат, не тупое существо, высший идеал которого теплая шинель? Достоевский, усвоив технику гоголевской школы, взрывает ее изнутри. Он очеловечивает смешного героя. В 1840-х годах, в русском обществе распространялось влияние французского социального романа, с его проповедью гуманности и общественной справедливости (Бальзак, Жорж Занд), и «Бедные люди» ответили новым настроением читателя. Достоевский сделал простое, но гениальное изменение в композиции Гоголя: вместо вещи («Шинель») поставил живое человеческое лицо (Вареньку) и произошло чудесное превращение. Смешная самоотверженность Акакия Акакиевича ради покупки шинели, его аскетизм, опошленный недостойным объектом, обернулись возвышенной и трогательной привязанностью Макара Алексеевича к своей Вареньке. Из мании Башмачкина Достоевский сделал бескорыстную любовь Девушкина. (Имя Башмачкин – вещное, имя Девушкин – личное).

 

Достоевский. Бедные люди. Аудиокнига

 

Борьба с Гоголем происходит в двух планах, жизненном и литературном. Девушкин – чиновник, своей жизнью, любовью, подвигом обличает «клевету на человека» гоголевской школы; Девушкин – литератор, полемизирует с писателем Гоголем. Бедного чиновника Достоевский превращает в писателя, отделывающего свои письма и «формирующего свой слог».

Макар Алексеевич читает «Шинель» и принимает все на свой счет. Он глубоко оскорблен этим «пашквилем» и жалуется на него Вареньке: «И для чего же такое писать? И для чего оно нужно?.. Да ведь это злонамеренная книжка, Варенька; это просто неправдоподобно, потому что и случиться не может, чтобы был такой чиновник. Нет, я буду жаловаться, Варенька, формально жаловаться». Во всех подробностях быта Акакия Акакиевича Девушкин узнает себя; все детали списаны с натуры и все же «просто неправдоподобно». В этом – приговор «натуральной школе»; все совсем как настоящее, но не живое, не люди, а «мертвые души». Духу Гоголя Достоевский противопоставляет дух Пушкина. Девушкин читает повесть Пушкина «Станционный смотритель» и пишет Вареньке: «В жизнь мою не случалось мне читать таких славных книжек. Читаешь – словно сам написал, точно это, примерно говоря, мое собственное сердце, какое оно уже там ни есть, взял его, людям выворотил изнанкой, да и описал все подробно, – вот как! Нет, это натурально! Вы прочтите-ка; это натурально! Это живет».

И в герое «Шинели», и в герое «Станционного смотрителя» Девушкин узнает самого себя. Но от первого отшатывается в ужасе: это – сходство мертвой маски с живым лицом; к другому радостно влечется: «мое собственное сердце».

Гоголевскую тему о маленьком человеке Достоевский соединяет с фабулой «Станционного смотрителя». Самсон Вырин, как и Макар Девушкин, добрый и простой человек с горячим сердцем. У одного – страстная привязанность к дочери, у другого – самоотверженная любовь к родственнице-сиротке. И в той и другой повести появляется соблазнитель. Вырин хочет спасти свою Дуню, объясняется с соблазнителем и его «выталкивают на лестницу». Девушкин отправляется к офицеру, оскорбившему Вареньку, и его тоже «выталкивают». Потеряв Дуню, Вырин спивается и умирает; Девушкин, в своем бессилии помочь Вареньке, предается «дебошу»; он едва ли переживет разлуку с нею. Так и у Пушкина и у Достоевского строится повесть о трагической любви «горячего сердца». Герои ее не средневековые рыцари романтической новеллы, а скромные, незаметные люди – мелкий чиновник или станционный смотритель. Трагедия переносится во внутренний мир. «Бедные люди» – история душевной жизни героя, его любви, страданий и гибели. Искусству психологической повести Достоевский учился у Пушкина.

Молодой автор производит смелый переворот в литературе. Он соединяет жанр Гоголя с жанром Карамзина. Макар Девушкин из «бессловесного чиновника» превращается в сентиментального любовника. Получается эффектный контраст между невзрачной наружностью героя и его чувствительной душой. Пожилой чиновник в затасканном вицмундире и заплатанных сапогах хранит у себя книжку чувствительных стишков и мечтает стать «сочинителем литературы и пиитой». «Ну, вот, например, положим, пишет он Вареньке, что вдруг, ни с того, ни с сего, вышла бы в свет книжка под титулом «Стихотворения Макара Девушкина»! Ну, что бы вы тогда сказали, мой ангельчик?» Сам герой подчеркивает комизм этого контраста: «Ну что тогда б было, когда бы все узнали, что вот у сочинителя Девушкина сапоги в заплатках? Какая-нибудь там контесса-дюшесса узнала бы, ну что бы она-то, душка, сказала?»

Сентиментальный маленький человек любит цветы, птичек, идиллические картины природы, жизнь безмятежную и мирную. Все его трогает, восхищает, приводит в умиленное состояние. «У нас растворили окошко, пишет он Вареньке, солнышко светит, птички чирикают, воздух дышит весенними ароматами и вся природа оживляется». Он мечтает «довольно приятно» и сравнивает Вареньку «с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной». Варенька добродушно подшучивает над излишней чувствительностью своего почтенного друга. Пристыженный мечтатель раскаивается в своем порыве: «Досадно, что я Вам написал так фигурно и глупо… Чего ж тут было на Пегасе-то ездить… Не пускаться бы на старости лет с клочком волос в амуры да в экивоки».

На таких взлетах чувствительной лирики и срывов в убогий быт построен роман. Достоевский блестяще разрешил свою задачу. Что могло быть оригинальнее замысла наделить героя «Шинели» Акакия Акакиевича чувствительной душой Грандисона или Сен-Пре? Но этим не исчерпывается художественное значение повести. Автор широко раздвинул ее рамки, введя в нее социальный пафос французского романа; скромная история любви Девушкина к Вареньке выросла в картину общественного зла и социальной несправедливости. Контраст между двумя литературными стилями, сентиментализмом и натурализмом, углублен другим контрастом – между богатством и бедностью. Под пером Достоевского психологическая повесть приобретает характер социального романа. Именно эту сторону «Бедных людей» заметил критик Белинский, и она-то и создала произведению Достоевского шумный успех.

В изображении трагедии бедности молодой писатель находит свою личную манеру. Здесь кончается его ученичество, и мы слышим впервые голос автора «Преступления и наказания». Макар Девушкин снимает угол на кухне, за перегородкой. «Вообразите примерно, пишет он, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую все двери, да двери, точно номера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое и по трое… Черная лестница – сырая, грязная, ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешены, окна повыбиты; лоханки стоят со всякою нечистью, с грязью, с сором, с яичною скорлупою да с рыбьими пузырями. Запах дурной».

