Метафорические карты техники – | | | VK

Содержание

Техники работы с метафорическими ассоциативными картами от Константина Довлатова

Неопубликованная запись

Техники работы с метафорическими картами

Автор: 

Имя автора

Сегодня о том, как стать Мастером, для которого нет неразрешимых проблем. Ни в чем. Чего бы это ни касалось:
здоровья
 денег
 взаимоотношений
  самореализации
Главное условие, чтобы быть довольным жизнью и чувствовать себя во всех отношениях хорошо – обмен информацией между сознанием и бессознательным. Чем легче, свободнее и быстрее происходит этот обмен, тем лучше человеку живется – во всех сферах.
Но есть проблема
Мы воспитаны в таких традициях и живем в такой среде, где есть перекос в сторону рассудочного сознания. А это приводит вот к чему. Люди, привыкшие мыслить и решать свои задачи исключительно логическим способом (левополушарный тип мышления), сильно ограничены тем, что фокус логического мышления очень узок.И все потому, что логика закована в рамки опыта. И во всех решениях опирается на уже знакомое, которое «когда-то сработало».
Другие же, еще не хоженые, но куда более короткие и надежные пути – логика в упор не видит.Поэтому попытки решить задачи, справиться с проблемами, приводят к тому, что мозг закипает, а результата нет. А между тем, рядом есть могущественное бессознательное, которое во всем может помочь, но пробиться к вам – оно не может.
И теперь смотрите как с этим справиться


Скрытые возможности метафорических ассоциативных карт

Нам надо соединить разум и сердце, рассудок и душу, рациональное и иррациональное, логику и интуицию – соединить для совместной работы.Словом, в одну телегу «впрячь коня и трепетную лань». Нам нужно, чтобы они были не порознь, а вместе. И хорошо бы, чтобы и не разлучались.
Это обеспечит совершенно свободный и открытый контакт сознательного с бессознательным, в результате которого человек становится Мастером. Или гением. Или магом.Ведь как у сознания, так и у бессознательного есть огромный потенциал.
Сознание неплохо справляется с целеполаганием и оценкой результатов. А бессознательное не знает себе равных в поиске путей и ресурсов.И оно отлично исполняет роль путеводной нити, волшебного клубочка, ведущего по жизни.
Чтобы наладить сознательно-бессознательное сотрудничество, достаточно сделать вот что: взять метафорические карты (реальные или виртуальные) и использовать их скрытые возможности.

2 способа взаимодействия с метафорическими картами

1. Исследование метафоры, чтобы понять, какой метафорой мы живем или применяем для того или иного действия.
Как это делается, разберем на примере. Запрос клиентки: не складываются отношения с мужчинами.
Ее метафора любви выглядела так. Она на полянке посреди леса, залитой солнышком, заросшей цветами. Порхают бабочки, летают стрекозы, жужжат шмели. Словом, рай и идиллия.По мере развития отношений появляется тропинка, ведущая в лес. Сначала это красивая, упругая, утоптанная тропинка, но постепенно появляется подлесок, который цепляется за одежду и вскоре становится очень густым. Через него приходится продираться. И вдруг тропинка проваливается в овраг, где грязь, глина. Из оврага трудно выбраться. А выбравшись, на другой стороне снова оказываешься на полянке. Там приводишь себя в порядок. И как только становится хорошо – появляется неизбежное желание идти к краю полянки, по тропинке, ведущей вглубь леса...
Какая метафора любви, такие и отношения
Как вы думаете, как развивались отношения этой девушки с мужчинами? Вот точно так и развивались. Ситуация повторялась из раза в раз: в начале конфетно-букетная прелесть, затем начинаются ссоры и обиды, а потом вдруг она узнает, что он ее предал. Долго мучается, страдает, пытается восстановить разрушенную самооценку, когда это удается – заводит новые отношения. И все начинается сначала.
Все что потребовалось сделать – это понять метафору отношений и всего лишь немножечко ее переделать. Оказалось, что девушка искренне считала где-то глубоко в своем подсознании, что вдвоем на полянке быть нельзя. Двоим там места нет. Наслаждаться можно только в одиночку. 
И когда мы нашли этот процесс и сняли с него избыточный заряд, оказалось, что вдвоем на полянке лучше. После этого тяга к оврагу ушла. А расставаний, ситуаций с предательством больше не было.
Тут весь фокус в том, чтобы завести сознание на территорию подсознательного, где оно примет гениальные идеи и разного рода подсказки от бессознательного. И тем самым обеспечит такие наглядные изменения в жизни. 
2. Расстановочный подход – каждой карте назначается персонаж реального мира и затем рассматриваются их взаимодействия. Как кто к кому относится, что при этом чувствует, думает, какие состояния проживает, что хочет делать. Куда ему хочется переместиться, и что происходит после перемещения.
На самом деле, взаимодействуют не люди, а представительства людей в голове человека, которому делают расстановку. Эти представительства обеспечивают способ поведения и реагирования на людей, которых он включил в расстановку.
И если он обозначил кого-то злодеем, а в процессе расстановки трансформирует его в доброго друга, то и в жизни ситуация со злодеем заканчивается.
Если мы воспринимаем человека как злого, он вынужденно реагирует так, чтобы поддержать наше мнение о нем. Когда мы начинаем реагировать на человека как на доброго, он опять-таки поддерживает наше о нем мнение.
В итоге получается, что как человека назовешь, такое взаимодействие и получишь.
В результате расстановки мы получаем новый формат отношения к человеку. И как следствие, совершенно другое его поведение в ответ.
Расстановки на картах – способ изменить отношения
Это возможность задать внутрь себя вопросы, ответы на которые не доступны логике. Тем и хороша расстановочная работа, что не требуется активного участия сознания.
Если мы исследуем метафору, разбираем все ее детали – это интереснейшая, но осознанная работа.
Если мы делаем расстановку на картах, например: это моя злая часть, это моя любящая часть, это моя зарабатывающая часть. То нам достаточно один раз активировать карты, рассказать, что испытывает каждая, а затем расположить их так, как им будет лучше.Сначала эта подвижка может казаться невозможной, у человека может не хватить ресурсов, чтобы согласиться с новым позитивным состоянием.
Тогда мы просто возвращаем карты в первоначальное положение и только намечаем движение в нужную позицию, чуть-чуть, буквально на пару сантиметров сдвинув карты.
После мы оставляем карты выстаиваться в таком положении. В голове у человека продолжается процесс примирения частей личности.
На следующий день он еще немножко подвинет карты ровно настолько, насколько готов прямо сейчас. На третий день еще, на четвертый…
И через неделю он спокойно без какой-либо сторонней помощи переведет карты из позиции начальной в позицию желаемую.
И получит результат, на который сможет опираться в жизни.
А чего мы добиваемся в итоге? Что нам помогают сделать метафорические карты?
Это налаженное сотрудничество с самим собой. Внутренняя конгруэнтность. То самое состояние, когда знаешь, куда идешь, и одновременно точно знаешь, что каждый шаг будет верным и наилучшим для достижения цели.
Да, это действительно – состояние мастерства. И чтобы его достичь, не требуется ничего сверхъестественного. Достаточно применять простые техники работы с метафорическими картами. Например, такую:
Упражнение «Нравлюсь ли я себе сегодня»
Цель: мониторинг и улучшение своего текущего состояния
Достаньте карту себя – какой вы сегодня. Посмотрите, нравитесь ли вы себе. Если нет, достаньте из ресурсной колоды, например «Мурчастье», два-три подарка. Подарите их своей карте. Состояние изменится. И вам захочется поменять карту себя на более позитивную. Замените карту. Эти шаги можно повторить несколько раз.
Ну что ж, отлично, жизнь удалась! Эмоциональная зарядка закончена, можно идти по своим делам с уже измененным состоянием. Новую позитивную карту себя можно сфотографировать и потом в течение дня посматривать на нее, поддерживая состояние.
Таким образом, с помощью тривиальных, занимающих буквально 3-4 минуты упражнений с картами можно выстраивать свою жизнь и делать это планомерно, методично, изо дня в день, постепенно приближая себя к той жизни, о которой вы всегда мечтали.
Константин Довлатов

Техники работы с метафорическими картами. Часть 2  >>>

Все курсы по метафорическим картам >>>

web-coach.ru

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ - ОБУЧАЮЩИЙ КУРС В 11 УРОКОВ

1 Урок. Что такое метафорические карты?

