Мероприятие на сплочение коллектива – Тимбилдинг: мероприятия на сплочение коллектива

Содержание

Тимбилдинг: мероприятия на сплочение коллектива

«Сплоченность людей – нерушимая крепость» (В. Скотт)

В современных условиях жесткой конкуренции ведение бизнеса требует недюжинных знаний и навыков, а также формирования мощного «фундамента» организации, в роли которого выступает не просто коллектив, а команда. Взаимодействие сотрудников и работа команды как единого целого: именно эти два фактора становятся приоритетными для компании, так как имеют первостепенное значение и оказывают огромное влияние на ее продвижение и процветание.

Однако не всегда в компании работники трудятся слаженно. Взглянув со стороны на штат организации, можно определить, что некоторые сотрудники тесно общаются между собой, некоторые сводят общение к обсуждению сугубо деловых вопросов, а есть и такие, кто просто избегает общения. Как сплотить коллектив, превратив его в единую, цельную команду – мощный «двигатель», от работы которого зависит успех всей компании?

Добровольная консолидация: как сплотить команду

В терминологии современных компаний появился новый тезис – тимбилдинг. Он произошел от английского словосочетания team building – командное построение. По сути тимбилдинг – это комплекс специальных мероприятий, целью которых является сплочение коллектива и создание единой команды из «разношерстного» штата работников. Чаще всего мероприятия проводятся на нейтральной территории, вне привычного офиса. Общение в новом формате помогает снять сотрудникам «оковы» рабочих взаимоотношений и без формальностей пообщаться в новой обстановке. Причем сотрудники не только беседуют между собой: тимбилдинг на сплочение команды предусматривает совместные занятия, тренинги, игры.

Существуют определенные мероприятия на сплочение команды, которые условно можно объединить в такие формы:

  • Спортивные командные игры, туризм (походы, пейнтбол, сплавы по реке)
  • Активные тренинги на сплочение команды («веревочный курс»)
  • Творческие мероприятия (соревнования, конкурсы, ролевые игры)
  • Аудиторные тренинги на сплочение коллектива

По исследованиям американских экспертов, именно тимбилдинг является идеальным способом для укрепления дружеских взаимоотношений в коллективе, их сплоченности, поддержки. Когда малознакомые люди погружены в выполнение условий игры, между ними практически всегда возникает чувство «дружеского локтя».

Алена, менеджер компании «Лукреция»:
«Мы с Петром Петровичем и Славой Кузькиным выполняли творческое задание, получив на руки ведро с водой и туалетную бумагу. Необходимо было слепить в формате папье-маше американскую Статую Свободы. Все погрузились в работу: Петр Петрович, закатав рукава, усердно смачивал бумагу, Слава был в роли манекена с гордо поднятой головой и картриджем для принтера в руке вместо факела. Я выполняла творческую миссию – быстро оклеивала Славу мокрой бумагой. Вышло очень похоже, было смешно и весело. Уже прошло несколько месяцев после этого мероприятия, однако мы поддерживаем дружеские отношения и с полуслова понимаем друг друга на работе».

Тимбилдинг на сплочение коллектива подразумевает не только совместный отдых, но и труд (например, рабочие субботники). И деятельность эта своеобразна: практически всегда сотрудники одной компании попадают в новые для них условия, – программы тренингов разрабатываются таким образом, чтобы создать непривычную обстановку. Инструкторы по тимбилдингу стараются зарядить всех присутствующих энтузиазмом и азартом. Во время игр человек выходит из личной «зоны комфорта», раскрепощается, и с головой погружается в суть игры. Связанные единой целью, сотрудники начинают помогать друг другу, поддерживать, между ними развивается симпатия и дружба.

Мероприятия на сплочение коллектива: преграды отсутствуют

Мероприятия на сплочение команды могут иметь разную форму: корпоративный вечер, квест, бал-маскарад, совместные походы, психологические тренинги, игры, спортивные состязания. Некоторые виды тимбилдинга обрели форму известных телевизионных шоу: «Последний герой», «Фактор страха», «Форт Боярд». Телевизионные шоу уже утратили первоначальный смысл мероприятий такого плана: их целью является создание сложных во всех смыслах ситуаций для проявления в человеке лидерских качеств, вытеснения слабых, тогда как корпоративные тренинги на сплочение коллектива преследуют миссию укрепления (завязывания) дружеских отношений между людьми.

Римма, сотрудник компании «Витязь»:
«Наше задание состояло в том, чтобы из команды в три человека сформировать паука и пройти дистанцию. Иван Степанович выполнял главную «несущую» роль, в качестве «туловища» паука выступал Федор Михайлович, а мне пришлось сесть ему на спину. Было очень забавно и интересно: мы хотели достичь финиша первыми, нас догоняли еще такие же два «мутанта-паука». Мы победили! Прошло почти четыре месяца после нашего участия в тимбилдинге. Не могу сказать, что мы стали «закадычными друзьями», но некоторые «рамки» между нами исчезли. Теперь, даже когда Федор Михайлович «пьет кровь» за мой неправильно составленный отчет, я невинно смотрю на него и думаю: зато я на нем ездила верхом».

Львиная доля тренингов составлена таким образом, чтобы участники не только имели возможность пообщаться, но и поучаствовать в играх, предусматривающих физический контакт, прикосновение, так как это – важные составляющие сближения. Обычно мы не впускаем посторонних людей в наше пространство. На тренингах люди не просто прикасаются друг к другу, а участвуют в довольно неловких ситуациях, которые в обычной жизни просто не произойдут. Это не значит, что после игры в «паука»вы станете близкими людьми, однако часть отчуждения уйдет, и психологический барьер в общении будет стерт.

Доверяй, но проверяй: корпоративный тимбилдинг

Сплочение коллектива необходимо компаниям, сотрудники которых ежедневно находятся в режиме повышенной формальности, строгого «дресс-кода», жесткого регламента общения, сдержанного поведения. Чаще всего такие условия существуют в государственных структурах, финансовых организациях, банках, министерствах, крупных, серьезных компаниях. Сотрудник таких учреждений постоянно испытывает напряжение, так как его корпоративная жизнь состоит из условностей, которые необходимо выполнять в режиме «застегнутого на все пуговицы» фрака.

Также корпоративные тренинги необходимы коллективу компаний, где постоянно ведутся «рабочие войны». Сплетни, слухи, дешевые интриги, конфликты, непонимание – все эти проблемы соединяются в снежный ком, который нарастает с каждым днем. Причем хуже всего, что в эту «кашу» погружаются и новые сотрудники, которым не под силу противостоять сложившейся атмосфере неприязни. Поэтому последний шаг перед финальным действием «всех уволить и нанять новых сотрудников» – корпоративные тренинги для объединения команды.

Роман, руководитель подразделения компании «Монталь»
«На работе всегда возникали трения и конфликты на пустом месте. Коллектив не мог выполнить простые задачи, постоянно требовалась корректировка и точные указания. На корпоративном тренинге наш отдел принял участие в интересном задании: всем необходимо было встать в круг, закрыть глаза и построить заданную инструктором фигуру. После суеты, споров и коллективных состязаний «кто лучший» выяснилось, что Алла – лидер в игре, она лучше всех понимает, что нужно делать и кому куда вставать, Игорь – быстрый и ловкий игрок, а Таня совершенно не вникает в суть игры и «перебрасывает» свою проблему на Аллу. Мы дали Тане время на отдых и начали игру сами. Мы легко прошли задание, уже четко могли составить пирамиду, трапецию или круг с закрытыми глазами, просто следуя друг за другом. Восторг от результата и победы был просто грандиозен! После таких интересных дней тренинга, насыщенных переживаниями и спорами, наш подраздел перестал конфликтовать. Совсем. Каждый из нас понял, как важно взаимопонимание и дружеский контакт, и в дальнейшем трудные задачи и проблемы решаются исключительно всем штатом. Забыл сказать: Таня, никому ничего не сказав, уволилась».

Коллективные тренинги не только помогают объединиться и сплотиться сотрудникам. Посмотрев на игру со стороны, четко определяется «слабое звено», мешающее работе всего коллектива. Это не значит, что после проведения тренингов или других мероприятий по тимбилдингу руководитель начнет увольнять самых слабых сотрудников.

Наоборот, именно они подтянутся, начнут глубже внедряться в суть задач компании и станут единым целым с коллективом. Сотрудники, которые оказывают негативное влияние на команду, после тимбилдинга обычно уходят сами – их «вампиризм» теряет силу и просто не действует на дружных сотрудников.

