Метод сонди – | PsyTests.org

Тест Сонди — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2016; проверки требуют 20 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2016; проверки требуют 20 правок.

Тест Сонди — проективный личностный тест c методом портретных выборов, разработанный психиатром и психоаналитиком Леопольдом Сонди в 1947 году, целью которого является выявление психических отклонений.

Наблюдая за пациентами клиники, Леопольд Сонди выявил некую закономерность: пациенты общались с людьми, у которых были похожие психические отклонения. Бессознательное влечение людей к себе подобным связано с генетической предиспозицией. На чём и основывается теория судьбоанализа Сонди.

Согласно теории, у каждого конкретного человека в течение жизни на почве унаследованных генотипических свойств проявляется обусловленный ими выбор (генотропизм) в отношении тех лиц, которые близки его собственному личностному паттерну. В лаборатории эндокринологии и конституциональной патологии им был собран обширный эмпирический материал с использованием фотографических портретов лиц с серьёзными психологическими проблемами и разными психическими расстройствами. Данные клинико-генетического исследования легли в основу теста восьми влечений, интерпретация которого в виде судьбоанализа базируется на теории бессознательного и психоанализе Зигмунда Фрейда

[1].

Эксперимент состоит в том, что человек должен выбрать наиболее симпатичные и наименее приятные портреты мужчин и женщин. Каждый портрет отражает в наиболее заостренном виде проявление одной из основных восьми базисных человеческих влечений.

Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет ту или иную патологию или проблему обследуемой личности[2].

 

Сонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены различными сочетаниями этих 8-ми основных влечений

  1. h — сексуальная недифференцированность;
  2. s — садизм-мазохизм;
  3. е — эпилептоидные тенденции;
  4. hy — истерические склонности;
  5. k — кататонические проявления;
  6. р — паранойяльность;
  7. d — депрессивное состояние;
  8. m — маниакальные состояния.

Основные принципы интерпретации. Судьбоанализ.[править | править код]

Согласно теории влечений Сонди, факторы влечений — это ведущие жизненные радикалы. Они обладают способностью к превращению в разные формы проявления, то есть имеют несколько вариаций, проявляющихся в «возможностях судьбы». Благодаря их способности к метаморфозе человек имеет перспективу множества возможных судеб, а не одной единственной предначертанной наперед. Для понимания множества возможностей реализации в жизни восьми влечений, Сонди утверждает следующее:

  1. Каждому фактору влечения соответствует филогенетическая, родовая, историческая первичная форма проявления, которая корнями уходит в реакции представителей животного мира, особенно сообщества приматов. Только так называемые Я-факторы (k и р) не имеют первичной формы в царстве животных, они свойственны только человеку.
  2. Каждый фактор влечения имеет особую форму проявления в раннем детстве, которая полностью совпадает с прегенитальными парциальными влечениями по Фрейду.
  3. Биполярная природа каждого фактора влечения может манифестироваться уже в первом пубертате (от 3 до 6 лет). Двухполюсные факторы влечений, такие как любовь к личности — любовь к человечеству (h), активность — пассивность (s), Авель — Каин (е), тщеславие — стыдливость (hy), аутизм — отказ от собственного Я (k), инфляция — проекция (р), поиск — прилипание (d), судорожное цепляние — отрыв (m), обуславливает те противоположности, которые обнаруживаются уже в раннем детстве при обследовании данным тестом.
  4. Каждый из восьми факторов влечений обусловливает определённый набор характерологических черт, позволяющих понять типологическую принадлежность обследуемого человека, относимого к норме.
  5. Каждый фактор влечения обусловливает определённый круг профессий, а также и определённый круг общения и интересов.
  6. Каждый фактор влечения обусловливает и определённый тип духовной жизни человека и его деятельности в этой сфере. Отсюда способность методики выявлять глубоко спрятанные пружины в выборе направления социально-культурной жизни человека. Именно эти факторы изначально предопределяют, как считает Сонди, применит ли обследуемый свои духовные способности в сфере культуры и гуманизма (h), техники и цивилизации (s), религии и этики (е), театрального искусства (hy), философии, психологии, математики, филологии (k), поэзии, научных исследований (р), национальной экономики, хозяйства, коллекционирования произведений искусств (d), речевых видов деятельности (оратор, певец) (m). При этом Сонди подчеркивает, что имеет в виду не сублимацию как смещение угрожаемых сексуальных влечений (то есть по Фрейду), а самостоятельно существующие изначально априорные духовные ценности, которые являются контрастными по отношению к низменным (первичным, примитивным) тенденциям и присущи каждому человеку как возможный вариант его судьбы.
  7. Восемь факторов влечений обусловливают именно те совершенно особые болезненные симптомы, которые не выводимы из других факторов или симптомов и могут выступать в виде клинических проявлений при психических расстройствах и нарушении влечений.[2]

Л. Сонди на основании экспериментальных данных утверждал, что социокультурные и этнические различия не влияют на результаты тестирования, так как структура влечений является универсальной для людей любой национальности. Благодаря широким возможностям теста для выявления разных сторон и свойств личности, методика последние годы успешно применяется в психологическом консультировании — семейном, педагогическом, при отборе кадров, в службе охраны, в спорте, в правоохранительных органах. Использование метода портретных выборов значительно помогает составить целостную картину о личности, помогая психологу увидеть сложные механизмы поведения человека, истоки которых лежат в глубинах бессознательного.

В психологической практике удобным инструментом при использовании теста Сонди является возможность построить профиль факторов (например: h− s0 e+ hy+ k− p+ d± m−) и профиль векторных влечений (например: S (−0) P (++) Sch (−+) C (±−)). Данные способы профилирования помогают психологу быстро определить особенности человека и составить довольно полную картину.[3]

ru.wikipedia.org

Тест Сонди. Метод портретных выборов

Методика восьми влечений или Метод портретных выборов (МПВ) - это проективный личностный тест, разработанный психоаналитиком и психологом Леопольдом Сонди (Зонди) в середине XX столетия. Тест Сонди также называют судьбоанализом и неспроста: он дает ответ на многие вопросы, в том числе объясняет выбор человека в любви, дружбе, профессии, на работе, и указывает на предрасположенность к определенным заболеваниям.