 

Предмет курса

 

Предметом изучения данного курса является работа психолога с помощью метафорических карт. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.

 

Глубина изложения предмета курсом

 

Берясь за описание любого предмета автор прежде всего должен решить насколько подробна будет его модель.

 

Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль. Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках. Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать. Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг. Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.

 

Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.

 

Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.

 

Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.

 

Все обучающие курсы по метафорическим картам в России - это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом - не твое дело.

 

Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.

 

Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:

 

1.Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.

2.Вы почти ничего не знаете о психологии.

 

Это курс для чайников.

 

Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.

 

Что такое метафорические карты?

 

Если максимально просто, то метафорические(проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.

 

Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”.

 

 

Чаще всего карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному. 

 

На данный момент мне известно примерно о 80-ти различных более менее популярных колодах, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине.

 

Сами по себе карты никакой ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за десять лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты всего лишь инструмент. Они становятся полезны только в руках того, кто знает что с ними делать. Это может быть любой человек  с одной важной особенностью - он должен разбираться в психологии. Поэтому картами пользуются в основном психологи.

 

Для чего же им эти карточки с картинками?

 

Если коротко, психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека.

 

Объяснить, как проходит такая работа, дело не одной сотни страниц, но главный принцип прост:

 

Основной принцип действия метафорических карт

 

Каждая карта - это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.

 

Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:

 

 

Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула.

 

Вам кажется это естественным. И в самом деле, - скажете вы, - вот это новость, глядя на фото стула, я вижу стул. Офигеть чудо!

 

На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.

 

Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие - мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.

 

Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка. Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера. В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок, поэтому они и решили, что к ним в бухту заплыла такая же лодка и очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.

 

Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты. Давайте уточним основной принцип действия метафорических карт:

 

Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

 

Образы, смыслы, извлекаемые из памяти человека с помощью метафорических карт в дальнейшем мы будет называть материалом.

 

Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.

 

Техника: Искренний разговор обо мне

 

Здравствуйте! Меня зовут Затей Аляскитов. Мне 33 года. 5 из них я работаю психологом-консультантом в одном из московских центров. Психологическое образование я получил в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет. В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.

 

Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.

 

После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?

 

Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.

 

Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов(учился, женился, работал) и не несёт особой ценности для психолога.

 

Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется  “Искренний разговор обо мне”. Я всегда применяю её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.

 

Описание техники “Искренний разговор обо мне”

 

Цель техники: знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.

 

Порядок выполнения: взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх(обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

 

Пример выполнения техники: я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.

 

Вот, что у меня получилось:

 

       

 

Переворачиваю первую карту:

 

 

Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

 

Переворачиваю вторую карту:

 

 

Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни - полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 30-ть лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию - руки до сих пор в ожогах. Всего имущества - одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.

 

Переворачиваю третью карту:

 

 

Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

 

Переворачиваю четвёртую карту:

 

 

На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

 

Переворачиваю пятую карту.

 

 

Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле - это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

 

Вот и вся техника.

 

Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая для психолога информация?

 

Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя.

 

Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я - он, я - он...

 

Одновременно решаются три задачи - знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.

 

А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой:

 

 

Опять же, согласитесь, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом, возможно, получить бы не удалось.

 

А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами. 

 

Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”

 

Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”

 

Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.

 

Первая карта:

 

 

Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

 

Вторая карта:

 

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

 

 

Третья карта:

 

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

 

 

Четвёртая карта:

 

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

 

 

Пятая карта:

 

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

 

 

Ну как, получилось?

 

Теперь осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим. 

 

Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.

 

Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.

 

Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит.

 

Клиент смотрит на карту и не знает что сказать.

 

Что ж, такое тоже бывает.

 

В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.

 

Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.

 

Домашнее задание

 

Выполнить технику “Искренний разговор о себе” с 5-ю разными людьми.

 

Резюме урока

 

Метафорические(проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.

 

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции психогенных проблем человека.

 

Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта - это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике. 

 

Эти образы и смыслы принято называть материалом.

 

Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции психолога с этим материалом так чтобы решить проблему клиента.

 

Самый простой пример извлечения материала из психики человека с помощью метафорических карт - техника “Искренний разговор обо мне”. С помощью этой техники до того незнакомые психолог и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт. Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.

 

metaforicheskie-karti.ru

Метафорические карты – техники, руководство по работе

Мир каждому человеку воспринимается в тех красках, которыми он привык его видеть. Мир один на всех, только люди все по-разному о нем отзываются, воспринимают и видят. Это свойство мозга, который экономит время и энергию, шаблонно воспринимая окружающую среду. Метафорические карты становятся полезными при раскрытии всех сознательных и подсознательных шаблонов, которыми пользуется клиент. Интернет-журнал psytheater.com рассмотрит техники и руководство по работе с картами.

Мир многообразен и однозначен. Тогда почему разные люди его видят неодинаково? Причиной тому становится свойство мозга, которое заставляет человека видеть мир так, как ему привычно. Не нужно много раз анализировать и делать выводы, если человек уже принял для себя все нужные решения.

В зависимости от того, как именно человек воспринимает мир, он сталкивается с теми или иными проблемами. Чтобы помочь клиенту в нахождении причин проблем и способах их решения, предлагаются метафорические карты.

Метафорическими картами называются картинки, на которых изображены люди, события или абстракции, глядя на которые, человек рассказывает, что он видит. Как уже говорилось выше, каждый человек смотрит на происходящее вокруг через призму своих шаблонов, убеждений, комплексов, страхов и пр. Вот почему одна и та же картинка вызовет у одного человека положительные эмоции, а у другого – отрицательные.

Метафорические карты помогают психологу понять, как именно мыслит и реагирует клиент. Здесь прослеживаются не только сознательные шаблоны, но и подсознательные паттерны и убеждения. Дело в том, что даже сам человек может не всегда понимать свои внутренние убеждения, мотивы и поступки. Он сначала создает проблему, а потом не знает, как с ней справиться. Все идет из подсознания, которое не подконтрольно человеку. Чтобы понять, сначала нужно увидеть и распознать. В этом помогают метафорические карты.

Подсознание мыслит образами, картинками, ощущениями. Сознание оперирует словами, значениями, фразами. Если человек думает логически, тогда включается его сознательная часть. Когда человек расслабляется и просто инстинктивно реагирует, тогда действует его подсознание.

Чтобы понять, что происходит в подсознании человека, необходимо сначала увидеть его и распознать. В подсознании любого человека находятся:

Человек сам себя останавливает на пути к цели, что идет из подсознания. Человек не может понять мотивы своего поведения, что также идет из подсознания. Человек желает одно, а делает потом другое – действие подсознания. Соответственно, чтобы решить любую проблему, с которой человек периодически сталкивается, или убрать стопор на пути к цели, нужно увидеть, что делает подсознание и как это изменить.

