Методика познавательных процессов: Диагностика познавательных процессов школьников
Пакет методик для диагностики познавательных процессов школьников
Сборник тестов «Диагностика познавательных процессов школьников» представляет собой набор наиболее удобных методик, используемых при проведении данной диагностики. Методики подобраны для разных возрастных ступеней, и могут использоваться как индивидуально, так и в группе.
Сборник будет удобен и полезен для психологов школ, занимающихся практической психологией, а также для всех интересующихся психологической диагностикой школьников.
Содержание
Введение
Глава 1. Диагностика ощущений.
1.1.Исследование роли ощущений в познавательной деятельности.
1.2.Исследование зрительных ощущений.
1.3.Исследование мышечно-суставных ощущений.
Глава 2. Диагностика восприятия.
2.1.Методика «Чего не хватает на рисунках?».
2.2.Методика «Узнай, кто это?».
2.3.Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».
2.4.Методика «Чем залатать коврик».
2.5.Диагностика объема восприятия.
2.6.Поиск информации для диагностики особенностей восприятия.
Глава 3. Диагностика воображения.
3.1.Методика «Где чье место».
3.2.Методика «Придумай рассказ».
3.3.Методика «Нарисуй что-нибудь».
3.4.Методика «Придумай игру».
3.5.Методика «Вербальная фантазия».
3.6.Методика «Рисунок».
3.7.Методика «Скульптор».
3.8.Исследование индивидуальных особенностей воображения.
3.9.Исследование творческого воображения.
Глава 4. Диагностика внимания.
4.1.Определение скорости и переключения внимания «S – тест».
4.2.Изучение уровня внимания (для 3-4 классов).
4.3.Методика «Числа и буквы».
4.4.Исследование избирательности внимания.
4.5.Исследование концентрации внимания.
4.6.Исследование переключения внимания.
4.7.Методика «Корректурная проба».
4.8.Методика «Расстановка чисел».
4.9.Методика «Перепутанные линии».
4.10.Методика «Кольца Ландольта».
4.11.Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25значных одноцветных цифровых таблиц.
4.12.Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значных двухцветных цифровых таблиц.
4.13.Методика «Найди и вычеркни».
4.14.Методика «Проставь значки».
4.15.Методика «Запомни и расставь точки».
Глава 5. Диагностика памяти.
5.1.Тест Джекобса.
5.2.Методика «Память на числа».
5.3.Методика «Смысловая память».
5.4.Методика «Заучивание 10 слов».
5.5.Методика «Пиктограмма».
5.6.Исследование опосредованного запоминания.
5.7.Исследование преобладающего типа памяти.
5.8.Определение объема кратковременной зрительной памяти.
5.9.Методика «Оценка оперативной зрительной памяти».
5.10.Методика «Узнай фигуры».
5.11.Оценка оперативной слуховой памяти.
5.12.Оценка опосредованной памяти.
5.14.Методика «Воспроизведение геометрических фигур».
Глава 6. Диагностика мышления.
6.1.Методика «Нелепицы».
6.2.Методика «Времена года».
6.3.Методика «Что здесь лишнее».
6.4.Методика «Кому чего не достает».
6.5.Методика «Пройди через лабиринт».
6.6.Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
6.7.Методика «Логико-количественные отношения».
6.8.Исследование аналитического мышления.
6.9.Исследование рефлексивности мышления.
6.10.Методика «Интеллектуальная лабильность».
6.11.Методика «Исключение слов».
6.12.Методика «Выявление общих понятий».
6.13.Методика «Исключение лишнего».
6.14.Тест Липпмана «Логические закономерности».
6.15.Методика «Простые аналогии».
6.16.Тест Эббингауза.
Глава 7.Диагностика речи.
7.1.Методика «Расскажи по картинке».
7.2.Методика «Назови слова».
7.3.Методика «Расскажи по картинке».
7.4.Методика «определение понятий».
7.5.Выяснение пассивного словарного запаса. 7.6. Определение активного словарного запаса.
7.7.Исследование ригидности речи.
7.8.Исследование темпа устной речи.
Введение
Познание мира было бы невозможно, если бы люди не обладали способностью запечатлевать и сохранять продолжительное время в памяти то, что узнали о действительности в процессе восприятия и мышления.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития детей школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что например, первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.
Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, а развиваются и представляют собой особые виды деятельности
Проблема познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов школьников особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов.
Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих
полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных процессов, и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Поэтому одним из направлений работы школьного психолога должно быть изучениеразвития психических познавательных процессов у школьников.
Глава 1. Диагностика ощущений
1.1. Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека
Цель исследования: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.
Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.
Процедура исследования
Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.
Задача первой серии: установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.
В ходе выполнения первой серии исследования испытуемому завязывают глаза и дают следующую инструкцию.