Тимбилдинг – это прекрасный вариант для совместного отдыха, интересного корпоративного времяпрепровождения и налаживания общения между сотрудниками. Результат применяемых методик – оптимизация отношений, развитие рабочего процесса, обретение важного качества «действовать сообща» и разрешение конфликтных ситуаций в коллективе на новом уровне: грамотно и лояльно.

В своем авторском курсе «Менеджмент: руководство и подчинение» Владимир Тарасов затрагивает темы подчиненности, причем не только с позиции сотрудника, но и со стороны руководствующего звена. Только совместная коллективная работа приносит действенные, результативные плоды, помогает понять, почему необходимо уметь не только управлять, но и подчиняться. Те, кто проходит обучение на курсе данного направления, получают эффективные инструменты для создания команды, с которой смотрят в одном направлении и двигаются к общей цели. Хотите знать больше? Приглашаем вас пройти регистрацию на портале Онлайн-школы для изучения интересных авторских материалов наших преподавателей, которые помогут вам наладить взаимоотношения в семье, с коллегами, стать успешным и добиться процветания вашего бизнеса.

Полезные статьи и материалы:



Поделиться в социальных сетях:


Зарегистрироваться

premiummanagement.com

Внеклассное мероприятие на сплочение коллектива Классный час «Мы вместе, и это здорово!»

Внеклассное мероприятие на сплочение коллектива

Классный час

«Мы вместе, и это здорово!»

Цель: достижение внутригруппового сплочения

 Задачи:

-обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; развивать умение оказывать

и принимать поддержку окружающих;

 -осмыслить себя как члена группы

 - вовлечь родителей в активную деятельность совместно с детьми

 Участники: ученики 7 «В» класса

 

Ход классного часа:

 

1.Тренинг «Круг с закрытыми глазами»
Цели и возможности применения: дать возможность осознать, что для выполнения общей цели требуется сплочение всего коллектива, определить средства, помогающие в этом; развивать умение прогнозировать ситуацию и взаимодействовать друг с другом
Время: 1-3 минуты
Процедура: участники собираются плотной группой в центре аудитории. По команде классного руководителя все закрывают глаза и, не произнося ни слова, пытаются выстроиться в круг. Через несколько минут по команде классного руководителя все замирают и открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе.
Обсуждение и выводы: теперь все обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе. Учащиеся должны придти к выводу о том, что они в своей группе сейчас как слепые котята и ничего добить пока не могут. Для успешного достижения цели (получения профессии и сплочения группы) им необходимо узнать друг друга и научиться взаимодействовать.

2.Тренинг «Я и мои соседи»
Цели и возможности применения: знакомство учащихся
Время: 5 минут
Процедура: участники стоят в кругу, взявшись за руки (классный руководитель и мастер с ними в кругу). Начиная с классного руководителя каждый называет свои фамилию и имя и что-то о себе (например: «Меня зовут …….. Я хочу с вами подружиться»). После этого следующий учащийся (по часовой стрелке) тоже называет себя и повторяет то, что сказал классный руководитель. Третий учащийся называет себя, и предыдущего представившегося. Когда весь круг назовет себя и соседа, классный руководитель просит случайно выбранного учащегося назвать того, кто стоит напротив него в кругу. Так до тех пор пока кто-то не вспомнит имени противостоящего учащегося.
Обсуждение и выводы: затруднение в назывании друг друга возникло из-за избытка информации (много учащихся и информации о них, а так же из за того, что каждый во время тренинга больше думал, что сказать о себе и старался запомнить соседа, пропуская при этом информацию о других. Чтобы взаимодействие было успешным надо научиться слышать друг друга и учиться усваивать много информации сразу, что и ждет учащихся в училище. Но важно помнить, что многую информацию можно переспросить у учителей и товарищей, т.е. находясь в группе, ты всегда можешь получить помощь и оказать ее другим.

Учащиеся садятся за столы на свои места.


3.Тренинг «Игра в лотерею»
Цели и возможности применения: показать учащимся последствия случайного выбора, дать понять необходимость активных действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебе
Время: 5 минут
Необходимый материал: карточки из картона трех цветов (это необходимо для следующего тренинга «Автобусная остановка»), авторучки (все по количеству учащихся)

Процедура: каждый учащийся пишет на цветной стороне своей карточки то, что ему сейчас хотелось бы сделать больше всего (например: спать, есть, уйти домой, слушать музыку, находиться здесь и т.д.), затем карточки сдаются классному руководителю и перемешиваются. После этого классный руководитель разрешает каждому наугад вытянуть одну карточку из общей колоды (все карточки перевернуты не цветной стороной к учащимся). Далее классный руководитель просит встать тех учащихся, которые вытянули свою карточку, если такие есть. Далее он подсчитывает процент совпадений (обычно, он очень мал или равен 0) и записывает его на доске.
Обсуждение и выводы: если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того, чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Надеюсь, вы пришли учиться в училище осознано и готовы потрудиться, приложить усилия для получения профессии, если так, то вас ждет успех и высокий профессиональный разряд по окончании училища. 

4.Тренинг «Автобусная остановка»
Цели и возможности применения: сбор ожиданий учащихся от обучения в училище, нацеливание на учебу
Время: 5 минут
Необходимый материал: три ватманских листа с надписями наверху «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ»; три маркера

Процедура: учащиеся делятся на три группы (по цвету той карточки, которая осталась у каждого от предыдущего тренинга). Каждой группе предлагается стать у одного из ватманов, повешенных на противоположных стенах кабинета написать маркером, все то, что ждет и хочет получить от обучения в училище (примерно три ожидания от группы, можно совещаться). Теперь, как автобусы двигаются по городу и останавливаются на каждой остановке, каждая группа должна по сигналу классного руководителя «проехать» до следующего ватмана и сделать у него «остановку». Теперь каждая группа опять вписывает уже на эти ватманы свои ожидания от учебы, но повторять, то, что записала предыдущая группа нельзя, надо написать, что-то новое. Затем классный руководитель вновь дает сигнал о передвижении и, когда каждая из групп побывает у каждого из трех ватманов, учащиеся садятся на свои места.
Обсуждение и выводы: вместо обсуждения классный руководитель просто зачитывает то, что записали учащиеся на ватманах и, тем самым, нацеливает учащихся на дальнейшее обучение.

5.Тренинг «Сказка о Красной Шапочке»
Цели и возможности применения: научить находить свою долю ответственности за принятые решения и качество обучения профессии
Время: 5 минут
Процедура: Классный руководитель просит вспомнить известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и предлагает учащимся оценить, кто из персонажей (Красная Шапочка, Волк или Мама) в наибольшей степени был виноват в том, что волк съел и девочку и бабушку. Почему? Для наглядности классный руководитель чертит на доске график или круговую диаграмму ответственности. Далее учащимся предлагается нарисовать такую же диаграмму (график) ответственности за качество обучения в училище. Кто отвечает за ваши успехи в учебе в большей степени: 
• Учителя
• Родители
• Условия обучения
• Сокурсники и друзья
• Я 
Обсуждение и выводы: итак мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в основном от вас, вашего желания, усердия, правильного выбора в разных жизненных ситуациях. 
6.Законы нашего коллектива

Каждая группа должна сформулировать законы для нашего коллектива. Представители от групп защищают свои законы, аргументируя их.

(принятые законы сдаются )

А давайте немного поиграем? У нас уже есть 3 группы.

7.Игра называется "Жадина"

Команды получают по шоколадке. Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.

8.Следующая игра "Атомы - молекулы".

Атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: "Атомы". Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова "молекула по трое" играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

9.«По порядку становись!»

 

1этап. 2 Команды учеников становится напротив друг-друга. По команде они должны построится по алфавиту, начиная с буквы «А». ( по именам)

2 этап. Команды остаются в таком же положении. По команде должны выстроится по датам дня рождения. Начиная с января месяца. Подводится итог, кто быстрее справился.

10.«Маленькие зелененькие человечки» 
Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" 
В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

 11."Путаница"

 

Выбирается один ведущий, который должен отвернуться от ребят. Ребята становятся в круг. По команде дети должны запутаться. Как только ученики запутаются, ведущий должен их распутать.

Руки расцеплять нельзя. Игру можно повторить несколько раз с разными ведущими.

12.Мы вместе

Представьте, что наш коллектив - это живое существо, которому будет очень приятно в свой адрес услышать добрые слова. С помощью волшебного шара мы попробуем высказать свое отношение к нашему классу. Передавая шар друг другу, каждый из нас дает определение нашему классу. Например, неугомонный и т.д.