перейти наверх

Метафорические карты станут очень полезными любому психологу. Работать с ними достаточно просто. Особенно метафорические карты приветствуются самими клиентами. Дело в том, что клиенты говорят не о себе, а о картинках, которые они рассматривают. Им в такой ситуации легче расслабиться и рассказать все, что они думают. Если нужно говорить о себе, это сложнее сделать, когда человеку больно, горько, страшно и пр. Если же приходится говорить о ком-то другом, то человеку это сделать намного легче, поскольку он думает, что не говорит о себе.

Согласно руководству для психологов, метафорическими картами можно работать как угодно. Можно вытащить любую карту и рассказать о ней. Можно выбрать карту из предложенных и описать, объяснить, почему была выбрана именно она. В колоде «Персона» можно выбрать карту для проработки личностных проблем. Можно выбрать несколько карт, чтобы разложить их в такой последовательности:

  1. Текущее состояние.
  2. Желаемое состояние.
  3. Проблемное состояние.
  4. Такое состояние, которого человек еще не видел.

Карты «Ох» позволяют комбинировать рамки со словами с картинками. Сначала берутся рамки, а затем к ним подбираются картинки, причем необязательно, чтобы они между собой подходили или имели какую-либо связь. Затем клиент должен интерпретировать свой выбор.

Есть карты для работы с травматическими ситуациями, чистые наборы, на которых клиент может изобразить что-то свое, а также карты для поиска ресурсов. Человек может сам работать с метафорическими картами, а не под руководством психолога. Занимаясь проработкой образов, которые человеку импонируют или он выбрал, можно прийти к осознанию своих внутренних проблем, убеждений или стопоров.

перейти наверх

Первыми проективными методиками были карточки Роршаха, на которых были изображены чернильные картинки/пятна. Сами по себе они ничего не значат, нет четкого определения того, что на них изображено. Только клиент может сказать, что он на них видит. Со временем проективные методики менялись, и таким образом появились метафорические карты. Самое главное правило при работе с ними – сами карты ничего не значат. Они отображают лишь то, что видит на них смотрящий человек.

Метафорические карты позволяют человеку не просто расслабиться, но и не переживать в очередной раз травмирующей ситуации. Он вроде говорит о том, что его волнует, но поскольку мозг понимает, что человек говорит о картинке на карте, то он не переживает ее эмоционально. Травмы и боли не случается, пока человек работает с картами, несмотря на то, что на них он проецирует именно волнующее его в данный момент времени.

Человек может осознать суть своей проблемы с помощью такой техники, как «Шесть карт». Человеку предлагается описать шесть карточек поочередно с теми рамками, которые к ним прилагаются. По мере описания карточек человек может осознать свою проблему.

Не следует путать метафорические карты с картами Таро или другими эзотерическими инструментами. Карты Таро уже несут в себе определенное значение. Метафорические карты сами по себе ничего не означают. Что на них изображено, может рассказать лишь сам клиент, который на них смотрит.

перейти наверх

С метафорическими картами можно работать как по технологии, так и в любом формате. Психолог сам выбирает способ, который ему будет наиболее удобен. Так, например, при работе с метафорическими картами можно проработать запрос клиента, у которого явно возникают проблемы на пути к цели. Клиент при помощи наводящих вопросов со стороны психолога должен описать карту и прийти к пониманию своих проблем и их способов решения.

Сначала вытягивается одна карта, которая будет олицетворять самого человека. Клиент должен описать, что он видит в персоне, которая также оказалась в ситуации необходимости достижения цели.

Затем берется вторая карточка, которая может стать ресурсной. Что клиент видит на данной карточке такое, что может помочь в решении его проблемы? Если он ничего не видит, тогда можно выбрать другую карту.

На следующей карте можно увидеть дополнительные возможности, которые имеются у человека. Возможно, он может обратиться за помощью к конкретным людям, которые обязательно помогут ему в решении проблемы.

Следует позволить клиенту менять свой взгляд на то, что он видит на карте. Вначале он видит одно, а затем может увидеть другое. Помните о том, что решение проблемы может приходить по мере описания картинок. Человек может видеть сначала все в черном свете, а потом мыслить положительными категориями. Следует позволять клиенту менять свое видение одной и той же картинки.

перейти наверх

С метафорическими картами можно работать как угодно, позволительно даже придумывать свои техники работы с ними. Предлагаются такие варианты:

  1. Выбрать среди всех карт картинку нынешнего состояния и картинку идеального состояния. Третья карточка может показывать состояние, которое может стать переходным.
  2. «Препятствия и возможности». Каждый из участников выбирает по 5 карт наугад. Первый игрок выбирает карту, связанную с проблемой. Второй участник должен из всех своих карт предложить ту, которая показывает возможное решение проблемы. Если его предложение не подходит первому игроку, тогда он предлагает другой вариант.
  3. «Место и время моей мечты». Здесь клиент выбирает наугад одну карту, а затем описывает, какое это время, где происходят события, что именно здесь происходит, какими возможностями он должен обладать, чтобы все это было.
  4. «Выход из тупика». Расклад помогает человеку увидеть проблему и решить ее. Сначала берется одна карта, которая максимально показывает его проблему. Он должен рассказать, почему именно она демонстрирует его проблему, по каким признакам он это понял. Вторая карта должна показывать дверь, которая может стать выходом из ситуации. Человек должен рассказать о данном способе решения проблемы, почему именно ее он видит, почему не может достичь. Следующие три карты должны быть выбраны в зависимости от того, какие препятствия человек видит на своем пути. Почему именно они, что его в них пугает, почему он не может их преодолеть? Последняя карточка является ресурсной. Чем клиент может воспользоваться, чтобы решить свою проблему?
  5. «Тень». Клиент сначала выбирает карту, которая изображает его нынешнее состояние, и вторую карту, которая демонстрирует его противоположность. Если невозможно одной картой описать, позволяется использование двух и более карт. Клиент должен описать оба антипода, а также рассмотреть варианты, как можно объединить два образа в один.
перейти наверх

Итог

Чтобы понять другого человека, нужно сначала распознать, как он мыслит, чем руководствуется, что на него имеет влияние. Человек часто сам не может понять самого себя, вот почему отличными помощниками становятся метафорические карты, используемые в психологии.

Метафорические карты являются проекцией человека на посторонние предметы, которые выбираются и интерпретируются исключительно по тому, что человек думает и что его беспокоит. Чтобы решить проблему, нужно понять, как она возникает, почему становится невозможным ее решить быстро и безболезненно, какие психологические факторы мешают. Человек не только может этого не понимать, но и сам избегать того, что его беспокоит. Вот почему намного легче проецировать свои переживания на окружающие предметы, нежели акцентировать свое внимание на том, что они находятся внутри.

Метафорические карты являются одним из проективных методик, которые помогут при работе с клиентами, так и при решении своих проблем единолично. По мере работы с картами вырабатываются определенные техники, которые помогают достаточно быстро решить возникающие вопросы и проблемы. Карточек в колоде приблизительно 90 штук. Поэтому вариантов их расклада будет большое количество, как и значений, которые им будут придаваться разными людьми.

psytheater.com

Рабочие расклады для МАК | Клуб Складчик

Упражнение “Денежный поток”

На основе колод “Oh” и “Сила времени”

Рекомендуется для индивидуальной работы.
Предназначено для осознания истинных глубинных причин, мешающих
притоку денежных средств, формирования нового взгляда на финансовые проблемы и открытия денежного потока.