Такими острыми чертами зарисован быт. Но физические страдания Девушкина, жизнь впроголодь, в чадной кухне, хождение на службу в дырявых сапогах, механическое переписывание бумаг, ничто по сравнению с душевными терзаниями, на которые обрекает бедность. Бессилие помочь Вареньке, когда ей грозит голодная смерть, когда она больна и обижена злыми людьми, вот что доводит смирного и тихого Макара Алексеевича до отчаяния и бунта. Он задолжал хозяйке, продал свое платье, ему стыдно показаться в департаменте; его гонят с квартиры, сослуживцы издеваются и называют крысой. Варенька изнемогает от непосильной работы, и все можно было бы устроить, если бы достать немного денег. К лучшим страницам повести относятся мечты Девушкина о займе, его надежды и планы, посещение ростовщика, неудача, отчаяние и «дебош».

Бедность – личная трагедия Девушкина; но и весь Петербург его улицами, переулками и трущобами выражает ту же идею. Дома, набережные и мосты кричат о бедности. Девушкин бродит по городу. «Народу ходило бездна по набережной, рассказывает он, и народ-то как нарочно был с такими страшными, уныние наводящими лицами, пьяные мужики, курносые бабы-чухонки, в сапогах и простоволосые, мальчишки, какой-нибудь слесарский ученик в полосатом халате, испитой, чахлый, с лицом выкупанным в копченом масле, с замком в руке; солдат отставной в сажень ростом… На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками и гнилыми яблоками и все такие грязные, мокрые бабы!» Вот – шарманщик: он трудится по мере сил и никому не кланяется; «нищий он, нищий, правда, все тот же нищий, но зато благородный нищий»; вот – мальчик лет десяти, больной, чахлый, в одной рубашонке и босой, разиня рот музыку слушает, а у самого в руках записка: «Все известное: дескать, благодетели мои, мать у детей умирает, трое детей голодают, так вы нам теперь помогите». Вот – человек стоит у забора, говорит: «Дай, барин, грош, ради Христа!» Да таким отрывистым, грубым голосом, что я вздрогнул от какого-то страшного чувства…»

Девушкин не только переживает бедность, как свою личную и человеческую трагедию, но и анализирует ее, как особое душевное состояние.

Бедность означает беззащитность, запуганность, униженность; она лишает человека достоинства, превращает его в «ветошку». Бедняк замыкается в своем стыде и гордости, ожесточается сердцем, делается подозрительным и «взыскательным». «Бедные люди капризные, пишет Девушкин, он, бедный то человек, он взыскателен; он и на свет-то Божий иначе смотрит и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, – дескать, не про него ли там что говорят; что вот дескать, что же он такой неказистый… Да уж если Вы мне простите, Варенька, грубое слово, так я Вам скажу, что у бедного человека на этот счет тот же самый стыд, как и у Вас, примером сказать, девический».

«Смирненький» и «тихонький» Девушкин начинает бунтовать. Ему лезут в голову «либеральные» мысли. Он спрашивает кого-то: отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны? Почему такая несправедливость? «Отчего это так все случается, что вот хороший-то человек в запустении находится? А ведь бывает же так, что счастье-то часто Иванушке-Дурачку достается. Ты, дескать, Иванушка-Дурачок, ройся в мешках дедовских, пей, ешь, веселись, а ты, такой-сякой, только и облизывайся». И задав вопрос, он тотчас же его пугается: «Знаю, знаю, матушка, нехорошо это думать, это вольнодумство…» «Грешно, матушка, оно грешно так думать, да тут поневоле грех в душу лезет»… Автор останавливает своего смирного героя; роль вольнодумца неприлична фигуре бедной «департаментской крысы». И все же, Девушкин первый «бунтовшик» у Достоевского. Он испуганно бормочет о том, что впоследствии громко и дерзко скажет Раскольников.

 

Джон Сайфер: «Президент США не должен разговаривать, как мелкий гангстер»

  • Кирилл Белянинов
  • Би-би-си, Вашингтон

Автор фото, Getty Images

Президент Дональд Трамп назвал предполагаемого сотрудника американских спецслужб, сообщившем о подробностях его телефонного разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским, «шпионом», и посетовал, что в былые времена со шпионами «поступали проще».

Демократы в Конгрессе расценили слова главы Белого дома, как прямую угрозу жизни и безопасности информатора.

О том, как в Америке защищают подобных свидетелей и как в разведслужбах относятся к скандалу, уже получившему название «Украинагейт», Русской службе Би-би-Си рассказал бывший высокопоставленный сотрудник ЦРУ, экс-глава российского департамента разведслужбы Джон Сайфер.

Би-би-си: На этой неделе сразу несколько ведущих американских СМИ сообщили, что человеком, подавшим жалобу на действия президента США, был высокопоставленный сотрудник ЦРУ. Если предположить, что это так, то насколько необычным является такой поступок для сотрудника разведслужбы?

Джон Сайфер: Я бы не назвал подобный поступок необычным. Но нужно учитывать, что в силу специфики работы сотрудники ЦРУ крайне редко сталкиваются со случаями коррупции, криминалом или использованием служебного положения внутри страны.

Механизмы для так называемых whistleblowers [разоблачителей], для подачи жалоб существуют во всех ведомствах в США, включая и ЦРУ, разумеется. Я думаю, что в какой-то момент, узнав о разговоре президента [с Владимиром Зеленским], этот человек посчитал его вопиющим нарушением норм и правил и решил, что если он не сообщит об этом, то сам станет соучастником преступления.

ЦРУ находится в стороне от внутриполитических проблем, но неправильно полагать, что из-за этого все сотрудники смотрят на мир через розовые очки. Так что я аплодирую тому, что сделал этот человек, я считаю это невероятно важным.

Би-би-си: В своем меморандуме, переданном в конгресс, сам «информатор« признал, что не присутствовал при телефонном разговоре двух президентов. Означает ли это, что есть и другие люди, которые были свидетелями беседы и посчитали действия президента Трампа недостойными?

Д.С.: Весьма вероятно. Я могу только предполагать, но, скорее всего, достаточно большое число людей были возмущены и этим, и предыдущими поступками Трампа, так что этот разговор [с президентом Украины] стал последней «соломинкой», которая сломала спину верблюду.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

В скандал вокруг телефонного разговора Трампа и Зеленского включен конгресс США и все мировые СМИ

Учитывая детали, изложенные в этой жалобе, он узнал детали произошедшего от других людей, но очень точно изложил, что именно происходило. Позднее, как вы знаете, Белый дом опубликовал стенограмму разговора, и она очень похожа на то, что изложил информатор.

Би-би-си: В одной из недавних публикаций, вышедшей в симпатизирующей республиканцам газете The New York Post, утверждалось, что «информатор« не мог быть сотрудником ЦРУ, так как его жалоба написана прекрасным юридическим языком.

Д.С.: В ЦРУ очень много образованных сотрудников, аналитиков, много юристов. Там есть люди, которые зарабатывают на жизнь написанием подобных бумаг. Так что тот факт, что информатор хорошо пишет, вообще ничего не значит.

Я думаю, что это довольно глупая игра: пытаться выяснять, кто это, почему он использует те или иные слова и выражения. Вместо этого мы должны сосредоточиться на информации, которую изложил этот человек. Профессиональные следователи, члены Конгресса должны проверить все изложенные факты, проверить их подлинность и решить, что с этим делать.

Би-би-си: Во время разговора с сотрудниками своей администрации в Нью-Йорке президент Трамп назвал этого человека «шпионом«и сказал, что в прежние времена с такими людьми «поступали проще«. Эти слова можно считать угрозой?