(Учитель все определения записывает в силуэте, который нарисован в центре ватмана)

Каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив может стать самым сплоченным. Друзьям всегда хочется сказать что-нибудь хорошее, поэтому предлагаю вам на листочке-смайлике написать самое лучшее качество того человека, имя которого там уже написано. ( Эти смайлики  ребята закрепляют на ватмане вокруг силуэта.).

Какой замечательный портрет класса у нас получился! А сегодня все приняли законы нашего классного коллектива, по которым мы с вами и будем жить. Этот портрет мы оставим в классном уголке.

V этап.

«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.

Утверждение

На тренинге я приобрел много новой информации

В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно

Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем

Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией.

В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы по теме занятия!

13.«Я желаю тебе завтра…»

 

 Перед конкурсом всех ребят построить в большой круг и каждому дать надувной шарик. Ребята надувают шарики. Когда все шарики будут надуты объяснить правила. 
Все стоят в кругу и, по очереди, дарят шарик и желают соседу справа, чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

 

5. Заключение
На этой прекрасной ноте мы с вами и закончим нашу встречу.!!!

        Мы показали, какие все сплоченные, дружные.

 

 

infourok.ru

Урок 3. Сплочение коллектива: эффективное взаимодействие в команде

Урок 3. Сплочение коллектива: эффективное взаимодействие в командеКоманда – это группа людей, стремящихся к достижению общей цели. И чтобы научить этих людей эффективно взаимодействовать, продуктивно работать вместе, избегать конфликтных ситуаций и разрешать их, необходимо принимать определенные меры по сплочению коллектива. Общность играет важнейшую роль и для руководителей и для рядовых членов команды. Именно поэтому в третьем уроке мы поговорим о том, что такое корпоративная культура, как правильно организовывать взаимодействие людей, как сформировать здоровую позитивную атмосферу, что может сблизить совершенно разных членов команды. Начнем же мы нашу беседу с рассмотрения вопроса о том, каковы вообще условия формирования сплоченной команды.

Содержание:

Условия формирования сплоченной команды

Для начала заметим, что команда имеет все шансы стать сплоченной, если:

  • Команда имеет возрастную однородность
  • Мировоззрение, ценности, взгляды и интересы большинства членов команды совпадают
  • Взаимодействие в команде построено на уважении, доброжелательности, принятии противоположных мнений и психологическом комфорте
  • Команда ведет активную деятельность по достижению общего результата и не испытывает дефицита эмоций
  • Лидер команды является примером эффективного работника и прекрасного коллеги
  • Лидер команды предпринимает меры по ее сплочению
  • Команда имеет возможность соперничать и поддерживать соревновательный дух

Это основные условия, на которые нужно ориентироваться в работе, но их соблюдение еще не гарантирует того, что команда будет целостной и дружной. Эта цель может быть достигнута, когда коллектив соответствует ряду важных критериев. Их стоит рассмотреть более подробно.

1

Мотивация

От мотивации зависит степень активности и заинтересованности членов команды в работе, а также их желание идти вперед. Мотивированный сотрудник – это человек, испытывающий потребность и влечение к совместной деятельности, осознающий ее ценность и необходимость и увлеченный ей. Показателями, определяющими уровень мотивированности, можно назвать заинтересованность и активность каждого игрока, направленную на благо команды, его полную вовлеченность в процесс, качество действий и степень удовлетворенности от их выполнения.

2

Целенаправленность

Целенаправленность команды предполагает стремление к коллективной победе, групповой интерес к проекту. Уровень целенаправленности определяется уровнем заинтересованности всех игроков в совместной работе, создании более комфортного микроклимата, выстраивании доверительных взаимоотношений, соответствии установленных взаимоотношений общему характеру работы. Важно отметить, что целенаправленность команды зависит от того, насколько личные цели людей соотносятся с командными, как они дополняют или противоречат друг другу.

3

Структурированность

Структурированная команда – это коллектив, в котором организация взаимодействия подчинена строгому порядку, регламентирующему функции, обязанности, права и ответственность людей. Структурированность позволяет команде в случае необходимости разбиваться на подгруппы для решения специфических задач. Определяется этот параметр эффективностью методов распределения задач, качеством взаимопонимания между всеми членами коллектива и правильностью делового взаимодействия.

4

Целостность

Здесь имеется в виду единство членов коллектива. То, насколько взаимосвязаны и взаимозависимы люди в команде, воздействует на качество их общности и степень совместимости. Чтобы понять, насколько целостна команда, нужно проанализировать соотношение числа совместных достижений с общим количеством реализованных проектов и понять, что является в деятельности доминантой – совместная или групповая работа.

5

Организованность

Организованная команда – это собранный и упорядоченный коллектив, подчиненный конкретному порядку, определяющему совместную работу; коллектив, способный действовать согласно плану. Такая команда легко управляется лидером, но при этом и сама по себе отличается самоорганизованностью и исполнительностью. На уровень организованности воздействует глубина участия членов команды в совместной работе, количество ответственных лиц и их лидерский потенциал, качество управленческих решений и т.д.

6

Согласованность

Согласованность означает гармоничность и эффективность взаимодействия всех членов команды, обусловленного, опять же, общей целью. То, насколько согласованно или же несогласованно действует коллектив, зависит от применяющихся методов устранения противоречий и разобщенности, уровня конфликтности людей и их поведения в конфликтных ситуациях.

7

Результативность

Результативность служит показателем сплоченности команды в решении задач и движении к намеченной цели. Данный критерий в общем и целом характеризует производительность и продуктивность групповой работы. Чем выше результативность, тем сплоченнее коллектив.

Таким образом, мы выяснили, что сплоченной может быть только та команда, которая соответствует, пусть и не всем, но большинству заданных выше условий и критериев. Если в процессе командообразования руководитель делает ставку на организованность, согласованность, результативность, целенаправленность и т.д., он сам открывает возможности для формирования грамотной, продуктивной и действительно дружной команды. Но вот как происходит сплочение коллектива – вопрос более сложный.

Как формируется сплоченная команда

Корпоративная культура, развитие, формирование и поддержание которой стоят немалых усилий, полностью и целиком держится на сплоченном коллективе. Но его создание является достаточно долгим процессом. Однако сегодня мы можем вооружиться пошаговой методикой создания идеальной команды. Она состоит из пяти обязательных стадий, и исключать или менять их последовательность крайне нежелательно.

1

Стадия притирки

Это стадия, с которой начинает формироваться новый коллектив. Через нее проходит любая команда, в особенности новая – члены которой еще не работали вместе. Участники обращают внимание друг на друга, пытаются разобраться, кто есть кто, демонстрируют себя и черты своего характера, проявляют способности, раскрывают потенциал.

Очень важно уделить максимум внимания общим характеристикам выбранных кандидатов. Здесь можно привлекать к работе психолога или специалиста по межличностным отношениям, который поможет людям притереться друг к другу с учетом индивидуальных особенностей каждого и минимизирует проблемы последующих стадий.

2

Конфликтная стадия

Сплочение коллектива практически всегда проходит через конфликты, и это нормальное явление для любой команды. Залогом успешного прохождения этого этапа станет способность эффективно разрешать конфликтные ситуации в команде и вообще противостоять их возникновению. Нередко на конфликтной стадии внутри коллектива формируются мелкие группы, выделяются лидеры и аутсайдеры, в разной форме проявляется недопонимание.

В случаях, когда кто-то из кандидатов никак не может вписаться в группу, постоянно вступает с кем-то в конфронтацию или не выдерживает давления, следует предпринять меры по урегулированию ситуации или устранить неподходящего кандидата.

3

Экспериментальная стадия

После прохождения второй стадии начинается рост потенциала как отдельных членов коллектива, так и всей команды, причем это касается и профессиональной и личной сферы. Для третьего этапа характерны сбои в работе, неравномерное распределение нагрузки, командные дисфункции – все это следствие процесса стабилизации.

В результате рабочих экспериментов руководитель получает возможность более эффективного распределения обязанностей, учитывая способности, знания, навыки и умения каждого члена коллектива. В итоге образуется мощное объединение людей, готовых к решению серьезных практических задач в реальных условиях.