Позволяет быть честным по отношению к самому себе, осознать, что причина проблемы кроется в самом человеке, а не вовне.

1. Задайте себе вопрос: “Что мешает притоку денег в мою жизнь?”

2. Как ответ на этот вопрос вслепую вытащите одну карту из колоды “Сила

времени” и одну карту-подложку из немецкой колоды “Оh”. Соедините их.

Дайте ответ вслух. (Работая с колодой “Оh”, к словам на подложке можно подбирать синонимы, антонимы, можно менять сами подложки).

3. Задайте себе вопрос: “Что мне необходимо сделать, чтобы впустит изобилие в мою жизнь?”

4. Как ответ на этот вопрос снова вслепую вытащите одну карту из колоды “Сила времени” и одну карту-подложку из немецкой колоды “Оh”. Соедините их. Дайте ответ вслух.

5. Из колоды “Сила времени” выберите 2-3 карты-ресурса, которые помогут вам это осуществить.

6. Выводы запишите в блокнот.

Автор техники: Ника Верникова

Упражнение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ НУЖНОСТИ ЦЕЛИ
Результат:Понимание, нужна ли цель.
Цель становиться гораздо легче.
Колода: «Персона»

Методика работы:

1. Вспомнить цель.
2. Достать/выбрать 3 карты:

- я достигшая цель,
- я не достигшая цель,
- я знающая, почему идет к этой цели.

3.Описать каждую карту.

- Какая она?
-Что чувствует карта?
- Какие у нее эмоции?

4. Определить нужность цели.

Зачем знающей нужна эта цель?

5. Расставить карты.

- Как одна соотноситься с другой?
- Как они вообще должны быть между собой?

6. Описать карты.

Что чувствуют?

7. Определить, тот ли результат получился.

Достигшая - это то, что знающая хотела в результате этой цели?
***
Если не устроил результат.

1. Уточнить, что не устраивает.

Отказаться от цели и стать не достигшей?
Достигать другой цели или той же?
Достигать этой же цели другим способом?

2. Тщательно подобрать «другой вариант»

Например, я достигшая цель другим способом.

3. Определить позиции карт (расставить).
4. Проследить изменения.

Что происходит?
Что они дают друг другу?
Что исчезло из расклада (если какая-либо карта убирается)?
Что изменилось?

5.Описать карты.

Что чувствуют теперь?
Чего хотят?

** Передвинуть (при необходимости).

8. Проверить изменения.

Как видеться теперь цель, к которой собираешься идти?
Важное уточнение!
Любой другой вариант следует искать в колоде, глядя на картинки.

УПРАЖНЕНИЕ “ЕЩЕ ОДИН ШАНС”

(Колода “Persona”, “Семейный альбом” или ”Фейсбук” Евы Морозовской,
“108: пространство бесконечных вариантов Ники Верниковой, “Persona”)

Рекомендуется для изменения отношения к человеку без его участия.

Предназначено для осознания ценности и значимости каждого человека, встретившегося на нашем жизненном пути независимо от того, как мы оценивали его ранее.

Позволяет по-другому посмотреть на того, с кем были или на данный момент имеются напряженные отношения.

Инструкция:

1. Выберите в открытую карту, изображающую человека, в отношениях с которым вы хотите разобраться.
2. Объясните свой выбор.
3. Теперь вслепую выберите три карты, которые станут ответами на следующие вопросы:

• Каким я его (ее) не знаю? (Каким этого человека не знает никто?)
• Каким этого человека видят другие люди?
• Каким он (она) является на самом деле?

4. Поочередно переворачивая каждую из карт, опишите ее.
5. Как изменилось ваше отношение к этому человеку?

Автор: Ника Верникова

УПРАЖНЕНИЕ "ПУТЬ ГЕРОЯ".

(колода САГА.)

Это упражнение навеяно структурой сказочных сюжетов, состоящий условно из 6 этапов, а так же Юнгианским анализом мифов. Хорошо использовать и со взрослыми, и с детьми. Подходит для индивидуальных консультациях.
Лучше доставать "вслепую".
Итак:
1. Предлагаем достать карту и описать ее по теме "Рождение героя". Кто он, какой, где родился и как родился, ждали ли его тд.
2. Следующая карта - жизнь героя в отеческом доме. Расспросить, какой опыт он приобрел, чему научился дома, какие права и обязанности имеет.
3.Третья карта - герой выходит из дома и отправляется в путешествие. Расспросить, куда он идет или едет, как, какова цель путешествия...
4. Четвертая карта - встреча героя с врагами и препятствиями. Попросить рассказать, кто они, откуда взялись, в чем препятствия, можно ли их преодолеть, победить и тд.
5. Пятая карта - встреча героя с помощниками. Расспросить, кто они, откуда, чем могут помочь.
6. Шестая карта - победа героя.Расспрашиваем: что помогло победить, как можно эту ситуацию использовать в жизни клиента, понравилась ли ему сказка?
7. Подводим итоги, задаем вопросы:
- что человек вынес из этой истории;
- какой опыт приобрел;
- зачем нужны были препятствия;
- тяжело ли досталась герою победа;
- надо ли было герою выходить на дорогу;
- как полученный сказочный опыт человек может применить в своей жизни и тд.

Это упражнение позволяет увидеть ресурсы клиента, учит позитивно мыслить, развивает фантазию и метафорический язык, помогает лучше осознать свою проблему и найти решение.

УПРАЖНЕНИЕ "ОДНА КАРТА".
Он очень простой. Такая получается лайт консультация. )) Если клиент в замешательстве и не знает как ответить на мучающий его вопрос: "Да" или "Нет":

1. Попросите его опять же сосредоточиться на вопросе и вытянуть вслепую 1 карту.
2. Рассмотреть внимательно и описать ее .
3. Бывает так, что при описании человек говорит совсем не то, что видится вам. Никогда не поправляйте!! Это его карта, а значит и его история. Просто внимательно слушайте.
4. Если клиенту карта нравится,вызывает приятные и положительные эмоции, то ответ "Да". Если не нравится или пугает, настораживает, очевидно - ответ "Нет".

Третий расклад на сегодня, тоже очень простой, понятный и наглядный - "ВЫБОР". Итак, к примеру, человек не знает, соглашаться ли на новую работу.

1. Предложите клиенту вслепую вытянуть одну карту, задав вопрос: "как будет мне, если я соглашусь на эту работу".

2. Вытянуть вторую карту, задав вопрос: "Как будет мне, если я не соглашусь".

3. Описать первую карту (также как в предыдущем раскладе).

4. Описать вторую карту.

5. Сравнить, обсудить описание и сделать вывод.

ВЫБИРАЕМ РЕСУРСЫ.
С помощью этой методики у клиента создается ресурс безопасности, к которому он может периодически возвращаться.

Итак: перед любой консультацией предложите клиенту выбрать карту, (например, из колоды SAGA), которая у него ассоциируется с позитивом: приятные воспоминания, безопасное место и тд. Если ничего не может выбрать, значит пока еще не появилось доверие к психологу, не расслабился. Возможно, даже возникнет сопротивление. Обязательно попросите пациента сообщить, если его границы будут нарушены. Когда человеку сложно выбрать карту, предложите ему рассказать о своем безопасном месте. После этого попросите еще раз выбрать карту-ресурс. Пусть расскажет о ней побольше. Чем больше человек говорит, тем более он погружается в безопасное место и чувствует себя более спокойным. Если клиент выбрал природу, спросите, хочет ли он, чтобы рядом был кто-то еще? Если "нет" - у клиента нет доверия к миру и окружающим. А это уже повод для терапии.