Д.С.: Разумеется, это угроза. Но нужно понимать, что именно такие высказывания и такое поведение привели президента Трампа к возникновению этого скандала. Недопустимо для президента Сединенных Штатов, для лидера сверхдержавы, разговаривать, как мелкий гангстер.

Би-би-си: А существует ли какая-то система государственной защиты для таких «информаторов« в США?

Д.С.: Есть система, позволяющая скрывать их имена и личные данные, но сегодня никто не может ничего гарантировать. Сейчас в онлайне доступно такое количество информации, разработано столько поисковых систем, что если Белый дом захочет узнать, кем является этот человек, то, по всей видимости, сможет достаточно легко это сделать.

Би-би-си: То есть, никакой программы, похожей на программу защиты свидетеля, в данном случае не существует?

Д.С.: Нет, и уж точно в такой ситуации об этом не может быть и речи. Большинство жалоб подобных «информаторов» рассматриваются в рамках существующей для таких случаев системы: все происходит тихо, и информация не выходит за пределы нескольких ведомств. Но на этот раз в скандал включены все американские СМИ, включен конгресс, пресса во всем мире, и к тому же этот скандал будет только разрастаться.

Я не знаю, будет ли ЦРУ или директор Национальной разведки предпринимать какие-то особые шаги, чтобы обеспечить безопасность этого человека. Но я очень надеюсь на это.

Би-би-си: А есть стандартный протокол подачи подобных жалоб?

Д.С.: Можно вспомнить, что директор Национальной разведки признал, выступая в конгрессе, что он не знает, кто этот человек. Это и есть стандартный протокол: имена информаторов, информация о них защищена и не доступна даже их непосредственным руководителям и самым высокопоставленным чиновникам ведомств, где они работают. Именно такая защита предоставляется всем. Но в этом случае система вряд ли сработает.

Би-би-си: Как вы считаете, разделяют ли в разведсообществе взгляды «информатора«? Насколько его действия поддержит разведсообщество США?

Д.С.: Люди в ЦРУ очень серьезно относятся к своей работе. Многие из них работают за границей, где они выстроили тесные отношения с иностранными партнерами. Именно эти партнеры и союзники предоставляют нам информацию, которую мы не можем получить сами.

Поэтому я могу уверенно предположить, что в разведсообществе в целом и в ЦРУ, в частности, есть очень серьезные опасения из-за действий президента Трампа в последние несколько лет.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

Вероятно, разоблачитель решил, что обращаться к руководству ЦРУ бессмысленно (на фотографии слева — директор спецслужбы Джина Хаспел)

Люди обычно не уделяют большого внимания тому факту, например, что он постоянно уничижительно отзывается о наших союзниках и партнерах за границей. Но проблема в том, что у нас есть инструменты и возможность работать там только благодаря этим партнерам. Так что уничижительные высказывания президента напрямую отражаются на наших возможностях собирать информацию.

Я подозреваю, что в ЦРУ раздражены и разочарованы [президентом]. Но должен напомнить, что эта организация не занимается политикой. Я проработал в Центральном разведывательном управлении почти 30 лет. Я работал при Рональде Рейгане, при Клинтоне, при обоих Бушах, при Обаме, и все это время работа была неизменной: мы пытались собрать разведданные для того, чтобы люди, принимающие политические решения, были лучше информированы. Почти никогда внутриполитические проблемы не касались нашей работы.

Так что если мы говорим о том, что в ЦРУ разочарованы и раздражены, это свидетельствует только о том, насколько уникальна нынешняя администрация. Она пытается использовать внешнюю политику для того, чтобы решить сугубо внутриполитические проблемы.

Би-би-си: В последние три года Дональд Трамп постоянно выступал с резкой критикой собственных спецслужб. Это тоже можно считать уникальным?

Д.С.: Это действительно так. Были президенты, которые негативно относились к разведслужбам, но ни один из них не может сравниться с Трампом. Ричард Никсон, например, называл разведслужбы «либеральной элитой» и относился к ЦРУ с презрением. Джимми Картер вообще не интересовался тем, что делает ЦРУ, и даже отказался от проведения ежедневных брифингов.

Трамп в этом отношении уникален. Я не думаю, что он пытается принизить роль ЦРУ, он, повторюсь, просто проводит очень грубую внешнюю политику в своих личных, внутриполитических целях. Именно это и стало причиной нынешнего скандала.

Я не считаю, что только потому, что ЦРУ и ФБР подвергались атакам и нападкам со стороны президента, они «автоматически» начали отвечать тем же, организовать утечки информации и так далее. Это просто не свойственно сотрудникам разведслужб.

Би-би-си: В последние годы достаточно большое количество чиновников в Вашингтоне ушли в отставку из-за несогласия с политикой Трампа. В качестве примера можно вспомнить сотрудников Госдепартамента, которые открыто заявляли о своем протесте. Можно себе представить такое в ЦРУ?

Д.С.: Да, конечно. Один из таких примеров — Нед Прайс, сегодня довольно известный писатель. Он ушел в отставку в знак протеста, и написал о своем решении колонку в New York Times. Есть достаточно большое количество людей, которые решили уйти тихо, но, по всей видимости, сообщили своим коллегам и руководителям причины такого решения.

Сегодня вы видите, что все меньше людей выражают желание работать в ЦРУ, ФБР, Госдепартаменте. Количество желающих сейчас наименьшее за последние десятилетия.

Я знаю, что люди уходят, и знаю, что многие собираются принять решение, оставаться им на службе или нет, после того, как станет понятно, кто победит на следующих выборах.

Би-би-си: А как вы считаете, кем именно является «информатор«, действия которого заставили Конгресс начать официальную процедуру импичмента президента?

Д.С.: Я могу только предполагать. По всей видимости, этот человек занимал достаточно высокий пост, чтобы иметь доступ к тому, что происходит в Белом доме. Одновременно он хорошо знаком с ситуацией на Украине, знает о политических событиях в этой стране, чтобы сделать те выводы, которые он сделал.

Видимо, он решил, что обращение к руководству ЦРУ ни к чему не приведет, потому что сегодня и сами руководители спецслужб находятся в сложной ситуации. Директор ЦРУ Джина Хаспел, например, вряд ли захочет пойти к президенту и заявить ему, что он совершает уголовное преступление.

Би-би-си: То есть, он мог быть специалистом по Украине? А сколько вообще человек могли быть ознакомлены с тем, что происходило во время телефонного разговора Трампа с Зеленским?

Д.С.: Когда президент звонит лидеру иностранного государстсва, при этом присутствуют сотрудники Совета национальной безопасности, Пентагона, ЦРУ, Агентства национальной безопасности и других ведомств. Их работа заключается в том, чтобы записывать все, что происходит во время телефоннго разговора.

В обычной ситуации сделанные ими записи распространяются среди руководителей агенств и ведомств. Например, если во время такого разговора госсекретарь Помпео отсутствовал в Вашингтоне, то эти записи позволят ему понять, что именно происходило, как сказанное отразится на внешней политике и так далее. Это касается и других высших чинов администрации.