4

Творческая стадия

Четвертая стадия интересна тем, что в процессе взаимодействия людей друг с другом выделяются наиболее ответственные сотрудники и неформальные лидеры. Их можно приобщить к управлению коллективом, выполнению более ответственных задач, контролю работы. Если на первых трех стадиях делать какие-то выводы было еще рано, то теперь все становится на свои места.

5

Стадия зрелости

Пятая стадия сплочения коллектива приводит к его зрелости. Все члены команды четко знают свои роли, функции и ответственность, понимают, что от них требуется. Любые разногласия и спорные вопросы разрешаются конструктивно и в спокойной обстановке. Команда становится полноценной в плане межличностного взаимодействия и соответствия корпоративным требованиям. Со зрелой командой можно смело рассчитывать на достижение высоких результатов.

Как можно увидеть, создание успешной команды подчинено своим закономерностям. Как руководитель, вы должны все их учитывать и не пытаться перепрыгнуть с одной стадии на другую. Вышеназванный алгоритм прошел проверку временем и многократно доказал свою актуальность. Ваша задача – лишь следовать ему и не торопить события. Единственное, при помощи чего вы можете ускорить процесс, – это использовать инструменты сплочения коллектива. О них мы и расскажем ниже.

Инструменты сплочения команды

Использовать вспомогательные методы сплочения коллектива в командообразовании очень важно и нужно, ведь они помогают сократить время на создание классной команды специалистов. Если эти методы обобщить, мы получим небольшой список действенных инструментов.

1

Традиции

Корпоративные традиции считаются одним из лучших способов сплочения людей. Оказываясь в своей команде, каждый человек хочет чувствовать комфорт и покой. И традиции прекрасно этому способствуют. Вы можете начинать каждый рабочий день с просмотра забавных видеороликов всей командой или заканчивать его 15-тиминутным чаепитием со всякими вкусняшками. В течение дня можно устраивать общее собрание для шутливой разминки, а по пятницам всем вместе отправляться в бассейн, заканчивая рабочий день на час раньше. Вариантов множество, и каждый из них делает членов команды ближе друг другу, позволяет им раскрыться и всегда чувствовать себя в своей тарелке.

2

Собрания

К собраниям не стоит относиться как к чему-то очень официальному. Собираться можно и на работе и в неформальной обстановке. На таких собраниях полезно обсуждать как рабочие вопросы, так и что-то, что совершенно их не касается. Собрания, кстати, тоже можно сделать традицией. Раз в день, раз в неделю или пару раз в месяц – по сути это значения не имеет. Важно лишь, чтобы присутствовал каждый, чувствуя себя при этом ценным членом коллектива. В дополнение к обсуждаемым на собраниях вопросам можно поздравлять кого-то с успехами, хвалить и даже награждать символическими подарками – это многократно усилит положительное воздействие встреч.

3

СМИ

Речь идет, конечно же, о таких СМИ, как корпоративные газеты или журналы. В таких изданиях должна освещаться жизнь команды: успехи, новости, достижения, знаменательные события и даты, предложения и пожелания сотрудников и т.п. Все это способствует тому, что люди лучше узнают друг друга, находят общие интересы и точки соприкосновения, раскрываются и становятся дружнее. Если же корпоративное издание делается самими сотрудниками на творческих началах, можно делать так, чтобы каждый месяц за подготовку отвечали разные члены команды и их комбинации.

4

Отдых

Командообразование и сплочение коллектива – это не только работа, но еще и развлечения. Совместные поездки и приятное времяпрепровождение – прекрасный способ сделать людей дружнее. Он отлично повышает производительность, снимает напряжение и стрессы, позволяет людям увидеть друг друга в новом свете, способствует развитию креативности и нестандартного мышления, погружает команду в непринужденную обстановку. В качестве отдыха может подойти масса занятий: тренинг на сплочение коллектива, поход в горы, купание в озере, игра в футбол, приключенческий квест и многое другое. Но интереснее всего то, что совместный отдых формирует командный дух даже тогда, когда люди не задумываются об этом.

5

Геймификация

Геймификация – это использование игровых технологий и методик в жизни, работе и обучении. Она позволяет сделать даже самое скучное занятие необычным и интересным, а для сплочения коллектива является просто незаменимым инструментом. Пусть члены команды выполняют свои задачи, решают проблемы и достигают результатов, словно они проходят уровни игры под названием «Работа» или «Проект». Введите систему баллов, бейджей и поощрений, уровней мастерства и званий. Достигая новой цели, член команды может зарабатывать, например, 5 баллов, получать звание «Знатока» и билет в кино на выходные. Остальные будут видеть этот результат, а это формирует позитивный настрой на работу и соревновательный дух. Кстати говоря, многие процветающие компании уже используют в своей работе игровые техники, а их команды отличаются невероятной производительностью и эффективностью.

Впрочем, об успешных командах мы еще поговорим, а пока скажем несколько слов о том, какие мероприятия способствуют грамотному тимбилдингу, сплочению коллектива и организации взаимодействия людей в команде лучшим образом.

Мероприятия для сплочения команды

Как мы уже говорили, один из лучших способов сделать людей дружнее – это устраивать коллективные мероприятия, объединенные общим термином «тимбилдинг». Далее мы хотим познакомить вас с несколькими категориями тимблилдинга, на которые вы можете обратить внимание.

Интеллектуальный тимбилдинг

К этой категории относится любая коллективная деятельность, где требуется использовать умственные способности, например, квесты, ролевые игры, фотоконкурсы и т.п. Суть в том, чтобы члены команды проявляли смекалку и работали головой. Интеллектуальная деятельность раскрывает потенциал человека, выносит наружу его таланты и сближает с окружающими.

Несколько примеров интеллектуального тимбилдинга и их краткое описание:

  • Городской квест. Команда должна перемещаться по разным местам города, отгадывать загадки, решать головоломки и находить подсказки по дальнейшему маршруту.
  • Фотонавигация. Команда получает на гаджет фотографию какого-то места в города. Нужно понять, что это за место, и прибыть к нему в назначенный срок. Мест может быть несколько.
  • Сделай сам. Команда получает задание сделать какой-либо предмет (например, лампу или кресло) своими руками, используя любые материалы и компоненты.
  • Искусствоведение. Команда собирается посетить музей или выставку картин. Каждому участнику дается задание как можно больше узнать о конкретном экспонате или картине и затем рассказать об объекте на месте, выступая в роли экскурсовода.
  • Ремесло. Команде дается задание выбрать интересное ремесло (изготовление медовухи или варенья, вышивание, выжигание, резьба по дереву и т.д.) и изготовить свое собственное изделие.

Для разнообразия можно разделить большую команду на несколько меньших команд, чтобы сохранялся эффект соперничества. Безусловно, должны быть призы и награды за победу, ценные для участников тимбилдинга. Для руководителя же наградой станет дружный и сплоченный коллектив.

Творческий тимбилдинг

Данный вид тимблидинга позволяет сплотить команду на более глубоком уровне. Он повышает степень доверия членов команды друг к другу, улучшает взаимопонимание, способствует еще большему раскрепощению. Несмотря на то, что в России предлагаемый метод еще не прижился, его эффективность неоспорима. Сам же факт новизны добавляет ему еще больше изюминки.

Несколько примеров творческого тимбилдинга и их краткое описание:

  • Театр. Команда ставит постановку или спектакль и в назначенный срок демонстрирует его остальным коллегам.
  • Музыка. Команда осваивает музыкальные инструменты (или подбираются люди, умеющие на чем-либо играть) и сочиняет собственное произведение или исполняет всем известную композицию.
  • Танцы. Команда придумывает свой собственный танец и в назначенный срок демонстрирует его остальным коллегам. Еще один вариант – устроить танцевальный вечер или сходить всем коллективом на дискотеку.
  • Литература. Команда готовится к публичному прочтению какого-то произведения или демонстрирует познания в литературе в специально выделенный для этого день.
  • Кино. Команда получает задание снять короткометражный фильм на свободную или конкретную тему. Функции режиссера, оператора и актеров выполняют члены команды.
  • Кулинария. Команда получает задание приготовить какое-то блюдо кухни определенной страны, в том числе и экзотической. В итоге весь коллектив дегустирует кулинарный изыск и делится впечатлениями.

Как и в предыдущем случае, большую команду можно разбивать на несколько команд. Но упор ставится не на победу в соревновании, а на максимальное раскрытие творческого потенциала и установление доверительных отношений между членами коллектива.