РАЗМИНКА.
(хорошо подходит в консультировании детей и подростков!) Из колоды SAGA попросить клиента выбрать 2-3 карты и подарить их кому-то. Предложить рассказать, для кого эти подарки, и что они означают. За каждым даром стоят смысл, чувства, эмоции. От психолога требуется только внимательно слушать!

"МОСТ К СОВЕРШЕНСТВУ" .
Ее можно использовать в том случае, если клиент стремится изменить в себе что-либо (качество, внешность, поведение, какую-либо особенность).

1. Клиент обрисовывает свою проблему.
2. Просим его из колоды PERSONA найти свой реальный образ (каким клиент считает себя сейчас) и описать его.
3. Просим найти образ идеальный (каким бы клиент хотел быть) и описать его.
4. Между этими двумя картами выстраиваем "мост к совершенству": какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь идеала (колода ОН).
Для этого клиент в закрытую достает 3 пары: слово и картинку; располагает их в нужном порядке и по очереди вскрывает. Проводим обсуждение необходимых шагов на пути к желаемому.
5. Может быть полезным уточнить саму проблему с помощью карт ОН, достав вслепую 1 пару (картинка-слово) и проинтерпретировав ее вместе с клиентом.
6. После проведения всей процедуры и уточнив проблему, просим клиента посмотреть еще раз на желаемый образ. Нравится ли он сейчас? Привлекает ли так как раньше? Хотел бы клиент стать таким? Если что-то не устраивает, заменяем на другой образ из колоды PERSONA.
7. В завершении работы можно попросить клиент колоды HABITAT вслепую достать ресурс - что поможет клиенту в достижении цели!
8. Подводим итоги.

Техника "РАБОТА С ВНУТРЕННИМ ТРАВМИРОВАННЫМ РЕБЕНКОМ".

1. Предложить клиенту выбрать из "MORENA" карту, связанную с детством. Рассказать о ней и о своем выборе.
2. Вспомнить свое самое болезненное событие из детства. Из колоды "СОРЕ" выбрать 10 карт и рассказать об этом.
3. Выбрать карту, на которую смотреть больнее всего. Рассказать почему.
4. Спросить у клиента, если бы он положил ее на самое больное место на теле, то куда. Спросить, что чувствует тело, когда человек вспоминает болезненное событие.
5. Найти в колоде ( любой) карту-ресурс, которая помогает справляться с болью. Расспросить клиента, почему он чувствует облегчение, глядя на карту - ресурс.
6. Попросить мысленно положить карту- ресурс на карту боли на теле (можно и нарисовать человека и работать по рисунку). Спросить, что теперь чувствует клиент, что изменилось? Какие уроки принесла эта ситуация? Чему научила?
7. Далее попросить клиента задать вопрос о травмирующем событии своему внутреннему ребенку и написать его ведущей рукой. Можно предложить закрыть глаза и мысленно пообщаться со своим внутренним ребенком.
8. После этого неведущей рукой написать ответ, который дает внутренний ребенок человеку.
9. Обсудить результаты.
10. Из любых карт выбрать несколько, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ внутреннему ребенку. Интереснее выбирать вслепую.
12. Сформулировать одну общую мысль, как жить дальше. Например: "Будь счастливым и живи без оглядки".
13. Подвести итоги.

Работа с травмой на снижение «болезненности» травмы.

Цель: осознание новых ресурсов борьбы с подобного рода проблемами.

Выбрать следующие карты:
1. ситуация
2. то, я чувствовал(а) в тот момент
3. что мне мешало
4. что мне помогло
5. какой урок я извлекла/извлек

Рассказать по этим картам историю травмирующей ситуации (причем не нужно углубляться в реальную травму; нужно описывать то, что изображено на картинке; цель такого мягкого подхода – избежать ретравматизации). Оценить, сколько процентов от максимума сейчас Ваши ощущения (например, я оцениваю свою боль на 80% от максимума).

Перемешать все карты и разложить их в новом порядке (сознательно). Снова рассказать историю и снова оценить свои ощущения.

Повторить операцию снова, но разложить карты вслепую.

Наконец, психолог раскладывает карты последний раз.

Цель этих манипуляций: найти 4 разных ценных урока, которые Вы извлекли из травмирующей ситуации, найти в ней какие-то положительные стороны и снизить процент горя. Возможно, реакция облегчения наступит сразу, но так происходит далеко не всегда. Будьте готовы к ответу Вашего бессознательного, которое проработает всю, полученную в результате работы, информацию, через несколько дней.

В конце нужно выбрать карту «чего мне не хватило в той ситуации и что мне может помочь в следующий раз».

Работа с МАК. Исцеление Раненого Ребенка.

Любой психотерапевтический процесс приводит к страданиям Внутреннего Ребенка. И только поняв эти страдания, привнесенные когда-то критикой, нелюбовью родителей и значимых взрослых, можно изменить сложившуюся ситуацию уже взрослого человека.

Работу с Внутренним Ребенком клиента строим поэтапно:

1. Исследование Раненого Ребенка.

2. Исцеление Раненого Ребенка.

3. Принятие Исцеленного Ребенка или встреча с Золотым Ребенком.

Четких границ этапов нет, т.к. методики, которые применяются, одновременно и диагностические, и терапевтические.

На первом этапе даем «вопросник раненого дитя» Джона БРЭДШОУ или проводим более длительное исследование по страхам.

Исследование страхов раненого Ребенка.

Рассмотрите четыре основных страха:

Страх давления и ожидания;Страх быть отвергнутым и покинутым;Страх не получить достаточно пространства, быть проигнорированным или непонятым;Страх физического или энергетического насилия или вторжения.

Рассматривая каждый из них по очереди, спросите себя:

- есть ли у вас этот страх?

- что его провоцирует в вашей сегодняшней жизни?

- помните ли вы что-нибудь из прошлого, что способствовало его возникновению?

- как этот страх влияет на разные аспекты вашей жизни – сексуальность, способность утверждать себя, творчество, близкие отношения?

Запишите ответы на эти вопросы.

Работая и входя в контакт со своими страхами, мы набираемся сил, ранее отданных этим страхам, прощаем и принимаем себя, приобретаем больше уважения к себе.

Итак, вам понадобятся 2 колоды - Persona и Personita.

Разложите лицевой стороной Персониты (детские лица).

1. Выберите ребенка, которого часто наказывали.

2. Выберите ребенка, которого часто хвалили родители и другие взрослые.

3. Выберите ребенка, которому сейчас трудно или страшно.

4. Выберите ребенка, которого любят.

5. Выберите ребенка, который вам близок.

6. Расположите карты в композицию. Дайте имя каждому ребенку. Беседуем о каждом ребенке. Задаем наводящие вопросы, запоминая имена и истории детей.

7. «Кто, по-вашему мнению, из этих детей нуждается в помощи?» Просим отложить пока другие карты в сторону, оставив ту, которой нужно помочь.

8. Попросите теперь клиента выбрать из колоды Персона взрослого, который ПОМОЖЕТ.

9. «Опишите карту, дайте имя, кто это, чем занимается, чем может помочь ребенку и как он это может сделать?»