Инструкция испытуемому в первой серии: «Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух».
Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них – 10 секунд. После чего предмет убирается с руки, а в протоколе производится запись словесного отчета испытуемого.
Задача второй серии: установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь, и разрешается их ощупывать этой же рукою,
Вторая серия исследований проводится через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемому завязывают глаза и перед предъявлением предметов набора дают инструкцию.
Инструкция испытуемому во второй серии: «Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой.
Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки».
Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.
Протокол исследования двух серий опытов может быть представлен на одном общем бланке.
По окончании двух серий исследования испытуемый дает самоотчет о том, каким образом он ориентировался в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.
Испытуемый: |
|
| Словесный | Примечание |
Экспериментатор: |
| отчет |
| |
Дата |
|
|
|
|
Время |
|
|
|
|
№ п/п | Предмет в первой | Предмет во |
|
|
| серии | второй |
|
|
|
| серии |
|
|
|
|
|
|
|
Обработка и анализ результатов
Цель обработки результатов – установить свойства предметов, которые были адекватно распознаны. Количество названных ощущений в первой и второй сериях будет считаться показателем распознавания «П1» и «П2».
Проводя анализ результатов, следует сравнить величины показателей тактильного распознавания в первой и второй сериях и обратить внимание на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. Как правило, в первой серии испытуемые дают отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробуют его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря, ощупываю, тактильное восприятие, испытуемые обычно сначала определяют предмет, называют его (например: «булавка»), а потом дают словесный отчет о его свойствах.
Тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют человеку выжить и учиться даже при отсутствии слуха и зрения. Они расширяют познавательные возможности индивида, привыкшего полагаться на свое зрение, а потому опыт с закрытыми или завязанными глазами можно использовать как средство отдыха после длительного чтения книг или просмотра фильмов. Сознательное применение этого средства поможет переключить внимание и в случаях напряженного эмоционального состояния в ситуациях предстоящего экзамена, ожидания оценки и т.п.
1.2. Исследование зрительных ощущений
Цель исследования: определить величину абсолютного нижнего порога зрительного ощущения и дать оценку остроты зрения.
Материал и оборудование: измерительная рулетка и 5 стандартных плакатов с изображением колец Ландольдта (диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв кольца 1.5 мм; важно, чтобы разрывы колец на плакатах были обращены в разные стороны).
Процедура исследования
Исследовательская группа состоит из экспериментатора испытуемого и протоколиста. В комнате, где проводится исследование, должно быть хорошее освещение, а ее длина – не менее 6,5 м.
Впроцессе исследования испытуемый, находящийся на расстоянии 6 м в положении спиной к плакату, по команде экспериментатора поворачивается и приближается к нему, пока не увидит разрыв в кольце. Экспериментатор и протоколист с помощью рулетки определяют расстояние от плаката до положения испытуемого, с которого он правильно устанавливает местоположение разрыва кольца, и в протоколе записывается результат, то есть длина в сантиметрах. Затем испытание повторяется с помощью другого плаката, а затем – третьего.
Инструкция испытуемому. «За Вашей спиной на расстоянии 6 м расположен плакат с изображением кольца с разрывом. По моему сигналу повернитесь к нему и определите место разрыва, постепенно приближаясь. Как только увидите разрыв, остановитесь».
Впротоколе исследования должно быть зафиксировано самочувствие испытуемого, а также результаты трех попыток. Если результат варьирует в пределах больших, чем метр, то нужно провести еще одно измерение.
Обработка и анализ результатов
Показателем нижнего абсолютного порога зрительного ощущения является средний результат трех серий
Р1, Р2, РЗ – величины расстояний, с которых испытуемый определял разрывы в кольце соответствующих опытов.
Чем больше расстояние, с которого испытуемымый увидел направление разрыва, тем ниже, а значит, лучше его абсолютный порог зрительного различения, выше зрительная чувствительность.
Оценка остроты зрения проводится с помощью таблицы.
Если разрыв определен испытуемым с расстояния 5 м, то угол различения равен 1°, а зрение находится в диапазоне средних показателей.
Оценка остроты зрения в баллах | Показатель | порога | зрительного |
| различения (в см) |
| |
|
|
|
|
9 | 640 |
|
|
8 | 621-640 |
|
|
7 | 591-620 |
6 | 551-590 |
5 | 501-550 |
4 | 431-500 |
3 | 331-430 |
2 | 201-330 |
1 | 200 и менее |
Оценки остроты зрения в 1, 2, 3 балла – свидетельство ослабленности зрения. В этом случае помимо обращения к офтальмологу важно, чтобы испытуемый проанализировал состояние собственного здоровья и обратил внимание на режим работы и отдыха, чередование физического и умственного труда.