Тест Сонди делает упор на то, что шило в мешке не утаишь, и генетически заложенное в человеке будет проявляться так или иначе. Причем, нет ни хороших, ни плохих задатков, это две стороны одной медали, вопрос в том, примем ли мы свою истинную сущность и примем как совершенство, проявим себя по полной, сознательно будем делать выбор и извлечем максимум из того, что нам дано природой. Или же по тем или иным причинам сочтем постыдным, неприемлимым и, все равно, будем идти в том же направлении, но уже по темной полосе жизни?..

Судьбоанализ стал связующим звеном между психоанализом Фрейда, где основное внимание уделено индивидуальному бессознательному, и аналитической психологией Юнга, в которой основной акцент сделан на коллективном бессознательном, Леопольд Сонди свой научный интерес направил на исследование феноменов, так называемого семейного или родового бессознательного, основной особенностью которого является проявление его в выборах личности, оставляющих отчетливый след на его жизненном пути. Влечение, одно из основных понятий судьбоанализа, говорит о том, каким образом генетическая информация, определяющая инстинктивную природу человека, проявляет себя в сфере психического. В этом смысле судьбоанализ – это связующее звено между генетикой и психологией. И метод восьми влечений является эффективным средством для применения его в профориентационном консультировании.

Тест предназначен для работы с детьми старше 10 лет и взрослыми. Так как структура влечений, лежащая в основе методики портретных выборов универсальна, тест Сонди может использоваться для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности.

Инструкция к тесту:
Вам будут предлагаться портреты, 6 серий (комплектов) по 8 портретов в каждой. Вглядитесь в них внимательно. Сперва отберите тот, который Вы хотя бы относительно предпочитаете перед остальными (наиболее симпатичный), а затем другой, тоже предпочитаемый, но чуть меньше первого. Если даже это трудно сделать и не нравится ни один из них, то выберите тот, что меньше всех не нравится, а затем – следующий за ним.

Затем Вам необходимо будет выбрать самый несимпатичный портрет (наиболее неприятный), а затем самый несимпатичный портрет из оставшихся. Так необходимо будет повторить шесть раз с каждым из комплектов фотографий. Фотографии в серии обозначаются (нумеруются, маркируются, называются) слева на право, сверху вниз.

Интерпретация теста:
Результаты теста представлен в виде восьми факторов влечений, которые, согласно теории влечений Сонди, являются ведущими жизненными радикалами. Они обладают способностью к превращению в разные формы проявления, то есть имеют несколько вариаций, проявляющихся в "возможностях судьбы". Благодаря их способности к метаморфозе человек имеет перспективу множества возможных судеб, а не одной-единственной, предначертанной наперед.

Векторы S P Sch C
Факторы h s e
hy
k p d m

Подчеркивая наличие множества возможностей реализации в жизни восьми влечений, Сонди утверждает следующее:

1. Каждому фактору влечения соответствует филогенетическая, родовая, историческая первичная форма проявления, которая уходит корнями в реакции представителей животного мира, особенно сообщества приматов. Только так называемые "Я"-факторы (k и р) не имеют первичной формы в царстве животных, они свойственны лишь человеку.
2. Каждый фактор влечения имеет особую форму проявления в раннем детстве, и эта форма полностью совпадает с прегенитальными парциальными влечениями по Фрейду.
3. Биполярная природа каждого фактора влечения может манифестироваться уже в первом пубертате (в возрасте от 3 до 6 лет). Двухполюсные факторы влечений, такие как любовь к личности - любовь к человечеству (h), активность - пассивность (s), авелевы тенденции - каиновы тенденции (е), тщеславие - стыдливость (hy), аутизм - отказ от собственного "Я" (k), инфляция - проекция (р), поиск - прилипание (d), судорожное цепляние - отрыв (m), обусловливают те противоположности, которые обнаруживаются уже в раннем детстве при обследовании данным тестом.

4. Каждый из восьми факторов влечений обусловливает определенный набор характерологических черт, позволяющих понять типологическую принадлежность обследуемого человека, относимого к норме.
5. Каждый фактор влечения обусловливает определенный круг профессий, а также и определенный круг общения и интересов
6. Каждый фактор влечения обусловливает также определенный тип духовной жизни человека и его деятельности в этой сфере. Именно здесь кроется способность методики выявлять глубоко спрятанные пружины в выбope направления социально-культурной жизни человека. По мнению Сонди, именно эти факторы изначально предопределяют то, применит ли обследуемый свои духовные способности в:

- сфере культуры и гуманизма (h),
- техники и цивилизации (s),
- религии и этики (е),
- театрального искусства (hy),
- философии, психологии, математики, филологии (k),
- поэзии, научных исследований (р),
- национальной экономики, хозяйства, коллекционирования произведений искусств (d),

- речевых видов деятельности, таких как пение или произнесение речей (m).

При этом Сонди подчеркивает, что имеет в виду не сублимацию как смещение угрожаемых влечений (в духе концепции Фрейда), а самостоятельно, изначально существующие априорные духовные ценности, которые являются контрастными по отношению к низменным (первичным, примитивным) тенденциям и присущи каждому человеку как возможный вариант его судьбы.

7. Восемь факторов влечений обусловливают именно те совершенно особые болезненные симптомы, которые не выводимы из других факторов или симптомов и могут выступать в виде клинических проявлений при психических расстройствах и нарушении влечений.

Более подробно о методике можно прочитать в книге «Собчик Л. Н. — Метод портретных выборов».

psychojournal.ru

Портретный тест сонди. Пройти онлайн бесплатно с расшифровкой

04.05.2019Тесты на характер и темперамент Для венгерского психотерапевта Леопольда Сонди связь судьбы и наследственности была очевидна. Согласно теории ученого человек может повторить жизненный путь своего предка, при этом существует возможность изменить направленность жизни в лучшую сторону. Именно психологический тест с лицами людей Сонди предоставляет ответы на многие важные вопросы о жизни, любви, дружбе и профессиональной деятельности в контексте одной личности.

Метод портретных выборов используется практически во всех сферах жизни, т.к. предоставляет целостную картину человеческой личности. Расшифровка предполагает оценку по нескольким факторам, где будут сведения о поведении индивида, мотивационные аспекты, а также описываются профессии, в которых конкретный человек может преуспеть.

Чтобы бесплатно пройти онлайн тест по лицам Сонди следует сделать портретный выбор по картинке. Сначала определяется изображение с приятным лицом для вас, после переходите к лицам, которые вызывают страх или отвращение. Интерпретация результатов предоставляется в 8 категориях, где точно описываются все характерные черты тестируемой личности.