10. После релаксации идем в образ (метод символдрамы), взяв в одну руку карту с ребенком, в другую – со взрослым. Часто в образе бывает так, что взрослый, который действительно помог ребенку, становится «навсегда лучшим другом» и вместе с ребенком, например, ловит рыбу, есть мороженое, играет в любимую игру, обменивается на память какой-то вещью, даже учит боевым единоборствам. Очень хороший ресурсный образ, в который всегда, когда нужно или захочется, можно вернуться.

11. После этого просим нарисовать образ, в котором был клиент. Те, кто не владеет методом символдрамы, могут попросить клиента сделать рисунок ребенка и взрослого, например "Ребенок, которого все ругают и Добрый Волшебник" или "Антошка и Дедушка". Затем побеседовать о рисунке: что изобразили, какие чувства у вас вызывает рисунок, что хотелось бы дорисовать, исправить? Все доработки делаются только на этом рисунке. Желательно дать рисовать акварелью или гуашью. Рисунок, который вы чувствуете как 100% -но ресурсный можно отдать клиенту.

12. Теперь можно попросить сделать композицию из всех карт, которые ранее выбрал клиент. Если клиенту нравится эта композиция, спросите какие подарки и/или пожелания могут они передать друг другу. Можно из карт сделать «круг доверия». Если композиции «чего-то не хватает», то пусть дополнят новыми картами из любой колоды и «раскроют характер» новой персоны. Главное это то, что чувствует клиент, когда смотрит на композицию. Это может быть чувство радости, покоя, уверенности, гармонии. Поблагодарите клиента за работу.

«Он или не он» (выбор партнера)

Рекомендовано для групповой и индивидуальной работы.
Предназначено для решения проблем в личных отношениях.
Особенно хорошо подойдет к ситуации, когда стоит вопрос в выборе оптимального партнера для отношений.

1.) Если у Вас есть несколько потенциальных партнеров для отношений и Вы не можете определиться какой же лучше: из колоды Persona или любой универсальной колоды в открытую выберите 2 карты, которые ассоциируются у Вас с этими людьми.
2.) Для каждой из этих карт вслепую вытяните 3-4 карты как ответы на следующие вопросы:
а) что для меня значит этот человек и отношения с ним?
б) что мне дают отношения с этим человеком?
в) как на самом деле ко мне относится этот человек?
3) По одной переворачивайте карты и отвечайте на вопросы.

 

skladchik.com

Работа с метафорическими ассоциативными картами

На этот раз хочу рассказать о весьма занятном упражнении, которое родилось в процессе работы с метафорическими ассоциативными картами. Можно назвать его «Поток сознания» или «Коллаж мечты», потому что в итоге мы получаем картину того, что хотим видеть в жизни. Однако это не просто картина чего-то абстрактного, предполагаемого, а вполне конкретное видение, которое поможет достигнуть желаемых целей.

Техника интересна тем, что обычно в работе с метафорическими картами рекомендуется ограничить выбор карт минимальным набором. И даже если вначале по запросу вы отбираете их довольно много, потом все равно вы постепенно отсеиваете их до одной или максимум двух-трех карт, которые выражают проблему или результат, к которому вы хотите придти.

Объясняется это тем, что большое количество карт размывает фокус, мешает сосредоточиться и точно сформулировать суть задачи. Однако, как показала практика, возможны и другие варианты техник работы с метафорическими картами, и одну из них мы как раз и рассмотрим на примере.

В поисках смысла

Для нее, кстати, была использована колода карт «В поисках смысла», которую создала психолог Юлия Демидова. Познакомилась я с этой колодой на встрече с психологом Яной Рябиченко, и настолько эти карты мне понравились, что захотелось обзавестись такими же.

В колоде 145 карт довольно крупного формата, для ее создания использованы рисунки самых разных художников, и все они замечательные, просто даже сами рисунки можно рассматривать и получать удовольствие. Подписей, кстати, к ним нет – только изображения, и использование таких метафорических карт тоже было интересно мне, потому что я заметила, что в своих картах больше обращаю внимание именно на тексты, даже в тех, что с рисунками. Хотя, может, это и неудивительно, ведь мне мои рисунки знакомы до каждой черточки – я же сама их рисовала, но именно поэтому полезен оказался опыт общения с другой колодой.

Описание техники

Итак, приступим теперь, собственно, к самому упражнению с метафорическими картами. Для начала, как обычно, нужно составить запрос, и представим себе, что у нас есть цель найти в нашей жизни деньги. То есть не какую-то конкретную сумму найти на определенную цель, а найти как идею. А то вот все вроде есть – работа, стремление, вкладывается энергия, а денег совсем не то количество, которого хотелось бы.

Теперь отбираем из колоды все карты по этой теме. Вот просто все, что отзывается в душе, откладываем для себя. Не скупимся, не пытаемся ограничивать себя – сколько понравилось карт, столько пусть и будет.

После того, как мы их отобрали, разложим перед собой так, как для нас комфортно и правильно. Посмотрим на них. И что мы видим?

Первый расклад

К примеру, вот такой расклад.

Все карты этого расклада быстро разделились на три кучки, олицетворяющие три сферы жизни – личная жизнь, духовный рост и творчество. Все очень кстати, уместно, вдохновляющее, все очень нужное для жизни – слов нет. Но вопрос в том, где же тут деньги? Ведь запрос-то вроде был именно про них.

И так как денег мы так и не нашли, то снова берем колоду и начинаем из нее выбирать карты, которые все же означают для нас именно деньги. Для чего деньги нужны? В чем они должны выражаться в жизни? Как жизнь они должны наполнять? Чем именно они должны ее наполнять?

Второй расклад

Выбирая карты, снова не скупимся, не пытаемся ограничить себя минимальным набором, не думаем та карта или эта – пусть будет все, что захочется. Именно поэтому такие названия у техники – нужно отпустить себя, не принуждать себя к выбору, соглашаясь на одно и отказываясь от другого, а позволить себе все желаемое.

И в качестве ответа на этот вопрос получаем еще один набор карт.

Тут уже совсем другое дело, в этом дополнительном наборе мы видим и удовольствия, и радости, и поездки, и время с семьей, с друзьями, покупки, подарки, праздники, отдых. Вот это уже гораздо ближе к деньгам, и так намного понятнее, как они должны проявляться в жизни и что должны давать.

Третий расклад

Но опять же, как мы видим, пока наши деньги находятся в стороне от всей остальной жизни, и надо более гармонично увязать их с другими сферами существования, что мы и делаем.

Достигнута теперь цель? Да, достигнута. Все на своих местах? И снова да. В итоге получилась вот такая гармоничная картина жизни, в которой есть все нужное, так что смотришь и душа радуется. А значит, можно использовать ее для вдохновения и дальнейшей работы на достижение желаемого.

Выводы по упражнению

Что можно сказать, подводя итог этого упражнения, в чем была проблема в данном случае. Иногда мы даже не замечаем, что когда хотим получить что-то, мы гораздо больше внимания уделяем совсем другим вещам, нежели желаемому, потому что считаем их более значимыми. Или потому, что считаем, что именно в них мы должны вкладываться.

Вот духовный рост – это хорошо, это правильно, достойно. А деньги? О деньгах говорить не принято и, видимо, думать тоже. Есть они у тебя, молчи, скромно потупив глаза, а если нет, терпи и делай вид, что и без них прекрасно обходишься. В общем, думаю, идея понятна.

Не забываем фотографировать

Очень полезный совет от Ники Верниковой – не забываем фотографировать для себя такие расклады. Очень часто потом к ним снова хочется вернуться, еще раз посмотреть, подумать, проанализировать еще что-то, сравнить с другими раскладами. Ну и тем более полезно это делать, когда вы работаете не со своей колодой, ведь тогда тем более сложно вернуться к прошлым раскладам. Такие же коллажи, как в рассмотренном упражнении, еще и для вдохновения очень хорошо послужат.