Так что президент во время такого разговора не находится в одиночестве. Хотя сейчас в СМИ появлялись сообщения, что ЦРУ или Агентство национальной безопасности прослушивали разговор президента. На это намекал и сам Трамп. Но так не бывает. Они просто не имеют права прослушивать разговор, если одним из собеседников является гражданин США. Таков закон (АНБ и ЦРУ могут прослушивать без ордера суда только иностранных граждан. — Прим. Би-би-си).

Би-би-си: А сколько человек вообще имеют доступ к записям таких разговоров? Например, вы, будучи руководителем резидентуры ЦРУ в какой-то стране, получите эти сведения?

Д.С.: Сотни. Или больше. Это все руководители разведслужб и их заместители, сотрудники Госдепартамента и всех ведомств, имеющих отношение к внешней политике. Но, разумеется, в этом списке будут далеко не все. Резиденты ЦРУ в Китае и Бразилии, например, никогда не получат отчет о разговоре между Трампом и Зеленским, а вот посол США в Киеве и резидент на Украине ознакомятся с ним обязательно.

Маленький человек в произведениях Чехова сочинение

Тема «маленького человека» была популярна в литературе 19 века. Под этим понятием принято понимать обычную, заурядную личность. Антон Павлович Чехов также писал о «маленьком человеке», но привнёс в литературу новаторский подход к такому типажу.

Например, в рассказах “Смерть чиновника” и “Человек в футляре” Чехов изображает чиновников, которые настолько переживали из-за мелких оплошностей, что эти переживания привели к гибели героев. Будь то неудачный чих или падение с лестницы на глазах прохожих – герои чеховских рассказов слишком озабочены общественным мнением. Им важно держать лицо, быть в правильном «футляре», и любая неудача для них равна смерти.

В рассказе «Крыжовник» главный герой мечтает о поместье в сельской местности. Но цена этого желания оказывается слишком высока: умирает, не выдержав вечной экономии и голода супруга. Мещанское, низменное счастье Николая вызывает отторжение и у читателей, и у героев рассказа.

Именно это честное изображение «маленьких людей», их психологии и жизни и привлекает в рассказах А. Чехова. Писатель не занимает позицию судьи, а предлагает читателям самим решить, кто положительный персонаж, а кто – отрицательный. Но когда речь заходит о «маленьком человеке», ситуация усложняется. Жизнь такого героя обычно полна проблем. Судьба постоянно посылает ему испытания, и их преодоление во многом зависит от характера героя. Поэтому у каждого читателя своё мнение о «маленьком человеке».

Чехов изображает своих героев как типичных обывателей того времени. Они сами создают свой «футляр», слепо следуя заведённым привычкам и ритуалам. При этом «маленьким человеком» может оказаться и генерал: скудный внутренний мир не зависит от социального статуса. Герои рассказов сами ставят себя ограничения, не замечая ослепительного богатства мира.

А, Чехов будто задаёт читателю вопрос: для чего живёт тот или иной герой? Но чаще всего персонажи его рассказов – Тонкий, Беликов или Старцев – не живут в полной мере, а лишь существуют. Они не только не приносят пользы обществу, но даже не пытаются осмыслить своё существование. В их маленьком мирке нет ни развития, ни любви, только страх перед реальным, бушующим миром чувств и эмоций.

Чехов стал одним из первых писателей, не пожалевшим «маленького человека», а показавшим его ничтожность. Нельзя лелеять свои страхи и заключать себя в «футляр», проживать пустую и бессмысленную жизнь. Писатель будто напоминает, что каждый человек должен выдавливать из себя раба, искать не маленькое «мещанское» счастье, а нечто большее, что превратит существование в настоящую жизнь.

2 вариант

Антон Павлович Чехов постоянно раскрывает в своих произведениях судьбу обычного человека. Его современники тоже писали о “маленьком” человеке.

По сути, “маленький” человек-это обычный человек, какой-нибудь маленький чиновник или помещик.

Такие люди часто встречаются в произведениях А. Чехова. В произведениях “Смерть Чиновника” и “Человек в Футляре” повествуется о чиновниках, которые принимали все слишком близко к сердцу, из-за чего впоследствии скончались. В рассказе “Смерть Чиновника” Червяков чихнул на человека высшего чина. И если Брезжалов забывает об этом практически сразу, то Червяков постоянно думает об этом и извинившись много раз, порядком надоедает Брезжалову, отчего тот прогоняет чиновника. После этого Червяков умирает. В “человек в футляре “ Беликов сильно оскорблен тем, что над его падением с лестницы посмеялась девушка. Он приверженец строгих правил и считает, что скоро об этом падении узнает весь город. Беликов думает, что теперь он опозорен и вскоре из-за этого позора ему придется уволиться с работы. Он не выдерживает этого и умирает. По сути он всегда был “в чехле”. Говорится,что в гробу у него было радостное лицо, будто этот последний футляр его невероятно радует.

Есть и другие случаи, которые позволяют взглянуть на “маленьких “ людей с другой стороны. Такой рассказ “Крыжовник”. В нем Николай мечтает о своему поместье в деревне. Морит себя, а впоследствии и свои жену голодом. Жена этого не выдерживает и умирает, но ее деньги переходят Николаю и тот, спустя много лет всё-таки приобретает себе это поместье и становится настоящим помещиком. Даже считает себя барином.

А. Чехов всегда старается быть максимально искренен с читателем. Он не навязывает какого-то определённого мнения и предоставляет читателю самому определить для себя, кто позитивный персонаж, а кто негативный. Особенно это важно, когда идёт речь о “маленьких”людях, потому что у таковых всегда больше проблем, чем у других. Они испытываются судьбой и то, какими способами они проходят эти испытания, зависит от их характера. Именно поэтому у каждого может сложиться собственное мнение о поступках этих людей.

Сочинение Маленький человек в рассказах Чехова

Тема “маленького человека” в русской литературе является одной из главных. До конца 19 века этот образ трактовался как человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию под давлением среды. Как правило, он заслуживал сочувствия и милосердия.

Чехов по-новому подошел к этой проблеме. Писатель считает, что на маленького человека влияет не только среда, но и он сам. Причем, автор не столько сочувствует своему герою, сколько высмеивает его.

Маленький человек Чехова это обыватель, приспособленец. Человек,. который сам создает себе футляр, скудный мирок с узким кругом интересов. Его жизнь — это исполнение своих обязанностей и привычек. Герои рассказов писателя не только чиновники низшего ранга. Среди них есть немало значительных лиц: генералы, богачи, губернаторы, врачи. Для Чехова не важно социальное положение героя. А важно его внутреннее содержание, его человеческое достоинство. Какую пользу он принес и кого сделал счастливым — вот главные критерии достойной личности по Чехову. Автора интересует вопрос: для чего жил человек? Беликов, Старцев, Чимша-Гималайский, Червяков, Тонкий — это люди, существующие, но не живущие. Они даже не пытаются осмыслить свое существование. Маленькому человеку Чехова очень комфортно в своем коконе,он раз и навсегда установил свой образ жизни. Единственное, что вызывает у него ужас, это “как бы чего не вышло”. Данный тип не желает развиваться, стремиться к новому, к знаниям. Он ничего не ищет, никого не любит, да и его тоже. А ведь развитие человека происходит от любви. К себе, к людям, к жизни, к знаниям. Но любовь — это лишнее в их жизни. Она не влезает в оболочку. Да и в связи со скудностью духовной они и не способны на нее.