1.3. Исследование мышечно-суставных ощущений
Цель исследования: определить величину и дать оценку нижнего порога различений мышечно-суставных ощущений массы.
Материал и оборудование: разновесы с грузами в граммах. Листки бумаги размером 5 х 5 см и повязка для глаз.
Процедура исследования
Исследование проводится в группе, состоящей из трех человек: экспериментатор, испытуемый, протоколист. В комнате для лабораторных занятий одновременно могут проводить свои исследования несколько групп при условии, что каждая находится на расстоянии не менее 2,5 м от другой.
Испытуемому надевают на глаза повязку, просят вытянуть руки вперед, не напрягая их, ладонями вверх. На ладони лежат листки бумаги, на которые затем экспериментатор кладет разновесы в 4 и 5 г. Задача испытуемого – определить, в какой руке вес тяжелее. Затем последовательно добавляют 1-, 2– и 3-граммовые гири пока испытуемый не сможет определить различие веса. Данный опыт повторяют как минимум три раза. Если руки у испытуемого устанут, то ему нужно дать отдых в течение 1,5 – 3 минут после соответствующего опыта. В каждом опыте руки, на которые накладывают исходные 4 и 5 г, сменяют.
Инструкция испытуемому: «На Ваши ладони будут положены разновесы. С завязанными глазами определите, в какой из Ваших вытянутых рук груз тяжелее».
Обработка и анализ результатов
Показателем кожно-суставной чувствительности в различении массы является средний результат нескольких опытов. Для получения показателя сначала для каждого опыта определяют разницу в весе правой и левой руки, которую определил испытуемый. Затем подсчитывают показатель порога различительной чувствительности по формуле:
Оценку чувствительности в различении веса с помощью данной методики проводят с помощью таблицы:
Чем выше оценочный бал, тем лучше кожно-суставная чувствительность испытуемого.
Тренировки чувствительности к различению веса вырабатывает привычку осознавать собственные ощущения, что со временем приводит к улучшению результатов.
Оценка различительной чувствительности веса
Оценка в баллах | Различаемая величина (в г) Пк |
|
|
9 | 1,0-1,9 |
8 | 2,0-2,4 |
7 | 2.5-2,9 |
6 | 3,0-3,4 |
5 | 3,5-3,9 |
4 | 4,0-4,9 |
3 | 5,0-6,9 |
2 | 7,0-7,9 |
1 | 8,0 и более |
Глава 2. Диагностика восприятия
2.1. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.
6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до
35 сек.
4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.
2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.
0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.
Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребѐнка. Наряду с такими общими выводами ребѐнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.
Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребѐнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
2.2. Методика «Узнай, кто это»
Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.
Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.
Картинки к методике «Узнай, кто это»
Оценка результатов
10 баллов — ребенок по фрагменту изображения,<а> за время меньшее, чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.
7-9 баллов — ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до
20 сек.
4-6 баллов — ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.
2-3 балла — ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.
0-1 балл — ребенок за время, большее, чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».
Методики диагностики познавательных процессов
Тема: «Ты гордость моя – Казахстан.
Цель: воспитание чувства патриотизма.
Задачи:
-развивать познавательный интерес;
-расширять кругозор учащихся;
-прививать любовь и уважение к Родине, к
государству, символике Республики Казахстан.
-закрепить знание детей о Казахстане, быте, культуре,
— воспитывать чувства любви и гордости за свою многонациональную Родину — Республику
Казахстан.
Ход викторины.
-Много
чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Казахстан – единственная,
необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое
Родина?
—
Наша страна – Республика Казахстан. Широко раскинулась она под ярким солнцем.
Здесь есть и бескрайние степи, и высокие горы, и глубокие озера, и бурные реки.
В полях колосится пшеница. В садах зреют ароматные яблоки. Поют звонкую песню
родники.
В городах и аулах Казахстана живут люди разных национальностей. Шестнадцатого
декабря народ Казахстана отмечает День Независимости. В этот день всюду слышна
музыка. Развевается небесно-голубой флаг. Гордо простер на нем золотые крылья
свободный беркут.
Мы гордимся нашей страной. Наша Родина богата хлебом, звонкими песнями,
полезными ископаемыми. Она хочет быть добрым соседом и другом для других
стран.
Республика Казахстан – древняя и молодая земля. Она любима нами с детства и на
всю жизнь. Как хорошо, что мы живём с вами в Казахстане. Мы все граждане своей
страны.
Давайте
проверим наши знания о Казахстане.
Тема нашей викторины «Ты гордость моя — Казахстан». Участвовать
в ней будет вся группа. В ходе викторины мы проверим
ваши знания истории, литературы и географии Казахстана, узнаем
хорошо ли вы знаете культуру и быт казахского народа.