Материалы по теме:


Разделы тестов

Популярные статьи

Влияет ли возраст мужчины на зачатие

Говорят, что любви все возрасты покорны. Но идет ли речь только о платонической любви? Если влюбленные в возрасте или с большой разницей в возрасте решили стать родителями, насколько уместен такой шаг?

Метипред при беременности

Порой в борьбе с болезнью приходится принимать сильнодействующие препараты. При беременности их назначают

Хорошие роды

Что подразумевается под понятием «хорошие роды» и какие роды можно назвать такими

empiremam.com

Сонди, Леопольд — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Сонди.
Часть серии статей о
Холокосте в Венгрии
Кровь за товары

Ключевые фигуры

Представители СМИ

Пассажиры поезда Кастнера

Леопо́льд Со́нди или Зо́нди (венг. Léopold Szondi, собственное имя — Липот Зонненшайн, 11 марта 1893 (1893-03-11), Нитра, Австро-Венгрия (современная Словакия) — 24 января 1986, Кюснахт, кантон Цюрих) — венгерский и швейцарский[1]психолог, психиатр и психоаналитик, отец филолога Петера Сонди. Автор так называемой концепции «Судьбоанализа» и созданного на основе этой концепции теста Сонди.

Леопольд Сонди родился 11 марта 1893 года в еврейской семье. Он был вторым из девяти детей от второго брака своего отца. Детство будущего психиатра и психолога прошло в бедной и очень религиозной семье, строго соблюдавшей все религиозные предписания. В 1898 году семья переезжает в Будапешт, где Сонди поступил в гимназию, которую окончил в 1911 году.

После гимназии Сонди решает стать врачом, поскольку, будучи евреем по национальности, он был ограничен в выборе профессии. Несмотря на бедность, Сонди, благодаря помощи одного из братьев, поступает на факультет медицины Будапештского университета. Во время учёбы увлекается творчеством Достоевского и идеями Фрейда.

Во время Первой мировой войны Сонди был призван на военную службу, где был в качестве лейтенанта медицинской службы на русском фронте.

После окончания войны, Сонди в 1919 году завершает образование в университете и начинает частную практику, совмещая её с работой в поликлинике Аппоньи в качестве ассистента отделения неврологии и психиатрии. В этот период Сонди увлёкся экспериментальной психологией, которой занимался в лаборатории доктора Пауля Раншбурга. Раншбург проводил исследования в области психодиагностики, благодаря чему свои первые шаги в работе над своим знаменитым тестом Л. Сонди сделал под компетентным руководством.

В этот период, постоянно общаясь с людьми, страдающими нервными и душевными расстройствами, Сонди обдумывает идею о семейной обусловленности психических болезней. Наблюдая за больными, Сонди приходит к выводу, что психопатология накладывает характерный, и иногда очень сильный, отпечаток на внешний облик больного.

В 1926 году Л.Сонди женится на Илоне Радвани. В браке рождается двое детей — дочь Вера (1928—1978, умерла от эндокринных нарушений) и сын Петер (1929—1971, покончил с собой).

С 1927 по 1941 год Сонди был профессором и руководителем лаборатории экспериментальной психологии Будапештской высшей школы медицинской педагогики. В этот период Сонди активно развивает идеи Судьбоанализа, который рассматривает как продолжение психоанализа. В 1937 году выходит первая знаменитая книга «Анализ брачных союзов». В данной книге Сонди писал, что брачный выбор партнера зачастую подсознательно диктуется тягой к партнеру с аналогичной латентной или явной патологией. Сонди назвал подобный бессознательный выбор генотропизмом.

В 1941 году, в результате проводимой антиеврейской политики, Сонди был лишен права заниматься частной и исследовательской деятельностью. В июне 1944 года Сонди вместе с семьей попадает в концлагерь Берген-Бельзен, однако уже в начале декабря того же года получает разрешение выехать в Швейцарию.

В Швейцарии Сонди получает должность ассистента в психиатрической больнице в Пранжене. Также Сонди читал лекции в Институте прикладной психологии в Цюрихе. В 1959 году Сонди получает Швейцарское гражданство.

В 1970 году под руководством Л.Сонди открывается обучающий и научно—исследовательский институт по психологии судьбы и Общей глубинной психологии (Институт судьбоанализа).

Леопольд Сонди скончался 24 января 1986 года в доме престарелых недалеко от Цюриха, оставив после себя огромное творческое наследие — 25 книг и 350 статей.

Ещё во время учёбы в университете, увлёкшись творчеством Достоевского, Сонди делает одно из первых своих открытий — Достоевский потому психологически тонко описывает поведение своих обычных героев — преступников и блаженных, что сам предрасположен к реализации глубоко скрытых в нём личностей убийцы и святого. Л. Сонди предположил, что данная предрасположенность могла быть обусловлена наследственным генофондом. Много лет спустя эта гипотеза была подкреплена работой французского литературоведа А. Труайя, который в написанной им биографии Достоевского привел примеры из жизни предков писателя, среди которых действительно были и убийцы и блаженные[2].

В 1920—1930-х гг. Сонди принимает активное участие в международных психоаналитических конференциях и съездах, где, в частности, познакомился с Анной Фрейд.

В идеях Сонди заметно сильное влияние фрейдовского психоанализа и аналитической психологии Юнга. Развивая идеи судьбоанализа, Л. Сонди вводит понятие родового (семейного) бессознательного, которое находится между личным бессознательным и коллективным бессознательным. Л. Сонди считал, что родовое бессознательное оказывает влияние на судьбу человека. Сонди был одним из первых психологов, кто направил внимание на наследственный характер закрепленных форм поведения, полагая, что в закодированном виде, переданном по генотипу, психика младенца уже имеет набор приспособительных реакций, которые в своё время обеспечивали существование его предков. В родовом бессознательном наследственность проявляется прежде всего в формировании так называемого архетипа, под которым Сонди понимал образ предка, в соответствии с которым, и никак иначе, необходимо действовать[3].

Влияние родового бессознательного в жизнедеятельности человека оказывает влияние на все аспекты жизни: определяет безотчетный (подсознательный) выбор человеком профессии и хобби, друзей, супруга и даже формы смерти. Но родовое бессознательное, содержащее в себе определённое влияние предков, генетической детерминации в развитии психики каждого человека, не означает его изначальной предопределенности. Л. Сонди считал, что каждое побуждение изначально амбивалентно, следовательно, имеет минимум две возможности своей реализации.