“Человек в футляре” — самый яркий рассказ в череде произведений о маленьком человеке. В нем автор пускает в ход уже не иронию. Чехов сатирически высмеивает, как главный герой старается каждую частичку своего бытия засунуть в футляр. Паутиной своего страха перед реальной жизнью он опутал не только себя самого, но и весь город. Его раздражает все, что находится за рамками созданной им оболочки. Беликов ненавидит современность, а восхваляет прошлое. Потому что прошлое уже не сможет ворваться в его жизнь. Оно было такое же как и настоящее. Это живой труп, который существует строго по своим правилам. Но вот появился человек, не желающий по ним жить. Он вырвал Белкова из его футляра. И учитель погиб. Он не смог смириться с этим из ряда вон выходящим событием, которое не укладывалось ни в одни его правила. Примечательна сцена похорон учителя. Горожанам, присутствовашим на них показалось, что теперь герой по-настоящему счастлив. Его уже никто не вынет из футляра.

В рассказе “Крыжовник” Чехов показывает еще одного “футлярного” человека — Николая Ивановича Чимша-Гималайского. Весь смысл существования героя определялся мечтой об усадьбе с кустами крыжовника. Ради этой мечты он всю жизнь не доедал, бедно одевался, женился на нелюбимой женщине из-за денег и ее же уморил голодом. А стоила ли мечта таких жертв? Сама мечта не так преступна, как путь, по которому он к ней шел. Наслаждение иллюзорным счастьем, когда вокруг столько страданий и нищеты. Как же скуден духовный мир человека, который счастлив от покупки земли среди заводских труб и невкусного крыжовника.  Таким образом, Чехов хотел показать, как никчемно заканчивается жизнь человека, заключившего себя в футляр. Писатель. Вопреки литературной традиции, не жалеет маленького человека, не позволяет ему лелеять свое ничтожество. Он призывает выдавливать из себя раба, жить полноценной и насыщенной жизнью.

Также читают:

Картинка к сочинению Маленький человек в произведениях Чехова

Популярные сегодня темы

Мелкая вода шумлива, мелкий человек хвастлив ▷ Socratify.Net

ПОХОЖИЕ ПОСЛОВИЦЫ

ПОХОЖИЕ ПОСЛОВИЦЫ

И великий человек — всего лишь человек.

Иоганн Вольфганг Гете (100+)

Вода – единственный напиток мудрого человека.

Генри Дэвид Торо (50+)

Только спокойная вода правильно отражает небеса.

Неизвестный автор (1000+)

Повод для любви чаще всего выходил какой-то мелкий и незамысловатый, а причина разрыва — невероятно весомой.

Улыбайся всегда, любовь моя (Марта Кетро) (50+)

Лучшее лекарство от всех недугов — солёная вода. Пот, слёзы и море.

Карен Бликсен (9)

Религия, как вода, может быть свободной, но когда она в трубах, придется оплатить трубопровод.

Неизвестный автор (1000+)

Великие люди развивают в себе любовь, и лишь мелкая душа лелеет дух ненависти.

Букер Тальяферро Вашингтон (10+)

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Леонардо да Винчи (100+)

Не обижай любимых грубым словом,
Слова – вода, но мы её основа…

Аневито Кем (10+)

Когда поднимается вода, рыбы едят муравьев, когда вода уходит — муравьи едят рыб. Пусть никто не полагается на своё сегодняшнее превосходство.

Аврелий Августин (50+)

Синдром маленького человека: действительно ли синдром маленького / маленького человека?

СВЯЗАННЫЙ: Анна Коккерель из «Дома и в гостях» раскрывает свою любимую особенность тела

Что такое «синдром маленького человека»?

Определение этого комплекса неполноценности простое: он чрезмерно компенсирует недостаток роста агрессивностью или властью в социальных ситуациях. Психология также называет это «синдромом Наполеона» (что неверно по причинам, о которых мы поговорим позже), уничижительный социальный стереотип, подкрепленный тем, что общество отдает предпочтение высоким мужчинам.

Гетти

Даже если вы впервые слышите этот термин, вы, вероятно, знакомы с характеристиками и симптомами: агрессивное поведение, от легкого до крайнего отвращения к ситуациям, связанным с их ростом, и использование любой возможности, чтобы доказать их ценность выше их физического роста. Хотя мы все время высмеиваем эту цифру акций, наука на самом деле придумала причину, почему это происходит.

При чем здесь Наполеон?

Случайный лакомый кусочек, о котором вы, возможно, слышали, — это то, что Наполеон Бонапарт был невысоким. На самом деле это неправда: Наполеон был ростом 5 футов 7 дюймов, что выше среднего роста для человека того времени. Дезинформация в первую очередь пришла от британской пропаганды, стремящейся высмеять его в глазах общественности.

Гетти

Учитывая, что британцы оказали влияние почти на 3/4 всего мира, это отношение вскоре вошло в нашу коллективную культуру, показывая пальцем и высмеивая Наполеона.

Что должна сказать наука?

Самое раннее научное исследование этого синдрома не дало многообещающих результатов. В 2007 году Университет Центрального Ланкашира обнаружил, что невысокие мужчины не склонны выходить из себя больше, чем высокие мужчины — скорее, высокие мужчины более склонны к агрессивному поведению.

Гетти

Другое исследование, опубликованное Ассоциацией психологической науки, обнаружило доказательства того, что более низкие мужчины с большей вероятностью проявляют симптомы комплекса Наполеона, когда их ставят на позицию силы против более высокого противника.Они проверили это, предложив им сыграть в игру «Диктатор», где цель игры — справедливо разделить деньги между двумя участниками. Исследователи обнаружили, что мужчины более низкого роста с большей вероятностью оставляли все деньги себе, если думали, что другой участник выше их.

Но исследование 2018 года, проведенное Vrije Universiteit Amsterdam, рассматривало эту проблему с эволюционной точки зрения и обнаружило, что может быть психологическая, а не социальная причина, по которой короткие мужчины склонны становиться более агрессивными.Мужской мозг жестко запрограммирован на то, чтобы быть конкурентоспособным в социальных контактах, поэтому, когда другой мужчина превосходит по физическим характеристикам, мозг пытается компенсировать это, принимая альтернативные методы доминирования.

Не все короткие мужчины

Если вы хотите посмотреть на мужчин-знаменитостей, неуверенных в своем росте (или сделавших на этом карьеру), не ищите ничего, кроме Голливуда. Том Круз и Джош Хатчерсон — сокращение от главных героев, и вы можете найти истории об интересных и забавных способах, которыми их режиссеры снимали их на видео, чтобы компенсировать их невысокий рост.

С другой стороны, такие звезды, как Дэнни ДеВито, Том Холланд и Кевин Харт, признали свои недостатки в росте, доказывая, что не все невысокие мужчины заботятся о том, чтобы быть выше других. Хотя эволюция и общественные устои играют свою роль, эти действующие лица являются одними из лучших примеров мужчин, которым на самом деле наплевать, и из-за этого они выглядят намного круче, чем их более высокие коллеги.