За каждый правильный ответ получаете жетон. И так начнём!
1 конкурс «История Казахстана».
1. К какой языковой относятся казахи? (к тюркской).
2. Какое название носила первая столица нашей республики? (Оренбург)
3. Кто из казахских ханов способствовал воссоединению казахских жузов? (Абулхаир хан).
4. Когда был принят закон о государственной независимости РК? (16.12.1991 года).
5. В каком году была введена национальная валюта – тенге? (ноябрь 1993 года).
6.Племена, жившие в железном веке на территории Казахстана (саки, гунны)
7. Древний праздник кочевников, которому 3000 лет (Наурыз)
8. Три великих бия Казахстана (Толе, Айтеке, Казыбек)
9. Город, в котором находится Мавзолей Ахмеда Яссави. (Туркестан)
10. Основатели Казахского ханства, первые ханы: (Жанибек, Керей)
11.
Обычное право у казахов (Адат )
12. Какой город защищала Панфиловская дивизия в ноябре 1941 года?
(Москву)
13. Где найден Золотой человек? ( В районе посёлка Иссык Алматинской
области)
14. Назовите имя золотого воина (Сулей)
15. Имя сакской царицы, годы жизни которой 570-520гг. до н.э. (Томирис)
16. Наука, в которой прославился Аль-Фараби. (Математика)
17.Древний родовой знак казахов, основа тюркской письменности (Тамга)
18.Первый летчик-космонавт Республики Казахстан. (Т.Аубакиров)
19. Организатор антиядерного движения «Невада-Семей»: (О.Сулейменов)
20. Знаменитый космодром Казахстана: (Байконур)
21.Назовите имя выдающегося государственного деятеля, которому удалось за 10-летнии период правления восстановить территориальные владения Казахстана? (Абылай хан)
22. Взяв власть в свои руки в 1841 г, Кенесары Касымулы ввел вместо суда биев …… (ханский суд).
2 конкурс «Государственные символы».
1. Что относится к гос.символам? (флаг, герб, гимн).
2. Какое отношение ширины флага к его длине? (1: 2)
3. Что изображено у древка флага? (Вертикальная полоса с национальным орнаментом)
4. Кто автор гос. гимна? (Музыка композитора Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова, Нурсултана Назарбаева)
5. Что символизирует изображенный на гербе – шанырак? (Отчий дом, очаг, мир).
6. Какими словами начинается гимн Республики
Казахстан?
7. Что означает образ тулпаров ( мифических коней) на государственном гербе
Республики Казахстан?
8.Что означает силуэт орла на государственном флаге Республики Казахстан? (Это
свобода, непокорность, чувство достоинства, мужества, широта души и чистота
помыслов народов, проживающих в Республики Казахстан.)
9. Что означает голубой цвет флага Республики Казахстан?
10. Символ олицетворения счастья и богатства на флаге. ( Изображение солнца)Какое 11.Животное является символом Казахстана? (Снежный
Барс)
11.Что относится к государственным символам, кроме флага, герба, гимна (штандарты президентской власти)
3 конкурс « Литература».
1. Какое произведение и какого автора переведено более чем на 30 языков? (“Путь Абая” М. Ауэзов).
2. Создатель казахского литературного языка, классик казахской литературы? (Абай Кунанбаев).
3. Автор “Тернистый путь” (Сакен Сейфулин).
4. Кому из поэтов принадлежат эти строки?
Не для забавы я слагаю стих,
Не выдумками наполняю стих
Для чутких слухом, сердцем и душой,
Для молодых я свой рождаю стих
Кто сердцем прозорлив и чуток,
Тот поймет, что в каждом я влагаю стих. (Абай)
5.Автор эпопеи «Путь Абая». (М.Ауэзов)
6. В каком из городов Казахстана в свое время жили и побывали И.Крылов, А.Пушкин, Т.Шевченко? (Уральск)
7. Если в Росси 2006 год был годом Абая, в Казахстане – годом … (Пушкина)
8. Герой юмористических рассказов и анекдотов
казахского фольклора(Алдар Косе)
9.Поэты XV-XVIII веков (Жырау)
10.Казахская Баба-Яга (Жалмауз-кемпир)
11.Герой многих казахских сказок.
(Ер-Тостик)
4 конкурс « Президент».
1. Имя нашего Президента? (Нурсултан Абишевич Назарбаев)
2. Дата рождения Н.А. Назарбаева? (6 июля 1940 г.)
3. Какой благотворительный фонд возглавляет супруга Президента? (Бобек)
4. Сколько дочерей у Н.А.Назарбаева? (Три)
5. Сколько процентов избирателей поддержали Н.А.Назарбаева на первых всенародных выборах Президента РК? (98,7%)
6.В каком году Н. Назарбаев получил статус «Лидер Нации. Ел басы» (в 2010 году)
7.В каком году Назарбаев стал президентом Казахстана? (В 1990г.)