Суть так называемой судьботерапии состоит в освобождении человека от навязанной ему формы судьбы и предоставлении свободы выбрать свою судьбу, как минимум, из двух возможностей.

Клинико-психологический тест, целью которого является выявление некоторых проявлений психического расстройства и нарушений поведения. Впервые тест был опубликован в 1939 году, но широко внедряться в практику начал лишь в конце сороковых годов. В создании теста Л. Сонди исходил из своих представлений о наследственно-обусловленной склонности человека к определённым формам патологии и проявлении патологии во внешнем облике. В основу методики легли эмпирические исследования на большой группе лиц, имеющих психические отклонения и точно установленные психиатрические диагнозы. Кроме того, Л. Сонди анализировал их истории болезни и истории болезней их ближайших родственников.

Л. Сонди считал, что тест должен применяться для выявления вариантов реализации склонностей, а не постановки психиатрического диагноза.

В качестве стимульного материала Л. Сонди были отобраны 48 фотопортретов психически больных людей 8 категорий (эпилепсия, истерия, садизм, гомосексуализм, кататония, параноидная шизофрения, депрессия, мания). Испытуемому шестикратно предъявляются наборы из 8 фотографий, по одной из каждой категории, и в каждом предлагается указать два наиболее и два наименее понравившихся лица. По мнению Л. Сонди, если четыре и более портретов одной категории получили положительную или отрицательную оценку, то данную диагностическую область следует признать значимой для обследуемого.

Книги[править | править код]

  • Сонди Л. Учебник экспериментальной диагностики влечений. — М.: Когито-Центр, 2005.
  • Сонди Л. Судьбоанализ. — М.: Три квадрата, 2007. (Bibliotheca Hungarica)

Статьи[править | править код]

  • Зонди Л. Пароксизмальный круг профессий // ПЕРСОНАЛ-PROFY : журнал. — Екатеринбург, 2000. — № 2. — Часть 1. — С. 18.
  • Зонди Л. Аномальный круг профессий // ПЕРСОНАЛ-PROFY : журнал. — Екатеринбург, 2000, № 2. — Часть 1. — С. 38.
  • Зонди Л. Циркулярный круг профессий // ПЕРСОНАЛ-PROFY : журнал. — Екатеринбург, 2000. — № 3. — С. 41.
  • Зонди Л. Профессии шизоформного круга побуждений // ПЕРСОНАЛ-PROFY : журнал. — Екатеринбург, 2001. — № 4. — С. 24.
  • Зонди Л. Профессии сексуального круга побуждений // ПЕРСОНАЛ- PROFY : журнал. — Екатеринбург, 2001. — № 5. — С. 16.
  • Зонди Л. Выбор болезни как судьба // ПЕРСОНАЛ-PROFY : журнал. — Екатеринбург. 2002. — № 7. — С. 51.
  • Зонди Л. Выбор супруга как судьба // ПЕРСОНАЛ-PROFY : журнал. — Екатеринбург, 2003. — № 11. — С. 20.
  • Зонди Л. О любви // ПЕРСОНАЛ-PROFY : журнал. — Екатеринбург, 2003. — № 11. — С. 43.
  • Зонди Л. Социотропизм: выбор дружбы как судьба // ПЕРСОНАЛ-PROFY : журнал. — Екатеринбург, 2003. — № 10. — С. 16.
  • Ложкин А. И., Смирнов А. В. Методы глубинной психологической диагностики личности : учебное пособие / Уральский юридический институт МВД России. — Екатеринбург, 2003.
  • Смирнов А. В. К вопросу о валидности и надежности теста Зонди // ПАСХИ : научный психологический журнал. — Екатеринбург, 2002.
  • Смирнов А. В. Екатеринбургские лекции по экспериментальной диагностике побуждений Леопольда Зонди. — Екатеринбург: Изд-во гуманитарного ун-та, 2005.
  • Юттнер Ф. Судьбоанализ в выводах: Обзор пяти основных книг Леопольда Зонди. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2002.
  • СОНДИ Л. Липот Сонди;[пер. с нем. АВ Тихомиров].-Сер. Bibliotheca hungarica. — 2007.
  • Соловьев Г. Е. Судьбоанализ Леопольда Зонди. — Ижевск: Изд-то Удмуртский гос. ун-та, 2005

ru.wikipedia.org

Тест восьми влечений Сонди и его модификация

Методика, разработанная в 30-е годы XX столетия венским психологом Л.Сонди (в других переводах – Зонди, Шонди или Сцонди), основана на эмпирических данных, полученных при многочисленных исследованиях в основном лиц с серьезными проблемами или психическими заболеваниями. Однако в последствии она широко применялась как проективный личностный тест, при этом обращает на себя внимание тот факт, что Сонди приводит большой набор профессий, соотносимых с разными личностными паттернами, выявляемыми методикой.

Психологический эксперимент состоит в том. что обследуемому лицу предлагается выбрать наиболее симпатичные и наименее приятные портреты разных мужчин и женщин. Каждый портрет по своей физиогномической и психологической сущности отражает в наиболее заостренном виде проявление одной из основных восьми базисных человеческих влечений Сонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены различными сочетаниями этих 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет ту или иную патологию или проблему обследуемой личности.

В обоснование своего метода Сонди высказывает предположение, что наиболее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, которые соответствуют наиболее значимым потребностям индивида и генетически обусловленным склонностям. Свои предположения Сонди аргументирует проведенными экпериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями. Портреты распределены на 6 серий по 8 портретов в каждой серии. Сама идея – использовать заостренные патологическим процессом личностные свойства не только для дифференциально-диагностических целей, но для изучения личности – лежит в основе многих психодиагностических методик, высвечивающих умеренными количественными показателями черты характера и свойства личности, которые при высоких показателях интерпретируются как отклонение от нормы. Такую параллель проводил еще в начале XX века Кречмер. Этот подход достаточно долго критиковался, однако на практике проблема преморбида и стигматизированное™ всегда была в центре внимания психиатров, а в последние десятилетия стала весьма актуальной для психологов, педагогов, а также других специалистов, занимающихся индивидуализацией учебного процесса, семейным консультированием, профориентацией и расстановкой кадров.