Не большая сделка

Хотя «синдром невысокого мужчины» может иметь место, нет оснований полагать, что у всех невысоких мужчин есть чип на плече из-за него.Фактически, маленький человек, комфортно находящийся в собственной шкуре, мог бы с таким же успехом быть ростом 6 футов 4 дюйма!

СВЯЗАННЫЕ: 15 известных коротышек: кто самая короткая знаменитость всех времен?

Признаний маленького человека. Я невысокий. Я худой. И, честно говоря, я… | Эндрю Брайтвелл

Я невысокий. Я худой. И, честно говоря, я маленький.

Ненавижу быть маленьким. Я ношу его с собой, как облако, собственную крошечную погодную систему. Можно назвать это микроклиматом.Можно было бы сказать, что у меня на плече чип, если бы не то, что мои плечи не могли вместить ничего столь существенного.

Моя сестра, которая на два года младше меня, обогнала меня по высоте, когда мне было четыре года. Прежде, чем я вспомнил, это крошечное пятнышко в детской коляске стало моей «старшей» сестрой. Теперь она шести футов ростом. Но это ничто по сравнению с моим братом. Он более чем на семь лет моложе меня и на 10 дюймов выше. Поэтому мне нравится думать, что это указывает на то, что я генетически высокий.Это то, что я говорю себе, чтобы почувствовать себя лучше. В конце концов, помогает каждая мелочь.

Мало того, что моя семья возвышается надо мной, они — как всегда высокие люди — лишены сочувствия к таким маленьким людям, как я.

Одежда

Мой отец недавно поймал меня на жалобе на то, что я не могу купить брюки, потому что ничего не подходит к моим 27-дюймовым отходам.

«Вам следует делать покупки в детской секции», — сказал он.

Я посмотрел на него, решив, что это шутка, но он был серьезен.

«НДС отсутствует», — сказал он.

«Папа, я не буду этого делать».

«Почему бы и нет?» он спросил.

Я представил себя роющимся в детской секции в соседнем универмаге, где люди, которых я знал, несомненно, делали покупки. Я отказался от этого.

Моя мама ничем не помогала. Она, будучи шотландкой, говорила мне, когда я был ребенком: «Снаряжение Guid продается в небольших количествах». Я, англичанин, понятия не имел, о чем она шла.

И это был не просто совет, который мне предложили — я тоже получил свою изрядную долю пожертвований.В современном обществе мусора всякая переработка отходов заслуживает одобрения. Но если бывшая в употреблении одежда все еще приходит к вам от брата, когда вы учитесь в университете, а он в начальной школе, дела выходят из-под контроля. По сей день у меня есть одежда, из которой вырос мой младший брат. Возможно, я храню их, чтобы напомнить мне, что когда-то он был моего размера — даже если на тот момент он еще не достиг половой зрелости.

Спорт

Об этом знают только невысокие члены высоких семей, но высокие семьи тяготеют к занятиям, которые подходят «высоким» людям.Плавание, без сомнения, — занятие для «больших людей». Это потому, что рост лучше подходит для плавания, чем в других сферах жизни. Для начала, у вас будет меньше расстояния, чтобы пройти в бассейне, если вы пересечете его на полпути, когда вы потянетесь. А огромные ступни (у моего брата — 14-й британский размер) превратились из кошмара почтового отправления на твердую землю в актив редкого качества в воде. Вот почему мои брат и сестра выиграли, а я — нет.

В моем местном клубе плавания я заработал прозвище «Мускулы» за то, что не смог их развить.Однако это не уменьшило моего энтузиазма. И после многих лет настойчивости меня выбрали в команду по плаванию в районе.

Регистрируясь у бассейна перед моей большой гонкой, обеспокоенный чиновник попросил меня ненадолго задержаться. «Мне очень жаль, но я не думаю, что ты достаточно взрослый, чтобы участвовать в соревнованиях, дорогая», — сказала она мне. «Это гонка среди юношей до 19 лет. Тебе не кажется, что тебе еще 14? »

Мне было 17. Она была скорее сочувствующей, чем назойливой. Но, вероятно, это произошло потому, что она думала, что я 12-летний ребенок с излишним энтузиазмом.Стоя на блоках, я мог видеть ее точку зрения. По обе стороны от меня стояли электростанции ростом более шести футов, в комплекте с настоящими, а не образными мускулами.

Любовь

Мой рост неизбежно сыграл роль в моей личной жизни — или, если быть безжалостной, его отсутствие. Я подписался на онлайн-свидания, потому что произвести первое впечатление, написав что-то, а не спотыкаясь на словах, когда я злюсь с ума, казалось мне привлекательным. Но вскоре я обнаружил, что многие женщины, которые были ниже меня, не уделяли мне времени суток, потому что я был недостаточно высоким.Отказы от людей, которых даже мне пришлось бы нагнуться, чтобы поцеловать, потому что я был самым низким, а никогда не переставал быть странным.

И даже несмотря на то, что чудом мне удалось встретить нужного человека после того, как я снова проявил настойчивость — того, кто любил меня таким, какой я есть, и даже женился на мне, — она ​​все еще настаивает на том, чтобы ласково называть меня своим «рыженьким».

Итак, я пишу это для других маленьких людей. Те из вас, кому нужна подходящая по размеру одежда для взрослых, открывающиеся автоматические двери и шаг в оживленный бар, уверенные, что вам не придется яростно дергать кого-то за локоть, чтобы вас узнали.Помните, проблема не в нас. Это они — большие люди — ошиблись. Вот почему прямо сейчас я напеваю «Я маленький человек» на мелодию «Человека-души». Потому что мама была права: лучшее всегда бывает в маленьких упаковках.

Спасибо, что зашли так далеко. Если вам это нравится, поделитесь им и порекомендуйте, нажав на сердечко — это значит, что его увидят больше людей.

Доказанные эффекты синдрома коротышки

От Наполеона до Тома Круза коротышкам с незапамятных времен нужно было «вырастить пару» (а не, скажем, дюйм).Хотя иногда пренебрежение реальностью, большинство мужчин с «синдромом коротышки» в основном действуют агрессивно, чтобы компенсировать воспринимаемых суждений своих более похожих на жирафов товарищей.

Реальность такова: большинство людей не заботятся о вашем росте так, как вас. А идея о том, что все невысокие парни предрасположены к агрессии, всегда была городским мифом — шуткой от поколения к поколению, придуманной долговязыми пещерными людьми, завидующими тестостерону их соотечественников размером с пинту.

Однако новое исследование предполагает, что могут быть научные основания возбуждать ваших товарищей по карманной ракете.Исследователи из голландского университета Врие в Нидерландах взяли людей разного роста и заставили их сыграть в игру с разделением денег.

После разделения на пары половине мужчин выдали небольшую сумму «денег» в виде восемнадцати жетонов, прежде чем их перевели в отдельные комнаты.

Согласно правилам игры, хотя человеку, у которого были деньги, предлагалось разделить часть добычи с другими игроками, эта часть могла быть равна нулю.

Было обнаружено, что более короткие мужчины (1.7 м и ниже) действовали более агрессивно до тех пор, пока не существовало угрозы последствий. Они оставили себе большую часть добычи, около 14 из 18 жетонов, в то время как самые высокие люди, около 2 м, оставили только 9.