Кому подойдет техника

Рассмотренная техника подойдет не всем, не во всех случаях. Ее хорошо использовать именно на раскрепощение, на снятие внутренних ограничений. И для ее реализации, конечно, нужна довольно большая колода, чтобы можно было выбрать много карт, не чувствуя стеснения в их количестве и сюжетах, изображенных на них.

Однако не могу не поделиться и другим наблюдением – такие большие колоды, как «В поисках смысла», совсем не подходят для камерного, душевного общения с собой. Нельзя их удобно взять в руки, почувствовать, перетасовать, медитативно сосредоточившись на процессе.

Так что у маленьких колод, таких, как мои интуитивные и метафорические карты, определенно есть свои плюсы. Они как раз удобно лежат в руке и можно комфортно оперировать ими для своих целей. Ну и с собой их носить проще – у меня самой в сумке всегда лежит колода, никогда ведь не знаешь, когда она может пригодиться.

Какие запросы можно отрабатывать

На этом заканчиваю свой рассказ о работе с метафорическими ассоциативными картами, о том, какие можно с их помощью создавать коллажи для иллюстрации своих целей. И, думаю, нет смысла уточнять, что таким образом можно работать не только по запросу денег, но и чего угодно – семьи, личных отношений, творчества, своего предназначения, секса.

Ведь часто мы каким-то определенным образом видим свою жизнь, но потом начинаем разбираться, и оказывается, что мы сосредоточены и стремимся вовсе не к тому, чего, как нам кажется, мы хотим. И в итоге мы сами же являемся причиной того, что этого нет в нашей жизни. Но применение метафорических ассоциативных карт хорошо помогает разобраться в себе и увидеть истинную картину происходящего, что еще раз доказывает, какой это замечательный инструмент для самопознания и развития.

 

Метафорические ассоциативные карты купить
для себя и в подарок

В продолжение темы

e-hutornaya.ru

Как работать с метафорическими картами

Тренинг “Путь к себе” состоит из 4 модулей

МОДУЛЬ 1 НАЧАЛЬНЫЙ

Введение в основы работы с Метафорическими ассоциативными картами

1. Поиск решений. Как вынести урок из ситуации и что делать, если она повторяется

2. Развитие креатива. Как увидеть нестандартный ход, когда задача не решается в лобовой атаке

3. Техника для быстрого снятия зарядов в отношениях с кем-то и с чем-то

4. Методика устранения любых препятствий на жизненном пути

5. Отпускание ушедших. Почему так трудно смириться с потерей человека и как его отпустить

6. Слияние полярностей. Невероятно мощный стимул для роста и развития (и его коварная сторона)

7. Разговор субличностей. Как открыть дверь между сознанием и подсознанием и решить внутриличностный конфликт

8. Десенсибилизация. Истинная причина ваших фобий и тревог и простой способ от них избавиться

9. Исследование отношений. Как вы на самом деле относитесь и кем считаете людей, вас окружающих (это далеко не всегда так, как вы думаете)

10. Работа с порталами. Как открыть портал в любую ситуацию прошлого и будущего, снять препятствие перед её удачным решением и дать ресурс, чтобы пойти дальше

11. Работа с травмой. 8 способов найти и безопасно снять душевную травму

12. Первая помощь в работе с тёмной стороной психики

13. Родовая лояльность. Как избежать серьёзной опасности и даже гибели, пытаясь не повторить судьбу своих родственников и предков

14. Перевод препятствия в ресурс. Как стремительно выйти из чёрной полосы в жизни, даже если надежда почти угасла

15.  Базовая работа с болью, зажимом и болезнью 

МОДУЛЬ 2 ПРОДВИНУТЫЙ

1. Работа с отношением

2. Работа с телом. Как сбросить лишний вес и избавиться от вредных привычек

3. Исцеление от хронических заболеваний (даже если их причины неизвестны)

4. Работа с деньгами через уровни квантования. 4 быстрых способа привлечь деньги – причём не только через труд

5. Сценарный анализ ситуаций и контрмеры. Как переписать сценарий своей жизни

6. Как развить способность безошибочно предсказывать реакцию на свои действия и обращать её к выгоде

7. SWOT-анализ. Простой способ разложить по полочкам свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы извне

8. Экология ролей - субличностей и внешняя

9. Шесть умных способов наладить отношения с кем угодно

10. Свои роли, субличности и создание ролей. «Жизнь – театр, а мы - актёры». Какая у вас роль и как взять другую

11. Элементарный способ выявить свои подсознательные убеждения и принять наилучшее решение

МОДУЛЬ 3 МАСТЕРСКИЙ

1. Что делать, если не понимаете, что делать. Архетипические прочистки

2. Архетемы. Авторский способ принимать и использовать безграничные ресурсы своих архетипов

3. Работа с энергетикой. Секреты силы, бодрости и вдохновения

4. Работа с чакрами. Прочистка и диагностика. Переход на новый уровень наслаждения жизнью и благосостояния

5. Импринтинг. Редактирование базовых рефлексов, которые сформировались в раннем детстве и руководят всем вашим поведением

6. Символическое моделирование в картах. Как не вмешиваться во внутренний мир клиента и задавать вопросы, которые рождают самостоятельные размышления, метафоры и озарения

7. Четыре аспекта работы с 12 умами. Упражнения для согласования центров сознания, чтобы коучить и исцелять с необычайной силой

8. РПТ и ещё восемь самых сильных методик проработки травмирующего опыта

9. Карма и смысл жизни. Установка судьбы

10. Как вырваться из рабства архетипа и самому управлять своей жизнью

11. Расстановки души. Как решить сложные проблемы с родителями, женой/мужем, детьми, бизнесом. Даже если их трудно сформулировать

МОДУЛЬ 4 ТРЕНЕРСКИЙ

1. Повышение уровня вибраций

2. Сознательное управление судьбой и снятие блока с целей, верований, отношений, вибраций

3. Состояние целостности. Как отпустить всё - и ощутить чистое счастье от текущего момента

4. Шкала времени. Как собрать части себя, потерянные в прошлом

5. Состояние соединения. Клятвы и обеты, атеизм, гордыня, богоборчество

6. Связь с мёртвыми

7. Бытийность. Душа в прошлом и будущем

8. Глубина и калибр. Почему одни никак не находят себе места в жизни, а другие зарабатывают миллиарды и управляют судьбами миллионов. Расширение жизненного потока

9. Три ключевых навыка тренера, который всегда собирает полный зал

10. Решение конфликта между целями своими и системы

11. Возвращение души в тело

12. Обмен и размен душ

Каждый из модулей делает вас более профессиональным. 

Вы сами решаете, до какого уровня хотите вырасти!

web-coach.ru

"Cложные отношения". Техника работы с Метафорическими картами. ⋆ Propsycholog.ru

Сложные отношения очень сильно ухудшают жизнь и ее качество. Но, не смотря на все препятствия, на негативные эмоции, мы не может завершить эти отношения. Потому что у нас есть причина. Что это за причина, мы можем выяснить при помощи работы с Метафорическими картами.

Предлагаю вам технику: «Cложные отношения»

Данная техника проводится в случаях, когда клиент жалуется на то, что отношения невыносимы, но завершить их не представляется возможным.