Правомерность такого подхода в свое время подчеркивалась и известным отечественным психологом Б.В. Зейгарник. Она видела широкие возможности для изучения личности на примере патологически заостренных черт психически больных людей, рассматривая их как огрубленную модель менее явных, смягченных и сбалансированных в норме личностных свойств.

Те специалисты (психологи, врачи, педагоги), которым довелось познакомиться с тестом Сонди, безусловно обратили внимание на заметное своеобразие тезауруса автора методики и сложность сопоставления данных с результатами других исследований В значительной степени это связано с чисто психоаналитической базой интерпретационного подхода автора, к тому же и с определенным анахронизмом в понимании психоанализа который за последние полвека получил свое дальнейшее развитие В то же время определенные трудности в понимании того что хотел сказать своим читателям автор, специалисты испытывают из-за того, что многие переводы работ Сонди грешат неточностью Здесь лишний раз подтверждается ставшее уже расхожим мнение о том, что при переводе опыт и знания специалиста в его профессиональной сфере не менее важны, чем знание иностранного языка.

Все эти трудности привели к необходимости модификации как самой процедуры обследования, так и толкования результатов. В первую очередь, не смотря на стремление максимально сохранить специфику стиля Л.Сонди, временами приходилось прибегать к более понятной современному психологу терминологии Что касается интерпретации, то в модифицированном варианте она базируется на теории ведущих тенденций, которая рассматривает личность как образование, уходящее корнями в генетически заданную предиспозицию. Ведущие тенденции это те устойчивые судьбо-реализующие свойства, которые пронизывают все уровни личности и во многом предопределяют стиль жизни, выбор профессиональной деятельности, сферы социальной активности, а также значительно влияют на формирование индивидуальной иерархии ценностей.

В модифицированном варианте все портреты были выполнены заново известным и весьма талантливым художником Б.И.Энским с сохранением их психологической сущности и сходства с оригиналом. Затем валидность теста была проверена в эксперименте на репрезентативных группах нормы и контингента клиники пограничных состояний.

Тест в сущности не является таким количественным методом, в котором рестандартизация могла бы уточнить популяционные нормативы Сам Л.Сонди на основании экспериментальных данных утверждает, что этнические и культурно-социальные аспекты не влияют на результаты тестирования, так как структура влечений, лежащая в основе перцепции материала методики, универсальна для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности. Поэтому адаптация теста в основном сводится к ревалидизации выявляемых методикой феноменов, что и было сделано в процессе работы над модифицированным вариантом теста путем сопоставления данных с результатами других психодиагностических тестов и данными объективного наблюдения.

Главная цель, которую преследовал автор новой разработки теста это изучение концептуальной основы методики и ее феноменологической сопоставимости с индивидуально-типологическим подходом лежащим в основе теории ведущих тенденций. Кроме того модификация метода позволила использовать категориально-понятийный арсенал современного психолога и уточнить феноменологическую структуру теста в контексте приведенной выше типологии индивидуально-личностных свойств.

Общие характеристики теста восьми влечений Сонди.

Как уже говорилось, стимульный материал методики представлен шестью сериями портретов (I – VI) в каждой серии – 8 портретов людей, у каждого из которых в наиболее чистом виде представлена определенная патология сексуальная недифференцированность, агрессивность, проявляющаяся садо-мазохистическими тенденциями, эпилептоидные черты, истерические, шизоидные проявления паранойяльность, депрессия, маниакальное состояние.

В процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сперва 2 симпатичных (или наиболее приемлемых) портрета, а затем – 2 наименее симпатичных (неприемлемых) портрета из 8 предъявляемых и разложенных согласно их порядковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии – их всего 6. Выбранные портреты регистрируются согласно порядковому номеру каждого портрета от 1 до 8 и коду каждого портрета, отражающему его факторное значение: h – сексуальная недифференцированность; s – садизм-мазохизм; е – эпилептоидные тенденции; hy – истерические склонности; к – кататонические проявления; р – паранойяльность; d- депрессивное состояние; m – маниакальные проявления.

Римская цифра указывает на номер серии от I до VI Таким образом, каждое из шести предъявлений содержит 8 портретов, которые раскладываются перед испытуемым в два ряда в соответствии с их нумерацией.

Испытуемому дается следующая инструкция: "Вам будут предлагаться серии портретов. Вглядитесь в них внимательно. Сперва отберите тот который Вы хотя бы относительно предпочитаете перед остальными, а затем другой тоже предпочитаемый, но чуть меньше первого. Если даже это трудно сделать и не нравится ни один из них, то выберите тот, что меньше всех не нравится, а затем – следующий за ним". Испытуемый может выложить ряд из 8 портретов, принадлежащих одной серии, при этом получится континуум, у которого 2 полюса – полюс симпатии и полюс антипатии 2 первых засчитываются как предпочитаемые, 2 последних – как отвергаемые. При сильном сопротивлении, которое чаще всего носит эго-защитный характер исследование можно проводить следующим образом после выполненной инструкции "Выберите, пожалуйста, два наиболее приятных или симпатичных портрета из лежащих перед Вами", оба выбранных портрета убираются и складываются в отдельную стопочку. Затем следует инструкция "Отберите, пожалуйста, 2 самых неприятных портрета и дайте мне их". Эти 2 портрета также убираются из поля зрения испытуемого и складываются в отдельную стопочку отвергаемых портретов Такая процедура проделывается с каждой из шести серий. Испытуемый должен начинать рассмотрение портретов и делать свой выбор лишь тогда, когда все 8 портретов данной серии лежат перед ним. При этом следует строить эксперимент таким образом чтобы время на раздумье было ограничено. Необходима первая непосредственная реакция. Исследование обозначенное Сонди как ‘заднеплановый заход" (в нашей модификации – второй план ), предстовляет довыбор испытуемым 2-х симпатичных и 2-х отвергаемых из оставшихся после первого выбора портретов каждой серии. Каждый заднеплановый личностный профиль формируется отдельно и сравнивается с данными первого иследования по векторной формуле. Личностный профиль испытуемого вырисовывается при заполнении специальных сеток.