Это говорит о том, что синдром невысокого роста человека, также известный как комплекс Наполеона, существует и влияет на повседневную жизнь невысоких мужчин.

«Вероятно, для невысоких мужчин разумно быть такими, потому что у них меньше возможностей получить ресурсы», — сказала ведущий исследователь Джилл Кнапен New Scientist .

Эта теория также имеет подтверждающие доказательства: различные исследования показали, что более высокие мужчины, как правило, побеждают на выборах и получают лучшую работу. Таким образом, имеет смысл использовать эту тактику невысоких мужчин.

Не уверены? Мы поговорили с бывшим спецназовцем Майком Уэбби, самопровозглашенным «жирафом, работающим на работах, где преобладают мужчины», который говорит, что он является магнитом для «маленьких, небезопасных, питаемых тестостероном парней, желающих доказать, насколько они большие».

«За время работы в коммандос я встречал много невысоких агрессивных мужчин, особенно когда речь идет о алкоголе! Синдром маленького человечка определенно существует.”

Но это еще не все мрачно и обреченно. Если вы не уверены в себе — независимо от того, невысокого ли вы роста или нет, — Майк говорит: «Изучение боевых искусств или боевых навыков определенно укрепит вашу уверенность в себе».

«Вы узнаете отличные способы направить свою агрессию, изучая так много навыков, которые вы сможете применить в своей жизни, например, работу с дыханием для расслабления, самообороны, мышление, движение, фитнес и лучшие ценности».

Итак: плохие новости — синдром существует.Хорошие новости: вы можете просто дать волю своему внутреннему Наполеону на боксерских грушах, и будете правы.

Часто задаваемые вопросы о комплексе Наполеон

Почему он называется комплексом Наполеона?

Термин «комплекс Наполеона» был вдохновлен Наполеоном Бонапартом, французским военным генералом и государственным деятелем, который был известен своим вспыльчивым нравом и маленьким ростом.

Как невысокий мужчина может обрести уверенность?

Одевайтесь хорошо. Если вы почувствуете себя лучше, вы станете более привлекательным и интересным для окружающих.Получайте удовольствие от того, что вы делаете потрясающе.

Связан ли рост с долгой жизнью?

Рост может быть фактором, но есть и другие факторы, определяющие, как долго человек будет жить. К ним относятся, среди прочего, гены, образ жизни, уход и питание.

СВЯЗАННЫЙ: Как закалить ад, когда ты чувствительный парень

Электронная книга «

Самый маленький человек» от Фрэнсис Куинн | Официальная страница издателя

«Я хочу, чтобы ты кое-что вспомнил, Нат.Снаружи ты маленький. Но внутри ты такой же большой, как и все остальные. Вы показываете людям это, и вы не ошибетесь в жизни ».

Захватывающая история, идеально подходящая для поклонников The Doll Factory , The Illumination of Ursula Flight и The Familiars .

Меня зовут Нат Дэви. Возможно, вы слышали обо мне? Было время, когда люди повсюду знали мое имя, хотя они знали только половину истории.

Это был 1625 год, когда один шиллинг изменил мою жизнь.Благодаря этому шиллингу меня увезли в Лондон, где они спрятали меня в пироге, чтобы подарить меня новой королеве Англии.

Меня называли карликом королевы, но я был чем-то большим. Я был ее другом, когда у нее не было никого, а позже, когда народ Англии восстал против своего короля, именно я спас ей жизнь. Когда они перевернули мир с ног на голову, я был там, в самом его сердце, и это моя история.

Вдохновленный реальной историей и охватывающий два десятилетия, которые навсегда изменили Англию, Самый маленький человек — это трогательная история о том, чтобы быть другим, но не позволять этому сдерживать вас.О том, чтобы быть достаточно храбрым, чтобы рискнуть, даже если шансы невелики. И о том, как, когда все остальное рушится, настоящая дружба сплачивает людей.

Похвала Самый маленький человек :

«Нат Дэви настолько очарователен, что я не мог отложить эту книгу. Мне он понравился » Луиза Хэр

« Идеальное сочетание истории и изобретательности… Остроумие и юмор Ната делают остроту его рассказа еще более сильным » Бет Морри

« Какой переворот! Своевременный рассказ о мужестве, решимости и дружбе » Анита Франк

« Идеально сложенный шедевр » C.С. Куинн

«Мне понравилась эта книга — увлекательная история о выдающихся достижениях и рассказ о том, как все возможно и как любовь всегда была маяком надежды» Филипп Скофилд

«Я начал болеть за Самый маленький человек в Англии с самой первой страницы ‘ Sonia Velton

‘ Красивая, трогательная сказка, переплетающая историю и вымысел замысловато и без шва … Мне очень понравилась эта книга ‘ Louise Fein

‘ Эта книга меня поразила эпическое путешествие с персонажем, который всегда будет занимать особое место в моем сердце ‘ Эмма Купер

‘ Захватывающая, захватывающая, заставляющая задуматься история менее обычной жизни ‘ Кэролайн Скотт

‘ Очаровательная и хорошо- письменная сказка « Эллен Альпстен

» Я совершенно влюбилась в рассказчика книги: кипучий персонаж, чей голос и мировоззрение я обожал » Полли Кросби

цитат о маленьком человеке (6 цитат)

«Но ты такой крохотный парень.Очень маленькая, как картошка.
— Кора Ридон Кабальес


«Вся его жизнь была лишь одним долгим протестом против его невнимательности: это, я уверен, побудило его убить так много великолепных животных — одних из самых прекрасных и могущественных в творении. Однажды я завоевал доверие писателя, который регулярно приезжает в Африку, чтобы убить свою порцию слонов, львов и носорогов. Я спросил его, откуда у него эта потребность, и он выпил достаточно, чтобы сделать его искренним: «Всю свою жизнь я был наполовину мертв от страха.Страх жизни, страх смерти, страх болезни, страх стать импотентом, страх неизбежного физического упадка. Когда это становится невыносимым, я приезжаю в Африку, и весь мой страх, весь мой страх сосредоточен на атакующем носороже, на льве, медленно поднимающемся передо мной из травы, на слоне, который сворачивает в мою сторону. Тогда наконец мой страх становится чем-то осязаемым, чем-то, что я могу убить. Я стреляю и на какое-то время избавляюсь, у меня полный покой, животное своей внезапной смертью унесло с собой все мои накопленные ужасы — на несколько часов я избавляюсь от них.По истечении шести недель это становится настоящим лекарством ». Я уверен, что в Орсини было что-то подобное, но, прежде всего, это был яростный протест против малости и бессилия мужчины, маленького размера и бессилия человека. быть Орсини. Чтобы компенсировать это, ему пришлось убить много слонов и львов ».
— Ромен Гэри


«Не смотри на других свысока, чтобы не отвлечься от мяча и потерять ориентацию. Ибо каждый «маленький человечек» поставлен на вашем пути, чтобы вы поднимали его, а не опускали вниз; чтобы вы включали, а не исключали.Он заслуживает не жалости, а любви. И не смотрите на других с благодарностью, чтобы не вывихнуть шею и не потерять чувство благодарности. Каждый «большой человек» поставлен на ваш путь, чтобы вы уважали его, а не боготворили; для вас, чтобы почтить, а не возмущаться. Он заслуживает не зависти, а любви. Любовь: это один долг, который ты должен всем мужчинам — и маленьким, и большим ».
— Abiodun Fijabi


Маленький человек строит клетки для всех: искусство несоответствия

Жизнь

Каждый год я выбираю личную тему, и в декабре я решил, что 2010 год будет годом SCALE и REACH .До сих пор это был точный прогноз — иногда я просто стараюсь не отставать.