Цель упражнения — понять и осознать эмоциональные причины зависимости от отношений»

 1. Клиент рассказывает о себе и о своих отношениях.
2. Предлагаем в открытую (глядя на картинки) или в закрытую (не глядя) из набора достать 3 карты-картинки и 3 карты-слова:

  • Две карты — Я в отношениях.
  • Две карты — Что я отдаю в отношениях?
  • Две карты — Что я получаю взамен?
  • Две карты — Как я себя чувствую рядом с партнером?
  • Две карты — Как я себя чувствую, когда партнер не рядом со мной?
  • Две карты — Что «держит» нас вместе? Почему я не могу уйти?

Обсуждаем все картинки.

Пример работы:

Клиентка, 29 лет, находится в свободных отношениях, которые не устраивают. Уже несколько раз пыталась эти отношения завершить, но сделать это окончательно у нее не получается. В настоящее время они проживают раздельно, так как после очередной ссоры  она переехала жить к родителям. Но отношения продолжаются, состояние ее ухудшается, состояние близко к депрессии, много сдержанного гнева.

Запрос: «Что держит нас вместе? Почему я так и не могу завершить эти отношения.»

В данной технике, все картинки доставались в закрытую.

1. Я в отношениях

Клиент: Вижу мужчину, который постоянно бежит и женщину, которая как-будто возвышается за счет того, что он что-то делает. Здесь один как заложник, а второй наблюдатель или нет, даже надзиратель. Она следит, чтобы он не останавливался.

Психолог: Вы есть на этой картинке? Кто вы?

Клиент: Я, наверное, больше себя вижу в действиях мужчины. Я все бегу, бегу, все стараюсь что-то улучшить. Но это бесполезно, потому что это же бег на месте.

Хотя нет, я и эта женщина. Это мои две части. Она вроде как слабее, но дает другому что-то делать.

Здесь нет никакого взаимодействия, просто  здесь нет никакого взаимодействия. Один выматывается, а второй, можно сказать выматывает.

Это мои внутренние состояния в разных моментах, это не я и мой партнер.

Психолог: В какой момент вы меняете эти роли?

Клиентка: В тот момент, когда мне совсем плохо. Одно состояние — это мое сожаление, это когда я все время обвиняю себя и стараюсь постоянно что-то исправить. А второе состояние, это когда я начинаю думать «А как хорошо мне?». Это не претензии к кому-то, а попытки понять себя. И оно более адекватное.

Психолог: Предлагаю открыть проясняющее слово для этой картинки.

У клиентки возглас удивления. Но при вопросе терапевта «А про что для вас секс?»

Она говорит: Это про заботу, про нежность, про доверие. И именно это может меня переключать из состояния в состояние. У меня нет доверия к партнеру.

2. Что я отдаю в отношениях?

Клиентка: первое, что приходит на ум, что я отдаю всю себя. Я бы не сказала так о себе, но по факту это похоже. Это не очень на меня похоже, но мне все так говорят. Мне важна сцепка на духовном уровне.

Картинка не очень приятная. Здесь странно выглядит то, что руки к ногам привязаны, а ноги к рукам. Здесь как поклонение , принижение. Я в отношениях превращаюсь в какую-то «тряпку», которую можно обозвать, оскорбить. После предыдущих отношений, я поняла, что я не настолько прекрасна, как я думала. Я начинаю себя винить. У меня не хватает женской мудрости, терпения.

Проясняющее слово «Трудность»

Клиент: Может я сразу вешаю на другого человека свои трудности? Я морально задавливаю. Мне самой было бы трудно с таким человеком, как я. Я осознаю, что это не правильно, но я не знаю что делать. Возможно, я ищу папу, а не партнера? Ведь выбираю партнера старше. Мне приходила в голову эта мысль.

3. Что я получаю взамен?

Клиентка с ухмылкой: Взамен я получаю колючего ежа. Он вечно не доволен, ему все не нравится. Я вроде как всю себя ему отдала, а он начинает на меня нападать. Хотя нет, не нападать, защищаться. Он весь покрывается колючками и просит не подходить слишком близко. Женщина здесь получает боль, об иголки колоться не приятно.

Клиентка: Может быть это моя попытка убедить себя, что может я могу контролировать ситуацию и исправить ее.  Думаю, что не все потеряно, я могу все переиграть, все вернуть назад.Мне кажется, что контроль -это то чувство, из которого я могу черпать свою уверенность.

4. Как я себя чувствую рядом с партнером?

Клиентка: Двуличной. И для него это так и есть. Я вся такая легкая, приветливая и вдруг превращаюсь в мегеру.

Относительно человека, это так. Он не заслуживает сейчас, чтобы я была хорошей. Я не могу дать слабину. Меня раздирают эти состояния. Он иногда так себя ведет, что я не понимаю «для меня это нормально  или не нормально?» И я начинаю играть, представлять что это не мой мужчина, а посторонний человек. С ними надо обращаться определенным образом. Иногда, с ними надо обращаться , как с детьми. Иногда это поведение превращается в сценарии, я понимаю. Я веду себя так в целях воспитания.

Ну да, двуличие в целях воспитания.

5. Как я себя чувствую, когда я не рядом с партнером.

Клиентка удивлена, засмеялась: Ой, да. Я чувствую, что сразу надо бить в колокол. Мне сразу не достаточно внимания, внутри дырка и начинается набат «Что-то не так..» Возникает адовое чувство одиночество. Появляется плесень, которая разъедает изнутри и в эту дыру залетает все, что угодно. Возникают ужасные истории, что меня предают, что меня бросают. Это постоянное чувство тревоги переросло в комок в сердце. Как бы я не говорила, что мне с людьми плохо, они мне нужны.

Когда я одна, я начинаю себя винить, что это я во всем виновата.

6. Что держит нас вместе?

Клиентка: Сложные ассоциации. Я не знаю даже. Ощущение, что потерянная пара обуви, каждый пытается найти свою. Когда-то были потеряны вещи, а теперь каждый пытается найти свои.

Психолог: А они там были потеряны, где они ищут?

Клиентка: Возможно, что и нет. Здесь же итак все по местам стоит. Каждого из них здесь вещей нет.

Их держит надежда, что их вещи здесь, что это то место. Хотя все очевидно, что здесь все по местам. Но женщина вот потянулась за чем-то, как-будто она уже нащупала, нашла свою вещь.

Клиентка: Да, их держит искренность. Это синоним доверия, она у нас есть в отношениях. Искренность-это что-то теплое. Люди открыты для того, чтобы развить отношения. Мы оба искренне верим, что наша пара обуви именно здесь.

Психолог: Стало ли вам что-то яснее после этой работы?

Клиент: Я поняла, что сколько бы я не старалась наполнить себя отношениями, у меня это не получается. А еще эти отношения у меня еще и для того, чтобы оправдать себя, чтобы реабилитировать прошлую потерю, где я виню себя, что не справилась, что не смогла удержать прошлые отношения. Я не могу не справиться еще раз. Но на эти отношения очень сильно влияют предыдущие. Наверное, на меня очень сильно влияет одиночество. Я не могу не быть в отношениях.

Я пытаюсь чем-то заниматься сама, я ищу себя, но у меня ничего не получается.
Это меня не наполняет. Я не могу…

В описании отсутствуют диалоги, прояснения, психотерапевтическая работа.

Работа с Метафорическими картами наглядно показывает клиенту его сложности,
проблемные зоны. Осознание и понимание причин — это уже путь к изменениям.

Если вам понравилась эта техника и вы хотите понять причины своих сложностей в отношениях,
запишитесь на консультацию по телефону 89165525272

 

propsycholog.ru