S

P

Sch

C

h

s

e

hy

k

p

d

m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполненная сетка выглядит следующим образом

S

P

Sch

C

h

s

e

hy

k

p

d

m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 X

 

X

 

 

 

X

 X

 X

 

 X

X

X

X

 X

 X

 X

X

 X

 

 X

 X

 

 

 

 X

 X

 

 X

 X

 

 

 

 X

 

 

 X

 

 

 

 

 

 

 

 X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формула такого выбора выглядит так: h+ s- e+_hy0 r-! p- d+ m+ .

Для многократных исследований заготавливаются два регистрационных листа, каждый содержит десять сеток. Один набор сеток предназначен как для одноразового, так и для многократных "переднеплановых" иследований, а второй – для дополнительных, "заднеплановых" иследований. Каждая сетка предназначена для заполнения данными одного однократного иследования. Показатели такого иследования менее надежны, так как в значительной степени обусловлены конкретной ситуацией (аналогично методу цветовых выборов Люшера). Однако, и ситуативно обусловленные реакции уходят корнями в базисные свойства личности, в конституциональную предиспозицию которая в значительной степени предопределяет непосредственные влечения, неподвластные сознанию поведенческие акции. Поэтому даже ситуативно обусловленные проявления отражают реакцию свойственную данному типу личности. В связи с вышесказанным а также учитывая условия, в которых большей частью работает практический психолог (лимит времени, загруженность, требования работодателя), можно предположить, что однократное исследование окажется предпочтительным видом использования методики.

Количественные показатели методики

Количественные показатели основываются на количестве выборов портретов одной серии, которое в свою очередь формируется из числа предпочитаемых и отвергаемых портретов этой серии Затем показатели разных серий сравниваются между собой. Выделяется три вида реакций средняя, нулевая и полная. Средней называется такая реакция на выбор портретов, когда испытуемый выбирает в среднем 3 (от 2 до 4) из 6 портретов одной серии (т.е. одного фактора).

При нулевой реакции испытуемый из 6 портретов одного фактора не выбирает ни одного портрета или выбирает самое большее один как симпатичный и один как несимпатичный портрет.

При полной реакции испытуемый выбирает все 6 или 5, самое меньшее 4 портрета одного какого-либо фактора, при этом суммируются и выбираемые, и отвергаемые портреты, т.е. = (п+) + (п-)

Нулевой реакцией является та, при которой испытуемый не выбирает ни одного или выбирает как симпатичный ( или несимпатичный) только один портрет из соответствующего фактора, представляет крайнюю степень выраженности раскрываемого данным фактором влечения, но в состоянии разряженности, отреагирования, удовлетворения данной потребности. Напрашивается аналогия с интерпретацией цветового выбора, в котором тот или иной цветовой эталон, отражающий ведущую потребность, расположен на первых позициях, что означает потребность актуальна, но не фрустрирована, или с цветами индифферентной зоны выбора, когда потребность не актуальна, находится в состоянии полного удовлетворения.

Полная реакция – так обозначается выбор, при котором 6, 5 или самое меньшее 4 портрета одного и того же фактора отобраны все равно, как предпочитаемые или отвергаемые. Согласно опыту, такой выбор выявляет то влечение или личностную тенденцию, которая оказывает наибольшее динамическое воздействие, т е требует разрешения. При этом реакция может быть позитивной, если все (или почти все) выборы выявлены как симпатичные, и негативной, если все (или почти все) выборы расцениваются как несимпатичные. При комбинированном выборе речь пойдет об амбивалентной реакции. Полная реакция имеет двоякое значение она может выявлять наиболее динамически сильный фактор, который не проявляется в спонтанном отреагировании, но сублимируется в профессиональном выборе, в дружеских отношениях, в любви и увлечениях или трансформируется в болезненные проявления Она также может обозначать состояние, которое предшествует проявлению какого-либо нереализованного но актуального влечения в то время как нулевая реакция указывает на влечение или склонность, которая себя уже проявила.

Таким образом Сонди считает, что между полной и нулевой реакциями нет качественной разницы Разница только динамическая речь идет о двух последовательных состояниях одной и той же склонности, сменяющих друг друга – состояние максимального напряжения и состояние разрядки. Отсюда, нулевую реакцию следует понимать не как отсутствие данной склонности, а как спад напряженной потребности после разрядки. Этим следует объяснить изменчивость профиля влечений при повторных исследованиях когда полная реакция в одном выборе сменяется нулевой реакцией в другом, и наоборот. Такая подвижность показателей по тому или иному фактору имеет важное диагностическое значение. В связи с этим Сонди рекомендует большое количество повторных исследований с помощью теста 8-ми влечений на протяжении любого отрезка времени (от нескольких в течение одного дня до многократных в течение месяца, года или нескольких лет).

Состояние напряженной потребности, выявляемое полной реакцией по какому-либо фактору, может проявиться двояко отреагирование вовне т е реакция, предшествующая удовлетворению влечения и вытеснение неот-реагированного влечения в подсознание, сублимация его в профессиональной деятельности межличностных отношениях, интересах и увлечениях. В любом случае динамическое накопление влечения (склонности) определяет состояние готовности к разрядке. При генотипической полной реакции происходит прямое отреагирование, при генотропической – путем трансформации в иной, социально приемлемый, сублимированный вариант реализации влечения. В связи с вышесказанным полные реакции подразделяются следующим образом: максимальный выбор симпатичных портретов в рамках определенного фактора выявляет напряженность влечения, готового к разрядке вовне. Испытуемый не пытается сдерживать это влечение и ждет лишь удобного момента к его реализации.

Максимальное количество отвергаемых портретов того же фактора определяет то переполняющее его влечение, которое он отвергает, неосознанно вытесняет или подавляет из-за невозможности реализации этого влечения в конкретной обстановке, что влечет за собой сублимацию нереализованного влечения через генотропические тенденции, проявляющиеся в профессиональном выборе, в сфере интересов, в межличностных контактах словом – в социализированной форме, в качестве компенсаторных реакций.

Реакции, при которых испытуемый выбирает по меньшей мере 2 портрета как симпатичных и как минимум 2 – несимпатичных, называются амбивалентными Если испытуемый выбирает 4, 5 или 6 портретов, но среди них есть и симпатичные и несимпатичные, то такой двойственный выбор называется амбиэквальным.

Таким образом реакции:

+2   +3   +3   +4   +2   +2  
-2    -3    -2    -2    -3    -4 – являются амбивалентными (двойственными), из них первые две и
амбиэквальными (равными).
Рассматриваются по отдельности каждый " +" с соответствующим ему внизу "-".