Однако в последнее время я больше думал о EMPOWERMENT , чем о чем-либо еще. Я думаю, что расширение прав и возможностей — это прекрасный принцип передачи знаний и помощи людям в рассмотрении возможностей, которые раньше казались недосягаемыми.

Лучший урок для иллюстрации посвящения — отрывок из Хафиза, суфийского поэта XIV века.Считайте:

Маленький человечек
Строит клетки для каждого
Он
Знает.
Пока мудрец,
Который должен пригнуть голову
Когда луна низкая,
Держит ключи всю ночь напролет
Для
Прекрасных
Шаловливых
Заключенных.

Большинство из нас тратит много времени на постройку клеток для окружающих. Это достигается за счет стремления сделать людей маленькими, чтобы мы, маленькие люди, могли чувствовать себя больше. Создание клетки — это защита себя и своих интересов, создание хорошего внешнего вида и отвращение от хороших идей, потому что не вы их придумали.

Признать себя, перекладывать вину на других — такого рода вещи. В основном это связано с размышлениями о Моем царстве.

Использование ключей, с другой стороны, заставляет других хорошо выглядеть, укрепляет их, расширяет кругозор. Другими словами, нажатие клавиш — это все о EMPOWERMENT , прекрасном способе передачи знаний и возможностей.

Подумайте о тех случаях, когда кто-то действительно помог думать или жить по-другому.Как будто они положили перед вами ключ на землю; вы подняли его и открыли клетку. (Клетку, конечно, приходилось открывать самому, но с ключом это было намного проще.)

Рассматривая работу, которую я проделал за последние пять лет, я вижу смесь построения клетки и бросания ключей. Как сказал Мартин Лютер Кинг-младший, «дуга моральной вселенной длинна, но она склоняется к справедливости». Соответственно, я вижу, что роняю все больше и больше ключей. Но я также вижу, что построил несколько клеток.Порядок действий по изменению этого прост: построить меньше клеток; бросьте еще ключи .

На что это похоже? Примерно так:

  • Прежде чем выступать на собрании, перед отправкой электронного письма, перед публикацией сообщения в блоге, что угодно — задайте вопрос: «Будет ли это расширять возможности?»
  • Раздайте свои лучшие работы и подумайте, как вы можете отдать еще больше
  • Прекратите вести счет — или, если вам необходимо вести счет, убедитесь, что вы всегда отдаете больше, чем берете
  • То, что ты умеешь делать, чему восхищаются все остальные? Покажите людям, как это делается на самом деле.

Вероятно, вы могли бы придумать примеры, которые больше подходят для вашей ситуации. Но что бы вы ни делали, не будьте маленьким человечком, строящим клетки. Будьте мудрецом, бросая ключи для пленников.

Какие ключи у вас есть, чтобы освободить заключенного? Почему бы не начать бросать их везде, куда бы вы ни пошли?

###

Изображение: Bfick

Теги: расширение прав и возможностей, несоответствие, поэзия

Подпишитесь сейчас, и вы будете получать лучшие публикации всех времен.

Маленький человек в книге Роба Брайдона

Единственное, что я знал о Робе Брайдоне, пока я не увидел эту книгу, было в качестве приглашенного ведущего на «Есть ли у меня новости для вас?». Действительно, было что-то смутно знакомое … но об этом позже, как Брайдон так любит отмечать в своей книге.
Мне понравилась первая часть, где он рассказывает о своем детстве / школьных годах. Текст не кажется написанным призраком, как многие британские знаменитости биографии — все они имеют особый стиль письма, не очевидный в этой книге.Однако в первой половине книги писать гораздо интереснее; когда он начинает рассказывать о своих профессиональных приключениях, повествование как-то затягивается. Возможно, это отчасти из-за того, что он сам признал себя неспособным осуществить свою мечту, а затем продать себя. После нескольких страниц, посвященных его мечте играть, выступать в стендапе, выступать перед аудиторией, он рассказывает о том, как бросил учебу в театральной школе на полпути … ради карьеры на BBC Radio. Примерно через семь лет этого он решает попробовать себя в клубе и работать в качестве «артиста разминки» для других комедийных шоу, но признает, что на самом деле не удосужился придумать какой-либо собственный материал.Очевидно, не было никакого реального стремления к созданию образа или отработке «номера» — он просто, казалось, ждал, пока весь мир обнаружит, насколько прекрасным и забавным он был сам по себе. Ну, видимо, там он и остался — в себе. Он не может представить, почему эпизодические роли, которые ему предлагали в фильмах, были, по его собственному признанию, так плохо выполнены. Могло ли это помочь, если бы он действительно научился играть в школе, которую так весело покинул все эти годы назад?
Устав от своей неспособности быть «обнаруженным» (для чего именно?), Брайдон затем наполняется стабильной работой и деньгами за озвучку.Вот откуда он был смутно (так смутно) знаком — я обычно узнаю людей по голосам, с синастезией и очень слабой зрительной памятью. (На самом деле у меня была портретная фотография моего мужа, так как я понимаю, что, если он умрет раньше меня, в течение месяца я совершенно не смогу вспомнить его черты, а мы женаты более 30 лет. Но я отвлекся. , как я обычно делаю).
Брайдон неоднократно заявляет в книге, что, хотя он «отчаянно» хотел перейти к работе в фильмах или на телевидении, он «каким-то образом» был неспособен собрать воедино все важные видеодемонстрации, посетить более чем несколько прослушиваний или устроить себе сам вокруг тех, кто мог бы предложить ему работу — это совсем не то, о чем рассказывают многие успешные комиксы.Чем дальше я читал, тем больше разочаровывался; У Роба Брайдона создается впечатление, что он просто сидел и ждал, пока кто-нибудь подарит ему большую сочную карьеру на блюде.

Как ни странно, когда этот «большой» прорыв наконец наступил (10 десятиминутных «битов», вставленных, чтобы завершить час программ BBC, очевидно, успех — для него), Брайдон, похоже, потерял интерес к своей собственной истории. , и стиль показывает это. (Я не удивлен; либо три серии, которые он снял, были смешнее в фильме, чем в рассказе, либо они были, как мне показалось при чтении, — совсем не смешными.Успешные годы с 2001 года по настоящее время замалчиваются с молниеносной скоростью менее чем на десяти страницах, заставляя меня скрежетать зубами от разочарования. Мы не только получаем очень мало информации о его работе и технике (есть ли у него какие-то?), Но и Брайдон предпочитает закончить старым трюком: «Перенесемся из 2001 в настоящее» или словами на этот счет. Как будто последнюю треть книги написал кто-то другой.