Экстремальный тимбилдинг

Еще один замечательный способ сплотить коллектив. Но следует учитывать, что он может быть в некоторой степени опасным, т.к. за основу берется экстремальный отдых и соответствующие виды спорта. Данный метод прекрасно отвлекает людей от работы и позволяет им получить массу эмоций и впечатлений, а также солидную порцию адреналина.

Несколько примеров экстремального тимбилдинга и их краткое описание:

  • Пейнтбол. Команда отправляется в пейнтбол-клуб, надевает амуницию и играет в «войнушки».
  • Полоса препятствий. Команда сооружает полосу со всевозможными преградами (ямы, канаты, сети, грязь) и преодолевает ее. Можно отправиться в специализированный клуб.
  • Ориентирование на местности. Команда получает задание найти на конкретной местности определенное количество контрольных точек. Мероприятие можно проводить в городе, в лесу, в горах. Можно использовать автомобили.
  • Рафтинг. Команда заказывает в турфирме сплав по горной реке и сплавляется на рафтах (нужно учитывать категорию сложности маршрута сплава).
  • Парашютизм. Команда заказывает в специализированном клубе прыжки с парашютами. Благодаря сумасшедшим эмоциям такое времяпрепровождение превратится в первоклассный тренинг на сплочение коллектива.

Не станем спорить, что подобный экстрим подойдет далеко не каждой команде и тем более не каждому человеку. Но если вы все же осмелитесь пощекотать нервишки себе и своей команде, можете быть уверены, что ваши люди не только надолго запомнят такие приключения, но и станут настоящими боевыми товарищами.

Итак, мы предложили вам несколько вариантов тимбилдинга, которые окажут вам серьезную поддержку в формировании сильной команды. Но мы уверены, что вы хотели бы ориентироваться еще и на такие методы сплочения коллектива, которые используются сегодня в компаниях с мировым именем. И специально для вас мы сделали подборку компаний с лучшей корпоративной культурой.

Примеры лучшей корпоративной культуры

За основу представленной информации мы взяли материалы американского издания Enterpreneur, освещающего события из мира предпринимательства и бизнеса. Вы смело можете брать понравившиеся идеи на заметку и применять в собственной работе.

1

Twitter

Любой, кто знаком с корпоративной культурой этой компании, скажет о ней только лестные и полные восхищения слова. Взаимоотношения сотрудников выстраиваются на дружбе и доверии, каждый мотивирован командными целями. Способствуют же этому прекрасные условия работы: брифинги на крыше штаб-квартиры в Сан-Франциско, откуда открываются завораживающие панорамные виды, вкуснейшие бесплатные завтраки, совместные занятия йогой и масса других бонусов и возможностей. Каждый сотрудник компании Twitter осознает, что является ценным членом команды людей, приносящих миру пользу.

2

Facebook

Сама эта компания уже давно стала символом идеальной корпоративной культуры. Ее сотрудники обеспечены всем необходимым для комфортной и спокойной работы: полезным бесплатным питанием, офисами на открытом воздухе, возможностями для непринужденного командного общения, личностного и профессионального роста. Для снятия напряжения членов коллектива руководство создало специальные помещения для отдыха с удобной мебелью, аудио- и видеотехникой. Компания уделяет огромное внимание эмоциональному и психическому состоянию своих работников и устраивает множество развлекательных мероприятий, начиная сессиями совместной релаксации и заканчивая концертами суперзвезд шоу-бизнеса.

3

Google

Компания Google уже много лет входит в список компаний с лучшей корпоративной культурой далеко не случайно, и на нее ориентируются многие стартапы. Она может похвастаться предоставлением бесплатного здорового питания, организацией увлекательных экскурсий, собственными тренажерными залами, финансовыми бонусами, открытыми выступлениями глав компании, максимально комфортными условиями работы, и это далеко не все достоинства подхода Google к командообразованию. Развитию и сплочению коллектива в компании уделяется такое же серьезное внимание, как и вопросам бизнеса.

4

Adobe

Именно эту компанию можно отнести к тем, руководство которых не боится доверять работникам выполнение самых сложных задач. А с результатами такого подхода вы и сами сталкиваетесь каждый день, включая свой компьютер. Помимо предоставления множества льгот (питание, проезд, аренда жилья, посещение спортзалов, бассейнов и т.д.) руководство Adobe стремится максимально раскрыть творческий потенциал каждого члена команды. Это выражается в безграничном доверии к сотрудникам, организации всевозможных тренингов на развитие коллектива, внимании к малейшим деталям жизни людей. Также в компании Adobe отсутствуют любые рейтинги, зачастую демотивирующие игроков, а каждый новичок работает под руководством тренера. Ошибки же воспринимаются здесь как шаги на пути к личностному росту и успеху.

5

Southwest Airlines

Данная компания славится тем, что ее клиенты в один голос заявляют о позитивном настрое, дружелюбии и «счастливости» ее сотрудников. За более чем 40 лет на рынке организация выработала свою уникальную корпоративную культуру. Каждому сотруднику предоставляются всевозможные льготы, в том числе и на авиаперелеты. Регулярно проводятся обучающие и развивающие коллективные мероприятия. Члены команды все вместе отдыхают, путешествуют, посещают развлекательные заведения и проходят курсы повышения квалификации. Достижение общей цели – одна из заповедей компании, разделяемая всеми ее членами без исключения.

6

Zappos

Крупнейший производитель обуви – компания Zappos известна не только своими качественными изделиями, но и прекрасной корпоративной культурой. Удивительно, что еще на начальном этапе обучения каждому кандидату компания предлагает 2 000 долларов, если он откажется от работы в ней, но соглашаются на это единицы – настолько сильно люди хотят работать в Zappos. Каждому новому сотруднику с первых дней прививаются десять ценностей компании, среди которых стремление сделать счастливым каждого клиента и важность командного духа. Офисная политика не имеет никакого отношения к уровню зарплаты работников – он зависит только от качества их работы, причем в методах сотрудники не ограничиваются. На тимблилдинг и тренинги на сплочение коллектива выделяются огромные средства.

7

Chevron

В отличие от множества нефтегазовых корпораций, Chevron знаменита высочайшими показателями своей корпоративной культуры. Руководство проявляет поистине потрясающую заботу о безопасности своих людей и старается поддерживать их всеми доступными способами. На территории предприятий компании находятся собственные фитнес-центры и оздоровительные комплексы, спортивные клубы, теннисные залы и даже бары. Сотрудникам доступно множество программ здравоохранения. Перерывы на отдых в течения рабочего дня – обязательно условие работы, как и участие в тренингах на сплочение коллектива и его развитие.

8

SquareSpace

Несмотря на небольшой возраст этой компании, она уже завоевала славу одной из лучших в Нью-Йорке, и на трудоустройство сюда выстраиваются целые очереди. Корпоративная культура этой компании отличается творческой, открытой и простой атмосферой. Между сотрудниками нет четко установленной и регламентированной субординации, рядовые работники и управленцы решают задачи в одинаковых условиях. Всем обеспечена медицинская страховка, гибкие отпуска и солидные отпускные, бесплатное питание и множество других льгот. Мероприятия на сплочение коллектива – важнейшая сфера жизни компании, ценность и значимость которой предельно ясны каждому члену команды.

9

Warby Parker

В этой компании, занимающейся производством и продажей очков с 2010 года, все направлено на прямое взаимодействие с клиентами и поддержание приемлемой ценовой политики. Однако для ее сотрудников ценность состоит в уникальной корпоративной культуре, развитие и формирование которой происходит на самом высоком уровне. Для стимулирования работников и повышения командного духа компания систематически организует необычные тематические обеды и встречи, развлекательные и конкурсные программы, развивающие и объединяющие мероприятия, такие как семинары, тренинги на сплочение коллектива, обычные и обратные мозговые штурмы и т.д. Ценность команды и общие цели – важнейший аспект внутреннего уклада Warby Parker.

Эти и другие подобные приемы сплочения коллектива можно с успехом применять и с целью создания и единения своей собственной команды. Повторимся, что для России многие из описанных выше методов еще в диковинку, но это не должно быть помехой. Напротив, проявляя креативность, следуя современным мировым тенденциям командообразования, руководители и лидеры получают прекрасную возможность привнести в работу своего коллектива новизну, интригу, интерес, необычность и оригинальность. Чем больше креативной практики вы будете внедрять, тем ближе и тем серьезнее будут успехи.