8. Чем любит заниматься в свободное время Н.А. Назарбаев? (Шахматы, теннис, чтение книг, горнолыжный спорт, игра на домбре, гольф)
9. Как называется резиденция Президента Казахстана? (Акорда)
10.Что представляет из себя Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030»? (Обращение к народу. Программа развития государства на 33 года. План действий.)
11.Ключевые слова Президента в Послании народу «Казахстан – 2030»? (Процветание, безопасность и улучшение благосостояния.)
5 конкурс «География».
1. С какими государствами граничит Казахстан? (Россия, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Китай).
2. Какова величина территории Казахстана? (3 млн. кв. км. 5 Франций и Англий; все республики СНГ).
3. Сколько раз можно встретить Новый город на территории Казахстана? (2 раза так как в пределах РК находится два часовых пояса).
4. Какой район нашей республики образно называют Казахстанской Швейцарией? (район Кокшетауских гор и озер).
5. В каком из городов Казахстана в свое время жили И. Крылов, А. Пушкин, Т. Шевченко, Л. Толстой? (Уральск).
6. Назовите самую длинную реку Казахстана (р.Иртыш 4248 км)
7.Одна из
крупных рек, впадающая в Аральское море. (Сырдарья)
8. Какое полезное ископаемое добывают на п-ве Мангыстау? (Природный газ)
9.Одно из
крупных озёр Восточного Казахстана. (Зайсан)
10. Одно из мест в Казахстане, где добывают уголь открытым способом.
(Экибастуз)
11. Площадь территории современного Казахстана. (2,7 млн. кв. км)
12.Какое место в мире занимает Казахстан по размерам территории? (9)
13. С каким государством у Казахстана самая большая смежная граница? (Россия)
14. Моря
на территории Казахстана (Каспийское, Аральское)
15. Какие «разноцветные» реки Казахстана вам известны (Аксу
– белая вода, Карасу – черная вода, Коксу – синяя вода, Сарысу – желтая
вода)
16.Жаркие и засушливые области в южной части Казахстана с редкой и скудной растительностью. (Пустыня)
6 конкурс
«Народные обычаи и традиции гостеприимства».
Назовите казахские обычаи гостеприимства (на казахском и русском языках)
Ат мінгізу | Подарить коня |
Шапан жабу | Одарить чапаном |
Бата | Благое пожелание |
Бес жақсы | Комплект дара, состоящего из 5 ценностей: коня, крупного рогатого скота, ковра, дорогого оружия, одежды |
Ерулік | Приглашение в гости в честь соседства |
Көрімдік, байғазы | Коримдик и подарок |
Қонақасы | Специально устроенный обед по случаю |
7 Конкурс . «Казахские народные традиции».
Шілдехана | Праздник в честь новорожденного |
Ат қою | Наречение ребенка именем |
Қырқынан шығару | Исполнение 40 дней новорожденному (стригут волосы, ногти, укладывают в колыбель) |
Тоқымқағар | Проводы |
Бесікке салар | Той по случаю укладывания ребенка в колыбель |
Тұсаукесер | Угощение по случаю разрезания пут |
Тілашар | Той в честь первоклассника |
8 конкурс «История Национальной валюты – тенге»
1. В каком городе Казахстана работает монетный двор?
(Усть-Каменогорск)
2. В каком городе РК открыта банкнотная фабрика? (Алматы)
3. От какого слова произошло слово “деньги”? (От тюркского “тенге”)
4. От какой королевской особы тенге получила приз, «Золотой знак качества»?
(От королевы Великобритании)
5. Как вы думаете, кто эти люди: Мендыбай Алин, Тимур Сулейменов, Агима Дузельханова? (авторы денежных знаков)
6. Сколько степеней защиты у тенге? (18)
7. Назовите особенность национальной валюты Казахстана. (Двуязычие)
8. Вспомните число и месяц введения тенге (Понедельник, 15 ноября 1993 года)
9. Из-за отсутствия собственной банкнотной фабрики печатали первые тенге? (Англия, “Харисон и сыновья”).
10. Сколько лет национальной валюте Казахстана? (23года)
11. Какая валюта является международной в настоящее время? (Доллар, евро)
12. Как называлась денежная валюта КССР до тенге? (Рубль)
13. Как называется наука о монетах и других денежных знаках? (Нумизматика)
14. Каким достоинством купюры, используются в настоящее время в РК?
(200, 500, 1000, 2000, 5000, 10 000, 20000)
15. Что изображено на лицевой стороне наших банкнот?
(В центральной части «Астана — Байтерек», в нижней части банкноты открытая рука)
16. Что изображено на обратной стороне нашей банкноты?