Реакции типа   +1
                       -1  – относятся к разряду нулевых.

  +2   +3   +4   +5  
  -1    -1    -1   -1     – позитивные реакции.

Реакции типа   +1    +1    +1    +1    – негативные реакции.
                          -2     -3    -4     -5

Амбиэквальные реакции выявляют двойственность внутриличностной установки на соответствующее фактору влечение: влечение одновременно и подтверждается и отвергается. По направленности, таким образом, различают позитивную, негативную, двойственную – амбиэквальную и амбивалентную, а также нулевую (разрядка) реакции.

Позитивными реакциями являются:
      +6    +5    +4    +3    +2    +2    +3    +4    +5  
      -0     -0     -0    -0     -0     -1     -1     -1    -1

т.е. реакции, при которых испытуемый выбирает из 6 портретов одного итого же фактора склонности по меньшей мере 2 в качестве симпатичных и самое большее 1 в качестве несимпатичного.

Негативные реакции:
      +0    +0    +0    +0    +0    +1    +1    +1    +1   
      -6     -5     -4     -3    -2     -2     -3     -4    -5

т.е. реакции, при которых испытуемый выбирает из 6 портретов какого-либо фактора склонности по меньшей мере 2 в качестве несимпатичных и самое большее 1 в качестве симпатичного.

Двойственно направленные, амбивалентные или амбиэквальные реакции:
      +2    +3    +3    +4    +2   
      -2     -3     -2     -2    -3

При амбивалентных, двойственно направленных реакциях испытуемый выбирает из 6 портретов одного и того же фактора по меньшей мере 2 в качестве симпатичных и одновременно по меньшей мере 2 в качестве несимпатичных.

Разряженные или нулевые реакции:    0    +1    +1     0  
                                                                        0     0     -1     -1

– испытуемый не выбирает ни одного портрета из 6, относящихся к данному фактору, или выбирает только 1, или самое большее 2, но 1 как симпатичный и 1 – как несимпатичный. При позитивных реакциях испытуемый подтверждает удовлетворенность соответствующей тенденцией, при негативных – отвергает ее.

При амбивалентном отношении собственного Я к данной склонности проявляется двойственность в оценке данного фактора Реакция разрядки (нулевая) свидетельствует о разряженности генотипической склонности Избыточными называются реакции, когда выбираются или отвергаются более трех портретов одной серии. Если 4, то ставится один восклицательный знак " ! ", если 5 – " !! ", если все 6, то " !!! ". Амбивалентные реакции не могут превышать 4, поэтому они обозначаются только одним восклицательным знаком " ! ". При этом вариант +2/-4 обозначается как " i " (перевернутый восклицательный знак), из чего следует, что в знаменателе стоит большее число, поэтому больший вес имеет отрицательный выбор, то есть отвержение.

Л. Н. Собчик Введение в психологию индивидуальности

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Проективная техника – методики тесты рисунки проекции:

psylist.net

Тест восьми влечение Л. Сонди. Бесплатная расшифровка теста Сонди.

1. Введение

Практическое руководство для психологов
Тест восьми влечений Л. Сонди и его модификация
Л. Н. Собчик "Введение в психологию индивидуальности"

Введение

Методика, разработанная в 30-е годы XX столетия венским психологом Л.Сонди* (в других переводах - Зонди, Шонди или Сцонди), основана на эмпирических данных, полученных при многочисленных исследованиях в основном лиц с серьезными проблемами или психическими заболеваниями. Однако в последствии она широко применялась как проективный личностный тест, при этом обращает на себя внимание тот факт, что Сонди приводит большой набор профессий, соотносимых с разными личностными паттернами, выявляемыми методи­кой.

Психологический эксперимент состоит в том, что обследуемому лицу предла­гается выбрать наиболее симпатичные и наименее приятные портреты разных мужчин и женщин. Каждый портрет по своей физиогномической и психоло­гической сущности отражает в наиболее заостренном виде одно из основных восьми базисных человеческих влечений. Сонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены сочетаниями этих 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показате­лей выявляет ту или иную патологию или проблему обследуемой личности.

В обоснование своего метода Сонди высказывает предположение, что наибо­лее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, кото­рые соответствуют наиболее значимым потребностям индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Свои предположения Сонди аргументирует проведенными экпериментальными исследо­ваниями и клиническими наблюдениями.

Портреты распределены на 6 серий по 8 портретов в каждой серии. Сама идея - использовать заостренные патологическим процессом личностные свойства не только для дифференциальнодиагностических целей, но для изучения личности - лежит в основе многих психодиагностических методик, вы­свечивающих умеренными количественными показателями черты характера и свойства личности, которые при высоких показателях интерпретируются как от­клонение от нормы. Такую параллель проводил еще в начале XX века Кречмер. Этот подход достаточно долго критиковался, однако на практике проблема преморбида и стигматизированности всегда была в центре внимания как психологов и педагогов, так и психиатров.

Правомерность такого подхода в свое время была подмечена и известным отечественным психологом Б.В. Зейгарник. Она видела широкие возможности для изучения личности в патологически заостренных болезнью чертах, имея при этом в виду как бы огрубленную модель менее явных, смягченных и сбалансированных свойств нормальной личности в клинических проявлениях болезни.

Те специалисты (психологи, врачи, педагоги), которым довелось позна­комиться с тестом Сонди, безусловно обратили внимание на заметное своеобразие тезауруса автора методики и сложность сопоставления данных с результатами других исследований. В значительной степени это связано с чисто психоанали­тической базой построения интерпретационного подхода автора, к тому же и с определенным анахронизмом даже в понимании идей психоанализа, который за последние полвека также получил свое дальнейшее развитие. В то же время оп­ределенные трудности в понимании того, что хотел сказать своим читателям ав­тор, специалисты испытывают из-за того, что многие переводы работ Сонди гре­шат неточностью. Здесь лишний раз подтверждается ставшее уже расхожим мне­ние о том, что при переводе опыт и знания специалиста в его профессиональной сфере не менее важны, чем знание иностранного языка.