И, говоря о практике, самое время перейти к сугубо практической части нашего курса. Если в первых трех уроках речь шла больше о теоретических основах командообразования, то два следующих урока будут посвящены исключительно тому, что нужно делать, чтобы превратить разношерстную группу людей в единой целое. Следующий урок нашего тренинга по командообразованию посвящен играм на сплочение коллектива. В его начале мы вкратце расскажем о целях таких мероприятий, а в основной части рассмотрим несколько десятков эффективных игр и пять оригинальных способов сплотить команду.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Урок 3. Сплочение коллектива: эффективное взаимодействие в командеКирилл Ногалес

4brain.ru

Мероприятие отрядные игры на сплочение коллектива

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым

«КЛИНИЧЕСКИЙ САНАТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ

«ЗДРАВНИЦА»

МЕРОПРИЯТИЕ

«Игры на сплочение коллектива»

воспитателя Поповой Татьяны Валерьевны

Евпатория, 2019год.

Цель:

Знакомство детей друг с другом, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков, снятие эмоциональных стрессов и зажимов, способствование развитию дружеских взаимоотношений в коллективе, организация детского досуга.

Место проведения: нет требований

Время: 20-40 мин.

Количество участников: до 30 человек.

Рекомендуемый возраст: 5-18 лет.

Ход мероприятия:

Делимся по признаку

Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать по какому признаку группа разбита на две части.

Атомы и молекулы

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

*На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

Апельсин

Необходим определенный предмет (чаще всего это апельсин или что-то другое, традиционно круглое), который передается по кругу. Сначала он прижимается головой к плечу, затем передается по коленям сидящих участников без помощи рук, затем передается зажатым между коленями и, наконец, по стопам ног. Можно придумать массу других способов передачи или внести «дух соревновательности», разделившись на команды, передавая кто быстрей.

Привет

Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. В тоже время в игре мобилизуется внимание участников, поскольку они должны одновременно управлять обеими сторонами своего тела. Каждый игрок может прервать рукопожатие правой рукой только тогда, когда установит новый контакт – левой рукой. Это способствует межполушарному взаимодействию.

Игра интересна так же и с точки зрения развития межличностных отношений, она требует достаточно высокого уровня кооперации, поскольку каждый участник одновременно взаимодействует сразу с двумя членами группы. Большой позитивный эффект имеет проведение этой игры в конце занятия. Благодаря ей участники расходятся в хорошем настроении, и каждый из них получает свою долю внимания.

Инструкция: "Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?"

Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, Вы можете запустить второй круг – с другим приветствием, например, со словами: «Как хорошо, что Ты здесь!» Другой вариант: Вы можете использовать эту игру в конце занятий, и в этом случае заменить приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с Тобой было так хорошо работать!»

Квадрат

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:

- Квадрат пошел влево, - квадрат идет влево.

- Квадрат садится, - квадрат с криками и воплями пытается сесть.

- Квадрат прыгает, - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.

И так далее.

Комплименты

Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч. Чем больше мяч, тем лучше - это заставляет людей раскрыться.

Расскажи мне обо мне

Ведущий предлагает членам группы разбиться по парам. В течении 5 минут каждый рассказывает друг другу о себе. Затем все садятся в круг и каждая пара по очереди выходит в центр: один участник садится на стул, второй встает за ним, кладет ему на плечи руки и говорит о сидящем как от себя, представляя себя его именем, затем они меняются. Пары можно оставить из предыдущего упражнения.

С миру по нитке

Один из участников начинает рассказ, предлагая одно предложение, затем следующий по кругу добавляет к нему свое предложение, следующий - свое и так до тех пор, пока очередь не дойдет до начавшего. Затем кому-нибудь из группы предлагается вспомнить и рассказать все получившееся целиком. Остальные могут добавлять или поправлять рассказывающего.

Спины – арки

Повернувшись спиной друг к другу, необходимо удобно устроиться, положив голову на плечо друг другу, не касаясь друг друга спинами. Необходимо пробовать до тех пор, пока обоим членам пары не будет удобно: чтобы никто не «наваливался» и никто не держал на себе. Залог успешного выполнения упражнения – перестать думать о неудобствах, доставляемых напарнику, и стараться устроиться так, как удобно самому.

Человек к человеку

Все стоят по двое. Водящий по очереди называет части тела. Например, «нос к носу», «рука к руке», «коленка к коленке» и т. д. Играющие должны выполнить эти задания. После команды: «Человек к человеку» все разъединяются и ищут другого партнера. Тот, кому не достанется партнера, становится водящим.

infourok.ru

Внеклассное мероприятие на тему: «сплочение коллектива»

Внеклассное мероприятие на тему: «сплочение коллектива»

Разработка внеклассного мероприятия на сплочение коллектива

Цель мероприятия: достижение внутригруппового сплочения, осмысления своего «Я» как части общего «Мы класс».

Задачи мероприятия:

- расширение кругозора учащихся (происхождение, эволюция, польза)

- развитие коммуникативных способностей, воспитание дружеских отношений, создание атмосферы праздника.

Ход классного часа:

- Добрый день всем! Я рада видеть вас и приветствую всех на нашем классном часе, который посвящен человеческим отношениям. Сейчас я каждому присутствующему хочу подарить подарок. Каждому, но одинаковый (учитель раздает присутствующим по большой бусинке, вкладывая её в раскрытую ладонь).

- Посмотрите внимательно и скажите, на что она похожа? Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой бусинкой она видится из космоса. Это наш дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету. Существует множество необитаемых звёзд, планет, галактик, на которых можно поселиться.

Наш класс – это своеобразная планета, на которой мы живём вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствует себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Всем известна детская песня «Если с другом вышел в путь…». И там есть такие слова «Ну а дружба начинается с …. (с улыбки)»

Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет это красивое, доброе солнышко. ( на доске крепится изображение солнца) Лучики у солнышка - ученики класса, а центр солнышка - это все мы вместе. И сегодня мы должны стать еще сплоченнее и дружнее.

Игры на сплочение коллектива.

Игра 1 «строй»

Нужно построиться по возрасту от самого младшего до самого старшего, но при этом не общаться.

( это упражнение дает понять, насколько хорошо дети знают друг друга)

Игра 2 «Я люблю тебя за то…»

Участники становятся или садятся в два круга – внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки и говорят шёпотом друг другу. За какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(Имя участника), я люблю тебя за то…»

( дети показывают свое отношение друг к другу)

Игра 3 «Путаница»

Участники становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо распутаться. В результате распутывания должен получиться круг.

( игра на сплоченность, развитие мышления)

Игра 4 «Слон»

Все участники, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине. Ведущий внимательно наблюдает за ходом выполнения задания: все ли выполняют задание, кто взял на себя роль руководителя.

( развитие абстрактного мышления)

Игра 5 « Красные, синие, зелёные»

Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий (вожатый) каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие. Можно усложнить задание: строиться в полной тишине.

Игра 6 «Биг-мак»

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

Игра 7 «Все на борт»

Оборудование: любая обозначенная площадка ( коврик, стул, брусок).

Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

Игра 8 «Делимся по признаку»

Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача ведущего – угадать по какому признаку группа разбита на две части.

Игра 9 « Клоун»

Для проведения этой игры потребуется коробок спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все участники выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем участникам, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, игра начинается заново.

Игра 10 « Глаза в глаза»

Участники садятся в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом участники рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.

Игра 11 «Рисунок на спине»

Дети делятся на две команды.

Каждый участник смотрит в спину товарища. Ведущий рисует на листке рисунок, а затем воспроизводит его на спине участника. Последний участник должен назвать этот рисунок.

Игра 12 « друг к дружке»

Необходимо свободно перемещаться по аудитории и когда ведущий скажет «друг к дружке по 5 человек», то участники должны соединиться по 5 человек. Выбивают те, кто не успел соединиться.

- На этой прекрасной ноте мы с вами и закончим нашу встречу!!!

Мы показали, какие все сплоченные, дружные.

infourok.ru

Внеклассное мероприятие. Тренинг на сплочение коллектива.

Тренинг

на сплочение коллектива.

Цель занятия-тренинга: сплочение коллектива и выявление значимости скоординированной совместной работы.

Задачи:

– эмоциональная поддержка группы;

– создание доброжелательной атмосферы;

– совершенствование навыков совместной работы;

– формирование чувства взаимодоверия;

– осознание единства педагога и коллектива.

Форма занятия; тренинг.

Условия проведения: свободное пространство.

Оборудование: Дощечка на верёвках, пластиковый стакан или теннисный мяч.

Ход занятия.