( ландшафты, современные объекты архитектуры, контур карты Казахстана.)
17. Какие разменные монеты денежного обращения имеет хождение на сегодняшний день на территории Казахстана? (1, 2, 5, 10, 20, 50, 100).
18. Какая купюра является редкой на сегодняшний день в обращении? ( 20 тыс.)
19. Какую банкноту презентовал Нац.банк накануне юбилея Независимости РК? (10 тыс.)
20. Почему новая банкнота может занять место в коллекции нумизматов?
(100 тыс. экземпляров)
9 конкурс «Народная мудрость»
Пословицы содержат многовековой опыт народа, отражая народную мудрость. Каждая
команда слушает казахские пословицы и подбирает к ним русские.
Пословицы.
Если друг твой человек плохой, я скажу, кто ты | Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты |
Язык острее сабли | Слово не воробей, вылетит – не поймаешь |
Друга нет – душе покоя нет | Нет друга – ищи, а нашел – береги |
Двум людям стоит потесниться, третий может поместиться | В тесноте, да не в обиде |
Жизнь без труда – тлеющая зола | Без труда не вынешь рыбку из пруда |
10 конкурс «Известные имена».
1. Первый казахстанский профессор архитектуры,
выдающийся мастер изобразительного искусства, первый главный архитектор города
Алматы. (Мендикулов)
2. великий мыслитель, кюйши, герой многих
легенд, живший на берегах Сырдарьи в 19 веке. (Коркыт)
3. Доктор геолого-минералогических наук, профессор,
академик, открывший несметные богатства родной земли. (Сатпаев)
4. Известная казахская певица и актриса, одна
из основателей казахского оперного искусства. (Байсеитова).
5. Герой Великой Отечественной войны, летчик,
выходец из Караганды, 19.12.1042 г. в воздушном бою в районе
Боковская-Пономаревка направил свой самолет в колонну танков. (Абдиров)
6. Великий казахский композитор-классик. Его
кюи «Сарыарқа», «Адай», «Серпер», «Кішкентай»являются бесценным духовным
наследием. (Курмангазы)
7. Известный казахский айтыскер
(акын-импровизатор), певец, прекрасно игравший на гармони и домбре.
(Кашаубаев).
11. Конкурс «Знатоки истории».
1. Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент – кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта?
Ыкылас
Коркут
Амре
2. Весной 1723 г. в «Год великого бедствия», полчища джунгар вероломно вторглись на территорию Казахстана. Об этом периоде сложено немало народных песен и сказаний. В те годы китайские историки поторопились объявить всему миру, что казахов больше нет, что казахский народ не в силах отстаивать свои земли. Борьбу за независимость казахского народа возглавили знаменитые батыры. Один из них более сорока лет сражался за свободу казахского народа, принял участие в 103 сражениях. В «Год великого бедствия» он был начальником обороны священного города Туркестан. Назовите имя этого батыра-полководца.
Кабанбай
Богенбай
Наурызбай
3. В центре огромного евразийского континента
раскинулась наша страна, имя которой – Республика Казахстан. Поэт Т.Айбергенов
пишет: «Она велика:
От Алтая до Каспия,
Она широка,
Как народа душа.
Она же – Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И всплеск Иртыша».
Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от
врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже
перечисленных народов не был жителем Древнего Казахстана?
Гунны
Скифы
Персы
4. О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы. Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»?
I в. – массагеты
III в. – персы
IV в. до н.э. – саки
5. Об одной национальной традиции казахов великий Абай писал: «В бренном мире нет мне занятия милей». Это яркое виртуозное искусство, секреты которого передавались из поколения в поколение. Оно занимало важное место в жизни кочевников. Поэтому так высоко ценились в народе быстроногий скакун, гордый беркут и ловкая борзая-тазы – верные спутники в жизни джигита. Назовите любимое занятие Абая, одну из национальных традиций казахского народа.
Байга
Кокпар
Охота с беркутом (искусство беркутши)
6. Вы удивитесь, когда узнаете, что казахский народный музыкальный инструмент шан-кобыз есть у всех народов мира, что конырау прилетели в казахскую степь под дугой русской тройки, а сырнай пришел… из Австрии. Много интересных историй и легенд связано с музыкальными инструментами. Они до сих пор звучат степными голосами. Казахская песня жила и живет с неразлучной домброй. Легенды связывают ее создание с именем великого ученого, философа, известного на Востоке как «Второй учитель» (после Аристотеля), родившегося в Отраре в 870 году. Назовите его.