Все эти трудности привели к необходимости модификации как самой процедуры обследования, так и толкования результатов. В первую очередь, не смотря на стремление максимально сохранить специфику стиля Л.Сонди, вре­менами приходилось прибегать к более понятной современному психологу терми­нологии. Что касается интерпретации, то в модифицированном варианте она базируется на теории ведущих тенденций*, которая рассматривает личность как образование, уходящее корнями в генетически заданную предиспозицию. Ведущие тенденции, это те устойчивые судьбореализующие свойства, которые пронизывают все уровни личности и во многом предопределяют выбор индивидом стиля жизни, профессиональной деятельности, сферы социальной активности итиерархии ценностей.

В модифицированном варианте все портреты были выполнены зано­во известным и весьма талантливым художником Б.И.Энским с сохранением их психологической сущности и сходства с оригиналом. Затем валидность теста бы­ла проверена в эксперименте на репрезентативных группах нормы и контингента клиники пограничных состояний.

Тест в сущности не является таким количественным методом, в котором рестандартизация могла бы уточнить популяционные нормативы. Сам Л.Сонди на основании экспериментальных данных утверждает, что этнические и культурно-социальные аспекты не влияют на результаты тестирования, так как структура влечений, лежащая в основе перцепции материала методики, универсальна для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности. По­этому адаптация теста в основном сводится к ревалидизации выявляемых мето­дикой феноменов, что и было сделано в процессе работы над модифицированным вариантом теста путем сопоставления с данными других психодиагностических тестов и результатами объективного наблюдения. Главная цель, которую пре­следовал автор новой разработки теста, это изучение концептуальной основы ме­тодики и ее феноменологической сопоставимости с индивидуально-типологическим подходом, лежащим в основе теории ведущих тенденций. Кроме того, модификация метода позволила использовать категориально-понятийный арсенал современного психолога и уточнить феноменологическую структуру теста в контексте используемых типологических паттернов.


1-source.ru

2. Общие характеристики теста восьми влечений Сонди

2. Общие характеристики теста восьми влечений Сонди

Общие характеристики теста восьми влечений Сонди

Как уже говорилось, стимульны и материал методики представлен шестью сериями портретов ( I - VI ), в каждой серии - 8 портретов людей, у каждого из ко­торых в наиболее чистом виде представлена определенная патология: сексуальная недифференцированность, агрессивность, проявляющаяся садо-мазохистическими тенденциями, эпилептоидные черты, истерические, кататонические проявления, паранойяльность, депрессия, маниакальное состояние.

В процессе обследования испытуемому предлагается выбрать сперва 2 симпатичных (или наиболее приемлемых) портрета, а затем - 2 наименее симпатичных (неприемлемых) портрета из 8 предъявляемых и разложенных согласно их порядковому номеру портретов первой серии. Эта процедура повторяется каждый раз по предъявлении каждой новой серии - их всего 6. Выбранные портреты регистрируются' согласно порядковому номеру каждого портрета от 1 до 8 и коду каж­дого портрета, отражающему его факторное значение:

  • h - сексуальная недифференцированность;
  • s - садизм - мазохизм;
  • е - эпилептоидные тенденции;
  • hy - истерические склонности;
  • k - кататонические проявления;
  • р - паранойяльность;
  • d - депрессивное состояние; m - маниакальные проявления.

Римская цифра указывает на номер серии от I до VI . Таким образом, каждое из шести предъявлений содержит 8 портретов, которые раскладываются перед испытуемым в два ряда в соответствии с их нумерацией.

Испытуемому дается следующая инструкция: "Вам будут предлагаться серии портретов. Вглядитесь в них внимательно. Сперва отберите тот, который Вы хотя бы относительно предпочитаете перед остальными, а затем другой, тоже пред­почитаемый, но чуть меньше первого. Если даже это трудно сделать и не нравит­ся ни один из них, то выберите тот, что меньше всех не нравится, а затем - следующий за ним". Испытуемый может выложить ряд из 8 портретов, принад­лежащих одной серии, при этом получится континуум, у которого 2 полюса полюс симпатии и полюс антипатии. 2 первых засчитываются как пред­почитаемые, 2 последних - как отвергаемые. При сильном сопротивлении, кото­рое чаще всего носит эгозащитный характер, исследование можно проводить следующим образом: после выполненной инструкции "Выберите, пожалуйста, два наиболее приятных или симпатичных портрета из лежащих перед Вами", оба выбранных портрета убираются и складываются в отдельную стопочку.

Затем следует инструкция: "Отберите, пожалуйста, 2 самых неприятных портрета и дайте мне их". Эти 2 портрета также убираются из поля зрения испы­туемого и складываются в отдельную стопочку отвергаемых портретов.

Такая процедура проделывается с каждой из шести серий. Испытуемый должен начинать рассмотрение портретов и делать свой выбор лишь тогда, когда все 8 портретов данной серии лежат перед ним. При этом следует строить экспе­римент таким образом, чтобы время на раздумье было ограничено. Необходима первая непосредственная реакция Исследование, обозначенное Сонди как "заднеплановый заход" (в нашей модификации - "второй план"), предусматривает довыбор испытуемым наиболее симпатичных и отвергаемых - 2 и 2 - из оставшихся после первого выбора портретов каждой серии. Каждый заднеплановый личностный профиль формируется отдельно и сравнивается с данными первого исследования по векторной формуле.

Личностный профиль испытуемого вырисовывается при заполнении спе­циальных сеток. При многократных исследованиях их столько, сколько проведе­но обследований. Каждая отдельная сетка заполняется при очередном обследова­нии. Сетка представляет собой заготовку для получения профиля.

Для многократных исследований заготавливаются два регистрационных листа, каждый содержит десять сеток. Один набор сеток предназначен для переднеплановых заходов, второй - для дополнительного, "заднештанового" исследования.

Формула такого выбора выглядит так: b + s - e + hyO k - p - dO m +.

Каждая сетка предназначена для заполнения данными одного однократного исследования. Связанные с количественными показателями такого исследования толкования менее надежны, так как в значительной степени обусловлены кон­кретной ситуацией (аналогично методу цветовых выборов Люшера). Однако, и ситуативно обусловленные реакции уходят корнями в базисные свойства личности, в конституциональную предиспозицию, которая в значительной степени предопределяет непосредственные влечения, неподвластные сознанию пове­денческие акции. Поэтому даже ситуативно обусловленные проявления отражают реакцию, свойственную данному типу личности. В связи с вышесказанным, а также учитывая условия, в которых большей частью работает практический психолог (лимит времени, загруженность, требования работодателя), можно предположить, что однократное исследование окажется предпочитаемым видом использования методики.


1-source.ru