Доброе утро, ребята. Мне очень приятно вас видеть и я надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем, несмотря на то, что мы с вами совсем не знакомы. Мы всегда смотрим на новичков со смешанными чувствами: насторожено и в то же время с любопытством. Нам трудно понять сразу, какое место в нашей жизни займёт наш новый знакомый. И тем не менее в жизни такие ситуации не редкость. Давайте попробуем на то небольшое время, которое мы с вами будем общаться, стать командой. А что нужно для того, чтобы команда была сплочённой? (Ответы учеников). Я думаю, вы со мной согласитесь, что очень важно для эффективной работы в команде знать друг друга. Давайте немного познакомимся. Сейчас мы немного перемешаемся. Но меняться местами мы будем по определённым признакам.

  • Сейчас меняются местами те, кто родился зимой.

  • А теперь поменяются местами обладатели карих глаз.

  • Поменяйтесь местами, кто учится или учился в музыкальной школе.

  • Кто любит читать книги.

  • Кто ждёт каникул.

  • Кому нравится учиться в школе.

Спасибо вам за откровенную информацию. Действительно, зная интересы друг друга, мы можем не только качественно общаться, но и очень продуктивно работать. Таким образом, мы используем возможности каждого члена команды в полной мере. Но команда – это в первую очередь совместные действия. А их нужно уметь скоординировать. Давайте попробуем провести один эксперимент. Перед вами дощечка, на которую я поставлю стакан с водой. Взявшись за верёвки, поднимите дощечку, не расплескав воду. При этом говорить может только один из вас. Подойдите в центр, начинайте.

Спасибо вам. Вы в самом деле сплочённый коллектив. Вам удаётся понимать друг друга без слов.

А сейчас мне очень хотелось бы, что мы поблагодарили друг друга и послали друг другу импульс хорошего настроения. Возьмёмся за руки. Месте с рукопожатием улыбнёмся соседу и передадим импульс дальше.

И в заключении позвольте рассказать вам небольшую притчу. Некоторые – чёрные, некоторые – белые, есть коричневые и розовые, но все живут вместе, бок о бок, в мире и согласии. Одни всё время заняты, а другие спокойно ждут своей очереди, хотя в более широкой картине вещей все равны. Некоторые — прямые и закруглённые, другие – заострённые, но все знают, в чём состоит их задача. Некоторые очень красивы, у некоторых – странные имена, но каждый совершенно уникален. Сами по себе они могут быть бледными и незаметными, но вместе способны создать произведение искусства. Очень многому может нас научить Коробка обычных карандашей.

Уходя из этого кабинета, оставьте мне отзыв о мероприятии. Если вам ничего не понравилось – опустите в коробку красный жетон, если вы остались равнодушны – оставьте жёлтый жетон, если вы остались довольны и получили полезную информацию – оставьте мне зелёный жетон.

Спасибо, было приятно с вами общаться!

infourok.ru

Тимбилдинг на практике. Как сплотить коллектив в современных условиях

Прочитав эту статью, Вы узнаете

  • Что такое тимбилдинг и как с его помощью сплотить коллектив
  • Форматы проведения корпоративных мероприятий
  • В каких случаях тимбилдинг может оказать противоположный, деконсолидирующий эффект
  • Как сплотить коллектив: практические советы

Тимбилдинг, как и любые другие инструменты работы компании, нужно использовать ради определенной цели, а не просто по принципу «так делают другие». Когда Вы задумываетесь «как сплотить коллектив» необходимо применять именно те инструменты, которые позволят добиться значительного эффекта во время и активного роста, и спада бизнеса, также при появлении конфликта между подразделениями предприятия.

Тимбилдинг

Тимбилдинг, или командообразование (от англ. team building – построение команды) – философия управления персоналом, при которой все сотрудники рассматриваются не как отдельные работники, а как сплоченная взаимозависимая команда. Идея командных методов работы заимствована из спорта и стала активно внедряться в практику в 60 - 70 годы XX века. В настоящее время тимбилдинг является эффективной моделью корпоративного менеджмента, благодаря которой можно добиться полноценного развития компании. Комадообразование направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, взаимозависимых, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде.

Подготовлено редакцией по материалам сайта businessdictionary.com и других открытых источников

Когда целесообразно применять тимбилдинг 

Во-первых, в период активного роста компании. При расширении штата компании в несколько раз в достаточно сжатый срок, могут возникнуть довольно напряженные отношения между прежними работниками и новыми. Чтобы обеспечить положительный результат для взаимодействия между различными группами сотрудников, нужно начать свою работу с лидеров – в том числе с официальных (глав подразделений) и неофициальных. Благодаря тимбилдингу они смогут лучше познакомиться, возникнут доброжелательные отношения внутри каждой группы и между ними.

Тимбилдинг основан на проведении тренингов, направленных на командообразование и развитие корпоративного духа, чтобы участники получали общий эмоциональный и коммуникативный опыт, со снижением уровня внутренней конкуренции и конфликтности, с оптимизацией общей атмосферы в компании.

Во-вторых, при стагнации или упадке организации. Сотрудники на данном этапе не видят перспективы своей работы, работают недостаточно ответственно и без инициативы, не проявляют желание достигать результатов, занимаются поиском альтернативных мест трудоустройства и в итоге просто уходят. Следовательно, в данной ситуации перед руководителями должна стоять задача повышения боевого и корпоративного духа – работники должны верить, что всё в их руках. 

В-третьих, локальные проблемы. Благодаря мероприятиям для сплочения коллектива удается справиться с актуальными проблемами. В частности, одна компания в своей работе столкнулась с сокращением количества продаж. Был проведен своевременный тимбилдинг, создавший условия для необходимого рывка. Проведено мероприятие было после январских каникул, когда на работу персонал вышел с новыми силами. Параллельно внедрялась новая технология продаж.

Тимбилдинг применим в качестве одного из средств, направленных на урегулирование конфликтов между подразделениями. Рекомендуется включать данное мероприятие в комплекс прочих мер, направленных на перераспределение полномочий, изменение регламентов работы и др.

Форматы мероприятий по командообразованию 

Корпоративные праздники считаются наиболее распространенным инструментом консолидации коллектива. Менее распространены спортивные тренинги, иногда несправедливо забываются тимбилдинги в процессе самой работы. 

1. Корпоративные праздники

Изюминкой корпоративного праздника становится его формат проведения – от него в значительной мере зависит успешность и эффективность мероприятия. В частности, к негативному эффекту приводят неинтересные сценарии либо вовсе их отсутствие, однообразные застолья каждый год. Работники часто воспринимают такой корпоративный праздник как «ненастоящий». У них нет возможности расслабиться, как в домашней обстановке, ведь фактически остаются на работе. Всё событие контролируется сотрудниками службы безопасности, всё происходящее отмечается представителем HR, делаются фотографии, поведение сотрудников потом будет проанализировано начальством. По возвращении обратно на рабочее место, работники могут ощущать себя потом некомфортно из-за того, что на празднике сказали или выпили лишнее.

Добиться эффективности мероприятия можно при условии составления сценария праздника самими сотрудниками. Они смогут узнать на мероприятии что-то новое, отмечается и более позитивный настрой. Такой подход обеспечивает и другое преимущество – значительная экономия без дорогостоящих услуг сторонних компаний, создающих сценарии праздников и проводящих мероприятие.

Для эффективного мероприятия следует поручить представителям PR-дела, отдела рекламы и маркетинга, также отдела персонала за 2 месяца до праздника провести опрос и определить, что хотели бы видеть сами работники. Составляется анкета, в которой даются разные варианты на выбор либо возможность добавить свой ответ, чтобы коллектив поделился своими соображениями о подходящем формате, сценарии и прочих особенностях праздника. Обработка данных такого опроса позволит понять предпочтение большинства работников, из их числа можно привлечь заинтересованных и к организации самого праздника.

2. Командообразующие спортивные тренинги

Благодаря тимбилдингу работники получают возможность обновления и налаживания отношений в коллективе, с получением одинакового для всех опыта, разрушая существующие барьеры, которые появились в результате определенных рабочих конфликтов и споров. Но стоит понимать – тимбилдинг в случае неправильной организации может стать причиной негативных последствий, провоцируя потерю авторитета руководителя, деконсолидацию персонала, увольнение определенных сотрудников. Поэтому нужно внимательно отнестись к поиску тренера (лучше основываться на отзывах своих знакомых) и учесть степень спортивной подготовки сотрудников. Была ситуация, когда одна женщина, гендиректор компании, сломала руку на спортивном тренинге. И еще долго после этого думала, была ли это случайность либо кто-то из доброжелателей специально подстроил эту ситуацию.