Ахмед Яссави
Аль-Фараби
Бируни
7. В XV веке он был влиятельным сановником хана Золотой Орды. Казахский жырау, поэт-философ. В память народа он вошел как неутомимый искатель счастливой земли. Услышав однажды, что есть на свете Жер-Уюк – счастливая страна, где много плодородной земли и многоводных рек, а люди живут не ведая нужды и горя, гнета и вражды, он воскликнул: «О, если бы мой народ поселить в этой стране!» Как звали этого искателя Жер-Уюка?
Асан-Кайгы
Ахан-Сере
Жыренше
Подведение итогов. Подсчёт жетонов. Награждение победителей. И последний наш конкурс «Конкурс лидеров» /участвуют дети, наюравшие амое большее количество жетонв/.
Конкурс лидеров.
Лидеры должны написать 5 названий городов, 5 названий озер, 5 названий рек в Казахстане.
Рефлексия.
И сегодняшнее мероприятие нам бы хотелось закончить словами Нурсултана Назарбаева из книги «В потоке истории»:
«Почему мы изучению истории придаем особое значение? Потому что гражданин независимого Казахстана должен мысленно пропустить через себя исторические пути развития своей страны в толще веков и продумать круг вопросов» «Кем были вчера? Кем являемся сегодня? Кем будем завтра?»
Потому что каждый гражданин должен понять, что история его народа, его страны не уступает любой другой.
Потому что каждый гражданин, углубляясь в историю, должен стать достойным продолжателем дел своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю.
Методы исследования когнитивной психологии
Опубликовано АвторBalaji Niwlikar2 Комментарии
Ниже приведены лучшие методы изучения когнитивной психологии.
- Натуралистическое наблюдение
- Самоанализ или самоотчет
- Эксперименты или лабораторные/ контролируемые наблюдения
- Квазиэксперименты
- Нейропсихологические инструменты
Давайте посмотрим Методы детального изучения когнитивной психологии,
Содержание
- 1 Натуралистическое наблюдение –
- 2 2. Самоанализ или самоотчет
- 3 3. Эксперименты или лабораторные/ квази-эксперименты
- 4 9001.
- 5 5. Нейропсихологические методы
- 6 Литература
Наблюдение означает наблюдение, контроль, тщательное изучение, обследование или осмотр. Лучший способ что-то изучить — это понаблюдать за тем, как они ведут себя (есть, спать, ходить, думать и т. д.) в их обычной среде.
- Подробное исследование когнитивных функций в повседневных ситуациях, а не в лабораторных условиях.
- Наблюдатель, наблюдающий за людьми в знакомых повседневных ситуациях, занимающихся своими познавательными делами.
- Пример. Как снять деньги с банкомата (банкомата).
- Наиболее уместно использовать для выявления проблем, вопросов или явлений, представляющих интерес для изучения с помощью других методов исследования. ◦
- Положительный аспект-
- Экологическая достоверность .
- Относительно легко,
- Не требует много ресурсов для выполнения,
- Не требует, чтобы другие люди официально добровольно участвовали в исследовании.
- Отрицательный Аспект- –
- Отсутствие экспериментального контроля.
- Предвзятость наблюдателя .- чтобы устранить ее, мы можем использовать – Слепые наблюдатели : Люди, которые не знают, в чем состоит исследовательский вопрос: Таким образом, у них не будет предвзятых представлений о том, что они «должны» видеть.
Эффект наблюдателя – люди, которые знают, что за ними наблюдают, не будут вести себя нормально. Таким образом, Observer должен быть скрыт.
2. Самоанализ или Самоотчет- Вильгельм Вундт.
- Наблюдатель наблюдает за своими собственными психическими процессами.
- Самоотчеты — Собственный отчет человека о когнитивных процессах.
- Например, участников могут попросить решить сложные арифметические задачи без бумаги и карандаша и при этом «думать вслух».
- Положительные аспекты самоанализа-
- лучшее понимание опыта и факторов, которые на него повлияли,
- , что дает более богатую и полную картину, чем может увидеть посторонний.
- Негат Пять аспектов самоанализа-
- Предвзятость в отношении собственного познания.
- Социальная желательность хорошо выглядеть.
3.
Эксперименты или лаборатория/контролируемое наблюдение- Несколько раз наблюдать за поведением человека/животного в естественной среде нецелесообразно.
- Когда исследователям нужен больший контроль над переменными.
- Полностью контролируемая Независимая переменная.
- Случайные задания выборки.
- Например, Реакция младенцев на зеркало.
- Положительные аспекты экспериментов/лабораторных наблюдений
- Небольшое влияние на сеттинг.
- Чтобы стандартизировать настройку для всех участников,
- Исследователь пытается направить поведение определенным образом.
- Отрицательный Аспекты экспериментов/лабораторных наблюдений
- Субъект или образец могут иметь эффект наблюдателя.
4.
Квазиэксперименты- Когда исследователь не может контролировать Независимая переменная.
- Когда Исследователь не может назначить образец случайным образом.