Для компаний, штат которых представлен в основном энергичной молодежью, но сам гендиректор не блещет своей высокой физической подготовкой, лучше отказаться от проведения спортивного тимбилдинга. Результатом могут оказаться негативные последствия для авторитета руководителя. Если же гендиректор значительно превосходит основную часть персонала по своей спортивной подготовке, увлекается разным экстремальным спортом, не нужно заставлять всех работников участвовать в таком мероприятии обязательном порядке. Была ситуация, когда 36-летний, сильный гендиректор, поклонник парашютного спорта, организовал подобный тимбилдинг для своих топ-менеджеров. В основном в коллективе работали женщины возрастом от 40 лет. Их не заставляли силой прыгать, но чувствовалась напряженность – если прыгать не осмелишься, то ты «не наш человек». Поэтому решились на такой прыжок многие, однако были и отказавшиеся. Вряд ли подобный тимбилдинг будет приносить положительный эффект для коллектива. Ведь заниматься экстремальным спортом дано не каждому – поэтому в мероприятии должны участвовать люди, разделяющие подобные интересы. 

3. Командообразующие мероприятия в процессе работы 

Данные мероприятия обычно представлены учебными тренингами. Их проведение направлено на сплочение коллектива компании, с адаптацией новичков, достижением прочих позитивных эффектов.

Поиск общего языка. Одна компания просила меня организовать одинаковый тренинг 6 раз – для разных подразделений. Руководство организации желало добиться, чтобы говорили сотрудники всех подразделений на одном языке. Достичь такого эффекта можно лишь при условии прохождения всеми учебного курса с одинаковым тренером. Благодаря этому начинается использоваться одинаковая терминология и трактовка используемых терминов. Данный тренинг зарекомендовал себя особой эффективностью при различном образовательном уровне работников компании, поэтому важно привести их к общему знаменателю.

Введение новичков в курс дела. Новым работникам предлагается исключительная возможность познакомиться с коллегами за несколько часов либо дней, перестав быть чужими в коллективе. У коллег уже будет определенное представление о новом сотруднике, начав активнее работать с ним. В обычной рабочей обстановке новичку приходится адаптироваться к коллективу месяцами.

Заработать авторитет. Была однажды довольно распространенная ситуация. В финансовое подразделение компании, у которой работники были старшего среднего возраста, пришла молодая женщина на должность финансового директора. Вполне естественно, это спровоцировало неподчинение со стороны коллектива, потому что не было доверия и авторитета. Поэтому финансовый директор решила прибегнуть к оригинальному решению – сообщила о том, что будет проводить семинары по финансовому анализу и английскому языку для всех в компании полностью бесплатно. Особого ажиотажа на первом занятии не было, учитывая отношение со стороны сотрудников. Но постепенно количество желающих заниматься увеличивалось – росли уважение и авторитет к новому руководителю.

Разработка новых документов. В рамках тренинга можно совместно создать, к примеру, корпоративный кодекс своей компании. В документе приводятся данные о  традициях, ценностях компании, внутренних правилах взаимодействия и поведения. Если этот документ будет просто назначаться руководством сверху, вряд ли принесет особый эффект. Совершенно другая ситуация, когда сами работники компании его написали, создавая кодекс во время открытого обсуждения.

Как сплотить коллектив: 3 принципа разработки корпоративного кодекса

Первый вариант. PR-  HR-отделам, а также отделу рекламы и маркетинга следует поручить организовать анонимный опрос сотрудников. Вам предстоит понять, как сотрудники видят задачи и миссию компании, взаимодействие друг с другом, внешним миром, главные правила работы. Затем организуется рабочая группа из топ-менеджеров, ключевых сотрудников, могут быть привлечены делегаты от каждого подразделения. По данным проведенных опросов эта группа создает документ – может быть разослан коллективу для ознакомления и высказывания своих мнения и замечаний.

Второй вариант. Каждому подразделению можно предложить составить собственный вариант документа, определив представителя, который будет выступать в рамках собрания рабочей группы. Следующий алгоритм действий – аналогично первому варианту.

Третий вариант. Если Вам сложно принять самостоятельность со стороны сотрудников при внесении важных поправок, но Вы задаетесь вопросом, как сплотить коллектив, можно рекомендовать такой вариант. Составляете правильный, по своему мнению, вариант. Далее он рассылается работникам с таким посылом: вижу данный документ таким, посмотрите и подумайте, что хотели бы в нем улучшить.

Говорит Генеральный Директор

Айгуль Гомоюнова, Генеральный Директор  ГК «Пенопол», Москва

В нашей компании значительная часть коллектива – это работники отдела продаж и склада (грузчики). В данных подразделениях сохранялись основные проблемы с текучестью кадров. Происходила постоянная смена грузчиков, да и трудоустроенные нередко выпивали, прогуливали работу. В первый год нашей работы ушел весь отдел продаж. Были сложности в выяснении реальных причин проблемы, поскольку вопросам удержания работников не уделялось должное внимание. Поэтому не удавалось разобраться, в чем проблема? Ведь зарплата была вполне приемлема в данном сегменте.

Пришлось использовать множество методов ради стабилизации, включая штрафы и премии, различные акции, но ничто не приносило результата. В том числе была организована акция «Лучший грузчик месяца» с подарком в виде мобильного телефона, но даже победитель сразу уволился. Мы пробовали разные методы на протяжении всего года, но не могли добиться желаемого эффекта.

Тогда было решено организовать тренинги по командообразованию всего коллектива. Ведь важно каждому сотруднику понимать – от его действий зависит общий результат. Не имеет значения, оформляешь ли ты документы либо грузишь товары. Такое предложение было отлично воспринято грузчиками – им важно понимать, что их слышат и учитывают мнение. Сейчас уже сами интересуются датой следующего мероприятия, мы проводим тренинги на регулярной основе раз в 1.5-2 месяца, особое внимание отводится новым работникам, чтобы могли легче адаптироваться. Неплохо отреагировали и офисные сотрудники,  и постепенно во время тренингов начали стираться границы между работниками разных отделов.

Посвящено проведение первого тренинга было выявлению проблем во взаимодействии. Была организована игра по тематике кораблекрушения, заняты в которой были все сотрудники. Каждый во время игры отстаивал свою позицию, никто не желал слушать других, было ощутимо презрение офисных работников к грузчикам. Смогли выявить явную проблему – все разделились по группам, противопоставляя себя другим. Поэтому мы определились с главной задачей – нужно подумать, как сплотить коллектив.

Кульминация тренингов компании – крупнейшее мероприятие в нашей истории, когда арендовали коттедж и отправились на природу на 4 дня, с пейнтболом, шашлыками и самим тренингом. Участники мероприятия были разделены на 2 команды, каждую из которых предварительно попросили составить перечень необходимых покупок для эффективной работы компании.

Для бухгалтеров требовалась определенная программа, грузчики просили о специальных приспособлениях для погрузки, микроволновке и пр. Команда, которая победила в соревнованиях, получала возможность выбрать себе лишь один предмет. Перед самой игрой была масса споров, каждый настаивал на правильности именно своей покупки. Но как же изменилась ситуация после соревнований! Бухгалтерия решила отказаться от программы, в отделе продаж также отменили свой запрос – и всё ради грузчиков, чтобы купить им микроволновку. Конечно, в компании есть столовая, но грузчики периодически вынуждены задерживаться либо на обед не успевают – чтобы нормально есть горячие блюда, требовалась микроволновка. И весь коллектив пошел им навстречу. Подобная ситуация повторялась после каждого этапа наших соревнований – никто не стремился отстаивать только свои интересы, был заинтересован в помощи другим отделам, пользе для всей компании.

Такой подход к командообразованию на сегодняшний день принес ощутимые, важные результаты:

  • Мы избавились от проблемы текучки на складе. Идет третий год, как сохраняется полностью прежний коллектив. При этом отмечается активное участие грузчиков в работе компании – помогают в различных ситуациях. В том числе, подготавливают образцы товаров для клиентов, чтобы помочь менеджерам по продажам.
  • Количество увольнений в офисе – лишь 2 человека в течение последних двух лет. При этом одна сотрудница ушла по личным причинам.

Конечно, достичь результатов таких тренингов удалось не сразу, понадобилось порядка года, чтобы стабилизировать и улучшить ситуацию. Но уже после второго тренинга начинают постепенно проявляться улучшения. 

gd.ru

hr-portal.ru