- , но исследователь каким-то образом будет контролировать большинство переменных, играющих роль в эксперименте.
- Например, экспериментаторы не могут назначить участникам другой пол, этническую принадлежность, возраст или уровень образования.
Они полезны для изучения повреждений головного мозга, заболеваний головного мозга и тяжелых психических заболеваний.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) – показывает активность мозга
- Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — показывает, где возбуждаются нейроны.
- Магнитно-резонансная томография (МРТ) — показывает серое вещество, белое вещество и спинномозговую жидкость.
- Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)
- Батарея нейропсихологических тестов ® (NAB ® ) Роберта А. Стерн и Трэвиса Уайта для оценки широкого спектра когнитивных навыков и функций Возрастной диапазон: 18–97 лет; Время: 3 часа 40 минут для всех пяти модулей
Ссылки
- Филип Д. Харви, Клиническое применение нейропсихологической оценки.
- Галлоти, К. М. (2004). Когнитивная психология в лаборатории и вне ее. США: Томсон Уодсворт.
- Матлин, М. (1994). Познание. Бангалор: паб Harcourt Brace
- Штернберг, Р. Дж. (2007). Когнитивная психология. Австралия: Томсон Уодсворт.
- Солсо, Р.Л. (2004). Когнитивная психология (6-е изд.). Дели: образование Пирсон.
Подробнее о Введении в когнитивную психологию читайте здесь.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ – EduHalt
Сюда входят различные методы исследования, которые мы используем в когнитивной психологии. У каждого исследования есть цель, и она достигается с помощью соответствующей методологии.
Когнитивные психологи используют различные методы для изучения мышления человека. Эти методы включают (i) лабораторные или другие контролируемые эксперименты, (ii) психобиологические исследования, (iii) самоотчеты, тематические исследования, естественное наблюдение и (iv) компьютерное моделирование и искусственный интеллект. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки.
i) Эксперименты над поведением человека: В контролируемых экспериментальных планах экспериментатор проводит исследования, как правило, в лабораторных условиях. Экспериментатор контролирует как можно больше аспектов экспериментальной ситуации. В любом конкретном эксперименте есть в основном два типа переменных — независимые переменные и зависимые переменные. Нерелевантные переменные поддерживаются постоянными и называются управляющими переменными. При реализации экспериментального метода экспериментатор должен использовать репрезентативную и случайную выборку интересующей совокупности. Он / она также должен строго контролировать условия эксперимента. Если эти требования для экспериментального метода выполнены, экспериментатор может сделать вывод о вероятной причинной связи. Это влияние представляет собой воздействие независимой переменной (лечения) на зависимую переменную (результат) для данной популяции.
ii) Психобиологические исследования: С помощью психобиологических исследований исследователи изучают взаимосвязь между когнитивными способностями и церебральными событиями и ситуациями. Различные специальные методы, используемые в психобиологических исследованиях, обычно делятся на три категории. Первая категория — это методы изучения мозга человека после смерти, связывающие когнитивную функцию человека до смерти с наблюдаемыми особенностями мозга. Вторая категория — это методы изучения изображений, показывающих структуры или активность мозга человека, о котором известно, что он имеет определенный когнитивный дефицит. Третий — методы получения информации о мозговых процессах при нормальном выполнении когнитивной деятельности (например, с помощью методов визуализации мозга).
iii) Самоотчеты, тематические исследования и натуралистические наблюдения: Индивидуальные эксперименты и психобиологические исследования часто фокусируются на точной спецификации дискретных аспектов познания у разных людей. Чтобы получить подробно структурированную информацию о том, как конкретные люди думают в широком диапазоне контекстов, исследователи могут использовать самоотчеты (собственный отчет человека о когнитивных процессах), тематические исследования (углубленное изучение людей) и натуралистическое наблюдение (подробные исследования). когнитивных функций в повседневных ситуациях, а не в лабораторных условиях). С одной стороны, экспериментальные исследования наиболее полезны для проверки гипотез. С другой стороны, исследования, основанные на качественных методах, часто особенно полезны для формулирования гипотез. Эти методы также полезны для создания описаний редких событий или процессов, которые у нас нет другого способа измерить.
iv) Компьютерное моделирование и искусственный интеллект: Цифровые компьютеры сыграли фундаментальную роль в появлении когнитивной психологии. Один вид влияния является косвенным через модели человеческого познания, основанные на моделях того, как компьютеры обрабатывают информацию. Другой вид — прямой, то есть через компьютерное моделирование и искусственный интеллект. В компьютерном моделировании исследователи программируют компьютеры так, чтобы они имитировали заданную человеческую функцию или процесс. Некоторые исследователи даже пытались создать компьютерные модели всей когнитивной архитектуры человеческого разума.